[526x700]
1895
Поль Элюар (французское имя — Paul Éluard; псевдоним; настоящее имя — Эжен Эмиль Поль Грендель, Eugène Émile Paul Grindel)
французский поэт, выпустивший более сотни поэтических сборников. В 1912 у юного Элюара был обнаружен туберкулёз, он был вынужден прервать свою учёбу в Париже и уехать лечиться в Швейцарию. Там в санатории он познакомился с Еленой Дьяконовой, которую называл Гала. Она стала его музой, именно тогда он начал писать стихи. В 1917 году Поль Элюар и Гала поженились, через год у них родилась дочь Сесиль. Поэт участвовал в Первой мировой войне как санитар в госпитале, на фронте он написал сборник стихов, впервые подписавшись именем Поль Элюар. В 1918 его «открыл» Жан Полан, он же познакомил его с Бретоном, Арагоном, Максом Эрнстом. Вместе с ними Элюар стал одним из основателей дадаизма, а затем сюрреализма. В 1923 порвал с дадаизмом, поссорившись с Тристаном Тцара. В 1926 вместе с другими сюрреалистами вступил в коммунистическую партию, в 1933 был исключён за антисоветские высказывания, но в 1942 году был вновь принят в коммунистическую партию. В 1926 году, за день до выхода из печати поэтического сборника Mourir de ne pas mourir («Умирать оттого, что не умираешь»), упомянутого в одном письме Элюара как его последняя книга, он, неожиданно для всех, отправился в путешествие, оставив прощальную записку только отцу. Гала и его друзья думали, что он мёртв.
[679x700]
Поль Элюар, 1911.
Путешествие вокруг света длилось семь месяцев. Удалившись от родного дома, он стал слать письма своей жене, и Гала смогла присоединиться к мужу, найдя его уже в Азии, откуда они вместе вернулись во Францию. В 1929 году Поль Элюар встречает Сальвадора Дали и с ним же позднее знакомит свою жену. Гала принимает решение уйти от Элюара к Дали, который по этому случаю написал «Портрет Поля Элюара». Дали высказался об этом так: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз». В 1929 году он повстречал Марию Бенц (Нюш), его новую музу, а в будущем супругу. В 1930 году Гала окончательно ушла от Элюара к Сальвадору Дали, оформив развод в 1932 году, и в 1934 Элюар женился на Нюш. Написал стихи о преступнице Виолетте Нозьер, когда она была обвиняемой (совершила преступление и арестована в 1933-м, осуждена в 1934-м году). Во время гражданской войны в Испании Поль выступал против франкистского движения. В те годы он сблизился с Пабло Пикассо; именно картина художника «Герника» вдохновила Элюара на написание поэмы «Победа Герники». В начале Второй мировой войны Поль обосновался в Париже и присоединился к подпольной борьбе против оккупировавших Францию нацистов. Он писал стихи, чтобы поддержать дух партизан в годы Сопротивления. Листовки с текстом одного из самых знаменитых произведений Элюара «Свобода» разбрасывались с английских самолётов над Францией. В 1942 году, уже в подполье, он был вновь принят в коммунистическую партию. После войны поэта постиг новый удар, смерть любимой жены Нюш. Поль Элюар путешествовал по всему миру участвуя в различных конгрессах посвящённых миру и как представитель движения сюрреалистов. В 1950 году, в Варшаве, он присутствовал на разработке Всемирного Совета Мира. В том же году он познакомился с Доминик Лемор, они сочетались браком в 1951. Поль написал сборник стихов «Феникс», посвящённых их отношениям и вновь обретённой радости жизни. В феврале 1952 поэт представлял французскую культуру на юбилее Виктора Гюго в Москве. Поль Элюар скончался от инфаркта 18 ноября 1952 года.
[700x541]
Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез. Признание: Лауреат Международной премии мира (1952). К произведениям Элюара писали музыку Ф.Пуленк, А.Соге, Л.Ноно, К.Саариахо, А.Волконский, Александр Градский, Витаутас Баркаускас. Произведения: Premiers poèmes/ Первые стихотворения (1913); Le Devoir/ Долг (1916, первая книга, которая вышла под псевдонимом Поль Элюар); Le Devoir et l’Inquiétude/ Долг и тревога (1917); Les animaux et leurs hommes, les hommes et leurs animaux/ Животные и их люди, люди и их животные (1920); Mourir de ne pas mourir/ Умирать оттого, что не умираешь (1924); Capitale de la Douleur/ Град скорби (1926); Les Dessous d’une vie ou la Pyramide humaine/ Изнанка одной жизни, или Человеческая пирамида (1926); L’Amour la Poésie/ Любовь поэзия (1929); Ralentir travaux/ Отставить работы (1930, в соавторстве с Бретоном и Р.Шаром); La Vie immédiate/ Сама жизнь (1932); La rosé publique/ Роза для всех (1934); Yeux fertiles/ Плодоносные глаза (1936); Poésie et vérité 1942/ Поэзия и правда 1942 года (1942); Les sept poèmes d’amour en guerre/ Семь стихотворений о любви на войне (1943); Poésie ininterrompue/Непрерывная поэзия (1946); Le dur désir de durer/ Жаркая жажда жить (1946, иллюстрации М.Шагала); Notre vie/ Наша жизнь (1947); Ode à Staline/ Ода Сталину (1950); Tout dire/ Всё сказать (1951); Le Phénix/ Феникс (1951). Публикации на русском языке: [Стихи]// Лившиц Б. От романтиков до сюрреалистов: Антология французской поэзии. Ленинград: Время, 1934, страницы 139—140; Избранные стихотворения / Перевод с французского и предисловие Павла Антокольского. — Москва: Издательство иностранной литературы, 1961. — 72 страницы; Стихи / Перевод М.Ваксмахера. Москва: Наука, 1971 (Литературные памятники); [Стихи]// Западноевропейская поэзия XX века, Москва: Художественная литература, 1977, страницы 595—604; Стихотворения. М.: Художественная литература, 1985; Стихи/ Пер. М.Анкудинова//
http://teneta.rinet.ru/1998/transl_stihi/ankudinov/eluard.htm; [Стихи]// Семь веков французской поэзии в русских переводах. Санкт-Петербург: Евразия, 1999, с.584-589; [Стихи]// Козовой В.Антология французской поэзии. Москва: Дом интеллектуальной книги, 2001, страницы 188-190; Поэзия французского сюрреализма. Санкт-Петербург Амфора, 2003, страницы49-76.
