• Авторизация


18 декабря родились... 18-12-2025 08:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[522x700]
1930
Александр Петрович Маслихов
комбайнёр Брединского совхоза Брединского района, Челябинская область. Родился в селе Катенино Варненского района Уральской области (ныне в составе Варненского района Челябинской области). Русский. Из крестьян. Окончил IV класса сельской школы. Во время Великой Отечественной войны из-за крайне тяжелого положения семьи (отец и старший брат были призваны в Красную Армию, брат вскоре погиб на фронте, мать осталась с тремя детьми) с 1943 года работал в колхозе имени И.В.Сталина в Катенино. В конце 1943 года семья перебралась в Брединский район Челябинской области, там Александр Маслихов работал плотником на конезаводе совхоза «Брединский»: рабочий, с 1945 года – бригадир, с 1946 года – учётчик отделения. В эти годы окончил 7 классов школы без отрыва от производства. С 1949 года работал трактористом в совхозе «Чебаркульский», с 1953 года – комбайнёром в совхозе «Томинский», с 1955 года - комбайнёр в совхозе «Брединский» (все в Челябинской области). Добился выдающихся успехов в ходе уборочной 1956 года, постоянно выполняя план на 150-200 %. Выполнил уборку зерновых на площади 1315 гектаров, намолотив около 130 000 пудов зерна. За особые заслуги в освоении целинных и залежных земель, произведении уборки урожая и хлебозаготовок в 1956 году Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1957 года Маслихову Александру Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 1959 года – главный инженер совхоза «Наследницкий» Брединского района. С 1961 года – директор совхоза «Восточный» Брединского района. С 1970 года – директор совхоза «Каратабанский» в Еткульском районе Челябинской области, с 1974 года – генеральный директор производственного сельскохозяйственного объединения «Еткуль». С 1979 года – начальник Чебаркульского районного управления сельского хозяйства. С мая 1980 года – директор совхоза «Сарафановский» в Чебаркульском районе Челябинской области. Член КПСС с 1955 года. Депутат Челябинского областного и Чебаркульского районного Советов народных депутатов. Жил в городе Чебаркуль Челябинской области. Скончался 17 сентября 1989 года. Похоронен в Чебаркуле. Награждён орденом Ленина (11 января 1957), медалями «За трудовое отличие» (29 августа 1952), «За освоение целинных земель» (1957), другими медалями, а также двумя медалями ВДНХ.

1930
Юрий Васильевич Пашков
поэт, руководитель литературного объединения "Родник", член Союза писателей России, лауреат премии имени А.Т.Твардовского "Василий Теркин" (1998).

1930Sarvin_Nikolay_Stepanovich (515x700, 135Kb)
1930
Николай Степанович Сарвин
машинист торфоуборочной машины Петровского торфопредприятия Министерства топливной промышленности РСФСР, Московская область. Родился в селе Нагиши Скопинского района Московской (ныне – Рязанской) области, в семье крестьянина. Русский. После прохождения военной службы в Советской Армии поступил работать на Петровское торфопредприятие машинистом торфоуборочной машины. На протяжении 18 лет в летние месяцы он добывал торф – сырьё для Шатурской тепловой электростанции (ТЭЦ), осенью и весной готовил поля под его добычу, а зимой подготавливал технику – торфоуборочную машину «МТФ-41». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана по развитию торфяной промышленности, Сарвину Николаю Степановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». После окончания техникума продолжил трудиться старшим мастером производственного поля Петровского торфопредприятия. Под его началом была вся торфоуборочная техника предприятия и вспомогательные машины, которые обслуживали 35 механизаторов, многие из которых за ударный труд были награждены орденами и медалями. Дважды избирался депутатом Московского областного Совета депутатов трудящихся. Проживал в посёлке Керва (в черте города Шатура) Московской области. Скончался 24 декабря 2004 года. Почётный гражданин Шатурского района (звание присвоено посмертно). Награждён орденом Ленина (29 июня 1966), медалями.

1931
Ева Босакова
чешская гимнастка, олимпийская чемпионка 1960 года в упражнениях на бревне, трехкратная чемпионка мира в отдельных упражнениях. Победа на Римской олимпиаде принесла ей звание лучшей спортсменки Чехословакии 1960 года.

1931
Гуннель Линдблум
шведская актриса, режиссер и сценаристка.

1932
Леонид Дмитриевич Блохинцев
доктор физико-математических наук, профессор, заведующий отделом ядерно-спектроскопических методов НИИЯФ МГУ (1991). Своими широко известными научными трудами Леонид Дмитриевич добился заслуженного международного авторитета как физик-теоретик. Его хорошо знают, уважают и любят не только в стенах НИИЯФ, но и далеко за его пределами. Например, становление теоретической ядерной физики в Узбекистане в значительной мере обязано усилиям Леонида Дмитриевича. Его многочисленные ученики, некоторые из которых стали докторами физико-математических наук, продолжают работать по инициированной им тематике. Отношение к Леониду Дмитриевичу коллег и знакомых связано не только с важными научными достижениями, но и с его замечательными личными качествами. Умение терпеливо выслушать коллегу, понять проблему, постоянная готовность помочь, не считаясь со своим временем, не только в работе, но и в повседневной жизни, быть снисходительным и в то же время принципиальным в оценках v все это делает общение с Леонидом Дмитриевич не только полезным, но и приятным делом.

