• Авторизация


26 декабря родились... 26-12-2025 12:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Elisha_Cook (700x626, 98Kb)
1903
Элиша Кук-младший (Elisha Cook, Jr.; имя при рождении — Элиша Вэнслик Кук-младший, Elisha Vanslyck Cook, Jr.)
(продолжение)
Пара развелась в 1942 году, и на следующий год Кук женился на Пегги Маккенна, дублёрше кинозвезды Кэрол Лэндис, с которой познакомился на съёмках фильма «В глубине души джентльмен» (1942). После войны Кук и Пегги поселились в Бишопе, Калифорния, где прожили вместе вплоть до смерти Пегги в конце 1980-х годов. Детей у них не было. Будучи почти что отшельником в реальной жизни, Кук жил в отдалённой горной деревне и получал вызовы на студию с помощью курьера. В середине 1980-х годов, после десятилетий тяжёлого пьянства Кук неожиданно полностью бросил пить. В начале 1990-х годов Кук перенёс инсульт, в результате которого потерял речь. После нескольких лет всё усугублявшихся проблем со здоровьем, актёр умер от инфаркта 18 мая 1995 года в посёлке Биг-Пайн, штат Калифорния, США.Фильмография: 1930 — Её нерождённый ребёнок / Her Unborn Child — Стюарт Кеннеди; 1931 — Честь среди влюблённых / Honor Among Lovers — помощник в офисе (в титрах не указан); 1936 — Двое в толпе / Two in a Crowd — Скитер; 1936 — Кожаный парад / Pigskin Parade — Херберт ван Дайк; 1937 — Чистокровки не плачут / Thoroughbreds Don’t Cry — Бутс Макгуайр (в титрах не указан); 1937 — Заехав домой / Breezing Home — Пит Эспиноза (в титрах не указан); 1937 — Любовь — это новости / Love Is News — Эгберт Эгглстон; 1937 — Дьявол на рулём / The Devil Is Driving — Тони Стивенс; 1937 — Они не забудут / They Won’t Forget — Джо Тёрнер; 1937 — Жена, врач и медсестра / Wife, Doctor and Nurse — Глен Уайли; 1937 — Осторожно, любовь за работой / Danger: Love at Work — Химик; 1937 — Жизнь начинается в колледже / Life Begins in College — Олли Стернс; 1938 — Три слепые мыши / Three Blind Mice — Парень на скамейке; 1938 — Моя счастливая звезда / My Lucky Star — Валдо; 1938 — Патрулирующая подводная лодка / Submarine Patrol — Моряк Рузерфорд Дэвис Пратт, он же «Профессор»; 1938 — Дом разносчиков газет / Newsboys' Home — Дэнни; 1939 — Тайны большого жюри / Grand Jury Secrets — Роберт Остин /Норманн Хэзлитт; 1940 — Он женился на своей жене / He Married His Wife — Дики Браун; 1940 — Незнакомец на третьем этаже / Stranger on the Third Floor — Джо Бриггс; 1940 — Светская дебютантка номер 1 / Public Deb No. 1 — Коммунист; 1940 — Тин Пэн элли / Tin Pan Alley — Джо Кодд, композитор; 1941 — Мальтийский сокол / The Maltese Falcon — Вилмер Кук; 1941 — Любовное безумие / Love Crazy — Джо (лифтёр); 1941 — Человек на свободе / Man at Large — Гостиничный клерк; 1941 — Ночной кошмар / I Wake Up Screaming — Гарри Уильямс; 1941 — С огоньком / Ball of Fire — Официант в ночном клубе; 1941 — Ад раскрылся / Hellzapoppin' — Гарри Селби; 1942 — Авось прорвёмся! / A-Haunting We Will Go — Фрэнк Лукас; 1942 — В глубине души джентльмен / A Gentleman at Heart — Гений; 1942 — Девушка сонного времени / Sleepytime Gal — Эрни; 1942 — Рискованное дело / Wildcat — Харолд «Чикопи» Невинс; 1942 — Вызывает Манила / Manila Calling — Гиллман; 1943 — Боевое крещение / Baptism of Fire — Билл; 1944 — Леди — призрак / Phantom Lady — Клифф Милбёрн; 1944 — Вступайте в ряды армии / Up in Arms — Инфо Джонс; 1944 — Тёмная гора / Dark Mountain — Уайти; 1944 — Тёмные воды / Dark Waters — Клив; 1945 — Диллинджер / Dillinger — Кирк Отто; 1945 — Почему девушки убегают из дома / Why Girls Leave Home — Джимми Лобо; 1946 — Глубокий сон / The Big Sleep — Гарри Джонс; 1946 — Алиби — блондинка / Blonde Alibi — Сэм Коллинс; 1946 — Золушка Джонс / Cinderella Jones — Оливер С. Пэтч; 1946 — Алиби Сокола / The Falcon’s Alibi — Ник, диск-жокей; 1946 — Джо Палука, чемпион / Joe Palooka, Champ — Юджин; 1946 — Два умных человека / Two Smart People — Флай Фелетти; 1947 — Козёл отпущения / Fall Guy — Джо; 1947 — Рождённый убивать / Born to Kill — Марти «Март» Уотерман; 1947 — Длинная ночь / The Long Night — Фрэнк Данлэп; 1947 — Гангстер / The Gangster — Овал; 1949 — Флэкси Мартин / Flaxy Martin — Роупер; 1949 — Великий Гэтсби / The Great Gatsby — Клипслингер; 1951 — Веди себя хорошо! / Behave Yourself! — Алберт Джонас; 1952 — Можно входить без стука / Don’t Bother to Knock — Эдди Форбс; 1953 — Шэйн / Shane — Стоунуолл Торри; 1953 — Гром над равниной / Thunder Over the Plains — Джозеф Стэндиш; 1953 — Суд — это я / I, the Jury — Бобо (в титрах не указан); 1954 — Дочь преступника / Outlaw’s Daughter — Льюис «Тулса» Кук; 1954 — Бой барабана / Drum Beat — Блэйн Крэкел; 1955 — Индейский воин / The Indian Fighter — Бриггс; 1955 — Лесоруб / Timberjack — Панки, подручный Браннера; 1955 — Суд / Trial — Финн; 1956 — Обвиненный в убийстве / Accused of Murder — Уайти Поллок; 1956 — Убийство / The Killing — Джордж Питти; 1957 — Одинокий человек / The Lonely Man — Уилли; 1957 — Остров вуду / Voodoo Island — Мартин Шуйлер; 1957 — Секреты Чикаго / Chicago Confidential — Кэндимаут Даггэн; 1957 — Дорогой воровства / Plunder Road — Скитс Джонас; 1957 — Малыш Нельсон / Baby Face Nelson — Гомер ван Метер; 1959 — День преступника / Day of the Outlaw — Ларри Тетер (городской парикмахер); 1959 — Дом на холме призраков / House on Haunted Hill — Уотсон Притчард; 1960 — Тайны колледжа / College Confidential — Тед Блейк; 1960 — Платиновая школа / Platinum High School — Гарри Несбит; 1961 — Одноглазые валеты / One-Eyed Jacks — Кэрви; 1963 — Деликатное состояние папы / Papa’s Delicate Condition — Мистер Кит; 1963 — Проклятый зоопарк / Black Zoo — Джо; 1963 — Заколдованный замок / The Haunted Palace — Питер Смит / Мика Смит; 1963 — Джонни Кул / Johnny Cool — Гробовщик; 1964 — Кровь на стреле / Blood on the Arrow — Текс; 1964 — Стеклянная клетка / The Glass Cage — Отец девочки; 1967 — Добро пожаловать в Тяжелые Времена / Welcome to Hard Times — Хэнсон; 1967 — Шпион в зелёной шляпе / The Spy in the Green Hat — Арнольд; 1968 — Ребенок Розмари / Rosemary’s Baby — Мистер Никлас; 1969 — Большое ограбление банка / The Great Bank Robbery — Джеб; 1969 — Плач по бедному Уолли / Cry for Poor Wally — проповедник; 1970 — Кондор / El Condor — Старый заключённый; 1972 — Великий налет на Нортфилд, Миннесота / The Great Northfield Minnesota Raid — Банкер; 1972 — Блакула / Blacula — Сэм; 1973 — Команда / The Outfit — Карл; 1973 — Пэт Гэрретт и Билли Кид / Pat Garrett & Billy the Kid — Коди; 1973 — Император севера / Emperor of the North Pole — Серый кот; 1973 — Парни в синей форме / Electra Glide in Blue — Вилли; 1973 — Мессия зла / Messiah of Evil — Чарли; 1975 — Зимний ястреб / Winterhawk — Финли; 1975 — Чёрная птица / The Black Bird — Вилмер Кук; 1976 — Сент Айвз / St. Ives –Эдди; 1979 — Чемпион / The Champ — Джорджи; 1979 — 1941 / 1941 — Патрон; 1980 — Том Хорн / Tom Horn — Стейблхэнд; 1980 — Кэрни / Carny — Стартёр; 1981 — Война Гарри / Harry’s War — Сержант Билли; 1982 — Кинобезумие / National Lampoon’s Movie Madness — Мышонок; 1982 — Хэммет / Hammett — Эли, таксист; 1984 — Сокровище: В поисках золотой лошади / Treasure: In Search of the Golden Horse — Мистер Мэпс. Литература: Karen Burroughs Hannsberry. Bad Boys: The Actors of Film Noir. — Jefferson, North Carolina, and London: McFarland & Company, Inc., 2008. — ISBN 978-0-7864-3739-9; Geoff Mayer and Brian McDonnell. Encyclopedia of Film Noir. — Westport, Connecticut: Greenwood Press, 2007. — ISBN 978-0-3133-3306-4; Andrew Spicer. Historical Dictionary of Film Noir. — Plymouth, United Kingdom: Scarecrow Press, 2010. — ISBN 978-0-8108-5960-9.

