• Авторизация


13 декабря родились... 13-12-2025 09:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Boutnikoff (493x700, 198Kb)
1893
Иван Григорьевич Бутников
русский дирижёр и музыкальный педагог. Родился в городе Купянск, Харьковская губерния, Российская империя. Окончил гимназию в Харькове, затем учился в Харьковской консерватории, в Москве и в Лейпциге. После революции эмигрировал из России в Константинополь, где в скором времени организовал собственный оркестр из 50 музыкантов. В 1923—1929 гг. преподаватель Афинской консерватории и главный дирижёр её оркестра (совместно с Димитрисом Митропулосом). В 1931—1933 гг. главный дирижёр хора Венская певческая академия. Выступал в Вене и как оркестровый дирижёр: в частности, в 1935 году дирижировал мемориальным концертом к 20-летию со дня смерти Александра Скрябина: прозвучали концерт для фортепиано с оркестром (солист Роланд Раупенштраух) и «Поэма экстаза». Затем композитор и дирижёр Русского балета Монте-Карло, вместе с которым переехал в США; автор ряда оркестровок и аранжировок («Безумный Тристан» на основе «Тристана и Изольды» Вагнера, с либретто Сальвадора Дали, 1944; па-де-де Джорджа Баланчина на музыку антракта из «Спящей красавицы» Чайковского, 1945; балет Брониславы Нижинской «Брамсовские вариации» по Вариациям на тему Паганини и Вариациям на тему Генделя Иоганнеса Брамса, 1948; симфонии Гарольд в Италии Г.Берлиоза для балета Л.Ф.Мясина «Гарольд в Италии», 1954). Сочинял также и оригинальную музыку — в частности, одноактные балеты по пьесам Теодора Драйзера «Веселящий газ» и «Весенний концерт». В разное время выступал и с другими заметными коллективами — в частности, с Венским симфоническим оркестром, Нью-Йоркским филармоническим оркестром. В поздние годы частным образом преподавал; среди учеников Бутникова, в частности, американский композитор Кристофер Л.Стоун (известный музыкой к мультсериалу «Чудеса на виражах» и компьютерной игре «Dragon's Lair»). Умер 16 февраля 1972 года. Был женат на арфистке Марджори Колл.

[506x700]
1893
Даниил Наумович Величко
старший табунщик колхоза «Заря» Баян-Аульского района Павлодарской области Казахской ССР. Родился в Брестском уезде Гродненской губернии. Из семьи крестьян. Белорус. В 1906 году вместе с родителями переехал на постоянное место жительства в село Алексеевка Павлодарского уезда Семипалатинской области (ныне село Кундыколь Баян-Аульского района Павлодарской области Казахстана). Участник Первой мировой и гражданской войн. В 1919—1921 годах служил в рядах Красной Армии. Активный участник восстановления села Алексеевка, разорённого в годы гражданской войны, а затем коллективизации в Прииртышье. С 1931 года трудился табунщиком в сельскохозяйственной артели, затем старшим табунщиком коневодческой фермы колхоза «Заря», впоследствии переименованного в совхоз «Алексеевский». В годы Великой Отечественной войны наряду с другими трудился не покладая рук, внося в фонд обороны свой труд и свои сбережения. В тяжёлое послевоенное время трудился так же ударно, ежегодно добиваясь отличных показателей. В 1947 году вырастил при табунном содержании 80 жеребят от 80 кобыл. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1948 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1947 году при выполнении колхозом обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов и плана развития животноводства Величко Даниилу Наумовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В августе 1951 года в связи с ухудшением здоровья перешёл на работу скотником молодняка крупного рогатого скота. На этой должности трудился до выхода на заслуженный отдых. Умер 14 мая 1967 года. Награждён 2 орденами Ленина (23 июля 1948; 9 октября 1949), медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (6 июня 1945).

