• Авторизация


20 декабря родились... 20-12-2025 11:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Людмила Волынская5 (547x700, 129Kb)
1904
Людмила Алексеевна Волынская
советская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1956). Людмила Волынская родилась в Радоме (Царство Польское, Российская империя), в семье военного врача Алексея Фёдоровича Волынского. В 1924 году окончила в Москве студию при театре Семперанте и в том же году стала актрисой этого театра. В 1929—1932 годах служила в Московском ТЮЗе. С 1932 года — в различных театрах Ленинграда: в ЛОСПС, в Красном театре, в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, который в 1949 году возглавил Георгий Товстоногов. В кино дебютировала в 1935 году в фильме «Дубровский». В 1957 году приглашена Товстоноговым в Большой драматический театр имени М.Горького, где служила по 1974 год. Самая известная театральная работа — Бабушка в спектакле «Я, бабушка, Илико и Илларион». В 1974 году покинула сцену. Умерла в городе Павловск в Доме ветеранов Академии Наук 3 декабря 1978 года. Урна с прахом захоронена на Богословском кладбище в ограде захоронения Коноваловых. Творчество: Театральные работы: В Большом драматическом театре имени М.Горького: 1959 — «Варвары» А.М.Горького. Постановка Г.А.Товстоногова — Притыкина; 1964 — «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н.Думбадзе, Г.Лордкипанидзе. Постановка Р.С.Агамирзяна — Бабушка. Фильмография: 1935 — Дубровский — баба; 1957 — Шторм — эпизод 1958 — Шофёр поневоле — врач Фаина Семёновна; 1959 — Поднятая целина — Перфильевна; 1961 — Балтийское небо — Анна Степановна; 1966 — Республика ШКИД — Амвон; 1967 — Комиссар — мать Магазаника; 1969 — Завтра, третьего апреля… — учительница Людмила Петровна; 1971 — Тень — торговка ядами; 1974 — Царевич Проша — нянька принцессы.

Евгения_Гинзбург (700x689, 294Kb)
1904
Евгения Семеновна Гинзбург (Аксенова)
советская журналистка, писатель, кандидат исторических наук. Евгения Гинзбург родилась в Москве, в еврейской семье. Её родители: уроженец Гродно, фармацевт Соломон Абрамович (Натанович) Гинзбург (1876—1938) и Ревекка Марковна (1881—1949), уроженка Вильно. С 1920 по 1922 год Евгения Гинзбург училась на факультете общественных наук в Казанском университете, после чего перевелась на 3-й курс общественного отделения Казанского Восточного педагогического института, который окончила в июне 1924 года (специальность история, в дальнейшем защитилась как кандидат исторических наук). Член ВКП(б) с 1932 года, работник образования в Казани, сотрудник областной газеты «Красная Татария», корреспондент «Литературной газеты». Была репрессирована в 1937 году, приговорена к тюремному заключению Военной коллегией Верховного Суда по статье 58, пункты 8 и 11, обвинена в участии в троцкистской террористической организации. Приговор: 10 лет тюремного заключения с поражением в правах на 5 лет и с конфискацией имущества. В августе того же года как «отец и мать врага народа» были арестованы её родители. Провела 10 лет в тюрьмах (в том числе в Бутырках и Ярославском политизоляторе) и колымских лагерях (Эльген, Таскан), 8 лет в «бессрочной» ссылке. В ссылке в Магадане Евгения Гинзбург вышла замуж за заключённого доктора Антона Яковлевича Вальтера. Пара удочерила девочку, полную сироту Антонину Хинчинскую (впоследствии актриса Антонина Павловна Аксёнова). Добившись полной реабилитации, Гинзбург почти 10 лет провела во Львове, где жила по адресу ул. Шевченко, 8, вместе с третьим мужем Антоном Вальтером. После его смерти в 1966 году вновь осела в Москве, на улице 1-й Аэропортовской, работала в журналистике. Во Львове же Гинзбург создала и альтернативный вариант «Крутого маршрута», отличавшийся куда более резкой и последовательной антисталинской риторикой. По некоторым сведениям, он назывался «Под сенью Люциферова крыла». Но в 1965 году, опасаясь нового ареста и ссылки в связи с усилившимися преследованиями украинских националистов, Гинзбург уничтожила эту рукопись и все её черновики. Умерла в родном городе 25 мая 1977 года. Похоронена в Москве на Кузьминском кладбище. Мать писателя Василия Аксёнова, жена председателя Казанского горсовета Павла Аксёнова. Старший сын Алексей — от первого брака с доктором Дмитрием Фёдоровым, преподавателем Первого ленинградского мединститута, погиб во время блокады Ленинграда, где его с отцом застигла Великая Отечественная война. Сестра — Наталья Соломоновна Гинзбург, социолог, сотрудник лаборатории экономической социологии в Ленинградском финансово-экономическом институте. Автор автобиографического романа «Крутой маршрут» (1967, вторая часть — 1975—1977), одного из первых литературных произведений, рассказывающих о сталинских репрессиях в СССР. Первая публикация состоялась в Милане (изд-во «Мондадори», 1967 год), куда она была вывезена в виде аудиозаписи. Вывоз и последующая публикация были произведены без ведома автора. В СССР «Крутой маршрут» впервые издан в 1988 году, до этого распространялся в самиздате. «Любимые стихи, как надёжный источник бодрости, беспомощность человека перед произволом и насилием, очищение человеческой сущности как результат перенесённых страданий — всё это благодаря образности и жизненности диалогов выходит за рамки исторически конкретных свидетельств, обретая силу художественной выразительности.» —Вольфганг Казак. В 1989 году Галина Волчек поставила в театре «Современник» пьесу «Крутой маршрут» в инсценировке А.Гетмана. В роли Евгении Семёновны — главной героини пьесы и воспоминаний — была занята Марина Неёлова. В 2009 году в Международной кооперации был снят фильм на основе книги «Крутой маршрут» под названием «В буране». Фильм был показан на Гданьском фестивале. Фильм не принят для показа в кино. Доступен в сети. Библиография: Изучение Октябрьской революции в школе второй ступени. Казань, 1927; Буржуазные националисты изгнаны из писательских рядов.// Литературная газета. 1936. № 55; Так начиналось. Записки учительницы. Казань. 1963; Крутой маршрут. Milano. Mondadori, 1967; Крутой маршрут. (в 2-х книгах). Рига, 1989. Литература: Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [перевод с немецкого]. — Москва : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491страница. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-8334-0019-8.

