• Авторизация


16 декабря родились... 16-12-2025 04:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


KirillKorolevskij (479x700, 262Kb)
1878
Кирилл Королевский (французское имя — Cyril Korolevsky, Korolevsky, Cyril; Cyril Korolevsky; Cyrille Korolevsky; Cyrille Korolevskij; Cyrill Karalevskij; имя при рождении — Жан Франсуа Жозеф Шарон, Jean François Joseph Charon)
греко-католический священник, член Папской Комиссии по кодификации Восточного Канонического права, участник Русского апостолата в Зарубежье, историк, публицист и церковный писатель. Родился во Франции. Будучи ещё совсем юным побывал в Париже на богослужении в мелькитской церкви святого Юлиана. После этого увлёкся восточным христианством и византийским обрядом. Уехал в Бейрут, где начал изучение христианского Востока. В 1902 году в Дамаске был был посвящён в сан мелькитского священника с именем Кирилл в память просветителя славян. Уже тогда он заинтересовался русской культурой и историей, чему способствовало посещение в Иерусалиме русского Троицкого собора. В 1906 году во Львове познакомился с митрополитом Андреем Шептицким. В 1909 году инкардинирован в клир Каменец-Подольской епархии, которая находилась на территории Российской империи. Планировал тайно перебраться в Россию для начала миссионерской деятельности среди православного населения, в это же время сменил фамилию на Королевский. Был консультантом Русской Литургической Комиссии и членом Папской Комиссии по кодификации Восточного Канонического права при Восточной конгрегации в Ватикане. Работал в архиве и библиотеке монастыря Гроттаферрата. В 1938 году, в связи с празднованием 950-летия Крещения Руси участвовал в первой в истории Собора Святого Петра в Риме Литургии вместе с духовенством Украинской греко-католической церкви отцами: Иосифом Слипым, Климентом Шептицким, а также Виктором Новиковым SJ. Умер в Риме 19 апреля 1959 года. Сочинения: Korolevskij Cyril. Les premiers temps de l’histoire du College Grec de Rome // Stoudion. № 3, 1926; Idem. Liturgie in lebender Sprache. Klosterneuburg bei Wien: Volksliturg. Apostolat, 1958; Idem. Liturgie en langue vivante / Les Saintes et divines liturgies de nos Saints pères, Jean Chrysostome, Basile le Grand et Grégoire le Grand (liturgie des présanctifiés), en usage dans l'Église grecque catholique orientale / Traduction française par le P. Cyrille Charon, 1904; Idem. History of the Melkite Patriarchates(Alexandria, Antioch, Jerusalem): from the sixth century Monophysite schism until the present.1910. (8 editions published between 1910 and 1999 in French and English); Idem. Living languages in Catholic worship. 1957. (15 editions published between 1955 and 1958 in 4 languages); Idem. Un projet d’anthologe pour la lecture privée de l’Office divin. 1954; Idem. Métropolite André Szeptyckyj, 1865—1944. (10 editions published between 1920 and 2006 in French and English); Idem. Le quinzième centenaire de S. Jean Chrysostome (407—1907): et ses conséquences pour l’action catholique dans l’Orient gréco-slave.(5 editions published in 1909 in French); Idem. Kniga bytija moego = Le livre de ma vie: mémoires autobiographiques / édité et annoté par Giuseppe M. Croce. 5 v.: col. ill., col. maps. Published Cité du Vatican: Archives sècretes Vaticanes, 2007. (6 editions published in 2007 in French, Italian); Idem. Christian Antioch. (2 editions published in 2003 in English); Idem. Le Clerge occidental et l’apostolat dans l’orient asiatique et greco-slave. 1923; Idem. L’eparchia di Lungro nel 1921: Relazione e note di viaggio / a cura di Stefano Parenti. Studio introduttivo ed edizione con appendici di documenti editi e inediti. Rende: Università della Calabria - Fondazione Universitaria Francesco Solano, 2011. Источники: Голованов С.В. Биографический справочник деятелей русского католического апостольства в эмиграции 1917—1991 гг.; Polak, George. Slovak Greek-Catholics in America as Presented by Cyril Korolevskij in his Biography of Metropolitan Szeptyckyj. Cleveland & Rome: Slovak Inst., 1965; Ченцова В.Г. Королевский К.: Книга бытия моего // Вестник церковной истории. 2009, № 1—3 (13—14). страницы 366—373; Голованов С.В. Биографический справочник деятелей русского католического апостольства в эмиграции 1917-1991 гг. — 2005 г.

1879
Николай Аполлонович Морозов
русский и советский военный деятель, репрессирован по делу «Весна», полковник (1914). Родился в городе Петроков, Царство Польское, Российская империя, ныне Польша. Окончил Псковский кадетский корпус, Павловское военное училище в 1897 и Николаевскую академию Генерального штаба в 1905. Участник Первой Мировой войны, офицер в войсках Кавказской армии, командир 1-го Кавказского стрелкового полка в 1916 — 1917 годах. В Белом движении представитель генерала А.И.Деникина в штабе Кубанского казачьего войска генерал В.И.Сидорина с 1919 до февраля 1920. Помощник начальника штаба Кубанского казачьего войска генерала Л.М.Болховитинова в феврале-марте 1920. С 11 марта 1920 командир Кубанского отряда. С 13 апреля 1920 командующий Кубанской армией в районе города Сочи. 17 апреля 1920 начал сдачу Кубанской армии советскому командованию. Попал в плен, отдан под суд, приговорён к тюремному заключению в тюрьме города Кострома. Позже служил в Красной армии при Военно-политической академии Ленинграде. Арестован осенью 1930 по обвинению в контрреволюционном заговоре (по делу «Весна»). Приговорен к 5 годам исправительно-трудовых работ. Отбывал срок в Белбалтлаге. В 1937 нач. учебной части военизированной охраны Белбалткомбината. Арестован 1 ноября 1937. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 12 января 1938 приговорен по статьям 58-6-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 18 января 1938 года.. Звания: Полковник (19 декабря 1914). Награды и премии: Орден Святого Станислава III степеии (19 декабря 1909); Орден Святого Станислава II степеии с мечами (Высочайший приказ 27 декабря 1914); Георгиевское оружие (Высочайший приказ 3 апреля 1915); Орден Святого Владимира IV степеии с мечами и бантом (Высочайший приказ 24 июня 1915); Орден Святой Анны III степеии с мечами и бантом (Высочайший приказ 19 сентября 1915); Орден Святого Владимира III степеии с мечами (Высочайший приказ 18 декабря 1915); Орден Святой Анны II степеии с мечами (22 июня 1916). Литература: Рутыч Н. Биографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных Сил Юга России. Материалы к истории Белого движения Москва, 2002; Клавинг В., Гражданская война в России: Белые армии. Военно-историческая библиотека. Москва, 2003.

[542x699]
1882
Золтан Кодай (венгерское имя — Zoltán Kodály)
венгерский композитор, музыковед, фольклорист, педагог и музыкальный общественный деятель. Один из основоположников современной венгерской национальной музыкальной культуры. Действительный член Венгерской Академии Наук (1945), в 1946-1949 гг. - её президент. В 1900-1905 гг. учился в Будапеште на философском факультете университета, одновременно занимался композицией под руководством Я.Кёслера в Академии музыки, где с 1907 г. преподавал теорию музыки, в 1908-1940 гг. - профессор композиции; воспитал несколько поколений венгерских музыкантов. В 1919 г., в период существования Венгерской советской республики, занимая пост вице-президента Академии музыки, совместно с Б.Бартоком разработал демократическую реформу музыкальной жизни; после установления хортистского режима был вынужден прервать педагогическую деятельность (до 1921). С 1905 г. занимался собиранием и изучением венгерского музыкального фольклора (записал около 3500 народных венгерских песен и танцев).
