[544x700]
1717
Элизабет Картер (Elizabeth Carter)
английская поэтесса и переводчица. Родилась в Диле, Кент. Дочь приходского священника. Одна из наиболее образованных женщин своего времени. В совершенстве знала латинский и греческий языки, помимо них, еврейский, французский, немецкий, итальянский, испанский, португальский и арабский. В 1734 напечатала свои первые стихотворения под псевдонимом Элиза в Gentleman’s Magazine; отдельными сборниками они выходили в 1738 и 1762. Ей принадлежит также перевод на английский язык философских трудов Эпиктета (1758, с древнегреческого). Её «Записки» изданы в 1807. Входила в так называемое Общество синих чулок (Blue Stockings Society (England)), дружила с Сэмюэлом Джонсоном (печаталась в его журнале Рэмблер), Сэмюэлом Ричардсоном, Рейнолдсом, Уолполом, Бёрком, Эммой Гамильтон, Джоанной Бейли. Её писали многие художники эпохи, среди прочих — сэр Томас Лоуренс (1788—1789). Умерла в Лондоне 19 февраля 1806 года.
Современные издания: Elizabeth Carter, 1717—1806: an edition of some unpublished letters/ Gwen Hampshire, ed. Newark: University of Delaware Press, 2005.
Литература: Gaussen A.C.C. A woman of wit and wisdom. London: Smith, Elder, & Co., 1906; Bluestocking Letters/ Brimley Johnson R., ed. London: John Lane, 1926; Clarke N. Dr Johnson’s women. London; New York: Hambledon and London, 2000.
[469x700]
1740
Георг Магнус Спренгтпортен (или Егор Максимович Шпренгпортен; шведское имя — Göran Magnus Sprengtporten; финское имя — Yrjö Maunu Sprengtporten)
шведский военачальник и политический деятель, перешедший на российскую службу, генерал-губернатор Финляндии в 1808—1809 годах. Родился в городе Борго (Порвоо) в Финляндии, в семье Магнуса Вильгельма Спренгтпортена и Эльзы Катарины Ульфспарре аф Броксвик. Его отец, сподвижник Карла XII, проведший 14 лет в плену в Тобольске, умер через три года после рождения сына, в 1744 году. В 1752 году Эльза Катарина Спренгтпорт определила одиннадцатилетнего сына в учрежденный Адольфом Фредриком стокгольмский кадетский корпус в Стокгольме. Спустя четыре года начал службу в Свеаборге в чине унтер-офицера (кондуктора). Судя по всему, служба Георга Магнуса Спренгтпортена в Свеаборге была высоко оценена начальством: когда в 1757 году началась Померанская война, Августин Эренсверд взял его с собой в поход. Первое время Спренгтпортен служил при штабе шведских войск адъютантом графа Ферсена, а позже — в элитной части под командованием своего брата Якоба Магнуса Спренгтпортена. В 1761 году за заслуги был произведён в капитаны. После войны он достаточно долгое время оставался без постоянной должности. В 1766 году Спренгтпортен входил в комиссию по мероприятиям, связанным с обороной Финляндии, выполняя различные разведывательные задания. В ходе работы комиссии он ознакомился с приграничными областями Швеции и составил мнение о ведении боевых действий в условиях этих районов. В 1770 году Спренгтпортен был произведён в майоры и направлен в лёгкий драгунский полк под командованием своего брата. В этом же году был пожалован от шведского короля титулом барона. Спренгтпортен принимал участие в последнем риксдаге так называемой «Эры свободы». Убедившись в его недееспособности, он решил примкнуть к своему брату Якобу Магнусу Спренгтпортену, поддержавшему в 1772 году государственный переворот Густава III. Он помог брату склонить гарнизон Свеаборга на сторону нового короля. За эту помощь король произвёл его в подполковники, а на следующий год он получил звание полковника и должность командира лёгких драгун. В 1777 году Спренгтпортен был назначен командующим Саволакской бригадой, сформированной из расквартированных в Саво лёгких соединений. После этого он начал разрабатывать планы обороны Финляндии на случай войны с Россией. Был составлен подробный устав для лёгких частей, уделялось внимание мобильности войск в условиях лесной местности с обилием водоёмов, огневой мощи и стрелковым навыкам, а также использованию особенностей ландшафта. Более того, он даже устроил в своём служебном имении на собственные средства неофициальную кадетскую школу для мальчиков, снискав тем самым уважение не только своих подчинённых, но и всего финляндского офицерства. Однако его отношения с королём вскоре начали ухудшаться. Густав III испытывал подозрения к своему энергичному подчинённому. В 1778 году Спренгтпортен не получил приглашения на сессию риксдага. Тогда он попросил у короля разрешения на поездку в Европу для изучения военного искусства. В ходе своей заграничной поездки Спренгтпортена побывал в Петербурге, Париже, Польше и Пруссии. Во время путешествия он поссорился с королём из-за дефицита командировочных средств. В 1780 году он направил королю прошение об отставке, которое также было удовлетворено. После этого он попытался отправиться в Америку, чтобы поддержать борьбу американцев за независимость, однако эти попытки не увенчались успехом. Тогда он вынужден был вернуться на родину. В это время Спренгтпортен стал задумываться об отделении Финляндии от Швеции при помощи России. Поводом для появления таких мыслей, по-видимому, стала обида на короля: Спренгтпортен посчитал себя преданным. Кроме того, во время своего путешествия он увидел всю мощь России и понял, что Швеции вряд ли удастся долго удерживать Финляндию. Также он узнал о войне за независимость США и о попытках американцев создать демократическое государство. Всё это породило мысль о независимом финляндском государстве, которое находилось бы под защитой России. Вскоре у него сложилась группа единомышленников, во главе которых стояли Карл Хенрик Клик и Ян Андерс Егергорн. В народе, однако, эта идея не нашла поддержки из-за страха перед Россией и сохранения народной верности своему государю. В 1785 году он отправился в Голландию, где планировал принять участие в военных действиях против Австрии, владевшей Бельгией. В начале 1786 года он передал российскому послу в Голландии памятную записку по финляндскому вопросу. Об этом было доложено Екатерине II и российскому послу в Швеции. Принял участие в сессии риксдага 1786 года, на которой он присоединился к антикоролевской оппозиции. В это же время он передал российскому послу написанный на французском языке проект, касавшийся независимости Финляндии. Вскоре Екатерина II предложила ему перейти на российскую службу. В сентябре 1786 года прибыл в Петербург. Ему были пожалованы титул