• Авторизация


20 декабря родились... 20-12-2025 11:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[436x700]
1883
Владимир Яковлевич Хенкин
советский русский актер театра. Народный артист РСФСР (1946). Заслуженный артист РСФСР (1933). Народный артист РСФСР (1946). Брат известного актёра и певца Виктора Яковлевича Хенкина. Дядя известного московского фотохудожника Семёна Исааковича Хенкина, профессора, заведующего кафедрой госпитальной хирургии Черновицкого медицинского института Валентина Львовича Хенкина (1901—1978) и литератора, радиоведущего Кирилла Викторовича Хенкина. Родился в Харькове, в семье кузнеца и торговца скобяными товарами Якова Эфроимовича Хенкина и его жены Софьи Борисовны Леиной. На сцену вышел в 1902 в Феодосии. Был знаменитым провинциальным комиком, играл в театрах Ташкента, Баку, Ростова-на-Дону, Киева. Выступал в драме (в труппе П.Н.Орленева исполнил роль Алеши Карамазова — "Братья Карамазовы" по Достоевскому), в комедии, оперетте (с 1908 в Московском театре «Буфф»). С 1911 много работал на эстраде, одним из первых освоил жанр пародии, исполнял куплеты и сатирические рассказы. Первый большой успех пришел к нему в программах Мюзик-холла (участвовал в них до закрытия Мюзик-холла в 1926). «Королю смеха» Хенкину были равно подвластны драма и комедия, оперетта и водевиль. В 1919–1921 актер руководил Театром политотдела Кавказского фронта, затем театрами «Палас» и «Вольный ветер» в Москве. С 1923 читал на эстраде фельетоны. Работал в Московском театре оперетты (1928–1934), в Московском театре сатиры (с 1934), где сыграл Синичкина (Лев Гурыч Синичкин А.М.Бонди по Д.Т.Ленскому), Максима Максимыча (Весенний смотр В.В.Шкваркина), Понцера (Большая семья К.Я.Финна), Зайчика (Неравный брак братьев Тур и Л.Р.Шейнина), Безгольдера (Дорога цветов В.П.Катаева), Труффальдино (Слуга двух господ К.Гольдони) и др. Творчество актера отмечено мастерством перевоплощения, ярким, подлинно народным юмором, импровизацией. Умер Хенкин в Москве 17 апреля 1953 года.
[525x700]
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Награды: Орден «Знак Почёта».
Театральные работы
Театр сатиры: 1934 — «Дорога цветов» В.П.Катаева — Безгольдер; 1936 — «Большая семья» К.Я.Финна — Понцер; 1937 — «Простая девушка» В.В.Шкваркина — Кашкин; 1937 — «Весенний смотр» В.В.Шкваркина — Максим Максимыч; 1939 — «Слуга двух господ» Карло Гольдони — Труффальдино; 1939 — «Чёртов мост» А.Н.Толстого — Артур Зелкин; 1940 — «Неравный брак» братьев Тур — Зайчик; 1944 — «Чрезвычайный закон» братьев Тур, Л.Р.Шейнина — Клембовский Ян Николаевич; 1944 — «Миссия мистера Перкинса в страну большевиков» А.Е.Корнейчука — Чумаченко, заведующий свинофермой; Постановка: Э.Б.Краснянского;
1945 — «Факир на час» В.А.Дыховичного, М.Р.Слободского — лифтёр Аким; 1948 — «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т.Ленского — Синичкин; 1949 — «Роковое наследство» Л.Р.Шейнина — Семён Михайлович Тузов; 1951 — «Их было трое» В.З.Масса, М.А.Червинского — Ян Добеш; 1952 — «Потерянное письмо» И.Караджале — подвыпивший избиратель.
Фильмография
Screenshot 2023-12-06 at 17-57-16 Хенкин Владимир Яковлевич — Википедия (501x204, 18Kb)
Озвучивание мультфильмов
Screenshot 2023-12-06 at 18-00-37 Хенкин Владимир Яковлевич — Википедия (382x88, 6Kb)
Награды и премии: Заслуженный артист РСФСР (1933); Заслуженный деятель искусств РСФСР (2 августа 1937); Народный артист РСФСР (1946); Орден «Знак Почёта» (1947). Литература: Утесов Л.С., С песней по жизни, Москва, 1961; Нежный И., Былое перед глазами. Театральные воспоминания, Москва, 1963; Миславский В.Н. Фактографическая история кино в Украине. 1896—1930 / автор-упоряд. В.Н.Миславський. — Харьков: Дім Реклами, 2016. — Том 2. — 464 страницы. — (Биографический справочник). — ISBN 978-966-2149-56-2..

[462x700]
1884
Юозас Груодис (литовское имя — Juozas Gruodis)
литовский композитор, дирижёр, педагог. Родился в Рокянай, тогда Российская империя, сейчас Литва. В 1915—1916 учился в Московской консерватории, потом был мобилизован (был капельмейстером военного оркестра), в 1920—1924 учился в Лейпцигской консерватории. В 1924—1927 дирижёр Каунасского оперного театра. С 1924 преподавал в Каунасском музыкальном училище, в 1933—1948 — в Каунасской консерватории (с 1946 профессор, в 1927—1937 директор). Среди учеников: Антанас Будрюнас, Антанас Рачюнас, Юлюс Юзелюнас, Витаутас Клова. Автор балета «Юрате и Каститис» (постановка 1933, Каунас) на сюжет литовской народной сказки, симфонических вариаций на литовские народные темы (1945), симфонических поэм, камерных инструментальных произведений, песен и хоров, музыки к драматическим спектаклям. Ему принадлежит первая попытка творческого применения в профессиональной музыке элементов литовского народного многоголосия – сутартине. Умер в Каунасе 16 апреля 1948 года.
Gruodis_гроб (525x700, 448Kb)
Похоронен на Пятрашюнское кладбище в Каунасе.
Награды: 1944 — Заслуженный деятель искусств Литовской ССР.
Память
В 1984 в Каунасе открыт Дом-музей Груодиса. В Каунасе существует музыкальная школа имени Юозаса Груодиса.
Сочинения: балет «Юрате и Каститис» (1933, Каунас); симфоническая картина «Осень» (1922); Симфонический пролог (1923); Симфоническая поэма «Танец жизни» (1939); Симфоническая поэма «Из прошлого Литвы» (1939); 2 сюиты (1936, 1937); вариации на темы литовских народных песен (1945); струнный квартет (1924); музыка к спектаклям драматического театра; романсы.
