• Авторизация


16 декабря родились... 16-12-2025 04:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Anton_Denikin_1918-1919 (449x700, 221Kb)
1872
Антон Иванович Деникин
российский военный деятель, генерал-лейтенант, один из руководителей белого движения, публицист и мемуарист. В Первую мировую войну (First World War) командовал стрелковой бригадой и дивизией, армейским корпусом; с апреля 1918 командующий, с октября главнокомандующий Добровольческой армией, с января 1919 главнокомандующий «Вооруженными силами Юга России» (Добровольческая армия, Донская и Кавказская казачьи армии, Туркестанская армия, Черноморский флот); одновременно с января 1920 «Верховный правитель Российского государства». С апреля 1920 в эмиграции. Работы по истории русско-японской войны; воспоминания: «Очерки русской смуты» (тома 1-5, 1921-23), «Путь русского офицера» (1953). Антон Деникин родился в деревне Шпеталь-Дольный Влоцлавска, Варшавской губернии. Отец Антона, Иван Ефимович Деникин (1807-1855), происходил из крепостных крестьян. В 1834 был сдан помещиком в рекруты. В 1856 сдал экзамен на офицерский чин (был произведен в прапорщики). В 1869 вышел в отставку в чине майора. Мать, Елизавета Федоровна, урожденная Вржесинская (1843-1916), по национальности полька, происходила из семьи мелких землевладельцев. Антон Деникин окончил Ловичское реальное училище, военно-училищный курс Киевского пехотного юнкерского училища (1892) и Императорскую Николаевскую академию Генерального штаба (1899). Служил во 2-й полевой артиллерийской бригаде (в 1892-1895 и 1900-1902 годах), был старшим адъютантом штаба 2-й пехотной дивизии (1902-1903) и 2-го кавалерийского корпуса (1903-1904). Во время Русско-японской войны в марте 1904 подал рапорт о переводе в действующую армию и был назначен штаб-офицером для особых поручений при штабе 8-го армейского корпуса; на театре военных действий занимал пост начальника штаба Забайкальской казачьей, затем Урало-Забайкальской дивизии, в августе 1905 занял пост начальника штаба Сводного конного корпуса (тогда же произведен в чин полковника «за боевые отличия»). Награжден орденами Святого Станислава и Святой Анны III степени с мечами и бантами и II степени с мечами. В 1906-1910 — на различных штабных должностях в Генштабе; в 1910-1914 — командир 17-го пехотного Архангелогородского полка. В марте 1914 был назначен исполняющим должность генерала для поручений штаба Киевского военного округа, в июне произведен в генерал-майоры. Еще в 1890-е годы сложилось политическое мировоззрение Деникина: он воспринял российский либерализм «в его идеологической сущности, без какого-либо партийного догматизма», разделяя три его положения: «конституционную монархию, радикальные реформы и мирные пути обновления России». С конца 1890-х годов под псевдонимом Иван Ночин много публиковался в военной печати, преимущественно в наиболее популярном журнале «Разведчик», в котором в 1908-1914 годах напечатал цикл статей «Армейские заметки». Антон Деникин выступал за улучшение системы отбора и подготовки командного состава, против бюрократизма, подавления инициативы, грубости и произвола по отношению к солдатам; ряд статей посвятил анализу сражений Русско-японской войны, в которых лично участвовал. Указывал на германскую и австрийскую угрозу, в свете чего считал необходимым проведение скорейших реформ в армии; в 1910 году предлагал созвать съезд офицеров Генштаба для обсуждения проблем армии; писал о необходимости развития автотранспорта и военной авиации. Узнав о начале войны Антон Иванович Деникин подал рапорт с прошением направить его в строй. В сентябре 1914 был назначен командиром 4-й бригады «Железных стрелков». «Железные стрелки» отличились во многих сражениях 1914-1916, их бросали на наиболее трудные участки; они получили прозвище «пожарной команды». За отличия в боях Деникин был награжден Георгиевским оружием, орденом Cвятого Георгия IV и III степеней. За прорыв неприятельских позиций во время наступления Юго-Западного фронта в 1916 и взятие Луцка был вновь награжден Георгиевским оружием, украшенным бриллиантами и произведен в генерал-лейтенанты. В сентябре 1916 был назначен командующим войсками 8-го армейского корпуса. Военная карьера Деникин продолжала идти по восходящей и после Февральской революции. В апреле 1917 он был назначен начальником штаба Верховного Главнокомандующего, затем в мае — главнокомандующим армиями Западного фронта, в июле — главнокомандующим армиями Юго-Западного фронта. Выступил с резкой критикой политики Временного правительства, ведущей к развалу армии, на офицерском съезде в мае 1917. На совещании в Ставке 16 июля, в присутствии членов Временного правительства, выступил с речью, в которой сформулировал программу укрепления армии из 8 пунктов, содержавшую фактически требование отмены демократических завоеваний в армии. 27 августа 1917, получив известие о выступлении генерала Лавра Георгиевича Корнилова, направил Временному правительству телеграмму в поддержку его требований — доведения войны до победного конца и созыва Учредительного собрания. 29 августа Деникин был арестован и помещен на гауптвахту в Бердичеве, затем переведен в Быхов, где находились в заключении Корнилов и его соратники. 19 ноября 1917 по распоряжению Верховного главнокомандующего генерала Николая Николаевича Духонина освободили из-под ареста, как и некоторых других арестованных по корниловскому делу; с документами на чужое имя пробрался на Дон. Поздней осенью 1917 А.Деникин прибыл в Новочеркасск, где принял участие в организации и формировании Добровольческой армии. Стремился сгладить разногласия между генералами Михаилом Васильевичем Алексеевым и Корниловым, выступил инициатором разделения полномочий между ними, а также донским атаманом Алексеем Максимовичем Калединым. 30 января 1918 Антон Иванович был назначен начальником 1-й Добровольческой дивизии. В 1-м Кубанском («Ледяном») походе — заместитель командующего Добровольческой армией генерала Корнилова. 13 апреля 1918, после гибели под Екатеринодаром Корнилова, вступил в командование Добровольческой армией. Отказался от плана Корнилова штурмовать Екатеринодар, считая его самоубийственным, что позволило сохранить армию.