1904
Александр Александрович Добротин
актер и режиссер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958), главный режиссер театра имени А.М.Горького (1955-1958 гг.). Родился в Ярославле. Учебе А.А.Добротина в Ленинградской студии камерного драматического искусства в 1922-1925 гг. предшествовали занятия в Пролетарской драматической студии города Ярославля, которую он начал посещать 14 – летним юношей. Ленинград 1920–х гг., по его свидетельству, сформировал в нем художника “петербургской школы”, с особенностями художественной природы, на которую целое десятилетие оказывали свое благотворное влияние такие корифеи – академики театрального дела, как Ю.М.Юрьев, Н.Ф.Монахов, Е.М.Грановская, Е.А.Корчагина-Александровская и др. В своих воспоминаниях “Лучи на лице” А.А.Добротин признается, что ему “одинаково нравилось злободневное агитационное искусство и спектакли академических театров”. “Синяя Блуза” и великий Александринский театр равно влияли на будущего мастера отечественного театра, развивая и совершенствуя его художественный дар. В роли легкомысленного ловеласа Фадинара (водевиль Э.Лабиша “Соломенная шляпка”) уже завоевавшего популярность артиста увидит Всеволод Мейерхольд. Последует приглашение в руководимый им ГОСТИМ. Однако, к этому времени А.А.Добротин, с увлечением поработав в ряде ленинградских театров, серьезно займется режиссурой. В 1939 году ему будет предложено возглавить филиал Ленинградского Большого драматического театра в Мурманске. Затем, в послужном списке А.А.Добротина, сменяя друг друга, появятся ведущие театры Горького, Курска, Воронежа, Челябинска, Минска. В 1955 – 1959 гг. заслуженный деятель искусств РСФСР (этого звания он будет удостоен в Приморье) А.А.Добротин – главный режиссер Приморского драматического театра имени А.М.Горького. Он возглавит театр на пике только что пережитого его коллективом всесоюзного успеха – триумфальных гастролей в Москве и Ленинграде. От А.А.Добротина буду ждать многого. Нужно будет развивать тему героического на сцене, особо отмеченную столичной прессой. Он поставит “Оптимистическую трагедию” (1956 г.), в которой время создания регулярного Военно-Морского Флота предстанет своеобразной поэтической легендой. Критика с большим воодушевлением отметит композиционную стройность этого многопланового спектакля. Еще более точными по стилю и художественно разработанной форме предстанут у А.Добротина “Враги” А.М.Горького с мастерски решенными массовыми сценами в финале; драма В.Розова “Вечно живые” (писавшие о спектакле увидят в нем постановку широкого романтического звучания) и горькая и, одновременно, возвышенная драматическая “Барабанщица” А.Салынского - спектакль, которым А.А.Добротин в 1959 г. попрощается с приморским зрителем. Особая тема творчества А.А.Добротина – постановка классики. Вершиной его достижений на этом пути по праву считается осуществленный во Владивостоке “Маскарад” М.Лермонтова с Г.Апитиным в роли Арбенина. Эта постановка была удостоена диплома “Первой дальневосточной театральной весны” – смотра театров Дальнего Востока, состоявшегося в 1958 г. Спектакль Приморской драмы был воспринят жюри смотра как “самобытный, поэтически приподнятый, точно и выразительно воссоздающий на сцене атмосферу лермонтовской драматургии” (“Красное знамя”, 1958 г. 18 июня). Наибольшим взлетом Александра Добротина, выпавшим на владивостокский период его творчества, принято считать постановку пьесы Н.Погодина “Кремлевские куранты” и его же исполнение в ней роли В.И.Ленина. В оценке этой работы художника на первый план выдвигалась не политическая значимость темы, а то, как и какими средствами решал ее постановщик. Исторический масштаб мышления и художественное воображение позволили ему создать спектакль взволнованного ритма и глубоких, острых современных обобщений. Позже, работая в Воронеже и Челябинске, Александр Добротин, вернется к пьесам Н.Погодина о Ленине и революции. Последняя, связанная с ленинской тематикой работа А.А. Добротина состоится в Минске, на сцене Национального Русского драматического театра им А.М.Горького в пьесе М.Шатрова “Шестое июля”. В качестве художественного руководителя этого театра А. Добротин проработает с 1966 по 1968 гг. Для искусства Александра Добротина этих лет также будут характерны такие принципиальные черты его творчества как - высокая гражданственность, четкость замысла, неутомимость в поисках новых выразительных средств. Весь этот творческий багаж А.А.Добротин стремился передать новой театральной смене, которую он с увлечением готовил сначала в Белорусском Государственном театрально – художественном институте, а затем, с 1975 г. и практически до самой кончины, - в Минском институте культуры. Умер в Минске 15 ноября 1985 года.

Екатерининский_МК (472x700, 129Kb)
1904
Михаил Клавдиевич Екатерининский
советский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1968). Родился в деревне Подгорная, Вологодская губерния, Российская империя. В 1928 г. окончил Ленинградский техникум сценических искусств по классу Леонида Сергеевича Вивьена. В 1928—1938 г. — актёр «Театра актерского мастерства», организованного Л.С.Вивьеном (с 1931 г. — филиал театра Госдрамы, в 1934—1936 г. — филиал Ленинградского театра Красной Армии, с 1936 г. — Реалистический театр). В 1938—1943 гг. — актёр Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, в 1943—1974 гг. — Ленинградского академического театра драмы имени А.С.Пушкина. Умер близ Краславы, Латвийская ССР, СССР (ныне Латвия), 17 июля 1974 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.
Награды и признание: Заслуженный артист РСФСР (5 августа 1958); Народный артист РСФСР (29 февраля 1968).
Семья
Жена: Надежда Михайловна Белокурова (1917—1977), актриса. Дети: дочь Мария — заслуженная артистка России; сын Алексей (родился 1 октября 1946). Внуки: Степан Владимирович Орлов (родился 22 октября 1971) — депутат Московской городской Думы; Анна Алексеевна Екатерининская (родилась 4 мая 1975) — актриса. Роли в театре: Господа офицеры (по «Поединку» А.И.Куприна) — Ромашов.
Ленинградский академический театр драмы имени А.С.Пушкина: 1945 — «Памятные встречи» А.Утевского — Николай; 1946 — «Варвары» А.М.Горького — Монахов; 1947 — «Жизнь в цвету» А.П.Довженко — Рябов; 1949 — «Полководец Суворов» И.В.Бахтерева и А.В.Разумовского — генерал Львов; 1950 — «Живой труп» Л.Н.Толстого — Петушков; 1954 — «Годы странствий» А.Н.Арбузова — Солдатенков; 1955 — «Оптимистическая трагедия» В.В.Вишневского — Первый офицер; 1955 — «Пучина» А.Н.Островского — Луп Лупыч Переярков; 1956 — «На дне» А.М.Горького — Костылев; 1957 — «Одна ночь» Б.Л.Горбатова — Марк Богданович, военврач; 1960 — «Изюминка на солнце» Л.Хэнсберри — Бобо; 1963 — «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана — Винтер; 1965 — «Чти отца своего» В.В.Лаврентьева — Капитон Егорович; 1966 — «Обыкновенная история» по роману И.А.Гончарова — Антон Иванович; 1966 — «Душной ночью» Дж.Болла и С.Силлифанта — Эрик Эндикотт; 1966 — «Тяжкое обвинение» Л.Р.Шейнина — Колотов, генерал, старый большевик; 1967 — «Дело, которому ты служишь» по Ю.П.Герману — Пауль Гебейзен; 1972 — «Вишневый сад» А.П.Чехова — Фирс; 1973 — «Горячее сердце» А.Н.Островского — Аристарх; 1973 — «Иней на стогах» Л.Моисеева — Тулин; «Калхас» А.П.Чехова — Никита Иванович, суфлёр.
Роли в кино
Screenshot 2025-11-20 at 12-44-29 Екатерининский Михаил Клавдиевич — Википедия (625x610, 57Kb)

