1878
Михаил Георгиевич Церетели (грузинское имя — მიხეილ გიორგის ძე წერეთელი; немецкое имя — Michael von Zereteli)
грузинский князь, историк, филолог, социолог, публицист и дипломат. Родился в селе Цхруквети, Кутаисская губерния, Российская империя. Из княжеской семьи. Младший брат Василия Церетели (1862—1937). Окончил Гейдельбергский университет (1911 год), в 1913 году защитил диссертацию. В 1914—1918 годах преподавал в Гейдельбергском университете. Одновременно с этим в 1914—1917 годах был одним из лидеров Комитет независимости Грузии; в этом качестве тайно посетил Грузию для переговоров с лидером грузинских меньшевиков Ноем Жорданией. После объявления независимости Грузии в 1918 году был послом Грузинской Демократической Республики в Швеции и Норвегии, затем в 1919 году вернулся в Грузию в качестве профессора Тбилисского университета.
Члены грузинской дипломатической делегации в Берлине, 1918 год. Стоят, слева-направо: Спиридон Кедиа, Георгий Мачабели и Михаил Церетели. Сидят, слева-направо: Нико Николадзе, Акаки Чхенкели и Зураб Авалишвили
После оккупации Грузии советскими войсками в марте 1921 года эмигрировал. В 1921—1933 годах профессор Брюссельского, в 1933—1945 годах — Берлинского университета. С 1945 года жил и работал в Мюнхене. В годы эмиграции входил в организацию грузинских политических эмигрантов в Европе — Грузинский национальный комитет. В 1925—1954 годах был одним из лидеров грузинской патриотической политической организации «Тетри Гиорги» («Белый Гиорги»). Умер в Мюнхене 2 марта 1965 года. Похоронен на Левильском кладбище.
Научная деятельность
Научные труды Церетели посвящены истории Грузии и вообще Кавказа. Он, в частности, опубликовал сравнительный анализ шумерского и грузинского языков (монография «Шумерский и грузинский», Тифлис, 1912, на грузинском языке; дополненный английский перевод — в лондонском «Journal of the Royal Asiatic Society», выпуски 45-48, 1913—1916), монографию «Страна хеттов, её народы, языки, история и культура» (Стамбул, 1924, на грузинском языке), книги «Грузия и мировая война» (нем. Georgien und der Weltkrieg; Цюрих (по другим сведениям Потсдам), 1915) и «Расовые и культурные проблемы Кавказа» (нем. Rassen- und Kulturprobleme des Kaukasus; Берлин, 1916, издание Германско-грузинского общества). В 1955 году Церетели издал свой перевод поэмы Шоты Руставели «Витязь в тигровой шкуре» на немецкий язык (Der Ritter im Pantherfell. München, 1955).
Церетели сидит крайний справа
Сочинения: Sumerian and Georgian: a study in comparative philology // JRAS, 1913—1916 — № 45-48; Georgien und der Weltkrieg. [Potsdam], [1915] (2-е издание — Weimar: Kiepenheuer, 1916; английская версия — Georgia and the war. Zürich: Orient Publishing Company, 1916); La Géorgie et la guerre actuelle. Zürich: Orient-Verl., 1915 (2-е издание — Lausanne: Libraire Nouvelle, 1917); Rassen- und Kulturprobleme des Kaukasus // Osteuropäische Zukunft, 1916 — № 3-5. S. 38-40, 57-59, 75-78; Rassen- und Kulturprobleme des Kaukasus. Berlin: Welt-Verlag, 1916; Les droits du peuple géorgien: rapport présenté au IIIe congrès de l’Union des Nationalités tenu à Lausanne au mois de juin 1916. Lausanne: Union des Nationalités, 1916; Die Befreiung Polens und das Nationalitätenprinzip bei den Zentralmächten und bei der Entente. Bern: F. Wyss, 1917; Die Rechte Georgiens. Berlin: Der neue Orient, 1917; Gilgamesiani. Babilonusi eposi. Istanbul, 1924; Die neuen ḫaldischen Inschriften König Sardurs von Urarṭu (um 750 v. Chr.): Ein Beitrag zur Entzifferung des Ḫaldischen. Heidelberg: C. Winter, 1928; Études Ourartéennes. Paris: Pr. Univ. de France, 1953—1959; Das Leben des Koenige Dawith (Dawith II. 1089—1125)// Bedi Kartlisa (Revue de Kartvelologie), 1957 — № 2-3, pp. 45-73; Das Sumerische und das Georgische // BK, 1959 — № 32-33.
Литература о М.Церетели: Леван З. Урушадзе, К истории грузинской ратриотической политической организации «Тетри Гиорги».- Ж. «Амирани», XXI, Монреаль-Тбилиси, 2009, страницы 166—204 (на грузинском языке); Леван З. Урушадзе, Бессмертие духа (Михако Церетели), издательство «Артануджи», Тбилиси, 2012, 258 сттаниц. (на грузинском языке).
[501x700]
1880
Дэвид Генри Келлер (David Henry Keller, M.D)
американский психиатр, автор многих научных и научно-фантастических произведений. Дэвид Генри Келлер родился в Филадельфии. Окончил медицинское училище. Специализировался в области психоанализа, издал несколько работ, посвященных сексуальному поведению человека. Во время Первой мировой войны работал над проблемой «военных психозов», опубликовал множество специальных работ по этой теме. В качестве хобби доктор Келлер занимался генеалогическими изысканиями и написанием фантастических рассказов, которые долго и безуспешно пытался опубликовать в различных pulp-журналах — до тех пор, пока ему не попался на глаза один из первых номеров «Amazing Stories». Этот журнал не только принял его рассказы, но и вскоре сделал его одним из самых публикуемых своих авторов — Хьюго Гернсбек считал его классиком научной фантастики, и это как раз тот случай, когда его точку зрения разделяли даже его оппоненты. Дебютный рассказ доктора Келлера «Восстание пешеходов» («The Revolt of Pedestrains», опубликован на русском языке) появился в феврале 1928 года. Уже в летнем номере «Amazing Stories Quarterly» того же года был опубликован целый цикл из четырех детективно-фантастических рассказов о сыщике Тэйне (цикл был потом продолжен), затем публикации произведений Келлера стали привычным украшением очередных номеров научно-фантастических журналов. Кроме того, Келлер активно сотрудничал с журналом «Weird Tales», для которого писал рассказы ужасов — и многие из них, благодаря его глубокому знанию человеческой психологии, по литературным достоинствам оставляли далеко позади то, что он делал в области научной фантастики. В отличие от многих пришедших в фантастику «технарей», Келлер не разделял восторженный взгляд на светлое «научное» будущее человечества. Многие из его произведений антиутопичны и пессимистичны. Это проявилось и в его крупных произведениях. В дебютном романе «Очеловеченные термиты» («The Human Termites», 1929) на людей напали социально организованные насекомые, в повести «Жизнь вечная» («Life Everlasting», 1934) людям приходится выбирать между личным бессмертием и способностью к размножению — и так далее. В период становления научной фантастики как самостоятельного направления массовой литературы, творчество Дэвида Келлера оказало на неё весьма существенное «облагораживающее» воздействие, противопоставив ряду обычно поверхностных и литературно слабых текстов произведения интеллектуальные, точные по языку и в лучшем смысле этого слова профессиональные. В 1940—1950-х годах лучшие рассказы Дэвида Келлера вышли в нескольких авторских сборниках. Романы его большей частью переизданы не были. Несколько его рассказов были опубликованы под псевдонимами «Генри Сесил» (Henry Cecil) и «Эми Уорт» (Amy Worth). Дэвид Генри Келлер скончался в Стродсбурге (штат Пенсильвания, США) 13 июля 1966 года.
Крупные произведения: 1929 — «Очеловеченные термиты» («The Human Termites», «Science Wonder Stories», с продолжением с сентября по ноябрь); 1929 — «Мощный прожектор» («The Thought Projector», отдельной брошюрой); 1931 — «Железное проклятие» («The Metal Doom», «Amazing Stories», с продолжением с мая по июль); 1931 — «Прожектор времени» («The Time Projector», совместно с Дэвидом Лассером, «Wonder Stories», июль-август); 1940 — «Дьявол и доктор» («The Devil and the Doctor», отдельным изданием); 1949 — «Вечное противостояние» («The Eternal Conflict», отдельным изданием); 1949 — «Гомункулус» («The Homunculus», отдельным изданием); 1950 — «Решение за дамой» («The Lady Decides», отдельным изданием).
