• Авторизация


26 декабря родились... 26-12-2025 12:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Jonas Marcinkevičius (504x700, 187Kb)
1900
Йонас Марцинкявичюс (литовское имя — Jonas Marcinkevičius)
литовский и советский писатель, поэт, драматург, журналист. Родился в городе Радвилишкис, Шавельский уезд, Ковенская губерния, Российская империя, в многодетной семье. Учился в школе при железной дороге. В 1914—1919 годах работал железнодорожником. В 1919 году добровольцем вступил в литовскую армию. По невыясненным причинам дезертировал и бежал в Польшу. После возвращения на родину был арестован и приговорён военным трибуналом к пожизненному заключению. Так как он был на момент ареста несовершеннолетним, пожизненное заключение заменили на 10 лет тюрьмы. С 1921 по 1931 год отбывал тюремное заключение. Работал в тюремной библиотеке, много читал, начал писать рассказы, стихи, романы. После выхода на свободу жил в Каунасе, занимался журналистикой и литературным творчеством. Сотрудничал с еженедельником „Lapas“ и ежедневной газетой „Lietuvos žinios“. Участник Великой Отечественной войны. Служил в рядах Красной Армии в 16-й стрелковой дивизии (1942—1945). После войны сотрудничал с литовскими газетами „Tėvynė šaukia“, „Tiesa“, „Tarybų Lietuva“. С 1945 года жил в Вильнюсе, работал в газетах „Tiesa“ («Правда»), „Valstiečių laikraštis“ («Крестьянская газета»), „Literatūra ir menas“ («Литература и искусство»). Автор статей, очерков и эссе на различные темы жизни республики. Умер в городе Вильнюс, Литовская ССР, СССР, 31 июля 1953 года. Похоронен на вильнюсском кладбище Расу.
Творчество
Печатался с 1925 года. Автор реалистических романов «Беньяминас Кордушас» (1937), «Он должен умереть» (1937), «Неман разлился» (1939) и др. Автор рассказов (сборник «Серебряные колокола», 1938), очерков. Во время войны опубликовал сборники рассказов и очерков «Отомщу» (1942), «Звезда» (1943), повесть «Настоятель Моркунас» (1943). В послевоенные годы выступил как драматург (пьесы «Каволюнасы», 1947; «Возвращение», 1947), написал повесть «Аудроне Нормантайте» (1950). В творчестве советского времени отражены борьба литовского народа против фашизма в годы войны, послевоенное колхозное движение в литовской деревне, рост советской литовской интеллигенции.
Избранные произведения
Проза и поэзия: Sukaustyti latrai, роман, 1931—1932; Ties bedugne, 1931, 2 издание 2002 ISBN 9986-500-74-5; Mes ateinam, роман, в 3 томах 1936; Jis turi mirti, роман, 1937; Sidabriniai varpai, 1938; Kražių skerdynės, роман, в 2 томах, 1938 m., 2 leid. 1990; Benjaminas Kordušas, роман, 1937 , 3 издание 1960; Nemunas patvino, роман, 1939 , 2 издание 1949; Baudžiauninkai, роман, 1940; Atkeršysiu, 1942; Žvaigždė, 1943; Garbė (Laimėsim), поэма, 1944; Gyvenimas dega, 1946; Kario pasakojimai, 1952; Raštai, в 3 томах, 1955; Baronas Ropas 1965. Драмы: Kavoliūnai, 1947; Šilgalių šeima, 1948; Plačiuoju vieškeliu, 1948; Mūsų deputatas, 1951; Skaudi pamoka, 1952.
Память
В честь 75-летия писателя на доме, где он жил в Вильнюсе с 1952 по 1953 год, установлена мемориальная доска, а в доме его юности в Радвилишкисе открыт мемориальный музей. Имя Марцинкявичюса носит улица в Радвилишкисе. В 2003 году в Литве учреждена ежегодная литературная премия имени Йонаса Марцинкявичюса. Литература: Очерк истории литовской советской литературы, Москва, 1955; Lietuvių literatūros istorija, t. 3, d. 2; t. 4, Vilnius, 1965‒1968.

hlopov_v_e (511x700, 135Kb)
1900
Василий Ефимович Хлопов
генерал-лейтенант Советской Армии, участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Русский. Из служащих. Член РКП(б) с 1921 года. Родился в селе Завольное Богородский уезд, Московская губерния. В 1917 году окончил начальное училище. Участник Гражданской войны. С октября 1919 года – красноармеец-переписчик запасной автобронетанковой бригады. С апреля 1920 года – красноармеец-переписчик, адъютант 16-го автобронетанкового отряда 5-й армии. С мая 1921 года – адъютант бронепоезда № 54. С августа 1921 года – делопроизводитель Управления начальника бронечастей Народно-революционной армии ДВР. С декабря 1921 года на Восточном фронте. С января 1922 года – адъютант начальника бронечастей Приамурского Военного Округа. С марта 1922 года – старший делопроизводитель Управления бронечастей Восточного фронта. С мая 1922 года – шофер 28-го автоброневого отряда. С июня 1922 года – делопроизводитель технической части Управления бронечастей Народно-революционной армии ДВР. С июля 1922 года – помощник техника-механика, адъютант, командир технического взвода 48-го, 16-го автоброневых отрядов. С октября 1923 года учился на курсах усовершенствования командного состава бронетанковых частей РККА, после их окончания в июне 1925 года – командир бронемашины. С апреля 1927 года – адъютант, с июня 1927 года – помощник командира 8-го автобронетанкового дивизиона по учебно-строевой части, Туркестанский фронт, затем Белорусский Военного Округа. С ноября 1928 года – командир взвода легких танков Бронетанковых курсов усовершенствования комсостава. С января 1929 года – командир взвода танковой роты 3-го танкового полка Московского Военного Округа. С ноября 1929 года – исполняющий должность начальника курсов. С января 1930 года – руководитель группы. С июля 1930 года – исполняющий должность командира батальона. С октября 1930 года – командир взвода учебно-танкового батальона. С февраля 1931 года – командир специальной танковой роты. С ноября 1931 года – командир-руководитель курса 1-годичных Бронетанковых курсов усовершенствования и переподготовки комсостава РККА, Ленинград. С мая 1932 года – командир-руководитель. С сентября 1932 года – начальник учебной части курса вождения боевых машин. С февраля 1933 года – помощник начальника учебной части Московских курсов усовершенствования комсостава мотомеханизированных войск РККА. С января 1934 года – помощник начальника испытательного отдела, инженер 4-го отдела, помощник начальника 1-го отдела Автобронетанкового управления РККА. В ноябре 1935 года направлен на учебу на командный факультет Военной академии механизации и моторизации РККА, после его окончания в мае 1939 года – начальник штаба 5-й легко-танковой бригады Киевского Особого Военного Округа.