камергера императорского двора, звание генерал-майора русской армии и большое денежное вознаграждение. В 1788 году Густав III начал войну против России. Спренгтпортен отправился к границе с Финляндией, где призывал своих сторонников к деятельности на благо независимости страны, однако не получил достаточного отклика. Тем не менее, он составил план проведения сейма в Тавастгусе, который должен был отделить Финляндию от Швеции. Кроме того, он подготовил пропагандистскую брошюру, предназначенную для финского населения и озаглавленную «К Родине». Когда армия в октябре разошлась на зимние квартиры, план Спренгтпортена относительно восстания под предводительством офицеров разрушился. Зимой 1788—1789 годов Спренгтпортен разработал план боевых действий русской армии на следующее лето. Спренгтпортен и сам участвовал в боевых действиях, в частности, в сражении при Поррассалми. В феврале 1790 года надворный суд в Або заочно приговорил его к смертной казни за государственную измену. После войны Спренгпортен подолгу жил за границей. Павел I произвёл его в генералы от инфантерии. Через два года он, будучи посланником Павла в Голландии, занимался освобождением русских солдат, попавших в плен к Наполеону на Корфу и в Италии. В 1802 году возглавил экспедицию, снаряжённую по приказу Александра I, которая должна была «объехать с целью военно-стратегического осмотра Азиатскую и Европейскую Россию». В состав экспедиции входили майор М.Ф.Ставицкий, флигель-адъютант А.Х.Бенкендорф и художник Е.М.Корнеев. В рапорте Александру I, посланном с острова Корфу, Спренгпортен писал: «…B 1802 году я получил лестное поручение объездить часть России и ее южные границы от Кяхты до Корфу в сопровождении нескольких офицеров и одного рисовальщика для сбора живописных объектов. Первый год я использовал для прохождения маршрута до Оренбурга, затем по Иртышу в Сибири и по китайской границе от Бухтармы до Кяхты. Второй год мне пришлось следовать по линии Кавказа, а в третьем году отправиться из Крыма через Константинополь в Корфу» — Гончарова H.H. Е.М.Корнеев. Из истории русской графики начала 19 века. — Москва: Искусство, 1987. — 384 страницы — Страница 26. В Сибири каждый из участников экспедиции совершил свои отдельные поездки: Спренгпортен ездил в Кяхту, Бенкендорф — в Якутск, а Ставицкий — в Нерчинск, а затем до устья Амура. В 1805 году Спренгпортен представил императору пространную записку с предложением об автономии Финляндии в рамках Российской империи и о воссоздании Королевства Польского. С началом очередной войны со Швецией Спренгтпортен вновь стал одной из ключевых фигур. В соответствии с составленным им планом боевых действий русская армия начала наступление и перешла границу. Одновременно он продолжал подчёркивать важность создания Финляндского государства. Ему было предложено участвовать в завоевании Финляндии в качестве военного, но он отверг это предложение. В начале войны он состоял дипломатическим советником при графе Буксгевдене, но затем их отношения расстроились, поскольку, если Спренгтпортен был сторонником создания финляндской автономии, то фон Буксгевден добивался присоединения Финляндии к России в качестве обычной провинции. Когда в Петербург прибыла депутация из Финляндии, Спренгтпортену удалось добиться того, чтобы депутации было сообщено о намерениях императора созвать сейм. План Спренгтпортена об организации временного управления Финляндией был рассмотрен комитетом, в который входили сам Спренгтпортен, военный министр Алексей Андреевич Аракчеев и главнокомандующий русскими войсками в Финляндии Богдан фон Кнорринг. Александр I одобрил план, однако уточнил, чтобы финляндские дела докладывались непосредственно ему. Спренгтпортена он назначил генерал-губернатором Финляндии, а статс-секретаря Михаила Сперанского — докладчиком по финляндским делам. В начале февраля 1808 года в Тавастгусе Спренгтпортен приступил к исполнению генерал-губернаторских обязанностей, но он столкнулся с большими сложностями. В стране никогда не было центрального бюрократического аппарата, и подготовка к сейму была сложной. Кроме того, многие соотечественники не доверяли ему, считая его предателем. На Боргоском сейме он зачитывал заверения императора. Рассорившись с новым главнокомандующим генералом Богданом фон Кноррингом, подал прошение об отставке с поста генерал-губернатора, которое было удовлетворено в июне 1809 года. За свои заслуги Спренгтпортен получил графский титул. В конце жизни Спренгтпортен почти полностью отошёл от дел. Зимой он жил в своём доме на Васильевском острове, а летом — в своем имении Хиетала в окрестностях Выборга. Правда, в 1812 году он составил план создания национальных вооружённых сил Финляндии, но в целом более не участвовал в процессе руководства развитием государства. Умер он 13 октября 1819 года, оставив мемуары, в настоящее время хранящиеся в РНБ в Санкт-Петербурге.
Награды: Орден Святой Анны I степени (21 апреля 1789); Орден Святого Иоанна Иерусалимского большой крест (20 сентября 1800); Орден Святого Александра Невского (11 июля 1801). Первая жена, Анна Елизавета Глансеншерна, умерла в 1785 г., оставив единственного сына Магнуса Вильгельма (1772—1801), который был холост. После смерти сына барон Спренгтпортен, надеясь на продолжение рода, женился на Варваре Николаевне Самыцкой (ум. 1850), которая, овдовев, «посвятила жизнь свою осиротелым родственникам». А.Я.Булгаков писал из Италии 14 июня 1805 года: «Шпренгпортен сумасшедший человек и удивительные делал дурачества и проказы в Корфу. Надобно знать, что жена его уверяет беспрестанно, что брюхата, и в последний раз в переезд его из Корфу в Венецию, при страшной буре, ей будто сделалось дурно и будто она выкинула, ему показала кусок телячьей почки, в чём-то выпачканный, говоря, что это выкинутый зародыш. Он поверил и говорил всем: «Я видел свёрток, которым разрешилась жена моя». Она, кажется, костромская купчиха.»
Литература: де Жорж. Спренгпортен, Георг-Магнус // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург.—Москва, 1896—1918; Сто замечательных финнов. Калейдоскоп биографий = 100 suomalaista pienoiselämäkertaa venäjäksi / Редактор Тимо Вихавайнен (Timo Vihavainen); перевод с финского И.М.Соломеща. — Хельсинки: Общество финской литературы (Suomalaisen Kirjallisuuden Seura), 2004. — 814 страниц. — ISBN 951-746-522-X; Список генералитету по старшинству, 1813 год.
