• Авторизация


16 декабря родились... 16-12-2025 04:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Mutkurovsava (490x700, 113Kb)
1852
Сава Атанасов Муткуров (болгарское имя — Сава Атанасов Муткуров)
болгарский военный деятель. Первый генерал болгарской армии (1891). Родился в Тырново, Румелия, Османская империя. Окончил училище в Тырново, два класса Военно-медицинского училища в Константинополе (1868), Одесское юнкерское пехотное училище (1872). С 1872 года служил в русской армии. В 1876 г. участвовал добровольцем в Сербско-турецкой войне в составе Русско-болгарской бригады. Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. командовал ротой в 54-м Минском пехотном полку. После победы в войне, с 1878 г. командовал 1-й ротой в 1-й Пловдивской дружине (батальоне) милиции Восточной Румелии. С 1881 г. был начальником канцелярии, директором администрации милиции и жандармерии в Главном штабе милиции и жандармерии Восточной Румелии. С 1883 года — командир 11-й Айтоской дружины милиции Восточной Румелии, сформированной в районе Рога Старой Планины. В 1885 году активно участвовал в объединительной акции Болгарии и Восточной Румелии. Вместе с политическим деятелем Димитром Ризовым он встретился с болгарским князем Александром Баттенбергом в Шумене — тогда князь получил информацию о предстоящем военном выступлении в Восточной Румелии и согласился поддержать его. Во главе верных айтосцев Муткуров блокировал резиденцию румелийского губернатора Гавриила Крыстевича. И после его отречения вошёл в состав временного правительства Южной Болгарии (бывшей Восточной Румелии), созданного в Пловдиве. Во время Сербско-болгарской войны 1885 г. был начальником Тырново-Сейменского отряда. Являлся командующим болгарскими войсками во время боя на Царибродской позиции, одним из руководителей взятия сербского города Пирота: тогда он командовал 2-й дивизией. После окончания войны был командиром 5-й пехотной бригады и начальником Пловдивского гарнизона. Выступил против пророссийского переворота (свержение князя Александра Баттенберга) в августе 1886 г. В том же месяце вместе с политическим деятелем Стефаном Стамболовым являлся одним из руководителей контрпереворота, после которого был главнокомандующим болгарской армии. Под его руководством войска Пловдивского гарнизона прибыли в Софию, где арестовали часть участников переворота, а других вынудили эмигрировать из страны.
Регент и министр
В августе 1886 — августе 1887 был одним из трёх регентов Болгарии (наряду со Стамболовым и Петко Каравеловым). После провозглашения князем Болгарии Фердинанда I полковник Муткуров стал военным министром в правительстве Стамболова (с 22 августа 1887 по 4 февраля 1891). Завершил реорганизацию болгарской армии, организовал её перевооружение орудиями «Манлихер» (образца 1885) и внёс в Народное собрание первый проект военного закона. февраля 1891 г. был произведён в генерал-майоры. В тот же день подал в отставку по состоянию здоровья, уехал на лечение в Италию, где и скончался в Неаполе15 марта 1891 года. Похоронен в церкви Святого Спаса в Софии. Звания: С 1872 — подпоручик (русская армия); С 1876 — поручик (русская армия); С 12 августа 1881 — капитан (милиция Восточной Румелии); С 30 октября 1883 — майор (милиция Восточной Румелии); С сентября 1886 — подполковник; С июня 1887 — полковник; С 4 февраля 1891- генерал-майор. Награды: Орден «За храбрость» I степени и IV степени, II класса ; Орден «Святого Александра» I степени без мечей и II степени с мечами; Орден «За заслуги» (серебряный).

Roman_Brandt_1898_Rachota (469x700, 141Kb)
1853
Роман Фёдорович Брандт
русский славист, заслуженный профессор Московского университета, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук; младший сын Фёдора Фёдоровича Брандта. Роман Брандт родился в Санкт-Петербурге, в дворянской семье евангелическо-лютеранского вероисповедания. Среднее образование получил в 4-й Ларинской гимназии, затем поступил в Санкт-Петербургский историко-филологический институт, но через год перешёл в Санкт-Петербургский университет, где и окончил курс в 1875 году. За выпускное сочинение «Разбор поэмы Ив. Гундулича „Осман“» был награждён золотой медалью. Оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию; занимался под руководством И.И.Срезневского и В.И.Ламанского. Через год отправился за границу (Лейпцигский и Пражский университеты) и по возвращении, 1 августа 1877 года был определён на должность экстраординарного профессора Нежинского историко-филологического института по кафедре славянской филологии. В январе 1881 года успешно защитил в Санкт-Петербургском университете диссертацию на звание магистра и 19 октября 1881 года был утверждён экстраординарным профессором, а 2 сентября 1882 года — ординарным профессором Нежинского института с чином статского советника; 15 мая 1883 года награждён орденом Святого Станислава II степени. Одновременно, в 1883—1886 годах, был учёным секретарём института. В мае 1886 года защитил в Санкт-Петербургском университете докторскую диссертацию и в том же году перешёл в Московский университет на должность экстраординарного профессора; с 1 августа 1889 года — ординарный профессор. С апреля 1899 года исполнял обязанности декана историко-филологического факультета. С 1 января 1900 года — в чине действительного статского советника. Был удостоен 9 августа 1911 года звания заслуженного профессора университета. Неоднократно писал критические статьи в специальных изданиях, в частности в журнале А.А.Хованского «Филологические записки» и варшавском издании «Русский филологический вестник». Неоднократно публиковался под литературным псевдонимом «Орест Головнин». Роман Фёдорович Брандт скончался в Москве 2 марта 1920 года. Награды: Кавалер ордена Святого Станислава I степени; Кавалер ордена Святого Станислава II степени; Кавалер ордена Святого Владимира III степени; Кавалер ордена Святой Анны II степени; Кавалер ордена Таковского креста II степени. Ученая деятельность Брандта в области славистики началась еще в студенческие годы, под руководством его учителя профессора В.И.Ламанского [им написана тогда работа по анализу одного из лучших произведений хорватской литературы дубровницкого периода — поэмы Гундулича "Осман" (17 в.)]. Неоднократно писал критические статьи в специальных изданиях, в частности в журнале «Русский филологический вестник». В 1883—1886 вышла серия "Грамматических заметок" Брандта. В 1894 он издал ценный памятник славянско-болгарского языка 12—13 вв. — "Паремийник Григоровича". Под редакцией Брандта вышел перевод морфологии славянских языков Фр.Миклошича ("Известия Историко-Филологического Института в Нежине", тома VIII, IX, XI). В 1911 вышла статья Брандта "Черты доисторического быта славян по данным языка" (не все положения ее приемлемы). Брандту принадлежат статьи о Палацком, Шафарике, Колларе ("Древности"), о мотивах поэзии Мицкевича, о Тютчеве. Брандт написал далее ряд статей по реформе русского правописания ("О лженаучности нашего правописания", (Москва, 1902; "О правописании", 1904 и др.). Он — сторонник фонетической орфографии. Привлекали Брандта и литературные занятия: он писал стихи, переводил славянских поэтов. Библиография: «Историко-литературный анализ поэмы И.Гундулича „Осман“» (Киев, 1879); «Начертание славянской акцентологии» (Санкт-Петербург, 1880, магистерская диссертация) — лучшая работа его; «Грамматические заметки» (Санкт-Петербург и Варшава, 1886, докторская диссертация); под его редакцией переведён Н.Шляковым: «Сравнительная морфология славянских языков» Франца Миклошица (Москва, 1884—1887); «Об употреблении иностранных слов», речь (Киев, 1883); «Об этимологическом словаре Миклошича» (Варшава, 1887); «Лекции по исторической грамматике русского языка» (Москва, 1892); «Краткая фонетика и морфология польского языка» (2-й выпуск, Москва, 1894—1895). Литература: Некролог, написанный M.H.Сперанским ("Научные Известия", II, Москва, 1922); «Ленора, Людмила и Нерина» (Варшава, 1896); «Отзыв о II-ой части труда ординарного профессора Т.Д.Флоринского: "Лекции по славянскому языкознанию"» (Санкт-Петербург, 1900); «Краткая фонетика и морфология чешского языка» (Москва, 1900); «Краткая фонетика и морфология болгарского языка» (Москва, 1901); «Мнения о русском правописании» (недоступная ссылка) (Воронеж, 1904); «Лекции по славянорусской палеографии» (Москва, 1909); «О лженаучности нашего правописания» (Москва, 1911) и другое; «Введение в славянскую филологию» (Москва, 1912); «Сравнительная грамматика славянских языков» (Москва, 1913); «Лекции по истории русского языка» (Москва, 1913); «Краткая сравнительная грамматика славянских языков» (Москва, 1915); «Демократизация русской грамоты» (Москва, 1917); Брандт, Роман Федорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—190; Брандт Роман Федорович // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978; Волков В.А., Куликова М.В., Логинов В.С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. — Москва: Янус-К, 2006. — Страницы 35. — 300 страниц. — 2000 экземпляров. — ISBN 5—8037—0318—4; Список лиц, служащих по ведомству Министерства народного просвещения на 1915 год. — Страница 305.

