1874
Валериан Валерианович Бородаевский
русский поэт. Будущий поэт родился в селе Кшень Тимского уезда Курской губернии (теперь Советского района Курской области), в семье помещика. Род Бородаевских занесён в родословные книги как древний русский дворянский род. Дед Валериана Осип Осипович был героем Отечественной войны 1812 года, отец Валериан Осипович — директором Курской мужской гимназии, гласным Тимского уездного земского собрания, дядя Сергей Осипович — художником. У Валериана было четверо братьев, все они избрали военную стезю и успешно по ней продвигались. Валериан окончил Курское реальное училище, затем Санкт-Петербургский горный институт (учился в 1894—1900 гг.). Работал на шахтах Донбасса, затем фабричным инспектором в Пабьянице (ныне Польша) и Самаре, где познакомился с Алексеем Толстым, после чего решил посвятить свою жизнь литературе. В 1905 году Бородаевский женился в Москве на Маргарите Андреевне Князевой, классной даме Елисаветинской гимназии. Она сыграла в судьбе мужа важную роль, полностью разделяя его взгляды. С конца 1908 года Бородаевский оставил деятельность инженера и поселился в имении Петропавловка Тимского уезда Курской губернии (теперь деревня Советского района Курской области). Вскоре Бородаевский уехал в Петербург, где в 1909 году издал за свой счёт сборник стихов «Страстные свечи». В столице Бородаевский встретился с Вячеславом Ивановым, дружба с которым длилась много лет. В том же 1909 году Иванов в собственном издательстве «Оры» издал сборник Бородаевского «Стихотворения. Элегии. Оды. Идиллии» со своим предисловием. Бородаевский вошёл в круг петербургских поэтов, часто бывал в знаменитой «башне» Иванова, где познакомился с Анной Ахматовой, Николаем Гумилёвым, Андреем Белым, Фёдором Сологубом, Александром Блоком и другими поэтами. В 1912—1914 годах Бородаевский жил то в Петербурге, то в Петропавловке (в гостях у него бывали Вячеслав Иванов и Юрий Верховский), то за границей — в Италии, Германии. За границей поэт встречался с антропософом Рудольфом Штайнером и, видимо, принял часть его взглядов. Возможно, что в дальнейшем учение Штайнера отрицательно повлияло на характер Бородаевского: в последние годы жизни, особенно при Советской власти, он стал замкнутым, малообщительным.
Виньетка Владимира Фаворского для обложки последнего прижизненного сборника стихов Бородаевского. Обложка не удовлетворила автора и была заменена, вместе с названием сборника
В 1914 году в московском издательстве «Мусагет» вышла книга стихов Бородаевского «Уединённый дол» (в первом варианте озаглавлена «На лоне родимой земли», автор заменил обложку в уже отпечатанном тираже). В этом сборнике, по выражению Сергея Городецкого, поэт «борется с создавшей его школой — символизмом — и преодолевает его». В 1917 году поэт развивает в Курске бурную политическую деятельность, приветствуя Февральскую революцию, но постепенно его пыл угасает: душа поэта не приемлет новой власти. Такова же его реакция и на Октябрьскую революцию, после которой он уехал в Киев, где работал чиновником в разных учреждениях. В апреле 1919 года Бородаевский возвратился в Курск и с середины мая устроился инженером в транспортно-материальный отдел Курского СНХ. Поэт работал в разных областях народного хозяйства, а в мае — июне 1920 года был делопроизводителем во 2-м сыпнотифозном лазарете, так как там давали паёк. Бородаевский принимал участие в работе Союза поэтов, который был создан в Курске в марте 1920 года, занимался с молодыми поэтами техникой стихосложения. Состоялись поэтические вечера с их участием, они печатались в местных журналах «Народное просвещение», «Культура и искусство». О курском Союзе поэтов положительно отозвался Валерий Брюсов. В 1921 году Бородаевский выступил в Курске на вечере, посвящённом памяти Александра Блока (в 1980 году его речь напечатана в московском альманахе «День поэзии»). Тяжёлый психический недуг осложнил последние годы поэта. Умер Валериан Бородаевский в Курске 16 мая 1923 года. Похоронен на Никитском кладбище. Позже туда была перенесена урна с прахом его жены. В 2006 году в издательстве Курского государственного университета вышла книга Юрия Бугрова «К уединённому долу», рассказывающая о жизни и творчестве Валериана Бородаевского. Собрание сохранившихся стихотворений Бородаевского увидело свет в 2011 г. в Москве.
Творчество
Творчество Бородаевского относится к неоклассическому течению, сложившемуся в рамках символизма в эпоху его кризиса и распада, когда пафос новаторства сменился пафосом преемственности. Поэт часто обращался к философско-религиозным поискам. В послеоктябрьских стихах он сочетал с символической расплывчатостью и многозначностью элементы акмеистской изобразительности — «вещности». Стихотворения из цикла «За решеткой», написанные Бородаевским в начале 1920-х годов, настолько лишены примет времени, что подчас непонятно, о какой жизни в них идет речь: о советской или дореволюционной. В рукописях сохранились некоторые философские статьи Бородаевского.

Титульная страница: Бородаевский Валериан. Стихотворения: Элегии. Оды. Идиллии. Санкт-Петербург: Оры, 1909.
Библиография: Страстные свечи: Стансы. Санкт-Петербург: Типография «Печатное искусство», 1909. — 72 страницы — 100 экземпляров; Стихотворения: Элегии. Оды. Идиллии / Предисловие Вяч.Иванова. Санкт-Петербург: Оры, 1909. — 87 страниц. — 500 экземпляров; Уединённый дол: Вторая книга стихов. Москва: Мусагет, 1914. — 144 страницы — 500 экземпляро. — Переименована при выходе. Первоначально называлась: На лоне родимой земли. С гравюрой на обложке В.Фаворского; Посох в цвету: Собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. А.Д.Бородаевского, Ю.А.Бугрова, И.П.Михайловой, В.А.Резвого; Послесловие Е.В.Глуховой. Москва: Водолей, 2011. — 400 страниц.
Литература: Бугров Ю. Певец Курского края // Литературная Россия. — 1983. — 28 октября; Гельперин Ю.М. Бородаевский Валериан Валерианович // Русские писатели, 1800—1917: Биографический словарь. — Том 1. — Москва, 1989. — Страницы 314—315; Петрусенко Н.В. В.В.Бородаевский — поэт символизма // Новый исторический вестник. — 2001. — № 3(5); Рыжков Павел. Могила поэта Валериана Бородаевского пребывает в запустении // Курский вестник. — 2003. — № 37. — 16 мая; Зубец Ирина. Оставил голос поколения (недоступная ссылка) // Литературная Россия. — 2007. — № 52. — 28 декабря; Бугров Ю.А. К уединённому долу. Жизнь и творчество поэта Валериана Бородаевского. — Курск: Курский государственный университет, 2006. — 97 страниц.
[428x700]
1874
Адам Дидур (польское имя — Adam Didur)
польский оперный певец (высокий бас), вокальный педагог. Родился в Воля Сенкова, Санокский повят (Австро-Венгрия), в настоящее время Польша. Учился пению у Валерия Высоцкого в консерватории во Львове, где дебютировал в 1894 году. Совершенствовался в Милане, в 1895 году впервые выступил в «Ла Скала», вошёл в труппу театра и был его солистом до 1898 года. В 1899—1904 годах пел в оперных театрах Варшавы и Львова, c 1905 по 1907 год в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. В 1909-1910 годах — в Большом Театре в Москве. В 1904—1914 годах с успехом гастролировал в крупнейших оперных театрах Европы, Северной и Южной Америки. C 1914 по 1932 год — солист «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке. В 1932 году закончил певческую карьеру и вернулся в Европу. В 1939 году возглавил Варшавский оперный театр. Во время Второй мировой войны находился в Варшаве, занимаясь преподавательской деятельностью. В 1945 году организовал оперу в Бытоме (Силезия), был её первым директором, одновременно преподавал в консерватории в Катовице. Дидура иногда называют крупнейшим оперным артистом первой трети XX века, однако известно, что после прихода в «Метрополитен Опера» в 1922 году Ф.И.Шаляпина Дидур больше не выступал там в партии Бориса Годунова (за единственным исключением), хотя эта роль признавалась его высшим достижением.
