[499x700]
1863
Ральф Адамс Крэм (Ralph Adams Cram)
американский архитектор и писатель. Крэм был американским архитектором и специалистом по готической архитектуре, автором нескольких работ на эту тему. Ральф Крэм родился в Гэмптоне-Фоллсе (штате Нью-Гэмпшир), США. Вдохновлённый влиятельным английским критиком Джоном Раскиным, он стал пылким сторонником использования готических элементов в архитектуре и крупным знатоком английского и французского готических стилей. В 1888 году Крэм открыл в Бостоне архитектурную фирму. Он сотрудничал с Б.Г.Гудхью и позднее с Ф.У.Фергюсоном. Совместно они спроектировали церковь Святого Томаса в Нью-Йорке, пресвитерианскую церковь на Эвклид-авеню в Кливленде, Первую баптистскую церковь в Питсбурге и ещё множество крупных церквей. Также они построили Американскую военную академию в Вест-Пойнте (штат Нью-Йорк). По его совместному проекту с Фергюсоном собор Святого Иоанна в Нью-Йорке превратился из здания в романском стиле в здание в стиле поздней готики, что сделало его одним из крупнейших соборов в мире. Крэм пытался проектировать здания таким образом, чтобы их архитектура могла отображать духовные ценности в технологическом мире. Он настоял на том, чтобы здания учебных заведений строились в готическом стиле и лично в 1913 году спроектировал здание одного из колледжей, а в 1929 году – часовни в принстонском университете. Его влияние привело к тому, что готический стиль стал стандартом при постройке зданий колледжей и университетов в Америке того времени. Ральф Крэм проектировал также здания в других стилях, в том числе в классическом, византийском и американском колониальном. В 1914-1921 года он являлся профессором архитектуры в Массачусетском технологическом университете. Он был автором многих исследований и писал книги по архитектуре, эстетике и социологии, среди которых «Строительство церквей» (1901), «Готические поиски» (1907), «Функция искусства» (1914), «Сущность готики» (1916), «Немезида посредственности» (1918), «Моя жизнь в архитектуре» (1936) и «Конец демократии» (1937). Говард Филипс Лавкрафт знал рассказ Ральфа Адамса Крэма «Мертвая долина» (The Dead Valley), прочитанный им в одной антологии. И если бы он не упомянул его в хвалебных тонах в своём знаменитом сочинении «Сверхъестественный ужас в литературе», то, вероятней всего, истории Крэма были бы навсегда забыты. Лавкрафт писал: «В «Мёртвой долине» известный архитектор и медиевист Ральф Адамс Крэм вполне убедительно передаёт неуловимый местный ужас, создавая своими описаниями соответствующую атмосферу». Ральф Адамс Крэм поместил «Мёртвую долину» в сборник своих коротких историй «Черные духи и белые». Эта тоненькая книга – шедевр страшной фантастической литературы – осталась его единственной публикацией в жанре фантастики наряду с длинным стихотворением «Экскалибур», написанным в жанре фэнтези. «Черные призраки и белые» выпустили в Америке в 1895 году и с тех пор ни разу не переиздавали в форме книги. Шесть рассказов сборника – стильные, хитроумно придуманные и, действительно, превосходные варианты историй о привидениях. Все они представляют из себя путевые заметки, отражающие протяжённые вояжи Крэма по Германии, Франции и Италии. Архитектор и писатель Ральф Адамс Крэм умер в Бостоне (штат Массачусетс) 22 сентября 1942 года. Сборники: 1895 – Черные духи и белые (Black Spirits & White). – издательство «Stone and Kimball» (Чикаго); То же: 1896 – изд. «Chatto & Windus» (Лондон); То же: 1993 – изд. «Necronomicon Press». – 44 с. $5.95 (о) ISBN 0-940884-54-2; Номер 252 по улице М.Принца (No.252 Rue M. le Prince); Сохраняя в Кропсфсберге (In Kropfsberg Keep); Белая вилла (The White Villa); Сестра Меделина (Sister Madellena); Мертвая долина (The Dead Valley); Нотр-Дам де Л. (Notr Dame de L’) ; 2004 – Черные духи и белые: Книга рассказов о привидениях (Black Spirits & White: A Book of Ghost Stories). – изд. «Tartarus Press» (Великобритания). – 146 с. £30 300 экз. (с.о.) ISBN 1-872-62188-0; Стефан Джемьянович. Предисловие к «Черным духам и белым» (Introduction to Black Spirits and White by Stefan Dziemianowicz); Черные духи и белые (Black Spirits and White); Номер 252 по улице М. Принца (No.252 Rue M. le Prince); Сохраняя в Кропсфсберге (In Kropfsberg Keep); Белая вилла (The White Villa); Сестра Меделина (Sister Madellena); Мертвая долина (The Dead Valley); Нотр-Дам де Окс (Notr Dame de Eaux); Дуглас Э.Андерсон. Предисловие к разрозненным рассказам (Introduction to the Uncollected Stories by Douglas A. Anderson); Разрозненные рассказы (Uncollected Stories): Декадент, или Евангелие бездействия (The Decadent; or, the Gospel of Inaction); Как Джейми ехал к королю (How Jamie Rode for the King). Рассказы: 1893 – Декадент, или Евангелие бездействия (The Decadent; or, the Gospel of Inaction); 1897 – Как Джейми ехал к королю (How Jamie Rode for the King); 1895 – Номер 252 по улице Мсье-Ле-Принс (No. 252 Rue M. le Prince); То же: антология «Волшебники» (The Mammoth Book of Sorcerers’ Tales) / Ред. Майк Эшли (Mike Ashley); Обложка Джо Робертса (Joe Roberts). – издательство «Robinson», 2004 – страницы 284-298. Публикации в периодике и сборниках: Сестра Меделина: [Рассказ] / Пернвод Сергея Трофимова // Темное благословение. – Москва: РИПОЛ классик, 2002 – страницы153-168; №252 Rue M. Le Prince (Номер 252 по улице Мсье-Ле-Принс): [Рассказ] / Перевод И.Колесниковой // Волшебники. – Москва: Фантастика, 2008 – страницы 347-363
[552x698]
1863
Джордж Сантаяна (George Santayana)
философ и литератор, представитель критического реализма и философии жизни, классик американской философии. Родился в Мадриде, по происхождению испанец. Получил образование в Бостонской классической школе и Гарвардском колледже, который окончил в 1886. В течение двух лет изучал философию в Берлинском университете, затем вернулся в Гарвард и закончил докторскую диссертацию под руководством У.Джемса. В 1889 стал преподавателем, а в 1907 профессором философского факультета Гарвардского университета. В одном из безупречных по стилю, но «изношенных и традиционных» сонетов, написанных в аспирантуре и перепечатанных в сборнике «Стихотворения» («Poems», 1922), можно найти свидетельство его болезненного перехода от католической ортодоксии к религии Красоты и Природы. Хотя аура католической традиции сохраняется, теологическая догма переводится в план драматического символа и поэтического мифа, что становится также главной темой работы «Интерпретация поэзии и религии» («Interpretation of Poetry and Religion», 1900); более чем через 40 лет он возвращается к ней в книге «Идея Христа в Евангелиях» («The Idea of Christ in the Gospels», 1946). В шестом сонете в «Стихотворениях» утверждается, что высшая любовь простирается за пределы объекта любви и охватывает всеобщее и вечное; эта тема развивается в книге «Платонизм и духовная жизнь» («Platonism and the Spiritual Life», 1927) и находит окончательную формулировку в работе «Царство Духа» («The Realm of Spirit», 1940), составляющей четвертую часть «Царств Бытия». Сантаяна внимал своим гарвардским учителям У.