Литература: Jean R. Paul Éluard par lui-même … Paris: Éditions du Seuil, 1968; Guyard M.R. Le vocabulaire politique de Paul Éluard. Paris: Klincksieck, 1974; Paul Éluard et ses amis peintres, 1895—1952/ Annick Lionel-Marie, ed. Paris: Le Centre, 1982; Decaunes L. Paul Éluard: l’amour, la révolte, le rêve. Paris: Balland, 1982; Vanoyeke V. Paul Éluard: le poète de la liberté: biographie. Paris: Editions Julliard, 1995; Поль Элюар: Биобиблиографический указатель/ Сост. А.В.Паевская. Москва, 1963; Великовский С.И. …К горизонту всех людей: Путь Поля Элюара. Москва: Художественная литература, 1968; Великовский С.И. В скрещенье лучей: Групповой портрет с Полем Элюаром. Москва: Советский писатель, 1987; Великовский С. …К горизонту всех// Великовский С. Умозрение и словесность: Очерки французской культуры. Москва-Санкт-Петербург: Университетская книга, 1999, страницы 421-511; Сануйе М. Дада в Париже. Москва: Ладомир, 1999
1896
Павел Наумович Берков
советский литературовед, библиограф, книговед, источниковед, историк литературы. Видный специалист в области русской литературы XVIII века. Доктор филологических наук (1936), член-корреспондент Академии наук СССР (1960), иностранный член Академии наук ГДР (1967). Родился в городе Аккерман, Бессарабская губерния, Российская империя, в семье зубного врача Наума Григорьевича Беркова (?—1914) на юге Бессарабии в уездном городке Аккерман, расположенном на днестровском лимане (теперь Белгород-Днестровский Одесской области Украины). В 1911—1914 годах отец был членом Бессарабского губернского попечительского о тюрьмах комитета. Получил традиционное еврейское образование, учился в гимназии (1909—1914). В 1914 году, после смерти отца, был отправлен к младшему брату отца — земскому врачу Фёдору Григорьевичу Беркову в Череповец, где его застала Первая мировая война. Сразу же по возвращении в Аккерман был исключён из VII класса за «антипатриотические настроения». В юности увлёкся археологией и краеведением. Жил с семьёй в местечке Татарбунары Аккерманского уезда, где в 1917 году сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и в том же году поступил на классическое отделение историко-филологического факультета Новороссийского университета в Одессе. Занимался переводами с иврита на русский язык; стихотворение Саула Черниховского «Когда ночной порой…» в переводе с иврита студента П.Н.Беркова вошло в известную «Антологию молодой еврейской поэзии» под редакцией В.Ф.Ходасевича и Л.Б.Яффе, которая вышла с предисловием М.О.Гершензона в московском издательстве «Сафрут» в 1918 году; в 1919 году в одесском издательстве «Кинерет» вышел «Сборник еврейской национальной лирики. От Луцатто до Бялика» в переводах П.Н.Беркова. После аннексии Бессарабии Румынией в 1918 году вынужден был прервать обучение и вернулся в Татарбунары, где в 1918—1920 годах работал учителем в гимназии Общества ревнителей просвещения. В 1921 году поступил на отделения сравнительной семитологии (изучал египтологию) и славянской филологии факультета философии Венского университета, где в 1923 году защитил диссертацию по теме «Отражение русской действительности конца XIX века в произведениях Чехова» и получил степень доктора философии.
В СССР
В том же году получил советское гражданство и переехал в СССР, поселился в Петрограде, служил по ведомству отдела народного образования. В 1923—1929 годах был заведующим ленинградской трудовой школой № 48 (бывшая 5-я гимназия), преподавал русский язык и литературу. С 1925 года начал печататься в советской прессе. В 1925—1926 годах — ассистент Ленинградского педагогического института имени А.И.Герцена, сотрудник второго разряда, аспирант (1925—1929), а с 1929 года — старший научный сотрудник, заведующий учебной частью Института сравнительной истории литературы и языков Запада и Востока (ИЛЯЗВ, позднее — Институт речевой культуры) при Ленинградском государственном университете. В 1929 году защитил кандидатскую диссертацию «Ранний период русской литературной историографии» (1929). Занимал должности старшего научного сотрудника и заведующего учебной частью института. В 1929—1933 годах — преподаватель истории книги на Высших курсах библиотековедения при Государственной публичной библиотеке и в Книжном техникуме. Одновременно возглавлял сектор книги Института книги, документа и письма Академии наук СССР (1931—1937). С 1933 года до конца жизни П.Н.Берков был научным сотрудником Института русской литературы (Пушкинского Дома) — учёный секретарь организованной им же группы по изучению литературы XVIII века в 1934—1941 годах — и преподавателем (доцентом) Ленинградского института философии, литературы и истории, где читал курсы по введению в литературоведение, теории литературы, русской литературе XVIII века, истории журналистики. В 1935—1936 годах — старший научный сотрудник сектора вспомогательных дисциплин Историко-археографического института (с 1936 года — Ленинградское отделение Института истории Академии Наук СССР). В 1936 году защитил докторскую диссертацию «Ломоносов и литературная полемика его времени, 1750—1765», в 1938 году получил звание профессора (1938—1941, 1944—1969) филологического факультета Ленинградского государственного университета, заведующий кафедрой русской литературы в 1937—1941 годах. Старший научный сотрудник ленинградского Института языка и мышления Академии Наук СССР (1938—1941, с перерывом в период заключения). 17 июня 1938 года Берков был арестован, во время следствия содержался в «Крестах» и во внутренней тюрьме УГБ при УНКВД Ленинградской области, несколько месяцев провёл в камере-одиночке; освобождён 15 августа 1939 года. В 1941—1944 годах находился в эвакуации в Киргизии, был заведующим кафедрой русской и всеобщей литературы, профессором Киргизского государственного педагогического института (Пржевальск Иссык-Кульской области — Фрунзе). Старший научный сотрудник Киргизского филиала Академии наук СССР (1944).
Послевоенный период
В 1944—1969 годах продолжал работу в Ленинградском государственном университете: читал курсы по истории русской литературы XVIII века, по истории литературы народов СССР, специальные курсы по технике литературоведческого анализа, текстологии, источниковедению и другие. Слушатель Университета марксизма-ленинизма при ЛГК ВКП(б) в 1949—1951 годах. Член Союза писателей СССР по секции критиков с 1952 года. По совместительству продолжал работу в ИРЛИ (старший научный сотрудник, ученый секретарь). С 1955 года возобновил деятельность Группы по изучению русской литературы XVIII века, возглавил её и работал на общественных началах. Член учёных советов ИРЛИ, Государственной Публичной библиотеки, Библиотеки Академии Наук, ЛГУ. Председатель секции литературоведения и языкознания (1954), председатель научно-методического совета по литературе и языку (1960) Всесоюзного общества «Знание» (Ленинградское отделение). Член (1956), затем член Бюро и заместитель председателя (1959) Комиссии по истории филологических наук при Отделении литературы и языка Академии Наук СССР. Член Текстологической (1956), Терминологической (1959) и Пушкинской (1961) комиссий при Отделении литературы и языка Академии Наук СССР. Председатель Комиссии славянской библиографии литературы и компаративистики при Международном комитете славистов (1958—1963). Член совета по изданиям классической литературы при Отделении литературы и языка Академии Наук СССР (1964). Член Ленинградского отделения Археографической комиссии Отделения истории Академии Наук СССР (1965). Доктор Honoris causa Берлинского университета имени Гумбольдта (1967).
