• Авторизация


13 декабря родились... 13-12-2025 09:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Carlos_Montoya-portrait (560x700, 67Kb)
1903
Карлос Гарсия Монтойя (Carlos García Montoya)
выдающийся гитарист фламенко и основатель современного популярного музыкального стиля фламенко. Родился в городе Мадрид, Испания. Он был племянником известного гитариста фламенко Рамона Монтойи. Сначала он учился у своей матери "ла Тула", а затем у соседнего парикмахера Пепе эль Барберо, то есть Пепе-Цирюльника. Через год Монтойя завершил то, чему его смог научить Пепе. Карлос ушел, чтобы научиться тому, чему мог, у других гитаристов фламенко того времени. В четырнадцать лет он играл в "кафе кантантес", в период расцвета пения и танцев фламенко, для таких артистов, как Антонио де Бильбао, Хуан эль Эстампио, Ла Макаррона и Ла Камисона в Мадриде, Испания. В 1920-1930-х годах он много выступал в Европе, Северной Америке и Азии с такими коллективами, как La Teresina. Начало Второй мировой войны привело его в Соединенные Штаты, где он начал свои самые успешные дни как музыкант, привнося свой зажигательный стиль в концертные залы и университеты. Он также аккомпанировал оркестрам. В этот период он сделал несколько записей для нескольких крупных и независимых лейблов, включая «RCA Victor», «Everest» и «Folkways», исполняя традиционную музыку фламенко, такую как «Farruca»., «Malaga» и «Hokie». Когда в 1939 году в Европе разразилась Вторая мировая война, он был на гастролях в Соединенных Штатах и решил поселиться в Нью-Йорке, в конце концов став гражданином США. К концу войны в 1945 году его репертуар расширился, включив блюз, джаз и народную музыку. Он снова гастролировал по всему миру и стал первым гитаристом фламенко, совершившим мировое турне с симфониями и оркестрами, и доминировал в области фламенко в США За свою карьеру он также выступал на телевидении и записал более сорока альбомов, включая Suite Flamenco, концерт, который он исполнил с Симфоническим оркестром Сент-Луиса в 1966 году. Его выступления помогли популяризировать гитарную музыку фламенко во всем мире. Монтойе приписывают превращение гитарной музыки фламенко в отдельный музыкальный стиль, выходящий за рамки традиционного танцевального сопровождения. Он адаптировал фламенко к другим музыкальным жанрам, чтобы создать свой собственный узнаваемый стиль, став международной звездой. Однако его стиль не был особенно оценен некоторыми серьезными студентами фламенко, которые считали его менее традиционным, чем многие другие. То, что он был непопулярен среди поклонников, возможно, объяснялось тем, что он отказался от compás, которые развивались во фламенко на протяжении сотен лет. Многие из его работ даже не выдерживают идеального темпа, увеличиваясь и уменьшаясь в скорости почти причудливо. Он вызывал восхищение скоростью своих пикадо и приобрел популярность на международной арене благодаря этому технически впечатляющему темпу.
Смерть и наследие
Монтойя скончался в деревне Уэйнскотт, округ Саффолк, штат Нью-Йорк, США, от сердечной недостаточности 3 марта 1993 года. Его племянница Роза Монтойя известна тем, что представила танец фламенко большей части Калифорнии благодаря своей студии, расположенной в Сан-Франциско. Дискография: 1950 Соло на испанской гитаре; 1957 — Гитара для фламенко; 1958 — Карлос Монтойя и его гитара для фламенко; 1958 — Огонь фламенко; 1959 — Из Сент- Луиса в Севилью; 1961— Malagueña; 1963— Антигуо фламенко; 1964 — Концерт фламенко; 1967 — Мастерство Карлоса Монтойи; 1996 — Фламенко!; 2004 — Гитара и фламенко. Фильмография: Carmen, la de Triana (1938)

1903Eremkin Aleksandr (501x700, 68Kb)
1903
Александр Артемьевич Ерёмкин
бригадир бетонщиков Барнаульского строительного управления №1 ордена Ленина треста «Стройгаз» Алтайского совнархоза. Родился в селе Павловском Павловского района Алтайского края в крестьянской семье. Русский. До 1939 года работал в сельском хозяйстве, а затем в строительных организациях. С 1941 по 1963 год бессменно возглавлял бригаду кровельщиков-бетонщиков в Барнаульском тресте «Стройгаз». Его бригада участвовала в строительстве многих важных объектов Барнаула: меланжевого комбината, заводов станкостроительного, транспортного машиностроения, моторного, геофизической аппаратуры, геологоразведочного оборудования, ТЭЦ-1, производственного объединения «Химволокно». Предметом особой гордости его бригады являлись объекты социального и культурно-бытового назначения: магазины, аптеки, больницы и поликлиники, теплицы и жилые дома. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1958 года за выдающиеся успехи, достигнутые в строительстве и промышленности строительных материалов, Ерёмкину Александру Артемьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Избирался депутатом Барнаульского городского Совета депутатов трудящихся. Делегат XIII съезда профсоюзов СССР (1963). С 1971 года – персональный пенсионер союзного значения. Проживал в городе Барнауле. Умер 11 февраля 1995 года. Награждён орденом Ленина (9 августа 1958), медалями.

1903Novikov_N_M_1903_0 (467x700, 126Kb)
1903
Николай Михайлович Новиков
помощник командира взвода 705-го стрелкового полка (121-я стрелковая дивизия, 30-й стрелковый корпус, 60-я армия, Центральный фронт), сержант. Родился в селе Даниловка Даниловской волости Аткарского уезда Саратовской губернии (ныне Аткарского района Саратовской области). Русский. Окончил 4 класса сельской школы. Работал в колхозе. С середины 1930-х годов жил в посёлке Стаханово (ныне город Жуковский Московской области), работал маляром. В армии с ноября 1941 года (призван Раменским райвоенкоматом Московской области). Участник Великой Отечественной войны с ноября 1941 года. Воевал в составе 39-й армии на Калининском фронте. Участвовал в Калининской и Ржевско-Вяземской операциях. В феврале 1942 года был тяжело ранен в районе деревни Паново (ныне не существует; территория Чертолинского сельского поселения Ржевского района Тверской области) и до июля 1942 года находился на излечении в госпитале № 2827 в городе Правдинск (ныне Нижегородской области). С августа 1942 – помощник командира взвода 705-го стрелкового полка 121-й стрелковой дивизии. Воевал на Воронежском (август 1942 – март 1943) и Центральном (март – октябрь 1943) фронтах. Участвовал в оборонительных боях на воронежском направлении, Воронежско-Касторненской и Харьковской операциях, Курской битве, Орловской и Черниговско-Припятской операциях, битве за Днепр. В начале февраля 1943 года в бою за освобождение Курска был вновь ранен, но остался в строю. Особо отличился при форсировании Днепра. Исполняя обязанности командира взвода, 5 октября 1943 года с небольшой группой бойцов преодолел Днепр в районе пристани, расположенной около села Глебовка (Вышгородский район Киевской области, Украина) с задачей закрепиться на западном берегу реки и любой ценой обеспечить переправу подразделений полка. Противник, заметив группу бойцов, отрезал им пути отхода к переправе и, открыв ураганный огонь, сделал переправу подразделений абсолютно невозможной. Беспрерывные разрывы покрывали реку и берег. Но основной преградой были пулемётный и миномётный огонь немцев, подошедших почти вплотную к реке. Необходимо было любой ценой очистить берег реки от немцев и обеспечить переправу. Пренебрегая жизнью, подполз к пулемёту противника и, оказавшись от него в нескольких метрах, гранатой уничтожил его расчёт. В завязавшейся рукопашной схватке с бросившимися на него гитлеровцами убил четверых фашистов, но и сам был сражён автоматной очередью. За успешное форсирование реки Днепр севернее Киева, прочное закрепление плацдарма на западном берегу реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года сержанту Новикову Николаю Михайловичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен в братской могиле в селе Глебовка Вышгородского района Киевской области (Украина). Был навечно зачислен в списки воинской части. Награждён орденом Ленина (17 октября 1943, посмертно).