Сборники: 1939 — «Знак пылающего оленя» («The Sign of the Burning Hart»); 1939 — «Истории из подлеска» («Tales from Underwood»); 1947 — «Жизнь вечная» («Life Everlasting»); 1948 — «Охотники-одиночки и Бездна» («The Solitary Hunters & The Abyss», две повести); 1969 — «Фолсом Флинт» («The Folsom Flint»); 1978 — «Последний чародей» («The Last Magician»).

1880
Джон Хьюитт (John Hewitt)
южноафриканский и малайзийский зоолог-герпетолог и археолог британского происхождения. Открыватель ряда новых видов змей, а также археологических культур — уилтонской и Ховисонс-Порт. Родился в Дронфилде близ Шеффилда, Англия. В 1903 году окончил с отличием Колледж Иисуса (Jesus College) Кембриджского университета со специализацией в естественных науках. С 1905 по 1908 годы занимал должность куратора Саравакского музея в г. Кучинг (Саравак, Малайзия). В 1909 году переехал в ЮАС, где занял должность ассистента куратора Трансваальского музея (англ. Transvaal Museum) в Претории. В 1910 году назначен на должность директора Музея Олбани (Albany Museum) в Грэхэмстауне, с которой ушёл в отставку в 1958 году. Был одним из членов-основателей Южноафриканской музейной ассоциации. После его ухода с должности директора в 1958 году в честь него назвали новое крыло Музея Олбани. В сотрудничестве с К.У.Уилмотом раскопал пещеру на ферме Уилтон, находки в которой были отнесены к ранее неизвестной уилтонской культуре. Вместе с преподобным А.П.Стэплтоном опубликовал первое сообщение о культуре Ховисонс-Порт — одной из древнейших культур, созданных человеком современного типа. Его дочь Флоренс Эллен Хьюитт (1910—1979) была преподавателем и альгологом. Джон Хьюитт умер в городе Грэхэмстаун, ЮАР, 4 августа 1961 года.
Библиография: Kraig Adler (ed.): Contributions to the History of Herpetology, Society for the Study of Amphibians and Reptiles, St. Louis, Mo. 1989, p. 80.
[499x700]
1882
Мартин Кок (шведское имя — Martin Koch)
шведский писатель-прозаик, считается родоначальником шведской пролетарской литературы. Родился в Стокгольме. В молодости был разнорабочим, затем изучал искусство в колледже, активно участвовал в деятельности общества трезвости. В 1921—1928 жил в Париже. По своим политическим взглядам Кок — социал-демократ. В первом же своем романе «Эллен» («Ellen», 1911) Кок дал реалистическую картину жизни стокгольмских рабочих. В течение последующих десяти лет он издал немалое число романов и повестей на ту же тему, среди которых выделяются наиболее значительные: «Рабочие. История ненависти» («Arbetare», 1912), первый шведский «роман о коллективе» («kollektivroman»), рисующий коллективный портрет рабочего класса; «Долина лесорубов. История их культуры» («Timmerdalen»,1913), описание крупных стачек на лесоразработках в 1879 и 1907 гг.; «Романтические письма» («Romantiska brev», 1915) посвящен проблеме участия буржуазной интеллигенции в рабочем движении; «Прекрасный Божий мир. История о добре и зле» («Guds vackra värld», 1916), наиболее крупный и сложный роман, посвящён описанию преступности в городских трущобах и благотворного влияния религиозной веры на низы общества. Религиозная тема, появившаяся в этом произведении, становится ведущей в романах «Кроткие люди» («Fromma människor», 1918), «Легенда» («Legend», 1920). Последняя книга Кока — «Мауриц» («Mauritz», 1939) — автобиографична. Умер в городе Хедемура 22 июня 1940 года.
Сочинения: Valda verk, deel 1—7, Stockh., 1940—1941.
Литература: Granlid H.O., Martin Koch och arbetarskildringen, Stockh., [1957]; Matthis H. P., Martin Koch, romantikern, «Ny Dag», 1955, 25 maj, № 119; Sundström E., Radikalism och religiositet, Stockh., [1961].
[565x700]
1883
Юбер Мари Эжен, граф Пьерло (французское имя — Hubert Marie Eugène, Le comte Pierlot; нидерландское имя — Hubert Pierlot)
бельгийский валлонский политический деятель, премьер-министр страны в 1939—1945 годах (во время Второй мировой войны и немецкой оккупации Бельгии). Родился в коммуне Бертри, Нёшато, Люксембург, Валлония, Бельгия. Стал депутатом Палаты представителей в 1925 году, затем — сенатором от провинции Люксембург (1926—1936) и от Арлона (1936—1946). Также возглавлял министерство внутренних дел (1934—1935), министерство сельского хозяйства (1934—1935; 1936—1939), а также министерство иностранных дел (1939). Во время войны и немецкой оккупации у Пьерло, сторонника непримиримой борьбы с нацистами, возник серьёзный конфликт с королём Леопольдом III. Вскоре Пьерло уехал в Лондон, где возглавил правительство Бельгии в изгнании до самого конца войны. Умер в коммуне Уккел 13 декабря 1963 года.
Награды: Командор ордена Леопольда I; Офицер ордена Короны (Бельгия) Офицер ордена Леопольда II; Большой крест ордена Дубовой короны; Кавалер Большого креста ордена Южного Креста; Кавалер Большого креста ордена Нидерландского льва; Командор Большого креста ордена Полярной звезды; Кавалер Большого Креста ордена Почётного легиона; Кавалер орденской цепи Короны.

1883
Ялмар Аксель Фриц Седеркруна (шведское имя — Hjalmar Axel Fritz Cedercrona)
шведский гимнаст, чемпион летних Олимпийских игр 1908. Родился в городе Хорн, Швеция. На Играх 1908 в Лондоне Седеркруна участвовал только в командном первенстве, в котором его сборная заняла первое место. Умер в Йёнчёпинге, Швеция, 24 мая 1969 года.
1884
Эрнест Пейн (Ernest Payne)
британский велогонщик и футболист, чемпион летних Олимпийских игр 1908. Родился в городе Вустер, Англия. На Играх 1908 в Лондоне Пейн соревновался в велоспорте в четырёх дисциплинах. Он стал чемпионом в командной гонке преследования, а также дошёл до полуфиналов заездов на 660 ярдов, 5000 м спринта. После Олимпийских игр Пейн занялся футболом и провёл за «Манчестер Юнайтед» 2 матча и забил 1 гол. Умер в родном городе 10 сентября 1961 года.
1885
Лукас Фредрик Кристиан Нильсен (датское имя — Lukas Fredrik Christian Nielsen)
датский гимнаст, чемпион летних Олимпийских игр 1920 года и бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1912 года в командном первенстве по произвольной системе. Участвовал также в командном первенстве на Олимпиаде 1908 года (4-е место). Умер в Копенгагене (Дания) 29 сентября 1964 года.

1885
Ольга Афанасьевна Петлюра (до замужества — Бельская)
российский и украинский педагог, общественный деятель, жена главы Директории УНР Симона Петлюры и мать эмигрантской поэтессы Леси Петлюры. Принимала активное участие в жизни украинских эмигрантов в Париже. Родилась в селе Малая Девица, близ города Прилуки Полтавской губернии (современный Прилукский район Черниговской области Украины), в семье учителя Афанасия Бельского Она рано осиротела и воспитывалась в доме бабушки в Прилуках. Здесь она с отличием окончила гимназию и стала учительницей младших классов. Спустя некоторое время Ольга приехала в Киев с целью поступление на Высшие женские курсы, но в силу материальных затруднений была вынуждена устроиться на работу в частную гимназию Жеребецкой. В 1908 году, находясь в гостях у своих дальних родственников в Киеве, познакомилась с Симоном Петлюрой. В 1910 году вышла за него замуж. Обвенчавшись, супруги переехали сперва в Санкт-Петербург, а потом в Москву. Здесь Петлюра занялся редакцией организованного украинской общиной журнала «Украинская Жизнь». Оба супруга активно участвовали в жизни украинской диаспоры в Москве: устраивали концерты, литературные вечера.