[466x700]
1853
Роберто Феррузи (итальянское имя — Roberto Ferruzzi)
итальянский художник. Наиболее известен своей работой Мадоннина, которая была показана на втором Венецианском биенале в 1897 году. Роберто Феррузи родился в городе Шибеник (провинция Далмация). Его отец работал адвокатом. Когда ему исполнилось четыре года, семья переехала в Венецию. Лишившись отца он вернулся в Далмацию и стал изучать классическую литературу и живопись. Затем он переехал в город Торрелья, здесь он в 1897 году пишет Мадоннину. Феррузи умер в Венеции 16 февраля 1934 года и был похоронен на маленьком кладбище в Торрелье, в семейном склепе, возле жены Эстер Соргато и свой дочери Маришки.

Bogatov_NA (700x697, 261Kb)
1854
Николай Алексеевич Богатов
русский художник, график, занимался литографией, работал в области пейзажа и портрета, иллюстрировал произведения русской классики и фольклора. Н.А.Богатов исполнил иллюстрации (литографии) к произведениям Ф.М.Достоевского, М.Ю.Лермонтова и других писателей. Родился в Москве, в семье придворного служителя. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в 1875 году. Занимался под руководством В.В.Пукирева, Е.С.Сорокина и В.Г.Перова. Его первые самостоятельные работы «Лошадь на крестьянском дворе» и «Отдых волов на пашне» имели успех среди преподавателей и студентов МУЖВЗ — последняя получила в 1874 году большую серебряную медаль училища. По представлению МУЖВЗ Богатову Академией художеств было присвоено звание классного художника. Участник выставок с 1872 года — Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Московское общество любителей художеств; участвовал в выставках Общества русских акварелистов.
BogatovЭпизод Бородинского сражения (700x497, 631Kb)
Эпизод Бородинского сражения. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Хромолитография Н. Богатова, 1912 год.С 1897 по 1913 годы (с перерывами) принимал участие в выставках Санкт-Петербургского общества художников. В 1878 году Богатов стал членом Московского общества любителей художеств, с 1881 года экспонировал свои работы на выставках Общества (до 1903 года, с перерывами). Преподавал в Училище изящных искусств Гунста. С 1886 года по 1924 годы участвовал в деятельности художественного кружка «Среда» (Шмаровинские среды). С 1891 года Богатов работал художником-иллюстратором в журнале «Вокруг света», издаваемого И.Д.Сытиным. Умер 7 октября 1935 года в Москве.
BogatovПасечник (700x482, 577Kb)
Николай Богатов «Пасечник» (1875)
Творчество
Н.А.Богатов своим творчеством соответствовал установкам передвижников. Жанровые картины художника — «Девочка с гусями» (1875), «Дети в лесу» (1883), «Стадо у реки» (1895), «Труженики» (1897), «В ожидании парохода», «Девочка в красном сарафане», «В горах» — впервые появлялись на выставках передвижников. Создал серии иллюстраций к произведениям Пушкина, Тургенева, Достоевского, Мамина-Сибиряка, Григоровича. Рисунки на охотничьи темы печатались в журнале «Природа и охота». Его работы имеются в Государственной Третьяковской галерее, Чувашском государственном художественном музее, музеях Омска, Севастополя, Сыктывкара, Твери и других.

[539x698]
1857
Эдуард Эмерсон Барнард (Edward Emerson Barnard)
американский астроном. Родился в Нашвилле (штат Теннесси), в бедной семье. С девяти лет работал помощником фотографа. Увлекшись астрономией, приобрел на заработанные деньги пятидюймовый рефрактор и вскоре стал известен среди любителей астрономии как удачливый наблюдатель. В 1883–1887 учился и работал в университете Вандербилта в Нашвилле. В 1887 был принят в штат Ликской обсерватории (Маунт-Гамильтон, штат Калифорния). С 1895 до конца жизни работал в Йеркской обсерватории (Уильямс-Бэй, штат Висконсин), одновременно занимал пост профессора практической астрономии Чикагского университета. В 1883 Барнард независимо от других исследователей открыл противосияние, детально изучил его и дал правильное качественное истолкование (1918). В 1892 открыл (визуально) пятый спутник Юпитера – ближайший к планете; его диаметр гораздо меньше, чем у галилеевских спутников, и его очень трудно наблюдать. Обнаружил свыше полутора десятков новых комет, в том числе комету 1892 V. Нашел, что при затмении кольцами Сатурна его спутника Япета последний не утрачивает блеска (т.е. продолжает освещаться Солнцем); отсюда следовало, что кольца Сатурна не сплошные, а состоят из отдельных частиц. Некоторые открытия Барнард сделал лишь благодаря исключительной остроте зрения. Так, он впервые обнаружил расширяющуюся туманную оболочку вокруг Новой Персея (1901). Открыл звезду, имеющую экстремально большое собственное движение, около 10 секунд дуги в год («летящая звезда Барнарда»). Важнейшей заслугой Барнарда было внедрение в практику астрономических наблюдений фотографического метода. Он получил первые высококачественные фотографии Млечного Пути (эти материалы были уже после его смерти частично изданы в виде фотографического атласа), составил каталог 349 темных туманностей в Млечном Пути, показал, что они являются облаками поглощающей материи, а не «пустыми» промежутками между звездными облаками, как думали со времен Гершеля. Получил тысячи фотографий комет, по которым впервые смог изучить морфологию кометных хвостов. Барнард был удостоен многих высоких наград – Золотой медали Лондонского королевского астрономического общества (1897), медалей Д.Араго (1893) и П.Жансена (1900) Парижской академии наук, премии П.Жансена французского астрономического общества и др. Умер в Уильямс-Бэй 6 февраля 1923 года.