Smirnov_Vladimir_Pavlovich1 (449x700, 127Kb)
1932
Владимир Павлович Смирнов
бригадир комплексной бригады строительного управления №3 Марийского строительного треста Министерства сельского строительства РСФСР, город Йошкар-Ола Марийской АССР. Родился в деревне Шаплак Марийской автономной области Горьковского края, ныне — Медведевского района Республики Марий Эл, в семье крестьянина. Мариец. После окончания в 1950 году школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) №4 в городе Йошкар-Ола поступил работать плотником в СМУ-1 «Стройтреста» №116. В 1964 году Владимир Павлович возглавил бригаду каменщиков СМУ-3 «Марстройтреста», которая вскоре была преобразована в комплексную и вышла в передовые по тресту. По итогам 8-й пятилетки (1966—1970) бригада В. П. Смирнова ежегодно становилась победителем в социалистическом соревновании среди бригад республиканского министерства сельского строительства. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1971 года за выдающиеся производственные успехи в выполнении заданий пятилетнего плана Смирнову Владимиру Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В октябре 1971 года его бригада начала кладку 12-этажного здания новой гостиницы «Йошкар-Ола», возводила другие нетиповые и жилищные строения в столице Марийской АССР. С 1986 года продолжал работать бригадиром комплексной бригады ПМК-2 города Йошкар-Ола до выхода на заслуженный отдых в 1997 году. Заслуженный строитель Марийской АССР (1968). Проживал в Йошкар-Оле. Награждён орденами Ленина (7 мая 1971), Трудового Красного Знамени (11 августа 1966), медалями.

[493x698]
1934
Борис Валентинович Волынов
командир экипажа космического корабля «Союз-5», полковник; Командир космического корабля «Союз-21» и орбитальной станции «Салют-5», полковник. Родился в городе Иркутск. Русский (по матери – еврей). Детство и юность провёл в городе Прокопьевск Кемеровской области, где в 1952 году окончил 10 классов школы. В армии с августа 1952 года. В 1953 году окончил 24-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков (город Павлодар), в 1955 году – Сталинградское военное авиационное училище лётчиков (город Новосибирск). До 1960 года служил в авиации ПВО (Московский округ ПВО). С марта 1960 года – в отряде космонавтов. Выполнил 2 космических полёта общей продолжительностью 52 суток 7 часов 17 минут 47 секунд. В 1968 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского (инженерный факультет). 15-18 января 1969 года совершил космический полёт в качестве командира космического корабля (КК) «Союз-5» продолжительностью 3 суток 1 час. В полёте впервые осуществлены сближение и стыковка космических кораблей «Союз-4» (командир космического корабля полковник В.А.Шаталов) и «Союз-5» и переход космонавтов А.С.Елисеева и Е.В.Хрунова из космического корабля «Союз-5» в космический корабль «Союз-4». При возвращении Б.В.Волынова на Землю не произошло отделение спускаемого аппарата «Союза-5» от приборно-агрегатного отсека, корабль снижался в аварийном режиме по баллистической траектории с вращением по всем осям. Приземление произошло с недолётом до расчётной точки на 600 километров. За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм полковнику Волынову Борису Валентиновичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1969 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№10714). 6 июля – 24 августа 1976 года совершил второй космический полёт в качестве командира экипажа на космическом корабле «Союз-21» и орбитальной станции (ОС) «Салют-5» продолжительностью 49 суток 6 часов 23 минуты 32 секунды. За время космического полёта была получена обширная и ценная научная информация о физических характеристиках атмосферы Земли. На борту ОС «Салют-5» проведены исследования, показавшие, как протекают различные физические процессы и технологические операции в условиях невесомости. Осуществлены комплексные исследования реакции организма человека на действие факторов длительного космического полёта. За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм полковник Волынов Борис Валентинович Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1976 года награждён орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда» (№101/II). С марта 1990 года полковник Б.В.Волынов – в запасе. Живёт в Звёздном городке Щёлковского района Московской области. Лётчик-космонавт СССР (1969), кандидат технических наук (1980). Награждён 2 орденами Ленина (22 января 1969, 1 сентября 1976), орденами Красной Звезды (17 июня 1961), «За службу Родине в ВС СССР» III степени (22 февраля 1990), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2 марта 2000), медалями, венгерским орденом Государственного Знамени (1973), иностранными медалями. Почётный гражданин городов Иркутск, Калуга, Магадан, Прокопьевск, Кустанай (Казахстан), София (Болгария), Калыш (Польша).
[474x700]
Бронзовый бюст установлен в городе Прокопьевск Кемеровской области.

1934
Анатолий Константинович Передреев
русский поэт. В стихах, отмеченных подчеркнутой традиционностью, - трагическое переживание отрыва цивилизации от природы, нивелирования подлинных духовных ценностей, тема "малой родины". Сборники: "Судьба" (1964), "Равнина" (1971), "Возвращение" (1972), "Дорога в Шемаху" (1981), "Стихотворения" (1986). Скончался 18 ноября 1987 г.

1934
Гарри Алексеевич Попов
российский ученый в области двигателестроения, директор ГУ «Научно-исследовательский институт прикладной механики и электродинамики МАИ», член-корреспондент Российской Академии Наук. Разработал метод анализа плазменных течений в сильноточных ракетных двигателях. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2002).

1935
Радиэль Алексеевич Волков
специалист по разработке резино-технических уплотнителей и других материалов РКК "Энергия", лауреат Государственной премии.