Военная разведка
В военной разведке с декабря 1939 года. Находился в распоряжении 5-го Управления РККА, проходил спецподготовку. Затем занимал должности: Помощник военного атташе при полпредстве СССР в Германии (июнь 1940 – июнь 1941 года); Заместитель начальника отдела внешних сношений Разведупра Генштаба РККА (август 1941 года).; Начальник Разведотдела – заместитель начальника штаба Брянского фронта (август 1941 года); Заместитель начальника отдела внешних сношений Разведупра Генштаба РККА (сентябрь 1941 – февраль 1942 года); Начальник 1-го отдела (Германия) 2-го Управления (информационного) ГРУ Генштаба РККА (февраль – ноябрь 1942 года); Начальник 2-го Управления (информационного) ГРУ Генштаба РККА (ноябрь 1942 – декабрь 1943 года); Заместитель начальника ГРУ РККА (декабрь 1943 – июнь 1945 года); Начальник 1-го Управления (агентурного) ГРУ Генштаба РККА (июнь 1945 – апрель 1946 года); Слушатель Высшей военной академии имени К.Е.Ворошилова (апрель 1946 – апрель 1948 года); Начальник кафедры вооруженных сил иностранных государств Высшей военной академии имени К.Е.Ворошилова (апрель 1948 – январь 1950 года); Заместитель начальника Военно-дипломатической академии Советской Армии по научно-исследовательской работе (январь 1950 – февраль 1955 года); Начальник Информации ГРУ Генштаба ВС СССР (февраль 1955 – март 1959 года); Начальник Военно-дипломатической академии Советской Армии (март 1959 – июнь 1967 года); С июня 1967 года находился в распоряжении начальника ГРУ, с августа 1967 года – в резерве ГРУ. 24 июня 1968 года уволен в отставку (по болезни) с правом ношения военной формы одежды. Проживал в Москве. Умер в Москве 16 октября 1975 года. Похоронен в Москве на Николо-Архангельском кладбище. Воинские звания: Капитан (13 января 1936 года); Майор (14 января 1938 года); Полковник (5 мая 1939 года); Генерал-майор танковых войск (22 февраля 1943 года); Генерал-лейтенант танковых войск (16 мая 1957 года). Награды: орден Ленина (21 февраля 1945 года); 3 ордена Красного Знамени (23 августа 1944 года, 3 ноября 1944 года, 1950 года); орден Суворова II степени (1 сентября 1945 года); орден Трудового Красного Знамени; 3 ордена Красной Звезды (1936 год, 20 января 1943 года); медали.

Peter_van_de_Kamp (493x700, 229Kb)
1901
Питер ван де Камп (нидерландское имя ― Peter van de Kamp)
голландско-американский астроном. Родился в городе Кампен, провинция Оверэйсел, Нидерланды. В 1922 году окончил Утрехтский университет. В 1922—1923 годах работал в Астрономической лаборатории имени Я.К.Каптейна Гронингенского университета. С 1923 года жил и работал в США. До 1937 года работал в обсерватории Мак-Кормик университета штата Виргиния, с 1937 года — в обсерватории Спроула Суортмор-колледжа (штат Пенсильвания, США), до 1972 года — её директор. Основные труды в области фотографической астрометрии и посвящены определению параллаксов ближайших звезд и масс двойных звезд, поискам невидимых спутников у ближайших звезд. В обсерватории Спрул обстоятельно исследовал движение близкой к нам звезды Барнарда, обнаружил у неё периодические возмущения собственного движения, которые можно объяснить существованием одного или двух невидимых спутников с массами порядка массы планеты Юпитер. Член-корреспондент Нидерландской королевской Академии Наук (1956). Умер в городе Амстердам, Нидерланды, 18 мая 1995 года. Награды и премии: Медаль Общества Д.Риттенхауса (1965), Премия Жюля Жансена (1982). В его честь назван астероид (1965) ван де Камп. Литература: Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы. Биографический справочник. — Киев: Наукова думка, 1986.

Римский-Корсаков (491x700, 239Kb)
1901
Георгий Михайлович Римский-Корсаков
русский советский композитор, музыкальный педагог. Доцент, кандидат искусствоведения. Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя, в семье зоолога Михаила Николаевича Римского-Корсакова. Внук известного русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. В 1926 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у М.О.Штейнберга (который же был его дядей), а в 1929 году ― аспирантуру Ленинградского института театра и музыки. Защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме теории музыки и акустики; научные руководители ― Б.В.Асафьев и А.В.Финагин. С возникновением звукового кино в СССР (1928) работал в лабораториях и на студиях «Ленфильма» и «Техфильма». Звукорежиссёр кинофабрики «Ленфильма» в 1929―1932 гг. Научный сотрудник Ленинградского института театра и музыки по отделам музыки и кино в 1929―1932 и 1942―1946 гг. В 1927―1962 гг. преподавал музыкальную акустику и инструментовку в Ленинградской консерватории (с 1928 доцент), музыкально-теоретические предметы ― в Томском музыкальном училище в 1942―1944 гг. Один из основателей Дома-музея Н.А.Римского-Корсакова (Тихвин, 1944). Был автором статей и книг, музыки к спектаклям «Степан Разин» В. Каменского (совместно с Н. Малаховским, 1924, Ленинград), «Ленин» (монтаж разных авторов, совм. с Н. Малаховским, Ю. Тюлиным, 1925, там же) и других сочинений по вопросам музыкальной акустики, музыкальной теории, теории четвертитоновой системы, в том числе «Обоснование четвертитоновой системы». Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 9 сентября 1965 года. Похоронен на Шуваловском кладбище.

[505x700]
1901
Порфирий Георгиевич Чанчибадзе
командующий 2-й гвардейской армией, гвардии генерал-лейтенант. Родился в районе Озургети Кутаисской губернии (ныне Грузия), в крестьянской семье. Грузин. Окончил мужскую гимназию. В Красной Армии с октября 1921 года. В 1922 году окончил Грузинскую объединенную военную школу красных командиров в Тифлисе (Тбилиси), после чего служил в 2-м Грузинском стрелковом полку 1-й Грузинской стрелковой дивизии командиром взвода, с августа 1924 года - командиром роты. В 1927 году завершил обучение на повторных курсах усовершенствования командного состава в Ташкенте. С сентября 1927 года - помощник начальника штаба 2-го Грузинского стрелкового полка. За период службы на Кавказе неоднократно участвовал в боевых действиях: в 1922 году - в подавлении восстания под руководством полковника К.Чолокашвили в Хеврусетии, в ноябре - декабре 1924 года - в подавлении антисоветского восстания в Сванетии, с марте 1929 года - в ликвидации повстанческого движения в Аджарии. Член ВКП(б)/КПСС с 1930 года. С октября 1930 года - помощник начальника штаба 9-го колхозного стрелкового полка 3-й колхозной стрелковой дивизии Особой Кранознамённой Дальневосточной армии, с апреля 1932 года командовал в том же полку батальоном. С июля 1932 года - командир батальона в 69-й стрелковой дивизии 18-го стрелкового корпуса ОДКВА, а затем исполняющий должность командира 206-го стрелкового полка и командир 207-го стрелкового полка. В 1940 году он окончил заочно два курса Военной академии РККА имени М.В.Фрунзе и Высшие стрелково-тактические курсы усовершенствования комсостава пехоты "Выстрел". С июля 1940 года - командир 120-го стрелкового полка на Дальнем Востоке. Начало Великой Отечественной войны полковник Чанчибадзе П.Г. встретил на Дальнем Востоке. Но почти сразу после начала войны 120-й мотострелковый полк был переброшен в действующую армию. С 23 июля 1941 года - в боях на Западном фронте. Отличился в битве под Смоленском. 31 августа 1941 года Чанчибадзе П.Г. назначается командиром 107-й мотострелковой дивизии 30-й армии Западного и Калининского фронтов, которая в оборонительных боях уничтожила большое количество солдат и офицеров противника и большое количество военной техники. Положение 30-й армии, в которую входила дивизия полковника Чанчибадзе, в грозные дни 1941 года было крайне тяжёлым - она была отрезана от главных сил, мужественно отбивалась от наседающего врага. Однако, проявив недюжинный полководческий талант, он вывел дивизию из окружения. Во время контрудара советских войск под Москвой П.Г.Чанчибадзе руководил подвижной группой 30-й армии, в которую, кроме 107-й дивизии, входили 82-я конная дивизия и 45-й отдельный танковый батальон. Группа нанесла фашистам мощный удар в тыл, что оказало решающее влияние на характер битвы под городом Клином, сыграв немаловажную роль в срыве планов гитлеровского "блицкрига", задержало наступление врага на Московском направлении. За мужество и героизм бойцов и командиров 107-й дивизии было присвоено наименование - 2-я гвардейская мотострелковая дивизия, а её командир, полковник Чанчибадзе П.Г. был удостоен ордена Красного Знамени. Ратные подвиги П.Г.Чанчибадзе получили высокую оценку командующего Западным фронтом Г.К.Жукова. В 1942 году во главе дивизии участвовал в Ржевско-Вяземской и Ржевско-Сычевской наступательных операциях. В ноябре 1942 года Чанчибадзе принял командование 13-м гвардейским стрелковым корпусом 2-й гвардейской армии, во главе которого воевал на Сталинградском, Южном, 4-м Украинском фронтах. В декабре 1942 года в районе Васильевка-Капкинка части корпуса участвовали в отражении наступления войск Манштейна, брошенных на помощь окруженной под Сталинградом армии Паулюса. Бойцы корпуса Чанчибадзе успешно участвовали в Ростовской, Донбасской, мелитопольской, Крымской наступательных операциях, на их боевом счету - освобождение городов Новочеркасск, Иловайск, Сталино (Донецк), Большой Токмак. Прорвав оборону гитлеровцев на Перекопском перешейке, корпус вместе с другими соединениями 2-й гвардейской армии 4-го Украинского фронта в апреле - мае 1944 года участвовал в Крымской операции и в боях за освобождение города русской славы - Севастополя. Генерал Чанчибадзе П.Г. был награждён орденом Суворова I степени и назначен первым военным комендантом освобождённого Севастополя. 4 июня 1944 года П.Г.Чанчибадзе назначен командующим 2-й гвардейской армией, которая в составе 2-го Прибалтийского, а затем 3-го Белорусского фронтов приняла активное участие в ожесточенных боях в Белорусской наступательной операции, мужественно сражалась в Восточной Пруссии, где на Земландском полуострове и завершила свой боевой путь в мае 1945 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года генерал-лейтенант Чанчибадзе Порфирий Георгиевич удостоен звания Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". 24 июня 1945 года П.Г.Чанчибадзе участвовал в историческом Параде Победы в Москве, на Красной площади. В послевоенное время генерал-полковник Чанчибадзе П.Г. продолжил службу в Советской Армии. После расформирования армии с сентября 1945 года был в распоряжении Главного управления кадров Наркомата обороны СССР. С марта 1946 года командовал 11-м стрелковым корпусом в Московском военном округе. В 1948 году он окончил Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К.Е.Ворошилова. С июня 1948 года - командир 13-го гвардейского стрелкового корпуса в Горьковском военном округе. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946-1950). Умер 14 марта 1950 года в Москве, на 49-м году жизни.