Джемсу и Дж.Ройсу «более с удивлением, чем с искренним согласием», плохо понимая «протестантское сочетание серьезности и своенравия» (т.е. субъективности). Десятилетия спустя, когда оба его учителя умерли, он сплел для них венец из лавровых листьев и чертополоха в книге «Характер и мнение в США» (Character and Opinion in the United States, 1920). И в годы аспирантуры, и позднее Сантаяна считал, что философия его учителей означала невозможную попытку «описывать вещи такими, как они есть» и в то же время «объявлять их соответствующими произвольно выделяемым человеческим желаниям». После обучения за рубежом он решил создать собственную философию, «нецерковную религию». В 1896 опубликовал лекции по эстетике – по-видимому, первый весомый труд в этой области, вышедший в США: «Смысл прекрасного» («The Sense of Beauty»); в 1900 за ними последовала книга «Интерпретации поэзии и религии» («Interpretations of Poetry and Religion»). Однако важнейшим итогом первого периода творчества философа стал пятитомный труд «Жизнь разум»а («The Life of Reason, or The Phases of Human Progress», 1905–1906), монументальный по объему и охвату проблем, однако стилистически отточенный, как сборник литературных эссе. В 1910 вышла книга, представляющая особый интерес для тех, кто изучает философию литературы: «Три философа-поэта» (Three Philosophical Poets), в которой различные мировоззрения – натурализм, супранатурализм и романтизм – представлены блестящим, хотя и импрессионистским анализом Лукреция, Данте и Гёте, а также Шелли, Бергсона и Рассела. В 1912 Сантаяна выполнил давно задуманный план: покинул Гарвард, пересек Атлантику и стал «странствующим ученым». Жил уединенно в Англии и Франции. В 1924 поселился в «вечном городе». Умер Сантаяна в Риме 26 сентября 1952 года. Сантаяна написал множество литературных и философских произведений. Среди них статьи на философские темы, например, в сборнике «Некоторые повороты мысли в Новой философии» («Some Turns of Thought in Modern Philosophy», 1933), и особенно его статья в поддержку программы критического реализма в сборнике «Очерки по критическому реализму» («Essays in Critical Realism», 1921). Значительную ценность также представляют работы: «Эгоизм в немецкой философии» («Egotism in German Philosophy», 1916); «Английские монологи» («Soliloquies in England and Later Soliloquies», 1922); «Скептицизм и животная вера» (Scepticism and Animal Faith, 1923); повесть «Последний пуританин» («The Last Puritan», 1936); трехтомная автобиография «Лица и положения» («Persons and Places», 1944, 1945, 1953) и книга «Сила и господство: размышления о свободе, обществе и государстве» («Powers and Dominations, Reflections on Liberty, Society and Government», 1951). С философской точки зрения, важнейшим достижением Сантаяны является четырехтомный труд «Царства Бытия» («Realms of Being», 1927–1940), в котором его система получила наиболее полное и точное выражение. Суть его последнего философского послания может быть сформулирована в следующих тезисах. Человек есть ненамеренный продукт безграничного и динамичного потока, который можно назвать «материей». Эта субстанция познаваема с исключительно узкой, человеческой точки зрения, которая, однако, прагматически оправдана и по большей части отвечает нашим жизненно важным потребностям. Будучи зависимыми от материального существования, мы не обязательно должны быть его рабами. Материя предлагает нам себя в одеянии имматериальных, повторяющихся форм, или сущностей, цветистом и затейливом, вещи поворачиваются к нам то своей радостной, то трагической стороной. Эти сущности можно воспринимать практически как простые сигналы к действию, но, по мере того как наш опыт обретает глубину, мы можем увидеть в них их собственное вневременное бытие. При помощи такого незаинтересованного постижения, вчувствования и созерцания человек может выйти за пределы существования, и, как в поэзии, математике или драме человеческой истории, мимолетное может на краткий миг встать рядом с вечным.
Сочинения: Interpretations of poetry and religion, N.Y., 1900; Scepticism and animal faith, L., 1923; The background of my life, N.Y., 1944; Dominations and powers, N.Y., 1951: The life of reason, v. 1—5, N.Y., 1962.
Литература: Ендовицкий В.Д., Критика философии американского критического реализма, Москва, 1968; Богомолов А.С., Буржуазная философия США XX века, Москва, 1974, глава 6; The philosophy of G.Santayana, Evanston — Chi., 1940; Butler R., The mind of Santayana, Chi., 1955; Munson T.N., The essential wisdom of G. Santayana, N.Y. — L., 1962; Шохин В.К. Сантаяна и индийская философия // Вопросы философии. — 1992. — № 4. — Страницы 118—124; Епоян Т.А. Джордж Сантаяна и традиции американской философии и культуры // Американское общество на пороге XXI века: итоги, проблемы, перспективы: Материалы II научной конференции. — Москва: Изд-во МГУ, 1995; Епоян Т.А. Философия Джорджа Сантаяны
1865
Люция Амабиле (португальское имя — Lucia Amabile; монашеское имя — Паулина Сердца Иисуса, Paulina do Coração Agonizante de Jesus)
святая Римско-Католической Церкви, монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Малые Сёстры Непорочного Зачатия». Почитается в Католической Церкви покровительницей больных диабетом. Родилась в Виголо-Ваттаро, Тироль, Австро-Венгрия, ныне Италия. В 1875 году, в возрасте 10 лет, вместе с родителями приехала в Бразилию. С 1890 года работала в больнице санитаркой. В 1895 году местный католический епископ утвердил устав женской монашеской конгрегации «Малые Сёстры Непорочного Зачатия», Люция Амабиле вступила в эту новую монашескую конгрегацию, взяв себе монашеское имя Паулина Сердца Иисуса, Через некоторое время она стала первой настоятельницей новообразованной конгрегации. Главной своей деятельностью монахини новой конгрегации объявили заботу и помощь сиротам. С 1909 года Люция Амабиле, будучи настоятельницей, работала на монастырской кухне. В 1934 году из-за болезни ей ампутировали правую руку. Паулина Сердца Иисуса умерла в Сан Паулу 9 июля 1942 года.