[500x700]
Адам Дидур в роли Бориса Годунова
С другой стороны, существует мнение, что при сравнении сохранившихся записей Дидура и Шаляпина исполнение польским певцом партии Мефистофеля («Фауст» Гуно) всегда предпочтительнее. Алексей Иванов в книге «Искусство пения» приводит оценку Адама Дидура, данную Г.Боссэ: «Хотя певец и владел в совершенстве своим выдающимся голосом, однако он в музыкально-выразительном отношении не знал „секретов“ контраста пения, а пел всю оперную партию звуком одной силы. Сначала в спектакле он поражал слушателей мощью звучания, потом постепенно люди привыкали к этой силе, оркестр тоже заражался звучностью и незаметно усиливал нюансы, так что в конце спектакля публике уже прискучивало слушать однообразное звучание его голоса, и успех ослабевал. Адам Дидур не мог выдержать конкуренции с другими оперными мастерами и раньше времени вынужден был расторгнуть контракт с дирекцией императорских театров». Умер в Катовице (Польша) 7 января 1946 года. C 1979 года в Польше проводится конкурс вокалистов имени Адама Дидура.
Литература: Дидур о Шаляпине и Собинове // Театр. 1909. № 490. Страница 10; Я.Вайда-Королевич Жизнь и искусство (Воспоминания оперной певицы). — Ленинград-Москва: Искусство, 1965. — Страницы 31, 34, 48, 56, 61, 67, 91, 119, 180, 274, 280, 300. — 344 страницы — (Театральные мемуары). — 13 000 экземпляров; С.Ю.Левик Записки оперного певца. — Москва: Искусство, 1962. — Страницы 161, 167, 189, 190, 473. — 712 страницы; A.Neuer; J. Kański; R. Gowarzewska-Griessgraber; M.Sienkiewicz-Woskowicz Adam Didur — Polskie Wydawnictwo Muzyczne SA, 2005. — 124 страницы — ISBN 83-224-0851-X; L.Z.Mazepa Adam Didur we Lwowie(польск.). — Polskie Stowarzyszenie Pedagogów Śpiewu (Wrocław), 2002. — 261 страница — ISBN 839126954X.

1874
Иоасаф (известен также как Иоасаф Могилёвский, в миру — князь Владимир Давидович Жевахов, или Джавахишвили)
епископ Русской православной церкви, епископ Могилёвский. Брат-близнец Николая Давидовича Жевахова (1874—1945). Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2002 году. Родился в семье князя Давида Дмитриевича Жевахова, выходца из грузинского княжеского рода Джавахишвили, отец которого, князь Дмитрий Михайлович Жевахов, был женат на Любови Давыдовне (урождённой Горленко), правнучке двоюродного брата святителя Иоасафа Белгородского. Детство и юность провёл в отцовском имении Линовица и в Киеве, где у матери был дом. В 1899 году окончил юридический факультет Киевского университета. С 1900 года служил в Киевской судебной палате. В 1902—1914 годах — почётный мировой судья по Пирятинскому, затем по Киевскому уезду. Был участником монархического движения, членом Русского собрания. С октября 1908 года — действительный член Православного миссионерского общества. Член-учредитель Православного Камчатского братства, основанного иеромонахом Нестором (Анисимовым). С 1910 года — член комиссии по устройству раки для честных мощей святителя Белгородского Иоасафа (Горленко), своего дальнего родственника. С именем святителя Иоасафа Владимира Жевахова связывает духовно-цензурная деятельность, в рамках которой 17 августа 1912 года князь допустил к публикации партитуру «Молитвы святого Иоасафа Белгородского» и «Гимна святителю Иоасафу Белгородскому» на стихи Александры Платоновой украинского композитора А.П.Орловского. С 1911 года — старший советник Киевского губернского правления, затем — чиновник особых поручений при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе. Зверинецкий скит. Игумен Валентин, отец Никанор, князь Владимир Жевахов, горные инженеры С.Г.Коклик, П.Э.Бутенко и скитские монахи, 1914 год. В 1911 году был инициатором раскопок древних иноческих пещер в предместье Киева, которое называлось «Зверинец». При пещерах был основан Зверинецкий скит, почётным попечителем которого стал князь Жевахов. С 1912 года — почётный член Курского Знаменско-Богородичного миссионерско-просветительского братства. В декабре 1913 года в Зверинецком скиту была освящена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, старостой которой стал Жевахов, а 29 августа 1914 года был освящён придел в честь святителя Белгородского Иоасафа. После революции был вынужден скрываться, в том числе в Зверинецком скиту.
Зверинецкий скит. Игумен Валентин, отец Никанор, князь Владимир Жевахов, горные инженеры С.Г.Коклик, П.Э.Бутенко и скитские монахи, 1914 год
Затем работал в Украинской академии наук.В 1924 году был впервые арестован и семь месяцев провёл в тюрьме Киева. Сразу после освобождения Жевахов обратился с письмом к патриарху Тихону с просьбой благословить его на принятие монашества: «После пережитой в текущем году Голгофы, выразившейся в полугодовалом тюремном заключении, я почувствовал всю необходимость Воскресения к новой жизни и бесповоротно решил, совершенно уйдя из мира, остаток дней своих посвятить Богу». 26 декабря 1924 года в Зверинецком скиту епископом Уманским Макарием (Кармазиным) был пострижен в монашество с именем Иоасаф в честь Иоасафа Белгородского и рукоположён во иеромонаха. С 6 июля 1926 года — епископ Дмитриевский, викарий Курской епархии. Вскоре был арестован и в 1926—1929 годах находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения. После лагеря три года провёл в ссылке в Нарымском округе (Восточно-Сибирский край). Был последовательным сторонником митрополита Сергия. С 19 сентября 1932 года — епископ Пятигорский. С 28 октября 1932 года — епископ Чебоксарский. От назначения отказался. С 29 июня 1934 года — епископ Могилёвский. С 1936 года также управлял Минской епархией. Затем жил в Белгороде, 16 октября 1936 года был арестован и выслан в город Боровичи Новгородской области, где жила его сестра. В 1937 году смог ненадолго вернуться в Белгород. В 1937 году арестован УНКВД по Курской области по обвинению в «руководстве контрреволюционной фашистской организацией церковников». В частности, был обвинён в том, что назвал убийство Кирова «заслуженной карой» за расстрелы, которые проводились по приказу Кирова. 4 декабря 1937 года осуждён тройкой УНКВД по Курской области и в тот же день расстрелян.
Канонизация и почитание
17 июля 2002 года определением Священного синода Русской православной церкви имя включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память священномученика Иоасафа Русская православная церковь отмечает 5 декабря, а не в день его мученической кончины 4 декабря. Это связано с тем, что 4 декабря (по новому стилю) — великий праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. 17 сентября 2014 года в Преображенском кафедральном соборе начальник управления ФСБ по Белгородской области Олег Южаков в присутствии митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова) передал митрополиту Курскому и Рыльскому Герману (Моралину) копию уголовного дела, возбуждённого в 30-х годах в отношении епископа Иоасафа (Жевахова). В материалах дела: ордер на арест, постановление об избрании меры пресечения, протокол допроса, анкета арестованного, постановление «тройки» о расстреле и справка о посмертной реабилитации епископа. Митрополит Герман поблагодарил за документы и отметил, что недавно в Курске был найден дом, в котором во время ссылки жил епископ, и пообещал установить на нём памятную доску.
