[484x700]
1926
Татьяна Павловна Пащенко
бригадир птицеводческой бригады Яготинской птицефабрики Яготинского района Киевской области Украинской ССР. Родилась в городе Яготин Пирятинского района Прилукского округа Украинской ССР (ныне Яготинского района Киевской области, Украина). В 1941 году окончила 7 классов средней школы города Яготин (ныне – Яготинский учебно-воспитательный комплекс «специализированная школа – общеобразовательная школа I–III ступеней №3»). Трудовую деятельность начала в 1941 году. С 9 июня 1956 года до 1960-х годов работала птичницей, с 1960-х годов – бригадиром птицеводческой бригады на Яготинской птицефабрике Яготинского района Киевской области Украинской ССР. В 1962 году Комитет совета Выставки передового опыта в народном хозяйстве Украинской ССР наградил птичницу Яготинской птицефабрики Т.П.Пащенко Грамотой с первой Премией за получение от 30 тысяч уток по 108 яиц на несушку за год. В 1963 и 1964 году постановлением Комитета совета Выставки достижений народного хозяйства СССР она награждена Золотой медалью «За успехи в народном хозяйстве СССР». В 1965 году ей присвоено почётное звание «Мастер – золотые руки». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1966 года за достигнутые успехи в развитии животноводства, увеличении производства и заготовок мяса, молока, яиц, шерсти и другой продукции Пащенко Татьяне Павловне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Продолжала работать на Яготинской птицефабрике бригадиром птицеводческой бригады, затем – начальником цеха маточного поголовья уток. Избиралась депутатом Яготинского районного, Киевского областного советов, Верховного Совета Украинской ССР 6–7-го созывов (в 1963–1971 годах). Была делегатом 13-го съезда профсоюзов СССР (1963), 23-го съезда Коммунистической партии Украины (1966), 22-го (1961) и 24-го (1971) съездов КПСС. Жила в городе Яготин Киевской области (Украина). Умерла 5 марта 2007 года. Похоронена в Яготине. Награждена 2 орденами Ленина (22 марта 1966; 8 апреля 1971), медалями. Почётный гражданин города Яготин (14 сентября 1995).
1926
Анатолий Васильевич Старшинов
главный механик шахты «Комсомолец» комбината «Кузбассуголь» Министерства угольной промышленности СССР, Кемеровская область. Родился на территории современной Саратовской области. Трудовую деятельность начал в годы Великой Отечественной войны. С 1943 года работал на оборонном заводе, освоил профессии дробильщика и формовщика. С должности производственного мастера поступил учиться на горно-электромеханическое отделение Ленинск-Кузнецкого горного техникума. После получения диплома всю жизнь связал с угольной промышленностью. В 1957-1960 годах – механик, в 1960-1966 годах – помощник главного механика, а в 1966-1974 годах – главный механик шахты «Комсомолец» комбината «Кузбассуголь». Окончил Высшие курсы при Томском политехническом институте. Являлся инициатором комплексной механизации шахты, участвовал в организации эксперимента по развороту очистного комплекса на 180 градусов без его демонтажа в процессе отработки пласта. Это открыло перспективы для применения комплексов на пластах крутого падения. Благодаря усилиям механизаторов шахта стала комплексно-механизированным и автоматизированным предприятием угольной промышленности на Ленинском руднике. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1971 года за выдающиеся успехи в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию угольной и сланцевой промышленности и достижение высоких технико-экономических показателей Старшинову Анатолию Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1975-1977 годах – заместитель главного механика производственного объединения «Кузбассуголь» Министерства угольной промышленности СССР. В 1977-1978 годах трудился на шахте имени Волкова. С 1978 года – на пенсии. В конце 1980-х годов уехал из города Ленинска-Кузнецкого. Жил в городе Кемерово. Скончался 25 декабря 1992 года. Похоронен в городе Кемерово на кладбище "Центральное-2". Награждён орденом Ленина (30 марта 1971), медалями, бронзовой медалью ВДНХ СССР, знаком «Шахтёрская слава» III степени.
[488x700]
1926
Василий Васильевич Стекольников
генеральный конструктор, директор ОКБ "Гидропресс", город Подольск. Родился в деревне Сватково ныне Осминского района Ленинградской области. Русский. Учился в железнодорожном техникуме в городе Калинин. В 1952 году окончил Московский энергетический институт (МЭИ) и был направлен на работу в Подольск в Центральное конструкторское бюро нефтеаппаратуры (ЦКБН), где работал конструктором, заместителем начальника КБ. В 1954 году Стекольников был переведен в Особое конструкторское бюро «Гидропресс», специализирующееся на разработки оборудования и систем ядерных энергетических и специальных установок для атомной промышленности. Он зарекомендовал себя способным конструктором и в начале 1958 года был назначен начальником конструкторского бюро по разработке реакторных установок ВВЭР. В 1955 году им был разработан эскизный проект первого в нашей стране реактора ВВЭР. За создание реакторной установки ВВЭР-440 В.В.Стекольникову присуждена Государственная премия СССР. В 1962 году В.В.Стекольников был назначен начальником-главным конструктором ОКБ «Гидропресс», которым руководил в течение 30 лет. За период руководства В.В.Стекольникова и при его личном творческом участии были разработаны первые проекты реакторных установок различного назначения. Так, для атомных подводных лодок была создана блочная ядерная паропроизводящая установка БМ-40А с жидкометаллическим теплоносителем свинец-висмут. Применение свинцово-висмутового сплава в качестве теплоносителя в ЯППУ для АПЛ позволило снизить удельные веса и габариты установок, обеспечить высокие тактико-технические свойства АПЛ. Реализованный в проекте ЯППУ БМ-40А прогрессивный принцип блочной поставки оборудования обеспечил изготовление на машиностроительном заводе комплектного парогенерирующего блока и сокращение времени монтажа ЯППУ на заводе-изготовителе АПЛ. Был выполнен огромный комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработаны уникальные технологии. Подводные лодки серии «Альфа» с ЯППУ БМ-40А продемонстрировали высокие тактико-технические характеристики и занесены в книгу рекордов Гиннеса. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1981 года Стекольникову Василию Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Под руководством В.В.Стекольникова в ОКБ «Гидропресс» создана мощная экспериментально-исследовательская база с уникальными установками для обоснования технических решений, закладываемых в разрабатываемые проекты, и опытное производство, позволяющее изготавливать экспериментальные установки и отдельное оборудование для поставки на АЭС. Наряду с производственно-техническими достижениями, в период руководства В.В.Стекольникова в больших объемах решались задачи соцжилбыта: построено 73 тысяч квадратных метров жилья, два современных детских комбината, пионерский лагерь (база отдыха). С 1992 по 1996 годы В.В Стекольников являлся главным консультантом ОКБ "Гидропресс". Жил в городе Подольске. Умер 11 февраля 1997 года. Похоронен в Подольске на городском кладбище «Красная Горка». Администрация города Подольска высоко оценила вклад В.В.Стекольникова в развитие и благоустройство города, присвоив ему звание «Почётный гражданин города Подольска», одна из улиц города названа его именем. Лауреат Государственной премии СССР. Награждён 2 орденами Ленина (29 июля 1966, 16 декабря 1981), Трудового Красного Знамени (26 апреля 1971), «Знак Почёта», медалями, орденом ЧССР "За заслуги в строительстве".
