• Авторизация


13 декабря родились... 13-12-2025 09:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!


EliezerGrinberg (591x700, 179Kb)
1896
Лейзер (Элиэйзер) Гринберг (имя на идиш — אליעזר גרינבערג‎; Eliezer Greenberg)
еврейский поэт и литературный критик. Писал на идише. Лейзер Гринберг родился в бессарабском еврейском местечке Липканы, Хотинский уезд, Бессарабская губерния, Российская империя, в семье торговца мукой и пшеницей Хоскл Гринберга. До 17 лет жил в Липканах; учился у местных педагогов Ицика Школьника и Элиэйзэра Штейнбарга. Последний стал его поэтическим наставником. Однако публиковаться Гринберг начал только в Америке, куда приехал в 1913 году. Жил в Бостоне и Броктоне (штат Массачусетс). После обучения в Мичиганском университете в Энн-Арборе работал учителем в еврейских школах в Нью-Йорке (с 1927 года). Здесь, начиная с конца 1920-х годов, один за другим выходят многочисленные поэтические сборники: «Гасн Ун Эвенюс» (Улицы и авеню, 1928), «Фун Умэтум» (Отовсюду, 1934), «Фишер-Дорф» (Рыбацкая деревушка, 1938), «Ди Ланге Нахт» (Долгая ночь, 1946), «Банахтикер Диалог» (Ночной диалог, 1953), «Эйбикер Доршт» (Вечная жажда, 1968), а также литературоведческие работы и литературная критика: «Мойше-Лэйб haлперн Ин Рам Фун Зайн Дор» (Мойше-Лейб Гальперн в обрамлении своего поколения, 1942), «Централэ Мотивн Ун Грунт-Проблемэн Ин hэй Лейвикс Шафн» (Центральные мотивы и основные проблемы в творчестве Г.Лейвика, 1961), «Янкев Глатштейнс Фрэйд Фун Идишн Ворт» (Радость идишского слова Янкева Глатштейна, 1964) и другие. В 1930-е годы сотрудничал с нью-йоркским журналом пролетарской литературы и критики «Сигнал» (1933—1936), редактировал журнал «Гецелтн» (Шатры, 1945), вместе с Э.Шульманом основал издательство литературы на идише, составил и отредактировал том избранных произведений поэта Мойше-Лейба Гальперна (1934). С 1951 по 1954 год был вице-председателем международного идишского пен-клуба. Умер в городе Нью-Йорк Нью-Йорк, США, 2 июня 1977 года.
Сотрудничество с Ирвингом Хау
В 1952 году в сотрудничестве с Ирвингом Хау (настоящая фамилия — Горенштейн, 1920—1993) начал проект издания произведений еврейской литературы в английских переводах. Стараясь привлечь известных англоязычных литераторов к работе над произведениями ранее не переводившихся на английский язык авторов, Гринберг пригласил в свою нью-йоркскую квартиру на 19-й улице манхэттэнского ист-сайда писателя Сола Беллоу. Поскольку Беллоу, при свободном владении разговорным идишем не умел читать на этом языке, Гринберг читал ему вслух рассказ «Гимпл-Там» (Гимпель-дурень) писателя Ицхока Башевиса-Зингера, который Беллоу на ходу печатал в английском переводе. Этот первый перевод Башевиса-Зингера на английский язык приобрёл широкую известность и таким образом, с лёгкой подачи Гринберга и Беллоу, запустил англоязычную карьеру писателя, увенчавшуюся в 1978 году Нобелевской премией по литературе. Сам сборник, «A Treasury of Yiddish Stories» (Сокровищница рассказов на идише), вышедший в 1954 году, также в скором времени обрёл известность и с тех пор многократно переиздавался, а в 1985 году был переведён на итальянский язык. В том же 1954 году дуэт Гринберг — Хау выпустил аналогичный сборник еврейской поэзии в английских переводах («A Treasury of Yiddish Verse»), обретший схожую судьбу и впоследствии вышедший в престижной серии классической литературы Penguin Classics. Успех этих двух книг, фактически в первый раз ознакомивших англоязычную публику с еврейской литературой, упрочил сотрудничество Гринберга и Хау, которые в последующие два десятилетия подготовили построенные по тому же принципу сборники «Voices From The Yiddish» (Голоса из Идиша: эссе, мемуары, дневники; первое издание в 1972 году), «Ashes Out of Hope» (Пепел из надежды: художественные произведения советских еврейских писателей; первое издание — 1977) и избранные произведения классика еврейской литературы И.Л.Переца (1975). Все они переиздавались по многу раз, как в Соединённых Штатах, так и в Великобритании, и ввели в литературный обиход англоязычных стран ряд блистательных имён современной еврейской литературы, в том числе и творившейся по ту сторону железного занавеса (писателей Бергельсона, Маркиша, Гофштейна и других).
Книги Л.Гринберга
На идише: גאַסן און אַװעניוס (гасн ун авенюс, стихотворения), Бидерманс Бух-Гешефт: Нью-Йорк, 1928; פֿון אומעטום (фун умэтум — отовсюду, стихотворения), Бидерманс Бух-Гешефт: Нью-Йорк, 1934; פֿישער-דאָרף (фишер-дорф — рыбацкая деревушка, стихотворения); משה-לײב האַלפּערן אין ראַם פֿון זײַן דור (Мойше-Лэйб haлпэрн ин рам фун зайн дор — Мойше-Лейб Галперн в обрамлении своего поколения), М.Л.Галперн Арбэтэр-Ринг Брэнч: Нью-Йорк, 1942; די לאַנגע נאַכט (ди ланге нахт — долгая ночь, стихотворения), Липконэр Бесарабэр Society: Нью-Йорк, 1946; בײַנאַכטיקער דיִאַלאָג (банахтикер диалог — ночной диалог, стихотворения с иллюстрациями Ильи Шора), Гецелтн: Нью-Йорк, 1953; צענטראַלע מאָטיװן און גרונט-פּראָבלעמען אין ה. לײװיקס שאַפֿן (централэ мотивн ун грунт-проблемэн ин hэй Лейвикс шафн — центральные мотивы и базовые проблемы в творчестве Х. Лейвика), Бихер-Фарлаг: Нью-Йорк, 1961; יעקבֿ גלאַטשטײנס פֿרײד פֿון ייִדישן װאָרט (Янкев Глатштэйнс фрэйд фун идишн ворт — радость еврейского слова Янкев Глатштейна), hoйпт-Фаркойф ЦИКО: Нью-Йорк, 1964; אײביקע דאָרשט (эйбике доршт — неизбывная жажда, стихотворения), ЦИКО: Нью-Йорк, 1968. На других языках: Irving Howe & Eliezer Greenberg, A Treasury of Yiddish Stories (сокровищница рассказов на идише), Viking Press: Нью-Йорк, 1954; в последующих изданиях также: Yiddish Stories, Old and New (рассказы на идише, старые и новые), Holiday House: Нью-Йорк, Viking Penguin Classics — 1969, 1974, 1976, 1987, 1990; Irving Howe & Eliezer Greenberg, A Treasury of Yiddish Verse (сокровищница еврейской поэзии), Viking Adult: Нью-Йорк, 1954 (также Henry Holt & Co: Нью-Йорк, 1969, 1976 и др.); Irving Howe & Eliezer Greenberg, Voices From The Yiddish (голоса из идиша: эссе, мемуары и дневники), University of Michigan Press: Ann Arbor, 1972; также Schocken Books: Нью-Йорк, 1975; Irving Howe & Eliezer Greenberg, Favorite Yiddish Stories (любимые рассказы на идише), Wings Books: Нью-Йорк, 1976, 1992; Howe & Greenberg’s I.L. Peretz: Selected Works (И.Л.Перец, избранные произведения), Paul Elek: Лондон, 1975; Irving Howe & Eliezer Greenberg, Ashes Out of Hope: Fiction by Soviet Yiddish Writers (пепел из надежды: художественные произведения советских еврейских писателей), Schocken Books: Нью-Йорк, 1977 и 1987; Il meglio dei racconti yidish: scelta, posfazione e note bibliografiche a cura di Irving Howe e Eliezer Greenberg (итальянское издание сокровищницы рассказов на идише). A.Mondadori: Милан, 1985.