Памятник Святой Паулине в Нова-Тренту, Бразилия
Прославление: 18 октября 1991 года Паулина Сердца Иисуса была причислена к лику блаженных римским папой Иоанном Павлом II, им же 19 мая 2002 года была причислена к лику святых. День памяти в Католической Церкви — 9 июля.
Литература: «L’Osservatore Romano». № 11 (137) 1991.
1865
Олаво Билак (португальское имя — Olavo Bilac)
бразильский поэт-парнасец, журналист и переводчик. В 1907 году был назван журналом «Fon-Fon» «принцем бразильских поэтов». Известен как автор текста гимна бразильскому флагу. Был одним из основателей и 15-м членом Бразильской академии литературы с 1897 года до своей смерти. Также считался «покровителем» военной службы в Бразилии благодаря организованной им кампании в пользу призыва и высказываний в пользу обязательной военной службы. Родился в Рио-де-Жанейро. Уже в 15 лет стал студентом Федерального университета, где начал изучать медицину, но не окончил курс. Позже поступил на юридический факультет в университет Сан-Паулу, но не окончил и его, будучи увлечён журналистикой и литературным творчеством. В итоге ему удалось поступить на государственную службу и стать школьным инспектором. Его первый сонет был опубликован в газете «Gazeta de Notícias» в 1884 году. В 1891 году был на четыре месяца арестован вследствие участия в протестах против режима президента Флориану Пейшоту. Также известен тем, что, потеряв управление своим автомобилем и врезавшись в дерево в 1897 году, стал первым человеком в Бразилии, попавшим в автомобильную аварию. Помимо поэзии, являлся автором сатирических произведений, рассказов, хроник, детской поэзии, нескольких учебников. Никогда не был женат и не имел детей. В 1917 году, не имея высшего образования, стал почётным профессором университета Сан-Паулу. Умер в родном городе 28 декабря 1918 года. Был похоронен на кладбище Иоанна Крестителя в Рио-де-Жайнеро.
[472x700]
1865
Виктор Леопольд Руссо (нидерландское имя — Victor Léopold Rousseau)
бельгийский скульптор. Руссо родился в Фелюи, в семье каменщиков и был валлоном по происхождению. Начал работать с камнем в возрасте 11-ти лет на стройке брюссельского Дворца правосудия, спроектированном Жозефом Пулартом. Позже учился у скульптора Жоржа Хутстонта и брал уроки в брюссельской Королевской Академии изящных искусств. Выигрыш Годешарлевской премии в 1890 году дал Руссо шанс посетить Англию, Италию и провести целых два года во Франции, после которых он вернулся в ателье бельгийского скульптора и педагога Шарля ван дер Стэппена еще на два года (1887 — 1889 гг.). Сам Руссо работал преподавателем скульптуры в брюссельской Королевской Академии изящных искусств с 1901 по 1919 годы. Был директором Академии с 1919 по 1922 гг., приняв этот пост от ван дер Стэппена, и, позже, с 1931 по 1935 гг. Умер в Ворсте 17 марта 1954 года. Работы: около 1898 г.: Сова + Попугай (французское название — Le Hibou + Le Perroquet) в Брюссельском ботаническом саду; 1899 г.: монументная плита Шарлю Бюльсу и строителям Гран-пласа (с архитектором В.Орта); около 1904 г.: аллегорические статуи для моста (французское название — Pont de Fragnée) в Льеже; 1920 г.: Англо-бельгийский военный мемориал, Набережная Виктории, Лондон (с британским архитектором сэром Рэджинальдом Бломфилдом; 1922 г.: монументальная фигурная группа "Зрелость" (французское название — La Maturité), улица Монтань дю Парк, Брюссель; бюст Альбера Жиро, Парк Иосафата, Схарбек.
1866
Николай Семёнович Беляев
русский генерал-майор, герой Первой мировой войны, военный специалист РККА. Приемный сын священника. Окончил Ананьевскую гимназию (1887) и физико-математический факультет Новороссийского университета (1891). В 1893 году окончил военно-училищный курс Московского пехотного юнкерского училища, откуда выпущен был подпоручиком в 59-й пехотный Люблинский полк. Чины: поручик (1896), штабс-капитан (1899), капитан (1901), подполковник (1904), полковник (1908), генерал-майор (1916). В 1899 году окончил геодезическое отделение Николаевской академии Генерального штаба по 1-му разряду. В 1901—1903 годах состоял в числе офицеров Корпуса военных топографов, затем был начальником строевого отдела штаба Очаковской крепости (1903—1904). Старшим адъютантом штаба 15-й пехотной дивизии участвовал в русско-японской войне. С 30 августа 1905 по 1 сентября 1906 года был правителем канцелярии этапного отделения управления начальника военных сообщений при Главнокомандующем на Дальнем Востоке. Позднее состоял штаб-офицером для особых поручений при штабе 12-го армейского корпуса (1906—1907) и старшим адъютантом штаба Казанского военного округа (1907—1909). В 1909—1913 годах был прикомандирован к Александровскому военному училищу для преподавания военных наук. 23 мая 1913 назначен начальником штаба 44-й пехотной дивизии, с которой и вступил в Первую мировую войну. Был удостоен ордена Святого Георгия IV степени «За то, что с 17 октября по 3 ноября 1914 года в боях на реке Сане при форсировании переправ и за расширение наших позиций на левом неприятельском берегу против д. Заржече, многократно подвергая свою жизнь явной опасности, лично производя разведки и неустанно наблюдая в боях в сфере губительного ружейного и артиллерийского неприятельского огня, собирал важные о нем сведения и давал возможность начальнику дивизии выяснить планы и намерения противника, своевременно их парализовать и тем способствовал окончательному прочному успеху действий дивизии за указанный период боев.» В октябре 1915 был назначен командиром 152-го пехотного Владикавказского полка. 30 ноября 1916 назначен начальником штаба 17-й пехотной дивизии, а 1 апреля 1917 года — начальником штаба 13-го армейского корпуса. В мае 1917 был назначен командующим 70-й пехотной дивизией. Во время Октябрьского восстания был арестован по указанию Военно-революционного комитета, но вскоре отпущен. В 1918 году добровольно вступил в РККА. Занимал должность инспектора Главного управления военно-учебных заведений Всероглавштаба, с 24 декабря 1919 был: преподавателем Военной академии РККА, начальником отделения библиотек и учебных пособий ГУВУЗ специальный лектор Военной Академии и специальным лектором Военной академии. Занимал должности старшего руководителя групповых лекций Военной академии (1922—1923), начальника Геодезического управления РККА (1923—1926) и военрука Московской консерватории. В 1928 году вышел в отставку, преподавал военное дело во 2-м МГУ и Плехановском институте. 10 ноября 1930 был арестован по делу «Весна»: «Первыми были схвачены отставные военные А.Н.Галицинский, А.В.Новиков и Н.С.Беляев, поскольку санкцию на их арест в Наркомате обороны запрашивать было не нужно. Затем был арестован друг Владиславского Е.К.Смысловский и преподаватели Военной академии ВВС С.Г.Лукирский и Ф.Ф.Новицкий. Кроме того, вскоре попал в кутузку и В.Г.Сухов. Судя по протоколам допросов, большая часть арестованных держала себя очень достойно, в особенности — все три отставных генерала и подполковник В.Г.Сухов. Допросы длились сутками, причем, по всей видимости, подследственных сильно били. По крайней мере, есть основания считать, что генерал Галицинский умер именно от побоев.» — Тинченко Я.Ю. Голгофа русского офицерства в СССР. Признал себя виновным, 18 июля 1931 года приговорен к пяти годам ИТЛ, в июле 1934 года досрочно освобождён. В сентябре 1934 года был назначен преподавателем военной кафедры Московской консерватории. Умер в Москве 20 января 1935 года. Похоронен там же. Был женат, имел сына.