[525x699]
1935
Сергей Николаевич Есин
русский писатель. Родился в Москве, в интеллигентной семье. После окончания филологического факультета МГУ (1960) был актером в театре, работал на радио, ТВ; был главным редактором журнала «Кругозор». С 1987 преподаватель, затем профессор кафедры литературного мастерства, с 1992 – ректор Литературного института имени А.М.Горького. После выхода сборников Живем только два раза (1976) и При свете маленького прожектора (1979) привлек широкое внимание романом Имитатор. Записки честолюбивого человека (1985), открывшим объединенный общей проблематикой своеобразный романический триптих, включающий также романы Временитель (1987, др. назв. этого «романа о любви и дружбе» – Гладиатор) и Соглядатай (1989, др. назв. – Бег в обратную сторону, или Эсхатология). В центре внимания Есина, писателя-аналитика, сдержанно-респектабельного в стилевой манере и беспощадного в социально-психологическом обличении, современная творческая интеллигенция, с ее вечно новым комплексом славолюбия и зависти, жажды власти и зависимости, с ее труднопреодолимым соблазном искушения хорошо оплачиваемой ложью и позорной уступчивостью перед наглостью современных «конквистадоров», как их называет сам автор, – дельцов от искусства, присваивающих себе чужой труд, талант и время. Напряженность характерного для прозы Есина внутреннего монолога, позволяющего с максимальной тщательностью проследить за всеми этапами борьбы высокого и низкого в душе героя, перипетиями мучительного подавления голоса совести, отказа от призвания во имя «призванности», от истинных творческих прорывов ради внешней успешности, дающего определить причины разлада человеческого в человеке, нарушения гармонии между самооценкой персонажа и мнением о нем окружающих, заставляет видеть в произведении Есина драму этических принципов, родственную драме идей современной научной художественной литературы, в которой важнее самой ситуации аспект и результат ее рассмотрения. Скептически-ироническая оценка современной отечественной интеллигенции с ее лицемерием, невежеством, конформизмом и корыстолюбием, формирует принципиально новую трактовку этого слоя русского общества, претендующего быть независимым, самоотверженным и бескорыстным наставником народа. В то же время проблемы интеллигенции экстраполируются писателем на все общество, приобретая тем самым характер «всемирной эсхатологии, т.е. учения о цели Космоса и истории и их конце» (словарное определение, поставленное автором в эпиграф Бега...). Вот почему справедливо утверждение Есина (которое можно с полным основанием отнести и к другим его произведениям), что, например, Имитатор – «роман не о художнике», а о системе. Игра в подлинность, имитаторство временщиков, суета, убивающая талант, и настоящее дело, раскрываясь на примере хорошо известной автору писательской среды (здесь напрашиваются реминисценции с романом Мастер и Маргарита М.А.Булгакова и даже пьесой Кот домашний средней пушистости Г.И.Горина и В.Н.Войновича), в романе Отступление от романа, или В сезон засолки огурцов. Педагогические этюды и размышления об искусстве стать писателем (1984) перерастают в трогательную и печально-саркастическую картину мира, постепенного «обытовления», омещанивания русской интеллигенции в автобиографической повести Мемуары сорокалетнего, повестях Производственный конфликт, Соавтор, рассказах Побег, Основная пара, Родственница, Приезжий, Серьезная покупка (все 1984), романе Сам себе хозяин (1985), пьесе Гибкая пластинка (1984) и др., выявляя при этом стремление автора к игре со временем и пространством, кинематографически крупным планом и литературным коллажем, мистическими и фантастическими мотивами, элементами публицистики и документальности. Лейтмотивная для Есина проблема нравственного выбора (с неизменным авторским тяготением к справедливости как фундаменту сохранения чести и достоинства) проецируется и на его социально-исторические произведения – как основанные на факте и максимальном приближении к реальности обращения к революционным событиям в России начала века (роман Константин Петрович, 1987, посвященный В.И.Ленину), так и историко-фантастическую антиутопию («однопартийный роман» Казус, или Эффект близнецов, 1992). Внутриполитическим процессам 1990-х годов посвящена и публицистика Есина (сборник статей Культура и власть, 1997). В повести Есина Техника слова (1990) показано взаимодействие жизненного материала и многовариантной фантазии художника, цель и смысл которой не всегда бывают предсказуемы даже для самого автора.

1937
Юрий Васильевич Антропов
русский писатель, автор романа "Самосожжение".

1937
Евгений Николаевич Фастов
бригадир комплексной бригады строительного управления №19 треста Мосстрой №4 Главмоспромстроя. Родился в городе Болхов Болховского района Орловской области. Русский. Получил неполное среднее образование. Трудился в строительном управлении №19 треста Мосстрой №4 Главмоспромстроя, где со временем возглавил бригаду каменщиков, а затем комплексную бригаду. В 1960 году вступил в КПСС. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 17 января 1975 года и от 16 июля 1980 года награждён орденами Трудовой Славы III и II степеней. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июля 1984 года Фастов Евгений Николаевич награждён орденом Трудовой Славы 1-й степени. Стал полным кавалером ордена Трудовой Славы. Работал в строительном управлении до выхода на заслуженный отдых. Жил в Москве. Умер 20 октября 2023 года. Награждён орденами Трудовой Славы I (18 июля 1984), II (16 июля 1980) и III (17 января 1975) степеней, медалями.

