
1906
Эрнст Август Фридрих Руска (немецкое имя — Ernst August Friedrich Ruska)
создатель электронного микроскопа, лауреат Нобелевской премии по физике за 1986 год (половина премии «за работу над электронным микроскопом», вторую половину премии получили Герд Бинниг и Генрих Рорер «за изобретение сканирующего туннельного микроскопа»). Родился в городе Гейдельберг, Германская империя. Эрнст был пятым ребёнком в семье Юлиуса Руски, историка науки. Дядя Эрнста Макс Вольф был астрономом, возглавлял обсерватории в Кёнигстуле, недалеко от Гейдельберга. Его крестный отец, Август Копф, был директором Института астрономических расчетов в Берлине, двоюродный брат Альфреде Хоче был профессором психиатрии. Дед по материнской линии Альфред Мерке был теологом. Большое впечатление на Эрнста и его младшего брата Гельмута еще в раннем детстве произвели телескопы обсерватории в Кёнигстуле. В доме Эрнста у его отца была комната для научных увлечений: минералогии, ботаники и зоологии. Также у отца дома был большой цейссовский микроскоп, который детям было строго запрещено самостоятельно трогать, при этом иногда, под контролем, отец показывал своим детям интересные вещи под этим микроскопом. Обучался в Гимназии курфюрста Фридриха в Гейдельберге. В школьные годы Эрнст приобрел весьма основательные познания по физике от

своего преподавателя Карла Рейнига. Также у этого же учителя в этой же школе на два года старше Эрнста учился в будущем известный физик Вальтер Эльзассер, "отец" теории магнитного динамо Земли.
Электронный микроскоп, сконструированный Эрнстом Руской в 1933 году
Работы
Прототип первого электронного микроскопа, состоящий из двух последовательно расположенных магнитных линз, был представлен Руской и М. Кноллем 9 марта 1931 года. При 400-кратном увеличении этот прибор был значительно менее мощным, чем современные оптические микроскопы, но он показал принципиальную возможность использования соленоида в качестве линзы для пучка электронов, что позволяет получать увеличенное изображение изучаемых объектов. В 1933 году Руска построил вариант электронного микроскопа, разрешающая способность которого позволяла определять детали размером в 500 ангстремов, что превышало возможности оптических микроскопов. После защиты докторской диссертации в 1933 году Руска становится сотрудником телевизионной компании в Берлине и занимается усовершенствованием технологии производства телевизионных трубок. В 1937 году он в должности инженера-электрика фирмы Siemens принимает участие в разработке первого в мире коммерческого массового электронного микроскопа. Этот прибор с разрешающей способностью в 100 ангстремов впервые поступил на рынок в 1939 году. В 1980-х профессор Эрнст Руска работал в Институте Фрица Хабера Общества Макса Планка, Западный Берлин. Умер в городе Западный Берлин, ФРГ, 27 мая 1988 года.
Награды и признание: Премия Альберта Ласкера за фундаментальные медицинские исследования (1960); Медаль Рудольфа Дизеля (1968); Премия Пауля Эрлиха и Людвига Дармштадтера (1970); Медаль и премия Дадделла (1975); Медаль Котениуса (1975); Медаль Роберта Коха (1986); Нобелевская премия по физике (1986). В его честь названа премия Эрнста Руска.
В астрономии
Астероид (1178) Ирмела, открытый 13 марта 1931 года немецким астрономом Максом Вольфом назван в честь жены Эрнста Руски Ирмелы.
Публикации: Э.Руска. Развитие электронного микроскопа и электронной микроскопии: Нобелевская лекция. // УФН, Том 154, № 2 (1988). Э.Руска. Развитие электронного микроскопа и электронной микроскопии: Нобелевская лекция. // Атомы «глазами» электронов. — Москва : Знание, 1988.
[581x700]
1906
Василий Ильич Ткачёв
старший механик теплохода Балтийского морского пароходства Министерства морского флота СССР, город Ленинград. Родился в городе Феодосия ныне Республики Крым, в семье портового рабочего. В 1920 году окончил неполную среднюю школу, после чего работал учеником слесаря и токаря в слесарно-механической мастерской Вепцкого, а затем токарем на чугунолитейном заводе в Феодосии. Учился в Херсонском морском техникуме и ежегодно работал на судах каботажного и дальнего плавания: в 1928 году – машинистом II класса на теплоходах «Труженик моря» и «Коммунист» Черноморского морского пароходства, в 1929 году – старшим машинистом на теплоходе «Снабженец» Дальгоррыбтреста, в 1930 году – кочегаром на теплоходе «Туркмен» и пароходе «Шатурстрой» Балтийского государственного морского пароходства (БГМП) в городе Ленинград (с1991 года – Санкт-Петербург). В 1931 году вступил в ВКП(б)/КПСС. После получения диплома судового механика был направлен в Азовское государственное морское пароходство. В 1931 году – 2-й механик на буксире «Буревестник». С 1932 года работал в БГМП. В 1932-1933 годах – моторист 2-го и I класса на теплоходах «Смольный» и «Макс Гельц», в 1934-1941 годах – 3-й, 2-й и старший механик на теплоходах «Макс Гельц», «Клара Цеткин», «Волголес», «Хасан». В апреле 1941 года был назначен старшим механиком теплохода «Агамалы-Оглы» Касптанкера, выполнявшего рейсы с военными грузами в Каспийском море, в период Великой Отечественной войны. В 1943 году переведен в Дальневосточное государственное морское пароходство и назначен старшим механиком теплохода «Старый большевик», доставлявшего из США импортные грузы для фронта. В апреле 1946 года вернулся в БГМП. Работал старшим механиком на теплоходах «Дмитрий Донской» и «Маршал Говоров», участвовавших в переводе доков и других крупных объектов вокруг Европы на Дальний Восток. С сентября 1957 по 1966 год – старший механик пассажирского теплохода «Михаил Калинин» БГМП. Оказав квалифицированную помощь судостроителям ГДР при завершении работ на судне и осуществив его приемку способствовал в дальнейшем безаварийной работе судна при выполнении им сложных рейсов в Антарктиду для обеспечения научно-исследовательских станций и плановых пассажирских перевозок на внутренних и внешних линиях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1963 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития морского транспорта, Ткачёву Василию Ильичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1966 году, как один из наиболее опытных инженеров-механиков был назначен главным механиков на новейший пассажирский теплоход «Александр Пушкин», а в 1971 году переведен на теплоход «Михаил Лермонтов». Поддерживал суда в отличном техническом состоянии, что позволило им успешно конкурировать с лучшими зарубежными лайнерами, внести значительный вклад в развитие внешнеэкономических связей СССР. Создал свою «школу механиков», которую прошли многие специалисты, успешно работавшие на морских судах. С 1984 года – на заслуженном отдыхе. Жил в Санкт-Петербурге. Умер в 1995 году. Похоронен на Ковалёвском кладбище. Награжден 2 орденами Ленина (29 марта 1957; 9 августа 1963), орденами Отечественной войны II степени (11 марта 1985), Трудового Красного Знамени (21 июня 1957), медалями.