Награды: Орден Святого Станислава III степени (1906); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1906); Орден Святого Владимира IV степени (1906); Орден Святого Станислава II степени (1911); Орден Святого Владимира III степени с мечами (Вычояайший приказ январт.1915); Орден Святого Георгия IV степени (Высочайший приказ 1 июня 1915).
Литература: Список студентов и посторонних слушателей Новороссийского университета в осеннем полугодии 1890—1891 учебного года. По физико-математическому факультету. — Одесса, 1890. — Строаница 16; Тинченко Я. Голгофа русского офицерства в СССР 1930—1931 годы. — Москва. 2000; Клепов М.Ю. Офицеры — Георгиевские кавалеры Первой мировой войны. — Москва: «Минувшее», 2015.
[437x700]
1866
Василий Васильевич Кандинский
выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник», преподавателем Баухауса. Родился в Москве, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, когда семья переехала туда в 1871 году. Родители предполагали для сына профессию юриста, Василий Васильевич блестяще окончил Юридический факультет Московского государственного университета. В 1896 знаменитый Дерптский университет в Тарту предлагает место профессора, но Кандинский отказывается. Так, по ряду причин в 30 лет он решил стать художником; это произошло под влиянием выставки импрессионистов в Москве в 1895 году и картины «Стога сена» Клода Моне. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но, не согласный с отношением к искусству в Советской России, в 1921 году вновь уезжает в Германию. После закрытия Баухауса нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство. Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского (Кяхта) рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества. Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию, получает также художественное и музыкальное образование. В 1885-1893 (с перерывом в 1889-1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А.И.Чупрова, изучая экономику и право. В 1889 г. прервал учебу по состоянию здоровья, и с 28 мая (9 июня) по 3 (17 июля) совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии. В 1893 г. В.Кандинский окончил юридический факультет. В (1895—1896) трудился художественным директором типографии «Товарищества И.Н.Кушнерёва и К°», на Пименовской улице, в Москве. Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно — в возрасте 30 лет. В 1896 г. он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 г. В Мюнхене знакомится с русскими художниками: А.Г.Явленским, М.В.Верёвкиной, В.Г.Бехтеевым, Д.Н.Кардовским, М.В.Добужинским, И.Я.Билибиным, К.С.Петровым-Водкиным, И.Э.Грабарем. С 1897 г. обучался живописи в частной студии А. Ашбе. В 1900 г. поступил в Мюнхенскую академию художеств, где обучался у Франца фон Штука. С 1901 г. Кандинский создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нём школу, в которой сам же и преподавал. С 1900 г. Кандинский много путешествует, посетив Северную Африку, Италию, Францию; наездами бывает в Одессе и Москве. Участвовал в выставках Московского товарищества художников. В 1910 и 1912 г. также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи. В 1909 г. Кандинский организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», в 1911 — альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные художники-экспрессионисты, Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина а также Пауль Клее. Тогда же у него прошла первая персональная выставка.
[700x384]
В 1914 г. художник вернулся в Москву. В последующие годы работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами. После революции 1917 г. Кандинский активно занимался общественной работой. В 1918 г. он участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе и издал автобиографическую книгу «Ступени» (М., 1918). В 1918—1919 г. он был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919—1921 г. — председателем Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, почётным профессором Московского университета. Кандинский также был избран вице-президентом РАХН. Продолжал он и писать — в этот период, в частности, созданы декоративные композиции на стекле «Амазонка» (1918) и «Амазонка в горах» (1919). В декабре 1921 г. Кандинский выехал для организации отделения Российской Академии Художественных Наук в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Россию он уже не вернулся. В Берлине Василий Кандинский начал преподавать живопись и стал видным теоретиком школы «Баухауз». Вскоре Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства. В 1928 г. художник принял немецкое гражданство, но когда в 1933 г. к власти пришли нацисты, эмигрировал во Францию. С 1933 по 1944 г. он жил в Париже, активно участвуя в интернациональном художественном процессе. В 1939 году Василий Кандинский принял французское гражданство. Умер в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен 13 декабря 1944 года. Похоронен на Новом кладбище Нёйи, расположенном в коммунах Пюто и Нантер под Парижем. Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Münchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmünz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб. В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца» Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Münter), 26-летней слушательницей школы. Однако он не оформил брака, хотя в 1911 году развёлся со своей первой женой Анной Чемякиной. После начала мировой войны они расстались в связи с отъездом Кандинского в Россию, но в 1915 году снова провели вместе три месяца в Стокгольме. К этому времени Габриэла стала уже настоящей художницей, хотя её манера отличалась от стиля Кандинского. В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и нигде не выставлялись. Однако некоторые из них были сохранены Габриэлой, жившей постоянно в Мурнау-ам-Штаффельзее в доме, в котором они проживали с Василием. Она там же и скончалась в 1962 году. Наиболее известные работы: «Колебание»; «Композиция»; «Москва»; «Восток».