[431x700]
1938
Валерий Рихардович Лийв
бригадир токарей Таллинского производственного объединения «Таллэкс» имени 50-летия СССР Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР, Эстонская ССР. Родился в посёлке Опарино Опаринского района Архангельской (с 1941 года — Кировской) области, в крестьянской семье. Эстонец. Своё имя получил в честь Валерия Чкалова, погибшего за три дня до его рождения. Его родители — Рихард Карлович и Сельма Самуиловна Лийв, уроженцы Валкского уезда Лифляндской губернии (ныне уезд Вырумаа Эстонии), — вместе с дедом переехали в 1911 году в Вятскую губернию, где получили землю благодаря столыпинской реформе. Отец трудился шофёром в местном эстонском колхозе, а в 1941 году ушёл на фронт Великой Отечественной войны, где также служил водителем автомобиля в Эстонском стрелковом корпусе. В 1946 году отец перевёз семью в Эстонскую ССР, где они поселились в посёлке Тюри (ныне город в уезде Ярвамаа). В 1946—1956 годах Валерий учился в русскоязычной средней школе №2, которую окончил с серебряной медалью. В 1956—1959 годах изучал промышленное строительство в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения). В 1957 году, после 1-го курса, ездил в составе институтского стройотряда в Казахстан, где получил первую трудовую награду — знак ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель». На 4-м курсе перевёлся в Таллинский политехнический институт (ныне Таллинский технический университет), но не смог продолжить учёбу из-за проблем со зрением и перенапряжения. Пришлось взять академический отпуск. В 1961 году поступил на работу помощником экскаваторщика в пайдеское отделение предприятия «Эстонская сельскохозяйственная техника», которое находилось в Тюри. В 1962 году женился (жена окончила медицинский институт в Ленинграде) и переехал в Таллин, столицу Эстонской ССР (с 1990 года — Эстонии). Некоторое время работал трубоукладчиком в тресте «Таллинстрой», но новое дело не увлекло. Правда, восстановилось здоровье. 1 июля 1963 года В. Р. Лийв поступил учеником токаря на Таллинский экскаваторный завод (ТЭЗ) Государственного комитета строительного, дорожного и коммунального машиностроения при Госстрое СССР (с 1965 года — Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР, с 1989 года — Министерства тяжёлого машиностроения СССР, с 1990 года — Министерства экономики Эстонской ССР). Основной продукцией завода являлись цепные траншейные экскаваторы для прокладки кабельных линий, нефте- и газопроводов, а также экскаваторы-дреноукладчики для осуществления мелиоративных работ. Из предприятий СССР, выпускавших подобные машины, ТЭЗ с 1960-х годов был самым крупным. В доле мирового производства траншейных экскаваторов продукция «Таллэкса» составляла около четверти, значительная часть машин (около 20 %) шла на экспорт. Валерия поставили к токарному полуавтомату и поручили помогать точить валы. Он вникал в профессию с такой обстоятельностью, цепкостью и дотошностью, что очень быстро ему присвоили рабочий разряд и доверили самостоятельное дело. Через короткое время освоил второй полуавтомат.
[531x700]
В 1964 году В.Р.Лийв сдал экзамен на токаря 2-го разряда, а ещё через некоторое время стал бригадиром небольшой бригады из трёх токарей. И с тех пор на одном и том же рабочем месте, на тех же станках изготовливал валы. В 1968 году вступил в КПСС. Работа токаря, вытачивавшего валы для для экскаваторных механизмов, была физически тяжёлой — требовалось вручную перемещать тяжёлые (по 40 килограммов) заготовки валов. Многие не справлялись с такой работой, и токари часто менялись. Но Валерий Рихардович во время работы на предприятии проявил лучшие профессиональные качества. Он был известен как инициативный работник: благодаря его рационализаторским предложениям (а он их сделал более десяти) удалось повысить эффективность производства и снизить расход материала. За успехи в выполнении заданий восьмой (1966—1970) и девятой (1971—1975) пятилеток награждён орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции. Трижды завоёвывал звание лучшего по профессии в отрасли. В 1975 году было образовано производственное объединение «Таллэкс» с Таллинским экскаваторным заводом в качестве головного предприятия. В 1976 году предприятие награждено орденом Трудового Красного Знамени, ему было присвоено имя Пятидесятилетия СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1981 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые в выполнении заданий десятой пятилетки и социалистических обязательств, и проявленную трудовую доблесть Лийву Валерию Рихардовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Член ЦК Коммунистической партии Эстонии на протяжении более чем 10 лет; в 1986 году избран членом бюро ЦК КП Эстонии. Депутат Верховного Совета СССР 9—11-го созывов (1974—1989) от Таллинского — Октябрьского избирательного округа №456 Эстонской ССР (в нём находился микрорайон Мустамяэ, где располагались основные производственные площади «Таллэкса»). Член Планово-бюджетной комиссии Совета Национальностей (1974—1984), Планово-бюджетной комиссии Совета Союза (1984—1989).
В.Р.Лийв. Фото из биографического справочника «Депутаты Верховного Совета СССР. Девятый созыв» (Москва, 1974).
[700x475]
В.Р.Лийв на торжественном заседании в концертном зале «Эстония», посвящённом 110-летию со дня рождения В.И.Ленина. 22 апреля 1980 года.
[467x700]
В.Р.Лийв на заводе «Таллэкс». Ноябрь 1981 года.
Будучи депутатом Верховного Совета, помогал своему предприятию решать отдельные хозяйственные проблемы (в частности, обеспечивать поставку металла, нехватку которого «Таллэкс» регулярно испытывал). Член заводского партийного и профсоюзного комитетов. С 1992 года, после приватизации ПО «Таллэкс», В.Р.Лийв работал токарем в акционерном обществе OÜ Ferrex — дочернем предприятии приватизировавшего ПО «Таллэкс» акционерного общества AS Eesti Talleks. Когда экскаваторное производство, с конца 1980-х годов шедшее на убыль, и вовсе закрылось, он предложил использовать запасы стальной проволоки для скручивания её в пружины для остающихся в России в эксплуатации экскаваторов «Таллэкса». Таким образом он обеспечил себя и свою компанию работой на несколько лет вперёд. В 2006 году вышел на заслуженный отдых. Проживает в Таллине, столице Эстонии. Награждён орденами Ленина (11 марта 1981), Октябрьской Революции (26 февраля 1974), Трудового Красного Знамени (20 апреля 1971), медалями, а также знаком ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель» (1957).

[581x700]
1938
Брайан «Чэс» Чандлер (Bryan Chas Chandler)
бас-гитарист английской рок-групы «The Animals». В 1964 г. в Англии и США сингл № 1 "House Of The Rising Sun", позднее продюсировал Джими Хендрикса и «Slade». Умер 17 июля 1996 года.

1939
Анатолий Алексеевич Аляшев
режиссер анимационного кино.

