• Авторизация


25 декабря родились... 25-12-2025 14:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[495x700]
1924
Николай Александрович Полковников
сапер саперного взвода 1344-го стрелкового полка (319-я стрелковая дивизия, 43-я армия, 3-й Белорусский фронт) сержант - на момент представления к награждению орденом Славы I степени. Родился в селе Починки ныне Дзержинского района Нижегородской области, в семье рабочего. Русский. Образование неполное среднее. Работал в районной больнице. В июле 1942 года был призван в Красную Армию. В действующей армии с августа того же года. Воевал на Калининском, 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. Боевое крещение получил в боях под городом Ржевом. Сначала был связистом в артиллерийской части, в боях под городом Невелем был ранен. Затем до Победы воевал в составе 1344-го стрелкового полка 319-й стрелковой дивизии, был разведчиком, сапером. 25 декабря 1944 года красноармеец Полковников в составе группы саперов участвовал в разминировании минных заграждений в районе города Лабиау (ныне Полесск Калининградской области). Вместе с разведчиками при поиске в тылу противника способствовал успешному захвату "языка". Приказом от 30 декабря 1944 года красноармеец Полковников Николай Александрович награжден орденом Славы III степени (№. 232282). В ночь на 10 января 1945 года в районе населенного пункта Зокайтен (юго-восточнее города Мемель, ныне город Клайпеда, Литва) ефрейтор Полковников проделал проход в заграждениях противника, чем способствовал успешным действиям разведывательной группы. Продвигаясь совместно с группой захвата, участвовал в захвате "языка". Приказом от 7 февраля 1945 года ефрейтор Полковников Николай Александрович награжден орденом Славы II степени (№.14230). Весной 1945 года в наступательных боях в районе города Кенигсберг (ныне Калининград) сержант Полковников действовал совместно с бойцами стрелковых подразделений. За период с 7 по 9 апреля лично обезвредил 60 противотанковых и противопехотных мин, проделал 4 прохода в проволочных заграждениях. Ворвавшись с первыми подразделениями в форт "Луиза-6", в одном из его отсеков забросал гранатами группу фашистов, уничтожив около 10 из них. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество, отвагу и бесстрашие, проявленные в боях с гитлеровскими захватчиками сержант Полковников Николай Александрович награждён орденом Славы I степени (№ 281). Стал полным кавалером ордена Славы. За годы войны участвовал в захвате двенадцати языков. Войну закончил в Кенигсберге (Калинград). Еде год после Победы продолжал службу в группе советских оккупационных войск на территории Германии. В 1965 году был демобилизован. Вернулся на родину. Жил в селе Ильиногорск Володарского района современной Нижегородской области. Работал в совхозе "Ильинский" слесарем по наладке сельхозмашин. Последние годы жил в городе Дзержинске той же области. Работал на заводе "Капролактам". Скончался 16 мая 1996 года. Похоронен на кладбище села Ильиногорск Володарского района. Награжден орденами Отечественной войны I степени, Славы 3-х степеней, медалями.

1924
Род Серлинг
американский писатель и сценарист, продюсер и автор многих эпизодов сериалов "Сумеречная зона" и "Ночная галерея", автор сценариев к/ф "Семь дней в мае" и "Планета обезьян".

[478x698]
1924
Николай Власович Черненко
командир пулемётного расчёта 2-го эскадрона 60-го гвардейского кавалерийского полка 16-й гвардейской Черниговской кавалерийской дивизии, сформированной в декабре 1941 года в городе Уфе, как 112-я Башкирская кавалерийская дивизия, 7-го гвардейского кавалерийского корпуса 1-го Белорусского фронта, гвардии старший сержант. Родился в селе Успенка Бурлинского района Уральской области (ныне Западно-Казахстанская область Республики Казахстан), в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. Жил в селе Илек Оренбургской области. Окончил 8 классов. Работал начальником караула пожарной команды. Призван в Красную Армию в августе 1942 года, и был направлен в пулемётное училище. На фронте с декабря 1942 года. Боевое крещение получил в Сталинграде. Здесь же был ранен и после госпиталя попал в кавалерийский полк, снова был ранен и контужен. О его боевых делах была выпущена листовка. Вот и строки из нее: "В оборонительных боях с немецкими захватчиками отлично действует пулемётный расчёт гвардии сержанта Черненко, где наводчиком комсомолец Колесников. Их пулемёт всегда в исправности, готов к бою и к отражению контратак противника. Там, где находится расчёт товарища Черненко, немцам не пройти".Отважный пулемётчик воевал за освобождение белорусских и украинских городов Гомеля, Чернигова, Владимир-Волынского, Ковеля. Сражался за освобождение Польши, отличился в боях на подступах к Берлину в боях за город Бранденбург. 26-28 апреля 1945 года расчёт Черненко в составе передового отряда переправился через Зилов-канал и обеспечивал успешное форсирование водной преграды и закрепление на противоположном берегу подразделений своего полка. Черненко, оставшись один, продолжал вести огонь до подхода основных сил, отбив несколько атак гитлеровцев. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему сержанту Черненко Николаю Власовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6469). После войны демобилизован. Вернулся в село Илек, где работал первым секретарём райкома комсомола, пропагандистом райкома партии. Позднее жил в городе Орск, работал на комбинате "Южуралникель". С 1987 года живёт в городе Тольятти Самарской области. Награждён орденом Ленина, орденами Отечественной войны 1 и II степеней, медалями. Имя Н.В Черненко высечено золотыми буквами на мемориальных досках вместе с именами всех 78-и Героев Советского Союза 112-й Башкирской (16-й гвардейской Черниговской) кавалерийской дивизии, установленных в Национальном музее Республики Башкортостан (город Уфа, улица Советская, 14) и в Музее 112-й (16-й гвардейской) Башкирской кавалерийской дивизии (город Уфа, улица Левитана, 27).
[700x468]
Мемориальная доска установлена в городе Тольятти по улице 70 лет Октября, дом 9.