[369x700]
Мемориальная доска и бюст в Одессе.
В 2007 году в России учреждена ежегодная Премия Кандинского. Главный критерий выбора победителей — то, насколько тот или иной художник своими новейшими работами повлиял на ситуацию в современном российском искусстве.
Библиография: Рейнгардт Л. Абстракционизм, в книге: Модернизм. Анализ и критика основных направлений, Москва, 1969, страницы 101-111; Grohmann W. Wassily Kandinsky. Life and work, N.Y., 1958; Baedecker. Deutschland. Verlag Karl Baedeker. 2002. — ISBN 3-8297-1004-6; Schulz, Paul Otto.Ostbauern. Köln: DuMont, 1998 — ISBN 3-7701-4159-8; Азизян И.А. Москва В.В.Кандинского // Архитектура в истории русской культуры. Выпуск 2: Столичный город. Москва: УРСС, 1998. — ISBN 5-88417-145-9 Страницы 66—71; Азизян И.А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский) // Авангард 1910-х — 1920-х годов. Взаимодействие искусств. — Москва, 1998; Раппапорт А.Кандинский в Лондоне // Rossica. — 2002.— Issue 7/8: Revelations in Colour: Dionisy & Kandinsky. Или: Kandinsky in London // Idem; Валерий Турчин. Кандинский в России. Москва: Художник и книга, 2005. — 448страниц. — ISBN 5-9900349-1-1; Азизян И.А. Теоретическое наследие В.В.Кандинского в художественном сознании XX века // Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени / Сборник научных трудов под редакцией И.А.Азизян. — Москва: КомКнига, 2006. Страницы 189—249; Кожев, А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского (1936) // «Атеизм» и другие работы. — Москва: Праксис, 2007. — Страницы 258—294.
Сочинения: Василий Кандинский. О духовном в искусстве, 1910; В.В.Кандинский. О духовном в искусстве (Живопись) Доклад на Всероссийском съезде художников в 1911 г. (за отсутствием автора доклад прочитан Н.И.Кульбиным); В.В.Кандинский (текст художника), Москва, 1918; Über das Geistige in der Kunst, Münch., 1912 (на русском языке частично, в книге: Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 — январь 1912, том 1, [Петроград, 1914], страницы 47-76); Punkt und Linie zu Fläche. Beitrag zur Analyse der malerischen Elemente, Münch., 1926. (на русском языке в книге: Кандинский В. Точка и линия на плоскости. — Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2005. — Страницы 63-232. Перевод с немецкого Елены Козиной); Кандинский В. Избранные труды по теории искусства в 2 томах / Редакционная коллегия и составитель Б.Автономова, Д.В.Сарабьянов, В.С.Турчин (2001, тираж 1300 экзкмпляров, дополнительный тираж 1000 экземпляров). В 2007 году в России учреждена ежегодная Премия Кандинского. Главный критерий выбора победителей — то, насколько тот или иной художник своими новейшими работами повлиял на ситуацию в современном российском искусстве.
Литература: Шишанов В.А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941. Минск: Медисонт, 2007. 144 страниц; Рейнгардт Л., Абстракционизм, в книге: Модернизм. Анализ и критика основных направлений, Москва, 1969, страницы 101-11; Grohmann W., Wassily Kandinsky. Life and work, New York, 1958.
[513x700]
1867
Шио Арагвиспирели (грузинское имя — შიო არაგვასპირელი; псевдоним; настоящее имя — Шио Захарьевич Дедабришвили, შიო ზაქარიას ძე დედაბრიშვილი)
российский и советский грузинский писатель. Родился в селе Карисхеви (Тандилаанткари) Душетского уезда, в семье бедного священника в Восточной Грузии, детство провёл в крестьянской среде. В 1883 году поступил в Тифлисскую духовную семинарию, откуда был исключён в 1887 году за высказывание революционных идей, но в 1889 году восстановлен. С 1890 по 1895 год учился в Ветеринарном институте в Варшаве, Царство Польское, где был членом подпольной студенческой организации. Основав в Варшаве Лигу за освобождение Грузии, был арестован властями Российской империи. После освобождения и возвращения в Грузию работал инспектором на бойне в Тбилиси, но был уволен из-за скандала с раскрытием им общественности сведений о заражённой свинине на бойне, что привело к скандалу. Писать прозу, преимущественно короткие рассказы, отражавшие его различный автобиографический опыт, начал в 1895 году, в скором времени став достаточно популярным и известным. В рассказах «Вот наша жизнь!», «С каким отвращением смотрит», «Вставай», «Не моя вина, боже!» им были показаны проникновение капиталистических отношений в грузинские деревни, крушение старого уклада и тяжёлая жизнь крестьян. Повести «Моя родина, моё сердце» и «Прикованный Амиран» содержат в себе национально-освободительные мотивы, в них писатель показывает моральное разложение грузинских царских чиновников и влияние на общество буржуазной морали, однако эти рассказы и новеллы не содержат явной критики данных явлений, проповедуя, наоборот, важность наслаждения земными благами и стремления к личному счастью. Одной из лучших его новелл признаётся «Земля» (1901), повествующая о больном чахоткой грузине, сосланном в Сибирь и там убитом за отказ выбросить мешок грузинской земли, который он взял с собой. При советской власти его творчество нередко подвергалось критике, поэтому в последние годы жизни им было написано небольшое количество произведений. Наиболее известная из его поздних работ — сентиментальный полусказочный роман «Разбитое сердце» (1920), повествующий о любви княжны и простого ювелира. Умер в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) 2 января 1926 года. Похоронен в Дидубийском пантеоне в Тбилиси.
Сочинения: არაგვასპირელი შ., რჩეულ ნაწარმოებთა კრებული, თბილისი, 1928; თხზულებათა სრული კრებული, ტომები 1, 2, თბილისი, 1947. В русском переводе — Гюли. Рассказы, Тбилиси, 1937; Разбитое сердце, Тбилиси, 1937.
Литература: რადიანი შ., მეოცე საუკუნის ქართული ლიტერატურა, თბილისი, 1951; ბენაშვილი დ., შიო არაგვასპირელი, თბილისი, 1959.
1867
Самуил Абрамович Вайсенберг
русский врач и антрополог. Родился в городе Елисаветград, Херсонская губерния, Российская империя, в семье купца второй гильдии Абрама Марковича Вайсенберга. После успешного окончания гимназии поступил в Гейдельбергский университет, где в 1890 году получил диплом врача, а позже — степень доктора медицины. Результаты его антропологических исследований среди евреев Юга России были удостоены золотой медали Московского естественнонаучного общества. В этой работе, на основании сравнения евреев с другими народностями, он заключает, что евреи являются не единой расой, а продуктом смешения нескольких антропологических типов. Опубликовал ряд работ по фольклору и этнографии евреев. Позднее занимался исследованиями антропологии караимов, пытаясь доказать, что существует родство между караимами и татарами, и что караимы появились в результате смешения евреев и татар. Умер в городе Зиновьевск, Украинская ССР (ныне Кропивницкий), в 1928 году.