Ana_Pauker (521x700, 300Kb)
1893
Анна Паукер (румынское имя — Ana Pauker, урождённая — Ханна Рабинсон, Hanna Rabinsohn)
румынский политический деятель, министр иностранных дел Румынии и фактический лидер РКП в конце 1940 — начале 1950-х гг. Жена Марчела Паукера.
Ранние годы и начало политической деятельности
Родилась в селе Кодаешти, уезд Васлуй, Королевство Румыния, в бедной религиозной еврейской семье шохета, в которой двое из шести детей умерли в младенчестве. Её младший брат стал сионистом. Трудовую деятельность начала в 12 лет. С 17 лет работала учительницей в еврейской начальной школе в Бухаресте. В 1915 г. вступила в Социал-демократическую партию (с 1918 г. — Социалистическая партия Румынии), из которой после серии расколов появилась в 1921 г. Румынская коммунистическая партия (первоначально под названием Социалистическо-Коммунистическая партия). Принадлежала к пробольшевистскому большинству Соцпартии, приведшему ту в Коминтерн. На 2-м съезде РКП (октябрь 1922) была избрана в состав ЦК партии. Она и её муж, Марчел Паукер, стали одними из её лидеров. Оба за свою политическую деятельность подвергались арестам в 1923 и 1924 гг. и в 1926—1927 гг. находились в вынужденной эмиграции в Берлине, Париже и Вене. В 1928 г. поступает в коминтерновскую Международную Ленинскую школу в Москве, сотрудничает с Д.З.Мануильским. Вскоре становится инструктором Коминтерна во Франции, затем — в балканских странах. В 1935 г. вошла в Секретариат ЦК РКП. По возвращении в Румынию в 1935 г. была арестована, осуждена вместе с другими ведущими коммунистами и приговорена к десяти годам заключения. В 1938 г. в СССР был расстрелян её муж. В мае 1941 г. была выслана в СССР в обмен на возвращение оттуда заключённого молдавского политика Иона Кодряну. Ходили слухи, что ей пришлось заниматься самокритикой как «троцкистке»; однако архивные документы Коминтерна подтверждают, что она отказывалась это делать. В Москве она стала лидером румынских коммунистов — эмигрантов: с 1941 г. — представитель РКП при ИККИ, в 1943—1944 гг. — возглавляла заграничное бюро РКП и радио «România Liberă» (Свободная Румыния). В этом качестве секретарём Паукер была врач Наталья Скурту, мать Киры Муратовой. В 1944 г. назначена комиссаром 1-ой румынской добровольческой пехотной дивизии имени Тудора Владимиреску.
Ana_Pauker01 (539x700, 373Kb)
Анна Паукер
В руководстве Румынии
После свержения режима Антонеску в 1944 вернулась на родину. В 1945—1948 гг. — член Политбюро и секретарь ЦК РКП. После объединения (1948) РКП и Социал-демократической партии в Румынскую рабочую партию (РРП), с февраля 1948 по май 1952 член Политбюро ЦК и секретарь ЦК РРП. В декабре 1947 — июле 1952 гг. — министр иностранных дел Румынии. В 1948 году журнал Time поместил её портрет на обложке и описал её как «самую влиятельную из живущих женщин». Однако вскоре её деятельность подверглась внутрипартийной критике. Во-первых, Паукер обвиняли в «политике социал-демократического типа»: массовой вербовке более 500 000 новых членов коммунистической партии без проверки — в том числе бывших членов Железной гвардии. Во-вторых, в 1949 году она не поддержала строительство канала Дунай — Чёрное море — личное предложение Сталина. В-третьих, она сопротивлялась репрессиям внутри румынской компартии в ходе сталинского конфликта с Тито: так, она была против преследования объявленных «титоистами» румынских ветеранов республиканских интербригад в Гражданскую войну в Испании и отрядов французского Сопротивления. Кроме того её обвиняли в «саботаже» процесса против коммунистического министра юстиции Лукрециу Пэтрэшкану. Паукер также способствовала эмиграции примерно 100 000 евреев в Израиль (1950—1952) и решительно выступила против принудительной коллективизации, проведенной по приказу из Москвы летом 1950 года. В 1947 году добилась повышения закупочных цен на сельхозпродукцию. Историк Норман Наймарк позже сравнивал её политику с первоначальным курсом Владислава Гомулки: коалиции с «историческими» партиями, компромиссы с «буржуазными» политиками, пресечение преследований социал-демократов и либералов.