Научная деятельность
П.Н.Беркову принадлежит около 700 научных публикаций. Он принимал постоянное участие в журналах и серийных изданиях «Труды Института книги, документа, письма», «Русская литература», «Труды Отдела древнерусской литературы», «Пушкин. Исследования и материалы», «Известия Отделения языка и литературы АН», «Филологические науки», «Учёные записки ЛГУ», «Вестник Ленинградского университета», а также в зарубежных изданиях «Zeitschrift für Slavistik», «Revue des Etudes slaves» и многих других. Основные труды посвящены истории русской литературы XVIII века, а также творчеству русских писателей XIX столетия и современников, книговедению и библиографии, теоретическим аспектам текстологической работы. П.Н.Берков — автор фундаментальных трудов «История русской журналистики XVIII века» (1952) и «История русской комедии XVIII века» (1977). Отдельными изданиями также вышли «Козьма Прутков — директор Пробирной палатки и поэт: К истории русской пародии» (1933), «Библиографическое описание изданий Вольной русской типографии в Лондоне» (1935), «Библиография произведений А.С.Пушкина и литературы о нём за 1886—1899 годы» (1949), «Введение в технику литературоведческого исследования: Источниковедение. Библиография. Разыскание» (1955), «Библиографическая эвристика: к теории и методике библиографических разысканий» (1960), «Введение в изучение истории русской литературы XVIII века» (1964), монографии о М.В.Ломоносове («Ломоносов и литературная полемика его времени», 1936), А.П.Сумарокове (1949), В.И.Лукине (1950), В.В.Капнисте (1950), А.И.Куприне (1956), литературоведческие работы, посвящённые М.М.Хераскову, Д.И.Фонвизину, А.Н.Радищеву, Н.М.Карамзину и многим другим, в том числе малоизвестным русским литераторам. Занимался также польской литературой («Русско-польские литературные связи в XVIII веке», 1958; «Международное сотрудничество славистов и вопросы организации славяноведческой библиографии», 1958) и киргизским народным эпосом «Манас». Подготовил научное издание множества текстов, преимущественно писателей XVIII века, и выступал в качестве редактора ряда библиографических справочников и указателей. Научный метод П.Н.Беркова связан, с одной стороны, с академическим литературоведением XIX века (культурно-историческая школа с элементами компаративного анализа), с другой — близок к принципам позднего этапа социологической школы (идеологический подход). П.Н.Берков существенно расширил источниковедческую базу для изучения русской литературы XVIII века. Он был инициатором и руководителем библиографических трудов: «Описание изданий гражданской печати. 1707 — январь 1725» (1955; составители Т.А.Быкова и М.М.Гуревич), «Описание изданий, напечатанных кириллицей. 1689 — январь 1725 г.» (1958; составители Т.А.Быкова и М.М.Гуревич) и фундаментального справочника «История русской литературы XVIII века. Библиографический указатель» (1968; составители В.П.Степанов и Ю.В.Стенник. Под редакцией, с дополнениями и предисловием П.Н.Беркова). В 1964 году была опубликована книга Беркова «Очерк литературной историографии XVIII века», представляющей первую часть запланированного труда «Введение в изучение русской литературы XVIII века». В последние годы жизни П.Н.Берков активно интересовался движением книголюбов, опубликовал посвящённую этой теме серию из трёх книг «О людях и книгах: Записки книголюба» (1965), «Русские книголюбы: Очерки» (1967) и «История советского библиофильства (1917—1967)» (1971). Посмертно были опубликованы сборники статей и переиздания трудов Беркова («Избранное: Труды по книговедению и библиографоведению», 1978; «Проблемы исторического развития литератур: Статьи», 1981; «История советского библиофильства. 1917—1967», расширенное издание под редакцией Д.С.Лихачёва, 1983; «Статьи по библиографической эвристике», 1996), а также прежде не издававшаяся «История русской комедии XVIII века» (1977). Умер в Ленинграде 9 августа 1969 года. После смерти учёного его книжное собрание (30 000 единиц) поступило в Библиотеку Академии наук БССР (ныне — Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси), где хранится как отдельная коллекция в Отделе редкой книги.
Награды: Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945); Медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1957); Серебряная медаль имени Иосифа Добровского «За развитие общественных наук» (1968).
Семья: Сын — Валерий Павлович Берков (1929—2010), российский филолог-германист, крупный специалист в области (древне)исландского и норвежского языков, заведующий кафедрой скандинавской филологии СПбГУ (1978—1997), автор первого «Исландско-русского словаря», иностранный член Норвежской и Фризской (Нидерланды) академий наук.
Литература: Лотман Ю.М. Павел Наумович Берков. // Труды по русской и славянской филологии. Том 15: Литературоведение. Тарту, 1970. Страницы 383—384; Лихачёв Д.С. П.Н.Берков — учёный и человек // Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур: статьи. Ленинград, 1981. Страницы 3—20; Павел Наумович Берков. — Москва: Наука, 1982 (Материалы к биобиблиографии учёных СССР. Серия литературы и языка; Выпуск 14); Лихачёв Д.С. П.Н.Берков // Берков П.Н. История советского библиофильства. Москва, 1983. Страницы 3—21 (то же: Лихачёв Д.С. Прошлое — будущему: статьи и очерки. Ленинград, 1985. Страницы 490—514); Воспоминания о Павле Наумовиче Беркове (1896—1969): из истории российской науки / Ответственные редакторы Н.Д.Кочеткова, Е.Д.Кукушкина. — Москва: Наука, 2005. — 179 страниц.— ISBN 5-02-033554-1; Прохоренко Н.С. Берков Павел Наумович // Ученые — фондообразователи Санкт-Петербургского филиала Архива Российской академии наук : Краткий биографический справочник : А—В / научные редакторы и составители Е.Ю.Басаргина, И.В.Тункина. — Санкт-Петербург : Реноме, 2018. — Страницы 66—67. — 196 страниц. — (Ad fontes. Материалы и исследования по истории науки ; том 13). — ISBN 978-5-00125-105-7. — doi:10.25990/nw4k-ky85; Берков Павел Наумович // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978.
1896
Гарольд Джеймс Дулиттл (James Harold "Jimmy" Doolittle)
американский лётчик, герой США, генерал-майор. Служил в ВВС США в 1917—1930 и 1940−1945 годах. Принимал участие во многих авиашоу. Возглавил налёт на японские города Токио, Кобе, Йокогаму и Нагою, получивший известность как «Рейд Дулиттла» 18 апреля 1942 года. Родился в городе Аламида, штат Калифорния, США, в семье бедного плотника, который уехал на Аляску в поисках золота. К отцу трёхлетний Джеймс переехал с матерью, однако уже в возрасте 11 лет уехал в Лос-Анджелес. В 1923 году Джеймс поступил в Массачусетский технологический институт. Он получил учёную степень в июне 1925 года. Позже первым в США получил докторскую степень (Ph.D) в области авиационной техники. Кроме того, занимался профессиональным боксом.
Карьера лётчика
В 1917 году Джеймс поступил в резервный авиационный корпус для подготовки пилотов. Вскоре был произведён в лейтенанты. В 1922 году он совершил свой первый континентальный перелёт на «De Havilland» «DH-4» из Пабло Бич (Флорида) в Сан-Диего (Калифорния) с одной дозаправкой менее чем за 24 часа. Он преодолел расстояние в 4460 км за 21 час 20 минут. С 1931 по 1932 год он участвовал в популярных воздушных соревнованиях, выиграв «Bendix Trophy Race» и «Thompson Trophy Race», летая на самолёте «Gee Bee R-1», сконструированном братьями Гранвиль. Эта машина была очень маленькой, но мотор позволял развивать рекордную скорость — 473 км/ч, поэтому этот самолёт часто называли «летающий мотор». На авиашоу в Чили он должен был представлять истребитель «Curtiss P-1 Hawk» компании «Curtiss Aircraft». Однако накануне шоу с Джеймсом случился ужасный инцидент в баре, после которого он попал в госпиталь. Осмотрев его, доктор решил ампутировать Джеймсу ноги. Неизвестно как Дулиттл переубедил врачей, но на следующее утро карета скорой помощи подвезла его прямо к самолёту. Несмотря на перебинтованные ноги и ужасную боль, Джеймс сумел выполнить своё задание и отстоял честь авиакомпании. После этого он участвовал в условном бою с немецким асом Эрнстом фон Шонебеком. Джеймсу удалось победить Шонебека, который летал на самолёте компании «Dornier Aircraft Do.H Falke» с двигателем BMW IVa. В 1927 году он первым в США совершил обратную петлю, а в 1929 — первый в мире[источник не указан 1957 дней] полностью слепой, от взлёта до посадки, полёт. Тогда же участвовал в разработке и испытаниях первого авиагоризонта. Вышел в отставку в 1930 году в звании майора.