[450x699]
1925
Ханиф Хазигалеевич Абдрахманов
наводчик 76-мм пушки; командир отделения разведки батареи 76-мм пушек 609-го стрелкового полка 139-й стрелковой дивизии 2-го Белорусского фронта. Родился в деревне Урняк Алыпеевского района Башкирии, в крестьянской семье. Татарин. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил 2 курса Давлекановского педагогического училища. Призван в Красную Армию в феврале 1943 года Альшеевским райвоенкоматом Башкирской АССР. В боях в Великую Отечественную войну с июня 1943 года. Воевал на Центральном, 3-м и 2-м Белорусских фронтах. Освобождал города Калугу и Рославль. Был трижды ранен. Наводчик 76-мм пушки 609-го стрелкового полка (139-я стрелковая дивизия, 50-я армия, 2-й Белорусский фронт) красноармеец Ханиф Абдрахманов 26 июня 1944 года при форсировании реки Реста, юго-восточнее областного центра Могилёвской области Белоруссии города Могилёва, в составе расчёта вёл огонь прямой наводкой, уничтожив много солдат противника, чем обеспечил продвижение пехоты и взятие населённого пункта Горбовичи. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июня 1944 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками красноармеец Абдрахманов Ханиф Хазигалеевич награждён орденом Славы III степени (№ 69607). Ефрейтор Абдрахманов Х.Х. в бою 17 июля 1944 года у деревни Погараны Белостокской области, когда противник силой до двух батальонов пехоты и при поддержке шести штурмовых орудий перешёл в контратаку, метким огнём уничтожил несколько десятков солдат противника и штурмовое орудие, за что 15 августа 1944 года вновь награждён орденом Славы III степени… Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1958 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками Абдрахманов Ханиф Хазигалеевич перенаграждён орденом Славы I степени (№ 3714). Командир отделения разведки батареи 76-мм пушек 609-го стрелкового полка (139-я стрелковая дивизия, 49-я армия, 2-й Белорусский фронт) сержант Ханиф Абдрахманов в бою 13 февраля 1945 года восточнее населённого пункта Тухель, ныне Тухоля (Польша), уничтожил огневую точку врага. 15 февраля 1945 года Абдрахманов с двумя бойцами у населённого пункта Тухель захватил наблюдательный пункт (НП) противника и корректировал огонь батареи. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками сержант Абдрахманов Ханиф Хазигалеевич награждён орденом Славы II степени (№ 34689). После войны X.X.Абдрахманов вернулся на родину – в Башкирию, и в 1947 году завершил учёбу в Давлекановском педагогическом училище. В 1950 году окончил исторический факультет Башкирского государственного педагогического института. Многие годы был на педагогической работе в Альшеевском районе, а затем в столице Башкирии городе Уфе. Заслуженный ветеран вёл большую общественную работу, являясь более 20-и лет бессменным секретарём партийной организации, постоянным лектором общества «Знание». За активное участие в общественной жизни, большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи Абдрахманов Х.Х. награждён тремя Почётными грамотами ЦК ВЛКСМ, Почётным знаком ЦК ВЛКСМ. Его успехи в педагогической деятельности отмечены званием «Отличник народного образования РСФСР». Капитан в отставке Абдрахманов Х.Х. скончался 23 апреля 1999 года. Похоронен в Уфе на Южном кладбище. Награждён орденом Отечественной войны I степени, орденами Славы I, II, III степеней, медалями. В городе Уфе, на фасаде дома № 84 по улице Цюрупы, где жил полный кавалер ордена Славы Х.Х.Абдрахманов, установлена мемориальная доска.
[700x358]
В городе Уфе, на фасаде дома № 84 по улице Цурюпы, где жил полный кавалер ордена Славы Х.Х.Абдрахманов, установлена мемориальная доска.

[498x700]
1925
Михаил Иванович Андрейчев
командир отделения 252-го гвардейского стрелкового полка (83-я гвардейская стрелковая дивизия, 11-я гвардейская армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии сержант - на момент последнего представления к награждению орденом Славы. Родился в деревне Узуновка Скопинского уезда Рязанской губернии, ныне деревня не существует, была на территория Михайловского района Рязанской области, в многодетной крестьянской семье. Русский. Окончил 10 классов. После смерти отца в 1942 году остался старшим в семье, помогал матери. В январе 1943 года был призван в Красную Армию. В запасном полку в городе Цивильск (Чувашия) прошел ускоренную военную подготовку, получил специальность наводчика противотанкового ружья (ПТР). В июле в составе маршевой роты был направлен на Западный фронт и зачислен в роту ПТР 854-го стрелкового полка 277-й стрелковой дивизии. Участвовал в боях по освобождению городов Смоленска и Вязьмы. В декабре 1943 года за подбитие бронемашины противника награжден медалью "За отвагу". 21 марта 1944 года в бою у деревни Старина (Светлогорский район Могилёвской области) наводчик ПТР ефрейтор Андрейчев был ранен в правую руку, но поле боя не оставил и продолжал выполнять боевую задачу. Он уничтожил танк противника и гранатой поразил 5 вражеских солдат. К вечеру, когда подошло подкрепление, раненых отправили в госпиталь. Приказом от 5 апреля 1944 года ефрейтор Андрейчев Михаил Иванович награжден орденом Славы III степени (№445398). После излечения зачислен автоматчиком, командиром отделения 8-й роты 252-го гвардейского стрелкового полка 83-й гвардейской стрелковой дивизии. Дивизия занимала оборону по берегу реки Шешупа. 16 августа 1944 года гвардии красноармеец Андрейчев, в составе группы, участвовал в разведке боем. Бойцы бесшумно прошли на 1,5-2 км в тыл врага и атаковали штаб стрелкового батальона, онем из автоматов и гранатами уничтожили 15 гитлеровцев. По дороге к своим у деревни Бояры (Шученский район Гродненской области, Белоруссия) Андрейчев вышел к избе, заполненной спящими немецкими солдатами. Он бросил в избу гранату, оставшихся в живых 5 солдат противника пленил и привел их в расположение советских войск. Приказом от 25 сентября 1944 года гвардии красноармеец Андрейчев Михаил Иванович награжден орденом Славы III степени повторно. В ночь на 25 января 1945 года близ города Гумбиннен (ныне - город Гусев Калининградской области) гвардии сержант Андрейчев со своими бойцами отразил 3 атаки противника и уничтожил до взвода гитлеровцев. Лично Андрейчев подбил БТР, чем способствовал выполнению ротой боевой задачи. Позднее участвовал в форсировании реки Прегель (ныне Преголя) и штурме форта № 8. Приказом от 30 марта 1944 года гвардии сержант Андрейчев Михаил Иванович награжден орденом Славы II степени (№21723). После войны продолжил службу в армии. В 1947 г. окончил Рижское военно-политическое училище. Офицером служил в Германии, в Прибалтийском военном округе, затем начальником политотдела Оренбургского областного военкомата. Заочно окончил Дальневосточный государственный университет, получил специальность юриста. В 1976 году полковник Андрейчев уволен в запас. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1958 года в порядке перенаграждения Андрейчев Михаил Иванович награжден орденом Славы I степени (№3761). Стал полным кавалером ордена Славы. В 1976 году полковник Андрейчев уволен в запас. Жил в городе Железнодорожный Московской области. До выхода на пенсию работал инженером на Московском электроламповом заводе. Вел активную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. 2 мая 2000 года присвоено звание "Почетный гражданин города Железнодорожного". Умер 10 ноября 2013 года. Похоронен на на Пуршевском кладбище городского округа Балашиха Московской области. Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, Славы I, II и III степеней, медалями.