Труды
Молитва святителя Иоасафа, Белгородского и всея России Чудотворца (1705—54). (Опыт крат. комм.). Издание 2-е, дополненное. Киев, 1912; То же. С приложением очерка С.А.Нилуса о Н.А.Мотовилове и статьей А.Д.Эртеля «Древние пещеры на Зверинце в Киеве»; То же. Издание 3-е, доп. жизнеописанием святителя. Киев, 1915; Родословная роспись рода князей Жеваховых. (Российская ветвь). Киев, 1914.
Литература: Белгородский чудотворец: Житие, творения, чудеса и прославление святейшего Иоасафа, епископа Белгородского / Составитель: А.Н.Стрижев. Москва, 1997. — Страницы 256—257; Евфросиния (Сидорович), мон. Священномученик Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский и Минский // Могилевские епархиальные ведомости. 2002. — № 7/9. — Страницы 4-5; Климент (Вечеря), иеродиак. Жизнеописание священномученика Иоасафа (Жевахова) // Архангельский Н.В.Зверинецкие пещеры в Киеве. — Киев, 2003. — Страницы 39-55; Протоиерей Георгий Соколов. Иоасаф (Жевахов) // Православная энциклопедия. — Москва, 2011. — Том XXV : «Иоанна деяния — Иосиф Шумлянский». — Страницы 173-175. — 752 страницы. — 39 000 экземпляров. — ISBN 978-5-89572-046-2; Иустина (Трофимова), мон. Священномученик Иоасаф (Жевахов), епископ Дмитриевский: жизнь и духовное служение. К 95-летию образования Дмитриевского викариатства Курской епархии. (По документам Архивов УФСБ по Курской и Белгородской областям) // Seminarium: Труды Курской духовной семинарии. — 2021. — № 1. — Страницы 40—50.
1875
Георгиос Ламбелет (греческое имя — Γεώργιος Λαμπελέτ)
греческий композитор, дирижёр, музыковед; представитель ионической школы и один из основателей новогреческой музыкальной школы. Родился на острове Керкира, в музыкальной семье: отец его был музыкантом и учил его основам теории и композиции, а начальным навыкам игры на фортепиано его научила мама. Начал учиться на юридическом факультете Афинского университета, но вскоре перешёл к музыкальному образованию. В 1895-1901 гг. учился в Неаполе, в консерватории Сан-Пьетро а Маелла (как и Дионисиос Лаврангас). Вернувшись в Грецию, в 1901 году опубликовал труд «Национальная музыка», в которой призвал композиторов приобретать вдохновение из фольклорных источников. Этот призыв был сделан значительно раньше, чем вышел манифест Каломириса (1908). Та же националистическая тенеденция была основным направлением журнала «Критика», который он издавал вместе с Г.Аксиотисом в 1903 году (вышло два тома). Одним из первых начал изучение греческой народной музыки; собирал, исследовал и систематизировал народные песни и пляски. В 1928-1931 издавал в Афинах ещё один журнал, «Musical Chronicles» (вместе с И.Пападопулосом). Важное значение имеет его сборник шестидесяти народных мелодий (опубликован вместе с транскрипцией, гармонизацией и критическим исследованием в 1930; в 1934 - переиздание французском языке). Значительную часть музыкальных произведений Ламбелета потеряно, но те, что сохранились, демонстрируют безукоризненную технику и вкус. Это особенно проявилось в его песнях, основанных преимущественно на народных мелодиях; голосоведения в них идеально соответствует интонационным особенностям греческого языка. Эти песни являют собой промежуточное звено между песнями Самараса и поздними - Риадиса. Одним из первых образцов греческого симфонизма является его симфоническая поэма «Праздник» (1930), для которой характерна яркая оркестровка. Среди других произведений Ламбелета - Элегия для оркестра, хоровые произведения «Гимн миру» (1929), «Балканский гимн» (1930) и т.д. Несколько лет Ламбелет преподавал в пирейской консерватории. Умер в Афинах 30 октября 1945 года.
Литература: Музыкальный энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1990, страница 293; Baker’s Biographical Dictionary of Musicians / Revised by Nicolas Slonimsky. New York: Schirmer Books, 1984, p. 1293; М.М.Яковлев. Ламбелет Георг // Музыкальная энциклопедия. Москва: Советская энциклопедия, 1976, том 3, столбцы 150–151.
[465x700]
1875
Отто Эндер (немецкое имя — Otto Ender)
австрийский государственный и политический деятель, канцлер Австрии в 1930—1931 годах. Родился в Альтахе. Окончил гимназию иезуитов Стелла Матутина, после чего учился в университетах Вены, Праги, Фрейбурга и Инсбрука. Получив высшее образование и звание доцента Инсбрукского университета в 1901 году, работал адвокатом в Брегенце. Был членом католического немецкого студенческого союза Cartellverband der katholischen deutschen Studentenverbindungen. С 1916 служил в военном ведомстве по обеспечению зерновыми. В 1918 стал губернатором земли Форарльберг. Первоначально выступал за вхождение Форарльберга в состав Швейцарии, затем — после того, как этот план не увенчался успехом — выступал за введение в Австрии федеративной республики с широкими полномочиями на местах. В 1920—1934 — член австрийского бундесрата и международной комиссии по Рейнскому урегулированию (в 1919—1934). Принадлежал к партии христианских социалистов. Несмотря на запрет в Австрии политической цензуры, Энгер в 1926 году воспрепятствовал демонстрации фильма Броненосец Потёмкин в Форарльберге. В 1930—1931 — канцлер Австрии. С 14 июля 1931 и по 24 июля 1934 — вновь руководитель земли Форарльберг. В 1934—1938 — председатель австрийской счётной палаты (Rechnungshof). После прихода в Австрии к власти национал-социалистов О.Энгеру было запрещено жить в Форарльберге (Gauverbot), и он до 1945 года находился в Вене. После окончания Второй мировой войны ему был вновь предложен пост канцлера Австрии, однако он от него отказался. В 1947 году стал президентом австрийского Рейнского судоходного союза. Умер в Брегенце 25 июня 1960 года.
Литература: Dr. Hannes Huebmer: Dr. Otto Ender. Vorarlberger Verlagsanstalt, Dornbirn 1957.