Смещение и поздние годы
Отстранена от власти в 1952 г. Георге Георгиу-Дежем в результате кампании, направленной против «сионистов» и «космополитов». Была выведена из состава ЦК официально за «фракционную деятельность», а в июле снята со всех постов в правительстве. Была арестована 18 февраля 1953 г. и подвергнута допросам с пристрастием. Хотя ситуация угрожала новым политическим процессом с антисемитским подтекстом подобно «Делу Сланского» в Чехословакии, но после смерти Сталина в марте 1953 г. Паукер была освобождена из тюрьмы благодаря заступничеству В. М. Молотова (к которому из заключения вернулась супруга П.С.Жемчужина, старая знакомая Паукер) и помещена под домашний арест. Чтобы не допустить её возврата к власти, руководство РКП в разговорах с Н.С.Хрущёвым создавало ей репутацию «твердокаменной сталинистки», повинной в «эксцессах конца 1940-начала 1950-х годов». Последние годы работала переводчицей с французского и немецкого языков для местного политиздата (Editura Politică), но без права подписи. В октябре 1959 года получила официальное сообщение от постсталинских советских властей о том, что её супруг, о точной судьбе которого у неё не было определённой информации, предположительно был казнен в СССР 16 августа 1938 года. Ана Паукер умерла от рака молочной железы в городе Бухарест, СРР (ныне Румыния),, 3 июня 1960 года.
Семья
От брака с Марчелом Паукером родилось трое детей: Таньо (1921—1922); Влад (1926—2016); Татьяна (1928—2011). Также у неё был четвёртый ребёнок, Маша (род. 1932) от чешского коммуниста Евгения Фрида (1900—1943). В конце 1940-х усыновила пятого ребёнка, сына Александру. Влад и Маша в начале XXI века проживали во Франции.
В культуре
Аллегорически изображена под именем Ганна Лихте в советском фильме Михаила Калатозова «Заговор обречённых» (1950).

MykolaHvylovy (450x700, 262Kb)
1893
Мыкола Хвылёвый (также Хвылевой; украинское имя — Мико́ла Хвильови́й; настоящее имя — Никола́й Григо́рьевич Фитилёв, Мико́ла Григо́рович Фітільо́в)
украинский прозаик, поэт, публицист. По оценке А.Белецкого, «основоположник настоящей новой украинской прозы». Теоретик украинского национал-коммунизма и автор лозунга «Прочь от Москвы!» (украинское название — Геть від Москви!)
Варианты передачи псевдонима
Согласно правилам правописания имён собственных, псевдониму писателя украинскому Мико́ла Хвильови́й соответствует передача в практической транскрипции русское Мыко́ла Хвылёвы́й. Тем не менее, кроме перевода псевдонима Никола́й Хвылево́й встречаются гибридные варианты передачи псевдонима с украинского на русский Хвылевы́й (Хвылёвы́й) Микола и Хвылевой Микола, в которых имя Микола транслитерируется, но не соответствует ни русскому произношению, ни переводу на русский «Николай», ни правилам практической транскрипции — «Мыкола»; а Хвылевой приводится по аналогии с украинского Польови́й > Полево́й. При жизни писателя в делопроизводстве на русском языке использовалось по меньшей мере 3 варианта передачи псевдонима: Хвилевой, Хвыльовой и Хвылевой. Родился в семье учителей, в посёлке Тростянец, Ахтырский уезд, Харьковская губерния, Российская империя (ныне — районный центр Сумской области). Отец — Григорий Алексеевич Фителёв, родом из дворян. Николай Хвылёвый писал о нём, что был «в высшей степени безалаберным человеком» и пьяницей. Отец разговаривал на русском языке, благодаря чему сам Николай рано перечитал русских классиков, а также познакомился с творчеством зарубежных писателей, таких как