[497x700]
1891
Владислава Францевна Луцевич (белорусское имя — Уладзіслава Францаўна Луцэвіч)
жена белорусского поэта Янки Купалы, первый директор его музея, заслуженный деятель культуры Белорусской ССР. Владислава Луцевич родилась в деревне Вишнево (ныне — Воложинский район Минской области Белоруссии). Вышла замуж за Ивана Луцевича, ставшего известным белорусским поэтом, работавшим под псевдонимом Янка Купала. В начале Великой Отечественной войны Купала с женой эвакуировались из Минска. Когда в 1942 году поэт трагически погиб, Владислава Францевна была назначена ответственным секретарём комиссии по увековечению его памяти. Решением, принятым на заседании Бюро Совета Народных Комиссаров Белорусской ССР 19 мая 1944 года, Владислава Францевна Луцевич была назначена директором Государственного литературного музея Янки Купалы.
[700x424]
Она лично участвовала в возвращении вывезенных немецкими оккупантами архивов, рукописей и других материалов, связанных с личностью Купалы. Кроме того, она успешно разыскивала архивные материалы в городах СССР и добивалась их передачи в музей. За заслуги в музейной деятельности ей было присвоено звание заслуженного деятеля культуры Белорусской ССР. Умерла в Минске 25 февраля 1960 года.
[525x700]
Похоронена рядом с мужем на Военном кладбище Минска.
[625x700]
1891
Оуни Мэдден (Owney Madden; прозвище — «Киллер»)
в прошлом один из самых влиятельных гангстеров Нью-Йорка. Родился в Лидсе, Западный Йоркшир, Йоркшир и Хамбер, Англия, Соединённое королевство Великобритании и Ирландии. Оуни Мэдден был наполовину англичанином, наполовину ирландцем. Вырос в ирландском рабочем районе Адская кухня в Манхэттене. Вступив в банду Гоферы (Суслики), одну из крупнейших в Нью-Йорке, насчитывавшей до 500 участников. К 17 годам он убил двух человек, за что получил прозвище «Киллер». В арендуемой им квартире банда устраивала вечеринки, не давая спать соседям. Один раз прибывший по вызову полицейский попытался войти в дом и пьяный Мэдден застрелил его. Прибывшие подкрепление взяло дом штурмом, жестоко избив всех присутствовавших. Гоферы пожаловались мэру города, и тот запретил полиции использовать дубинки иначе как для самообороны. Когда банда Гоферов развалилась на три части, Мэдден возглавил одну из фракций. Его арестовывали более 50 раз, но снова и снова благодаря политическим связям и «неожиданному» исчезновению свидетелей он выходил на свободу. Умер в Хот-Спрингсе, штат Арканзас, США, 24 апреля 1965 года.
1892
Пётр Иванович Белавский
священнослужитель Русской православной церкви, протоиерей. В 1928—1944 годах был участником иосифлянского движения. Родился в посёлке Александровка, Царскосельский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя, в семье потомственных священников. Отец — Иван Петрович Белавский, окончил Тверскую семинарию, преподавал русскую словесность в духовных училищах Вышнего Волочка и Старицы; после женитьбы на Екатерине Дмитриевне Шишовой унаследовал приход её отца — церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского в селе Александровка около посёлка Тайцы. В этой церкви священники Шишовы служили, в общей сложности, более ста лет. Учился в Александро-Невском Духовном училище. В 1909 году поступил в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию, где проучился до 1911 года. Во время учёбы познакомился с ректором семинарии архимандритом Вениамином (Казанским), отношения с которым поддерживал и в дальнейшем. В 1911 году поступил в юнкерское училище. 27 августа 1913 года назначен на должность псаломщика в церковь села Мелковичи Лужского уезда. 22 мая 1914 года переведён псаломщиком в церковь Александра Невского при Красносельском военном госпитале. За свою работу с ранеными был награждён орденом Святого Станислава. С 1917 года одновременно состоял на церковной и гражданской службе. 10 ноября 1920 года женился на Ксении Васильевне Бондаревой, дочери протоиерея Троицкой церкви в Красном Селе. В ноябре 1920 года митрополитом Вениамином был рукоположен в сан диакона, 1 января 1921 года им же рукоположен в сан священника к Александро-Невской церкви села Александровка, где был настоятелем его отец. 8 сентября 1922 года епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем) назначен настоятелем церкви святого Алексия, митрополита Московского, в посёлке Тайцы Петроградской губернии. В 1928 году присоединился к «иосифлянству», стал одним из помощников архиепископа Гдовского Димитрия (Любимова). Из посещавшего Тайцы духовенства особенно сблизился с епископом Сергием (Дружининым) протоиереем Василием Верюжским, епископом Григорием (Лебедевым). Летом 1928 года навещал отбывавшего ссылку в Моденском монастыре митрополита Иосифа (Петровых). В эти годы был духовником жившей в Гатчине широко почитаемой монахиню Марию (Лелянову). В конце мая 1929 года участвовал в отпевании и погребении Феодора Андреева.
Аресты и ссылки
9 ноябре 1929 года арестован в Тайцах по делу церковной группы «Защита истинного православия», заключен в ленинградскую тюрьму на Шпалерной улице. При обыске была обнаружена и изъята часть иосифлянского «архива». Большинство документов оказалось уничтожено, но некоторые были сохранены в качестве вещественных доказательств в следственном деле. 3 августа 1930 года приговорен Коллегией ОГПУ к 5 годам лагерей. С 24 сентября 1930 года отбывал срок в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). Жил в одном бараке с Иларионом (Бельским). В сентябре 1931 года был переведён в Беломоро-Балтийский лагерь на строительство канала — сначала в Майгубу, а в 1932 г. в район станции Надвоицы. В мае 1933 года в связи с окончанием строительства Беломорканала был досрочно освобождён. Поселился в Новгороде. В этот период он и его семья сдружились с художницей Татьяной Гиппиус, работавшей в музее Новгородского кремля. 29 июля 1938 года был вторично арестован по обвинению в участии в контрреволюционной организации ленинградского духовенства и организации диверсионной группы для взрыва Новгородского кремля и Софийского собора. Весной 1939 года в тяжёлом состоянии был доставлен в тюремную больницу. 7 мая 1939 года дело в связи с арестом Н.И.Ежова было прекращено, 9 мая Белавский был освобождён. В 1939 году поселился с семьей в Покров-Мологе, рядом с Пестово Новгородской области, работал бухгалтером в районной больнице. В 1944 году Григорием (Чуковым) был принят в клир Московской Патриархии.
Гатчина
25 сентября 1945 года назначен вторым священником собора святого апостола Павла в Гатчине. На Пасху 1946 года возведён в сан протоиерея. Руководил реставрацией собора, законченной в 1949 году. С 1 ноября 1949 года по 3 июня 1955 года был настоятелем Павловского собора. Устроил новый придел в нижнем храме — в честь особо чтимой иконы Божией Матери «Утоли моя печали», во время немецкой оккупации Гатчины в период Великой Отечественной войны этот образ был найден невредимым в обгоревшем доме. Пётр Белавский восстановил торжественное празднование праздника Перенесения в Гатчину Мальтийских святынь. 10 июня 1955 года был назначен настоятелем Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге. В начале 1960-х годов в этом храме вместе с ним иногда служил простым священническим чином митрополит Пимен. С апреля 1967 по 27 мая 1974 год состоял членом Ленинградского епархиального совета. Весной 1976 года переведён за штат, остался почётным настоятелем Покровского храма. Награждён орденом Святого равноапостольного князя Владимира II степени и орденом Святого преподобного Сергия Радонежского II степени. Скончался 30 марта 1983 года. Похоронен за алтарём церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге. На могиле Петра Белавского поставлен памятник — резной надгробный крест, выполненный в 1983 году художником Сергеем Спицыным.
