• Авторизация


13 декабря родились... 13-12-2025 09:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Панайотис_Канеллопулос (535x700, 234Kb)
1902
Панайотис Канеллопулос (греческое имя — Παναγιώτης Κανελλόπουλος)
греческий учёный, философ, историк, социолог, правовед, прозаик, поэт и переводчик, член Афинской академии; политик, дважды занимал пост премьер-министра Греции (1945 и 1967), одна из ключевых фигур периода Метаполитефси. Панайотис Канеллопулос родился в городе Патры, Греция. Изучал право в Афинском, Гейдельбергском и Мюнхенском университете. Выдающийся интеллектуал, Канеллопулос был автором многочисленных работ в области политики, права, социологии, философии, истории. Его книга «Я родился в 1402» получила литературную премию Афинской академии. Служил в качестве министра обороны в правительстве Цудероса в изгнании во время Второй мировой войны. В ноябре 1945 года занимал пост премьер-министра в течение месяца. После войны стал министром реконструкции в правительстве национального единства под руководством Георгиоса Папандреу. Также служил в других министерских должностях в правительствах Александроса Диомидиса, Константиноса Караманлиса до 1967 года, когда второй раз стал премьер-министром. С 9 июля 1961 года Панайотис Канеллопулос, в качестве вице-премьер-министра Греции в правительстве Константиноса Караманлиса, и немецкий вице-канцлер Людвиг Эрхард подписали протоколы Договора Греции об ассоциации с Европейским экономическим сообществом (ЕЭС). В церемонии подписания в Афинах приняли участие высокопоставленные чиновники из шести членов группы, состоявшей из Германии, Франции, Италии, Бельгии, Люксембурга и Нидерландов, министр экономики Аристидис Протопападакис, министр иностранных дел Евангелос Авероф, премьер-министр Константинос Караманлис. В 1963 году Канеллопулос сменил Караманлиса на посту лидера Национального радикального союза (ERE). Панайотис Канеллопулос стал последним демократически избранным премьер-министром до государственного переворота чёрных полковников 21 апреля 1967 года. В течение следующих семи лет он содержался под домашним арестом. Во время демократического процесса, известного в современной историографии как Метаполитефси, Федон Гизикис предоставил широкие полномочия Канеллопулосу для формирования переходного правительства. Выдвигался кандидатом на выборах президента Греции в 1975 году. После Метаполитефси Канеллопулос возобновил свою парламентскую карьеру уже как член партии Новая демократия. Умер в городе Афины, Греция, 11 сентября 1986 года.
Основные работы
Поэзия: Ρυθμοί στα κύματα. Αθήνα, Τύποις Καλέργη & Σίας, 1920; Απλοί φθόγγοι σέ στίχους. Αθήναι, Εκδ.Πυρσός, 1938 (με το ψευδώνυμο Αίμος Αυρήλιος); Ο κύκλος των Σονέττων. Αθήνα, έκδοση των Φιλολογικών Χρονικών, 1945; Πικροδάφνες. Αθήνα, 1955.