[566x698]
1742
Гебхард Лебрехт фон Блюхер (немецкое имя — Gebhard Leberecht von Blücher)
прусский фельдмаршал, князь Вальштадский участник ряда наполеоновских войн, командующий прусскими войсками в битве при Ватерлоо. Родился в местечке Тойтенвинкель под Ростоком. После нескольких лет учёбы в школе он в 1756 г. против воли родителей завербовался в шведскую армию. Во время Семилетней войны (1756-1763) в качестве гусара сначала сражался против Пруссии, был взят в плен. В плену в 1760 г. перешёл в прусскую службу ( вербовка военнопленных была обычным способом пополнения прусской армии, остро нуждавшейся в солдатах). В 1773 г. подал в отставку и только после смерти короля Фридриха Великого в 1788 г. опять возобновил армейскую службу — в чине майора. Недостаток воспитания и весьма скудное образование возмещались в нём природным здравым смыслом, неутолимой жаждой деятельности и выдающейся энергией. Участвовал в экспедиции в Нидерланды, в 1789 г. получил высший воинский орден Пруссии, «За заслуги». В 1801 г. за многочисленные подвиги Блюхер был произведён в генерал-лейтенанты. Во время несчастной для пруссаков кампании 1806 г., после сражения при Ауэрштедте, Блюхер с горстью солдат, предводимых им и генералом Йорком, успел уйти в Любек, но здесь, очутившись в безвыходном положении, принуждён был сдаться, исполнив первоначально всё, чтобы спасти честь оружия. До конца 1812 г. он обречён был на бездеятельность; но едва лишь появилась надежда на свержение Наполеоновского ига, как Блюхер, имевший уже 70 лет от роду, но ещё полный сил и энергии, стал во главе национального движения в Германии и в 1813 г. получил начальство над соединёнными русско-прусскими войсками в Силезии, покрывшими себя славою, особенно в сражениях при Кацбахе и под Вартенбургом.
[700x348]
Особенно искусны и энергичны были действия Блюхера, предшествовавшие Лейпцигской битве. Накануне её, 16 октября 1813, Блюхер получил чин фельдмаршала. В кампанию 1814 г. счастье не раз изменяло Блюхеру, но не заставляло его падать духом. Под Бриенном 29 января он потерпел неудачу, но затем, получив подкрепление, 1 февраля одержал победу при Ла-Ротьере. В начале февраля Блюхер двинулся через Шалон к Парижу, но Наполеон, воспользовавшись разобщенным и растянутым положением его войск, разбил их по частям и заставил Силезскую армию, понёсшую огромные потери, отступить к Шалону. Затем действия её уже сопровождались успехом и завершились 19 марта овладением Монмартрскими высотами под Парижем.
[700x484]
Блюхер под Ватерлоо. Гравюра 1895 г.
В 1815 г., по возвращении Наполеона с острова Эльбы, Блюхер принял начальство над прусско-саксонскими войсками в Нидерландах. Разбитый под Линьи, он, однако, вовремя подоспел к бою под Ватерлоо и этим решил победу, после которой, неотступно преследуя французов, подошёл к Парижу и принудил его к сдаче. По окончании войны Блюхер удалился в своё силезское поместье, где и проживал на покое до самой своей кончины, последовавшей 12 сентября 1819 года.
[525x700]
Памятник фельдмаршалу Блюхеру в городе Каубе, в месте перехода через Рейн в январе 1815 года.
Награды: Орден Чёрного орла (апрель 1807); Орден Красного орла; Орден «Pour le Mérite» (4 июня 1789); Большой крест Железного креста (31 августа 1813); Звезда Большого креста Железного креста (1813); Военный орден Марии Терезии, большой крест (Австрия); Шпага, украшенная алмазами, от муниципалитета Лондона (Великобритания, 1814); Орден Слона (Дания); Военный орден Вильгельма, большой крест (Нидерланды, 28 июля 1815); Орден Святого апостола Андрея Первозванного (Россия, 11 октября 1813); Орден Святого Георгия I класса (Россия, 8 октября 1813);Орден Святого Георгия II класса (Россия, 20 мая 1813); Орден Святого Александра Невского (Россия, 11 октября 1813); Орден Серафимов (Швеция, 28 апреля 1814). В войсках Блюхер пользовался большою популярностью; русские солдаты Силезской армии прозвали его «фельдмаршал Форвэрц» вследствие постоянно повторяемого им в бою слова «Vorwärts» (вперед!). Блюхер считался образцом храброго солдата.
[700x348]
Наполеон называл его «старый чёрт» (французское название — le vieux diable). Прадед советского маршала Василия Блюхера получил за подвиги в Крымской войне от помещика прозвище "Блюхер" в честь прусского фельдмаршала, со временем превратившееся в фамилию. Отсюда немецкая фамилия известного полководца Гражданской войны, по происхождению крестьянина.
[700x565]
Паровоз «Блюхер».
Известный паровозостроитель Джордж Стефенсон свой первый паровоз назвал в честь фельдмаршала.
Библиография: Elsner, «Blücher von Wallstadt» (Штутгарт, 1835); Joh. Scherr, «Blücher, seine Zeit und sein Leben» (Лейпциг, 1862).
Литература: Elsner, «Blücher von Wallstadt» (Штутгарт, 1835); Joh. Scherr, «Blücher, seine Zeit und sein Leben» (Лейпциг, 1862); Лазарев С.Е. Бауценовское сражение (200 лет Заграничным походам русской армии) // Военно-исторический архив. 2013. № 9 (165). Страницы 66-85; Блюхер Г.Л. фон. Военные подвиги и анекдоты прусского генерал-фельдмаршала и орденов разных государств кавалера Блюхера, взятые из собственных его записок, со времени французской революции / Перевод с немецкого — Часть 1. — Москва: в университетской типографии, 1813. -VI, 78 страниц; Часть 2. — Москва: в университетской типографии, 1814. — 108 страниц; Часть 3. — Москва: в университетской типографии, 1814. — 132 страницы.