Литература: Антонов В.В. Церковь Покрова Пресв. Богородицы в Мариенбурге // Санкт-Петербург. Евангельский Вестник. 1991; Синодик Санкт-Петербургской епархии. Страницы 25-26; О.И., К.И.Вальковы. Слово об отце Петре. Санкт-Петербург, 1999; Ксения Петровна Белавская.. «И Свет во тьме светит и тьма его не объят…»: Протоиерей Петр Белавский: 18/31 декабря 1892 — 30 марта 1983. Санкт-Петербург, 2000; Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. Издание подготовила Елена Спицына. — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х частях; К.П.Белавская. « И свет во тьме светит..» Жизнеописание протоиерея Петра Белавского. Санкт-Петербург, «Искусство России», 2011; Шкаровский М.В. Белавский // Православная энциклопедия. — Москва, 2002. — Том IV : «Афанасий — Бессмертие». — Страницы. 466—467. — 752 страницы — 39 000 экземпляров — ISBN 5-89572-009-9.

1892
Михаил Семёнович Визаров (Майкл Висарофф)
американский актер русского происхождения. Родился в городе Москва, Российская империя. Окончил школу драматического искусства и его театральный дебют состоялся в Московском Камерном театре. В 1922 году для организации гастролей Камерного театра приехал в США. После того, как этот проект не осуществился, он остался здесь жить. Начал сниматься в кино (сначала — в немом). В период с 1925 по 1951 годы сыграл 113 ролей в фильмах. На первой церемонии вручения наград «Оскар» были отмечены два фильма с участием Визарова — «Два аравийских рыцаря» Льюиса Майлстоуна и «Последний приказ» Джозефа фон Штернберга. Умер в городе Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, от пневмонии, 27 февраля 1951 года. Похоронен на Голливудском кладбище. Там же похоронена его жена — Нина Визарова (1885—1938).
Избранная фильмография
[439x700]
1892
Николай Гуриевич Кулиш (украинское имя — Микола Гурович Куліш)
украинский драматург, журналист, педагог. Родился в деревне Чаплинка, Днепровский уезд, Таврическая губерния (ныне Чаплинский район, Херсонская область). С 9 лет учился в церковно-приходской школе, где оказался способным учеником. Чаплинские интеллигенты (особенно школьный учитель Владимир Филиппович Губенко, долго убеждавший родителей Кулиша в способностях сына) решили помочь одарённому мальчику и собрали средства — около 100 рублей, — чтобы он мог продолжить образование. С 1905 года учился в Олешковском городском восьмиклассном училище; жил у своего приятеля по училищу Антона Алейникова. В Олешках познакомился с известным писателем и переводчиком Иваном Днепровским, который впоследствии написал много воспоминаний о Кулише. Несколько раз отчислялся из училища «за организацию кружков молодёжи и непочтение к начальству». В 1908 поступил в Олешковскую прогимназию, обучение не закончил из-за закрытия заведения. Жил на квартире своего гимназического друга Всеволода Невелля, где познакомился с его сестрой Антониной, своей будущей женой. Первые произведения Кулиша — сатирические стихи, фельетоны, эпиграммы, появлявшиеся на страницах ученических рукописных журналов, инициатором и редактором которых был он сам. Другие, непечатные произведения распространялись в списках среди подростков и молодёжи и оказали на них значительное влияние. В Олешках появились и первые драматические опыты Кулиша — колоритные зарисовки из прежней жизни. В 1913 он написал свою первую пьесу «На рыбной ловле» на русском языке, которая впоследствии легла в основу комедии «Так погиб Гуска». В 22 года подал документы в Новороссийский университет на филологический факультет, был зачислен на первый курс, однако в августе 1914 его мобилизовали. Служил рядовым в запасном батальоне. Захотев перед отправкой на фронт повидаться с невестой, самовольно оставил казарму, за что получил наказание от полковника, хотя и не очень строгое. В 1914 году был отправлен в Одесскую школу прапорщиков, а по её окончании — на фронт. 1915—1917 гг. провёл на передовой, был несколько раз ранен, контужен. Продолжал писать, в основном стихи и небольшие драматические сцены. Некоторые его стихи печатались в армейской газете, а одноактные пьесы разыгрывались солдатами. В 1917 году, уже будучи офицером, во время Февральской революции встал на её сторону. С начала 1918 — председатель Олешковского совета рабочих и крестьянских депутатов. В июле 1919 года, находясь в Херсоне, сформировал в составе Красной Армии Днепровский крестьянский полк, с которым впоследствии защищал Херсон и Николаев в боях с деникинцами. В период Украинской державы провёл 5 месяцев в заключении. После возвращения Красной Армии на Украину становится начальником штаба группы войск Херсонского и Днепровского уездных военкоматов. После демобилизации руководил органами народного образования в Олешковском уезде. Составил первую украинскую азбуку для взрослых — «Первинку», в которой использовал произведения классической украинской литературы, а также некоторые собственные. Организуя школы, много путешествовал по южной Украине. Во время голода 1921—1922 годов всячески пытался помочь школьникам и учащимся. События этого периода отразил в документально-очерковой повести на русском языке «По весям и сёлам» (опубликована в одесском педагогическом журнале «Наша школа» № 3, 4—5 за 1923). В 1922 работал в губернском отделе народного образования в Одессе на должности инспектора школ. В 1924 году написал пьесу «97», в которой рассказал о голоде 1921—22 на Херсонщине. Постановки этого произведения и пьесы «Коммуна в степях» (1925) на харьковской сцене принесли Кулишу всеобщее признание. В Одессе стал членом писательского союза «Гарт». В Зиновьевске с конца апреля до начала июня 1925 редактировал газету «Красный путь», переписывался с Днепровским и другими известными культурными деятелями. В 1925 переехал в Харьков, вошёл в литературную организацию «ВАПЛИТЕ». Много лет плодотворно сотрудничал с труппой театра «Березиль» и его режиссёром Лесем Курбасом. К середине 1920-х годов постепенно стал одной из центральных фигур украинской литературной, общественной и художественной жизни. В ноябре 1926 был избран президентом «ВАПЛИТЕ» и занимал эту должность до января 1928. В 1926—1928 входил в состав редакционной коллегии журнала «Красный Путь», печатался в альманахе «Литературная ярмарка», написал статью «Критика или прокурорский допрос», где защищал право художника на самобытность и внутреннюю независимость.С конца 1929 — член президиума нового литературного объединения «Пролитфронт». С начала 1930-х годов подвергался острой политической и эстетической критике. После недолгого путешествия по Херсонщине, видя голодомор 1933, начал разочаровываться в революционных идеях. На первом всесоюзном съезде советских писателей 17 августа — 1 сентября 1934 Кулиша объявили буржуазно-националистическим драматургом. В декабре 1934 арестован органами НКВД и обвинён в принадлежности к националистической террористической организации и связях с ОУН. В марте 1935, во время судебного процесса по «Делу боротьбистов», приговорён выездной Военной коллегией Верховного суда (вместе с Г.Эпиком, Е.Плужником, В.Пидмогильным и др.) к 10 годам Соловецких лагерей. На Соловках содержался в строгой изоляции. 3 ноября 1937, по постановлению особой тройки НКВД по Ленинградской области от 9 октября 1937, расстрелян в урочище Сандармох в составе т. н. «Соловецкого этапа» в количестве 1111 человек. Реабилитирован 4 августа 1956 за отсутствием состава преступления. Первые пьесы «97» (1924), «Коммуна в степях» (1925) — преимущественно реалистично-бытового характера; комедия-фарс «Хулий Хурина» (1926) имеет экспрессионистические черты; «Зона» (1926) — острая сатира на партийных карьеристов, комедия «Так погиб Гуска» (1925) — с элементами символизма. Вершиной творчества Кулиша считаются пьесы «Народный Малахий» (1927) и «Мина Мазайло» (1929), их тема — лживость идеалов коммунистической революции, национальное приспособленчество и фальшь мещанской среды. «Патетическая соната» (1929) показывает борьбу трёх сил в 1917—1918 гг. — коммунистической, белогвардейской и национально-патриотической; в пьесе использованы средства тогдашней экспериментальной драмы в сочетании с традиционным украинским театром (вертеп). В 1930-х гг. написал пьесы «Маклена Граса» (1933), «Прощай, село» (1933), «Возвращение Марка» (1934), «Вечный бунт» и др., разгромленные официальной критикой. Находясь в заключении, продолжал писать. Тексты самой первой («На рыбной ловле») и последней («Такие») пьес были изъяты у писателя во время ареста и считаются утраченными.