Проза: Η λυτρωμένη από το σόι που χάθηκε. Μόναχο, 1923. Драматургия: Όλιβερ Κρόμβελ• Βιογραφικό χρονικό σε πράξεις πέντε. Αθήναι, Εκδ. Ίκαρος, 1947; Ο Σταθμός• Ένα μονόπρακτο. Αθήνα, ανάτυπο από τη Νέα Ζωή, 1933. Научные труды по истории, философии, социологии, праву: Η Κοινωνία των Εθνών. Αθήνα, 1926; Evolution und Fortschritt: Eine socialphilosophische Skizze. Athen, Sakellarios, 1926; Περί τών μεθόδων τής κοινωνιολογίας. Αθήναι, Τύποις Σακελλαρίου, 1926; Αι θρησκείαι ως προσδιοριστικοί παράγοντες των πολιτισμών. Αθήναι, Τύποις Μαντζεβελάκη, 1926; Περί της έννοιας του Διεθνούς Δικαίου από κριτικοφιλοσοφικής απόψεως. Αθήναι, Τυπ. Σακελλαρίου, 1926; Κοινωνική πρόοδος καί κοινωνική πολιτική. Αθήναι, Τυπ. Σακελλαρίου, 1927; Κοινωνιολογία των ιμπεριαλιστικών φαινομένων. Αθήναι, Τυπ. Σακελλαρίου, 1927; Περί κοινωνιολογίας ως επιστήμης. Αθήναι, Τυπ. Σακελλαρίου, 1928; Ιστορία και κριτική των κοινωνιολογικών θεωριών Α΄ (Auguste Comte και Herbert Spencer). Αθήναι, Τυπ. Σακελλαρίου, 1929; Κάρολος Μαρξ • Συμβολή εις την Ιστορίαν των Οικονομικών και Κοινωνικών Θεωριών. Αθήναι, Τυπ. Δημητράκου, 1931; Η κοινωνία της εποχής μας• Κριτική των συστατικών αυτής στοιχείων. Αθήναι, Τυπ. Παπαδογιάννη, 1932; Ιστορία και πρόοδος • Εισαγωγή εις την κοινωνιολογίαν της ιστορίας. Αθήναι, 1933; Ο άνθρωπος και αι κοινωνικαί αντιθέσεις. Αθήναι, 1934; Observations historiques sur l’idée de la société : une page de mythologie politique . Paris, Rivista di Sociologia, 1934; Προβλήματα φιλοσοφίας και κοινωνιολογίας της ιστορίας. Αθήναι, Εκδ. Κ. Σ. Παπαδογιάννη, 1936; Die Einsamkeit in ihrer «gemeinschaftlichen» und «gesellschaftlichen» Problematik . Leipzig, H. Buske, [1936]; Griechischer Brief . Stuttgart, Deutsche Verlags-Anstalt, 1937 or 1938; Χαράλαμπος Τζωρτζόπουλος. Αθήναι, ανάτυπο από το Αρχείον Φιλοσοφίας και Θεωρίας των Επιστημών, 1939; Η Ελλάς και ο πόλεμος. 1942; Θα σας πω την αλήθεια. 1942; 1935-1945 • Ένας απολογισμός. Αθήναι, 1945; Θα σας πω την αλήθεια (μια ιδεολογική πολιτική ομολογία). Αθήναι, 1945 (έκδοση Β’); Ο πόλεμος και το μέλλον• Διδάγματα και αιτήματα. Αθήνα, 1946; Εισαγωγή σε μια θεωρία της ιστορίας ως βάση του ενωτισμού. Αθήναι, έκδοσις της Εθνικής Ενωτικής Νεολαίας, 1947; [Nichtlateinische Schriftzeichen] 1. 1947; Ιστορία του Ευρωπαϊκού Πνεύματος Α΄-Β΄. Αθήναι, Εκδ. Αετός, 1941 και 1947 (η τελική μορφή του έργου εκδόθηκε ως εξής Πρώτο μέρος, τόμοι δύο, Από τον Αυγουστίνο στον Μιχαήλ Άγγελο, Αθήνα, 1966, Δεύτερο μέρος, τόμοι δύο, Από τον Λούθηρο στον Μπαχ, Αθήνα, 1968, Τρίτο μέρος, τόμοι τρεις, Από τον Βολταίρο στον Γκαίτε, Αθήνα, 1970, Τέταρτο μέρος, τόμοι δύο, Από τον Μπετόβεν στον Κητς, Αθήνα, 1974, Τέταρτο μέρος, τόμος ένας, Από τον Πούσκιν ως τον Σούμπερτ, Αθήνα, 1984); Ο Εικοστός αιώνας • Η πάλη μεταξύ ανθρωπισμού και απανθρωπίας. Αθήναι, 1951; Ο Χριστιανισμός και η εποχή μας• Από την Ιστορία στην αιωνιότητα. Αθήναι, Τύποις Πυρσός, 1952. Ascent to faith . Translated by Mary P. Gianos. New York : Exposition Press, [1966]. [περιέχει το 5ο, 7ο και 9ο κεφάλαιο, ξαναγραμμένα]; Μεταφυσικής προλεγόμενα : Ο άνθρωπος — ο κόσμος — ο Θεός. Αθήναι, Τυπογρ. Αδελφών Γ. Ρόδη, 1955; Πέντε Αθηναϊκοί διάλογοι, 51 έως 529 μετά Χριστόν. Αθήναι, 1956. Fünf Athener Dialoge : Hellas und Christentum . [aus dem Griechischen Übertragen von Isidora Rosenthal-Kamarinea]. Olten, Freiburg i.B. : Walter, 1961; Το τέλος του Ζαρατούστρα. Αθήναι, Τυπογρ. Αφών Γ. Ρόδη, 1956; Γεννήθηκα στο 1402. Αθήναι, 1957; Hyperion und der neugriechische Geist: Dichtung und Wahrheit im heutigen