Ольга Петлюра с дочерью Лесей
В 1911 году в семье родился первый и единственный ребёнок — дочь Леся. Воспитанию дочери Ольга уделяла особое внимание. Она разговаривала с ней только на украинском, читала ей украинские книги, прививала украинские традиции. В детстве Леся носила преимущественно традиционную украинскую одежду.
УНР
В 1917 году вскоре после Февральской революции семья Симона Петлюры вновь перебралась в Киев. Отдавая должное положению своего супруга, она старалась не только поддерживать его, но и принимать участие в общественной жизни новообразованной Украинской Народной Республики. В январе 1918 года, незадолго до занятия Киева большевиками, руководство УНР покинуло столицу. Чтобы не обременять мужа, Ольга с семилетней дочерью осталась в Киеве. На протяжении полутора лет они жили под чужой фамилией, часто меняя место жительства, ночуя у друзей и спасаясь от преследований. В 1919 году друзья Петлюры помогли его семье переехать из Киева в Прагу.
Эмиграция
В 1924 году семья Петлюры последний раз сменила место жительства, обосновавшись в Париже. Чтобы заработать на жизнь, Ольга Афанасьевна зарабатывала вышиванием. Часть денег уходила на обучение дочери, занимавшейся с частными преподавателями. 25 мая 1926 года Симон Петлюра был убит еврейским поэтом Самуилом Шварцбурдом. Это сильно отразилось на здоровье его вдовы: она тяжело заболела, начала терять слух. В довершение к этому её дочь заболела чахоткой. Она продолжала жить с этой болезнью до 1941 года, после чего скончалась в возрасте неполных 30 лет. Впоследствии её останки были перенесены на кладбище Монпарнас и захоронены по соседству с могилой Симона Петлюры. Ольга Афанасьевна Петлюра умерла в Париже 23 ноября 1959 года. Она была похоронена в семейной могиле на кладбище Монпарнас рядом с мужем и дочерью.
[700x700]
1885
Мохан Шамшер Джанг Бехадар Рана (непальское имя — मोहन शमशेर जङ्गबहादुर राणा)
непальский военачальник и государственный деятель, премьер-министр Непала и министр иностранных дел (1948—1951). Старший из пяти сыновей в семье Чандры Шамшера Раны (премьер-министр Непала в 1901—1929) и его первой жены Чандра Лока Бхакта. Последний в непальском правительстве представитель консервативной семьи Рана, контролировавшей страну более века и превратившей королевскую власть в номинальную. В апреле 1948 года, после отставки его дяди Падмы Шамшера занял пост премьер-министра Непала, на котором оставался до 1951 года. В результате конфликта с королем Трибхуваном в 1950 году вынудил монарха с сыном Махендрой бежать в Индию и объявил новым королем его трехлетнего внука — Гьянендру. В начале 1951 года, после заключения в Дели трехстороннего договора между Моханом Шамхером, королем и Непальским конгрессом, Трибухван вернулся на родину и к концу 1951 года. сумел отстранить семью Рана от власти, лишив ее представителей наследственных должностей и привилегий, предоставленных во времена правления Джанг Бахадур Рана. 14 декабря 1951 года Мохан Шамшер отправился в добровольное изгнание в Индию, где и умер в Бангалоре 6 января 1967 года. Мохан Шамшер был женат на Дикшье Кумари (Dikshya Kumari), от которой имел двух сыновей и шестерых дочерей. Среди его внуков — непальский политик Пушупати Шамшер Рана, отец Девьяни Рана — невесты наследного принца Дипендры. Награды и звания: 1924 — Рыцарь-командор Ордена Индийской империи (Великобритания); 1936 — Nepal Long Service Medal и Королевская юбилейная медаль (Непал); 1937 — Рыцарь Большого Креста Ордена Британской империи (Великобритания); Большой крест Ордена Облака и Знамени (Тайвань); 1937 — Рыцарь — великий командор Ордена Индийской империи (Великобритания); 1948 — Главнокомандующий Ордена «Легион почёта» (США); 1949 — Кавалер большого креста Ордена Почётного легиона (Франция); 1950 — Рыцарь большого креста Ордена Нидерландского льва (Нидерланды); 1950 — Рыцарь большого креста Ордена Бани (Великобритания).
[462x700]
1885
Джордж Лоренцо Ингрем Цундель (George Lorenzo Ingram Zundel)
американский миколог и фитопатолог. Джордж Цундель родился в городе Бригам-Сити (штат Юта, США). Учился в Колледже Бригама Янга, с 1909 года в Сельскохозяйственном колледже Юты (ныне Университет штата Юта). В 1911 году получил степень бакалавра. Преподавал ботанику в колледже, затем — биологию в средней школе Бригам-Сити. В 1913 году переехал в Нью-Йорк, через два года получил степень магистра в Корнелльском университете. В 1926 году стал учиться в Йельском университете. Получил степень доктора философию за работу, посвящённую грибам-устомицетам. С 1928 по 1946 работал в Колледже Пенсильвании, затем ушёл на пенсию по состоянию здоровья. Цундель скончался в Бригам-Сити (штат Юта, США) 10 марта 1950 года. Виды грибов, названные в честь Дж.Цунделя: Zundeliomyces Vánky, 1987; Zundelula Thirum. & Naras., 1952 [syn. Dermatosorus Sawada, 1949]; Sorosporium zundelianum Cif., 1933 [syn. Sporisorium tembuti (Henn. & Pole-Evans) Vánky, 2007]; Sphacelotheca zundelii Hirschh., 1986, nom. Inval; Sporisorium zundelianum Vánky, 1995; Tilletia zundelii Hirschh., 1943.
Литература: Stevenson, J.A. (1951). «George Lorenzo Zundel, 1885—1950». Mycologia 43 (1): 1—4.
[492x700]
1886
Николай Петрович Мацокин
российский и советский синолог и японовед. Профессор Государственного Дальневосточного университета и ряда других московских вузов. Имеет более ста научных работ по востоковедению – учебных пособий, статей и рецензий. В сферу его научных интересов входили: лингвистика, этнография, экономика, мифология и история Китая и Японии. Одним из первых предпринял попытку применить к японскому языку методы теоретической лингвистики. «Будь силен — вот единственный долг человека. Будь силен — вот что следовало бы сказать всякому, появляющемуся на свет.» — Н.П.Мацокин «Дерзновения» Николай Петрович Мацокин родился в Киеве. Его отец, врач-венеролог, Пётр Григорьевич Мацокин (1859 — около 1917) служил военврачом, имел чин надворного советника, а среди своих наград — золотую медаль графа Д.А.Толстого за ученый труд «Метисы забайкалья». По аттестату об окончании гимназии во Владивостоке Николай Мацокин в 1905 году поступает в Харьковский университет на естественно-исторический факультет. Вскоре он переводится на естественное отделение физико-математического факультета, а спустя год на юридический факультет. В 1907 году Николай Мацокин оставляет учёбу в Харьковском университете и уезжает во Францию, в Дижон, для изучения французского языка в частном порядке.
[700x572]
Николай Мацокин — студент Восточного института.
Подписано для своей первой жены Анастасии:
"Дорогой Нацѣ от Коли.