[460x700]
1925
Юрий Михайлович Гришин
сапер 222-го отдельного моторизированного штурмового инженерно-саперного батальона (20-я моторизированная штурмовая инженерно-саперная бригада, 5-я армия, 1-й Дальневосточный фронт), ефрейтор – на момент представления к награждению орденом Славы I степени. Родился в городе Ростов-на-Дону, в семье рабочего. Русский. Окончил 6 классов. Учился в ремесленном училище. В начале войны был эвакуирован на восток, в Узбекистан. Работал на кирпичном заводе. В январе 1943 года был призван в Красную Армию Самаркандским горвоенкоматом. На фронте в Великую Отечественную войну с марта 1943 года. Большую часть боевого пути прошел в составе 20-й моторизированной штурмовой инженерно-саперной бригады, был сапером, воевал во взводе разведки. В составе бригады участвовал в Свирско-Петрозаводской и Петсамо-Киркенесской операциях Карельского фронта. В июне 1944 года в ходе наступления в районе севернее города Лодейное Поле (Ленинградская область), красноармеец Гришин, проделывая проходы в заграждениях противника, обезвредил 14 противотанковых и 8 противопехотных мин. 23 июня с группой саперов пленил финского сапера, минировавшего мост. Пленный дал ценные сведения. Приказом по войскам 7-й армии (№19/н) от 3 августа 1944 года красноармеец Гришин Юрий Михайлович награжден орденом Славы III степени. С 2 по 10 октября 1944 года красноармеец Гришин в составе диверсионной группы действовал во вражеском тылу в 40 км южнее города Петсамо (ныне Печенга Мурманской области). Ведя наблюдение за противником, собрал ценные сведения о вражеских гарнизонах, их численности и расположении огневых точек. Во время налета на вражескую автоколонну лично уничтожил 2 автомобиля с боеприпасами и около 10 гитлеровцев. Участвуя в подрыве подвесной дороги, подорвал первую опору. Приказом по войскам 14-й отдельной армии (№319) от 27 ноября 1944 года красноармеец Гришин Юрий Михайлович награжден орденом Славы II степени. В ноябре 1944 года бригада была выведена в тыл, оставалась в резерве Ставки и в мае 1945 года передислоцирована на Дальний Восток. С августа 1944 года в составе Дальневосточного фронта участвовал в боях японцами. Ночью на 9 августа 1945 года ефрейтор Гришин, действуя в составе штурмовой группы, проник в расположение японской погранзаставы и забросал гранатами окна казармы, подавил дзот. Смело действовал при штурме станции Пограничная (ныне город Суйфыньхэ, Китай), в числе первых ворвался на железнодорожную станцию, участвовал в захвате железнодорожного моста, предотвратив его взрыв. Приказом Главнокомандующего Советскими войсками на Дальнем Востоке маршала Василевского (№ 032/н) от 23 сентября 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японцами на дальнем Востоке и проявленные при этом доблесть и мужество ефрейтор Гришин Юрий Михайлович был награжден орденом Славы I степени. Стал полным кавалером ордена Славы. В 1948 году старшина Гришин был демобилизован. Жил в городе Ростов-на-Дону. Работал на областной базе стеклотары. Скончался 3 мая 2008 года. Похоронен на Северном кладбище в Ростове-на-Дону. Награжден орденами Отечественной войны I степени (11 марта 1985), Славы I (23 сентября 1945), II (27 ноября 1944) и III (3 августа 1944) степеней, медалями.

[525x700]
1925
Василий Михайлович Густоев
слесарь-наладчик Уральского автомобильного завода Министерства автомобильной промышленности СССР, город Миасс Челябинской области. Родился в городе Тухачевск (с 1926 года - Миасс) Уральской области, ныне в составе Челябинской области. Из семьи рабочего. Русский.Окончил 7 классов школы в 1940 году. С 1940 года - разнорабочий в старательской артели. С 1942 года работал шлифовальщиком цеха коробки скоростей Уральского автомобильного завода в Миассе. В июле 1943 году призван в Красную Армию Миасским городским военкоматом Челябинской области. Служил в 13-м запасном стрелковом полку Уральского военного округа. Был направлен на учёбу в Челябинскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров, но вскоре переведён в военную школу связи в Свердловске. После её окончания с 1944 года - в действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны. Сержант В.М.Густов командовал отделением связи в 82-м артиллерийском полку. Воевал на 3-м Украинском фронте, участвовал в Ясско-Кишинёвской, Бухарестско-Арадской, Белградской, Будапештской, Венской наступательных операциях. После победу продолжал службу в Советской Армии в составе Южной группы войск на территории Румынии. В 1949 году сержант В.М.Густоев уволен в запас. Вернувшись в родной город, больше 40 лет, с 1949 по 1990 год работал на Уральском автомобильном заводе. Сначала был слесарем по ремонту промышленного оборудования, с 1958 года - бригадиром слесарей-ремонтников, с 1967 года - бригадиром слесарей-наладчиков. Одновременно с работой в 1961 году окончил школу рабочей молодёжи, в 1966 году - Миасский автомеханический техникум. Досконально освоил сложное оборудование, в самые короткие сроки определял и устранял любые неисправности. Со временем стал одним из лучших бригадиров завода. Специалист высокой квалификации. Внёс несколько десятков рационализаторских предложений, подготовил на рабочем месте многих квалифицированных молодых рабочих. Много сил уделял работе с молодыми рабочими. Был инициатором создания заводских курсов слесарей, где сам преподавал в нерабочее время. Затем работал в заводской школе наставников и стал её руководителем без отрыва от производства. С 1973 года был неизменным председателем заводского комитета наставников. За выдающиеся успехи в выполнении заданий девятого пятилетнего плана и принятых социалистических обязательств Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1976 года Густоеву Василию Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Член КПСС. Избирался членом Миасского городского комитета КПСС и партийного комитета завода. Активно работал также и в профсоюзных органах. Избирался делегатом на партийные и профсоюзные съезды. С 1990 года - на пенсии. Жил в городе Миассе. Скончался 17 июня 2007 года. Похоронен на Южном кладбище Миасса. Награждён 2 орденами Ленина (5 апреля 1971, 11 марта 1976), орденом Отечественной войны II степени (11 марта 1985), медалью «За трудовую доблесть» (22 августа 1966), другими медалями. Почётный гражданин города Миасс (15 ноября 1973). «Ветеран автомобильной промышленности» (1974).