Griechenland. Frankenau, Siebenberg, 1959; Ποίηση καί αλήθεια στή νεοελληνική ζωή, Αθήναι, Εκδ. Εστία, 1959; Mistra : das byzantinische Pompeji. München, Knorr & Hirth, 1962. Mistra, the Byzantine Pompeii. translated from the original German edition by Charlotte Dixon. Munich, Knorr & Hirth, [1963]; Από τον Μαραθώνα στην Πύδνα και ως την καταστροφή της Κορίνθου Α΄-Γ΄. Αθήναι, 1963 (και έκδοση β΄ με τίτλο Ιστορία της αρχαίας Ελλάδος, Αθήνα, 1982); Τα χρόνια του μεγάλου πολέμου 1939—1945. Αθήνα, 1964; Υποθήκαι προς τους νέους. Αθήνα, 1964; Athen. München, Knorr & Hirth, 1964. Athènes. München, Knorr & Hirth, 1964. Athens. München, Knorr & Hirth, 1964; Ο λόγος του αρχηγού της Εθνικής Ριζοσπαστικής Ενώσεως του κ.Παναγιώτη Κανελλόπουλου προς τον λαόν των Αθηνών. Αθήναι, 1965; Η Ελλάς εν όψει του μέλλοντος της ανθρωπότητος• Ομιλία γενομένη κατά την συνεστίασιν των μελών της Εθνικής Ενώσεως Δικηγόρων. Αθήναι, 1966; The living heritage of greek antiquity = L’héritage vivant de l’antiquité grecque. European Cultural Foundation. La Haye, Mouton, 1967; Five men — five centuries : essays on Solon, Sophocles, Dion, Cydias and Diaios. [translated from the Greek MS by Philip Sherrard]. London, Weidenfeld & Nicolson, 1971; Ιστορικά δοκίμια. Αθήνα, 1975; Ημερολόγιο • 31 Μαρτίου 1942 — 4 Ιανουαρίου 1945. Αθήνα, Εκδ. Κέδρος, 1977; Δοκίμια και άλλα κείμενα σαρανταπέντε ετών, 1935—1980. Θεσσαλονίκη, Εκδ. Εγνατία, 1980; Heidelberg, ο χρυσός κρίκος του πνευματικού δεσμού μας. Αθήνα, 1980; Λόρδος Βύρων: Η ζωή καί τό έργο του. Αθήνα, Εκδ. Γιαλλελής, 1983; Ναπολέων Βοναπάρτης, Αθήνα, Εκδ. Γιαλλελής, 1983; Η Γαλλική Επανάσταση, Αθήνα, Εκδ. Γιαλλελής, 1983; Η ζωή μου (αφήγηση στη Νινέττα Κουτράρου-Ρασσιά). Αθήνα, 1985. Переводы: Υποστασιακή Φιλοσοφία• Τρεις ομιλίες του Karl Jaspers• Μεταφραστής Παναγιώτης Κανελλόπουλος. Αθήνα, 1938. Посмертные публикации: Κείμενα Παναγιώτη Κανελλόπουλου από τον Αγώνα του εναντίον της Δικτατορίας 1967—1974• Επιμέλεια Διονύσης Αλικανιώτης. Αθήνα, έκδοση της Εταιρείας Φίλων του Παναγιώτη Κανελλόπουλου, 1987; Ιστορία του Ευρωπαϊκού Πνεύματος, πέμπτο μέρος, τόμος 11 • Από τον Πούσκιν ως τον Καρλ Μαρξ (από τα χειρόγραφά του). Αθήνα, Εκδ. Γιαλλελής, 1989; Ομιλίες στην Ακαδημία Αθηνών • επιμέλεια Ν.Π. Σοϊλεντάκης. Αθήνα, Εκδ. Γιαλλελής, 1989; Επιστολές στους προγόνους μου • πρόλογος Κωνσταντίνου Δεσποτόπουλου. Αθήνα, 1990; Άπαντα κοινωνιολογικά Α΄-Ε΄ • επιμέλεια Μελέτης Η. Μελετόπουλος. Αθήνα, 1992—1996; Πώς εφθάσαμεν στην 21η Απριλίου 1967• 1940—1944 Εθνική Αντίσταση. Αθήνα, Βιβλιοπωλείον της Εστίας, 1997; Άπαντα κοινωνιολογικά Β΄• Επιμέλεια Μελέτης Μελετόπουλος. Αθήνα, Εκδ. Γιαλλελής, 1993. Литература: Μπεκίρης Βασίλης, Ο πολιτικός Παναγιώτης Κανελλόπουλος, Αθήνα, Εκδ.Νέα Σύνορα, 1999 ISBN 960-14-0109-1; Τσάτσος Κωνσταντίνος, Θέσεις για τον Παν. Κανελλόπουλο τιμή στα ογδοντάχρονα του, Μεταμόρφωση Αττικής, Εκδ.Ευθύνη, 1982; Περιοδικό Νέα Εστία, Αφιέρωμα στον Παναγιώτη Κανελλόπουλο, 1902—1986, Αθήνα, Εκδ.Νέα Εστία, 1996; Τζαμαλίκος Τάκης, Μνήμη Παναγιώτη Κανελλοπούλου: ομιλίες, μελέτες, κείμενα, Αθήνα, Εκδ.Γιαλλελής, 1988; Αρτεμάκης Στέλιος, Παναγιώτης Κανελλόπουλος: συνομιλίες και μελετήματα, Αθήναι, Εκδ.Εστία, 1979.