Владивосток 1908-VIII-28
Свѣтланская 49"
В начале 1908 г. у Николая и его первой жены Анастасии (1889–1966) в Полтаве рождается сын – Григорий Мацокин (1908–1939). Позже, в 1908 году, Николай Мацокин уезжает на учёбу во Владивосток в Восточный институт, где он учится по японо-китайскому разряду, изучая ещё и тибетский язык. Среди его преподавателей известные востоковеды Е.Г.Спальвин и Н.В.Кюнер. Заканчивает институт в 1912 году, однако, из-за несложившихся отношений с профессурой, диплом получает только четыре года спустя. По окончании Восточного института поступает на работу в Управление Восточно-Китайской железной дороги (КВЖД) в городе Харбине на должность переводчика японского языка. В 1910—1911 гг. Николай Мацокин побывал в Японии с целью совершенствования японского языка. В 1916 году он был награждён японским орденом за участие в русско-японской конференции в Токио и Сеуле, в качестве переводчика. В 1917 году Николай Мацокин был назначен помощником главного редактора газеты «Юань-дунь-бао» — органа железной дороги, издававшейся в Харбине на китайском языке. Также сотрудничает в харбинском журнале «Вестник Азии» Общества русских ориенталистов. В 1919 году был уволен за критику финансовой политики КВЖД в газете «Новая жизнь»]. После увольнения уезжает из Харбина и устраивается на работу лектором японского языка в Иркутском университете. Летом 1920 года ведёт занятия на курсах восточных языков (с сентября 1920 года — факультет). В это же время курсы японского языка посещал известный чешский писатель Ярослав Гашек. В конце 1920 года Николай Мацокин уезжает во Владивосток, где профессор Е.Г.Спальвин рекомендует своего любимого ученика доцентом на кафедру этнографии и географии стран Дальнего Востока в ГДУ (бывший Восточный институт). Вскоре он выступает с критикой «реакционной и монархической профессуры», с которой у него не сложились отношения ещё в период его учёбы. В результате Мацокин был уволен, хотя, по ходатайству профессора Спальвина, ему было разрешено читать лекции в этом же университете. С 1922 по 1923 год Николай Мацокин занимает должность помощника заведующего отделением Дальневосточного телеграфного агентства ДАЛЬТА (ныне ТАСС) в Иокогаме в Японии. В августе 1923 года восстанавливается на работе в ГДУ, практически через три года после увольнения, но к работе так и не приступает. В период с 1924 г. по октябрь 1927 г. работает сначала переводчиком, а затем драгоманом в генконсульстве СССР в Харбине. В 1928—1930 гг. снова работает в ГДУ, где становится внештатным профессором по кафедре японского языка, а после ликвидации ГДУ в феврале 1930 года, переезжает в Москву и преподаёт японский язык в Московском институте востоковедения и других московских вузах. В июле 1931 г. в квартире Мацокина останавливается подруга его жены – Лютгарда Пашковская, которая сразу попадает в поле зрения НКВД из-за частых контактов с сотрудниками японского посольства, ставших иногда посещать и квартиру профессора. В результате Николай Мацокин был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии в сентябре 1931 года. При обыске у него было найдено 850 долларов и револьвер системы «Браунинг». И хотя доказательств работы на японцев найдено не было, профессор Мацокин был приговорён к десяти годам в ИТЛ, но был освобождён условно-досрочно 19 марта 1934 года. «Скорее всего, к этому времени относится упоминание о нём в мемуарах Н.Е.Семпер-Соколовой, которая брала у Мацокина уроки японского: Моим учителем... был дальневосточный профессор Николай Петрович Мацокин, автор нескольких книг и статей по этнографии Азии. Тоже высокий, но плотный мужчина лет сорока пяти. Бритый, небрежно одетый в какую-то фуфайку; общительный, энергичный. Он жил в захолустном, сплошь деревянном Самарском переулке, за парком ЦДКА... На первом этаже одного домика, в просторной, почти не обставленной, но полной книг комнате жили вдвоем Мацокин и его жена — француженка Эрнестина Коффруа, красивая брюнетка, получившая образование в Сорбонне...» Из материалов уголовного дела известно, что женой Мацокина впоследствии была Сенторен Андрэ Петровна, работавшая библиотекарем в Московском энергетическом институте.
[700x475]
Фото из следственного дела Николая Мацокина, 1937 г.
Николай Петрович Мацокин был арестован второй раз 26 июля 1937 года во время «Большого террора». Около полугода до этого, в январе 1937 г. генеральным комиссаром госбезопасности становится Николай Ежов, и аресты «врагов народа», независимо от их уровня, начинаются по всем организациям. А после начала японо-китайской войны 7 июля 1937 г. волна арестов востоковедов значительно возрастает. Как известно, оперативный приказ №00593, положивший начало массовых репрессий бывших сотрудников КВЖД (харбинцев), выходит 20 сентября 1937 г. В этот раз Мацокин снова был обвинён в шпионаже в пользу Японии и приговорён к высшей мере наказания Военной коллегией Верховного суда СССР 8 октября 1937 года. Дело рассматривалось в особом порядке. Обвинителем был Прокурор СССР Вышинский, а вёл процесс председатель Военной коллегии Верховного Суда СССР Ульрих. Приговор был приведён в исполнение в тот же день. 12 мая 1992 года Комиссия по реабилитации определила, что Николай Петрович Мацокин был осуждён необоснованно, а 18 мая 1992 года заключением Прокуратуры Российской Федерации он был реабилитирован. Наиболее полная и подробная оценка научной деятельности Н.П.Мацокина дана профессором Осакского университета А.С.Дыбовским, который характеризует его как человека «исключительных способностей и амбиций, широких научных интересов, глубоких и разносторонних знаний, феноменальной работоспособности». Первые работы Николая Мацокина опубликованы ещё во время его обучения в Восточном институте (1908—1912). Работы по этнографии и антропологии: «Отношения полов до брака в некоторых малороссийских деревнях», 1909 г.; «Материнская филиация у китайцев, корейцев и японцев» 1910 г.; «Материнская филиация в Восточной и Центральной Азии», 1911 г. На основании двух последних работ Николай Мацокин констатирует, что «три главных народа Дальнего Востока» — китайский, корейский и японский в ходе их эволюции имели «строй, основанный на происхождении по матери». Одной из наиболее известных работ Николая Мацокина является «Японский миф об удалении богини солнца Аматерасу в небесный грот и солнечная магия». Эта работа была опубликована в 1921 г. в «Известиях восточного факультета ГДУ». На основе анализа этого мифа Н.П.Мацокин проводит некоторые лексические сходства с меланезийским наречием, а также сходства между японским, монгольским и турецким языками. По мнению профессора А.С.Дыбовского, Николай Мацокин вполне может считаться предшественником Е.Д.Поливанова, в деле формулирования гипотезы о малайско-полинезийском субстрате в происхождении японского языка. Работы по лингвистике и учебные пособия: Учебное пособие «Вырезки из японских газет и журналов: пособие для студентов японского отделения восточного факультета ДВГУ. Часть 1. Текст» Владивосток, 1928 г. Книга: «Морфология японского глагола» Владивосток, 1929 г. В книге дано критическое описание истории изучения японского глагола в работах зарубежных и отечественных японоведов, учтено мнение японских языковедов, а также представил свой вариант синхронного описания морфологии японского глагола настоящего времени. Всего Н.П.Мацокиным опубликовано около 20 переводных работ с французского, японского, китайского и английского языков, многие из которых были сделаны ещё в студенческие годы. Это в основном переводы по экономике, этнографии и социологии. В период работы в Харбине (1912–1918) и (1923–1927) он активно занимается анализом публикаций в японской прессе, высказываний японских политиков, учёных и обозревателей. Пишет целый ряд обзорных статей: «Граф Окума и японское самомнение», 1913 г.; «Японские вымыслы и их виновники», 1915 г.; «Японцы о японо-американской войне», 1924 г.; «Японцы о японо-американской сухопутной войне», 1925 г.; «Общественные деятели Японии о русско-японском соглашении», 1926 г.; «Классовая борьба в деревне и аграрные конфликты», 1927 г. Всего Н.