• Авторизация


23 декабря родились... 23-12-2025 08:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[492x700]
1888
Михаил Иванович Баранов
военный врач, организатор военного здравоохранения, начальник Военно-санитарного управления РККА (1928—1937). Михаил Иванович Баранов родился на станции Золотухино Щигровского уезда Курской губернии, в семье железнодорожного служащего. Учился в начальной школе и гимназии. С 1905 года член ВКП(б). В 1908 году поступил на медицинский факультет Московского университета, который окончил в 1913 году. После окончания университета работал в Подольской земской больнице. Вскоре вернулся в Московский университет, где работал в хирургической клинике под руководством И.К.Спижарного. С августа 1914 года по 1917 год — военный врач в действующей армии (ординатор 19-го и 111-го сводных эвакуационных госпиталей, старший врач дивизиона 2-й тяжелой артиллерийской бригады). С февраля 1917 года начальник санитарной части Московского гарнизона, председатель врачебно-санитарного бюро Московского Совета. Затем работал военно-санитарным инспектором Московского военного округа. После демобилизации из армии в том же 1917 году возглавлял президиум Медико-санитарной комиссии при Московском Совете рабочих и солдатских депутатов и являлся представителем этой комиссии в Московском эвакуационном совещании. В дни октябрьского переворота руководил госпиталем Моссовета для красногвардейцев. В 1918—1920 годы — начальник Главного Военно-санитарного управления РККА, член коллегии Наркомата здравоохранения РСФСР. В 1920—1925 годы — заместитель наркома здравоохранения Украинской ССР, кандидат в члены (1921—1922) и член (1924—1925) Всеукраинского ЦИК. В 1925—1928 годы — уполномоченный Наркомата здравоохранения РСФСР по Сибири, заведующий Сибирским краевым отделом здравоохранения и председатель Комитета Российского Общества Красного Креста. Одновременно, с 1 октября 1927 года по 1 сентября 1928 года — директор и заведующий кафедрой социальной гигиены Томского ГИДУВа (с 1931 года — Новосибирский, ныне — Новокузнецкий институт усовершенствования врачей). С 1927 года член Коллегии Наркомата здравоохранения Здравоохранения РСФСР. В июле 1928 года допущен к временному исполнению должности начальника Военно-санитарного управления РККА. Постановлением СНК СССР от 27 октября 1928 года был утвержден в названной должности. Член Военного Совета при наркоме обороны. Автор многих статей по организации здравоохранения и военно-санитарным вопросам, напечатанных в журналах «Профилактическая медицина» и в «Бюллетене Наркомздрава»; редактор «Сибирского медицинского журнала», журнала «Военно-санитарное дело» (ныне — Военно-медицинский журнал). Соредактор статей по разделу «Военно-санитарное дело» 1-го издания Большой медицинской энциклопедии. Арестован 15 августа 1937 года. 19 марта 1938 года Военной коллегией Верховного суда СССР по обвинению в шпионаже и участии в военном заговоре приговорен к расстрелу. В тот же день расстрелян на полигоне «Коммунарка». Определением Военной коллегии от 22 февраля 1956 года реабилитирован. Сочинения: Здравоохранение армии и населения в военное время. — Москва; Ленинград, 1929; Устройство Вооруженных Сил СССР и задачи здравоохранения в современной войне. — Москва; Ленинград, 1931; Оборона СССР и здравоохранение. — Москва; Ленинград, 1933; Вопросы санитарной обороны. — Харьков, 1934; Военно-санитарное дело. — Часть 1. Общие основы организации и тактики санитарной службы. — Москва; Ленинград, 1937.

[527x700]
1888
Василий (китайское имя — 主教瓦西里; в миру - Шуа́н Я́о или Я́о Шуанли́нь, 姚福安; в крещении - Игнатий)
предстоятель Китайской автономной православной церкви с титулом «епи́скоп Пеки́нский и Кита́йский». Родился в Пекине, в албазинской семье Яо (Яковлевых). Крещён с именем Игнатий. Окончил духовную семинарию при духовной Миссии в Пекине. 11 мая 1915 года епископом Иннокентием (Фигуровским), начальником Российской Духовной Миссии в Китае, рукоположён в сан диакона. В 1948 году рукоположён во священника, а 30 августа 1948 года был пострижен в монашество с именем Василий и по возведении в сан игумена назначен духовником Успенского мужского и Покровского женского монастырей в Пекине. В июле 1950 года, по указу Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского), возведён в сан архимандрита, а в декабре назначен заведующим Катехизаторской школой Миссии и членом Управления Восточно-Азиатского Экзархата. С февраля 1951 года — член Совета Духовной Миссии. После назначения 26 сентября 1950 года епископа Таньцзиньского Симеона (Ду) на Шанхайскую кафедру, в 1951 году Патриарх Алексий (Симанский) предложил архимандриту Василию занять кафедру Тяньцзинской епархии, но о. Василий, сославшись на своё недостоинство и свою немощь, отказался быть епископом, продолжая оставаться настоятелем Успенского кафедрального собора в г. Пекине и временным управляющим Пекинской епархией. 30 мая 1957 года в Преображенском храме города Москвы, Василий (Шуан) был хиротонисан во епископа Пекинского и Китайского. Чин хиротонии совершали: митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), архиепископ Краснодарский и Кубанский Виктор (Святин) и архиепископ Можайский Макарий (Даев). После хиротонии с 31 мая по 6 июня вместе с другими представителями из Китая побывал в Одессе и Киеве.
[478x700]
Епископ Пекинский и Китайский Василий.
За время пребывания на кафедре совершил несколько архипастырских поездок по Китаю, в октябре 1957 года посетил Харбин. С одобрения патриарха Алексия I харбинский клир просил его принять на себя управление епархией, но политические обстоятельства приближающейся «культурной революции» заставили владыку отказаться от этого предложения. Тем не менее в храмах Харбинской епархии его поминали за богослужением как правящего архиерея. С 1960 года был серьёзно болен, фактически не участвовал в управлении епархией. Скончался в Пекине от инсульта 3 января 1962 года. 5 января из Тяньцзиня в Пекин прибыл протоиерей Иоанн Ду, а из Харбина — протоиерей Аникита Ван и священник Григорий Чжу. По очереди они читали Евангелие у гроба. 11 января протоиерей Николай Ли совершил чин погребения в сослужении прибывшего духовенства и врисуствии представителей Главного управления по делам культов КНР. По выносе тела из храма на грузовике гроб с телом владыки Василия перевезли на кладбище за Аньдинмэньскими воротами, где в храме преподобного Серафима Саровского протоиерей Леонид Лю совершил последнюю заупокойную литургию. Похоронен рядом с митрополитом Пекинским Иннокентием и архиепископом Пекинским Симоном.