[395x700]
Герой Социалистического Труда В.М.Густоев.
[462x700]
Герой Социалистического Труда В.М.Густоев с женой.
[700x479]
Герой Социалистического Труда В.М.Густоев на рабочем месте в цехе шасси Уральского автомобильного завода.
[694x700]
Герой Социалистического Труда В.М.Густоев с молодым рабочим в цехе Уральского автомобильного завода.
[700x434]
Герой Социалистического Труда В.М.Густоев после церемонии присвоения звания "Почётный гражданин города Миасс" (1973 год).
[700x551]
Герой Социалистического Труда В.М.Густоев среди работников Уральского автомобильного завода на демонстрации в годовщину Великой Октябрьской социалистической революции.
[700x435]
Герой Социалистического Труда В.М.Густоев в группе передовиков - работников Уральского автомобильного завода.
[700x464]
Герой Социалистического Труда В.М.Густоев (во втором ряду второй слева) с работниками Уральского автомобильного завода во время поездки в Ленинград (1974 год).
[700x457]
Герой Социалистического Труда В.М.Густоев на отдыхе в Карловых Варах (1980).
[700x473]
Герой Социалистического Труда В.М.Густоев с детьми и внуками.

1925
Евгения Николаевна Ершова
Украинская советская артистка балета. Народная артистка Украинской ССР (1960). В 1934 поступила в Киевское хореографическое училище. С 1944 - солистка Театра оперы и балета имени Шевченко. Тонкая лиричная танцовщица, хорошо владеющая техникой классич. танца, Ершова исполнила ведущие партии в балетах "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Раймонда", "Коппе-лия" и др.

[449x700]
1925
Василий Александрович Игонин
пулеметчик 190-го гвардейского стрелкового полка (63-я гвардейская стрелковая дивизия, 6-я гвардейская армия, 2-й Прибалтийский фронт) гвардии ефрейтор. Родился в селе Исады ныне Спасского района Рязанской области, в семье крестьянина. Русский. Окончил 6 классов. Учился в школе ФЗУ, работал на заводе. 11 января 1943 года был призван в Красную Армию Спасским райвоенкоматом. На фронтах Великой Отечественной войны с 30 января 1943 года. 21 февраля 1945 года в бою по удержанию важной высоты в районе города Лиепая (Латвия) при отражении контратаки противника огнем из пулемета уничтожил несколько десятков гитлеровцев. Вел огонь пока пулемет не был разбит снарядом из танка, сам Игонин ранен а второй номер расчета убит. Вражеский танк «тигр» подошел вплотную к позиции расчета и мог прорваться во фланг батальона. Взяв 2 противотанковые гранаты, гвардии ефрейтор Игонин бросился под вражеский танк и взорвался вместе с ним. Он сознательно пошел на самопожертвование, тем самым обеспечил успешное выполнение задачи батальоном. Был похоронен на месте боя, позднее перезахоронен в братской могиле на воинском кладбище в городе Приекуле (Латвия). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии ефрейтору Игонину Василию Александровичу присвоено звание героя Советского Союза (посмертно). Награжден орденом Ленина, медалью «За отвагу» (26 сентября 1944). В селе Исады его имя увековечено на обелиске, установленном в честь погибших воинов-земляков, на доме, где жил Герой, открыта мемориальная доска.
[467x700]
Бюст Героя установлен в селе Исады Спасского района Рязанской области.

[561x699]
1925
Карлос Кастанеда (Carlos Castaneda)
американский писатель, антрополог, этнограф, мистик. Автор 11-томной хроники ученичества у индейского шамана дона Хуана, изданной миллионными тиражами на многих языках и ставшей всемирным бестселлером. Доктор философии по антропологии. Произведения Кастанеды трудно отнести к какому-либо определенному жанру – они представляют синтез, существуют на стыке литературы, философии, мистики, этнографии и психологии. Введенные в его книгах поэтико-эзотерические понятия образуют стройную и законченную теорию, известную как «учение дона Хуана». Ее истолкованием занимаются многочисленные поклонники и последователи Кастанеды. Некоторые понятия, например, «точка сборки», «место силы» и др., перекочевали из его книг в современный лексикон и жизнь, отразив моду на разнообразные эзотерические и экзотические учения и практики. Карлос Сезар Сальвадор Арана Кастанеда родился в городе Кахамарка, Перу, в семье часовщика и золотых дел мастера, выходца из Италии. Его отец владел магазинчиком и занимался изготовлением ювелирных украшений. В отцовской мастерской сын получил первый опыт художественной практики – работал с бронзой и золотом. Среди привычных впечатлений периода жизни в Кахамарке были и курандерос – местные шаманы и целители, влияние которых на творчество Кастанеды впоследствии стало очевидным. В 1935 семья переезжает в Лиму – город искусств, памятников и музеев перуанского искусства, восходящего к культуре инков. Здесь Кастанеда заканчивает Национальный колледж и в 1948 поступает в Национальную школу изящных искусств. Ведет образ жизни типичного представителя богемы – общается с художниками, поэтами, писателями, денди, посещает выставки и поэтические вечера. В студенческие годы в Лиме одержим желанием продолжать обучение и карьеру профессионального художника в США. Его вдохновляет пример дяди – одного из наиболее известных людей Южной Америки Освальдо Аранха – посла Бразилии в США и председателя Генеральной Ассамблеи ООН. После его возвращения в Бразилию Кастанеда окончательно решает отправиться открывать «свою Америку». В 1951 переезжает в США – сначала в Сан-Франциско, затем в Лос-Анджелес. Странствует по тихоокеанскому побережью, стараясь заработать на дальнейшее обучение. В 1955 записывается в Лос-Анджелесский общественный колледж (ЛАОК), где, помимо основных занятий, посещает лекции по журналистике и семинары по литературному мастерству. Чтобы оплачивать обучение и жилье, работает, где придется. Продолжает писать картины, заниматься скульптурой. В 1956 знакомится с Маргарет Раньян, будущей женой. Маргарет в курсе увлечений в интеллектуальной молодежи тихоокеанского побережья – это пси-факторы, экстрасенсорика, разнообразные мистические учения и проч. Сама она увлекается учением мистика Годдарда Невилла, выступавшего с лекциями на темы поиска самости и практики контролируемых сновидений. Они обмениваются книгами, обсуждают лекции, ходят на концерты, увлекаются кино, проводят опыты по экстрасенсорике. Постепенно вокруг них складывается узкий круг друзей, объединенных общими интересами. Большое впечатление на Кастанеду произвела книга английского писателя Олдоса Хаксли Врата познания – о влиянии галлюциногенов на сознание человека. Эту тему Кастанеда развил в своей курсовой