John Piper (585x700, 264Kb)
1903
Джон Пайпер (John Piper; полное имя — Джон Эгертон Кристмас Пайпер John Egerton Christmas Piper)
английский художник и график. Родился в городе Эпсом, графство Суррей, Англия, Великобритания. Дж.Пайпер большую часть своей жизни провёл в местечке Фаули-Боттом в графстве Бакингемшир, севернее города Хенли-он-Темс. Родился в семье адвоката. Образование получил в Эпсомском колледже, затем изучал живопись и графику в Школе искусств Ричмонда и в лондонском Королевском колледже искусств. Уже в начальный период своего творчества большое внимание уделяет абстрактной живописи. Детство художника прошло в сельской местности Бакингемшира, и впоследствии это тематизировало его творчество. Пайпер создаёт пейзажи со старинными церквями и памятниками у просёлочных дорог. В годы Второй мировой войны он, как и другие ведущие английские художники (Г.Мур, Г.Сазерленд), был мобилизован и в ранге военного художника работал в области агитации и пропаганды, создавая рисунки, карикатуры и графические работы для популярных сборников. После окончания войны Дж.Пайпер пишет преимущественно пейзажи. Совместно с Патриком Рентьеном он создаёт новые витражи для восстановленного после немецких бомбардировок кафедрального собора в Ковентри. Работал также над украшением интерьеров кафедральных соборов в Чичестере и в Херефорде. Был известен как театральный художник. Дж.Пайперу был присвоен британский орден Кавалеров Почёта. Наиболее полная ретроспектива работ Дж.Пайпера прошла в лондонской галерее Тейт Британия в 1983—1984 годах. В Тейт хранится 182 картины художника. Умер в местечке Фаули Боттом, округ Бакингемшир графство Бакингемшир, Англия, Великобритания, 28 июня 1992 года.
John PiperBaptistry_Window (525x700, 578Kb)
Окно баптистерия работы Джона Пайпера в кафедральном соборе Ковентри, Ковентри, Уэст-Мидлендс, Англия.
John PiperStained-glass (700x525, 474Kb)
Витраж в часовне колледжа Робинсон, Кембридж, Англия (Великобритания).
Награды: Орден «Кавалер Почёта».

[532x699]
1903
Евгений Петрович Петров (настоящие фамилия и имя — Евгений Петрович Катаев)
советский писатель-сатирик. Родился в Одессе, в семье учителя истории. Брат Валентина Петровича Катаева. В 1920 окончил классическую гимназию. Работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства, позднее - инспектором уголовного розыска. В 1923 Евгений Петров переехал в Москву, где продолжил образование и занялся журналистикой. Жил в Кропоткинском переулке (квартира Петрова описана в "Золотом теленке" под названием Вороньей слободки). В 1925, работая в редакции газеты "Гудок" (издавалась ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта СССР), познакомился с Ильей Ильфом. С 1926 началась совместная работа Ильи Ильфа и Евгения Петрова: сочинялись темы для рисунков и фельетонов в журнале "Смехач", обрабатывались материалы для газеты "Гудок". По одной из версий, идея совместного творчества Ильфа и Петрова принадлежала брату Евгения Петрова - В.П. Катаеву. В 1928 в журнале "30 дней" была опубликована первая значительная работа Ильфа и Петрова - роман "Двенадцать стульев", имевший большой успех у читателей и довольно холодно встреченный литературными критиками. Еще до первой публикации цензура изрядно сократила роман; процесс "чистки" продолжался еще десять лет и, в итоге, книга уменьшилась почти на треть. В 1935-1936 Илья Ильф и Евгений Петров совершили путешествие по США, результатом которого явилась книга "Одноэтажная Америка". После смерти Ильи Ильфа (1937) Евгений Петров написал ряд киносценариев (совместно с Г.Н.Мунблитом). В 1940 вступил в КПСС. В 1941, с первых дней войны, стал военным корреспондентом "Правды" и "Информбюро". 2 июля 1942 года Евгений Петров погиб, возвращаясь самолетом из осажденного Севастополя в Москву. Награжден орденом Ленина и медалью. Среди произведений Евгения Петрова - фельетоны, юмористические рассказы, повести, романы, пьесы, киносценарии: "Двенадцать стульев" (1928; роман; в соавторстве с Ильей Ильфом), "Светлая личность" (1928), "1001 день, или Новая Шахерезада" (1929), "Золотой телёнок" (1931; роман; в соавторстве с Ильей Ильфом; новые похождения героя "Двенадцати стульев"), "Черный барак" (1933; киносценарий; в соавторстве с Ильей Ильфом), "Одноэтажная Америка" (1936; в соавторстве с Ильей Ильфом), "Однажды летом" (1936; киносценарий; в соавторстве с Ильей Ильфом), "Музыкальная история" (1940; киносценарий; в соавторстве с Г.Н.Мунблитом), "Антон Иванович сердится" (1941; киносценарий; в соавторстве с Г.Н.Мунблитом), "Воздушный извозчик" (фильм вышел в 1943; киносценарий), "Остров мира" (пьеса опубликована в 1947), "Фронтовой дневник" (1942). По произведениям Ильфа и Петрова поставлены фильмы "Золотой теленок" (1968, режиссер М.А.Швейцер), "Двенадцать стульев" (1971, режиссер Л.И.Гайдай), телефильмы "Ехали в трамвае Ильф и Петров" (1971), "12 стульев" (1976, режиссер М.А.Захаров). По мотивам пьесы Евгения Петрова "Остров мира" снят мультфильм "Мистер Уолк" (1950).

1903
Андрей Павлович Тимчинский
Заслуженный деятель искусств РСФСР; генерал-майор. Родился в городе Полтава, Российская империя (ныне Украина). Работал учителем пения в школе (Полтава). Руководил ансамблем песни и пляски Внутренних войск Министерства охраны общественного порядка СССР. После выхода в отставку преподавал в Куйбышевском музыкальном училище, был консультантом ансамбля песни и пляски Куйбышевского гарнизона. Умер в городе Самара, Российская Федерация, 28 февраля 1994 года.
Тимчинскийгроб (540x700, 425Kb)
Похоронен на городском кладбище Самары (аллея со стороны улицы Лунная).
Семья
Жена — Клавдия Константиновна Музыченко; дочь — Тамара Андреевна Кудрявцева (Тимчинская) (26 ноября 1925 — 13 января 2008); в 1943—1949 годы была замужем за Гурием Николаевичем Алфёровым (1924, Ташкент — 1994, там же); вторым браком замужем за Маратом Иннокентьевичем Кудрявцевым. Жена — Валерия Леопольдовна Тимчинская (Боровская). Награды: Заслуженный деятель искусств РСФСР; Орден Красной Звезды; Медаль «За боевые заслуги»; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Отзывы
«Один из шести «могикан» военных ансамблей Советского Союза.» — Хусейн Маремуков, Народный артист Кабардино-Балкарии (цитата по: Львова В. Жизнь в творчестве // Вести республики : газета. — 2013, 5 июля. — № 126 (2059).)