[492x698]
1906
Григорий Мелентьевич Шемякин
стрелок 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии 16-й армии Западного фронта, красноармеец. Родился в городе Каракол, ныне - Пржевальск Иссык-Кульской области Киргизии, в крестьянской семье. Русский. Окончил 8 классов. Работал мелиоратором. В Красной Армии с июля 1941 года. С этого же времени на фронте. Стрелок 1075-го стрелкового полка (316-я стрелковая дивизия, 16-я армия, Западный фронт) красноармеец Шемякин Г.М. в бою у железнодорожного разъезда Дубосеково в Волоколамском районе Московской области 16 ноября 1941 года в составе группы истребителей танков во главе с политруком В.Г.Клочковым участвовал в отражении многочисленных атак танков и пехоты противника. Группа уничтожила 18 вражеских танков. В этом бою Г.М.Шемякин был тяжело ранен и контужен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство красноармейцу Шемякину Григорию Мелентьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1037). После войны старшина Шемякин Г.М. демобилизован. Жил в столице Казахской ССР - городе Алма-Ате, где и скончался 25 октября 1973 года. Награждён орденом Ленина, медалями. В деревне Нелидово Волоколамского района Московской области открыт музей, посвящённый Героям-панфиловцам. На месте подвига 28-и панфиловцев воздвигнут мемориал.

1906
Авраам Эвен-Шошан (имя на иврите — אברהם אבן-שושן; имя при рождении — Авраам Розенштейн)
израильский лексикограф, педагог, писатель, переводчик, редактор. Лауреат Премии Израиля за 1978 год. Родился в городе Минск, Российская империя, в семье Хаима Давида Розенштейна и Розы Финкель (дочери раввина Шломо Финкеля). Отец Авраама, основатель первого в Минске учебного заведения типа «хедер метукан» и составитель учебников и молитвенников, также был известен как детский писатель, работавший на иврите. В юности Авраам примкнул к сионистской организации «Хе-Халуц». В 1925 году Авраам эмигрировал в Эрец-Исраэль. Окончил учительскую семинарию в Иерусалиме, а затем (в 1943 году) Еврейский университет, после чего совмещал преподавательскую работу с литературным творчеством. Печатался в детском журнале «Итонену», где с 1932 по 1936 год также был редактором. Среди работ Эвен-Шошана детские стихи, рассказы и пьесы, научно-популярные книги на иврите, а также переводы на этот язык детской литературы с других языков (в первую очередь с русского). В рамках педагогической деятельности он занимал директорский пост в ряде школ, с 1951 по 1954 год — должность заведующего отделом языка иврит министерства образования и культуры, а с 1954 по 1968 год — должность директора педагогического колледжа имени Д.Елина в Иерусалиме. Авраам Эвен-Шошан наиболее известен как лексикограф. Свою работу над новым полным словарём языка иврит он начал ещё в 1930-е годы, и в 1947-1958 году вышло первое пятитомное издание этого словаря, сразу ставшее общепризнанным. В 1966-1971 годах вышло новое доработанное семитомное издание словаря Эвен-Шошана, а всего словарь выдержал десятки переизданий в различных модификациях и лёг в основу переводных словарей, в том числе советского иврит-русского словаря Шапиро 1963 года. В 1977 году увидела свет подготовленная Эвен-Шошаном новая конкорданция к Торе, дополненная и переизданная в 1988 году. В 1978 году Эвен-Шошан стал лауреатом Государственной премии Израиля. Он также являлся лауреатом премии имени Бялика и членом-корреспондентом Академии языка иврит. Умер в городе Иерусалим, Израиль, 8 августа 1984 года.
1906
Юлий Григорьевич (Юда Гилевич) Ягудин
советский флейтист и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968). Член КПСС с 1941 года. Юлий Ягудин родился в городе Стародуб, Черниговская губерния, Российская империя (ныне Брянская область, Беларусь). Он начал играть на флейте в 12 лет, а с 1922 года (то есть с 16 лет) работать флейтистом в оркестре родного города. В 1926—1935 годах Ягудин учился в Московской консерватории по классу флейты, являясь любимым учеником Владимира Цыбина, у которого в 1938-м окончил аспирантуру. В 1935—1946 годах он выступал как солист в ансамбле духовых инструментов, с 1931-го являлся солистом-регулятором Симфонического оркестра Московской филармонии, с 1941-го — солистом Государственного симфонического оркестра СССР, а в 1950―1963 — оркестра Большого театра.
С 1937 Юлий Ягудин преподавал флейту в Московской консерватории, в 1964-м став её профессором. Его учениками являлись Альберт Гофман, Александр Корнеев и многие другие известные флейтисты. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, в 1989 году. Похоронен Ягудин на Донском кладбище.
Творчество
Юлий Ягудин играл на поперечной деревянной флейте Moritz Monnig. Он выступал с пианистами Марией Юдиной, Абрамом Дьяковым, Генрихом Нейгаузом, Александром Гольденвейзером, с певицами Эвой Бандровской-Турской, Валерией Барсовой, Деборой Пантофель-Нечецкой, играл с квартетами им. Бетховена и им. Бородина. Ягудину принадлежат редакции и переложения ряда произведений для флейты и фортепиано (23 сборника). Он является автором методических пособий («24 этюда для флейты», «30 этюдов на флажолеты», «Легкие этюды для флейты» и др.). Будучи любимым учеником Владимира Цыбина, Ягудин написал воспоминания о своём учителе, которые были опубликованы в различных сборниках, в том числе в книге «Воспоминания о Московской консерватории» (1966, страницы 375—379).
Награды: II премия на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935) (I премия — кларнетист А.В.Володин); Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968).
Литература: Болотин С. В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. — 2-е издание, дополненное и переработанное. — Москва : Радуница, 1995. — Страницы 335-336. — 4000 экземпляров — ISBN 5-88123-007-8.