1903
Андрей Иванович Летков
советский государственный деятель, народный комиссар электростанций СССР (1940—1942). Родился в селе Озерки, Петровский район, СССР, в семье сельского писаря. Член ВКП(б) с августа 1930 г. В 1930 г. окончил электротехнический факультет Московского института народного хозяйства имени Г.В.Плеханова. 1917—1921 гг. — ученик Злобовского, Поповского и Тепловского садово-огородных хозяйств в Саратовской области. 1921—1922 гг. — садовод качалинского совхоза Сталинградской области. 1922—1926 гг. — студент рабфака в Сталинграде, затем студент Саратовского сельскохозяйственного института. 1926—1930 гг. — студент Московского института народного хозяйства. 1930—1933 гг. — начальник цеха Шатурской ГРЭС Московской области. 1933—1936 гг. — начальник цеха, 1936—1937 гг. — главный инженер Каширской ГРЭС Московской области. 1937—1939 гг. — управляющий Днепроэнерго в городе Запорожье. февраль-апрель 1939 г. — начальник Главного управления электростанций и электросетей Юга Наркомата электростанций и электропромышленности СССР. 1939—1940 гг. — заместитель народного комиссара электростанций и электропромышленности СССР. с апреля 1940 г. — народный комиссар электростанций СССР. После начала Великой Отечественной войны руководил эвакуацией оборудования, а затем и организацией новых мощностей. Погиб при исполнении служебных обязанностей при аварии на электростанции в селе. Большое Куяш, Кунашакский район, Челябинская область, РСФСР, 16 января 1942 года.
Летковгроб (525x700, 467Kb)
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Награды и звания: Награждён орденом Ленина (21 апреля 1939). Источники: Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923—1991 гг. Историко-биографический справочник./Составитель В.И.Ивкин. — Москва, 1999. — ISBN 5-8243-0014-3

Миров (499x700, 129Kb)
1903
Лев Борисович Миров)
советский артист эстрады, актёр и конферансье. Народный артист РСФСР (1970). Родился в городе Москва, Российская империя, в Старосадском Переулке, в большой еврейской семье (2 брата, 2 сестры), сын рабочего типографии Берки Ицковича Мирова и Тамары Берковны Пругер. Учился в балетной школе, играл в музыкально-драматическом театре в Москве. В 1933—1934 годах был участником конферанс-дуэта с актёром Е.Ефимовым (Коганом). В 1934—1935 годах работал артистом в Московском мюзик-холле. В 1936—1949 годах работал дуэтом с Е.П.Дарским. В годы Великой Отечественной войны — артист агитбригады Главного политупраления ВМФ, выступал в частях и на кораблях Северного флота, был награждён. В 1950—1983 годах выступал в дуэте с Марком Новицким. В 1960—1970-е годы в паре с Марком Новицким — постоянный ведущий телевизионной передачи «Голубой огонёк». Миров и Новицкий были одними из самых популярных юмористов-сатириков 1960—1970-х годов. В дуэте они исполняли скетчи, диалоги, парный конферанс. Дуэт Мирова и Новицкого был построен на контрастах — небольшого роста, плотный, даже несколько мешковатый, пожилой Миров и крупный, более молодой Новицкий. Персонаж Мирова — сердитый, ехидный, даже несколько грубоватый и бесцеремонный — поддевал персонажа Новицкого, робкого, интеллигентного. Умер в родном городе 22 января 1983 года. Похоронен на Кунцевском кладбище. Награды: Орден Красной Звезды; Народный артист РСФСР; Заслуженный артист РСФСР. Семья: Жена — Ольга Александровна Мирова (1913 — 2002); Сын — Геннадий Львович Миров (1931 — 1988), инженер и изобретатель; Внук — Сергей Геннадьевич Миров (р. 1958), поэт, музыкант, режиссёр, теле- и радиоведущий. Фильмография: 1954 — Весёлые звёзды; 1959 — Особый подход; 1969 — Похищение; 1970 — Дело о… Озвучивание мультфильмов: 1964 — Петух и краски (источник - титры мультфильма). Литература: Дмитриев Ю.А. Миров и Дарский. Миров и Новицкий — дуэт конферансье // Эстрада в России. XX век. Энциклопедия. — Москва : «Олма-Пресс», 2004. — Страницы 394—395. — 862 страницы — 5000 экземпляров. — ISBN 5-224-04462-6.

arthur-riley (700x521, 117Kb)
1903
Артур Райли (Arthur Riley)
южноафриканский футболист, вратарь. Артур Райли родился в городе Боксбург, Трансвааль, в семье англичан. Там же он начал свои выступления за одноимённый клуб «Боксбург». В августе 1925 года главный тренер клуба «Ливерпуль» Мэтт Куинн заключил контракт с Райли. 24 октября 1925 года Райли дебютировал в клубе в матче с «Тоттенхэм Хотспур», который красные выиграли 3:1. Райли покупался «Ливерпулем», как второй вратарь, который должен был заменять Элайшу Скотта, когда ирландец не мог играть за клуб, но уже в 1927 году Райли смог навязать конкуренцию Скотту, а к концу сезона 1928/29 Райли стал твердым «номером один» в Ливерпуле. В 1930-е годы «Ливерпуль» не добивался больших успехов, более того, дважды «красные» вылетали во вторую английскую лигу. Райли провёл в «Ливерпуле» 15 лет, 338 раз выходя на поле, последнюю игру он провёл 6 мая 1939 года на Олд Траффорде, в котором «Манчестер Юнайтед» победил «Ливерпуль» со счётом 2:0.