[541x700]
Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок 4).
Генерал-майор (13 мая 1942). Генерал-лейтенант (25 сентября 1943). Генерал-полковник (2 июля 1945). Награждён 2-я орденами Ленина (19 апреля 1945, ...), 3-я орденами Красного Знамени (1936, 2 января 1942, 3 ноября 1944.), орденами Суворова I (16 мая 1944) и II (14 февраля 1943) степеней, Кутузова II степени (17 сентября 1943), Богдана Хмельницкого II степени (19 марта 1943), Красной Звезды (1942), медалью "За оборону Сталинграда", другими медалями. Именем Героя Советского Союза генерал-полковника Чанчибадзе П.Г. названа одна из улиц столицы Грузии Тбилиси, где в Надзаладевском районе установлен его бюст. Также его именем назван большой рыболовный траулер.

[507x699]
1902
Артемий Владимирович Арциховский
русский советский археолог и историк. Доктор исторических наук с 1940 года, с 1960 года член-корреспондент Академии Наук СССР. Профессор Института философии, литературы и истории МГУ, с 1939 года заведующий кафедрой археологии МГУ. Более 40 лет руководил Новгородской археологической экспедицией. Основной круг научных интересов — славяно-русская археология, новгородские и московские древности. Известен как первооткрыватель и первый издатель и комментатор берестяных грамот. Родился в Санкт-Петербурге, в семье знаменитого русского ботаника — его отец Владимир Мартынович Арциховский. В 1925 году окончил Исторический факультет Московского университета, затем там же защитил кандидатскую диссертацию по теме «Курганы вятичей», затем руководил археологическими работами при строительстве Московского метрополитена имени В.И.Ленина, а с 1929 года начал изучать курганы Новгородской земли, а с 1932 года приступил к раскопкам в Новгороде. 1938 году был историческим консультантом при съёмках фильма «Александр Невский» C.М.Эйзенштейна. С февраля 1940 г. был постоянным членом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой Лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен И.В.Трофимов. После Великой Отечественной войны, ввиду практически полного разрушения Новгорода, Новгородская археологическая экспедиция, которой руководил Артемий Владимирович, значительно увеличила площадь раскопок, и 26 июля 1951 года на Неревском раскопе была обнаружена берестяная грамота № 1. С 1957 по 1978 год был главным редактором журнала «Советская археология». Лауреат Государственной премии СССР 1970 года и 1982 года (посмертно). Скончался в Москве 17 февраля 1978 года. Некоторые научные труды: Курганы вятичей, Москва, 1930; Древнерусские миниатюры как исторический источник, [Москва], 1944; Введение в археологию, 3 издание, Москва, 1947; Основы археологии, 2 издание, Москва, 1955; Новые открытия в Новгороде, Москва, 1955 (in Russian and French); Новгородские грамоты на бересте, тома 1—6, Москва, 1953—1963; Археологическое изучение Новгорода. Литература: Артемий Владимирович Арциховский — статья из Большой советской энциклопедии; Арциховский Артемий Владимирович — Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.; Каган М.Д. Арциховский Артемий Владимирович — Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5 томах — Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1995. Тома 1. А—В. — 1995. — Страницы 69—70; Некролог // Советская Археология 1978. № 3. Страницы 5-8; Российская археология. 2002. № 4 (к 100-летию со дня рождения А.В.Арциховского).

Барто0 (521x700, 441Kb)
1902
Ростислав Николаевич Барто
советский художник, живописец и график, мастер пейзажа. Член общества художников «Цех живописцев» (1926—1928), МОСХа (1933). Произведения художника входят в собрание крупнейших музеев, в том числе Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Дрезденского кабинета гравюры. Родился в городе Москва, Российская империя, в семье инженера Николая Ричардовича Барто. Дед — английский коммерсант Ричард Барто, бабушка Лидия Петровна Севрюгина, из купеческой семьи, производившей известные и дорогие самовары. Сестра отца — балерина Лидия Ричардовна Нелидова, урожд. Барто. Мать — Лидия Эдуардовна Виллер, дочь потомственного почётного гражданина Москвы, промышленника Эриха Готфрида Вениамина Эдуарда Виллера. Сестра — Евгения Барто, младший брат — поэт Павел Барто. Ростислав с детства увлекался искусством и музыкой, в 1920 году окончил Советскую трудовую школу 2-й ступени Городского района (бывшее Московское реальное училище Воскресенского). В 1922 году поступил во ВХУТЕМАС. На графическом факультете Барто предстояло учиться литографии у Владимира Фаворского, офорту у Игнатия Нивинского, рисунок преподавал Петр Павлинов. Современники отмечали интеллигентность, высокий уровень образования и в то же время общительность и простоту молодого художника: «Он был мастер рассказывать весёлые истории и обычно вокруг него толпились студенты всех трёх курсов. Но не этим он привлек мое внимание. Высокий, стройный, всегда подтянутый и опрятный в своей спортивной шапочке, он напоминал мне ловкого баскетболиста. Он был начитан, знал и любил поэзию. Часто декламировал стихи поэтов-символистов. И чувствовалось, что задолго до того, как он пришёл во Вхутеин, — он был уже художником. И в этой области изобразительного искусства его познания были гораздо шире и глубже, чем у многих его сверстников».
Барто (563x700, 199Kb)
Ростислав Николаевич в 1930-е гг.