[512x700]
1907
Спиридон Ерофеевич Бешуля
председатель колхоза «Октябрь» Марьинского района Донецкой области Украинской ССР. Родился в селе Улаклы, ныне Великоновосёлковского района Донецкой области, в крестьянской семье. Украинец. Был старшим ребенком в многодетной семье. Его отец погиб на фронте Первой мировой войны, а вскоре умерла и мать. Спиридон вместе с младшими братьями воспитывался в семье дедушки. В 1925 году был призван на действительную службу в Красную Армию. В армии в 1931 году в вступил в ВКП(б)/КПСС. После прохождения воинской службы вернулся домой, райкомом партии был направлен на учёбу в Артемовскую партийную школу. В 1936 году был направлен на работу в сельское хозяйство, организовал партийную организацию в селе Новоукраинка Марьинского района. Работал секретарем партячейки в колхозе «Червовый трудовик». Талант молодого руководителя был отмечен вышестоящим руководством, и в 1937 году ему предложили возглавить самое отстающее хозяйство в районе – колхоз «Трудовая» (с 1950 – «Октябрь») Марьинского района Донецкой области. В годы Великой Отечественной войны оставался в тылу. Сначала руководил своим колхозом, с приближение гитлеровцев эвакуировал на восток колхозный скот. После освобождения Донбасса вернулся в родное село, сожженное врагом. Приложил много сил для восстановления хозяйства, обеспечения фронта хлебом. В колхозе была организована тракторная бригада, состоящая из девушек. О трактористках из Марьинского района писали центральные газеты, их фотографии печатались в "Огоньке". За годы руководства колхозом С.Е.Бешуле удалось вывести его в лидеры по количеству урожая пшеницы. Так, в 1949 году, колхозу удалось получить урожай пшеницы 30,5 центнеров с гектара на площади 150 га. В те годы этот результат был рекордным, так как норма получения урожая равнялась 17-18 центнеров с гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1950 года за высокие урожаи пшеницы и успехи в развитии сельского хозяйства Бешуле Спиридону Ерофеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же Указом высокое звание было присвоено еще двоим колхозникам колхоза «Октябрь» - Григоренко Григорию Степановичу и Белецкому Каленику Иосифовичу. В 1958 году, на республиканском совещании передовиков сельского хозяйства, Председатель Совета Министров Украинской ССР Никифор Кальченко, особо отметил успехи колхоза «Октябрь», возглавляемого С.Е.Бешулей. Ведь к тому времени, колхозу «Октябрь» удалось достичь колоссальных и рекордных результатов – вырастить 170-пудовый урожай пшеницы, а также получить на сто гектар угодий по 80 центнеров мяса и 850 центнеров молока. Рекордные урожаи люцерны - до тысячи центнеров зеленой массы на круг,- кормовой свеклы позволили полностью обеспечить общественное животноводство. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 26 февраля 1958 года за выдающиеся успехи в деле получения высоких и устойчивых урожаев зерновых и технических культур, производстве продуктов животноводства, широкое использование достижений науки и передового опыта в возделывании сельскохозяйственных культур, подъем животноводства и умелое руководство колхозным производством, Бешуля Спиридон Ерофеевич награждён второй золотой медалью «Серп и Молот». Стал дважды Героем Социалистического Труда. Колхоз «Октябрь», возглавляемый С.Е.Бешулей, за годы своего существования был неоднократно отмечен различными наградами. Так, колхоз долгие годы удерживал Переходящее Красное знамя ВЦСПС и Совета Министров СССР. В 1967 году в хозяйстве был получен рекордный урожай яровых зерновых в 26 центнеров с гектара, подсолнечника 25,8 центнеров с гектара, кукурузы 32 центнера с гектара, за что был награжден Орденом Ленина. Ему также было присвоено звание образцово-показательного. В те годы в Украине такой статус имели всего три хозяйства. С.Е.Бешуля пользовался огромным уважением всех работников колхоза. Он также активно делился трудовым опытом с представителями других колхозов и иностранных делегаций, часто посещавших его колхоз. Избирался делегатом XXII (1961 год) и XXIII (1966 год) съездов КПСС и XX съезда КП Украины. Уходя на заслуженный отдых в 1969 году, оставил в хозяйстве 12 миллионов чистого дохода. Жил в селе Елизаветовка Донецкой области. Скончался 18 июня 1979 года. Награжден орденом Ленина (2 июня 1950), двумя орденами Трудового Красного Знамени (15 октября 1953; 30 апреля 1966), медалями, также медалями ВСХВ/ВДНХ, в том числе Большой золотой медалью ВДНХ СССР. На родине Героя, в центре села Улаклы установлен бюст С.Е.Бешули. Также ему установлен памятник в селе Елизаветовка Марьинского района. К 105-летию героя его сын, Владимир Бешуля, издал биографическую книгу о своем отце – «След на земле».
1907
Христо Николов Гандев
болгарский историк. Родился в городе Велико-Тырново, Княжество Болгария, Османская империя (ныне Болгария). В 1940 году стал преподавателем Софийского университета. В период 1946—1961 гг. был заведующим кафедрой новой всеобщей истории Софийского университета. С 1948 по 1951 год был деканом историко-филологического факультета Софийского университета. С 1958 г. он был директором Этнографического института с музеем Болгарской академии наук до 1972 г., когда вышел на пенсию. Большой заслугой Христо Гандева перед болгарской историографией является введенная им концепция раннего болгарского возрождения, которая в конце XX века была окончательно принята болгарской историографией. Умер в городе София, НРБ (ныне Болгария), 27 июля 1987 года.
Награды и премии: Кавалер ордена «Красное Знамя Труда»
[518x699]
1907
Владимир Николаевич Дружинин
активный участник партизанской борьбы на Украине, комиссар Черниговско-Волынского партизанского соединения. Родился в Москве, в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1926 года. Восьмилетним мальчиком остался сиротой и был направлен в детский приют, где прожил до 1923 года, сначала в Москве, потом в Курске и Путивле (Сумская область). В пятнадцать лет В.Н.Дружинин поступил в комсомол. В 1923 году комсомольская организация направляет его на работу на шахты Донбасса. Он был коногоном, потом откатчиком. В 1926 году возвратился в Путивль, был на комсомольской работе. В 1930 году партия направила его на партийную работу сначала в Сумскую, а затем в Черниговскую области. В феврале 1940 года В.Н.Дружинина избирают вторым секретарем Тернопольского обкома КП(б)У, где он работает до июля 1941 года. В начале войны В.Н.Дружинин был направлен в Красную Армию старшим инструктором политотдела стрелковой дивизии. В сентябре 1941 года дивизия в составе киевской группы войск попала в окружение. По предложению Дружинина работники штаба дивизии уничтожили документы и решили прорвать кольцо окружения в районе лесов Черниговской и Сумской областей, чтобы соединиться с частями Красной Армии. После 20 дней поисков выхода из вражеского кольца к линии фронта группа военных во главе с В.Н.Дружининым 16 октября 1941 года встретила Черниговский партизанский отряд под командованием Н.Н.Попудренко. В партизанском отряде В.Н.Дружинина назначили комиссаром кавалерийской группы. 28 июля 1942 года, когда создавалось соединение партизанских отрядов Черниговщины, командиром соединения был назначен А.Ф.Фёдоров, комиссаром — В.Н.Дружинин. Формировалось соединение в тяжёлой обстановке окружения и боёв, происходивших в районе Жуклянских и Рейментаровских лесов. Бои продолжались с 27 июля по 4 августа 1942 года. Во время контратак командир и комиссар своим примером поднимали в атаку партизан и после кратких, но горячих боев отбрасывали противника. В ночь на 5 августа 1942 года соединение партизанских отрядов Черниговщины вырвалось из окружения и передислоцировались в Софиевские лесные дачи Гомельской области. Но и там противник не прекратил преследования. Командование соединения издало новый приказ о переходе в Клетнянские леса Орловской области, для того чтобы организовать приём самолётов из советского тыла с оружием и боеприпасами. В начале 1943 года Украинский штаб партизанского движения поставил перед соединением задачу: выйти в рейд в направлении Щорского района Черниговской области. После тяжёлых боёв с фашистами соединение выполнило приказ. 