Война с Японией
Дулиттл вернулся в ВВС в 1940 году в звании подполковника. После нападения японцев на Перл-Харбор, командование ВМФ США приняло решение нанести ответный удар по Японии. Идея налёта и план операции принадлежали коммодору Фрэнсису Лоу из штаба ВМС США. Удар предусматривал взлёт армейских бомбардировщиков «В-25В» «Mitchell» с авианосца с последующим намерением приземлиться на аэродромы Китая. Для атаки был выбран новейший авианосец «Хорнет». 18 апреля авианосная группа была случайно замечена японским патрульным кораблём и вице-адмирал Уильям Ф. Холси решил атаковать несмотря на то, что до запланированной точки запуска самолётов оставалось пройти ещё 250 миль (около 400 км). Десять самолётов атаковали Токио, два атаковали Йокогаму, один совершил налёт на Йокосуку и три нанесли удар по Кобе. Изменения в планах привели к тому, что американские самолёты оказались над целью в полночь. Обратный путь и посадка на китайских аэродромах также должны были произойти ночью, но радиостанции китайских аэродромов, не зная об изменении времени атаки американцев, были выключены. Без системы радионаведения многие экипажи потеряли ориентировку, и, израсходовав топливо, пилоты оказались вынужденными садиться на воду или пытаться спасти свои жизни, прыгая с парашютом ночью. Из 81 пилота, участвовавших в операции, погибло 7 человек. Дулиттл остался жив и был повышен в звании до генерала. Президент США наградил его Медалью Почёта. После этого Дулиттл участвовал в мароккано-алжирской операции; на европейском ТВД он был командиром авиационных частей на одном из участков высадки.
Послевоенная жизнь
После войны Дулиттл вернулся к гражданской жизни и стал вице-президентом «Шелл Ойл», где и проработал с 1946 до 1958 года. Позже он был директором лаборатории космической техники, а затем — компании «TRW Inc.» С 1957 по 1958 год он занимал пост председателя Научно-консультативного совета по аэронавтике США. С 1955 до 1965 он был членом Службы внешней разведки в Президентском совете. В 1958 году ему была предложена должность первого администратора Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), но он отказался. Джеймс Дулиттл умер в общине Пебл-Бич, Монтерей, штат Калифорния, США, 27 сентября 1993 года.
Награды: Медаль Почёта (США); Президентская медаль Свободы; Крест лётных заслуг (США); Воздушная медаль (США); Серебряная звезда (США); Бронзовая звезд (США); Медаль «За Азиатско-тихоокеанскую кампанию»; Медаль «За Европейско-африканско-ближневосточную кампанию»; Орден Бани; Большой крест ордена Почётного легиона; Орден Кондора Анд; Золотая авиационная медаль ФАИ.
Киновоплощения: «Тридцать секунд над Токио» — Спенсер Трейси; «Перл-Харбор» — Алек Болдуин; «Мидуэй» — Аарон Экхарт.

1896
Семён Борисович Жуковский
деятель советских органов госбезопасности. С января по октябрь 1938 года занимал должность заместителя наркома внутренних дел СССР по хозяйственной части. Депутат Верховного Совета РСФСР 1 созыва. Родился в Киеве, в еврейской семье, отец был учителем. В 1915 году окончил Киевское коммерческое училище. С 1916 года на службе в армии, в запасных частях. После Февральской революции 1917 года в мае месяце поступил в Киевское военное училище, был выпущен в октябре того же года в звании прапорщика. Будучи курсантом училища в августе 1917 года вступил в РСДРП(б).
Участие в Гражданской войне
В период с октября и по декабрь 1917 года Жуковский служил в Таганроге в запасном пехотном полку. В декабре 1917 года Жуковский оставил службу в армии и вернулся в Киев. Здесь до апреля 1918 года работал в газетах «Пролетарская жизнь» и «Известия» . После оккупации Киева германскими войсками был арестован, но вскоре оккупационные власти освободили его из под стражи. После того как контроль над Киевом перешел к Красной Армии Жуковский в марте — августе 1919 года служил заместителем губернского военкома. После этого начался его быстрый карьерный рост в политорганах Красной Армии: в период с августа 1919 года и по февраль 1920 Жуковский — заместитель начальника политотдела 4-й армии Туркестанского фронта, в феврале — июне 1920 года он — начальник политотдела 2-й Трудовой армии, в июне 1920 года — марте 1921 года — начальник политотдела Управления формирований Юго-Западного фронта в Киеве.
Партийный аппаратчик
Весной 1921 года Жуковский был демобилизован из Красной Армии и направлен в Ташкент на пост заведующего отделом агитации и пропаганды ЦК КП(б) Туркестана. Уже октябре 1921 года Жуковский вновь в Красной Армии, он до апреля 1922 исполняет должность начальника политуправления Балтийского флота. В мае 1922 года Жуковский уже в Москве, в аппарате ЦК и ЦКК РКП(б) — ВКП(б), он — секретарь В. В. Куйбышева до марта 1924 года. Одновременно с этой работой Жуковский учился на химическом факультете МВТУ.
Карьера в правительстве
С 1924 года Жуковский работал в правительстве сначала в Народном комиссариате путей сообщения в должности заместителя председателя правления А/О «Транспорткож», затем в ВСНХ СССР в должности заместителя заведующего иностранным отделом. В период с 1925 по 1928 год Жуковский работал уполномоченным ВСНХ при советском торгпредстве в Германии. Затем с 1928 по 1931 год Жуковский возглавлял А/О «Цветметимпорт». В 1932—1933 годах Жуковский работал заместителем торгпреда СССР в Берлине одновременно являясь членом Коллегии Наркомвнешторга СССР. В 1933—1934 годах Жуковский занимал должность заместителя начальника импортного управления Наркомвнешторга СССР. В 1934 году на XVII съезде ВКП(б) Жуковский был избран членом Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б), где он возглавлял группу внешних сношений.
Сотрудник Н.И.Ежова
Жуковский был в числе людей, которых Н.И.Ежов хорошо знал по работе в партаппарате, и так он оказался в «команде» Н. И. Ежова, когда тот стал наркомом внутренних дел. В октябре 1936 года Жуковский был направлен на службу в НКВД, где первоначально с 16 октября 1936 года занимал должность начальника Административно-хозяйственного управления НКВД СССР, затем с июля 1937 года — заместитель начальника 3-го (контрразведывательного) отдела ГУГБ НКВД, с июля 1937 года — начальник 12-го отдела (оперативная техника) ГУГБ НКВД. С января по октябрь 1938 года Жуковский занимал должность заместителя наркома внутренних дел СССР по хозяйственной части. Однако уже в начале 1938 года Ежов начал терять контроль над НКВД, и Жуковский оказался в числе первых сподвижников Ежова, которых Сталин «убрал» из НКВД: 3 октября 1938 года Жуковский получил назначение начальником Риддерского полиметаллического комбината. Однако к месту нового назначения Жуковский выехать не успел и уже 22 октября 1938 года был арестован органами НКВД. Тогда же, в октябре 1938 года Жуковский был исключён из партии по обвинению в троцкизме решением Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б), членом которой он ещё недавно являлся сам. Вероятно, Сталин помнил, что во время партийной дискуссии 1923 года Жуковский голосовал за резолюции сторонников Троцкого. 24 января 1940 года Военной коллегией Верховного суда СССР приговорён к высшей мере наказания, и на следующий день после вынесения приговора 25 января 1940 года расстрелян. Реабилитирован в 1955 году.