Статистика игр за Ливерпуль
Screenshot 2024-11-29 at 18-40-50 Райли Артур — Википедия (320x448, 16Kb)

Heinrich_Reinefarth (466x700, 141Kb)
1903
Генрих-Фридрих «Хайнц» Райнефарт (немецкое имя — Heinrich-Friedrich «Heinz» Reinefarth)
один из высших офицеров СС, группенфюрер СС, генерал-лейтенант войск СС и полиции (1 августа 1944). Хайнц Райнефарт родился в городе Гнезен, Западная Пруссия, Германская империя (ныне Польша), в семье судьи. В 1922 году окончил гимназию и в следующем году вступил в добровольческий корпус «Оберланд». Изучал право в Йенском университете. После сдачи экзаменов и получения диплома в 1927 году работал в местном суде, в 1930 году сам становится судьёй. 1 августа 1932 года вступил в НСДАП (билет № 1 268 933), с сентября по декабрь состоял в СА, а в декабре того же года вступил в СС (билет № 56 634). С 1932 по 1939 работал адвокатом и нотариусом.
Участие во Второй мировой войне
С началом Второй мировой войны пошёл добровольцем в армию. За участие в Польской кампании был удостоен Железного креста 2-го класса. Затем — командир 14-го взвода 337-го полка во Франции за отличия в боях 28 мая 1940 года был награждён Железным крестом 1-го класса, а 25 июня 1940 года стал первым кавалером Рыцарского креста Железного креста среди членов Общих СС. В 1942 году вследствие обморожения на Восточном фронте был отозван из армии и зачислен в резерв в звании лейтенанта. 20 апреля 1942 года был повышен до бригадефюрера СС и генерал-майора полиции, а с июня 1942 года исполнял обязанности генерал-инспектора гражданской администрации в Протекторате Богемии и Моравии. С июня по сентябрь 1943 года — начальник отдела Управления и права в Главном управлении полиции порядка. С сентября по декабрь 1943 года — начальник правового управления Главного управления полиции порядка. 29 декабря 1943 года принял командование оберабшнита СС «Варта», а 29 января 1944 года был назначен Высшим руководителем СС и полиции «Варта».
Heinrich_Reinefarthpułk_Kozaków (700x408, 147Kb)
Хайнц Райнефарт и казаки 3-го казачьего полка.
С августа по ноябрь 1944 года командовал боевой группой СС «Рейнефарт» в составе войск Бах-Зелевского, участвующих в подавлении Варшавского восстания. Его войска проявляли особую жестокость против восставших, мирного населения и пленных. С декабря 1944 года командир 18-го корпуса СС. С января по март 1945 года был комендантом фестунга Кюстрин. Гудериан в своих воспоминаниях охарактеризовал его так:
«Комендантом крепости, укрепления которой были сооружены еще во времена Фридриха Великого, был Рейнефарт, когда-то начальник полиции Варшавы, хороший полицейский чиновник, но отнюдь не генерал.»
Под его командованием гарнизон Кюстрина упорно оборонялся в период операции по борьбе с советскими плацдармами на Одере. 22 марта 1945 года Кюстрин был полностью окружён, Райнефарту было приказано держаться в городе любой ценой и ждать деблокирующего удара. Однако 28 марта натиск советских войск заставил Райнефарта принять решение оставить город и прорываться из окружения к позициям на западном берегу Одера. Разъяренный неподчинением Райнефарта приказу удерживать Кюстрин любой ценой, Гитлер приказал его арестовать и казнить. Однако в хаосе последних недель Третьего рейха это распоряжение выполнено не было. С марта 1945 года — командир 14-го корпуса СС. 1 мая 1945 года был арестован англо-американскими войсками.
После войны
До 1948 года находился в заключении. Польские власти требовали его экстрадиции, но англо-американские власти оккупированной части Германии сочли, что он может быть полезен в качестве свидетеля на Нюрнбергском процессе. Затем он был вновь арестован за военные преступления, но суд в Гамбурге постановил оправдать Райнефарта из-за отсутствия доказательств. С декабря 1951 по 1964 год избирался мэром города Вестерланд. Избирался членом ландтага Шлезвиг-Гольштейна. После ухода из политики в 1967 году работал адвокатом. Умер в своем доме в городе Вестерланд, остров Зильт, ФРГ, 7 мая 1979 года. Награды: Шеврон старого бойца; Железный крест, I класса (28 мая 1940); Железный крест, II класса (25 сентября 1939); Рыцарский крест железного креста с Дубовыми Листьями; Рыцарский крест (25 июня 1940); Дубовые листья (№ 608) (30 сентября 1943); Нагрудный знак «За ближний бой» бронзовый; Крест военных заслуг II степени с мечами;Кольцо «Мёртвая голова»; Почётная шпага рейхсфюрера СС. Литература: Залесский К.А. СС. Охранные отряды НСДАП. — Москва : Эксмо, 2005. — 672 страницы. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-699-09780-5; Залесский К.А. Железный крест. Самая известная военная награда Второй мировой войны. — Москва : Яуза-Пресс, 2007. — Страница 382.

Судовиков (497x700, 128Kb)
1903
Николай Георгиевич Судовиков
советский учёный-геолог, петролог, заслуженный деятель науки РСФСР. Родился в городе Севастополь, Таврическая губерния, Российская империя. В 1921—1925 годах учился в Петроградском Географическом институте, затем в 1925—1930 годах — на физико-математическом факультете Ленинградского государственного университета. В 1924—1929 годах работал геологом, начальником геологической партии в Северной научно-промысловой экспедиции в Автономной Карельской ССР. В 1930 году окончил геолого-минералогическое отделение Ленинградского государственного университета. В 1930—1933 годах преподавал в Ленинградском горном институте. В 1933—1965 годах работал на геологическом факультете Ленинградского государственного университета. В 1937 году защитил кандидатскую диссертацию, доцент с 1938 года. Участник Великой Отечественной войны, офицер флота. Демобилизован в ноябре 1944 года по ходатайству университета. В 1947 году защитил докторскую диссертацию «Геология и петрология архея Западного Беломорья», профессор с 1957 года, заведующий кафедрой геологии. Умер в городе Ленинград , РСФСР, СССР, 29 июля 1966 года.
Судовиковгроб (525x700, 521Kb)
Похоронен на Большеохтинском кладбище (пересечение Смоленской и Нижегородской дорог).
Награды и премии: Орден Трудового Красного Знамени; Орден «Знак Почёта»(1965).