5 марта 1943 года был получен новый приказ Украинского штаба партизанского движения, в котором было указано на необходимость разделения Черниговского партизанского соединения на два. Командиром Черниговско-Волынского соединения партизанских отрядов был назначен А.Ф.Фёдоров, комиссаром — В.Н.Дружинин. 11 марта 1943 года Черниговско-Волынское партизанское соединение двинулось в рейд на Правобережную Украину. В мае 1943 года оно остановилось на берегу реки Уборть для подготовки к выходу в район Ковельского железнодорожного узла. В июле 1943 года соединение приступило к выполнению приказа Верховного Главнокомандования Красной Армии по осуществлению диверсий на железных дорогах и пустило под откос сотни эшелонов с живой силой и техникой. В.Н.Дружинин был членом Черниговского и Волынского подпольных обкомов КП(б)У. Он прилагал много усилий для воспитания личного состава соединения и проведения массово-политической работы среди населения оккупированных районов. В соединении выходила газета "Радянська Україна". Партизанская типография периодически издавала листовки, в которых разоблачала фашистскую пропаганду о непобедимости гитлеровской армии, приводила примеры преступлений оккупантов на советской земле. Всего было выпущено более 49 тысяч экземпляров газеты и различных листовок. Комиссар В.Н.Дружинин лично редактировал содержание статей, заметок, листовок, давал указания относительно распространения их среди населения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1944 года за организацию партизанского движения в тылу врага и выполнение заданий ЦК КП(б)У и Украинского штаба партизанского движения в борьбе против фашистских захватчиков Владимиру Николаевичу Дружинину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2884). После реформирования партизанского соединения в мае 1944 года В.Н.Дружинин был избран вторым, а затем первым секретарем Тернопольского обкома КП(б)У. Позднее стал ответственным работником аппарата ЦК Компартии Украины. С 1954 года он — первый секретарь Дрогобычского, потом Херсонского обкомов партии, председатель Крымского облисполкома. В 1966 году был назначен заместителем, а затем первым заместителем министра пищевой промышленности Украинской ССР. Последние годы работал директором Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов пищевой промышленности Украинской ССР. В.Н.Дружинин был депутатом Верховного Совета СССР III-VI созывов и Верховного Совета Украинской ССР ряда созывов. На XVIII-XXII съездах Компартии Украины был избран членом ЦК. Жил в городе-герое Киеве. Скончался 20 августа 1976 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями.
1907
Николай Алексеевич Кузнецов
заместитель командира 465-го стрелкового полка по политической части (167-я стрелковая дивизия, 38-я армия, 1-й Украинский фронт) подполковник. Родился в городе Раненбург Раненбургского уезда Рязанской губернии (ныне – город Чаплыгин Липецкой области), в семье рабочего. Русский. Окончил школу. До 1927 года работал курьером уездного исполкома, потом рабочим на электростанции. Какое время жил и работал в городе Курган. В 1929 году был призван в Красную Армию. Службу проходил в пограничных частях. Член ВКП(б)/КПСС с 1930 года. В 1932 году Третью школу пограничной охраны и войск ОГПУ (ныне - Московский пограничный институт ФСБ России), служил начальником одной из пограничных застав. В 1937 году уволен в запас. В 1941 году был вновь призван в армию, окончил высшие курсы политсостава. Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. Боевой путь батальонный комиссар Кузнецов начала заместителем начальника политотдела 23-й стрелковой дивизии. До июля 1942 года дивизия вела оборонительные и наступательные бои на Северо-Западном, Калининском фронтах, участвовала в Торорецко-Холмской операции. В августе была переброшена Сталинградский фронт. Части дивизии вели оборонительные бои в малой излучине Дона севернее Сталинграда. В марте 1942 года старший батальонный комиссар Кузнецов был назначен начальником политотдела дивизии. За умелую организацию партийно-политической работы получил первую боевую награду. В наградном листе отмечалось, что он сам и его политработники в период боев находились непосредственно в ротах, помогая политаппарату полков в выполнении поставленных задач. С марта по октябрь 1942 года в дивизии было принято в члены ВКП(б) 678 человек, в члена ВЛКСМ 893 человек. Награжден орденом Красной Звезды. Эта награда долгое время была не вручена, к моменту полписания приказа в марте 1943 года он уже служил в другой части. В дальнейшем в составе дивизии, преобразованной в 71-ю гвардейскую, участвовал в контрнаступлении под Сталинградом, окружении группировки противника. В январе 1943 года был ранен. После госпиталя был направлен в другую часть. С апреля 1943 года воевал в составе 167-й стрелковой дивизии, заместителем командира по политчасти 465-го стрелкового полка. В его составе прошел остальной боевой путь. Участвовал в Белгородоско-Харьковской, Черниговско-Полтавской, Сумско-Прилукской наступательных операциях. При прорыве обороны противника гвардии подполковник Кузнецов лично проверял выполнение боевых приказов командования, находясь в боевых порядках батальонов, и на месте устранял ошибки, чем обеспечивал успешные действия подразделений. Всегда находился на том участке боя, где складывалась наиболее сложная обстановка и умело организовывал командный и политический состав подразделений на выполнение боевой задачи. Вместе с командиром полка лично руководил переправой подразделений при форсировании рек Десна и Днепр. Был представлен к награждению орденом Красного Знамени, награжден орденом Красной Звезды. Дивизия форсировала Днепр в районе Вышгорода 28 сентября 1943 года, , однако, удержать плацдарм не удалось. Затем была переброшена севернее, переправилась на Лютежский плацдарм. В октябре 1943 года вела тяжёлые бои за удержание плацдарма. 3 ноября перешла в наступление на Киев в направлении Святошино, прорывала оборону в районе посёлка Пуща-Водица и уже 6 ноября ворвалась на западные и северные окраины города, ведёт бои в самом Киеве. По итогам боев за город Киев был представлен к присвоению звания Героя. В декабре 1943 года – январе 1944 года дивизия вела бои с вражеской группировкой, пробивавшейся к окружённым в Корсунь-Шевченковском войскам. Оказалась на одном из главных направлений удара, при этом с 13 января 465-й стрелковый полк в течение 15 дней вёл ожесточённые бои в окружении в районе села Тихоновка, остатки полка смогли выйти в результате удара основных сил дивизии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство подполковнику Кузнецову Николаю Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В 1944 году в составе своего полка участвовал в боях за освобождение правобережной Украины и Чехословакии: в Львовско-Сандомирской, Восточно-Карпатской операциях. Был награжден орденом Отечественной войны I степени. В ноябре 1944 года был снова тяжело ранен и вернулся из госпиталя уже после окончания войны. После войны продолжал службу в армии. В 1957 году полковник Кузнецов уволен в запасе. Жил в городе Минске. Умер 25 июля 1992 года. Награжден орденами Ленина (10 января 1944), Красного Знамени, Отечественной войны I степени (10 января 1945)., 2 ордена Красной Звезды (1 марта 1943, 29 ноября 1943), медалями.