П.Мацокиным было написано более 30 рецензий по востоковедению, что говорит о его высокой компетентности в этой области. Но, некоторые его последние рецензии, относящиеся к 1935 году, отличаются высокой политизированностью и не всегда обоснованной критикой многих советских востоковедов. Скорее всего, после нескольких лет заключения, проведённых в НКВД, чувство самосохранения заставляет его занять конформистскую позицию по отношению к советской власти. Как пишет профессор С.И.Кузнецов, «Вполне вероятно, что Мацокин против своей воли использовался НКВД для развёртывания масштабных репрессий против советской японоведческой школы, особенно против её дальневосточной части». Рецензия Н.П.Мацокина на «Учебник японского языка» П.А.Гущо и Г.С.Горбштейна была опровергнута тридцатью семью советскими востоковедами. В рецензии учебник характеризовался как «собрание терминологического хлама, а авторы обвинялись в протаскивании японского национализма, пособничестве британскому империализму и в насаждении феодализма в советской науке». К сожалению, личное дело Мацокина, как сотрудника ИНО ОГПУ, по-прежнему засекречено, но из материалов его уголовного дела известно, что он состоял на службе в резидентуре ОГПУ во время своего второго пребывания в Харбине (1923—1927). В этот период, скорее всего приблизительно в 1924 г., Николай Мацокин встречает своего старого знакомого по Владивостоку, бывшего подполковника белогвардейской контрразведки, а тогда уже переводчика советского консульства в Харбине – Василия Крылова, который предложил Мацокину работу в консульстве. После этого Николай Мацокин становится сотрудником резидентуры ИНО ОГПУ. Будучи на службе в ИНО ОГПУ, Николай Мацокин сочетает свои научные интересы с разведывательно-аналитической работой. Его внимание сконцентрировано на изучении всех аспектов внутренней и внешней политики Японии, её военного и экономического потенциала и военной доктрины. Постоянно анализирует иностранные газеты и журналы по экономике, политике и социологии, которые служили для него ценным источником оперативной информации. Не остаются без его внимания публикации японских авторов и события, происходящие в Японии. Его интересует, как японцы относятся к проблемам животноводства в Китае и какие перспективы решения продовольственной проблемы видят японцы от развития рисоводства в Приморье. Таким образом, как утверждает профессор А.С.Дыбовский, именно научная компетенция Николая Мацокина могла оказывать влияние на дальневосточную политику СССР. Об этом пишет и сам Николай Мацокин в своей жалобе из тюрьмы: «...Никто из товарищей из ИНО не будет отрицать, что моя искренняя и честная работа имела большое значение для принятия правильной линии в дальневосточной политике СССР...». Примерно в августе 1927 года Николай Мацокин переезжает во Владивосток. Как пишет в своей работе «Кто Вы товарищ «Профессор»?» историк отечественных спецслужб А.М.Буяков, примерно во второй половине 1927 года во Владивостоке был организован Дальневосточный сектор ИНО ОГПУ, один из агентов которого, под псевдонимом «Профессор», был квалифицированным переводчиком, крупным языковедом и известным японистом. «Профессор» был официально устроен на работу доцентом на восточный факультет ДВГУ. Это даёт возможность предположить, что речь могла идти только об одном человеке — Николае Петровиче Мацокине. Данных о ликвидации Дальневосточного сектора ИНО ОГПУ найти не удалось, но известно, что продолжая службу в ИНО, в августе 1930 г. Николай Мацокин был переведён в распоряжение центрального аппарата этого же ведомства в Москве, а уже в октябре 1930 г. становится профессором японского языка в Московском институте востоковедения. 19 января 1932 г. Николай Мацокин был приговорён к десяти годам ИТЛ, но фактически наказание отбывал во внутренней тюрьме НКВД на Лубянке. Всё это время он продолжал выполнять обязанности переводчика ИНО ОГПУ и получать жалование. В начале 1934 года он был освобождён условно-досрочно, а 1 ноября 1934 г. «в связи с ослаблением зрения», прослуживший около десяти лет в разведке, профессор Мацокин был официально уволен из органов. «Меморандум Танака» По мнению писателя-историка А.Е.Куланова, Николай Мацокин мог иметь отношение к расшифровке и анализу сотен, добытых советскими разведчиками ценных японских и китайских секретных документов. Одним из таких мог являться обнародованный уже гораздо позже «меморандум Танака», якобы составленный японским премьер-министром Танака Гиити и представленный им императору Хирохито в 1927 году. Хотя сегодня историками убедительно доказано, что советская разведка за большие деньги купила умело сфабрикованный документ одновременно в Харбине и Сеуле, есть косвенные подтверждения тому, что именно Мацокин согласился подтвердить подлинность этого «меморандума». Подтверждением причастности Мацокина к анализу документов подобного уровня, может служить и то, что перед своим отъездом из Харбина в том же 1927 году, Николай Мацокин был награждён высшим чекистским органом — Коллегией ОГПУ — золотыми часами, наградой, которой не удостаивался даже работавший по «параллельному» ведомству Зорге. После его второго ареста 26 июля 1937 г. следователей особенно интересовало, какую информацию Мацокин мог передать японцам во время работы переводчиком в резидентуре в Харбине. По мнению А.Е.Куланова, наибольший интерес мог вызвать документ, ставший сюрпризом для самих японцев. Речь идёт, опять же, о «меморандуме Танака». Возможно, именно поэтому дело Мацокина стало делом государственной важности и рассматривалось в особом порядке Военной коллегией ВС СССР.
Литература: Алпатов В.М. Репрессированные японисты // Япония. 1989 : Ежегодник. — Москва: Наука, 1991. — Страницы 310—319; Буяков А.М., Шинин О.В. Деятельность органов безопасности на Дальнем Востоке в 1922—1941 годах. — Москва: Кучково поле, 2013. — 432 страницы — (Спецслужбы вчера и сегодня). — ISBN 978-5-9950-0321-2; Дыбовский А.С. и др. О трудах и направлениях научно-исследовательской деятельности Николая Петровича Мацокина (1886−1937) // Дыбовский А С. (составитель) Пути развития востоковедения на Дальнем Востоке России = ロシアの極東における東洋学の行方 : Сборник статей и библиография. — Владивосток: Дальневосточный университет, 2014. — Страницы 170—189, 337—344. — ISBN 978-5-906739-18-6, УДК 94 (5), ББК 63.3 (5); Кузнецов С.И. Репрессированные востоковеды Иркутского университета: Н.П.Мацокин и Е.С.Нельгин // Иркутский государственный университет Сибирская ссылка : Сборник научных статей. — Иркутск: Оттиск, 2009. — Страницы 451—463; Куланов А.Е. В тени Восходящего солнца. — Москва: Вече, 2014. — 372 страницы. — (Гриф секретности снят). — ISBN 978-5-4444-1958-8, УДК 94 (47), ББК 67.401.212; Куланов А.Е. Неуживчивый профессор: биография Н.П.Мацокина в материалах уголовных дел // Кистанов В.О. Япония наших дней № 1(15) : Ежеквартальный сборник. — Москва: Институт Дальнего Востока Российской Академии наук, 2013. — Страницы 81—91. — ISBN 978-5-8381-0238-6, УДК [308+32/33+908] (520), ББК 66.3 (5Япо); Семпер-Соколова Н.Е. Лицом к лицу с мечтой. Воспоминания о Хидзиката Ёси (1933-1937) // Давыдов М. Academic Electronic Journal in Slavic Studies : Сайт. — Toronto: University of Toronto, 1989; Хаматова А.А. Преподаватели и выпускники-китаеведы университета в 20−30-е годы прошлого века // Дыбовский А.С. (составитель) Пути развития востоковедения на Дальнем Востоке России = ロシアの極東における東洋学の行方 : Сборник статей и библиография. — Владивосток: Дальневосточный университет, 2014. — Страницы 47—67. — ISBN 978-5-906739-18-6, УДК 94(5), ББК 63.3(5).