Gruodis_конверты (700x493, 194Kb)
Посвящённый Ю. Груодису Художественный маркированный конверт СССР 1983 года
Литература: Музыкальный энциклопедический словарь / Главный редактор Г.В.Келдыш. - Москва: Советская энциклопедия, 1990. - страница 153 — ISBN 5-85270-033-9; Амбразас А., Ю. Груодис. Очерк жизни и творчества, Москва-Ленинград, 1964; Амбразас А., Жизнь и творчество Ю.Груодиса, Ленинград, 1985 (на литовском языке - Vilnius, 1981); J.Gruodis. Straipsniai, laiškai, užrašai, Vilnius, 1965.

Miloslavić (386x700, 66Kb)
1884
Эдуард Милославич (хорватское имя — Eduard Luco Miloslavić)
профессор патологии, потомок хорватских эмигрантов в США, родился в городе Окленд, штат Калифорния, США. Его отец Луко приехал из Жупы Дубровачки (в 10 км от Дубровника) в Дубровник в 1878 году. В том же году он женился на Вике Милкович. Несколько лет спустя супружеская пара эмигрировала в США. Вся семья — Луко, Вика, Эдвард и его братья и сестры вернулись в Дубровник в 1889 году. Милославич изучал медицину в Вене, где он стал профессором патологии. В 1920 году из Университета Маркетт (Marquette University) в Висконсине пришло приглашение занять место заведующего кафедрой патологии, бактериологии и судебной медицины. В последующие годы «док Мило», как называли его коллеги, положил начало криминальной патологии в США. Как выдающийся специалист он был вовлечен в расследования преступлений, совершённых бандой Аль Капоне. Он был одним из основателей «Международной Академии Судебной Медицины», членом многих американских и европейских научных обществ и академий и вице-президентом Хорватского Братского Союза (Croatian Fraternal Union) в США. В 1932 году он переехал в Загреб, где он был профессором с докторской степенью на факультете медицины.
Miloslavićна совещании (700x481, 153Kb)
Профессор Милославич на совещании международной комиссии в Берлине (Милославич стоит 4-й слева)
Также он читал лекции по пасторальной медицине на факультете теологии в Загребе и был известен как горячий противник абортов и эвтаназии. В 1940 году он был избран членом престижного «Судебно-медицинского общества» (Medico-Legal Society) в Лондоне. В 1941 году он стал полным членом (немецкое название — Kaiserlich Leopoldinisch-Carolinische Deutsche Akademie der Naturwissenschaftler) в Германии и был удостоен звания почетного доктора (лат. honoris causa), присужденного ему Венским университетом, где он начал свою научную карьеру. По его инициативе в 1944 году в Сараево был основан медицинский факультет (в то время большая часть Боснии, в том числе Сараево, входила в состав Независимого государства Хорватии). В то время, когда он работал в Загребе в 1943 году, Милославич стал одним из членов международной комиссии, которая была созвана немцами для расследования убийства польских офицеров в катынском лесу. Причём в отличие от остальных, всячески старавшихся уклониться от участия в работе комиссии, Милославич «сам напросился на поездку в Катынь». Согласно статье, опубликованной в «Веснике» (хорватское название — Vjesnik) 27 декабря 1992 года, Милославич был заочно приговорён к смерти югославским титовским судом за его участие в этом расследовании. В конце 1944 года Милославич покинул Загреб и сумел перебраться в Соединённые Штаты, гражданином которых он был. Поселился в в городе Сент-Луис, штат Миссури, США, где работал и умер 11 ноября 1952 года.

1884
Эрик Густаф Сандберг (шведское имя — Eric Gustaf Sandberg)
шведский яхтсмен, серебряный и бронзовый призёр летних Олимпийских игр. Родился в городе Гётеборг, Швеция. На Играх 1908 в Лондоне Сандберг соревновался в классе 8 м. Его команда стала в итоге второй, выиграв одну гонку. На следующей Олимпиаде 1912 в Стокгольме Сандберг соревновался в классе 6 метров и его экипаж стал третьим. Умер в родном городе 3 декабря 1966 года.

Zatkovich (490x700, 635Kb)
1886
Григорий Игнатий Жаткович (русинское имя — Ґріґорій Жатковіч, словацкое имя — Grigorij Žatkovič)
карпаторусский государственный и общественный деятель, доктор права, адвокат, журналист. Первый губернатор Подкарпатской Руси в составе Чехословакии (1919—1921). Впоследствии один из лидеров карпаторусской эмиграции в Америке. Родился в селе Голубиное, комитат Берег, Королевство Венгрия, Австро-Венгрия, ныне Мукачевский район,Закарпатская область, Украина. В пятилетнем возрасте с родителями переселился в США. Его отец, Павел Жаткович, был журналистом и издавал в США газету «Американскій Русскій Вестникъ». Начальное и среднее образование получил в школах Питтсбурга и Нью-Йорка, высшее юридическое — в Пенсильванском университете (Филадельфия). Был активным деятелем Американской народной рады угро-русинов, добивавшейся для русинов автономии. Возглавлял делегацию американских русинов на родину и помогал организовать Русский клуб в Ужгороде (март 1919 года). В августе 1919 года был назначен чехословацкими властями президентом Директории Подкарпатской Руси, первого правительства автономной Карпатской Руси, а в апреле 1920 года — первым губернатором края.
Zhatkovichмемдоска (525x700, 691Kb)
Мемориальная доска первому губернатору Подкарпатской Руси в составе Чехословакии (1919—1921) Григорию Жатковичу в городе Свалява Закарпатской области
В марте 1921 года оставил пост губернатора в знак протеста против политики чехословацких властей, которые не соглашались предоставить Подкарпатской Руси автономию, и вернулся в США. В период Второй мировой войны, когда Закарпатье было аннексировано Венгрией, издавал газету «Карпатец» (1941—1943), на страницах которой пропагандировал уже идею о включении Закарпатья в состав Чехословакии. Умер в городе Питтсбург, штат Пенсильвания, США, 26 марта 1967 года.
Zatkovich_grave (700x525, 508Kb)
Похоронен на Католическом кладбище Калвари в Питтсбурге.
Литература:Павленко Г.В. Діячі історії, науки і культури Закарпаття: Малий енциклопедичний словник. — Ужгород, 1999. — Страницы 75—76.

Hazel_hotchkiss (489x700, 276Kb)
1886
Хейзел Вирджиния Хочкисс (Hazel Virginia Hotchkiss Wightman; в замужестве — Уайтмен)
американская теннисистка и популяризатор тенниса. 16-кратная чемпионка США во всех разрядах, победительница Уимблдонского турнира (1924) в женском парном разряде, олимпийская чемпионка 1924 года в женском и смешанном парном разряде. Хейзел Хочкисс-Уайтмен была основательницей ежегодного Кубка Уайтмен — матча женских сборных США и Великобритании — и первым капитаном американской сборной в этом соревновании. Член Международного зала теннисной славы с 1957 года.