[700x344]
Наряду с Б.Бартоком - крупнейший исследователь венгерской народной музыки; сделал ряд важных научных публикаций этнографических и музыкальных фольклорных материалов, издал сборники обработок народных мелодий. Среди его трудов выделяются "Пентатоника в венгерской народной музыке", "Венгерская народная песня" и многие другие. Свои лучшие музыкальные произведения - опера "Хари Янош" (1926), "Венгерский псалом" для хора, тенора соло и оркестра (1923), Симфонические вариации (1939), многие танцы для оркестра, хоры и камерно-инструментальные сочинения – создал на основе творческого претворения национальных мелодий, сочетая их с современными средствами музыкальной выразительности.
[700x348]
Выступал как дирижёр с исполнением собственных произведений в Венгрии и других странах. Был президентом Союза венгерских музыкантов (с 1947), председателем Венгерского музыковедческого общества, почётным доктором Клужского, Будапештского и Оксфордского университетов, председателем музыкальной секции общества "Венгрия - СССР" (с 1958). Премия имени Кошута (1948, 1952, 1957). Скончался в Будапеште 6 марта 1967 года. Литература: Золтан Кодай. (Сборник статей), Будапешт, 1952; Мартынов И., Золтан Кодай. 1882—1967, Москва, 1970 (библиография, страницы 239—248); Emlékkönyv Kodály Zoltán, Bdpst, 1953; Young . M., Z. Kodály. A Hungarian musician, L., 1964; Eősze L., Kodály Zoltán, Bdpst, 1971.
[527x700]
1882
Владимир Осипович Лихтенштадт
русский революционер (эсер-максималист, меньшевик, затем коммунист), переводчик. Родился в образованной еврейской семье. Отец — литератор и судебный деятель, статский советник Иосиф Моисеевич Лихтенштадт (1842—1896); мать — переводчик французской литературы Марина Львовна Лихтенштадт (урождённая Гроссман, 1857—1937), участник «Народой воли» и создатель «Группы помощи политическим заключённым Шлиссельбургской каторжной тюрьмы» (ей посвящена книга А.Я.Бруштейн «Цветы Шлиссельбурга»). Образование получил на математическом факультете Санкт-Петербургского университета и в Лейпцигском университете. Во время событий 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге стал свидетелем разгона мирного шествия рабочих. По просьбе писательницы Л.Я.Гуревич распечатал на множительном аппарате составленный ей бюллетень с описанием событий дня. Этот текст вместе с Рабочей петицией и воззваниями Георгия Гапона нелегально распространялся по всей России. Под впечатлением событий 9 января обратился к активной революционной деятельности. В 1905 году женился на Марии Михайловне Звягиной (которая была в следующем году арестована вместе с ним и освобождена через год после следствия). В 1905—1906 годах примыкал к эсерам-максималистам. Работал в лаборатории по изготовлению бомб. 12-го августа 1906 года доставил бомбы лицам, бросившим их на даче председателя совета министров П.А.Столыпина, на Аптекарском острове. В результате мощного взрыва на даче Столыпина 27 человек погибли на месте, 33 были тяжело ранены, многие потом скончались. Сам Столыпин не пострадал. В октябре 1906 года был арестован по делу о покушении на Столыпина. Признал свою принадлежность к «максималистам», изготовление им снарядов для взрыва дачи Столыпина на Аптекарском острове и для экспроприации денег 14 октября 1906 г., а также вынос им с квартиры, куда были доставлены похищенные деньги, некоторой их части, но отказался указать место, куда он их унёс. На суде от защиты отказался и был приговорён военным судом к смертной казни через повешение. Был помилован, смертная казнь ему была заменена пожизненной каторгой. В течение 11 лет находился в заключении в Шлиссельбургской крепости, откуда был освобождён во время Февральской революции 1917 года. После освобождения примыкал к меньшевикам, но в июне 1919 года вступил в РКП(б). Работал заведующим издательством Коминтерна. Сотрудничал в журнале «Коммунистический интернационал». В августе 1919 года вступил добровольцем в Красную Армию, был комиссаром штаба 6-й дивизии 7-й армии. 15 октября 1919 года, во время наступления на Ямбургском фронте Северо-Западной армии на Петроград в бою под Кипенью захвачен белогвардейцами и в тот же день расстрелян. Был похоронен на Площади жертв революции в Ленинграде. В 1901 году выпустил перевод книги Альфонса Доде «Маленький человек (История одного ребенка)»; в том же годы вышли его «Заметки о жизни». В тюрьме Шлиссельбургской крепости в ожидании смертной казни занимался переводами с французского и немецкого языков, в том числе в его переводах были опубликованы «Искания рая» Шарля Бодлера (Le Paradis Artificies — Искусственный рай, 1908), первые русские переводы книг «Пол и характер» Отто Вейнингера (1908—1909) и «Единственный и его достояние» Макса Штирнера (1906 и 1910). Посмертно вышел сборник избранных философских эссе Гёте «Гёте: борьба за реалистическое мировоззрение; искания и достижения в области изучения природы и теории познания» (1920), также созданный в период заключения в 1913—1914 годах. Этот сборник включал как переводы из Гёте, так и сопроводительные эссе самого В.Лихтенштадта «Гёте и философия природы». Все выполненные В.О.Лихтенштадтом переводы многократно переиздавались. Жена (с 1905 года) — Мария Михайловна Звягина (в браке Лихтенштадт, 1886—1942), близкая подруга Е.И.Дмитриевой, М.А.Волошина и Н.С.Гумилёва. Вторым браком (1914) была замужем за врачом-терапевтом и инфекционистом Михаилом Дмитриевичем Тушинским (впоследствии академиком Академии Медицинских Наук СССР, 1882—1962). В.О.Лихтенштадт состоял в переписке с М.М.Звягиной как во время заключения, так и после освобождения (последнее письмо было отправлено ей перед расстрелом). Тётя — Раиса Львовна Прибылёва (урождённая Розалия Львовна Гросман, 1858—1900), участница «Народной воли», осуждённая по делу «семнадцати народовольцев» (1883); жена литераторов-народовольцев Александра Васильевича Прибылёва (1857—1936) и Николая Сергеевича Тютчева (1856—1924). Двоюродная сестра — психоаналитик Вера Фёдоровна Шмидт, жена Отто Юльевича Шмидта. Сочинения и переводы: Альфонс Доде. Маленький человек (История одного ребенка). Перевод В.Лихтенштадта. Санкт-Петербург: Товарищество М.О.Вольф, 1901; Эмерсон. Сочинения. Альфонс Доде. Заметки о жизни. Переводчики В.Лихтенштадт и К.Толстой. Санкт-Петербург: Редакция «Нового Журнала Иностранной Литературы», 1901; Шарль Бодлер. Искания рая. Санкт-Петербург: Сириус, 1908 (переиздания — Бодлер Ш. Искусственный рай / Перевод В.Лихтенштадта. Санкт-Петербург: Петербург — XXI век, 1994, и ряд других); Отто Вейнингер. Пол и характер. Теоретическое исследование. Перевод с немецкого В.Лихтенштадта. Предисловие А.Л.Волынского. Санкт-Петербург: Посев, 1908 и 1909; Москва: Сфинкс, 1909 (ряд современных переизданий); Макс Штирнер. Единственный и его достояние. Москва: Сириус 1906 и Санкт-Петербург.: Издание В.М.Саблина, 1910; Гёте: Борьба за реалистическое мировоззрение. Искания и достижения в области изучения природы и теории познания. Перевод и комментарии В. Лихтенштадта. Редакция и предисловие А.Богданова. Труды Социалистической Академии. Москва— Петроград: Государственное издательство, 1920 и 1922 (ряд переизданий, например Гёте. Учение о цвете. Теория познания. Перевод В.О.Лихтенштадт. Москва: Либроком, 2012). — Страница 468; В.Лихтенштадт-Мазин. Письма В.О.Лихтенштадта к М.М.Тушинской // Минувшее: Ист. Альманах. Москва— Санкт-Петербург, 1996. Том 20. О нём: Илья Ионов. Владимир Осипович Лихтенштадт (Мазин). Москва—Петроград: Государственное издательство, 1921; Виктор Серж. Владимир Осипович Лихтенштадт (1921); Сквозь время...: документальные очерки. Москва: Молодая гвардия, 1968.