1867
Одзаки Коё (псевдоним; настоящее имя — Токутаро)
японский писатель. Родился в Токио. Окончил литературный факультет Токийского университета. Вместе с Ямада Биме создал литературное общество "Друзья тушечницы" (1888; от слова тушь; идейно-творческая позиция общества была связана с традициями старой литературы). В ранних произведениях подражал Ихара Сайкаку. Описывал быт и нравы прошлого в романах: "Любовная исповедь двух монахинь" (1889), "Благоухающее изголовье" (1890), "Две жены". Глава школы романтиков и основатель литературного объединения «Друзья тушечницы» («Кэнъюся», 1888). Начал с повестей на темы феодпльного прошлого. Первое значит. произв. — «Горькие воспоминания о любви двух монахинь» («Нинин бикуни иродзангэ», 1889). В повести «Подушка алоэ» («Кяра макура», 1890) из жизни куртизанки Одзаки Коё подражает Ихара Сайкаку. К произведениям с современной тематикой относятся: «Много чувств, много горя» («Тадзё такон», 1896) и незаконченный роман «Золотой демон» («Кондзики яся», 1897) о юноше, который мстит обществу за поруганную любовь тем, что становится ростовщиком. Одзаки Коё оказал большое влияние на современников. В романах "Много чувств, много горя" (1896) и "Золотой демон" (1897) содержится протест против всевластия денег в обществе. Язык произведений Одзаки близок к разговорному. Умер в Токио 30 октября 1903 года.
Литература: История современной японской литературы, Москва, 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, Москва, 1964; Nakamura Mitsuo, Japanese fiction in the Meiji era, Tokyo, 1966.

1868
Ян Янович Гралевский (польское имя — Jan Gralewski)
католический священник, депутат Государственной думы Российской империи I и II созывов от Варшавской губернии. Родился в Серпце в польской, католической, уважаемой среди горожан шляхетской семье герба Сулима. Обучался в гимназии сначала в Плоцке, затем — в Бяла-Подляске, а затем окончил Варшавскую католическую духовную семинарию. В 1891 года рукоположен в священника. Был настоятелем в Варшаве и других городах Царства Польского. В 1894—1898 годах — викарий в церкви Пресвятой Девы Марии Милосердной в Варшаве, где получил звание ректора. Известный педагог, организатор летнего отдыха детей. Принимал участие в работе многих педагогических организаций. Участвовал в работе редакционной коллегии «Педагогической энциклопедии», работал в редакции «Большой иллюстрированной энциклопедии». В 1904 году побывал в Великобритании и Франции для знакомства с новыми педагогическими идеями. Принадлежал к национально-патриотическому движению, состоял в Национальной лиге. С 1905 года — член Национально-демократической партии. Тогда же стал одним из организаторов школьной забастовки в Царстве Польском. Совместно с Генриком Сенкевичем и другими основал организацию «Polska Macierz Szkolna», затем вошёл в правление национально-патриотической организации Польская школа «Матица». Поддерживал идею об отмене ограничений для польского языка в сфере образования, подписал обращение в Министерство народного просвещения, за что был отстранён от прихода и приговорён к году тюремного заключения по обвинению в антиправительственной деятельности. В результате заступничества иерархов римско-католической церкви приговор был отменён. В ноябре 1905 года был в составе польской делегации у премьер-министра графа С.Ю.Витте. Настаивал на проведении реформ в Царстве Польском. Отдан под надзор полиции на срок 4 года в административном порядке. 8 мая 1906 году был избран в Государственную думу Российской империи I созыва от общего состава выборщиков Варшавского губернского избирательного собрания. Вошёл в Польское коло. Состоял в комиссии по исследованию незакономерных действий должностных лиц. Участвовал в следственной комиссии, изучавшей неправомерные действия государственных учреждений. Подал запрос относительно ограничений права работы польских учителей в народных школах. После роспуска Думы был в составе делегации Польского коло, которая присутствовала на совещании в Выборге, однако Выборгское воззвание не подписал. Вскоре выехал в США для знакомства с американской системой начального образования и для укрепления контактов с польской диаспорой в Америке.
Русская карикатура «Триумфальное шествие Польского кола в Минскую губернию» из приложения к «Новому времени» за июнь 1907, (Р.Дмовский, Я.Я.Гралевский, Я.Белявский, и граф Г.Р.Потоцкий).
6 февраля 1907 был избран в Государственную думу Российской империи II созыва от общего состава выборщиков Варшавского губернского избирательного собрания. Входил в Польское коло. Член Комиссии по народному образованию. Подписал законопроект «О гражданском равенстве». Выдвинул предложение о полонизации школы в Царстве Польском. Протестовал против нераспространения на территорию Царства Польского предстоявшей аграрной реформы П.А.Столыпина. Находясь в Санкт-Петербурге, продолжал участвовать в деятельности национальных польских школьных организаций. Состоял выборщиком в III-ю Государственную думу. За политическую деятельность по приказу варшавского генерал-губернатора в августе 1907 подлежал к ссылке в Пермь с возможной заменой выезда за границу без права возвращения в Россию до отмены военного положения в Царстве Польском. Уехал в Галицию, принадлежавшую тогда Австро-Венгрии. В 1908 вернулся в Польшу, поселился в Варшаве, занял место настоятеля одного из городских храмов, продолжал участвовать в деятельности школьных организаций. Был одним из активных членов Национальной лиги. В 1911 году выступил за бойкот русских школ. Во время Первой мировой войны входил в состав Центрального гражданского комитета Варшавы. Поддерживал контакт с германскими оккупационными властями, вошёл в созданный ими Главный опекунский совет. В 1916 году выезжал в Швейцарию, где в Веве сказал проповедь на похоронах Генрика Сенкевича. В независимой Польше продолжал заниматься политической деятельностью и педагогикой. В 1920 году был инспектором школьного Радомского округа. Участвовал в организации польского начального и среднего образования и разработке программы польских школ. Получил отпуск по болезни. Написал за это время две новые книги, в том числе «Господь Иисус в душе ребёнка» (Pan Jezus w duszy dziecka). Через год, несмотря на тяжелую болезнь (рак гортани), вернулся в Варшаву, в свою любимую церковь. Скончался в Варшаве 17 февраля 1924 года.