[561x699]
1888
Фридрих Вольф (немецкое имя — Friedrich Wolf)
немецкий драматург, писатель, театральный и общественный деятель. Родился в городе Нёйвид, Германия. Врач по образованию. Во время 1-й мировой войны 1914-1918 на фронте Вольф занял антимилитаристическую позицию. В годы войны вступил в Германскую социал-демократическую партию. Вольф - активный участник революции 1918. С 1928 - член КПГ. Первые пьесы Вольфа: "Это ты" (1913, Дрезден-1919),"Безусловный" (1919, Штеттин - 1921), "Чёрное солнце" (1920, Ольденбург-1924), "Тамар" (1921, Франкфурт-на-Майне - 1922) и "Комедия со шкафом" (1924, не поставлена), написанные в экспрес-сионистической манере, направлены против капитализма как источника войн, голода и нищеты. Знакомство с жизнью швабских крестьян приводит Вольфа к созданию реалистической народной трагедии из эпохи Крестьянской войны "Бедный Конрад" (1923, Штутгарт - 1924). Однако в комедии "Человек во мраке" (1924, Эссен - 1927) Вольф вновь отдаёт дань экспрессионизму. В 1927 Вольф пишет пьесы: "Коритке" (Штутгарт - 1927) и "Колонна Хунд" (Гамбург - 1927). С момента вступления в ряды КПГ В. начинает борьбу за искусство, являющееся активным оружием в классовой борьбе, стремится в своём творчестве раскрыть перед немецкими зрителями опасность, которую таит в себе фашизм. Свои теоретические взгляды Вольф изложил в статье "Искусство - это оружие" (1928), а практически воплотил в пьесах: "Цианистый калий" (1929, Группа молодых актёров, Берлин; 1930, бывший театр Корша, Москва); "Матросы из Каттаро" (1930, Народный театр, Берлин); "Тай Янг пробуждается" (1931, театр Пискатора, Берлин); "Парни из Монса" (1931, Берлин). Политической остротой характеризуются и пьесы, написанные Вольфом для рабочего агитпроптеатра. Среди последних особенным успехом пользовались обозрения "От Нью-Йорка до Шанхая" (1932), "Где проходят фронты?" (1932) и пьеса "Крестьянин Бетц" (1932), поставлена на сцене руководимого Вольфом рабочего театра "Зюдвест". В 1933 Вольф эмигрирует из фашистской Германии сначала в Швейцарию, а затем во Францию. В Швейцарии он создаёт одно из лучших своих произведений: проникнутую острой ненавистью к фашизму и расизму пьесу "Профессор Мамлок" (1934, Еврейский театр, Варшава; 1934, Цюрих). Пьеса эта обошла многие прогрессивные театры мира (поставлена в Москве в 1935 в Театре имени МГСПС и в других театрах СССР). На её основе в 1938 был создан одноимённый советский фильм. В 1934 Вольф переехала СССР, где в том же году написал "Лауренсию" (свободная обработка "Овечьего источника" Лопе де Вera, 1934, Неметший театр, город Энгельс). В 1935 Вольф создал драму "Флоридсдорф" о восстании венских рабочих в 1934 (1936, Театр имени E.Вахтангова, Москва). В СССР Вольфом написаны также пьесы "Троянский конь" - о борьбе немецких антифашистов (1935, Центральный детский театр, Москва), "Петер возвращается домой" - о судьбе немецкого военнопленного, обретающего вторую родину на Украине (1937, город Энгельс), "Мы с вами!" - сцены из гражданской войны в Испании (1937, не поставлена). В 1937 Вольф выехал из СССР для участия в боях за народную Испанию, но окончание войны застало его во Франции. Здесь им написана антифашистская пьеса "Корабль на Дунае" (1939, Берлинский театр имени Максима Горького, 1955). В 1939 Вольф был заключён вишистами в концентрационный лагерь Ла Берне, где написал пьесу "Бомарше" (1941, Немецкий театр, Берлин,- 1946). В начале 1941 Вольфу с помощью Советского правительства удалось освободиться из лагеря и выехать в Москву. В СССР Вольф активно работал на радио и в печати, написал пьесы о Движении Сопротивления: "Патриоты" (1943, Кобург,- 1947), "Доктор Лилли Веннер" (1945, Хемниц), "Что человек посеет" (1945, Галле,- 1955).
[434x699]
Скульптура Фридриха Вольфа перед одноимённым театром в Нойштрелице.
По возвращении на родину в 1945 Вольф написал пьесы: "Последняя репетиция" - о личных судьбах и обществ, долге деятелей искусства (1946, Дрезден), "Как лесные звери" - о бессмысленной гибели немецкой молодёжи накануне капитуляции Германии (1948, Лейпциг), "Бургомистр Анна" - о новом в жизни немецкой деревни, ставшей на путь демократизации (1950, Дрезден), историческую трагедию "Томас Мюнцер" (1953, Немецкий театр, Берлин). Вольф дважды удостоен Национальной премии - в 1949 и в 1950. В 1949-1951 был первым послом ГДР в Польской Народной Республике. Для драматургии Вольфа после экспрессионистского периода характерна яркая политическая направленность, стремление ответить на злободневные проблемы современности, следовать подлинным фактам и документам. Вольф стремился раскрыть в первую очередь общественный идеал персонажей своих пьес, классовую основу их характеров. Образам пьес Вольфа иногда недостаёт психологической глубины. Однако в лучших его пьесах социально-типические черты обогащают индивидуально-психологическую разработку характеров. Плодотворное овладение методом социалистич. реализма, опытом советской литературы и театра позволило Вольфу стать одним из передовых драматургов Германии 20 в. Умер в Берлине 5 октября 1953 года. Произведения: 1917 Мохаммед (Mohammed) — пьеса; 1917 Лангемарк (Langemarck) — повесть; 1919 Кто ты? (Das bist du) — пьеса; 1919 Безусловность (Der Unbedingte) — пьеса; 1921 Чёрное солнце (Die Schwarze Sonne) — пьеса; 1922 Тамара (Tamar) — пьеса; 1923 Шкафная комедия (Die Schrankkomödie) — пьеса; 1923 Бедный Конрад (Der Arme Konrad) — пьеса; 1924 Героический эпос Ветхого Завета (Das Heldenepos des alten Bundes) — еврейский народный эпос; 1925 Творение (Kreatur) — роман; 1926 Собачья колонна (Kolonne Hund) — пьеса; 1926Эфир (Äther) — радиопьеса; 1927 Природа как врач и помощник (Die Natur als Arzt und Helfer) — книга о здоровом образе жизни; 1927 Коритке (Koritke) — пьеса; 1927 Борьба в Руре (Der Kampf im Kohlenpott) — новелла; 1928 СОС… приём, приём… Фойн — «Красин» спасает «Италию» (SOS … rao rao … Foyn — «Krassin» rettet «Italia») — радиопьеса; 1929 Цианистый калий (Cyankali) — пьеса; 1930 Матросы из Катарро (Die Matrosen von Cattaro) — пьеса; 1930 Тай Янг проснулся (Tai Yang erwacht) — пьеса; 1933 Профессор Мамлок (Professor Mamlock) — пьеса; 1934 Флоридсдорф (Floridsdorf) — пьеса; 1935 Троянский конь (Das trojanische Pferd) — пьеса; 1938 Двое на границе (Zwei an der Grenze) — пьеса; 1940 Бомарше (Beaumarchais) — пьеса; 1942 Русский тулуп (Der Russenpelz) — новелла; 1944 Возвращение сыновей (Heimkehr der Söhne) — пьеса; 1944Доктор Лили Ваннер (Dr. Lilli Wanner) — пьеса; 1945 Бедный Конрад (Der arme Konrad) — радиопьеса; 1945Профессор Мамлок (Professor Mamlock) — радиопьеса; 1945Что человек посеет (Was der Mensch säet) — пьеса; 1946 Последнее испытание (Die letzte Probe) — пьеса; 1946 Сказки для больших и маленьких детей (включая сказку «Рождественский гусь Августа») (Märchen für große und kleine Kinder (darin: Die Weihnachtsgans Auguste)) — сказки; 1947 Как дикие звери (Wie Tiere des Waldes) — пьеса; 1948 Козодой (Die Nachtschwalbe) — либретто к опере Бориса Блахера; 1949 Совет Богов (Der Rat der Götter) — сценарий для фильма; 1949Бургомистр Анна (Bürgermeister Anna) — комедия; 1952 Летающие блюдца (Предзнаменование) (Menetekel) — пьеса; 1952 Томас Мюнцер (Thomas Müntzer) — пьеса. Литература: Лацис А., Революционный театр в Германии, Москва, 1935; Ф.Вольф. Биобиблиографический указатель, Москва, 1956; PollatschekW., Das Buhnenwerk Friedrich Wolfs, В., 1958.