работе второго курса. В ней же он особенно подчеркнул роль языковой традиции, которая, с одной стороны, облегчает коммуникацию между людьми и помогает сохранять накопленные знания, а, с другой, «сужает» сознание – слова принимаются за реальные объекты, а не за их символы, и постепенно вся широта мира сводится к набору общих суждений. В кругу Кастанеды обсуждались также идеи Невилла о возможностях программирования сновидений и «контролируемого воображения». Поднимались темы о существовании светящейся сферы вокруг человека с «пробужденным» воображением. Проговаривалась мысль о том, что в условиях современного мира пропаганду нового учения лучше вести не от лица адепта – носителя учения, а от лица посвященного в его мистерии ученика. Многие из этих идей позже получили глубокое истолкование в сочинениях Кастанеды. Кроме того, молодые американские интеллектуалы были всерьез увлечены изучением образа жизни и обрядов индейских шаманов, к которым в родной для Кастанеды Кахамарке среднее сословие относилось с пренебрежением. В 1959 заканчивает колледж, получив диплом Ассоциации Искусств в области психологии. В 1960 поступает в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (УКЛА), и его специализация меняется – теперь это антропология. Профессор Клемент Мейган, курировавший Кастанеду по антропологии, поощрял сбор интервью у представителей изучаемых народностей. С этой целью Кастанеда едет сначала в Аризону, затем в Мексику. Установлению контактов с индейцами способствует знание испанского языка, латиноамериканская внешность и знакомство с образом жизни шаманов в Кахамарке. Тема его полевых интервью – использование растений, содержащих галлюциногены, в индейских ритуалах. Он отдаляется от друзей и жены, пропускает деловые встречи и все больше времени проводит в Аризоне и Мексике. По реакции профессора Мейгана на собранный материал, представленный в курсовых работах, ему становится ясно, что он вышел на весьма интересное и малоизученное направление. Объем полевых записей становился все обширней, большую часть времени в Лос-Анджелесе Кастанеда проводит за печатной машинкой. Денежные дела приходят в упадок, оплачивать обучение нечем, и он оставляет университет. После многочисленных сомнений и переделок к 1965 у Кастанеды была готова внушительная рукопись – книга под названием Учение дона Хуана: путь знания индейцев Яки. Она была роздана для ознакомления профессуре УКЛА – для отзывов и рекомендаций к публикации. В университетской среде отношение к книге разделилось – появились как ее сторонники (во главе с профессором Мейганом), так и те, кто опасался, что личный, «не академичный» подход может дискредитировать объективность научных традиций университета. Но представители обеих лагерей сходились в оценке сочинения как яркого и неординарного. На колебания профессуры влияла и общая ситуация, сложившаяся в среде молодежи, – движение хиппи, волнения в университетах по поводу расширения сознания с помощью наркотических средств, в том числе скандал вокруг исследований Тимоти Лири в Гарвардском университете. Его лабораторные исследования о влиянии ЛСД на воображение имели огласку и привлекли внимание широких кругов. Уволенные в 1963 из университета Тим Лири и Ричард Олпорт организовали коммуну Касталия – название взято из книги Игра в бисер Германа Гессе. Коммуна сначала располагалась в Мексике, затем переехала в Миллбрук штат Нью-Йорк, где ее члены продолжали пропагандировать свои взгляды. Ими выпускалось ежеквартальное издание «Психоделическое обозрение». Кастанеда интересовался исследованиями Лири, ездил на устраиваемые им встречи, стремясь поделиться своими данными. Однако его больше интересовала возможность глубинного погружения современного человека в мистерии древних культов и интеллектуальное овладения полученным опытом. Три года ушло на уточнение позиций профессуры по поводу публикации книги Кастанеды. Наконец весной 1968 она вышла в университетском издательстве University of California Press под типовой обложкой университетских учебных пособий. На глазах она становилась бестселлером и продавалась лучше, чем какое-либо другое издание – за первые 2 года было продано 300 тысяч экземпляров. Позже, когда у Кастанеды была готова вторая книга, он обратился к профессиональному агенту-посреднику, т.к. его произведения явно обладали потенциалом для массового распространения и не вписывались в разряд университетских учебников. По договору с держателем авторских прав – издательством УКЛА – Учение дона Хуана выпускали также крупные издательства «Боллентайн» и «Саймон и Шустер». В первой книге Карлоса Кастанеды Учение дона Хуана: путь знания индейцев Яки речь идет о том, как однажды, будучи студентом, Кастанеда в поисках объекта для исследовательского интервью встречается с дон Хуаном – старым индейцем-брухо, т.е. магом, целителем и мастером древнего ритуала. Индеец, почувствовав в молодом человеке натуру ищущую, предлагает напрямую познакомиться с магической реальностью, без чего невозможно понимание сути индейских шаманских ритуалов. Студент-антрополог соглашается и подробно описывает последовавшие события и свои ощущения. Он рассказывает о «митотах» – церемониях употребления пейота и грибов, во время которых у участников появлялась способность взаимодействовать с магической реальностью, полной неких дружественных или враждебных сил. Дон Хуан делает Кастанеде предложение стать его учеником – он называет это: встать на путь «человека знания», т.е. отказаться от предвзятости, открыться новому знанию мира, отбросив поучения, вдолбленные в него с рождения. Кастанеда – в замешательстве, предложение брухо вызывает смешанные чувства опасения и интереса. Становление «человека знания», по дону Хуану, включает в себя процесс очищения от личного житейского опыта. Смысл этого требования – в обретении иного понимания себя, иного мироощущения, в переосмыслении и зачастую отторжении предыдущей жизни. Читатель знакомится с понятиями учения дона Хуана – «человек знания», «сила», «место силы», «предметы силы», «союзник» и т.д. Указаны и четыре опасности на пути человека знания – страх, ясность, сила и старость. Одну из наиболее интересных интерпретаций учения дона Хуана предложили юнгианские аналитики. Так, по Д.Л.Уильямсу (Пересекая границу), «человек знания» – это человек, стремящийся жить в гармонии со своим бессознательным и следовать за всеми перипетиями личной судьбы, обусловленной этой гармонией, «сила» – способность раскрыть потенциал своего бессознательного, «союзник» – включение бессознательного потенциала в процесс обретения самости и т.