[499x700]
1857
Карл Алоиз Филипп Гарре (немецкое имя — Carl Alois Philipp Garrè)
швейцарский хирург. Родился в Рагаце. Гарре обучался год в Федеральном политехническом институте в Цюрихе, но затем увлёкся медициной и завершил свое обучение в университетах Берна и Лейпцига. Он получил докторскую степень в 1883 году, ученик Теодора Кохера в Берне. В 1884 году он стал помощником Августа Социна в Базеле, где также был главой хирургической клиники. В 1886 году он квалифицировался в качестве профессора в Базеле и был адъюнкт-профессором хирургии и бактериологии. В 1888 году работал в хирургической клинике Тюбинген, был старшим консультантом и адъюнкт-профессор в 1889 году. С 1894 в Германии. В 1894 году он стал полным профессором в Ростоке в 1901 году в Кенигсберге, где его помощником был Людовик Гальберштадтt. С 1905 года он находился в Бреслау. Наконец, с 1907 по 1926 год был профессором хирургии в Боннском университете. Во время Первой мировой войны был практическим врачом. Описал (1893) разновидность остеомиелита, названную его именем. Он был пионером эфирного наркоза. По собственным экспериментом показал, что золотистый стафилококк может вызвать нарывы и карбункулы. Он первый удалил зобную железу, видя в ее гиперсекреции одну из причин Базедовой болезни. Считаясь одним из лучших хирургов-техников, Гарре увлекался также журнальной работой; был активным редактором и сотрудником большинства солидных хирургических и общих медицинских журналов и больших руководств по клинических хирургии, частью переведенных на русский язык. В университетах Бонна и Женевы ему были присвоены почетные докторские степени. Он умер во время отдыха на Тенерифе в Пуэрто де ла Круз 6 марта 1928 года. Главнейшие труды Гарре: «Nierenchirur-gie» (совместно с Д.Эрхардтом, В., 1907); «Lehrbuch der Chirurgie». (совместно с А.Борхардом, 5-е издание, Berlin, 1923; русский перевод— Москва—Ленинград, 1927—28); «Leberchirurgie» (Beitr. z. klin. Chir., В. IV, 1888—1889); «Oesophagusre-section und Plastik» (Arch. f. klin. Chirur-gie, B. LVII, 1898); «Traumatische Hepa-ticusruptur geheilt durch eine Hepato-Cho-langio-Enterostomie» (Beitr. z. Physiol. und Pathologie, hrsg. v. O. Weis, 1908); «Lastru-mectomie dans la maladie de Basedow et ses resultats eloignes» (Presse m6d., 1908, № 17); «Lungenemphysjm» (Erg. d. Chir. u. Orthop., Band IV, 1912).

Зигмунд Могулеско (546x700, 278Kb)
1858
Зигмунд (Зейлик) Могулеско (известен также как Зелик, или на немецкий лад Зелиг, и Зигмунт Могулеско; настоящее имя — Зейлик Могилевский; имя на идиш — ‏זעליק מאָגולעסקאָ)
еврейский актёр-комик, артист оперетты, режиссёр, антрепренёр, композитор; один из зачинателей еврейского театра и один из самых знаменитых актёров за всю его историю. Известен также как основатель еврейской эстрадной музыки и первый профессиональный еврейский актёр Америки. Играл на идише. Зигмунд Могулеско родился под именем Зейлик Могилевский в бессарабском местечке Калараш Оргеевского уезда (теперь районный центр Каларашского района Республики Молдова). Его отец умер когда мальчику было девять лет и мать вторично вышла замуж за кантора. Зейлика же отдали на обучение к другому местному каларашскому кантору Йосефу (Йосл) Геллеру, в хоре которого он служил певчим на протяжении последующих трёх лет на полном содержании. Условия контракта предусматривали 5 рублей за первый год, 10 рублей за второй и 15 рублей за третий год обучения. Музыкальные способности мальчика быстро привлекли к нему внимание, он настолько быстро освоил нотную грамоту, что в хоре получил прозвище «Зэйликл дэр нотнфрэсэр» (Зейлик — поедатель нот). Когда ему не было ещё и тринадцати лет, его заметил знаменитый кишинёвский кантор Нисн Белцер (Спивак, 1824—1906), Зейлик переехал в Кишинёв и поступил к нему певчим. К этому времени он остался без матери. Теперь его годовой заработок составлял 60 рублей (плюс 12 % от доходов хора) при типичном заработке синагогального певчего в 18 рублей в год. Через некоторое время набиравшего известность певчего пригласил к себе кантор бухарестской Большой хоральной синагоги Купер, где он выступал уже солистом. Одновременно Могилевский начал брать уроки в бухарестской консерватории, а в 1874 году был ангажирован гастролировавшей в Бухаресте французской опереточной труппой, которая сделала несколько постановок на румынском языке. В труппе он познакомился со своими погодками, будущими актёрами Лазарем Цукерманом (1850—1922), Симхой Дынманом и Мозесом Вальдом, с которыми организовал собственный хор, гастролировавший по городам Румынии под названием «Corul Izraelit» (Еврейский хор). Вместе с хором подрабатывал на свадьбах и других торжествах, некоторое время выступая даже в православной церкви.
Зигмунд Могулесков роли Файтл Лат-Лат  (339x700, 137Kb)
З.Могулеско в роли Файтл Лат-Лат (в одноимённой пьесе З.Либина)
Начало театральной карьеры
Когда его голос начал меняться, Могилевский бросил музыку и два года работал ткачом. К 18 годам вернулся к кантору Куперу хормейстером и постепенно приобрёл известность своей небывалой способностью к имитации — голосом и пантомимой. Вместе с актёром Абой Шейнгольдом выступал на свадьбах в составе музыкального квартета. Весной 1877 года в Бухаресте гастролировала труппа основоположника современного еврейского театра Аврума Гольдфадена, организованная им за год до того в Яссах. Могилевский успешно прошёл прослушивание, настолько обратив на себя внимание Гольдфадена, что тот, основываясь на исполненной Могилевским сценке «Маменькин сынок», написал специально для молодого актёра впоследствии необычайно знаменитую оперетту «Шмендрик» (от героя которой это слово и стало вскоре нарицательным). Эта первая же роль Могилевского превратила его в центральную фигуру современного еврейского театра и по существу считается первой значительной ролью в его истории. Помимо «Шмендрика, или комической свадьбы» (Шмендрик, одэр ди комише хасэнэ, 1877), он был занят и в других водевилях Гольдфадена, среди них «Бабушка с внучкой» (Ди бобэ митн эйникл, роль внучки Удэлэ), «Интрига, или сплетница Двося» (Интригэ, одэр Двосе ди плётке-махерн, роль Двоси), уже тогда проявляя особенный интерес к комическим женским ролям. С труппой Гольдфадена он гастролировал в Галаце, играл на сцене Летнего театра в парке на Большой улице в Яссах, в знаменитой «Жигнице» (на улице Негру-Водэ) и в театре на Каля Вэкэрешть в еврейском квартале Бухареста, — центральных подмостках еврейского театра Румынии вплоть до Второй мировой войны. Первую трагическую роль молодой артист сыграл в пьесе «Необитаемый остров» Августа фон Коцебу, где его партнёром по сцене был Исрул (Срулик) Гроднер (1848—1887).
Зигмунд МогулескоНеделя Могулеско (521x700, 241Kb)
«Неделя Могулеско»: афиша-объявление о переходе Зигмунда Могулеско в труппу театра Виндзор с его портретом. Нью-Йорк, 1980-е гг.
Еврейский театр в России
Какое-то время Могилевский гастролировал с труппой Аврума Фишзона (Аврум-Олтер Фишзон, 1860—1922) в Румынии, пока Гроднер не организовал собственную труппу, в которую пригласил и Могилевского. Помимо Гроднера и Могилевского, в труппе играли Анетта Гроднер, Дувид Блюменталь, Яков (Янкл) Спиваковский (1852—1914) и другие известные актёры того времени. В 1879 году Могилевский поступил в труппу Н. Шайкевича (Шомера) в Кишинёве и уже здесь в афишах впервые появился актёрский псевдоним Зейлик Могулеско. А ещё через год, 27 марта 1880 года на сцене Мариинского театра в Одессе начались гастроли «труппы Зейлика Могулеско из Бухареста», которая в различных своих инкарнациях доминировала на одесской сцене на протяжении последующих трёх лет.