1926
Аллен Форт (Allen Forte)
американский музыковед и преподаватель, теоретик музыки. Как учёный занимался преимущественно гармонией в музыке XX века. Автор музыкальной «теории звуковысотных множеств» (англ. pitch class set theory, часто сокращённо — англ. set theorу). Последний термин российские музыковеды переводят как «теория рядов» (Ю.Н.Холопов, В.С.Ценова) или «сет-теория» (Н.С.Гуляницкая, Т.В.Цареградская). Родился в городне Портленд, штат Орегон, США. В детстве учился игре на фортепиано и органе. В конце Второй мировой войны служил в морфлоте США. В 1952 году окончил магистратуру Колумбийского университета в Нью-Йорке. Преподавал теорию музыки в колледже при Колумбийском университете (1953-1959) и в нью-йоркской Mannes School of Music (1957-1959). В 1959—2001 годах преподавал (с 1968 года профессор) теорию музыки в Йельском университете. На основе теории «звуковысотных классов» (pitch classes) М.Бэббитта Форт развил собственное представление о «комплексе», или «множестве» (complex, set) звуковысотных классов в музыке. Сам Форт проводил аналогию между своей музыкальной теорией и математической теорией множеств. Практический метод анализа, созданный на основе алгоритмов «аналитической редукции» Шенкера, Форт приложил, главным образом, к так называемой атональной музыке XX века: нововенской школы (особенно А.Веберна), Й.М.Хауэра, А.Хабы, И.Шиллингера и других композиторов. Занимался также исследованиями американской джазовой и популярной музыки, к которой также применил свою теорию рядов. Теорию рядов Форт окончательно и последовательно изложил в своей монографии «Структура атональной музыки» (The structure of atonal music) в 1973 году. Кроме того, положения теории он неоднократно описывал в статьях, которые были опубликованы в престижных научных журналах США («Journal of Music Theory», «Music Theory Spectrum», «Music Analysis», «Perspectives of New Music», «Journal of the American Musicological Society»).

Аллен Форте за фортепиано со своей женой Мадлен в Вене, Австрия, летом 2002 года. Снимок сделан Беном Кроуфордом.
Рецепция
Теория Форта приобрела многих сторонников в современном американском музыковедении. У российских музыковедов, несмотря на их осведомлённость (см. Литературу ниже), гармонический анализ «по Форту» практически не используется. Среди влиятельных критиков этой теории американские музыковеды Ричард Тарускин и Джордж Перл. Умер Аллен Форт в городе Хэмден, штат Коннектикут, США, 16 октября 2014 года.
Награды и премии: Стипендия Гуггенхайма (1980).
Сочинения (выборка): Tonal harmony in concept and practice. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1962; The structure of atonal music. New Haven; London: Yale University Press, 1973; 2nd ed. 1977; The harmonic organization of the Rite of Spring. New Haven; London: Yale University Press, 1978; (соавтор Steven E. Gilbert). Introduction to Schenkerian analysis. New York: W.W.Norton, 1982; The American popular ballad of the Golden Era, 1924—1950. Princeton (NJ): Princeton University Press, 1995; The atonal music of Anton Webern. New Haven; London: Yale University Press, 1998; Listening to classic American popular songs. New Haven; London: Yale University Press, 2001.
Литература: Цареградская Т. «Сет-теория»: нетрадиционная гармония в музыкознании США // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы истории, теории, психологии, методологии. Москва: Российская академия музыки имени Гнесиных, 1997, страницы 136-140; Изотова Е. Математическая теория рядов и её музыкальная история // Музыка XX века. Вопросы истории, теории, эстетики <…> Научные труды МГК имени П.И.Чайковского. Сборник 54. Москва, 2005, страницы29-34; Музыкально-теоретические системы. Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. Москва, 2006, страницы531-543; Изотова Е. Теория рядов в свете американской музыкальной науки 60-80-х гг. XX века". Дисс. канд. искусствоведения. Москва, 2008; Berry D.C. The twin legacies of a scholar-teacher: The publications and dissertation advisees of Allen Forte // Gamut 2/1 (2009), pp.197-222 (полная библиография и список защитившихся аспирантов).
1926
Лев Израилевич Цуцульковский
режиссер игрового кино. В 1944-1945 учился в Военном институте иностранных языков, в 1946-1950 на филологическом отделении Ленинградского университета. В 1958 окончил режиссерский факультет Ленинградского театрального института имени А.Н.Островского. В 1961-1969 - режиссер Ленинградского театра Комедии. С 1970 работает на студии "Лентелефильм". Снял более пятидесяти документальных и игровых телевизионных фильмов.
[524x698]
1927
Александр Филиппович Ведерников
русский певец (бас). Родился в селе Мокино (Кировская область). В 1955 окончил Московскую консерваторию по классу Р.Я.Альперт-Хасиной. С 1955 стал солистом Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (ныне – Мариинский театр), с 1958 – Большого театра. Завоевал 1-ю премию на Международном конкурсе имени Р.Шумана (Берлин, 1956). В 1961 стажировался в театре «Ла Скала» (Милан). С 1954 гастролирует за рубежом. В числе оперных партий: Иван Сусанин, Руслан (Жизнь за царя, Руслан и Людмила М.И.Глинки), Галицкий, Кончак (Князь Игорь А.П.Бородина), Варлаам, Пимен, Борис; Досифей (Борис Годунов, Хованщина М.П.Мусоргского), Филипп II (Дон Карлос Дж.Верди). В 1969 был удостоен Государственной премии СССР, в 1976 ему было присвоено звание «Народный артист СССР». Выступает как камерный певец. Первый исполнитель произведений Г.В.Свиридова, с которым Ведерникова связывала многолетняя творческая дружба, – Патетической оратории (партия баса), Санкт-Петербургских песен, вокальных циклов на стихи Р.Бернса и А.Исаакяна. Ведерников – автор книги Чтоб душа не оскудела (1989).
1928
Н.А.Силин
российский ученый в области исследования проблем теории горения и технологии производства металлизированных гетерогенных конденсированных систем, действительный член Российской Академии Наук. Доктор технических наук, профессор. Руководитель научного обеспечения и участник разработки и испытаний ракетных топлив. Руководитель отделения "Пороха и взрывчатые вещества" Российской Академии Наук. В 1966-1996 гг. – директор, с 1997 г. – почетный директор НИИ ПХ. Лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982,1988). Умер в 1999 году.