Norman_Foster (486x700, 155Kb)
1903
Норман Фостер Хёффер (Norman Foster Hoeffer), или Норман Хёффер, Norman Hoeffer)
американский кинорежиссёр, сценарист и актёр. Родился в городе Ричмонд, штат Индиана, США. После непродолжительной журналистской карьеры в 1926 году Норман Фостер стал театральным актёром, а к концу 1920-х годов стал играть в кино. Первую известность Фостеру как режиссёру принесли детективные фильмы о мистере Мото и Чарли Чене в конце 1930-х и начале 1940-х годов. К лучшим работам Фостера относятся нуаровые фильмы «Путешествие в страх» (1943), «Поцелуями сотри кровь с моих рук» (1948) и «Женщина в бегах» (1950), а также вестерны «Рейчел и незнакомец» (1948) и «Навахо» (1950). После 1952 года Фостер работал преимущественно в жанре семейного кино и на телевидении, где его наиболее известными работами стали телесериал «Письмо Лоретте» (1956—1961), и работа над сериалами для студии Диснея, такими как «Дэви Крокетт» (1954—1962) и «Зорро» (1957—1958). Фостер также известен как сценарист некоторых из своих фильмов и телесериалов.
Первые годы жизни
Фостер начинал карьеру как репортёр одной из местных газет в Индиане, а затем перебрался в Нью-Йорк в надежде стать журналистом одной из крупных газет, однако не смог найти подходящее место. В поисках работы Фостер обошёл несколько театральных агентств, и в итоге в 1926 году Фостер стал достаточно успешным театральным актёром, сыграв за шесть лет в девяти бродвейских постановках, а в 1929 году перешёл в кино. С 1929 по 1938 год Фостер снялся почти в 50 фильмах, как правило, исполняя не главные, но заметные роли. Наиболее удачными фильмами с участием Фостера стали музыкально-романтическая комедия «Молодой человек с Манхэттана» (1930), мелодрама «Признания студентки» (1931), спортивная экшн-драма «Крепкая команда» (1932), драма Джона Форда «Долгое странствие» (1933), комедийная драма «Ярмарка штата» (1933), драма «Восточный экспресс» (1934), экшн-комедия «Дамы жаждут возбуждения» (1935), мелодрама «Побег с острова дьявола» (1935) и фантастическая драма «Суперскорость» (1935).
Режиссёрская карьера
Работы 1937—1950 годов
В конце 1930-х годов Фостер прекратил сниматься в кино и полностью переключился на режиссуру, став в 1936 году постановщиком фильмов категории В на студии «Двадцатый век Фокс». В 1937—1939 годах он поставил шесть из восьми детективных фильмов достаточно успешной серии о международном агенте мистере Мото, главную роль в которых сыграл Питер Лорре. В 1939—1940 годах Фостер поставил три картины из серии про другого детектива, Чарли Чена — «Чарли Чан на Острове сокровищ» (1939), «Чарли Чен в Рино» (1939) и «Чарли Чен в Панаме» (1940), которые стали одними из самых удачных его работ. В 1941 году по собственному сценарию Фостер поставил в Мексике одну из четырёх частей незавершённой пан-американской киноантологии Орсона Уэллса «Это всё правда». Сегмент Фостера под названием «Мой друг Бонито» был основан на реальных событиях и рассказывал о дружбе мексиканского мальчика и быка, обречённого на смерть во время корриды. Хотя Фостер отснял весь материал, работа над этим проектом в целом была прекращена по решению руководства студии «РКО». Затем по предложению Орсона Уэллса Фостер поставил на «РКО» стильный нуаровый шпионский триллер «Путешествие в страх» (1943) по роману Эрика Эмблера, главные роли в котором исполнили Джозеф Коттен, Долорес дель Рио и сам Уэллс, который также был продюсером и одним из сценаристов фильма. В 1943—1948 годах Фостер работал в качестве свободного агента на мексиканских киностудиях, где поставил шесть фильмов. В 1948 году Фостер вернулся на студию «РКО», в 1949—1950 годах работал на «Коламбиа», а в 1952 году — на «Метро-Голдвин-Майер». В 1948 году Фостер поставил две удачные картины — приключенческий вестерн «Рэйчел и незнакомец» (1948) с участием Лоретты Янг, Уильяма Холдена и Роберта Митчема, а также фильм нуар «Поцелуями сотри кровь с моих рук» (1948) с участием Джоан Фонтейн и Берта Ланкастера, действие которого происходило в послевоенном Лондоне. В 1950 году Фостер поставил ещё один сильный фильм нуар «Женщина в бегах» (1950) с участием Энн Шеридан и Денниса О’Кифа.
Работы 1952—1974 годов
В дальнейшем, за исключением снятой в полудокументальном стиле драмы «Навахо» (1952) об индейском мальчике, который отказывается учиться в школе для белых детей (фильм был номинирован на два Оскара — за лучшую операторскую работу и как лучший документальный фильм) картины Фостера носили преимущественно развлекательный и семейный характер. Среди них семейная комедия «Папа-холстяк» (1950) и комедийный вестерн «Лунное небо» (1952). В середине 1950-х годов Фостер был постановщиком отдельных частей мини-сериала «Дэви Кроккетт» для телеантологии Уолта Диснея «Диснейленд», которые были перемонтированы в полнометражные приключенческие вестерны «Дэви Крокетт, король дикой границы» (1955) и «Дэви Крокетт и речные пираты» (1956), предназначенные для семейного просмотра. В 1957—1958 годах Фостер поставил четырнадцать эпизодов популярного телесериала студии Диснея «Зорро» (1957), на основе которых затем создал полнометражный семейный приключенческий фильм «Знак Зорро» (1958). В 1960-х годах Фостер переключил своё внимание на телевидение, поставив, в частности, 26 эпизодов популярного телешоу «Письмо Лоретте» (1956—1961) с Лореттой Янг в главной роли, которая принесла ему номинацию на премию Гильдии режиссёров Америки за выдающееся достижение на телевидении[9]. В 1966 году Фостер был одним из режиссёров криминального телебоевика «Зелёный Шершень» с участием Брюса Ли, который в 1974 году был перемонтирован в фильм для большого экрана. В 1967 году Фостер поставил семейную историю «Ослик Брайти из Большого Каньона» по роману Маргариты Генри о дружбе мальчика и ослика в Национальном парке Гранд-Каньон в Аризоне. В середине 1970-х годов Фостер сыграл свою последнюю роль как актёр в так и не завершённой сатирической драме Орсона Уэллса на Голливуд «Другая сторона ветра», съёмки которой велись в 1969—1976 годах.
Личная жизнь
В 1928 году Фостер женился на актрисе Клодетт Кольбер, и развёлся с ней в 1935 году. В октябре 1935 года он женился на актрисе Салли Блейн, старшей сестре Лоретты Янг. В июне 1936 года у них родилась дочь, а позднее — сын. Норман Фостер умер в городе Санта-Моника, штат Калифорния, США, от рака, 7 июля 1976 года. Фильмография: 1933 — Ярмарка штата / State Fair; 1936 — Я прикрываю Чайнатаун / I Cover Chinatown; 1937 — Честное предупреждение / Fair Warning; 1937 — Спасибо, мистер Мото / Thank You, Mr. Moto; 1937 — Думай быстро, мистер Мото / Think Fast, Mr. Moto; 1938 — Прогулка по Бродвею / Walking Down Broadway; 1938 — Таинственный мистер Мото / Mysterious Mr. Moto; 1938 — Мистер Мото идёт на риск / Mr. Moto Takes a Chance; 1939 — Мистер Мото берет отпуск / Mr. Moto Takes a Vacation; 1939 — Последнее предупреждение мистера Мото / Mr. Moto’s Last Warning; 1939 — Чарли Чан на Острове сокровищ / Charlie Chan at Treasure Island; 1939 — Чарли Чен в Рено / Charlie Chan in Reno; 1940 — Чарли Чен в Панаме / Charlie Chan in Panama; 1940 — Привет Сиско-кид / Viva Cisco Kid; 1941 — Скотланд-Ярд / Scotland Yard; 1941 — Скачи, Келли, скачи / Ride, Kelly, Ride; 1943 — Путешествие в страх / Journey Into Fear; 1943 — Санта / Santa; 1944 — Бегство / La fuga; 1945 — Время истины / La hora de la verdad; 1946 — Крестник смерти / El ahijado de la muerte; 1948 — Пение сирены / El canto de la sirena; 1948 — Поцелуями сотри кровь с моих рук / Kiss the Blood Off My Hands; 1948 — Рэйчел и незнакомец / Rachel and the Stranger; 1949 — Расскажите это судье / Tell It to the Judge; 1950 — Папа – холостяк / Father Is a Bachelor; 1950 — Женщина в бегах / Woman on the Run; 1952 — Лунное небо / Sky Full of Moon; 1952 — Навахо / Navajo; 1953 — Сомбреро / Sombrero; 1955 — Дэви Крокетт, король диких земель / Davy Crockett: King of the Wild Frontier; 1956 — Дэви Крокетт и речные пираты / Davy Crockett and the River Pirates; 1958 — Знак Зорро / The Sign of Zorro; 1965 — Пятнистая лошадь индейцев / Indian Paint; 1967 — Ослик Брайти из Большого Каньона / Brighty of the Grand Canyon; 1968 — Легенда о Кастере / The Legend of Custer; 1969 — Великолепная секс-война / The Great Sex War; 1974 — Дева с головой смерти / The Deathhead Virgin; 1974 — Зелёный Шершень / The Green Hornet.