Абрамов (511x700, 116Kb)
1897
Николай Осипович Абрамов
советский и польский военачальник, контр-адмирал. Родился в посёлке рудника Язаш (ныне — Аргаяшский район,Челябинская область). Н.О.Абрамов был мобилизован в марте 1916 года. Начинал службу матросом-учеником Машинной школы, затем — машинист Балтийского флотского экипажа, машинист учебного судна, переведён на эскадренный миноносец «Капитан 1-го ранга Миклухо-Маклай». В 1917 году вступил в РСДРП(б). В 1917—1918 годах продолжил службу в морских отрядах Петрограда и Кронштадта. С 25 февраля 1918 г. в Красной армии. До апреля 1918 г. продолжал служить машинистом на эсминце «Капитан 1-го ранга Миклухо-Маклай». Участник Гражданской войны в России с апреля 1918 г. воевал бойцом, а потом командиром взвода в отряде Ф.Е.Акулова на Восточном фронте. С марта по июнь 1919 году обучался на пехотных курсах командного состава РККА, после чего был назначен командиром взвода Маршевого отряда на Южном фронте. В 1919 году был ранен в голову и в ногу. В сентябре того же года в связи с болезнью он был демобилизован из РККА. Поступил на учёбу в Советскую партийную школу в Екатеринбурге, которую окончил в 1921 году. Призван Кыштымским районным военным комиссариатом в декабре 1920 г. в ВМФ СССР и находился в распоряжении штаба Морских сил Северного моря. С декабря 1921 г. командир и политрук охраны побережья Северного грузового района. С мая 1922 г. до июня 1924 г. слушатель Военно-морского политического училища им. Рошаля. После получил назначение военным комиссаром канонерской лодки «Беднота» Азовской военной флотилии, на которой служил до октября 1925 года. Затем обучался на параллельных классах Военно-морского училища им. Фрунзе. На Черноморском флоте с сентября 1928 года Н.О.Абрамов нёс службу помощником командира канонерской лодки «Красный Аджаристан». С октября 1929 г. командир канонерской лодки «Красная Грузия». С октября 1930 г. по апрель 1933 г. проходил обучение на военно-морском факультете Военно-морской академии имени К.Е.Ворошилова, окончив которую, в июне 1933 года получил назначение на должность старшего помощника командира крейсера «Червона Украина». С апреля 1934 г. начальник штаба дивизиона канонерских лодок Морских сил Чёрного моря. С января 1936 года командир эскадренного миноносца «Шаумян». С декабря 1936 г. по март 1937 г. обучался на курсах командиров эсминцев. Участник Гражданской войны в Испании с декабря 1937 г. по декабрь 1938 г. Был военно-морским советником командира соединения эскадренных миноносцев республиканского флота. В обязанности Н.О.Абрамова входило обеспечение доставки грузов, необходимых республиканцам, встречей и конвоированием транспортов. Одновременно с июля 1938 года командир лидера эсминцев «Харьков». С декабря 1938 года начальник группы для особых поручений Военного совета Черноморского флота. С апреля 1939 года заместитель начальника штаба Черноморского флота. С февраля по июль 1940 был командующим Днепровской военной флотилией. С 4 июня 1940 года — контр-адмирал. В июле 1940 года после расформирования ДВФ был назначен командующим Дунайской военной флотилией.