1928
Мария Алексеевна Субботина
доярка совхоза «Верхнемуллинский» Пермского района Пермской области. Родилась на территории Кировской области. Русская. В начале 1930-х годов семья переехала в Уральскую область и поселилась на территории Верхе-Муллинского района. После окончания 4 классов начальной школы Мария вместе с матерью работали в полеводческой бригаде совхоза «Осенцовский». После замужества Мария Субботина в 1947 году поступила работать дояркой в колхоз имени НКВД (центральная усадьба – деревня Субботино) того же района. С самого начала работы дояркой на Субботинской ферме постоянно находилась в передовиках, из года в год добивалась увеличения надоев и в 1956 году за успехи в работе была занесена в Книгу почёта передовиков животноводства Молотовской (с 1940 по 1957 год) области. После реорганизации колхоза имени НКВД в совхоз «Верхнемуллинский» Мария Алексеевна продолжала лидировать среди доярок Верхне-Муллинского района и первой в хозяйстве перешла за пятитонный рубеж по надоям молока от одной коровы за год. Она неоднократно становилась участницей Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР и была удостоена почётного звания «Лучшая доярка района». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1966 года за достигнутые успехи в развитии животноводства, увеличении производства и заготовок мяса, молока, яиц, шерсти и другой продукции Субботиной Марии Алексеевне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Без малого ещё два десятка лет продолжала трудиться на Субботинской ферме, которая постоянно завоёвывала призовые места в социалистическом соревновании. В 1970 году она надоила 5025 килограммов молока от одной коровы за год. Постоянно передавала опыт молодым дояркам и пользовалась большим авторитетом среди животноводов верхнемуллинского совхоза и его руководства в лице директора Г.Н.Нифантова. Только в декабре 1983 года она ушла на заслуженный отдых, став персональным пенсионером союзного значения. Награждена орденом Ленина (22 марта 1966), медалями, а также медалями ВДНХ СССР.
1928
Оганес Арутюнович Чекиджян
советский армянский хоровой дирижер, композитор, народный артист СССР (1978). С 1961 художественный руководитель и главный дирижер Государственной хоровой капеллы Армении, с 1982 (одновременно) директор и художественный руководитель Армянского театра оперы и балета. Профессор Ереванской консерватории (с 1982). Государственная премия СССР (1975).
1928
Пьер Этекс
французский актер и кинорежиссер. Работал как художник-график, был театральным художником, актером кабаре, мюзик-холла, мимом и клоуном в варьете и цирке. Сотрудничал с режиссером Ж.Тати (ассистент режиссера и автор комедийных трюков а его фильме «Мой дядя»). В 1961 г. со своим партнером клоуном Ж.Карьером написал сценарий короткометражных фильмов «Разрыв» и «Счастливый день рождения» (1962; премия Американской академии киноискусства и наук). Его первый полнометражный фильм – «Воздыхатель» (1962). В своих фильмах он продолжает традиции Ч.Чаплина и Б.Китона. Блестящий по комедийной технике фильм «Йо-йо» (1964) содержит элементы сатиры. Поставил также фильмы: «Бессонница» - пародия на фильмы «ужасов», «Мы не пойдем больше в лес» (оба короткометражные, 1964), «Было бы здоровье» (1965), «Страна изобилия» (1971). Снялся в фильмах Ф.Феллини «Клоуны» 91970), «Серьезно, как удовольствие» (1975). Продолжал выступать в театре и цирке.
1929
Чет Бэйкер
американский трубач, yроженец Оклахомы, родился в семье гитариста и продавщицы парфюмерного магазина. Вскоре Бэйкеры перебралась в калифорнийский городок Глендэйл, где мальчик начал петь в церковном хоре и учиться играть сначала на тромбоне, а затем, когда выяснилось, что инструмент слишком велик для него - на трубе. 16-летним юношей Чет ушел служить в армию и оказался в Берлине. Вернувшись через два года в США, поступил в колледж Эль Камино в Лос-Анджелесе. Колледж он бросил спустя полтора года и снова поступил на военную службу, став участником оркестра Шестой армии. Но и там он не задержался надолго, решив посвятить свою жизнь исключительно музыке и стать профессиональным джазменом. В начале 50х Бэйкер выступал сначала с группой Видо Муссо, затем со Стеном Гетцем. В мае 1952 года Бэйкер успешно прошел прослушивание на прием в ансамбль знаменитого саксофониста Чарли Паркера. Летом того же года играл и записывался с квартетом Джерри Малигана. Когда ансамбль распался, Бэйкер организовал собственный, в состав которого входили: Расс Фримэн (фортепиано), Ред Митчелл (бас) и Бобби Уайт (барабаны). В 1954 году вышел альбом "Chet Baker Sings", положивший начало певческой карьере Бэйкера. Через год он дебютировал и в кино, снявшись в "Hell's Horizon”. Во второй половине 50-х Чет Бэйкер много гастролировал, в том числе и в Европе, записывал пластинки для Pacific Jazz Records, снимался в кино. К сожалению, тогда же трубач пристрастился к героину и до конца жизни так и не смог избавиться от зависимости. В начале 60х Бэйкер жил в Европе, кочуя из одной страны в другую, неоднократно был арестован за хранение и употребление наркотиков, отсидел почти полтора года в итальянской тюрьме и в конце концов в марте 1964 года вернулся в США, периодически выступая с концертами в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе и записывая пластинки. В ноябре 1974 года состоялся знаменитый концерт воссоединившегося квартета Джерри Маллигана в Карнеги-холле, изданный впоследствии Epic Records. Затем Бэйкер уехал в Европу , где и оставался до конца своих дней, периодически наезжая в Японию и США. Скончался в 1988 году в Амстердаме. В сентябре того же года вышел документальный фильм о жизни музыканта "Let's Get Lost", снятый Брюсом Уэбером и номинированный на "Оскар".
[587x699]
1929
Тимофей Максимович Белозеров
русский поэт, автор сказок "Волшебный посошок", "Огородный Подрастай", "Бука" и др. Родился в селе Камыши Куртамышского района Курганской области, в крестьянской семье. После окончания семилетней школы в селе Старо-Карасук Омской области Белозеров жил на станции Калачиннск, работал столяром, рабочим по очистке железнодорожных путей, лесозаготовителем. В 1948-1952 гг. учился в Омском речном училище. Окончив училище и пройдя стажировку, работал мастером механического цеха на Бобровском судоремонтном заводе (Барнаул). Одновременно писал стихи. Первая публикация была в журнале «Алтай» в 1953 г. В 1954 г. Белозеров был переведен работать на Омский судоремонтный завод. С 1954 по 1963 гг. работал на заводе имени Попова. В 1957 г. в Омском книжном издательстве вышла его первая книга «На нашей реке». В том же году Белозеров поступил на заочное отделение Литературного института имени А.М.Горького. В 1962 г. был принят в Союз писателей СССР. После окончания института в 1963 г. Белозеров работал редактором Омского телевидения. С 1968 г. находился на литературной работе. В декабре 1980 г. принимал участие в работе 5 съезда писателей РСФСР. Т.Белозеров - автор более 60 детских книг, вышедших в различных издательствах страны (Москва, Омск, Новосибирск и др.). Их общий тираж составляет около 16 миллионов экземпляров. Книга «Журавкин праздник» (1980) экспонировалась в 1981 г. на Международной книжной ярмарке в Москве и была удостоена диплома II степени. Четыре книги Белозерова вошли в серийные издания: «Лесной плакунчик» (1979), «Зимушка-зима» (1989), «Карасик» (1981), «Журавкин праздник» (1990). За выдающиеся заслуги в развитии поэзии для детей поэт был награжден юбилейной Ленинской медалью (1970), медалью «За трудовую доблесть» (1971). За книгу «Цветные голоса» (1972) ему было присвоено звание лауреата премии Омского комсомола, в 1976 г. - звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Умер в Омске 15 февраля 1986 года. Похоронен на Старо-Восточном кладбище. 4 сентября 1987 г. на доме № 2 по улице Ч.Валиханова, где жил и работал поэт, установлена мемориальная доска с его горельефом работы скульптора Ф.Д.Бугаенко. Именем Белозерова названа одна из улиц и библиотека Омска.