Барто привлекали разнообразные техники: масло, акварель, цветная гравюра на металле, уголь, темпера, пастель. Любовь к музыке, зародившаяся ещё в детстве, не покидала Барто и в живописи. Многие ранние работы Барто — визуальные интерпретации музыкальных сочинений. 20 мая 1922 года он сделал в своём дневнике такую запись: «… стал зарисовывать музыку с натуры — это первая проба… Наброски я делал так: взял кусок бумаги и старался водить по ней карандашом так — как хотелось, в ритм музыке. Диссонанс — который там повторяется много раз — вылился у меня в систему озёр…» Речь шла о фортепианной пьесе Эдварда Грига, которую исполнял товарищ художника. В другом месте художник пишет: «В глазах пробегают линии, цвета, и создаётся целая композиция — я за последнее время очень ясно чувствую цвета, оттенки и формы музыки, и у меня создаётся целая цветная гамма, и вся она влита в воздушные сферы: в облака, в причудливые облака — в фантастические формы…». В немногих сохранившихся произведениях, написанных художником до 1922 года, чувствуется влияние идей Василия Кандинского и Микалоюса Константинаса Чюрлёниса. В 1926 году перевёлся на живописное отделение в класс Александра Шевченко, знакомство с мастером становится во многом решающим для художника, разделившего с А. В. Шевченко увлечение экспериментами в монотипии: «На куске толстого зеркального стекла размером 30х40 сантиметров он показывает мне технику монотипии. На стекле появляется пейзаж с озерцом на среднем плане, и лесом вдали и с гибкими, тонкоствольными деревцами впереди. И все это за каких-нибудь 5 минут. Тонким костяным стеком он снимает в некоторых местах со стекла и накрывает изображение листом бумаги. Поверх бумаги он кладет кусок картины и, надавливая на него ладонью, равномерно по всей плоскости растирает, следя за тем, чтобы бумага не сдвинулась со стекла». Барто называли энтузиастом-изобретателем в области художественной монотипии, сделавшим много поразительных открытый. Его эксперименты получают признание — уже пятнадцать ранних работ молодого художника поступают в гравюрный кабинет Музея изящных искусств. «Технику монотипий Барто довел до такого изумительного совершенства, которого мы вряд ли найдем у других художников. Что же является слагаемыми этого совершенства? Ну, прежде всего — высокая эстетическая культура автора: вкус, такт, чувство меры. Неутомимый труд, инициативность и изобретательность постоянный поиск. Он любил, знал и чувствовал возможности своих материалов и инструментов как симфонист знает все „голоса“ большого оркестра». В конце 1920-х годов Барто совместно с А.Шевченко путешествует по Кавказу, побывает в Грузии, Абхазии, Дагестане. По впечатлениям от поездки последовало сильное увлечение Барто примитивом, эстетикой Востока — создаются десятки картин маслом, темперой, в том числе дипломная работа «Сбор чая» (1929). Многие работы этого периода были выполнены в очень сдержанной гамме, почти монохромной. Позже, уже в 1930-х годах, Восток перестал быть преобладающей темой картин, но композиционная знаковость, мотивы, характерные для искусства Востока, ещё не раз найдут отражение в работах Барто на протяжении всей его жизни. Молодой художник рано начинает выставляться — в 1926—1928 участвует в выставках «Цеха живописцев», с 1929 года в выставках творческого объединения «Бытие». Произведения Барто не касаются тревожные события, происходящие в России. В отличие от большинства своих современников, художник аполитичен. Барто постоянно ищет свой путь в искусстве, уделяет большое внимание проблемам лаконичности, образности и выразительности своих картин. Поиски, эксперименты в различных техниках и в то же время искреннее восхищение природой, которую художник любил и изучал с восторгом и страстью натуралиста. Для Барто «природа — это огромный музей шедевров, а её формы и краски — это его палитра и его рисунки». В 1933 году в Музее изящных искусств в Москве была подготовлена первая персональная выставка художника в России, но из-за резкой официальной критики «за формализм» выставка была закрыта. Про Ростислава Барто Осип Бескин писал следующее: «Барто демонстрирует своим творчеством, что он живёт не только на отлёте, но как бы вне нашей действительности. Он создал свой мир, вернее, протащил к нам чужой мир и через этот застывший мир чужих вещей и людей, превращённых в вещи, хочет преломить и нашу действительность». До 1938 года участвовал только в зарубежных выставках: в Амстердаме, Стокгольме (1930); в Париже, Цюрихе (1931); в Венеции (1932); в Копенгагене, Варшаве, Сан-Франциско, Чикаго, Филадельфии, Нью-Йорке, Марселе, Токио (1933), в Лондоне (1935); в Болгарии (1936). Произведения мастера привлекают зрителей — его работы охотно приобретают. Многие картины, приобретённые художниками из Европы и Америки, не вернулись обратно и остались в зарубежных собраниях современной живописи. В 1937—38 годах Барто вновь путешествует по Средней Азии. Он побывает в Хиве, в Бухаре, в Фергане и Самарканде.
Барто01 (700x518, 475Kb)
Иллюстрация Р. Барто к рассказу М. Пришвина «Белка» («Мурзилка», № 1, 1936 г.).
Барто02 (581x700, 421Kb)
Иллюстрация Р. Барто к стихотворению А. Барто «Письмо» («Мурзилка», № 1, 1938 г.).
Барто03 (588x700, 430Kb)
Иллюстрация Р. Барто к стихотворению А. Барто «Лолита» («Мурзилка», № 1, 1938 г.).
В 1930-е годы работал и как художник-иллюстратор — сотрудничает в детских журналах «Мурзилка», «Юный натуралист» и др. (в том числе, в совместных публикациях с братом, Павлом Барто, а также с его бывшей женой Агнией Барто). Война застала художника в Москве. Он остро чувствовал общее тревожное настроение — в эти дни Барто создал серию подмосковных пейзажей. Выполненные в тёмных тонах, наполненные особым внутренним напряжением, работы Барто военного времени становятся одними из самых пронзительных произведений художника. Участвует в выставках «Пейзаж нашей Родины», «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны» и Всесоюзной выставке живописи, графики, скульптуры и архитектуры «Великая Отечественная война» После войны Барто много работал в темперной живописи и монотипии, создаёт серии анималистических работ, портретов, несколько пейзажных циклов (1947 — пейзажный цикл, «Батуми», 1955 — серия автолитографий «Каспий», 1957—1958 — большая серия крымских пейзажей). Создаёт цикл женских портретов, отличающийся особой лиричностью. В основном среди этих работ не портреты конкретных людей, а некие образы, созданные фантазией художника. Новый взлёт искусства Ростислава Барто был в начале 1960-х годов. В последние полтора десятилетия жизни художник все больше обращается к монотипии, к природе, снова приезжает на Кавказ. Многочисленные этюды, штудии и зарисовки, сделанные по натуре с предельной точностью и объективностью, чередуются с импровизации на тему. Работает Ростислав Николаевич очень быстро, создаёт иногда до трёх монотипий в день, монотипии сменяют одна другую и складываются в серии. Своими открытиями, мастерством Р.Н.Барто щедро делился — в домах творчества художников демонстрировал материалы, инструменты и весь процесс работы молодым художникам. Некоторые из его последователей впоследствии блестяще овладели техникой монотипии. В конце 1960-х годов начал большую серию гротескных портретов, персонажами которых были иногда собирательные образы, иногда — переосмысленные и искажённые реальные лица художественных критиков, художников и литераторов. Бездуховность, нравственная неполноценность, неспособность и нежелание видеть в искусстве смысл поиска прекрасного передаётся художником через физическое уродство образов. На обратной стороне одного из рисунков художник делает надпись: «Скрестив носы, как алебарды, они решили — не пущать». В этих строках видна печальная грусть уже немолодого художника, понимающего, что дело всей его жизни, его творческое наследие, его поиски останутся для многих неизвестными. Весной 1972 года работал над серией «Воспоминания об Эрмитаже» в которой переосмысляет произведения великих европейских художников. Об этом цикле пишет художница Л.А.Рончевская: «Помню, эта серия очень всех изумляла. Это были не подражания. Трудно было назвать их прообразы — те или иные картины старых мастеров, но можно было безошибочно узнать школу французскую, испанскую или пейзажи круга Констебля. А наряду с ними появлялись картины русской природы, всегда романтически приподнятые». В 1973 году Р.Н.Барто снова был на Кавказе (Горячий Ключ). Художник уже чувствовал себя больным. Стиль его работы меняется: он пользуется в монотипии уже не маслом, а акварелью, что требовало большого технического мастерства, так как акварель высыхала мгновенно и выполнение работ должно было быть более быстрым и точным. Скончался в родном городе 1 июля 1974 года. Похоронен на Введенском кладбище (19 участок).