Литература: Государственная дума Российской империи: 1906—1917. Б.Ю.Иванов, А.А.Комзолова, И.С.Ряховская. Москва. РОССПЭН. 2008. Cтраницы 145—146; Боиович М.М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Первый созыв. Москва: Тип. Товарищества И.Д.Сытина. 1906 Страница 417; Первая Государственная Дума. Алфавитный список и подробные биографии и характеристики членов Государственной Думы. — Москва: Типография Товарищества И.Д.Сытина, 1906. — 413 страниц; Государственная Дума первого призыва. Портреты, краткие биографии и характеристики депутатов. — Москва: «Возрождение», 1906. Страница 112; Боиович М.М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Второй созыв. Москва, 1907. Страница 417; Brzoza Cz., Stepan K. Posłowie polscy w Parlamencie Rosyjskim, 1906—1917: Słownik biograficzny. Warszawa, 2001; Российский государственный исторический архив. Фонд 1278. Опись 1 (1-й созыв). Дело 44. Лист 4, 5; Опись 1 (2-й созыв). Дело 111; Дело 530. Лист 5; Фонд 1327. Опись 1.1905 год. Дело 143. Лист 164 оборот.
1869
Эрнст Отто Грейнер (немецкое имя — Ernst Otto Greiner)
немецкий художник и график. В 1884 году юный Грейнер начинает изучать искусство литографии в лейпцигском институте Ю.Клинкхардта. Затем, в 1888—1891 годах он обучается в Мюнхенской академии художеств. В 1891 О. Грейнер совершает первое учебное путешествие по Италии, во время которого знакомится и завязывает дружеские отношения с художником Максом Клингером. После возвращения из-за границы Грейнер в 1892—1898 годах живёт в Мюнхене и в Лейпциге. В 1898 году О. Грейнер вновь приезжает в Рим, и живёт там в прежней мастерской М.Клингера близ Колизея. Из этого времени происходит написанный М.Клингером портрет художника (1905 года). В начале 1915 года, в связи в начавшейся Первой мировой войной О. Грейнер был вынужден уехать из Италии в Германию, и живёт вплоть до своей смерти в 1916 году в Мюнхене. О. Грейнер был одним из выдающихся мастеров немецкого югендштиля. Был автором ряда крупноформатных полотен, таких, как неоконченное и оставленное из-за бегства из Италии «Триумф Венеры», а также «Школа ведьм», «Одиссей и сирены» (над которой художник работал 3 года; пропала во время Второй мировой войны), «Прометей», «Геркулес у Омфалы». Был автором цикла полотен «Про женщин» (Über die Frauen). Особой заботой мастера была точная графическая передача на холсте темы, в особенности изображения человеческого тела.
«Геркулес у Омфалы»
Кроме произведений на мифологические и исторические темы, которым, кроме полотен, были посвящены и 112 графических работ, О.Грейнер создаёт также портреты, изображения обнажённой натуры, произведения на фантастические сюжеты. Ряд работ, в частности «Геркулес у Омфалы», художником не были закончены вследствие его внезапной кончины в Мюнхене 24 сентября 1916 года.
Литература: Birgit Götting: Otto Greiner (1869—1916): die Entstehung eines Künstlers: zu den Aufstiegsbedingungen einer begabten Handwerkslithographen zu anerkannter Künstlergrösse. Hamburg 1980 (диссертация); Prof. Dr. Hans W. Singer: Otto Greiner — Meister der Zeichnung. A. Schumann’s Verlag, Leipzig 1912; Julius Vogel: Otto Greiner. Velhagen & Klasings, Bielefeld 1925 (Werksverzeichnis, alle Arbeiten auf Papier); Rolf Günther: Der Symbolismus in Sachsen 1870—1920. Dresden, Sandstein, 2005, ISBN 3-937602-36-4.
[505x700]
1869
Христо Николов Татарчев
болгарский революционер, участник болгарского национально-освободительного движения в Македонии, один из основателей ВМОРО. Умер в Турине 5 января 1952 года.
[465x700]
1869
Альфред Фрэнсис Хилл (Alfred Francis Hill)
австралийский и новозеландский композитор и дирижёр. Родился в Мельбурне. Провёл детство и юность в Веллингтоне. В 1887—1891 гг. учился в Лейпцигской консерватории у Густава Шрека (композиция), Ханса Зитта (скрипка), Алоиса Рекендорфа (фортепиано) и Карла Райнеке (ансамбль). С 1888 г. играл на скрипке в оркестре Гевандхауза. Ранние произведения Хилла — в частности, Шотландская соната для скрипки и фортепиано — были опубликованы в Лейпциге. В 1892—1897, 1902—1903 и 1904—1910 гг. Хилл жил и работал в Новой Зеландии, руководил оркестром в Веллингтоне, стоял у истоков новозеландского музыкального образования, а также много работал над сбором музыкального материала маори, на основе которого создал ряд произведений начиная с кантаты «Хинемоа» (англ. Hinemoa; 1896). В промежутках Хилл работал в Сиднее, а в 1911 г. окончательно обосновался там, возглавив музыкальный колледж. В этот же период Хилл был активен как камерный исполнитель, особенно как альтист в составе струнного квартета. В 1915 г. Хилл был в числе основателей Консерватории Нового Южного Уэльса, в которой стал первым профессором теории и композиции, а также заместителем руководившего консерваторией Генри Вербрюггена в работе с оркестром. Одновременно Хилл много работал как оперный дирижёр. В 1932 г. он вошёл в состав консультативного совета по музыкальному вещанию при Австралийской радиовещательной корпорации. В 1934 г. Хилл ушёл из консерватории и на протяжении 1935—1936 гг. руководил собственной музыкальной академией в Сиднее, после чего отказался от педагогической деятельности и посвятил оставшиеся годы жизни исключительно композиции. С 1947 г. он был президентом Общества композиторов Австралии. Умер в Сиднее 30 октября 1960 года. Наследие Хилла включает более 500 сочинений, в том числе 12 симфоний, из которых 11 представляют собой переработки более ранних струнных квартетов (Хилл написал их 17). Хиллу также принадлежат 8 опер, 72 фортепианные пьесы, хоровая музыка, песни.