[523x698]
В июне 1918 предпринял 2-й Кубанский поход, в ходе которого 3 июля 1918 был взят Екатеринодар. 8 октября (25 сентября по старому стилю) 1918, после смерти генерала Алексеева, стал Главнокомандующим Добровольческой. С января 1919, после согласия донского атамана генерала Петра Николаевича Краснова на создание единого командования и подчинения Донской армии Деникину, — Главнокомандующий Вооруженными силами Юга России (ВСЮР). Не желая вносить раскол в антибольшевистское движение, признал в мае 1919 адмирала Александра Васильевича Колчака «верховным правителем» России; в январе 1920 полномочия «верховного правителя» были переданы адмиралом Деникину. Наибольшие успехи деникинских войск пришлись на лето — начало осени 1919. 20 июня в только что взятом Царицыне Деникин подписал «Московскую директиву» — о наступлении на Москву. Однако генерал не учел особенностей гражданской войны, так же как и специфики районов, где в основном разворачивались его войска. Деникин не сумел выдвинуть привлекательной программы, остановившись на доктрине «непредрешения» (отказа от решения о форме государственного устройства до изгнания большевиков), не была выработана программа аграрной реформы. Белые не сумели организовать работу тыла, в котором процветали спекуляция и коррупция, и систему снабжения армии, что вело к «самоснабжению» и падению дисциплины, вырождению армии в банду грабителей и погромщиков, что особенно ярко проявилось на Украине, где белыми были осуществлены еврейские погромы. Деникина обвиняли в стратегическом просчете — «поход на Москву» привел к тому, что фронт оказался растянут, снабжение затруднено, белые заняли обширные территории, которые были не в состоянии удержать. Наступление на Москву по двум направлениям вело к распылению сил и делало войска крайне уязвимыми для контрударов красных. В ответ на эти обвинения Деникин резонно указывал, что гражданская война имеет особые законы и подходить к операциям только с точки зрения военной стратегии нельзя. Но деникинцы, несомненно, достигли больших успехов по сравнению с другими антибольшевистскими фронтами; в октябре 1919 они взяли Орел, а их передовые отряды оказались на подступах к Туле. Однако наступление захлебнулось, Антон Деникин вынужден был стремительно отступать. В марте 1920 отступление завершилось «новороссийской катастрофой». Когда прижатые к морю войска белых в панике эвакуировались, а значительная их часть попала в плен. Потрясенный катастрофой, Деникин ушел в отставку и после того, как 4 апреля 1920 передал командование генералу Фердинанду Петровичу Врангелю, навсегда покинул Россию. В Европе Антон Деникин испытал на себе все невзгоды, связанные с его вынужденной эмиграцией. Сначала, весной 1920, он попал в Константинополь, вскоре оказался в Лондоне, в августе уехал в Брюссель. Будучи крайне щепетильным в финансовых вопросах, Деникин не обеспечил себе средств к существованию; прежде всего из-за материальных обстоятельств его семья в июне 1922 переехала в Венгрию, обосновавшись в конце концов в местечке близ озера Балатон (именно в Венгрии была написана самая известная его книга «Очерки русской смуты», 1921-1926). В 1925 Деникины вернулись в Брюссель, в 1926 переехали в Париж. «Очерки русской смуты», вышедшие уже в Париже, сочетали в себе элементы мемуаров и исследования. Деникин полагался не только на память и материалы своего архива; по его просьбе ему присылали различные документы, участники белого движения предоставляли в его распоряжение свои неопубликованные воспоминания. «Очерки» до сего дня являются наиболее полным и ценным источником по истории белого движения на юге России; читаются с нарастающим интересом и написаны выразительным русским языком. В Париже вышли также его книги «Офицеры» (1928) и «Старая армия» (1929). Литературные заработки и гонорары от чтения лекций были единственным средством его существования. В 1930-х годах в условиях нарастания военной угрозы Антон Деникин много писал и выступал с лекциями по проблемам международных отношений; занимал антинацистскую позицию, что ни в коей мере не означало его примирения с советским режимом. Выпустил в Париже книги и брошюры «Русский вопрос на Дальнем Востоке» (1932), «Брест-Литовск» (1933), «Кто спас Советскую власть от гибели?» (1937), «Мировые события и русский вопрос» (1939). В 1936-38 публиковался в газете «Доброволец» и некоторых других русскоязычных изданиях.. После капитуляции Франции в июне 1940 Деникины перебрались на юг Франции в местечко Мимизан, близ Бордо. Бывший генерал тяжело переживал поражения Красной Армии и радовался ее победам, однако, в отличие от многих эмигрантов не верил в перерождение советской власти. В мае 1945 Антон Деникин вернулся в Париж, но, опасаясь насильственной депортации в СССР, через полгода уехал в США. В мае 1946 писал в частном письме: «Советы несут страшное бедствие народам, стремясь к мировому господству. Наглая, провокационная, угрожающая бывшим союзникам, поднимающая волну ненависти политика их грозит обратить в прах все, что достигнуто патриотическим подъемом и кровью русского народа». В США продолжил работу над воспоминаниями, начатыми еще во Франции. Умер от сердечного приступа. Похоронен с воинскими почестями на кладбище Эвергрин (город Детройт); 15 декабря 1952 прах Деникина был перенесен на русское кладбище Святого Владимира в Джексоне (штат Нью-Джерси). Архив Деникина хранится в библиотеке Института изучения русской и восточноевропейской истории и культуры при Колумбийском университете в Нью-Йорке. А последними словами Антона Ивановича были: "Вот не увижу, как Россия спасется!" 3 октября 2005 года прах генерала Антона Ивановича Деникина и его жены Ксении Васильевны (1892—1973) вместе с останками русского философа Ивана Александровича Ильина (1883—1954) и его супруги Натальи Николаевны (1882—1963) был перевезён в Москву для захоронения в Донском монастыре.
[524x700]
Перезахоронение было осуществлено в соответствии с поручениями Президента России Владимира Путина и Правительства Российской Федерации с согласия дочери Деникина Марины Антоновны Деникиной-Грей (1919—2005) и организовано Российским фондом культуры. Награды: Медаль «В память царствования императора Александра III» (1896, серебряная на Александровской ленте); Орден Святого Станислава III степени (1902); Орден Святого Владимира IV степени (06.12.1909); Медаль «В память 100-летия Отечественной войны 1812 г.» (1910); Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантами (1904); Орден Святого Станислава II степени с мечами (1904); Орден Святой Анны II степени с мечами (1905); Медаль «В память Русско-японской войны 1904—1905 гг.» (светло-бронзовая); Орден Святого Владимира III степени (18 апреля 1914); Мечи к Ордену Святого Владимира III степени (19 ноября 1914); Орден Святого Георгия IV степени (24 апреля 1915); Орден Святого Георгия III степени (3 ноября 1915); Георгиевское оружие (10 ноября 1915); Георгиевское оружие, украшенное бриллиантами, с надписью «За двукратное освобождение Луцка» (22 сентября 1916); Знак 1-го Кубанского (Ледяного) похода № 3 (1918) Орден Михая Храброго III