Библиография: Девяносто семь: Пьеса в 4-х действиях / Перевод с украинского А.Гатова. — [Харьков]: Государственное издательство Украины, 1926. — 72 страницы; 97: Пьеса в 4-х действиях / [Авторизованный перевод с украинского П.Зенкевича и С.Свободиной]. — Москва: Искусство, 1957. — 138 страниц; Патетическая соната; Маклена Граса: Пьесы / [Авторизованный перевод с украинского. П.Зенкевича и С. Свободиной; Вступительная статья А.Дейча]. — Москва.: Искусство, 1964. — 170 страниц; Патетическая соната / Авторизованный перевод с украинского П.Зенкевича и С.Свободиной. — Москва, 1965. — 87 листов; Девяносто семь: Пьеса в 4-х действиях / Авторизованный перевод с украинского. П.Зенкевича и С.Свободиной. — Москва, 1966. — 78 листов; Маклена Граса / Авторизованный перевод с украинского П.Зенкевича и С.Свободиной. — Москва, 1966. — 66 листов; Пьесы / [Авторизованный перевод с украинского; Послесловие Н.Кузякиной; Примечания Н.Корниенко; Художник А.П.Антонов]. — Москва: Искусство, 1980. — 351 страница; Содержание: 97; Так погиб Гуска; Народный Малахий; Патетическая соната; Маклена Граса.
Литература: Остання адреса: Розстріли соловецьких в’язнів з України у 1937—1938 роках: В 2 томах — 2-е вид., доопрац. і доп. — Київ: Сфера, 2003; Сергій Шевченко. Соловецький реквієм. — Київ: Експрес-Поліграф, 2013. (укр.)
[513x700]
1892
Ноэль Роквер (французское имя — Noël Roquevert; настоящая фамилия — Беневан, Bénévent)
французский актёр. Ноэль Роквер родился в Дуэ-ла-Фонтен, департамент Мен и Луара, Франция, в семье актеров. Впервые появился на сцене в бессловесной роли младенца. Он стал знаменитым в пятидесятые, благодаря многочисленным характерным второплановым ролям инспекторов, жандармов, отставных генералов, полковников и капралов. Снимаясь в десятке фильмов за год, актер заработал право называться в титрах только фамилией – Роквер. До этого, однако, он был постоянным актером драматурга и режиссера Саша Гитри, сыграв до своего дебюта в кино в середине тридцатых в полутора сотнях пьес. В 1955-м в фильме Гитри «Наполеон» Роквер появился в роли генерала Карбона. Ноэль Роквер был постоянным актером Кристиан-Жака, снимаясь почти в каждом его фильме, начиная с «Фанфан-тюльпана» (1952) («Мадам Дю Барри», 1954, «Нана», 1955, «Бабетта идет на войну», 1959, «Француженка и любовь», 1960). Актер появился в дебюте Анри-Жоржа Клузо «Убийца живет в номере 21» (1942) и сыграл в двух других знаменитых работах режиссера – «Ворон» (1943) и «Дьяволицы» (1955). Обладая острохарактерной внешностью, играл проходимцев, подлецов, бандитов и недалёких представителей закона, причём в фильмах разного жанра. Его комический талант особенно выгодно оттенял драматические или историко-приключенческие коллизии – как в «Антуане и Антуанетте» Жака Бекера (1947) или в сериале про Анжелику в шестидесятые. На протяжении почти сорока лет Ноэль Роквер, создавший на экране мнговенно узнаваемый образ, был постоянным героем французского кино, одним из главных комедийных актеров страны. Однако полный энергии толстяк-весельчак так и не оправился от смерти своей жены, актрисы Полетт Нуазье. Умер Ноэль Роквер в Дуарнене, Финистер, от остановки сердца 6 ноября 1973 года.
[525x700]
Похоронен в Дуарнене.
Фильмография: 1940 — Небесные музыканты / Les Musiciens du ciel; 1942 — Фантастическая симфония / La symphonie fantastique; 1943 — Ворон / Le Corbeau; 1947 — Антуан и Антуанетта; 1949 — Геклен; 1950 — Отнеситесь с недоверием к блондинкам / Méfiez-vous des blondes; 1950 - Правосудие свершилось; 1951 — Моя жена великолепна; 1952 — Фанфан-Тюльпан; 1953 — Капитан Туфля (другое название «Капитан Болван»); 1953 — Мой братишка из Сенегала; 1954 — Граф Монте-Кристо / Le Comte de Monte-Cristo; 1954 — Дьяволицы; 1955 — Банда отца; 1955 — Баран с пятью ногами; 1955 — Невыносимый господин Болтун; 1957 — Парижанка; 1958 — Закон есть закон; 1959 — Мари-Октябрь; 1959 — Некоторым нравится похолоднее; 1960 — Француженка и любовь; 1961 — Дьявол и десять заповедей; 1961 — Картуш; 1961 — Убийца из телефонного справочника / L'assassin est dans l'annuaire; 1962 — Железная маска; 1962 — Обезьянка зимой; 1962 — Парижские тайны; 1962 — Счастливчики; 1962 — Пусть никто не выходит / Que personne ne sorte; 1962 — Как преуспеть в любви / Comment réussir en amour; 1963 — Благородный Станислас, секретный агент / L'Honorable Stanislas, agent secret; 1964 — Барбузы — секретные агенты; 1965 — Трудный возраст / L'Âge ingrat; 1965 — Анжелика в гневе (другое название «Великолепная Анжелика»); 1965 — Золото герцога / L'Or du duc; 1966 — Ресторан господина Септима; 1966 — Демаркационная линия / La Ligne de démarcation; 1971 — Квентин Дорвард (ТВ, мини-сериал) / Quentin Durward; 1972 — Пожизненная рента / Le Viager.