Великая Отечественная война
Начало Великой Отечественной войны встретил в этой должности. Флотилия под командованием Абрамова вместе с частями РККА сдерживала противника в боях на государственной границе СССР, вела контрбатарейную борьбу с румынской артиллерией. В июле 1941 года руководил перебазированием кораблей флотилии из Измаила в Одессу и Херсон. Флотилия обеспечивали отход войск 18-й и 9-й армий и переправу на левый берег Южного Буга. Так как в Херсоне в тот момент боеспособных сухопутных войск не было, оборона города была поручена Дунайской военной флотилии. В августе 1941 года Абрамов был назначен начальником Херсонского гарнизона с оставлением в прежней должности командующего Дунайской военной флотилии. 16 сентября 1941 г. отстранен от должности командующего Дунайской военной флотилии за нарушение дисциплины, после чего был назначен командующим Учебным отрядом Черноморского флота. Одновременно ему была поручена оборона левого берега Днепра на участке Кринки — Днепропетровский лиман, тогда же им был организован сводный полк, в который вошли береговые подразделения флотилии. С октября 1941 года был комендантом 2-го сектора береговой обороны Севастополя. В декабре 1941 года он в качестве командира отряда канонерских лодок командовал высадкой десанта в Крыму в районе горы Опук. Однако по ряду причин эта высадка в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции закончилась безрезультатно. Его отряд из-за невыполнения поставленной задачи был перенацелен на другой участок высадки. В декабре 1941 — январе 1942 года по приказанию Военного Совета флота высадил в Камыш-Буруне (Аршинцево) десант около 2000 человек. С апреля 1942 года Н.О.Абрамов был назначен командиром Иоканьгской военно-морской базы Северного флота. В ноябре 1944 года Абрамов направлен в освобождённую Болгарию помощником председателя Союзнической контрольной комиссии по морским вопросам. Учитывая международный и боевой опыт, контр-адмирал Абрамов в августе 1945 года был назначен командующим Польским военно-морским флотом. На этом посту Абрамов занимался, в первую очередь, формированием ВМФ, восстановлением кораблей и судостроительных заводов Польши. С февраля 1946 по январь 1948 года — командир отряда учебных кораблей Юго-Балтийского флота. С января 1948 года старший уполномоченный по надводным кораблям Постоянной государственной комиссии по приёмке военных кораблей при Главнокомандующем ВМС, затем военно-морского министра СССР, с апреля 1953 года в Балтийской группе приемки кораблей ВМФ, которую возглавил в январе 1957 года. С 10 мая 1960 года Абрамов был уволен в отставку. Возглавлял ленинградскую секцию ветеранов-испанцев. Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 27 июля 1964 года. Похоронен на Ново-Волковском кладбище. Награды: Орден Ленина (1945); Орден Красного Знамени (четырежды) (1939, 1941, 1944, 1949); Орден Отечественной войны I степени (1944); Именное оружие (1957); Орден «Крест Грюнвальда» III степени (Польша) (1945); Орден «9 сентября 1944 года» (Болгария) (1947); медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»; другие медали (в том числе 1 иностранная). Литература: Абрамов Н.О. // Лурье В.М. Адмиралы и генералы Военно-Морского Флота СССР в период Великой Отечественной и Советско-японской войн (1941—1945). — Санкт-Петербург: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2001. — 280 страниц. — 1000 экземпляров. — ISBN 5-86789-102-X; Барсуков И.И., Йолтуховский В.М., Кондрашов А.Б. Адмиралы и генералы Военно-морского флота. Руководители структур политической и воспитательной работы. Биографические хроники (1917—2013). — Москва : Кучково поле, 2014. — 432 страницы. — ISBN 978-5-9950-0408-0; Щедролосев В.В. Три сестры Беломорской флотилии. — Санкт-Петербург : Леко, 2006. — ISBN 5-902236-29-0; Свердлов А.В. Воплощение замысла / Литературная редакция В.И.Милютина. — Москва: Воениздат, 1987. — 160 страниц — (Военные мемуары). — 30 000 экземпляров; Ленинградцы в Испании / Составители М.П.Казарновский, В.В.Пузейкин. Предисловие Д.П.Прицкера. — Ленинград: Лениздат, 1973; Henryk Piotr Kosk[пол.]. Generalicja polska. — Pruszków: Oficyna Wydawnicza «Ajaks», 1998. — Том I. — ISBN 8387103551; Janusz Królikowski[пол.]. Generałowie i admirałowie Wojska Polskiego 1943—1990. — Toruń: Wydawn. Adam Marszałek[пол.], 2010. — Том I. — Страницы 64-66. — ISBN 978-83-761-1801-7.

[699x471]
1897
Леви Тонкс (Lewi Tonks)
американский физик. Родился в Нью-Йорке. Окончил Колумбийский колледж (1917), в 1923 получил степень доктора философии в Колумбийском университете. С 1926 работал в лабораториях «Дженерал электрик». Научные исследования посвящены физике плазмы и проблеме управляемого термоядерного синтеза, математической физике, ядерной технике, квантовой электронике. Его работы 1929 с И.Ленгмюром по плазменным колебаниям и общей теории плазмы заложили фундамент современной физики плазмы. Независимо от У.Беннета предсказал (1938) пинч-эффект. Совместно с М.Д.Жирардо в 1960 предложил т.н. газ Тонкса – Жирардо — конденсат Бозе – Эйнштейна, представляющий собой газ ультрахолодных атомов в оптической решетке (получен только в 2004). Предложил логарифмическую шкалу давлений для вакуумных технологий. Боролся против войны во Вьетнаме. Работал в комиссии по правам человека. Умер от сердечного приступа в июле 1971 года.

Януш (496x700, 124Kb)
1897
Леонид Борисович Януш
ленинградский художник, представитель классической школы русской пейзажной живописи, инженер-железнодорожник.
«Мне кажется, что каким-то видом искусства должен заниматься или, по крайней мере, быть любителем его каждый человек, считающий себя достаточно культурным.» — Л.Б.Януш, художник, ученый, педагог.
В начале XX столетия, в сложный для русского искусства период, когда многие художники увлекались различными авангардными экспериментами, Леонид Борисович Януш стремился придерживаться реалистического направления. Его можно отнести к числу тех мастеров, которые следовали лучшим традициям русской пейзажной живописи. Родился Леонид Борисович Януш в городе Санкт-Петербург, Российская империя. Большое влияние на будущего художника оказал его дедушка, генерал-майор Леонид Иванович Януш, преподаватель Пажеского корпуса в Санкт-Петербурге, который давал юному Леониду первые уроки живописи. В 1912 году семья будущего художника переехала жить в Павловск. Леонид начал учиться живописи в школе Общества поощрения искусств, где его преподавателем стал Н.П.Химона (ученик А.Куинджи). Химона был ярким представителем традиций русской пейзажной школы и оказал большое влияние на Л.Б.Януша. В 1915 году Леонид окончил Кадетский корпус и поступил в Институт гражданских инженеров, откуда был призван в армию — в то время шла
Первая мировая война:
Леонид мечтал о поступлении в петербургскую Академию художеств, однако судьба сломала его планы. Во второй половине 1918 года умерли его дед и отец, на попечении молодого художника осталась вся семья. Леонид решил посвятить себя тому, что интересовало его не менее живописи: железной дороге. Он устроился работать техником и быстро дослужился до машиниста поезда. В стране шла гражданская война, поэтому молодой машинист водил как гражданские, так и военные эшелоны. После возвращения в 1920 году в Павловск Леонид продолжил учёбу на паровозном отделении Технологического института. В 1923 году он женился на Екатерине Лазаревне Брызгачевой, уроженке Павловска, через год у них родилась дочь Наташа. В 1927 году семья переехала в Петроград, началась активная научно-педагогическая деятельность художника. Он преподавал курс теории и конструкции паровозов. Им было написано несколько книг под общим названием «Конструкции паровозов железных дорог», изданных в период с 1929 по 1935 годы. По этим книгам обучалось несколько поколений инженеров. В этот период Л.Б.Януш меньше занимался живописью, однако часто писал этюды. Тогда же он создал ряд картин на железнодорожные темы, некоторые из них сейчас находятся в Музее железнодорожного транспорта в Петербурге. В 1927 году начались гонения на научную интеллигенцию, Л.Б.Януш был уволен из института и долго не мог найти постоянную работу. В этот период он вернулся к живописи и стал заниматься в студии изобразительного искусства при Доме инженерно-технических работников. Вскоре Леонид Януш познакомился с Аркадием Александровичем Рыловым, у которого многому научился. Перед началом Великой Отечественной войны Леонид Борисович пришёл работать в Военно-транспортную Академию. В конце 1941 года Академия была эвакуирована в Кострому, где Леонид Борисович, наряду с основной работой, начал активно заниматься живописью. Он исходил десятки километров и написал множество этюдов старинного волжского города и его окрестностей. Помимо живописи художник продолжал заниматься научной работой и в 1942 году получил степень кандидата наук. В конце 1944 года Академия вернулась в Ленинград. Л.Б.Януш продолжил работать в Академии. В 1947 году им была изобретена новая конструкция парораспределительного механизма для паровозов, но в связи с переходом на электрическую и тепловую тягу, его изобретение потеряло актуальность. В 1950 году вышла его книга «Русские паровозы за 50 лет». В общей сложности за период работы в Военно-транспортной Академии им было создано более тридцати печатных трудов по паровозам и целый ряд учебных пособий и методичек по инженерной графике. Немалых успехов Леонид Борисович добился в живописи, ежегодно участвуя в выставках ленинградской организации Союза художников. В 1962 году состоялось знакомство Леонида Борисовича с директором Дворца-музея города Павловска — Анной Ивановной Зеленовой. Он написал портрет этой замечательной женщины, в годы войны героически спасавшей экспонаты дворца и парка. С разрешения Зеленовой он создал целый ряд блестящих интерьеров дворца, архитектурных ансамблей и природы одного из красивейших парков мира. В 1970-е годы художником была создана целая серия акварельных интерьеров Дома ветеранов сцены на Петровском острове, в городе Ленинграде. В годы 75-летия и 80-летия художника в Ленинграде прошли его персональные выставки, высоко оцененные любителями русской живописи. Умер Леонид Борисович в родном городе 8 июня 1978 года. Он похоронен в Павловске рядом с могилами своего отца и деда, там же похоронены его жена и дочь.
Творчество
Януш01 (700x470, 456Kb)
«Павловск. Храм Дружбы» (1968)
Януш02 (700x514, 540Kb)
«Гроза прошла» (1977)
Януш03 (700x484, 414Kb)
«Черная речка» (1972)
Януш04 (700x505, 463Kb)
«Павловск» (1966)
Януш05 (700x525, 425Kb)
«Река Мга» (1975)
Януш06 (700x561, 126Kb)
«Павловску 200 лет» (1977)
Источники: Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Ленинград, Художник РСФСР, 1972. Страница 63; Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Ленинград, Художник РСФСР, 1980. Страница 28; Н.Л.Януш. Леонид Борисович Януш. Санкт-Петербург, 1994; Связь времен. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. СПб., 1997. Страница 302; Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург, НП-Принт, 2007. Страницы388, 396. ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.

Lazarus (666x700, 270Kb)
1898
Даниэль Лазарюс (французское имя — Daniel Lazarus)
французский пианист, композитор, дирижёр и музыкально-общественный деятель еврейского происхождения, лично и стилистически близкий к некоторым членам «Шестёрки», Ролану-Манюэлю, Анри Соге и другим последователям Эрика Сати. Родился в городе Париж, Франция. С восьмилетнего возраста Даниэль Лазарюс учился в Парижской консерватории, которую закончил в 1916 году по классу композиции, дирижирования и фортепиано. Во время обучения (в 1915 году) получил Первую премию Консерватории по сольному фортепиано. Ещё из консерватории Лазарюс был призван в действующую армию, воевал и, получив ранение, вернулся в Париж. Вскоре после возвращения на него обратила внимание известная певица Жанна Батори, которая пригласила его занять место дирижёра в своём концертном «Театре старой голубятни» (французское название — Théâtre du Vieux-Colombier). После окончания Первой мировой войны Лазарюс вместе с другим французским композитором еврейского происхождения, Роланом-Манюэлем (настоящее имя Алексис-Ролан Леви), вступил во французскую секцию Международного общества современной музыки (французское название — S.I.M.C.), где с 1921 года исполнял должность секретаря и казначея (между прочим, секретариат S.I.M.C. располагался по адресу: рю де Петроград, дом 30, Париж-IX).
Satie-lesprit (496x700, 38Kb)
Эрик Сати, автопортрет
Мировоззрение, пристрастия и личные контакты Лазарюса в течение жизни претерпели значительные изменения. В январе 1923 года на очередных перевыборах комитета S.I.M.C. Даниэль Лазарюс выступил с узко шовинистических позиций (французского национализма) на стороне Эмиля Вюйермо против переизбрания Дариуса Мийо на очередной срок (за космополитизм, но прежде всего за анти-импрессионистическую пропаганду в США). За этот свой демарш Даниэль Лазарюс (вместе с Роланом-Манюэлем) заслужил от Эрика Сати почётное звание «интернационального олуха». При поддержке Равеля (против которого в основном и была направлена «пропаганда» Мийо) и Кеклена Дариус Мийо был всё же переизбран на очередной срок. Однако сам Сати в знак протеста против узкого национализма членов Комитета 7 марта 1923 года покинул Комитет и демонстративно вышел из состава S.I.M.C., о чём написал иезуитски вежливое письмо лично Лазарюсу.
«Даниэлю Лазарюсу, заявление
Господин & Дорогой Собрат. Этими словами я довожу до Вашего сведения мою отставку из Комитета Директоров (Французской Секции) Международного Музыкального Общества. Прошу Вас, соблаговолите принять, Господин & Дорогой Коллега, выражение моего искреннего почтения.» — (Эрик Сати, письмо от 7 марта 1923, Аркёй.)
Точно такое же письмо пятью годами ранее от Эрика Сати получил и Луи Дюрей, будущий близкий соратник Лазарюса по Народному фронту и левому движению. К слову сказать, в то время Сати уже был членом коммунистической секции Интернационала, его личная карточка и партийный билет до сих пор значится в реестре под № 8576.