Paul Kurzbach (700x473, 197Kb)
1902
Пауль Курцбах (германская империя — Paul Kurzbach)
немецкий композитор. Курцбах родился в общине Хондорф, Саксония, Германская империя, в небогатой семье. С ранних лет принимал участие в рабочем движении в качестве руководителя рабочих хоров. С 1916 по 1923 год он учился в педагогическом колледже Цшопау, а с 1921 по 1933 год работал учителем. В 1920 году он начал изучать музыку в Лейпцигской консерватории, которую окончил в 1928 году. Здесь он познакомился с Германом Шерхеном, который поддержал молодого композитора. С 1939 по 1942 год он был учеником Карла Орфа. В эпоху национал-социализма Курцбах вступил в НСДАП в 1939 году. Во время Второй мировой войны он стал солдатом и до 1946 года был военнопленным. Затем он переехал в Карл-Маркс-Штадт и стал членом СЕПГ и ГДРБ. Он работал руководителем хора и сотрудником FDGB, Kulturbund и других учреждений. Курцбах вернулся к преподавательской деятельности и, помимо прочего, был директором Школы народной музыки в Карл-Маркс-Штадте. С 1951 по 1975 год он был председателем, а затем почётным председателем ассоциации композиторов в районе Карл-Маркс-Штадт. Курцбах также активно участвовал в работе центрального правления Союза композиторов и был его вице-президентом с 1968 по 1977 год. С 1955 года он был композитором-фрилансером. Курцбах пользовался большим уважением в ГДР. Среди прочих наград он получил Золотую почётную ленту Патриотического ордена «За заслуги» в 1982 году, Золотую медаль «Звезда Народной дружбы» в 1987 году, а также Премию за народное творчество. Он также был почётным гражданином Карл-Маркс-Штадта.
Стиль
Решающее влияние на музыкальный язык Курцбаха оказали идеи Карла Орфа и Ханнса Эйслера. Влияние Орфа проявляется прежде всего в дифференцированном, сложном ритме, звучании, которое описывают как грубое, жёсткое или насыщенное, а также в предпочтении чётких структур. Эйслер поделился с Курцбахом важными идеями о социальной функции музыки: Курцбах считал, что им движет социальная миссия, стремился создавать музыкальные произведения для широких масс и рассматривал музыку как средство изменения мира. Поэтому в его творчестве много произведений, написанных для любителей. Музыкальное творчество Курцбаха в полной мере проявилось только после основания ГДР. Основное внимание в его творчестве уделяется вокальной музыке. В его инструментальной музыке также можно найти вокальные мелодии, похожие на песни. Хотя Курцбах не был категорически против музыкальных новшеств, он считал, что понятность и связь со слушателем должны быть в приоритете. По этой причине он не отказывался от тональности, хотя и неоднократно исследовал её границы. Однако в объединённой Германии он не получил того признания, которого добился в ГДР. Курцбах умер в городе Хемниц, Германия, 2 августа 1997 года.
Произведения
Оркестровые произведения: Симфония сочинение 12 (обозначена как № 1; 1926); Симфония до мажор (1952); Камерная симфония, сочинение 21 (1931); Дафнис, Лирический портрет для оркестра по мотивам Арно Хольца (1950); Дивертисмент для малого оркестра (1953); Крестьянская музыка, Четыре пьесы для оркестра (1959/1960); Тиль Клаас — портрет (1961/1962); Оркестровые вариации на мелодию Генри Пёрселла (1966); 7 серенад, среди прочих: № 1 для оркестра (1964); № 2 для оркестра (1968); № 3 для оркестра (1969); № 5 для духового оркестра; № 6 для струнных (1971); № 7 для сопрано, баса и оркестра на стихи Вайзенборна, Брехта и Штриттматтера (1972). Концерты: Концерт для клавесина и струнных (1957); Концертино для фортепиано и струнных (1965); Концерт для скрипки (1969); Концерт для виолончели (1982). Сценические произведения: «Юная любовь», опера по мотивам произведения Готфрида Келлера «Ромео и Джульетта в деревне» (1933–1936); «История Сусанны», опера (1946); Томас Мюнцер, опера (1948–1951, редакция 1972/1973); Тиль Клаас, опера (1955/1956); «Жан-солдат», трёхактная опера (1981). Вокальная музыка: «Майская кантата» по мотивам Гюнтера Фелькеля (1951); «К потомкам», кантата по мотивам Бертольта Брехта (1951); Кантата о дружбе по мотивам Хорста Саломона (1959); Гимн эпохе мирных времён, кантата (1960); Alles wandelt sich, кантата по мотивам Брехта (1970); Новости о кантате Оле Бьенкоппа, посвящённой Эрвину Штриттматтеру (1978); «Stella caerulea nostra», оратория (1988); 206 сольных песен, композиций и шансонов; 150 хоровых и массовых песен. Камерная музыка: Концерт для контрабаса соло, духового квинтета, клавесина и ударных (1980); Струнный квинтет «Чудо любви. Беседа с»Карло Джезуальдо (1989); Фортепианный квинтет (1990); 9 струнных квартетов (1945, 1947, 1948, 1958, 1975, 1977, 1985, 1986, 1991); Квартет для флейты, валторны, арфы и скрипки (1990); Фортепианное трио, сочинение 9 (около 1925/1926); Фортепианное трио (1967); Трио для гобоя, кларнета и фагота (1938); Трио для аккордеона, гитары и виолончели (1983); Сонатина для скрипки и фортепиано (1962); Сонатина для виолончели и фортепиано (1961); Соната для виолончели соло «Мать и нейтронная бомба» (по Евгению Евтушенко) (1985). Фортепианная музыка: 3 сонатины (1947, 1947, 1963). Дополнительная литература: Леонхардт, Арне: Пауль Курцбах, в «Из жизни и творчества наших композиторов», выпуск 4 из серии «Из жизни и творчества великих музыкантов», Берлин, 1972; Лаукс, Карл (редактор): Музыкальная жизнь в Германской Демократической Республике, Лейпциг; Хольфельдер, Петер: Фортепианная музыка, Гамбург, 1999; Шефер, Хансйорген: Приложение к пластинке ETERNA 8 25 892 Наша новая музыка 42: Отто Рейнхольд: Триптихон для оркестра, Пауль Курцбах: Концертино для фортепиано и струнных; Мюллер, Ханс-Петер: Приложение к LP NOVA 8 85 114 Пауль Курцбах. Портрет композитора.