Диккенс, Гюго, Флобер, Гофман. Мать — Елизавета Ивановна, до замужества Тарасенко, украинка, учительница начальной школы села Колонтаево, где обучался сын. Николай был вынужден прекратить обучение в 4-м классе Богодуховской гимназии вследствие революционных событий в стране (окончил экстерном в 1916 году), затем работал на заводах. Пытался заниматься революционной пропагандой. С конца 1917 года — активный сторонник большевиков на подпольной работе. В Рублёвской волости был избран сельским головой и сформировал отряд вольных казаков, участвовавший в восстании против гетмана Скоропадского; едва не был расстрелян петлюровцами, после чего его отряд перешёл в состав Красной армии. С апреля 1919 года — член РКП(б). Согласно распространённой среди украинских националистов в эмиграции информации, в 1919 году краткое время возглавлял ЧК Богодуховского района, однако эти данные не находят документального подтверждения и опровергаются воспоминаниями современников, полагавших, что такое мнение произошло от идентификации писателя с персонажем его произведения. Эмигранты полагали, что именно впечатления автора о собственной чекистской работе отражены в его новелле «Я (Романтика)» (1923), герой которой — руководитель местного ЧК — приговаривает свою мать к расстрелу во имя идеалов революции. Главный персонаж — человек без имени, следовательно, без индивидуальности, без души. Ради революции он убивает свою мать и терзается мыслью: стоила ли революция такой жертвы.
MykolaHvylovy01 (490x700, 389Kb)
Мыкола Хвылевой
В 1920-е годы полностью поддерживает и претворяет в жизнь политику «украинизации», которую проводил Н. Скрипник, в своих памфлетах выступил против русификационного и почвенническо-«просвитянского» векторов развития украинской советской культуры под лозунгами «Прочь от Москвы!», «Украина или Малороссия?», «Ориентация на психологическую Европу».
«Перед нами стоит такой вопрос: на какую из мировых литератур взять курс? Во всяком случае не на русскую. От русской литературы, от её стихии украинская поэзия должна бежать как можно быстрее. Дело в том, что русская литература тяготеет за нами веками как хозяин положения, приучивший психику к рабскому подражанию.»
«Украинское общество, окрепнув, не примирится со своим фактическим гегемоном — российским конкурентом. Мы должны стать немедленно на сторону молодого украинского общества, представляющего не только крестьянина, но и рабочего, и этим навсегда покончить с контрреволюционной идеей создавать на Украине русскую культуру.»
«Европа — это опыт многих веков. Это не та Европа, которую Шпенглер объявил «на закате», не та, гниющая, к которой вся наша ненависть. Это — Европа грандиозной цивилизации, Европа — Гёте, Дарвина, Байрона, Ньютона, Маркса и т. д., и т. п. Это та Европа, без которой не обойдутся первые фаланги азиатского ренессанса.»
Член и фактический лидер литературного объединения ВАПЛИТЕ, в которое входили также украинские писатели — его друзья Аркадий Любченко, Григорий Эпик, Олесь Досвитный, Майк Йогансен. В те времена писатель выдвинул «националистическую теорию борьбы двух культур — украинской и русской, призывал ориентироваться на Запад». Редактировал журнал «Червоний шлях». До того был членом литературной организации «Гарт», которой руководил Василий Эллан-Блакитный. В 1930 году организовал литературное объединение Пролитфронт (Пролетарский литературный фронт), но вскоре после выхода бывших единомышленников (Кулиш, Досвитный) организация прекратила существование.