степени (Румыния, 1917); Военный крест 1914—1918 (Франция, 1917); Почётный рыцарь-командор Ордена Бани (Великобритания, 1919). В июле 1919 года с ходатайством к Деникину о «даровании» своего имени в наименование полка обращался 83-й пехотный Самурский полк. В Саратове в доме, где жил Деникин в 1907—1910 годах, работает магазин с названием «Дом Деникина». В Саратове 17 декабря 2012 года в Поволжском институте управления имени Столыпина по инициативе директора института и бывшего губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова в 140-летие со дня рождения Деникина была установлена мемориальная доска. В марте 2006 года в Феодосии на стене гостиницы «Астория» была установлена памятная доска, посвящённая последним дням пребывания Антона Деникина в России. В мае 2009 года на личные средства премьер-министра России Владимира Путина в Донском монастыре был сооружён мемориал белым воинам. На могиле Деникина, ставшей частью этого мемориала, было установлено мраморное надгробие, а прилегающая к надгробию территория благоустроена. Весной — летом 2009 года имя генерала Деникина находилось в центре внимания СМИ в связи с цитированием Путиным мемуаров Деникина в части его отношения к Украине. Согласно утверждениям некоторых авторов, в Маньчжурии до настоящего времени сохранилась сопка, которая носит имя Деникина. Такое имя сопка получила во время русско-японской войны за заслуги Деникина в ходе её взятия. В кино: 1967 — «Железный поток» — актёр Леонид Галлис; 1977 — «Хождение по мукам» — актёр Юрий Горобец; 2005 — «Гибель империи» — Фёдор Бондарчук; 2007 — «Девять жизней Нестора Махно» — Алексей Безсмертный. В литературе: Толстой А.Н. «Хождение по мукам»; Шолохов М.А. «Тихий Дон»; Солженицын А.И. «Красное колесо»; Бондарь Александр «Чёрные мстители». Карпенко Владимир, Карпенко Сергей. Исход. — Москва, 1984; Карпенко Владимир, Карпенко Сергей. Врангель в Крыму. — Москва: Спас, 1995. — 623 страницы; Болгарин И., Северский Г. "Семь кругов ада"(Серия "Адъютант его превосходительства"). Основные сочинения; Деникин А.И. Русско-китайский вопрос: Военно-политический очерк. — Варшава: Типография Варшавского учебного округа, 1908. — 56 страниц; Деникин А. И. Команда разведчиков: Пособие для ведения занятий в пехоте. — Санкт-Петербург: В.Березовский, 1909. — 40 страниц; Деникин А. И. Очерки русской смуты: — Тома I−V.. — Париж; Берлин: Издание Поволоцкого; Слово; Медный всадник, 1921−1926.; Москва: «Наука», 1991.; Айрис-пресс, 2006. — (Белая Россия). — ISBN 5-8112-1890-7; General A.I. Denikine. La décomposition de l’armée et du pouvoir, fevrier-septembre 1917.. — Paris: J. Povolozky, 1921. — 342 страницы; General A.I. Denikin. The Russian turmoil; memoirs: military, social, and political. — London: Hutchinson & Co, 1922. — 344 страницы; Деникин А.И. Очерки русской смуты. Тома 1-5, Париж, б/г. [1921-1926], 345 страниц; Деникин А.И. Поход и смерть генерала Корнилова. Москва—Ленинград, Государственное издательство, 1928. 106 страниц. 5 000 экземпляров; Деникин А.И. Поход на Москву. (Очерки русской смуты). М., «Федерация», [1928]. 314 страницы. 10 000 экземпляров; Деникин А.И. Офицеры. Очерки. — Париж: Родник, 1928. — 141 страница; Деникин А.И. Старая армия. — Париж: Родник, 1929, 1931. — Тома I-II. Деникин А.И. Русский вопрос на Дальнем востоке. — Париж: Imp Basile,1, villa Chauvelot, 1932. — 35 страниц; Деникин А.И. Брест-Литовск. — Париж. — 1933: Петрополис. — 52 страницы; Деникин А.И. Международное положение, Россия и эмиграция. — Париж, 1934. — 20 страниц; Деникин А.И. Кто спас советскую власть от гибели?. — Париж, 1939. — 18 страниц; Деникин А.И. Мировые события и русский вопрос. — Издание Союза добровольцев. — Париж, 1939. — 85 страниц; Деникин А.И. Путь русского офицера. — Нью-Йорк: Издательство имени А.Чехова, 1953. — 382 страницы. (посмертное издание неоконченной автобиографической работы Деникина «Моя жизнь»); Москва: Современник, 1991. — 299 страниц. — ISBN 5-270-01484-X. Неизданными на 2012 год остаются рукописи книг Деникина «Вторая мировая война. Россия и эмиграция» и «Навет на Белое движение», которая являлась ответом Деникина на критику генерала Н.Н.Головина в книге «Российская контрреволюция. 1917—1920 гг.»

Yevgeny_Avgustus (646x700, 467Kb)
1874
Евгений Фёдорович Августус,
офицер Русской Императорской армии, участник англо-бурской войны на стороне буров. Родом из Курляндской губернии. Окончил Виленское пехотное юнкерское училище (1896), поступив в чине подпоручика в 97-й Лифляндский пехотный полк, затем переведён в 189-й Белгорайский резервный пехотный полк. В 1899 году, не увольняясь из русской армии, взял 11-месячный отпуск для поездки на театр военных действий. Участвовал в сражениях при Стромберге, Питерсхилле, в осаде Ледисмита. В течение войны писал для «Нового времени» и других газет, а после её завершения издал книгу «Воспоминания участника англо-бурской войны 1899—1902 гг.». Вернувшись в Россию, зачислен в 192-й Ваврский пехотный резервный полк, в 1901 году получил чин поручика. Участвовал в Русско-японской войне, после которой продолжал службу в Сибири, в 30-м Сибирском стрелковом полку. Участвовал в 1908—1909 годах в разведывательной миссии в Монголии, дневник которой опубликовал в 1914 году («С разведчиками 30-го полка по Урянхайскому краю и Монголии»). В 1914 году произведён в штабс-капитаны. Участник Первой мировой войны. Погиб в бою у деревни Курьянки Сувалкской губернии 2 октября 1914 года. Литература: Августус Е.Ф. Воспоминания участника англо-бурской войны. — Варшава, 1902; A Russian on Commando: The Boer War Experiences of Yevgeny Avgustus. [edited by Boris Gorelik]. — Johannesburg: Jonathan Ball Publishers, 2022 (ISBN 9781776191369); Avgustus, Y. A Russian Fighting For The Boer Cause. [translated and edited by Boris Gorelik]. — Johannesburg: The South African Military History Society, 2016 (ISBN 9780620702539); Шубин Г.В. Участие российских подданных в Англо-бурской войне (1899—1902 гг.): (По материалам Российского государственного военно-исторического архива) / Труды Института Африки : Том 2. — Москва, 1999; Англо-бурская война 1899—1902 годов глазами российских подданных : [в 13 томах.] : Том 7 / [автор-составитель Шубин Г.В. и др.] — Москва: Memories, 2012; Дроговоз И.Г. Англо-бурская война 1899—1902 гг. — Минск: Харвест, 2004.

Lev_Alperovich (463x700, 110Kb)
1874
Лев Абрамович Альперович
живописец. Родился в посёлке Куренец, Куренецкая волость, Вилейский уезд, Виленская губерния, Российская империя. Писал портреты, пейзажи, бытовые композиции. Учился в Вильно в рисовальной школе академика И.Трутнева (1890—1892). Окончил Одесскую рисовальную школу (1896) и Петербургскую Академию художеств (1902). Ученик И.Репина. Преподавал в Минском частном мужском еврейском реальном училище (1912—1913). Жил в Минске с 1902, где и умер в 1913 году. Участник выставок с 1902. Литература: Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусi в 5-ти томах. Том 1, страница 94; Леў Альпяровіч. З серыі « Славутыя мастакі з Беларусі». Аўтар тэксту і складальнік В. У. Вайцяхоўская. Мінск. Выдавецтва « Беларусь». 2014. З іл.