Хейзел Хочкисс, уроженка города Хилдсберг, штат Калифорния, США, начала играть в лаун-теннис на кортах Калифорнийского университета в Беркли, который окончила в 1911 году. Вначале соперниками девушки были её братья, а затем она играла с сёстрами Саттон (Мэй, Флоренс, Вайолет и Этель). Там, на калифорнийских быстрых бетонных кортах, выработался её стиль игры, построенный на рискованных атаках и регулярных выходах к сетке — она была первой из женщин, для которых игра у сетки стала основным оружием. Поскольку отскок на кортах того времени отличался непредсказуемостью, Хейзел старалась играть с лёта как можно чаще, не давая мячу касаться корта. В 1909 году, будучи студенткой, Хейзел впервые выступила на чемпионате США в Филадельфии. Несмотря на то, что травяные газоны Восточного побережья были для неё непривычны, Хочкисс легко обыграла всех соперниц, в том числе и защищавшуюся чемпионку, 39-летнюю Мод Баргер-Уоллах, отдав той в раунде вызова только один гейм. Единственный сет за весь чемпионат она проиграла Луизе Хэммонд в финале турнира претенденток (окончательный счёт 6-8, 6-1, 6-4). Кроме того, Хочкисс стала чемпионкой США в женском и смешанном парном разряде, повторив этот тройной успех также в 1910 и 1911 годах. На протяжении всей дальнейшей истории только две женщины сумели выиграть чемпионат США во всех трёх разрядах три года подряд — Мэри Браун в 1912—1914 годах и Элис Марбл в 1938—1940 годах. В 1912 году Хейзел вышла замуж за бостонца Джорджа Уайтмена, после чего, став матерью, несколько лет не участвовала в соревнованиях. Она вернулась на корты чемпионата США только в 1915 году, по настоянию отца, и дошла до финала в одиночном разряде, где уступила Молле Бьюрштедт, завоевав, однако, очередные титулы в женских и смешанных парах. В 1919 году она в четвёртый раз стала чемпионкой США в одиночном разряде, как и за десять лет до этого, отдав соперницам всего один сет. В 1915, 1918 и 1919 годах она входила в десятку сильнейших теннисисток США, в 1919 году заняв в этом рейтинге первое место. Хочкисс-Уайтмен продолжала оставаться одной из сильнейших теннисисток США и в дальнейшем, но сосредоточилась на игре в парах. В 1923 году ей удалось реализовать свою мечту, организовав соревнование женских сборных, которое должно было стать женской версией Кубка Дэвиса. В первом розыгрыше нового трофея, пожертвованного самой Уайтмен и получившего её имя, встретились сборные США и Великобритании, причём Хейзел была играющим капитаном американской команды. Матч прошёл на только что построенном теннисном стадионе в нью-йоркском районе Форест-Хилс и окончился победой хозяек. Хотя Кубок Уайтмен так и не стал аналогом Кубка Дэвиса и остался внутренним делом команд США и Великобритании, его розыгрыш продолжался до 1989 года, когда британская команда уже не могла оказать американкам достойного сопротивления. Уайтмен возглавляла сборную США в этом соревновании 13 раз — в последний раз в 1948 году. Параллельно с продолжением выступлений Хочкисс-Уайтмен давала бесплатные уроки игры начинающим теннисисткам. С одной из своих учениц, Хелен Уиллз, она выиграла в 1924 году турниры женских пар на чемпионате США, Уимблдонском турнире и Олимпийских играх в Париже (там же Уайтмен и Ричард Норрис Уильямс завоевали чемпионское звание и в миксте). С другой ученицей, Сарой Палфри, Уайтмен четыре раза подряд, с 1928 по 1931 год, выигрывала парный турнир чемпионата США в помещениях. В общей сложности Хейзел Хочкисс-Уайтмен выигрывала чемпионат США 16 раз — четыре в одиночном и по шесть в женском и смешанном парном разряде. Между её первой победой в национальном первенстве и последней, одержанной в паре с Уиллз в 1928 году, прошло 19 лет. Уайтмен также была 17-кратной чемпионкой США в помещениях (дважды в одиночном, десять раз в женском и пять раз в смешанном парном разряде) и чемпионкой США на грунтовых кортах в миксте в 1915 году. Свой последний титул на национальных соревнованиях она завоевала в возрасте 56 лет в 1943 году, выиграв чемпионат США в помещениях в паре с Полин Бетц — ещё одной своей ученицей. В соревнованиях ветеранов она выступала и после 60 лет, в общей сложности завоевав в них 11 титулов чемпионки США. В 1940 году Хелен развелась с Джорджем Уайтменом, которому успела к тому времени родить пятерых детей. В 1957 году имя Хейзел Хочкисс-Уайтмен, которую историк тенниса Бад Коллинз называет «леди Теннис», было включено в списки Национального (позже Международного) зала теннисной славы. Она умерла в регионе Честнат-Хилл, штат Массачусетс, США, 5 декабря 1974 года.
Финалы чемпионатов стран «Большой четвёрки» за карьеру
Одиночный разряд (4-1)
Screenshot 2023-12-06 at 18-29-24 Хочкисс-Уайтмен Хейзел — Википедия (570x175, 20Kb)
Женский парный разряд (7-2)
Screenshot 2023-12-06 at 18-29-35 Хочкисс-Уайтмен Хейзел — Википедия (700x507, 165Kb)
Смешанный парный разряд (6-2)
Screenshot 2023-12-06 at 18-29-45 Хочкисс-Уайтмен Хейзел — Википедия (700x429, 149Kb)
Литература: Hazel Hotchkiss Wightman // Bud Collins' Tennis Encyclopedia / Bud Collins, Zander Hollander (Eds.). — Detroit, MI: Visible Ink Press, 1997. — P. 506—507. — ISBN 1-57859-000-0; Hotchkiss Wightman, Hazel Virginia // Historical Dictionary of Tennis / John Grasso (Ed.). — Plymouth: Scarecrow Press, 2011. — P. 139—140. — ISBN 978-0-8108-7490-9.