Могулеско выступал как в роли режиссёра-постановщика, так и ведущего актёра труппы. Труппа провела в Одессе весь театральный сезон 1880—1881 года, репертуар в основном составляли пьесы ясского драматурга Иосефа Латайнера «Одержимый бесом» (Дэр дыбэк, с которой театр дебютировал 27 марта), «Анчл-шистер» (Сапожник Аншл, адаптация оперетты Франца фон Зуппе «Проказы студентов»), «Ентэ Пипернутэр», «Польский богомолец», «Два Шмил-Шмелки» (Ди цвэй Шмил-Шмелкес), «Любовь Иерусалима» и другие. Выступал Могулеско и как куплетист.
Зигмунд МогулескоНоты к песне  (540x700, 292Kb)
Ноты к песне «Поздравляем молодожёнов» (музыка и слова Могулеско) из спектакля «Молодожёны», 1909
Вслед за Одессой последовали длительные гастроли в Кишинёве, Николаеве и Полтаве. В конце октября того же 1881 года Могулеско вернулся в Одессу уже в составе «труппы Осипа Лернера», которая на поверку оказалась всё тем же исходным «товариществом еврейских артистов Зейлика Могулеско». Следующие два сезона (1881—1882 и 1882—1883 годов) труппа О. Лернера целиком провела в Одессе, в ней появились несколько новых актёров, среди них Хаим Тайх, Аба Шейнгольд, Мойше Зильберман и один из постоянных в будущем напарников Могулеско тоже бессарабец Мойше Финкель с женой актрисой Анеттой Шварц (Финкель). Хором поначалу управлял местный кантор Гиршнфельд (дед Исаака Дунаевского), который ранее работал у Гольдфадена. За годы в Одессе Могулеско приобрёл широкую популярность, в том числе и среди не владеющей еврейским языком публики, как мим, артист музыкальной комедии и оперетты; особенно удавались ему роли старух и женские роли вообще (кухарка Песя в «Ростовщике» Шайкевича, бобэ Яхнэ — баба Яга в «Колдунье» Гольдфадена, бобэ Ховэ — баба Ева в «Одержимом бесом» Латайнера, среди прочих). Начав сезон 1881—1882 года в Мариинском театре — второй по величине театральной площадке города, труппа Лернера вскоре перебралась на сцену Театра ремесленников и промышленников, а «постный сезон» провела на сцене Большого театра Фаркатти. Репертуар этих лет составили всё тот же «Шмендрик» Гольдфадена и его же оперетты «Тодрес, дуй!», «Бранделе-козак» (Браночка-огонь), «Колдунья» (Ди кишефмахерн), «Суламифь» (Шуламис), «Немая невеста» (Ди штимэ калэ), «Фанатик» — вскоре превратившийся в знаменитые «Два Куни-Лемла» (Ди цвэй Куне-Лэмл(эх) — два простофили), «Подрядчик, или память Плевны» (Дэр подрячик, одэр дэр ундэнк фин Плевнэ), «Бар-Кохба, или последний час Сиона» (Могулеско в роли Папуса), а также «Ростовщик», «Каторжник» («Волк в овечьей шкуре») и «Еврейский пан» Н.М.Шайкевича (Шомера), «Раши» (Раше), «Приёмыш» и «Менахем, сын Израиля» (Менахем бен Исруэл) одесского драматурга Ш. И. Каценеленбогена (в адаптации Лернера), пьеса Осипа Лернера (1847—1907) «Клад», «Серкэлэ, или фальшивая тризна» Шлоймэ Эттингера (1800—1856) в адаптации Лернера, «Ревизор» Гоголя в адаптированном переводе Шайкевича (Могулеско в роли Хлестакова), и наконец пьеса самого Могулеско «Фальшивое чудо». Сезон 1882—1883 года труппа вновь играла на сцене Мариинского театра и Большого театра Фаркатти (с кишинёвскими гастролями в феврале), с апреля 1883 года опять афишируемая как «труппа еврейских артистов под режиссёрством З. Могулеско». Летом того же года труппа уехала в Кишинёв, где её и застал запрет наложенный на «еврейский театр на жаргоне» в России указом товарища (заместителя) министра внутренних дел генерал-лейтенанта Оржевского от 14 сентября 1883 года. Внятные причины запрета изложены не были, но просуществовал он с небольшим перерывом вплоть до Февральской революции 1917 года.
Зигмунд МогулескоАфиша спектакля (446x700, 247Kb)
Афиша спектакля «Дэр дибэк» с Зигмундом Могулеско (на фотографии), Д.Кесслером и З.Файнманом. Театр Талия, 19 октября 1898 года
Еврейский театр в Румынии
С запретом еврейского театра в России, большинство еврейских актёров перебрались в Румынию, где к тому времени имелась довольно многочисленная, говорящая на идише публика. Здесь Могулеско (вместе с компаньоном — артистом Мойше Финкелем) вновь организовал свою труппу на основе прибывших вместе с ним из Кишинёва начинающих актёров Дувида Кесслера, Зейлика Файнмана и совсем молодого Леона Бланка. Бухарестский театр Могулеско в «Жигнице» (со своим оркестром) превратил район в центр еврейской культурной жизни города. Большую часть репертуара составили водевили и оперетты; отдельные постановки осуществлялись и на румынском языке. В период разногласий со своим компаньоном Финкелем, Могулеско покинул труппу и провёл одно лето выступая с эстрадными куплетами в летнем кабарэ вместе с наспех сформированным дя этой цели квартетом. «Труппа Могулеско», без его участия, однако такого успеха уже не имела и вскоре они с Финкелем объединились вновь. В 1886 году Могулеско посетил Нью-Йорк, где — как выяснилось — об ту пору ещё не было собственного еврейского театра, но была уже готовая к нему публика из числа недавних иммигрантов. Могулеско вернулся в Бухарест и меньше чем через год вновь появился в Нью-Йорке вместе с костяком бессарабцев — Файнманом (теперь Зигмундом Файнманом), Финкелем, Кесслером и Бланком. Здесь они тотчас воссоздали труппу Могулеско (теперь Зигмунда Могулеско) — первую профессиональную еврейскую труппу в Америке — и вскоре приобрели такую же популярность, какая сопутствовала им в Бухаресте.
Зигмунд МогулескоКомпозиция «Дос кригэлэ (531x700, 318Kb)
Композиция «Дос кригэлэ» (Кружечка) на музыку и слова Могулеско к спектаклю по пьесе И. Латайнера «Скрипка Давида», 1911
Работа в Америке
Поначалу труппа Могулеско базировалась в Union Theater на нижнем Истсайде Манхэттена и к ней присоединился знаменитый в будущем, а тогда только приехавший из Лондона трагик, основатель театральной династии Яков Адлер (1855—1926)[14]. К 1889 году Могулеско основал там же, на нижнем Истсайде «Румынский Оперный Театр» (Roumanian Opera House), в основном ориентированный на музыкальную комедию и мелодраму. Вместе с тем, помимо оперетт Файнмана (таких как «Ханэлэ ди финишерн» — Ханочка-отделочница, или в русском переводе «Анна-Белошвейка», с Могулеско, Файнманом, Бертой Калиш и Дувидом Кесслером, 1899), Могулеско ставил и специально написанные для его театра музыкальные драмы И. Латайнера, как например четырёхактную историческую оперу «Юдифь и Олоферн» (Йеhудэс ун Олофернус), дебютировавшую 29 сентября 1890 года, и «Скрипку Давида» (Дувидс фидл, 1897), Залмена Либина (Исроэл Залмен Гурвиц, 1872—1955; комедия «Лат-лат»), «профессора Гурвица» (Мойше-Ицхок hаЛейви Гурвиц, 1844—1910) — «Тиса-Эслар, или заклятье» (Тиса-Эслар, одэр фаршвэлунг о кровавом навете 1882 года в венгерском селе Тисаэслар, теперь медье Сабольч-Сатмар-Берег), а также Нохым-Меер Шайкевича (Шомера, 1849—1905) — например «Амман-второй, или комический властелин» (hомэн дэр цвэйтэр, одэр дэр комишер hэршер, 1896), для которых сам сочинял музыку. Под влиянием Могулеско и Адлера занялся драматургией и Яков Гордин (1853—1909). Могулеско сыграл в поставленных Кесслером в театре Thalia пьесах Гордина «Сафо» (1899, с Бертой Калиш, Диной Файнман и Кесслером) и «Неизвестный» (Дэр умбакантэр, с Леоном Бланком и Кени Липцин, 1905). В последующие годы он также написал музыку к пьесам Гольдфадена «Бен-Ами, или сын моего народа» (Бен-Ами, одэр зун фун майн фолк, 1907), Латайнера «Еврейское сердце» (Дос идише hарц, 1908), Аншл Шора «Первая любовь» (Ди эрштэ либэ, 1909), поставленным в театре Thalia. Ряд песен и композиций, первоначально написанных для этих постановок, вскоре приобрели собственную жизнь, положив начало современной еврейской эстраде. Только с 1895 года на них стало распространяться авторское право (копирайт), тогда как многие сочинённые ранее песни распространялись свободно и превратились в народные ещё при жизни автора. Самой известной из сочинённых им песен стала «Хусн-калэ, мазлтов!» (Поздравляем молодожёнов) из оперетты «Цветок» (Блимэлэ), широко исполняемая по сей день. Могулеско и сам зачастую выступал с бенефисами и программами еврейских песен собственного сочинения на подмостках различных еврейских театров, быстро застроивших Вторую авеню.