Voronin (455x700, 148Kb)
1904
Николай Николаевич Воронин
советский ученый доктор исторических наук, профессор, лауреат Ленинской и Государственной премий. Родился в старинном русском городе Владимир, Российская имеерия, известном своими древними белокаменными храмами. В 1926 году он окончил Ленинградский университет, в 1932 году – аспирантуру Государственной Академии истории материальной культуры. Прослужив год в рядах Красной Армии, бывший аспирант возвращается в ГАИМК и вскоре выходит его книга "Очерки по истории русского зодчества XVI в.". В процессе работы над книгой, ставшей кандидатской диссертацией Н.Н.Воронина, родилась главная тема его многолетних исследований: роль владимиро-суздальского зодчества в истории архитектуры и художественной культуры Руси. К 1941 году ученый создает обобщающий труд – "Архитектурные памятники Владимиро-Суздальской Руси XI-XIII вв.", ставший его докторской диссертацией. Но защитить диссертацию помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Н.Н.Воронин уходит в народное ополчение и в боях под Ленинградом получает тяжелое ранение. Демобилизовавшись, он возвращается на работу в образованный из ГАИМКа Институт истории материальной культуры Академии Наук СССР (впоследствии Институт археологии Академии Наук СССР). С тех пор его деятельность неразрывно связана с Москвой. В 1944 году Н.Н.Воронин защищает докторскую диссертацию, в 1946 году ему присваивается звание профессора.
Voroninдом (700x373, 273Kb)
Родительский дом Н.Воронина. Владимир, 2-я Никольская улица, 8
Работы Н.Н.Воронина 1950-х годов отличаются углубленным анализом и комплексным методом исследования. Он обращается к эпосу, литературе, летописям, изучает ремесла и строительную технику, стремясь представить архитектурный памятник во всей полноте – ярким и содержательным историческим источником. За участие в создании двухтомной "Истории культуры Древней Руси" Н.Н.Воронин удостаивается Государственной премии СССР. Одновременно ученый продолжает исследование памятников владимиро-суздальского зодчества. В результате раскопок совершенно по иному предстает прославленная церковь Покрова на Нерли, по-новому представляется архитектурная история памятников XII-XIV веков Ростова и Нижнего Новгорода, древнейших сооружений Московского Кремля. Владимиро-суздальская архитектура и более поздняя архитектура Московского государства оказываются гораздо более связанными, чем это казалось раньше. Очищая науку от пережитков старых теорий разного рода "влияний" – романских, грузинских и прочих, ученый по существу создает четкую концепцию национальных истоков древнерусского зодчества.
Voroninдоска (700x460, 251Kb)
Мемориальная доска на доме 8, 2-я Никольская улица, город Владимир.
Многолетний труд завершается изданием в 1961-1962 годах двухтомной монографии "Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков", за которую Н.Н.Воронин был удостоен Ленинской премии – самой высшей и престижной научной награды того времени. С 1962 года Н.Н.Воронин приступает к работе по археологическому изучению памятников древнего Смоленска. Смоленская архитектурно-археологическая экспедиция, которой руководил Н.Н.Воронин, была создана в 1962 году Институтом археологии Академии Наук СССР с участием Смоленского областного краеведческого музея. Под руководством Н.Н.Воронина экспедиция проработала по 1967 год. Затем, после перерыва, ее работа была возобновлена в 1972 году под руководством доктора исторических наук П.А.Раппопорта и продолжалась по 1975 год. За 10 полевых сезонов были вскрыты руины девяти древних храмов, остатки княжеского терема и две кирпичеобжигательные печи. Кроме того, проводились археологические разведки с целью обнаружения (в частности, в городе Рославль) или обследования остававшихся неизученными памятников домонгольского зодчества.
VoroninNN_1954 (672x700, 492Kb)
1954 год
В научный оборот была введена целая серия дотоле неизвестных памятников, что позволило по иному взглянуть на роль и значение смоленской архитектуры в истории русского зодчества. Большую часть времени Николай Николаевич проводил со студентами, проходившими археологическую практику, и за обработкой материалов экспедиции. Но, когда он приходил на раскоп, где работали наемные рабочие – в основном подростки на каникулах и мужчины, перебивающиеся случайными заработками, – все сразу тянулись к нему с кусочками фресок, обломками бусин, фрагментами кирпичей со знаками и другими археологическими находками, которые специально приберегали к его приходу. Уважением он пользовался громадным. Представительный, с мощной сократовской головой, он, казалось, излучал какую-то энергию. Вокруг него всегда существовало ощутимое интеллектуальное поле, которое вовлекало, притягивало окружающих, и он всегда охотно делился своими мыслями: что бы ему хотелось увидеть на этом месте. И тогда обыкновенные развалины преображались для всех в совершенное творение безвестных смоленских мастеров. Нужно было видеть, какой радостью озарялось его лицо, когда ему протягивали какой-нибудь кусок плинфы – тонкого "греческого" кирпича – от древнего мономахова Успенского собора, да еще с редким клеймом на постельной части. Тогда же звучало его знаменитое: "Роскошно!". Благодаря его авторитету местные власти выделили вертолет для съемки общего плана раскопа храма на Протоке; засыпали песком вместо земли вскрытые остатки соборной церкви Троицкого монастыря на Кловке, что предполагало последующую музеефикацию этого выдающегося памятника древнего смоленского зодчества. По инициативе Н.Н.Воронина сотрудниками Государственного Эрмитажа была разработана методика снятия фресок – стенных росписей XII века, обнаруженных на стенах храма на Протоке. Во время раскопок остатки фресок были сняты, обработаны реставраторами и вывезены в Государственный Эрмитаж, где создана специальная экспозиция древней смоленской монументальной живописи. Непреходящее значение для смоленской исторической науки имеет выход в свет в 1977 году монографии Н.Н.Воронина и П.А.Раппопорта "Зодчество Смоленска XII-XIII веков". Всего в книге описано 19 более или менее детально изученных памятников древнего смоленского зодчества, представлена история сложения и развития смоленской архитектурной школы. "Трудом, пожалуй, не менее (а, может быть, и более) ярким, чем "Зодчество Северо-Восточной Руси" назвал эту книгу известный ученый и друг Н.Н.Воронина Г.К.Вагнер. Всего перу Н.Н.Воронина принадлежит свыше 300 работ по археологии, древнерусской архитектуре, литературе, летописанию, ремеслам, истории и культуре Древней Руси. Будучи уже тяжело больным Н.Н.Воронин подготовил к изданию еще одну уникальную не только для Смоленска книгу: "Смоленская живопись 12-13 веков". С присущей ему обстоятельностью и тщательностью исследования ученый представил сохранившиеся фресковые росписи храмов Смоленска XII-XIII веков и пришел к выводу, что монументальная живопись древнего Смоленска отличалась сюжетной многосложностью и повествовательностью. Более того, вопреки сложившемуся представлению, что в Древней Руси артели живописцев кочевали с места на место, Н.Н.Воронин высказал предположение, что в Смоленске работала оседлая дружина художников, что объясняется интенсивным строительством храмов на рубеже XII – XIII веков. По размаху этого строительства Смоленск в то время превосходил все известные архитектурно-строительные центры Древней Руси, включая и Киев. В введении ученый отметил, что публикуемый материал о смоленской живописи не исчерпан, так как остаются еще не разобранными тысячи фрагментов, находящихся в фондах Эрмитажа и Смоленского музея. Но, "ожидать завершения этих процессов и задерживать публикацию автор считал опасным, так как он мог не дожить до их окончания". Книга "Смоленская живопись 12-13 веков" вышла уже после смерти ученого. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 4 апреля 1976 года.
Voroninгроб (700x525, 495Kb)
Урна с прахом Н.Н.Воронина захоронена на Аллее Почета кладбища «Байгуши» на Байгушинской горе под Владимиром.
Награды и премии: Сталинская премия второй степени (1952) — за 2-томный научный труд «История культуры Древней Руси» (1951); 2 ордена Трудового Красного Знамени (10 июня 1945; 27 марта 1954); Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медаль «В память 800-летия Москвы»; Медали; Ленинская премия (1965) — за научный труд в 2-х томах «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков»; Почётный гражданин города Владимира (1974)
Труды
Книги: Воронин Н.Н. Очерки по истории русского зодчества XVI—XVII вв. — Москва—Ленинград : ОГИЗ; Соцэкгиз, 1934. — 131 страница — (Известия ГАИМК. — Выпуск 92); Воронин Н.Н. К истории сельского поселения феодальной Руси. Погост, свобода, село, деревня. — Ленинград : Соцэкгиз, 1935. — 75 страниц. — (Известия ГАИМК. — Выпуск 138); Воронин Н.Н. Памятники русской архитектуры и их охрана. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1944. — 96 страниц. — 5000 экземпляров (обложка); Воронин Н.Н. Памятники Владимиро-Суздальского зодчества XI—XIII вв. — Москва : Издательство Академии Наук СССР, 1945; Воронин Н.Н. Древнерусские города. — Москва—Ленинград : Издательство Академии Наук СССР, 1945; Воронин Н.Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Спутник по древним городам Владимирской земли. — Москва, 1958. (Первая книга в популярной серии «Архитектурно-художественные памятники городов СССР»; переиздано в Лейпциге в 1962 на немецком языке); Воронин Н.Н. Древнее Гродно. Москва. 1954 // Материалы и исследования по археологии СССР. № 31. Материалы и исследования по археологии древнерусских городов. Том III; Воронин Н.Н. Древнерусское искусство / Ответственный редактор О.И.Сопоцинский; Редакционная коллегия : Б.В.Веймарн, А.И.Зотов, Ю.Д.Колпинский, Н.Г.Машковцев; Академия художеств СССР. — Москва : Издательство Академии художеств СССР, 1962. — 80 страниц. — (Библиотека по изобразительному искусству для народных университетов культуры, художественной самодеятельности и школьных библиотек). — 54 500 экземпляров (обложка); Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв. Том 1. Москва. 1961. Том 2. Москва. 1962; Воронин Н.Н. Смоленская живопись 12—13 веков / Институт археологии Академии наук СССР. — Москва : Искусство, 1977. — 184 с. — 25 000 экземпляров; Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII—XIII вв. — Ленинград : Наука, 1979; Воронин Н.Н. Андрей Боголюбский. — Москва : Водолей, 2007. Статьи: Воронин Н.Н. К истории русского зодчества XVI века // ГАИМК. Бюро по делам аспирантов. Сборник I. — Ленинград, 1929; Воронин Н.Н. К вопросу об археологическом изучении поселения эпохи феодализма // Проблемы истории докапиталистических обществ. 1934. № 5; Воронин Н.Н. Владимиро-Суздальская земля в XI—XIII вв. // Проблемы истории докапиталистических обществ. 1935. Выпуски 5-6; Воронин Н. «Песня о Щелкане» и Тверское восстание 1327 г. // Исторический журнал. — 1944. — № 9. — Страницы 75—82; Воронин Н.Н. Тверское зодчество XIII—XIV веков // Известия Академии Наук СССР. Серия истории и философии. Том II, № 5. Москва, 1945; Воронин Н. О восстановлении древнерусских городов // Исторический журнал. — 1945. — № 3. — Страницы 56—59; Воронин Н.Н. Раскопки в Ярославле // Материалы и исследования по археологии древнерусских городов. Том 1 (МИА. № 11). Москва : Издательство Академии Наук СССР, 1949; Воронин Н.Н. К итогам и задачам археологического изучения древнерусского города // КСИИМК. Выпуск 41. — Москва, 1951; Воронин Н.Н. Средства и пути сообщения // История культуры Древней Руси: Домонгольский период. Том 1. Материальная культура. Mосква-Ленинград. 1951; Воронин Н.Н. На берегах Клязьмы и Немана // По следам древних культур: Древняя Русь. — Москва : Госкультпросветиздат, 1953; Воронин Н.Н., Лазарев В.Н. Искусство западнорусских княжеств (Галицко-Волынская земля) // История русского искусства. Под редакцией И.Э.Грабаря. Том 1. Mосква. 1953; Воронин Н.Н. Лицевое житие Сергия как источник для оценки строительной деятельности Ермолиных // Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). Том 14. — Москва—Ленинград, 1958; Воронин Н.Н. Медвежий культ в Верхнем Поволжье // Краеведческие записки. Выпуск IV. — Ярославль, 1960; Воронин Н.Н. О времени и месте включения в летопись сочинений Владимира Мономаха // Историко-археологический сборник. М. 1962. — Страницы 265—271; Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Археологическое изучение древнерусского города // КСИА. Выпуск 96. — Москва, 1963; Воронин Н.Н. Сказание о победе над болгарами 1164 г. и праздник Спаса // Проблемы общественно-экономической истории России и славянских стран. Москва. 1963; Воронин Н.Н. Владимиро-суздальская архитектура // Всеобщая история архитектуры: В 12-ти томах. — Москва,1966; Воронин Н.Н., Антонова В.И. Новое о древнерусском искусстве // Наука и человечество. Ежегодник. 1967. — Москва : Знание, 1967; Воронин Н.Н. Переяславль Новый // Летописи и хроники. — Москва, 1974; Воронин Н.Н. «Сказание о Руси и о вечем Олзе» в рукописях А.Я.Артынова (К истории литературных подделок начала XIX в.) // Археографический ежегодник на 1974 год. — Москва : Наука, 1975. — Страницы 175—198. Рецензия: Воронин Н.Н. Рецензия на книгу : Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. Москва, 1944. // Вестник Академии Наук СССР, 1945, № 9. Литература: Воронин Н.Н. Зодчество Смоленска XII-XIII вв. / Н.Н.Воронин, П.А.Раппопорт. – Ленинград : Наука, 1979. – 412 страницы; Воронин Н.Н. Смоленская живопись 12-13 веков / Н.Н.Воронин. – Москва : Искусство, 1977. – 182 страницы; Культура Древней Руси : посвящённый 40-летию научной деятельности Н.Н.Воронина : сборник статей / ответственный редактор А.Л.Монгайт. – Москва, Наука, 1966. – 327 страниц : иллюстрации; Шмидт Е.А. Воронин Николай Николаевич / Е.А.Шмидт // Смоленская область : энциклопедия. – Смоленск, 2001. – Персоналии : А-Я. – Страница 49; Воронин / Тихонов И.Л. // Великий князь — Восходящий узел орбиты. — Москва : Большая российская энциклопедия, 2006. — Страница 720. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 томах.] / главный редактор Ю.С.Осипов ; 2004—2017, том 5). — ISBN 5-85270-334-6; Романов Б.А. Изыскания о русском сельском поселении эпохи феодализма (по поводу работ Н.Н.Воронина и С.Б.Веселовского) // Вопросы экономики и классовых отношений в Русском государстве XII—ХVII вв. — Москва—Ленинград : Издательство Академии Наук СССР, 1960. — Выпуск 2. — Страницы 327—476; Вагнер Г.К. К 60-летию Н.Н.Воронина // Советская археология. — 1964. — № 4. — Страницы 60—64; Культура Древней Руси. Сборник, посвященный 40-летию научной деятельности Н.Н.Воронина. — Москва, 1966; Черепнин Л.В. К семидесятилетию Н.Н.Воронина // Археографический ежегодник за 1974 г. — Москва, 1975; Средневековая Русь: Сборник статей памяти Н.Н.Воронина / Под редакцией Д.С.Лихачёва. — Москва : Наука, 1976; Формозов А.А. Роль Н.Н.Воронина в защите памятников культуры России // Российская археология. — 2004. — № 2. — Страницы 173—180; Беляев Л.А. Воронин Николай Николаевич // Православная энциклопедия. — Москва, 2005. — Том IX : Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие. — Страницы 405—406. — 39 000 экземпляров. — ISBN 5-89572-015-3; Иванова И.А. Мой музей…: Страницы воспоминаний о первых десятилетиях становления Музея имени Андрея Рублева / Редакторы Б.Н.Дудочкин, М.Н.Иващук (Ивановой); Вступительная статья Г.В.Попова / Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Том V. — Москва : Красная площадь, 2012. — 77 страниц. — ISSN 20735588. (рецензия И. Л. Галинской)