Научные труды
Опубликовал более 60 научных работ, в том числе ряд монографий и учебных пособий, по геологии Кольского полуострова, Карелии и Алдана, в их числе: Докембрийские породы Ребольско-Кимасозерского района. — Ленинград; Москва: Государственное научно-техническое горно-геолого-нефтяное издательство, 1933. — 42 страницы, 2 вкладанных листа иллюстраций, карты иллюстрации. — (Труды Северо-Западного геолого-разведочного треста/ НКТП-СССР. Всесоюзное геолого-разведовательное объединение; Выпуск 5); Геолого-петрографический очерк Шуезерского района. — Ленинград; Москва: Государственное научно-техническое горно-геолого-нефтяное издательство, 934. — 52 страницы, 3 вкладанных листа иллюстраций, карты : чертежи. — (Труды Ленинградского геолого-гидрогеодезического треста/ НКТП-СССР. Главное геолого-гидро-геодезическое управление; Выпуск 6); Материалы по геологии Юго-Западной части Кольского полуострова. — Ленинград; Москва: Онти. Главная редакция геолого-разведовательной и геодезической литературы, 1936. — 28 страниц, 3 вкладанных листа иллюстраций. — (Труды Ленинградского геологического треста/ НКТП СССР. Главное геолого-гидро-геодезическое управление; Выпуск 10.); Материалы по петрологии Западного Беломорья: (Гранитизация пород Беломорья). — Ленинград; Москва: ГОНТИ, Редакция горно-топливной и геолого-разведовательной литературы, 1939 (Ленинград). — 88 страниц, 2 вкладанных листа иллюстраций и карт : илюстрации, карты, схемы. — (Труды Ленинградского геологического управления; Выпуск 19); Тектоника, метаморфизм, мигматизация и гранитизация пород ладожской формации. — Москва—Ленинград : Издательство Академии наук СССР, 1954. — 199 страниц: иллюстрации. — (Труды Лаборатории геологии докембрия/ Академия наук СССР. Лаборатория геологии докембрия и Институт геол.огических наук; Выпуск 4); Региональный метаморфизм и некоторые проблемы петрологии / Ленинградский ордена Ленина государственный университе имени А.А.Жданова. — Ленинград : Издательство Ленинградского университета, 1964. — 550 страниц : иллюстрации; Геология и петрология южного обрамления Алданского щита / Академия наук СССР. Лаборатория геологии докембрия; Н.Г.Судовиков, В.А.Глебовицкий, Г.М.Другова и др. — [Ленинград] : Наука. [Ленинградское отделение], 1965. — 290 страниц, 3 листа схем, карт: иллюстрации; Проблема рапакиви и позднеорогенных интрузий / Академия Наук СССР. Лаборатория геологии докембрия. — Москва—Ленинград: Наука. [Ленинградское отделение], 1967. — 118 страниц, 8 листов иллюстраций: чертежи; Геологическое развитие глубинных зон подвижных поясов: (Северное Приладожье) / Н.Г.Судовиков, В.А.Глебовицкий, А.С.Сергеев и другие ; [Ответственный редактор Д.А.Великославинский] ; Академия Наук СССР. Институт геологии и геохронологии докембрия. — Ленинград : Наука. Ленинградское отделение, 1970. — 227 страниц, 3 листа карт. : иллюстрации. Литература: Григорьев С.В. Биографический словарь. Естествознание и техника в Карелии. — Петрозаводск: Карелия, 1973. — Страницы 217—218. — 1000 экземпляров; Бережной А.Ф. Они сражались за Родину: Универсанты в годы войны и в послевоенные годы. Выпуск 2. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, — 1995. — Страница 120.

Энтелис00 (499x700, 33Kb)
1903
Леонид Арнольдович Энтелис
советский композитор, музыковед, балетный и оперный критик, педагог. Родился в городе Каменец-Подольский, Российская империя (ныне Украина). В родном городе Энтелис получил музыкальное образование у Фаддея Ганицкого. В 1927 году окончил научно-творческое отделение Киевского музыкально-драматического института. В 1925—1927 годах — заведующий музыкальной частью театра «Березиль», преподаватель Киевского музыкально-драматического института. В 1926 году организовал первый в Киеве джаз-бэнд. С конца 1920-х выступал как композитор. Переводчик на русский язык с польского сочинения Л.Эрхардта «Балеты Игоря Стравинского» («Ballety Іgor Strawіnskіego», Krakow, 1962; рукопись в личном архиве Н.Л.Энтелис). В 1927—1932 годах — в Ленинградском техникуме сценического мастерства. В 1939—1941 и 1945—1952 годах — заведующий кафедрой музыкальных предметов ЛГИТМиКа (уволен в ходе кампании по борьбе с космополитизмом).
Энтелис (497x700, 209Kb)
В 1941—1945 годах воевал на фронтах Великой Отечественной войны. В 1954—1963 годах — преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в Ленинградском художественном училище (ЛХУ). Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 2 мая 1978 года.
Энтелисгроб (525x700, 521Kb)
Похоронен на кладбище Санкт-Петербургского крематория.
Семья
Жена (до 1937 года) — Вера Исааковна Кельман (1905, Киев — 1992, Москва), выпускница Киевской консерватории по классу фортепиано (1927); вторым браком была замужем за поэтом Николаем Адуевым. Сын — Евгений Леонидович Энтелис. Внук — актёр Леонид Евгеньевич Энтелис. Дочь — музыковед Наталия Леонидовна Энтелис. Двоюродный брат — юрист Яков Михайлович Энтелис (его сын — поэт-сатирик Николай Энтелис, внучка — актриса Ксения Энтелис). Основные публикации: 75 балетных либретто. — Ленинград., 1960 (совместно с М.Франгопуло); К спорам о джазе // Смена (Ленинград). — 1960. — 1 и 2 декабря; Разговор о лёгкой музыке. — Москва, 1965; Сто балетных либретто. — 2-е издание. — Ленинград, 1971; Заметки на нотных страницах. — Ленинград—Москва, 1974; Силуэты композиторов XX века. — 2-е издание. — Ленинград, 1975; Встречи с современной польской музыкой. — Ленинград, 1978. Избранные статьи: Энтелис Л. «Берег надежды» // Звезда : журнал. — Ленинград, 1959. — № 9. Литература: Поляновский Г. Л.А.Энтелис // Советская музыка. — 1963. — № 12; Дунаева Н.Л. Энтелис Леонид Арнольдович // Русский балет: Энциклопедия; Симоненко Владимир. Украинская энциклопедия джаза. — Киев, 2004. — Страница. 43.

Andreev VA-Admiral (480x700, 132Kb)
1904
Владимир Александрович Андреев
советский военно-морской деятель, участник Великой Отечественной войны, адмирал (с 1951). Родился на станции Бугат КВЖД. Со временем судьба привела Владимира в Москву. Образование получил в Высшем военно-морском училище имени М.В.Фрунзе (1927) и Военно-морской академии (1941). В 1923 году вступил на службу в ВМФ. Член ВКП(б) с 1925 года. За время обучения в училище побывал в первых заграничных походах кораблей советских морских сил «Аврора» и «Комсомолец» (в 1924 и 1925 годах). После окончания училища Андреев служил командиром взвода Балтийского флотского экипажа (октябрь 1927 — январь 1928 года). С октября 1929 по сентябрь 1930 года окончил штурманский класс Специальных курсов комсостава ВМС РККА. С октября 1930 до декабря 1932 года Андреев служил младшим штурманом линейного корабля «Марат». В апреле 1932 года Андреев прибыл на Тихий океан. С мая 1932 до января 1934 года он служил флаг-штурманом бригады заграждения и траления. Затем его назначили командиром минного заградителя. Сначала командовал минным заградителем «Эривань», где получил неплохую практику, а когда на флот поступили новые суда — был назначен командиром минного заградителя «Теодор Нетте». С декабря 1936 по январь 1938 года Андреев являлся начальником штаба бригады заграждения и траления, а затем до августа 1939 года — командиром этой бригады. Он принимал участие в боях у озера Хасан (1938). С августа 1939 по апрель 1940 года Андреев командовал ОВРом Главной базы Тихоокеанского флота. Во время Великой Отечественной войны с мая 1941 года — начальник штаба эскадры Черноморского флота. С апреля 1943 — командующий Северо-Тихоокеанской военной флотилией, вице-адмирал. В августе-сентябре 1945 года руководил операцией по высадке десантов и захвату Южного Сахалина и Курильских островов. С ноября 1945 по июнь 1946 — командующий Сахалинской военной флотилией. В 1946—1947 годах — начальник штаба, с марта 1947 по август 1952 — командующий 4-м (Балтийским) флотом. В 1952—1955 годах — заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба ВМС. В марте-ноябре 1955 — исполняющий обязаности адмирала-инспектора Военно-морского флота, в ноябре-декабре 1955 года — исполняющий обязаности командующего Черноморским флотом. С января 1956 года — адмирал-инспектор Военно-морского флота, с февраля 1957 по ноябрь 1960 — начальник Военно-морской академии. В 1961—1968 годах — начальник тыла Военно-морского флота. В марте 1968 года вышел в отставку. Умер в Москве 28 марта 1994 года. После кремации урна с прахом В.А.Андреева была помещена в колумбарий Кунцевского кладбища. Награды и премии: Орден Ленина; Орден Красного Знамени (1942); Орден Красного Знамени (1944); Орден Красного Знамени (1953); Орден Ушакова I степени (1945); Орден Нахимова I степени (1944); Орден Отечественной войны I степени (1985); Орден Красной Звезды (1984); Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»; Медаль «За оборону Кавказа»; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Орден «Легион почёта» степени легионера. Также был награждён именным оружием (1954) и американским орденом «Легион почёта». В.А.Андреев — автор мемуаров «Моря и годы» (1982). Литература: Лурье В.М. Адмиралы и генералы Военно-Морского флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн (1941—1945). — Санкт-Петербург: Русско-балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001. — Страница 15. — 280 страниц — 2000 экземпляров — ISBN 5-86789-102-X.