[699x699]
1939
Харолд Эллиот Вармус (Harold E. Varmus)
американский врач-вирусолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1989 года «за открытие клеточной природы ретровирусных онкогенов», которую он разделил с Майклом Бишопом. Директор Национальных институтов здравоохранения (1993—1999). С 2010 по 2015 год директор Национального института онкологии. В 2008—2010 гг. сопредседатель United States President's Council of Advisors on Science and Technology. В 2000—2010 гг. президент и управляющий Мемориального онкологического центра Слоан-Кеттеринга (Нью-Йорк). Член Национальных Академии наук (1984) и Медицинской академии (1991) США, а также Американского философского общества (1994), иностранный член Лондонского королевского общества (2005). Удостоен Национальной научной медали (2001). Родился в городе Фрипорт, округ Нассо, штат Нью-Йорк, США, в семье врача Фрэнка Вармуса (1907—1972) и психиатрического социального работника Беатрис Бараш (1911—1971), из семей еврейских иммигрантов из Австро-Венгерской империи (со стороны отца — из Лопушны). Окончил как филолог Амхёрстский колледж и Гарвардский университет (магистр). Выпускник Колумбийского колледжа врачей и хирургов (Нью-Йорк). Будучи студентом работал в одной из индийских больниц. Работал в Колумбийском пресбитерианском госпитале в 1968—1969 годах и прошёл короткую стажировку в Национальных институтах здравоохранения, где начал изучать как цАМФ регулирует экспрессию бактериальных генов. В 1970 году переехал в Сан-Франциско в Университет Калифорнии как пост-докторант в лабораторию Майкла Бишопа. С 1970 года профессор отдела микробиологии и иммунологии. С 1984 года именной профессор молекулярной вирусологии. В 1989 году Бишоп и Вармус получили за свои исследования Нобелевскую премию по физиологии и медицине. В настоящее время работает в Weill Cornell Medicine в Нью-Йорке. Женат, двое сыновей. В 1992 году подписал «Предупреждение человечеству». В 2016 году подписал письмо с призывом к Greenpeace, Организации Объединенных Наций и правительствам всего мира прекратить борьбу с генетически модифицированными организмами (ГМО). Его мемуары The Art and Politics of Science (2009) в том же году были отмечены Phi Beta Kappa Science Book Award. Награды и отличия: Премия Альберта Ласкера за фундаментальные медицинские исследования (1982); Международная премия Гайрднера (1984); Премия Альфреда Слоуна (1984); Simon M. Shubitz Cancer Prize and Lectureship (1984); Нобелевская премия по физиологии и медицине (1989); Национальная научная медаль в номинации «Биологические науки» (2001); Премия Вэнивара Буша (2001); Шрёдингеровская лекция (Имперский колледж Лондона) (2002); Double Helix Medal, Лаборатория в Колд-Спринг-Харбор (2011); Glenn T. Seaborg Medal (2012).

1939
Майкл Муркок (Билл Баркли; Сесил Коруин; Десмонд Рид; Дик Донован; Эдвард Р. Брэдбери; Джеймс Колвин; Майкл Баррингтон)
американский писатель-фантаст. Профессионально заниматься литературой начал в 18-летнем возрасте (первая публикация - повесть «Соджан-меченосец» в журнале «Tarzan Adventuries», май 1957) и с того времени живет исключительно писательским трудом. С 1964 г. возглавлял журнал «Новые миры», публикаторская деятельность которого привела в конце 1960-х гг. к формированию «новой волны в научной фантастике» (к ней причисляли себя, в частности, Роджер Желязны, Роберт Силверберг, Норман Спинрад, Томас Диш). Философской основой творчества «нововолнистов» стала идея о существовании бесконечного множества миров, параллельных нашему (по Муркоку инкарнаций). Именно она была использована писателем в подавляющем большинстве его произведений, складывающихся в гигантский цикл с условным названием «Вечный победитель». Цикл этот состоит из нескольких сериалов, каждый из которых имеет своего главного героя и описывает свою инкарнацию (например, романы об Элрике, романы о Хокмуне, романы о Джерри Корнелиусе). Сюжетные линии почти всех сериалов сходятся в шестикнижии «Танцоры на краю времени», написанном в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Помимо титанической работы над «Вечным победителем», он известен как автор детективных, юмористических и публицистических книг, а также как музыкант (выступал в рок-группах «Дип фикс» и «Хоквинд»). Лауреат ряда литературных премий, в том числе премии Британской научно-фантастической ассоциации, «Небьюлы», приза газеты «Guardian».

1940
Роман Борисович Громадский
российский артист театра и кино, актер Санкт-Петербургского театра "Балтийский дом" (бывший Театр имени Ленинского комсомола), народный артист РСФСР, Декан факультета искусств Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. В 1966 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства) и сразу стал артистом Ленинградского государственного театра имени Ленинского Комсомола (ныне Театр-фестиваль «Балтийский дом»). Снялся в фильмах "Пятеро с неба", "Право на прыжок", "Сибирячка", "Блокада", "Романс о влюбленных", "Первые радости", "Подвиг Одессы", "Убийца"

1940
Владимир Эммануилович Двинский
режиссер документального кино. Родился в Москве. В 1970 году окончил режиссерский факультет ВГИК. Снял более 50 научно-популярных фильмов и документальных фильмов, удостоенных призов отечественных и зарубежных кинофестивалей. Председатель правления Московско-еврейско-культурно-просветительского общества (МЕКПО).

1940
Александр Борисович Пумпянский
журналист-международник, главный редактор журнала «Новое время».