[448x700]
1892
Николай (в миру — Степан Павлович Ерёмин)
епископ Русской православной церкви, митрополит Корсунский, Экзарх Московской Патриархии в Западной Европе. Родился в станице Тепикинской, хутор Россошинский, Царицинская губерния. Был женат. Имел сына Михаила. В 1920 году выехал в Грецию, а оттуда переехал в Болгарию. В 1938 году переехал в Париж и поступил в Свято-Сергиевский богословский институт. 25 февраля 1940 года епископом Сергиевским Иоанном рукоположён во диакона и назначен к храму Сергиевского подворья (Западноевропейский экзархат русских приходов Константинопольского патриархата). 8 октября 1942 году Митрополитом Евлогием (Георгиевским) рукоположён во пресвитера. В 1943 году окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. В 1943—1947 годы — Библиотекарь Института. В 1944—1947 годы преподавал в Свято-Сергиевском институте славянский язык и практическую канонику. 15 марта 1945 года пострижен в монашество с именем Николай в честь святителя Николая Мирликийского. После окончания Второй мировой войны вместе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) переходит в юрисдикцию Московского Патриархата. Был настоятелем православного прихода в городе Нуази-ле-Гран (Франция). После кончины митрополита и нового раскола в рядах русской православной диаспоры во Франции, иеромонах Николай остался верен Русской Церкви. Член епархиального совета Русского Западно-Европейского православного экзархата Московского Патриархата. 6 сентября 1947 года возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Трёхсвятительского подворья в Париже. Отец Николай много потрудился для благоустройства вверенного ему прихода и храма. С 15 ноября 1949 года состоял Председателем Совета при Экзархе Московской Патриархии в Западной Европе. 16 ноября 1953 года, в Крестовой церкви архиепископа Берлинского Бориса происходило, после всенощного бдения, наречение архимандрита Николая (Еремина) во епископа Клишисского. Чин наречения совершал архиепископ Минский и Белорусский Питирим вместе с архиепископом Берлинским и Германским Борисом. 17 декабря 1953 года в Воскресенском кафедральном соборе в Берлине (Германия) хиротонисан в епископа Клишисского (по названию парижского предместья Клиши-су-Буа). Чин хиротонии совершали: архиепископ Минский и Белорусский Питирим (Свиридов) и архиепископ Берлинский и Германский Борис (Вик). 11 ноября 1954 года назначен Экзархом Московской Патриархии в Западной Европе (с местопребыванием в Париже) с возведением в сан архиепископа. 5 января 1960 года возведён в сан митрополита с присвоением титула Корсунского. В своей родной епархии усиленно заботился об открытии новых приходов и строительстве новых храмов. Организовал духовную семинарию и монашеское братство при епархиальном доме в Вильмуассоне. С 14 января 1963 года уволен на покой по собственному прошению. Пребывая на покое, организовал Братство Иоанна Предтечи для поминовения усопших. До последнего года ежедневно служил в храме, устроенном в доме, где он жил, или в Трехсвятительском подворье и в Никольском храме Русского дома для престарелых в Сент-Женевьев-де-Буа. Скончался 23 января 1985 года. Отпевание совершили митрополит Сурожский Антоний (Блум), прибывший из Лондона, и архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин). Погребён 30 января 1985 года на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Сочинения: Речь при наречении во епископа Клишийского. // Журнал Московской Патриархии. — 1954, № 2. — Страница 26; Речь при вручении архиерейского жезла новопоставленному епископу Алексию (Ван дер Менсбрюгге) Медонскому. // Журнал Московской Патриархии. — 1961, № 2. — Страницы 19—20; Христианин в храме Господнем. // Журнал Московской Патриархии. — 1959, № 10. — Страницы 63—65.
Литература: Василий (Кривошеин), архиепископ «Высокопреосвященный митрополит Николай, бывший Корсунский, Патриарший Экзарх» // Журнал Московской Патриархии. 1985. N 2.
1892
Ян Карел Дирк Схинделер (нидерландское имя — Jan Carel Dirk Schindeler)
нидерландский футболист, игравший на позиции вратаря, выступал за амстердамские команды «Амстел», «Аякс» и «Блау-Вит». Провёл один матч за национальную сборную Нидерландов. Родился в городе Амстердам, Нидерланды.
Спортивная карьера
В сентябре 1909 года Ян Схинделер стал членом футбольного клуба «Спартан» — в то время он жил в южной части Амстердама по адресу Квеллейнстрат дом 74. В возрасте семнадцати лет Ян стал играть за второй состав клуба. В сентябре 1910 года Схинделер был лишён права в клубе, но спустя два месяца был реабилитирован. В феврале 1911 года он стал выступать за вторую команду «Амстела», а спустя месяц был переведён в основной состав. В сентябре 1911 года Ян перешёл в другой амстердамский клуб — «Аякс», которому предстояло впервые участвовать в первом классе Нидерландов. В команде он стал резервным вратарём, а основным являлся Герард Зигелер. В чемпионате Нидерландов Схинделер дебютировал 22 октября в матче против команды «Квик» из Гааги — дома на стадионе «Хет Хаутен» амстердамцы потерпели крупное поражение со счётом 2:6[10]. На следующий день Ян был принят в клуб «Блау-Вит», где вскоре стал основным голкипером команды. Будучи игроком «Блау-Вита», Схинделер дебютировал в составе сборной Нидерландов в возрасте 32 лет и 122 дней. Это произошло 19 апреля 1925 года в товарищеской игре против команды Швейцарии. В том матче Схинделер был запасным вратарём, но уже на 35-й минуте Ян вышел на замену вместо Геюса ван дер Мёлена, к этому времени его команда проигрывала со счётом 2:1. Во втором тайме Ян пропустил два мяча, а его команда в итоге проиграла с крупным счётом 4:1. До 2005 года Ян являлся самым возрастным вратарём сборной когда-либо за неё дебютировавший, но его рекорд побил Хенк Тиммер, сыгравший впервые за национальную команду в возрасте 33 лет и 344 дней.
Личная жизнь
Ян родился в декабре 1892 года в Амстердаме в семье портного. Отец — Йохан Христиан Вилхелм Схинделер, мать — Франсина Кауэнховен. У него был младший брат Францискюс Николас Адрианюс, родившийся в 1895 году в Амстердаме. Схинделер женился в возрасте двадцати пяти лет — его избранницей стала Маргарете Йозефине Спел, уроженке Амстердама. Их брак был зарегистрирован 13 июня 1918 года в Амстердаме. Умер в родном городе 7 декабря 1963 года.
Статистика
Итого: 1 матч / пропущено 2 гола; 0 побед, 0 ничьих, 1 поражение.
Литература: Evert Vermer, Marcelle van Hoof. Ajax 100 Jaar Jubileumboek 1900-2000. — Amsterdam: Luitingh-Sijthoff, 1999. — ISBN 90-245-3497-6.
[528x700]
1892
Николай Михайлович Токарский
советский архитектор и историк архитектуры, арменовед. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР. Родился в Санкт-Петербург. Учителями Токарского были Иосиф Орбели и Николай Марр. Участвовал в раскопках Ани, Двина и Анберда. Издал множество трудов по истории армянской архитектуры, среди которых две основополагающие книги: «Архитектура древней Армении» и «История армянской архитектуры IV—XIV веков». В 1940 году Токарский предложил проект постройки второго здания на площади Республики, однако его проект не был реализован, поскольку здание не гармонировало с (пока еще недостроенным) Домом правительства Таманяна. И тогда его проектировку поручили Самвелу Сафаряну. Награждён орденом «Знак Почёта» (4 ноября 1939). Умер в Ленинграде 20 декабря 1977 года.
Публикации: Токарский Н.М. Архитектура Армении IV—XIV вв. / редактор М.Д.Мазманян, издание редактировала Н.И.Колесникова. — Ереван: Армгосиздат, 1961. — 388 (+ 100 страниц фотографий) страниц. — 2000 экземпляров — ISBN 978-5-02-037563-5; Токарский Н.М. По страницам истории армянской архитектуры. — Ереван: Айастан, 1973. — 86 (+ 35 вкл.) с. — 5000 экземпляров; Токарский Н.М. Архитектура Древней Армении. — Академия наук Армянской ССР. Институт истории. — Ереван: Издательство Академии Наук Армянской ССР, 1946; Токарский Н.М. Гегард. — Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1948; Токарский Н.М. Джрвеж. — Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1959-1964; Токарский Н.М. Из истории средневекового строительства в Тайском княжестве / [Вступительная статья А.Л.Якобсона, Л.Т.Гюзальяна]. — Главное управление по охране и использ. памятников истории и культуры при Совете Министров Армянской ССР. — Москва: Айастан, 1988.