Gorev_BI (511x700, 436Kb)
1874
Борис Исаакович Горев (настоящая фамилия — Гольдман, также Горев-Гольдман, Гольдман-Горев)
деятель российского социал-демократического движения, публицист. Член РСДРП (с 1903 года большевик, с 1907 года — меньшевик), кандидат в члены ЦК РСДРП (меньшевик, 1 июня 1907 — 8 января 1912)), член Заграничного бюро ЦК РСДРП (от меньшевиков, январь 1909 — май/июнь 1911). Избирался членом ЦК РСДРП(о). В 1917 член ВЦИК 1-го созыва. Родился в городе Вильно, Российская империя (ныне Вильнюс, Литва), в семье Исаака Мироновича (Ицика-Вульфа Мееровича) Гольдмана (1839—1905), коммерсанта и поэта, писавшего на древнееврейском языке, и Анны Моисеевны (Ханы-Двойры Мовшевны) Гольдман (1851—?), уроженцев Годутишек Свенцянского уезда. Ему приходился братом Михаил Либер, впоследствии видный бундовец, братья неоднократно пересекались в последующей политической деятельности. У него также были братья Самуил (1876), Леон (1877) и Бенцион (1887), сёстры Ольга (1878), Юлия (1879), Надежда (1881), Раиса (1882), Эсфирь (1894), и от первого брака отца — Абрам (1869) и София (1867). Окончил 1-ю Виленскую гимназию с золотой медалью (1894). В 1894—1897 годах учился в Петербургском университете, был исключён. Весной 1897 г. был арестован по делу петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», членом которого был с 1895 года. В это время поддерживал Ленина. Был членом редакции газеты «Голос социал-демократа». В 1905 г. член Петербургского комитета РСДРП. В 1910—1911 гг. член и секретарь Заграничного бюро ЦК РСДРП В годы 1-й мировой войны меньшевик-«оборонец». Будучи в ссылке занимался антивоенной пропагандой. До Февральской революции неоднократно подвергался арестам (5 раз, провел в тюрьмах около 5,5 лет), высылкам (провёл около 6 лет в ссылках в Якутской области, Енисейском уезде и Туруханском крае), был в эмиграции. В 1920 году вышел из партии и отошёл от политической деятельности. Работал в Институте Маркса и Энгельса, занимался преподавательской деятельностью, литературной критикой. Член Всероссийского общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев (1922). В 1925 году был одним из создателей Общества историков-марксистов. В 1937 году арестован органами НКВД по обвинению в причастности к деятельности антисоветской эсеровско-меньшевистской организации и расстрелян 27 декабря 1937 года. Урна с прахом захоронена в колумбарии Донского кладбища. Работы: Евреи в произведениях русских писателей — Петроград : Свободное слово, 1917. — 31 страница; М.А.Бакунин (К 50-летию со дня смерти); Марксизм и рабочее движение в Петербурге четверть века назад; Из партийного прошлого: Воспоминания, 1895—1905. — Лнинград: Госиздат, 1924; Революционное народничество семидесятых годов. — Москва, 1928; Анархизм в России (от Бакунина до Махно) — [Москва] : Молодая гвардия, 1930. — 143 страницы; Николай Константинович Михайловский: Его жизнь, литературная деятельность и миросозерцание. — Ленинград, 1931. — 94 страница. Литература: Потапенков А.В. Борьба советских учёных за победу ленинизма в марксистской философии: 1917 — середина 20-х годов. // Вестник Московского университета. 1987. № 6. Страница 35. (О статье «Российские корни ленинизма» (1924))

Саввин_Витт_Николаевич (567x700, 108Kb)
1874
Витт Николаевич Саввин
учёный-медик, государственный деятель. Член конституционно-демократической партии (с 1917). Ректор Томского университета (1922—1929). Родтился в селе Кондрово Калужской губернии. Сын чиновника. В 1898 году с отличием окончил медицинский факультет Московского университета. По окончании сотрудничал в Московском университете и в медицинских учреждениях Москвы. Доктор медицины (1903). С 1909 года работал в Томском университете, экстраординарный, с 1912 года — ординарный профессор. В 1916 году — декан медицинского факультета. С мая 1918 исполнял обязанности ректора Томского университета, в 1922—1929 — ректор Университета. Один из инициаторов открытия в Томске Высших женских курсов (1910), преподавал на курсах, в 1912 году — директор Курсов. Статский советник (1912). С 7 сентября 1918 года — помощник управляющего Министерством народного просвещения Временного Сибирского правительства с оставлением в должности ординарного профессора. С 2 мая 1919 — товарищ министра народного просвещения в Правительстве Колчака. Вместе с М.Г.Курловым возглавлял коллегию и Сибирский учёный медицинский совет Сибздрава при Сибревкоме. В 1920-е годы в Томском университете проводил большую работу по организации подготовки кадров высшей квалификации на местах. Активно претворял в жизнь постановление СНК РСФСР от 1 января 1924 года об установлении двойных окладов содержания научным работникам Сибири в развитие правил о преимуществах по службе в отдаленных местностях. В 1925 году сумел добиться вывода из помещений университетских клиник партшколы. Инициатор открытия курсов усовершенствования врачей при медицинском факультете ТГУ. Добивался обеспечения студентов медицинской помощью, льготного снабжения учебниками, увеличения числа выделяемых студентам стипендий. Инициатор организации студенческого клуба. Были пересмотрены учебные планы, сокращён срок обучения в ТГУ (от 3-3,5 до 4-5 лет), внедрён комбинированный метод преподавания, сочетающий чтение лекций с оказанием практической медицинской помощи населению. Количество пациентов, ежегодно проходивших через амбулатории медицинского факультета, превышало 50 тысяч, около 3 тысяч из них находились на стационарном лечении, производилось до 3 тысяч операций. С 1921 по 1927 год медицинский факультет ТГУ окончило более 1700 человек. Входил в редакцию отдела «Социальные болезни» «Сибирского медицинского журнала». В декабре 1926 году принял участие в работе Сибирского краевого научно-исследовательского съезда в Новосибирске. В 1929 году выезжал на 3 месяца за границу с научной целью и для лечения. В 1930 году переехал в Челябинск, где возглавил строительство больничного городка при «Челябтракторстрое».Участвовал в ликвидации эпидемии сыпного тифа в Челябинском районе в 1932—1933 годах. Скоропостижно скончался в Челябинске в 1933 году, заразившись тифом.
Научный вклад В.Н.Саввина
Саввин — автор около 30 работ по топографической анатомии и клинической хирургии. В 1917 г. вышла его монография «Очерки военно-полевой хирургии: Ранения кровеносных сосудов», в которой обобщены 120 случаев ранения кровеносных сосудов при боевых действиях во время Первой мировой войны. Внес заметный вклад в развитие медицины и здравоохранения в Сибири. Летом 1922 года выезжал на курорт Карачи в качестве эксперта-хирурга. Жена: Анна Александровна (родилась в 1875 г.). Дети: Борис (родился в 1907 г.) учился в Томском музейном техникуме, Сибирском технологическом институте, затем в Ленинградской консерватории по классу фортепиано; Витт (родился в 1910 г.) учился на геолого-географическом отделении физико-математического факультета ТГУ, затем на строительном факультете Сибирского технологического института. Позднее работал на авиационном предприятии в городе Жуковский; Глеб (родился в 1912 г.) учился на геолого-географическом отделении физико-математического факультета ТГУ, затем окончил Гнесинское училище и пел в Государственном русском хоре СССР под руководством А.В.Свешникова. Награды: орден Святого Владимира IV степени (1915 г.); орден Святой Анны II степени (1910 г.); орден Святого Станислава II степени (1905 г.); орден Святой Анны III степени; медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых; знак Красного Креста. Библиография: К хирургии рубцовых сужений пищевода // Хирургия. 1900. № 45; Кровоснабжение тазобедренного сустава // Там же. 1902. № 64; Судьба хряща при пересадке // Там же. 1903. № 78; Die der Lage Speiserohre bei verschiedenen Verkrummungen der Hirbelsaule // Archiv fur klinische chirurgie. 1903. Bd. 12, H. 2; Некоторые замечания по поводу артерио-венных аневризм // Русский врач. 1916. № 39; К вопросу о целесообразности непораненной вены при прекращении тока крови в одноименной крупной артерии // Там же. 1917. № 4; Пять случаев огнестрельного ранения сонной артерии // Там же. 1917. № 6; Костная пластика при дефектах черепа // Сибирский врач. 1917. № 16-17; Первые 100000 больных и раненых нижних чинов, прошедших через Пресненский распределительный госпиталь в Москве // Русский врач. 1917. № 2; Костная пластика при дефектах черепа // Сибирский врач. 1917. № 35-36; Очерки военно-полевой хирургии: Ранения кровеносных сосудов // ИТУ. 1918. Книга 67; К технике полного удаления околоушной железы // Там же. 1924. Том 73. Источники: Профессора Томского университета: Биографический словарь. — Томск, 1996. — Выпуск 1; С.А.Некрылов, С.Ф.Фоминых. Витт Николаевич Саввин (1874–1933) – хирург, ученый, педагог и администратор: к 140-летию со дня рождения.. Сибирский медицинский журнал (2014, № 1); Саввин, Витт Николаевич // Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города. / Под редакцией доктора исторических наук Н.М.Дмитриенко. — 1-е издание — Томск: Издательство НТЛ, 2004. — Страница 301. — 440 страниц — 3 000 экземплров — ISBN 5-89503-211-7.