[700x566]
1940
Лэй Фэн (имя на китайском — 雷鋒; имя на пиньинь — Léi Fēng)
китайский сирота, воспитанный Народно-освободительной армией Китая, «безымянный герой», жизненный подвиг которого полностью заключался в бескорыстной помощи старшим товарищам, крестьянам и старикам. Посмертно прославлен китайской пропагандой как образец безупречного альтруизма и верности коммунистическим идеалам, пример для воспитания молодёжи. Реальность Лэй Фэна сейчас подвергается глубокому сомнению; распространено мнение, что он — лишь созданный пропагандой образ. Лэй Фэн родился в бедной крестьянской семье, близ города Чанша провинции Хунань. Во время японо-китайской войны родители, участвовавшие в сопротивлении оккупантам, были убиты, Лэй Фэн и ещё шестеро детей остались сиротами. После освобождения провинции был подобран солдатами НОАК, в 1949 году зачислен в детский корпус. В 1954 году стал пионером. 8 февраля 1957 года вступил в Китайский коммунистический союз молодёжи. Трудясь на объектах народного хозяйства, показал себя, как образцовый рабочий, передовик производства и активист социалистического строительства. В январе 1960 году был призван в НОАК и ноябре того же года принят в Коммунистическую партию Китая. Как имевший IV класса образования, был назначен на должность младшего командира автомобильного подразделения. Неоднократно поощрялся за образцовое несение службы, бережное обращение с вверенным военным имуществом, обучение солдат профессии водителя.
[525x700]
Всё свободное время он посвящал оказанию любой возможной помощи своим товарищам, местному населению, работе со школьниками, отдавал нуждающимся свои личные накопления, так как искренне считал величайшим счастьем посвятить жизнь служению людям. 15 августа 1962 года, находясь с подразделением в городе Фушунь провинции Ляонин, в результате несчастного случая в автопарке сержант Лэй Фэн получил тяжёлую травму головы, от последствий которой скончался.
[700x544]
После смерти был обнаружен личный дневник Лэй Фэна, полный слов благодарности и клятв в верности воспитавшей его «Партии-матери». Через некоторое время после гибели Лэй Фэна группа молодёжи обратилась руководству страны и партии с письмом, содержавшим рассказ о молодом коммунисте и о положительном влиянии, которое за свою недолгую жизнь он оказал на людей как внутри армейского коллектива, так и за его пределами. 2 марта 1963 года в молодёжной газете «Чжунго циннянь бао» впервые были опубликованы слова Председателя КПК Мао Цзэдуна: «Учитесь у товарища Лэй Фэна». 5 марта 1963 года этот призыв, поддержанный руководителями государства и мгновенно превратившийся в лозунг, был перепечатан центральной газетой «Жэньминь жибао» и другими периодическими изданиями, что вызвало массовый отклик по всей стране, нуждавшейся в новом герое — простом человеке — после провала политики Большого Скачка. Идеализированный образ Лэй Фэна, созданный в эпоху Культурной революции, до настоящего времени продолжает использоваться в патриотическом воспитании детей и молодёжи КНР. Хотя изменения политической и экономической обстановки, произошедшие с 1960-х годов, уже не позволяют безусловно считать его примером для подражания, Цзян Цзэминь в своём выступлении 5 марта 1990 года призвал сограждан и далее учиться у Лэй Фэна, переносить его дух на строительство социализма с китайской спецификой.
[700x525]
В Китае имя героя стало понятием нарицательным: человека, бескорыстно служащего обществу, называют «живым Лэй Фэном». Подробности жизни Лэй Фэна, представленные в официальной пропагандистской кампании, спорны. В то время как некто по имени Лэй Фэн, возможно, существовал, ученые в целом считают, что человек, изображенный в кампании, почти наверняка является фабрикацией. Некоторые наблюдатели отметили, например, что пропаганда представила коллекцию из двенадцати фотографий «Лэй Фэна, делающего добрые дела». Фотографии были сделаны очень профессионально, и изображали Лэя, который по официальной версии был обычным, не знаменитым молодым человеком, делающим повседневные дела. В эссе 1977 года Сьюзен Зонтаг отметила, что эти фотографии «добрых дел Лей Фэна» «изображают сцены, при которых, очевидно, не мог присутствовать фотограф». Расхваленные официальной пропагандой подробности жизни Лэй Фэна сделали его предметом насмешек и цинизма со стороны отдельных слоев китайского населения. Джон Фрейзер вспоминал: «Любой китаец, с которым я когда-либо говорил за пределами официальных мероприятий, всегда фыркал при упоминании Лэй Фэна». В интервью 2012 года в «New York Review of Books» китайский диссидент и блоггер Жань Юнфэй отметил моральные и образовательные последствия кампании Лэй Фэна, а именно контрпродуктивный характер преподавания добродетели с помощью сфабрикованного персонажа. Опрос 2008 года, проведенный агентством «Синьхуа», отметил, что большое количество учащихся начальной школы имеют смутные знания о жизни Лэй Фэна, а 68 процентов опрошенных не читали дневник Лэй Фэна.

1941
Руслан Тимурович Киреев
русский писатель. В романах «Победитель», «Апология» (оба 1980), «Подготовительная тетрадь» (1981) иронически осмыслен тип современного делового человека (антигероя). Поиски путей конкретного воплощения нравственных ценностей — в романе «Кровли далекого города» (1986), повести «Пир в одиночку» (1989), сборнике «Рая Шептунова и другие люди» (1983).

1941
Джек К. Холдеман II (Джон Клив)
американский писатель, старший брат Джо Холдемана, автор романов "Анализы вектора", про Билла, героя Галактики (с Г.Гаррисоном), из сериала "Стар Трек" (с женой В.Холдеман и Э.Оффутом под общим псевдонимом Дж.Клив), сборника "Медленно танцующие сквозь время" (сольные рассказы и в соавторстве с Дж.Данном, Г.Дозуа).

1941
Сэм Эндрюз (Sam Andrews)
гитарист из «Janis Joplin Band». В 1971 г. сингл № 1 в США "Me And Bobby McGee", аналогично в 1971 г. сингл "Pearl".