[539x700]
1882
Вальтер Фриц Мейсснер (немецкое имя — Fritz Walther Meißner)
немецкий физик, член Баварской Академии Наук, в 1946-1950 гг. - ее президент. Родился в Берлине. Учился в Берлинском технологическом институте и Берлинском техническом университете. В 1907 г. получил степень доктора философии. Работал в Национальном бюро стандартов (Берлин). Основал в Берлине криогенную лабораторию, где в 1923-1933 гг. проводил исследования. С 1934 г. - профессор Мюнхенского технического университета. Был также директором Лаборатории низких температур Баварской Академии Наук. Научные работы посвящены главным образом физике низких температур. Открыл много сверхпроводящих сплавов и соединений. В 1932 г. с Р.Хольмом экспериментально установил, что контактное сопротивление между двумя металлами исчезает, когда они становятся сверхпроводниками (первое наблюдение джозефсоновского туннелирования). В 1933 г. с Р.Оксенфельдом обнаружил явление выталкивания сверхпроводником магнитного поля (эффект Мейсснера). Умер в Мюнхене 16 ноября 1974 года. Литература: Храмов Ю.А.Мейсснер Вальтер Фрид (Meißner, Meissner Walter) // Физики: Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера. — Издание 2-е, исправленное и дополненное — Москва: Наука, 1983. — Страница 182 — 400 страниц — 200 000 экземпляров (в переплёте).

Speransky (428x700, 211Kb)
1882
Николай Иванович Сперанский
полковник лейб-гвардии 3-го стрелкового полка, герой Первой мировой войны. Из семьи священников. Сперанские были внесены в Дворянскую родословную книгу. Его дед, Филипп Васильевич Сперанский (1805–1868), протоиерей Смольного Воскресенского собора всех учебных заведений, сын пономаря Новгородской епархии, окончил Александро-Невское училище и семинарию, а затем — Петербургскую духовную академию. Отец — Иван (Иоанн) Филиппович Сперанский (1850–1924), протоиерей, с 1891 года на протяжении 22 лет — настоятель Софийского собора в Царском селе, в 1917—1920 гг. — протоиерей Знаменской церкви в Царском Селе. Общее образование получил в Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1905 году окончил Алексеевское военное училище, откуда выпущен был подпоручиком в лейб-гвардии Стрелковый полк. В Первую мировую войну штабс-капитан Сперанский вступил в рядах лейб-гвардии 3-го стрелкового полка. Был удостоен ордена Святого Георгия IV степени «За то, что в бою 4-го октября 1914 года, будучи окружен сильнейшим противником, пробился, вынеся своих раненых, захватив пленных германцев и не оставив противнику трофеев» и пожалован Георгиевским оружием «За то, что, будучи в чине штабс-капитана, в бою 28 июля 1916 года у деревни Трыстень под ураганным артиллерийским, ружейным и пулеметным огнем противника, командуя 2-м батальоном, с боя захватил ряд немецких окопов у высоты 90,0 и удержал позицию за собой, взяв пленными: 3 офицеров, 100 нижних чинов германцев и 5 пулеметов.» На 17 марта 1917 года — полковник лейб-гвардии 3-го стрелкового полка. В Гражданскую войну участвовал в Белом движении в составе Вооруженных сил Юга России. В 1920 году эвакуировался из Одессы. В эмиграции в Югославии. Состоял членом Общества кавалеров ордена Святого Георгия. Умер в городе Белград, Югославия 13 февраля 1943 года. Похоронен на Новом кладбище. Награды: Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 5 декабря 1914); Орден Святой Анны IV степени с надписью «за храбрость» (Высочайший приказ 5 декабря 1914); Орден Святого Георгия IV степени (Высочайший приказ 16 января 1915); Георгиевское оружие (Приказ Армии и Флоту 17 марта 1917).
Семья
Жена — Анна Ивановна Сперанская (урождённая фон Бурзи, дочь генерал-лейтенанта Ивана Карловича фон Бурзи; (1885, Митава—1962, Висбаден). Дети: Глеб Николаевич Сперанский (1914, Петропавловская крепость — 1995, Нью-Йорк). Окончил кадетское училище и архитектурный факультет Белградского университета, служил в Русском корпусе. Председатель правления Нью-Йоркского объединения кадет, активист Объединения кадет российских зарубежных кадетских корпусов, один из редакторов сборника «Кадетские корпуса за рубежом». Первый брак — Мария Леонидовна Балашова. Второй брак — Татьяна Борисовна Михеева. Похоронен на Русском православном кладбище в Ново-Дивееве. Внук — Николай Глебович Сперанский (1943—1989, Нью-Йорк); Кира Николаевна Сперанская (1916—1998, Висбаден), филолог, инициатор открытия курсов немецкого языка для иностранцев в Народном университете (Volkshochschule) Висбадена. Преподавала языки (русский, сербский, французский, английский, немецкий). Замужем за Вильгельмом Шефером. Похоронена на Русском кладбище Висбадена. Внучка — Мария (Майя). Источники: Глиндский В.П. Боевая летопись Лейб-гвардии 3-го стрелкового Его Величества полка. — Париж, 1935; Клепов М.Ю. Офицеры — Георгиевские кавалеры Первой мировой войны. — Москва : «Минувшее», 2015.

1882
Jack Hobbs
английский игрок в крикет

1882
Степан Ионович Царёв
революционер, комиссар Экибастузских угольных копей и заводов, член Павлодарского уездного Совета депутатов, первый почётный гражданин Экибастуза (1972). Рожился в деревне Лапотково, Тульская губерния. После смерти матери и осуждения отца на каторгу воспитывался с братом в приюте «Цесаревна Мария» для детей-сирот. С 1904 года — на революционной работе. За активное участие в революции 1905—1907 годов был сослан в Вологду. В 1908—1914 годы работал в Ташкенте в портняжной мастерской Кириллина. В этот период вместе с В.Сахаровым создал социал-демократическую группу, связанную с РСДРП и газетой «Правда», в которой был одним из корреспондентов. 9 декабря 1913 года в составе группы был арестован, содержался в Ташкентской тюрьме, в феврале 1914 года выслан из Ташкента. В течение 2 месяцев тайно жил в Москве, затем завербовался на рудник в Джезказган, где работал конторщиком. С началом войны был призван в армию, служил ратником ополчения 2-го разряда (не воевал). Затем с семьёй жил в Карсакпае, с 1917 года — в Атбасаре. Делегат (от Атбасарского совета депутатов) 3-го Западно-Сибирского съезда Советов (Омск, декабрь 1917). С марта 1918 года — в Экибастузе, где в качестве комиссара проводил активную работу по национализации угольных копей и железной дороги в Ермаке (ныне город Аксу). Убит в Ермаке контрреволюционерами 9 мая 1918 года. Похоронен в Павлодаре 14 мая 1918 года. Отец — Иона Феофанович Царёв, мать — Соломонида Матвеевна (? — 1889); брат — Михаил (1886 — ?); Жена (с 1911) — Анна Васильевна Башкирова, дочь самарского крестьянина; четверо детей (Ольга умерла в детстве). Память: звание «Почётный гражданин города Экибастуза» (28 сентября 1971, посмертно); Имя С.И.Царёва носят улицы в Экибастузе, Павлодаре, Аксу. Памятник комиссару Царёву установлен в Экибастузе 1 сентября 1978 на улице его имени (автор — художник С.П.Пантелеев). Литература: Тереник М.С. Степан Царев / Под редаецией П.Пахмурного. — Алма-Ата: Казахстан, 1971. — 83 страницыв. — 10600 экземпляров.