C.Jinarajadasa (546x700, 244Kb)
1875
Чуруппумулладж Джинараджадаса (Curuppumullage Jinarajadasa)
теософ, писатель, четвёртый президент Теософского Общества Адьяр. В сферу интересов Джинараджадасы входили философия, литература, искусство, религия, наука и оккультизм. Он был также одарённым лингвистом, свободно владевшим несколькими европейскими языками. Чуруппумулладж Джинараджадаса родился на Цейлоне (Шри-Ланка), в сингальской буддийской семье. Его первое знакомство с теософией состоялось в возрасте тринадцати лет, когда он, будучи учащимся английской буддийской школы, встретился с Ч.Ледбитером, первым директором этой школы.
В Англии
Год спустя Джинараджадаса вместе с Ледбитером едет в Англию, с целью обучения там вместе с сыном А.П.Синнетта. В 1889 году он впервые встретился с Е.П.Блаватской. В ноябре того же года он становится учеником (челой) махатмы Кут Хуми. Через Лондонскую Ложу 14 марта 1893 года он был принят в Теософское общество. В 1894 году его допускают во внутреннюю группу Лондонской Ложи, как челу Учителя, и он участвует в более тесных и неофициальных собраниях группы, которые проводятся почти каждое воскресенье в библиотеке Синнетта. В 1896 году Джинараджадаса поступает в Кембриджский университет, где в течение четырёх лет изучает языки и право и затем получает диплом с отличием по восточным языкам. После возвращения на родину в течение двух лет работает в Коломбо заместителем директора Ананда Колледжа, основанного Ледбитером.
Лекционная работа
В 1902 году, приехав в Павию (Италия), изучает в местном университете литературу. В 1904 году едет в Америку, где начинает свою деятельность международного лектора Теософского Общества, обращаясь к слушателям в различных странах мира на английском, французском, итальянском, испанском и португальском языках. Джинараджадаса три раза совершает кругосветное путешествие, проводя теософскую работу в Центральной и Южной Америке, Мексике, на Антильских островах, в Австралии, Новой Зеландии, Китае, на Яве, в Японии и в других странах, где он рассказывает о принципах теософического учения и, главным образом, о том, как жить в согласии с Законами Высшей Жизни.
«Практическая теософия»
Книга «Практическая теософия» составлена из лекций, которые Джинараджадаса прочитал в Чикаго (США) в 1910 году. В начале книги автор утверждает, что ценность теософии как философии поведения состоит в том, что теософия подходит любому человеку в любое время и для любого рода деятельности. Содержа универсальные истины, касающиеся глубочайших проблем бытия, она в то же время говорит нам правду, проливающую свет на самые незначительные явления нашей повседневной жизни. Человек, однажды овладевший теософскими принципами, пусть даже только интеллектуально, уже никогда их не оставит. Далее он говорит о трёх фундаментальных истинах теософии, изменяющих отношение человека к жизни, как только он начинает их применять. Первая истина состоит в том, что человек — это душа, а не тело; тело — просто инструмент, используемый душой, и оно может быть оставлено, например, в конце жизни, когда больше не подходит для исполнения намерений души. Эта истина говорит также о реинкарнации, или процессе повторения рождений на земле, благодаря чему душа поэтапно увеличивает свой опыт, таким образом, медленно возрастая и в мудрости, и в силе, и в красоте. Вторая истина говорит нам, что цель жизни — не созерцание, но действие, и что каждое действие в жизни человека должно быть руководимо пониманием необходимости его гармоничного соответствия плану эволюции. Чем больше душа сотрудничает с эволюционным планом, тем счастливее, мудрее и великолепнее она становится. Третья истина заключается в том, что каждый человек связан невидимыми узами со всеми своими собратьями; что только когда он помогает целому, частью которого он является, он действительно помогает себе. Потому любовь к собратьям и альтруизм в высшей форме являются неотъемлемым условием роста. Далее Джинараджадаса подробно останавливается на практическом применении теософских истин в семье, в школе, в бизнесе, в науке, в искусстве и в государственных делах. В свете теософии семья — это место встречи душ, которые должны помогать друг другу в совершенствовании. Никто не приходит в семью просто волей случая. Старшие и младшие, хозяева и слуги, гости и даже домашние животные находятся в семье, ибо каждый из них может помочь и принять помощь. В эволюционном плане нет такой вещи, как случайность — каждый приходит и уходит, чтобы стать членом семьи надолго или ненадолго, насколько он может сотрудничать, чтобы способствовать продвижению всех членов семьи. У каждого человека как члена семьи определённая роль, и его рост, как души, осуществляется путём исполнения этой роли со всей полнотой, какую только позволяют его способности. Родители обеспечивают своему ребёнку лишь тело, душа же его живёт своей независимой жизнью и берёт на себя заботы о предоставленном ей теле, потому что надеется через это тело развиться. Только в телесном смысле родители всегда старше, но, как душа, ребёнок часто бывает наравне с родителями, а иногда оказывается мудрее, способнее и развитее, чем они. Фраза «моё дитя» не даёт права на судьбу ребенка, она даёт только привилегию помочь братской душе в её эволюции. Так как родители развиваются, учась помогать своим братьям, то в качестве таковых им и посылаются их дети. Если перейти к таким семейным отношениям, как супружеские, то теософия учит, что муж и жена имеют в жизни равные права, привилегии и ответственность. То, что свело их вместе — это ряд обязательств и привилегий, в совокупности называемый кармой. В этой жизни они встретились не впервые, они уже встречались в других жизнях и вместе создали связывающую их карму. Они также создали карму и с другими душами, которые пришли к ним как их дети и другие, зависимые от них люди. Это их долг по отношению друг к другу и к окружающим их домашним, то есть их карма соединила и соединяет души, делая их мужем и женой. Рождение детей или их потеря, беспокойство и забота о них, их радости или печали, всё вместе — это опыты, ведущие к продвижению душ. Семья не является местом встречи на несколько коротких лет простых путников, затем навечно оставляющих друг друга. Это больше похоже на театр или на концертный зал, где репетируется драма или композиция, чтобы все исполнители могли научиться играть свои роли с красотой и достоинством. Не лишены сходства с этим и отношения в доме между хозяином и слугой. Обычно там, где существует такая связь, слуга бывает менее развит, чем хозяин. Он появляется в этой семье, потому что там ему могут помочь в росте окружающие его старшие души. Будучи слугой, можно заработать множество добродетелей, которые в следующей жизни, в которой будут лучшие возможности, приведут к великим делам. А те, кто, будучи хозяевами, ещё не приобрели таких добродетелей, будут вынуждены вернуться к жизни слуг в следующей жизни.
«Рабом трудившийся когда-то станет принцем,
Достоинство, заслуги обретёт.