д. А упомянутые четыре врага знания – страх, ясность, сила и старость являются врагами не сами по себе, а лишь будучи неправильно поняты. У книги существует вторая часть, написанная в духе методической исследовательской разработки, дублирующей содержание Учение дона Хуана. Она входила в первую публикацию, но позже ее перестают печатать, т.к. для широкой публики интерес представляет именно «художественно» написанный вариант, содержащий эмоциональные впечатления и личный опыт человека, погружающегося в шаманский мир. Первая книга Карлоса Кастанеды снискала фантастический успех, была переведена на 17 языков и до сих пор является одним из супербестселлеров. Споры по поводу ее жанра не утихают: одни считают ее уникальным эзотерическим учебником, другие – не менее уникальной литературно-философской мистификацией, третьи – сюрреалистической аллегорией и т.д. Для самого автора ее издание, помимо прочего, помогло поправить финансовое положение и, наконец, получить возможность сдать экзамены на звание магистра. В это время он увлекается философией, посещает лекции по феноменологии, знакомится с работами Гуссерля, Парсонса, Витгенштейна. Вторая книга Отдельная реальность: продолжение бесед с доном Хуаном (1971, New York, Simon & Shuster) также носит характер художественно-документального отчета о встречах с индейским брухо. Появляются новые персонажи – коллега дона Хуана дон Хенаро. Он отучает Кастанеду от пристрастия к западной логике и рационализму, демонстрируя нарушение аристотелевских законов пространства и времени. Дон Хенаро парит над полом, в одно мгновение перемещается на горный выступ, удаленный на расстояние 10 миль, отплясывает на краю водопада. Читатель вправе думать, что индейцы манипулируют сознанием Кастанеды. Под этим углом зрения можно рассматривать и описанные в книге превращение и полет самого Кастанеды в виде вороны. Дон Хуан продолжает знакомить его с системой шаманских взглядов на мир, с понятиями «воина» и «охотника», живущих одновременно в двух мирах, с понятием «видения», т.е. способности ощущать за реальными событиями этого мира Великое Ничто, с правилом «контролируемой глупости» – принципа жизни в мире людей и др. Вышедшая вскоре третья книга Путешествие в Икстлан (1972, New York, Simon & Shuster) содержит более систематизированное, чем в предыдущих, изложение основных принципов учения дона Хуана. Кастанеда еще раз обращается к своим заметкам первых лет знакомства с доном Хуаном, пересматривает их и окончательно решает встать на путь ученичества индейского брухо. Последние три главы содержат материал о третьей стадии ученичества, начавшейся в мае 1971. Кастанеда понимает, что тот, кто ступил на путь воина – «путь с сердцем», – уже никогда не сможет повернуть вспять. Дон Хуан продолжает открывать аспекты этого пути – искусство быть недостижимым, принцип стирания личной истории, выстраивание отношений со своим «союзником» и борьба с ним, концепцию смерти как советчика, необходимость принятия ответственности за свои поступки и т.д. За эту книгу в 1973 Карлос Кастанеда получает звание доктора философии по антропологии. В это же время становится миллионером благодаря баснословным тиражам своих сочинений. Теперь он – популярная личность, у него берут интервью и приглашают выступать с лекциями перед студентами. В основе четвертой книги Сказки о силе (1974, New York, Simon & Shuster) – данные о конечной стадии ученичества в 1971–1972. Кастанеду готовят к обряду инициации. В пустыне дон Хуан открывает ему свои тайны и дает подробные объяснения о стратегии мага. На этом этапе ученичества Кастанеда чувствует, что его собственное сознание раскалывается. Он убеждается, что привычная картина мира (или тональ) – лишь крохотный островок в бесконечном, непознаваемом и не поддающемся никаким формулировкам мире волшебства – так называемом нагвале. Тональ и нагваль – центральные понятия учения дона Хуана: тональ – мир заданный, систематизированный и разумный, нагваль – мир магических возможностей, воли и превращений. Между ними существует трещина, или качественный разлом, и путь воина предполагает умение существовать и действовать в обоих мирах. После обряда инициации Кастанеда и два других ученика дона Хуана и дона Хенаро, навсегда простившись с учителями, совершают прыжок с вершины горы в пропасть – в трещину между мирами. Предполагается, что в ту же ночь дон Хуан и дон Хенаро навсегда уходят из этого мира. Так в книгах Кастанеды заканчивается рассказ о периоде его непосредственного обучения у дона Хуана. Сразу после появления первых книг о доне Хуане возник вопрос о степени достоверности его образа – реальное ли он лицо и существовал ли прототип, или же он – плод художественного вымысла. В пользу возможности существования реального прототипа или прототипов говорит тот факт, что коллега Кастанеды по Университету Дуглас Шарон задолго до того, как познакомиться с Кастанедой, также прошел курс ученичества у перуанского курандеро Эдуардо Кальдерона Паломино В беседах между собой Кастанеда и Шарон отмечали огромное количество совпадений между учениями Эдуардо и дона Хуана. В то же время при анализе сочинений Кастанеды становится ясно, что многие изложенные им взгляды и теории связаны с экзистенциализмом, феноменологией и современной психотерапией. Это обстоятельство наводит на мысль, что фигура дона Хуана могла и быть выдумана человеком с университетским образованием, т.е. Карлосом Кастанедой. Вопрос этот так и остается без ответа. Жизнь Кастанеды все больше становилась похожа на образ жизни современного гуру. Он разводится с Маргарет, оставляет приемного сына, к которому был сильно привязан, отдаляется от прежних друзей и окончательно погружается в изучение шаманских практик. Пишет книги, выступает с лекциями, поддерживая ореол таинственности вокруг своей фигуры. В духе разработанной им теории стирания личной истории неохотно дает интервью, не разрешает себя фотографировать, рисовать и т.