[499x700]
1886
Николай Павлович Макаров
учёный, экономист. Родился в Харькове. Из семьи служащего. В 1911 году окончил отделение юридического факультета Московского университета в качестве экономиста. Был оставлен при кафедре экономики для подготовки к профессорскому званию, которую вскоре покинул в знак протеста против нарушения автономии университета министром просвещения Л.А.Кассо. В 1914—1918 гг. заведующий кафедрой полит. экономии и статистики Воронежского сельско-хозяйственного института; за работу «Крестьянское хозяйство и его эволюция» удостоен звания профессора (1918). После Февральской революции 1917 г. член распорядительного комитета Лиги аграрных реформ, в мае избран членом Совета Главного земельного комитета. С декабря 1918 г. — товарищ председателя президиума Совета объединенной сельскохозяйственной кооперации (Сельскосовета). В 1919—1920 гг. профессор МГУ и Московского кооперативного института. Летом 1920 г. выезжал в заграничную командировку для ознакомления с опытом организации Сельскохозяйственного производства США и Западной Европы. С 1924 г. профессор, затем декан экономического факультета Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева, член президиума Земплана Наркомзема РСФСР. Участвовал в работе над «пятилеткой Кондратьева». Выступал за форсированное развитие сельского хозяйства как базы индустриализации и экономического подъёма страны в условиях нэпа. В 1930 г. репрессирован (реабилитирован в 1987 г.). После освобождения работал в 1935-1947 гг. агрономом, плановиком совхоза и МТС, участник антифашистского подполья. С 1948 г. профессор Ворошиловградского сельскохозяйственного института, в 1955—1973 гг. — Всесоюзного сельскохозяйственного института заочного образования. Умер в Москве 1 октября 1980 года.

[469x700]
1887
Яаков Клибанов (имя на иврите — ‏יעקב קליבנוב)
израильский юрист и политик, депутат кнессета первых трех созывов от Партии общих сионистов. Яаков Клибанов родился в местечке Холопеничи, Минской губернии, Российской империи. Его отец — Реувен Клибанов, был учителем иврита и сионистским активистом; мать — Роза Лифшиц. Получил традиционное образование, до 12 лет учился в хедере, а затем поступил в среднюю школу на Украине. В период с 1905 по 1910 год Клибанов был одним из лидеров молодежной сионистской организации «Ха-тхия» (название на иврите - ‏התחייה‏‎ — Возрождение). В 1906 году Клибанов поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, окончив его в 1912 году. Затем Клибанов отправился изучать юридические науки в Германию и Швейцарию, где пробыл вплоть до начала Первой мировой войны (1914). В 1913 году Яаков Клибанов впервые принял участие в сионистском конгрессе, который проходил в Вене. С того же года он служил секретарем сионистской организации Российской империи. Занимался адвокатской практикой. В 1918 году он женился на Иехудит Гольдберг. А в 1921 году Клибанов эмигрировал в подмандатную Палестину. В 1934 году Клибанов стал одним из основателей поселения Кирьят-Моцкин. Будучи членом партии Общих сионистов, Клибанов был избран в кнессет 1-го созыва, где был членом законодательной комиссии и комиссии кнессета. Через два года он был переизбран в кнессет 2-го созыва, возглавил парламентскую комиссию по трактованию и вошел в состав комиссии по иностранным делам и безопасности, сохранил членство в законодательной комиссии. Также получил пост заместителя спикера кнессета. Более в кнессет не избирался, однако, после смерти депутата Хаима Ариава, Клибанов занял его место в парламенте, став членом законодательной комиссии и комиссии по образованию и культуре. Скончался в городе Хайфа, Израиль, 4 ноября 1966 года. В честь него была названа одна из улиц Хайфы.

[475x700]
1887
Шигап Алимович Рамазанов (татарское имя — Шиhап Алим улы Рамазанов)
татарский учёный, переводчик, журналист, лингвист, педагог, методист, критик, публицист. Шигап Алимович Рамазанов родился в селе Старый Карлыган Саратовской губернии (ныне Лопатинский район, Пензенская область). До 1917 г. учился в медресе родной деревни. Позже Шигап Алимович начал заниматься педагогической деятельностью, проводил реформы в сельской школе, вместе с супругой Сабирой ханым открыл в родной деревне школу для девочек. За заслуги на педагогическом поприще Ш.А.Рамазанову в 1927 г. было присвоено почетное звание «народный учитель». В 1924 г. вышестоящей инстанцией Ш.Рамазанов был переведен в Саратов. Под его руководством здесь был открыт Татарский педагогический техникум, который осуществлял подготовку учителей и директоров школ. В Казань Ш.Рамазанов впервые приехал в 1932 г. В том же году поступил в аспирантуру Казанского педагогического института, которую блестяще окончил в 1935 г. Параллельно с учёбой в аспирантуре он преподавал в этом же вузе. В 1934—1938 гг. в журнале «Совет әдәбияты» («Советская литература») Ш.Рамазанов печатал статьи, посвященные вопросам грамматики, диалектологии, терминологии, лексикологии, методике преподавания татарского языка и др. В 1940—1946 гг. Ш.Рамазанов читал лекции в Казанском государственном университете, вел курсы по подготовке переводчиков, редакторов и сотрудников газет и журналов. С 1947 г. до последних дней своей жизни Ш.Рамазанов работал старшим научным сотрудником в Институте языка, литературы и истории Академии Наук СССР. Умер в Казани 25 октября 1948 года. Самый активный период научной деятельности Шигапа Алимовича связан с Казанью. За короткий период времени учёный успел внести большой вклад в такие области татарского языкознания, как грамматика, лексикология (особенно терминология), графика и орфография татарского языка, история татарского литературного языка и языкознания, методика преподавания родного языка, критика и публицистика. До Октябрьской революции и после неё в периодической печати было опубликовано более 60 статей ученого, посвященных проблемам татарского языкознания и методике его преподавания: «Татар эшчеләре һәм колхозчыларның сөйләү һәм әдәби телен өйрәнү экспедициясе» («Экспедиция по изучению разговорного и литературного языка татароязычных рабочих и работников колхозов»), «Татар теле диалектларын өйрәнү турында» («Об изучении диалектов татарского языка»), «Совет чорында татар әдәби теленең үсеше» («Развитие татарского литературного языка в Советский период») и др. Ш.