LazarusСкрябина (503x700, 141Kb)
Ариадна Скрябина, 1924
В январе 1924 года Даниэль Лазарюс женился на Ариадне Скрябиной, первой дочери композитора Александра Скрябина от второго брака (с Татьяной Шлёцер), которая, оказавшись в эмиграции, переживала серьёзные материальные и душевные трудности. Лазарюс вызвал у Ариадны интерес прежде всего тем, что был композитором и пианистом, как её отец, кроме того, она с детства питала некоторую склонность к евреям. Сам же Лазарюс преклонялся перед творчеством Скрябина, и роман с дочерью гениального композитора не мог не льстить его самолюбию. Кроме того, Ариадна привлекла его своим необузданным темпераментом и необычайной раскованностью, порой доходящей до развязности или наглости. Современники вспоминают, что юная Ариадна в ресторанах много курила, пила водку, а главное — ела с ненасытной жадностью. Всё это явилось прямым последствием нищих и голодных лет, проведённых в послереволюционной России. Когда посетители начинали на неё глазеть, Ариадна нисколько не тушевалась, запросто могла хрипло рассмеяться им в лицо или даже показать язык. Всё это одновременно шокировало и притягивало Лазарюса, в то же время приводя его в крайнее смущение. Рядом с Ариадной он выглядел инфантильным, растерянным ребёнком, хотя был старше её на семь лет. В 1923 году Даниэль Лазарюс написал три романса на стихи Ариадны Скрябиной, и вскоре сделал ей предложение. Нетрудно догадаться, до какой степени этот эксцентричный мезальянс не понравился добропорядочным родственникам музыканта. Чопорная мать Лазарюса возненавидела Ариадну на первом же семейном обеде, дав ей презрительное прозвище «цыганка». Тем не менее, свадьба всё-таки состоялась, с «благословения» дяди Бори (брата матери Ариадны). В 1925 (3 февраля) и 1926 годах от этого брака появились две дочери: Татьяна-Мириам (Танья, в честь рано умершей матери Ариадны) и Жильбер-Элизабет (Бетти). Вскоре после рождения Бетти, Ариадна ушла от Лазарюса, забрав детей и навсегда вычеркнув его из своей жизни.
LazarusРоллан (494x700, 149Kb)
Ромен Роллан, 1914.
Но, по-видимому, близкие отношения со столь эксцентричной и радикальной натурой, каковой была Ариадна, не прошли для Даниэля бесследно. К началу 1930-х годов взгляды Лазарюса претерпевают значительные изменения, он сближается с левыми кругами, среди его лучших друзей поэт Жан-Ришар Блок, композитор-коммунист Луи Дюрей и писатель Ромен Роллан. Именно тридцатые годы становятся пиком творческой и организаторской активности Лазарюса. Он становится музыкальным хроникёром журнала «Европа», ведёт колонку музыкальной критики в газете «Этим вечером» (французское название — Ce soir, ежедневный листок коммунистической партии Франции наряду с L’Humanité). В 1937 году Лазарюса избирают в музыкальную дирекцию парижской Опера Комик. Он полностью разделяет прогрессистские идеи Блока (напрямую развивающего тезисы Сореля о ценности социального искусства) о связи творчества с народом и является в это время, пожалуй, самым левым его продолжателем. Нередко Лазарюс уезжал из Парижа в Пуату и гостил в имении Блока «Меригот» (французское название — Mérigote), где сочинял музыку и много общался. В те годы «Меригот» имел славу «настоящего (хотя и левого) перекрёстка искусств и гуманитарных наук», там Лазарюс встречался и знакомился со многими деятелями «левого» искусства Франции. Вполне проникшись идеями Блока, спустя четверть века Лазарюс изложил их в своей книге-завещании «Приход в музыку» (французское название — Accès à la musique, 1960).
LazarusДюрей (500x700, 163Kb)
Луи Дюрей, композитор и коммунист
С 1934 года в Париже происходила активная консолидация антифашистских левых сил. Спустя два года этот процесс привёл к организационному результату. 1 июня 1936 года состоялось торжественное открытие Первого конгресса Народной музыкальной федерации Франции. В состав антифашистской левой организации вошли музыканты разных поколений, среди которых оказалась большая часть Шестёрки (Онеггер, Мийо, Дюрей, Орик и Тайфер), а также Жак Ибер, Жан Вьенер, Андре Жоливе, Даниэль Лазарюс, Роже Дезормьер… Однако не только музыканты. В работе федерации участвуют также многие поэты лево-социалистических взглядов: Арагон, Блок, Вайян-Кутюрье, Муссинак, Вильдрак, Поль Элюар. Поэты осуществляют живую связь между федерацией и Ассоциацией революционных писателей, а Ромен Роллан направляет приветственное письмо в адрес Федерации. На первом заседании Федерации единогласно избирает своим президентом Альбера Русселя, а его заместителем — Шарля Кеклена (спустя год, после смерти Русселя, Кеклен надолго стал президентом). Также с 1937 года генеральным секретарём Федерации стал композитор-коммунист Луи Дюрей. С первого же года при Федерации образуются многочисленные хоры рабочих, налаживаются связи с профсоюзами. Самый большой хор рабочих под названием «Парижский рабочий хор» был организован Кекленом ещё в 1935 году. В репертуаре хоров, кроме образцов классической музыки, постоянно исполняются песни французских революций, «Застольные песни сенсимонистов» Давида, а также хоры Госсека, Гретри и Мегюля. Даниэль Лазарюс занял место наиболее последовательных радикалов с точки зрения демократичности музыки. Он рьяно отстаивал позицию, по которой композиторы должны опроститься до состояния народных музыкантов, только обрабатывающих народный или подобный ему материал. По его мнению, современная социальная среда, все более и более наполненная протестами народных масс, требовала от композиторов пересмотра основ музыкального творчества. Лазарюс выступал за создание современной ультра-упрощенной народной музыки, которая была бы более адаптирована для народных масс. Моментом наивысшей славы Даниэля Лазарюса, пожалуй, можно считать 14 июля 1936 года. В музыкально-исторической литературе он остался известен в первую очередь своим участием в коллективной постановке эпической революционной пьесы, организованной силами Народной Федерации. 14 июля 1936 года в парижском театре «Альгамбра» состоялась премьера исторической хроники Ромена Роллана «14 июля». Написанная ещё в 1901 году, эта драма была продиктована желанием автора создать подлинно народный спектакль, пронизанный «настоящими» массами народа и картинами его революционного подъёма. Роллан мечтал о создании подлинного национального и Народного театра, который должен был (по его замыслу) смести изысканное искусство декаданса и "противопоставить ухищрениям парижских театралов искусство мужественное и сильное, отображающее жизнь громадных народных масс и ведущее к возрождению нации. Мечты Ромена Роллана смогли (хотя и частично) воплотиться только 35 лет спустя, в период Народного фронта, когда двери парижских театров, наконец, распахнулись для искусства без изысков, демократического искусства широких масс. Поначалу автор задумывал поставить «народную революционную пьесу» под открытым небом, на площади Бастилии, однако премьера состоялась 14 июля в помещении театра «Альгамбра» под общим руководством Вильдрака с декорациями Пикассо. Режиссёром спектакля выступил Шабан, а вся постановка осуществлялась под эгидой парижского Дома Культуры, возглавляемого писателем-коммунистом Леоном Муссинаком. Большое место в спектакле было отведено музыкальным сценам, которые написали семь композиторов, членов Федерации. Эту группу Шарль Кеклен, который вообще несколько подражал Эрику Сати, назвал «семёркой» (французское название — Sept), как бы в подобие французской «Шестёрке» или русской «Пятёрке». Среди всей «Семёрки» Даниэль Лазарюс был наименее известным композитором. Однако именно перед ним (в силу его жёстко-демократических взглядов) была поставлена задача написать то, что в глазах Ромена Роллана было самой важной партитурой в спектакле: финальный народный праздник свободы.