Walter Gerstenberg (490x700, 133Kb)
1904
Вальтер Герстенберг (немецкое имя — Walter Gerstenberg)
немецкий музыковед и музыкальный педагог. Родился в городе Хильдесхайм, Нижняя Саксония, Германская империя. Вальтер Герстенберг начиная с 1924 года изучал музыковедение в Берлине у Германа Аберта, Фридриха Блюме и Курта Закса, затем с 1926 года в Лейпциге у Теодора Кройера и Хермана Ценка. В 1929 году Герстенберг защитил диссертацию, посвящённую клавирной музыке Доменико Скарлатти. В течение трёх лет работал ассистентом в Институте музыкознания и Музее музыкальных инструментов при Лейпцигском университете. В 1932 году последовал за своим учителем и наставником Кройером в Кёльнский университет, в 1935 году габилитирован. С 1941 года экстраординарный, с 1946 года ординарный профессор Ростокского университета, одновременно в 1946—1948 гг. исполнял обязанности директора Ростокской Высшей школы музыки. В 1948—1952 гг. профессор Свободного университета Берлина, в 1952—1970 гг. Тюбингенского университета (за вычетом 1958 года, когда Герстенберг преподавал в Хайдельбергском университете). Среди его учеников, в частности, Вольфганг Бурде. С 1970 года в отставке. В 1974 году был удостоен звания Почётного доктора Зальцбургского университета. В 1964—1978 гг. возглавлял Международное шубертовское общество. Занимался изучением творчества Моцарта и Шуберта, участвовал в издании сочинений Иоганна Себастьяна Баха, продолжал начатое его предшественниками издание трудов Людвига Зенфля и Адриана Вилларта. Умер в городе Тюбинген, Баден-Вюртемберг, ФРГ, 26 октября 1988 года.

alejo-carpentier_6v2Gw (516x700, 173Kb)
1904
Алехо Карпентьер-и-Вальмонт (испанское имя — Alejo Carpentier y Valmont)
кубинский прозаик, журналист, музыкант и музыковед. Родился в Гаване. Отец – архитектор, мать – учитель русского языка. Отец был французом, мать – русской (приходилась родственницей поэту К.Д.Бальмонту), причем обосновались они на Кубе только в 1902 (познакомившись в Швейцарии – будущая мать Карпентьера училась за границей, как многие русские студентки-медички – они долгое время жили в Европе). Несмотря на происхождение и напряженный интерес к европейской и особенно русской культуре, Карпентьер в конечном счете почувствовал себя представителем латиноамериканской культуры (по его мысли, Америка является неким синтезом различных типов культур). Посещал школу, но обучение, как вспоминал много позднее, было поставлено необычайно плохо, выручали самостоятельные занятия и чтение книг. В 1913 вместе с родителями отправился в путешествие, длившееся около года, несколько месяцев прожил в России, затем в Париже, где за три месяца до возвращения на родину посещал школу Жансон-де-Сэйи, слушая лекции, в том числе по теории музыки, и занимаясь фортепьянной импровизацией. Интерес к музыке сохранялся всю жизнь, Карпентьер получил известность не только в качестве музыковеда, но и как композитор (отличительная особенность его музыкальных произведений – использование афро-кубинской музыки, в частности, негритянских ритмов). По его либретто были также созданы балеты «Ребамбарамба» и «Чудо Анакилье» кубинского композитора А.Рольдана (1900–1939), комическая опера «Длиннорукий» кубинского композитора А.Гарсии Катурлы (1906–1940), который, кроме того, написал несколько музыкальных произведений на слова Карпентьера, в частности, «Экуэ Ямба-о!» для хора и оркестра по одноименному роману и 2 афро-кубинские поэмы для голоса и флейты. Когда Карпентьеру исполнилось 11 лет, семья переселилась в поместье под Гаваной. В тринадцатилетнем возрасте Карпентьер пробует себя в качестве литератора (первые произведения написаны по-французски). В 1921, живя в Гаване, начинает изучать архитектуру, но, спустя лишь несколько месяцев, когда отец оставил семью, прерывает обучение и уходит в журналистику. В 1923 входит в «Группу меньшинства» («Группа минористов»), авангардного объединения, занимающегося не только вопросами культуры, но и политикой. В 1924 он становится главным редактором литературно-публицистического журнала «Картелес». В этот период работает как искусствовед, изучает негритянскую музыку, сам выступает как композитор – его оратория La Passion Noire исполнена в Париже. В 1926 Карпентьер посетил Мексику, где познакомился и подружился с мексиканскими художниками Диего Ривера (1886–1957) и Хосе Клементе Ороско (1883–1949). В 1927 возглавляет в качестве главного редактора новый журнал «Revista de avance», (в свет вышел только один номер), пишет стихи, устраивает концерты новейшей музыки. В том же году за то, что Карпентьер поставил свою подпись под манифестом «минористов», выступавших против политики, проводимой диктатором генералом Херардо Мачадо, он был арестован и провел семь месяцев в тюрьме, где написал первый вариант романа «Экуэ Ямба-о!». Выпущенный из тюрьмы под полицейский надзор, в марте 1928 тайно бежит во Францию, для чего использует документы своего друга французского поэта Робера Десноса (1900–1945). Поселившись в Париже, общается с такими литераторами и художниками как А.Бретон (1896–1966), Л.Арагон (1897–1982), Ж.Превер (1900–1977), Т.Тцара (1896–1963), И.Танги (1900–1955), П.Пикассо (1881–1973), Д.Де Кирико (1888–1978), играя заметную роль в движении сюрреалистов. Он экспериментирует, пробует освоить «автоматическое письмо». Однако впоследствии, несмотря на признание, что многим обязан сюрреализму, Карпентьер, тем не менее, оценивает достижения этого направления не слишком высоко, называя «бюрократией сновидений». По мнению писателя, основная слабость сюрреализма – это искусственность художественных построений, тогда как «в Америке сюрреализм присутствует в самой повседневной жизни». Литературовед К.Фель, говоря о том, какое влияние оказала сюрреалистическая эстетика на живших в Европе латиноамериканских писателей (в том числе, и на Карпентьера), заключает: «Для них это был не способ письма… а скорее метод восприятия мира, основанный на стремлении найти связь между внешне несходными фактами и явлениями». Так или иначе, общение с представителями европейского авангарда было необычайно полезным. Кроме того, Карпентьер много времени отдает изучению латиноамериканской истории и музыки, он работает в качестве журналиста на радио и в периодике, пишет оперные либретто, сотрудничает с американским композитором Эдгаром Варезом (1883–1965). В 1932 в Париже выходит поэтический сборник Карпентьера Антильские стихи, а в 1933 в Мадриде – его первый роман «Экуэ Ямба-о!» (так на диалекте кубинских негров звучат слова «Хвала богу»). В книге, где немалое место занимают описания негритянских обычаев и обрядов, рассказывается о судьбе семьи негров, которых американский промышленный концерн выживает с их родной земли. В 1937 участвует во 2-м Международном конгрессе писателей в защиту культуры, проходившем в Мадриде (картины гражданской войны в Испании запечатлены в документальной книге Испания под бомбами). Тридцатые годы также отмечены активной деятельность – писатель много ездит, посещает Берлин и Париж. Работает музыкальным режиссером на французском радио, сотрудничает с французским певцом Морисом Шевалье (1888–1972) и актрисой и танцовщицей Мистенгет (1873–1956), выступает в качестве продюсера немецкого композитора Курта Вайля (1900–1950), общается с писателями Эрнестом Хемингуэем, Гертрудой Стайн, Джоном Дос Пассосом. В 1939 возвращается на Кубу, где занимается музыковедением и журналистикой. В 1940-х поддерживает близкие отношения с кубинскими художниками Вифредо Ламом (1902–1982) и