1907
Филипп Филиппович Капуста (украинское имя — Пилип Пилипович Капуста)
один из важнейших организаторов партизанского и подпольного движения в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, «партизанский генерал». Родился в селе Жёлтое, Желтянская волость, Верхнеднепровский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя (ныне Пятихатского района Днепропетровской области, Украина). В июле 1932 поступил на военную службу в РККА. Участвовал в советско-финской войне в звании старшего лейтенанта, за проявленные доблесть и мужество 20 мая 1940 года был награждён орденом Ленина. Великую Отечественную войну застал в звании майора командиром 375 гап под Белостоком. Был ранен, попал в плен к немцам. 17 декабря 1941 года бежал из лагеря военнопленных и перешёл к партизанской деятельности. Командир бригады имени Ворошилова. Командир Слуцкой партизанской зоны (1942—1943). Начальник штаба Белостокского соединения (1943—1944). Партизаны под командованием генерала действовали в центре Белоруссии — в Минской области, в районе городов Белосток, Слуцк, Мир, Несвиж. Капуста вызволил из гетто Клецка и Несвижа некоторое количество евреев и позволил им образовать отдельный национальный партизанский отряд из 140 человек, который успешно воевал с оккупантами. Отряды Капусты приняли деятельное участие в Гродненской операции (1944). После войны продолжил службу в армии. Удостоен воинского звания генерал-майор. Ушёл в отставку 5 февраля 1960 года. Умер 6 января 1973 года.
Награды: Два ордена Ленина: (20 мая 1940; 15 августа 1944); Два ордена Красного Знамени (13 декабря 1942; 30 апреля .1954 — за выслугу лет); Орден Красной Звезды (24 июня 1948); Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (9 мая 1945); Медаль «За боевые заслуги» (6 мая 1946); Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени; Постановлением Госсовета ПНР от 17 января 1964 за номером 0/27 был удостоен Креста Грюнвальда III степени.
Память Китель, фуражка, шинель партизанского генерала поступили в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны уже 13 декабря 1944 года и таким образом стали первыми предметами в его коллекции.
Литература: Князьков А.С. Партизаны — генералы Великой Отечественной войны. // Военно-исторический архив. — 2008. — № 5. — Страницы104—105.

1907
Кэбелл «Кэб» Кэллоуэй-третий (Cabell «Cab» Calloway III)
американский джазовый певец (тенор). Родился вгороде Рочестер, штат Нью-Йорк, США. Отец Кэба был юристом, а мать — учительницей и органисткой. У него была сестра Бланш, старше его на пять лет и сыгравшая в будущем важную роль в его творчестве. В 1918 году семья переехала в Мэриленд, где его мать нашла работу в местной церкви. Она и подтолкнула своих детей на то, чтобы они начали серьёзно заниматься вокалом. Кэбу очень нравилось петь в церкви. Родители открыли музыкальный талант в своем сыне, и в 1922 году он начал брать индивидуальные уроки вокала. В 1924 году Кэб поступил в школу Frederick Douglas High School и там увлекся баскетболом. Несмотря на повышенный интерес к спорту, Кэллоуэй не прекратил заниматься музыкой. Он часто посещал джазовые клубы и многому учился у мэтров джаза. Вскоре Кэб стал выступать в театре Regent Theatre. В 1927 году, окончив школу, Кэб присоединился к оркестру своей сестры Бланш Кэллоуэй, «Blanche Calloway and Her Joy Boys», весьма известному (они записывались с Луи Армстронгом, Виком Дикенсоном, Кози Коулом, Беном Уэбстером). Кэб выступал с оркестром сестры во время летнего тура по стране с популярным чёрным ревю «Plantation Days». Тем не менее с приходом осени ему пришлось покинуть оркестр, поскольку родители, не очень-то одобрявшие карьеру, которую выбрала себе Бланш, настояли на том, что Кэб должен стать юристом, как и его отец. Поступив осенью 1927 года в чикагскую юридическую школу «Crane College», Кэб, тем не менее, проявил мало интереса к юриспруденции, предпочтя большую часть времени играть на барабанах и петь в клубе «Dreamland Cafe», откуда вскоре перебрался в «Sunset Cafe», чикагский эквивалент «Cotton Club», где Кэбу довелось выступать с такими музыкантами, как Луи Армстронг и Кэролл Дикенсон.
В том же заведении был и собственный оркестр, называвшийся «Marion Hardy’s Alabamians», с которым Кэб иногда выступал. Его яркий сценический образ так нравился публике, что музыканты оркестра дружно проголосовали за идею пригласить Кэба на роль бэнд-лидера. Оркестр, состоявший из 11 человек, был переименован в «The Alabamians». Кэб сразу же проявил недюжинный организаторский талант, подписав контракт с агентством «MCA» и отправившись в Нью-Йорк, где получил ангажемент в Savoy Ballroom. Проиграв «битву оркестров» собственному оркестру танцзала, «The Missourians», Кэб тут же распустил «The Alabamians», предложив свои услуги оркестру-победителю. «The Missourians» вежливо отказались, но после выступления Кэллоуэя в ревю «Hot Chocolates», его заметил Ирвинг Миллс и предложил свои услуги — и вскоре «The Missourians» стали называться «Cab Calloway Orchestra». В 1930 году Ирвинг устроил Кэба и его оркестр в престижный нью-йоркский ночной клуб Cotton Club. Практически сразу же коллектив стал называться Cab Calloway’s Cotton Club Orchestra и начал работу над дебютной записью. Буквально через несколько лет Кэб был уже необыкновенно популярен, а его стильный белоснежный костюм — притчей во языцех. В 1935 году музыкант отправился в свой первый европейский тур.
В 1940 году клуб «Cotton Club» закрылся и Кэба тот час же пригласили в «Club Zanzibar», где он впервые стал записываться «вживую». В 1942 году музыкант снова отправился на гастроли. И вновь поездка оказалась чрезвычайно успешной. В 1947 году, с началом заката «эры свинга», Кэллоуэй сформировал группу из семи человек, называвшуюся «Cab Calloway and his Cab Jivers». В 1948 году, после выступлений на Кубе, Кэб распустил оркестр, и сократил «Cab Calloway and his Cab Jivers», превратившуюся в квартет, в который вошли Иона Джонс, Милтон Хинтон и Панама Фрэнсис. (Поговаривают, что истинной причиной была не только потеря интереса публики к биг-бэндам, но также упоминаются и проблемы, вызванные пристрастием Кэба к азартным играм). В 1950 году Кэллоуэй исполнил роль Спортинг-Лайфа в бродвейской постановке оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (эту партию композитор писал в расчёте на Кэллоуэя). В 1951 году Кэб вновь собрал оркестр для турне по Южной Америке, распустив его в 1954 и сконцентрировавшись на сольной карьере, выступая по большей части на Бродвее, в том числе в пьесах «Hello Dolly» и «The Pajama Game», а также снимаясь в голливудских мюзиклах и участвуя в различных телешоу. В 1970-х Кэллоуэй редко появлялся на публике, выступая только по особым случаям — например, в 1975 году он руководил турне оркестра Вуди Хёрмана. В 1976 году была опубликована его автобиография «Of Minnie the Moocher and Me». В 1980 году в фильме «Братья Блюз» сыграл роль старого джазмена, зарабатывающего на жизнь работой сторожа в детском приюте. На волне интереса к которому было снято несколько документальных фильмов с участием Кэба. Выступал вплоть до смерти. Кэб Кэллоуэй умер от сердечного приступа в своём доме в городке Хокессин, штат Делавэр, США, 18 ноября 1994 года. В 1996 году «The Cab Calloway Orchestra» был воссоздан внуком — Кэллоуэем Бруксом.