Царь будет пущен по миру в лохмотьях:
Всё превращается, и как придёт, так и уйдёт»
Вице-президент, редактор, президент
В 1916 году Джинараджадаса женился на английской феминистке Дороти М. Грэхем (Dorothy M. Graham), которая в 1917 году основала «Женскую Индийскую Ассоциацию» (Women's Indian Association). С 1921 по 1928 год он был вице-президентом Теософского Общества, после смерти доктора Арундейла в 1946 году был избран президентом Общества. Был редактором журнала «The Theosophist» около трёх лет с 1931 по 1933 год (во время последней болезни доктора Безант) и в течение всего срока своего президентства. Джинараджадаса умер 18 июня 1953 года, спустя несколько месяцев после ухода по состоянию здоровья с поста президента Общества. Библиография: Buddha and His Message. — 1948; Christ and Buddha. — 1908; Did Madame Blavatsky Forge the Mahatma Letters? — New release of the original 1934 ed. — 2013. — ISBN 9781258854218; The Divine Vision. — Reprint. Originally published in 1928. — 2003. — ISBN 9780766181335; The Early Teachings of the Masters. — Reprint. — 1995. — ISBN 9781564595942; First Principles of Theosophy. — New Release of the Original 1922 Edition. — 2014. — ISBN 9781498101899; The Future of the Theosophical Society. — 1931; The Golden Book of the Theosophical Society. — Reprint. Originally published in 1925. — 2010. — ISBN 9781169790094; H. P. B. Speaks / C. Jinarajadasa, ed. — Reprint. — 1986. — ISBN 9788170590378; K. H. Letters to C. W. Leadbeater. — Reprint. Originally published in 1941. — 2010. — ISBN 1162578084; Letters from the Masters of Wisdom 1881—1888 / C. Jinarajadasa, ed. — Reprint. — 2008. — ISBN 9781434461070; Meeting of the East and the West. — Reprint. Originally published in 1921. — 2003. — ISBN 9780766149298; New Humanity of Intuition. — Reprint. — 1998. — ISBN 9780766102712; Occult Investigations. — Reprint. Originally published in 1938. — 2003. — ISBN 9780766130340; The Personality of H. P. Blavatsky. — Reprint. — 2005. — ISBN 9780766191914; Practical Theosophy. — Reprint. Originally published in 1918. — 2014. — ISBN 9781497941014; The Story of the Mahatma Letters. — Reprint. Originally published in 1946. — 2013. — ISBN 9781935907183; Theosophy and Modern Thought. — Reprint. — 2008. — ISBN 9781434461094; What Theosophists Believe. — Reprint. Originally published in 1933. — 2013. — ISBN 9781258987954; Women in Freemasonry. — Reprint. Originally published in 1944. — 2004. — ISBN 9781417977390; Как был написан «Астральный план» // Вестник теософии : журнал. — 2008. — № 1. — Страницы 24—26; Основные идеи теософии; Письма К.Х. Ч.У.Ледбитеру. — 2013; Практическая теософия; Письма Учителей мудрости / Под редакцией Ч.Джинараджадасы. — Том 1; Письма Учителей мудрости / Под редакцией Ч.Джинараджадасы. — Том 2; Учение махатм = The Early Teachings of the Masters / Перевод с английского Л.Н.Орленко. — Москва: Сфера, 2000. — 304 страницы — 5000 экземпляров. — ISBN 5850000380.
Интересные факты
Джинараджадаса был свидетелем пересылки оккультным способом рукописи книги «Астральный план» из Лондона в Тибет, после того как махатма Кут Хуми попросил её у Ледбитера. В своей статье он пишет: «Рукопись должна была быть перемещена с помощью дематериализации, а потом снова материализована в Тибете. У меня был кусок жёлтой шёлковой ленты шириной в три дюйма, и, сложив рукопись вчетверо, я обернул её лентой, как бандероль… Если бы мне удалось запереть рукопись в какой-нибудь ящик, держа ключ всё время у себя, и потом бы рукопись исчезла, я мог бы рассказать о великолепном феномене. Но, как это ни странно, ни у меня, ни у Ледбитера не оказалось ничего, что бы нормально запиралось… Был один небольшой деревянный ящичек, в котором его мать держала когда-то своё рукоделье, но ключ от него был давно потерян. Мне ничего не оставалось, кроме как поместить рукопись в этот ящичек и навалить на него кипу книг — за неимением лучшего. Когда на следующее утро я проснулся, разобрал кипу книг и заглянул в ящичек, рукописи там уже не было». Литература: Algeo A. S. Beatrice Lane Suzuki: An American Theosophist in Japan (англ.) // Quest : журнал. — 2007. — Vol. 95. — P. 13—17; Harris P. S. Jinarajadasa, Curuppumullage (англ.). Theosopedia. Manila: Theosophical Publishing House (2012-3-12); Harris P. S. Jinarajadasa, Curuppumullage (англ.) // Theosophy Forward : сайт. — 2013; Narayan S. C. Jinarajadasa (англ.) // Quest : журнал. — 2005. — Vol. 93. — P. 228—229; Ransom J. M. The Seventy-fifth Anniversary Book of the Theosophical Society. — Adyar: Theosophical Publishing House, 1950. — 252 p; Sangharakshita. Anagarika Dharmapala. — Lulu.com, 2013. — 181 p. — ISBN 9781291430714; Tillett G. J. Charles Webster Leadbeater (1854—1934), a biographical study. — Sydney: University of Sydney, 1986. — 1169 p; C Jinarajadasa (англ.) // The Theosophical Society, Adyar : сайт. — 2010; Ч.Джинараджадаса: биографический очерк // Теософия в России : сайт.

1875
Жак Малкин (французское имя — Jacques Malkin, собственно Яков Малкин)
американский скрипач и музыкальный педагог российского происхождения. а Брат Джозефа и Манфреда Малкиных, отец художника Жоржа Малкина. Родился в Одессе, в семье Фридмана Малкина и Голды Фарберовой. С 1893 года учился в Парижской консерватории, в 1898 г. женился на своей соученице, датской скрипачке Ингеборг Магнус, в том же году родился их сын Жорж. Выступал в составе семейного трио как во Франции, так и после того, как все братья перебрались в США, в 1928 году записал фортепианное трио Бедржиха Сметаны. Во время Первой мировой войны руководил оркестром, дававшим концерты для американских солдат во Франции непосредственно на линии фронта. Ещё в парижский период заинтересовался старинной музыкой, участвовал в выступлениях «Общества концертов на старинных инструментах» под руководством Камиля Сен-Санса и Анри Казадезюса, в 1930-е гг. руководил специализировавшимся в этой области Ренессанс-квинтетом, в котором играл на виоль д’амур. Преподавал в Нью-Йорке в консерватории под руководством брата Манфреда (здесь среди его учеников были Уильям Шуман и Джулиус Шульман), а затем в Бостоне в консерватории под руководством брата Джозефа. Умер в Нью-Йорке 8 декабря 1964 года. Сестра — оперная певица (сопрано) Беата Малкин (1892—1973).

[490x700]
1876
Рудольф-Вильям Селдрейерс (немецкое имя — Rodolphe William Seeldrayers)
бельгийский спортивный деятель (футбол), четвертый президент ФИФА. Находился на посту в период с 1954 по 1955 год. Подданный Бельгии. Рудольф Селдрейерс на протяжении 25 лет, занимал должность вице-президента ФИФА, являясь верным другом и правой рукой Жюля Римэ. В 1954 году, после отказа Римэ баллотироваться на очередной президентский срок, у руля ФИФА стал Селдрейерс. Однако его правление окончилось так же неожиданно, как и началось, в 1955 году, в Брюсселе он умер, проведя, таким образом, в должности президента немногим более 1 года. Умер 5 октября 1955 года.