1876
Францис Кемп (латышское имя — Francis Kemps)
известный латгальский и латышский общественно-политический деятель, писатель, журналист. Автор термина "латгальцы" применительно к латышам северо-восточной части Латвии, отец латгальского возрождения. Сын богатого крестьянина, Францис Кемп родился в Спружеве Макашенской волости Резекненского края.. Он рано потерял родителей и вырос в семье дяди по матери, приходившегося родственником поэту Петерису Миглиниексу. Мальчику дали хорошее образование: он учился в нескольких школах, в прогимназии и католической семинарии (ныне МЦА) в Санкт-Петербурге. Среди его педагогов был Ф.Трасун. Ушёл из семинарии в 1900 году, то ли из-за конфликта с руководством, то ли из-за нежелания соблюдать целибат. В том же 1900 году Кемп предложил называть коренное население историко-культурной области в восточной части Латвии, входившей в состав Витебской губернии, сильно отличавшееся от остальных латышей в культурном, языковом и религиозном смысле, латгальцами. Он активно ратовал за отмену существовавшего запрета печати на латинице. В 1900 году, несмотря на запрет, издал азбуку для латгальских детей «Lementars latvīšu Barn», а в 1901 году молитвенник «Zalta altaris, dzīsmu un lyugšonu gromota». Для издания этих книг Кемп продал доставшееся от отца наследство за три тысячи золотых рублей и напечатал книги во французской типографии Петербурга. С помощью духовенства распространял книги в Латгалии. В 1901 году молодой человек экстерном сдал экзамены в одной из петербургских гимназий и добровольно вступил в Измайловский лейб-гвардии полк, с 1902 — офицер. В том же году поступил в Институт гражданских инженеров императора Николая I. С 1908 работал в качестве помощника инженера. Из-за активной общественной деятельности и недостатка средств образование закончил лишь в 1913 году. Организовал в Санкт-Петербурге нелегальный молодежный кружок Guņkurs («Костер»), издававший в 1903 году журнал Zvaigzne («Звезда»). В 1904—1905 году выпускал первую газету на латгальском языке Gaisma ("Cвет". -- латг.), вышло 26 номеров. Участник Первой мировой войны. В составе Архангельского пехотного полка 5-й пехотной дивизии сражался на Галицком фронте. Был награждён орденом Святой Анны III и IV степени и орденом Святого Станислава III степени. В 1916 Кемп основал в Латгалии нелегальную рабочую партию, близкую по идеологии эсерам, в апреле 1917 стал издавать газету «Ļiaužu Bolss» (Голос народа, -- латг.). Он выступал за полную экспроприацию земли помещиков и передачу её крестьянам, против такого радикального решения выступили другие латгальские лидеры, среди которых был Ф. Трасун. Весной 1917 года в качестве представителя своей партии Кемп участвовал в работе Петроградского Совета, работал в составе предпарламента, который защищал идею создания Латгальского местного самоуправления. Был инициатором и активным участником подготовки Конгресса латышей Латгалии в Резекне 26-27 апреля (9-10 мая) 1917 года. Вместе с 38 своими сторонниками покинул конгресс, так как не получил поддержки своей идее укрепления самостоятельности Латгалии с тем, чтобы она не попала в вассальное подчинение более развитым в национально-культурном отношении Видземе и Курземе. Он считает, что Латгалии сперва необходимо самой получить политическую автономию от России и только потом принимать решение об объединении с Курземе и Видземе. После Октябрьской революции 1917 года большевики объявили газету «Ļiaužu Bolss» контрреволюционной и Кемп под угрозой смерти в 1918 году вернулся в Латвию. Был временно исполняющим обязанности главы г. Резекне. Избирался делегатом Конституционной латышской ассамблеи, участвовал в разработке Конституции Латвии. После окончания Второй мировой войны 25 марта 1949 г. был депортирован из Латвии. Проживал в деревне Михайловка неподалеку от Томска. В Михайловской четырёхлетней школе Ф.Кемп обучал латгальскому языку детей-земляков, по вечерам дома обучал грамоте и их взрослых родителей. Кемпс погиб в деревне Михайловка, Наумовское сельское поселение, Томский район, Томская область, РСФСР, 21 октября 1952 года на пожаре, получив сильные ожоги, пытаясь спасти свои рукописи, а в 1991 году его прах был перевезён в Латгалию и захоронен в деревне Звиргздене Лудзенского района. Автор книги «Судьбы Латгалии».
Награды: Орден Святой Анны III степени орден Святого Станислава III степени; Орден Святой Анны IV степени; Командорский орден Трёх звёзд (посмертно).

1876
Спиридон Феодосиевич Черкасенко (украинское имя — Черкасенко Спиридон Феодосійович)
украинский писатель (драматург) и педагог. Имя Спиридона Черкасенко в советские времена было вычеркнуто из литературного процесса и запрещено с начала 1920-х до начала 1990-х годов. Родился городе Новый Буг, Ново-Бугская волость, Херсонский уезд, Херсонская губерния, Российская империя, в крестьянской семье. Окончил двухклассную школу, затем Новобугскую учительскую семинарию, с 1895 года работал в школе учителем. Семинария была русскоязычным учебным заведением, никаких знаний по украинскому языку и литературе не давала, поэтому первые поэтические опыты С.Черкасенко были на русском языке. Знание украинского языка он вынес из родного дома, украинской литературой заинтересовался позже, когда прочитал «Кобзарь» и познакомился с украинским писателем Николаем Чернявским. Черкасенко преподавал в разных народных школах Екатеринославщины (Новопавловка, Васильевка, Ульяновка, Юхив). В 1901 году переведен на должность учителя в Лидиевские рудники (бывшая Юзовка), там он прожил девять лет, обучая шахтерских детей и проводя среди шахтеров культурно-просветительную работу. Многолетняя учительская работа в шахтерской среде дала начинающему писателю большой запас жизненных наблюдений, которые были отражены в его стихах, рассказах и пьесах из шахтерской жизни. С 1910 года Спиридон Черкасенко — в Киеве, работает в редакции педагогического журнала «Світло» (Свет), в обществе «Украинская школа», пишет фельетоны, рассказы и статьи в газету «Рада», в ней ведет рубрику «Из газет и журналов» и «Из современных настроений», в журнале «Литературно-научный вестник» — «Из украинской жизни», входит в редакцию журнала «Дзвін» (Колокол). Когда с началом Первой мировой войны по указанию австрийской власти - все украинские периодические издания были закрыты, он идет работать в театр Садовского, где занимает различные административные должности, помогает в организации украинской театральной жизни в Киеве. В 1917—1918 годах С.Черкасенко выступает составителем книг для чтения («читанок») и букварей для украинских школ. Вместе с театром Н.Садовского в 1919 году он переезжает в Каменец-Подольск, куда были вынуждены перед большевистским наступлением перебраться из Киева правительственные и культурно-образовательные учреждения Украинской Народной Республики. В этом же году министерство просвещения УНР предложило С.Черкасенко готовить учебники для украинских школ, с этой целью он был направлен в Вену, где работал в разных издательствах как составитель и редактор украинских книг. Позже писатель поселился в деревне Горни Черношице на окраине Праги, где прожил до конца жизни. Он занимал скромную комнату в местном отеле, очень бедствовал. Последнее десятилетие его жизни на чужбине было отравлено известиями о сталинском голодоморе на Украине, о репрессиях и уничтожении памятников украинской культуры. Он был свидетелем борьбы за украинскую государственность на Карпатской Украине в 1939 году, в этой борьбе потерял единственного сына, пережил начало Второй мировой войны. Получив в марте 1939 года известие о гибели сына, Спиридон Черкасенко тяжело заболел. Присматривали его монахи. 8 февраля 1940 писателя не стало. Похоронен на Ольшанском кладбище в Праге. Рядом — могилы Александра Олеся и Софии Русовой.
Произведения: «На шахте» (1909, сборник рассказов); «Они победили» (1917, сборник рассказов); «Сочинения», (1920—1922, поэзии в трёх томах); «Сказка старой мельницы» (драма); «О чем опилки шелестели …» (1916, драма); «Земля» (драма); «Маленький горбун».
Литература: Енциклопедія українознавства / В. Кубійович. — Париж; Нью-Йорк: Молоде Життя, 1954—1989; Мистецтво України: Біографічний довідник / упорядн.: А.В.Кудрицький, М.Г.Лабінський. За ред. А.В.Кудрицького. — К. : «Українська енциклопедія» ім. М.П.Бажана, 1997. — 700 страниц — ISBN 5-88500-071-9; Черкасенко С. Твори: У 2 т. — К.: Дніп ро, 1991. — Том 1. — 891 страница; Том 2. — 671 страница; Кудрявцев М. Драма ідей в українській новітній літературі. — Кам’янець-Подільський, 199; Кузякіна Н. Українська драматургія початку ХХ століття. — К., 1979; Мишанич О. В безмежжі зим і чужини… // Черкасенко С. Твори: У 2 т. — К.:Дніпро, 1991. — Страницы5-40; Ржепецький Л.А. Спиридон Черкасенко: Постать у вирі iсторії. — Миколаів: МФ НаУКМА, 2000. — 59 страниц; Школа В. Драматургія Спиридона Черкасенка (еволюція індивідуального стилю).— К.: Знання України, 2001. — 130 страниц; Письменники української діаспори: Донбаський вимір / [упоряд. В.А.Просалова]. — Донецьк : Східний видавничий дім, 2010. — 336 страниц.