Зигмунд МогулескоСправа налево актёры  (700x410, 155Kb)
Справа налево актёры Янкев Адлер, Зигмунд Файнман, Могулеско, Рудольф Маркс, Крастошинский и Дувид Кесслер
В середине 1890-х годов Файнман с Кесслером отделились и создали собственную труппу Thalia Theatre, Мойше Финкель основал National Theater, специально для которого привёз в Нью-Йорк знаменитого впоследствии Бориса Томашевского. В 1898 году Могулеско выступал в созданном Финкелем еврейском театре на Арч стрит в Филадельфии (The Arch Street Theater). Файнман однако продолжал писать как для собственной труппы, так и для Румынского оперного театра, где иногда играл вместе со своей женой актрисой Диной (Дайнэ) Файнман. После отделения, а затем и отъезда Файнманов в Лондон в 1906 году, Могулеско вынужденно начал писать оперетты для своей труппы сам. Так появились «Киндэр, киндэр» (Дети, дети, 1903), «Дос пэкэлэ» (Баул, 1904), «Ди шейнэ Мирьом» (Красавица Мария, 1906), «Блимэлэ» (Блюмочка, или цветок, 1909), «Хусн-калэ» (Молодожёны, 1909).
Европейские гастроли
После продолжительных гастролей в Лондоне и Галиции, в июне 1906 года Могулеско с триумфом вернулся в Бухарест с новыми постановками пьес Шомера (Шайкевича) «Эмигрантн» (Эмигранты), Якова Гордина «Дэр умбакантэр» (Неизвестный), Корнблата «Екл-балтаксэ» (Фининспектор Екл) и «Дос гройсэ глик» (Большое счастье), Эрнеста Йоселовича «Голем». После многолетнего перерыва труппа вновь расположилась в «Жигнице», теперь именуемой «Театр Лейблиха».
Последние годы
По возвращении в Нью-Йорк в 1908 году был режиссёром и играл в Thalia Theatre Кесслера («Еврейское сердце» — Дос идише hарц Латайнера с музыкой Могулеско, дебют — 9 октября 1909 года), в следующем году — в Национальном театре (National Theater, теперь — после трагической смерти Мойше Финкеля — под руководством уже знаменитого Бориса Томашевского, 1858—1939). Сыграл роль Тойвэ Авьойни — верного товарища еврейского эпикурейца I столетия н. э. Элише бен Абуйя в одноимённой пьесе Якова Гордина
«Элиша, сын Абуйи», возрождённой Яковом Адлером в 1911 году. В эти годы Могулеско страдал раком горла и играть, а особенно петь, ему становилось всё труднее.
Зигмунд МогулескоПартитура оперы Могулеско (532x700, 340Kb)
Партитура оперы Могулеско по пьесе И.Латайнера «Скрипка Давида», 1911
Могулеско умер в Нью-Йорке в 1914 году. Некролог, опубликованный в газете Нью-Йорк Таймс заканчивался словами: «Никогда ещё не приходилось видеть среди англоязычной публики столько сожаления о смерти еврейского актёра, целиком посвятившего жизнь своей профессии».
Семья и прочее
Сын З. Могулеско и актрисы Амалии Финкельштейн — Джулиус Могулеско (Julius Lawrence Mogulesko, 1883—1927) — тоже стал актёром еврейского театра, а впоследствии врачом-фтизиатром, биохимиком и бактериологом (после 1920 года под именем Julius L. Mortimer) в Денвере и Нью-Йорке. Дочери Могулеско — Бесси (Bessie Mogulesko, 1885—1968) и Элизабет (Лиза, Elizabeth Mogulesko, 1879—?) также выступали в театре. Сын последней — инженер-изобретатель и химик Карл Фичандлер (Carl Fichandler), автор «The Dictionary of Science» (с Sol Holt, издательство MacFadden-Bartell, 1964). Зигмунд Могулеско послужил прототипом образа актёра Лео Рафалеско (Лейбла, сына голенештского богача Бени Рафаловича) в самом известном романе Шолом-Алейхема «Блуждающие звёзды» (Ди блонджендэ штэрн) из театральной жизни, написанном в 1909—1911 годах ещё при жизни артиста. Действие романа соответственно тоже начинается в Бессарабии (местечко Голенешты — теперь Олонешты) и оканчивается в Нью-Йоркe, охватывая всю театральную географию между ними. Упоминаются в романе и реальные пьесы из репертуара Могулеско, напр. «Брандэлэ-Козак», «Шмендрик», «Два Куни-Лемла», «Бар-Кохба» А. Гольдфадена, «Скрипка Давида» Латайнера, «Уриэль Акоста» К. Гуцкова (в переводе Осипа Лернера) и другие. По роману в 1991 году был поставлен одноимённый художественный фильм совместного российско-украинского производства (роль Рафалеско сыграл Валерий Смецкой). В более ранней картине, как и в использованном сценарии Исаака Бабеля (журнал «Кино-печать», Москва, 1926), основанного на образе Зигмунда Могулеско персонажа зовут Лёва Раткович.
Зигмунд МогулескоАфиша спектакля «Илия-пророк (438x700, 290Kb)
Афиша спектакля «Илия-пророк» (Эльюи-ануви) с Зейликом Могулеско в театре «Талия» 29 декабря 1898 года
Публикации З.Могулеско
קופּלעטן און ייִדישע טעאַטער-לידער (Куплетн ун идише театэр-лидэр — куплеты и песни еврейского театра, с Н.М.Шайкевичем). Фейгензон ун Каценеленбоген: Нью-Йорк, 1888; קינדער, קינדער (Киндэр, киндэр — дети, дети, текст и ноты), Hebrew Publishing Co: Нью-Йорк, 1903 и 1913; חתן-כּלה מזל-טובֿ (Хосн-калэ мазлтов — поздравления молодожёнам, текст и ноты для фортепиано), Hebrew Publishing Co: Нью-Йорк, 1909; דאָס פּעקעלע (Дос пэкэлэ — баул, текст и ноты), Russota Book: Нью-Йорк, 1909; דודס פֿידעלע (Довидс фидэлэ — скрипка Давида, партитура оперы Могулеско по пьесе И.Латайнера), Hebrew Publishing Co: Нью-Йорк, 1911; דאָס קריגעלע (Дос кригэлэ — кружечка, текст и ноты), Russota Book: Нью-Йорк, 1911. Литература: Залмен Зилберцвайг אַבֿרהם גאָלדפֿאַדען און זיגמונט מאָגולעסקאָ (Авром Голдфадн ун Зигмунт Могулеско — Аврум Гольдфаден и Зигмунт Могулеско, на идише). — Буэнос-Айрес: Элишева, 1936; Залмен Зилберцвайг לעקסיקאָן פֿון ייִדישן טעאַטער (Лексикон фун идишн театэр — Лексикон еврейского театра в 6 тт.). — Нью-Йорк—Буэнос-Айрес, 1931—1969; Исроэл Беркович הונדערט יאָר ייִדיש טעאַטער אין רומעניע (ундэрт йор идиш театэр ин Румэние — сто лет еврейского театра в Румынии). Editura Kriterion: Бухарест, 1976; O sută de ani de teatru evreiesc în România (расширенное издание на румынском языке), под редакцией Constantin Măciucă. Editura Integral: Бухарест, 1998. ISBN 973-98272-2-5; Nahma Sandrow. Vagabond Stars: A World History of Yiddish Theater (Блуждающие звёзды: Всемирная история еврейского театра). — Harper & Row, 1977; Syracuse University Press: Syracuse, 1995; Mark Slobin. Yiddish Theater in America. — Нью-Йорк: Garland Publishing, 1994; Joel Berkowitz (редактор). Yiddish Theatre: New Approaches (Театр на идише: новые подходы). — Лондон: Littman Library of Jewish Civilization, 2003.