MykolaHvylovyдоска (700x466, 369Kb)
Мемориальная доска в Харькове
Был подвергнут критике советской властью после письма Сталина «Тов. Кагановичу и другим членам ПБ ЦК ВКП(б)У» от 26 апреля 1926 года с критикой лозунга «Прочь от Москвы!» (Геть від Москви). После провозглашения Хвылевым Москвы как центра всесоюзного мещанства, а Украины — колонией последовали разгромные выступления в прессе московского и республиканского руководства (борьба с «хвылевизмом»). В 1926—1928 годах высказывал публичное осуждение своих взглядов. Последнее покаянное письмо писателя было предано гласности посмертно. С декабря 1927 года по март 1928 года совершил загранпоездку и посетил Берлин, Вену, по некоторым сведениям — Париж, куда был направлен Кагановичем для излечения тяжёлой формы туберкулёза. В сборниках стихов «Молодость» (1921), «Предрассветные симфонии» (1922) — романтическое восприятие революции; в сборнике новелл «Синие этюды» (1922), романе «Вальдшнепы» (часть 1, 1927), в «Повести о санаторной зоне» (1933) — ирония и сарказм в изображении современного мещанства. В литературно-критической книге «Мысли против течения» (1926) выступал за самостоятельное развитие украинской литературы. C конца 1920-х годов подвергался разгромной критике как «буржуазный националист», «представитель контрреволюционного буржуазного национализма». В оценке официального литературоведения 1939 года «хвылевизм стремился к отрыву Украины от Советской России в целях реставрации капитализма на Украине». С критикой подобных взглядов Хвылевого немного позже выступил украинский советский писатель-антифашист, драматург, публицист Ярослав Галан. До конца жизни считал себя коммунистом:
«На мінори розсипалась мряка,
І летить з осики лист,
Але серце моє не заклякло,
Не замовкло, бо я — комуніст».
MykolaHvylovyпохороны (700x481, 240Kb)
Похороны Хвылевого
Самоубийство
13 мая 1933 года покончил жизнь самоубийством, в городе Харьков,Украинскай ССР, СССР, пригласив к себе в гости своих друзей-писателей. В предсмертной записке написал:
«Арест Ялового — это расстрел целого Поколения… За что? За то, что мы были самыми искренними коммунистами? Ничего не понимаю (…)
Ужасно больно.
Да здравствует коммунизм.
Да здравствует социалистическое строительство.
Да здравствует коммунистическая партия.
Литературная организация хвылевистов была окончательно разгромлена в годы второй пятилетки.»
MykolaHvylovyгроб (632x700, 555Kb)
Могила Миколы Хвылевого
Творчество
Оставляя в стороне поэзию, от которой писатель вскоре перешёл к прозе, творчество М.Хвылевого вслед за Г.А.Костюком можно разделить на три периода:
1921—1924 — время эксперимента и поиска, к которому принадлежат бессюжетные романтические, лирические, бытовые сатирические этюды и рассказы «Жизнь» (Життя), «Кот в сапогах» (Кіт у чоботях), «На глухой дороге» (На глухім шляху), «Редактор Кларк», «Синий листопад» (Синій листопад), «Свинья» (Свиня), «Арабески», новелла «Я» и другое..
1925—1930 — период творческой зрелости, утверждения стиля, теоретического осмысления искусства и чёткой установки на сюжетность: сатирические рассказы «Иван Иванович» и «Ревизор», социально-психологическая новелла «Из Вариной биографии» (Iз Вариноï біографiï), новелла «Мать» (Мати), повесть «Санаторийная зона» (Повість про санаторійну зону) и роман «Вальдшнепы», полемические памфлеты «Камо грядеши?», «Украина или Малороссия?» и прочее.
1931—1933 — «период героического терпения», период поражений, отступлений и последних попыток найти место в новом складывающемся мейнстриме. Ряд критиков полагает, что после отказа от своих взглядов в покаянных письмах Хвылевой перестал существовать как писатель. Тогда Хвылевой пытался реабилитировать себя в глазах партийного руководства и отмежёвывался от хвылевизма. Писатель запутался в опасной игре и проиграл в схватке с руководством партии. Безысходность привела к трагическому финалу. Донцов полагал, что даже если Хвылевой сам нажал на спуск револьвера, оружие в его руку вложила Москва. К последнему этапу творчества относятся «Охотничьи рассказы» (Мисливськi оповідання; писатель был заядлым охотником), «Из лаборатории» (З лябораторiï), «Будущие шахтёры» (Майбутнi шахтарi) и др..