[508x700]
1888
Галатея Казандзаки (греческое имя — Γαλάτεια Καζαντζάκη; в девичестве - Алексиу, Αλεξίου)
греческая писательница. Родилась в городе Ираклион (остров Крит), в семье владельца типографии и книжной лавки; сестра Элли Алексиу; была женой Никоса Казандзакиса, а через много лет после развода с ним вторично вышла замуж. Дебютировала повестью «Смейся, паяц» («Ρίντι παλιάτσο», 1909), а в 1911 году в Афинах поставили её пьесу «За любую жертву» («Με καθε θυσια»). Среди её других ранних произведений — роман «Женщины» («Γυναίκες», 1933), сборник рассказов «С одиннадцати до часу дня» («11 π. Μ. — 1 μ. Μ.») и «Критические минуты» («Κρίσιμες στιγμές»). Все они посвящены преимущественно критике семейных и социальных отношений с позиций радикального демократизма, а также проблеме эмансипации женщин. С середины тридцатых годов стала участвовать в антифашистском движении; во время Второй мировой войны — участник Движения Сопротивления. Социалистические тенденции отразились на её сборнике «Мир, который умирает, и мир грядущий» («Ο κόσμος που πεθαίνει και ο κόσμος που έρχεται», 1963). Сборник драм Галатеи Казандзаки вышел в 1959 году под названием «Занавес» («Αυλαία»). Умерла в Афинах 17 декабря 1963 года. Сочинения: Но kósmos pu pethaínei ki ho kósmos pu érchetai, Athеna, 1963. Литература: Kordátos G., Historía tеs Neoellеnikеs logotechnías, t. `, Athеnai, 1962.

[503x700]
1888
Альфонсо Теха Сабре (испанское имя — Alfonso Teja Zabre)
мексиканский ученый. Родился в городе Сан-Луис-де-ла-Пас. По образованию юрист. В 1909 адвокат, затем сотрудник Национального музея археологии, истории и этнографии. В 1913—1914 депутат конгресса. В 1922—24 издатель газет "Демокрасия" ("Democracia") и "Универсаль" ("El Universal"). С 1925 профессор уголовного права и истории мексиканского Национального автономного университета. В 1928—1934 член Верховного суда. В 1934—1940 генеральный директор департамента информации МИД Мексики. Теха Сабре был членом Академии истории, языка и литературы, Академии уголовного права Мексики и Академии истории Колумбии. Автор ряда исторических работ, важнейшая — "История Мексики..." (1951), объективно отражающая общественные процессы (в последней ее главе "Новая идеология" изложены антиимпериалистические взгляды автора). Умер в Мехико 28 февраля 1962 года.