1877
Ноэль Ба (французское имя — Noël Bas)
французский гимнаст, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1900 года. Родился в коомуне Стренкель, департамент Лот, Франция.. По основной работе был оперным певцом. Участвовал в единственной гимнастической дисциплине — индивидуальном первенстве. Набрав 295 очков, он занял второе место и стал серебряным призёром. Чемпионом стал Гюстав Сандра, набравший 302 очка. Умер в городе Брив-ла-Гайард департамент Коррез, Франция, 3 июля 1960 года..
1879
Анри Рене Пьер Вилла (французское имя — Henri René Pierre Villat)
французский математик и механик, член Парижской Академии Наук (с 1932), ее президент с 1948 г. Родился в Париже. Окончил Высшую нормальную школу там же (1899). С 1902 г. - профессор университета в Канне, с 1911 г. - университета в Монпелье, с 1920 г. - Страсбургского университета, с 1927 г. - директор Института механики (Париж), а также профессор гидромеханики Парижского факультета наук. Основные исследования посвящены теории дифференциальных уравнений, аэродинамике. Теории упругости. Исследовал движение твердого тела в жидкости, ограниченной твердыми стенками, турбулентное течение жидкости, теорию вихрей. Математические работы относятся к теории конформных отображений и дифференциальным уравнениям, коэффициенты которых имеют двойную периодичность. Умер 19 марта 1972 года.
[462x700]
1879
Станислав Филиппович Людкевич (украинское имя — Станіслав Пилипович Людкевич)
советский композитор, теоретик, педагог, музыкальный деятель, народный артист СССР (1969), доктор музыкознания (1908, Вена). Герой Социалистического Труда (1979). Родился в городе Ярослав, ныне в Польше. В 1901 окончил 2 факультета (украинской и классической филологии) Львовского университета; в 1908 — музыкально-исторический институт при Венском университете, там же получил ученую степень доктора музыкознания, защитив диссертацию "Две проблемы развития звукоизобразительности". По композиции и инструментовке обучался в Вене у А.Цемлинского и П.Греденера. Преподавал в гимназиях Львова, Перемышля. В 1899—1939 был активным членом хорового общества "Львовский Боян", в разные периоды являлся его дирижером, организатором концертов; выступал в печати как рецензент и музыкальный критик. В 1905 вместе с художником А.Трушем издавал первый в Западной Украине "Артистический вестник", посвящённый музыке и живописи. Людкевич — один из инициаторов открытия во Львове (1903) Высшего музыкального института, в 1926 — его филиалов. В 1910—1914 и в 1918—1926 директор и профессор Украинского высшего музыкального института имени Н.Лысенко во Львове, в 1926—1939 инспектор филиалов этого института. В разные годы редактор музыкального журнала "Артистический вестник", "Музыкальный листок", "Украинская музыка" и др. В 1939—1941 профессор и заведующий кафедрой истории, теории и композиции; 1941—1944 преподаватель теоретических дисциплин в Доме народного творчества. В 1939—1951 старший научный сотрудник Львовского филиала Института искусствоведения, фольклора и этнографии Академии Наук Украинской ССР. В 1939 председатель Львовского оргкомитета Союза композиторов Украины. С 1944 профессор (заведующий кафедрой истории, теории и композиции) Львовской консерватории. Участник многих фольклорных экспедиций, записал и издал 1500 народных песен западных областей Украины ("Галицко-русские народные мелодии", части 1—2. Львов, 1906). Автор статей о творчестве украинских композиторов, о музыкальной жизни Западной Украины, рецензий. Награды и заслуги: Герой Социалистического Труда — Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 января 1979 года с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»; орден Ленина (1979); орден Трудового Красного Знамени (25 ноября 1949); орден Дружбы народов (1974); орден «Знак Почёта» (1951); медали; Государственная премия УССР имени Т.Г.Шевченко (1964) — за симфонию-кантату «Кавказ» и вокально-симфоническую кантату «Заповіт»; народный артист СССР (1969); именем композитора названо Львовское музыкальное училище. Скончался во Львове 10 сентября 1979 года.
[700x630]
Похоронен на Лычаковском кладбище.
[537x700]
Мемориальная доска во Львове.
[640x700]
Почтовая марка Украины, 2004 год.
Творческое наследие: опера «Довбуш» (1955); монументальные кантаты (за две из них — кантата-симфония «Кавказ» (1905—1913) и «3аповіт» («Завещание», 1934, 2-я редакция 1955) на слова Т.Г.Шевченко — Государственная премия имени Т.Г.Шевченко (1964); симфонические произведения; хоры, романсы, песни; хоровое произведение «За мир» (1939); кантата «Наймит» (1940); кантата «Свободной Украине» (1940).
Литература: Загайкевич М., С.П.Людкевич, Київ, 1957; Штундер З., Музично-фольклористична діяльність С.П.Людкевича, «Українське музикознавство», 1967, выпуск 2; Рудницький А. Людкевич Станислав // Енциклопедія українознавства. Словникова частина. — Том 4. — Страницы 1394—1395; Шевченківський словник. — Київ,1978. — Том 1. — Страница 371; Український Радянський Енциклопедичний Словник. — 2-е видання. — Київ, 1987. — Том 2. — Страницы 304—305; Митці України: Енциклопедичний довідник. — Київ, 1992. — Страница 375; Мистецтво України: Біографічний довідник. — Київ,, 1997. — Страница 381; Шевченківські лауреати 1962—2001: Енциклопедичний довідник. — Київ, 2001. — Страницы 315—316; Кос-Анатольський Анатолій С.П.Людкевич. — Київ, 1951; Загайкович М. С.П.Людкевич. — Киев, 1957; Павлишин С. Станіслав Людкевич. — Київ, 1974; Павлишин С. Творчість С.Людкевича. — 1979; Королюк Н. Корифеї української хорової культури XX століття. — Київ, 1994; Штундер Зіновія Станіслав Людкевич і його співпраця в етнографічній і музикологічній комісіях Наукового товариства ім. Шевченка // Записки НТШ. — Львів, 1993. — Том 226: Праці Музикознавчої комісії. — Страницы 456—459; Коломыя, 1921; Материалы науки сольфеджио и хорового пения, часть 1. Львов, 1942.

1878
Филарет Ивпнович Чернов
русский и советский поэт и прозаик. Родился в деревне Перово, Вязниковский уезд. Стихи начал писать с 9 лет. Первые публикации — 1907 год. Печатался сначала в детских журналах, потом в журналах «Нива», «Вестник Европы» и др. После Октябрьской революции печатался в советских изданиях. Отдельную книгу издать не удалось. Лучшие стихи написал уже в 1920-х годах и собрал в сборник под названием «В тёмном круге». Философская лирика его стихов напоминала позднего Фета. До революции работал в Службе Сборов Московско-Курской железной дороги в качестве конторщика, куда устроился в 15 лет. Последние годы жизни служил литсотрудником и писал рассказы. В Союз писателей СССР принят не был, несмотря на многочисленные обращения. Автор известного романса «Россия» («Замело тебя снегом, Россия…») — гимна русской эмиграции. Сам Чернов не афишировал, что это его романс, опасаясь преследований, и долгое время автор оставался неизвестен. Никогда из России не выезжал. Весной 1940 года несколько раз пытался покончить с собой. Последняя записка Филарета Чернова жене, май 1940:
«Нюра, Нюра! Смертельный ужас! Забери меня немедленно, иначе ты будешь повинна в моей гибели. Врач отпустит. Он понимает, что для моей психики эта обстановка совсем уже больше не нужна. Напиши мне, что ты завтра придёшь к 11 часам и возьмёшь меня. Я не умывался пять дней. У меня нет сил умыться. Скорее. К кому мне взывать…»
Умер 4 декабря 1940 года в Москве, в психиатрической больнице имени Кащенко. Урна с прахом захоронена в колумбарии Донского кладбища.