Семья
Официально Барто был женат 5 раз. Первым браком Барто был женат на Екатерине Васильевне Кавериной. Вторая жена — Люция Августовна Дусс (1902—1998), швейцарка, от неё у Ростислава Николаевича 3 сентября 1926 года родилась дочь Ирина. Третьим браком — на Наталье Северцовой (1901—1970), дочери известного биолога А.Н.Северцова, которая, в свою очередь, была первой женой Александра Габричевского. Последняя, пятая жена — Лариса Петровна Галанза, дочь известного профессора права Петра Галанзы. Также у художника был сын Сергей (24 сентября 1937-24 сентября 2019). Избранные произведения: Берег моря. 1935; В порту. 1950-е; «Весеннее небо» 1953; Водяные лилии. 1940-е; Гротеск. 1969; Гротеск. 1970; Гротеск. 1970; «Дагестан. Горная дорога» 1967; «Деревья» 1939; Женский образ. 1941; Женский образ. 1958; Женский образ. 1971; Женский образ. 1971; Женский образ. 1971.; Женский образ. 1971; Женский образ. 1971; Женский образ. 1971; Женский образ. 1971; Женский образ. 1971; Женский образ. 1971; За туалетом. 1932; «Земля. Высокое небо» 1942; Иллюстрация для журнала «Мурзилка» 1936; Коктебель. Лягушачья бухта. 1950; «Красные рыбки» без даты; «Монголка» 1939; «Море» 1937; «Музыкальная сюита № 2» 1922; «Музыкальная сюита № 3» 1922; «Одинокая фигура» 1942; «Одинокая фигура у моря» 1936; «Пейзаж с античной колонной» 1943; Пейзаж с горной рекой и высоким небом. 1937; Пицунда. 1950-е; Портрет Киры Николаевны. 1962; Розы. 1940-е; «Серый день» 1939; «Тень» 1967; Тучи. 1937; Узбечка. 1961; «Утро» 1942; Цветочная композиция. 1940-е; «Читающий журнал» 1928; «Южные горы» 1941. Выставки: В 1929—1933 годах участвовал в 30 выставках; 1930 — в Амстердаме и Стокгольме; 1931 г. — В Париже и Цюрихе; 1933 г. — в Копенгагене, Сан-Франциско, Чикаго, Нью-Йорке; 1929 — выставка общества «Бытие»; 1931 — принимал участие в коллективной выставке «Социалистическое строительство в советском искусстве»; 1932 — выставка «Художники РСФСР за 15 лет»; 1932 — XVIII Венецианское бьеннале, участие в выставке Советского павильона; 1933 — персональная выставка в Музее изобразительных искусств; 1942 — коллективные выставки: Пейзаж нашей Родины; Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны; Всесоюзная выставка живописи, графики, скульптуры и архитектуры "Великая Отечественная война; 1943 — выставка монотипий в Экспериментальной афортной студии имени И.И.Нивинского; 1956 — персональная выставка в зале МОСХа; 1971 и 1972 — показы в Доме художника на Кузнецком мосту «Акварельные монотипии»; 1977 — персональная выставка в МОСХе «К 75-летию со дня рождения» (1-я посмертная ретроспектива); 1998 — выставка в московской галереи «Ковчег» в цикле «Незабытые имена»; Декабрь 2000 — январь 2001 — выставка «Рисунок, гуашь, монотипия» прошла в галерее «Ковчег»; Апрель — май 2006 — выставка в Москве в Центральном Доме художника; 7-23 октября 2016 — персональная выставка в Москве в Выставочном зале Музея А.С.Пушкина. Литература: Александр Балашов. Ростислав Николаевич Барто, Москва : Agey Tomesh, 2006; Галерея «Ковчег». Избранное, Москва, 2004; Каталог «Знаковая линия», Москва, 2007; Каталог «ЧБ. Русская и европейская графика XX века», Москва, 2009; Ростислав Николаевич Барто, Москва : Фонд «Modern Art Consulting», 2007.

herbert-albert (529x700, 207Kb)
1903
Герберт Альберт (немецкое имя — Herbert Albert)
немецкий дирижёр и пианист. Родился в городе Бад-Лаузик, Саксония, Германская империя. Учился в Гамбурге у Карла Мука и в Лейпциге у Германа Грабнера и Роберта Тайхмюллера. Первоначально начал карьеру пианиста, но быстро перешёл к дирижированию. С 1926 по 1934 год работал в Рудольштадте, Кайзерслаутерне и Висбадене. В 1934 году возглавил оркестр в Висбадене, в 1937 — Штутгартскую оперу, в 1944 году занял аналогичную должность в опере Бреслау. В 1946—1948 годах Герберт Альберт был капельмейстером и главным дирижёром Лейпцигского оркестра Гевандхауза, в 1950—1952 руководил оперным театром в Граце, а в 1952—1963 годах — Национальным театром Мангейма. После этого Альберт сосредоточился на исполнении фортепианных концертов в качестве пианиста и дирижёра одновременно. Умер в городе Бад-Райхенхалль, Бавария, ФРГ, 15 сентября 1973 года.

Fuzzyvandivier (407x700, 96Kb)
1903
Роберт П. «Фуззи» Вандайвер (Robert P. "Fuzzy" Vandivier)
американский баскетболист, известный по выступлениям на школьном и студенческом уровне в 1920-е годы. С 1975 года является членом Зала славы баскетбола. Родился в городе Индианаполис, штат Индиана, США. В начале 1920-х Вандайвер учился в старшей школе Франклина в Индиане, был капитаном школьной баскетбольной команды, известной как «Чудесная пятёрка Франклина», которая трижды, с 1920 по 1922 годы, выигрывала чемпионат штата и потерпела за три года всего 9 поражений при 89 победах. Самого Фуззи, отличавшегося хорошим дальним броском и умением отдать хороший пас, три раза включали в символическую сборную штата среди школьников. Позже Джон Вуден, Оскар Робертсон и Джордж Макгиннис повторили это достижение. После окончания школы Вандайвер учился во Франклин-Колледже с 1922 по 1926 годы. Выступая за университетскую баскетбольную команду, он четыре года подряд включался в символическую сборную штата среди студентов, а в 1926 году был включён в сборную Среднезападной конференции. Из-за травмы спины, полученной в последнем студенческом сезоне, Фуззи в 22 года завершил карьеру игрока, после чего с 1926 по 1944 годы работал тренером баскетбольной старшей школы Франклина и в 1939 году вывел команду в финал чемпионата штата Индиана. Умер в городе Франклин, округ Джонсон, штат Индиана, США, 30 июля 1983 года.