Награды: Grammy Lifetime Achievement Award; Зал славы чёрных кинематографистов (1982); Национальная медаль США в области искусств.
Интересные факты Инициативой Ховарда Эшмана стиль и образ Джинни из мультфильма «Аладдин» во многом схож с Кэбом Кэллоуэем. Антагонист из игры «Cuphead» был создан на основе образа Кэба. Кэб Кэллоуэй упоминается неоднократно в романах Френсиса Скотта Фицджеральда (воспевшего «век джаза»).
1907
Майк Мазурки (Mike Mazurki)
американский актёр и рестлер, снявшийся в более чем 142 фильмах. Благодаря своему росту (196 см) и лицу он часто играл роли спортсменов, крутых парней, бандитов и гангстеров. Среди его ролей — Сплитфейс в фильме «Дик Трейси» (1945), Юсуф в фильме «Синдбад-мореход» (1947) и Клон в фильме «Самое время» (1966—1967). Маркиан Юлианович Мазуркевич родился в селе Купчинцы, округ Тарнополь, Королевство Галиции и Лодомерии, Цислейтания, Австро-Венгрия (ныне Украина). В 1913 году вместе с родителями эмигрировал в США, поселившись в Кохосе, Нью-Йорк, недалеко от Олбани. Там Маркиан успешно окончил школу в местечке Кохос (Cohoes), затем окончил курс права в Фордхемском университете Нью-Йорка, учился в балетной школе Авраменко. Был членом драматического кружка, где выступал в «Мистер Шоу». По окончании школы он сменил своё имя на «Майк». Играл в футбол и баскетбол в Манхэттенском колледже, который окончил в 1930 году со степенью бакалавра искусств. Майк Мазурки увлекался спортом. В 1930 году закончил Манхэттенский спортивный колледж (Manhattan College) Нью-Йорка; стал атлетом-спортсменом по греко-римской борьбе (более 4 000 поединков), баскетболу, американскому футболу. Позже Майк Мазурки участвовал в международных соревнований по борьбе в Азии, Европе и США как судья. В 1965 году Мазурки стал одним из основателей и первым президентом «Cauliflower Alley Club», ассоциации рестлеров. Фотография его сломанного уха («ухо-цветная капуста») стала логотипом организации. Умер в городе Глендейл, округ Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 9 декабря 1990 года. В 2005 году Зал славы и музей рестлинга посмертно наградил его премией штата Нью-Йорк за основание клуба.
Актёрская карьера
Майк Мазурки успешно дебютировал в Голливуде в 1941 году в киноленте «Жестокий Шанхай». Начинал он карьеру небольшими второстепенными ролями в приключенческих картинах, где использовалось его спортивное телосложение. В дальнейшем этот образ Майка Мазурки успешно использовался Голливудом.
Фильмография
Майк Мазурки снялся в более 130 кинофильмах (1934—1990), наиболее известные картины с его участием: Убийство, моя милая (1944) — Муз Маллой; Пропавший присяжный (1944) — Калли (в титрах не указан); Таинственная гостья (1946) — Гарри Понтос; Непобеждённый (1947) — Бон; Синдбад-мореход — Юсуф; Я всегда одинок (1948) — Дэн; Брошенная (1948) — Хопп; Ночь и город (1950) — Душитель; Тёмный город (1950) — Сидни Уинант; Секреты Нью-Йорка (1955) — Арни Вендлер; Новый Орлеан без цензуры (1955) — Большой Майк; В джазе только девушки (1958) — гангстер в банде Коломбо; Человек, который умер дважды (1958) — Рэк; Пригоршня чудес (1961) — Большой Майк; Пять недель на воздушном шаре (1962) — капитан рабов; Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир (1963) — шахтёр; Риф Донована (1963) — сержант; Осень шайеннов (1964) — сержант Станислав Вичовски; 7 женщин (1966) — Тунга-хан; Бэтмен (сериал) (1966—1968) — Аллегро; Вон Тон Тон — собака, которая спасла Голливуд (1976) — охранник киностудии; Ангелы Чарли (сериал) (1976—1981) — Томми Роббинс.
[480x699]
1907
Борис Константинович Саламбеков
начальник Октябрьской железной дороги Народного комиссариата путей сообщения СССР, генерал-директор тяги II ранга. Родился в Тифлисе (ныне – Тбилиси). Армянин. Окончил рабфак. С 1926 года трудился на железнодорожном транспорте: практикант машиниста и машинист Тифлисского паровозного депо. В 1930 году поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, успешно окончил в 1935 году по специальности "инженер-механик паровозного хозяйства". В том же году распределен в депо Ленинград-Московский-Пассажирский Октябрьской дороги, работал инженером технического бюро, мастером, заместителем начальника депо. Уже в 1937 году назначен начальником депо станции Ленинград-Московский-Пассажирский взамен репрессированного предшественника. Там проявил себя инициативным руководителем транспорта. При его участии в депо был разработан и внедрен новый рациональный технологический процесс подъемочного ремонта паровозов. В результате простои локомотивов сократились в четыре раза. В 1939 году Саламбеков назначен заместителем начальника Октябрьской железной дороги. В этой должности встретил Великую Отечественную войну, отличился в трудных условиях вражеского наступления в 1941 году, обеспечивая подачу составов под эвакуацию предприятий и населения, встречные перевозки войск и материальных ресурсов для действующей армии. В феврале 1942 года назначен начальником Октябрьской железной дороги. В этой должности в 1942 году отличился при постройке железнодорожных веток к портам на Ладоге на "Большой земле" и от ладожского берега до осажденного Ленинграда внутри кольца окружения. Построенные в кратчайший срок и практически без поступления материалов для строительства, за счет изысканных на месте ресурсов, эти линии существенно повысили грузопоток в осажденный город. Когда в январе 1943 года была прорвана блокада Ленинграда и по узкому коридору южнее Ладожского озера была спешно проложена новая железнодорожная линия, Борис Саламбеков лично организовывал по ней движение поездов. Эта дорога не имеет примеров в мировой истории - почти на 20 километров пути шли по болотам паралельно линии фронта в пределах досягаемости полевой артиллерии врага, не говоря уже о дальнебойных орудиях и авиации. Повреждения линии происходили каждый день, вдоль путей громоздились уничтоженные паровозы и вагоны. Однако железнодорожники Октябрьской магистрали совместно с бойцами железнодорожных войск ликвидировали все повреждения в немыслимо короткие сроки. Саламбеков предложил новую организацию движения по ветке - в одну ночь составы шли в Ленинград буквально вплотную друг к другу (100 - 200 метров), в следующую возвращались обратно. В обычных условиях по такой ветке могли бы пройти 3-4 поезда за короткую северную летнюю ночь, реально проходило от 30 до 35 поездов. Вдоль дороги были расставлены живые семафоры - железнодорожники с фонариками и рациями, дававшие сигналы каждой поездной бригады в зависимости от обстановки. Многие из них погибли на посту. Тогда эта короткая ветка была главной дорогой Октябрьской магистрали и Саламбеков жил на ней неделями под обстрелами и бомбежками, не только руководя подчиненными, но и показывая им личный пример мужества. Никто из работников не догадывался тогда о личной трагедии начальника дороги - в блокадном Ленинграде погибла его жена. Не легче были дела и на остальной магистрали - практически вся она была в зоне действия вражеской авиации. Гитлеровцы прекрасно понимали её стратегическое значение: Октябрьская дорога обеспечивала не только 5 фронтов (Ленинградский, Карельский, Волховский, Северо-Западный, Калининский и часть Западного), но и подачу