[476x700]
1889
Хайнрих Эмиль Бруннер (немецкое имя — Heinrich Emil Brunner)
швейцарский протестантский теолог, профессор Университета Цюриха. Известен своими трудами в области диалектического богословия. Эмиль Бруннер родился в Винтертуре, близ Цюриха. Учился в университетах Цюриха и Берлина. В 1913 году получил степень доктора богословия за диссертацию "Символическая составляющая в религиозном знании". С 1916 по 1924 г. служил пастором в деревне Обсталден (Obstalden) в кантоне Гларус (Glarus). В 1921 году Бруннер публикует работу "Опыт, знание и вера" - свое квалификационное сочинение (т.н. Habilitationsschrift - пост-докторальная диссертация, предъявляемая для получения постоянной должности (тенюре) профессора), и в 1922 году получает должность приват-доцента в Цюрихском университете. В 1924 году выходит еще одна книга: "Мистика и Слово" (Die Mystik und das Wort), в которой критикуется "либеральное богословие" Фридриха Шлейермахера. В том же году Бруннер становится профессором систематического и практического богословия университета Цюриха - пост, который он занимает вплоть до выхода на пенсию в 1953 году. В 1927 году выходят две книги Бруннера "Философия религии с точки зрения протестантского богословия" и "Посредник": объемное исследование личности и деятельности Христа. После поездок в качестве лектора по различным университетам Европы и США, Бруннер публикует сочинение "Бог и Человек" (1930) и в 1932 году "Божественный императив". Свои богословские изыскания Бруннер продолжил в работе "Мятежный человек" (1937) и "Истина как встреча" (1938). В течение одного года (1938-39) Бруннер преподавал в Принстонском университете в США. После войны Бруннер прочел курс лекций "Христианство и цивилизация" в рамках престижных гиффордских лекций в университете Святого Андрея в Эдинбурге (1946-1947). В 1946 году выходит первый том magnum opus Бруннера - 3-х томной "Догматики" - под названием "Христианское учение о Боге". Второй том - "Христианское учение о творении и искуплении" - вышел в 1950 году. В 1953 году он оставляет должность руководителя богословской кафедры и занимает место приглашенного профессора в недавно открывшемся Христианском университете в Токио, где преподает до 1955 года. После возвращения из Японии у Бруннера случилось кровоизлияние в мозг, которое серьезно ограничило возможность продолжать работу. В 1960 году был опубликован заключительный том "Догматики" - "Христианское учение о Церкви, вере и конце мира". Эмиль Бруннер скончался в Цюрихе 6 апреля 1966 года. Главным объектом критики Бруннера было "либеральное богословие" Фридриха Шлейермахера, который утверждал, что Бог познаваем естественными способностями человека. Богословие Бруннера - это последовательное обличение попыток постичь Бога своим разумом, без участия Откровения и поставить богопознание в зависимость от философии. "Если Бог таков... каким его представляет философия теизма, значит это не Бог библейского откровения, всемогущий Господь и Создатель, Святой и Милостивый. Но если мы говорит о Боге откровения, то это совсем не тот Бог, которого проповедует теистическая философия". Формулируя библейское, по его мнению, определение истины откровения, Бруннер заимствовал идеи двух мыслителей-экзистенциалистов - Фердинанда Эбнера и Мартина Бубера. Труд последнего "Я и Ты" оказал решающее значение на бруннеровскую концепцию истины как встречи Бога и человека. Чтобы познать природу божественного откровения необходимо различать два вида истины: "истина-оно" и "истина-Ты". Первое применимо к миру вещей, второе - миру людей. Между предметами и людьми существует фундаментальное различие. Бруннер считал, что проблемы современного богословия по большей части обусловлены мышлением, противопоставляющим субъект и объект познания, а затем подчиняющего один другому. Эта модель была заимствована из области неодушевленных предметов. В результате естественные науки стали считаться критерием истины, а независимый разум - единственным достойным методом познания. Однако богословие, которое отождествляет познание Бога с познанием предметов (подобно познанию космоса или элементарных частиц) оказывается в заведомо ложном направлении.Сама сущность христианства заключается в событии встречи человека с Богом. Богопознание глубоко личностно в том смысле, что оно выходит за рамки субъектно-предметного постижения, требуя личного решения, выбора и принятия на себя обязательств: "Истина как встреча - это не просто правдивая информация. Это истина, разрушающая безличные понятия истины и разума. Она может быть выражена только в форме Я-Ты". Истина, таким образом, переломный момент встречи человека с Богом, когда Бог говорит, а человек отвечает. Только такая истина отдает должное свободе, инаковости человеческой личности, при которой возможны подлинные взаимоотношения с Богом. "Эта истина приходит к человеку как призыв. Она не появляется как результат долгих раздумий, и потому с самого начала накладывает на меня определенные обязательства. По мнению Бруннера, слова и суждения о Боге не могут считаться откровением, поскольку неизбежно воплощают его в себе и возвращают в область материальных предметов. "Ни слово, ни речь не способны передать тайну Бога как Личности" Истинное откровение - это всегда событие личных взаимоотношений в момент встречи, преодолевающее субъектно-объектное деление и открывающее человеку Бога: "Откровение - это... не просто передача знаний. Это животворное, обновляющее общение" Такое откровение связано, несомненно, с воплощением Бога в Иисусе Христе и "внутреннем свидетельстве Святого Духа об Иисусе Христе". Последнее дает верующему возможность всегда находиться в присутствии Христа: "Только в этом Слове Святого Духа Божественное откровение в Иисусе Христе преображается в живое и действенное слово Божье, обращенное к человеку, в котором метафора исторического откровения Deus dixit (Бог сказал), превращается в Deus dicit (Бог говорит)". Главным в учении Бруннера об откровение была мысль о том,что Бог сообщает не набор сведений о Себе, а Самого Себя. Но может ли откровение обойтись без слов? Бруннер признавал, что знание о Боге, выраженное в словах - естественный результат встречи человека с Богом. Несомненно,она дает повод к размышлениям о Боге и их словесному выражению. Однако Бруннер настаивал на четком разделении буквального знания и откровения как такового: "Слово представляет собой опосредованное откровение, свидетельствующее об истинном откровении - Иисусе Христе, олицетворении Бога". "Слово, оформившееся в человеческую речь, является откровением лишь в косвенном смысле. Это откровение, свидетельствующее о Нем". Даже апостольское свидетельство, как бы важно ни было оно для нас, не должно становиться объектом веры, хотя он и составляет неотъемлемый элемент христианской веры. В связи с эти отношение Бруннера к Святому Писанию было двояким. С одной стороны Библия является незаменимым свидетельством о Боге и источником веры и богословских учений. Выполняя свои функции, Библия служит основой и критерием истинности христианского вероучения. Но, с другой стороны, Писание нельзя называть непогрешимым буквальным обращением Бога к человечеству. "Писание и, прежде всего, апостольское свидетельство о Христе - это "колыбель для Христа" (Лютер). Это "слово", вдохновленное Божьим Духом и одновременно принадлежащее человеку. Его "человеческая природа" придает ему слабость и несовершенство, свойственное всему человеческому". "Слово Писания не следует считать истиной в последней инстанции, поскольку верховным авторитетом остается сам Иисус Христос. Исследуя библейские учения, мы видим в Писании не авторитет, а источник той самой истины, которая и обладает непререкаемым авторитетом". Именно это категорическое разделение предметной и личностной верой было слабым местом учения Бруннера. Без вербального выражения божественное откровение не способно стать исповеданием и служить источником и нормой христианского вероучения. Оно превращалось в безмолвное чисто субъективное переживание. Несмотря на то, что и сам Бруннер осознавал "ахиллесову пяту" своего учения, он продолжал настаивать на невербальной природе откровения и несоответствия Божьего слова человеческому, библейскому. В результате он так и смог найти объективный критерий истинности христианского учения. "Лишь усилием воли Бруннер не допускал полного разрыва с традицией авторитетности Библии" Бруннер всегда стремился провести границу между своим вкладом в богословие и учением Карла Барта, делая упор на двух основных различиях: положением "общего откровения" и учения о Боге, в частности, об избрании и предопределении. Разрыв между Бруннером и Бартом произошел в середине 1930-х годов. Бруннер опубликовал эссе под названием "Природа и благодать, в котором утверждал, что Барт заблуждается, отрицая присутствие божественного откровения в природе, поскольку "в этом случае Слово Божье не могло бы проникнуть в сердце человека, полностью утратившего способность понять Бога. Представление обычного человека о Боге, законе и его собственной зависимости от Бога может быть сбивчивым и искаженным. Но и в таком виде оно необходимо в качестве точки соприкосновения с божественным откровением". На эссе Бруннера Барт ответил работой под названием "Нет!": "Я вынужден сказать "Нет!" Бруннеру, его друзьям и ученика, и всем, кто разделяет его точку зрения". Барт резко обвинил Бруннера в пособничестве "богословию компромисса", приведшему к капитуляции немецкой церкви перед нацисткой идеологией. Более того, он обвинил Бруннера в отрицании спасения по благодати через веру и возвращению к католическому или неопротестантскому (либеральному) учению о спасении, предполагавшему взаимодействие между благодатью и человеческими усилиями. "Если опытный пловец спас тонущего человека, вправе ли тот заявлять о своей "способности быть спасенным" на том лишь основании, что он человек, а не кусок свинца? Ведь для этого ему пришлось бы помочь своему спасителю, сделав хотя бы несколько движений! Неужели Бруннер действительно так думает?" Евангелие, писал Барт, не нуждается в иной точке соприкосновения с человеком, чем та которая возникает под действием Святого Духа, что каждый раз является чудом. Бруннер был глубоко задет резкими выпадами Барта. На протяжении всей своей деятельности он возвращался к ним в попытке прояснить свою позицию и высказать критику в адрес Барта. В первом томе своей "Догматики" он писал: "Барт, отстаивая главный для себя вопрос, по которому между нами существует полное и решительное согласие, увлекшись своей "генеральной уборкой", отбросил многое из того, что не имеет ничего общего с естественным богословием и, более того, является неотъемлемой частью библейской истины. Своим односторонним подходом в борьбе за правое дело он повредил библейскому богословию, чем создал лишние препятствия на пути распространения своих идей". Главным объектом критики Бруннера стало учение Барта об избрании, которое он считал совершенно необоснованным и ведущим к универсализму. Бруннер разработал собственное учение об избрании в противовес и Барту, и классической кальвинистской доктрине двойного предопределения. Недостаток этих теорий, по мнению Бруннера, заключался в том, что в попытке проникнуть в вечную суть божественного избрания их создатели вышли за пределы всего сказанного или подразумеваемого в божественном откровении. Бруннер отвергал всякую "логическую теорию" избрания в пользу, как он считал, в полном смысле слова диалектического, а потому библейского представления: "Вера в Иисуса Христа является залогом избрания, так же как неверие лишает человека возможности быть избранным. Другого избрания нет, как нет и других избранных, кроме верующих".

[525x700]
1890
Владимир Модестович Брадис
советский математик-педагог, член-корреспондент Академии Педагогических Наук СССР (с 1955 года). Родился в Пскове, в семье учителей начальной городской школы Модеста Васильевича и Елизаветы Васильевны Брадисов. В большой семье Брадисов Владимир был старшим. Учился в Псковской гимназии, но был исключён в 1907 году за распространение нелегальной литературы. В 1909 году он был сослан в Сибирь в Тобольскую губернию на три года под гласный надзор полиции. Вскоре в Сибирь последовал и его отец. Отбывать срок отцу и сыну было назначено в разных городах: Модест Васильевич в Туринске, а Владимир Брадис в посёлке Берёзов. Однако к 1910 году отец живёт в Туринске вместе с сыном Владимиром и приехавшими к ним дочерями, Ксенией и Елизаветой. В мае 1912 года Владимир Брадис выезжает в Псков, поступает на отделение математики физико-математического факультета Петроградского университета, который окончил в 1915 году. В 1920—1959 годах работал в Тверском институте народного образования (ныне Тверской государственный университет). С 1928 года — доцент, с 1934 года – профессор, с 1957 года — доктор педагогических наук. С 1959 года после ухода на пенсию, руководил аспирантами, в 1965—1971 годах был профессором-консультантом. Основные труды Брадиса посвящены теоретической и методической разработке вопросов повышения вычислительной культуры учащихся средней школы. Его «Методика преподавания математики в средней школе» переиздавалась много раз и переведена на другие языки.
[469x700]
В 1921 году впервые вышли его «Таблицы четырёхзначных логарифмов и натуральных тригонометрических величин», позднее издававшиеся под названием «Четырёхзначные математические таблицы». В 1937 году выпустил книгу (в соавторстве с А.К.Харчевой) «Ошибки в математических рассуждениях», в 1954 г. — «Средства и способы элементарных вычислений».Заслуженный деятель науки РСФСР (1957). Обладатель медали К.Д.Ушинского. Умер в Калинине 23 мая 1975 года.