Рене Портокарреро (1914–1984). В конце 1945 Карпентьер вновь эмигрирует с Кубы и обосновывается в Венесуэле, работает в рекламном агентстве, в 1946 занимает пост заведующего кафедрой истории культуры в Школе пластических искусств города Каракаса, в том же году выходит в свет монография Музыка Кубы, первое в мире исследование на данную тему. Он пытается заново осознать свою творческую индивидуальность, отыскать новую стилистику. Много читает, в течение нескольких лет изучает сочинения хронистов, описывавших освоение Западных Индий. В 1949 выходит в свет роман «Царство земное», пролог которого можно назвать манифестом, где сформулированы эстетические каноны будущего нового латиноамериканского романа. Навсегда прощаясь с сюрреалистическим прошлым, Карпентьер проводит грань между тем, как понимали «чудесное» сюрреалисты, и тем, как понимает это он. Он называет «старой и лживой историей» рассказ о встрече на анатомическом столе зонтика и швейной машинки (образ, заимствованный из «Песен Мальдорора» Лотреамона, одного из ключевых для сюрреализма произведений). Такой мир создан по принципу циркового фокуса. Между тем «…мир чудесного лишь тогда становится безусловно подлинным, когда возникает из неожиданного преображения действительности (чудо), из обостренного постижения действительности, из необычного либо особенно выгодного освещения сокровищ, таящихся в действительности, и при этом необходимым условием является крайняя интенсивность восприятия, порождаемая той степенью экзальтации духа, которая приводит его в некое „состояние предельного напряжения"». На мысль о существовании подобного мира натолкнуло созерцание развалин дворца Полины Бонапарт, сестры французского императора, которые Карпентьер увидел на Гаити, посетив остров в 1943. Роман охватывает исторический период с середины 18 по двадцатые годы 19 вв. и рассказывает о восстании негров-рабов, последователей религии вуду, которое они подняли против гаитянского диктатора. Одна из ключевых символических сцен романа – сцена врачевания, когда бывшего вождя восстания, короля Анри Кристофа лечит согласно древней традиции старая служанка-негритянка, разведя костер на драгоценном мраморном полу, на фоне гобелена, где изображены Венера и Вулкан. Вышедший в 1953 роман «Потерянные следы» тоже имеет необычную творческую предысторию. В 1947 на самолете картографической службы Карпентьер пролетел над рекой Ориноко (репортажи об этом путешествии публиковались с 19 октября по 7 декабря того же года в газете «Эль насьональ»). Год спустя писатель предпринял новое путешествие: на автобусе он проехал из Каракаса в Эль-Тигре, а оттуда в Сьюдад-Боливар, после на пароходе плыл по Ориноко, затем исследовал участки ее притоков – рек Сипапо и Вентуари. Во время этого путешествия и возник в его сознании роман во всех мельчайших подробностях. Книга написана от лица вымышленного героя, в форме путевых заметок. Герой ее, композитор, сын испанки и немца, работает в кино, понапрасну тратя свой талант. В романе не названы места действия, но, по всей вероятности, это Нью-Йорк, Каракас и тропики Венесуэлы. Поездка в джунгли за народными инструментами, которую предлагает герою крупный музей, переворачивает его жизнь. Поднимаясь вверх по реке, он как бы минует разные этапы истории, оставляя за спиной период завоевания Америки, средневековье, Каменный век и оказываясь в первом Дне творенья. Река – это одновременно и символ течения времени, и символ самой истории («рекой времен» называлась в 18 в. карта, на которой в виде гигантской реки была представлена схема развития человечества). По мысли автора, в Америке сосуществуют все ступени цивилизации. Разумеется, догадка героя о том, что, возможно, именно Америке придется создать симбиоз различных культур, также принадлежит автору. Оставив мир, где «на смену мифам и легендам пришли речи, на смену догмам – лозунги», герой, удаляясь от цивилизации, все более душевно очищается, он обретает себя. Но чудесный мир открывается только однажды: вернувшись на время в город, чтобы уладить дела, герой уже не может найти чудесное селение в сельве. Карпентьер трижды переписывал роман, прежде чем решил, что книга закончена. В повести «Погоня», появившейся в 1955, Карпентьер экспериментирует с повествовательным временем, в полной мере проявляя при этом свой композиторский дар. По его признанию, повесть построена в форме сонаты: первая часть – экспозиция, затем следуют три темы, семнадцать вариаций и заключение, как кода. И если действие укладывает в 46 минут, (столько в оркестровом исполнении звучит Героическая симфония Л.Бетховена), то время в субъективном восприятии каждого из героев имеет собственную протяженность. В 1959, после падения режима Батисты, Карпентьер возвращается на Кубу. Революцию под руководством Ф.Кастро он воспринял как одно из важнейших исторических свершений. Начатый, хотя и не дописанный до конца, роман, посвященный этому событию, так и назвался – 1959-й год. Карпентьер занимает ряд важных постов в новом государстве: он назначен профессором Гаванского университета, а в 1962 – директором Национального издательства, входит в руководство Союза писателей и художников Кубы. В 1962 появляется роман «Век Просвещения», написанный еще в эмиграции и дорабатывавшийся в течение трех лет, рассказывающий о событиях Великой французской революции и о том, какие последствия имели революционные события в заокеанских колониях. Место действия – острова Карибского моря, Франция, Испания, Французская Гвиана, время действия – три десятка лет. Один из центральных героев – реальное историческое лицо: Виктор Юг, революционер, комиссар якобинского Конвента в колониях, постепенно превращающийся в тирана. Романная структура симметрична, рациональна, она как бы является отражением рационализма эпохи Просвещения. Произведение повышенно аллегорично и символично. В 1966 Карпентьер отправляется во Францию в качестве посла и культурного атташе. Среди произведений, созданных им в последний период жизни, – роман, получивший в русском переводе название «Превратности метода» (1974), хотя вернее было бы – «Пересмотр метода», ибо автор создавал свою книгу, полемизируя с работой французского философа Рене Декарта Рассуждение о методе. Содержание каждой из двадцати двух глав опровергает предпосланные каждой из них эпиграфы, заимствованные у Декарта, ибо истины, подходящие для иной действительности и другого времени, не подходят для Латинской Америки 20 столетия. Роман, действие которого разворачивается с 1913 по 1927, рассказывает о Главе Нации, диктаторе (одна из важнейших тем латиноамериканского романа, достаточно вспомнить «Осень патриарха Габриеля Гарсии Маркеса или Я, Верховный Аугусто Роа Бастоса»). Образ его нарисован сатирически, но отнюдь не гротескно. В 1975 увидела свет повесть Концерт барокко, фантазия, в центре которой – путешествие некоего богатого испанца Монтесумы и сопровождающего его негра Филомено по городам и континентам. Путешествие это заканчивается в Венеции, где бушует карнавал. В карнавальной толчее приезжие встречают знаменитых музыкантов Антонио Вивальди, Доменико Скарлатти, Георга Фридриха Генделя, и в зале женского монастыря проходит превосходный импровизированный концерт, где по правилам джазового джем-сейшена на ударных инструментах неожиданно солирует негр Филомено. По подсказке мексиканца Вивальди пишет оперу Монтесума, сюжет которой чудовищно искажает реальные исторические события, но ведь опера и должна жить бесконечными допущениями и условностями. А в концовке Филомено слушает трубу Луи Армстронга. Фантастический сюжет повести на самом деле воплощает один из важнейших эстетических постулатов: барокко, столь важное для истории культуры в целом и для Карпентьера в частности, не есть локализованный во времени и пространстве стиль, это – культурная константа, возможная для любого времени и пространства. Роман 1978 «Весна Священная», отразивший события от 1915 до 1961, когда противники Ф.