Награды: Медаль «XX лет РККА» 22 февраля 1938; Знак «Почетный работник ВЧК—ГПУ (XV)» 9 мая 1938.
Семья
Был женат дважды. Первая жена — ? Сын — Владимир Семёнович Жуковский. Вторая жена — Елена Георгиевна Жуковская родилась в 1906 году в г. Николаеве. Получила образование на химфаке МВТУ, где и познакомилась с будущим мужем. Окончила аспирантуру в Физико-химическом институте имени Л.Я.Карпова (руководитель — академик А.Н.Фрумкин), после назначения С. Б. Жуковского заместителем торгпреда в Германии продолжила работу в Берлине в Институте физической химии и электрохимии при Обществе кайзера Вильгельма. По возвращении в Москву работала по специальности в Военной академии химической защиты на кафедре генерала М.М.Дубинина. После ареста мужа также была арестована и находилась в лагерях ГУЛАГа (Севжелдорлаг) восемь лет. Дочь Наташа родилась в 1931 году. Сын Сергей родился в 1934 году. После ареста родителей дети остались на попечении родственников.
Литература: Жуковский С.Б. // Петров Н.В., Скоркин К.В. Кто руководил НКВД, 1934—1941 : справочник / Под редакцией Н.Г.Охотина и А.Б.Рогинского. — Москва: Звенья, 1999. — 502 страницы. — 3000 экземпляров. — ISBN 5-7870-0032-3; Папчинский А., Тумшис М. Щит, расколотый мечом. НКВД против ВЧК. — Москва : Современник, 2001. — (Под грифом «Секретно») — ISBN 5-270-01319-3.
1896
Андерс Энгельбрект Флудстрём (шведское имя — Anders Engelbrekt Flodström)
военный атташе Швеции в СССР, военный историк. Родился в Даларне в Стура-Коппарбергском приходе. Его отцом был фермер Андерс Ульссон (1862—1909), матерью — Хильда Катарина Флудстрём (1869—1908). Рано остался сиротой, поэтому воспитывался в имении Фрембю-горд, принадлежавшем его опекуну судье Арвиду Флудстрёму. Начал военную карьеру в 1916 году. В 1925—1927 годах обучался в Военном институте. В 1931—1932 годах служил заместителем военного атташе в Риге и Таллине. С 1934 года капитан Генерального штаба. С октября 1939 года работал военным атташе в Москве. С 1 октября 1944 года занимал пост командующего Кирунским оборонительным районом, а с 1945 года являлся также главой Армейской егерской школы. В 1946 году получил звание полковника. В октябре 1952 года вновь занял пост военного атташе в СССР. В 1955 году в этом же ранге находился в Варшаве и Праге. Вышел в отставку в 1957 году, после чего переехал в Стокгольм и принялся за написание работы по истории Далекарлийского полка (Dalregementets personhistoria). Сотрудничал с ежегодником «Armborstet», в котором публиковал биографические статьи. Умер в Стокгольме 10 мая 1974 года. С 1923 года был женат на Дагни Биргитте Юханссон (1901—1991), от которой имел сына Ханса Андерса (1924—1957).
Источники: Vem är det: Svensk biografisk handbok. — Stockholm, 1957.
1897
Андрей Иванович Алексеев
профессиональный революционер-коммунист, русский советский театральный режиссёр и педагог, писатель, один из первых в СССР организаторов и руководителей самодеятельных художественных коллективов; на основе сценической теории К.С.Станиславского создавший уникальную систему обучения театральному мастерству непрофессиональных актёров. Андрей Иванович Алексеев родился в городе Санкт-Петербург, Российская Империя. А.И.Алексеев — внебрачный сын главы древней княжеской фамилии; и до 1911 года он под началом своего отца получал домашнее дворянское воспитание. В 1910 году потомственный князь — отец А.И.Алексеева — официально признал Андрея Алексеева своим сыном. В 1911 году внутрифамильные обстоятельства заставили князя Андрея покинуть родительский дом, и с этого времени в силу изменившихся бытовых, семейных условий Андрей Иванович Алексеев стал личным трудом обеспечивать свою жизнь. Отныне и до последних лет жизни Андрей Иванович Алексеев был вынужден тщательно скрывать от всех своё дворянское происхождение. Трудовой путь А.И.Алексеев начал учеником токаря (затем токарем) на заводе «Айваз», который находился на Васильевском острове (Волховский переулок, 4) в Санкт-Петербурге. А.И.Алексеев на заводе «Айваз» сразу активно включился в революционную деятельность на политической платформе партии большевиков, и через год, в ноябре 1912 года, был принят большевистской организацией завода в члены партии РСДРП(б); партийный псевдоним А.И.Алексеева — «Гривенник». С осени 1912 года и до Октября 1917 года А.И.Алексеев вёл многогранную подпольную партийную — РСДРП(б) — работу и в столице Российской Империи, и в армии; на действительную военную службу А.И.Алексеев был призван весной 1916 года рядовым в 180-й запасной пехотный полк, который дислоцировался в столице России до весны 1917 года.
А.И.Алексеев, I Мировая война.
А.И.Алексеев — участник Февральской революции 1917 года в Петрограде. С весны 1917 года А.И.Алексеев — на Юго-Западном фронте Первой Мировой войны рядовым 199-го Кронштадтского полка 11-й армии. В июне 1917 года А.И.Алексеев принимал участие в I съезде Советов и Всероссийской конференции военных организаций РСДРП(б) в Петрограде. В декабре 1917 года на армейском съезде Андрей Иванович Алексеев большевиками 11-й армии был избран членом ВЦИКа II созыва; и с обретёнными политическими полномочиями А.И.Алексеев вновь прибыл в Петроград. По личному поручению В.И.Ленина и с мандатом от ВЦИКа в конце декабря 1917 года А.И.Алексеев выехал из Петрограда в город Петрозаводск с целью установления в Олонецкой губернии Советской власти и ликвидации угрозы отделения Карелии от Советской России (курс на отделение Карелии от России в то время проводил Исполнительный комитет Олонецкого губернского совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов под председательством меньшевика В.М.Куджиева).

А.И.Алексеев, Карелия, 1918 год
Там же, в Петрозаводске, параллельно с партийной и государственной работой А.И.Алексеев организовал передвижной народный театр.