lyovshin. (569x700, 271Kb)
1904
Владимир Артурович Лёвшин (первоначальная фамилия — Манасевич)
советский детский писатель, математик по профессии. Родился в Баку. Владимир Лёвшин был сыном крупного финансиста, миллионера Артура Борисовича Манасевича. Стал советским детским писателем. Жена и соавтор — Эмилия Борисовна (Боруховна) Александрова (урождённая Гезенцвей; 1918—1994), детская писательница, переводчица. Владимир Лёвшин (Манасевич) получил известность в 1970-е годы не как писатель, а как автор недобросовестных мемуаров о его знакомстве с писателем Михаилом Булгаковым. Это сочинение — «Садовая, 302-бис» — было впервые опубликовано в 1971 году в журнале «Театр» (№ 11) и вызвало массу нареканий со стороны булгаковедческого сообщества. Лёвшину были предъявлены претензии из-за его фантазий, не имевших под собой никакого документального основания. Так, в своих мемуарах Лёвшин утверждал, что Михаил Булгаков поселился в его отцовской квартире № 34 в доме № 10 на Большой Садовой улице зимой 1922/1923 года (в действительности это произошло только в августе 1924 года); что он, несмотря на большую разницу в возрасте (14 лет), был близким другом Булгакова и тот делился с ним своими творческими замыслами, и т. п. Умер в Москве 11 августа 1984 года. Первая жена Булгакова Татьяна Кисельгоф (урождённая Лаппа; 1892—1982) в беседах с булгаковедом Леонидом Паршиным называла мемуары Лёвшина «сплошной брехнёй», а его самого — Володькой Манасевичем (Паршин Л. Чертовщина в американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова. Москва: Книжная палата, 1991. Страница 109). Книги: Пашка. Пьеса, 1942; У десятой скамейки. Сцена в 1-м действии, 1942; Мадемуазель Ирэн. Пьеса в 1-м действии, 1944; Выручил. Пьеса в 1-м действии, 1945; Приключения Кота-хвастуна. Сказка, 1961; Три дня в Карликании, 1964; Чёрная маска из Аль-Джебры (в соавторстве с Эм. Александрова), 1965; Фрегат капитана Единицы, 1968 (переиздано под названием Нулик-мореход); Магистр Рассеянных Наук, 1970; Новые рассказы Рассеянного Магистра, 1971; Искатели необычайных автографов, или Странствия, приключения и беседы двух филоматиков (в соавторстве с Эм.Александрова), 1973; Великий треугольник, или Странствия, приключения и беседы двух филоматиков (в соавторстве с Эм.Александрова), 1974; В лабиринте чисел: Путешествие от А до Я со всеми остановками, 1977; Ноктюрн Пифагора, 1977 (Рассказы о музыке для школьников); Нулик-мореход, 1978; Стол находок утерянных чисел: Математический детектив (в соавторстве с Эм.Александрова), 1983. Архив: Фонд № 191 Центрального московского архива-музея личных собраний.

[488x700]
1904
Игнатий Михайлович Маслюк
начальник Северной железной дороги, Ярославская область. Родился в деревне Кошки Бельского уезда Гродненской губернии, ныне Бельского повята Подляского воеводства Польши, в семье железнодорожника. Русский. В 1915 году в связи с приближением немцев семья была эвакуирована на восток, в город Клин Московской области, где отец работал сторожем на станции. Здесь же, не прерывая учебу в школе, свою трудовую деятельность в 1918 году начал и сын – чернорабочим на стекольном заводе. В 1918 году отца перевели на станцию Сазанка в Саратовской области. В 1920 году, после окончания школы, И.М.Маслюк пришел работать, как и отец, на железную дорогу. Был учеником телеграфиста на станции в городе Покровск (ныне Энгельс), затем работал помощником телеграфиста, телеграфистом на станциях Сазанка и Анисовка. В 1925 году назначен помощником начальника станции Малоузенск, затем Палласовка (все – Саратовская область). С 1927 года работал на станции Ртищево Рязанско-Уральской железной дороги (Саратовская область), прошел путь от помощника начальника до начальника станции. В 1935 году отправился на учебу во Всесоюзную академию железнодорожного транспорта имени Сталина (город Ленинград). Во время учебы был в командировках на станции Лиски (Воронежская область), в Барнаульском отделении Томской железной дороги. В 1939 году вступил в ВКП(б)/КПСС. В 1940 году окончил учебу, получил диплом инженера по организации движения. Был направлен на работу на Вспольненское отделение Ярославской железной дороги. Сначала был заместителем начальника, а через несколько недель назначен начальником отделения. В этой должности работал все военные годы. Обеспечивал бесперебойное движение поездов через станцию Всполье. С сентября 1945 года – начальник службы движения, в 1948-1953 годах – заместитель начальника Ярославской железной дороги. В 1953 году Ярославская железная дорога был объединена с Северной железной дорогой. Н.М.Маслюк был назначен заместителем начальника дороги. В августе 1955 года назначен начальником Северной железной дороги. За время работы в этой должности показал себя технически грамотным, обладающим большими организаторскими способностями руководителем. Умело организовывал и направлял коллектив дороги на выполнение государственных планов перевозок грузов и пассажиров. В 1956 году вступила в эксплуатацию линия Кострома - Галич протяженностью 127 км, построено вагонное депо Шарья. В 1964 году вступил в эксплуатацию крупнейший в Европе совмещенный железнодорожно-автомобильный мост через Северную Двину в Архангельске. Закончена электрификация участка Александров - Ярославль-Главный (170 км). В 1959 году Северная железная дорога объединена с Печорской. К 1965 году протяженность участков дороги, переведенных на тепловозную и электровозную тягу, составила почти 2400 км, или 47% общей протяженности. За время пятилетнего плана 1966-1970 годов объем перевозок увеличился на 30,9%. Весь прирост грузооборота дороги полностью освоен за счет повышения производительности труда. За 1971 год план погрузки народнохозяйственных грузов выполнен на 101,9%. Успешному освоению возросшего грузооборота способствовало техническое перевооружение и реконструкция хозяйства дороги, усиление ее провозной и пропускной способности. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1971 года за выдающиеся успехи в выполнении задний пятилетнего плана перевозок и повышении эффективности использования технических средств железнодорожного транспорта Маслюку Игнатию Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Активно участвовал в общественной жизни, избирался депутатом Ярославского областного совета, делегатом 20, 22-24 съездов КПСС. В 1972 году по состоянию здоровья вышел на пенсию. И на заслуженном отдыхе не прерывал связь с железной дорогой. Долгие годы возглавлял факультет повышения квалификации инженерных кадров в Ярославском филиале Всесоюзного заочного института инженеров железнодорожного транспорта Жил в городе Ярославль. Скончался 22 марта 1986 года.
[511x700]
Похоронен на Леонтьевском кладбище, воинском мемориальном участке, города Ярославль. Награжден четырьмя орденами Ленина (11 июня 1951, 1 августа 1959, 4 августа 1966, 4 мая 1971), Трудового Красного Знамени (29 июля 1945), «Знак Почёта» (3 июля 1942), медалями.

Сокольский (440x700, 164Kb)
1904
Константин Сокольский (настоящее имя — Константин Тарасович Кудрявцев)
латвийский и советский певец, педагог. Родился Санкт-Петербурге. После прохождения военной службы в 1925—1926 годах приехал в Ригу. Там участвовал в ученических концертах: играл в пьесах, пел русские народные песни. В 1928 году начал выступать в кинотеатрах Риги с народными романсами и песнями Александра Вертинского. До этого работал кочегаром, мостостроителем, рубщиком леса, грузчиком. Совмещая работу с концертными выступлениями на эстраде, окончил Первый Рижский музыкальный институт по классу вокала (1933). Первые концертные программы состояли из песен Пьеро (подражание А. Вертинскому), русских, цыганских, итальянских, испанских, польских, кавказских песен, а также песен каторжан, которые исполнялись с оркестром или под гитару в соответствующих сценических костюмах. С начала 1930-х годов был первым исполнителем почти всех произведений композитора Оскара Строка. В это же время для фирмы грамзаписи «Бонофон» и «Беллаккорд-электро» Константин Сокольский напел 46 песен, романсов и куплетов. Большинство из них, в том числе «Сердце» и «Дымок от папиросы» Исаака Дунаевского, «Голубые глаза», «Лейтенант, не забудь!», «Не надо вспоминать», «Полли» и «Свадебная тройка» Оскара Строка, «И кто его знает» В.Захарова, «Катюша» Матвея Блантера, «Гостинцы-прянички», «Скажи, где ты?», «Вино любви» Марка Марьяновского, шлягеры тех лет «Мурка», «Гитара любви», «Скажите, девушки» и многие другие, пользовались большим успехом и разошлись в грампластинках по всему миру. Константин Сокольский получает приглашение в труппу музыкально-эстрадного театра «Бонзо», с которым выезжает на гастроли по Европе. В 1930-х годах гастролировал в Восточной Европе, был знаком с Федором Шаляпиным, Юрием Морфесси, Петром Лещенко. Там же познакомился и стал первым учителем исполнительницы романсов Аллы Баяновой. В мае 1940 года Сокольский возвращается в Ригу. После утраты Латвией независимости, Константин Тарасович (несмотря на ряд проблем) — один из организаторов Союза артистов эстрады и цирка, солист концертной бригады Рижского дома Красной армии. Ведёт и музыкальные программы на рижском радио. В дни фашистской оккупации уехать ему, как и многим другим артистам, не удалось, работал в деревне. В 1944 году был пойман немецкой жандармерией и посажен в лагерь для отправки в Германию, однако вырвался из плена. После освобождения Риги Сокольский — член военно-шефской бригады при Рижском театре русской драмы, артист Латвийской филармонии, солист Малого симфонического оркестра окружного дома Красной армии. В 1946 году на одном из концертов некое влиятельное лицо попросило артиста спеть песню Оскара Строка, тот спел, и певец был уволен из филармонии, поскольку Строк тогда был внесен в список неблагонадежных. С 1951 года — снова на сцене, работает в Латвийской, Белорусской, Ленинградской областной, Новгородской филармониях. Выступает в Казахстане, Узбекистане, Туркмении. Был вынужден оставить сцену и принять должность художественного руководителя коллектива Дворца культуры завода «ВЭФ». С 1965 года — художественный руководитель рижского ансамбля русской песни и танца «Аврора». Умер в Риге 12 мая 1991 года.

Eysymont,_Victor_V. (541x700, 161Kb)
1904
Виктор Владиславович Эйсымонт
советский кинорежиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Лауреат трёх Сталинских премий второй степени (1942, 1947, 1951). Член ВКП(б) с 1945 года. В.В.Эйсымонт родился в Гродно (ныне Белоруссия). В 1931 году Виктор Эйсымонт поступил учиться на кинорежиссёра. Работал и учился он на четырёх картинах, оставивших свой след в истории кино: «Златые горы», «Встречный», «Подруги», «Друзья». Окончил Ленинградский институт сценического искусства в 1930 году. Первой самостоятельной постановкой мастера стала картина «Четвёртый перископ», о кознях анонимного врага во время учений советских подводных лодок. Вторая самостоятельная картина снискала любовь зрителей — это был фильм «Фронтовые подруги», рассказывавший о Финской кампании. Во время Великой Отечественной войны Эйсымонт, как и почти все режиссёры, работает над боевыми киносборниками. В «Боевом киносборнике № 2» Эйсымонт снимает новеллу «Один из многих». В.В.Эйсымонт умер в Москве 31 января 1964 года.
Могила_кинорежиссёра_Виктора_Эйсымонта (525x700, 470Kb)
Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 6).
Признание и награды: Сталинская премия второй степени (1942) — за фильм «Фронтовые подруги» (1941); Сталинская премия второй степени (1947) — за фильм «Крейсер „Варяг“» (1946); Сталинская премия второй степени (1951) — за фильм «Александр Попов» (1949); заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Фильмография: 1931 — Златые горы — помощник режиссёра; 1932 — Встречный — помощник режиссёра; 1935 — Подруги — помощник режиссёра; 1938 — Друзья — помощник режиссёра; 1939 — Четвёртый перископ; 1941 — Фронтовые подруги; 1941 — Боевой киносборник № 2; 1944 — Жила-была девочка; 1946 — Крейсер «Варяг»; 1949 — Александр Попов (совместно с Г.М.Раппапортом); 1953 — Огни на реке; 1954 — Два друга; 1955 — Судьба барабанщика; 1956 — В добрый час!; 1958 — Дружок; 1960 — Конец старой Берёзовки; 1962 — Необыкновенный город; 1964 — Приключения Толи Клюквина. Фильмы Виктора Эйсымонта: Четвёртый перископ; Фронтовые подруги; Боевой киносборник № 2; Жила-была девочка; Крейсер «Варяг»; Александр Попов; Огни на реке; Два друга; Судьба барабанщика; В добрый час!; Дружок; Конец старой Берёзовки; Необыкновенный город; Приключения Толи Клюквина.

Václav Bednář (465x700, 141Kb)
1905
Вацлав Беднар (чешское имя — Václav Bednář)
чешский оперный певец, баритон. Родился в Остраве, Чехия, Австро-Венгрия. С 20 лет он работал в Остраве, в 1936-1941 годах в провинциальном театре в Брно. С 1 августа 1945 года по 31 декабря 1972 был солистом Национального театра в Праге, где он прославился особенно в операх Бедржиха Сметаны. В 1963 году присвоено звание народного артиста. Ушёл из жизни в Праге 12 ноября 1987 года.

Albert Dekker (552x700, 176Kb)
1905
Альберт Деккер (Albert Dekker; урождённый Альбер Ван Эке, Albert Van Ecke)
американский актёр и политик. Альберт Ван Эке родился в Бруклине, Нью-Йорк, США. Обучался в Боудин-колледже, а в 1927 году дебютировал в качестве актёра в театральной компании Цинциннати. В качестве псевдонима он стал использовать девичью фамилию матери Деккер. С 1928 года актёр регулярно участвовал в бродвейских постановках, появившись в последующем десятилетии почти в двух десятках пьес. В 1937 году состоялся дебют Деккера в Голливуде в комедии «Великий Гаррик». В 1940-е годы актёр покинул театральную сцену, посвятив себе съёмкам в кино. Начиная с 1950-х годов Альберт Деккер вновь время от времени появлялся на Бродвее, а также стал периодически сниматься на телевидении. Альберт Деккер был членом Демократической партии США, и в 1945 году был избран в Ассамблею штата Калифорния, где работал последующие два года. Он также выступал критиком политики сенатора Джозефа Маккарти, из-за чего в эру маккартизма был вынужден реже появляться в Голливуде. С 1929 года Деккер был женат на актрисе Эстер Герини, ставшей матерью его троих детей. Их брак закончился разводом. 5 мая 1968 года 62-летний Альберт Деккер был найден мёртвым в своём дом в Голливуде. Хотя из дома пропало 70,000 долларов и дорогое фотографическое оборудование, никаких признаков взлома обнаружено не было. Он был обнаружен голым в ванной комнате, стоящим на коленях с петлёй вокруг шеи, привязанной к карнизу на потолке. На актёре были наручники, в обе руки были вколоты иглы от шприцов, глаза были завязаны повязкой, во рту был зажат лошадиный мундштук, удила от которого были затянуты за головой, а на шее и на груди были затянуты кожаные ремни. На правой ягодице красной помадой было написано слово «Whip», вокруг сосков помадой были изображены солнечные лучи, а на животе нарисована вагина. На груди были надписи «Make me suck», «Slave» и «Cocksucker». Согласно заключению следователя смерть наступила в результате несчастного случая, и была вызвана удушьем. Альберт Деккер был похоронен в городе Норт-Берген в штате Нью-Джерси. Его вклад в американский шоу-бизнес отмечен звездой на Голливудской аллее славы. Избранная фильмография: 1938 — Мария-Антуанетта — граф де Прованс; 1940 — Семь грешников / Seven Sinners — доктор Мартин; 1941 — Среди живущих / Among The Living — Джон Рейден / Пол Рейден; 1944 — Рискованный эксперимент / Experiment Perilous — Клэг; 1946 — Убийцы / The Killers — Большой Джим Колфакс; 1946 — Саспенс / Suspense — Фрэнк Леонард; 1947 — Джентльменское соглашение / Gentleman’s Agreement — Джон Минифи; 1947 — Претендент / The Pretender — Кеннет Холден; 1950 — Фурии / The Furies — мистер Рейнольдс; 1955 — К востоку от рая / East of Eden — Уилл Хэмилтон; 1955 — Целуй меня насмерть / Kiss Me Deadly — доктор Дж.Э.Соберин; 1959 — Внезапно, прошлым летом / Suddenly, Last Summer — доктор Лоуренс Дж.Хокстейдер; 1969 — Дикая банда / The Wild Bunch — Пэт Хэрриган.

Albert_Dekker (549x700, 188Kb)
1905
Альберт Деккер (Albert Dekker; имя при рождении — Альбер Ван Эке,. Albert Van Ecke)
американский актёр и политик. Альберт Ван Эке родился в Бруклине, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США. Обучался в Боудин-колледже, а в 1927 году дебютировал в качестве актёра в театральной компании Цинциннати. В качестве псевдонима он стал использовать девичью фамилию матери Деккер. С 1928 года актёр регулярно участвовал в бродвейских постановках, появившись в последующем десятилетии почти в двух десятках пьес. В 1937 году состоялся дебют Деккера в Голливуде в комедии «Великий Гаррик». В 1940-е годы актёр покинул театральную сцену, посвятив себе съёмкам в кино. Начиная с 1950-х годов Альберт Деккер вновь время от времени появлялся на Бродвее, а также стал периодически сниматься на телевидении. Альберт Деккер был членом Демократической партии США, и в 1945 году был избран в Ассамблею штата Калифорния, где работал последующие два года. Он также выступал критиком политики сенатора Джозефа Маккарти, из-за чего в эру маккартизма был вынужден реже появляться в Голливуде. С 1929 года Деккер был женат на актрисе Эстер Герини, ставшей матерью его троих детей. Их брак закончился разводом. 5 мая 1968 года 62-летний Альберт Деккер был найден мёртвым в своём дом в Голливуде, штат Калифорния, США. Хотя из дома пропало 70,000 долларов и дорогое фотографическое оборудование, никаких признаков взлома обнаружено не было. Он был обнаружен голым в ванной комнате, стоящим на коленях с петлёй вокруг шеи, привязанной к карнизу на потолке.
Albert_Dekker_in_Gentleman's_Agreement_trailer (700x646, 251Kb)
В фильме «Джентльменское соглашение» (1947)
На актёре были наручники, в обе руки были вколоты иглы от шприцев, глаза были завязаны повязкой, во рту был зажат лошадиный мундштук, удила от которого были затянуты за головой, а на шее и на груди были затянуты кожаные ремни. На правой ягодице красной помадой было написано слово «Whip», вокруг сосков помадой были изображены солнечные лучи, а на животе нарисована вагина. На груди были надписи «Make me suck», «Slave» и «Cocksucker». Согласно заключению следователя смерть наступила в результате несчастного случая, и была вызвана удушьем. Альберт Деккер был похоронен в городе Норт-Берген в штате Нью-Джерси. Его вклад в американский шоу-бизнес отмечен звездой на Голливудской аллее славы. Избранная фильмография: 1938 — Мария-Антуанетта — граф де Прованс; 1938 — Одинокий волк в Париже — маркиз Луи де Мейерсон; 1940 — Семь грешников / Seven Sinners — доктор Мартин; 1940 — Доктор Циклоп / Dr. Cyclops — доктор Торкел; 1941 — Среди живущих / Among The Living — Джон Рейден / Пол Рейден; 1944 — Рискованный эксперимент / Experiment Perilous — Клэг; 1946 — Убийцы / The Killers — Большой Джим Колфакс; 1946 — Саспенс / Suspense — Фрэнк Леонард; 1947 — Джентльменское соглашение / Gentleman’s Agreement — Джон Минифи; 1947 — Претендент / The Pretender — Кеннет Холден; 1949 — Поиски опасности / Search for Danger — Кирк; 1950 — Фурии / The Furies — мистер Рейнольдс; 1955 — К востоку от рая / East of Eden — Уилл Хэмилтон; 1955 — Целуй меня насмерть / Kiss Me Deadly — доктор Дж. Э. Соберин; 1959 — Внезапно, прошлым летом / Suddenly, Last Summer — доктор Лоуренс Дж. Хокстейдер; 1959 — Шум и ярость / The Sound and the Fury — Эрл Сноупс; 1969 — Дикая банда / The Wild Bunch — Пэт Хэрриган.

Krygowski (499x700, 87Kb)
1905
Богумил Крыговский (польское имя — Bogumił Krygowski)
польский учёный-геолог, географ, геоморфолог, педагог, профессор (с 1957), доктор наук (1932). Родился в городе Блажова, Австро-Венгрия (ныне Жешувский повят, Подкарпатское воеводствоа, Польша), в семье скульптора. В 1927—1931 годах обучался в Познанском университете под руководством Станислава Павловского, после окончания которого получил степень магистра философии в области географии. Первые его шаги в науке были связаны с геологическими и геоморфологическими исследованиями Полесья (1930—1939). В 1931-1937 гг. работал учителем географии в одной из гимназий Познани, одновременно продолжая исследования и готовя докторскую диссертацию. В 1932 году стал доктором наук. Его диссертация об осадочных глинах в окрестностях Познани была отмечена серебряной медалью. В 1939 году, накануне Второй мировой войны, много путешествовал. В качестве стипендиата Национального культурного фонда посетил Германию, Данию, Англию, Нидерланды и Швейцарию. Результатом этих поездок стала опубликованная в 1958 году книга «По Западной Европе накануне Второй мировой войны». Войну провел в Кракове. Начиная с 1945 до 1976 год его жизнь и научная деятельность была связана с университетом им. Адама Мицкевича в Познани. В 1951-1953 годах он был организатором и первым деканом факультета биологии и наук о Земле. В 1957-1971 годах занимал пост директора Института географии Познанского университета. Состоял членом Комитета географических наук Польской академии наук. Был сопредседателем комиссии генезиса и литологии при Международном союзе по изучению четвертичного периода (INQUA) и одним из организаторов проведения Конгресса INQUA в Варшаве в 1961 году. Умер в городе Познань, ПНР (ныне Польша), 20 сентября 1977 года. Награды: Медаль «10-летие Народной Польши» (1955); Кавалерский крест Ордена Возрождения Польши (1956); Юбилейная медаль 1000-летия польского государства (1969); Офицерский крест Ордена Возрождения Польши (1973) и др.
Научная и педагогическая деятельность
Богумил Крыговский — автор более 280 научных работ в области четвертичного периода, а также в различных областях географии: физико-географических, геологических, седиментологических, геоморфологических, гидрологических и др. Эти работы являются результатом проведенных ученым исследований на протяжении ряда лет: геолого-геоморфологических особенностей в Полесье, Великой Польше, Западной Померании, острова Волин, южного побережья Балтийского моря, в горах Крконоше, Бескиды, Татры и Черного моря. Среди его научного наследия, в дополнение к изданным трудам, физико-географические карты и пособия по географии. Под его руководством обучались более 150 кандидатов и 10 докторов наук.