LazarusТема (700x341, 220Kb)
Тема из «Праздника свободы» (Лазарюс-Гретри)
Музыкальные номера были распределены следующим образом: 1. Увертюру написал Жак Ибер. 2. Сцену в саду Пале-Рояль — Жорж Орик. 3. Музыку к финалу первого действия (Вступление и Похоронный марш) — Дариюс Мийо. 4. Вступление ко второму действию — Альбер Руссель. 5. Хор «Свободы» с инструментальным сопровождением — Шарль Кеклен. 6. Марш (Поход на Бастилию) — Артюр Онеггер. 7. «Праздник свободы» (финал) — Даниэль Лазарюс. Дирижировал спектаклем Роже Дезормьер, ещё один из учеников Сати по «Аркёйской школе». Рассчитанная первоначально для исполнения под открытым небом, музыка была написана для большого духового оркестра. По общему мнению, наиболее яркие страницы этой коллективной партитуры принадлежат перу Мийо и Онеггера. Оба композитора создали впечатляющие звуковые картины массовых шествий, предшествующих и последующих за штурмом Бастилии. К примеру, Онеггер ввёл в партитуру хор, поющий с закрытым ртом, тем самым пытаясь передать печаль освободителей при виде жертв, томящихся в тюрьме.
LazarusГретри (576x700, 217Kb)
Андре Гретри
Главной темой для финального «Праздника свободы» Лазарюса стала старинная крестьянская песня, приведённая предельно просто, точно и с минимальным количеством оркестрово-хоровых изысков. Любопытно, что в точности ту же без малейших изменений тему с теми же «словами» (и даже в той же тональности) можно обнаружить в антракте второго акта комической оперы Гретри 1784 года «Проба в деревне» (или «Сельское испытание»; французское название — L'Épreuve villageoise). Данный пример использования одной и той же темы на расстоянии полутора веков можно считать одним из курьёзов в истории музыки. В 1937 году, после избрания Лазарюса в музыкальную дирекцию Опера Комик (в 1936—1938 годах в результате серьёзных управленческих проблем Опера Комик была на грани банкротства), он ставит на этой сцене свою комическую оперу «Голубая комната» (французское название — La chambre bleue), написанную годом раньше. Либретто для оперы по новелле Проспера Мериме написал известный критик Анри Прюньер, как нетрудно догадаться, тоже член дирекции театра. Музыка этого произведения также отличалась крайней простотой, после премьеры критики отмечали некоторое сходство творческого почерка Лазарюса с Анри Соге, ещё одним учеником Эрика Сати по «Аркёйской школе». Одна из рецензий упрекала Лазарюса в том, что его музыка (невзирая на её простоту) слишком часто заглушает голоса на сцене. В 1937—1939 годах Лазарюс (после Леона Муссинака) занимал также пост директора парижского Дома Культуры. Оккупация Франции положила предел артистической карьере Даниэля Лазарюса. Как еврей и «почти» коммунист, он был вынужден спешно покинуть Францию и, подобно Дариюсу Мийо, спасался в эмиграции. Послевоенная деятельность Лазарюса не отличалась особенной яркостью, можно сказать, что он несколько отстал от своего времени. Как типичный академический музыкант (хотя и левых взглядов, что, впрочем, было также типично для послевоенного времени), он преподавал, вёл критическую и музыкально-административную деятельность, по-прежнему оставаясь членом Народной музыкальной федерации Франции (под председательством всё того же генерального секретаря Луи Дюрея). Умер Даниэль Лазарюс в родном городе 27 июня 1964 года.
Краткий обзор творчества
Наиболее известными сочинениями Даниэля Лазарюса являются «Праздник свободы» (к пьесе Ромена Роллана «14 июля») и комическая опера «Голубая комната», хотя и они на данный момент почти забыты и принадлежат, скорее, к области истории музыки. Также Даниэль Лазарюс является автором нескольких балетов (самый известный из которых «Камыш» поставлен в 1924 году), а также одной «лирической эпопеи» и одной музыкальной комедии. Перу Даниэля Лазарюса принадлежит ряд симфонических произведений, среди которых несколько симфоний (самая известная: «Гимническая симфония») и Фантазия для виолончели с оркестром. Среди камерных сочинений Лазарюса: соната для скрипки и фортепиано, три романса на стихи Ариадны Скрябиной, и многочисленные пьесы для фортепиано. Кроме того, Лазарюс является автором музыкально-педагогического труда «Приход в музыку» (1960 год, французское название — Accès à la Musique).

Feliks Parnel (535x700, 115Kb)
1898
Феликс Парнель (польское имя — Feliks Parnel; имя при рождении – Феликс ЯнГжибек, Feliks Jan Grzybek.)