О нём
Из письма писателя Родиона Акульшина:
…Верьте в свои художественные силы, их у вас очень много. Вы настоящий замечательный писатель. От ваших произведений веет ароматом. От них исходит мощь. И с такими-то данными вы сомневаетесь. Кроме того, вы культурный человек, чего нельзя сказать об очень многих наших писателях, а без культуры ничего нельзя создать. Пусть никакие потрясения не обрушиваются на вашу голову. Если она не расцвела большой радостью в юности, то должна расцвесть теперь…
Из «Воспоминаний о Филарете Чернове» Евгения Кропивницкого:
…Мученья после запоя были на этот раз нестерпимыми. Эти мученья были настолько тяжелы и невыносимы, что Чернов пробовал несколько раз вешаться. Повеситься ему не удалось: его отправили в дом умалишенных. В доме умалишенных он долго страдал. Он упросил жену, Нюру, взять его из больницы, но тоска была так невыносима, что он принялся за старое: вешаться. Пришлось второй раз отправить в психиатрическую лечебницу. Через год он умер.
Из «Воспоминаний о Филарете Чернове» Евгения Кропивницкого:
…утрата религиозной наивности, атеистичность духа и ума его, неизвестность сущности мира — вот та канва, на основе которой вырастает его скорбная мысль и трагическое звучание его стихов… Несомненно, это глубоко пессимистические стихи. Душа поэта как бы замкнута в тёмный круг, выхода из коего нет.
Исполнители: Иза Кремер; Надежда Васильевна Плевицкая; Стефан Данилевский; Валерий Агафонов; Николай Гедда; Жанна Бичевская; Александр Подболотов.
Литература: Евгений Кропивницкий. Воспоминания о Филарете Чернове // НЛО, № 5 (1993), страницы224-235; более полный и точный текст: Евгений Кропивницкий. Избранное: 736 стихотворений + другие материалы. Москва: 2004. Страницы 580-599; Рашит Янгиров. «Замело тебя снегом, Россия»: Об авторе легендарной песни эмиграции и о его поэзии // «Русская мысль». 1997. № 4182. 10—16 июля. Страница 16; Чернов Ф. Темный круг. — Рудня-Смоленск: Мнемозина, 2011. 228 страниц. (Серия «Серебряный пепел»).
1879
Анри Вийя (французское имя — Henri Villat; имя при рождении — Анри Рене Пьер Вийя, Henri René Pierre Villat)
французский учёный-математик и механик. Член Парижской Академии наук с 1932 года, Президент Академии с 1948 года. Родился в городе Париж, Франция, в семье некрупного чиновника. В шесть лет потерял отца. Мать зарабатывала уроками игры на фортепиано. Пошёл в школу в городе Кан. В 1899 году начал учиться в Высшей нормальной школе, где изучал теоретическую механику. Был замечен крупными учёными того времени Жюлем Таннери и Полем Аппелем. Получил докторскую степень в 1911 году в университете Монпелье под руководством Эмиля Пикара и Луи Брюллиэна. Обучался не только прикладной математике, но и греческой филологии (Греческая Антология) и участвовал в конгрессе эллинов в Афинах. Начал преподавать в лицее города Кан. В 1919 году перешёл на работу во Французский университет Страсбурга. В 1927 году стал профессором гидродинамики в Сорбонне. Там он был директором Института механики, тесно сотрудничал с французским министерством авиации в аэродинамических исследованиях (координатор — Альберт Какуот). Также преподавал в других высших учебных заведениях технического профиля, на Высших женских курсах (где преподавал не только математику, но и философию). В 1920 году организовал Международный конгресс математиков в Страсбурге. До своей смерти редактировал журнал «Journal de Mathématiques pures et appliquées». В 1946 году возглавил 6 Международный конгресс по прикладной механике в Париже. Умер в родном городе 19 марта 1972 года.
Научные интересы
Работы Вийя относятся к механике жидкости. Первые исследования посвящены определению сопротивления твёрдого тела при движении в идеальной жидкости. До Вийя уже было установлено, что в идеальной жидкости сопротивление равно нулю (Парадокс Даламбера). Около 1909 года исследованиями Леви-Чивита и Бриллюэна было показано, что общее решение проблемы зависит от произвольной функции, которую не возможно определить по форме тела. Одна из первых заслуг Вийя — предложение способа решения этой проблемы, по крайней мере, его общих черт. Ему принадлежит решение задачи для частных случаев, а в 1930 году явное решение для любого тела. Затем он доказал ряд теорем, которые предсказывают как избежать физически неприемлемых решений, выявленных Бриллюэном. В исследованиях вязких жидкостей ему удалось выполнить упорядочение основ теории Озеена и решить многие сложные задачи в этой области. Среди учеников Вийя Жан Лере, Поль Жермен, Роберт Мазе. Несколько раз под псевдонимом публиковал свои стихи. Виртуозно играл на виолончели.
Семья
Старший брат Вийя стал историком. Старший сын Вийя в возрасте восемнадцати лет поступил на службу в ВМФ. Через четыре месяца после начала Второй мировой войны его судно подорвалось на магнитной мине.
Библиография: Вилля Г. Теория вихрей. Перевод с французского. Москва-Ленинград: ОНТИ, 1936. 251 страница.

1879
Клементе Микара (итальянское имя — Clemente Micara)
итальянский куриальный кардинал и ватиканский дипломат. Родился в городе Фраскати, королевство Италия. Титулярный архиепископ Апамеи Сирийской с 7 мая 1920 по 18 февраля 1946. Апостольский нунций в Чехословакии с 17 мая 1920 по 30 мая 1923. Апостольский нунций в Бельгии и апостольский интернунций в Люксембурге с 30 мая 1923 по 18 февраля 1946. Префект Священной Конгрегации по делам монашествующих с 11 ноября 1950 по 17 января 1953. Про-префект Священной Конгрегации обрядов с 11 ноября 1950 по 26 января 1953. Вице-декан Священной Коллегии Кардиналов с 13 января 1951 по 11 марта 1965. Генеральный викарий Рима с 26 января 1951 по 11 марта 1965. Камерленго Священной Коллегии Кардиналов с 28 марта 1960 по 16 января 1961. Кардинал-священник с 18 февраля 1946, с титулом церкви Санта-Мария-сопра-Минерва с 22 февраля 1946. Кардинал-епископ Веллетри с 13 июня 1946. Умер в Риме 11 марта 1965 года.

Погребён в Базилике Санта-Мария-сопра-Минерва, Рима, Италия.

1879
Эмиль Неллиган (французское имя — Émile Nelligan)
канадский поэт, писал на французском языке. Родился в городе Монреаль, Канадская конфедерация. Отец — ирландец, почтовый служащий, мать — из франкоязычного Квебека, пианистка. Отец не одобрял литературных склонностей сына, принуждал его и сестёр говорить дома только по-английски. Эмиль, рано созревший как поэт (в этом отношении его часто сравнивали с Артюром Рембо, с которым усматривали и портретное сходство), глубоко пережил лирику французских символистов, воспринятую через них поэзию и судьбу Эдгара По. Первые стихи опубликовал в возрасте 16 лет. В 1899 году пережил психический срыв, так и не закончив задуманную им большую поэму, черновики которой постоянно уничтожал его отец. Был помещен в психиатрическую клинику, 23 октября 1925 года переведён в больницу Saint-Jean-de-Dieu, в которой его посещали многочисленные почитатели. Скончался в родном городе 18 ноября 1941 года после операции на простате в санатории Bourget.