1751
Фёдор Иванович Левашов
русский военачальник, генерал-майор (с 1793), сенатор, тайный советник (с 1797). Представитель русского дворянского и графского рода Левашовых. Записан на службу в семилетнем возрасте в 1758 году. В 1774 году произведён в секунд-майоры. В ходе русско-турецкой войны 1787—1791 годов отличился при штурме Измаила. В 1789 году произведён в бригадиры от кавалерии, в 1793 — в генерал-майоры. С 1794 — командир кавалерийской бригады 3-й части Украинской армии. С 14 сентября 1797 - тайный советник. 1 декабря 1799 года был командирован вместе с действительным тайным советником М.П.Ржевским для ревизии в Пермской, Тобольской и Иркутской губерний. С 1802 года — сенатор 5-го департамента Правительствующего Сената. Умер в Москве 10 мая 1819 года. Похоронен в Донском монастыре. Дед — Василий Яковлевич Левашов (1667—1751), генерал-аншеф, глава московской администрации (1744—1751). Отец — Иван Васильевич Левашов (1715 — до 1785), генерал-поручик; мать — Екатерина Алексеевна (урожд. Зыбина; 1723 — ?). Жена — Евдокия (Авдотья) Николаевна (урожд. Хитрово; 1775—1837). Дети: Александр старший (1785 — после 1801); Александра (1788 — ?); Николай (1792 — ?) — участник войны 1812 года; Елизавета (1795 — ?), в замужестве Воейкова; Никита (15 сентября 1797 — 1832) — полковник, командир Иркутского гусарского полка; женат на Александре Николаевне (1797 — 14 апреля 1848, Ганновер), вдове князя Григория Яковлевича Голицына (12 декабря 1789 — 1821), внук — Фёдор (14 февраля 1829 — ?); Александр младший (1798 — после 1808); Анна (1799 — после 1808); Василий (1801 — ?), в 1829 — отставной гвардии поpучик; Анастасия (? — ?), замужем за Дмитрием Николаевичем Чертковым (1802—1851), внуки — Хрисия (1841—1871), замужем за Дмитрием Алексеевичем Северцовым, сыном героя войны 1812 года А.П.Северцова; Фёдор (1845 — 28 ноября 1899), женат на Елене Михайловне, княжне Оболенской (1855—1924).
[570x700]
1756
Томмазо Ареццо (итальянское имя — Tommaso Arezzo)
итальянский куриальный кардинал и папский сановник. Чрезвычайный посол Святого Престола в Российской империи. Вице-канцлер Святой Римской Церкви с 5 июля 1830 по 3 февраля 1833. Кардинал-священник с 8 марта 1816, с титулом церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи с 29 апреля 1816 по 29 мая 1820. Кардинал-епископ Сабины с 29 мая 1820. Родился в Орбетелло, Неаполитанское королевство. Происходил из знатного рода маркизов Ареццо. Окончил престижную римскую школу для детей аристократов Колледжио Назарено и Папскую дворянскую академию, где изучал гражданское и каноническое право. 14 марта 1779 года рукоположен в диаконы, а всего через пять дней — в священники. В 1781 году стал рыцарем Мальтийского ордена. Занимал ряд важных церковных должностей, в частности был папским легатом в нескольких провинциях Италии. В 1798 году после оккупации Папского государства и ареста папы Пия VI французской армией оставил службу и уехал на Сицилию в родовое имение, однако в 1800 году новый папа Пий VII вновь призвал его на церковную службу и возвел в 1802 году в епископский сан с титулом «Seleucia in Isauria». Сразу после возведения в епископы Томмазо Ареццо получил важное и сложное дипломатическое поручение — он был назначен чрезвычайным послом Святого Престола в Российской империи. В результате разделов Речи Посполитой в конце XVIII века в Российской империи появился существенный процент подданных католического вероисповедания. Это требовало урегулирования их канонического статуса, что в свою очередь привело к интенсификации контактов Рима и Санкт-Петербурга. Три миссии чрезвычайных послов Джованни Андреа Аркетти, Лоренцо Литта и Томмазо Ареццо, проходившие в период 1783—1804 годов, в исторической литературе иногда называют «тремя нунциатурами». В числе основных целей и задач, поставленных перед Ареццо Святым Престолом были: свобода Католической церкви в России в сношениях с Римом и назначением епископов, урегулирование положения приходов и монастырей, обсуждение приемлемого для Рима в каноническом плане статуса Римско-католической духовной коллегии, возможное восстановление грекокатолической иерархии и др. Ареццо прибыл в Санкт-Петербург в апреле 1803 года, однако пробыл в России лишь чуть больше года. В 1804 году папский престол, полностью зависимый от Наполеона в политическом плане, выдал Франции эмигранта-монархиста Ж. де Вернега, принятого на русскую службу, что повлекло разрыв отношений России и Святого Престола и высылку Томмазо Ареццо из России. Большая часть дипломатических целей посла осталась неисполненной. После высылки из России Ареццо продолжал оставаться на дипломатической службе, в 1804—1806 годах он вёл переговоры с королём Саксонии о заключении конкордата. Наполеон через Ареццо пытался принудить папу римского к вхождению в антибританский союз, но епископ препятствовал осуществлению планов французского императора, за что был арестован и сослан сначала в Новару, а затем на Корсику. Ареццо сумел бежать из корсиканской тюрьмы и нашёл убежище на Сардинии, а после поражения Наполеона вернулся в Рим. 8 марта 1816 года он был возведён в кардинальское достоинство и стал кардиналом-священником с титулом церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. В 1820 году Ареццо добился одного из высших постов в католической иерархии, став кардиналом-епископом субурбикарной епархии Сабина-Поджо Миртето. Участвовал в трёх конклавах — 1823, 1829 и 1830—1831 годов. Был апостольским легатом в Ферраре, в 1830—1833 годах также руководил Апостольской канцелярией. Умер в Риме 3 февраля 1833 года. Похоронен в церкви Сан-Лоренцо ди Дамазо, входящей в состав Палаццо делла Канчеллерия.
Литература: «Ареццо» //Католическая энциклопедия. Москва.:Изда. францисканцев. 2002. Том.. Страницы 340—341. ISBN 5-89208-037-4
[699x649]
1770
Людвиг ван Бетховен (немецкое имя — Ludwig van Beethoven)
великий немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков». Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков. Людвиг ван Бетховен родился в Бонне. Точная дата рождения не установлена, известна лишь дата крещения — 17-ого декабря 1770 года в Бонне в католической церкви Святого Ремигия. Его отец Иоганн (Johann van Beethoven, 1740—1792) был певцом, тенором, в придворной капелле, мать Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (Maria Magdalena Keverich, 1748—1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце, они поженились в 1767 году. Дед Людвига (1712—1773) служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, басом, затем капельмейстером. Он был родом из Мехелена в Южных Нидерландах, отсюда и приставка «ван» перед фамилией. Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой — на скрипке. В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой старших современников: Ф.Э.Баха, Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена — вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста. После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал. Уже став взрослым, композитор в одном из писем признался: «Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно; не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле слова, я всё же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи». Среди любимых писателей Бетховена — древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, английский драматург Шекспир, немецкие поэты Гёте и Шиллер. В это время Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок». В 1787 году Бетховен посетил Вену. Прослушав импровизацию Бетховена, Моцарт воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!» Но занятия так и не состоялись: Бетховен узнал о болезни матери и вернулся в Бонн. Она умерла 17 июля 1787 года. Семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста. Здесь ставятся итальянские, французские и немецкие оперы. Особенно сильное впечатление на юношу произвели оперы Глюка и Моцарта. В 1789 году Бетховен, желая продолжить образование, начинает посещать лекции в университете. Как раз в это время в Бонн приходит известие о революции во Франции. Один из профессоров университета издаёт сборник стихов, воспевающих революцию. Бетховен подписывается на него. Тогда же он сочиняет «Песню свободного человека», в которой есть слова: «Свободен тот, для кого ничего не значат преимущества рождения и титул». Во время жизни в Бонне вступил в масонство. Точная дата его инициации отсутствует. Известно только, что масоном он стал ещё молодым человеком. Доказательством масонства Бетховена является письмо, написанное композитором масону Францу Вегелеру, в котором он выражает согласие посвятить масонству одну из своих кантат, известных под названием «Das Werk beginnt!» Известно также, что со временем Бетховен охладел к масонству и не принимал в его деятельности активного участия. Проездом из Англии в Бонне остановился Гайдн. Он с одобрением отзывался о композиторских опытах Бетховена. Юноша решает ехать в Вену, чтобы брать уроки у прославленного композитора, так как, вернувшись из Англии, Гайдн становится ещё известнее.