[483x700]
1859
Дуглас Кэмпбел (Douglas Houghton Campbell)
американский ботаник, профессор Станфордского университета (1891-1925). Специалист по половому размножению мхов и папоротников. Автор ряда сводок по разным вопросам географии растений — от экологической географии растительности до исторической фитогеографии в свете идей мобилизма. Родился в Детройте, штат Мичиган. С 1878 по 1882 изучал ботанику в Мичиганском университете. 1886 — степень Ph.D. и поездка в Германию. С 1888 по 1891 — профессор Стэнфордского университета, в 1891 возглавил кафедру ботаники. В 1913 — был избран президентом Американского ботанического общества. Член Национальной Академии наук США, Линнеевского общества, Немецкого ботанического общества, Международной ассоциации ботаников, Американского философского общества. Умер в Пало-Альто, штат Калифорния 24 февраля 1953 года. Печатные труды: Campbell D.H. The structure and development of the mosses and ferns (Archegoniatae), . ., 1905; The evolution of the land plants (Embryophyta), Stanford. 1940; в русском переводе. - Ботанические ландшафты земного шара, Москва, 1948; Campbell D.H. Lectures on the Evolution of Plants. NY; L: Macmillan, 1899; Campbell D.H. Plant life and evolution. NY: H.Holt and Co., 1911; Campbell D.H. An Outline of Plant Geography. NY: The Macmillan Co., 1926; Campbell D.H. The evolution of the land plants. Stanford: Stanford University Press; L: H.Milford, 1940; Campbell D.H. Relations of the temperate floras of North and South American // Proc. Calif. Acad. Sci. 4th ser. 1944. Vol. 25, № 2. P. 139–146; Кэмпбел Д.Х. Ботанические ландшафты земного шара. Очерки по географии растений. Москва: Издательство иностранной литературы, 1948. Литература: Smith G.M. Douglas Houghton Campbell, 1859–1953 // Biographical memoirs, U. S. National Academy of Science. 1956. Vol. 29. P. 45–63.

Antonio de La Gandara (659x700, 424Kb)
1861
Антонио де ла Гандара (французское имя — Antonio de la Gándara)
испано-французский художник. Отец — испанец из Мексики, мать — француженка, выросшая в Англии. В 1878 поступил в Высшую национальную художественную школу. Среди его учителей — Жером и Кабанель. Впервые выставил свои работы в 1883, в 1884 удостоен почётного упоминания Салона на Елисейских полях за картину «Святой Себастьян, пронзенный стрелами». С 1885 был дружен с Робером де Монтескью, написал его портрет (ок. 1892). Познакомился с Эдмоном Гонкуром, Альфонсом Доде, Верленом, Мореасом, Леконт де Лилем, Анатолем Франсом, Габриеле д’Аннунцио, Марселем Прустом, Сен-Сансом, Форе, Колетт, Сарой Бернар, Идой Рубинштейн и другими крупнейшими фигурами художественной жизни того времени, а также с Лианой де Пужи, художницей Ромейн Брукс, певицей и актрисой Полиной Полер, светской красавицей-креолкой Виржини Готро, другими эмансипированными женщинами эпохи.
Antonio de La GandaraГоспожа Пьер Готро (370x700, 308Kb)
А. де ла Гандара. Госпожа Пьер Готро, 1898 год
Многие из них выступали его моделями. Умер в родном городе 30 июня 1917 года. Похоронен на кладбище Пер-Лашез. Наиболее известен портретами известных фигур прекрасной эпохи. Эмиль Верхарн видел в его творчестве влияние Шардена. Среди современников ему близки по манере Уистлер, Болдини, Эллё. Выступал как книжный иллюстратор, работал как график в журналах, занимался модным женским костюмом. Влюбленный в роман Дон Кихот, написал несколько картин на его темы (1912). Был значимой фигурой для поколения новаторов начала XX века (Аполлинер и др.). Был одним из наиболее популярных портретистов конца XIX — начала XX веков. Выставки Гандары проходили в Нью-Йорке, Бостоне, Брюсселе, Берлине, Дрездене, Мюнхене, Вене, Мадриде, Сарагосе, Барселоне, Венеции, Буэнос-Айресе и др. Награждён испанским орденом Изабеллы Католички (1894). Офицер Ордена Почётного легиона (1911). Литература: Xavier Mathieu — «Antonio de La Gandara, un témoin de la Belle Epoque» — 308 pp. — Edition des Musées, 2011 — France; Bouyer R. A. de la Gandara et son œuvre. — Paris: Éditions de «La Plume», 1902.

1861
Ефим Александрович Егоров (псевдонимы Е.Е.; Л.С.; Отшельник; Л.Степанов)
журналист, публицист, секретарь религиозно-философских собраний и журнала «Новый путь», затем сотрудник газеты «Новое время»; с октября 1917 года — в эмиграции. Родился в Оренбурге. Егорова в качестве секретаря религиозно-философских собраний характеризуют так: "Егоров принадлежал к типу парадоксальных людей, которые в то время довольно часто встречались. По своим общественным убеждениям он был народником, поклонником Горького и Михайловского, что однако не мешало ему занимать место секретаря в религиозно-философских собраниях и сотрудничать в “Новом Времени”, куда он в апреле 1904 г. совсем перешел из журнала Мережковских на амплуа заведующего отделом иностранной политики. Впрочем, в редакции "Нового Пути" работа его носила по преимуществу технический характер и не оказывала существенного влияния на идеологическое лицо журнала." В 1903—1904 гг. близко общался с В.В.Розановым. В октябре 1911 года вместе со вторым секундантом А.А.Пиленко (также сотрудником Нового времени) пытался передать В.Д.Набокову вызов журналиста Н.В.Снессарева, чья оскорбительная заметка послужила причиной конфликта и вызова главного редактора газеты М.А.Суворина Набоковым на дуэль. Вызов не был принят, так как Набоков счёл Снессарева недуэлеспособным. В феврале–марте 1917 г. участвовал в поездке ведущих русских журналистов в Англию. Кроме Егорова, который представлял "Новое время" в делегацию входили: В.Д.Набоков («Речь»), В.И.Немирович-Данченко («Русское слово»), А.Н.Толстой («Русские ведомости»), К.И.Чуковский («Нива»), А.А.Башмаков («Правительственный вестник»). Характерно, что Набоков на фотографии, помещенной в его очерке "Из воюющей Англии" (Петроград, 1916), позирует рядом с Егоровым. Это, по-видимому, должно было подчеркнуть, что Набоков и Егоров сохранили, как минимум, профессиональные отношения. Умер в Сент-Женевьев-де-Буа, 12 мая 1935 года, похоронен на местном кладбище.