[518x700]
1890
Иван Николаевич Филимонов
русский и советский невролог, невропатолог, нейроанатом, действительный член Академии Медицинских Наук СССР (1960), заслуженный деятель науки РСФСР. Родился в Москве. В 1914 окончил медицинский факультет Московского университета. Ученик Г.И.Россолимо. Один из организаторов Института исследований мозга В.И.Ленина Академии Медицинских Наук СССР, c 1927 до смерти в 1966 — заместитель директора, руководитель морфологического сектора института мозга и одновременно заведующий кафедрами нервных болезней Украинского психоневрологического института в Харькове (1932—1936), третьего, а затем в 1936—1941 — второго медицинских институтов в Москве.
Научная деятельность
Один из основоположников эволюционной нейроморфологии в СССР. Его труды посвящены изучению структуры и развития различных участков коры головного мозга в сравнительном ряду животных и человека, особенностей эмбрионального развития головного мозга и архитектоники его коры. И.Н.Филимоновым была предложена классификация формаций коры больших полушарий головного мозга, концепция мультифункциональности корковых структур и их вариабельности (изменчивости) у человека и животных. Внёс значительный вклад в развитие учения о локализации функций, клинико-морфологическое и клинико-физиологическое исследование центральной нервной системы. Провëл исследования поражений мозга, получившее название Синдром Филимонова, которое представляет собой сочетание вялой тетраплегии с центральным параличом мышц, иннервируемых черепными нервами, в том числе, тройничным, лицевым, языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, при полной сохранности сознания и функции глазодвигательного, блокового, отводящего и добавочного нервов; наблюдается при двустороннем поражении основания моста мозга в его средней трети. Фундаментально доказал, что функциональные поля, отвечающие за зрение, слух, обоняние и т. д., совпадают с морфологическими. Затем, исследовав в 1930-е годы по заказу ВКП(б) мозг умерших людей разных наций и рас (европеоиды, грузины, поляки, евреи), доказал наличие в них индивидуальной изменчивости. 2 марта 1953 года И.Н.Филимонов, как один из ведущих неврологов страны, был привлечен к лечению И.В.Сталина, у которого произошел инсульт на Кунцевской (Ближней даче). Филимонов входил в состав консилиума и комиссии, подписывавшей все бюллетени о состоянии здоровья Сталина, и заключение о причине его смерти, последовавшей в 21 час 50 минут 5 марта 1953 года. Умер в Москве 12 февраля 1966 года.
[525x700]
Похоронен на Новом Донском кладбище.
Награды: орден Ленина; медали СССР. Автор трудов по вопросам цитоархитектоники головного мозга, эпилепсии, атетоза, условных рефлексов, мышечного тонуса и др. Избранные научные труды: Die pathologischen und normalen Abwehrreflexe und die anatomischen Bedingungen ihrer Entstehung und Steigerung. Zeitschrift für die gesamte Neurologie und Psychiatrie 78, ss. 219—231, 1922; Zur Lehre über die Verteilung der Störungen der Schweissabsonderung bei organischen Erkrankungen des Nervensystems. Zeitschrift für die gesamte Neurologie und Psychiatrie 86, ss. 181—193, 1923; Zur Lehre von der sogenannten transcorticalen motorischen Aphasie. Zeitschrift für die gesamte Neurologie und Psychiatrie 86, ss. 194—210, 1923; Das extrapyramidale motorische System und die metameren Funktionen. Zeitschrift für die gesamte Neurologie und Psychiatrie 88, ss. 89-127, 1924; Klinische Beiträge zum Tonus-problem. Zeitschrift für die gesamte Neurologie und Psychiatrie 96 (1), ss. 368—421, 1925 DOI:10.1007/BF02896526; Zur embryonalen und postembryoalen Entwicklung der Großhirnrinde des Menschen. J. Psychol. Neur. 39, ss. 323—389, 1929; Атлас большого мозга человека и животных. Под редакцией С.А.Саркисова и И.Н.Филимонова. Москва: Издание Государственного Института мозга, 1937; Сравнительная анатомия коры большого мозга млекопитающих . Академия медицинских Наук СССР, 1949; Сравнительная анатомия большого мозга рептилий. Издательство Академии наук СССР, 1963; Избранные труды. Медицина, 1974; Анатомия и гистология нервной системы 1955. Литература: Памяти И.Н.Филимонова, «Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С.Корсакова», 1966, том 66, выпуск 6.

Bródy_Imre (532x700, 188Kb)
1891
Имре Броди (венгерское имя — Bródy Imre)
венгерский физик и инженер, который в 1936 году довёл до серийного производства криптоновую лампу — лампу накаливания, заполненную азотом с примесью криптона. Родился в городе Дьюла, Австро-Венгрия, ныне Венгрия. Имре Броди приходится племянником венгерскому писателю Шандору Броди. Получив образование в Будапеште, написал докторскую диссертацию на тему «Химическая константа одноатомных газов». Некоторое время преподавал в средней школе, после чего стал доцентом прикладной физики в Университете Науки, где проводил исследования в области удельной и молекулярной теплоёмкости. С 1920 года работал вместе с Максом Борном в Гёттингенском университете. Они совместно работали над динамической теорией кристаллической решётки. Вернувшись домой в 1923 году, он до самой смерти работал инженером научно-исследовательской лаборатории Tungsram в Будапеште, а в конце 1920-х возглавил «криптоновый проект» Tungsram — разработку высокоэффективных и долговечных криптоновых ламп накаливания. Лампы накаливания первой половины XX века заполнялись азотом, но уже в начале первой мировой войны Рихард Якоби предложил заполнять их смесью азота и инертных газов. В 1920-е годы подобные эксперименты велись во многих странах, используя наиболее доступный (но всё же неприемлемо дорогой в те годы) тяжёлый инертный газ — аргон. Жорж Клод первым предложил заменить аргон криптоном, что должно было снизить тепловые потери, а экспериментально эту идею первым проверил Броди. В феврале 1929 года он установил, что добавка криптона снижает не только тепловые потери, но и диффузию газа в вольфрамовую нить накала — что делало лампу более долговечной. 1 августа 1930 года Tungsram получила патент на изобретённую Броди криптоновую лампу. За простым по форме экспериментом последовала теоретическая проработка процессов, происходящих в смеси азота с малым (порядка нескольких процентов) количеством инертного газа. Броди теоретически и экспериментально доказал, что наибольший выигрыш достигается при использовании наиболее тяжёлого инертного газа — криптона; напротив, как показали опыты Броди и Эмиля Тейца (венг. Emil Teisz) 1931 года, наиболее лёгкий гелий для ламп накаливания неприемлем. В июле 1931 года лаборатория Броди изготовила шесть опытных криптоновых ламп; независимые испытания в берлинской лаборатории показали, что средний срок службы криптоновой лампы почти в четыре раза превосходит срок службы обычной лампы накаливания (1124 часа против 299 часов). К 1934 году Броди определил оптимальные конфигурации нитей накаливания и запатентовал ставшую классической грибовидную форму баллона криптоновой лампы, а затем предложил альтернативную эллипсоидную форму. До запуска криптоновой лампы в серию оставалось «всего лишь» довести себестоимость литра криптона с 800 рейхсмарок до не более 6 марок. Фирмы-производители газов (Linde, Air Liquide, IG Farben) считали задачу невозможной, и только в 1936 согласились построить в Айке завод по производству криптона. Завод, вступивший в строй весной 1938 года, юридически принадлежал Tungsram, но фактически контролировался Linde. По мнению Броди, Linde не смогла обеспечить должное качество газа. Он занялся разработкой нового способа получения криптона и в 1941 году, совместно с Тибором Михаловицем, предложил новую технологию, существенно отличавшуюся от технологии Linde. Планы Tungsram открыть в 1942 году второе, независимое от Linde, производство криптона не были реализованы из-за начала второй мировой войны. Несмотря на проблемы с заводом в Айке, в 1936 году Tungsram начал крупносерийное производство криптоновых ламп, а в 1938—1939 их выпуск достиг 4,7 млн штук (20 % от общего выпуска ламп накаливания на Tungsram). После вторжения немецких войск в Венгрию (март 1944 года) Tungsram устроила на территории завода в Будапеште убежище для сотрудников-евреев. Броди скрывался там от облав до сентября 1944 года (по другим источникам до 3 июля 1944). Узнав, что его жена и дочь арестованы, он вышел из подполья и ушёл в город, сказав «если их убьют, я уже не хочу жить…» (в английском переводе If they are slain I don’t want to live either). По утверждению доктора Иштвана Ваго, посещавшего лекции Броди в еврейском Открытом университете, Броди был арестован, отправлен в Освенцим и погиб там. В действительности он умер в концлагере Мюльдорф, входившем в «систему» лагеря Дахау, 20 декабря 1944 года. В его честь в 1950 году была учреждена Премия Имре Броди. Источники: Jeney, Karoly; Gaspar, Ferenc. The History of Tungsram: 1896-1945 Ed. Harkay, Istvan; Translation from English Dunay, Erwin. — Budapest: History Committe of Tungsram Co. Ltd., 1990. — 282 p. — ISBN 9620290340.