TalcottParsons (700x654, 203Kb)
1902
Толкотт Парсонс (Talcott Parsons)
представитель американской социологической теории, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии. Толкотт Парсонс родился в городе Колорадо-Спрингс, штат Колорадо, США. Его родителями были Эдвард Смит Парсонс (1863—1943) и Мари Августа Ингерсоль (1863—1949). Отец работал в Йельской Школе Богословия и был посвящён в сан конгрегационалистского служителя, был первым служителем данного сообщества в Грили, Колорадо. К моменту рождения Т.Парсонса Эдвард С.Парсонс был профессором английского языка и вице-президентом колледжа. В период пребывания на посту служителя в Грили Эдвард Парсонс проявил интерес к движению социальной проповеди и относился негативно к социализму как идеологии. Семья Парсонсов была одним из древнейших семейств в истории Америки со времён её колонизации: его предки были среди первых переселенцев из Англии в первой половине XVII века. Т.Парсонс изучал биологию и философию в Амхерстском колледже, затем учился в Лондонской школе экономики и Гейдельбергском университете. В 1927 году получил в Гейдельберге степень доктора философии по социологии и экономике. В 1927—1973 годах преподавал в Гарвардском универститете, где создал и возглавил междисциплинарный Отдел социальных отношений. В 1946 году он сменил своего наставника и учителя П.А.Сорокина на посту декана Социологического факультета, а затем переделал его в Факультет социальных отношений (всё это сам Сорокин оценивал негативно). Т.Парсонс был членом Исполнительного комитета Гарвардского центра русских (или «российских») исследований с 1948 года, директором которого был его близкий друг и коллега Клайд Клахон. Летом 1948 года он побывал в Восточной Германии, где был контактным лицом заинтересованных в советских беженцах в Германии. Среди лиц, с которыми ему довелось поговорить за время пребывания в Германии, были участники Русской освободительной армии Власова — антисоветского образования, сотрудничавшего с гитлеровской Германией. Будучи в Германии, Парсонс отправил много писем Клахону, отчитываясь о своём «интеллектуальном расследовании». В 1962—1968 годах несколько раз посетил СССР. В Москве он выступал на семинаре по немарксистской теоретической социологии Ю.А.Левады в Институте социологии Академии Наук СССР и в Отделе общетеоретических проблем Института международного рабочего движения (ИМРД) Академии Наук СССР, в Ленинграде встретился на семинаре с известным социологом И.С.Коном. Парсонс был сторонником профессионализации теоретической социологии и её экспансии в американские академические круги. Был избран президентом Американской социологической ассоциации в 1949 году и являлся секретарем Ассоциации в 1960—1965 годах. Скончался Парсонс от инсульта 8 мая 1979 года, будучи в городе Мюнхен, ФРГ, где отмечал 50-летие получения Гейдельбергского диплома. Награды и премиии: Стипендия Гуггенхайма; Член Американской академии искусств и наук. В 1950—1970-х годах Т.Парсонс — крупнейшая фигура теоретической социологии, наиболее известный и влиятельный из американских социологов. Труды Парсонса переведены на многие языки, они составляют одну из основ в изучении социологической теории и истории социологической мысли.
Семья
Толкотт Парсонс женился в 1927 году. В семье родились трое детей: Анна (1930—1964), Чарльз (1933—2024) и Сьюзан (1936). Его сын Чарльз Парсонс преподавал философию в Колумбийском и позднее в Гарвардском университетах. Старшая дочь Анна училась во Франции, где изучала психоанализ, занималась научной работой в Италии и США. Анна покончила с собой в 1964 году в возрасте 33 лет, находясь в психиатрической клинике.