[535x700]
1883
Василий Михайлович Альтфатер
контр-адмирал Русского Императорского флота, первый командующий РККФ РСФСР. Василий Михайлович Альтфатер родился в Варшаве, в семье генерала от артиллерии, члена Государственного совета Михаила Егоровича Альтфатера (1860—1918). Василий Альтфатер закончил Морской кадетский корпус в 1902 году. Во время русско-японской войны принимал участие в обороне Порт-Артура. Во время войны Василий Альтфатер отличился при спасении экипажа эскадренного броненосца «Петропавловск». В 1908 году закончил гидрографический отдел Николаевской Морской академии. С 1909 по 1910 годы служил флагманским штурманом Штаба командующего 1-й Минной дивизией Балтийского моря. Постоянно взаимодействовал с А.В.Колчаком. Когда в 1912 году Колчак стал командиром эсминца, Альтфатер занял его место в Морском Генштабе. В Первую мировую войну работал начальником Военно-морского управления при главнокомандующем армиями Северного фронта. В 1917 году Василий Альфатер перешёл на сторону большевиков. Во время заключения Брестского мира был морским экспертом от советской делегации. С февраля 1918 года работал помощником начальника Морского генерального штаба. С апреля был членом коллегии Народного комиссариата по военным и морским делам, с октября — членом Реввоенсовета. Тогда же был назначен на должность командующего морскими силами Республики. Василий Михайлович Альтфатер умер в Москве в результате сердечного приступа 20 апреля 1919 года.
[525x700]
Похоронен на Новодевичьем кладбище. Памятник на могиле Василия Альтфатера был выполнен скульптором Сергеем Меркуловым за счёт военного ведомства. Василий Альтфатер был женат на Александре Константиновне Десино, дочери генерал-лейтенанта Константина Николаевича Дессино. В честь Альтфатера назывались эсминец Каспийской военной флотилии, канонерские лодки Доно-Азовской флотилии и Военного флота Астраханского края. Награды: Ордена Святого Станислава II и III степене; Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом; Орден Святой Анны II, III и IV степеней. Сочинения: О приморских крепостях. Морской сборник, 1919, № 4. страницы 123—178, № 5—6. страницы 1—18.

[509x700]
1883
Габриэль-Максимилиан Лёвьель (французское имя — Gabriel-Maximilien Leuvielle; более известный под артистическим псевдонимом Макс Линдер, Max Linder)
французский актёр-комик, сценарист и режиссёр немого кино. Родился в Сен-Лубес, департамент Жиронда на западе Франции. Уже в 18 лет принят в труппу театра в Бордо, где был занят в классическом репертуаре. С 1905 года становится одним из главных актёров, а с 1908 года — ведущим комиком киностудии Pathé. Известно более чем о 200 его кинофильмах (хотя, например, доктор искусствоведения Ростислав Юренев насчитывает их не менее 500), из которых около половины создал сам как сценарист и режиссёр. Во время Первой мировой войны участвовал в боевых действиях. Был ранен и, кроме того, испытал глубокое психологическое потрясение. В 1916 году уехал в США. Снимал среднеметражные и полнометражные фильмы, но достичь успеха, сопоставимого с прежним, не сумел. Разрушительные военные воспоминания, период творческой невостребованности привели актёра к прогрессирующей депрессии. Вечером 30 октября 1925 года вместе с молодой женой Элен Петерс совершил самоубийство (физическая смерть наступила только сутки спустя). Созданный им персонаж Макс стал первым в международном кинематографе экранным образом, повторяющимся от фильма к фильму, легко узнаваемым и запоминающимся: элегантный костюм, цилиндр, трость, тёмные усики, ослепительная улыбка. Его творчество характеризуется переходом от примитивного, физиологического комизма пинков и падений к поиску смешного в характере и психологии персонажа, юмора нестандартных ситуаций и обстоятельств. Их источником являлись то влюблённость, то опьянение, то чрезмерная активность героя Макса Линдера, его самонадеянность и легкомыслие. Раннее творчество актёра оказало заметное влияние на Чарли Чаплина и Бастера Китона. Габриэль-Максимилиан Лёвьель родился близ Сан-Лубе департамента Жиронда на западе Франции, в семье зажиточных виноделов Жана и Сюзанны Лёвьель. Кроме него, в семье росли братья Морис (1881 года рождения, в будущем станет известным регбистом), Жерар и сестра Марсель (1884 года рождения). В двухлетнем возрасте Габриэль заболел холерой. По указанию прибывшего местного доктора ребёнок был погружён в прогретую печь, что позволило избежать летального исхода. С раннего детства младший Лёвьель был увлечён цирком и балаганом, особенно сильным было первое впечатление от уличного театра «Панч и Джуди». Родители категорически выступали против его артистических устремлений. Вопреки их воле, Габриэль-Максимилиан в 16 лет поступил в консерваторию Бордо на драматический факультет (родители полагали, что он учится живописи). Его интерес стал заметен другу семьи Лёвьелей, мэру городка Сан-Лубе доктору Дункану, который тайно оказывал студенту всяческую поддержку. Через пару лет принят в основной состав труппы местного театра, где играл в пьесах Мольера, Пьера Корнеля и Альфреда де Мюссе. Он поставил родственников перед случившимся фактом начала своей артистической карьеры. На сцене ему пришлось выступать под псевдонимом Макс Ласерда́, так как отец категорически запретил ему использовать подлинную фамилию на театральных афишах. В этот период он знакомится с актёром Комеди Франсэз Шарлем Ле Баржи, который рекомендует ему поступить в Парижскую консерваторию музыки и танца. В 1904 году Лёвьель проваливает вступительный экзамен, но, не желая покидать столицу, начинает выступать на вторых ролях в небольших театрах Парижа. В 1905 и 1906 годах актёр повторил попытки поступления в консерваторию, но они также оказались безуспешными. Доходы артиста были невелики, поэтому Габриэль подрабатывал уроками фехтования и позировал для рекламных открыток. Однажды на одном из спектаклей его отметил режиссёр Луи Ганье и предложил несколько ролей на киностудии Pathé. Сам актёр сразу в нескольких интервью так описывал этот ангажемент: «Ко мне в гримёрную принесли записку: „Месье, я видел Ваше представление вчера и готов платить 100 000 франков только за подвижность Ваших глаз. Я удвою сумму, если контракт с моей студией будет эксклюзивным. Пате.“». Французский актёр начала ХХ века Рене Жан в своей книге «Макс Линдер в театре» (французское название — Max Linder et le théâtre, 1965 год) назвал подобные воспоминания сознательно созданным мифом. В 1905 году никто не предложил бы подобный гонорар даже известному артисту. С его точки зрения, речь о 200 000 франках могла идти в 1909 или 1910 годах и только применительно к трёхлетнему контракту. Позже, в одном из интервью 1920-х годов, комик назвал реальную сумму своего гонорара начала кинематографической карьеры — 40 франков в день. Габриэль Лёвьель, которому на тот момент было только 22 года, снимается сразу в нескольких короткометражных фильмах киностудии Pathé, ещё не имея сформировавшегося образа. Маленького роста (157 см), с юношескими чертами лица, он играет то подростков или студентов («Первый выход школяра», французское название — La Première Sortie d'un collégien, 1905 год, «Его первая сигара», французское название — Le Premier Cigare d'un collégien, 1906 год), то суетливого полуслепого старика («Дуэль близорукого господина», фр. Le Duel d'un monsieur myope, 1910 год). При этом он участвует не только в комедиях, но и в мелодрамах («Яд», французское название — Le Poison, 1906 год; «Два больших горя», французское название — Deux grandes douleurs, 1908 год), драме «Смерть тореадора», французское название — La Mort d'un toréador, 1907 год) и даже в мистической феерии Сегундо де Шомона «Сотворение серпантина» (французское название — Création de la serpentine, 1908 год). Впервые в образе «денди», придуманном им самим для усиления комического эффекта, Габриэль Лёвьель появляется в картине «Дебют конькобежца» (французское название — Max patineur : Les Débuts d'un patineur, зима 1907 года). Здесь же, опять-таки впервые, используется псевдоним, корни появления которого