1929
Тамаз Георгиевич Мелиава
грузинский сценарист, режиссер. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1967). Родился в Тбилиси. В 1948-1951 учился в Московском юридическом институте. С 1954 — ассистент режиссера Киевской киностудии, «Мосфильма». В 1959 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская С.Юткевича), поставил (совместно с Э.Абаловым) комедию «У тихой пристани». Затем сделал телефильм «Простая вещь» (1959), фильмы «Белый караван» (1964, совместно с Э.Н.Шенгелая), «Как солдат от войска отстал» (1968), «Похищение луны» (1973). Искусство режиссера отличали тонкое чувство юмора, большой вкус, точный отбор актерского ансамбля. Соавтор сценариев фильмов: «Кто придумал колесо?» (1966), «Ожерелье для моей любимой» (1972), новеллы «Гладиатор» (в фильме «Белые камни», 1973). Умер в Тбилиси 25 августа 1972 года.
1929
Антонина Александровна Середина
советская спортсменка, заслуженный мастер спорта (1960), заслуженный тренер СССР (1972), кандидат педагогических наук (1973). Член КПСС с 1953. Родилась в деревне Ловцово Рамешковского района области. Чемпионка Олимпийских игр (2 медали в 1960), мира (1966), Европы (5 раз в 1959—1967), СССР (16 раз в 1958—1968) в гребле на байдарках. Награждена орденом Ленина, орденом "Знак Почета" и медалями. Автор книги «В любую погоду».
1929
Владимир Никитович Шевченко
украинский советский оператор и режиссер. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1976). Окончил Новосибирский сельскохозяйственный институт (1955) и ВГИК (1967). Работал агрономом. В 1959-1964 гг. оператор Новосибирского телевидения. С 1971 г. режиссер «Укркинохроники». Его фильмы (обычно он сценарист, режиссер и оператор) публицистичны, отмечены оригинальностью изобразительных решений. Поставил фильмы: «Кулунда. Тревоги и надежды» (1967), «Древний город Льва» (1970), «Искупление» (1971), «Битва за Киев» (1973), кинотрилогию «Советская Украина. Годы борьбы и побед» (1974-1977; Государственная премия Украинской ССР, 1978), а также художественный фильм «Поезд чрезвычайного назначения» (1980). Среди других фильмов: «Украина славит героев» (1973), «Строка из биографии» (1976), «Ради мира на земле» (1981), «С именем Ленина» (1982). Умер в Киеве 30 марта 1987 года.

1930
Александра Петровна Королькова
доярка совхоза «Шиловский» Шиловского района Рязанской области. Родилась в селе Терехово Шиловского района Московской (ныне – Рязанской) области, в семье колхозников. Русская. Девичья фамилия Афонькина. После окончания 4 классов сельской школы помогала родителям по домашнему хозяйству. Отец Пётр Иванович погиб в Великой Отечественной войне в 1942 году в боях под Смоленском. После окончания войны семья Афонькиных переехала в Ростовскую область, где Александра Петровна недолго работала на птицефабрике в станице Обливская Обливского района. В 1949 году вернулась в родное село Терехово и 1 января 1950 года поступила работать дояркой в совхоз «Шиловский» Шиловского района. В мае 1951 года вышла замуж за фронтовика Ивана Николаевича Королькова – бригадира животноводов, в будущем кавалера ордена Ленина. Трудилась в Новосёлковском отделении совхоза под началом главного зоотехника К.Г.Харитоновой, перенимала опыт у своего бригадира Т.Д.Якушиной и передового дояра И.Ф.Грызунова, благодаря чему вскоре сама стала опытной дояркой. Александра Петровна начинала работать ручной дойкой с группой из 10 коров, а в середине 1950-х годов не уступала в надоях своим наставникам. По итогам работы в 7-й семилетке (1959–1965) была награждена орденом Ленина. С внедрением в совхозе «Шиловский» машинного доения одной из первых в совершенстве освоила технику работы. Обслуживая группу из 20 коров, она добилась самых высоких показателей среди доярок совхоза. По итогам работы в 8-й пятилетке (1966–1970) вышла победителем в социалистическом соревновании среди животноводов Шиловского района. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии сельскохозяйственного производства и выполнении пятилетнего плана продажи государству продуктов земледелия и животноводства, Корольковой Александре Петровне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В последующие годы продолжала удерживать первенство среди доярок района, обслуживая группу уже из 25 коров. По итогам работы в 9-й пятилетке (1971–1975) была награждена третьим орденом Ленина, а в 10-й пятилетке (1976–1980) – орденом Дружбы народов. Избиралась депутатом Верховного Совета РСФСР 8-го и 9-го созывов (1971-1980), делегатом XVI съезда профсоюзов CCCР (1977). В ноябре 1985 года вышла на пенсию. Проживала в районном центре – посёлке Шилово. Скончалась 7 ноября 2016 года. Награждена 3 орденами Ленина (22 марта 1966; 8 апреля 1971; 10 марта 1976), орденом Дружбы народов (13 марта 1981), медалями.
1931
Витольд Витальевич Войтецкий
генеральный директор НПО "Аврора". Родился в городе Сестрорецке Ленинградскон области. Окончил Ленинградский кораблестроительный институт (1955). Кандидат технических наук (1979). Академик СПбИА. Генеральный директор НПО "Аврора" (1983). Работал в научно-инженерных учреждениях (ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова, ЦКБ "Луч" и др.). На начальном этапе своей инженерной деятельности осуществил разработку серии гидравлических приборов автоматики, был одним из проектантов системы управления для первого атомного ледокола "Ленин". В дальнейшем под его руководством и при непосредственном участии были созданы системы управления и контроля десятков кораблей и судов, включая весь отечественный атомный флот. Главный конструктор по проблеме автоматизации необитаемых объектов длительного использования. Заведовал филиалом кафедры по автоматизации технических средств кораблей и судов, организованным совместно Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом и НПО"Аврора". Ленинская премия и Государственная премия.