[700x350]
Осенью 1792 года Бетховен покидает Бонн. Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, впоследствии утверждал, что Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Однажды Гайдн написал Бетховену: «Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам». Вскоре Гайдн уехал в Англию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру. В конце концов Бетховен сам выбрал себе наставника — Антонио Сальери. Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей. Бетховен смело противопоставлял крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использовал педаль (к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль, далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов. Этот стиль можно найти в его фортепианных сонатах № 8 «Патетической» (название дано самим композитором), № 13 и № 14. Обе имеют авторский подзаголовок Sonata quasi una Fantasia («в духе фантазии»). Сонату № 14 поэт Рельштаб впоследствии назвал «Лунной», и, хотя это название подходит лишь к первой части, а не к финалу, оно закрепилось за всем произведением. Бетховен также сильно выделялся своим внешним видом среди дам и кавалеров того времени. Почти всегда его находили небрежно одетым и непричёсанным. Бетховен отличался крайней резкостью. Однажды, когда он играл в публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой; Бетховен тотчас оборвал выступление и добавил: «Таким свиньям я играть не буду!». И никакие извинения и уговоры не помогли. В другой раз Бетховен гостил у князя Лихновского. Лихновский очень уважал композитора и был поклонником его музыки. Он захотел, чтобы Бетховен сыграл перед собравшимися. Композитор отказался. Лихновский стал настаивать и даже приказал выломать дверь комнаты, где заперся Бетховен. Возмущённый композитор покинул имение и вернулся в Вену. Наутро Бетховен отправил Лихновскому письмо: «Князь! Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существует и будет существовать тысячи, Бетховен же — только один!» Однако, несмотря на столь суровый характер, друзья Бетховена считали его довольно добрым человеком. Так, например, композитор никогда не отказывал близким друзьям в помощи. Одна из его цитат: «Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелёк мой пуст и я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды». Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии. В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит — воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо хайлигенштадтским завещанием. Композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству: «Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным».
[700x350]
В Хайлигенштадте композитор приступает к работе над новой Третьей симфонией, которую назовёт Героической. В результате глухоты Бетховена сохранились уникальные исторические документы: «разговорные тетради», куда друзья Бетховена записывали для него свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи. Однако музыкант Шиндлер, у которого остались две тетради с записями бесед Бетховена, по всей вероятности, сжёг их, так как «в них содержались самые грубые, ожесточённые выпады против императора, а также наследного принца и других высокопоставленных лиц. Это, к сожалению, была излюбленная тема Бетховена; в разговоре Бетховен постоянно возмущался власть предержащими, их законами и постановлениями». Когда Бетховену было 34 года, Наполеон отказался от идеалов Великой французской революции и объявил себя императором. Поэтому Бетховен отказался от намерений посвятить ему свою Третью симфонию: «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном». В фортепианном творчестве собственный стиль композитора заметен уже в ранних сонатах, но в симфоническом зрелость пришла к нему позднее. По словам Чайковского, лишь в третьей симфонии «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена». Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине. Незадолго до смерти композитор передал рукопись «Фиделио» своему другу и секретарю Шиндлеру со словами: «Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех…» После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть и русские. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена — «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором. Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора. В Австрии, после поражения Наполеона, был установлен полицейский режим. Напуганное революцией правительство пресекало любые «свободные мысли». Многочисленные тайные агенты проникали во все слои общества. В разговорных тетрадях Бетховена то и дело встречаются предупреждения: «Тише! Осторожно, здесь шпион!» И, вероятно, после какого-то особенно смелого высказывания композитора: «Вы кончите на эшафоте!»
[430x700]
Могила Бетховена на центральном кладбище Вены, Австрия.
Однако популярность Бетховена была так велика, что правительство не решалось его тронуть. Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Он читает (то есть слушает внутренним слухом) партитуры опер Россини, просматривает сборник песен Шуберта, знакомится с операми немецкого композитора Вебера «Волшебный стрелок» и «Эврианта». Приехав в Вену, Вебер посетил Бетховена. Они вместе завтракали, и Бетховен, обычно не склонный к церемониям, ухаживал за своим гостем. После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен помещает племянника в лучшие пансионы и поручает своему ученику Карлу Черни заниматься с ним музыкой. Композитор хотел, чтобы мальчик стал учёным или артистом, но того привлекало не искусство, а карты и бильярд. Запутавшись в долгах, он совершил попытку самоубийства. Попытка эта не причинила особого вреда: пуля лишь чуть оцарапала кожу на голове. Бетховен очень переживал по этому поводу. Здоровье его резко ухудшилось. У композитора развивается тяжёлое заболевание печени.
[700x445]
Похороны Бетховена.
Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шло за его гробом. Во время похорон была исполнена любимая заупокойная месса Бетховена Реквием до-минор Луиджи Керубини. На могиле прозвучала речь, написанная поэтом Францем Грильпарцером: «Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нём можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нём не было ничего дурного». Бетховен начал давать уроки музыки ещё в Бонне. Его боннский ученик Стефан Брейнинг до конца дней оставался самым преданным другом композитора. Брейнинг помог Бетховену в переделке либретто «Фиделио». В Вене ученицей Бетховена стала юная графиня Джульетта Гвиччарди. Джульетта была родственницей Брунсвиков, в семье которых композитор бывал особенно часто. Бетховен увлёкся своей ученицей и даже думал о женитьбе. Лето 1801 года он провёл в Венгрии, в имении Брунсвиков. По одной из гипотез, именно там была сочинена «Лунная соната». Композитор посвятил её Джульетте. Однако Джульетта предпочла ему графа Галленберга, посчитав именно его талантливым композитором. О сочинениях графа критики писали, что в них можно точно указать, из какого произведения Моцарта или Керубини заимствована та или другая мелодия. Ученицей Бетховена была и Тереза Брунсвик. Она обладала музыкальной одарённостью — прекрасно играла на рояле, пела и даже дирижировала. Познакомившись с известным швейцарским педагогом Песталоцци, она решила посвятить себя воспитанию детей. В Венгрии Тереза открыла благотворительные детские сады для детей бедняков. До самой смерти (Тереза умерла в 1861 году в преклонном возрасте) она осталась верна избранному делу. Бетховена связывала с Терезой длительная дружба. После смерти композитора было найдено большое письмо, которое получило название «Письмо к бессмертной возлюбленной». Адресат письма неизвестен, но некоторые исследователи считают «бессмертной возлюбленной» Терезу Брунсвик. Ученицей Бетховена была и Доротея Эртман, одна из лучших пианисток Германии. Один из современников так отзывался о ней: «Высокая, статная фигура и прекрасное, полное одушевления лицо, вызвали во мне… напряжённое ожидание, и все-таки я был потрясён, как никогда, её исполнением бетховенской сонаты. Я ещё никогда не встречал соединения такой силы с проникновенной нежностью — даже у величайших виртуозов». Эртман славилась исполнением бетховенских произведений. Композитор посвятил ей Сонату № 28. Узнав, что у Доротеи умер ребёнок, Бетховен долго играл ей. В конце 1801 года в Вену приехал Фердинанд Рис. Фердинанд был сыном боннского капельмейстера, друга семьи Бетховенов. Композитор принял юношу. Как и другие ученики Бетховена, Рис уже владел инструментом и к тому же сочинял. Однажды Бетховен сыграл ему только что законченное адажио. Музыка так понравилась юноше, что он запомнил её наизусть. Зайдя к князю Лихновскому, Рис сыграл пьесу. Князь выучил начало и, придя к композитору, сказал, что хочет сыграть ему своё сочинение. Бетховен, мало церемонившийся с князьями, категорически отказался слушать. Но Лихновский все-таки заиграл. Бетховен сразу догадался о проделке Риса и страшно рассердился. Он запретил ученику слушать свои новые сочинения и действительно никогда больше ему ничего не играл. Однажды Рис сыграл свой марш, выдав его за бетховенский. Слушатели пришли в восторг. Оказавшийся тут же композитор не стал разоблачать ученика. Он лишь сказал ему: «Видите, милый Рис, каковы эти большие знатоки. Дай им только имя их любимца, и больше им ничего не нужно!» Однажды Рису довелось услышать новое создание Бетховена. Как-то на прогулке они заблудились и вернулись домой к вечеру. По пути Бетховен рычал бурную мелодию. Придя домой, он сразу сел за инструмент и, увлечённый, совсем забыл о присутствии ученика. Так родился финал «Аппассионаты».
[700x357]
В одно время с Рисом у Бетховена начал заниматься и Карл Черни. Карл был, пожалуй, единственным ребёнком среди бетховенских учеников. Ему исполнилось только девять лет, но он уже выступал с концертами. Его первым учителем был отец, известный чешский педагог Венцель Черни. Когда Карл впервые попал в квартиру Бетховена, где, как всегда, царил беспорядок, и увидел человека с тёмным небритым лицом, в жилете из грубой шерстяной ткани, то принял его за Робинзона Крузо. Черни прозанимался у Бетховена пять лет, после чего композитор выдал ему документ, в котором отмечал «исключительные успехи ученика и его достойную удивления музыкальную память». Память у Черни действительно была поразительной: он знал наизусть все фортепианные сочинения учителя. Черни рано начал педагогическую деятельность и вскоре стал одним из лучших педагогов Вены. Среди его учеников был Теодор Лешетицкий, которого можно назвать одним из основателей русской фортепианной школы. С 1858 года Лешетицкий жил в Санкт-Петербурге, а с 1862 по 1878 год преподавал в только что открытой консерватории. Здесь у него учились А.Н.Есипова, впоследствии профессор той же консерватории, В.И.Сафонов, профессор и директор Московской консерватории, С.М.Майкапар. В 1822 году к Черни пришли отец с мальчиком, приехавшие из венгерского местечка Доборьян. Мальчик не имел понятия ни о правильной посадке, ни об аппликатуре, но опытный педагог сразу понял, что перед ним необыкновенный, одарённый, может быть, гениальный ребёнок. Звали мальчика Ференц Лист. Лист прозанимался у Черни полтора года. Успехи его были столь велики, что учитель разрешил ему выступать перед публикой. На концерте присутствовал Бетховен. Он угадал одарённость мальчика и поцеловал его. Лист всю жизнь хранил память об этом поцелуе. Не Рис, не Черни, а Лист унаследовал бетховенскую манеру игры. Подобно Бетховену, Лист трактует рояль как оркестр. Во время гастролей по Европе он пропагандировал творчество Бетховена, исполняя не только его фортепианные произведения, но и симфонии, которые он адаптировал для рояля. В те времена музыка Бетховена, особенно симфоническая, была ещё неизвестна широкой аудитории. В 1839 году Лист приехал в Бонн. Здесь уже несколько лет собирались поставить памятник композитору, но дело продвигалось медленно. «Какой позор для всех! — писал возмущённый Лист Берлиозу. — Какая боль для нас! … Недопустимо, чтобы на эту еле сколоченную скаредную милостыню был построен памятник нашему Бетховену. Этого не должно быть! Этого не будет!» Лист восполнил недостающую сумму выручкой от своих концертов. Только благодаря этим усилиям памятник композитору был поставлен. 29 августа 2007 года венский патолог и эксперт судебной медицины Кристиан Рейтер (доцент кафедры судебной медицины Венского медицинского университета) предположил, что неумышленно ускорил кончину Бетховена его врач Андреас Ваврух, который раз за разом протыкал больному брюшину (чтобы вывести жидкость), после чего накладывал на раны примочки, содержавшие свинец. Проведённые Рейтером исследования волос показали, что уровень содержания свинца в организме Бетховена резко возрастал каждый раз после визита врача. Ученики: Карл Че́рни; Фердинанд Рис; Рудольф Иоганн Иосиф Райнер фон Габсбург-Лотарингский. Произведения: 9 симфоний: № 1 (1799—1800), № 2 (1803), № 3 «Героическая» (1803—1804), № 4 (1806), № 5 (1804—1808), № 6 «Пасторальная» (1808), № 7 (1812), № 8 (1812), № 9 (1824); 11 симфонических увертюр, среди которых «Кориолан», «Эгмонт», «Леонора» № 3; 5 концертов для фортепиано с оркестром; 6 юношеских сонат для фортепиано; 32 сонаты для фортепиано, 32 вариации и около 60 пьес для фортепиано; 10 сонат для скрипки и фортепиано; концерт для скрипки с оркестром, концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром («тройной концерт»); 5 сонат для виолончели и фортепиано; 16 струнных квартетов; 6 трио; Балет «Творения Прометея»; Опера «Фиделио»; Торжественная месса; Вокальный цикл «К далёкой возлюбленной»; Песни на стихи разных поэтов, обработки народных песен.