1870
Николай Николаевич Купчинский
русский генерал-майор, герой Первой мировой войны. Православный. Из потомственных дворян Полтавской губернии. Окончил Полтавский кадетский корпус (1888) и 1-е военное Павловское училище (1890), откуда был выпущен подпоручиком в 33-й пехотный Елецкий полк. Чины: поручик (1893), штабс-капитан (1900), капитан (1902), подполковник (1905), полковник (за отличие, 1911), генерал-майор (1917). Состоял младшим офицером Чугуевского пехотного юнкерского училища (1894—1899) и офицером-воспитателем Полтавского кадетского корпуса (1899—1914). С 1911 года был также ротным командиром кадетского корпуса. 9 сентября 1914 года был переведен в 33-й пехотный Елецкий полк, с которым вступил в Первую мировую войну. Был награждён орденом Святого Георгия IV степени «За то, что 20 октября 1914 г. у сел. Высоцко на левом берегу р. Сана, командуя полком, под сильным и действительным огнём, отразил многократные атаки превосходных сил противника и, будучи ранен в руку, остался в строю в течение последующих 16 дней до конца боев, находясь все время в окопах, мужеством и стойкостью подавая пример, отразил все попытки противника сбить полк с позиции, чем способствовал частям 9-го и 10-го корпусов переправиться на левый берег реки Сана.» 29 апреля 1915 года был назначен командиром полка. Был награждён Георгиевским оружием «За то, что в бою 9 мая 1915 г., на переправе через р. Вислок, у д. Добржехов, под сильным и губительным огнём противника, остановил и привел в порядок отходивший полк, устроил его на позиции и задержал противника, чем дал возможность отойти через переправу реки Вислок соседним войскам и обозам.» 12 декабря 1916 года назначен командующим бригадой 134-й пехотной дивизии, а 4 марта 1917 произведен в генерал-майоры с утверждением в должности. К концу 1917 года был назначен директором Полтавского кадетского корпуса. С 8 июня 1918 года был начальником 6-й дивизии гетманской армии, 20 ноября был переведен начальником 11-й дивизии в Полтаве. В ноябре 1918, во время падения режима Скоропадского, командовал сводным отрядом офицеров 6-го Полтавского армейского корпуса в боях против войск Директории УНР. Затем выехал в Крым. Участвовал в Белом движении в составе ВСЮР и Русской армии барона Врангеля. Состоял в резерве чинов при штабе главнокомандующего ВСЮР (с 1 января 1919), в резерве чинов при штабе Крымско-Азовской Добровольческой армии (с 22 января 1919) и в резерве чинов ВСЮР (с 22 июня 1920). Судьба после 1920 года неизвестна.
Награды: Орден Святого Станислава III степени (1902); Орден Святого Станислава II степени (1907); Орден Святой Анны II степени (1913); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 15 марта 1915); Орден Святого Георгия IV степени. (Высочайший приказ 1 июня 1915); Орден Святого Владимира III степени с мечами (Высочайший приказ 25 июня 1915); Орден Святой Анны IV степени. (4 мая 1916); Георгиевское оружие (Высочайший приказ 26 октября 1916); мечи к ордену Святой Анны II степени (Приказ по Армии и Флоту 26 апреля 1917).
1871
Кароль Йордан (венгерское имя — Károly Jordan)
венгерский математик. Родился в Пеште. Работал в основном в Будапеште. Его основные труды относятся к теории вероятностей. Умер в Будапеште 24 декабря 1959 года.
Источники: А.И.Бородин. Биографический словарь деятелей в области математики. - Киев, Радянська школа, 1979.
1871
Николай Александрович Ростовцев
русский общественный деятель и политик, член IV Государственной думы от Орловской губернии. Родился в городе Елец, Российская империя. Происходил из купеческой семьи, личный дворянин. Окончил Елецкую гимназию и юридический факультет Московского университета (1894). По окончании университета два года жил в деревне, затем посвятил себя общественной деятельности. Избирался гласным Елецкой городской думы (с 1897), Елецкого уездного (с 1897) и Орловского губернского (с 1906) земских собраний, почетным мировым судьей по Елецкому уезду (с 1897). С 1897 года состоял помощником уездного предводителя дворянства по наблюдению за школами. Был членом уездного училищного совета и ревизионной комиссии губернского земства (с 1907). Кроме того, состоял председателем попечительского совета Елецкой женской гимназии (с 1903). Был землевладельцем Елецкого уезда Орловской губернии (500 десятин) и Тамбовской губернии (400 десятин), домовладелец Ельца. В 1900 году был избран членом, а в 1902 — товарищем председателя Елецкого биржевого комитета. Представлял комитет на съездах биржевой торговли и торгово-промышленных съездах. В 1904—1918 годах состоял директором Елецкого городского купеческого банка. Был председателем Елецкого отдела «Союза 17 октября». Состоял выборщиком в Государственную думу II и III созывов от города Ельца. В 1912 году был избран в члены Государственной думы от Орловской губернии 1-м съездом городских избирателей. Входил во фракцию октябристов, после её раскола — в группу земцев-октябристов. Был членом бюро Прогрессивного блока от земцев-октябристов. Состоял товарищем председателя финансовой комиссии, председателем комиссий по торговле и промышленности (с 15 декабря 1916), а также членом комиссий: о путях сообщения, продовольственной, сельскохозяйственной. В годы Первой мировой войны был избран в Особое совещание по обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий, работающих для целей государственной обороны. Состоял председателем Елецкого комитета РОКК. Участвовал в Февральской революции. 14 марта 1917 года назначен комиссаром Временного комитета Государственной думы в Министерстве торговли и промышленности. 20 апреля по решению ВКГД был командирован в Орловскую губернию. В дни Июльского кризиса был арестован солдатами в Ельце, но после вмешательства председателя Государственной думы Родзянки — освобожден. После Октябрьской революции переехал в Киев, входил в Совет промышленности, торговли, финансов и сельского хозяйства. В 1920 году — в Екатеринодаре. Был товарищем председателя, а затем председателем Всероссийского союза торговли и промышленности (Протосоюз). В 1920 году эвакуировался из Севастополя в Константинополь с армией барона Врангеля. Был председателем ликвидационной комиссии в Константинополе. Входил в Русский совет при бароне Врангеле. В 1922 году эмигрировал в Югославию. Умер в Белграде 29 января 1923 года. Похоронен на Старом кладбище.
Семья
Был женат на саратовской помещице Екатерине Ивановне Ростовцевой (1876-1942; урождённая Черникина). Имел шестерых детей: сыновья - Кирилл, Иван и Андрей; дочери - Ксения, Елена и Анна.
Источники: 4-й созыв Государственной думы: Художественный фототип. альбом с портретами и биографиями. — Санкт-Петербург.: издание Н.Н.Ольшанского, 1913; Государственная дума Российской империи: 1906—1917. — Москва.: РОССПЭН, 2008; Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917—1997 в 6 томах. Том 6. Книга 1. Пос — Скр. Москва: «Пашков дом», 1999. — Страница 285.