[466x699]
1931
Лев Константинович Дуров
русский артист театра и кино. Народный артист СССР (1991). Родился в Москве. Происходит из знаменитой династии русских дрессировщиков и клоунов Дуровых. Находится в родстве и с известнейшей русской актерской династией Садовских. Возможно, именно семейные традиции во многом определили творческую судьбу артиста, хотя родители Л.Дурова и не были профессионально связаны с искусством. В школьные годы Л.Дуров занимался театральной самодеятельностью в драматической студии Дворца пионеров Бауманского района Москвы. После окончания школы успешно прошел творческий конкурс сразу в два театральных вуза – Вахтанговское училище и Школу-студию МХАТ, но выбрал Школу-студию МХАТ и был зачислен на курс С.А.Герасимова и С.К.Блинникова. Кроме них, актерское мастерство преподавали знаменитые мхатовские актеры Топорков, Масальский, Карев, Раевский. Школа классических мхатовских традиций вкупе со взрывным темпераментом и сокрушительным чувством юмора определили уникальное дарование Л.Дурова. Его лучшие роли отличает парадоксальный сплав глубокой психологической разработки образа с экспрессивной, порой гротескной характерностью. В 1954 после окончания Школы-студии МХАТ Л.Дуров был принят в труппу Центрального Детского театра. Именно там произошла встреча с режиссером А.В.Эфросом, с которым почти тридцать лет была связана творческая судьба артиста. В 1963 Дуров вместе с Эфросом перешел в Театр Ленинского комсомола, а в 1967 – в Театр на Малой Бронной, где по-прежнему играл главные роли в самых значительных спектаклях режиссера. Театру на Малой Бронной Л.Дуров остается верен и по сей день. Актерской индивидуальности Л.Дурова в одинаковой степени подвластны классика и современность. Среди его работ – и многочисленные роли в спектаклях по произведениям В.Розова (от его ранних пьес В добрый час, В поисках радости, Неравный бой, Перед ужином в Центральном детском театре до Брата Алеши по Ф.М.Достоевскому в Театре на Малой Бронной), в пьесах И.Дворецкого, А.Макаенка, Б.Васильева, А.Арбузова, С.Алешина, и – классические роли в драматургии Шекспира (Отелло – Яго, Ромео и Джульетта – Тибальд), Гоголя (Женитьба – Жевакин, Дорога по Мертвым душам – Ноздрев), Чехова (Три сестры – Чебутыкин), Мольера (Дон Жуан – Сганарель). При всем многообразии сыгранных характеров, пожалуй, можно «от противного» определить общую объединяющую черту лучших ролей Дурова: его герои вырываются, выламываются за рамки быта, переводя разговор со зрителями к категориям всеобщим и вечным. Его персонажей невозможно определить как «положительные» или «отрицательные»; через гротескную форму всегда проступает трагический конфликт человека и действительности, величия души и сложившихся обстоятельств. Эта тема одинаково мощно звучит в таких полярных ролях, как, скажем, классический злодей Яго или Эзоп (Лиса и Виноград Фигейредо). Недаром сам актер более всего дорожит таким определением своей творческой индивидуальности, как «трагический клоун» (именно так в 1978 эдинбургская пресса назвала Л.Дурова после показа фестивального спектакля Театра на Малой Бронной Женитьба). Главная тема творчества Дурова – «маленький человек, который не хочет быть маленьким» – несомненно, обнаруживает глубокое родство с Ф.М.Достоевским; роль штабс-капитана Снегирева (Брат Алеша по Братьям Карамазовым) актер до сих пор считает самой любимой и самой трудной. А.В.Эфрос стал «крестным отцом» Л.Дурова и в профессии режиссера. Общность эстетических принципов и творческих позиций обусловили режиссерское ассистирование Дурова во многих постановках Эфроса. Позже, закончив Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе (1978), Л.Дуров поставил на сцене Театра на Малой Бронной ряд спектаклей: Занавески М.Ворфоломеева, Жестокие игры А.Арбузова, Золушка Е.Шварца, Весельчаки Н.Саймона, После бенефиса по А.Чехову, Лес А.Островского, Полонез Огинского Н.Коляды, Страсти по Торчалову Н.Воронова, Эзоп Фигейредо и другие. В кино Л.Дуров начала сниматься сразу после окончания Школы-студии МХАТ, в 1954. Поначалу это были проходные роли, по выражению самого актера, в «полуцветных, полухудожественных, полумузыкальных фильмах». Началом серьезной творческой работы в кинематографе для Дурова стал фильм М.Ромма Девять дней одного года (1961). В эпизодической роли Загадочного человека Л.Дуров впервые сумел на экране прорваться к своей главной теме трагикомического конфликта «маленького человека» с окружающей действительностью. С тех пор Дуров снялся в более чем 160 лентах. За фильм Не послать ли нам гонца? (1999) удостоен премии «Пегас», а за главную роль фильма Луной был полон сад (2000) – звания двукратного лауреата Международного Московского кинофестиваля. Л.Дуров – блистательный рассказчик, его байки славятся не только в театральном мире, но и, благодаря участию в телевизионных капустниках, пользуются популярностью у зрителя. В 1999 в издательстве «Алгоритм» вышла книга Л.Дурова Грешные записки, основанная на этих замечательных остроумных рассказах. Л.Дуров обладает высокой творческой активностью. Параллельно с интенсивной работой в Театре на Малой Бронной и киносъемками, играет в театре «Школа современной пьесы» (режиссер И.Райхельгауз), принимает участие в антрепризных спектаклях. В 1996 как художественный руководитель выпустил курс студентов в Школе-студии МХАТ. Актёр умер в ночь на 20 августа 2015 года в реанимации Первой Градской больницы после тяжёлой, продолжительной болезни. 24 августа, после прощания в театре на Малой Бронной, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[522x700]
1931
Валентин Кузьмич Недбайло
бригадир проходчиков шахты «Пионерка» производственного объединения «Ленинскуголь» Министерства угольной промышленности СССР (Кемеровская область). Родился в городе Киев Украинской ССР (ныне – Украина). Украинец. В 1940 году, вместе с матерьюпереехали в село Черновка Кочковского района Новосибирской области. Здесь окончил школу. В 1946 году переехал на станции Белово (ныне - город Кемеровской области). Практически вся его жизнь прошла в Кемеровской области. В городе Белово окончил школу рабочей молодежи. Трудовую деятельность начал в 1948 году подземным электрослесарем шахты «Пионерка». Служил в Советской Армии. После увольнения из Вооруженных Сил вернулся на шахту «Пионерка» и проработал на ней свыше 40 лет. В совершенстве овладел специальностью проходчика. В 1956 году его выбрали бригадиром комсомольско-молодежной бригады. Эта прославленная бригада неоднократно побеждала в социалистических соревнованиях за достижение наивысших показателей в труде, за перевыполнение плана. В период руководства бригадой проявил незаурядные организаторские способности, под его руководством коллектив добился значительных производственных успехов. Имел высочайший авторитет, пользовался заслуженным уважением не только в своей бригаде, но и на шахте. За высокие производственные достижения неоднократно награждался орденами и медалями, удостаивался звания «Лучший по профессии», ударника десятой пятилетки. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 года за достижение выдающихся успехов в выполнении планов и социалистических обязательств по проходке горных выработок и проявленный трудовой героизм Недбайло Валентину Кузьмичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 1995 года – на заслуженном отдыхе. Жил в городе Белово Кемеровской области. Умер 24 ноября 2011 года. Заслуженный шахтер РСФСР (1991). Почетный шахтер (1977). Избирался членом Кемеровского обкома и Беловского горкома КПСС, делегатом XIII съезда профсоюза угольной промышленности. Награжден 2 орденами Ленина (30 марта 1971, 4 августа 1983), орденом Трудовой Славы III степени (12 мая 1977), медалями, в том числе «За особый вклад в развитие Кузбасса» трех степеней, знаками «Шахтерская слава» II и III степеней, золотым знаком Кемеровской области «Шахтерская доблесть». В городе Белово на доме № 62 по улице Советская, где жил В.К.Недбайло ему установлена мемориальная доска.