Рамазанов внес огромный вклад в изучение структуры татарского языка, в частности в такие области, как лексикология и глаголообразование. В данных направлениях его можно назвать первопроходцем. Такие его труды, как «Хәзерге татар әдәби теленең сүзлек составы (лексика һәм фразеология)» («Словарный состав современного татарского литературного языка (лексика и фразеология)») и «Татар телендә фигыль ясалышы» («Глаголообразование в татарском языке») и др. подтверждают это высказывание. Ш.Рамазанов уделял большое внимание и вопросам терминологии татарского языка. В 1944 г. вышла в свет его брошюра «Татар әдәби теленең гамәлдәге терминологиясен тәртипкә салу, яңа термин сүзлекләрен төзү эшендә төп принциплар» («Основные принципы в разработке терминологии татарского языка и в составлении терминологических словарей»). Ш.Рамазанов принимал активное участие в разработке и создании терминологических словарей: «Русча-татарча хәрби терминнар сүзлеге» («Русско-татарский словарь военных терминов»), «Русча-татарча терминологик сүзлек» («Русско-татарский терминологический словарь»), «Тел белеме буенча терминнар һәм әйтелмәләр сүзлеге» («Словарь терминов и выражений по языкознанию»). Отметим, что первый и второй словари до сих пор не изданы. Шигап Алимович прославился как опытный и высококвалифицированный методист и педагог. Не зря его ставили наравне с такими великими классическими педагогами, как К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко и И.Н.Ульянов. Ш.Рамазанов является соавтором многих школьных учебников и программ для вузов и техникумов по татарскому языку: «Татар грамматикасы. Фонетика һәм морфология» («Татарская грамматика. Фонетика и морфология»), «Педагогия техникумнары өчен татар теле һәм татар методикасы программалары» («Программы по татарскому языку и татарской методике для педагогических техникумов», «Программалар. Тулы булмаган урта һәм урта мәктәпләр өчен» («Программы для неполно-среднеобразовательных и среднеобразовательных школ») и др. Как известно, Шигап Алимович жил и работал в период значительных переворотов в татарской письменности. Являясь большим специалистом в области преподавания родного языка, он не мог оставаться в стороне от этой деятельности. Учёный активно участвовал в разработке и издании методических пособий и трудов: «Зурлар өчен яңалиф сабаклары» («Уроки по новому алифу для взрослых»), «Татар әдәби теленең орфографиясе кагыйдәләре» («Правила орфографии татарского литературного языка») и др. Научное наследие Шигапа Алимовича очень богато, однако многие его труды до сих пор не изучены и не изданы. Как известно, в 1954 г., после его смерти, некоторые труды Ш.А.Рамазанова были изданы Институтом языка, литературы и истории филиала Академии Наук Российской Федерации в виде сборника «Татар теле буенча очерклар» («Очерки по татарскому языку»), в который вошли следующие его работы: «Габдулла Тукай һәм хәзерге татар әдәби теле» («Габдулла Тукай и современный татарский литературный язык»), «Насыйри — татар әдәби теленә нигез салучы» («Насыри — основоположник татарского литературного языка»), «Татар әдәби теле терминологиясендә төп принциплар» («Основные принципы терминологии татарского литературного языка»), «Хәзерге татар әдәби теленең сүзлек составы (лексика һәм фразеология» («Словарный состав современного татарского литературного языка (лексика и фразеология)»), «Татар телендә фигыль ясалышы» («Глаголообразование в татарском языке»), «Кызыл Татарстан» газетасының теле турында" («О языке газеты „Кызыл Татарстан“»). Богатое собрание рукописей Шигапа Алимовича хранится в научном архиве Института языка, литературы и истории имени Г.Ибрагимова Академии Наук Республики Татарстан и в отделе редких книг научной библиотеки имени Н.И.Лобачевского Казанского государственного университета. Тематика рукописей разносторонняя: лексикология, терминология, графика и орфография, общее языкознание, критика, стилистика татарского языка, история татарского литературного языка и языкознания. Перечислим некоторые из этих рукописей: "Татар әдәби теленең орфографик сүзлеге"ндәге гарәп һәм фарсы сүзләре" («Арабские и персидские слова в орфографическом словаре татарского языка»), «Фронт җырлары һәм аларның грамматикасын анализлау» («Фронтовые песни и их грамматический анализ»), «Татар халык иҗатында, тәрҗемәләрдә, борынгы кулъязмаларда алынма сүзләр турында» («О заимствованиях в татарском народном творчестве, переводах, в древних рукописях»), «Төрки телләрнең стадиаль формалашуы турында» («О стадиальном формировании тюркских языков»), «Семантика законнары» («Законы семантики»), «Кереш сүз (Г.Алпаров хезмәтләренә)» («Предисловие (к трудам Г.Алпарова)»), «Гыйбад Алпаров (некролог)», «Гыймад Нугайбек (1881—1943)», «Тукай телендә вариантлар һәм төрле аңлатмалар» («Варианты и различные пояснения в языке Тукая»), В.Н.Хангилдиннең «Дөрес язу» китабына рецензия (Рецензия на книгу В.Н.Хангильдина «Правописание»), Д.Сафинның «Ымлыклар» кулъязмасына рецензия (Рецензия на рукопись Д.Сафина «Междометия»), «Тел белеменә кереш» курсы буенча программа ("Программа по курсу «Введение в языкознание») и др. Опубликованные труды: Рамазанов Ш. О стадиональном формировании тюркских языков: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук / Ш.Рамазанов.- Казань, 1954—218 б; Рамазанов Ш. Законы семантики / Ш.Рамазанов.- Казань, 1939 — 22 б; Зурлар өчен яңалиф сабаклары. Кулланмалар. Төзүчеләр: Ш.Рамазанов, Х Мәүлюдов. — Казан, 1931 — 56 б; Рамазанов Ш.Алпаров һәм аның фәнни эшчәнлеге / Ш.Рамазанов //Совет әдәбияты, 1936, № 8, 9, Б.76-78; Рамазанов Ш.Гыйбад Алпаров (некролог) / Ш.Рамазанов // Совет әдәбияты, 1935, № 8, Б.123-126; Рамазанов Ш.Г. Нугабәк / Ш.Рамазанов // Совет әдәбияты, 1943, № 3, Б.85-88; Рамазанов Ш.Габдулла Тукай һәм хәзерге татар әдәби теле /Ш.