Popkova,_Galina_Ivanovna (552x700, 269Kb)
1942
Галина Ивановна Попкова
мастер машинного доения госплемптицезавода имени Фрунзе Сакского района Крымской области, Украинская ССР. Родилась в Винницкой области Украинской ССР (ныне – Украины). Украинка. С 1960 года живёт в селе Фрунзе Сакского района Крымской области Украинской ССР (в 1991-2014 годах – Автономной Республики Крым Украины, с марта 2014 года – Республики Крым в составе Российской Федерации). В возрасте 17 лет пришла трудиться на молочно-товарную ферму госплемптицезавода имени Фрунзе, где работала дояркой, а затем мастером машинного доения до выхода на пенсию. За высокие трудовые достижения и получение высоких надоев молока неоднократно награждалась орденами и медалями. Наивысших успехов добилась в годы десятой пятилетки (1976-1980). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1981 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий десятой пятилетки и социалистических обязательств по увеличению производства и продажи государству продуктов земледелия и животноводства, Попковой Галине Ивановне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Работала на ферме до выхода на пенсию. Жила в селе Фрунзе Сакского района (Крым). Умерла 29 июня 2021 года. Награждена 2 орденами Ленина (24 декабря 1976; 6 марта 1981), орденами Трудового Красного Знамени (8 апреля .1971), «Знак Почёта» (8 сентября 1973), медалями. Почётный житель Сакского района.

[476x700]
1943
Кит Ричардс (Keith Richards)
английский гитарист и автор песен, вместе с Миком Джаггером составляющий неизменный костяк рок-группы «The Rolling Stones». Кит Ричардс, единственный ребёнок в семье, родился в Дартфорде, графство Кент. Его отец, фабричный чернорабочий, был ранен во время Второй мировой войны. Его дед по материнской линии, участвовавший в турах по Великобритании в составе джазового биг-бенда «Gus Dupree and his Boys», оказал раннее влияние на музыкальные вкусы Кита и заинтересовал его игрой на гитаре. Мать Ричардса познакомила его с музыкой Билли Холидей, Луи Армстронга и Дюка Эллингтона, и купила ему первую гитару — акустическую «Розетти» — за семь фунтов. Однако, его отцу не очень нравилось подобное увлечение. Первым гитарным кумиром Ричардса был Скотти Мур. Ричардс ходил в ту же начальную школу, что и Мик Джаггер. Эти двое знали друг друга ещё со школы и жили в одном районе, пока в 1954 семейство Ричардсов не переехало в другой район Дартфорда. С 1955 до 1959 Ричардс посещал Дартфордскую техническую школу, где руководитель хора Джек Клейр, заметил его певчий голос и принял его в школьный хор. В 1959, Ричардса исключили из Дартфордской технической школы за прогулы, и директор школы предложил ему поступить в художественный колледж в соседнем городе Сидкап. В художественном колледже Ричардс посвятил всё своё время игре на гитаре. Он продал очень большое количество музыкальных пластинок, чтобы купить свою первую электрогитару — полуакустическую гитару «Hoffner». 17 октября 1961, во время поездки из Дартфорда в Сидкап, Ричардс зашёл в тот же самый вагон что и Мик Джаггер, который был тогда студентом Лондонской школы экономики. Они узнали друг друга и стали обсуждать блюзовые и ритм-энд-блюзовые пластинки, которые Мик заказал по почте из Америки. Ричардс был удивлён и впечатлён тем, что Джаггер не только разделял его увлечение Чаком Берри и Мадди Уотерсом, но также, что у них были одни и те же LPs (долгоиграющие пластинки), которые были чрезвычайно редки в Великобритании в то время. К тому же, эти двое обнаружили, что у них есть общий друг: Дик Тэйлор — приятель Ричардса — пел с Джаггером в любительской группе «Little Boy Blue and the Blue Boys». Мик предложил Киту прийти на репетицию, и вскоре Ричардс присоединился к группе. Группа распалась после того, как Джаггер и Ричардс встретили Брайана Джонса, с которым они в результате организовали группу «The Rolling Stones». К середине 1962 Ричардс ушёл из колледжа искусств ради музыкальной карьеры, и переехал в квартиру в Лондоне с Джаггером и Джонсом. В это время его родители развелись. Ричардс поддерживал хорошие отношения с матерью, которая была очень благосклонна к его музыкальной деятельности, но перестал общаться с отцом, и возобновил контакт с ним в 1982. С 1963 по 1978, Ричардс использовал сценическое имя «Кит Ричард», так как менеджер «The Rolling Stones» считал это имя более подходящим для шоу-бизнеса. В юности кумиром Ричардса был Чак Берри. «Little Boy Blue and the Blue Boys» играли на репетициях многие музыкальные произведения Берри. Rolling Stones на ранних этапах во время концертов часто исполняли кавер-версии композиций Берри и Бо Диддли. Творчество Джимми Рида и Мадди Уотерса — другой ранний источник вдохновения, и основа для стиля, сочетающего игру лид и ритм-гитары, который Ричардс и Брайан Джонс развивали со времени основания «The Rolling Stones». После замены Джонса гитаристом Миком Тэйлором, который работал с «The Rolling Stones» с 1969 по 1974, стиль игры Тэйлора привёл к более явному разделению между ролями лид-гитары и ритм-гитары. В 1975 с заменой Тэйлора Ронни Вудом, группа возвращается к стилю сочетания гитарных партий. Ричардс сказал, что годы игры с Вудом были наилучшим музыкальным периодом «The Rolling Stones». Ричардса, у которого имеется более тысячи гитар, на некоторых из которых он ни разу не играл, часто ассоциируют с гитарой «Fender Telecaster». Особенно с двумя 1950-го года выпуска Телекастерами, снабженными хамбакером фирмы «Gibson». Ричардс считает, что акустическая гитара является основой всей его игры, однажды он сказал: «Каждый гитарист должен играть на акустической гитаре дома. Неважно, что вы играете, если вы не поддерживаете на высоком уровне вашу акустическую игру, вы никогда не сможете использовать весь потенциал электрогитары, потому что вы теряете контакт». Акустическая гитара Ричардса прослеживается на протяжении всей карьеры Rolling Stones, включая такие хиты как «Not Fade Away», «Brown Sugar», «Beast of Burden» и «Almost Hear You Sigh». Помимо «The Rolling Stones», гитарные партии Ричардса можно услышать на релизах Макса Ромео (Max Romeo), Хьюберта Сумлина (Hubert Sumlin), Леса Пола, Тома Уэйтса, Боно и «U2», Ноны Хендрикс (Nona Hendryx), Джона Филлипса (John Phillips) и Ареты Франклин. У Кита Ричардса в коллекции около 3000 гитар, но сейчас играет только на десяти. Он планирует открыть музей своих гитар. Кит Ричардс известен своей экстравагантной манерой поведения, и с ним связано много курьёзных случаев. Так, в апреле 2006 года 62-летний музыкант получил сотрясение мозга при падении c дерева на Фиджи. Несколько дней спустя он был успешно прооперирован в Новой Зеландии. При исполнении роли капитана Джека Воробья в фильмах серии «Пираты Карибского моря» Джонни Депп старался подражать походке и манере разговора Кита Ричардса, который является одним из его любимых музыкантов. В фильме «Пираты Карибского моря: На краю Света» по просьбе Деппа музыкант сыграл отца Джека Воробья — Капитана Тига. В картине «Пираты Карибского моря: На странных берегах» он повторил эту роль. Альбомы: 1988 — Talk Is Cheap; и1991 — Live at the Hollywood Palladium; 1992 — Main Offender; 1996 — «Wingless Angels» — Wingless Angels; 2010 — Vintage Vinos. Книги: Кит Ричардс Жизнь = Life / Переводчик: Максим Колопотин. — Corpus, 2012. — 848 страниц — 3000 экземпляров — ISBN 978-5-271-44993-2.