[474x700]
1892
Маркиан Петрович Фролов
советский композитор, пианист, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Маркиан Фролов родился в Бобруйске, в семье служащего. В 1921 году окончил Киевскую консерваторию, в 1924-м — Петербургскую консерваторию. Класс фортепиано проходил у Н.Н.Позняковской, Ф.М.Блуменфельда, класс композиции — у С.С.Богатырёва и Р.М.Глиэра. С 1924 года начал концертную и педагогическую деятельность в Киевской консерватории и музыкально-драматическом институте. С 1928 по 1934 год — преподавал класс фортепиано и теоретические предметы в Свердловском музыкальном техникуме, в 1934—1937 и 1943—1944 годах был директором Свердловской консерватории, с 1935 года заведовал кафедрой композиции. Выступал с оркестром под управлением Палицина в Свердловском театре оперы и балета и многих других. Исполнял классические произведения Р.Шумана, Ф.Листа, Ф.Шопена, А.Н.Скрябина, а также свои собственные. Председатель правления Свердловского отделения Союза композиторов РСФСР (1932—1944). Умер в Свердловске 30 октября 1944 год. Похоронен на Михайловском кладбище вместе с женой Екатериной Павловной (1895—1958).
Признания и награды: орден Трудового Красного Знамени; 1944 — Заслуженный деятель искусств РСФСР.
[700x690]
Произведения: 1924 — концерт для фортепиано с оркестром; 1936 — оратория «Поэма об Урале»; 1940 — первая бурятская опера «Энхе-Булат-Батор» («Энхе — стальной богатырь») по мотивам бурятского национального эпоса; 1943 — увертюра на две бурят-монгольские и монгольские темы; симфоническая картина «Седой Урал»; камерно-инструментальные сочинения. Память: 28 июня 1984 года по решению Свердловского горисполкома на здании консерватории установлена мемориальная доска.
Библиография: Мезрина В.М., Сокольская Ж.П. Фролов Маркиан Петрович // Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1998. Страница 566; Фролова С.М. Маркиан Петрович Фролов // Композиторы Урала. Свердловск, 1968. Страницы 3-15; Фролова С.М. , Сокольская Ж.А. Маркиан Петрович Фролов // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998. Страницы 73-85; Марченко Л. У истоков уральской композиторской школы: Сборник трудов / Музыкальный педагогический институт. Москва, 1978. Выпуск 37. Страницы 29-47.
1893
Жозеф Альцин (люксембургское имя — Joseph Alzin)
люксембургский тяжелоатлет, призёр Олимпийских игр. Согласно официальной статистике является первым в истории олимпийским призёром от Люксембурга. Родился в Париже (Франция). В 1920 году на Олимпийских играх в Антверпене стал обладателем серебряной медали в весовой категории свыше 82,5 кг. В 1924 году установил мировой рекорд, но на Олимпийских играх в Париже не смог добиться наград. Умер в Марселе 2 сентября 1930 года.
1893
Йозеф Руфер (немецкое имя — Josef Rufer)
австрийский музыковед. Наиболее известен как исследователь, каталогизатор и редактор сочинений Арнольда Шёнберга. Изучал теорию музыки у Вилема Земанка, композицию — у Цемлинского, параллельно учась в Праге на инженера. После отбытия воинской повинности в австрийской армии занимался у Шёнберга в Вене в 1919-22 годах, а позднее выполнял обязанности его ассистента в Берлинской академии (1925-1933) вплоть до того, как Шёнберг был вынужден покинуть Германию. Работал музыкальным критиком. Курировал серию концертов Новой музыки в Гамбурге. Во время Второй мировой войны служил в немецких военно-воздушных силах. После демобилизации издавал журнал «Голоса» (Stimmen, 1947-1950). Совместно с Паулем Хёффером основал Международный институт музыки в Берлине (1946-1949). Работал редактором в издательстве «Боте и Бок» (1957-1959). Преподавал теорию музыки в Свободном университете Берлина (с 1950), а также в Берлинской высшей школе музыки (1956-1959), на летних курсах в Дармштадте (в 1956) и в Вене (с 1959). В числе учеников Руфера: Гизелер Клебе, Юн Исан и Ханс Вернер Хенце. Умер в Берлине 7 ноября 1985 года. Широкую известность получил как крупнейший специалист по творчеству Шёнберга. Его библиографии, критические издания и аналитические работы являются эталонными до сих пор. Руфер — автор первого фундаментального труда по теории додекафонной композиции (1952), предельно точно соответствовавшего представлению о системе самого Шёнберга. В своём исследовании Руфер основывался на материалах устного и письменного общения с Шёнбергом (в частности, именно во время их совместной прогулки Шёнберг произнёс свою ставшую затем крылатой фразу о том, что сделал открытие, которое обеспечит превосходство немецкой музыки на последующие сто лет); тот предположительно сам участвовал в написании книги с 1949 года до своей смерти в 1951 году. В приложении к немецкому изданию, тринадцать ведущих композиторов тех лет (Блахер, Даллапиккола, Фортнер, Герхард, Хенце, Хофман, Елинек, Кшенек, Либерман, Сёрл, Шейбер, Вагнер-Регени, Циллиг) по просьбе Руфера представили своего рода манифесты, где поделились собственным опытом использования додекафонной системы. В теоретическом отношении наиболее значительным является толкование Руфером шёнберговского понятия «Grundgestalt» (основная первичная форма). В 1967 году Руфер взялся за каталогизацию музыкального, литературного и живописного наследия Шёнберга в Лос-Анджелесе, результатом чего стал капитальный том «Das Werk Arnold Schönbergs» (1959). В 1961 году Руфер по приглашению вдовы композитора в качестве главного редактора возглавил проект издания полного собрания сочинений Шёнберга.
Избранные сочинения: Die Komposition mit zwölf Tönen (Berlin, 1952). Перевод на английский, итальянский и другие языки; Das Werk Arnold Schönbergs (Kassel, 1959, 2/1974). Перевод на английский язык (1962); Technische Aspekte der Polyphonie in der 1. Hälfte des 20. Jahrhunderts (Ghent, 1969).
1894
Эдуард Юльевич Иогансон
советский киноактёр, режиссёр-постановщик и сценарист. Эдуард Юльевич Иогансон родился в Санкт-Петербурге, в районе первой линии Васильевского острова, в семье эстонских немцев. К началу Первой мировой войны Иогансон успевает получить вполне приличное, по тем временам, образование: он оканчивает 6-классную коммерческую школу при лютеранской церкви Святой Екатерины. Следом — курсы языков Берлица, где осваивает французский и английский. И, уже по собственной инициативе, два года занимается живописью в обществе поощрения художеств. С 1910 года и до своей мобилизации в 1915 году, работает мелким служащим в частном немецком банке. Его фронтовая жизнь не внесёт никаких серьёзных изменений в род занятий, поскольку будет связана всё тем же бухгалтерским делом, со «снабжением». Закончив войну в чине ефрейтора, в годы Гражданской войны, Иогансон вступает в ряды Красной Армии, где, как и прежде, продолжает заниматься снабжением. Только теперь поставки идут по линии ЧК. Именно это обстоятельство и приведёт Эдуарда Иогансона к знакомству с чекистом Фридрихом Эрмлером. По всей вероятности, именно Эрмлер круто изменит его судьбу, уговорив поступить в Техникум экранных искусств. Где, впрочем, Иогансон проучится всего несколько месяцев. После чего перейдёт в организованную Фридрихом Эрмлером Киноэкспериментальную мастерскую — сокращённо КЭМ. Умер в блокадном Ленинграде в 1942 году.