Рамазанов // Совет әдәбияты, 1946, № 10. Б.68-85; Рамазанов Ш.Габдулла Тукай һәм хәзерге татар әдәби теле /Ш.Рамазанов // Татар теле буенча очерклар.- Казан : Таткнигоиздат, 1954. — Б.58-93; Рамазанов Ш.Габдулла Тукай / Ш.Рамазанов // Шагыйрьнең тууына 60 ел тулуга багышланган гыйльми сессия материаллары. 1886—1946. - Казан : Татгосиздат, 1948. — Б.136-169; Рамазанов Ш. К.Насырый — татар әдәби теленә нигез салучы / Ш.Рамазанов // Каюм Насырый, 1825—1945 (тууына 120 ел тулуга багышланган сессия материаллары). — Казан : Татгосиздат, 1948. — Б.62-77; Рамазанов Ш. К Насырый — татар әдәби теленә нигез салучы / Ш.Рамазанов // Татар теле буенча очерклар.- Казан :Таткнигоиздат, 1954. — Б.38-57; Рамазанов Ш. Совет чорында татар әдәби теленең үсеше. / Ш.Рамазанов // Совет әдәбияты , 1945, № 6, Б. 87-98; Рамазанов Ш. Татар теле буенча очерклар / Ш.Рамазанов. — Казан: Татгосиздат, 1954. — 200 б; Рамазанов Ш. Татар телендә фигыль ясалышы / Ш.Рамазанов //; Рамазанов Ш. Татар теле буенча очерклар. / Ш.Рамазанов. — Казан: Таткнигоиздат, 1954. — Б. 146—180; Рамазанов Ш. Татар теле диалектларын өйрәнү турында /Ш.Рамазанов // Совет мәктәбе, 1939, № 7, Б. 14-17; Рамазанов Ш. Тел экспедициясе нинди материаллар җыйды? /Ш.Рамазанов // Кызыл Татарстан, 1935, 17 июль. — Б.7-8; Рамазанов Ш. Татар эшче, колхозчыларның сөйләү һәм әдәби телен өйрәнү экспедициясе / Ш.Рамазанов // Совет әдәбияты, 1935, № 2, Б.77- 82; Рамазанов Ш. Татар әдәби теле терминнарының үсеше / Ш.Рамазанов // Мәгариф, 1935, № 6. — Страницы 22-32; Рамазанов Ш. Тукай һәм хәзерге татар әдәби теленең үсеше / Ш.Рамазанов // Совет әдәбияты, 1946, № 10.- Б.68-85; Рамазанов Ш. Түбән Идел буе / Ш.Рамазанов. — 1930. — 15 б4 Рамазанов Ш. Хәзерге әдәби теленә нигез салучысы Каюм Насыри / Ш.Рамазанов // Кызыл Татарстан, 1945, 20 февраля. — Б.10-12; Рамазанов Ш., Хисмәтуллин Х. Татар теле грамматикасы. Фонетика һәм морфология. 5-6 сыйныф дәреслеге / Ш.Рамазанов, Х. Хисмәтуллин. — Казан, 1940. — 204 б., 1942. — 216 б., 1944. — 216 б., 1946. — 208 б., 1948. — 208 б., 1949. — 220 б., 1950. — 128 б., 1958. - 151б., 1959. — 155 б., 1960. — 160 б., 1961. — 159 б; Татар әдәби теленең гамәлдәге терминнарын тәртипкә салу, яңа термин сүзлекләрен төзү эшендә төп принциплар. Төзүче: Рамазанов Ш. — Казан: Татагосиздат, 1944. −16б; Татар әдәби теленең орфография кагыйдәләре. 1нче басма. Төзүчеләре: Атнагулов, Г.Алпаров, Ш.Рамазанов. — Казан, 1933б. −20б; Татар әдәби теленең орфография кагыйдәләре. 2нче басма. Төзүчеләре: Атнагулов, Г.Алпаров, Ш.Рамазанов. — Казан, 1934. — 39б; Татар әдәби теленең орфография кагыйдәләре. 3нче басма. Татгосиздат: Укыту педагогик әдәбият секторы. — Җаваплы редактор: Рамазанов Ш. Җаваплы корректор: Төхвәтуллин А. — Казан, 1936. — 39б; Тел белеме буенча терминнар һәм әйтелмәләр сүзлеге. Төзүчеләре:Ш.Рамазанов, Л.Җәләй, Р.Ф.Шакирова. — Казан. — 1953. — 76б. Высшая аттестационная комиссия (Москва) за научные заслуги постановила присудить Ш.Рамазанову ученую степень кандидата филологических наук и звание доцента педагогического института. За большой научный и педагогический вклад в изучение татарского языка Ш.Рамазанов был дважды награждён государственными медалями. Источники: Садыкова Л.Р. Научная деятельность Шигапа Рамазанова в области татарского языкознания : Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. — Казань, 2010. — 22 страницы; Татарский энциклопедический словарь. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998. — 703 страницы; Дмитриева В.И. Рамазанов Шигаб Алимович // Пензенская энциклопедия. — Москва: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001. — страница 315. Литература: Исламов Ф.Ф. Зур педагог та ул Ш.Рамазанов / Ф. Ф. Исламов // Мәгърифәт, әдәбият һәм тарих сукмаклары буенча. — Казан, 2002. — Б. 65-67; Редакциядән. Мәгариф фронты каһарманнары : Рамазанов Ш./ Мәгариф, 1928, № 2.- Б.90-92; Якупова Г.К. Ш.Рамазанов / Г.К.Якупова // Советская тюркология. — Казань, 1978, № 1. — С.118-119; Якупова Г.К. Учёный, педагог, организатор. К 90-летию Ш.Рамазанова / Г.К.Якупова // Коммунист. Саратов, 1978, 1 февраля.- Страницы 3-4; Якупова Г.К. Учитель / Г.Якупова // Вечерняя Казань. — 1983, 18 января — Страница 7; Якупова Г.К. Библиография по татарскому языкознанию (1778—1980) / Г.К.Якупова. — Казань: Татарское книжное издательство, 1988. — 134 страницы; Яфаров, Б. Шиһап Рамазанов / Б.Яфаров // Совет әдәбияты. — 1948, № 12 — Б. 98-101.

[660x700]
1888
Грааль-Арельский (настоящее имя — Стефан Стефанович Петров)
русский поэт и писатель. Родился в Санкт-Петербурге, в семье крестьянина. Учился в петербургском реальном училище А.Копылова, гимназии К.Мая. В 1909 году, по окончании гимназии, поступил на астрономический факультет Петербургского университета. В 1914 году был исключён из университета за неуплату. Работал в обсерватории Народного дома. В студенческие годы участвовал в революционном движении, был членом партии эсеров. 16 декабря 1935 года арестован. Спецколлегией Ленинградского областного суда 1 апреля 1936 года приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей по статье 58-10 УК РСФСР (антисоветская пропаганда и агитация). Наказание отбывал в Ухтпечлаге. Умер в посёлке Чибью Коми АССР 5 апреля 1937 года. Реабилитирован Верховным судом РСФСР 23 декабря 1964 года. Начал печататься в 1910 году. Вскоре познакомился с Игорем Северянином и К.Олимповым, вместе с которыми принимал участие в вечерах эгофутуристов. В 1911 году в Петербурге вышла книга его стихов «Голубой ажур», отмеченная А.Блоком. Блок назвал псевдоним автора верхом кощунства и мистического анархизма. Саму же книгу Блок одобрил, написав: «Книжка Ваша (за исключением частностей, особенно псевдонима и заглавия) многим мне близка. Вас мучат также звёздные миры, на которые Вы смотрите, и особенно хорошо говорите Вы о звёздах…» Н.Гумилёв в критическом отзыве, отметив в поэзии Грааль-Арельского влияние И.Эренбурга, И.