1943
Элан Рудолф
американский режиссер и сценарист.

1944
Ахьяд Гайтукаев
актёр. Заслуженный артист Российской Федерации и народный артист Чечни.

[700x674]
1945
Джон Бэнвилл (John Banville)
ирландский писатель. Его произведения отличают историческая точность, метафоричность, богатство литературных аллюзий. «Его голос, – отмечает критика, – так же звучен, как голоса других ирландцев, а ведь среди них – Джойс и Беккет». Родился в Уэксфорде (Ирландия). Учился в местном колледже cв. Петра. С 1988 редактор литературного отдела «Айриш таймс». Его первой книгой стал сборник Длинный Ланкин (Long Lankin, 1970), включающий девять рассказов и повесть. Их темы – человеческие утраты, гибель любви, свобода, которая не дается без боли, – будут развиваться и в других его произведениях. Рецензенты отмечали эмоциональную напряженность, пронизывающую все рассказы сборника. В романе Ночное отродье (Nightspawn, 1971), прибегнув к нарочито усложненной повествовательной форме, Бэнвилл пытается выявить ограниченные возможности традиционного романа. У критиков не было единого мнения относительно этого романа, его определяли как триллер, «черную» комедию, исследование декаданса. Третья книга писателя, Березовая роща (Birchwood, 1973), – мрачный по тональности роман с элементами готики. Это история главного героя, Габриэля Годкина, который растет и взрослеет в своей разрушающейся родовой усадьбе; действие происходит в 19 в. Постепенно Габриэль узнает о кровосмешении в семье, скрываемых наследственных пороках, двойниках, незаконнорожденных детях, но ему удается отстоять в этом замкнутом хаосе свою внутреннюю независимость. По мнению критики, высоко оценившей роман, в нем искусно соединяются викторианская живость ощущений с идущей от автора мрачной поэтичностью. Книга удостоилась в 1973 премии ирландской Академии литературы. Два следующих произведения Бэнвилла, Доктор Коперник (Doctor Copernicus, 1976) и Кеплер (Kepler, 1980), романизированные биографии польского астронома 15 в. Николая Коперника и находившегося под влиянием его идей немецкого астронома. В центре второго романа, сходного по тематике с Доктором Коперником, – тяжкий труд ученого, ведущего борьбу с обществом, считающим астрономию в значительной степени магией. В 1980 роман получил премию «Гардиан». После двух менее значительных романов Письмо Ньютона (The Newton Letter, 1982) и Мефистофель (Mefisto, 1986) Бэнвилл публикует Книгу улик (The Book of Evidence, 1989), ставшую его большой художественной удачей. Роман, вызывающий ассоциации с Преступлением и наказанием Ф.М.Достоевского, представляет леденящую душу исповедь героя, человека циничного и бесчувственного, рассказывающего о совершенном им варварском преступлении. После этого вышли романы Призраки (Ghostes, 1993) и Афина (Athena, 1994), но вторым действительно значительным произведением Бэнвилла остается пока роман Неприкасаемый (The Untouchable, 1997). Он основан на реальных фактах деятельности пресловутых «кембриджских агентов» – Филби, Берджесса, Маклина и прежде всего Энтони Бланта, которые, будучи агентами британской разведки, передавали секретную информацию русским. Виктор Маскелл, «неприкасаемый» антигерой Бэнвилла, как и Блант, – покровитель искусств, гомосексуалист и двойной агент. Примечательно, что отталкивающий персонаж в романе, католик Квенелл, списан с Г.Грина. Критика приветствовала книгу, поставив автора в один ряд с Дж.Конрадом и Д.Ле Карре. В 2001 Бэнвилл выпустил свой двенадцатый роман Затмение (Eclipse).

1946
Стив Бико
южноафриканский борец за свободу.

1946
Николай Станиславович Поклад
Преподаватель живописи и основ объемной (кукольной) анимации в Мастерской компьютерной графики и анимации. Театральный художник, кукольный аниматор, режиссёр-постановщик видеофильмов и мультфильмов на канале "Культура" в программе "Вечерняя сказка".
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 18 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»