достоверно не известны. Рассматривается сразу несколько версий. Родственники актёра утверждают, что уже в 1904 году печатались театральные афиши, на которых был использован псевдоним. Габриэль Лёвьель достаточно успешен в театре «Варьете», особенно в пьесах Робера де Флера и Гастона Армана де Кайаве «Микетта и её мамаша» (французское название — Miquette et sa mère, 1906 год) и «Король» (французское название — Le Roi, 1908 год). Среди актёров труппы были артисты Макс Дирли и Сюзанна Лендер. Чрезвычайно авторитетный историк кино Жорж Садуль с большой долей вероятности считает, что комбинация именно этих имён легла в основу будущего псевдонима комика — Макс Линдер. Другие источники полагают, что фамилия была заимствована у актрисы Марсель Линдер или актёра Марселя Линдера. Наконец, культурный центр «Institut Max Linder», ссылаясь на слова самого артиста, сообщает, что псевдоним был взят с первой попавшейся на глаза вывески сапожника. При этом необходимо учитывать склонность актёра к мистификациям и розыгрышам. Успех Линдера в «Дебюте конькобежца» практически совпал по времени с отъездом за рубеж ведущего комического актёра студии Pathé Андре Дида (Андре де Шапе): студия «Итала» подписала с ним чрезвычайно выгодный контракт. Следует отметить, что перед этим итальянские продюсеры достаточно долго выбирали между Линдером и Дидом. В конечном счёте предложение было сделано последнему. В отсутствии конкурента Макс Линдер выдвинулся на первый план. Популярная ранее у зрителя серия с Андре Дидом, воплощавшим бурлеск-образ Буаро (французское название — Buveur, ≈ Пьянчужка, в Италии этого героя назвали Кретинетти, в Российской Империи — Глупышкин), сменилась серией об элегантном Максе: «Макс-жонглёр» (французское название — Max jongleur, 1908 год), «Макс и врачиха» (французское название — Max et la Doctoresse, 1909 год), «Макс-воздухоплаватель» (французское название — Max aéronaute — Max aviateur, 1910 год). Если до 1910 года сюжеты картин с его участием допускали отступления от заданного образа, то с этого периода актёр навсегда вошёл в экранное обличье Макса Линдера. В это же время он полностью отказывается от театральных выступлений. Каждую неделю студия Pathé выпускала не менее одного фильма с его участием. В Париже на Больших бульварах был открыт кинотеатр «Макс Линдер», где демонстрировались только его картины (в 1916 году такой же кинотеатр будет открыт в Москве на Елоховской улице). Вскоре актёр сам стал писать сценарии и режиссировать свои ленты. Гонорары кинематографиста к 1911 году достигли 50 000 франков в год (при месячном заработке среднего служащего в 100 франков). Его актёрское мастерство росло одновременно со зрительским успехом. О его уровне говорит небывалое внимание всей Франции, прикованное к любой информации о здоровье Макса, попавшего в больницу с приступом аппендицита. В течение нескольких недель страна следит за его выздоровлением, а студия Pathé в это время продолжает регулярно демонстрировать новые фильмы, снятые им ещё до болезни: «Макс ищет невесту», «Макс прозевал богатую невесту», «Макс находит невесту», «Макс женится», «Макс и его тёща» и так далее. При этом у зрителей остаётся впечатление, что они наблюдают реальную хронику жизни любимого актёра (в 1911 году Макс выпустил фильм «Макс выздоравливает» (французское название — Max en convalescence), в котором действительно участвовали его отец, мать и сестра). В этот период Макс Линдер, вероятно, достиг апогея своей славы. Его известность сравнялась, если не превысила, популярность немки Асты Нильсен и американки Мэри Пикфорд. В середине 1912 года он требует у основателя студии Шарля Патэ трёхлетний контракт с годовым доходом почти в 300 000 франков и получает согласие. Это заставляет студию повысить сразу в нескольких странах стоимость билетов на фильмы с участием Макса на 20 %.Широкая популярность Макса Линдера не только во Франции, но и во всей Европе была подтверждена в ходе организованного тура в Германию, Испанию, Португалию и Россию. В Берлине (1912 год) в течение месяца он выступал в мюзик-холле «Винтергартен». При этом процесс кинопроизводства не прекращался: Макс снимался во многих известных местах германской столицы. Полученные эпизоды позже легли в основу ленты «Макс — преподаватель танго» французское название — Max, professeur de tango, 1913 год), всего же в результате съёмок в Германии было выпущено 4 фильма. Немецкие кинопродюсеры предлагают Максу трёхлетний контракт стоимостью 1,5 миллиона франков с дополнительной выплатой неустойки французской стороне, но получают отказ. Осенью 1912 года европейское турне продолжено: в Испанию актёр приезжает с другой звездой Pathé — танцовщицей Стасей Наперковской. В Барселоне в обличье матадора он принимает участие в корриде (рога у быка в действительности были искусственными, хотя этот факт оспаривается). Сцена вошла потом в фильм «Макс — тореадор» (французское название — Max toréador, 1913 год). Несколькими месяцами позже Санкт-Петербургский журналист H.Брешко-Брешковский выскажет предположение, что в наиболее опасные моменты Линдера заменял профессиональный каскадёр. Взбешённый Макс вызвал публициста на дуэль, которая была отменена только после многократных извинений. 20 ноября 1913 года (по старому стилю) Линдер прибывает на Варшавский вокзал Санкт-Петербурга, который уже осаждён встречающими поклонниками. Толпа чуть не смяла вышедшего из вагона актёра, а затем, подхватив на руки, отнесла до автомобиля (некоторые источники описывают встречу с ещё большим пафосом: почитатели, якобы, распрягли экипаж кумира и сами тащили карету до кинотеатра). театральный деятель Илья Шнейдер в книге «Записки старого москвича» вспоминает: «В то время не было еще Чарли Чаплина, Гарольда Ллойда, Пата и Паташона и Бастера Китона, и на экране царил Макс Линдер. Популярность его была огромна». В числе поклонников комика был даже император Николай II. Со следующего вечера начались представления в театре Зона. По предложенным условиям, за каждое выступление артист получает 3000 франков и половину выручки. Газеты описывают представление «Любовь и танго» следующим образом. В начале демонстрируется фильм, где Макс, опоздав на поезд, использует все средства передвижения, чтобы прибыть в Россию вовремя. Лента показывает его путешествие на автомобиле, верхом на коне, в корзине воздушного шара. В завершение этого эпизода уже реальный Линдер спускается на канате из падающего аэростата в зал. Экран поднимается. Дальнейшее действие происходит на сцене театра и представляет собой «комическое quiproquo Макса, вынужденного играть роль парикмахера, когда его застает отец возлюбленной». Некоторый оттенок скандальности гастролям добавила газета «Русское слово», сообщившая в номере от 16 декабря о выступлении под видом Макса Линдера его двойника, который был необычайно похож на актёра. Вне выступлений он, несколько изменив внешность, представлялся секретарём знаменитого комика. В Москве восторженная молодёжь, главным образом студенты, от вокзала до гостиницы «Метрополь» несли актёра на руках. Встречу Линдера, его прогулки по Москве, как и в других городах Европы, фиксировали многочисленные операторы. В результате этой работы уже через несколько дней были продемонстрированы два фильма: «Макс Линдер и госпожа Прохорова» о страсти к актёру московской купчихи и «Макс Линдер и русская курсистка» о романтической интрижке актёра и студентки в национальном антураже: снег, лихие тройки, Собор Василия Блаженного, Царь-колокол. Вечерами же московский театр Зона, как до этого и Санкт-Петербургский, был переполнен. Однако «живые» выступления Макса вызвали у определённой части зрителей откровенное разочарование. То, что было органичным на экране, на сцене выглядело нелепо: «мнение о короле экрана сводится к тому, что это — изящный мим, обладающий специфически-кинематографическим юмором». Достаточно однообразная мимика и конвульсивные движения, смешные в кинематографе, на сцене теряли смысл, а «опасные» трюки, механизм и секреты которых в зале невозможно было скрыть, более напоминали клоунаду.