польский артист, балетмейстер. Родился в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя (ныне Польша). В 1917–1921 солист оперного театра в Одессе. В Варшаве работал балетмейстером в театпре "Новости" (1925–1927), "Театре Вельки" (1927–1929), эстрадных театрах "Весёлый вечер", "Морское око" и другие. Организатор и руководитель труппы Польский балет Парнеля (1935–1939 и 1945–1947); ставил спектакли в варшавских театрах "Театр Народовы" (1948–1949) и "Сирена" (1952–1954), руководил труппой Оперы в Познани (1954–1956), Лодзи (1957–1965). Исполнял почти все главные характерные партии в собственных постановках в своей труппе, а также Пульчинеллу и пана Твардовского. Среди постановок и возобнпвлённые: "2-я рапсодия Листа" (1928), "Байка" на музыку Монюшки (1928), "Пряничное сердце" Барановича (1929), "Пан Твардовский" (1955, 1959), "Послеполуденный отдых фавна" (1957), "Жизель" (1959); "Свитезянка" Моравского (1960), "Комедианты" на музыку Малявского (1960), "Бахчисарайский фонтан" (1961), "Коппелия" (1962) и другое. В творческой практике Парнель часто обращался к польскому танцевальному фольклору, который ставил в духе стилизованного гротеска. Умер в городе Лодзь, ПНР, (ныне Польша), 4 апреля, 1980 года

Пуни (551x700, 108Kb)
1898
Авксентий Цезаревич Пуни
советский психолог, один из основоположников спортивной психологии в СССР, доктор педагогических наук, профессор. Правнук итальянского композитора Цезаре Пуни. Родился в городе Вятка, Российская империя. Во время учебы в гимназии увлекался спортом, организовал и руководил вятским обществом любителей спорта. Занимались футболом, лёгкой атлетикой, теннисом, лыжами. Часто занятия спортом проходили во дворе, где жила семья Пуни. В 1914 году первым в Вятке начал осваивать фигурное катание. В 1917 году стал красногвардейцем, участник Гражданской войны, демобилизовался из Красной Армии в 1923 году. Вернувшись на родину, работал в Вятском губернском совете физкультуры. В 1926—1927 годах был научным сотрудником Вятского дома физкультуры. В 1932 году окончил Ленинградский институт физической культуры имени П.Ф.Лесгафта, после этого остался в институте вести научную работу и преподавать. Основал кафедру психологии и был ее заведующим на протяжении 30 лет. После ухода с этой должности был профессором-консультантом. Отличник физической культуры (1947). В июле 1941 года, Пуни, имевший звание капитана запаса медицинской службы, добровольцем вступает в армию. В боях по обороне Ленинграда награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Уже после войны будет награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Дружбы народов», многих медалей. В 1952 году защитил докторскую диссертацию на тему «Психология спорта». Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 26 апреля 1985 года, похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Награды и премии: Орден Красной Звезды; Орден Трудового Красного Знамени; Орден Дружбы народов; Медаль «За оборону Ленинграда»; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Отличник физической культуры и спорта
Вклад в науку
Стал основоположником спортивной психологии в СССР, впервые в стране ввел учебный курс психологии физического воспитания и спорта. В 1947 году Пуни разработал курс лекций «Психология физического воспитания и спорта», ставший обязательным предметом в подготовке спортивных педагогов и тренеров. Разработал теорию навыка и закономерностей его формирования. Вел научные исследования по технической и волевой подготовкой спортсменов, в том числе с проблемами психологической готовности к соревнованиям. Написал около 350 научных работ, учебников и методических пособий. Его основные труды: Роль представлений в формировании двигательных навыков (1957); Волевая подготовка юных спортсменов. — Москва, 1961; «Очерки психологии спорта (1959), Психология физического воспитания и спорта (части 1—2, 1973); Проблема личности в психологии спорта (1980).
Семья
Прадед ― итальянский композитор Цезарь Пуни (правильнее Чезаре Пуньи) (1802—1870). Дед ― Цезарь Пуни, служащий на железной дороге в России. Отец ― Цезарь Цезаревич Пуни (1868—1951), вятский дантист. Супруга ― Лия Давидовна (Каценеленбоген) (1904—1984). Сын ― Цезарь (родился в 1930 году), хирург высшей квалификации, кандидат медицинских наук, работал во Вьетнаме и Афганистане Внучка ― Марина, врач. Внучка ― Людмила, музыкант.
Память
Кафедра психологии имени А.Ц.Пуни Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта

Grakov (536x700, 78Kb)
1899
Борис Николаевич Граков
советский археолог, специалист по скифо-сарматской и античной археологии, руководитель Степной скифской экспедиции Московского государственного университета. Доктор исторических наук (1939), профессор МГУ. Родился в городе Онега, Архангельская губерния, Российская империя, в семье лесничего, потомственного дворянина. С 1905 года жил в Москве. В 1918 году окончил Седьмую Московскую гимназию с золотой медалью и поступил на классическое отделение историко-филологического факультета Московского университета, в 1922 году окончил историко-археологическое отделение факультета общественных наук. Ученик В.А.Городцова (археология) и М.М.Покровского (антиковедение). В 1919 году принят на временную должность научного сотрудника в Государственный исторический музей, с 1922 года — старший помощник хранителя, до 1929 года — сотрудник отдела археологии. В 1922—1924 годах преподавал древнегреческий язык на общеобразовательных курсах МГУ, участвовал в раскопках В.А.Городцова в Подмосковье. В 1924 году поступил в аспирантуру Института языкознания и истории литературы РАНИОН по специальности «классическая археология». В 1928 году защитил диссертацию на тему «Древнегреческие клейма с именами астиномов» и был утверждён научным сотрудником I разряда по Институту археологии и искусствознания, реорганизованному в 1931 году в Институт истории материальной культуры. Проводил раскопки савроматских, скифских и сарматских древностей в Нижнем Поволжье (1925—1926, 1936), Ивановской области (1926—1929), Приуралье (1927—1932), Западном Казахстане (1936), на Украине (1937—1940, по поручению МОИИМК и Никопольского краеведческого музея; вновь с 1944). В 1933—1935 годах — учёный секретарь античного сектора ГАИМК, позднее старший научный сотрудник РАНИОН. Доктор исторических наук (1939, диссертация «Клеймёная керамическая тара эпохи эллинизма как источник по истории производства и торговли»). С 1933 года преподавал древнегреческий и латинский языки в МИФЛИ, в 1937—1938 годах — доцент кафедры археологии. Одновременно преподавал аспирантам ГИМа. С 1941 года — профессор кафедры археологии исторического факультета МГУ. Читал лекционный курс «Введение в археологию», а также спецкурсы «Железный век», «Общие черты скифской культуры степной и лесостепной областей Северного Причерноморья», «Археологический комментарий к „скифскому рассказу“ Геродота», «Сарматы», «Скифская религия и эпос», «Античная керамическая эпиграфика». Заведующий сектором нумизматики и вспомогательных дисциплин (1943—1947) и сектором скифо-сарматской археологии (1947—1953) ИИМК АН СССР. В 1952 году организовал I Всесоюзную конференцию по скифо-сарматской археологии. Был женат на археологе О.А.Кривцовой-Граковой (1895—1970), дочери юриста А.С.Кривцова. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 14 сентября 1970 года. Похоронен на Донском кладбище. Награды: Орден Трудового Красного Знамени (10 июня 1945). Ученики: А.К.Амброз; Ю.Г.Виноградов; П.Д.Либеров; А.И.Мелюкова; М.Г.Мошкова; М.Н.Погребова; К.Ф.Смирнов; Д.Б.Шелов; И.В.Яценко.