д. Некоторые темы из его книг порою перекочевывают в реальную жизнь. Так, иногда после разговора с каким-то человеком он мог утверждать, что на встрече присутствовал не он сам, а его «дубль». В произведениях, написанных Кастанедой в 1970–1990-х – Второе кольцо силы, Дар Орла, Огонь изнутри, Сила безмолвия, Активная сторона бесконечности, Искусство сновидения – идет дальнейшее описание учения дона Хуана и рассказывается о перипетиях судьбы современного мага. Последняя книга Колесо времени – своего рода авторский конспект важнейших понятий и комментариев к произведениям Кастанеды. Во Втором кольце силы (1977), спрыгнув со скалы в пропасть, Карлос остается в живых и возвращается в Мексику, чтобы выяснить, насколько реален был тот невероятный прыжок. Здесь он встречается с группой женщин-магов – учениц дона Хуана, и в поединке с ними обнаруживает в себе магическую способность выходить из своего тела в виде могущественного дублера. После контактов с женщиной-воином Ла Гордой Карлос принимает на себя ответственность лидера новой партии нагваля. В Даре Орла (1981) бывший ученик пытается возглавить новый отряд магов, но конфликты между ним и другими учениками возрастают. С помощью Ла Горды (Флоринды Доннер) он понимает, что из-за особенностей своего энергетического устройства не может быть их лидером. Пути магов расходятся, но с ним остается Ла Горда. Они уезжают в Лос-Анджелес, где практикуют совместные путешествия в сновидениях и в состоянии повышенного осознания пытаются вспомнить годы ученичества, отрабатывая магические принципы. В Огоне изнутри (1984), Кастанеда вспоминает свои встречи с доном Хуаном – его концепцию мелких тиранов, рассматривающую любые негативные ситуации как средство обучения. Продолжая работать над собой, он избавляется от чувства собственной важности и обретает целостность. Дается объяснение новых терминов учения дона Хуана – «точка сборки», «положение точки сборки», «сталкинг», «намерение» и «позиция сновидения», «преодоление барьера восприятия». В Силе безмолвия (1987), размышляя о встречах с доном Хуаном, его ученик говорит об устройстве мира и мире мага, о модальности времени и овладении намерением. Он убеждается, что магия нужна для того, чтобы мы знали: сила – в кончиках наших пальцев, нужно только осознать свое могущество, которым реально владеет каждый. Появляются новые термины – «проявление», «толчок», «уловка», «нисхождение духа», «требование» и «управление намерением». Искусство сновидения (1994) строится на описании концепции дона Хуана о контролируемом сновидении. Сновидения – единственный доступный в тонале, фиксируемый разумом в мистических образах, выход в мир нагваля. В отличие от фрейдистов, которые занимаются символическим истолкованием сновидений, индейский маг предлагает в него внедряться и воспринимать как некую иную реальность, которой возможно управлять. Активная сторона бесконечности посвящена жизни и работе дома в Лос-Анджелесе. Кастанеда пытается соотнести проблемы своих друзей и коллег и учение дона Хуана. Речь идет о практике внутреннего безмолвия – способе «остановить мир», возможности увидеть течение энергии во вселенной и подчинить себе вибрирующую силу, удерживающую нас как целое в виде конгломерата энергетических полей. Помимо увлекательного изложения учения дона Хуана, в 10-томной эпопее Кастанеды отчетливо прослеживается сюжет духовного ученичества – перипетии взаимоотношений ученика и Учителя. Стадии ученичества, фигура учителя и его власть вызывают живой интерес у читателей, как способствующие превращению «обычного» человека в творческую личность. В 1993–1995 сподвижницами Кастанеды была разработана современная версия «магических пассов», «открытых» шаманами древней Мексики. Из них был составлен комплекс упражнений психоэнергетического тренинга, названный тенсёгрити – (от английского tension – напряжение, растяжение; и integrity – целостность). Цель тенсёгрити – тренинг перераспределения энергии – ему в книгах Кастанеды дон Хуан обучает своих ближайших учеников: Тайшу Абеляр, Флоринду Доннер-Грау, Кэрол Тиггс и Карлоса Кастанеду. С предисловием Кастанеды выходят книги по тенсёгрити, видеокассеты, проводятся семинары, в которых активное участие принимают сподвижницы Кастанеды, впервые появившиеся в 1970-е в его сочинениях как женщины-маги. Тайша Абеляр и Флоринда Доннер пишут книги – «женский» вариант Кастанеды, повествующие об их собственных судьбах и опыте ученичества у дона Хуана. Все они принимают активное участие в продвижении «мистического продукта» Кастанеды в виде книг, видеокассет и семинаров тенсёгрити. Учение дона Хуана, как и имя Кастанеды, все больше коммерциализируются и превращаются в раскрученный бренд и торговую марку. Кастанеда основывает компанию Cleargreen, учреждает Фонд Орла, который владеет правами на его наследие. Коммерческие проекты Кастанеды 1990-х несколько снизили «градус духовности», связанный с его сочинениями. В то же время подразумеваемая, но не декларируемая связь Кастанеды с движением New Age – Новый век, или Новая эра – стала очевидна. Нью Эйдж представляет собой популярное общественное движение, имеющее свою философию и эстетику – причудливую смесь религиозных, космических, экологических теорий, приправленных психотерапией и традиционными, в основном восточными, психотехниками. 18 июня 1998 появилось сообщения о том, что 27 апреля 1998 в своем доме в Вествуде (Калифорния) США Карлос Кастанеда умер от рака печени. Похорон не было, тело кремировали в тот же день, останки перевезли в Мексику. Кастанеде удалось в доступной и увлекательной форме донести до широкого круга читателей идеи, изначально циркулировавшие в достаточно замкнутом круге университетских интеллектуалов. Пафос и заразительная сила учения дона Хуана – не в обещании счастья в конце пути или в ином измерении, а в понимании необходимости поиска своего подлинного предназначения и обретения пути в этом мире. Юнгианский аналитик Дональд Ли Уильямс отмечает еще один аспект учения дона Хуана. Юнг полагал, что индейцы в американском бессознательном являются носителями и символами героических действий, духовных видений, эроса и глубокого чувства родства всех проявлений жизни. Кастанеда, став транслятором магической философии красного человека, сделал одну из наиболее серьезных попыток в 20 в. донести до белых американцев мудрость, рожденную на этой земле. Строгий аналитик может обнаружить у Кастанеды немало несоответствий и столкновений текстовых и поведенческих контекстов, что и давало повод называть его великим мистификатором. Но не в этом ли заключается особенность его творческого метода? Несовпадения и игра порою противоречивых понятий, идей и образов (духовность и коммерция, серьезность и розыгрыш, научные факты и художественный вымысел и проч.) дают мощный творческий импульс. «Только столкнув друг с другом два представления, можно, виляя между