[516x698]
Поэт Бенедикт Лившиц предполагал, что публика хлопала не ужимкам комедианта, а модному покрою фрака, новому фасону цилиндра и снежной белизне гетр, за которыми «маячил вожделенный призрак Парижа». Редактор журнала «Рампа и жизнь» Леонид Мунштейн назвал события сопровождавшие пребывание Линдера в Москве «апофеозом пошлости». Газета «Новое время» сочла съёмки комика в Московском Кремле «выходками еврейского гаера на фоне православных святынь». Фельетонист и театральный критик Влас Дорошевич, напротив, описывает приезд Линдера по-юношески восторженно, называя его «весёлым королём бедноты» и «первым народным артистом». В своих интервью Макс, среди прочих, делал следующее заявление (далее в редакции первоисточника): «Теперь я скверно себя чувствую, а то проехал бы из Москвы через Сибирь в Японию. Побывать в этих странах моя мечта». Из Москвы Макс Линдер отправился в Киев. На удивление, гастроли в Киеве оказались провальными. Уже второе представление, организованное в цирке, собрало лишь несколько десятков зрителей. Оно было отменено, организаторы объясняли ситуацию чрезвычайно высокими ценами на билеты. Линдер потребовал их снижения, но это не изменило ситуацию. В Одессе, четвёртом городе гастрольного тура, напротив, кроме трёх запланированных представлений, было показано ещё два. Встречу кумира своей юности описал русский прозаик Юрий Олеша: «Трудно вам передать, как был знаменит Макс Линдер! Духи, папиросы, галстуки, ботинки, покрой, прически, манеры назывались его именем. — Макс Линдер! — слышалось на улице. — Макс Линдер! Это был маленький, изящный, вертлявый молодой человек, хорошенький, черноглазый, с тоненькими усиками, которого мы всегда видели одетым с иголочки. Цилиндр Макса Линдера! Как много он занимал внимания тогда. Он был настолько невелик ростом, что, взобравшись на ограду кафе, я увидел его цилиндр сверху. Совершенно верно, он был совсем маленький, крошка, маленький франт в цилиндре, в черной крылатке, хорошенький, с усиками. <…> Его встречают аплодисментами, он входит между каких-то поручней и исчезает для меня навсегда. Ну, что ж, во всяком случае, я его видел живого, Макса Линдера!..» Из Одессы актёр едет в Варшаву, где даёт два представления, и в конце января 1914 года возвращается в Париж. Когда началась Первая мировая война, Макс Линдер был признан негодным к службе по состоянию здоровья, однако он отправился добровольцем в нестроевую часть. Достоверных данных о его чине и характере службы не сохранилось. Относительно точно можно утверждать, что 3 августа 1914 года он передал свой автомобиль на нужды армии и совершал на нём рейсы из Парижа на фронт в качестве водителя-интенданта (позже в США им будет заявлено, что его поездки носили и разведывательный характер). Известно, что однажды автомобиль, который вёл актёр, попал в аварию. Макс выжил, но слухи о его гибели в Марнском сражении моментально разнеслись по Европе. Через несколько дней в Париже была издана фотооткрытка актёра в военном мундире с подписью «Убит под Льежем». Сведения о гибели кумира оказались ложными. По мнению ряда киноведов, эта шумиха была лишь рекламной кампанией, коммерческим ходом по привлечению внимания к комику, популярность которого несколько снизилась. Нередко утверждение, что артист в составе своего подразделения подвергся газовой атаке. Воздействие отравляющих веществ поставило его на грань жизни и смерти. Сам он упоминал сквозное пулевое ранение в грудь, которое скрыл, не желая беспокоить свою мать. С высокой степенью достоверности можно говорить о перенесённой Максом пневмонии (конец 1914 года), ставшей результатом ночи, проведённой в обледеневшем окопе, где он скрывался от немецких патрулей. Степень соответствия действительности этих фактов различна. Кроме того, публичность и популярность Линдера часто делали его объектом скандальных сенсаций, «заставляя горевать о его преждевременной кончине». Так или иначе, актёр 2 марта 1915 года прервал службу и, истощённый физически и морально, отправился на лечение в один из пансионатов Лозанны на берегу Женевского озера. Уже в мае 1915 года газеты широко освещают его гастроли в Риме, совпавшие по времени со вступлением Италии в войну с Австро-Венгрией. Несколько лет спустя одно английское издание со слов актёра сообщило о том, что эта поездка носила характер дипломатической миссии. Более того, утверждалось, что именно он оказал решающее влияние на принятое итальянским правительством политическое решение. Конец 1915 — начало 1916 годов Линдер провёл в Швейцарии, совмещая профилактическое лечение и съёмки шести новых картин. Макс Линдер. 1917 год: «Когда вы держите руку умирающего товарища, то осознаёте мрачный трагизм жизни. Эта печаль заставляет меня нести больше радости в мир. Я хочу заставить людей смеяться как никогда раньше. Этот опыт добавил новый элемент в мои комедии: смех на грани слез». В 1916 году Чарли Чаплин покинул «Essanay Studios», и компания предложила контракт в 1,5 миллиона долларов французскому комику. В августе Макс Линдер подписывает договор, и в октябре отправляется в Америку. Следует торжественная встреча. Чаплин дарит Линдеру собственное фото с надписью «Максу, единственному, несравненному моему учителю — от ученика». Стороны договора преисполнены эйфорией в ожидании результатов сотрудничества. По контракту запланирован выпуск 12 картин. Фактически же было создано только три: «Макс едет в Америку» или «Макс пересекает океан» (Max Comes Across), «Макс хочет развестись» (Max Wants a Divorce) и «Макс и его такси» (Max and his Taxi). Первая из них не сохранилась, но в пересказе современников это был «трагический бурлеск» о путешествии артиста через Атлантику (съёмки, как это бывало не раз, велись во время реального путешествия Линдера). Здоровье кинематографиста в этот период подвергалось резким колебаниям. Если в середине мая 1917 года газеты сообщали о резком ухудшении самочувствия, заставившем его даже полностью отказаться от работы, то уже через неделю появилась информация о том, что кризис миновал и Линдер возвращается к созданию четвёртой картины в рамках контракта с Essanay. Тем временем ленты терпят провал одна за другой. Пресса информирует о глубоком нервном расстройстве актёра и необходимости многомесячного перерыва для полноценного лечения. Линдер возвращается в Европу поверженный. Он не хочет ехать в Париж и уединяется в тихом санатории в Шамони. В 1919 году Макс Линдер возвращается в кинематограф. Он экранизирует пьесу Тристана Бернара «Маленькое кафе» (фр. Le Petit Café, 1919 год). На родине комика лента имела безусловный успех, который, по мнению ряда критиков, базировался на ностальгии французов по обеспеченным и размеренным довоенным временам. Следующий фильм «Священный огонь» (французское название — Le Feu sacré, 1920 год) не оказался успешным в прокате. Кинематограф Европы с экономическими и техническими проблемами послевоенного периода не может конкурировать с американским. Линдер отправляется в США и образует студию Max Linder Production, где на собственные средства снимает три фильма: «Семь лет несчастий» (Seven Years Bad Luck, 1921 год), «Будь моей женой» (Be My Wife, 1921 год) и «Три пройдохи» (The Three Must-Get-Theres, 1922 год). Первые две из этих работ были хорошо приняты зрителями по обе стороны Атлантики, хотя в США их прокат был искусственно ограничен. Протекционистское законодательство, действующее в интересах национального производителя, считало картину иностранной, даже если она была снята на территории страны, но финансировалась зарубежными инвесторами. Чтобы избежать ограничений в дальнейшем, фильм «Три пройдохи» был снят на средства, предоставленные формально компанией United Artists, созданной Мэри Пикфорд, Дугласом Фэрбенксом и Чарли Чаплином. Картина, часто выделяемая как лучшая работа Макса Линдера, пародировала сюжет «Трёх мушкетёров» Александра Дюма, а ещё более одноимённую картину 1921 года Дугласа Фэрбенкса. На завершающем этапе выпуска картины актёр попадает в автомобильную аварию и серьёзно травмирует голову. Шесть недель он проводит с повязкой на глазах в тревожном ожидании результатов лечения. К счастью, слепоты удалось избежать. После двух лет напряжённых съёмок в Лос-Анджелесе Макс Линдер возвращается во Францию. Об успехе «Пройдох» он узнаёт уже дома из поздравительной телеграммы Дугласа Фербенкса: «Ваш фильм в Нью-Йорке имеет огромный успех и восторженные отзывы! Примите поздравления». В 1923—1924 годах Макс Линдер занимается главным образом делами семейными и выпускает лишь короткометражную ленту «На помощь!» (французское название — Au secours!). В 1925 году он отправляется в Вену и снимает картину «Король цирка» (нем. Der Zirkuskönig - Clown aus liebe) — «по-венски парадную, но чуть безвкусную, стремительную, но чуть тяжеловесную комедию».