[548x700]
1886
Альберт Эренштейн (немецкое имя — Albert Ehrenstein)
австрийский писатель и поэт, один из представителей литературного экспрессионизма. Альберт Эренштейн родился в Вене, в семье еврея-кассира. Изучал историю и философию. Привлёк внимание К. Крауса, который опубликовал стихотворение Эренштейна в своём журнале. Подружился с Оскаром Кокошкой и другими экспрессионистами. Известность ему принёс рассказ «Тубуч» (1911), один из первых образцов экспрессионистской прозы. Карл Краус в рецензии на эту книгу писал: «…появилось новое поэтическое дарование, которое первым же своим словом порывает со сферой, где искусство довольствуется тем, чтобы служить необязательным приложением к чему-то, что, хотя само по себе никакой ценности не имеет, почитается за главное и называется жизнью. Здесь же мы видим нечто нераздельное: как некий человек сам создает себе жизнь, которую он отвергает, но к которому она достаточно добра, чтобы разговаривать с ним голосом „денщика“, и как человек этот от совершеннейших пустяков открашивает себе видения, будто бы перед ним были не пустяки, а райское золотое древо жизни; такой подход — по крайней мере в той области, где болтуны и психологи привыкли обрабатывать уже готовые материалы, — есть нечто новое и волнующее. Реальная Линцерштрассе для этого Карла Тубуча вмещает в себя больше неба и земли, чем любая бескрайняя страна, которая может пригрезиться тем, кто умеет грезить» — Карл Краус. «Факел», 1912, № 343. Выступал против империалистической войны и в поддержку революции. В 1920-е годы много путешествовал, увлёкся китайской культурой. В 1934 году посетил СССР. При нацистах творчество Эренштейна было запрещено, после скитаний по Европе он уехал в США. После войны Эренштейн пытался вернуться домой, но не нашёл издателя и умер в Нью-Йорке в бедности 8 апреля 1950 года. Похоронен в Лондоне. Основные произведения: Tubutsch, 1911 (veränderte Ausgabe 1914, häufige Neuaufl.); Der Selbstmord eines Katers, 1912; Die weiße Zeit, 1914; Der Mensch schreit, 1916; Nicht da nicht dort, 1916; Die rote Zeit, 1917; Den ermordeten Brüdern, 1919; Karl Kraus 1920; Die Nacht wird. Gedichte und Erzählungen, 1920 (Sammlung alter Arbeiten); Der ewige Olymp. Novellen und Gedichte, 1921 (Sammlung alter Arbeiten); Wien, 1921; Die Heimkehr des Falken, 1921 (Sammlung alter Arbeiten); Briefe an Gott. Gedichte in Prosa, 1922; Herbst, 1923; Menschen und Affen, 1926 (Sammlung essayistischer Werke); Ritter des Todes. Die Erzählungen von 1900 bis 1919, 1926; Mein Lied. Gedichte 1900—1931, 1931; Gedichte und Prosa. Hg. Karl Otten. Neuwied, Luchterhand 1961. Переводы на русский язык: Тубуч: Новелла / Перевод Евгения Воропаева // Иностранная литература. — 2011. — № 4; Стихотворение «Вечернее озеро» в переводе Т.Чурилина
[525x700]
1887
Джон Кромвелл (John Cromwell; настоящее имя — Элвуд Дэйгер Кромвелл, Elwood Dager Cromwell)
американский актёр, режиссёр и продюсер театра и кино, работавший на протяжении 1910-70-х годов. По словам кинокритика Хэла Эриксона, «первую фазу своей карьеры Кромвелл провёл как романтический театральный актёр». Как отмечает сайт «Turner Classic Movies», «добившись успеха на бродвейской сцене (в качестве актёра, режиссёра и продюсера), в конце 1920-х годов в возрасте 40 лет Кромвелл отправился в Голливуд, где стал способным мастером по созданию изысканных, порой исключительных студийных картин, обладая особым талантом добиваться поразительно сильной актёрской игры даже от посредственных актёров». Кинокритик Джон Хопвуд отмечает, что «как режиссёр Кромвелл избегал броской операторской работы, так как считал, что она отвлекает как от самой истории, так и от игры актёров». А «кинокритик Эндрю Саррис обобщил карьеру Кромвелла словами „шерше ля фамм“, подразумевая, что у него был талант добиваться первоклассной игры от актрис». Типичными в этом плане, по мнению Сарриса, стали его «режиссёрские работы „Энн Викерс“ (1933) с Айрин Данн, „Бремя страстей человеческих“ (1934) с Бетт Дэвис, и „Я мечтаю слишком много“ (1935) с оперной дивой Лили Понс». Однако Хэл Эриксон считает, что такая "оценка Сарриса была ограниченной: Кромвелл также умел делать и мужские исторические драмы, такие как «Пленник Зенды» (1937) и «Линкольн в Иллинойсе» (1940). Кроме того, Кромвелл был одним из заметных представителей жанра фильм нуар, о чём свидетельствуют его картины «Алжир» (1938), «Рассчитаемся после смерти» (1947) и «В клетке» (1950). В 1938 году фильм Кромвелла «Пленник Зенды» (1937) на Венецианском кинофестивале был номинирован на Кубок Муссолини как лучший иностранный фильм, в 1946 году его фильм «Анна и король Сиама» (1946) был номинирован на Гран-при Каннского кинофестиваля, а в 1950 году «В клетке» (1950) был номинирован на премию Золотой лев Венецианского кинофестиваля. Джон Кромвелл родился в Толидо, штат Огайо, США. В 1912 году Кромвелл дебютировал на Бродвее в спектакле «Маленькие женщины», который стал хитом и выдержал 184 представления. В 1913 году он впервые выступил в качестве театрального режиссёра, поставив пьесу «Написанная женщина», которая выдержала всего два представления и была снята со сцены. В 1914 году Кромвелл поставил (сыграв также в нём одну из ролей) спектакль «Слишком много Куков», который добился большого успеха и был показан 223 раза. В общей сложности «между февралём 1914 года и октябрём 1971 года Кромвелл сыграл в 38 бродвейских постановках, поставил в качестве режиссёра 11 спектаклей и был продюсером ещё семи». «Вершинами бродвейской актёрской карьеры Кромвелла были многократные роли в пьесах Бернарда Шоу. В частности, он сыграл Чарльза Ломакса в оригинальной бродвейской версии пьесы Шоу „Майор Барбара“ (1915), и капитана Кирни в спектакле „Обращение капитана Брассбаунда“ (1916). Позднее Кромвелл сыграл в бродвейских постановках пьес Шоу „Святая Иоанна“ (1936) и „Пигмалион“ (1945)». Кроме того, как пишет Хопвуд, «Кромвел неоднократно выходил на сцену в постановках по произведениям Вильяма Шекспира: он играл Париса в „Ромео и Джульетте“ (1935), Розенкранца — в „Гамлете“ (1936) и Леннокса — в „Шотландской пьесе“ по „Макбету“ (1948) с Майклом Редгрейвом в главной роли». В 1927 году Кромвелл играл в успешном спектакле «Рэкет», который выдержал 119 представлений. Впоследствии по этой пьесе было поставлено два одноимённых фильма — в 1928 году и в 1951 году, при чём второй фильм поставил Кромвелл. В 1928 году, находясь на гастролях в Лос-Анджелесе, Кромвелл подписал контракт со студией «Парамаунт Пикчерз» в качестве актёра и режиссёра-стажёра. В 1929 году Кромвелл дебютировал в качестве актёра в одной из первых звуковых комедий «Болван» (1929) с Рут Чаттертон и Фредериком Марчем в главных ролях. Затем он совместно с А.Эдвардом Сазерлендом поставил два звуковых фильма — музыкальные мелодрамы «Близкая гармония» (1929) и «Танец жизни» (1929). Затем Кромвелл, уже самостоятельно, поставил экшн-мелодраму «Могучий» (1929) про бывшего гангстера (Джордж Бэнкрофт), прошедшего Первую мировую войну и вернувшегося в небольшой городок, чтобы стать комиссаром местной полиции. Картина, по мнению Хопвуда, "отличалась новаторским использованием звука".