Осенью 1918 года, когда Советская власть и в Петрозаводске, и на местах была установлена, а угроза отделения Карелии от Советской России была ликвидирована, А.И.Алексеев прибыл в Москву с отчётом В.И.Ленину и Я.М.Свердлову о выполнении партийного поручения. В ноябре 1918 года А.И.Алексеев был направлен ВЦИКом в Красную Армию в распоряжение Политотдела Южного Фронта, затем — в 40-ю Богучаровскую дивизию инструктором агитационного отдела. В должности инструктора агитационного отдела 40-й Богучаровской дивизии А.И.Алексеев организовал самодеятельный армейский театр и руководил им; этот театр со сценическими представлениями агитационного и воспитательного характера выступал перед солдатами и населением. В августе 1920 года А.И.Алексеев был демобилизован в звании старшего политрука, и направлен ВЦИКом в Петроград, где встал на учёт в городском Союзе работников искусств (Рабис). С начала 20-х годов А.И.Алексеев вёл в Петрограде-Ленинграде энергичную культурную, образовательную деятельность среди рабочих и служащих, юношества: основывал заводские и фабричные клубы, а при них самодеятельные творческие коллективы, создавал в Домах Культуры просветительские выставки, устраивал различные тематические лекции. А.И.Алексеев автор и организатор многих массовых праздничных театрализованных городских представлений. В это же время и параллельно с культурно-массовой работой А.И.Алексеев — слушатель различных научно-практических специальных курсов по организации клубной художественно-театральной деятельности. А.И.Алексеев с 20-х годов и до конца жизни постоянно, систематически повышал квалификацию, занимался самообразованием. В 1925—1927 годах А.И.Алексеев — Председатель ленинградского Горкома клубных руководителей. В 1928 году А.И.Алексеев организовал в Обществе Друг Детей (ОДД) театр и возглавил его в должности директора и художественного руководителя. Организованный А.И.Алексеевым Театр ОДД являлся уникальным образовательно-воспитательным учреждением. В отличие от педагогической концепции А.С.Макаренко, который в это же время на Украине создавал для воспитания несовершеннолетних правонарушителей трудовые колонии, Андрей Иванович Алексеев самостоятельно разработал совершенно особый, единственный в стране, педагогический метод, целью, смыслом которого было посредством искусства и приобщения к многонациональным вековым культурным традициям всестороннее воспитание советской молодёжи. Воспитанники А.И.Алексеева — бывшие беспризорники, самодеятельные юные артисты театра ОДД, — не только осваивали школьную программу под руководством учителей, но и через активную творческую, сценическую деятельность, возглавляемую и направляемую А.И.Алексеевым, приобщались к художественному литературно-театральному искусству, к богатому культурному наследию прошлого и таким образом воспитывались как личности, как граждане нового, социалистического общества. А.И.Алексеев создал в ОДД не колонию для бывших малолетних уголовников, а подлинный подростково-юношеский театр, который свою творческую (и хозяйственную) деятельность осуществлял в условиях объединённой одной целью самоуправляющейся общины (в то время говорили — коммуны). Под руководством А.И.Алексеева самодеятельные артисты несколько лет совершенно свободно передвигались с театральными представлениями и в Ленинграде, давая спектакли на его различных малых сценах, и гастролировали в летнее время по ленинградской области.

А.И.Алексеев, 1930-е годы
Театр ОДД под руководством А.И.Алексеева был не только театральным творческим коллективом, но одновременно и физкультурной юношеской командой. Воспитанники А.И.Алексеева вместе с педагогическим коллективом во время летних каникул самостоятельно с бытовой утварью и театральным реквизитом совершали пешие переходы из селения в селение, порой останавливаясь на несколько дней на берегу реки или озера для проведения спортивно-гимнастических мероприятий и репетиций. И ни один воспитанник А.И.Алексеева из коллектива театра ОДД не убежал, не вернулся к прежней беспризорной жизни. Ни один воспитанник Театра ОДД не предал педагогических идей Андрея Ивановича Алексеева. Многие воспитанники А.И.Алексеева, получив впоследствии профессиональное образование и трудовую специальность, обретя семьи, не прекращали поддерживать добрые, признательные отношения со своим Учителем до конца его дней. С 1932 года А.И.Алексеев вновь повышает профессиональную квалификацию в Коммунистической академии при ЦИК СССР (Ленинградское отделение).

Удостоверение № 657 Алексеева А. И., слушателя Ленинградского отделения Коммунистической Академии при ЦИК СССР
С 1935 года А.И.Алексеев служит в Ленинградском Областном Совете Профессиональных Союзов (ЛОСПС) в должности культинспектора художественной самодеятельности. Летом 1941 года, сразу после объявления Великой Отечественной войны, А.И.Алексеев добровольцем уходит на фронт. Всю войну А.И.Алексеев (в начале войны — старший политрук, с 1943 года — майор) командовал 716 отдельным сапёрным батальоном, который был в подчинении НКВД.
Удостоверение личности начальствующего состава РККА, Старшего политрука Алексеева А. И., 1941-й год.
С начала войны батальон под командованием А.И.Алексеева дислоцировался на Ленинградском, Волховском и Северо-Западном фронтах. Андрей Иванович Алексеев с солдатами своего батальона в это время выполняет ряд важных военных и правительственных задач.
Удостоверение личности начальствующего состава РККА, Майора Алексеева А. И., 1943-й год.
С 1943 года батальон А.И.Алексеева в Казахстане в городе Гурьеве (ныне Атыра́у); там воины батальона под командованием А.И.Алексеева строили оборонный завод. Батальон А.И.Алексеева в это время насчитывал в своём составе 2000 бойцов и 4000 пленных итальянцев. В городе Гурьеве А.И.Алексеев организует самодеятельный русско-казахский театр и как художественный руководитель возглавляет его. В самом конце войны 716 отдельный сапёрный батальон под командованием А.И.Алексеева с правительственным заданием расквартирован в Грузии. В 1946 году А.И.Алексеев демобилизован из армии, в этом же году он возвратился в Ленинград. С 1947 года и до выхода на пенсию А.И.Алексеев — художественный руководитель самодеятельных творческих коллективов во Дворце Культуры имени А.М.Горького (Ленинград, площадь Стачек, дом 4). Созданная под художественным руководством А.И.Алексеева балетная (взрослая) труппа Дворца Культуры имени А.М.Горького в 1950-е годы — лучший непрофессиональный театральный коллектив в Советском Союзе, в эти годы она была единственной в стране самодеятельной балетной труппой, выступавшей с классическим репертуаром и на основе канонов классического хореографического искусства. А.И.Алексеев — лауреат Всесоюзного Фестиваля художественной самодеятельности, состоявшегося в Москве в 1951 году.

А.И.Алексеев — руководитель художественной самодеятельности ДК имени А.М.Горького.
С 1958 года А.И.Алексеев — персональный пенсионер союзного значения.
Будучи на пенсии, А.И.Алексеев ведёт активную просветительскую и педагогическую деятельность: он постоянно выступает перед воинами, трудовой и учащейся молодёжью с историко-воспитательными лекциями, по мере сил продолжает участвовать в творческой жизни Дворца Культуры им. А. М. Горького, пишет мемуары.
А.И.Алексеев с солдатами ленинградского гарнизона, 1960-е годы.
А.И.Алексеев умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 21 января 1980 года. Похоронен Андрей Иванович Алексеев в Ленинграде на Шуваловском кладбище.
Награды
А.И.Алексеев награждён Орденом Ленина, Орденом Октябрьской революции и многими медалями.
Литературные произведения А.И.Алексеева: В борьбе за власть Советов // Воспоминания участников борьбы за установление Советской власти в Карелии. — Петрозаводск, 1957. — Страницы 25—30; Алексеев А.И. Встречи с вождём // Сборник «С Лениным вместе» (воспоминания, документы). — Карелия. — 2-е изд. — Петрозаводск, 1970. — 247 страниц. — Страницы 84—97; Алексеев А.И. Резолюция большевиков // Газета «Светлана» / Орган парткома, профкома, комитета ВЛКСМ и дирекции Ленинградского объединения электронного приборостроения «Светлана», 1977. — 6 апреля. — № 14 (4104—4109). — Страницы 6—7; Алексеев А.И. Эти годы забыть нельзя. — Ленинград, 1981.