Полоз_Михайло (500x700, 319Kb)
1891
Михаил Николаевич Пооз (настоящая фамилия — Полозов; украинское имя — Миха́йло Микола́йович По́лоз)
украинский советский политический и государственный деятель, революционер. Из дворян. Православного вероисповедания. Сын губернского секретаря, акцизного чиновника. С юности участвовал в революционной деятельности. Уже в 1906 был членом Харьковского союза учащейся молодежи социалистов-революционеров, в 1908 впервые подвергся аресту. Имел незаконченное высшее образование. После окончания Харьковского реального училища поступил в Московский городской народный университет имени Петра Шанявского (1910—1912), затем был московским студентом Петровской сельскохозяйственной академии (1912—1915). Участник Первой мировой войны 1914—1918. В мае 1915 года мобилизован в армию и с 30.05.1915 служил в нижних чинах в 1-м запасном телеграфном батальоне инженерных войск (г. Москва), 13 мая 1916 Высочайшим Приказом произведён в прапорщики. Был командирован в Московскую авиационную школу военного времени, обучался лётному делу. Выдержав испытания на звание «лётчик», с 27 ноября 1916 назначен на службу в 10-й авиационный отряд истребителей военно-воздушного флота русской армии, в составе которого с 6 декабря 1916 в должности лётчика воевал на Румынском фронте, в полосе 6-й Армии. С апреля 1917 — член украинской партии эсеров (УПСР), входил в состав ЦК партии. Представлял УПРС в Центральной раде. В мае 1917 на Первом Всеукраинском военном съезде избран в украинский войсковой Генеральный комитет, впоследствии был представителем этого комитета при Временном Правительстве в Петрограде. Член Всероссийского Учредительного Собрания; избран по Полтавскому избирательному округу от украинских социалистов-революционеров и эсеров. Входил в левое крыло УПСР вместе с П.Любченко, В.Эллан-Блакитным, И.Михайличенко, С.Бачинским, А.Шумским и др., которое выступило за установление на украинских землях советской власти и против войны с Советской Россией. М.Полоз совместно с другими членами левой фракции, установив связи с Совнаркомом России и Народным Секретариатом, принимал участие в подготовке восстания в Киеве, целью которого был роспуск Центральной рады, арест членов Генерального Секретариата Центральной рады Украинской Народной Республики и передача власти на Украине Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. План был разоблачен и Полоз вместе с другими участниками заговора арестован, но вскоре освобожден. В начале 1918, при подходе к Киеву красногвардейцев М.Муравьева, арестован за связь с большевиками и приговорен к расстрелу, чудом спасся. В январе-феврале 1918 входил в состав украинской делегации в Бресте на сепаратных мирных переговорах с Германией и её союзниками (руководитель В.Голубович, Н.Левитский, Н.Любинский, А.Севрюк). С августа 1919 — один из руководителей Украинской партии социалистов-революционеров (боротьбистов). В марте 1920 вместе с П.Любченко выступил против самоликвидации партии. Из тактических соображений вступил в Коммунистическую партию (большевиков) Украины (КП(б)У). В 1923 году — делегат XII съезда РКП(б). В 1927—1934 — член ЦК КП(б)У. С 1919 года входил в состав Правительства Украинской ССР, был одним из руководителей ВСНХ Украинской ССР. Позже — полномочный представитель Украинской ССР в Москве (1921—1923), член Совета труда и обороны, председатель Госплана Украины (1923—1925), нарком финансов Украинской ССР (1925—1930), заместитель председателя бюджетной комиссии ЦИК СССР (1930—1934). Будучи специалистом лётного дела, заложил основы для развития гражданской авиации на Украине. Активно пропагандировал внедрение новых советских самолетов на авиалиниях СССР, в частности — самолета К-5 производства Харьковского авиационного завода.
Poloz01 (700x539, 143Kb)
М.Н.Полоз с дочерью Радой. 1933.
12 января 1934 был арестован органами НКВД, обвинён в принадлежности к «украинской войсковой организации — УВО» и попытке создать Украинскую буржуазно-демократическую республику, покушении на руководителей партии и правительства, осуждён на 10 лет лагерей и сослан на Соловки. Жена Полоза, как участница оппозиции Сталину, была арестована на год раньше мужа и осуждена с группой И.Н.Смирнова. Расстреляна в Магадане 17 ноября 1937 года. 9 октября 1937 решением особой тройки УНКВД по Ленинградской области 1116 соловецких заключенных, в том числе и М.Н.Полоз, были приговорены к расстрелу. Расстрелян в лесном урочище Сандармох, Карелия, 3 ноября 1937 года. 8 марта 1957 — посмертно реабилитирован.