Кастро пытались высадить на Кубе десант, чтобы захватить власть, построен с использованием сюжета и партитуры балета И.Ф.Стравинского. Карпентьер, который в 1950-х встречался с композитором в Бразилии, получил разрешение на столь необычное использование музыкального произведения. Карпентьер говорил: «Все мои предшествующие книги я назвал бы этапами того пути, который привел меня к Весне». Судьбы кубинца-архитектора Энрике и русской балерины Веры являются частицами огромного калейдоскопа исторических фактов, воспоминаний, цитат, созданного романистом. Последнее сочинение Карпентьера повесть «Арфа и тень» (1979) рассказывает о неудавшейся канонизации Христофора Колумба, оказавшегося не той фигурой, что достойна воплощать святость. Он был человеком, пусть наделенной массой слабостей, но творящим Историю. Произведения Карпентьера составляют единое целое, некую картину, где герои пытаются осознать себя и свое происхождение, а в качестве исторических представлены события, изменившие мир, что, в свою очередь, повлияло на историю Америки. Алехо Карпентьер, чья жизнь своеобразно соединила самые разные культурные влияния (даже жены его воплощали различные культуры, первая – француженка Эва Фрежавий – европейскую, вторая – кубинка Лилия Эстебан – латиноамериканскую), один из самых образованных писателей 20 в., умер в Париже 24 апреля 1980 года. охоронен в Гаване на кладбище Колон. Вклад его в кубинскую и мировую культуру высоко оценен. Признание: Лауреат Премии Чино дель Дука (1975); Премии «Мигель де Сервантес» (1977); французской Премии Медичи за иностранный роман (1979). В честь Карпентера названа французская школа в Гаване. Произведения: Ecue-yamba-o!/ Экуэ Ямба-О! (1933, роман); La música en Cuba/ Музыка на Кубе (1946, эссе); El reino de este mundo/ Царство земное (1949); Los Pasos perdidos/ Потерянные следы (1953); Guerra del Tiempo/ Война времен (1958); El siglo de las luces/ Век Просвещения (1962); La ciudad de las columnas/ Город колонн (1970, эссе); El recurso del método/ Превратности метода (1974); Concierto barroco/ Концерт барокко (1974); La consagración de la primavera/ Весна священная (1978); El arpa y la sombra/ Арфа и тень (1979). Сводные издания: Obras completas: Т. 1—9 / Ed. al cuidado de М. L. Puga. México: Siglo XXI, 1983—1985; Crónicas: En 11 t. La Habana: Arte y Literatura, 1975—1976. Публикации на русском языке: Музыка Кубы. Москва: МузГИЗ, 1962; Избранные произведения в 2 томах. Москва : Художественная литература, 1974; Весна священная. Москва : Радуга, 1982; Мы искали и нашли себя: Художественная публицистика. Москва : Радуга, 1984; Превратности метода. Москва : Прогресс, 1987; Царство земное; Век Просвещения; Концерт барокко; Арфа и тень. Москва : Радуга, 1988 (Мастера современной прозы). Литература: Зюкова Н. Алехо Карпентьер. Ленинград : Художественная литература, 1982; Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. Москва : Художественная литература, 1983; Пискунова С.И., В.Пискунов. Алехо Карпентьер и проблема необарокко в культуре XX века. – В книге: Литература в контексте культуры. Москва, 1986; Осповат Л. Человек и история в творчестве Карпентьера. – В книге: Приглашение к диалогу. Латинская Америка: размышления о культуре континента. Москва, 1986; Лисандро Отеро. Плавание через века. – «Культуры. Диалог народов мира», 1986, № 4; Земсков В. Новая земля Алехо Карпентьера. – В книге: Алехо Карпентьер. Избранное. Москва, 1988; Энциклопедический словарь сюрреализма. Москва : Институт мировой литературы имени А.М.Горького Российской Академии Наук., 2007, страницы 231-232; Mazziotti N. Historia y mito en la obra de Alejo Carpentier. Buenos Aires: F. García Cambeiro, 1972; González Echevarría R. Alejo Carpentier, the pilgrim at home. Ithaca: Cornell UP, 1977; Márquez Rodríguez A. Lo barroco y lo real-maravilloso en la obra de Alejo Carpentier. México: Siglo Veintiuno Editores, 1982; Zamora L.P., Faris W.B. Magical realism: theory, history, community. Durham: Duke UP, 1995; Padura L. Un camino de medio siglo: Alejo Carpentier y la narrativa de lo real maravilloso. México: Fondo de Cultura Económica, 2002; Millares S. Alejo Carpentier. Madrid: Editorial Síntesis, 2004; Birkenmaier A. Alejo Carpentier y la cultura del surrealismo en América Latina. Madrid: Iberoamericana; Frankfurt/Main: Vervuert, 2006.

ЮрийЛипкинг (587x700, 310Kb)
1904
Юрий Александрович Липкинг (псевдонимы - Александров, Липкинг — Александров)
советский археолог, педагог, историк, писатель. Родился в Виннице, в семье военного Александра Ксенофонтовича Липкина. По рассказу Юрия Александровича, фамилию Липкинг он получил по недоразумению, при оформлении паспорта, переписывая данные из метрик, вместо устаревшего ъ (ера), служащий написал букву «г». Учился в гимназии, но из-за революции и гражданской войны не закончил её. В 1921—1925 годах работал в слесарно-кузнечной мастерской «ИМО» ведомства наркомата земледелия, в Каменце-Подольском. Затем был выдвинут профсоюзом «Металлист» для сдачи экзамена на адвоката. Сдав экзамены, несколько лет работал членом Коллегии защитников при Каменец-Подольском окружном суде. В июне 1930 года начал работать юрисконсультом главного приискового управления «Союззолото», на станции Могоча Восточно-Сибирского края. C 1932 года по 1934 год работал учителем русского языка и географии в посёлке Юхта. С 20 декабря 1936 года преподавал географию в станице Ассиновской Сунженского района Чечено-Ингушской АССР, в том же году начал заочно учится на географическом факультете пединститута в Орджоникидзе, где учился с 1936 года по 1940 год. 1 сентября 1939 года начал работать завучем и учителем географии в селе Нижнее Смородное Золотухинского района (ныне Поныровского района) Курской области. С 1940 года работал завучем школы № 2, а затем директором школы № 1 в Новом Осколе. С началом Великой Отечественной войны в 1941 его не призвали в армию по состоянию здоровья. Лишь в мае 1942 года он ушёл добровольцем на фронт, воевал рядовым в 194-м мотострелковом батальоне 245-й танковой бригады на Сталинградском фронте. 18 августа 1942 года получил осколочное ранение бедра в районе села Абганерово был направлен в эвакуационный госпиталь № 1307 Центрального фронта, где был оставлен для дальнейшего прохождения службы. 17 июня 1943 года при погрузке раненых на станции Отрешково, в результате авиационной бомбардировки, получил общую контузию и по результатам медицинского обследования был зачислен в запас. С 1943 года преподавал в КГПИ, на почасовой основе, вначале географию, а затем историю. В ноябре 1944 года, по путёвке Курского обкома ВКП(б) в звании лейтенант административной службы, был направлен в Курское суворовское военное училище преподавателем географии. После демобилизации, в октябре 1951 года, перешёл на работу в школу № 13, а потом в КГПИ, тогда же начал заниматься археологией. С 1963 года стал штатным преподавателем истории и археологии в Курском пединституте, в течение ряда лет возглавлял археологическую практику у студентов 1-го курса. Сотрудничал со многими археологами, проводившими раскопки на территории Курской области, как то с М.