Научная деятельность
Теория Парсонса базируется на методологических принципах волюнтаризма и эпистемологических принципах аналитического реализма. Теория Парсонса была попыткой создать баланс между двумя основными методологическими традициями: утилитарно-позитивистской и герменевтико-идеалистической. Для него волюнтаризм был третьей альтернативой между этими двумя традициями. Парсонс представил теорию социальной эволюции и конкретную интерпретацию «побудительных механизмов» и направлений всемирной истории. Пытался синтезировать теоретические подходы Макса Вебера (труды которого он переводил), Георга Зиммеля, Эмиля Дюркгейма, Вильфредо Парето, Альфреда Маршалла, Зигмунда Фрейда, разработал общую теорию действия и, в частности, социального действия (структурный функционализм) как самоорганизующейся системы. В последней, которая задана набором функциональных проблем любой системы (адаптация, достижение цели, интеграция, поддержание образца), Парсонс аналитически вычленяет подсистемы социальной структуры, культуры, личности. Ориентации действующего лица («актора») описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных. Этот теоретический язык Парсонс использовал для описания систем экономики, политики, права, религии, образования, для анализа семьи, больницы (и, в частности, психбольницы), школьного, воздействия массовой коммуникации, сексуальных, расовых и национальных отношений, социальных отклонений, а позднее — для построения неоэволюционистской сравнительной социологии и изучения обществ, вовлеченных и продолжающих вовлекаться во всемирный процесс модернизации. Согласно Парсонсу, «Будущее Америки — это американский университет (The future of America is the American University)» — это он сказал, находясь в 1968 году в Москве, в беседе с социологом В.П.Териным. Парсонс и его теория имели решающее значение для становления социологии США в качестве академической дисциплины. На раннем этапе исследований Т.Парсонс стремился найти компромисс между «социологизмом» Э.Дюркгейма, жёстко детерминировавшим человеческое поведение влиянием внешней социальной среды, и «понимающей» теорией социального действия М.Вебера, описывающей человеческое поведение через соответствие «идеальным типам». На ранние работы Парсонса значительное влияние также оказали В.Парето, предлагавший сходную с веберовской модель деления человеческих действий по мотивации на «логические» и нелогические, А.Маршалл, Г.Зиммель, З.Фрейд. Сочинения Парсонса написаны весьма сложным языком, которые иногда скучно читать из-за множества частных деталей, событий и персоналий, что вызывает затруднения даже у заинтересованных читателей. Парсонс предстаёт неисправимым схоластом и любителем эзотерических текстов. Ему удалось сотворить гигантскую дедуктивную систему абстрактных понятий, охватывающую человеческую реальность во всём её многообразии. Однако в эмпирическом исследовании и повседневной социологической практике ни один социолог не пользуется этой системой, предпочитая менее ёмкие, но более оперативные частные теории.
Структурный функционализм: высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение социальной реальности; социология занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли; тесная связь между статикой и динамикой, социальной системой и социальной структурой. Общество в структурном функционализме — любое социальное явление, учреждение или институт, рассматриваемые в плане их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные социальные переменные.
Требования к обществу
Общество должно быть приспособлено к среде. У общества должны быть поставлены цели. Все элементы общества должны быть скоординированы. Ценности в обществе должны сохраняться.
Структурно-функциональный анализ — исследование социальных явлений и процессов как системы, когда показывается роль (функция) каждого из ее элементов. Функция в социологии — роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).
Теория социального действия
Деятельность — процесс, выражающийся в целесообразном изменении и преобразовании человеком своего мира и сознания, включающий цель и средства реализации цели, сам процесс достижения цели и достигнутый результат.
Поведение — система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия с окружающей средой. В поведении формируются и проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам.
Parsons_filosofia (700x267, 43Kb)
Теория социального действия
Подсистемы социального действия: биологический организм (индивидуальное психологическое состояние человека, включая инстинкты и биологические потребности, влияющие на поведение человека); система личности («Эго»): мотивационная структура индивида; организм и система личности вместе образуют «базисную структуру» и представляют собой совокупность индивидуальных потребностей и диспозиций (целедостижение как удовлетворение потребностей); социальная система — совокупность образцов поведения, социальных норм, социальное взаимодействие (интеракция) и социальные роли (интеграция); система культуры — культурные ценности и традиции, необходимые для стабильного функционирования общества.
Социальный порядок
Любая система стремится к равновесию, поскольку ей необходимо сохранение единства своих частей; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и снова вернуться в равновесное состояние; система преодолевает любые дисфункции, а каждый элемент вкладывает нечто в поддержание её устойчивости. У Парсонса элементом, упорядочивающим взаимодействующие части, стала структура (воспроизводящееся единство находящихся в постоянном движении социальных действий). Структура понимается как система социальных норм и статусов (или нормативный порядок). Нормативный порядок включает: социальный порядок и социальные нормы (неизменные правила, которыми руководствуются большие массы людей в силу приданного нормам легитимного статуса). Социальный порядок возникает под воздействием 2-х процессов: Тенденции социальной системы к самосохранению; Тенденции к сохранению определённых границ и постоянства по отношению к среде (гомеостатическое равновесие).