воинских грузов, поступивших по ленд-лизу из Мурманска и Архангельска на фронты центрального и южного стратегических направлений. Бомбардировки станций, составов и полотна шли непрерывно. Но и поезда по магистрали шли непрерывно. Благодаря умелому руководству Саламбекова и героизму работников железной дороги врагу не удалось вывести дорогу из строя ни на сутки. В 1943 году Саламбекову присвоено специальное персональное звание "генерал-директор тяги II ранга". Один из примеров, Характерных для того времени: при бомбардировке железной дороге две крупные авиабомбы глубоко ушли в железнодорожную насыпь. Взрывотехники предложили бомбы подорвать на месте, но это на длительное время вывело бы путь из строя. Борис Саламбеков принял решение – взрыв не производить, бомбы из насыпи извлечь. Но движение было остановлено, у опасного участка скопилось около 30 поездов, в любую минуту могли внось появиться вражеские самолеты. Тогда Саламбеков рискнул пропустить все поезда по опасному участку, высадив людей из вагонов. При этом сам он поднялся в кабину паровоза, занял место машиниста и медленно повел первый состав. После того, как все поезда благополучно миновали это место, бомбы обезвредили. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Борису Константиновичу Саламбекову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и Молот". После изнания врага из-под Ленинграда железнодорожники Oктябрьской железной дороги в короткие сроки восстановил хозяйство дороги. После войны выдающийся руководитель пошёл на повышение: с 1946 года возглавлял Северо-Западный округ железных дорог, с 1947 - Приволжский округ железных дорог. Тогда такие округа объединяли по 4-5 дорог, обеспечивая непрерывное движение грузов и пассажиров по территории округа как по единому целому и в то же время не вмешиваясь в повседневную текущую работу. Многие специалисты оценивают деятельность таких округов как наиболее успешный механизм работы железных дорог. Из-за исключительной ответственности ряд округов железных дорог возглавили бывшие заместители Наркома путей сообщения и такие назначения воспринимались для них как повышение. Постановлением Совета Министров СССР в 1949 году Б.К.Саламбекову присвоено специальное персональное звание "генерал-директор тяги I ранга". Однако в 1950 году Саламбеков был снят с должности. Причина - он работал вместе с всеми ключевыми обвиняемыми по "Ленинградскому делу" и его фамилия также упоминалась во многих протоколах допросов. Саламбеков был понижен в должности сразу на несколько ступеней - его перевели главным инженером одного из отделений Московско-Киевской железной дороги. Только после смерти Сталина он опять пошёл на повышение. В 1954 году назначен первым заместителем начальника, а в 1957 году - начальником Омской железной дороги. С 1959 года - начальник Красноярской железной дороги, а после укрупнения дорог с 1961 года - начальник Восточно-Сибирской железной дороги (управление дороги в Иркутске). Именно тогда происходило полномасштабное техническое перевооружение и электрификация Транссибирской магистрали. Так как Саламбеков получил "паровозное" образование, чтобы всесторонне овладеть новыми проблемами, он заочно окончил Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности "инженер-электромеханик дорожного хозяйства". В годы руководства Саламбекова Восточно-Сибирская дорога стабильно занимала первые места по всем железным дорогам СССР по большинству показателей работы, признавалась лучшей железной дорогой СССР. Перечень решённых им сложнейших проблем за время руководства дорогой увеличил бы объем настоящей биографии в несколько раз. Можно лишь указать на то, что спустя 40 лет имя Бориса Саламбекова знает каждый железнодорожник Восточно-Сибирской магистрали. В 1964-1968 годах Борис Саламбеков - начальник Главного управления вагонного хозяйства Министерства путей сообщения СССР. По его инициативе и активном участии в вагонном хозяйстве был внедрен метод поточного ремонта, который произведена техническая революция в этом хозяйстве, повышены качество и производительность труда. В 1968 году вышел на пенсию, однако не смог расстаться с железной дорогой и пришел на работу на должность научного сотрудника во Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта. Жил в городе-герое Москве. Скончался 1 июля 1978 года от инфаркта, пятого по счету. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок 10).
Персональные звания: генерал-директор тяги II ранга (1943), генерал-директор тяги I ранга (25 мая 1949). Награждён 3 орденами Ленина (23 ноября 1939, 5 ноября 1943, 1 августа 1959), орденом Отечественной войны I степени (29 июля 1945), 2 орденами Трудового Красного Знамени (21 июля 1942, ...), орденом «Знак Почета» (4 августа 1966), медалями «За трудовую доблесть» (31 июля 1954), «За оборону Ленинграда», другими медалями, тремя знаками «Почётному железнодорожнику».Памятник установлен на территории эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский (2013). Мемориальные доски в память о Герое установлены на зданиях депо станции Санкт-Петербург-Московский-Сортировочный, бывшего управления Омской железной дороги (ныне управление Омского отделения западно-Сибирской железной дороги), управления Восточно-Сибирской железной дороги в Иркутске. Новая серия скоростных электровозов Коломенского завода ТЭП70БС, выпускающаяся с 2004 года носит имя Б.К.Саламбекова: "БС" в названии означает "Борис Саламбеков".
1907
Виктор Дзакоевич Салия
старший механик Зугдидской МТС Зугдидского района Грузинской ССР. Родился в селе Джвари Зугдидского уезда Кутаисской губернии, ныне – посёлке Цаленджихского муниципалитета края Самегрело – Верхняя Сванетия Грузии. Грузин. С юного возраста трудился в сельском хозяйстве, к началу 1940-х годов – на территории Зугдидского района Грузинской ССР. В 1939 году вступил в ВКП(б)/КПСС. В мае 1941 года призван на военную службу в Красную Армию. Участник Великой Отечественной войны с августа 1944 года. Боевой путь прошёл в составе 17-го горного инженерно-сапёрного батальона 4-й горной инженерно-сапёрной бригады (11-й стрелковый корпус), на заключительном этапе войны – начальником артиллерийско-технического снабжения. За образцовое выполнение боевых заданий командования старший инженер-лейтенант Салия был награждён орденом Красной Звезды. После демобилизации в январе 1946 года вернулся на родину и продолжил работать в сельском хозяйстве старшим механиком Зугдидской машинно-тракторной станции (МТС). Уже в следующем, 1947 году в колхозах, обслуживаемых механизаторами Зугдидской МТС, был получен урожай кукурузы 45,2 центнера с гектара на площади 571 гектар. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948 года за получение высоких урожаев кукурузы и пшеницы в 1947 году Салия Виктору Дзакоевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены директор Зугдидской МТС М.О.Дочия и ещё 20 тружеников Зугдидского района, в том числе его руководство во главе с первым секретарём райкома партии М.И.Пачкория. С 1969 года – персональный пенсионер союзного значения. Проживал в районном центре городе Зугдиди, ныне – административном центре муниципалитета и края Самегрело – Верхняя Сванетия. Дата его кончины не установлена.