Оценки творчества
К приведённому в преамбуле мнению А.Белецкого 1926 года присоединился А.Ф.Шамрай в 1927 году: «М.Хвылевому принадлежит почётное имя первого прозаика, и только появление в 1923 году его сборника „Синие этюды“ следует считать началом новой прозы». Согласно И.М.Кошеливцу (I.М.Кошелівець), творческая деятельность Хвылевого длилась менее 5 лет, очевидно в таком утверждении автор имел в виду только время зрелого творчества (период 1923—1928 или 1925—1930 годов). Такое мнение могло быть продиктовано неприятием последнего (третьего) периода творчества, когда писатель изменил свои прежние взгляды. Некоторые критики игнорируют этот последний период в своих оценках. Р. Задеснянський полагал, что из созданного за 13 лет литературного наследства всё написанное за 10 лет носит ярко коммунистический характер — вредоносный с любой точки зрения. Остающиеся 2 с лишним года были периодом «распространения идей „недоношенного“ национал-коммунизма, в зародыше уничтоженного на Украине при помощи самого Хвылевого». По мнению украинских литературоведов, рассказы писателя написаны в орнаментально-импрессионистском стиле под влиянием экспрессионизма, переходящим в натурализм. Сам Хвылевой называл себя романтиком. В современной Украине признаётся одним из идейных лидеров украинского национал-коммунизма. Ряд авторов, в частности И.М.Кошеливец, полагает, что сразу же после переезда в Харьков в 1921 году Хвылёвый стал теоретиком и главной фигурой украинского литературного возрождения. С политической точки зрения данное движение трактуется шире, поскольку в памфлетах «Камо грядеши?» (1925), «Мысли против течения» (Думки проти течії, 1926), «Апологеты писаризма» (Апологети писаризму, 1926) писатель отстаивал движение Украины к Европе, призывал избавиться от психологической зависимости от Москвы, что рассматривалось как «гарантия возрождения украинской государственности». Свои взгляды Хвылевой развивал в русле идей «азиатского возрождения» — понятия, созданного под впечатлением от чтения «Заката Европы» Шпенглера. Согласно мессианским идеям писателя, новым центром, колыбелью азиатского ренессанса станет не Россия, а Украина, которая принесёт человечеству на смену цивилизации Фауста обновлённую культуру; предтечей грядущего Спасителя станет новый Аттила (сверхчеловек). Согласно Донцову, сверхчеловека Ницше Хвылевой именовал гением. Но в то время как сверхчеловек был целостной личностью, писатель для Донцова представлял личность с расколотым «Я», понятие «азиатский ренессанс» которого было столь расплывчатым и непонятным, что было названо Донцовым химерой. Некоторые украинцы в эмиграции расценивали данное движение более строго: не как возрождение, а как «украинское вырождение». Наиболее явно идеи суверенного возрождения Украины отражены в политически ангажированном романе «Вальдшнепы». Оценку всего творчества писателя, включая и роман «Вальдшнепы», партийным руководством КП(б)У выразил А.А.Хвыля (Андрій Ананійович Хвиля) в брошюре «От уклона — в пропасть» (Від ухилу — у прірву. Харьков, 1928), охарактеризовав его как «антипартийное, контрреволюционное и даже фашистское». В данном случае термин «фашизм» не случаен. В своего рода некрологе, статье Микола Хвильовий (1933), Донцов цитировал слова писателя: «когда наши взгляды в этом случае совпадут с ожиданиями нашей же таки мелкой буржуазии или даже фашистов, то это вовсе не значит, что мы ошибаемся» (коли — кінчить він несподівано — наші погляди в цьому випадку зійдуться з сподіванками нашої ж таки дрібної буржуазії і навіть фашистів, то це зовсім не значить, що ми помиляємося). Через 20 лет после самоубийства Хвылёво́го Ю.