Научная деятельность
Первым систематизировал огромный материал о древнегреческих керамических клеймах и создал полный их свод по Северному Причерноморью. Исследовал проблемы этногеографии Скифии, общественного строя и производства скифов и сарматов, выделил основные этапы сарматской культуры Поволжья и Приуралья VI—IV веков до н. э. Автор многих научных работ, среди которых «Древнегреческие клейма с именами астиномов», «Скифы», «Каменское городище на Днепре», «Ранний железный век» и др. Б.Н.Граков — основатель нескольких новых направлений в археологии. Им впервые создана новая научная дисциплина — античная керамическая эпиграфика. Его раскопки были прекрасной школой для студентов и аспирантов исторического факультета.
Основные работы
Список трудов Б.Н.Гракова был опубликован в № 2 журнала «Советская археология» за 1971 год. У него есть неопубликованные мемуары. Книги: Древне-греческие керамические клейма с именами астиномов. Москва, 1929. 224 страницы, иллюстрации; Эпиграфические документы царского черепичного завода в Пантикапее; Скіфи. Киев, 1947; Ближайшие задачи археологии Казахстана. — Кзыл-Орда : Казиздат, 1930; Каменское городище на Днепре. (Материалы и исследования по археологии СССР. № 36); Скифы: Научно-популярный очерк. — Москва : Издательство МГУ, 1971. — 200 страниц; Ранний железный век: (культуры Западной и Юго-Восточной Европы). Москва, 1977. Статьи: Отчет об археологических раскопках, произведённых Б.Н.Граковым в июле 1927 года в окрестностях гор. Иваново-Вознесенска // Отчет о деятельности Иваново-Вознесенского губернского научного общества краеведения за 1927 г. — Иваново-Вознесенск : [бумага известковая], 1928. — Страницы 35-40; Курганы в окрестностях поселка Нежинского Оренбургского уезда по раскопкам 1927 г. // Труды секции археологии. Том 4; Василию Алексеевичу Городцову к сорокалетнему юбилею научной деятельности. — Москва : Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук, 1928. — Страницы 145—155; Monuments de la culture scythique entre le Volga et les monts Oural // Eurasia septentrionalis antiqua. Hels., 1928. Vol. 3; Пережитки матриархата у сарматов // Вестник древней истории. 1947. № 3; Скифский Геракл // КСИИМК. Вып. XXXIV. 1950; О работе Степной Скифской экспедиции // КСИИМК. — 1951. — Вып. XXXVII. — Страницы 131—136; "Об этнических и культурных различиях в степных и лесостепных областях Европейской части СССР в скифское время // Вопросы скифо-сарматской археологии. Москва, 1954 (в соавторстве с А.И.Мелюковой). Литература: Мелюкова А.И., Смирнов К.Ф., Шелов Д.Б. К 70-летию Б.Н.Гракова // Советская археология. 1969. № 4; Яценко И.В. Борис Николаевич Граков (к 70-летию сл дня рождения) // Вестник Московского университета. Серия История. 1970. № 1; Виноградов Ю.Г. Борис Николаевич Граков (1899—1970) // Вестник древней истории. 1971. № 1.‒ № 1. — Страницы 201—202; Б.Н.Граков (1899—1970) [некролог] // Советская археология. — 1971. — № 2. ‒ Страницы 309‒311; Мелюкова А.И.Научная и педагогическая деятельность Б.Н.Гракова // Граков Б.Н. Ранний железный век. Москва, 1977; Тезисы докладов областной конференции «Проблемы скифо-сарматской археологии Северного Причерноморья», посвящённой 90-летию со дня рождения профессора Б.Н.Гракова: I. — Запорожье : [бумага известковая], 1989; Виноградов Ю.Г., Яценко I. В. Apxeoлогічнa діяльнiсть Б.М.Гракова на Укpaїнi // Аpxeoлогія. — 1990. — № 3; Граковские чтения на кафедре археологии МГУ за 1989—1990 гг. : материалы семинара по скифо-сарматской археологии. — Москва, 1992; Кызласов Л.Р. Портреты учителей — создателей советской археологии : к 60-летию начала специализации по археологии на историческом факультете МГУ // Вестник Московского университета. Серия 8: История. — 1997. — № 4. — Страницы 3-29; Евразийские древности. 100 лет Б.Н.Гракову: архивные материалы, публикации, статьи. — Москва, 1999; Мелюкова А.И., Яценко И.В. Первые экспедиции с Б.Н.Граковым // Российская археология. — 1999. — № 4. — Страницы 215 −220; Проблемы скифо-сарматской археологии Северного Причерноморья (К 100-летию Б.Н.Гракова) : материалы международной конференции. — Запорожье: [бумага известковая], 1999; Граков Б. Н. // Институт археологии: история и современность. — Москва, 2000. [Выпуск 2]. — Страницы 88-91; Скифы и сарматы в VII—III вв. до н. э. : палеоэкология, антропология и археология. — Москва : Институт археологии Российской Академии Наук, 2000; Канторович А.Р. Граков Борис Николаевич // Энциклопедический словарь Московского университета. Исторический факультет / Под общей редакцией С.П.Карпова. — Москва : МГУ; РОССПЭН, 2004. — Страницы 101—102. — ISBN 5-8243-0565-X; Мелюкова А.И., Свиридов А.В. Борис Николаевич Граков (1899—1970) // Портреты историков: время и судьбы. Том 3. Древний мир и Средние века / ответственный редактор Г.Н.Севостьянов. — Москва : Наука, 2004. — Страницы 45-63; «И жизнь, и слёзы, и любовь…» / составитель А.Г.Плешивенко. — Запорожье : ЛIПС, 2011; Музейний Вiстник. — № 14. — Запорiжжя: [бумага известковая], 2014; Саєнко В. Порівняльні життєписи: Борис Миколайович Граков та Олексій Іванович Тереножкін. // Матеріали і дослідження з археології Прикарпаття і Волині. Випуск 19. Історія археології: міжособистісні та інституціональні комунікації. — Львів, 2015. — Страницы 123—135; Свиридов А.В. Потомки московского педагога Леонтия Ивановича Чермака. — Москва, 2020. — (Генеалогический архив А.В.Свиридова; выпуск 4).

Yusef Greiss (509x700, 263Kb)
1899
Юсеф Грейсс (арабское имя —يوست جري)
египетский композитор, основоположник египетской симфонической классической музыки. Родился в городе Каир, Египет. Грейсс имел коптское происхождение. Он сочинял оркестровые произведения и камерную музыку. Его патриотическое произведение для оркестра под названием «Маср» (1932) считается первым оркестровым произведением, написанным египтянином. Грейсс написал 23 фортепианных сочинения соло, 14 скрипичных сочинений соло, три флейтовых сочинения соло, шесть лирических сочинений для фортепиано и 10 оркестровых сочинений. Умер в городе Венеция, Италия, 7 апреля 1961 года
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 13 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»