Kostrishkin foto (490x700, 187Kb)
1904
Николай Андреевич Костричкин
бригадир колхоза «Борец» Бронницкого района Московской области. Родился в селе Рыболово Бронницкого уезда Московской губернии, ныне Раменского района Московской области. Русский. В 1931 году вступил в образованный в его селе колхоз «Борец», с 1932 года возглавлял полеводческую бригаду. Бригадир Н.А.Костричкин сыграл важную роль в становлении колхоза «Борец» и выдвижении его в число передовых хозяйств Московской области. Участник Великой Отечественной войны с октября 1941 года. Боевой путь прошёл телефонистом взвода связи 58-й штабной батареи управления 5-й ударной армии. После демобилизации вернулся на родину и продолжил работать бригадиром 2-й бригады колхоза «Борец», которая в 1947 году получила урожай ржи 30,09 центнера с гектара на площади 24,5 гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы, ржи и картофеля в 1947 году бригадир Костричкин Николай Андреевич удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же Указом звание Героя Социалистического Труда присвоено звеньевой его бригады К.М.Фроловой и председателю колхоза «Борец» П.И.Ажиркову. В последующие годы бригада Н.А.Костричкина продолжала получать высокие урожаи зерновых культур и овощей, по итогам работы в 1956 году он был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Проживал в родном селе Рыболово Бронницкого района (в январе 1965 года территория бывшего Бронницкого района окончательно влилась в Раменский район Московской области). Скончался 12 октября 1963 года.
Kostrichkin_N_A_np (525x700, 362Kb)
Похоронен на кладбище села Рыболово Раменского района Московской области.
Награждён орденами Ленина (19 февраля 1948) и Трудового Красного Знамени (30 января 1957), медалями, в том числе двумя «За боевые заслуги» (23 ноября 1943, 5 мая 1945).