Oscar_Branch_Colquitt (502x700, 203Kb)
1861
Оскар Брэнч Колкуитт (Oscar Branch Colquitt)
американский политик, 25-й губернатор штата Техас, член демократической партии. Оскар Брэнч Колкуитт родился в городе Камилла, штат Джорджия, США, в семье Томаса Джефферсона и Энн Элизабет Колкуитт. Его семья давно занималась политикой, два его дяди были сенаторами США, а один из них, Альфред Колкуитт, также был губернатором Джорджии. Отец Колкуитта был офицером в армии конфедератов, а после гражданской войны занялся фермерством, привлекая освобожденных рабов в качестве рабочей силы. Однако из-за плохой погоды посевы были уничтожены, и семья была разорена. Желая начать всё сначала, семья Колкуитта переехала в округ Моррис, Техас, прибыв 8 января 1878 года в Дейнджерфилд. На протяжении трёх лет он был фермером-арендатором. После окончания школы Колкуитт один семестр проучился в Академии Дейнджерфилда, в это время он жил в семье законодателя штата Джона Пикока. Не сумев получить работу кондуктора или пожарного на железной дороге, Колкуитт некоторое время трудился грузчиком на железнодорожной станции Дейнджерфилд, а затем несколько месяцев работал токарем на местной мебельной фабрике. В 1881 году Колкуитт стал работать младшим работником в издательстве газеты Banner, которая выходила в округе Моррис. Через несколько месяцев его работодатель начал издавать новую газету в Гринвилле, и Колкуитт перевёлся туда, пока в 1884 году в Питсберге не приобрёл собственную газету Pittsburg Gazette. В течение следующих двух лет он купил две газеты в Терреллеи объединил их в одну газету «Times-Star». 9 декабря 1885 года Колкуитт женился на Эллис Фаллер Маррелл из Миндена, Луизиана. У них родились четыре сына и дочь.
Политическая карьера
В 1890 году Колкуитт принял участие в кампании за создание железнодорожной комиссии Техасаи активно поддерживал кандидатуру Джеймса Хогга на пост губернатора штата. В 1895 году он был избран в Сенат штата Техас. За четыре года в Сенате он стал автором нескольких налоговых законов. Последние восемь месяцев 1898 года он был агентом налоговой службы штата и написал доклад для специальной налоговой комиссии, который был представлен легислатуре в 1900 году. На сессиях законодательного собрания 1899 и 1901 годов Колкуитт работал в качестве платного лоббиста. В 1900 году он был принят в коллегию адвокатов и между сессиями занимался юридической практикой. В 1903—1911 годах Колкуитт был председателем железнодорожной комиссии штата, сменив на этой должности Джона Рейгана. Во время двух сроков на этом посту он сыграл важную роль в строительстве дороги по гребню Галвестонской плотины. В 1906 году Колкуитт баллотировался на пост губернатора, но, отчасти из-за оппозиции к «сухому закону», не смог выиграть номинацию Демократической партии. В 1910 году, всё ещё оставаясь противником «сухого закона», он опять выдвинул свою кандидатуру с лозунгом «Политический мир и законодательный отдых». Хотя противники Колкуитта называли его «Маленьким Оскаром» из-за его небольшого роста, он выиграл как первичные, так и всеобщие выборы. Колкуитт не присутствовал на съезде Демократической партии, который выдвинул его кандидатуру, так как примерно в то же время в Остине умер его младший сын. После вступления в должность Колкуитт ушёл с поста главы железнодорожной комиссии, назначив преемника. В обеих палатах легислатуры большинство получила Партия «сухого закона», и после выборов было решено провести референдум о запрете продажи алкоголя в штате, однако с перевесом в 6000 голосов это предложение было отвергнуто населением. У Колкуитта были непростые отношения с законодательной властью во время его пребывания на посту губернатора. Во время первой законодательной сессии, которой он руководил, Колкуитт наложил вето на половину законопроектов. Во время пребывания в должности Колкуитт дважды послал техасских рейнджеров на границу с Мексикой для поддержания порядка. Рейнджеры добились некоторого успеха, но их обвинили в жестоком обращении с мирными американо-мексиканскими гражданами. В конце концов, их заменили федеральные войска. Легислатурой были приняты законы по реформированию пенитенциарной системы, закон, ограничивающий продолжительность рабочего дня женщин, закон о детском труде и закон о компенсационных выплатах рабочим. Колкуитт пытался ветировать некоторые из этих законопроектов, но в итоге подписал их все. В 1912 году он созвал губернаторов южных штатов, чтобы совместно выработать план по стабилизации рынка хлопка. Конференция рекомендовала создание складов в штатах и сокращение площадей хлопчатника. В результате в 1912 году площадь посаженного хлопчатника уменьшилась на 2 млн гектаров. Это вызвало рост цен на хлопок, и Колкуитт был вынужден брать кредит. Несмотря на предвыборное обещание никогда не препятствовать поддержке образования, он наложил вето на некоторые ассигнования государственных школ штата. Благодаря поддержке трудящихся, в конце 1912 года он был переизбран на второй срок.
Последние годы
После ухода с должности Колкуитт стал симпатизировать Германии. Он пытался купить газету «New York Sun», которую намеревался использовать для распространения немецкой пропаганды, но ему это не удалось. В 1916 году Колкуитт баллотировался в Сенат США, но на всеобщих выборах потерпел поражение от действующего сенатора, бывшего губернатора Техаса Чарльза Калберсона. После своего поражения Колкуитт стал президентом нефтяной компании в Далласе. С 1928 до 1929 он работал в Совете по посредничеству США. В 1935 году он стал представителем Корпорации финансирования реконструкциив Техасе. В конце 1930-х годов у Колкуитта произошёл микроинсульт, но он продолжил активно работать. В конце февраля 1940 года Колкуитт заболел гриппом, и 8 марта 1940 года умер.
Oscar_Branch_Colquitгроб (700x393, 350Kb)
Похоронен на кладбище Оквуд в Остине, Техас.
Литература: Kenneth E. Hendrickson, Jr. The Chief of Executives of Texas: From Stephen F. Austin to John B. Connally, Jr.. — College Station, Texas: Texas A&M University Press, 1995. — ISBN 0-89096-641-9.

1861
Юлиус Фосселер (немецкое имя — Julius Vosseler)
немецкий зоолог. Родился в Фройдентале. С 1881 года изучал естественные науки сначала в Штутгартском политехникуме, а затем в Тюбингене. В 1885 году получил степень доктора философии; занимал сначала должность ассистента в различных кабинетах. С 1893 года начал читать лекции зоологии, эмбриологии и гистологии при Политехническом институте, в 1898 году назначен профессором того же института. В течение трёх лет посещал зоологическую станцию в Неаполе, где начал по поручению станции обработку отряда Hyperiidea (Amphipoda) Неаполитанского залива. Кроме этого, предпринял четыре путешествия в Алжир и Тунис с целью изучения биологии и явлений приспособления у пустынных животных, преимущественно прямокрылых насекомых, а также их географического распространения. Умер в Гамбурге 12 сентября 1933 года. Труды: «Die freilebenden Copepoden Württembergs und angrenzender Gegenden» («Jhrshft. Ver. vaterl. Naturk.», 1886); «Die Stinkdrüsen der Forficuliden» («Arch. f. micr. Anat.», т. 39); «Untersuchungen uber glatte und unvollkommen quergestreifte Muskeln der Arthropoden» (Тюбинген, 1891); «Beiträge zur Orthopterenfauna Oran’s» (Westalgerien) (вместе с Крауссом, «Zool. Jahrb.», 1896), «Die Amphipoden der Planktonexpedition. I.Hyperiidea» (в сочинении «Ergebnisse der Planktonexpedition der Humboldtstiftung». 1901).