Hans_Freiherr_von_Funck (416x700, 160Kb)
1891
Ханс Фрайхерр фон Функ (немецкое имя — Hans Freiherr von Funck)
немецкий военачальник, участник Первой и Второй мировых войн, генерал танковых войск, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями. Родился в городе Аахен, Рейнская провинция, королевство Пруссия, Германская империя.
Первая мировая война
3 августа 1914 года, прервав обучение в университете, поступил добровольцем на военную службу, в кавалерийский полк. С октября 1914 — на фронте, в декабре 1914 — тяжело ранен. С июня 1915 — лейтенант. С октября 1917 — командир пулемётного эскадрона в драгунском полку. За время войны награждён Железными крестами обеих степеней.
Между мировыми войнами
В 1919 году воевал против поляков в добровольческой «Железной дивизии», тяжело ранен. Продолжил службу в рейхсвере (в кавалерии). В 1936-39 годах — военный атташе в Испании (во время гражданской войны, награждён немецким Золотым Испанским крестом с мечами и двумя медалями Испании), с января 1939 — полковник.
Вторая мировая война
С октября 1939 года — командир танкового полка. Участвовал во Французской кампании, награждён планками к Железным крестам обеих степеней (повторное награждение). С ноября 1940 — командир танковой бригады, с января 1941 — генерал-майор. В январе-феврале 1941 — бои в Африке. С февраля 1941 — командир 7-й танковой дивизии (в Германии). С 22 июня 1941 года участвовал в Великой отечественной войне. Бои в Литве, затем под Смоленском. В июле 1941 — награждён Рыцарским крестом (№ 356). Затем бои в районе Вязьмы и под Москвой. С января 1942 года — 7-я танковая дивизия вела бои в районе Ржева. С июня по декабрь 1942 — дивизия на отдыхе во Франции. В сентябре 1942 фон Функ произведен в генерал-лейтенанты. С января 1943 года — дивизия в боях на южном участке Восточного фронта. За бои под Харьковом в марте 1943 года фон Функ награждён Золотым немецким крестом. В июле 1943 — бои на южном фасе Курской дуги, в августе 1943 года фон Функ награждён Дубовыми листьями (№ 278) к Рыцарскому кресту. В сентябре-ноябре 1943 — в командном резерве.
С декабря 1943 года — командир 23-го армейского корпуса, с марта 1944 — командующий 47-го танкового корпуса, произведён в звание генерал танковых войск. С июня 1944 — бои в Нормандии. С сентября 1944 — в командном резерве. С 28 февраля 1945 — в отставке из-за последствий тяжёлых ранений. 8 мая 1945 года взят в советский плен.
После войны
Отпущен из советского плена в Западную Германию в октябре 1955 года. Умер в городе Фирзен, Северный Рейн-Вестфалия, ФРГ, 14 февраля 1979 года. Награды: Железный крест (1914) II класса (12 июня 1915) (Королевство Пруссия); Железный крест (1914) Iкласса (2 декабря 1917); Ганзейский крест Гамбурга; Нагрудный знак «За ранение» (1918) в серебре (Германская империя); Почётный крест Первой мировой войны 1914/1918 с мечами (1934); Медаль «За выслугу лет в вермахте» с IV по I класс; Медаль «За Испанскую кампанию» (Королевство Испания); Военная медаль (Королевство Испания); Испанский крест в золоте с мечами; Пряжка к Железному кресту (1939) II класса (15 мая 1940); Пряжка к Железному кресту (1939) Iкласса (29 мая 1940); Нагрудный знак «За танковую атаку» в серебре; Медаль «За зимнюю кампанию на Востоке 1941/1942»; Немецкий крест в золоте (14 марта 1943); Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями; рыцарский крест (15 июля 1941); дубовые листья (№ 278) (22 августа 1943). Литература: Fellgiebel, Walther-Peer (2000). Die Träger des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939—1945. Friedburg, Germany: Podzun-Pallas. ISBN 3-7909-0284-5.

Kurt von der Chevallerie (437x700, 114Kb)
1891
Курт фон дер Шевалери (немецкое имя — Kurt von der Chevallerie)
немецкий офицер, участник Первой и Второй мировых войн, генерал пехоты, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями.
Начало военной карьеры
В феврале 1910 года поступил на военную службу, фанен-юнкером (кандидат в офицеры), в гвардейский гренадерский полк. С августа 1911 — лейтенант.
Первая мировая война
Командовал ротой. В июле 1915 — ранен. С августа 1915 года — старший лейтенант. С июля 1916 года — на штабных должностях. С сентября 1918 года — капитан. За время войны награждён Железными крестами обеих степеней и ещё двумя орденами.
Между мировыми войнами
Продолжил службу в рейхсвере. К началу Второй мировой войны — начальник отдела генштаба сухопутных сил, генерал-майор.
Вторая мировая война
С декабря 1939 года — командир 83-й пехотной дивизии. В мае-июне 1940 года — участвовал во Французской кампании. Награждён планками к Железным крестам обеих степеней (повторное награждение). С декабря 1940 года — командир 99-й лёгкой пехотной дивизии. С января 1941 года — генерал-лейтенант. С 22 июня 1941 года — участвовал в германо-советской войне. Бои на Украине. В октябре 1941 года — награждён Рыцарским крестом. С 28 декабря 1941 года — командир 59-го армейского корпуса, с февраля 1942 года — в звании генерал пехоты. Бои в районе Великих Лук, Велижа. В январе 1943 год — тяжело ранен. Осенью 1943 года — бои на Украине (в районе Киева). В декабре 1943 года — награждён Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. В феврале-апреле 1944 года — в командном резерве. С 21 апреля 1944 года — командующий 1-й танковой армией (бои на западной Украине). С июня 1944 года — командующий 1-й армией (во Франции). 6 сентября 1944 года — отправлен в резерв фюрера. 31 января 1945 года — уволен с военной службы. 18 апреля 1945 года — погиб в городе Кольберг, Восточная Пруссия, Третий рейх, в результате бомбардировки. Награды: Железный крест 2-го класса (1 октября 1914) (Королевство Пруссия); Железный крест II класса (12 декабря 1915) (Королевство Пруссия); Нагрудный знак «За ранение» (1918) чёрный; Княжеский орден Дома Гогенцоллернов почётный крест с мечами (22 июля 1918); Крест «За военные заслуги» III класса с лаврами (военными украшениями) (1917) (Австро-Венгрия); Почётный крест Первой мировой войны 1914/1918 с мечами; Медаль «За выслугу лет в вермахте» с IV по I класс; Медаль «В память 1 октября 1938 года»; Пряжка к Железному кресту II класса (12 июня 1940); Пряжка к Железному кресту U класса (12 июня 1940); Нагрудный знак «За ранение» (1939) чёрный (16 января 1943); Медаль «За зимнюю кампанию на Востоке 1941/1942»; Орден Короны Италии крест великого командора (27 августа 1940) (Королевство Италия); Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями; рыцарский крест (23 октября 1941); дубовые листья (№ 357) (19 декабря 1943). Литература: Fellgiebel, Walther-Peer. Die Träger des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939—1945. Friedburg, Podzun-Pallas, 2000. ISBN 3-7909-0284-5