Курдов (642x700, 177Kb)
1905
Валентин Иванович Курдов
советский художник, плакатист, иллюстратор детской книги, мемуарист. Заслуженный художник РСФСР (1982). Родился в посёлке Михайловский завод, Красноуфимский уезд, Пермская губерния, Российская империя (ныне — город Михайловск Нижнесергинского муниципального района Свердловской области), в семье земского врача. Отец художника Иван Калустович Курдов (1867—1938) окончил Казанский университет, был знаком с В.И.Лениным, в университете отвечал за студенческую библиотеку нелегальных изданий.
В 1916 году учился в художественном училище в Екатеринбурге. В 1918—1919 годах учился в студии при Пермском художественном техникуме. В 1921 году занимался в Пермских высших художественно-промышленных мастерских. В 1922—1923 годах учился на ювелирном отделении в Екатеринбургском художественно-промышленном училище. В 1923 году приехал в Петроград, с которым оказалась в дальнейшем связана вся его жизнь. В 1923 году поступил во ВХУТЕИН. Его учителями были Алексей Еремеевич Карев, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, Михаил Васильевич Матюшин и Александр Иванович Савинов. Познакомился с писателями Евгением Ивановичем Чарушиным и Виталием Валентиновичем Бианки. Посещал мастерскую Филонова во ВХУТЕИНе, был близок с художниками группы Мастера аналитического искусства.
ГИНХУК и «русский кубизм»
Осенью 1926 года курс, на котором учился В.И.Курдов, было решено выпустить досрочно, без написания дипломной работы. Художник вспоминал: «Я кончал Академию художеств как живописец и намеревался стать в будущем живописцем». В 1926 году для продолжения занятий живописью художник поступил, вместе со своим соучеником Юрием Алексеевичем Васнецовым, на обучение в ГИНХУК к Казимиру Севериновичу Малевичу. В течение года работал в ГИНХУКе практикантом в Отделе живописной культуры. Малевич называл основными «прибавочными элементами» искусства Курдова живописную технику и цвет. Изучал свойства различных живописных фактур; последовательно проработал пять стадий кубизма. Выразил своё особое отношение к кубизму, сменив в своих работах присущую кубизму тёмную гамму на светлую, «русскую», и смягчив его форму. Художник определял свою задачу как создание «русского кубизма». Это сказалось даже в выборе предметов для натюрмортов — Курдов намеренно включал в композиции своих натюрмортов характерные русские вещи — самовар, балалайку и валенок. В течение года обучения написал более десяти больших живописных работ, показывающих его талант живописца, в том числе живописные работы: «Балалайка» (1926), «Висячая лампа», «Китайский фонарик», «Валенок», «Кубизм», «Медный самовар» 1926—1927 и др. Супрематических работ Курдов не делал. В дальнейшем художник написал о себе: «..я не могу считать себя учеником Малевича, — я не разделил с ним все сложности жизни». Осенью 1927 года был призван в РККА, и кубистический период его творчества был навсегда закончен. В дальнейшем талант Курдова как живописца остался нереализованным.
Детская книга
С 1927 года Курдов начал работать как художник детской книги, в редакции Детгиза, у Владимира Васильевича Лебедева, который возглавлял (до 1933) художественную редакцию детского отдела Госиздата. Наряду с другими художниками — Юрием Алексеевичем Васнецовым, Алексеем Фёдоровичем Пахомовым, Евгением Ивановичем Чарушиным — Валентин Иванович Курдов считается одним из художников «лебедевской школы» в детской книжной графике. Исключительное влияние Лебедева, как художника и редактора, на свою работу в книге сам художник отмечал неоднократно: «Лебедев из каждого художника с которым он сталкивался, как редактор, хотел извлечь то, что этот художник лучше всего знает и любит.. он был человеком холодной оценки, поэтому … его слово приобретало качественное свойство.» Среди работ Курдова 1930-х годов — иллюстрации к книгам Виталия Валентиновича Бианки, Александра Ивановича Введенского (Конница Будённого, 1931; точнее, стихи поэта были написаны к рисункам художника), Джозефа Редьярда Киплинга, Вальтера Скотта (Айвенго, 1936) и других авторов. Член СХ СССР. Участник выставок с 1932 года. С 1939 года работал в экспериментальной литографской мастерской в ЛОСХ. В 1939—1940 годах — один из организаторов и создателей плакатов «Боевой карандаш».
Военное и послевоенное время
Во время Великой Отечественной войны оставался в блокадном Ленинграде. Ездил в творческую поездку на Волховский фронт. Создал серию литографий «По дорогам войны» (1942—1944). После войны продолжил занятия иллюстрацией, оформил книги Виталия Валентиновича Бианки, Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, Николая Ивановича Сладкова, карело-финский эпос «Калевала». Сделал новые иллюстрации к сказкам Киплинга (1980), был награждён за них дипломом имени Х.К.Андерсена (1982). Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 9 ноября 1989 года.
Курдовгроб.JPG (700x525, 439Kb)
Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Награды и премии: Заслуженный художник РСФСР (1976); Государственная премия РСФСР имени И.Е.Репина (1982) — за серию графических работ «Песни революции»; Орден Отечественной войны II степени (6 ноября 1985).
Жена (в 1920-е — 1960-е годы) — художница Герта Михайловна Неменова; сын — Александр (1932—1999). Племянник — поэт Эдуард Аркадьевич Асадов. Оставил мемуары, опубликованные лишь после его смерти.
Статьи, книги об искусстве и художниках: Курдов В. О моих книжках // Художники детской книги о себе и своём искусстве: статьи, рассказы, заметки, выступления / Составитель Владимир Иосифович Глоцер. — Москва : Книга, 1987. — Cтраницы 103—120; Курдов В.И. Памятные дни и годы. Записки художника. — Санкт-Петербург : «Арсис», 1994. — Cтраницы 56-67.
Книжная иллюстрация: В.Бианки. Аскыр. — Москва - Ленинград : ГИЗ, 1927; В.Бианки. Где раки зимуют. — Москва- Ленинград : ГИЗ, 1930, 1935, 1936; В.Курдов. Конная Будённого. Стихи А. Введенского. — Ленинград : Молодая гвардия, 1931; В.Бианки. Конец земли. Путевые впечатления 1930 года. Путевые зарисовки В. Курдова. — Ленинград - Москва : Молодая гвардия, 1933; Р.Киплинг. Рикки-Тикки-Тави. — Ленинград : Детгиз, 1934; В.Бианки. Лесная газета на каждый год. Издание 3-е. — Москва- Ленинград : Детиздат, 1934; издание 4-е, 1935; издание 5-е, 1940; издание10-е, 1961; Р.Киплинг. Сказки. — Москва - Ленинград : Детиздат, 1936; Тэки Одулок. Жизнь Имтеургина старшего. — Ленинград : Детгиз, 1934; Вальтер Скотт. Айвенго. — Ленинград : Молодая гвардия, 1936; В.Курдов. Пограничники. — Ленинград : Детиздат, 1936; В.Бианки. Лесная газета на каждый год. Художник В.Курдов. — Ленинград : Детская литература, 1969; В.Бианки. Последний выстрел. Художник В.Курдов. — Ленинград : Детская литература, 1971. Литература: Вострецова Людмила Новомировна. Валентин Иванович Курдов // В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920-1950-х: [Каталог выставки] / Составитель Ирина Нисоновна Карасик; составление, подготовка текстов каталога и документов, писем и комментарии к ним Елена Вениаминовна Баснер, Ирина Нисоновна Карасик, Татьяна Владимировна Горячева, Антонина Николаевна Марочкина, Татьяна Николаевна Михиенко, Александра Семёновна Шатских. — [Бумага меловая]: Palace Editions, 2000. — Cтраницы 296—299. — ISBN 5-93332-039-0.