Фильмография: Роли в кино: 1923 — Дворец и крепость (Режиссёр-постановщик: Александр Ивановский); 1923 — Комедиантка (Режиссёр-постановщик: Александр Ивановский); 1924 — Скарлатина (короткометражный) (Режиссёры-постановщики: Эдуард Иогансон, Фридрих Эрмлер); 1925 — На жизнь и на смерть (Режиссёры-постановщики: Борис Чайковский, Павел Петров-Бытов) — Кренов, красный директор завода; 1925 — Степан Халтурин (Режиссёр-постановщик: Александр Ивановский); 1926 — Декабристы (Режиссёр-постановщик: Александр Ивановский); 1926 — Катька — бумажный ранет (Режиссёры-постановщики: Эдуард Иогансон, Фридрих Эрмлер) — спаивает привязанную к столику козу. Режиссёр-постановщик: 1926 — Дети бури (совместно с Фридрихом Эрмлером); 1926 — Катька — бумажный ранет (совместно с Фридрихом Эрмлером); 1927 — На дальнем берегу; 1927 — Счастливые черепки; 1928 — Прыжок; 1929 — В стране семи рек (научно-популярный); 1930 — Жизнь на полный ход; 1930 — Сын страны; 1931 — Дорвоз (научно-популярный); 1932 — Ошибка героя (Картина погибла в годы войны.); 1934 — Наследный принц Республики; 1936 — На отдыхе. Короткометражные фильмы: 1924 — Скарлатина (короткометражный) (совместно с Фридрихом Эрмлером); 1928 — Гафир и Мариам (короткометражный). Фильмы-концерты: 1939 — Концерт в селе Медвежьем (фильм-концерт). Документальные фильмы: 1939 — Пулково (документальный). Мультфильмы: 1931 — Темпы решают всё (Мультфильм, пропаганда госзаймов). 1932 — Симфония мира. Прочее: 1925 — На жизнь и на смерть (ассистент режиссёра). Сценарист: 1932 — Симфония мира (мультфильм) (совместно с Георгием Баньковским) (Режиссёр-постановщик: Эдуард Иогансон).
[559x700]
1894
Лев Борисович Ковалёв (украинское имя — Левко Борисович Ковалів)
украинский государственный и политический деятель левого толка. Родился в Харькове. Учился в Выборгском коммерческом училище, с 1913 года — в Киевском коммерческом институте. Был активным членом студенческого общества. Затем присоединился к группе украинских социал-революционеров, с 1915 года сотрудничал в газете «Боротьба». Из-за преследования властей вынужден был переехать в Полтаву, где работал инспектором в Полтавском губернском земстве. С начала апреля 1917 года Ковалев один из руководителей Украинской партии социалистов-революционеров, член ЦК партии. Избран в члены Учредительного Собрания по Полтавскому избирательному округу, список № 17. Во времена УНР член Центральной Рады. В январе-мае 1918 года вместе с Игнатом Михайличенко, Александром Шумским, Антоном Приходько, Андреем Заливчий, Афанасием Любченко и др. принадлежал к левому крылу партии. В марте 1919 года стал одним из инициаторов создания Украинской партии социалистов-революционеров (коммунистов), возглавлял работу подпольной контрразведки. С приходом большевиков активно с ними сотрудничал. После захвата Киева деникинцами уехал в Москву. В 1919 году вместе с Григорием Гринько вел переговоры с руководителями Коминтерна о признании боротьбистов единственной коммунистической организацией на Украине. Тогда же Ковалев редактировал журнал «Украинский коммунист» и газету «Пролетарская борьба» (совместно с Иваном Косачем и Александром Шумским). В декабре 1919 года Кузнецов подписал соглашение о сотрудничестве с КП (б) У, но уже в марте 1920 года выступил против слияния боротьбистов с большевиками. С февраля 1921 года — заместитель наркома иностранных дел УССР, в марте того года был избран членом ВУЦИК. В ноябре 1921 года вышел из рядов КП (б) У и переехал в Киев. Занимался научной работой в области фототехнических процессов и техникой цветной фотографии. В середине 1920-х годов вернулся в Харьков, где возглавил Украинский филиал общества «Радиопередача». В начале 1930-х годов поступил в аспирантуру Научно-исследовательского физико-химического института имени Л.Я.Карпова в Москве, затем работал здесь. 5 ноября 1934 арестован в Харькове органами ГПУ по обвинению в принадлежности к контрреволюционной боротьбистской организации, которая якобы готовила покушение на Сталина. Проходил по так называемому «делу боротьбистов» вместе с бывшими боротьбистами Даниилом Кудрей, Юрием Мазуренко, Александром Полоцким, Семеном Семко, писателями Петром Ванченко, Василием Вражливым, Григорием Эпиком, Александром Ковинькой, Николаем Кулишом, Николаем Любченко, Григорием Майфетом, Андреем Пановым, Валер Яном Пидмогильным, Евгением Плужником, Валерьяном Полищук, Владимиром Штангеем (всего 17 человек). 27-28 марта 1935 выездная сессия Военной коллегии Верховного Суда СССР приговорила Льва Кузнецова до 10 лет исправительно-трудовых лагерей. По постановлению особой тройки НКВД по Дальнему Востоку 26 октября 1937 расстрелян в БАМЛАГе. Реабилитирован в августе 1956 года.
[490x700]
1895
Григорий Акинфович Белов
советский российский актёр театра и кино, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1956). Лауреат Сталинской премии второй степени (1949). Григорий Белов родился в деревне Вахонькино (ныне Кадуйского района Вологодской области, Россия), в семье сельского учителя. Учился в сельской школе, затем в Череповецком реальном училище (1907—1915). В 1915 году уехал в Петроград (ныне Санкт-Петербург), где поступил на экономическое отделение Петроградского политехнического института императора Петра Великого (ныне Санкт-Петербургский государственный политехнический университет), а также одновременно в драматическую студию под руководством Ю.М.Юрьева при Александринском театре. В 1916 году был мобилизован в Царскую армию, служил в артиллерийской части на Юго-Западном фронте. В 1917—1922 годах — актёр Народного театра в Череповце (с 1919 — Губернский показательный театр, ныне — Камерный театр), где впервые вышел на сцену в роли Нила в пьесе «Мещане» М.Горького. В 1917—1920 годах работает в губернском военном комиссариате в качестве инспектора красноармейской самодеятельности. В 1922—1924 — актёр Театра Пролетарской мануфактуры в Твери, в 1924—1925 — Ярославского театра драмы имени Ф.Г.Волкова, в 1925—1926 — Владикавказского городского театра (ныне Академический русский театр имени Е.Вахтангова), в 1926—1927 — Махачкалинского театра русской драмы (ныне Государственный республиканский русский драматический театр им. М. Горького), в 1927—1928 — Днепропетровского центрального театра, в 1928—1929 — Николаевского городского театра, в 1929—1931 — Передвижного театра русской драмы «Шахтёрка Донбасса» (ныне Николаевский академический художественный русский драматический театр), в 1931—1933 — Казанского большого драматического театра (ныне Казанский государственный академический русский Большой драматический театр имени В.И.Качалова), в 1933—1940 — Архангельского Большого театра (ныне Архангельский театр драмы имени М.В.Ломоносова), в 1940—1941 — Ленинградского Государственного театра им. Ленинского комсомола (ныне Театр «Балтийский дом»). В период войны (1941—1945) — актёр Республиканского театра русской драмы (ныне Русский театр драмы Республики Карелия в Петрозаводске), участвовал во фронтовых бригадах. С 1945 года — актёр Ярославского театра драмы имени Ф.Г.Волкова. С 1948 года снимался в кино. Дебютировал в картине «Мичурин», где режиссёр А.П.Довженко доверил ему главную роль. Искусство актёра отличалось мастерством перевоплощения, глубиной мысли, простотой, лаконизмом и при этом точностью психологических характеристик своих героев. В тех городах, где работал, преподавал мастерство актёра и сценическую речь. С 1945 по 1950 год вёл занятия по культуре слова и выразительному чтению на литературном факультете в Ярославском педагогическом институте имени К.Д.Ушинского. Член Президиума Всероссийского театрального общества (ныне Союз театральных деятелей Российской Федерации). Член ВКП(б) с 1942 года. Депутат Верховного Совета РСФСР 4-го созыва (1955—1959). Член Комитета по Ленинским премиям в области науки и искусства при Совете Министров СССР. Умер Григорий Белов в Ярославле 13 сентября 1965 года. Похоронен на Леонтьевском кладбище.