William__McCrea (516x700, 156Kb)
1904
Уильям Хантер Мак-Кри (William Hunter McCrea)
английский астроном и математик, член Лондонского королевского общества (1952). Родился в Дублине (Ирландия). В 1926 г. окончил Тринити-колледж Кембриджского университета, продолжал образование в Гёттингенском университете (Германия). В 1930-1932 гг. преподавал математику в Эдинбургском университете, в 1932-1936 гг. — в Лондонском университете и Импириел-колледже. Затем был профессором математики в Белфастском (1936-1944) и Лондонском (1944-1966) университетах. В 1966-1972 гг. — профессор теоретической астрономии Сассекского университета, с 1972 г. — почетный профессор. Основные научные работы относятся к различным областям теоретической астрофизики — теории звездных атмосфер, физике межзвездной среды, космогонии, космологии. В 1929 г. выполнил пионерские исследования динамических эффектов турбулентности как механизма, способного обеспечить поступление вещества в хромосферу. В 1931 г. построил первую доследовательную модель звездной атмосферы и с ее помощью рассчитал выходящий поток излучения; эта модель позволила впервые получить самосогласованные количественные оценки ряда параметров атмосфер звезд. Одним из первых обратился к проблеме учета сферичности звездных атмосфер, изучал перенос излучения в движущихся атмосферах и истечение вещества из звезд Вольфа — Райе и новых.Вместе с Э.А.Милном в 1934 г. построил ньютоновскую космологическую теорию, которая, не используя сложный математический аппарат общей теории относительности, служит для многих явлений космических масштабов хорошим приближением к релятивистской космологии. Разработал с точки зрения общей теории относительности некоторые аспекты гипотезы Ф.Хойла о непрерывном возникновении материи. В последнее время занимался исследованием начальных условий в моделях однородной и изотропной Вселенной. Создал единую теорию образования звезд и планетных систем из газовых облаков, находящихся в состоянии сверхзвуковой турбулентности. В предположении, что планеты образуются как холодные тела, рассмотрел разделение химических элементов в планетном веществе. Изучил роль ударных волн в процессах аккреции межзвездного вещества звездами; высказал предположение, что прохождения Солнца через пылевые облака, связанные со спиральными волнами плотности, могут быть причиной наступления ледниковых периодов на Земле и что из этих облаков Солнце может черпать материал для пополнения своего семейства комет. В других астрономических работах изучал статистические свойства квазаров (зависимость между их красным смещением и звездной величиной), возникновение направленного излучения в пульсарах, процессы перетекания вещества в двойных системах. Ряд работ посвящен теоретической химии и математике. Автор книг "Релятивистская физика" (1935), "Физика Солнца и звезд" (1950). Член Ирландской королевской Академии Наук, Эдинбургского королевского общества, Германской академии естествоиспытателей "Леопольдина", президент Лондонского королевского астрономического общества (1961-1963). Премия имени Кита Эдинбургского королевского общества (1941). Умер в городе Льюис (Суссекс, Великобритания) 25 апреля 1999 года. Библиография: Автор книг «Релятивистская физика» (1935), «Физика Солнца и звезд» (1950). Литература: Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы.Биографический справочник. — Киев: Наукова думка, 1986.