В.Воеводским, П.И.Засурцевым, А.Е.Алиховой, Т.Н.Никольской, Э.А.Сымоновичем, А.И.Пузиковым, П.И.Борисковским и другими. Участвовал в исследованиях городища Марица, палеолитических стоянок в Авдеево и на территории Курска, городища и курганного могильника у села Шуклинка, а также многих других памятников археологии области. В 1963—1964 годах около хутора Княжий и в 1967—1968 годах около села Лебяжье им были исследованы грунтовые могильники второй половины VI — начала VIII веков н. э., относящиеся к колочинской культуре. При работах удалось обнаружить 22 погребения на Княжинском и 110 захоронений — на Лебяжинском могильнике, совершённых по обряду кремации. Данные могильники являются наиболее полными памятниками такого рода в Юго-Восточной Европе, дающими представление о погребальном обряде местных племен третьей четверти I тысячелетия нашей эры. Раскопки на Замощанской дюне открыли для науки один из наиболее северных памятников Черняховской культуры. Результатом многочисленных разведок и раскопок стали публикации книг и статей об археологических памятниках и истории Курской области. Умер в 1983 году. Личный фонд Липкинга хранится в Государственном архиве Курской области. Научные публикации: «Археологическая карта древних городищ Курского Посеймья»; «Городища эпохи раннего железного века в Курском Посеймье»; «Могильники третьей четверти I тысячелетия нашей эры в Курском Посеймье»; «Замощанская дюна под Суджей»; «Порубежные роменские городища Курского княжения»; «Городища эпохи раннего железного века в Курском Посеймье»; «Раннеславянские памятники у села Лебяжье под Курском»; Научно-популярные и художественные произведения; «О чём рассказывают курганы» (Воронеж, 1966); «Далёкое прошлое соловьиного края» (Воронеж, 1971); «Курск — древний русский город» (Курск, 1975); «Кудеяров стан» (Москва, 1957; 2-е исправленное издание — Воронеж, 1965; 3-е издание — Курск, 2005); «Сварожье племя» (Воронеж, 1966; 2-е издание — Курск, 2005); «В горниле» (Курск, 2004).; «Старые лебеди» пьеса была не опубликована; «Великие романтики» повесть была не опубликована. Награды и премии: Медаль «За боевые заслуги» (22 апреля 1948 г.); Медаль «За оборону Сталинграда»; Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Литература: Г.Ю.Стародубцев «Археологические экспедиции второй половины 1940-х первой половины 1970-х гг.»; С.П.Щавелёв «Первооткрыватели Курских древностей»; Мазнева Е.В. Последний романтик курской археологии. К 100-летию со дня рождения Ю.А.Липкинга (Александрова) / Под редакцией Е.М.Капустиной. — Курск: Курская областная научная библиотекака имени Н.Н.Асеева. Отдел краеведческой литературы, 2003. — 15 страниц.

Семёнов (528x700, 184Kb)
1904
Фёдор Кириллович Семёнов
советский партийный и государственный деятель, исполняющий обязанности председателя Свердловского облисполкома (1938), начальник политуправления 3-го Белорусского фронта (1944—1945). Родился в деревне Елизаветинск, Каинский уезд, Томская губерния, Российская империя (ныне — Новосибирская область), в семье железнодорожника. В 1913 году окончил сельскую школу, затем работал в сельском хозяйстве, некоторое время беспризорничал. В 1917—1926 годах работал мастером на телеграфе, одновременно учился в Томском техникуме связи. В 1926—1929 годах служил связистом в РККА, участвовал в вооружённом конфликте на КВЖД. В 1929 году вступил в ВКП(б). В 1929—1931 годах — киномеханик, затем пропагандист в Дальневосточном крае. В 1931 году переехал в город Асбест Уральской области, где сначала работал электромонтёром в коммунально-хозяйственном отделе, а затем — на партработе в Асбестовском горкоме. В 1935 году окончил два курса Института Маркса-Энгельса-Ленина в Свердловске. В июле 1937 года избран 1-м секретарём Асбестовского горкома ВКП(б). 15 апреля 1938 года назначен исполняющим обязаннояти председателя Свердловского облисполкома. Стал четвёртым подряд руководителем исполкома, так и не утверждённым в должности окончательно, однако в отличие от предшественников смог избежать репрессий. 3 октября 1938 года утверждён председателем оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Пермской области, а в ноябре освобождён от исполнения обязанностей председателя Свердловского облисполкома. После ухода Семёнова новый председатель облисполкома или исполняющий его обязанности не назначался вплоть до конца февраля 1939 года, фактически исполкомом руководил и. о. 1-го заместителя председателя Т.Г.Макаров. В июле 1939 года Семёнов был направлен в Москву, в одногодичную школу парторганизаторов при ЦК ВКП(б), после окончания которой стал заведующим орготделом Белостокского обкома КП(б) Белоруссии. После начала войны — политработник в Красной Армии и войсках НКВД: сначала комиссар 130-го полка НКВД Западного фронта, с октября 1941 года — комиссар 185-й стрелковой дивизии Западного фронта, с февраля 1942 года — комиссар санитарного управления Брянского фронта. С ноября 1942 по январь 1943 года — слушатель Особых высших курсов политсостава Красной Армии, после окончания которых назначен начальником политотдела 7-го гвардейского корпуса Западного фронта. С сентября 1944 года — начальник политуправления 3-го Белорусского фронта, затем — Воронежского военного округа. В 1946 году демобилизован. С мая 1947 года — заместитель председателя Тульского облисполкома, затем — директор Богоявленского паровозовагоноремонтного завода. В марте 1949 года вернулся в Асбест, где работал на различных предприятиях и учреждениях. В июле 1967 года вышел на пенсию. Умер в городе Асбест, Свердловская область, РСФСР, СССР, 14 марта 1980 года. Награды: орден Красной Звезды (1942); орден Отечественной войны I степени (1943); орден Красного Знамени (1943); медали: «Партизану Отечественной войны» I степени (1944), «За оборону Москвы» (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945), «За взятие Кёнигсберга» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945). Участие в работе центральных органов власти: депутат Верховного Совета РСФСР I созыва; делегат XVIII съезда ВКП(б). Литература: Сушков А.В., Разинков С.Л. Руководители Свердловской области: первые секретари обкома ВКП(б)—КПСС и председатели облисполкома. 1934—1991: биографический справочник. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2003. — Страницы 108—111.

Luigi_Ferrero (652x700, 167Kb)
1904
Луиджи Ферреро (итальянское имя — Luigi Ferrero)
итальянский футболист, нападающий, известен по выступлению за клуб «Ювентус» и «Амброзиану-Интер», после завершения карьеры футболиста тренировал ряд сильных итальянских клубов. Родился в городе Турин, Королевство Италия (ныне Италия). В качестве игрока Ферреро начал карьеру в «Ювентус», с которым стал чемпионом Италии в сезоне 1925/1926. В дальнейшем выступал за различные итальянские клубы, наиболее известным из которых является «Амброзиана-Интер». Закончил карьеру футболиста в 1940 году в клубе «Торино». Ещё не завершив игровую карьеру стал играющим тренером «Торино» с которым в дальнейшем дважды становился чемпионом Италии.
Luigi_Ferrero (642x700, 304Kb)
Затем тренировал ряд сильных итальянских клубов, среди которых «Фиорентина», «Лацио» и «Интернационале». Закончил свою тренерскую карьеру Ферреро в 1968 году, в «Фиорентине». Умер в родном городе 30 октября 1984 года. Достижения: Чемпион Италии (3): 1925/1926, 1945/1946, 1946/1947.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 26 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»