Северянина и «современных поэтов-экзотиков» и упрекнув автора в отсутствии «своего слова, которое необходимо сказать ценой чего бы то ни было и которое одно делает поэта», отметил, однако, «горячность молодости, версификационные способности, вкус и знание современной поэзии». В конце 1911 года Грааль-Арельский познакомился с И.Игнатьевым, а в январе 1912 года вошёл в «Академию эгопоэзии» и стал членом её ректориата, одновременно вступив и в «Цех поэтов». Весной 1912 года по настоянию синдиков «Цеха» покинул «Академию» вместе с Г. Ивановым, опубликовав в «Гиперборее» и «Аполлоне» письмо-отречение. Вторая книга стихов Грааль-Арельского «Летейский брег» вышла в 1913 году и ознаменовала переход автора от символизма, культивируемого в «Цехе поэтов», к пропагандируемому им «сциентизму». В ней были представлены образцы «научной поэзии» — стихи о космосе и планетах, о Джордано Бруно. Последнему впоследствии Грааль-Арельский посвятил свой роман «Враг Птоломея» (1928). Стихи Грааль-Арельского публиковались во многих журналах, альманахах и газетах («Гиперборей», «Лукоморье», «Нива», «Новый журнал для всех», «Петербургский глашатай», «Нижегородец» и др.). После 1917 года он опубликовал поэму «Ветер с моря» (Петроград, 1923), пьесу в стихах «Нимфа Ата» (Петроград, 1923), писал детские стихи. Кроме того, писал прозу, в том числе фантастическую и научно-популярную. Опубликовал книги «Повести о Марсе» (Ленинград, 1925), «Гражданин Вселенной» (Ленинград, 1925), «Солнце и время. Популярная астрономия для крестьянской молодёжи» (Москва-Ленинград, 1926). Фантастический сборник «Повести о Марсе» состоит из трех частей («Обсерватория профессора Дагина», «Два мира», «К новому солнцу»), связанных друг с другом только местом действия — Марсом. По мнению исследователя фантастики А.Первушина эта книга является предтечей «Марсианских хроник» Рэя Брэдбери. Грааль-Арельский иллюстрирует тезис о прямой связи между развитием общественного строя и научно-техническим прогрессом, однако понимает его своеобразно: он описывает не борьбу классов, а борьбу моноэтнических цивилизаций: высокоразвитой и первобытной. Книги: Голубой ажур: Стихи. — Санкт-Петербург, [типография И.Флейтмана], 1911; Летейский брег. Стихи. — Издательство «Цех поэтов». Санкт-Петербург, 1913. 300 экземпляров; Повести о Марсе. — Ленинград: Госиздат, 1925. 94 страницы; Гражданин Вселенной — Ленинград, 1925; Солнце и время. Популярная астрономия для крестьянской молодёжи. — Москва-Ленинград, 1926; Враг Птоломея. — 1928. Другие произведения: Ветер с моря // Петроград, 1923; Нимфа Ата // Петроград, 1923; Подарок селенитов //Мир приключений, 1926. № 5; Человек, побывавший на Марсе //Мир приключений, 1927. № 7. Литература: Грааль-Арельский // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто / Под редакцией Вл.Гакова. — Минск: ИКО «Галаксиас», 1995. — 694 страницы — ISBN 985-6269-01-6.

[566x700]
1888
Август Карстен (немецкое имя — August Karsten)
немецкий политик, член СДПГ. Август Карстен родился в Пайне, в семье кучера пивоварни. В 1895—1903 годах учился в народной школе в Пайне. Зарабатывал на жизнь рабочим и извозчиком на транспортных предприятиях. В 1905 году Карстен вступил в объединение транспортных рабочих. В 1907 году в результате несчастного случая лишился ноги и соответственно трудоспособности. В июле 1914 году Карстен был назначен рабочим секретарём в Ашаффенбурге. Осенью 1917 года Карстен поступил на работу в союз металлистов в Швайнфурте. Женился в 1918 году. В 1908 году Карстен вступил в Социал-демократическую партию Германии, в 1917 году — в Независимую социал-демократическую партию. В феврале 1918 году за руководство январской стачкой в Швайнфурте Карстен был выслан в Брюккенау на принудительное проживание. С началом Ноябрьской революции Карстен был назначен председателем совета рабочих и солдатских депутатов в Пайне. В 1919 году Карстен сначала работал комиссаром по демобилизации в Брауншвейге, затем рабочим секретарём в Пайне в июле 1919 года. По окончании войны Карстен возглавил отделение НСДПГ в Пайне. С июля 1919 по октябрь 1923 года вновь находился на должности рабочего секретаря в Пайне. Позднее с декабря 1923 до 1933 года возглавлял имперский союз инвалидов труда и вдов, а также работал в редакции газеты «Deutsche Invalidenzeitung». Карстен был избран в рейхстаг от НСДПГ на выборах в июле 1920 года, вновь вернулся в ряды СДПГ и соответственно вошёл во фракцию СДПГ в рейхстаге. На выборах в мае 1924 года Карстен был избран депутатом рейхстага от СДПГ и неоднократно переизбирался, проработав в рейхстаге непрерывно в течение 13 лет. В июне 1933 года Карстен официально лишился парламентского мандата после запрета СДПГ. Карстен был одним из депутатов, выступивших с речью 7 декабря 1932 года во время последнего заседания рейхстага перед приходом к власти национал-социалистов. В своей речи Карстен полемизировал против мер недавно подавшего в отставку правительства Папена. В марте 1933 года Карстен был среди 94 депутатов рейхстага, проголосовавших против принятия Закона о чрезвычайным полномочиях, ставшего основой для создания нацистской диктатуры. После прихода к власти Гитлера в 1933 году Имперский союз инвалидов труда подвергся процедуре уравнивания, Карстен лишился своей должности и вскоре оказался под защитным арестом. После освобождения проживал в Одерберге, где у него было крестьянское хозяйство. В 1944 году Карстен был вновь арестован. После 1945 года Август Карстен проживал в Берлине. Работал на должности казначея СДПГ, восстановленной в Советской зоне оккупации Германии, и входил в руководство партии. Ещё в 1945 году он высказывался против объединения КПГ и СДПГ в единую СЕПГ, в особенности на нижних партийных уровнях. Выступив 15 декабря 1945 года с речью в Ораниенбауме, Карстен даже был задержан представителем советской комендатуры. Весной 1946 года Карстен был назначен казначеем СЕПГ. Летом 1948 года получил взыскание на секретном заседании правления СЕПГ за ошибки в ведении партийной кассы. В июле 1950 года был выведен из состава правления СЕПГ и больше не занимал политических постов. Умер в Берлине 8 мая 1981 года.