Giuseppe Montalenti (525x700, 173Kb)
1904
Джузеппе Монталенти (итальянское имя — Giuseppe Montalenti)
итальянский зоолог и генетик, член Национальной академии Линчей. Родился в городе Асти, Пьемонт, Кородевство Италия. В 1921 году поступил в Римский университет, который окончил в 1926 году. Администрация данного университета направила дипломированного специалиста в Институт зоологии, который входит в систему Римского университета, где он проработал вплоть до 1937 года. С 1937 по 1939 год работал в Болонском университете, с 1939 по 1944 год заведовал отделом Биологической станции в Неаполе. В 1944 году был избран профессором генетики Неапольского университета. В 1960 году возвратился в Римский университет — до конца жизни занимал должность директора Института генетики.
Скончался в городе Рим, Италия, 2 июля 1990 года.
Научные работы
Основные научные работы посвящены генетике животных. Исследовал явление партеногенеза у миноги, объяснил физиологию ее оплодотворения. Известен трудами по эмбриологии, эволюции, а также по истории биологии и медицинской генетики.
Членство в обществах
В 1958-1961 — Президент Международного союза по изучению биологических наук. Член Международного союза по изучению биологических наук. Член Национальной Академии Деи Линчеи. Член Шведской Королевской Академии Наук.
Литература: Биологи. Биографический справочник.— Киев.: Наукова думка, 1984.— 816 страниц: иллюстрации

Поливанов_Константин_Михайлович1 (492x700, 268Kb)
1904
Константин Михайлович Поливанов
советский физик и электротехник. Родился в московской семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Отец, М.К.Поливанов, один из первых русских инженеров-электриков, был известен работами по проектированию и сооружению электрических станций и электрического транспорта в Москве. В 1930 году К.М.Поливанов окончил электротехнический факультет МВТУ, который в этом же году вошёл в состав МЭИ, где Константин Михайлович и начал свою научную и педагогическую деятельность под руководством профессора Л.И.Сиротинского и К.А.Круга; преподавал на кафедре теоретических основ электротехники (ТОЭ) МЭИ. Одновременно он работал в области технической физики под руководством В.К.Аркадьева, что определило одно из основных направлений его научной деятельности — физической теории электромагнитного поля и ее технических приложений. В 1942 году он защитил докторскую диссертацию «Влияние доменной структуры на поверхностный эффект в ферромагнетиках», где дал расчёты смещения границ доменов в магнитном поле высокой частоты (метод Поливанова). В 1943 году был избран профессором; с 1952 года, после смерти К.А.Круга, заведовал кафедрой ТОЭ. В 1971 году перешёл на кафедру основ радиотехники МЭИ в должности профессора-консультанта. Также он работал во Всесоюзном электротехническом институте и в магнитной лаборатории секции электросвязи Академии Наук СССР. В последние годы занимался вопросами электродинамики движущихся сред. Им было усовершенствовано уравнение динамического перемагничивания (1958). К.М.Поливанов — автор и редактор классических учебников по теоретической электротехнике, более 100 научных статей и монографий: Электротехника: (Основы теории) : Утверждёно ГУУЗ НКТП в качестве учебного пособия для курсов мастеров социалистического труда / В.Ю.Ломоносов, К.М.Поливанов. — Москва ; Ленинград: ГОНТИ, Редакция энергетической литературы, 1938. — 284 страницы : чертежи, графики, схемы (9-е издание, переработанное. — Госэнергоиздат, 1960. — 392 страницы) (современное издание — Москва: Энергоатомиздат, 1990. — 399 страниц — ISBN 5-283-00596-8); Ферромагнетики: Основы теории техн. применения. — Москва; Ленинград, 1957. — 256 страниц; Ferromágneses anyagok: Elméleti alapjai és műszaki alkalmazásai / K.M.Polivanov ; Ford. Fűzessy Zoltán, Takács Sándor. - Budapest: Műszaki könyvkiadó, 1960. — 368 страниц; Теоретические основы электротехники: Учебник для студентов электроэнерг. и электротехн. специальностей высш. техн. учеб. заведений: В 3 томах / Под общей редакцией К.М.Поливанова. — Москва: «Энергия», 1972; Электродинамика движущихся тел. — Москва: Энергоиздат, 1982. — 192 страницы; Теория электромагнитного поля. — Москва: Мир, 1983. — 271 страница. Умер в Москве 17 сентября 1983 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Заслуги К.М.Поливанова были отмечены наградами: орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями. Жена — Маргарита Густавовна, дочь философа Густава Шпета. Их дети: Поливанов, Михаил Константинович, физик; Поливанова Анна Константиновна, лингвист. Источники: Институт автоматики и вычислительной техники Московского энергетического института (технического университета) (1958—2008) / под редакцией В.П.Лунина, О.С.Колосова. — Москва: Издательский дом МЭИ, 2008. — 256 страниц, иллюстрации. ISBN 978-5-383-00311-4; Памяти Константина Михайловича Поливанова // УФН. — 1985. — Том 145. — Выпуск 1. — Страницы 175—176.