[525x700]
Мемориальная табличка в Праге.
[510x700]
Мемориальная доска в Вене.
[330x700]
Памятник в Бонне.
Образ Бетховена в литературе: Бетховен стал прототипом главного героя — композитора Жана Кристофа — в одноимённом романе, одном из наиболее известных произведений французского автора Ромена Роллана. Роман стал одним из произведений, за которое Роллану в 1915 году была присвоена Нобелевская премия по литературе. Образ Бетховена в кинематографе: О судьбе композитора сняты фильмы «Племянник Бетховена» (режиссёр Пол Моррисси) и «Бессмертная возлюбленная» (в главной роли Гэри Олдмен). В первом он представлен как латентный гомосексуал, ревнующий ко всем собственного племянника Карла; во втором разрабатывается идея, что отношение композитора к Карлу было обусловлено тайной любовью Бетховена к его матери; Главный герой культового фильма «Заводной апельсин» Алекс очень любит слушать музыку Бетховена, поэтому фильм насыщен ею; В фильме «Запомните меня такой» снятом в 1987 году на Мосфильме Павлом Чухраем звучит музыка Бетховена; Фильм-комедия «Бетховен» не имеет ничего общего с композитором, кроме того, что в его честь назвали собаку; В фильме «Героическая симфония» Бетховена сыграл Ян Харт; В советско-германском фильме «Бетховен. Дни жизни» Бетховена сыграл Донатас Банионис; В фильме «Знaмение» главный герой любил слушать музыку Бетховена, а в конце фильма, когда начинался конец света, все погибали под вторую часть Седьмой симфонии Бетховена; В фильме «Переписывая Бетховена» рассказывается о последнем годе жизни композитора (в главной роли Эд Харрис); Художественный 2-серийный фильм «Жизнь Бетховена» (СССР, 1978, режиссёр Б.Галантер) основан на сохранившихся воспоминаниях о композиторе его близких друзей; Фильм «Лекция 21» (Италия, 2008), дебют в кино итальянского писателя и музыковеда Алессандро Барикко, посвящён «Девятой симфонии». В фильме «Эквилибриум» (США, 2002 год, режиссёр Курт Уиммер) главный герой Престон обнаруживает несметное количество грампластинок. Одну из них он решает прослушать. В фильме звучит фрагмент девятой симфонии Людвига Ван Бетховена; В фильме «Солист» (США, Франция, Великобритания режиссёр Джо Райт) Сюжет основан на реальной истории жизни музыканта Натаниеля Айерса. Карьера молодого виртуоза-виолончелиста Айерса прерывается, когда он заболевает шизофренией. Многие годы спустя о бездомном музыканте узнаёт журналист Los Angeles Times, результатом их общения становится серия статей. Айерс просто бредит Бетховеном, он постоянно исполняет его симфонии на улице. Образ Бетховена в неакадемической музыке: Американский музыкант Чак Берри в 1956 году написал песню Roll Over Beethoven, вошедшую в список 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone. Помимо самого Бетховена, в песне упоминается также и Чайковский. Позже (В 1973 году) в альбоме ELO-2 эту песню исполнила группа Electric Light Orchestra, причём в начале композиции используется фрагмент 5-й симфонии; Композитору посвящена песня «Бетховен» из альбома «Раздвоение личности» группы Сплин; Композитору посвящена песня «Тишина» группы Aella; В 1981 году группа Rainbow под руководством экс-гитариста группы Deep Purple Ричи Блэкмора выпустила альбом Difficult to Cure («Трудноизлечимый»), одноимённая композиция в котором создана по мотивам 9-й симфонии Бетховена; В альбоме Metal Heart 1985 года немецкой хеви-метал-группы Accept гитарное соло заглавной композиции представляет собой интерпретацию бетховенской «К Элизе».
[597x700]
Почтовая марка ФРГ, посвящённая Людвигу ван Бетховену, 1961, 70 пфеннигов (Скотт #835)
В песне The Moon из альбома Tarot испанской пауэр-метал-группы Dark Moor присутствуют значительные фрагменты из «Лунной сонаты» (I часть) и Пятой симфонии (I и IV части). В 2000 году нео-классик металл-коллектив Trans-Siberian Orchestra выпустил рок-оперу Beethoven’s Last Night, посвящённую последней ночи композитора. В композиции Les Litanies De Satan с альбома Bloody Lunatic Asylum итальянского готик-блэк-метал-коллектива Theatres des Vampires в качестве аккомпанемента к стихам Шарля Бодлера использована Соната № 14. «Beethoven Was Deaf» («Бетховен был глух») — так назвал свой концертный альбом Morrissey, певец из Великобритании. Согласно популярному мему, один из родителей Бетховена был болен сифилисом, старшие братья Бетховена были слепыми, глухими или умственно отсталыми. Эта легенда используется как аргумент против абортов: «Вы знакомы с беременной женщиной, которая уже имеет 8 детей. Двое из них — слепые, трое — глухие, один — умственно недоразвитый, сама она больна сифилисом. Посоветуете ли Вы ей сделать аборт? Если Вы посоветовали сделать аборт — Вы только что убили Людвига ван Бетховена». Ричард Докинз опровергает эту легенду и критикует подобную аргументацию в своей книге «Бог как иллюзия». Родители Бетховена поженились в 1767 году. В 1769 году родился их первый сын, Людвиг Мария, который умер через 6 дней, что было довольно обычным для того времени. Не сохранилось данных о том, был ли он слепым, глухим, умственно отсталым и т. п. В 1770 году родился Людвиг ван Бетховен. В 1774 году родился третий сын, Каспар Карл ван Бетховен, скончавшийся в 1815 году от туберкулёза лёгких. Ни слепым, ни глухим, ни умственно отсталым он не был. В 1776 году родился четвёртый сын, Николаус Иоганн, обладавший завидным здоровьем и скончавшийся в 1848 году. В 1779 году родилась дочь Анна Мария Франциска, она умерла через четыре дня. Про неё также не сохранилось данных о том, была ли она слепой, глухой, умственно отсталой и т. п. В 1781 году родился Франц Георг, который умер через два года. В 1786 году родилась Мария Маргарита, она умерла через год. В том же году мать Людвига умирает от туберкулёза, распространённой в то время болезни. Оснований предполагать, что она страдала венерическими заболеваниями, нет. Отец, Иоганн ван Бетховен, скончался в 1792 году. Однажды Бетховен и Гёте, гуляя вместе в Теплице, встретили находящегося там в это время императора Франца в окружении его свиты и придворных. Гёте, отойдя в сторону, склонился в глубоком поклоне, Бетховен прошёл сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе. Каждый раз, прежде, чем сесть за стол и приступить к сочинению музыки, Бетховен опускал голову в таз с ледяной водой, из-за чего застудил себе уши и в дальнейшем потерял слух. Этот приём настолько вошёл у него в привычку, что композитор не мог отказаться от него до конца жизни. В 2011 году профессор Манчестерского университета Брайан Купер сообщил, что ему удалось восстановить 72-тактовый опус для струнного квартета, написанный Бетховеном в 1799 году, отбракованный и впоследствии утерянный: «Бетховен был перфекционистом. Любой другой композитор был бы счастлив, сочинив этот отрывок». Вновь обретённая музыка прозвучала 29 сентября в исполнении струнного квартета Манчестерского университета. В его честь назван полуостров на юго-западе Земли Александра I в Антарктиде.