ними, попасть в реальный мир», – писал Кастанеда. Учение дона Хуана породило массу последователей и фанатов, которые часто вполне серьезно пытаются овладеть методиками и указаниями индейского брухо. В Советском Союзе произведения Кастанеды впервые появились в самиздате в 1980-е и пользовались огромной популярностью. Начиная с 1992, киевское издательство «София» занялось планомерным изданием его наследия. В России и Украине произведения Кастанеды с 1992 издавались 72 раза. Как и в других странах, в России последователи Кастанеды собираются в общества, проводят сессии, ездят на семинары «великого Нагваля» в Америку. Интерес к наследию Кастанеды, как мэтра мирового значения, сохраняется. Кастанеда создал произведения, представлявшие характерный для 1960–1970-х сплав литературного вымысла с научными изысканиями. Кризис общества, загоняющего своих членов в рамки потребительского и программируемого существования, разочарование в научно-техническом прогрессе инициировали поиски нового, подлинного смысла бытия. Стремление к спонтанности, к слиянию с природой, возможность преображения и постижения совершенно иной, по сравнению с общепринятой, картины мира – вот основные мотивы, сделавшие книги Кастанеды столь притягательными. Сочинения: Учение дона Хуана: путь знания индейцев яки. Киев – Москва–Санкт-Петербург, «София», 2003; Отдельная реальность. Киев – Москва–Санкт-Петербург, «София», 2003; Путешествие в Икстлан. Киев – Москва–Санкт-Петербург, «София», 2003; Сказки о силе. Киев – Москва–Санкт-Петербург, «София», 2003; Второе кольцо силы. Киев – Москва–Санкт-Петербург, «София», 2003; Дар Орла. Киев – Москва–Санкт-Петербург, «София», 2003; Огонь изнутри. Киев – Москва–Санкт-Петербург, «София», 2003; Сила безмолвия. Киев – Москва–Санкт-Петербург, «София», 2003; Искусство сновидения. Киев – Москва–Санкт-Петербург, «София», 2003; Активная сторона бесконечности. Киев – Москва–Санкт-Петербург, «София», 2003; Колесо времени. Киев – Москва–Санкт-Петербург, «София», 2003; Магические пассы. Киев, «София – Гелиос», 2002.

[510x700]
1925
Алексей Федотович Климашкин
командир расчёта станкового пулемёта 174-го гвардейского стрелкового полка 57-й гвардейской стрелковой дивизии 4-го гвардейского стрелкового корпуса 8-й гвардейской армии 3-го Украинского фронта, гвардии рядовой. Родился в селе Матышево (ныне Руднянского района Волгоградской области), в семье рабочего. Русский. Член ВЛКСМ. Окончил 5 классов сельской школы, затем вместе с семьёй переехал в Москву и учился в Пресненской школе № 86. Когда началась война, рвался на фронт, но его не взяли из-за юного возраста. Работал слесарем на одном из предприятий Московского ремтреста, производящего боеприпасы. В октябре 1943 года призван в Красную Армию Калининским районным военкоматом Москвы. В действующей армии - с ноября 1943 года. Воевал на 3-м Украинском фронте командиром расчёта станкового пулемёта 174-го гвардейского стрелкового полка 57-й гвардейской стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии. Проявил беспримерные отвагу и героизм в ходе Никопольско-Криворожской наступательной операции. 31 января 1944 года при прорыве обороны противника 174-й гвардейский стрелковый полк вёл напряжённый бой недалеко от села Ново-Николаевка. Фашисты вели сильный артиллерийский огонь по нашим наступающим подразделениям. Рота, с которой наступал командир расчёта станкового пулемёта гвардии рядовой Климашкин, залегла. Под ураганным огнём он с пулемётом пополз вперёд, выбрал выгодную позицию и метким огнём поразил более 40 фашистов, обеспечив успешное продвижение своего подразделения. На следующий день, 1 февраля 1944 года, в бою за хутор Шевченко снова отличился пулемётчик Климашкин. Снег вокруг почернел от пороховой копоти, гвардейцам удалось захватить вражеские траншеи, но яростный огонь противника прижал наших бойцов к земле. С гранатой в руке Климашкин первым бросился на врага и собственным примером увлёк бойцов в рукопашную схватку, уничтожив 16 гитлеровцев. 7 февраля 1944 года в тяжёлом бою погиб командир роты. Гвардии рядовой Климашкин принял командование ротой на себя и организовал отражение вражеской атаки. В этом бою он был ранен, но от госпитализации отказался. 17 февраля 1944 года в бою за село Великая Костромка Апостоловского района Днепропетровской области на пути наступления роты оказалась преграда – пулемётная точка противника. Климашкин сумел подобраться к дому, из окна которого стрелял фашистский пулемёт, и забросил в дом несколько гранат. Пулемёт заглох. Гвардейцы бросились вперёд, но сразу же залегли под сильным огнём вновь ожившего вражеского пулемёта. Тогда раненый Климашкин ворвался в дом и вступил в рукопашную схватку с врагом. Гвардейцы, видевшие мужество своего боевого товарища, бросились вперёд и выбили фашистов из села. В тот день свою смерть от его рук приняли 26 гитлеровцев. Но Алексей Климашкин погиб в том бою, выполнив свой воинский долг. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии рядовому Алексею Федотовичу Климашкину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен Герой в селе Великая Костромка Днепропетровской области. В Москве на улице 1905 года и в школе, где учился Герой, установлены мемориальные доски. Имя Алексея Климашкина носят улицы в селе Великая Костромка и в городе Денецке. В средней школе № 82 города Москвы открыт военно-исторический музей, посвящённый Алексею Климашкину. В 1965 году в честь 20-летия Победы Курбатовский переулок Пресненского района города Москвы был переименован в улицу Климашкина. Приказом Министра обороны СССР от 5 апреля 1956 года А.Ф.Климашкин зачислен навечно в списки 174-го гвардейского стрелкового полка. Награждён орденами Ленина (3 июня 1944, посмертно), Славы III степени (23 февраля 1944), медалью «За отвагу» (24 января 1944).
[700x546]
Братская могила в селе Великая Костромка Днепропетровской области (Украина).
[700x525]
Надгробная плита на могиле в селе Великая Костромка Днепропетровской области (Украина).
[700x560]
Мемориальная доска установлена в Москве (улица Климашкина, дом 13Б) на здании школы №96.
[700x518]
Аннотационная доска в МосквеУстановлена по адресу: улица Климашкина, 1. Открыта 28 апреля 2010.
[391x700]
Памятный знак Героям Советского Союза 57-й гвардейской стрелковой дивизии установлен на территории школы № 148 (улица Свердлова, 13, город Днепропетровск, Украина).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 25 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»