Fritz Jensen (488x700, 138Kb)
1903
Фриц Йенсен (немецкое имя — Fritz Jensen; имя при рождении — Фридрих Альберт Иерусалим)
австрийский писатель, журналист, редактор и медик. Член Коммунистической партии Австрии с 1929. Родился в городе Прага, Королевство Богемия, Цислейтания, Австро-Венгрия (ныне Чехия), в либеральной еврейской семье фабриканта, был сыном австрийской писательницы Эльзы Иерусалим. С 1923 по 1929 год изучал медицину, познакомился с Карлом Краусом и Элиасом Канетти и присоединился к рабочему движению. В 1929 году получил докторскую степень. В феврале 1934 года — участник вооружённой борьбы венских рабочих против правительственных войск, был арестован и брошен в концлагерь. Участник Гражданской войны в Испании. С 1936 года — главный врач Интернациональных бригад, сражавшихся за республиканскую Испанию. После поражения, в мае 1939 года бежал через Францию и Великобританию в Китай, где работал в Китайском Красном Кресте. В 1939—1947 годах работал врачом в Народно-освободительной армии Китая. Участвовал в войне сопротивления против японской оккупационной армии. В 1950—1953 годах — редактор печатного органа Компартии Австрии «Фольксштимме» (нем. Volksstimme). Создатель, режиссёр и актёр венской агитационной группы «Штоссбригада». С начала 1930-х гг. печатал революционные стихи. В книге «Воспоминания о Вьетнаме» (издание 1955) описано создание Демократической Республики Вьетнам. Будучи журналистом, путешествовал по Корее и Вьетнаму, где брал интервью, в т.ч. у Хо Ши Мина. Погиб во время террористического акта, устроенного тайваньской секретной службой 11 апреля 1955 года недалеко от Сингапура, когда его самолёт во время полёта на первую афро-азиатскую конференцию был взорван (целью покушения являлся Чжоу Эньлай, которого не было в самолёте). Похоронен на кладбище героев Бабаошань в Пекине. Избранные публикации: China siegt (Wien, Stern 1949; Berlin, Dietz 1950); Die Brücke von Berlin nach Peking (Berlin, Kongreß 1951); Erlebtes Vietnam (Wien, Stern 1955; Berlin, Dietz 1955; Wien, Buchgemeinde 1955); Opfer und Sieger (Berlin, Dietz 1955); Hu Tschiau-mu [Hu Qiaomu]: 30 Jahre Geschichte der Kommunistischen Partei Chinas (Berlin, Dietz 1954).

Elisha_Cook (700x626, 98Kb)
1903
Элиша Кук-младший (Elisha Cook, Jr.; имя при рождении — Элиша Вэнслик Кук-младший, Elisha Vanslyck Cook, Jr.)
американский характерный актёр, более всего «запомнившийся своими многочисленными ролями трусливых злодеев и худосочных невротиков» в фильмах 1940-1950-х годов. Его «впечатляющая игра в роли психопатического убийцы с детским лицом в „Мальтийском соколе“ (1941) сделала его культовой фигурой для целого поколения кинолюбителей». В дальнейшем он удачно сыграл сходные роли «слабаков и воров-неудачников с садистскими наклонностями в фильмах нуар „Глубокий сон“ (1946) и „Убийство“ (1956)». Как будто рождённый играть нуаровых персонажей, Кук также запомнился игрой в таких значимых фильмах нуар, как «Незнакомец на третьем этаже» (1940), «Ночной кошмар» (1941), «Леди-призрак» (1944), «Рождённый убивать» (1947) и «Можно входить без стука» (1952), в которых персонажей Кука «расстреливали, душили и травили ядом, а иногда и он сам оказывался убийцей». Одной из самых памятных работ Кука стала роль «поселенца, который незабываемо упал в грязь, когда его застрелил Джек Пэланс», в вестерне «Шейн» (1953).
Ранние годы жизни
Элиша Кук-младший родился в городе Сан-Франциско, штат Калифорния, США, в семье театрального актёра, сценариста и продюсера и актрисы. В 1906 году семья переехала в Чикаго, где Элиша учился в Колледже Сэнт-Олбанс, одновременно занимаясь в Академии драматического искусства. После не очень удачного дебюта в студенческом театре Кук провёл несколько лет, совершенствуя мастерство в труппе, которая гастролировала на Востоке и Среднем Западе США, играя в спектаклях самой разной жанровой направленности. В 1926 году 23-летний Кук дебютировал на Бродвее в спектакле «Генри — держи себя в руках», где одним из его партнёров был Эдвард Г.Робинсон. В 1928 году Кук получил высокую оценку критики за роль романтичного юноши в спектакле «Её нерождённый ребёнок», которую он повторил в своём кинодебюте в одноимённом низкобюджетном фильме 1930 года, который снимался на натуре в автомастерской в нью-йоркском Ист-сайде. Однако после этого Кук не появлялся на экране в течение шести лет, продолжая работать на бродвейской сцене, где с 1926 по 1936 год Кук сыграл в общей сложности в 14 бродвейских постановках. В 1933 году у Кука наконец наступил прорыв, когда драматург и один из основателей популярного театра «Гильдия» Юджин О’Нил пригласил его сыграть главную роль в своей пьесе «О, пустыня!» (1933), которая с успехом шла на Бродвее в течение двух лет, а созданный Куком образ взрослеющего молодого человека вызвал небольшую сенсацию и обратил на актёра внимание критиков. В частности, Юджин Бёрр в «Биллборде» был восхищён его «чувственной и тонкой игрой».
Кинокарьера в 1935—1939 годах
После своего бродвейского успеха Кук отправился в Голливуд, где в 1935 году подписал контракт со студией «Парамаунт». Маленького и невзрачного Кука с его выпученными глазами и нервным взглядом мгновенно определили как жертву по своей природе, одного из лузеров в этой жизни. В первые десять лет своей голливудской карьеры Кук — «мелкий актёр с детским лицом — играл бесчисленное количество студенческих умников и незадачливых первокурсников». В начале кинокарьеры Кука можно было увидеть в серии фильмов, которые можно отнести к категории «совсем плохих». В частности, он дважды сыграл жокея в комедиях «Двое в толпе» (1936) и «Чистокровки не плачут» (1937). Драма с его участием «Дьявол за рулём» (1937) была посвящена злу вождения в пьяном виде, «Моя счастливая звезда» (1938) была музыкальной комедией с участием Сони Хени, а драма «Тайны большого жюри» (1938) рассказывала о репортёре, ведущем борьбу за правду. Лучшими среди фильмов этого периода были занимательный мюзикл «Кожаный парад» (1936), ставший дебютом Джуди Гарланд, и приключенческий фильм «Патрулирующая подводная лодка» (1938), который поставил Джон Форд[ В криминальной драме Мервина Ле Роя «Они не забудут» (1937) Кук убедительно сыграл студента, подруга которого в исполнении Ланы Тёрнер (её дебютная роль) была загадочным образом убита.
Кинокарьера в 1940-х годах
С началом 1940-х годов Кук вошёл в мир фильма нуар. В 1940 году он сыграл в новаторской картине нуарового цикла «Незнакомец на третьем этаже» Бориса Ингстера с Петером Лорре в главной роли, низкобюджетном фильме, включающем паранойю, кошмары и убийство. В этой картине Кук сыграл характерную для себя роль обвинённого в убийстве беспомощного таксиста, который предстаёт перед судом и оказывается в тюрьме. В суде он отчаянно доказывает свою невиновность, однако его осуждают и приговаривают к смертной казни. В конечном итоге его оправдывают, когда находят истинного убийцу. Работу Кука один из критиков назвал «убедительной в роли невинного человека, которого переехало тюрьмой». Фильм дал толчок очередной фазе в карьере Кука, когда он стал играть беспомощных жертв. Вслед за этим Кук появился в небольших ролях в слабой комедии «Светская дебютантка номер 1» (1940) с Джорджем Мерфи, и приятном мюзикле «Тин Пэн элли» (1940) с Элис Фэй и Бетти Грейбл. На следующий год, который стал для Кука одним из лучших в карьере, он сыграл в остроумной комедии «Любовное безумие» (1941) с участием Уильяма Пауэлла и Мирны Лой, романтической комедии «С огоньком» (1941) с Гэри Купером и Барбарой Стэнвик в роли танцовщицы бурлеска, и в основанной на документальном материале драме «Сержант Йорк» (1941) о герое Первой мировой войны Элвине С.Йорке.