Alexander Hanchett Smitha (484x700, 123Kb)
1904
Александр Хэнчетт Смит (Alexander Hanchett Smith)
американский миколог, известный своим вкладом в таксономию и филогенетику агариковых грибов. Александр Смит родился в городе Крэндон, штат Висконсин, США, вторым ребёнком в семье Эдварда и Рут Шмидт, затем сменивших фамилию на Смит. После смерти матери Смит с отцом переехал в Уэст-Де-Пир. До 1923 года Смит учился в средней школе в Де-Пире, через год поступил в колледж Эпплтона, в 1928 году присвоивший ему степень бакалавра искусств. Учился в Мичиганском университете в Анн-Арбор, присвоившем ему степень магистра наук в 1929 году и доктора философии в 1933 году. C 1959 по 1972 годы Смит работал директором гербария Мичиганского университета. Смит женился на Хелен Вандерворт Смит, также ставшей доктором философии в Мичиганском университете. Их дочь Нэнси Смит Вебер, родившаяся в 1943 году, вместе с родителями отправлялась на различные микологические экспедиции, также получила степень доктора философии. Александр Смит был президентом Микологического общества США и главным редактором журнала Mycologia. Смит преподавал микологию в Мичиганском университете, 9 из его учеников затем стали докторами философии, некоторые из которых, например, Гарри Тирс и Орсон Миллер — известные микологи.
Alexander Hanchett Smith1 (431x700, 147Kb)
Он собрал богатый гербарий из более 100 000 образцов грибов, которые ныне хранятся в гербарии Мичиганского университета. Александр Смит написал более 200 книг и статей по микологии. Умер в Анн-Арборе (штат Мичиган, США) 12 декабря 1986 года. Популярные книги: Common edible and poisonous mushrooms of southeastern Michigan. (1938); Mushrooms in Their Natural Habitats. (1950?); Puffballs and their allies in Michigan. (1951); The Mushroom Hunter’s Field Guide. (1958, 1963); Keys to genera of higher fungi. (1964, с Р.Шеффером); How to Know the Non-Gilled Fleshy Fungi. (1973, 1981, с Х. и Н.Смит); A field guide to western mushrooms. (1975); How to Know the Gilled Fungi. (1979, с Х. и Н.Смит); A field guide to southern mushrooms. (1985, с Х.Смит). Научные монографии: North American species of Mycena. (1947); North American species of Hygrophorus. (1963, с Л.Хеслером); A monograph on the genus Galerina Earle. (1964, с Р.Зингером); Contribution toward a monograph of North American species of Suillus. (1964, с Г.Тирсом); North American species of Crepidotus. (1965, с Л.Хеслером); The North American species of Pholiota. (1968, с Л.Хеслером); The boletes of Michigan. (1971, с Г.Тирсом); The North American species of Psathyrella. (1972); North American species of Lactarius. (1979, с Л.Хеслером); The veiled species of Hebeloma in the western United States. (1985, с В.Эвенсон и Д.Митчелом). Литература: Bigelow, H.E. (1987). Alexander H. Smith (1904—1986). Taxon 36(3): 700—702; Thiers, H.D. (1987). Alexander H. Smith, 1904—1986. Mycologia 79(6): 811—818.

Гвай (507x700, 173Kb)
1905
Иван Исидорович Гвай
советский конструктор установок для ракетного оружия. Лауреат двух Сталинских премий. Родился в Екатеринославе (по другим данным — в Беловеже, Гродненская губерния) в семье железнодорожника. В 1925 году он окончил Екатеринославский железнодорожный техникум и поступил в Екатеринославский институт инженеров железнодорожного транспорта, после третьего курса был направлен в Высшую военную электротехническую школу комсостава РККА. После окончания академии работал инженером в Газодинамической лаборатории. После организации на базе ГДЛ и ГИРД в октябре 1933 года Реактивного научно-исследовательского института переехал в Москву и стал работать в РНИИ. Под его руководством была создана установка для реактивных снарядов «Флейта», предназначенная для самолётов «И-15», «И-162. В 1937—1938 годах «Флейта» была принята на вооружение и в 1939 успешно применена в боях на Халхин-Голе. В 1939—1941 была разработана пусковая установка для реактивных снарядов на базе грузового автомобиля ЗИС-6 — БМ-13, ставшая в последующем знаменитой «Катюшей». БМ-13 была принята на вооружение 21 июня 1941 года. Одним из её создателем считался И.И.Гвай, получивший авторское свидетельство на её изобретение вместе с А.Г.Костиковым и В.В.Аборенковым. Однако уже в 1944 году по поводу авторства «катюш» производилось расследование. В материалах следственного дела А.Г.Костикова имеется заключение технической экспертизы, составленное комиссией в составе Чесалова А.В., Христиановича С.А., Ушакова К.А. и Левина Л.М., которая сделала категорический вывод: «Костиков, Гвай и Аборенков не могут считаться авторами М-8, М-13 и пусковых устройств к ним… К разработке снарядов РС-82 и РС-132, представляющих собой оригинальную конструкцию, Костиков, Гвай и Аборенков никакого отношения не имели». Автор книги «О малоизвестной гипотезе Циолковского» (1959), ряда литературных произведений. Работал над вопросами военной истории (рукопись книги о К.И.Константинове, 1948). Степень кандидата технических наук присуждена в 1942 без защиты диссертации. Инженер-полковник инженерно-артиллерийской службы. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 22 июля 1960 года от сердечного приступа.
Гвайгроб (638x700, 527Kb)
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Рассказывают…
Когда Иван Исидорович пришёл в ВАК за дипломом кандидата наук, у него спросили: «А где же Ваша диссертация?» В ответ члены комиссии услышали: «Стреляет на фронте!»
И.И.Гвай стал прототипом главного героя романа Л.Р.Шейнина «Военная тайна».
Награды и премии: Орден Ленина (1941); Орден Красной Звезды (1939); Орден «Знак Почёта» (1945); Медали; Сталинская премия второй степени (14 марта 1941) — за изобретение по вооружению самолётов; Сталинская премия первой степени (10 апреля 1942) «за разработку нового типа вооружения».
Гвайдоска (466x700, 336Kb)
Память
Мемориальная доска с барельефом И.И.Гвая установлена на фасаде Днепровского колледжа железнодорожного транспорта, где он учился в 1921—1925 г.г. (Днепр, проспект Леси Украинки, дом 77а). Именем И.И.Гвая названа улица в городе Днепр.

[568x699]
1905
Доменико Постпишл (итальянское имя — Domenico Postpischl)
итальянский шахматист. Родился в городе Венеция, Королевство Италия. Мастер Итальянской шахматной ассоциации игроков по переписке, он вошел в историю заочных шахмат, выиграв в 1951 году 3-й чемпионат Италии по заочным шахматам (1949/1951). За столом, несмотря на то, что он был хорошим игроком (он участвовал в нескольких чемпионатах Италии), он так и не достиг звания мастера FSI . Один из его матчей, сыгранных на 13-м чемпионате Италии (выиграл Джорджио Поррека). Умер в городе Милан, Италия, в 1980 году.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 13 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»