[533x700]
Афиша к кинофильму «Маленькое кафе» для проката в США. 1920 год.
Деталей личной жизни Макса Линдера до начала 1920-х годов практически не известно. Любопытство со стороны журналистов в этой сфере он пресекал крайне жёстко. Лишь американское издание намекало однажды на его связь в 1914 году с французской актрисой и танцовщицей Габи Десли. В 1923 году Макс знакомится с 17-летней Элен Петерс и очень скоро делает ей предложение. Её отец — коммерсант (по другим сведениям — высокопоставленный чиновник), категорически против брака с Линдером, которому уже больше 40. Девушка тайно уезжает с актёром в Ниццу. Полиция по заявлению семьи Петерсов организует розыск. 29 апреля 1923 года Макс Линдер арестован за похищение. Опасаясь развития скандала и широкой огласки, родители Элен отказываются от судебного преследования и дают согласие на свадьбу, которая состоялась 2 августа 1923 года. Через год, 27 июня 1924 года, у пары рождается дочка Мод. Брак омрачается регулярными вспышками патологической ревности Линдера. Имели ли они какие-либо основания, неизвестно, но в одном из писем родным Макс пишет: «я думал, что она ангел, а на самом деле она — монстр». Ещё в 1910 году во время исполнения трюков в фильме «Макс катается на роликовых коньках» (французское название — Max fait du patinage à roulettes) актёр получает серьёзную травму. В процессе реабилитации для обезболивания медики применяют морфины, которые достаточно быстро развивают у Линдера устойчивую привязанность к наркотикам. Пагубная склонность бесспорно стала одной из причин, приведшей через несколько лет к трагическому финалу. В феврале 1924 года Макс и Элен, тогда уже семейная пара, в гостиничном номере в Вене предпринимают попытку самоубийства. Её детали неизвестны. Прибывший врач фиксирует значительную передозировку снотворного, принятого ошибочно, полицейских и судебных дознавателей такая формулировка также устроила. Осенью 1925 года семья Линдеров приехала в Париж и остановилась в отеле «Балтимор» на Авеню Клебер. По утверждению окружающих, 30 октября они были на просмотре фильма по роману Генрика Сенкевича «Камо грядеши», содержащего сцену двойного самоубийства Петрония и Эвники. Это была итальянская версия «Quo Vadis» 1924 года. Тем же вечером Макс и его 20-летняя жена Элен заперлись в своих апартаментах на четвёртом этаже гостиницы, попросив их не беспокоить. Облачившись в пижамы, они приняли по большой дозе снотворного и ввели морфий. После этого Макс сначала жене, а потом себе вскрыл опасной бритвой кровеносные сосуды на запястьях. Утром следующего дня встревоженная мать Элен Матильда, ожидавшая в 10 утра телефонного звонка от дочери, после многочисленных попыток уговорила персонал вскрыть дверь. Пара находилась в состоянии глубокой комы. Реанимационные мероприятия в частной клинике оказались тщетными. Смерть Элен констатировали в 5 часов вечера, Макса Линдера — около полуночи. Некоторые источники называют более точное время — 00 часов 25 минут 1 ноября 1925 года, что даёт основание им считать днём смерти актёра именно эту дату. Пара предсмертных записок не оставила. Элен была кремирована в Париже и похоронена в присутствии только самых близких родственников. Тело Макса Линдера погребено на его родине в Сен-Лубесе после пышной церемонии в присутствии сотен поклонников талантливого комика. «Он появился на французском экране — изящный щёголь в визитке и полосатых панталонах, в перчатках цвета свежего масла, в цилиндре, с бамбуковой тросточкой и в ботинках на пуговицах и на высоких каблучках. Его пробор безукоризнен, улыбка ослепительна, манеры самоуверенны и грациозны. Только в больших черных глазах можно подчас уловить разочарование и скуку. Образ Макса — столичного франта, денди, окончательно сформировался к 1910 году: одетый по последней моде молодой человек из обеспеченной (но не аристократической) семьи. Он ухаживает за девушками, веселится с друзьями и часто выпивает лишнее. У него есть собственная квартира, прислуга. Никогда не работает. В комические ситуации чаще всего попадает из-за мгновенной пылкой влюблённости, сильного опьянения, желания произвести впечатление и тому подобное. По мнению Леонида Трауберга очевидно, что именно образ дамского угодника обеспечил популярность актёру, привлёк в кино и многие годы удерживал интерес к нему «слабого пола». Творчество комика не всегда отличалось стабильностью, равномерностью. Вместе с блестящими работами и даже прорывами в кинематографии, сопоставимые с новаторскими идеями Чаплина, у него есть и слабые, «проходные» картины, в которых сюжет вял и скучен. Техника съёмки, и это относится ко всему кинематографу периода, ещё крайне примитивна. Если в сцене задействованы несколько актёров — выбирается общий план. Если двое — средний, так называемый «американский» план. Один или два крупных плана за десятиминутную ленту используются лишь для того, чтобы подчеркнуть какую-нибудь деталь. И у Макса Линдера, и у Чарли Чаплина, всё подчинено сценарию — актёры, трюки, комизм. Техника, способ подачи материала остаются ещё на втором месте. Камера фиксирует лишь главного героя и его действия. Следует отметить, что окружающие Линдера эпизодические персонажи менее карикатурны, чем у Чаплина, они рисуются хоть и гротескными, но реалистичными чертами. В актёрской игре Макса Линдера критики очень позитивно отмечают расчётливую скупость комических приемов. Например, в фильме «Макс — жертва хинина» он, совершив несколько нарочито ускоренных движений, сопровождающихся мимикой на грани гримасы, вдруг застывает. Отчасти, эта пауза выдержана «для аплодисментов», для того, чтобы дать зрителю возможность вдоволь посмеяться над шуткой. Во время этих секундных перерывов он иногда полностью теряет беззаботное веселье, внимательный зритель угадывает даже грусть или испуг. Необходимо напомнить, что не персонаж, а Линдер-актёр, реальный человек был подвержен неврастении. Но именно такие моменты, иногда продуманные, иногда случающиеся под влиянием психофизического состояния, сформировали стиль артиста, его натуру. Жорж Садуль сравнивал такую артистическую манеру с синкопичностью зарождающегося в тот же период джаза. Иногда комику ставят в упрёк заигрывание со зрителем, использование условных жестов из пантомимы. Например, поднесённая к лицу рука, постепенно раскрывающаяся, словно бутон: знак, что герою только-что понравилась женщина. Следует иметь ввиду, что негативная критика комика была минимальной, подавляющее число рецензий носило восторженный оттенок. Французский режиссёр и теоретик кинематографа Луи Деллюк так отзывался об актёре: «Макс Линдер — величайший актёр французского кино. Я восхищаюсь им. Именно он — и притом он один — раньше других добивался простоты, необходимой в киноискусстве. Создавая свои фильмы, он проявил удивительное понимание специфики кино… Ритм его сцен, лаконичность средств выражения, а прежде всего форма его сценариев — большинство из них довольно забавны, а многие и остроумны — доказывают, что он на много лет предвосхитил появление «Авангарда» — ведь ему не умели ни подражать, ни тем более помогать. Максу Линдеру приходилось даже самому учить своих актеров. Это кажется невероятным. Если лет через десять начнут изучать его фильмы, все будут поражены, как много в них было заложено… Он заслуженно пользовался широкой популярностью, ибо знания, искусство, молодость, всё неожиданное и невероятное равно отражены в его комических фантазиях. Вот истинный комик и юморист.»