Через три дня был похоронен на кладбище Нотр-Дам-де-Неж.
Творчество и признание:
В 1904 году вышел сборник из 107 его стихотворений. Но широкую известность их автор, причисленный к проклятым поэтам, начал приобретать уже после смерти, когда его стихи были переведены на несколько европейских языков и стали рассматриваться как символический исток новейшей франкоязычной поэзии Канады. О нём написано несколько биографических романов. Многие его стихи положены на музыку канадскими композиторами. Одна из самых известных песен на стихи Неллигана — «Зимний вечер» («Soir d’hiver», музыка Клода Левейе). В 1975 году квебекская певица Моник Лейрак представила в Монреале концертную программу «Моник Лейрак поет песни на стихи Неллигана» («Monique Leyrac chante Nelligan», музыка Андре Ганьона и Клода Левейе).
Памятник Эмилю Неллигану в Квебеке. В нескольких метрах от него находится бюст Пушкина
В феврале 1990 года в Монреале состоялась премьера мюзикла «Неллиган» о жизни и творчестве поэта (музыка Андре Ганьона, либретто Мишеля Трамбле, постановка Андре Брассара, в ролях Ив Сутьер, Мишель Комо, Луиза Форестье, Рене Клод и др.). В 1991 году канадские кинематографисты сняли о поэте художественный фильм «Неллиган» (французское название — Nelligan). В 2005 году в Монреале была поставлена новая (сокращённая) версия этого мюзикла при участии Симфонического оркестра Монреаля п/у Жака Лакомба, роли на этот раз исполняли Даниэль Лавуа, Доминик Коте, Ришар Сегэн и др. Живописную фантазию по мотивам Неллигана создал Жан-Поль Риопель. В 2003 году памятник Неллигану был установлен в Санкт-Петербурге. Бюст выполнен из бронзы, постамент — из тёмно-коричневого полированного гранита. Высота бюста — 57 см, высота постамента — 168 см. Бюст является подарком канадского города Квебек к 300-летию своего города-побратима Санкт-Петербурга.

Бюст Эмиля Неллигана в Монреале
Публикации на русском языке: Стихи в переводах Романа Дубровкина; Стихи в переводе Алины Иохвидовой; 19 стихотворений Неллигана в переводе М.Яснова, Р.Дубровкина и Т.Могилевской опубликованы в первой русскоязычной антологии квебекской поэзии: Поэты Квебека / Составитель М.Д.Яснов. — Санкт-Петербург : Наука, 2011. — Страницы 131—149.
Фото памятника франкоканадского поэта Эмиля Неллигана в садике Института культуры в Санкт-Петербурге (Россия)
Литература: Nelligan É. Poésies complètes: 1896—1899. Montréal et Paris: Fides, 1952; Wyczynski P. Poésie et symbole: perspectives du symbolisme. Emile Nelligan, Saint-Denys Garneau, Anne Hébert: le langage des arbres. Montréal: Librairie Déom, 1965; Courteau B. Pour un plaisir de verbe: carnets et cahiers d’Emile Nelligan. Montréal: Editions Emile-Nelligan, 1982; Courteau B. Nelligan n'était pas fou! Montréal: Louise Courteau, 1986; Vanasse A. Émile Nelligan, le spasme de vivre. Montréal: XYZ, 1996; Wyczynski P. Émile Nelligan: biographie. Saint-Laurent: Bibliothèque Québécoise, 1999; Talbot E. Reading Nelligan. Montreal; Ithaca: McGill-Queen’s UP, 2002; Lemieux P.-H. Nelligan et Françoise: l’intrigue amoureuse la plus singulière de la fin du 19e siècle québécois: biographie reconstituée. Lévis: Fondation littéraire Fleur de lys, 2004; Акимова А.В. Поэзия Эмиля Неллигана // Канадский ежегодник: Труды Российского общества изучения Канады. Выпуск 8. Москва, 2004. Страницы 162—168; Кулаков А.Е. Эмиль Неллиган. Квебекский поэт // Интернет и традиционные СМИ в медиакультурном пространстве Канады и России. Саратов: Саратовский источник, 2010. Страницы 240—248.
[526x700]
1879
Адам Владиславович Раковский
советский учёный-физикохимик, специалист в области химической термодинамики; доктор химических наук (1935, без защиты диссертации), профессор (1918), член-корреспондент Академии наук СССР (1933). Родился в городе Межиречье Седлецкая губерния, Российская империя, позже Варшавское воеводство Польши, в семье учителя. В 1898 году закончил классическую гимназию в городе Бела Седлецкой губернии и с этого же года жил в Москве. В 1903 году окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, ученик Н.Д.Зелинского и В.Ф.Лугинина. После окончания вуза работал в Московской центральной химической лаборатории Министерства финансов (с 1919 год — Институт чистых химических реактивов): в 1917—1919 годах — директор, в 1919—1941 годах — заведующий лабораторией неорганической химии. В 1914 году защитил магистерскую диссертацию в университете Святого Владимира в Киеве на тему «К учению об адсорбции». С 1915 года Раковский преподавал в Московском университете: приват-доцент (1915—1918), профессор (с 1918), председатель химического отделения университета и Предметной химической комис. (1922—1928). Одновременно в 1920—1922 годах он был членом заводоуправления московских химических заводов Химотдела Высшего совета народного хозяйства и членом Коллегии химии фармацевтической лаборатории Химотдела; консультантом Центроспирта, Минцветзолота, Гиредмета. При организации химического факультета Московского университета в 1929 году, Адам Владиславович был назначен заведующим кафедры неорганической химии, затем (с 1930 года) возглавил кафедру физической химии и руководил ею до конца жизни. В 1933 году был избран членом корреспондентом по Отделению математических и естественных наук (физическая химия) Академии наук СССР. В 1933—1937 годах был деканом химического факультета и директором НИИ химии Московского университета. Жил в Москве на Николоямской улице, 29 и Самокатной улице, 4. Умер в Москве 7 июня 1941 года. Похоронен на Введенском кладбище (19 участок).
Научные исследования
Свою научную деятельность Раковский А.В. начал ещё во время работы в Центральной химической лаборатории Министерства финансов (с 1919 года — Институт чистых химических реактивов). В это время он опубликовал серию статьей, посвященных ректификации спирта, кинетике водно-спиртовых растворов и кинетике консекутивных (последовательных) реакций первого порядка. Помимо этого, он проводил работы по разным проблемам совместно с другими учеными: с А.В.Фростом – исследование по количественному определению следов хлора в препаратах, с Д.Н.Тарасенковым – исследование по определению серной кислоты в присутствии хромовой, с Райхинштейном – исследование по определению селена в серной кислоте. Публикация этих работ состоялась в 1927 году. Во время работы над магистерской диссертацией Раковский А.В. провел обширное исследование в области адсорбции воды и водных растворов крахмалом, в частности провел множество экспериментов с крахмалом и другими адсорбентами, и показал, что в этих случаях процесс описывается уравнением сложной синусоиды. Также он продемонстрировал, что адсорбция гидроксидов щелочных и щелочноземельных металлов описывается уравнением гидролиза. Его труд «К учению об адсорбции» сильно повлиял на дальнейшее развитие этой области химии. В нём он отразил несколько аспектов своей работы: экспериментальную часть, в ходе которой было открыто явление гистерезиса, применение к этому явлению теории Дюгема и исследование адсорбции веществ, растворенных в воде, крахмалами. Основав лабораторию химической термодинамики в Московском государственном университете в 1930 году, Раковский начал исследования в области гетерогенных равновесий при высоких температурах. Также А.В.Раковский, совместно с другими сотрудниками, проводил исследования в области солевых равновесий. Суммарно была экспериментально исследована растворимость для 27 тройных систем и одной четверной. Эти работы в дальнейшем нашли применение в разработке методов получения химически чистого хромового ангидрида и бихромата аммония. Несколько трудов Раковского посвящены исследованию изоморфизма солей и очистке веществ методом дробной кристаллизации, на основе которых он в 1932 году составил метод циклического разделения солей. Также А.В.Раковским проводились работы по гетерополисоединениям и электронной теории валентности.