Литература об А.И.Алексееве: Советская Карелия // Очерки партийного, советского и культурного строительства АКССР / Под редакцией Г.С.Ровио и др. — Москва—Ленинград : Ленсоцэкгиз, 1933. — Страницы 36—73; Шумилов М.И. Борьба большевистских организаций Карелии за победу и упрочение Советской власти, 1917—1918. — Петрозаводск, 1957. — Страницы 67—68; Журнал «Клуб» // 1957. — № 10. — Страница 18; Ершов П.М. Правофланговый. — Петрозаводск, 1964. — Страница 47; История нашего края // Учебное пособие для школ Карельской АССР. — Петрозаводск, 1966. — Страницы 133—135; Гаврилов Л.М., Кутузов В.В. Великий октябрь // Летопись важнейших событий. — Москва, 1967; Нефедов Н. По мандату ЦК и ВЦИК // Газета «Ленинская Правда» / Орган Карельского обкома и Петрозаводского горкома КПСС, Верховного Совета и Совета министров Карельской АССР. — 31 декабря 1971. — № 306 (15510). — Страница 2; Шумилов М.И. Октябрьская революция на севере России. — Петрозаводск, 1973. — Страницы 150—151; Любарский А. Сквозь огненные годы (страницы жизни рядовых революции) // Очерк «Рядовой запасного полка» / Журнал «Звезда». — Ленинград, 1977. — № 11. — Страницы 138—141.
Источники информации: Архив Санкт-Петербуржской Крестовоздвиженской, что в Ямской, церкви за 1897 год; Российский государственный исторический архив (РГИА); Российский государственный военный архив (РГВА); Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ); Государственный музей политической истории России (Особняк Кшесинской в Санкт-Петербурге); Политические и государственные архивы Карельской Автономной Советской Социалистической Республики (Олонецкой губернии); Архив ленинградского Дворца Культуры имени А.М.Горького.
1897
Сергей Кисляков (или Кислаков, французское имя — Serge Kislakoff)
французский художник русского происхождения. Родился в Ялте. Из одесской дворянской семьи. Во время войны был офицером Донских казаков. После поражения Белой армии оказался в Египте. Оттуда попал в Латинскую Америку, затем на Корсику и в Ниццу. На Корсике начал заниматься живописью, пользуясь советами итальянского художника Луиджи Корбеллини. Занимался также реставрацией церковных росписей. В 1931 г. перебрался в Париж, и работал художником и декоратором в художественной мастерской киностудии Гомон (Gaumont) — автор многочисленных киноплакатов. Сергей Кисляков писал городские виды и сцены (Монмартр, парижские бульвары, карнавалы в Ницце и Каннах), пейзажи, виды портов (юг Франции, Швеция), религиозные сюжеты, навеянные древнерусской живописью. Выставлялся в галереях в Ницце, Манчестере, Брюсселе, Париже. На последней значительной выставке в 1959 г. в Париже выставлялся вместе с Жаном Габриелем Домергом, с творчеством которого чувствуется стилистическая близость в некоторых произведениях Кислякова. Его произведения хранятся в музее Шере — Художественном музее Ниццы (французское название — Musée Cheret). Умер в городе Реймс, Франция, в 29 марта 1980 года. Был женат на художнике Сюзанне Демаре. Их мастерские были распроданы на торгах в Реймсе в 1985 г.
Источники: Лейкинд О., Махров К., Северюхин Д. Художники русского зарубежья: биографический словарь. — Санкт-Петерьбург: Нотабене, 1999. — 713 страниц; André Roussard. Dictionnaire des peintres à Montmartre. — Paris: Editions André Roussard, 1999; Gérald Schurr. Le guidargus de la peinture : du XIXe siècle à nos jours. — Paris: Les éditions de l'amateur, 2000.
1897
Курт Алоис Йозеф Иоганн фон Шушниг (немецкое имя — Kurt Alois Josef Johann von Schuschnigg; до 1919 года носил дворянский титул Эдлер фон Шушниг, Edler von Schuschnigg)
австрийский государственный и политический деятель. Федеральный канцлер Австрии (1934—1938); также в 1932-1938 годах занимал ряд министерских постов в австрийском правительстве. Один из ведущих деятелей австрофашистского режима. Родился в Рива-дель-Гарда, Южный Тироль, Австро-Венгрия. Сын генерала, происходил из старой военно-аристократической семьи каринтийских словенцев. Получил юридическое образование в университетах Фрайбурга и Инсбрука. Во время Первой мировой войны сражался в австро-венгерской армии. После войны стал адвокатом в Инсбруке, вступил в Христианско-социальную партию, и в 1927 году был избран в нижнюю палату парламента (Национальрат). В 1932 году канцлер Энгельберт Дольфус назначил Шушнига министром юстиции, в 1933 году он становится министром образования. 25 июля 1934 года, сразу после убийства Дольфуса, Шушниг стал исполняющим обязанности федерального канцлера, а 29 июля официально сменил Дольфуса на посту главы правительства. В феврале 1938 года из-за угрозы военного нападения нацистской Германии на Австрию Шушниг прибыл в Берхтесгаден, где под давлением Адольфа Гитлера подписал ультиматум, в соответствии с которым власть в Австрии должна быть передана нацистам, а член нацистской партии венский адвокат Артур Зейсс-Инкварт назначен министром внутренних дел. Шушниг попытался восстановить контроль над ситуацией и объявил плебисцит о сохранении Австрией независимости на 13 марта. Гитлер потребовал отменить плебисцит, от Шушнига — подать в отставку, а на место канцлера назначить Зейсс-Инкварта. Президент Австрии Вильгельм Миклас принял условия Гитлера, и на следующий день после назначения Зейсс-Инкварта канцлером немецкие войска пересекли границу Австрии, чтобы включить её в состав Третьего рейха (см. Аншлюс). После аншлюса Шушниг был арестован, с 12 марта по 28 мая 1938 года он находился под домашним арестом, затем его перевели в штаб-квартиру гестапо на Морцинплац, где он провел следующие 17 месяцев. С 1941 года до мая 1945 Шушниг находился в концентрационных лагерях Дахау и Заксенхаузен. Вскоре после ареста ему разрешили вступить в брак с бывшей графиней Верой Чернин. В последний год войны она жила в концлагере вместе с Шушнигом и их сыном, который родился в 1941 году. После Второй мировой войны Шушниг эмигрировал в США, где преподавал политологию в Сент-Луисском университете с 1948 по 1967 год. В 1956 году получил американское гражданство. В 1967 году вернулся в Австрию, умер в городе Инсбрук, Австрия; 18 ноября 1977 года.
Книги: «Моя Австрия» (1937); «Реквием по Австрии» (1946); «Жестокий переворот» (1969).
Литература: Шушниг, Курт // Шервуд — Яя [Электронный ресурс]. — 2017. — Страница 164. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 томах.] / главный редактор Ю.С.Осипов ; 2004—2017, том 35). — ISBN 978-5-85270-373-6.