Звания и награды: Заслуженный артист РСФСР (1936); Народный артист РСФСР (1949); Народный артист СССР (1956); Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение заглавной роли в фильме «Мичурин»; Орден Ленина (1950); Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945); Почётная грамота Верховного Совета КФССР (1943). Роли в театре: Народный театр в Череповце (с 1919 — Губернский показательный театр): «Мещане» М.Горького — Нил; «Доходное место» А.Н.Островского — Василий Николаевич Жадов; «Без вины виноватые» А.Н.Островского — Незнамов; «Ревизор» Н.В.Гоголя — Иван Александрович Хлестаков; «Дядя Ваня» А.П.Чехова — Михаил Львович Астров; «Идиот» по одноимённому роману Ф.М.Достоевского — князь Лев Николаевич Мышкин; «На дне» М.Горького — Сатин. Другие театры (1922—1945): 1935 — «Любовь Яровая» К.А.Тренёва — матрос Швандя; 1936 — «Последние» М.Горького — Пётр; 1936 — «Отелло» У.Шекспира — Яго; 1937 — «Дачники» М.Горького — Влас; 1939 — «Варвары» М.Горького — Пётр; «Ромео и Джульетта» У.Шекспира — Ромео; «Гамлет» У. Шекспира — Гамлет; «Бронепоезд 14-69» Вс.В.Иванова — Вершинин. Российский академический театр драмы имени Ф.Волкова: 1950 — «Счастье» П.А.Павленко — Воропаев; 1953 — «Сомов и другие» М.Горького — Сомов; 1954 — «Живой труп» Л.Н.Толстого — Судебный следователь; 1956 — «Вечный источник» Д.И.Зорина — Плакун; 1956 — «Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого — Борис Годунов; «На дне» М.Горького — Васька Пепел, Барон; «Чапаев» Д. А. Фурманова — В.И.Чапаев; «Третья патетическая» Н.Ф.Погодина — Гвоздилин; «Иркутская история» А.Н.Арбузова — Батя; «Дети солнца» М.Горького — Протасов; «Рождение мира» И.Я.Судакова по роману «Хождение по мукам» А.Н.Толстой — Телегин; «Заговор обречённых» Н.К.Вирты — Кардинал; «Любовь Яровая» К.А.Тренёва — Яровой; «Завтра будет нашим» Н. Ковшек — Сэм; «Эмилия Галотти» Г.Э.Лессинга — Маринелли; «Персональное дело» А.П.Штейна — Хлебников; «Мятеж неизвестных» Г.А.Боровика — Астахов; «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского — Крутицкий.
Фильмография: 1948 — Мичурин — Иван Владимирович Мичурин; 1951 — Сельский врач — доктор Арсеньев; 1952 — Римский-Корсаков — Николай Андреевич Римский-Корсаков; 1956 — Земля и люди — Евсеич; 1956 — Призвание — Иван Владиславович Никольский, профессор; 1958 — По ту сторону — Доктор; 1958 — Ваня — Гаврила Медведков, дядя Ивана; 1964 — Москва — Генуя — Георгий Васильевич Чичерин. Озвучивание мультфильмов: 1951 — Лесные путешественники.
1895
Анна Михайловна Калыгина
партийный деятель, председатель Смоленского губисполкома (1928-1929). Анна Калыгина родилась в деревне Малахово Тульский уезд, Тульская губерния, Российская империя. Окончила церковно-приходскую школе, после чего жила в Москве, работала домработницей. трафаретчицей, ткачихой. В декабре 1915 года Калыгина вступила в партию большевиков. После Октябрьской революции Калыгина работала заведующей Алексеевско-Ростокинским отделом социального обеспечения. В 1918—1920 годах служила в Рабоче-крестьянской Красной Армии, участвовала в Гражданской войне на Восточном фронте. В 1924 году Калыгина окончила Коммунистический университет имени Я.М.Свердлова и была направлена на работу в женотдел ЦК РКП(б). Избиралась кандидатом в члены ЦК РКП(б), членом ЦИК СССР и ЦИК РСФСР. 8 сентября 1928 года Калыгина была избрана председателем Смоленского губисполкома, став единственной женщиной — советским руководителем Смоленщины. Когда советское руководство приняло решение о создании Западной области, она была назначена председателем оргкомитета ВЦИК этой области. В это же время Калыгина вновь была избрана членом ЦИК СССР и ВЦИК РСФСР. С июля 1929 года Калыгина работала секретарём Тверского губкома ВКП(б) и секретарём оргбюро Тверского окружкома ВКП(б), а с сентября того же года — секретарём Тверского окружкома ВКП(б). 17 марта 1933 года она была награждена орденом Ленина, а 14 мая 1935 года — Почётной грамотой ЦИК СССР. С апреля 1936 года Калыгина работала секретарём Воронежского горкома ВКП(б). 26 июля 1937 года Калыгина была арестована по обвинению в причастности к антисоветской право-троцкистской террористической организации. 27 ноября 1937 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила её к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор был приведён в исполнение в тот же день. Тело Калыгиной было кремировано, прах захоронен на территории Донского кладбища Москвы. 17 марта 1956 года определением Военной коллегии Верховного Суда СССР Калыгина была посмертно реабилитирована.
1895
Станислав Мацкевич (польское имя — Stanisław Mackiewicz)
польский писатель и публицист, премьер-министр Правительства Республики Польша в изгнании 1954—1955. Родился в Санкт-Петербурге. Брат Юзефа. В 1964 г. подписал письмо 34-х интеллектуалов премьер-министру Юзефу Циранкевичу, в котором содержался призыв к изменению польской культурной политики в соответствии с правами, закреплёнными в Конституции. Умер в Варшаве 18 февраля 1966 года.
Похоронен накладбище Старые Повонзки в Варшаве.
Награды: Кавалер Рыцарского креста ордена Возрождения Польши; Крест Независимости с мечамию.