Литература: Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Очерк жизни и творчество; Корганов В.Д. Бетховен. Биографический этюд. — Москва: Алгоритм, 1997. (djvu-книга на
www.libclassicmusic.ru); Борис Кремнев. Бетховен Жизнь Замечательных Людей; Кириллина Л.В. Бетховен. Жизнь и творчество : В 2-х томах — Москва: Московская консерватория, 2009; Альфред Аменда. Аппассионата. Роман из жизни Людвига ван Бетховена.
[648x700]
1775
Франсуа Адриен Буальдьё (французское имя — François Adrien Boieldieu)
французский оперный композитор, автор многочисленных комических опер.. Родился в Руане, где его отец был секретарем канцелярии архиепископа. Начал музыкальное образование певчим Руанского собора и продолжал свои музыкальные занятия у органиста Броха. В 1793 году написал, на изготовленный его отцом текст, маленькую оперу «La fille coupable», имевшую успех; за ней следовала «Rosalie et Mirza» (1795). В девятнадцать лет, не имея никаких средств, отправился в Париж, где своей одноактной оперой «La dot de Suzette» (1795) произвёл большое впечатление. Затем следовали оперы: «La famille suisse» (1796), «Mombreuille et Merville» (1797), «L’heureuse nouvelle» (1797), «Zoraime et Zulnare» (1798), «Les méprises espagnoles» (1798), «Beniowski» (1800). В этот промежуток времени состоял профессором фортепианной игры в консерватории. Выдающийся успех имела его опера: «Le Calife de Bagdad», выдержавшая более 700 представлений в Париже, и сделавшая его имя, как композитора, известным и за границей. В 1802 г. появилась опера «Ma tante Aurore». В 1803 году, вместе с своим другом Роде, отправился в Россию. Император Александр I для первого приветствия славного композитора выслал ему в Мемель патент на место придворного капельмейстера; Буальдьё обязался писать по 3 оперы в год, на готовые либретто из французской жизни. Обласканный императором, был хорошо принят в Санкт-Петербургском обществе; из написанных им в Санкт-Петербурге для французской труппы комических опер: «Rien de trop», «Amour et mystère», «La jeune femme colerée», «Aline», «Reine de Golconde», «Télémaque», «Les voitures versées» и др.
[577x699]
В 1811 году Буальдьё получил отпуск и отправился в Париж, но по политическим обстоятельствам не мог вернуться. Из опер в России наибольшим успехом пользовались: «Калиф Багдадский», «Красная шапочка» и «Жан Парижский», весьма часто повторявшиеся в оперных репертуарах 1930-х и 1940-х годов. Нередко шла и «Белая дама». «Немецкая опера», существовавшая в Санкт-Петербурге в 1834—1844, также часто ставила упомянутые оперы. В Париже Буальдьё написал оперу «Jean de Paris», которая была представлена в 1812 г. и благодаря своей прелестной и свежей музыке имела громадный успех. В 1813 году Буальдье написал оперу: «La fête du village voisin», a в 1818 году вновь появилась весьма удачная опера: «Le chaperon rouge» (Красная шапочка). Следующие годы Буальдьё, вследствие расстроенного здоровья, жил в своем имении Жарси и мало занимался музыкой, продолжая, однако, исполнять обязанности по должности профессора композиции в Консерватории. Только в 1825 году вновь появился перед публикой с оперой «Dame blanche», одним из лучших и популярнейших его произведений. Она шла впервые в 1825 году на сцене Опера-Комик, после значительной обработки и нескольких переделок. Интересный сюжет, прекрасная оркестровка, полные поэтической прелести мотивы были восторженно оценены публикой. «Ah quel plaisir d'être soldat» — сделалась народною оперою. Герольд в «Pré aux clerçes» и многие другие композиторы заимствовали из этой оперы. Одной из последних его опер была «Les deux Nuits» (1829), шедшая и в России. Непомерные занятия в Консерватории, авторство, значительно утомлявшее его в силу привычки петь при сочинениях, и т. п. значительно ослабили его здоровье. Вдобавок, революция 1830 г. лишила его пенсии, и дела его значительно ухудшились. Не помогла и поездка в Пизу, и он скончался 8 октября 1834 года в Жарси, по дороге на юг Франции. Похоронен на Пер-Лашезе (11-й участок). Буальдьё вместе с Меюлем считается одним из замечательнейших композиторов комической музыки первой четверти XIX века. Слава его опер дала ему массу почетных званий. В 1817 г. он был избран вместо Мегюля членом института. В 1839 году ему поставлен в Руане памятник, а в 1875 году торжественно праздновалось в Руане 100-летие со дня его рождения. Его сын Андриен (1815—1883), также французский композитор, известен своими романсами и комическими операми. Успехом пользовалась его опера «Le bouquet de l’infante» (1847).
Литература: Буальдьё, Франсуа Адриен // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Arthur Pougin, «Boieldieu, sa vie, ses oeuvres, son caractère, sa correspondance» (Париж, 1875); E.Neukomme, «Trois jours à Rouen, souvenirs du centenaire de B.» (Париж, 1875); E.Duval, «Boieldieu, notes et fragments inédits» (Женева, 1883); «Компонист Андр. Боэльдье» («Пантеон», 1840, XI).