Elisha_Cook1941 (700x510, 140Kb)
Элиша Кук в фильме «Мальтийский сокол» (1941)
В 1941 году Кук появился в своём втором и наиболее успешном фильме нуар «Мальтийский сокол», исполнив в этой классической картине роль, по которой, вероятно, его помнят лучше всего. Режиссёр фильма Джон Хьюстон первым заметил способность актёра «выйти за рамки сложившихся стереотипов», сняв его в роли Вилмера, вспыльчивого, но незадачливого бандита, выполняющего роль мальчика на побегушках при главаре банды Гатмане (Сидни Гринстрит)". Несмотря на преданность Вилмера боссу, Гатман его постоянно унижает, а в финале картины сдаёт полиции в качестве козла отпущения за три убийства. И хотя Вилмер постоянно пытается изображать крутого парня и демонстрирует готовность в любой момент нажать на спусковой крючок, частный детектив Сэм Спейд (Богарт) не раз его разоружает и нелицеприятно прикладывает словами «чем дешевле жулик, тем цветастее жаргон». Однако в сознании зрителей созданный Куком образ отпечатался не столько благодаря своим репликам, сколько благодаря «мучительному взгляду отчаянной ненависти после того, как Богарт его разоружает и унижает перед лицом его босса». Как отметил киновед Джефф Майер, созданный Куком образ был дерзким и вызывающим для своего времени, так как намекал на то, что Вилмер мог быть сексуальной игрушкой Гатмана. Исполнение Куком роли преданного, но определённо неумелого бандита стало одной из многочисленных великолепных актёрских работ в этом коммерчески успешном фильме. Своей игрой Кук произвел впечатление на многих критиков и удостоился похвалы от таких обозревателей, как Босли Кроутер из «Нью-Йорк таймс», который назвал его «потрясающим», а Джеймс Фрэнсис Кроу из «Голливуд Стизен-Ньюз» выделил его среди нескольких актёров второго плана наряду с Лорре и Гринстритом. После этого фильма, не указанный даже во вступительных титрах, «Кук неожиданно обнаружил себя весьма востребованным актёром». В своём третьем нуаре «Ночной кошмар» (1941) Кук вновь сыграл нервного одиночку, который на этот раз действительно оказывается убийцей. После выхода на экраны фильм получил самый широкий спектр мнений от критиков. В то время, как Босли Кроутер отверг фильм как «совершенно тривиальный детектив с поиском преступника и удивительно нетрогательной любовной историей», критик «Variety» написал, что в то время как «большинство детективов относятся к фильмам категории В вне зависимости от их бюджета, этот фильм является исключением из правил. Режиссёр Х. Брюс Хамберстоун был вооружён хорошим сценарием и добился от актёров результата, которого только можно было пожелать от фильма про убийство с сильной романтической линией». Несмотря на признание, которое Куку принёс «Мальтийский сокол», два следующих года он был вынужден сниматься в серии посредственных фильмов, среди них драма «Рискованное дело» (1942) о конкурирующих нефтедобытчиках и комедия «Авось прорвёмся!» (1942) с Лорелом и Харди, которая смотрелась бледно по сравнению с их ранними работами. Более удачными для Кука были военный приключенческий фильм «Звонит Манила» (1942) с Ллойдом Ноланом и Корнелом Уайлдом и богатый мюзикл «К бою готов» (1944), ставший дебютом Дэнни Кэя. В фильме нуар «Леди-призрак» (1944) Роберта Сиодмака Кук сыграл небольшую, но памятную роль блудливого второсортного музыканта из оркестра, который с вожделением смотрит на зрительниц и пытается создать себе имидж модного джазового барабанщика. В стремлении произвести впечатление на главную героиню, ведущую расследование (Элла Рейнс), он играет для неё на барабанной установке «с нарастающей оргазмической лихорадкой», «сексуально возбуждаясь от собственного джем-сейшна». Обратив на себя позитивное внимание игрой в «Леди-призраке», Кук продолжал много сниматься, однако его картины не представляли особого интереса. В частности, он сыграл в низкобюджетной мелодраме «Почему девушки уходят из дома» (1945), гангстерском нуаре «Диллинджер» (1945) с Лоренсом Тирни, посредственной криминальной комедии «Двое умников» (1946), бессодержательном детективе «Алиби-блондинка» (1946) о лётчике, ошибочно обвинённом в убийстве, и в скучной музыкальной комедии «Золушка Джонс» (1946) с Джоан Лесли. За исключением «Алиби Сокола» (1946), в котором Кук привлёк к себе внимание исполнением роли агрессивного диск-жокея, фильмы актёра в эти годы в основном быстро забывались. Фильм нуар Говарда Хоукса «Большой сон» (1946) с Хамфри Богартом в роли частного детектива Филипа Марлоу, несмотря на сложный и порой запутанный сценарий, был захватывающим зрелищем и добился большого кассового успеха. Кук сыграл в этом фильме небольшую, но памятную роль жалкого неудачника, который предлагает Марлоу купить у него информацию, но прибывший на встречу с ним детектив лишь слышит, как один из бандитов заставляет выпить Джонса яд. Непродолжительное присутствие Кука на экране было отмечено в обзоре критика «Лос-Анджелес таймс» Эдвина Шаллерта, написавшего, что актёр «внёс свой вклад в воздействие фильма», с восхищением отозвавшись обо всём актёрском ансамбле. В 1947 году Кук внёс свой наиболее значительный вклад в кино мрачного жанра: среди четырёх его фильмов три были нуарами — «Гангстер» (1947), «Козёл отпущения» (1947) и «Рождённый убивать» (1947). В «Гангстере» он появился только в одной сцене в роли мелкого бандита, который предупреждает конкурирующего мафиози, что «он вышел из бизнеса». В «Козле отпущения» его персонаж помогает несчастному ветерану войны раскрыть убийство, за что расплачивается собственной жизнью. Картина «Рождённый убивать» принесла Куку более существенную роль Марти, лучшего друга психопатического убийцы Сэма (Лоуренс Тирни). Марти готов пойти на что угодно, чтобы выгородить Сэма, однако тот в итоге убивает Марти, ошибочно заподозрив его в предательстве. Как отмечает Спайсер, «Кук вообще редко доживал до конца фильма». Содержание и персонажи фильма стали предметом острых споров среди критиков, один из которых назвал картину «сексуальной и непристойной историей преступления и наказания». В 1949 году вышла драма «Великий Гэтсби» (1949) по Фрэнсису Скотту Фитцджеральду с Аланом Лэддом в главной роли, в которой Кук сыграл пианиста Клипспрингера. Вскоре после выхода криминальной драмы «Флэкси Мартин» (1949) Кук столкнулся с серьёзными проблемами в карьере. Несмотря на многолетние хорошие отношения со студией «Уорнер бразерс», студия решила резко сократить его зарплату, и после возникшего на этой почве конфликта Кук остался без работы. Он оставался отлучённым от кино в течение полутора лет, и ради заработка был даже вынужден устроиться рабочим на строительство трубопровода.