1932
Ольга Васильевна Бардина
российская певица (лирико-драматическое сопрано), народная артистка СССР (1978). В 1954 г. окончила исторический факультет Ташкентского университета, в 1959 г. — Ташкентскую консерваторию по классу пения у Е.В.Радомской. С 1959 г. — солистка оперных театров Ташкента и Уфы, с 1962 г. — Саратовского театра оперы и балета. Партии: Наташа («Русалка» Даргомыжского), Татьяна, Лиза, Настасья («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Чародейка» Чайковского), Ярославна («Князь Игорь» Бородина), Аида и Дездемона («Аида» и «Отелло» Верди), Тоска и Чио-Чио-сан («Тоска» и «Чио-Чио-сан» Пуччини), Наталья («В бурю» Хренникова), Анна Снегина («Анна Снегина» Холминова), Надежда Петровна («Русская женщина» Молчанова).
[490x700]
1932
Авраам Шрир (имя на иврите — אברהם שריר)
израильский политик. Шарир родился в Тель-Авиве, где учился в средней школе. Изучал право в Еврейском университете в Иерусалиме и был сертифицирован как адвокат. С 1954 по 1964 он был секретарем Генеральной сионистского фракции в Кнессете. Был директором отдела экономики Еврейского агентства в Соединенных Штатах с 1964 по 1967 и директор координационного бюро экономических организаций работодателей в Израиле с 1967 по 1970. Был консулом по экономике в Атланте с 1970 по 1972, а затем в западной части Соединенных Штатов до 1974 года. С 1974 по 1977 он был Генеральным секретарем Либеральной партии председателем её национального совета. Был избран в Кнессет девятого созыва в 1977 году от партии Ликуд, потом избирался в 1981, 1984 и 1988 годах. Он был членом комитета по финансам в девятом Кнессете и Комитета по иностранным делам и обороне в двенадцатом. Занимал пост министра туризма в десятом Кнессета, а также министра юстиции в одиннадцатом. В 1990 году он покинул Ликуд, чтобы сформировать новую Либеральную партию. В апреле участвовал в «грязном трюке» путём присоединения к попытке Шимона Переса сформировать правительство меньшинства. При том, что движение не удалось, он принял просьбу премьер-министра Ицхака Шамира, чтобы вернуться в Ликуд. Это положило конец его политической карьере, и он вышел в отставку в 1992 году. Умер 24 марта 2017 года.
[699x466]
1933
Акихито (японское имя — 明仁; полное имя — Акихито Цугу)
125-й император (тэнно) Японии. Он старший сын императора Хирохито (получившего посмертное имя император Сёва) и императрицы Нагако. Принц Акихито учился в колледже Гакусюин с 1940-го по 1952 г. Наряду с традиционным японским наставником императорской семьи С.Коидзуми у принца была также американская воспитательница - Э.Грей, известный автор детских книг, которая помогала принцу в изучении английского языка и западной культуры. В 1952 г. принц поступил на отделение политики факультета политики и экономики университета Гакусюин, в ноябре этого же года он был официально объявлен наследным крон-принцем. Еще будучи студентом и наследным принцем, Акихито в 1953 г. совершил шестимесячную поездку по 14 странам Северной Америки и Западной Европы. Центральной частью этой поездки стал его визит в Лондон как представителя императора Сёва на коронации королевы Елизаветы II. Университет был успешно окончен в марте 1956 г., а в апреле кронпринц женился на Сёда Митико, старшей дочери Сёда Хидэсабуро, президента крупной мукомольной компании. Тем самым были нарушены многовековые традиции, предписывающие членам императорской семьи выбирать себе жен из девушек исключительно аристократического происхождения. Сёда Митико родилась в Токио 20 октября 1934 г. Ее семья - представители высокообразованной интеллигенции. Два члена этой семьи были награждены орденом "За заслуги в области культуры" - высшей академической наградой, которой император удостаивает выдающихся ученых. Совет Императорского двора, возглавляемый премьер-министром и составленный из представителей императорской семьи, спикеров палаты представителей и палаты советников парламента, Главного судьи Верховного суда и других, единодушно одобрил выбор наследного принца. Акихито и Митико в их семейной жизни удалось достичь относительной свободы от жесткости дворцовых традиций.
[700x343]
Вместе с женой Акихито изменил уклад жизни в императорской семье. Несмотря на постоянную занятость официальными мероприятиями, они сами воспитывали детей, двух сыновей и дочь, не отдавая их на попечение нянек и камердинеров. Еще будучи наследником трона, Акихито и его супруга совершили официальные визиты в 37 стран мира по приглашению их правительств. Акихито также был почетным председателем 11 Тихоокеанского научного конгресса в 1966 г., Универсиады 1967 г. в Токио, выставки ЭКСПО-70 в Осаке. Во время поездок императора Сёва в Европу в 1971 г. и Соединенные Штаты в 1975 г. кронпринц исполнял государственные функции вместо отца. В сентябре 1988 г. из-за болезни императора Сёва наследный принц Акихито принял на себя ряд государственных обязанностей, включая участие в церемонии открытия сессии парламента. 7 января 1989 г. кронпринц стал Императором Японии, унаследовав трон после смерти отца. С этого дня в Японии начался новый период национального летосчисления (соответствующий периоду императорского правления) - Хэйсэй. Ритуальная сторона процедуры вступления Акихито на престол включала как государственное мероприятие - коронацию, так и религиозную церемонию Императорского двора - дайдзёсай. "Император, - как сказано в Конституции Японии, - является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть" (статья 1). Спустя два дня после вступления на трон, во время первой аудиенции, данной представителям общественности, император дал обещание неукоснительно выполнять свои обязанности. "Я ручаюсь, что буду всегда заодно со своим народом и буду поддерживать Конституцию", - заявил он. Как и его отец, Император Акихито увлекается биологией и ихтиологией. Уже опубликовано 25 его научных работ по морским бычкам. В 1986 г. он был избран почетным членом Лондонского общества Линнея - международного общества биологов. Кроме того, он интересуется историей. Из видов спорта предпочитает теннис (с будущей женой он познакомился на корте), приносит радость ему и верховая езда. У императорской четы трое детей: наследный принц Нарухито (23 февраля 1960), принц Акисино (30 ноября 1965), принцесса Саяко (18 апреля 1969).
1933
Александр Дмитриевич Волков
специалист в области лесной экологии и лесоводства, кандидат сельскохозяйственных наук. С 1969 года работал в Институте леса Карельского научного центра Российской Академии Наук, заслуженный лесовод Российской Федерации и Карельской АССР, заслуженный деятель науки Карельской АССР. Умер в 2007 году.