Шмырёв (521x700, 126Kb)
1891
Минай Филиппович Шмырёв (партизанский псевдоним - "Батька Минай")
один из выдающихся организаторов партизанского движения в Белоруссии во время Великой Отечественной войны, командир партизанского отряда и 1-й Белорусской партизанской бригады. Родился в деревне Пунища Велижского уезда, ныне Витебского района Витебской области Белоруссии, в крестьянской семье. Белорус. Член ВКП(б)/КПСС с 1920 года. Образование начальное. В 1913 году призван в русскую армию. Участник 1-й мировой войны 1914-1918 годов. С 1918 года в Красной Армии, участвовал в Гражданской войне 1918-1920 годов в боях против белогвардейских войск генералов Краснова и Юденича. В 1921-1923 годах - командир отряда по борьбе с бандитизмом на Витебщине. С 1923 года М.Ф.Шмырёв - заведующий волостным земельным отделом, председатель колхоза, директор льнозавода, картонной фабрики в Витебской области. В первые дни Великой Отечественной войны М.Ф.Шмырёв ("Батька Минай") стал организатором партизанского движения в родной республике. 9 июля 1941 года в посёлке Пудоть Суражского района Витебской области под его командованием из рабочих картонной фабрики был сформирован партизанский отряд. В июле 1941 года отряд М.Ф.Шмырёва уничтожил кавалерийское подразделение противника, разгромил вражескую автоколонну и сжёг мосты через pеки Усвяча, Туровка, Шляхотка. В течение августа - сентября 1941 года партизаны Батьки Миная провели 27 боёв, уничтожили более 100 гитлеровцев и их пособников, 14 автомашин, 18 цистерн с горючим, 8 мостов. 12 сентября 1941 года отряд, разбившись на 3 группы, стремительной атакой ворвался в посёлок городского типа Сураж, разгромил районную управу и казарму немецких солдат. 8 апреля 1942 года по указанию Центрального Комитета Коммунистической Партии Белоруссии отряд М.Ф.Шмырёва объединился с партизанскими отрядами Суражского района - А.П.Дика, Д.Ф.Райцева и М.Ф.Бирюлина, образовав 1-ю Белорусскую партизанскую бригаду под командованием Миная Филипповича Шмырёва.
[700x525]
К этому времени партизаны освободили территорию 15-и сельских Советов в Суражском, Миховском и Витебском районах, образовав первый на Витебщине Суражский партизанский край. На освобождённой партизанами территории была восстановлена Советская власть, которая сохранялась вплоть до прихода Красной Армии. 1-я Белорусская партизанская бригада Батьки Миная создала на участке Усвяты - Тарасенки, вошедшие в историю Великой Отечественной войны, "Суражские (Витебские) ворота", - 40-километровый участок вдоль берега Западной Двины, через который можно было свободно переходить из оккупированной немецко-фашистскими войсками Белоруссии на освобожденную и контролируемую Красной Армией территорию. Через "Суражские ворота" на Большую землю уходили мирные жители, новобранцы, перегонялся скот, вывозилось зерно, здесь же партизаны получали оружие, проходили армейские диверсионно-разведывательные группы. Эти "ворота" просуществовали около шести месяцев, до сентября 1942 года. Командуя крупным партизанским соединением, мужественный партизанский комбриг пережил страшную человеческую трагедию: взятые в заложники его четверо несовершеннолетних детей - дочери Лиза, Зина, сыновья Серёжа, Миша, а также сестра и мать жены были расстреляны фашистами... С октября 1942 года М.Ф.Шмырёв - в Центральном штабе партизанского движения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Шмырёву Минаю Филипповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4377). После войны на советской и хозяйственной работе. Избирался членом Центрального Исполнительного Комитета Белорусской ССР 11-го созыва, депутатом Верховного Совета Белорусской ССР 2-5-го созывов. Жил в городе Витебске (Белоруссия). Скончался в Витебске 3 сентября 1964 года.
[525x700]
Похоронен на воинском кладбище «Успенская горка» в Витебске (Белоруссия). На памятнике указана неверная дата рождения М.Ф.Шмырёва.
Награждён 4 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалями. Почётный гражданин города Витебск (26 июня 1964). В Витебске именем славного земляка - Героя Советского Союза М.Ф.Шмырёва названы улица, парк, открыт областной мемориальный музей.
[525x700]
Бюст Героя установлен в городе Витебск (Белоруссия) во дворе Музея М.Ф.Шмырёва (улица Чехова, дом 4). Скульптор З.И.Азгур, архитектор З.Озерова.



В 1971 году на студии "Беларусьфильм" снят художественный фильм "Батька".
[700x503]
Стихотворение белорусского поэта Аркадия Кулешова "Баллада о четырех заложниках", посвящённое детям Батьки Миная, взятым фашистами в заложники и безвинно расстрелянным, заканчивающееся словами:
"Перад бацькам Мінаем...
...Станьце усе бацькi на каленi", -
в советские годы ХХ-го века знал наизусть каждый белорусский школьник.
[700x525]
Обелиск с бронзовыми барельефами Лизы, Зины, Сережи и Миши Шмырёвых установлен на территории Суражской средней школы. Сочинение: Витебские ворота. - в книге: Из истории партизанского движения в Белоруссии (1941-1944 годов). Минск, 1961.

Sarra_Lebedeva (700x560, 174Kb)
1892
Сарра Дмитриевна Лебедева (девичья фамилия – Дормилатова)
русская советская художница, мастер скульптурного портрета. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), член-корреспондент Академии художеств СССР (1958). Родилась в Санкт-Петербурге, Российская империя, в семье чиновника, личного дворянина; отец, Дмитрий Иванович Дармолатов († 1914) — коммерции советник, член правления Азовско-Донского коммерческого банка. В семье росли четыре дочери — Сарра, Анна, в будущем поэтесса и переводчик, и сёстры-близнецы Вера (1895—1919) и Надежда (1895—1922), в будущем жена врача-гигиениста Евгения Эмильевича Мандельштама (1898—1979), брата Осипа Мандельштама. Сарра училась в Школе рисования, живописи и скульптуры Михаила Бернштейна и Леонида Шервуда (1910—1914), работала в скульптурной мастерской Василия Кузнецова (1914). С 1925 года жила в Москве. С 1926 года член Общества русских скульпторов. Участвовала в реализации плана «монументальной пропаганды». В межвоенное двадцатилетие создала множество портретов своих современников: Вяч. Иванова (1925), Феликса Дзержинского (гипс, 1925), Александра Цюрупы (1927), Абрама Эфроса (гипс, 1927), Валерия Чкалова (1937), Соломона Михоэлса и Веры Мухиной (оба — гипс, 1939), Александра Твардовского (гипс, 1943 и мрамор, 1950), Владимира Татлина (известняк, 1943—1944), Мариам Асламазян (1949), Константина Паустовского (1956) и др. К лучшим образцам русской мемориальной пластики принадлежит изваянное Лебедевой надгробие Бориса Пастернака на Переделкинском кладбище (песчаник, 1965).
Sarra_Lebedevaмогила_Пастернака (466x700, 362Kb)
Надгробие Пастернака на Переделкинском кладбище
Надгробие представляет собой стелу строгих форм с романтичным профилем поэта в технике углублённого рельефа. К 40-летней годовщине смерти Пастернака (2000 год) памятник работы Лебедевой, к тому времени нуждавшийся в реставрации, был заменён точной копией работы скульптора Дмитрия Шаховского. Лебедевой же принадлежит портрет Пастернака, выполненный из известняка (1961—1963). Умерла Лебедева в Москве 7 марта 1967 года.
Sarra_Lebedevaгроб (525x700, 406Kb)
Похоронена на участке 4 Новодевичьего кладбища.
Творчество
В раннем творчестве испытала влияние импрессионизма, затем увлеклась кубизмом. С начала 1920-х годов стремилась в своих работах «соединить художественные открытия этих течений с последовательно реалистическими принципами изображения». Работы С.Д.Лебедевой отличает тонкий психологизм, обобщение и сложное структурное понимание натуры, что органично сочетаясь в пластике мастера, даёт самобытное, глубокое проникновение в выразительный внутренний строй личности портретируемого.
Семья
С 1914 по 1925 год была замужем за художником Владимиром Лебедевым.
Sarra_LebedevaБюст музыканта (472x700, 182Kb)
Бюст музыканта А.Каплана (музей-квартира Гольденвейзера)
Произведения: «Робеспьер» (рельеф, гипс тонированный, 1920); «Краснофлотец-ударник Власов» (1931); «Девочка с бабочкой» (1936); «Портрет В. П. Чкалова» (1936—1939); «Шахтёр» (1937); «Фигура со знаменем (А.Г.Стаханов)» (1939); Сарра Лебедева — автор проектов памятников Александру Пушкину (1937—1938) в Михайловском, Феликсу Дзержинскому (1940), Антону Чехову (1944—1945) в Москве (не установлены); памятника на могиле Бориса Леонидовича Пастернака, бюста Ивана Мичурина. Литература: Терновец Б., С.Лебедева, Москва — Ленинград, 1940; Посмертная выставка произведений С.Д.Лебедевой. 1892—1967. Каталог, (Москва, 1969); (Алпатов М.В. и др.), Сарра Лебедева, Москва, 1973.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 23 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»