Произведения: Достоевский (Dostojewski, 1957)
[506x700]
1895
Николай Андреевич Урмаев
советский учёный-геодезист; доктор технических наук (1937), профессор (1937); генерал-майор технических войск (1943). Родился в городе Гусь-Хрустальный Меленковского уезда Владимирской губернии. В 1918 окончил физико-математический факультет Московского университета и в том же году вступил в ряды Красной армии. В 1920—1931 годах служил в частях Военно-топографической службы — сначала в астрорадиоотряде, затем — старшим инспектором военно-геодезического отдела Управления военных топографов. В 1931—1959 годах работал в Военно-инженерной академии имени В.В.Куйбышева: в 1933—1952 годах — начальник кафедры геодезии, затем — кафедры сфероидической геодезии и астрономии. Основные труды — по высшей геодезии, фотограмметрии и математической картографии. Развил методы уравнивания триангуляции, основанные на решении систем условных уравнений по частям. Разработал один из методов уравнивания астрономо-геодезической сети. С 1952 года Николай Андреевич находился в отставке. Жил в Москве на Кадашевской набережной, 6 и в Подколокольном переулке, 16/2. Умер в Москве в 1959 году.
[700x525]
Похоронен на Введенском кладбище (участок № 6).
Награждён орденами Ленина и Отечественной войны I степени, а также медалями. Брат Н.А.Урмаева — Урмаев Сергей Андреевич (1906—1963), профессор, конструктор оптических приборов для авиационной техники; племянник — Урмаев Михаил Сергеевич (1931—2002), профессор, Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации.
Сочинения: Элементы фотограмметрии, Москва, 1941; Основы математической картографии, Москва, 1962; Сфероидическая геодезия, Москва, 1955.
[540x700]
1895
Николай Михайлович Хлебников
командующий артиллерией Земландской группы войск 3-го Белорусского фронта, генерал-полковник артиллерии. Родился в деревне Михалёво Нерехтского уезда Костромской губернии, ныне Приволжского района Ивановской области, в семье крестьянина. Русский. В 1905 году с семьёй переехал в Иваново-Вознесенск (ныне - Иваново). Весной 1911 года сдал экстерном экзамен за 4 класс и поступил в реальное училище. Одновременно подрабатывал репетиторством по математике с детьми богатых родителей. В 1915 году с отличием окончил реальное училище и поступил в Московский институт инженеров путей сообщения. Весной 1916 года ему предложили поступить в военно-инженерное училище, но Хлебников попросил направить его в артиллерию. Его просьбу удовлетворили и он стал солдатом-вольноопределяющимся запасного артдивизиона в Харькове. Участвовал в 1-й мировой войне. Воевал на Юго-Западном фронте.
[533x700]
Через 2 месяца был направлен в Петроград на ускоренные курсы Константиновского артиллерийского училища. После курсов в звании прапорщика командовал взводом 3-го Кавказского мортирного артиллерийского дивизиона. В июне 1917 года был тяжело ранен и попал в госпиталь. После госпиталя отпущен в отпуск на родину, где его и застала революция. С декабря обучался в Рижском политехническом институте, эвакуированном в Иваново-Вознесенск. В августе 1918 года вступил в Красную Армию. Был начальником связи батареи коммунистического отряда в Иваново-Вознесенске.
[511x700]
Участник Гражданской войны с декабря 1918 года. Воевал на Восточном фронте против Колчака. По рекомендации Д.А.Фурманова вступил в партию большевиков. Член РКП(б)/ВКП(б)/КПСС с 1919 года. Командовал батареей 220-го Иваново-Вознесенского стрелкового полка, затем 74-м артдивизионом. С мая 1920 года воевал против польской армии Пилсудского под Киевом. В декабре назначен начальником артиллерии 25-й стрелковой дивизии (в книге «Чапаев» Фурманов изобразил его под фамилией Хребтов). Награждён орденом Красного Знамени РСФСР.
[583x700]
После войны участвовал в ликвидации бандформирований на Украине. С апреля 1921 года служил инспектором для поручений управления начальника артиллерии Московского военного округа. В 1924 году уволился в запас. С 1931 года снова в армии. Окончил артиллерийские командно-тактические курсы при военной академии в Ленинграде в 1932 году. Командовал 14-м артиллерийским полком.
[474x700]
С 1934 года одновременно был начальником артиллерии 14-й стрелковой дивизии. В 1936-1937 годах был начальником артиллерийского снабжения, начальником отдела боевой подготовки управления начальника артиллерии Московского военного округа. В 1938 году был необоснованно репрессирован, находился в заключении. В 1939 году освобождён. В 1939 году командовал 108-м Коломенским пушечным полком резерва Главного Командования. В 1939-1940 годах был начальником артиллерии 160-й стрелковой дивизии, начальником 1-го отдела управления начальника артиллерии Северо-Кавказского военного округа. С декабря 1940 года - начальник артиллерии 27-й армии. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
[527x700]
Командовал артиллерией 27-й армии (с декабря 1941 года - 4-я ударная). Генерал-майор артиллерии (7 октября 1941). В 1942 году стал начальником артиллерии Калининского фронта, с декабря 1944 года - 1-го Прибалтийского фронта, с февраля 1945 года - Земландской группы войск. 17 ноября 1942 года присвоено воинское звание генерал-лейтенант артиллерии. Участвовал в Ржевско-Сычёвской, Великолукской, Ржевско-Вяземской, Духовщино-Демидовской, Смоленско-Рославльской, Невельской, Городокской, Витебско-Оршанской, Полоцкой, Шяуляйской, Рижской, Мемельской, Инстербургско-Кёнигсбергской, Кёнигсбергской, Земландской операциях.
[700x463]
Указом Президиума Верховного Совета от 19 апреля 1945 года за успешное командование артиллерией фронта во время штурма Кёнигсберга и личное мужество генерал-полковнику артиллерии Xлебникову Николаю Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№6184).
[700x483]
Берлин, 1945 год.
[700x541]
Берлин, 1945 год.
После войны с 1945 года - командующий артиллерией Прибалтийского военного округа. С 1948 года - начальник кафедры Высшей военной академии имени К.Е.Ворошилова, при этом в 1952 году сам окончил эту академию.
[505x700]
Кандидат военных наук, доцент. В 1956-1960 годах был старшим военным советником Народно-освободительной армии Китая.
[511x700]
С 1960 года - в отставке. Жил в городе-герое Москве.
[509x700]
Был заместителем председателя правления Всесоюзного общества «Знание», членом редколлегии телевизионного альманаха «Подвиг», членом ЦК ДОСААФ, активно участвовал в деятельности Советского комитета ветеранов войны. Умер 18 января 1981 года.
[462x700]
Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок 7) в Москве.
Генерал-полковник артиллерии (28 июня 1944). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции (18 декабря 1975), 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова I степени, орденами Кутузова I степени, Суворова II степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Почётный гражданин городов Иваново (1971), Великие Луки (1975) и Велижа (1978), Белебей (Башкортостан). Его именем названы улицы в Иванове, Фурманове Ивановской области и Велиже Смоленской области, судно МРХ. Мемориальные доски установлены в Иванове и Фурманове. На родине, в деревне Михалёво Приволжского района, установлен памятный знак.
[526x700]
Мемориальная доска установлена в городе Фурманов на улице Генерала Хлебникова, дом 4.
[335x700]
В центре деревни Михалёво установлен памятный знак.
[700x500]
У села Сараево, поворот на деревню Михалёво установлен дорожный указатель.
[700x611]
Мемориальная доска установлена в городе Иваново на улице Генерала Хлебникова, дом 3.
Сочинения: Легендарная чапаевская. - 3-е издание - Москва: Воениздат, 1975 (соавтор: Евлампиев П.С., Володихин Я.А.); Под грохот сотен батарей. - 2-е издание - Москва: Воениздат, 1979.