Frankwhunt (484x700, 204Kb)
1861
Фрэнк Уи́льямс Хант (Frank Williams Hunt)
5-й губернатор Айдахо. Фрэнк Уильямс Хант родился в крупнейшем городе Кентукки Луисвилле. После получения среднего образования он в 1888 году переехал на территорию Айдахо, где занялся горным делом. Политическая карьера Ханта началась с должности в легислатуре Айдахо, в которой он служил с 1893 по 1894 годы. Будучи членом легислатуры, Хант в том числе участвовал в принятии закона Айдахо о горнодобыче. После того как началась Испано-американская война 1898 года, Хант записался в армию добровольцем. К концу войны он дослужился до капитана. После демобилизации Хант продолжил политическую карьеру. В 1900 году он избрался губернатором Айдахо от демократической партии. За время его правления штат экономическое положение штата, пошатнувшееся после нескольких лет спада, начало улучшаться; увеличился приток иммигрантов. Хант также добился учреждения восьмичасового рабочего дня на законодательном уровне. 11 марта 1901 года он подписал указ о создании в Покателло Академии Айдахо, ныне являющейся Университетом штата Айдахо. В 1902 году Ханту не удалось переизбраться на второй срок, после чего он занял должность вице-президента одной из горнодобывающих компаний Невады. Фрэнк Хант был женат на Рут Мэйнард, от которой имел двоих детей. 25 ноября 1906 года он скоропостижно скончался в Бойсе, штат Айдахо, США, от воспаления лёгких.
Frank Williams Huntgrave (700x525, 426Kb)
Похоронен на Пионерском кладбище в Бойсе.
Литература: Nancy Capace. Encyclopedia of Idaho. — North American Book Dist LLC, 2001. — Страница 122. — 415 страниц. — ISBN 0403096065.

[520x700]
1862
Георг Юм (George Hume)
английский шахматный композитор, друг и соратник А.Уайта. Родился в городе Эдинбург, Шотландия, Великобритания. Принимал активное участие в публикации рождественской серии книг по шахматной композиции. После отхода Уайта от активной деятельности занимался хранением и пополнением его коллекции задач. Умер в городе Ноттингем, графствоа Ноттингемшир, Англия, Великобритания, 14 января 1936 года. ниги: The good companion two-mover, Stroud, 1922 (соавтор); Changing fashions: 150 chess problems, Stroud, 1925; The golden agrosy, Stroud, 1929 (соавтор); Valves and bi-valves, Stroud, 1930 (соавтор). Литература: Шахматы : энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 516. — 100 000 экземпляров — ISBN 5-85270-005-3.

Konrad_Hohenlohe-Waldenburg-Schillingsfürst,_1915 (521x700, 128Kb)
1863
Конрад цу Гогенлоэ-Шиллингсфюрст (немецкое имя — Konrad Maria Eusebius Prinz zu Hohenlohe-Waldenburg-Schillingsfürst)
австро-венгерский государственный деятель, министр-президент Цислейтании в 1906. Брат посла Австро-Венгрии в Германской империи Готтфрида цу Гогенлоэ-Шиллингсфюрста, племянник канцлера Германской империи Хлодвига Гогенлоэ. Родился в семье принца Константина цу Гогенлоэ-Шиллингсфюрста и княжны Марии, урожденной Сайн-Виттгенштейн-Людвигсбургской. Учился в Шотландской гимназии, в 1883—1887 годах — на юридическом факультете Венского университета. Государственную службу начал в аппарате штатгальтера Богемии, затем работал в Министерстве внутренних дел и окружном управлении Теплиц-Шёнау. Получил известность как чиновник, достигший компромисса с бастовавшими горными рабочими и давший разрешение на театральную постановку пьесы Герхарта Гауптмана «Ткачи». Как и его двоюродный брат Александр, получает в обществе прозвище «Красный князь». С 1900 года работал в Министерстве внутренних дел. В 1903—1904 годах — ландпрезидент (наместник) Буковины. С 1904 по 1906 год — наместник Австрийского Приморья. Принадлежал к числу близких друзей и советников эрцгерцога Франца Фердинанда. Со 2 по 28 мая 1906 года занимал пост министр-президента Цислейтании, одновременно занимал пост министра внутренних дел. Работал над реформой избирательного права, был сторонником сохранения немецкого влияния в многонациональной империи. Использовав в качестве повода дискуссию о венгерском таможенном тарифе, менее чем через месяц после назначения подал в отставку и вернулся в Триест. Вплоть до 1915 вновь занимал пост наместника Приморья.
Konrad_zu_Hohenlohe-Schillingsfürst_1903 (700x506, 414Kb)
Конрад цу Гогенлоэ-Шиллингсфюрст, 1903
Предпринимал усилия для достижения компромисса между центральным правительством и населявшими подведомственную территорию итальянцами и словенцами. Несмотря на свою позицию служил постоянной мишенью критики для правившей в Триесте ирредентистской итальянской национал-либеральной партии. Лишил городское самоуправление ряда функций в сфере строительства, промышленности, образования и военной службы; политика Гогенлоэ вызывала оживленные протесты в Риме. Во время Первой мировой войны, когда для Центральных держав приобрел важность вопрос о сохранении нейтралитета Италии, наместник был отозван. Назначен президентом Высшей счетной палаты. В марте 1915 по собственному желанию направлен на Русский фронт с Венским ландвером. С 30 ноября 1915 по 31 октября 1916 занимал пост министра внутренних дел Цислейтании. Предлагал проект преобразования империи в четвертную монархию из Австрии, Венгрии, Польши и «Иллирии», в состав которой должны были войти Хорватия, Славония, Босния и Герцеговина, а также Далмация. Фиуме при этом должен был остаться в составе Венгрии, а Истрия и Триест — в составе Австрии. У каждой из частей должно было быть собственное правительство и собственный парламент, при этом армия и внешняя политика были бы остаться общими. Однако, Австрия и Венгрия должны были и дальше иметь определенное преимущество. В декабре 1916 года 20 дней занимал пост министра финансов Австро-Венгрии. В 1916—1918 годах — член Палаты господ (Heerenhaus) парламента Цислейтании. В качестве Первого гофмейстера императора Карла I (февраль 1917 — май 1918) настаивал на проведении реформы по федерализации Австро-Венгрии. В мае 1818 ушел из политики. В 1888 году женился на на графине Франциске фон Шёнборн-Бухгейм (1866—1937). В браке родились шестеро детей, в том числе Франциска цу Гогенлоэ-Вальденбург-Шиллингсфюрст, которая после бракосочетания в 1917 году с эрцгерцогом Максимилианом стала золовкой императора Карла I. Умер 21 декабря 1918 года. Литература: Hohenlohe-Schillingsfürst Konrad Prinz zu. In: Österreichisches Biographisches Lexikon 1815—1950 (ÖBL). Band 2, Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, Wien 1959; Eduard Winkler: Wahlrechtsreformen und Wahlen in Triest 1905—1909. Eine Analyse der politischen Partizipation in einer multinationalen Stadtregion der Habsburgermonarchie. Verlag Oldenbourg, München 2000, ISBN 3-486-56486-2; Ernst Rutkowski: Briefe und Dokumente zur Geschichte der österreichisch-ungarischen Monarchie. Band 2: Der verfassungstreue Großgrundbesitz 1900—1904. Verlag Oldenbourg, München 1991, ISBN 3-486-52611-1; Hugo Hantsch: Leopold Graf Berchtold. Grandseigneur und Staatsmann. Verlag Styria, Graz/Wien/Köln 1963, Band 2: S. 770; und Heinz Lemke: Allianz und Rivalität. Die Mittelmächte und Polen im ersten Weltkrieg. Böhlau, Wien/Köln/Graz 1977, ISBN 3-205-00527-9.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 16 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»