В 1930 году Кромвелл поставил три картины: мелодраму из жизни азартных игроков «Улица везения» (1930) с Уильямом Пауэллом, Джин Артур и Кэй Фрэнсис, вестерн «Техасец» (1930) с Гэри Купером и Фэй Рэй и приключенческую драму-комедию «Том Сойер» (1930) по Марку Твену с участием Джеки Кугана, «в которых проявился кинематографический талант Кромвелла». Криминальная мелодрама «Бульварная газета» (1931) посвящена безжалостному редактору газеты скандальных новостей (Джордж Бэнкрофт), который, узнав о романе своей красавицы-жены (Кэй Фрэнсис) с беспринципным банкиром (Клайв Брук), сначала порочит его через свою газету, а затем убивает. Действие мелодрамы «Неверная» (1931) с участием Рут Чаттертон и Пола Лукаса рассказывает о британской светской даме, которая делает вид, что завела роман на стороне, чтобы скрыть измену своей невестки. В криминальной драме «Полиция нравов» (1931) высокопоставленный дипломат (Пол Лукас) становится объектом шантажа со стороны продажных полицейских из отдела нравов. В 1933 году Кромвелл поставил романтическую комедию «Супружество» (1933) с Энн Хардинг и Уильямом Пауэллом, мелодраму «Серебряная пуповина» (1933) с Айрин Данн и Джоэлом МакКри и драму «Никчемные люди» (1933) с Лайонелом Бэрримором о владельце сети дорогих универмагов в Чикаго и его четырёх детях, не желающих продолжать дело отца. Как пишет Хопвуд, «Кромвелл сделал себе имя с картинами „Энн Викерс“ (1933) с Айрин Данн и „Бремя страстей человеческих“ (1934) с Лесли Говардом и Бетт Дэвис, двумя фильмами студии РКО, снятыми по романам признанных писателей — Синклера Льюиса и Сомерсета Моэма соответственно». Оба фильма столкнулись с цензурными проблемами. В романе Льюиса «Энн Викерс» заглавная героиня была реформатором тюрем и борцом за контроль над рождаемостью, которая, состоя в браке, заводит роман с судьёй, обладающим сомнительной репутацией, и даже рождает от него ребёнка. Католическая церковь осудила как роман, так и первый вариант сценария. Комитет по студийным отношениям (КСО) во главе с Джеймсом Уингейтом (замом которого был будущий глава Администрации производственного кодекса (АПК), ярый католик Джозеф Брин) осудил сценарий как «вульгарно оскорбительный» ещё до начала производства картины. Комитет по студийным отношениям, который осуществлял надзор за соблюдением Производственного кодекса, отказался утвердить сценарий, если в него не будут внесены существенные изменения. В итоге студия согласилась сделать Викерс незамужней женщиной на момент её романа, устранив таким образом вопрос об адюльтере, и фильм получил одобрение. Битва вокруг «Энн Викерс» стала одной из причин создания в 1934 году более влиятельной и авторитетной организации - Администрации производственного кодекса, которая сменила Комитет по студийным отношениям. В 1934 году Джозеф Брин, ставший главой АПК, выступил с предупреждением, что сценарий фильма «Бремя страстей человеческих» (1934) является «крайне оскорбительным», так как проститутка «Милдред», в которую влюбляется главный герой, студент-медик Филип Кэйри, болеет сифилисом. Брин потребовал, чтобы Милдред была не проституткой, а официанткой, и чтобы вместо сифилиса она болела бы туберкулёзом. Студия РКО уступила по всем пунктам, так как АПК, в отличие от Комитета по студийным отношениям, получила право взимать штраф 25 тысяч долларов за нарушение Производственного кодекса. Несмотря на внесённые изменения, Легион приличия Католической церкви осудил фильм, однако, "кажется, осуждение со стороны Легиона только увеличило зрительскую аудиторию". Игра в этом фильме принесла актрисе Бетт Дэвис её первую номинацию на Оскар как исполнительнице главной роли. По мнению Хопвуда, наиболее значимыми фильмами Кромвелла в последующее десятилетие стали «Юный лорд Фаунтлрой» (1936), «Пленник Зенды» (1937), «Алжир» (1938), «Линкольн в Иллинойсе» (1940), «С тех пор как ты ушёл» (1944) и «Анна и король Сиама» (1946). Семейная история «Юный лорд Фаунтлрой» (1936) рассказывает об американском мальчике, который оказывается наследником титула и состояния в Британии, и отправляется в эту страну, чтобы жить под присмотром холодного и сухого опекуна. Мелодрама «Мэри — с любовью» (1936) с участием Уорнера Бакстера и Мирны Лой рассказывает о супружеской жизни молодой пары с 1925 по 1935 год. На следующий год Кромвелл поставил приключенческий фильм «Пленник Зенды» (1937) об английском джентльмене, оказавшемся по стечению обстоятельств на троне вымышленного государства Руритания, отличался сильным актёрским составом, включавшем Рональда Колмана, Мадлен Кэрролл, Дугласа Фэрбенкса-младшего, Рэймонда Мэсси, Дэвида Нивена и Мэри Астор. В 1938 году фильм был номинирован на Оскары за лучшую художественную постановку и лучшую музыку, а в 1991 году был отобран для хранения в Национальном реестре фильмов США как имеющий особое культурное и историческое значение. В 1938 году Кромвелл поставил свой первый фильм нуар «Алжир», римейк успешной французской криминальной мелодрамы «Пепе ле Моко» (1937). Главные роли в фильме исполнили Шарль Буайе и Хеди Ламарр в своей первой голливудской роли, что привлекло к фильму дополнительный интерес. Фильм был номинирован на четыре Оскара, в том числе, лучшему актёру в главной роли (Буайе), лучшему актёру в роли второго плана (Джин Локхарт), за лучшую операторскую работу (Джеймс Вонг Хоу) и лучшую художественную постановку (Александер Толубофф). За мелодрамой из богатой жизни «Только номинально» (1939) с участием Кэри Гранта и Кэрол Ломбард последовала биографическая драма «Линкольн в Иллинойсе» (1940), рассказывающая о жизни Абрахама Линкольна непосредственно перед избранием его президентом в 1860 году. За работу в этом фильме номинаций на Оскар были удостоены исполнитель главной роли Рэймонд Мэсси и оператор Джеймс Вонг Хоу. Приключенческая лента «Победа» (1940) по роману Джозефа Конрада рассказывает о британском дворянине (Фредерик Марч), живущем в затворничестве на одном из полинезийских островов, который вынужден вернуться к реальной жизни и вступить в борьбу с группой головорезов. Драма «Так заканчивается ночь» (1941) по роману Эриха Марии Ремарка рассказывала о преследовании нацистами евреев в 1930-е годы, главные роли в картине исполнили Фредерик Марч, Маргарет Саллаван и Гленн Форд. Действие приключенческой картины «История Бенджамина Блейка» (1942) происходит на рубеже 18-19 веков в Англии и Полинезии, где заглавный герой прокладывает путь к богатству и восстановлению своего доброго имени; главные роли в картине сыграли Тайрон Пауэр, Джин Тирни и Джордж Сэндерс. Большого успеха добилась сентиментальная мелодрама военного времени «С тех пор как ты ушёл» (1944), которая рассказывает о жизни семьи, глава которой ушёл служить на войну. Главные роли в картине исполнили Клодетт Колбер, Дженнифер Джонс, Джозеф Коттен и Монти Вулли. Фильм был выдвинут на премию Оскар в девяти номинациях: Лучший фильм, Лучшая женская роль (Колбер), Лучшая мужская роль второго плана (Вулли), Лучшая женская роль второго плана (Джонс), Лучшая музыка (Макс Стайнер), Лучшая операторская работа (Стэнли Кортез, Ли Гармс), Лучшие визуальные эффекты, Лучшая работа художника-постановщика (Марк-Ли Кирк, Виктор А. Ганджелин) и Лучший монтаж, но выиграл всего одну статуэтку — за лучшую музыку. Романтическая мелодрама «Зачарованный коттедж» (1945) была посвящена истории изуродованного на войне солдата (Роберт Янг) и скромной горничной (Дороти МакГуайр), которые сближаются от одиночества и отчаяния, а возникшая любовь помогает им преодолеть свои природные недостатки. Историческая романтическая драма «Анна и король Сиама» (1946) с участием Айрин Данн и Рекса Харрисона рассказывала об англичанке, которая в 1862 году приехала работать гувернанткой в семью сиамского короля и в конце концов стала его другом. В 1947 году Кромвелл поставил фильм нуар «Рассчитаемся после смерти» (1947), в котором вернувшийся со Второй мировой войны парашютист (Хамфри Богарт) начинает расследование бегства и последующей гибели своего боевого товарища, «запутываясь в сетях преступного мира, убийств и любви». Партнёршей Богарта стала красавица Лизабет Скотт, в характере которой уживаются как криминальные, так и добрые намерения. Назначение Кромвелла на фильм состоялось по просьбе Богарта, который был признателен режиссёру за то, что тот ещё в 1922 году дал ему, тогда ещё никому не известному актёру, его первую роль в своём бродвейском спектакле «Дрейф». В 1950 году последовал фильм «В клетке», который «считается лучшим женским тюремным фильмом, представляющим союз социальной