Пекарев0 (466x700, 171Kb)
1905
Александр Васильевич Пекарев
советский архитектор, скульптор. Член Союза Архитекторов СССР. Член Союза художников СССР. Участник Великой Отечественной войны, подполковник в отставке, парторг ЦК ВКП(б) на строительстве Дворца Советов в Москве. Александр Васильевич Пекарев родился в Старый Двор, Суздальский уезд, Владимирская губерния, Российская империя, в семье крестьян. В начале 20-х годов, спасаясь от голода в деревне, Александр Пекарев перебрался в Москву, где в то время работал на стройке каменщиком его дядя. Начав с подсобника каменщика на строительстве жилого дома № 2 по Хамовнической набережной (ныне Фрунзенская наб. 2/1). Александр быстро освоил новую тогда специальность арматурщика и на строительстве здания Центрального телеграфа в Москве уже работал бригадиром.
ПекаревСтроители (700x481, 439Kb)
Строители здания Центрального телеграфа в Москве. 4 сентября 1926. Бригадир Александр Пекарев во втором ряду третий справа (в клетчатой кепке)
По окончании работ на Центральном Телеграфе вместе со своей бригадой перешёл на строительство «Дома правительства» — комплекс сооружений на Берсеневской набережной Москвы-реки. Построенный по проекту архитектора Бориса Иофана, этот комплекс известен как «Дом на набережной». На этом строительстве бригада А. Пекарева занимает первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании комсомольско-молодёжных бригад. В 1930 году Александр заканчивает рабфак и вступает в ВКП(б). На молодого рабочего обратил внимание главный архитектор стройки Б. М. Иофан и по его совету Александр Пекарев поступает в организованный в 1933 году Московский архитектурный институт (МАрхИ). Здесь Пекарева выбирают парторгом факультета. После окончания института он работает в Строительном управлении московского Кремля, а затем в Управлении строительства Дворца Советов, который по замыслу должен был стать самым высоким зданием мира. Пекарев избирается секретарём партийной организации строительства и утверждается в должности парторга ЦК ВКП(б). Он избирается также членом Бюро Фрунзенского райкома ВКП(б) города Москва и депутатом райсовета, где он знакомится с Екатериной Фурцевой, будущим Mинистром культуры СССР.
ПекаревЗапкнижка (700x560, 482Kb)
Записная книжка начальника политотдела 19-й гвардейской рудненской стрелковой дивизии подполковника А В.Пекарева. Литва, Восточная Пруссия, 1944. (Страницы 78-79 из 144).
Великая Отечественная война
Первый год Великой Отечественной войны Александр Васильевич проводит в Москве на строительстве оборонительных сооружений и организуя эвакуацию на Урал сотрудников проектных мастерских Дворца Советов. Их направляли в посёлок Красная Горка, (Каменск-Уральский), на строительство Уральского алюминиевого завода. В Красную Горку была эвакуирована и семья Александра Васильевича. Рассказывает сын Александра Васильевича, Денис:
«Нас было четверо: моя мама, обе мои бабушки и я. В посёлке Красная Горка на втором этаже кирпичного дома нам выделили большую комнату в двухкомнатной квартире. Комната была проходной и нам дали право самим найти семью во вторую, меньшую комнату. Мои родители остановились на Марии Михайловне Гоберман, матери с 17-летним сыном. В 1937 её муж Георгий Платонович Гоберман был репрессирован и Мария Михайловна, как жена «врага народа», никуда не могла устроиться на работу, но мой отец имел мужество взять её в проектную мастерскую Дворца Советов. Так мы и прожили всю войну вшестером. А мальчик, который ходил мимо моей детской кроватки, впоследствии стал русским писателем Анатолием Алексиным.»
20 апреля 1942 года Фрунзенским военкоматом Москвы А.Пекарев был призван в РККА и направлен в Ковров на должность начальника политотдела 1-й Запасной кавалерийской бригады, командовал которой генерал-майор П.Л.Рудчук. В действующей армии с 1943. С апреля 1944 гвардии подполковник А.Пекарев — начальник политотдела 19-й гвардейской рудненской стрелковой дивизии. Он участвует в Смоленской, Белорусской, Мемельской, Гумбиннен-Гольдапской и Восточно-Прусской наступательных операциях 3-го Белорусского фронта. За участие в Белорусской операции А.Пекарев Фронтовым приказом № 502 от 2 июля 1944 за подписью генерала армии И.Д.Черняховского был награждён орденом «Красного Знамени». Интересно отметить, что тем же Фронтовым приказом был награждён орденом «Красного Знамени» гвардии полковник Василий Иосифович Сталин — сын И.В.Сталина.
Советско-японская война
После взятия Кёнигсберга в апреле 1945 19-я гвардейская стрелковая дивизия в составе 39-й армии под командованием генерал-полковника И.И.Людникова была переброшена на Дальний Восток на Советско-японскую войну, где дивизия участвовала в Хингано-Мукденской наступательной операции. За участие в боях гвардии подполковник А.Пекарев получил второй орден «Красного Знамени». В представлении к награде написано:
«За период боевых операций по разгрому Японо-манчжурских войск подразделения и части дивизии проявили высокое политико-моральное состояние, упорство в бою, стремительность в наступлении и при преследовании. Такое состояние войск в значительной мере определилось той большой политико-воспитательной работой, которая была проведена как в период подготовки к операции, так и в ходе её выполнения.
Товарищ Пекарев как непосредственный руководитель партийно-политической работы в дивизии, в этих условиях показал своё умение воспитывать воинов в духе беззаветной преданности своей Родине и жгучей ненависти к врагу. Партийно-политический аппарат и все коммунисты и комсомольцы дивизии проявили в боях чудеса храбрости и выносливости, они своим примером цементировали подразделения и части и воодушевляли их на боевые подвиги.
Товарищ Пекарев достоин правительственной награды ордена «Красное Знамя»
1945—1978
В октябре 1945 после капитуляции Японии А.Пекарев по демобилизации возвращается в Москву на своё прежнее место работы в Управление строительства Дворца Советов, проект которого к тому времени был заморожен и Управление переориентировано на строительство в Москве высотных зданий, в том числе высотного здания Московского университета. Главным архитектором проекта был всё тот же архитектор Б.М.Иофан, который когда-то заметил одарённого крестьянского юношу Сашу Пекарева и дал ему «путёвку в жизнь». Шёл 1947 год. К этому времени вернулись с фронта многие, с кем А.Пекарев учился в архитектурном институте и работал здесь до войны, в том числе его друзья архитекторы Яков Белопольский, Александр Борецкий, скульптор Евгений Вучетич и многие другие, вернулся с Урала из эвакуации весь коллектив проектных мастерских. Но общее настроение в проектных мастерских было не радостным. После мощного подъёма патриотических чувств СССР вступал в эпоху борьбы с «безродными космополитами». А.Пекареву стали поступать звонки из московского горкома партии с требованиями уволить того или иного архитектора, стали приходить сотрудники проектных мастерских с необычными жалобами. Как говорил архитектор Борис Борецкий, у Саши Пекарева было абсолютное чувство справедливости и это не позволяло ему идти на сделку со своей совестью. В «Российском государственном архиве» (РГАСПИ) должны находиться письма А.В.Пекарева И.В.Сталину, начинавшиеся словами «Я, как честный коммунист, …». Далее А.Пекарев сообщал, что ему опять звонил секретарь московского горкома партии и требовал уволить ряд архитекторов и что он, Пекарев, ни при каких обстоятельствах этого делать не будет, так как совершенно очевидно, что речь идёт не об их профессиональных качествах (к которым претензий нет), но об их национальной принадлежности, и он, Пекарев, категорически против этого возражает. Александр Васильевич прекрасно понимал, кто такие «безродные космополиты», а будучи женатым на еврейке он особенно остро это чувствовал.
ПекаревВДНХ (602x700, 302Kb)
ВДНХ, 1954. Cлева направо: главный скульптор ВДНХ Александр Пекарев, главный архитектор ВДНХ Анатолий Жуков, архитектор Рудольф Кликс. На заднем плане видны скульптуры фонтана «Дружба народов» и Главный павильон ВДНХ"