Награждён орденами Ленина (21 февраля 1948), Красной Звезды (30 апреля 1945), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (3 мая 1949).

1907
Георгий Георгиевич Черниенко
командир эскадрильи 5-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 1-й минно-торпедной авиационной дивизии военно-воздушных сил (ВВС) Черноморского флота, гвардии майор. Родился в городе Тирасполе (с 1990 года – административный центром непризнанной Приднестровской Молдавской Республики), в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1930 года. Окончив школу-семилетку, пошел работать с отцом на кирпичный завод. Одновременно учился на рабфаке. В 1927 году уехал на Донбасс, работал на шахтах. В Красной Армии с 1929 года. Службу проходил в зенитном артиллерийском полку, затем поступил в летную школу. В феврале 1932 году окончил 1-ю военную школу пилотов имени Мясникова (г. Севастополь). Летчиком службу проходил 52-й отдельной авиационной эскадрильи Белорусского военного округа. С 1933 года в Военно-Морском флоте. С июня 1933 года инструктор-пилот, командир звена Ейского военно-морского училища летчиков имени Сталина. С ноября 1939 года продолжил службу в авиации Черноморского флота, в составе 2-го минно-торпедного авиационного полка командиром звена, заместителем командира эскадрильи. В составе этого полка, преобразованного в апреле 1942 года в 5-й гвардейский, встретил Великую Отечественную войну. Уже в ночь на 23 июня звано капитана Черниенко нанесло первый дар по румынскому порту Констанца. Летчики поднимались в небо по 2-4 раза в сутки, нанося бомбовые удары по вражеским колонам, переправам. В мае 1942 года был назначен командиром эскадрильи, летал на самолете «ДБ-3Ф» («Ил-4»). К ноябрю 1942 года эскадрилья под его командованием произвела 487 боевых вылетов, в которых было уничтожено 4 корабля противника, 6 складов с боеприпасами. Не прерывая боевой работы, одновременно летчики эскадрильи переучивали летный состав самолетов «МБР-2». Сам капитан Черниенко к тому времени произвел 115 боевых вылетов, из ни 74 в 1942 году. Награжден первым боевым орденом - Красного Знамени (29 января 1942). Действуя с территории Крымского полуострова, эскадрилья Черниенко участвовала в обороне Севастополя, Одессы: торпедировала корабли противника на коммуникациях в Черном море, ставила мины, сопровождала корабли, совершала полеты к крымским партизанам. В последнее день обороны Севастополя экипаж Черниенко сопровождал транспорты с защитниками города, сбил вражеский бомбардировщик. Командир эскадрильи 5-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка (1-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота) гвардии майор Георгий Черниенко к июню 1943 года совершил 152 успешных боевых вылета. Вверенная ему авиационная эскадрилья уничтожила 6 транспортных кораблей, 3 самоходные баржи, 7 складов с боеприпасами, 4 железнодорожных узла, 35 самолётов на аэродромах противника, 39 танков, 6 артиллерийских батарей, 2 переправы, около 3000 солдат и офицеров противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии майору Черниенко Георгию Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1048). В октябре 1943 года как лучший командир, отлично знающий свое дело, был назначен инспектором по технике пилотирования 1-й минно-торпедной авиационной дивизии. С февраля 1945 и до конца войны – старший инспектор-летчик Военно-воздушных сил Черноморского флота. Всего за время боевых действий произвел 189 боевых вылетов, из них 107 – ночью. После войны продолжал службу в Военно-Морского Флота. В июле 1945 году окончил Высшие офицерские курсы ВВС Военно-Морского Флота. Инспектор-летчик старший летной инспекции Управления ВВС ЧФ (июль 1945-март 1947). Командир эскадрильи штурманского летного центра авиации Военно-морских сил, штурманско-летного центра Высших офицерских летно-тактических курсов авиации ВМС (март 1947-декабрь 1950). С декабря 1950 года на испытательной работе: командир эскадрильи авиационного полка летных испытаний летной испытательной станции института №15 ВМС (декабрь 1950-апрель 1951), командир эскадрильи, летчик-испытатель авиаполка летных испытаний летной станции авиации ВМС (апрель 1951-сентябрь 1952), 986-го отдельного авиационного полка авиации ВМС (бывшего 1890-го отдельного авиационного полка авиации ВМС) (сентябрь 1952-ноябрь 1955). В 1955 году по болезни полковник Черниенко уволен в запас. Жил в городе-герое Одессе. Умер 17 февраля 1982 года. Похоронен на Новогородском (Таировском) кладбище города Одесса. Награжден орденами Ленина (1943), Красного Знамени (1942, 1943, 1950), Нахимова II степени (1946), Красной Звезды (1945), медалями. Имя Героя увековечено на Мемориале авиаторам-черноморцам в городе Севастополь.
[700x525]
Фрагмент памятника защитникам Севастополя 1941-1942 годов. Установлен в Севастополе на площади Нахимова.
1908
Софья Гдальевна Белкина
советский инженер-геолог. Родилась в деревне Журавичи, Быховский уезд, Могилёвская губерния, Российская империя.
Основные даты жизни и трудовой деятельности
В 1924 — Работница фабрики «Красный текстильщик» в Москве. В 1935 — выпускница Московского нефтяного института имени И.М.Губкина. В 1935 — геолог конторы разведочных промыслов «Грознефть». В 1936 — старший геолог промыслов Грозного. В 1940 — старший геолог промысла «Артемнефть» в Баку. В 1941 — старший геолог промысла «Нефтечала». В 1949 — начальник геологической партии треста «Кузнецкнефтегеология» в Пензе. В 1953—1963 — старший геолог Тюменской буровой партии; начальник геологического отдела Тюменского геологического управления.
Научно-производственные и общественные достижения
Участие в обобщении геологических материалов, выработке направлений и организации геологоразведочных работ в Тюменской области. Одна из первооткрывателей Шаимского нефтяного района, Березовского, Тазовского газовых месторождений, Мегионского, Усть-Балыкского и других нефтяных месторождений Западной Сибири. *Работала по повышению квалификации молодых специалистов в Тюменгеологии.
Общественные достижения
Избиралась членом Нефтечалинского райкома ВКП(б) (1941—1949). Умерла в городе Тюмень, РСФСР, СССР, 26 декабря 1989 года.
Награды: Лауреат Ленинской премии за участие в открытии Березовского газоносного района (1964); Медаль «За оборону Кавказа» (1945); Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945); Медаль «За трудовую доблесть» (1952); Медаль «За освоение и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири» (1978) и другие. Её именем назван вид из подкласса фораминифер в верхнем юре Западной Сибири.
Литература: Портретная галерея Российского государственного Университета нефти и газа имени И.М.Губкина, 2010