Математика в научных трудах А.В.Раковского
В своих научных исследованиях А.В.Раковский часто использовал свои математические познания для решения новых проблем и задач. Одной из первых была задача о кинетике последовательных реакций, Раковский нашёл её решение в 1907 году, использовав систему сложных дифференциальных уравнений высшего порядка. Математическая модель, полученная в результате, позже была приведена во многих пособиях по химической кинетике и физической химии. В 1910 году, при исследовании сорбции и десорбции воды на крахмале, Раковский использовал метод эмпирических уравнений. В своих работах в области алкоголометрии он применял статистические методы, методы наименьших квадратов, конечных разностей и гомогенных функций. Результатом данной работы стало составление особо точных таблиц различных измерений.
Педагогическая деятельность
После своего назначения на пост декана химического факультета А.В.Раковский принимал непосредственное участие в организации образовательного процесса на факультете. Его преподавательская деятельность была сосредоточена на одном из самых важных разделах физической химии, на основах термодинамики. Ещё, будучи приват-доцентом, он стал первым, кто начал читать лекции по термодинамике для студентов-химиков. Раковский восстановил лекционный метод преподавания, сохранив при этом семинарские и практические занятия. Помимо лекций по термодинамике А.В.Раковский читал лекции, посвященные приложениям высшей математики к химии, проводил дополнительные занятия для студентов старших курсов. Также А.В.Раковский читал курсы по коллоидной химии. В 1926-1931 годах он издал несколько собственных курсов, переведенных книг и учебников по неорганической и физической химии. Около 1934 года А.В.Раковский начал читать лекции по курсу физической химии. Он был один из первых преподавателей, читавших лекции по данной дисциплине, и первым, кому удалось выстроить четкую систему её преподавания. Его нововведением, включенным в лекции по физической химии, стало изучение строения материи. В 1938 году вышла его книга «Введение в физическую химию», а в 1939 – «Курс физической химии».
Идеи А.В.Раковского о преподавании химии
А.В.Раковский был сторонником лекционного метода преподавания, но рассматривал лекции больше как средство мотивации студентов к самостоятельному изучению научных дисциплин по книгам. Он отвергал метод совмещения лекций с семинарскими занятиями, так как считал, что они отнимают слишком много времени и приносят крайне мало пользы студентам. Высказываясь о лабораторных занятиях, А.В.Раковский указывал на отрицательное влияние регламентирования длительности практических занятий на качество химического образования.
Коллеги и ученики о Раковском А.В.
По воспоминаниям учеников А.В.Раковский был прекрасным лектором, умел четко и точно объяснить материал, был требовательным в плане теоретической подготовки учащихся и выполнения практических задач.
М.М.Попов, выступая на заседании Ученого Совета химического факультета МГУ 29 мая 1946 года, вспоминает о преподавательском таланте А.В.Раковского:
«В наше время студенты не изучали термодинамики. Раковский первый в МГУ заговорил об этом. В этом одна из его заслуг перед МГУ и русскими химиками...Преподавание математики на химфаке связанно, невидимо для теперешнего поколения, с именем Раковского: он много работал над программой, много и упорно боролся за содержание курса и за отводимые для него часы.» — М.М.Попов
А.В.Фрост, математик, с которым сотрудничал А.В.Раковский, писал о нём:
«А.В. был прекрасным лектором, иллюстрировал математические законы понятными для химиков примерами, взятыми из практики химика, говорил со студентами на языке лаконичном и вполне доступном.» — А.В.Фрост
Личные качества
По воспоминаниям коллег и студентов А. В. Раковский был любознательным и разносторонне развитым человеком, обладал богатым жизненным опытом, отличался энтузиазмом и требовательностью к себе и окружающим.
Основные труды: Кинетика последовательных реакций первого порядка (1906); Действие азотной кислоты на крахмал (совместно с А.Г.Дорошевским) (1907); О диморфизме хромовокислых солей калия и кальция (совместно с А.Г.Дорошевским) (1908); К вопросу о теплоемкостях растворов в воде и спирте (совместно с А.Г.Дорошевским) (1909); Термодинамические необратимые процессы и химический гистерезис (1911); К учению об адсорбции (1913); Лекции по термодинамике химических процессов (1925, 1928, 1931); О вычислении новых алкоголометрических таблиц (1927); Химико-технические исследования кровяного альбумина (1928); Курс химической термодинамики (совм. с Партингтоном) (1932); Химическая термодинамика (1933); Введение в физическую химию» (1938); Курс физической химии (1939).
Литература: Раковский Адам Владиславович // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание. — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978.
1879
Отто Фиккайзен (немецкое имя — Otto Fickeisen)
немецкий гребец, чемпион летних Олимпийских игр 1912 и бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1900, многократный чемпион Германии. Родился в городе Людвигсхафен-ам-Райн, Германия. С 1906 по 1908 год Фиккайзен три раза подряд становился чемпионом Германии в соревнованиях четвёрок без рулевого, а с 1908 по 1912 год Отто Фиккайзен вместе с партнёром по четвёрке Германом Вилькером становился национальным чемпионом в зачёте двоек без рулевого, при этом в 1909 году они были единственными участниками, заявившимися на старт соревнований.
Немецкая четверка в Людвигсхафене на летних Олимпийских играх 1912 года
Играх 1900 Фиккайзен входил в состав первой немецкой команды четвёрок. В полуфинале он и его сборная выиграла свой заплыв, а в одном из финалов заняли третье место. На Играх 1912 Фиккайзен опять соревновался среди четвёрок, уже со своим братом Рудольфом Фиккайзеном, и выиграв три гонки, его команда заняла первое место. Умер в коммуне Кёнигсбах-Штайн, Баден-Вюртемберг, Германия, 15 декабря 1963 года.
1880
Герман Галлер (немецкое имя — Hermann Haller)
швейцарский скульптор, основоположник современной пластики в Швейцарии. Герман Галлер родился в городе Берн, Швейцария. Уже в 14-летнем возрасте, после посещения выставки полотен Фердинанда Ходлера, принимает решение стать художником, однако вначале изучает в Штутгарте архитектуру. Затем — живопись в Мюнхене. Здесь он встречает своего однокашника Пауля Клее.
Мастерская Галлера в Цюрихе
Позднее, вернувшись в Штутгарт, учится в местной Академии изобразительных искусств. Благодаря помощи винтертурского мецената и покровителя искусств, владельца частного музея художеств Теодора Рейнхарта Галлер совершает учебную поездку в Рим, где уже окончательно определяется как скульптор. В 1907 году, после ряда журнальных публикаций, к нему приходит известность. Да 1914 года скульптор со своей семьёй живёт в Париже. Затем с началом Первой мировой войны, возвращается в Швейцарию. Жил в Цюрихе и был признан лучшим скульптором Швейцарии своего времени. В 1933 году становится почётным доктором Цюрихского университета. Герман Галлер умер в городе Цюрих, Швейцария. 23 ноября 1950 года. Главной темой его творчества было изображение красоты женского тела как в фигурах ню в натуральную величину, так и в портретах в виде бюстов. Великолепна также глиняная женская скульптура мастера.
Скульптуры (избранное): Памятник Гансу Вальдману в Цюрихе; Памятник Оскару Бидеру в Берне.