[505x700]
Афиша к кинофильму «Семь лет несчастья» для проката в США, 1921 год.
Киноведы считают, что фактическая фильмография Макса Линдера составляет не менее 500 картин. Это утверждение верно, как минимум, на том основании, что ещё в начале 1910 года журнал «Cine Journal» упоминает о 220 его лентах, а репортёр британского издания о кино «Pictures and Picturegoer» во время интервью 1923 года в доме актёра пишет об увиденной им коллекции, состоящей из более чем 400 оригиналов лент. К сожалению, большая их часть утрачена безвозвратно. Упоминавшийся выше старший брат комика Морис, страдающий слабоумием в результате перенесённого сифилиса, после самоубийства актёра решил спрятать коллекцию. Он собрал все ленты, хранящиеся в доме, и закопал их в саду. Грунтовые воды и насекомые уничтожили плёнки. Титаническую работу по восстановлению фильмотеки предприняла дочь Линдера — Мод. Сразу после суицида родителей она была передана на воспитание родственникам Линдера. О том кто её отец, о его последнем трагическом решении девушке не сообщали до взрослого возраста. После этого в течение многих лет Мод собирала сохранившиеся копии фильмов Макса в частных коллекциях и государственных хранилищах по всему миру. Удалось восстановить около 200 картин. В 1963 году Мод подготовила и выпустила в прокат картину «В компании Макса Линдера» (французское название — En compagnie de Max Linder), состоящую из трёх лент американского периода творчества: «Будьте моей женой», «Семь лет несчастья» и «Три пройдохи». В 1988 году под её же редакцией был выпущен документально-художественный фильм «Человек в цилиндре» (The Man in the Silk Hat). Кроме упоминавшегося выше влияния, которое творчество Макс Линдера оказало на Чарли Чаплина и Бастера Китона, часто упоминается его художественная взаимосвязь с работами режиссёров Мака Сеннета — «родителя» так называемых кистоунских комедий и Кинга Видора. Он участвовал в становлении карьеры Мориса Шевалье (дебют которого состоялся в фильме Линдера «По привычке» французское название — Par habitude, 1911 год), Рэймонда Гриффита, Адольфа Менжу. Некоторые находки Линдера кинематографисты позже будут использовать многократно. В фильме «Макс — тореадор» корова, которая куплена для отработки приёмов корриды, в одной из сцен попадает в роскошную спальню. В будущем комизм ситуации с животным в чуждой обстановке будут обыгрывать Бастер Китон («На запад», англ. Go West, 1923 год), Бунюэль (корова в доме маркизы де Икс в фильме «Золотой век», 1930 год), Григорий Александров (стадо, громящее банкетный зал в «Весёлых ребятах») и так далее. В ленте «Макс — виртуоз» лже-пианист, оттягивая момент начала выступления, роняет в рояль пенсне и в его поисках буквально разбирает инструмент по деталям. Аналогичный трюк, но уже с автомобилями, будут проделывать американские комики Лорел и Харди в 1930-е годы[19]. Эпизод, когда героя Леонида Гайдая Балбеса в кинокомедии «Операция „Ы“» смертельно ранят шпагой в сердце, но вместо струившейся крови оказывается вино из разбитой бутылки, — практически дословная цитата из «Трёх пройдох» Линдера. Примеров обращения к творческому опыту кинематографиста можно привести десятки, но, вероятно, самым классическим из них останется эпизод перед зеркалом из ленты «Семь лет несчастья». Слуга и служанка героя случайно разбивают большое зеркало в туалетной комнате. Утром Макс в состоянии сильного алкогольного похмелья идёт бриться. Повар, несколько похожий на хозяина, успевает переодеться в пижаму и зеркально копирует его движения. Тот списывает внешние различия на своё состояние, но скоро начинает понимать подвох. Его отвлекает телефонный звонок. В это время слуги вставляют в раму новое зеркало. Макс, желая наказать повара, бросает в зеркало тяжёлый башмак и, соответственно, разбивает его. В различных вариациях это было повторено в фильмах «Утиный суп» (США, 1931 год), «Розовая пантера» (Великобритания, 1963 год), «Остров Гиллигана» (США, 1966 год), «Большой бизнес» (США, 1988 год), «Ширли-мырли» (Россия, 1995 год), эпизоде «Зазеркалье» сериала «Секретные материалы» (США, 1998 год), мультфильмах «Одинокие приведения» с Микки Маусом (1931 год), «Средство для волос» с Багзом Банни (1945 год), «Дорога в Германию» с Гриффинами и многих других работах.
[565x700]
Афиша к кинофильму «Три пройдохи» для проката в США, 1922 год.
В кинематографе Российской империи и, позже, в РСФСР образ Макса (фамилию которого произносили искажённо, на немецкий манер, с ударением на первом слоге — Ли́ндер) неоднократно дублировался и, в некотором смысле, намеренно эксплуатировался. В разгар его популярности в 1913 году независимо друг от друга появились два экранных героя с постоянной маской, два «городских жуира» — Антоша (в исполнении комика из Варшавы Антона Фехтнера) и Аркаша (в исполнении эксцентрика театра-кабаре «Летучая мышь» Аркадия Бойтлера). Картины первого финансировал и продвигал Александр Дранков. В их основе — лёгкие постановочные сценки, чаще всего обращающиеся к сексуальности массового зрителя, среди которых «Антоша — вор», «Антоша в балете», «Антоша — укротитель тёщ», «Антоша-двоеженец», «Антоша лысеет», «Антоша между двух огней». Постоянный конкурент Дранкова — Александр Ханжонков, в те же годы открывает серию об Аркаше: «Аркаша женится», «Комната N 13 или Аркашке не везёт», «Аркадий — контролёр спальных вагонов», «Аркаша — спортсмен или для любви преграды нет» и так далее. Впоследствии киноведы именно Аркашу (Аркадия Бойтлера) назвали наиболее одарённым комиком дореволюционного кинематографа России. В стилистике близкой французскому артисту работал ещё один актёр, клоун, друг Владимира Маяковского — Виталий Лазаренко. Его мастерство высоко оценивалось рецензентами.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 16 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»