[442x700]
1898
Ефим Львович Дзиган
советский российский актёр, кинорежиссёр, театральный режиссёр, сценарист, педагог, публицист. Народный артист СССР (1969). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Член КПСС с 1943. Родился в Москве. В 1918 году учился в коммерческом училище. Рано начал трудовую деятельность — грузчиком, рабочим-строителем, чернорабочим на книжном складе. Участник Гражданской войны. В 1919—1922 годах служил в армии, ВЧК, ГПУ. В 1923 году окончил киношколу Б.В.Чайковского. С 1924 года — актёр, помощник оператора, ассистент режиссёра на разных студиях страны («Севзапкино» (ныне «Ленфильм»), «Совкино» (Москва), трест АО «Госкинпром Грузии» (ныне «Грузия-фильм»), «Белгоскино» (ныне «Беларусьфильм») и др.) В 1932—1941 годах и с 1954 года — режиссёр киностудии «Мосфильм». В 1941—1954 годах работал на киностудиях Алма-Аты (ныне «Казахфильм»), Баку (ныне «Азербайджанфильм»), Минска, Киева, Ленинграда. Режиссёрскую деятельность начал в 1928 году в тресте АО «Госкинпром Грузии», где снял фильм «Первый корнет Стрешнев» (совместно с М.Э.Чиаурели). Вершиной творчества стал фильм «Мы из Кронштадта». Снял ряд документальных фильмов. Осуществил ряд совместных постановок, в том числе «В едином строю» (1959, с КНР). Соавтор сценариев к ряду своих фильмов. Занимался режиссурой в театре: «Бравый солдат Швейк» по Я.Гашеку, «За тех, кто в море!» Б.А.Лавренева, «Бранденбургские ворота» М.А.Светлова (1944—1946). Член Союза кинематографистов СССР. Член ВКП(б) с 1943 года. С 1937 года — преподаватель ВГИКа в Москве (с 1965 — профессор). Читал лекции на Высших режиссёрских курсах при «Мосфильме» (ныне «Высшие курсы сценаристов и режиссёров»), в киноинституте Пекина (КНР). Автор книг «Мы из Кронштадта. Принципы режиссёрского построения фильма» (Москва, Ленинград, 1937), «Постигая героику времени» (Москва, 1979), многих статей о киноискусстве, воспоминаний. Ефим Львович Дзиган умер в Москве 31 декабря 1981 года.
[525x700]
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Семья
Жена — Раиса Давыдовна Есипова (1906—1994), актриса.
Награды и звания: Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958); Народный артист РСФСР (1966); Народный артист СССР (1969); Сталинская премия второй степени (1941) — за фильмы «Мы из Кронштадта» (1936) и «Если завтра война…» (1938); Два ордена Ленина (1936 — за фильм «Мы из Кронштадта», 1978); Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1973); Орден Октябрьской Революции; Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медали; Всемирная выставка декоративных искусств в Париже (Гран-при, фильм «Мы из Кронштадта», 1937); III Всесоюзный кинофестиваль в Ленинграде (Главный приз, фильм «Железный поток», 1968) — «за лучший историко-революционный фильм»; МКФ в Чиклайо (Перу) (Большой приз «Золотой идол древних инков», фильм «Железный поток», 1970).
Фильмография
Актёр:1925 — В тылу у белых; 1927 — Чашка чая.
Режиссёр: 1922 — Первый корнет Стрешнев (совместно с М.Э.Чиаурели); 1929 — Бог войны; 1930 — Суд должен продолжаться (совместно с Б.И.Шрейбером); 1930 — Май колхозный (документальный);1931 — На штурм (документальный);1932 — Женщина (совместно с Б.И.Шрейбером); 1936 — Мы из Кронштадта; 1938 — Если завтра война (совместно с Л.Я.Анци-Половским, Г.С.Березко, Н.Н.Кармазинским); 1941 — Первая конная (совместно с Г.С.Березко); 1943 — Киноконцерт к 25-летию Красной Армии (совместно с С.А.Герасимовым, М.К.Калатозовым); 1947 — На линии огня (документальный); 1947 — Фатали-хан; 1952 — Джамбул; 1956 — Пролог; 1959 — В едином строю (совместно с Сюэ Ган); 1964 — Негасимое пламя; 1967 — Железный поток; 1973 — Всегда начеку!
Сценарист: 1929 — Бог войны (совместно с Л.В.Гольденвейзером); 1938 — Если завтра война (совместно с Г.С.Березко, М.А.Светловым); 1959 — В едином строю (совместно с В.М.Кожевниковым, Сюэ Ган, Линь Шан); 1967 — Железный поток (совместно с А.А.Первенцевым); 1973 — Всегда начеку! (совместно с В.М.Кожевниковым). Художественный руководитель: 1966 — Баллада о чердачнике (короткометражный); 1966 — Одни (короткометражный); 1970 — В лазоревой степи (киноальманах); 1972 — Возвращение катера (короткометражный).
Память:
В 1985 году, в Москве, на улице Большая Полянка, на доме №28, корпус №2 Ефиму Дзигану установлена мемориальная доска (архитектор А.Кутырев).
1898
Василий Петрович Егоршин
советский учёный, историк науки. По образованию — физик. В 1920-х — 1930-х годах выступал по философским проблемам физики и по вопросам взаимоотношения философии и естествознания. Профессор московских вузов. Родился в селе Кувакино, Алатырский уезд Симбирской губерния, Российская империя. В 10 лет поступил в городское четырёхклассное училище, которое окончил за 3 года. Окончил Алатырское реальное училище. В 1916 году поступает в Казанский университет. С началом Февральской революции бросает учёбу и возвращается в Алатырь, где занимается агитацией среди солдат и рабочих. Принимает активное участие в работе местной партийной организации. С марта 1918 года — член коллегии уездного отдела народного образования. С декабря 1919 по июль 1920 года был заведующим губотделом народного образования в Барнауле. С 1921 года жил в Москве, получает высшее образование. Входил в первый состав Института красной профессуры по естественному отделению (1924). Работал в Секции естественных и точных наук (позже — Ассоциации институтов естествознания) Коммунистической академии, а затем в институте философии в секции диалектики естествознания. Вёл также педагогическую работу в Коммунистическом университете им. Свердлова. В 1928—1929 годах назначался партийными органами ректором Донского политехнического института. В 1930−1932 годах — профессор МГУ. К концу 1920-х годов наметилась политизация позиций Егоршина. Совместно с философами Ф.В.Константиновым и М.Б.Митиным опубликовал статью «За большевизацию работы на философском фронте» (сборник «За поворот на философском фронте. Выпуск 1», Москва— Ленинград, 1931). В марте 1931 года он выступил с докладом на собрании коммунистов-физиков Москвы «О положении на фронте физики и задачи Общества физиков-материалистов при Комакадемии». Его взгляды явились предметом критики физика И.Е.Тамма в статье «О работе философов-марксистов в области физики» в 1933 году. В 1934 году Егоршин пишет статью «Из истории механики эпохи Возрождения» и публикует её в журнале «Под знаменем марксизма». В следующем году он подготавливает диссертацию «Галилей в истории механики». 31 августа 1936 года был исключён из ВКП(б). 18 октября 1957 года восстановлен в КПСС. Был награждён четырьмя медалями. Умер в августе 1985 года.
Семья
Сын В.П.Егоршина — Олег Васильевич Егоршин — погиб в 1943 году на Великой Отечественной войне. Внук — Алексей Олегович Егоршин - работает в Новосибирске, в Институте математики Сибирского Отделения Российской Академии Наук, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник.