1898
Лиллиан Рэндольф (Lillian Randolph; имя при рождении — Кастелло Рэндольф, Castello Randolph)
американская актриса, певица и радиоведущая. Рэндольф родилась в городе Ноксвилл, штат Теннесси, США, в семье методистского священника и учительницы. Её старшая сестра, Аманда Рэндольф, также стала актрисой, а брат, Стив Гибсон, музыкантом. Свою профессиональную карьеру она начала в качестве певицы на радио в Кливленде и Детройте, а затем перебралась в Лос-Анджелес, где к концу 1930-х стала довольно популярной комедийной радиоведущей. В то же время Рэндольф дебютировала на большом экране, появившись в последующие годы в десятке кинокартин на второстепенных ролях, среди которых знаменитая рождественская драма «Эта прекрасная жизнь» (1946) и комедия «Холостяк и девчонка» (1947). Также актриса запомнилась тем, что с 1940 по 1952 год озвучивала одну из главных персонажей, чернокожую горничную Мамочку-два-тапочка, в популярном мультсериале «Том и Джерри».
Студийное фото для радиошоу «Бьюла» (1952)
С конца 1940-х столь яркий стереотипный персонаж стал всё чаще подвергаться критике со стороны общественной организации NAACP, и через пару лет от неё пришлось избавиться. Начиная с 1951 года Лиллиан Рэндольф стала частой гостьей на телевидении, исполнив в последующие годы небольшие роли во множестве телесериалов и шоу. В то же время её появления в кино были довольно редки, и ограничились второстепенными ролями в фильмах «Тише, тише, милая Шарлотта» (1964) и «Луковое поле» (1979), где актриса сыграла свою последнюю роль. Год спустя Лиллиан Рэндольф скончалась от рака в городетЛос-Анджелес, штат Калифорния, США, 12 сентября 1980 года, и была похоронена на кладбище Голливуд-Хиллс рядом с сестрой.
1899
Борис Николаевич Граков
российский археолог и историк, профессор, доктор исторических наук. Родился в Онеге, ныне Архангельской области. Специалист по скифо-сарматской археологии, классической филологии и античной керамической эпиграфике. Автор более 60 печатных работ. Умер в Москве 14 сентября 1970 года.

1899
Николай Дмитриевич Смирнов
советский конструктор в области морского приборостроения, учёный, основатель советской научной школы по теплопеленгации и инфракрасной технике. Родился в городе Москва, Российская империя. Окончил Московское высшее техническое училище (1925), радиоинженер. В одной группе с ним учился Сергей Лебедев, будущий академик, создатель первых отечественных ЭВМ. В 1925-1930 гг. — инженер радиостанции Московского губернского совета профсоюзов. В 1925 году на заре радиолюбительства, принимал участие в постройке первой радиостанции в Доме Союзов. В 1930-1939 гг. — научный сотрудник ВЭИ, с 1938 года — зав. лабораторией. Одновременно, с 1933 года — научный сотрудник цеха телевидения НИИ связи. С 1929 года в московском Всесоюзном электротехническом институте входил в состав группы профессора В.Л.Грановского по разработке методов теплопеленгации военных объектов (в 1941 году в составе этой группы был удостоен Сталинской премии). С 1939 года — зав. лабораторией теплопеленгации НИИ-10, с 1946 года начальник отдела № 6, затем отдела № 4. Во время Великой Отечественной войны принимал участие в обороне Заполярья, лично находился на фронте на полуострове Средний, где в пещере был установлен теплопеленгатор, позволяющий Н.Д.Смирнову фиксировать движение кораблей противника и передавать пеленги на батарею 221, которая уничтожала обнаруженные цели круглосуточно в любую погоду. В результате эффективность работы батареи 221 в 2 раза превосходила среднюю для береговой артиллерии ВМФ. При этом все попытки противника найти, как обнаруживались цели, оказались безуспешными. Кандидат технических наук (1936). Старший научный сотрудник (1938). Доктор технических наук (1947), профессор (1949). Главный конструктор теплопеленгаторов и ИК ГСН (инфракрасная головка самонаведения) для К-8. В 1946—1957 годах с его участием разработаны и приняты на вооружение ВМФ новые береговые теплопеленгаторы «Астра-1», «Астра-2», «Астра-3», «Тюльпан» и корабельные — «Солнце-1», «Солнце-II» и др. Основатель (совместно с В.А.Грановским и К.С.Вульфсоном) советской научной школы теплопеленгации. В числе учеников — Листратов, Анатолий Васильевич. Умер в родном городе 29 декабря 1984 года.
Награды и премии: Сталинская премия второй степени (14 марта 1941) — за изобретение нового типа теплопеленгатора; Два ордена Трудового Красного Знамени.
Источники: Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941—1945. Олег Александрович Ржешевский, Николай Васильевич Борисов, Е.К.Жигунов. Республика, 2000 — Всего страниц: 428; Отечественная радиолокация. Биографическая энциклопедия. — Москва, 2011.
1899
Борис Петрович Терентьев
крупный ученый и изобретатель, доктор технических наук, профессор, патриарх отечественной радиотехники, заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор. Он внес значительный вклад в становление и развитие радиостроительства в нашей стране и воспитал многочисленные кадры специалистов высшей квалификации. Талантливый инженер, разработчик радиоэлектронного оборудования, создатель научных школ, видный педагог, автор многочисленных книг, статей и изобретений, активный общественный деятель, Б.П.Терентьев в течение десятилетий оставался широко известным общественности отрасли. Его разработки вошли в историю практической радиотехники России, а на его труды постоянно ссылаются все новые поколения специалистов связи и радио. Родился в городе Москва, Российская империя. Брат химика-органика, члена-корреспондента Академии Наук А.П.Терентьева (1891–1970). Окончил 5-ю Московскую гимназию. Был электромонтером, затем радиотехником на знаменитой Ходынской радиостанции, давшей направление его деятельности. Учился в Техникуме связи, окончил МВТУ. Руководил строительством первой радиотрансляционной линии в Москве на Тверской улице, затем первой междугородной радиотрансляционной линии Москва - Воронеж. Работал начальником станции «Радиопередача», инженером-конструктором НИИ связи РККА. Заведовал лабораторией НИИ Наркомата связи. Под руководством Бориса Петровича разрабатывались фототелеграфная аппаратура, радиопередатчик мощностью 3 кВт для связи Москвы с Берлином, опытный передатчик НКсвязи мощностью 20 кВт, работавший на волне 800 м (лучший по качественным показателям в то время), коротковолновый радиотелефонный передатчик 40 кВт для линии связи Москва - Ташкент. В процессе работы над опытным передатчиком Борис Петрович предложил схему одновременной передачи телефонного и телеграфного сигналов, фазовую автоматическую подстройку частоты, широко используемую и в настоящее время. Борис Петрович принимал непосредственное участие в решении многих практических и научных задач, связанных с применением радиотехнических устройств и методов в различных областях техники. Был консультантом в НИИ «Спецстрой», выполнив ряд работ по повышению КПД радиовещательных станций; консультантом НИИ ГВФ, где разрабатывались радиовысотомер и прибор слепой посадки самолетов, а также передатчики KB и УКВ диапазонов. Участвовал в выполнении работ по авиационной радиотехнике в ЦАГИ. В годы Великой Отечественной войны вел большую работу по подготовке радиоспециалистов для Советской Армии, участвовал в создании средств радиосвязи - разработал и построил мощный KB передатчик для связи с Америкой, установленный в 1942-1943 гг. на Октябрьском радиоцентре; в НИИ радиопромышленности создал радиоприцел для истребителя; занимался применением токов радиочастоты для закалки стали. В послевоенные годы под руководством Бориса Петровича был выполнен ряд разработок: по электронной защите выпрямителей мощных радиопередатчиков, по созданию электронного телеграфа, систем фазовой синхронизации, по измерению мощности передатчиков, сложению мощностей передатчиков, исследованию нового способа амплитудной модуляции - изменением связи с нагрузкой, по подавлению гармоник KB передатчиков, электропитанию и многие другие. Он был одним из основоположников так развившейся в настоящее время радиосвязи с подвижными объектами. Будучи совсем молодым, Борис Петрович начал преподавать - сначала в Техникуме связи, затем в высших учебных заведениях - Московском электротехническом институте, Академии связи им. В.Н. Подбельского. Руководил созданной под его руководством кафедрой радиопередающих устройств Академии, преобразованной впоследствии в Московский институт инженеров связи. Под руководством и при личном участии Б.П.Терентьева в разные годы были поставлены курсы: «Выпрямители», «Оборудование радиопередающих центров», «Радиобюро и линии радиосвязи», со всеми необходимыми формами учебной работы. У него был настоящий талант педагога. Лекции Борис Петрович читал блистательно: живость и понятность изложения органически сочетались с глубиной постановки проблем, новизной излагаемого материала. А экзаменатором был строгим. Студенты, да и аспиранты так интерпретировали его инициалы - БПТ: «Боря! Поставь тройку!». Защиту студентами лабораторных работ Борис Петрович проводил не за столом, а у лабораторной установки. И отвечать на вопросы студент должен был не столько словами, сколько осмысленными четкими действиями с аппаратурой. Лабораторный практикум, глубоко методически проработанный и воплощенный «в металл» под непосредственным руководством «БПТ», занимал два семестра, по 17 жестко взаимосвязанных трехчасовых лабораторных работ в каждом. По крайней мере четырежды за время работы Бориса Петровича на кафедре лабораторная база обновлялась полностью, а совершенствовалась постоянно. Роль такого лабораторного практикума (вместе с двухмесячной практикой на радиотехническом центре) в подготовке будущего инженера-радиста была очень существенной. Под руководством Б.П.Терентьева подготовлено и защищено более 50 кандидатских и докторских диссертаций. Им лично и в соавторстве опубликовано около 100 печатных работ, из них 12 -монографии, учебники, учебные пособия. Учебник по радиопередатчикам, написанный под его руководством и при его участии в 1962 г., до сих пор считается в своей классической части лучшим. В используемом сейчас учебнике, написанном учениками Бориса Петровича, авторы стараются на современном этапе развития техники следовать его методическим традициям. О его творческом потенциале говорят и 19 авторских свидетельств на изобретения. Борис Петрович в течение многих лет участвовал в работе редакции журнала «Электросвязь», ряда редколлегий журналов, являлся членом Высшей аттестационной комиссии. Заслуги Б.П.Терентьева в развитии отечественной радиотехники отмечены орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями, Почетными дипломами. Борис Петрович продолжал плодотворно трудиться и после того, как в 1970 г. почти полностью потерял зрение. Оставался профессором кафедры радиопередающих устройств МЭИС, консультировал аспирантов, научных работников, имел деловые контакты со специалистами промышленных предприятий. Его творческий путь и публикации нашли отражение в биографическом указателе «Незрячие деятели науки и культуры» (том IV, Москва, 1981). Трудовая его деятельность продолжалась до 1979 г. Борис Петрович скончался в родном городе, после тяжелой болезни, 8 июня 1995 года.

Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок 4, ряд 36, место 11).
1900
Адиви (Файнштейн) Рехавья (имя на иврите — רחביה אדיבי)
израильский инженер, общественный деятель. Мэр Ашкелона (1965—1972). Родился в городе Брест-Литовск, Гродненская губерния, Российская империя. В Эрец-Исраэль приехал ребенком с родителями, которые были среди первых поселенцев Реховота. Закончил гимназию «Герцлия» в Тель-Авиве. Учился на инженера в Филадельфийском университете и получил степень бакалавра в области гражданского строительства. В течение ряда лет был директором Банка Леуми в Ашкелоне. Активный деятель союза инженеров и архитекторов Израиля. После ухода из Банка Леуми в 1965 был избран мэром Ашкелона, занимал этот пост до своей смерти. Умер в городе Ашкелон, Израиль, 13 мая 1972 года.
1900
Захар Ильич Волович
ответственный сотрудник ИНО ОГПУ-НКВД СССР, заместитель начальника Оперативного отдела ГУГБ НКВД СССР, старший майор государственной безопасности (1935). Родился в еврейской семье торговца, в Полтавской губернии. Участник Гражданской войны, руководил боевой дружиной большевистского подполья в Крыму. Состоял в РКП(б) с января 1919 года. В 1919—1922 годах служил в Красной Армии, красноармеец, комиссар батареи, дивизии. В 1922—1923 годах помощник инспектора артиллерии. В 1923—1924 годах учился в Харьковском технологическом институте (образование незаконченное высшее). С января 1924 года сотрудник Иностранного отдела (ИНО) ОГПУ, особоуполномоченный Закордонной части ИНО ОГПУ. В 1924—1925 годах работал в Турции исполняющим обязанности резидента. В 1926—1928 годах уполномоченный Закордонной части ИНО ОГПУ СССР. С 15 февраля 1928 года являлся резидентом советской внешней разведки, находился в командировке по документам на имя Владимира Борисовича Яновича и под прикрытием должности сотрудника генерального консульства СССР. Затем сотрудник центрального аппарата ОГПУ-НКВД СССР в Москве. Возможно, имел отношение к похищению А.П.Кутепова в Париже. С 1930 года до 29 января 1932 года начальник 1-го отделения ИНО, с 1932 года помощник, с 1935 года заместитель начальника Оперативного отдела (позднее 1-го отдела) ГУГБ НКВД СССР. Его подпись стоит на ордере на производство ареста-обыска Осипа Эмильевича Мандельштама от 16 мая 1934 г. Арестован 22 марта 1937 года по делу Г.Г.Ягоды вместе с женой. Лишён наград 15 июня 1937 года.

Предложение В.В.Ульриха коменданту Военной коллегии ВС СССР Игнатьеву немедленно растрелять 12 осуждённых: Л.Л.Авербаха, И.В.Винецкого, З.И.Волович, В.В.Григорьева, А.Е.Дзичковского, И.В.Запорожца, М.М.Лурье, К.В.Паукера, Г.Е.Прокофьева, С.Г.Фирина, В.И.Тимофеева, А.М.Шанина
В ходе фабрикации так называемого «дела о военно-фашистском заговоре в РККА» в мае 1937 г. под давлением следствия дал «показания» об участии в «заговоре» ряда ответственных чинов НКО СССР. Внесен в Сталинский расстрельный список от НКВД от 16 июня 1937 года («за» 1-ю категорию Сталин, Молотов, Жданов, Ежов), и расстрельный список от 14 августа 1937 года («за» Сталин, Молотов). Осуждён в «особом порядке» к высшей мере наказания за «шпионаж и участие в контрреволюционном заговоре в органах НКВД». Расстрелян 14 августа 1937 года после утверждения списка И.В.Сталиным и В.М.Молотовым. Вместе с ним в «особом порядке» были расстреляны Г.Е.Прокофьев, прямой начальник Воловича К.В.Паукер, А.М.Шанин, С.Г.Фирин, В.В.Григорьев, Г.В.Голов, И.Ю.Лоренс, И.В.Запорожец и др. руководящие и оперативные сотрудники НКВД СССР (всего 25 осужденных). Место захоронения — могила невостребованных прахов № 1 крематория Донского кладбища. Реабилитирован посмертно заключением Главной военной прокуратуры Российской Федерации от 18 марта 2002 года.
Жена: Литвинова Фаня Марковна. Родилась 14 декабря 1904 г. в городе Минск; еврейка; образование незаконченное высшее; б/п; на момент ареста домашняя хозяйка. Проживала: город Москва, улица Малая Лубянка, дом 5, квартира 52. Арестована 22 марта 1937 г. Внесена в расстрельный сталинский список от 14 августа 1937 года («за» 1-ю категорию Сталин и Молотов). Осуждена в «особом порядке». Расстреляна 14 августа 1937 года. Место захоронения — могила невостребованных прахов № 1 крематория Донского кладбища. Реабилитирована посмертно 19 августа 1992 г. Прокуратурой Российской Федерации.
Звания: старший майор государственной безопасности ( 29 ноября 1935); Почётный работник ВЧК-ГПУ (V); Почётный работник ВЧК-ГПУ (XV).
Награды: Орден Красной Звезды (14 мая 1936) — «за организацию и проведение образцового порядка в день первомайского парада и демонстрации».
Литература: Линдер И.Б., Чуркин С.А. Диверсанты. Легенда Лубянки. Москва: Рипол Классик, 2011. ISBN 978-5-386-02669-1; Абрамов В. Евреи в КГБ. Палачи и жертвы. Москва, Яуза — Эксмо, 2005.
1900
Хуан Д’Арьенцо (испанское имя — Juan; итальянская фамилия — D'Arienzo)
композитор аргентинского танго. Родился в городе Буэнос-Айрес, Аргентина. Дебютировал на исходе 1910-х гг. как скрипач, играл в различных буэнос-айресских театрах. Затем сформировал свой оркестр, который к 1935 году приобрёл собственные характерные черты: в отличие от других оркестров «золотого века», Д’Арьенцо вернулся к ритму 2х4, что характеризовало музыку старой школы, но он использовал современные аранжировки и инструменты. Д’Арьенцо написал более 1000 композиций. Его музыка и сегодня часто звучит на милонгах в Буэнос-Айресе, а инструментальная традиционно сложнее ритмичного танго с сильным танцевальным ритмом стаккато. Также он записал много замечательных танцевальных мелодий и быстрых вальсов. Хуан Д’Ариенцо умер в родном городе 14 января 1976 года. Погребён на кладбище Ла-Чакарита в Буэнос-Айресе.
1900
Сергей Александрович Ермолинский
советский киносценарист и драматург. Родился в городе Вильна, Российская империя, ныне Вильнюс, Литва. В справочном календаре «Вся Вильна» за 1915 год адресом его отца Александра Ивановича Ермолинского указана Снеговая улица, дом № 7 (дом существует и поныне, располагается у железнодорожного вокзала Вильнюса, с другой стороны от путей). Выпускник Калужской гимназии (единой трудовой школы), организатор театральной школы в Калуге. Обучаясь в Институте востоковедения, в 1925 году окончил отделение литературы факультета общественных наук МГУ. Работал в газетах «Правда» и «Комсомольская правда». В кино с 1925 года, совместные работы с режиссёром Юлием Райзманом. В конце 1940 года был арестован, чему, вероятно, способствовала дружба с Булгаковым, а также участие в булгаковской комиссии при Союзе писателей. Ордер был подписан вторым секретарём правления Союза писателей Петром Андреевичем Павленко. Находясь в Лефортове, пытался покончить с собой. Причастность Ермолинского к антисоветской группе не была доказана. Его отправили в Саратовскую тюрьму. Весной 1942 года решением Особого совещания отправлен на три года ссылки в Кзыл-Ординскую область, г. Чиили. В 1943 по ходатайству Н.К.Черкасова и С.М.Эйзенштейна к наркому НКВД Казахстана вызван в Алма-Ату для работы сценаристом. В 1949 году переехал в Москву, куда тайно (из-за статуса ссыльного) приезжал и ранее, в 1946—1947 гг. Реабилитирован в 1956 году. 16 июня 1962 года дело прекращено «за отсутствием состава преступления». В 1967 выступил в поддержку письма А.И.Солженицына об отмене цензуры. Скончался в Москве 18 февраля 1984 года, похоронен на Алексеевском кладбище.
Награды: Орден Трудового Красного Знамени (20 января 1971); Орден Дружбы народов (1981). В 1929 году познакомился с 25-летней Марией Артемьевной Чмшкян, внучкой выдающегося армянского театрального актера Геворга Чмшкяна, гостившей у М.А. и Л.Е.Булгаковых и впоследствии способствовавшей дружбе Ермолинского с М.А.Булгаковым. Ее мать была француженкой.Сначала Марика работала на железной дороге, затем благодаря своей бросающейся в глаза внешности и генетически унаследованному актерскому таланту она привлекла внимание кинодеятелей. Марика сыграла в двух грузинских фильмах – «Осиное гнездо» (1927) Ивана Перестиани и «Элизо» (1928) Николоза Шенгелая. Но к актерской карьере осталась равнодушной. Вскоре Сергей Александрович и Мария Артемьевна поженились. Через некоторое время Ермолинские сняли комнату в доме № 9 по Мансуровскому переулку. Позже был женат на Татьяне Александровне Луговской, сестре поэта Владимира Луговского.
Фильмография (автор сценариев) : 1925 — Один из двадцати; 1927 — Солистка его величества (с В.Кариным, М.Вернером); 1927 — Круг (с В.Шершеневичем); 1928 — Пленники моря; 1928 — Кривой Рог; 1928 — Каторга; 1929 — Крестины клаксона; 1930 — Земля жаждет; 1930 — Железная бригада; 1931 — Джут; 1932 — События в городе Сен-Луи; 1932 — Рассказ об Умаре Хапцоко (короткометражный); 1934 — Живой бог; 1935 — Любовь и ненависть; 1938 — Люди долины Сумбар; 1939 — Поднятая целина (с М.Шолоховым); 1940 — Танкер «Дербент»; 1940 — Закон жизни; 1941 — Дело Артамоновых; 1942 — Машенька (с Е.Габриловичем); 1946 — Во имя жизни; 1946 — Робинзон Крузо (с Ф.Кнорре, А.Андриевским); 1948 — Три встречи (с Н.Погодиным, М.Блейманом); 1955 — Дорога; 1955 — Стёпа-моряк (мультфильм); 1956 — Дело № 306; 1957 — Неповторимая весна; 1957 — Его время придёт (с М.Блейманом); 1961 — Ночь без милосердия; 1961 — Друг мой, Колька!; 1961 — В начале века; 1962 — Капроновые сети (с Ю.Томиным); 1962 — Бей, барабан! (с А.Хмеликом); 1964 — Где ты теперь, Максим? (с В.Козловым); 1966 — Неуловимые мстители (с Э.Кеосаяном); 1967 — Анна Каренина (редактор); 1975 — Мой дом — театр (с В.Лакшиным); 1975 — Страницы жизни; 1980 — Эскадрон гусар летучих.

1900
Боян Георгиев Икономов
болгарский композитор. В 1937-1948 гг. директор музыкального радиовещания, с 1948 г. болгарского киноцентра. Родился в городе Никопол, Княжество Болгария, Османская империя. Берет первые уроки музыки у выдающегося скрипача Тодора Тоечанова. В 1926 году окончил Свободный университет в Софии, во время учебы работал банковским клерком в столице. На сэкономленные деньги уехал в Париж, где в 1931 году. окончил Высшую музыкальную школу как ученик композиции и дирижирования Венсана д'Энди. В 1934 году. специализировался на дирижировании у Феликса Вайнгартнера в Швейцарии. Написал музыку к таким фильмам, как Тайная вечеря семерых, невестка, последний Воевода и Ивайло. Умер в городе София, НРБ (ныне Болгария), 27 марта 1973 года. Среди сочинений: 2 симфонии (1937, 1947); концерт для скрипки с оркестром (1938); 6 струнных квартетов.

1901
Цумасабуро Бандо (японское имя — 阪東 妻三郎; сокращённо Банцума; имя при рождении — Дэнкити Тамура, 田村 傳吉)
японский киноактёр и кинопродюсер. Родился в районе Нихонбаси в Токио, Японская империя. Творческую деятельность начал в 1916 г. в театре Кабуки. Первую известность получил благодаря ролям в немых дзидайгэки. В 1924 г. дебютировал в фильме режиссера М.Макино «Тень». Творчество актера способствовало развитию японского исторического фильма. Снимался в исторических фильмах жанра «Тямбара», изобилующих фехтовальными сценами, динамичными эпизодами кровавых сражений, погонь, воинских состязаний. В фильмах «Призрак» (1925), «Змей» (1926), «Привал самураев» (1928), «На плахе» (1929), в трехсерийном боевике режиссера Д.Ито «Дневник путешествия Тюдзи» (1927) он создал различные варианты образа бесстрашного, решительного, коварного и жестокого бродячего самурая, продающего свой меч крупным феодалам. Несмотря на наличие в его творчестве мотивов осуждения богатых феодалов, сочувствия трудящимся, его герои пропагандировали так называемый кодекс «бусидо» - феодальную систему морали и воинской доблести. После войны продолжил сниматься в уже звуковых фильмах данного направления. На позднем этапе карьеры прославился благодаря в комедийных дзидайгеки студии Сётику, в которых зачастую изображал храброго, но добросердечного самурая. Снялся в 202 фильмах. Лучшая роль в звуковом кино - рикша Мацугоро («Жизнь Мухомацу», 1943). Отец кинематографистов Такахиро Тамуры (1928—2006), Масакадзу Тамуры (родился в 1943), Рё Тамуры (родился в 1946), Ясухиро Минаками (вне брака), дед актёра Кодзи Тамуры. Умер в городе Киото, Япония, 7 июля 1953 года.
1901
Айно Густавовна Бах (эстонское имя — Aino Bach; в замужестве — Бах-Лийманд, Bach-Liimand)
эстонский и советский живописец, гравёр, график. Народный художник Эстонской ССР (1961). Родилась в посёлке Коэру, Эстляндская губерния, Российская империя. С 1907 года жила в городе Нарва. После начала Первой мировой войны с семьёй была эвакуирована в глубь России, в Сибирь. Там поступила в среднюю школу в Омске, в 1921 году вернулась в Эстонию. С 1923 по 1935 год обучалась живописи в Художественной школе Палласа в Тарту под руководством Николая Трийка, а затем искусству гравюры (ученица Адо Ваббе). В 1931 году вышла замуж за художника Каарела Лийманда, разделяла социалистические идеи своего мужа. В 1937 году вместе с мужем побывала в Париже. После присоединения Эстонии к СССР активно участвовала в реорганизации эстонской художественной жизни. Преподавала в Тартуской художественной школе. После начала Великой Отечественной войны находилась в эвакуации в Ярославле, муж при эвакуации — погиб. Бах была одним из инициаторов создания Союза художников Ярославля, одним из основателей Союза художников Эстонской ССР. Руководила этим Союзом. С 1946 года жила в городе Таллин, Эстонская ССР, СССР (ныне Эстония), где умерла 6 августа 1980 года. Похоронена на Лесном кладбище Таллина.
Творчество
Одна из первых эстонских гравёров, Айно Бах продемонстрировала техническую виртуозность, которая помогла расширить выразительные возможности гравировки интальо. Автор отмеченных любовным вниманием к человеку портретов, жанровых композиций, иллюстраций: «Женщина с гитарой» (1936), «Мать с ребёнком» и «Женщина в зеркале» (акватинта, 1937), «Спящий ребёнок», «Маленькая Мари» (обе — сухая игла, «Рабочий», 1935) портрет Керсти Мерилаас. Выполнила ряд работ способом глубокой печати и монотипии. Она также практиковала гравировку металла, травление и цветной монотип, часто смешивая несколько приемов в одной и той же работе, в частности, металлическую точку и акватинта. Участвовала в выставках в Риге и Каунасе (1937), Риме, Будапеште и Антверпене (1939).
Награды: Два ордена Трудового Красного Знамени (30 декабря 1956 и 7 марта 1960); Орден «Знак Почёта»; Народный художник Эстонской ССР (1961); Республиканская премия (1947).
Литература: Популярная художественная энциклопедия. Под редакцией Полевого В.М.; Москва : Издательство «Советская энциклопедия», 1986; Большая советская энциклопедия. — Москва : Советская энциклопедия. 1969—1978; В.Бернштейн, Айно Бах, Москва, 1959.
1901
Ойген Гайвиц (немецкое имя — Eugen Geiwitz)
немецкий фехтовальщик, призёр чемпионата мира. Родился в городе Ульм, Королевство Вюртемберг, Германская империя. В 1935 году стал бронзовым призёром Международного первенства по фехтованию (в 1937 году Международная федерация фехтования задним числом признала это первенство чемпионатом мира). В 1936 году принял участие в Олимпийских играх в Берлине, но там немецкие шпажисты стали лишь 4-ми в командном первенстве. Умер 14 апреля 1984 года.
1901
Дин Келлер (Deane Keller)
профессор Йельского университета, художник-портретист, сын американского социолога Альберта Келлера, отец американского художника Дина Галлоуэйя Келлера. Родился в Нью-Хейвене, в семье профессора социологии Йельского университета Альберта Келлера. Профессиональное образование получил в Йельском университете (бакалавр истории, 1923; бакалавр изобразительных искусств, 1926). В 1926—1929 годах — сотрудник Американской академии в Риме. В 1929—1943 и 1946—1979 годах, в течение почти пятидесяти лет преподавал в Школе изобразительных искусств Йельского университета.
Капитан армии Соединенных Штатов Дин Келлер с головой бронзовой статуи Козимо I Медичи работы Джамболоньи, недалеко от Поджо-а-Кайано, Италия. Статуя, расположенная на площади Синьории во Флоренции, была спрятана от нацистских мародеров в 1943 году и найдена в феврале 1945 года Келлером и другими художниками.
В 1943—1946 годах служил в армии США, в специальном подразделении по спасению памятников, произведений искусств и архивов в Европе. Умер в городе Хамден, штат Коннектикут, США, 12 апреля 1992 года.
Награды: Медаль Британской империи; Легионер ордена «Легион почёта»; Римская премия.
Семья
Келлер женился на Кэтрин Паркхерст Холл в 1938 году. У пары было два сына.

1901
Анри Жан Коше (французское имя — Henri Jean Cochet)
французский теннисист-любитель, один из «четырёх мушкетёров» французского тенниса начала XX века. 15-кратный победитель турниров Большого шлема в одиночном, мужском парном и смешанном парном разрядах. Победитель чемпионата мира на грунтовых кортах 1922 года, двукратный чемпион мира на крытых кортах. Шестикратный обладатель Кубка Дэвиса в составе сборной Франции.
Серебряный призёр Олимпийских игр 1924 года в одиночном и мужском парном разрядах. Член Международного зала теннисной славы с 1976 года.
Спортивная карьера
Родился в городе Вийёрбан, департамент Рона, Франция. Отец Анри Коше был служащим местного теннисного клуба, и мальчик проводил время, подавая мячи игрокам, а часы, когда корт был закрыт для посетителей, отдавал тренировкам. В 1921 году Анри Коше перебрался из Лиона в Париж. В том же году он дошёл до финала чемпионата города в помещениях, где ему противостоял другой новичок, Жан Боротра. Победителем стал Коше. В следующем году они с Боротра уже выступали за сборную Франции в Кубке Дэвиса, и Коше взял единственное очко для французской команды в проигранном полуфинальном матче против австралийцев. В этом же году Коше выиграл национальное первенство в одиночном разряде, а также в смешанном парном разряде, где его партнёршей была Сюзанн Ленглен . Чемпионат Франции в это время ещё не был открыт для участников из-за рубежа, однако Коше добился побед и в крупных международных турнирах под эгидой Международной федерацией лаун-тенниса (ILTF): в Брюсселе он стал чемпионом мира на грунтовых кортах во всех трёх разрядах (в мужских парах с Боротра, а в смешанных с Ленглен), а в Санкт-Морице (Швейцария) — чемпионом мира на крытых кортах.
Коше в 1922 году
В 1923 году к Боротра и Коше в рядах сборной Франции присоединились Рене Лакост и Жак Брюньон; впоследствии эта четвёрка заслужит титул «мушкетёров». В этом году французская сборная выиграла Европейскую зону, где Коше победил в шести из восьми своих игр. Межзональный финал французы без Коше опять проиграли австралийцам. Сам Коше второй год подряд выиграл чемпионат мира на закрытых кортах, на этот раз проходивший в Барселоне, а в паре с Ленглен вторично стал чемпионом Франции в миксте.
В 1924 году Коше принял участие в Олимпийских играх в Париже. Он дошёл до финала Олимпийского турнира как в одиночном разряде, так и в мужских парах (с Брюньоном), но на его пути дважды встал американец Винсент Ричардс (в парах — с Фрэнком Хантером), и Коше пришлось удовольствоваться двумя серебряными медалями. В рамках Кубка Дэвиса сборная Франции снова сначала выиграла с Коше Европейскую зону, а потом без него проиграла межзональный финал австралийцам. С 1925 года начинается история выступлений Коше в финалах турниров Большого шлема. Свой первый финал он провёл в мужском парном разряде в чемпионате Франции, с этого года ставшем международным. В финале им противостояли Лакост и Боротра, победившие в пяти сетах. На следующий год Коше уже завоевал два первых титула в турнирах Большого шлема, сначала выиграв чемпионат Франции в одиночном разряде, а затем Уимблдонский турнир в мужских парах. В этом году он также стал автором сенсации на чемпионате США, победив в полуфинале Билла Тилдена, до этого выигравшего в рамках турнира 42 матча подряд за семь лет. В течение пяти лет, с 1926 до 1930 год, Коше выигрывал не менее двух турниров Большого шлема за сезон (в разных разрядах), но при этом ему только однажды удалось отстоять завоёванный титул на следующий год: в 1928 и 1929 годах он дважды подряд выиграл чемпионат Франции в миксте. Всего с 1926 по 1932 год Коше завоевал 15 титулов на турнирах Большого шлема, из них семь в одиночном разряде. Возможно, он мог бы выиграть ещё один титул на чемпионате США 1932 года, но был вынужден играть подряд в один день полуфинальную и финальную встречу и в финале уже ничего не смог противопоставить отдохнувшему за день Элсуорту Вайнзу. В 1926 году сборная Франции с Коше дошла до этапа вызова (финального матча) Кубка Дэвиса, где проиграла команде США. Коше выиграл за этот год девять встреч в Кубке Дэвиса и проиграл две. В 1927 году команда Франции снова играла в финале, и на этот раз добилась общей победы со счётом 3-2. Победное очко французам принёс Коше, обыгравший в решающем, пятом матче Билла Джонстона. Эта игра начала серию из десяти подряд побед Коше на этапе вызова, продолжавшуюся до его первого матча во встрече со сборной США в 1932 году, когда он обыграл Уилмера Эллисона. За это время он провёл также пять матчей в парах, выиграв три из них, и завоевал с командой Франции Кубок Дэвиса шесть раз подряд, в том числе три раза после ухода из тенниса Рене Лакоста в 1929 году. 1933 год стал последним в любительской карьере Анри Коше. Он в последний раз сыграл за сборную на этапе вызова Кубка Дэвиса и вышел на чемпионате Франции в свои последние финалы в одиночном и смешанном парном разрядах. После этого он перешёл в профессионалы, но в этом качестве выступал немного (в частности, представлял сборную Франции в Кубке Боннарделя, профессиональном аналоге Кубка Дэвиса, 1936 года), и после войны ему был возвращён статус любителя. В этом качестве он в 1946 году, в возрасте 45 лет, выиграл турнир в Церматте. После окончания активных выступлений он содержал магазин спортивного инвентаря и продолжал давать уроки тенниса даже после того, как ему исполнилось 70 лет. А.Коше посещал СССР, где давал показательные выступления в различных городах, а в Москве действовала его теннисная школа, где он лично занимался с ведущими теннисистами страны. С 1928 по 1931 год Анри Коше считался лучшим теннисистом мира. В 1976 году, одновременно с остальными «мушкетёрами», его имя было внесено в списки Международного зала теннисной славы. Умер в городе Сен-Жермен-ан-Ле, департамент Ивелин, Франция, 1 апреля 1987 года.
Стиль игры
В эпоху мастеров мощнейшей подачи Анри Коше, не обладавший пушечным ударом, одерживал победы над соперниками за счёт чутья и тонкого расчёта. Его называли лучшим в мире мастером игры с полулёта.

Анри Коше (слева) и Рене Лакост перед финалом чемпионата Франции 1926 года, который выиграл Коше
Участие в финалах турниров Большого шлема
Одиночный разряд (10)
Победы (7)
Поражения (3)
Мужской парный разряд (11)
Победы (5)
Поражения (6)
Смешанный парный разряд (5)
Победы (3)
Поражения (2)

1901
Бертольд Лубеткин (Berthold Lubetkin; имя при рождении — Бертольд Рувимович Любеткин)
британский архитектор российско-еврейского происхождения, один из пионеров архитектурного модернизма в Великобритании. Бертольд Любеткин родился в городе Тифлис, Российская империя (ныне Тбилиси, Грузия), в еврейской семье среднего достатка. Его отец — Роман (Рувим) Аронович Лубеткин (Любеткин; 1885, Санкт-Петербург — 1942, Освенцим) — был инженером-железнодорожником, мать — Феня Любеткина (в девичестве Минина) — занималась хозяйством. Учился во ВХУТЕМАСе, где увлёкся набиравшим силу конструктивизмом. В 1922 году Любеткин вместе с родителями переехал в Варшаву, затем в Париж, где совместно с Жаном Гинсбургом создал проект жилого комплекса на Авеню-де-Версаль, 25. В это же время разработал торговый павильон СССР на международной выставке в Бордо и принял участие в конкурсе проекта московского Дворца Советов. В 1931 году переехал в Лондон и открыл архитектурное бюро Tecton. Среди проектов Тектона были помещения для горилл и пингвинов в Лондонском зоопарке, зоопарки в Дадли и Уипснейде, жилой комплекс Хайпоинт в Хайгейте, Центр здоровья в Финсбери (1938), памятник Ленину в районе Holford Square, где Ленин останавливался в 1902 году (1941) и множество других проектов. Родители архитектора после эмиграции из СССР остались в Варшаве, откуда во время немецкой оккупации были депортированы в Освенцим и погибли в 1942 году. В 1947 году Любеткиным был разработан план строительства нового городка Питерли, а в следующем году фирма Tecton прекратила своё существование. Инженером почти всех проектов Любеткина был Ове Аруп. Последним проектом Бертольда Любеткина стал жилищный комплекс Ленин-Корт (Lenin Court), впоследствии переименованный в «Бевин-Корт» (Bevin Court). Умер в городе Бристоль, Англия, Великобритания, 23 октября 1990 года.
Литература: Berkovich, Gary. Reclaiming a History. Jewish Architects in Imperial Russia and the USSR. Volume 2. Soviet Avant-garde: 1917–1933. Weimar und Rostock: Grunberg Verlag. 2021. Страница 186. ISBN 978-3-933713-63-6.
1901
Казимеж Михаловский (польское имя — Kazimierz Józef Marian Michałowski)
польский археолог, египтолог, историк искусств, член Польской Академии Наук, ординарный профессор Варшавского университета. Основатель польской школы средиземноморской археологии и основоположник нубиологии.
Научная карьера
Родился в городе Тарнополь, Королевство Галиции и Лодомерии, Цислейтания, Австро-Венгрия (ныне Тернополь, Украина). Казимеж Михаловский окончил Тернопольскую гимназию, после чего получил высшее образование на философском факультете Университета Яна Казимира во Львове; там же был слушателем на лекциях философа проф. Казимежа Твардовского. Углублял знания в учебных заведениях Берлина, Гейдельберга, Парижа, Рима и Афин. Будучи ещё молодым учёным, участвовал в раскопках, проводимых в Дельфах, на Тасосе и Дилосе Французской школой в Афинах. В 1926 году во Львовском университете под научным руководством Эдмунда Булянды защитил докторскую диссертацию о ниобидах в греческом искусстве (в течение года диссертация была опубликована также на французском языке). В 1931 году получил хабилитацию, благодаря работе о эллинистических и римских портретах Делоса (год спустя работа была опубликована в Париже). Сразу после хабилитации был приглашён в Варшавский университет, где в 1931 году организовал кафедру классической археологии, в 1953 году переименованную в средиземноморскую, и стал ее руководителем вплоть до выхода на пенсию в 1972 году. По его инициативе в 1936 году польские археологи из Варшавского университета начали археологические работы в египетском Идфу. Во время Второй мировой войны находился в немецком лагере для военнопленных Офлаг II C Вольденберг (Oflag II C Woldenberg), в который попал как офицер запаса и участник Сентябрьской кампании. Там руководил образовательной программой для пленных, проводил лекции и семинары по археологии и египтологии. После войны Михаловский присоединился к делу восстановления польской культуры и науки. Ещё с 1939 года, когда был заместителем директора Национального музея в Варшаве, занимался организацией галереи древнего искусства, открытой для посетителей в 1949 году, а впоследствии – Галереи Фарас, открытой в 1972 году. Организовал много выставок, на которых демонстрировались памятники, найденные на раскопках под его руководством. В 1945–1947 годах был деканом гуманистического факультета Варшавского университета, затем – проректором этого же учебного заведения (1947–1948). В Александрии (1957–1958) и Абердине (1971) был приглашённым профессором. В 1956 году создал Отделение средиземноморской археологии Польской академии наук, которое сам и возглавил. В 1960 году привёл к открытию Центра средиземноморской археологии Варшавского университета в Каире, которым руководил до конца жизни. Образование центра считал своим самым большим достижением.
Членство в научных организациях
Был членом многих польских и зарубежных академий, научных обществ и институтов: Национальной академии деи Линчеи, Британской академии, Академии наук ГДР, Саксонской академии наук, членом президиума комитета наук об античной культуре Польской академии наук, комитета ориентальных наук Польской академии наук, Археологического института Америки, Немецкого археологического института, Египетского института, Института египтологии Чехословацкой академии наук, Французского института археологии Дальнего Востока в Каире, Польского археологического общества (председатель 1953–1957 и почётный член), Общества нубийских исследований (председатель 1972), Международной ассоциации египтологов (вице-председатель Почётного комитета с 1976 года), Международной ассоциации Латинской эпиграфики (вице-председатель), Варшавского научного общества (генеральный секретарь 1949–1952), Международной ассоциации классической археологии, Археологического греческого общества, Союза историков искусств, Французской школы в Афинах. Занимал должность председателя: Международного Комитета экспертов по спасению Абу-Симбела ЮНЕСКО (1961–1970), Международного комитета музеев археологии и истории ИКОМ (1965–1971). Был экспертом ЮНЕСКО по делам музеев и археологических раскопок в Алжире (1966) и членом Комитета экспертов ЮНЕСКО по Мохенджо-Даро (1969). Получил звание почётного доктора университетов Страсбурга (1965), Кембриджа (1971), Упсалы (1977).
Популяризация науки
Казимеж Михаловский активно занимался популяризацией средиземноморской археологии. Перевёл и издал книгу Уильяма Генри Болтона[англ.] Вечность пирамид и трагедия Помпеи (1958) и широко распространил результаты работ в Идфу. Писал для польского еженедельника „Столица”, поднимая вопрос древних экспонатов в коллекциях Национального музея в Варшаве. Читал многочисленные лекции, проводил семинары, посвящённые античной тематике. Общественным эффектом этого стал рост заинтересованности данной отраслью науки – на открытой лекции профессора Михаловского в Национальном музее в Варшаве в 1957 году об искусстве древнего Египта приняло участие до 5 тысяч слушателей.
Личная жизнь
Дедом Казимежа Михаловского был Эмиль Михаловский, посол в Галицкий Сейм, директор Учительской семинарии в Тернополе и бургомистр этого города. После Второй мировой войны Михаловский женился на Кристине Баневич (польское имя — Krystyna Baniewicz), дочери инженера Тадеуша Баневича (польское имя — Tadeusz Baniewicz), одного из основателей Подкова-Лесьна. Кристина Михаловская присоединилась к труду мужа – в последующие годы в вилле Баневичев в Подкове-Лесьной разместилась Мастерская средиземноморской археологии Польской академии Наук. Казимеж Михаловский умер в городе Варшава, ПНР (ныне Польша), 1 января 1981 года, его могила находится на кладбище Брвинуве вблизи Подковы-Лесьной.
Отличия, награды и места памяти
В 1947 году „за заслуги в деле защиты шедевров польской культуры” Михаловский получил командорский крест и командорский крест со звездой Ордена Возрождения Польши; Орден Строителей Народной Польши I класса – 21 июля 1977; Также он стал лауреатом Государственной награды I и II степеней; Орден „Знамя Труда” I степени; Крест Virtuti Militari V класса (за кампанию 1939 года); Золотой Крест Заслуги; Египетский Орден Республики II класса, Сирийский Орден Заслуг I класса; Сирийский орден Заслуг V степени; Офицерский и командорского крест французского Ордена Почетного легиона; Командорский крест Ордена Короны Италии;
Командорский крест греческого Ордена Феникса; Большой офицерский крест бельгийского Ордена Леопольда I; Гранд-офицер ордена Республики. В его честь назван Центр средиземноморской археологии Варшавского университета и Галерея Фарас в Национальном музее в Варшаве. В 2001 году Почта Польская тиражом 200 тысяч экземпляров выдала открытку по случаю 100-летия со дня рождения проф. Михаловского с изображениями профессора и одного из нефов фараской базилики. В парке Каирского египетского музея находится бюст профессора Михаловского, а в коллекции музея Варшавского университета – много оставленных им предметов. Фамилией профессора названо несколько улиц в польских городах. С 2015 года публичной гимназии в Подкове-Лесьной присвоено имя Казимежа Михаловского.
Раскопки
Идфу
По словам профессора Михаловского, не только для мира науки, но и в широкой общественной мысли цивилизованного общества фактический уровень культуры той или иной страны измеряется тем, имеет ли она собственные раскопки в Египте. В 1936 году благодаря его инициативе начались археологические работы в Идфу, которые продолжались до 1939 года. В экспедиции участвовали археологи из Варшавского университета и Французского института археологии востока. Это были первые раскопки с участием польских археологов на территории Средиземноморья. Работы проводились на некрополе фараонов и в античном городе греко-римских и византийских времен. Количество и художественное качество находок, обнаруженных во время первой кампании (1936 год), позволила создать экспозицию в галерее древнего искусства Национального музея в Варшаве (открытой в июне 1937 года).
Мирмекий
Участие польских археологов в раскопках в Идфу вызвала интерес научного мира к работе польских исследователей и позволила начать следующие зарубежные раскопки. Михаловский организовал сотрудничество с советскими археологами в Крыму. В июле 1956 года группа польских археологов начала исследовательские работы в античной греческой колонии Мирмекии, которые проводились до 1958 года. Работы не велись совместно, как это было во время польско-французской миссии в Идфу. Учёные работали в двух отдельных командах, исследуя два участка. Польскую группу возглавлял проф. Михаловский, советскую – профессор Виктор Гайдукевич из Ленинградского университета. Обнаружено винодельню эллинистического периода со всем оборудованием и фрагменты жилых зданий. Все подвижные находки, найденные польской экспедицией, с согласия советского археологического отдела были перевезены в Варшаву.
Атрибис
После Второй мировой войны проф. Михаловский хотел продолжить работу в Египте. Он мог восстановить исследования в Идфу, однако французам были запрещены раскопки. Проф. Михаловский решил, что, поскольку французские археологи во время Второй мировой войны не вернулись в Идфу без польских археологов, то и он этого не сделает. Новой территорией для раскопок стал Атрибис, столица десятого нома Нижнего Египта, современная Бенха. Работы продолжались в 1957–1969 годах. Обнаружено остатки: водопроводной системы римского города, сакральных сооружений Позднего периода, фундаменты святыни Амасиса II, депозит, печи для обжига извести и римские бани.
Казимеж Михаловский на раскопках в Пальмире, 1962
Пальмира
4 мая 1959 группа польских археологов под руководством проф. Михаловского начала раскопки в Пальмире; они продолжались до 1973 года. Работа археологов сосредоточилась на двух участках. Первым из них был т.н. лагерь Диоклетиана в западной части города, исследования проводились на территории между преторианскими воротами и Тетрапилоном, на форуме перед т.н. Святыней флагов и внутри самой святыни. Также исследовано городские стены и откопано фрагмент преторианского пути. На втором участке, в т.н. Долине могил, то есть на Пальмирской некрополии, открыто гробницу Забды, Алаина и Юлия Аврелия Гермеса. Раскопки позволили исследовать урбанистическое развитие города и осуществить датировки открытых зданий на основании найденных эпиграфических материалов. Сенсацией стало открытие клада, в котором находились ювелирные изделия и 27 золотых солидов Фоки, Ираклия I и Константа. Богатство и значение открытого материала было настолько большим, что с 1966 году в Варшаве начали издавать ежегодник „Studia Palmyreńskie”, которое выходит по сей день (2016). Польские археологи стали экспертами по исследованиям древней Пальмиры.
Александрия
Раскопки в Александрии велись в 1960–1973/74 годах. Польские археологи стали первой зарубежной экспедицией, которой удалось получить разрешение на исследование в этом городе. Группы итальянских, английских и немецких учёных работали по контракту под патронатом Греко-римского музея а Александрии. Исследования были трудные, поскольку в 1740-х годах Мухаммед Али Египетский приказал построить в этом месте новый город. Следы прошлого находятся под новой застройкой. Раскопки концентрировались на территории Ком эль-Дикки. Здесь открыто монументальные римские бани с большим количеством бассейнов и цистерн и римскую виллу. Польские археологи раскопали также первый найденный на территории Египта театр. Это открытие было настолько сенсационным, что проф. Михаловский получил от городских властей дополнительные средства на продолжение работы. Античный театр был полностью раскопан и реконструирован. Сейчас это один из главных туристических объектов Александрии, который используется для показа спектаклей. Таким образом удалось сохранить древнее здание между современными сооружениями. На территории Ком эль-Дикки польские археологи исследовали также две арабские некрополии.
Дейр эль-Бахри
Работы в Дейр эль-Бахри начались в 1961 году по просьбе египетского министра культуры, которому было важно восстановить святыню правительницы Хатшепсут. С 1968 года с группой археологов работали также инженеры из Польских мастерских по реставрации памятников, выполняя строительно-реконструкционные работы в этой же святыни. Во время работ, связанных с этим заказом, проф. Михаловский открыл неизвестную до того времени гробницу Тутмоса III (уже во время первой кампании), что вызвало перенос большинства исследований на этот участок. Святыня оказалась исключительной с точки зрения расположения и планирования, которое отличалось от остальных сакральных зданий эпохи Нового царства. Раскопки продолжались до 1972 года.

Казимеж Михаловский на раскопках в Фарас
Фарас
Фарас, античный Пахорас, был столицей северного царства Нубии. В 1961–1964 годах здесь прошли спасательные раскопки под руководством проф. Михаловского. Эти исследования были частью большого проекта, т.н. Нубийской кампании, проводимой под патронатом ЮНЕСКО, целью которой было спасение памятников от затопления водами Нила из-за строительства Высокой Асуанской плотины. Тогда были найдены руины средневековой базилики фараских епископов, а в ней – стенные росписи на религиозную тематику, датированные VII–XIV веками. Комплекс т.н. фресок с Фараса (на самом деле это не фрески, а росписи, выполненные темперой на сухой иловой штукатурке), который насчитывает более 150 рисунков, оказался одним из крупнейших и интереснейших открытий Нубийской кампании. 67 росписей, часть каменного архитектурного убранства базилики и других храмов и зданий в Фарасе, эпитафии местных епископов и священников, а также местные изделия ремесленников, в том числе расписанная керамическая посуда, находятся в Галерее Фарас им. профессора Казимежа Михаловского в Национальном музее в Варшаве. Остальные находки с Фараса находятся в Национальном музее Судана в Хартуме.
Донгола
Проф. Михаловский начал раскопки в Донголе в 1964 году; в 1965–1972 годах ими руководил Стефан Якобельский. В Старой Донголе от VIII до начала XIV века находились резиденции правителей объединенных царств Нубии. Уже первые недели работ принесли результаты – открыто центральный неф церкви с сохранившимися in situ колоннами. Это открытие вошло в литературу под названием „церковь с колоннами” (kościół z kolumnami). Найденные в нём надгробные надписи позволяют датировать её на 2 половину VIII века. Капители в этой сакральной постройке по стилю похожи на обнаруженные в базилике в Фарасе. Кроме того под церковью исследователи наткнулись на старые фундаменты сакральной постройки. Также проведены раскопки второго здания, построенного на плане креста, и мечети, которая, как оказалось, была построена на бывшем царском дворце, а не на христианской святыни, как считалось ранее. К тому же польские археологи обнаружили баптистерий. С 1966 года польская экспедиция параллельно проводила раскопки в доисторическом пласте в окрестностях села Гаддар.
Абу-Симбел
В Абу-Симбел проф. Михаловский не занимался раскопками, однако вместе с группой польских археологов участвовал в операции по защитным работам скальных святынь Рамсеса II, которые были под угрозой затопления водами озера Насер. Участниками проекта были и другие зарубежные археологи, в частности итальянские и французские. По одной из идей, нужно было перенести памятники в более безопасное место, по другой – оставить их на месте. ЮНЕСКО созвало по этому поводу специальную комиссию, в состав которой вошли Генеральный директор ЮНЕСКО, глава совещательного комитета, и три эксперта – среди них и проф. Михалевская. Они поддержали шведско-египетский проект, в котором планировалось разрезать святыни на крупные части весом до 30 тонн, перенести их в другое место и реконструировать. Профессор Михаловский возглавил экспертный комитет по 7 человек, который наблюдал за работами по переносу святынь Рамсеса II. Работы продолжались 10 лет и закончились успехом.
Неа Пафос
В июле 1965 года польская археологическая миссия Варшавского университета под руководством проф. Михаловского начала раскопки в Неа Пафос на Кипре. Этот город был основан в конце IV века до н.э. как порт для греческих паломников, которые прибывали сюда воздать хвалу Афродите. Уже в первые дни работ в юго-западной части Пафоса были открыты мраморные статуи Асклепия и Артемиды. Найдено и монеты с профилем Александра Македонского, подтверждавшие дату основания города. Открыто городскую застройку эллинистического периода с сохранившимися росписями в т.н. первом помпейском стиле и дворец римского проконсула с частными банями. Это сооружение украшала мозаика Тесея, который борется в лабиринте с Минотавром, а за ними наблюдают Ариадна и женщина-персонификация Крита. Это самая красивая декорация подобного типа на всём Средиземноморье. Польские раскопки показали, что город Неа Пафос был главным политическим центром острова. Работы, начатые профессором Михаловским, продолжаются Центром средиземноморской археологии имени Казимежа Михаловского.
Избранные публикации
Научные труды: (Délos XIII). Les portraits héllenistiąues et romains, Paris 1932; Delfy, Lwów 1937; издание II Warszawa 1949; изд. III 1959; Tell Edfou. Fouilles franco-polonaises, I–III, Le Caire 1937, 1939, 1950 (соавтор); Sztuka starożytna, Warszawa 1955; Mirmeki. Wykopaliska odcinka polskiego w r. 1956, Warszawa 1958; Technika grecka, Warszawa 1959; Palmyre I. Fouilles polonaises 1959, Warszawa 1960; Palmyre II. Fouilles polonaises 1960, Warszawa 1962; Palmyre III. Fouilles polonaises 1961, Warszawa 1963; Palmyre IV. Fouilles polonaises 1962, Warszawa 1964; Palmyre V. Fouilles polonaises 1963–64, Warszawa 1966; Faras I. Fouilles polonaises 1961, Warszawa 1962; Faras II. Fouilles polonaises 1961–62, Warszawa 1965; Faras. Centre artistique de la Nubie chrétienne, Leiden 1966; Faras. Die Kathedrale aus dem Wustensand, Zürich-Köln 1967; L'art de l'ancienne Égypte, Paris 1968 (Art of Ancient Egypt, New York 1969; Aegypten. Kunst und Kultur, Freiburg-Basel-Wien 1969; Arte y civilisación de Egipto, Barcelona 1969); Nie tylko piramidy, Warszawa 1966; 1969, 1972 – перевод на немецкий; 1977 – перевод на чешский; Jak Grecy tworzyli sztukę, Warszawa 1970; Od Edfu do Faras. Polskie odkrycia archeologii śródziemnomorskiej, Warszawa 1974; Palmyra, Warszawa 1968; Karnak, Warszawa 1969; Aleksandria, Warszawa 1970; Luksor, Warszawa 1971; Piramidy i mastaby, Warszawa 1972; Teby, Warszawa 1974; Karnak, Warszawa 1976; Luksor, Warszawa 1976; Piramidy i mastaby, Warszawa 1976; Teby, Warszawa 1976; Delfy, Warszawa 1976; Akropol, Warszawa 1976.
Статьи: Les Niobides dans l'art plastique grec de la seconde moitié du Vème siecle, „Eos”, 30 (1927), страницы 175–193; Ein Niobekopf aus den Sammlungen des Fürsten Radziwiłł in Nieborów, AA 1927, страницы 58–70; Zum Sarkophag aus S. Constanza, RM, XLIII, 1928, страницы 132–146; Virgile et les beaux arts, „Eos”, 33 (1930), страницы 43–58; Un portrait égyptien d'Auguste au Musée du Caire, „Bull. de l'Inst.Français au Caire” 1935, страницы 73–88; La fin de l'art grec, BCH, 1946, страницы 385–392; Les expositions itinérantes dans les musées de Pologne, Museum, III z. 4, 1950, страницы 275–282; Rapport sur la prospection du terrain dans la région de la mosquée de Nabi Daniel en 1958, „Bull. de la Fac. de Droit-Université d'Alexandrie”, 13 (1958), страницы 37–43; Kalos Limen, EAA IV, Roma 1961, страницы 304–305; Les fouilles archéologiques et l'art antique au Musée National de Varsovie, „Bull. Mus. Nat. de Varsovie”, 3 (1962), страницы 62–63; Peintures chrétiennes du VIIe s. à Faras, „Bull. Mus. Nat. de Varsovie”, 3 (1962), страницы 3–8; Palmira, EAA V, Roma 1963, страницы 900–908; La Nubie chrétienne, „Africana Bulletin”, 3 (1965), страницы 9–26; Archéologie méditerranéenne en Pologne aprés la seconde guerre mondiale, „Études et Travaux”, 1 (1966), страницы 5–22; Algérie – la modernisation des musées en Algérie, Le Courrier de l'UNESCO, Mai 1966, с. 1–45, annexe, страницы 34–45; Les deux Asclepios de Nea Paphos, RA, 2 (1968), страницы 355–358; Polish Excavations in Old Dongola 1964, „Kush” 14 (1969), страницы 289–299; Open Problems of Nubian Art and Culture in the Light of the Discoveries at Faras, „Kunst und Geschichte Nubiens in christlicher Zeit”, 1970, с. 11–20; Classification générale des peintures murales de Faras, „Mélanges Devambez” 2 (RA 1972), страницы 375–380; Tell Atrib, EAA VIII Supplemento, Roma 1973, страницы 799–800; Ancient Egyptian Yisual Arts, „Encyclopaedia Britannica”, 15 (1974), страницы 248–258; Nouvelles recherches sur la topographie de Palmyre, „Mélanges d'histoire ancienne et d'archéologie offerts à Paul Collart”, (Cahiers d'Archéologie Romande 5), 1975, страницы 305–306; Les fouilles archéologiques polonaises en Afrique, „Africana Bulletin” 25, 1976 (1978), страницы 13–26;
Études sur les tendances actuelles dans la pratique de fouilles archéologiques. Suggestions et idées générales pour l'établissement des „musées-sites", „Rocznik MNW”, 24 (1980), страницы 345–355; Zabytki sztuki dziedzictwem ludzkości, „Zabytki sztuki sakralnej dobrem kultury narodowej", 1980, „Materiały Problemowe”, 6 (1980), страницы 57–60, 246.
Издания на русском языке
На русском языке издано несколько фотоальбомов, посвящённых памятникам древности, автором текста в которых был Казимеж Михаловский: Пальмира, Варшава 1968; Александрия, Варшава 1970; Карнак, Варшава 1970; Дельфы, Варшава 1977; Акрополь, Варшава 1983.
Литература: 100th anniversary of the birth of Kazimierz Michałowski (2001; Nr kat.:1270), Poczta Polska Spółka Akcyjna; Bernhard M.-L., Kazimierz Michalowski, „Eos”, 70 (1982) nr 1; Bieliński P., 70 lat prac polskich archeologów i konserwatorów w Egipcie. Obchody jubileuszowe w Kairze, Centrum Archeologii Śródziemnomorskiej; Galeria Faras im. Profesora Kazimierza Michałowskiego, Muzeum Narodowe w Warszawie; Galeria Faras. Skarby zatopionej pustyni, Muzeum Narodowe w Warszawie; Historia, Instytut Archeologii UW; Konopka M., Żegnając Profesora Kazimierza Michałowskiego, „Z otchłani wieków”, 3 (1981); Lipińska J., Kazimierz Michalowski, „Bulletin du Musée National de Varsovie”, 42 (2001); Lipińska J., Kazimierz Michalowski, „Znak”, 6 (1981); Lorenz S., In memoriam, „Rocznik Muzeum Narodowego w Warszawie”, (1981); Michałowski K., Od Edfu do Faras, Warszawa 1974; Misja Centrum, Centrum Archeologii Śródziemnomorskiej; M.P. 1947 nr 149 poz. 894, Internetowy System Aktów Prawnych; Muzeum UW, Zbiory Muzeum Uniwersytetu Warszawskiego; „Nowiny”, 8951 (1977), nr 165; „Nowiny Rzeszowskie”, 5306 (1966), nr 170; Sadurska A., Nekrologi, „Archeologia”, 32 (1981); Studia Palmyreńskie, Centrum Archeologii Śródziemnomorskiej; Świstun A., Wspomnienia podolskie (4), ред. H. Kleinrok, Cracovia Leopolis; Uroczystość nadania imienia patrona gimnazjum, Zespół Szkół w Podkowie Leśnej; Wyniki wyszukiwania, Główny Urząd Statystyczny; Żyli wśród nas: Krystyna z Baniewiczów Michałowska, „Podkowiański Magazyn Kulturalny” nr 64 (2010).