драмы и стилизованного мира фильма нуар». Фильм рассказывает о 19-летней вдове (Элинор Паркер), которая оказывается в тюрьме за незначительное преступление. Сталкнувшись там с жестокостью и цинизмом начальства, она разочаровывается в жизни и постепенно превращается в закоренелую преступницу. Фильм получил три номинации на Оскар: за лучший сценарий, лучшей актрисе в главной роли (Паркер) и лучшей актрисе в роли второго плана (Хоуп Эмерсон). За этот фильм на Венецианском кинофестивале 1950 года Кромвелл был номинирован на Золотого льва, а Паркер завоевала премию лучшей актрисе. В фильме нуар «Рэкет» (1951) сталкиваются босс криминального синдиката (Роберт Райан) и неподкупный полицейский (Роберт Митчэм), разоблачающий с помощью подружки гангстера (Лизабет Скотт) коррупционные связи синдиката с органами власти. Фильм поставлен по пьесе Барлетта Кормака, которая шла на Бродвее в 1927-1928 годах, роль капитана полиции в той постановке играл сам Кромвелл. В 1951-1958 годах Кромвелл был включён в чёрный список Голливуда и фактически был лишён возможности работать в кино. В этот период Кромвелл много работал на Бродвейской сцене, в 1952 году даже завоевав Премию Тони как лучший актёр второго плана за роль в бродвейской пьесе «Точка невозврата» (1951) с Генри Фондой в главной роли. Вернувшись в Голливуд семь лет спустя, Кромвелл поставил свой очередной фильм «Богиня» (1958) с Ким Стэнли в главной роли, который рассказывает историю кинозвезды, отдалённо напоминающую биографию Мерилин Монро. Сценарист картины Пэдди Чаефски за свою работу был удостоен номинации на Оскар. После этой картины Кромвелл поставил ещё две второстепенные криминальные мелодрамы — «Падальщики» (1959) и «Вопрос морали» (1961), ставшие его последними работами в качестве режиссёра. После долгого перерыва Кромвелл вернулся в кино в восьмидесятилетнем возрасте как актёр, сыграв в двух фильмах Роберта Олтмэна — «Три женщины» (1977) и «Свадьба» (1978), после чего Кромвелл заявил о своей отставке в 1981 году. В 1944-1946 годах Кромвелл был президентом Гильдии кинорежиссёров США. Кромвелл был женат четыре раза, все его жёны были актрисами. В третьем браке с Кэй Джонсон у него родилось двое сыновей, один из которых, Джеймс Кромвелл, стал успешным актёром. Джон Комвелл умер в Санта-Барбаре (штат Калифорния, США) 26 сентября 1979 года. Кромвелл снял 10 актёров и актрис в ролях, за которые они были номинированы на Оскар: 1935 - Актёр/Актриса - Бетт Дэвис, фильм - «Бремя страстей человеческих» (1934), категория - Лучшая актриса в главной роли; 1939 - Актёр/Актриса - Шарль Буайе, фильм - «Алжир» (1938), категория - Лучший актёр в главной роли; 1939 - Актёр/Актриса - Джин Локхарт, фильм - «Алжир» (1938), категория - Лучший актёр в роли второго плана; 1941 - Актёр/Актриса - Рэймонд Мэсси, фильм - «Линкольн в Иллинойсе» (1940) , категория - Лучший актёр в главной роли; 1945 - Актёр/Актриса - Клодетт Колбер, фильм - «С тех пор как ты ушёл» (1944), категория - Лучшая актриса в главной роли; 1945 - Актёр/Актриса Монти Вулли, фильм - «С тех пор как ты ушёл» (1944), категория - Лучший актёр в роли второго плана; 1945 - Актёр/Актриса - Дженнифер Джонс, фильм - «С тех пор как ты ушёл» (1944), категория - Лучшая актриса в роли второго плана; 1947 - Актёр/Актриса - Гэйл Сондергаард, фильм - «Анна и король Сиама» (1946), категория - Лучшая актриса в роли второго плана; 1951 - Актёр/Актриса - Элинор Паркер, фильм - «В клетке» (1950), категория - Лучшая актриса в главной роли; 1951 - Актёр/Актриса - Хоуп Эмерсон, фильм - «В клетке» (1950), категория - Лучшая актриса в роли второго плана.
Фильмография: 1929 - «Болван» (оригинальное название — «The Dummy»), актёр, роль - Уолтер Бэббинг; 1929 - «Близкая гармония (оригинальное название — «Close Harmony»), режиссёр, актёр, роль – привратник; 1929 - «Танец жизни (оригинальное название — «The Dance of Life»), режиссёр; 1929 - «Могучий (оригинальное название — «The Mighty»), режиссёр, актёр, роль - мистер Джеймисон; 1930 - «Улица везения (оригинальное название — «Street of Chance»), режиссёр, актёр, роль – Имбри; 1930 - «Техасец» (оригинальное название — «The Texan»), режиссёр; 1930 - «Для защиты (оригинальное название — «For the Defense»), режиссёр, роль - второй репортёр на процессе; 1930 - «Том Сойер » (оригинальное название — «Tom Sawyer»), режиссёр; 1931 - «Бульварная газета» (оригинальное название — «Scandal Sheet»), режиссёр; 1931 - «Неверная» (оригинальное название — «Unfaithful»), режиссёр; 1931 - «Полиция нравов» (оригинальное название — «The Vice Squad»), режиссёр; 1931 - «Прихоть богача» (оригинальное название — «Rich Man’s Folly»), режиссёр; 1932 - «Мир и плоть» (оригинальное название — «World and the Flesh»), режиссёр; 1933 - «Никчёмные люди» (оригинальное название — «Sweepings»), режиссёр; 1933 - «Серебряная пуповина» (оригинальное название — «The Silver Cord»), режиссёр; 1933 - «Супружество» (оригинальное название — «Double Harness»), режиссёр; 1933 - «Энн Викерс» (оригинальное название — «Ann Vickers»), режиссёр; 1934 - «Злючка» (оригинальное название — «Spitfire»), режиссёр; 1934 - «Этот человек мой» (оригинальное название — «This Man Is Mine»), режиссёр; 1934 - «Бремя страстей человеческих» (оригинальное название — «Of Human Bondage»), режиссёр; 1934 - «Фонтан» (оригинальное название — «The Fountain»), режиссёр; 1935 - «Деревенская сказка» (оригинальное название — «Village Tale»), режиссёр; 1935 - «Ялна» (оригинальное название — «Jalna»), режиссёр; 1935 - «Я мечтаю слишком много» (оригинальное название — «I Dream Too Much»), режиссёр; 1936 - «Юный лорд Фаунтлерой» (оригинальное название — «Little Lord Fauntleroy»), режиссёр; 1936 - «Мэри — с любовью» (оригинальное название — «To Mary — with Love»), режиссёр; 1936 - «Банджо на моём колене» (оригинальное название — «Banjo on My Knee»), режиссёр; 1937 - «Пленник Зенды» (оригинальное название — «The Prisoner of Zenda»), режиссёр; 1938 - «Приключения Марко Поло» (оригинальное название — «The Adventures of Marco Polo»), режиссёр; 1938 - «Алжир» (оригинальное название — «Algiers»), режиссёр; 1939 - «Созданы друг для друга» (оригинальное название — «Made for Each Other»), режиссёр; 1939 - «Только номинально» (оригинальное название — «In Name Only»), режиссёр; 1940 - «Линкольн в Иллинойсе» (оригинальное название — «Abe Lincoln in Illinois»), режиссёр, актёр, роль - Джон Браун; Победа» (оригинальное название — «Victory»), режиссёр; 1941 - «Так заканчивается наша ночь» (оригинальное название — «So Ends Our Night»), режиссёр; 1942 - «История Бенджамина Блейка» (оригинальное название — «Son of Fury: The Story of Benjamin Blake»), режиссёр; 1944 - «С тех пор как ты ушёл» (оригинальное название — «Since You Went Away»), режиссёр; 1945 - «Зачарованный коттедж» (оригинальное название — «The Enchanted Cottage»), режиссёр; 1946 - «Анна и король Сиама» (оригинальное название — «Anna and the King of Siam»), режиссёр; 1947 - «Рассчитаемся после смерти» (оригинальное название — «Dead Reckoning»), режиссёр; 1948 - «Ночная песня» (оригинальное название — «Night Song»), режиссёр; 1950 - «В клетке» (оригинальное название — «Caged»), режиссёр; 1951 - «Круг её общения» (оригинальное название — «The Company She Keeps»), режиссёр, актёр, роль – полицейский; 1951 - «Рэкет» (оригинальное название — «The Racket»), режиссёр; 1957 - «Совершенно секретное дело» (оригинальное название — «Top Secret Affair»), актёр, роль - генерал Дэниэл А.Гримшоу; 1958 - «Богиня» (оригинальное название — «The Goddess»), режиссёр; 1959 - «Падальщики» (оригинальное название — «The Scavengers»), режиссёр; 1961 - «Вопрос морали» (оригинальное название — «A Matter of Moral»), режиссёр; 1977 - «Три женщины» (оригинальное название — «3 Women»), актёр, роль - мистер Роуз; 1978 - «Свадьба» (оригинальное название — «A Wedding»), актёр, роль - епископ Мартин.