[450x700]
1933
Геннадий Николаевич Елабужев
токарь Ижевского механического завода. Родился в выселке Петропавловский Киясовского района Удмуртской Республики. Русский. Образование неполное среднее. С 1948 по 1952 год работал в колхозе. С 1952 по 1953 год проходил действительную службу в армии. После демобилизации приехал в Ижевск и поступил на работу арматурщиком на Ижевский металлургический завод. С 1957 года работал токарем на Ижевском механическом заводе. За время работы приобрёл высокую квалификацию, позволившую выполнять ему самые сложные и ответственные детали с неизменно высоким качеством. Отличался большим трудолюбием, старательностью, высокой организованностью и дисциплиной. Все производственные задания выполнял в срок либо досрочно. С 1962 года работал по методу доверия с личным клеймом. В 1963 году ему было присвоено звание ударника коммунистического труда. Ежегодно он принимал на себя высокие социалистические обязательства и с честью выполнял и перевыполнял их. В завершающем году 9-й пятилетки (1971-1975) Г.Н.Елабужев выполнил годовое задание к 5 декабря 1975 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1976 года за выдающиеся успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, и проявленную трудовую доблесть в выполнении заданий девятой пятилетки и принятых обязательств, Елабужеву Геннадию Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В дальнейшем Г.Н.Елабужев продолжал трудиться столь же энергично и плодотворно. Получил звания «Отличник социалистического соревнования министерства», «Гвардеец труда 10-й пятилетки». В социалистическом соревновании в честь 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции Г.Н.Елабужев явился одним из инициаторов движения «Задание 1977 года – к 60-летию Великого Октября» и со своими обязательствами успешно справился. Задание 10-й пятилетки (1976-1980) он выполнил к 110-й годовщине со дня рождения В.И.Ленина – 22 апреля 1980 года, а план завершающего года пятилетки – к 60-летию автономии Удмуртской Республики – к 4 ноября 1980 года. Г.Н.Елабужев был инициатором почина на заводе – завершить задание одиннадцатой пятилетки (1981-1985) к 115-й годовщине со дня рождения В.И.Ленина. Это обязательство было им успешно выполнено. За время работы на заводе он воспитал много высококвалифицированных токарей, активно подхватывал и внедрял все новое и передовое в механической обработке. Так, в 1979 году он применил на обточке ответственных деталей резцы с металлокерамическими пластинками, что значительно повысило стойкость резцов и улучшило качество обработки. Г.Н.Елабужев вёл большую общественную работу – избирался членом партийного бюро цеха, цехового комитета профсоюза, президиума заводского комитета профсоюза, постоянно действующего производственного совещания завода, председателем секции токарей заводского совета новаторов, депутатом районного и городского Советов, был делегатом 26-го съезда КПСС. С 1993 года Г.Н.Елабужев – на пенсии. Жил в Ижевске. Скончался 7 июня 2006 года. Похоронен в Ижевске. Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, медалями.
[521x698]
1934
Наталья Николаевна Фатеева
российская актриса, народная артистка СССР (1980). Родилась в Харькове. Отец — Николай Демьянович, военнослужащий. Мать — Екатерина Васильевна, работала в лёгкой промышленности, была директором ателье мод. Была женой режиссёра В.П.Басова, лётчика-космонавта Б.Б.Егорова. В 1952—1954 гг. Наталья Фатеева училась в Харьковском театральном институте. В 1958 году окончила ВГИК (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой). С 1952 г. работала в Театре-студии киноактера. В 1959-1961 гг. работала в Московском театре имени Ермоловой, с 1962 г. – актриса Центральной студии киноактера. В кино – с 1956 г. Снималась в фильмах: «Три плюс два» (1963), «Здравствуй, это я!» (1965), «Джентльмены удачи» (1971), «Анна Павлова» (1983), «Анна Карамазофф» (1991, не выпущен), «Осенние соблазны» (1993), «Дорога на край жизни» (1995); в телефильме «Место встречи изменить нельзя» (1979). В 2000 году награждена орденом Почёта.
[699x494]
1934
Клаудио Шимоне (Scimone)
итальянский дирижер
[700x560]
1934
Владимир Александрович Шубарин
популярный советский эстрадный танцовщик и певец 1960-х, 1970-х и 1980-х годов, Заслуженный артист России. Родился в Новокузнецке. С детства занимался в художественной самодеятельности, обучался народным танцам, степу. В 1951 году Владимир Шубарин был принят в танцевальную группу Хора имени М.Пятницкого, где стал солистом. Обучался танцам в экспериментальном классе Московского хореографического училища. С 1954 года Владимир Шубарин проходит военную службу в армейских ансамблях. Был солистом в Краснознаменном ансамбле песни и пляски имени Александрова. Изучал классический танец, современные танцы, джазовые танцы. Создал свой оригинальный танцевальный стиль. С 1962 года работал в Москонцерте. В 1967 — 1969 годах создал свою сольную танцевальную программу — «Танцы в современных ритмах». В 1977 году организовал свой собственный танцевальный коллектив, который просуществовал три года. В 1984 году создал второй коллектив — «Танцевальная машина», который просуществовал до 1989 года. В этих коллективах Владимир Шубарин сам был солистом. Владимир Шубарин был также талантливым певцом. С конца 1960-х годов Владимир Шубарин выступал как певец, аккомпанируя себе на гитаре. Он исполнял песни своего собственного сочинения. Владимир Шубарин записал три альбома: «Неожиданный поворот» (1987), «Сидячий образ жизни» (1988) и «Мое открытие Италии» (1990). Владимир Шубарин снимался в кино с Аллой Пугачёвой в фильме «Женщина, которая поёт» (1978) и с Владимиром Высоцким в фильме «Опасные гастроли» (1969), а также в фильмах: «Небесные ласточки» (1976) и «Крик дельфина» (1986). Владимир Шубарин писал мемуары «Танцы с барьерами», которые, уже после внезапной смерти Владимира, довела до издания его жена Галина Шубарина. Скончался в Москве от обширного инфаркта 17 мая 2002 года. Похоронен на Востряковском кладбище в Москве.
1935
Яков Аркадьевич Гордин
российский писатель и историк, критик, прозаик, драматург, главный редактор журнала "Звезда". Автор статей и книг, в том числе «Гибель Пушкина», «Между рабством и свободой», «Дуэли и дуэлянты» и др.