[466x700]
1889
Лидия Владимировна Мациевская (по мужу – Моринец)
театральная актриса. Народная артистка Украинской ССР (1947). Родилась в селе Кашперивка (ныне - Киевская область, Украина), в семье украинских актёров труппы М.Л.Кропивницкого. В 1906-1909 гг. училась на историческом факультете Высших женских курсов в Одессе. Работая в народной школе и гимназии учительницей (до 1916 г.) Мациевская Лидия Владимировна (1889-1955). В 1925 году приняла участие в создании Держдрамы, первого в Одессе стационарного государственного украинского театра. Заслуженная артистка УССР (1930); заслуженный деятель искусств УССР (1935); народная артистка УССР (1947). Была награждена двумя орденами Трудового Красного Знамени и двумя медалями. В послевоенные годы избиралась депутатом Верховного Совета Украины, немало доброго сделала для своих земляков. Лидия Мациевская была создателем одесского Дома актера на ул. Бунина, 15, оборудовала его мебелью и световой аппаратурой. Она стала первым председателем Одесского отделения Украинского театрального общества. При ее непосредственном участии в Доме актера появились первые театральные капустники. Л.В.Мациевская родилась в семье священника, мать ее пела в церковном хоре. После смерти отца попала в семью выдающегося украинского театрального деятеля Марко Кропивницкого, оказавшего огромное влияние на ее дальнейшую судьбу. В Одессу приехала в 17 лет, успев окончить Киевское епархиальное училище и педагогические курсы. Устроилась на работу в еврейскую гимназию Масловой и Градской. Среди ее учеников был поэт Семен Кирсанов. Поступила на Высшие женские курсы, слушала лекции известных профессоров Новороссийского университета. С 1904 года играла в любительских спектаклях, в частности, в постановках отчима, Константина Кропивницкого. В 1908 году поступает на профессиональную сцену в театр “Трезвость”. В эти годы много работала над собой, отличалась образованностью и пытливым умом, жадно впитывала впечатления от многочисленных гастролей известных артистов. Впоследствии говорила, что Комиссаржевская и Заньковецкая ей “открыли глаза” на сценическое искусство. Особенно близкими ей были спектакли трупп корифеев украинского театра, ее старших современников И.Тобилевича, Н.Садовского, П.Саксаганского, М.Старицкого и др. Многие их спектакли имела возможность видеть, стоя за кулисами, а порой и исполняла в них эпизодические роли. Это была ее театральная школа. В 1911 году Лидия Владимировна выходит замуж за студента-медика Владимира Моринца. В 1913 году поступает в Одесскую консерваторию по классу вокала. Помешала учебе Первая Мировая война. В это время она несколько раз приезжала к мужу на фронт, выступала с концертами перед солдатами, читала Пушкина, Гоголя, Шевченко, любимую Лесю Украинку. После революции работала в Одесском Свободном украинском театре, затем в передвижном Рабсельтеатре. В 1925 г. поступает в Держдраму (впоследствии Театр Революции, Театр имени Октябрьской революции).
[582x700]
Отдала этому театру 30 лет, период своей творческой зрелости. Мациевская быстро становится народной любимицей. Ее популярность была огромной – и среди взыскательной и образованной театральной публики, и среди жителей рабочих окраин – Пересыпи, Слободки (где она жила), Молдаванки, Дальних и Ближних Мельниц… Она часто с неизменным успехом выступала на эстраде с чтением сатирических произведений Остапа Вишни, Степана Олейника, Леонида Ленча. Кроме того, Лидия Владимировна с удовольствием преподавала в Одесском театральном училище. Актрису отличали самоотдача и самоотверженность в работе, ее невозможно было ограничить рамками определенного актерского амплуа. Редкая органика и народность, интуиция и умение находить для каждой роли свой неповторимый пластический рисунок, позволяли Лидии Мациевской достигать подлинных высот в трагедии, и ей не было равных в комедийных спектаклях. Ее творчество сопровождали постоянные аншлаги, актрису узнавали и приветствовали на улицах города. По воспоминаниям, достаточно было услышать ее голос за кулисами, как зал неизменно взрывался аплодисментами. Несмотря на нездоровье в последние годы жизни, Мациевская продолжала много играть. Дочь Лидии Владимировны Галина Моринец и зять Александр Кошутский также играли на сцене театра им. Октябрьской революции. К сожалению, трагически погиб внук Вадим. Л.В.Мациевская создала более 200 сценических образов, переиграла чуть не весь украинский и мировой классический репертуар. Среди ее ролей: Лимериха (“Лимеривна”), Ганна (“Безталанна”), Улита (“Лес”), Марселина (“Свадьба Фигаро”), Эти-Мени (“200.000”), Холоденко (“Закат”), Дунька (“Любовь Яровая”), Хивря (“Сорочинский ярмарок”), миссис Форд (“Виндзорские кумушки”), Дульская (“Мораль пани Дульской”) и многие др. Умерла Лидия Владимировна в Одессе 24 декабря 1955 года. Имя народной артистки Украинской ССР Л.В. Мациевской, ее талант – значительный вклад в украинскую национальную культуру и в историю Одесского украинского театра.

1889
Элемер Пасти (венгерское имя — Pászti Elemér)
венгерский гимнаст. Родился в Сольноке. Серебряный призёр летних Олимпийских игр 1912 года. В индивидуальных соревнованиях занял 13-е место. Региональный чемпион в командном первенстве 1913, 1921, 1922 и 1925 годов. Чемпион Венгрии в командном первенстве 1912, 1913, 1914, 1921, 1922 и 1928 годов. Чемпион в индивидуальном первенстве 1924 и 1925 годов. Был женат с 1914 по 1917 годы, однако его дети умерли при рождении. После войны стал председателем Венгерского объединения медицинских обществ и ассоциаций. Умер в Будапеште 27 октября 1965 года.

[556x700]
1889
Пьетро Романелли (итальянское имя — Pietro Romanèlli)
итальянский археолог, член Национальной академии деи Линчей (1950). Родился в Риме. Профессор Римского университета (1926-1960). Производил раскопки в Анатолии (1913), в Триполитании (1919-1923; в частности в Лептис-Магна) и этрусского города Тарквинии (1930-1938). На Палатинском холме в Риме им открыты (1946-1960) остатки древнейшего поселения. Умер в 1981 года. Сочинения: Leptis Magna, Roma, 1925; La Cirenaica romana; Verbania, 1943; Tarquinia. La necropoli e il museo, Roma, 1951; Storia delle province romane dell'Africa, Roma, 1959; Il Foro romano, Bologna, 1959; Topografia e archeologia dell'Africa romana, Torino, 1970 (Enciclopedia classica, ser. III). Большая Советская Энциклопедия Москва: "Советская энциклопедия", 1969-1978. Публикации: Le Forum Romain, Libreria dello Stato, Rome, 1950; Le Forum Romain et le Palatin, Ente Provinciale Per Il Turismo Di Roma, 1951; Tarquinia - La Necropoli e il Museo, Collectif, 1954; Le Palatin, Istuto Poligrafico Dello Stato, Libreria Dello Stato, Rome; Tarquinia, Libreria Dello Stato, 1950; Storia delle Provincie Romane dell'Africa, Rome, 1959.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 20 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»