Типовые переменные — понятие, объединяющее социальное действие и социальную систему; фундаментальные дилеммы, с которыми сталкивается актор социального действия. Партикуляризм (или универсализм) — акторы должны решить, оценивать ли человека с помощью общих критериев (универсализм) или использовать уникальные критерии, применимые лишь в отношении конкретного человека (партикуляризм). Поступки человека — необходимо решить, оценивать ли людей по их поступкам или опираясь на их личные качества. Аффективная нейтральность или аффективность — акторы могут находиться в определённых отношениях либо по причинам инструментальным, не затрагивающим их чувств (аффективная нейтральность), либо по эмоциональным причинам (аффективность). «Диффузность» или специализация — индивидам в любой ситуации приходится выбирать между вовлечённостью наряду с другими индивидами в широкий спектр социальной деятельности («диффузность») и сосредоточенностью на достижении лишь специфических, структурированных целей (специализация). Ориентация на себя или ориентация на группу — эгоистические и альтруитические действия. Аскриптивное или достигнутое.
Социальные системы
Социальные системы — институциональные системы, рассматриваемые как устойчивые комплексы правил, норм, установок, регулирующих человеческое поведение и преобразующих его в систему ролей и статусов. Социальная система имеет структуру с взаимосвязанными уровнями: индивид — группа (коллективы) — институты — общество в целом. Каждому из этих уровней соответствует свой тип иерархии: технический, «менеджериальный», институциональный и социетальный. На социальном уровне социальная система организуется в виде слияния 4-х подсистем: экономической (функция — адаптации), политической (функция — целедостижение), «фидуциарной» (функция — латентность) и «социетальной общности» (функция — интеграции). Социетальная общность — ядро всей социальной системы — это система или совокупность коллективов, организованных и упорядоченных на основе единых нормативных образцов, включает нормы, ценности и нормативные образцы. В качестве обобщённого средства взаимообмена между людьми здесь признаются «влияние» и «солидарность», а не деньги, власть или ценностные качества.
Критика
После своего создания теория Парсонса подвергалась всевозможным нападкам и разнообразной критике. Буквально каждый последующий теоретик социологии считал необходимым добавить свой вклад в критическую негативацию парсонианской концепции, в результате чего родилась пословица: «Если ты не критиковал Парсонса, то ты не социолог». Джеймс Пикок отмечал, что Парсонса «можно было бы назвать „неолибералом“ по сравнению с марксистами или другими, кто мог бы предпочесть революцию модернизации или рационализации в качестве способа перемен». Профессор Уолтер Л.Голдфранк замечал (2011): "Последняя треть двадцатого века ознаменовалась чередой событий – войн, восстаний и, наконец, экономического кризиса, – которые нанесли сокрушительный удар по ранее господствовавшей парадигме в социальных науках США – структурно-функционалистскому модернизационизму, разработанному Талкоттом Парсонсом и его учениками". В результате попыток латиноамериканских социологов сопоставить их социологическую теорию модернизации, появилась теория зависимого развития. Научные труды: The Structure of Social Action (1937); Essays in Sociological Theory, Pure and Applied (1949); Toward a General Theory of Action (К общей теории действия) (1951, в соавторстве с Э.Шилзом); The Social System (1951); Working Papers in the Theory of Action (1953, в соавторстве с Э.Шилзом и Р.Ф.Бейлзом); Family, socialization and interaction process (1955, в соавторстве с Р.Ф.Бейлзом); Economy and Society (1956, в соавторстве с Н.Смелзером); Structure and Process in Modern Societies (1960); Theories of society; foundations of modern sociological theory (1961); Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives (1966); The Negro American (1966, в соавторстве с К.Б.Кларком); Sociological Theory and Modern Society (1968); Politics and Social Structure (1969); The System of Modern Societies (1971); The American University (1973, в соавторстве с Д.М.Платтом); Social Systems and the Evolution of Action Theory (1977); Action Theory and the Human Condition (1978); Talcott Parsons on institutions and social evolution: selected writings / Leon H Mayhew, ed. Chicago: University of Chicago Press, 1982; Readings from Talcott Parsons / Peter Hamilton, ed. London: Tavistock Publications, 1983.