Кинокарьера в 1950-1960-х годах
В 1950 году Кук смог получить небольшую роль лишь в единственном фильме, криминальной комедии «Держи себя в руках» (1951) с Фарли Грейнджером и Шелли Уинтерс. На следующий год Кук также сыграл всего в одном фильме, но роль в нём была более значимой, и фильм был более высокого качества — его пятнадцатый фильм нуар «Можно входить без стука» (1952) Роя Уорда Бейкера. Кук сыграл оператора гостиничного лифта, невестка которого (Мерилин Монро) вышла из психиатрической лечебницы после попытки самоубийства из-за смерти своего жениха. Хотя фильм смотрится хорошо и сегодня, представляя особый интерес благодаря увлекательной игре Монро, после выхода на экраны его раскритиковали. В типичной рецензии критик «Variety» посчитал, что игра Кука и некоторых исполнителей главных ролей хороша, однако сам фильм «сделан в слишком бессистемной и неторопливой манере». Следующий раз Кук появился на экране в своём первом вестерне «Шейн» (1953), сыграв редкую для себя роль хорошего парня, который пытается противостоять крупному землевладельцу, получая смертельную пулю от наёмного убийцы в исполнении Джека Пэланса. По мнению критика Хэла Эриксона, сцена гибели Кука в этом фильме стала «очередной вершиной его карьеры». За этим фильмом последовал второй вестерн Кука — «Гром над равниной» (1953), после чего в криминальной драме «Суд - это я» (1953) он сыграл небольшую роль слабоумного Бобо, который испытывает слабость к насекомым. Хотя его роль сводилась всего к двум сценам, Кук наряду с некоторыми другими исполнителями второго плана был отмечен в рецензии «Variety» «как хорошо представивший своего персонажа». Фильмы актёра на протяжении нескольких следующих лет главным образом были незапоминающимися. Лучшим среди них была социальная драма «Процесс» (1955) о суде над мексиканским юношей, обвинённом в убийстве белой девушки. Кук снова добился успеха год спустя с первоклассной игрой в фильме нуар Стэнли Кубрика «Убийство» (1956), который стал одним из лучших нуаров 1950-х годов. В этом фильме Кук сыграл одну из своих лучших поздних ролей, представ в образе слабохарактерного кассира, который принимает участие в ограблении ипподрома в попытке удержать свою алчную жену (Мэри Виндзор). Когда жена рассказывает о деле своему любовнику и тот решает ограбить и убить грабителей, раненый герой Кука добирается до дома и убивает жену. В отличие от большинства пассивных и ни на что не способных личностей, которых ему доводилось сыграть, на этот раз герою Кука удаётся отомстить за предательство и обман. В биографическом нуаре «Малыш Нельсон» (1957) главную роль знаменитого гангстера сыграл Микки Руни, а Кук исполнил краткую роль одного из членов его банды, который вместе с боссом, путаясь, пересчитывает последнюю добычу.
Elisha_Cook1959 (700x440, 90Kb)
Элиша Кук в фильме «Дом на холме призраков» (1959)
Он добился большего с триллером «Дорогой воровства» (1957), который стал его восемнадцатым фильмом нуар в карьере. По тематике фильм напоминал «Асфальтовые джунгли» (1950) и «Убийство» (1956), вращаясь вокруг изощрённого ограбления поезда, перевозящего 10 миллионов долларов в золотых слитках. Кук играет одного из членов банды, который на протяжении 23 лет неоднократно сидел в тюрьме, и мечтает после этого дела уехать вместе со своим 17-летним сыном в Рио-де-Жанейро. Хотя фильм остался практически незамеченным в момент своего выхода, он является отличным примером фильма нуаровой эпохи с плотной режиссурой, чётко прописанными образами и отличной игрой всего актёрского состава. Фильмы Кука с конца 1950-х и в 1960-е годы были в лучшем случае посредственными, за исключением мрачного мощного вестерна «День преступника» (1959), фильма ужасов «Дом на холме призраков» (1959), забавной комедии «Деликатное состояние папы» (1963) и классического фильма ужасов Романа Полански «Ребёнок Розмари» (1968), где Кук сыграл агента, показывающего Мии Фэрроу и Джону Кассаветису их новую квартиру.
Кинокарьера в 1970-1980-х годах
В 1970-80-е годы, несмотря на активную работу на телевидении, Кук продолжал появляться в кино. Среди наиболее значимых его картин в этот период — вестерн «Великий налёт на Нортфилд» (1972), полицейская драма «Парни в синей форме» (1973), криминальный триллер «Команда» (1973), приключенческий экшн «Император Севера» (1973), военная комедия Стивена Спилберга «1941» (1979), драма о жизни бродячего цирка «Кэрни» (1980) и вестерн «Том Хорн» (1980). В качестве одной из символических фигур жанра фильм нуар Кук повторил свою роль Вилмера в комедийном продолжении «Мальтийского сокола» под названием «Чёрная птица» (1975), а в 1982 году сыграл таксиста в неонуаровом фильме Вима Вендерса «Хэмметт» (1982), навеянном жизнью и творчеством Дэшила Хэмметта, знаменитого автора историй про частного детектива Сэма Спейда.
Работа на телевидении в 1950-1980-х годах
Большая удача сопутствовала Куку на телеэкране. С середины 1950-х до конца 1980-х годов он был частым гостем на телевидении, сыграв за это время более чем в 70 телефильмах и сериалах. В частности, он снимался в таких знаменитых телесериалах, как «Приключения Супермена» (1954), «Альфред Хичкок представляет» (1955), «Перри Мейсон» (1958-1964, 2 эпизода), «Дымок из ствола» (1958-1965, 4 эпизода), «Бат Мастерсон» (1958-1959, 2 эпизода), «Сыромятная плеть» (1959-1965, 3 эпизода), «Караван повозок» (1960-1964, 3 эпизода), «Ларами» (1961), «Беглец» (1963), «Бонанза» (1966-1970, 2 эпизода), «Человек из АНКЛ» (1966), «Бэтмен» (1967, 2 эпизода), «Звёздный путь» (1967), «Полицейская история» (1975), «Старски и Хатч» (1975), «Сумеречная зона» (1986) и многих других. В телесериале «Частный детектив Магнум» (1981-1988, 13 эпизодов) Кук имел постоянную роль «ворчливого стареющего гангстера». Кроме того, он сыграл в нескольких телефильмах, включая «Ночной сталкер» (1972), «Салемские вампиры» (1979) и «В ночной тиши» (1984).
Актёрское амплуа и оценка творчества
Кук был невысокого роста, жилистым человеком с детским лицом, легко приобретавшим малодушное или хнычущее выражение. По собственным словам Кука, начиная работу в кино, он предполагал, что будет играть романтических молодых людей, однако его миниатюрные габариты, щуплый внешний вид, скорбное детское лицо и невротическая напряжённость способствовали формированию его основного амплуа как жертвы или бандита, отчаянно стремящегося к самоутверждению. Кук стал специализироваться на создании образов тёмных личностей, часто исполняя роли гангстеров и мелких преступников, слабаков и воров-неудачников с садистскими наклонностями. Как говорил сам Кук, он стал играть подлецов, доносчиков, предателей и мерзавцев. Киновед Карен Хэннсберри следующим образом оценила его творчество: «В своей памятной экранной жизни, наполненной образами мелких преступников, бывших заключённых, стукачей, психопатических киллеров, карманников и мелких воров, Кук был настоящим сокровищем». Так ни разу и не сыграв главную роль, Кук, тем не менее, оставил заметный след в кинематографе, сыграв на протяжении семи десятилетий более чем в 100 кинофильмах. Он был одним из самых лучших и узнаваемых характерных актёров своего времени. Публика хорошо знала его по десяткам небольших появлений на экране, а его живые образы часто были более запоминающимися, чем игра некоторых звёзд, вместе с которыми он появлялся на экране. Однажды Кук заявил, что появился в «большем количестве кинохитов, чем он в состоянии вспомнить». Его можно было увидеть во многих киноблокбастерах, среди них «Сержант Йорк» (1941), «Шейн» (1953) и «Ребёнок Розмари» (1968). По мнению Майера, хотя большинство зрителей помнит Кука в первую очередь по его роли в вестерне «Шейн», где он сыграл беззащитную жертву бандита, тем не менее, в первую очередь он стал неотъемлемой частью нуарового жанра, в первую очередь, благодаря фильмам с участием Богарта «Мальтийский сокол» (1941) и «Большой сон» (1941). Как отмечает Хэннсберри, свой самый значимый след актёр оставил именно в мире нуара, где он был несправедливо обвинённым маленьким человеком в «Незнакомце на третьем этаже» (1940), жалким приспешником бандитского главаря в «Мальтийском соколе», неприметным убийцей в «Ночном кошмаре» (1941), сексуально воспалённым джазовым барабанщиком в «Леди-призраке» (1944), томящимся от любви неудачником, принужденным выпить яд в «Большом сне» (1946), истерзанным женой служащим спортивного трека в «Убийстве» (1956) и сатанинским администратором многоквартирного дома в «Ребёнке Розмари» (1968).
Личная жизнь
Кук был женат дважды. В 1929 году Кук, который в то время жил в Нью-Йорке, женился на танцовщице и актрисе Мэри Лу Макмайкл, трое братьев которой составляли популярный вокальный коллектив Мэрри Макс.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 26 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»