К концу 1947 года А.Пекарев, член ВКП(б) и партийный секретарь, уже окончательно для себя решил, что если он и не может совсем выйти из партии, то порвать с партийной работой он просто обязан. Но как? И тут приходит на помощь его тёща — Нина Ильинична, скульптор, получившая образование в Париже и с огромным опытом преподавания в знаменитых ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе. Именно она посоветовала Александру Васильевичу учиться скульптуре. Это, конечно же, потребовало неимоверных усилий со стороны самого Пекарева: в прихожей своей квартиры на Фрунзенской набережной он организовал импровизированную мастерскую и не только все выходные, но каждый вечер до глубокой ночи после напряжённой работы в Управлении строительства, которая часто затягивалась допоздна, Александр Васильевич учился лепить из глины. Ему охотно позировали рабочие со строительства и просто друзья. Приходила Нина Ильинична и давала ему, что называется, частные уроки. «Александр Васильевич, я сделаю из вас хорошего скульптора!» — говорила она и своё слово сдержала: уже в 1948 году на Всесоюзную выставку произведений молодых художников комиссия отбирает скульптурный портрет рабочего-стахановца В.Р.Быкова работы Александра Пекарева. В это же время его старый друг скульптор Евгений Вучетич назначается главным скульптором ВСХВ и приглашает Александра Пекарева стать своим заместителем. После ухода Вучетича в 1950 году главным скульптором становится А.Пекарев. Александр Васильевич Пекарев умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 19 декабря 1978 года.
Пекаревгроб (523x700, 502Kb)
Похоронен на Преображенском кладбище Москвы.
Награды: Орден Красного Знамени (2 июля 1944); Орден Красного Знамени (28 сентября 1945); Орден Отечественной войны I степени (2 марта 1945); Медаль «За оборону Москвы» (20 апреля 1945); Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; Медаль «За победу над Японией»; Медаль «За взятие Кёнигсберга»; Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медаль «В память 800-летия Москвы»; Большая серебряная медаль ВСХВ образца 1955 года.
Семья
Отец — Василий Алексеевич Пекарев, крестьянин (1869 — 1929).
Мать — Мария Фёдоровна Пекарева (урождённая Архарова), крестьянка (1875—1960).
Жена — Нисс Александровна Пекарева (урож. Гольдман) (1912—1984) архитектор, автор многочисленных статей и монографий по истории и теории архитектуры, в том числе «И. А. Фомин» (1953), «Новая Каховка» (1958), «Московский Метрополитен» (1958), «Электросталь» (1962), «Кремлёвский дворец съездов» (фотоальбом, 1965—1978, ряд переизданий), «М.В.Посохин: народный архитектор СССР» (1985) и др.
Сын — Денис (1938), окончил ЛИСИ. Работал мастером на строительстве металлургического комбината «Североникель» (город Мончегорск). C 1973 живёт в Риме. Работал в Ватикане на «Радио Ватикана» (1974 — 1977), в Русской службе Би-би-си в Лондоне (1978—1981), на «Радио Свобода» в Мюнхене (1985 — 1995).
Сёстры — Евдокия (1898—1967), Любовь (1900 — 1996) , Александра (1902—1999), Анна (1914 — 1924), Антонина (1915 — 1998).
Тёща — Нина Ильинична Нисс-Гольдман (1892 — 1990) — художник, скульптор, педагог, один из членов-учредителей общества художников «4 искусства» (1924—1931, Москва), член Общества русских скульпторов (ОРС) (1925 — 1932, Москва), член МОССХа с момента его основания (1932), старейший член Союза художников СССР.
Дядя — Алексей Фёдорович Архаров (1880 — 1938) — 176 дорожный участок ОШОСДОРа, г. Смоленск, бухгалтер. Арестован 20 декабря 1937 г. УГБ УНКВД Смоленской обл. Расстрелян 10 января 1938 г. Реабилитирован 14 октября 1958.
Тётя — Татьяна Фёдоровна Архарова (1877 — 1938) — крестьянка. Проживала в Старом Дворе. Арестована 24 октября 1937 г. Приговор: 10 лет лишения свободы. Умерла в колонии в 1938.
Племянник — Игорь Владимирович Смирнов (1924 — 1942), сын сестры Любы, погиб на фронте Великой Отечественной войны.
Творчество
Скульптор А. Пекарев работал преимущественно в области портретной скульптуры. Он автор целой галереи портретов деятелей науки и культуры, передовых рабочих и колхозников. Среди них писатель Максим Горький, русский путешественник Н.М.Пржевальский, нобелевский лауреат И.И.Мечников, академики В.В.Вернадский и Н.В.Цицин, Герой Социалистического Труда Д.М.Гармаш и другие. Им созданы памятники героям труда А.Д.Кошевой — на территории ВДНХ, Ибраю Жахаеву в Кзыл-Орде, надгробия писателю Александру Беку, артисткам Екатерине Гельцер и Марии Максаковой. Созданная Пекаревым мемориальная доска балерине Гельцер, установленная в Москве (Брюсов переулок 17), критики относят к лучшим работам этого жанра.
ПекаревMaksakova (700x466, 544Kb)
Могила М.П.Максаковой на Введенском кладбище. Скульптор А.Пекарев
Не избежал Александр Пекарев и необходимости ваять образ вождя мирового пролетариата В.И.Ленина. Вот как описывает эту необходимость скульптор, народный художник России Георгий Франгулян:
«Это был кормилец такой, всенародный кормилец был. Он кормил всех скульпторов. Очень выгодно было делать фигуру Ленина. Если фигура солдата стоила 1200 рублей, то в два раза дороже стоила фигура Ленина. Поэтому их множество, их просто тысячи. Существует определённая иконография, но кому-то удаётся возвыситься, кому-то — нет. Я думаю, что количество произведений искусства среди этих фигур очень ничтожно. На самом деле, наверное, единицы.»
К таким единицам можно уверенно отнести скульптора Пекарева: к 100-летию Ленина номер главного журнала советских архитекторов «Архитектура СССР» открывался работой скульптора Пекарева.
Мастерская
Мастерская Александра Васильевича находилась в Москве на Фрунзенской набережной на восьмом этаже дома № 46 (жил он в этом же доме в квартире 28). Сюда к нему приходили позировать писатель Александр Бек, поэт Евгений Долматовский, академик РАН Николай Цицин, архитектор Яков Белопольский и многие другие. Здесь часто бывал друг Александра Васильевича скульптор Евгений Вучетич.
Различные скульптурные работы Александр Васильевич выполнял также и в своей летней мастерской, находившейся в Снегирях под Москвой в посёлке Архитекторов. Здесь его соседями были Б.М.Иофан, А.Б.Борецкий, Д.Н.Чечулин, а также инженеры-строители В.Н.Насонов и Г.С.Хромов. Здесь также имела свою летнюю мастерскую старейший член Союза художников СССР, скульптор Н.И.Нисс-Гольдман.
Выставки
Произведения А.В.Пекарева экспонируются в 18 музеях. Он участник большинства московских, республиканских и всесоюзных художественных выставок. Вот лишь некоторые из них:
1948 — Всесоюзная выставка произведений молодых художников, посвящённая 30-летию ВЛКСМ. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Москва;
1951 — «Всесоюзная художественная выставка 1951 года». Государственная Третьяковская галерея. Москва;
1952 — «Всесоюзная художественная выставка 1952 года». Государственная Третьяковская галерея. Москва;
1954 — «Всесоюзная художественная выставка 1954 года». Москва;
1958 — Выставка «40 лет Советских Вооружённых сил». В залах Академии художеств СССР. Москва;
1958 — Всесоюзная художественная выставка «40 лет ВЛКСМ». Центральный выставочный зал. Москва;
1960 — Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Центральный выставочный зал. Москва. К выставке был издан подробный каталог работ;
1961 — Выставка произведений московских художников 1961;
1962 — Выставка к 30-летию Московской организации Союза художников РСФСР. Центральный выставочный зал. Москва.. Эта выставка запомнилась знаковым посещением выставки партийным руководством во главе с Хрущёвым Н.С. и сопровождалось резкой критикой авангардистских работ, представленных в экспозиции — см. Посещение Хрущёвым выставки авангардистов;
1965 — Всесоюзная художественная выставка «На страже мира», посвящённая 20-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Центральный выставочный зал. Москва.

[429x700]
1905
Ульяна Ильинична Сапронова
звеньевая колхоза имени Жданова Шаталовского района Воронежской области. Родилась в селе Шаталовка ныне Старооскольского района Белгородской области. С 12 лет работала по найму у зажиточных крестьян. С 1930 года стала работать в колхозе. В 1931-1965 годах – звеньевая полеводческого звена колхоза имени Жданова Шаталовского (с 1963 года – Старооскольского) района Воронежской (с 1954 года – Белгородской) области. В 1947 году руководимое ею звено получило урожай пшеницы 31,17 центнера с гектара на площади 8 гектаров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы при выполнении колхозом обязательных поставок и натуроплаты за работу МТС и обеспеченности семенами зерновых культур для весеннего сева 1948 года Сапроновой Ульяне Ильиничне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 1965 года – на пенсии. Умерла 19 июля 1988 года. Неоднократно избиралась депутатом районного и сельского Советов депутатов трудящихся. Награждена орденом Ленина (7 мая 1948), медалями.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 20 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»