Переводы на русский язык
Монографии, сборники: Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы / под редакцией Т.Парсонса, сокращённый перевод с английского В.В.Воронина, Е.В.Зиньковского. — Москва : Прогресс, 1972. — 392 страницы; Парсонс Т. Система современных обществ / перевод с английского Л.А.Седова и А.Д.Ковалева. — Москва : Аспект-Пресс, 1997. — 270 страниц. — ISBN 5-7567-0225-3; Парсонс Т. О структуре социального действия. — Москва : Академический Проект, 2000. — 880 страниц. — ISBN 5-8291-0016-9; Парсонс Т. О структуре социального действия / под редакцией В.Ф.Чесноковой, С.А.Белановского. — Москва : Академический проект, 2018. — 435 страниц. — ISBN 978-5-8291-2254-6; Парсонс Т. Социальная система. — Москва : Академический проект, 2018. — 529 страниц. — ISBN 978-5-8291-2255-3. Статьи: Общетеоретические проблемы социологии// Социология сегодня: Проблемы и перспективы / Р.К.Мертон, Л.Брум., Л.С.Котрелл (редактор). — Москва : Прогресс, 1965. — страницы 25-67; Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS, 1993, выпуск 2 (The Concept of Society: The Components and Their Interrrelations, 1966); Система координат действия и общая теория систем действия. Функциональная теория изменения. Понятие общества // Американская социологическая мысль. — Москва : Издательство Международного университета бизнеса и управления, 1996. — страницы 462-525. Литература: Dillon, Michele. Introduction to sociological theory: theorists, concepts, and their applicability tothe twenty-first century. Second edition. — Wiley Blackwell, 2014. — ISBN 978-1-118-47192-0; Gerhardt, Uta. Talcott Parsons : an intellectual biography. — Cambridge: Cambridge University Press, 2002. — ISBN 0-521-81022-1; Martuccelli, Danilo[фр.]. Sociologies de la modernité. — Paris: Gallimard, 1999. — ISBN 978-2-07-041050-7; Ritzer, George. Stepnisky, Jeffrey. Sociological theory. 9th ed. — New York: McGraw-Hill, 2014. — ISBN 978-0-07-802701-7; Robertson, Roland; Turner, Bryan S. (eds.). Talcott Parsons: theorist of modernity. — L., Newbury Park, New Delhi: SAGE, 1991. — ISBN 978-0803985148; Scott, John. Sociology: The Key Concepts / J. Scott (ed.). — London, New York: Routledge, 2006. — ISBN 978-0-203-48832-4; Scott, John. Talcott Parson // J. Scott (ed.) Fifty Key Sociologists: The Contemporary Theorists. — L., N. Y.: Routledge, 2007. — P. 187—193. — ISBN 0-203-12890-7; Black M. The social theories of Talcott Parsons; a critical examination. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1961; Rocher G. Talcott Parsons and American Sociology. New York: Barnes & Nobles, 1975; Explorations in general theory in social science: essays in honor of Talcott Parsons/ Jan J.Loubser, ed. Vol.1/2. New York: Free Press, 1976; Menzies K. Talcott Parsons and the social image of man. London; Boston: Routledge & K. Paul, 1976; The Theory of Social Action: The correspondence of Alfred Schutz and Talcott Parsons/ Grathoff R., ed. Bloomington; London: Indiana UP, 1978; Bourricaud F. The sociology of Talcott Parsons. Chicago: University of Chicago Press, 1981; Lackey P.N. Invitation to Talcott Parsons’ Theory. Houston: Cap and Gown Press, 1987; Holmwood J. Founding sociology?: Talcott Parsons and the idea of general theory. London; New York: Longman, 1996; Agenda for sociology: classic sources and current uses of Talcott Parsons’s work/ Bernard Barber, Uta Gerhardt, eds. Baden-Baden: Nomos, 1999; Talcott Parsons: zur Aktualität eines Theorieprogramms/ Helmut Staubmann, Harald Wenzel (Hrsg.). Wiesbaden: Westdt. Verl., 2000; Fararo T.J. Social Action Systems: Foundation and Synthesis in Sociological Theory. Westport: Praeger, 2001; After Parsons—a theory of social action for the 21st century/ Renée C. Fox a.o., eds. New York: Russell Sage Foundation, 2005; Ковалёв А. Д. Формирование теории действия Тэлкотта Парсонса // История теоретической социологии. В 4-х томах. Том 3. Москва : Канон, 1997, Страницы 150—179; Критика теории «социального действия» Т.Парсонса. Москва : Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук СССР, 1982; Парсонс, Толкотт // П — Пертурбационная функция. — Москва : Большая российская энциклопедия, 2014. — Страницы 383—384. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 томах.] / главный редактор Ю.С.Осипов ; 2004—2017, том 25). — ISBN 978-5-85270-362-0; Осипова E.В. Парсонс // Новая философская энциклопедия : в 4 томах. / председатель научно-редакционного совета В.С.Стёпин. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва : Мысль, 2010. — 2816 страниц; Седов Л.А. Парсонс, Толкотт // Современная западная социология: Словарь. Москва : Политиздат, 1990. Страницы 257—260; Структурно-функциональный анализ в социологии. Выпуски 1/2. Москва, 1968—1969
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 13 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»