1876
Александр Арнольдович Экк (Alexandre Eck; Мартынов, Мухин, Будовничий)
филолог, историк, специалист по средневековой русской литературе. Родился в Полоцке Витебской губернии. После окончания историко-филологического факультета Варшавского университета был оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию по кафедре славянской филологии. Участвовал в социал-демократическом движении. Являлся членом Бунда РСПДРП (б). В 1903 году был арестован и с сентября того же года отбывал ссылку в Архангельске. Жил в доме Точилова на Соборной улице в одной квартире с Ю.Н.Лавриновичем. С сентября по ноябрь 1904 года отбывал ссылку в Шенкурске. Преподавал в Московском университете. В 1909 году эмигрировал во Францию. Жил в Нанси, Ницце, а с 1912 года — в Париже. Принимал участие в Первой мировой войне, воюя в офицерском чине в составе Иностранного легиона. После войны вернулся в Париж, где в 1920–1921 годах преподавал русскую литературу в Русской гимназии. В 1921 году принимал участие в собрании по поводу организации Русского народного университета в Париже, в котором позже читал лекции. Руководил циклом исторических лекций-прогулок по Парижу, участвовал в заседаниях Русской академической группы. С 1921 года — преподаватель по истории России в Гентском университете, в котором получил звание профессора. С 1934 года по 1947 год — профессор кафедры русской истории, специально созданной для него в брюссельском университете. В 1935 был избран председателем общества французских и бельгийских историков «Société Jean Bodin pour l‘histoire comparative des institutions» (оставался им до конца жизни). Во время Второй мировой войны находился в рядах французской армии, затем британской. После войны вернулся в Брюссельский университет, заведовал Славянским отделением Института восточной и славянской истории и филологии. Участвовал в Париже в собраниях французского Общества истории права («Société Française d’Histoire du Droit»). Публиковал труды в бельгийских и французских научных журналах. В центре его научных интересов лежали древнейшие памятники русской литературы, в особенности — Слово о полку Игореве. Его ученик, Жан Бланков, перевёл «Слово о полку Игореве» на французский язык. Умер в Брюсселе 30 марта 1953 года. Избранные труды: Eck A. Le Moyen Age russe («Русское средневековье») / Préface de Henri Pirenne. — Paris: Maison du livre étranger, 1933. — 583 p. с. — (Institut de philologie et d'histoire orientales de l'Université libre de Bruxelles); Eck A. Le Moyen Age russe / Préface de Henri Pirenne. — 2me éd. phototypique, avec l'avant-propos et une revision de bibliographie par Marc Szeftel. — [The Hague]: Mouton & Co, 1968. — 605 страниц; Eck A. Précédée d'un poème de Wega et d'une étude (фр.) // Tchekhov A. P. La cerisaie; comédie en 4 actes / 1e version française par C. Mostkova et A. Lamblot. — Bruxelles: M. Lamertin, Libraire-Éditeur; Szeftel M. Documents de droit public relatifs à la Russie medieval / Sous la direction initiale de Alexandre Eck. — 1963; Eck A. «Le Miracle de Pouchkine» («Пушкинское чудо») (1937)

Artur_Bodanzky (473x700, 205Kb)
1877
Артур Боданцки (также Bodansky; немецкое имя — Artur Bodanzky)
австрийский и американский дирижёр еврейского происхождения. Родился в Вене. Учился в Венской консерватории у К.Греденера (дирижирование) и И.Н.Фукса (теория), позже - у Александра Цемлинского (дирижирование). С 1896 скрипач оркестра Придворной оперы в Вене. Творческую деятельность начал как дирижёр оперетты в Ческе-Будеёвице(1900), затем в Вене ("Карлс-театр" и "Театр ан дер Вин", 1904), с 1903 ассистент Густава Малера в Придворной опере в Вене (позже главный дирижёр). Как оперный и симфонический дирижёр работал также в Берлине (1906), Праге (1907), Мангейме (1909). В 1913 гастролировал в Риме, дирижировал первым представлением "Парсифаля" в Лондоне ("Ковент-Гарден", 1914), выступал также в России. В 1915 году эмигрировал в США. По рекомендации Ферруччо Бузони был принят Артуро Тосканини в Метрополитен-опера, заведовал немецкой частью репертуара. В 1918-1931 дирижёр американского "Общества друзей музыки" ("Society of Friends of Music"), в 1919 руководил Новым симфоническим оркестром в Нью-Йорке (вскоре распался). В 1928 году объявил о своём уходе из театра, однако сменивший его Йозеф Розешток удостоился такой критики в прессе, что почти сразу ушёл по собственному желанию. С Боданцки вновь заключили контракт, и он оставался в театре до конца жизни.
Стиль дирижирования и критические оценки
В Мангейме Боданцки хвалили как «зрелого и усердного» дирижёра с «единственным недостатком: известная тяжеловесность, склонность к ритардандо». Тем не менее, позже в Метрополитен-опера Боданцки стал «печально известен своими быстрыми темпами, особенно в Вагнере». Считается, что сокращений в партитурах он делал больше, чем многие другие современные ему дирижёры; иногда это объясняется тем, что он стремился поскорее закончить спектакль и отправиться играть в карты. Г.Л.Менкен подверг критике его дирижёрские способности, заявив: «создавалось впечатление, что он совершенно незнаком с тем, чем ему предстояло дирижировать».
[402x700]
Артур Боданцки, 1915
Сохранилось множество записей спектаклей под управлением Боданцки, среди них самые ранние из сохранившихся трансляций Метрополитен-опера (1933—1934), в том числе значительные фрагменты «Валькирии» и «Тристана и Изольды» с участием Фриды Лайдер. По ним слышно, что темпы Боданцки сильно колеблются, от очень очень быстрых до весьма медленных. В этом он недалёк от тогдашних живых записей своих современников таких, как Альберт Коутс, Фриц Райнер и Вильгельм Фуртвенглер. Что касается сокращений, в то время это была почти неизменная практика в оперных театрах, за исключением Байрёйта. Боданцки в этом отношении выгодно отличается от Фуртвенглера и Райнера. Позднее, судя по сохранившимся трансляциям 1940-х годов, Эрих Лайнсдорф делал ещё более существенные сокращения, а в 1944 году Джордж Селл дирижировал радиотрансляцией «Валькирии», которая в отношении быстрых темпов и количества купюр сравнима с любым спектаклем Боданцки. Фрида Лайдер подчеркнула «выдающийся артистизм» Боданцки в автобиографии, написанной после его смерти. Влиятельный критик Сэмюэл Хоцинофф в своей книге «Тосканини: Интимный портрет» утверждал, что Тосканини вовсе не ставил Боданцки высоко, хотя был опечален его смертью; это противоречит утверждению о том, что Тосканини рекомендовал Боданцки в «Метрополитен-опера». Умер в Нью-Йорке 23 ноября 1939 года.
[700x523]
Похоронен в Нью-Йорке на кладбище "Sleepy Hollow Cemetery»
Литература: Beaumont, Anthony (2000). Zemlinsky. Ithaca, NY: Cornell University Press. ISBN 0-8014-3803-9; Horowitz, Joseph (2005). Classical Music in America: A History of Its Rise and Fall. New York, NY: W. W. Norton and Company. ISBN 0-393-05717-8; Музыкальный энциклопедический словарь / Главный редактор Г.В.Келдыш. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 75. — ISBN 5-85270-033-9.

1878
Павел Абрамович Берлин
русский публицист. Родился в Ростове-на-Дону, Екатеринославская губерния, Российская империя. Учился в Ростово-донском реальном училище, медицинском факультете Цюрихского университета, юр. факультете Берлинского университета. В 1898—1907 годах жил в Берлине. С 1907 — в Санкт-Петербурге. Печатался в «Жизни», Современном слове (член редколлегии), Новом журнале для всех, Новой жизни, «Образовании», Русской мысли, Вестнике Европы, «Научном Обозрении», «Народном Хозяйстве», «Современном Мире», «Еврейском Мире». В 1922 году эмигрировал, жил в Берлине. С 1928 года жил во Франции. Состоял членом комитета объединенной русско-еврейской интеллигенции (1938), членом правления возобновившего после войны свою деятельность объединения русско-еврейской интеллигенции (1946), членом комитета имени Я.Л.Тейтеля (1946). Сотрудничал в газете «Новое русское слово», журналах «Русские записки», «Новый журнал», «Социалистический вестник» и др. Писал статьи по вопросам экономики, политики, кооперации. Умер в Париже 12 апреля 1962 года. Похоронен на кладбище Банье. Избранное: Пасынки цивилизации и их просветители (1905); Германия накануне революции 1848 г. (1906); Первый немецкий парламент (1906); Очерк развития экономических учений XIX в. (1907); Политические партии на Западе (1907); Карл Маркс и его время (1909); Неизвестный Карл Маркс : жизнь и окружение. — Москва : Эксмо : Алгоритм, 2012. — 286 с. — (Гении и злодеи) — ISBN 978-5-699-54610-7; Русская буржуазия в старое и новое время. — Москва : Книга, 1922. — 308 страниц. Семья: Брат — Яков (1880—?) — историк, культуролог, этнограф. Источники: Новый энциклопедический словарь. Издание Ф.Брокгауза и И.Ефрона. Санкт-Петербург, 1911—1916; Берлин, Павел Абрамович // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — Санкт-Петербург, 1908—1913.

Woker_Gertrud_ca_1911 (469x700, 353Kb)
1878
Гертруда Вокер (немецкое имя — Gertrud Woker)
швейцарская активистка движения за мир, химик и борец за права женщин. Родилась в Берне. Была дочерью профессора старокатолического богословия и истории Филиппа Вокера. С 1900 года изучала органическую химию в Бернском университете, и в 1903 году защитила докторскую диссертацию по теме «Синтез 3,4-диоксифлавона». В 1907 году получила право преподавания в высшей школе и стала первой женщиной-приват-доцентом химии в немецкоязычных высших учебных заведениях. По случаю вступления в должность Вокер прочла лекцию «Проблемы исследования катализа», очертившую круг её будущих научных интересов. С началом Первой мировой войны включилась в антивоенное движение, и главной темой её деятельности стала борьба против химической войны. Начав с листовок, в дальнейшем Вокер все более разнообразила формы данного протеста. Наряду с этим она действовала в области прав для женщин, в частности, требуя предоставления женщинам права голоса. В 1915 году стала соучредителем Международного комитета женщин за прочный мир, позднее переименованного в Международную женскую лигу за мир и свободу (МЖЛМС), а также явилась одной из основательниц швейцарского отделения МЖЛМС. Стала одним из пионеров биохимии и в 1933 году за свои новаторские работы получила звание экстраординарного профессора, несмотря на неодобрение научным сообществом своей пацифистско-политической деятельности. В том же году в Германии нацистами была сожжена её книга «Der kommende Gift- und Brandkrieg und seine Auswirkungen gegenüber der Zivilbevölkerung». Также Вокер принимала участие в деятельности католической церкви и занималась искусством. С 1957 года руководила швейцарским отделением МЖЛМС. Умерла в Марин-Эпанье, Невшатель, Швейцария, 13 сентября 1968 года. В честь Вокер названы улицы в Берне и Дюссельдорфе Избранные сочинения: Skizzen. — Bern: Sturzenegger, 1902; Die Katalyse. Allgemeiner Teil: 1910; Die Katalyse. Spez. Teil 1: Anorganische Katalysatoren, 1916; Die Katalyse. II. Teil: Biologische Katalysatoren, 1924—1931; Über Giftgase (Vortrag, gehalten beim Kongreß der I.F.F.F. in Washington, Mai 1924); Wissenschaft und wissenschaftlicher Krieg. — Zürich: Schweiz. Zentralstelle f. Friedensarbeit, 1925; Der kommende Giftgaskrieg. — Leipzig: Ernst Oldenburg Verlag, 1925; Selbstbiografie. — Führende Frauen Europas. In sechzehn Selbstschilderungen. — München, 1928; Giftgas und Tiere. — Zürich: Zentralstelle für Friedensarbeit. 1928; Hidigeigeis Ende. — Zürich: Zentralstelle für Friedensarbeit. 1929; Der kommende Gift- und Brandkrieg und seine Auswirkungen gegenüber der Zivilbevölkerung. — Leipzig: Ernst Oldenburg Verlag, 1932; Bericht über biologischen Krieg. 1949; Massenvernichtungs-Waffen, 1952; An die Ewiggestrigen. — Zürich (Genossenschaftsdruck), um 1956; Die Chemie der natürlichen Alkaloide. — Stuttgart: F. Enke, 1956; Atomic Energy and alternative sources of power. — Genf: Women’s International League for Peace and Freedom, 1957; Atomaufrüstung auch in der Schweiz? — Zürich: Pazifistische Bücherstube, 1958; Rettet die Menschheit! Ansprache an dem am 6. Mai 1962 im «Hirschen» in Lörrach stattgefundenen Deutsch-Französisch-Schweizerischen Friedenstreffen, 1962; Wie steht es mit der Achtung vor dem menschlichen Leben?, 1963. Литература: Larsen, Majken. «Der Kampf der Frauen gegen die Hölle von Gift und Feuer». Die IFFF, Gertrud Woker und die Giftgasdiskussion in der Schweiz der Zwischenkriegszeit. — Lizentiatsarbeit, Universität Zürich, 1995; Leitner, Gerit von. Wollen wir unsere Hände in Unschuld waschen? Gertrud Woker (1878—1968), Chemikerin & Internationale Frauenliga 1915—1968. — Berlin: Weidler, 1998; Lexikon der Frau. — Zürich: Encyclios, 1953—1954. — Bd. 2. — Sp. 1653 f; Der Kampf um gleiche Rechte — Le combat pour les droits égaux. — Basel: Schwabe, 2009; Autobiographien von Frauen: Ein Lexikon. — Köln: Böhlau, 2010. — ISBN 978-3-412-20585-0. — S. 944.

[494x698]
1878
Евгений Владимирович Клумов (подпольный псевдоним — «Самарин»)
врач-патриот-подпольшик, профессор Белорусского медицинского института. Родился в Москве (с 1965 года – город-герой), в семье адвоката. Русский. В 1902 году окончил медицинский факультет Московский университета, работал в клинике А.В.Мартынова, совершенствуя свои знания в области хирургии. Участвовал в русско-японской войне, в качестве хирурга госпиталя Красного Креста в Маньчжурии. По окончании войны переехал в Белоруссию, где в деревне Сутково Речицкого уезда Минской губернии работал земским врачом, создав здесь же больницу и отлично наладив лечение больных. Занимаясь хирургической практикой, Е.В.Клумов принимал активное участие в ликвидации различных эпидемий. В годы 1-й мировой и Гражданской войн работал хирургом одного из госпиталей Красного Креста в Минске, а затем в полевом фронтовом госпитале Красной Армии. В 1927 году Е.В.Клумов возглавил гинекологическое отделение в 1-й Советской (ныне 3-й клинической) больнице в Минске, а в 1932-1941 годах руководил 2-й гинекологической клиникой Белорусского медицинского института и одновременно проводил большую научно-исследовательскую работу. С 1935 года – кандидат медицинских наук, с 1938 года - профессор. В годы Великой Отечественной войны профессор Е.В.Клумов продолжал трудиться в необычных условиях. В период оккупации столицы Белоруссии города Минска он работал заведующим гинекологическим отделением 1-й Советской, ныне 3-й Минской клинической больницы. Врач-патриот установил связь с советским подпольем и под псевдонимом «Самарин» выполнял важные задания. Он вёл большую работу по обеспечению партизан и подпольщиков медикаментами и оборудованием, оказывал медицинскую помощь партизанам и населению. Выдавая ложные справки о болезнях, спасал многих от угона в Германию. Из числа прошедших его медкомиссию пополнялись партизанские отряды. Профессор Клумов, слушая радио с «Большой Земли», распространял листовки. В октябре 1943 года Е.В.Клумов и его жена Галина Николаевна были схвачены гитлеровцами и посажены в тюрьму. Оккупанты пытались заставить учёного работать на них. «Нет, - с презрением посмотрев в глаза немецкому следователю, ответил Клумов. – Не забывайте, что я советский учёный. Если умирать, так только на родной земле». Гитлеровские палачи отправили Е.В.Клумова и его жену в лагерь смерти Тростенец (Минский район Минской области Белоруссии), где 10 февраля 1944 года они погибли в газовой камере. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистским захватчиками в годы Великой Отечественной войны и в связи с 20-летием Великой Победы профессору Клумову Евгению Владимировичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. Именем Героя названы улица и переулок в городе-герое Минске, школа № 57 и 3-я Минская клиническая больница, на здании которой установлена мемориальная доска.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 16 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»