[700x700]
1935
Джонни Кидд (Johnny Kidd; настоящее имя —Фредерик Альфред Хит, Frederick Alfred Heath)
вокалист группы «Johnny Kidd & The Pirates». В конце пятидесятых годов, пятеро английских ребят, увлеченных новым течением под названием «рок-н-ролл» собираются в группу и пробуют делать свою музыку. Их лидер по имени Фред Хит называет свой коллектив «Fred Heath & Nutters». Новоявленные музыканты начинают играть, но что-то не идет. Их рок-н-ролл хорош и свеж, исполнители полны творческих задумок, однако успеха нет. После недолгих раздумий Фред Хит приходит к однозначному выводу: дело в имидже. Дело в том, что именно в те годы новые группы, джаз-бэнды и прочие музыкальные коллективы росли в Лондоне, словно грибы после дождя. Новая музыкальная эра надвигалась, несмотря на сопротивление консервативной Англии. И конкуренция между молодыми коллективами была просто огромной. Для того чтобы быть замеченными, нужно было и вправду чем-то выделиться. Сказано – сделано. И в 1959 году неизвестная маленькая рок-группа вдруг оборачивается залихватской пиратской шайкой. Их лидер, которого теперь зовут не Фред Хит, а Джонни Кидд, размахивает со сцены мачете, при этом довольно опасным способом. На его правом глазу – повязка, ребята из группы одеты пиратами. Новое название всему этому – «Johnny Kidd & The Pirates». Расчет оказался верным. Несмотря на то, что, по мнению знатоков, музыка «Johnny Kidd & The Pirates» оставалась весьма заурядной, «Пиратов» сразу заметила публика и пресса. Да и как не заметить ватагу лихих молодых пиратов, каждое выступление разыгрывающих на сцене целый спектакль! Позже «Johnny Kidd & The Pirates» назовут одной из самых недооцененных групп молодого британского рок-н-ролла, а тогда ребятам хватало и того успеха, который им доставался. В 1960 их синглы «Please Don’t Touch» и «Shakin' All Over» взлетают на высокие строчки чартов, следующий сингл, «I’ll Never Get Over You», добирается до четвертого места в Британии. Чего еще желать? Теперь уже не узнать, какова бы была судьба «Johnny Kidd & The Pirates», достигли бы они настоящих музыкальных высот, смели бы их с пути надвигающиеся «Битлз», или Джонни Кидд сумел бы придумать что-либо еще. 7 октября 1966 года в местечке Болтон в Ланкашире Джонни Кидд становится жертвой автокатастрофы. Так он и остался в памяти многих – с повязкой на глазу, в высоких пиратских сапогах, не очень ловко размахивающим своим пиратским оружием… А «Пираты» остались. Они играют вместе по сей день. Состав группы неоднократно терпел преобразования, однако, они по-прежнему «Пираты», правда, уже без Джонни Кидда.
1935
Эстер Филлипс (Эстер «Литтл» Филипс)
американская певица. В 13 лет выиграла конкурс начинающих исполнителей блюза, который организовал известный импресарио Джонни Огне. Следующие три года записывалась с оркестром Дж. Отиса, и к шестнадцати годам уже считалась одной из самых перспективных исполнительниц синкопированного блюза. В 1954 г. из-за хронического воспаления голосовых связок прекратила студийную работу и осела в Хьюстоне. Вернулась в музыку лишь в начале шестидесятых, подписав контракт с фирмой «Lenox Records». В 1962 г. выпустила сингл «Release Me», представлявший собой замедленную версию классического кантри-хита. Композиция «You Never Miss Your Water», записанная в 1963 г. дуэтом с Элом Даунингом, с тех пор считается классикой женского блюзового вокала, хотя в те годы песня хитом не стала. В середине 60-х гг. подписала контракт с «Atlantic Records», которая выпустила ее версию битловской «And I Love Her». В конце 1960-х гг. пристрастилась к героину, что сказалось на качестве ее работы. После почти двухлетнего курса лечения подписала новый контракт с фирмой «Kudu Records», специализировавшейся на джаз-блюзе. Таким образом, к 1971 г. в ее репертуар входили вещи практически всех направлений американской популярной музыки тех лет. В 1975 г. обратилась к диско. В 1981 г. фирма «Mercury» выпустила очередной альбом, а в 1982 г. записала одну композицию в дуэте с Суомпом Доггом и приняла участие в подготовке его сольного альбома.
[524x699]
1936
Юлий Черсанович Ким (Юлий Михайлов; Юрий Михайлов)
российский поэт, композитор, драматург, сценарист, бард. Родился в Москве. После ареста родителей покинул столицу в 1938 году на 16 лет, которые провел в Калужской области и в Туркмении. С 1954 года — опять москвич. Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института (1959), работал пять лет по распределению на Камчатке, затем несколько лет в Москве, преподавал историю и обществоведение (в том числе — в школе-интернате номер 18 при МГУ имени М.В.Ломоносова). Уже в эти годы Юлий Ким стал писать и разыгрывать с учащимися авторские песенные композиции с интермедиями и вокальными сценами, в которых были все элементы мюзикла. В 1965—1968 годах Юлий Ким становится одним из активистов правозащитного движения. В 1966 году он женился на Ирине Петровне Якир (1948—1999) — внучке репрессированного командарма И.Э.Якира. Отец Ирины, известный правозащитник и диссидент, был арестован в 14 лет и вышел на свободу только в 32 года. В 1968 году Ким расстался со школой навеки по воле начальства, не простившего ему участия в правозащитном движении (а также таких антисоветских песен, как «Адвокатский вальс», Господа и дамы и других). С тех пор Ким ведет жизнь свободного художника. Ещё будучи студентом пединститута Юлий Ким начал писать песни на свои стихи (с 1956 г.) и исполнять их, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре с особым «цыганским» строем. Его первые концерты прокатились по Москве в начале 1960-х годов, молодой автор быстро вошёл в круг самых популярных бардов России. C 1968 г. стал профессионально заниматься сочинением песен и пьес для театра и кино. Будучи участником диссидентского движения, долгое время появлялся в титрах кинофильмов и афишах спектаклей под псевдонимом «Ю.Михайлов», поскольку фамилия «Ким» звучала для начальства по-диссидентски крамольно. Большинство песен Юлия Кима написано на собственную музыку, многое написано также в соавторстве с такими композиторами, как Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Алексей Рыбников. В 1974 году Юлий Ким вступает в Московский профком драматургов и начинает работу над собственными пьесами. В 1985 году он исполнил главную роль в спектакле по своей пьесе «Ной и его сыновья». В том же году отказался от использования псевдонима и начал публиковаться под собственным именем. Тогда же вышел первый диск с его песнями — «Рыба-кит».К настоящему времени дискография Юлия Кима насчитывает более 20 наименований дисков, аудио- и видеокассет с записями песен. Песни Юлия Кима вошли во все антологии авторской песни, а также во многие поэтические антологии современной русской поэзии, в числе которых «Строфы века» (составитель Е.Евтушенко, 1994). Юлий Ким — член Союза кинематографистов СССР (1987), Союза писателей (1991), Пен-клуба (1997). Автор около пятисот песен (многие из них звучат в кинофильмах и спектаклях), трех десятков пьес и десятка книг. Лауреат премии «Золотой Остап» (1998). Лауреат российской Государственной премии имени Булата Окуджавы (2000). С 1998 года живет в Иерусалиме и в Москве поочерёдно. Член редколлегии «Иерусалимского журнала». Участвовал в записи «Иерусалимского альбома» — первого диска из серии «Авторская песня в Израиле».В Израиле Юлий Ким два раза в год проводит презентации «Иерусалимского журнала», вместе с поэтом и редактором «Иерусалимского журнала» Игорем Бяльским и Игорем Губерманом, ведёт презентации журнала и в Москве. В Израиле сочиняет песни в соавторстве с композитором и бардом Мариной Меламед. В 2002—2006 году Юлий Ким совместно с Игорем Бяльским написал пьесу в стихах о строительстве второго Храма. Лауреат Царскосельской художественной премии (2003)
1936
Фредерик Форрест
американский актер.