В.Шевелёв (Шерех) с удивлением и опаской писал о чрезмерной политизации творчества писателя. Если В. Агеева назвала Дмитрия Карамазова, главного героя романа «Вальдшнепы», «разочарованным революционером и беспочвенным романтиком», М. Лясковец оценил его как психологически неполноценную личность, характеризовал безвольного украинца психически ненормальным и «московским идиотом», отрицательно отнёсся к «немецко-русскому» титулу произведения, поскольку автор не знал или не захотел использовать украинское название «первых предвестников весны» (украинское название — слуква). Галицийские националисты не могли простить писателю его борьбу со сторонниками Симона Петлюры, высказывания о том, с каким удовольствием он поставил бы Дмытра Донцова к стенке, называли «потомком московских стрельцов», давали клички москаль Фітiльоф и false «хахол» Хвильовий. По мнению Шевелёва, как критика украинских эмигрантов, так и руководство компартии выискивали в сочинениях писателя только его антисоветские высказывания и не акцентировали внимание на их общечеловеческом значении. «Произведениям Хвылёво́го и его окружения не хватило времени, чтобы отстояться и дойти до совершенства. При перечитывании в настоящее время они поражают чередованием почти гениальных пассажей с наивностью, недоработками, недостатком хорошего вкуса». Мнения литературоведов и политиков о фигуре писателя, фактах его биографии и его месте в украинской литературе неоднозначны, оценки его творчества значительно расходятся. В наиболее объёмной работе о Хвылевом Р.С. Бжеский, выступивший под псевдонимом Роман Задеснянський, рассмотрел наиболее дискуссионные моменты биографии писателя и противоречивые оценки его творчества. Так, например, автор труда даже не считал Хвылевого украинцем. Полярные мнения обусловлены позициями авторов: приверженностью взглядам Донцова или принадлежностью к хвылевистам, противоречиями между львовскими и харьковскими националистами при оппозиции центров украинства того времени Львов — Харьков. Произведения: 1922 — «Синие этюды»; 1923 — «Я (Романтика)» (новелла); 1927 — «Вальдшнепы» (роман, опубликован в журнале «Дружба народов» 1990, № 7); 1933 — «Повесть о санаторной зоне» («Дружба народов», 1988, № 7); «Украина или Малороссия?» (памфлет 1927 года опубликован в журнале «Дружба народов» 1990, № 7); «Кот в сапогах». Собрания сочинений: Микола Хвильовий. Твори : у 5 т. / упоряд., ред. і вступ. ст. Г. Костюка. — Нью-Йорк ; Балтімор ; Торонто : Смолоскип, 1978. — Том 1. — 436 страниц. — (Бібліотека «Смолоскипа»). — ISBN 0-914834-20-7. Переводы на русский язык: Кроме поэзии, при жизни писателя на русском языке в антологиях украинской литературы были опубликованы «Кот в сапогах» (1925), рассказы «Солонский Яр» (1925), «Жизнь» (1930) и «Свинья» (1930). Самый полный сборник малой прозы того времени вышел в 1926 году: Синие этюды / Перевод с украинского Е.Курицкого. — Ленинград : Мысль, 1926. — 308 страниц; В эпоху перестройки вышло 2 объёмных сборника; Микола Хвылёвый. Синие этюды / Составление, предисловие и перевод с украинского Александр Руденко-Десняк. — Москва : Советский писатель, 1990. — 496 страниц. — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-265-01026-2; Микола Хвылёвый. Синий ноябрь / Перевод с украинского и послесловие Александр Руденко-Десняк. — Москва : Известия, 1991. — 634 страницы. — (Библиотека «Дружбы народов»). — 200 000 экземпляров. — ISBN 5-206-00202-X.
Источники
Документы: Письмо И.В.Сталина секретарю ЦК КП(б) Украины Л.М.Кагановичу и другим членам Политбюро ЦК КП(б)У о беседе с наркомом просвещения Украины А.Я.Шумским. 26 апреля 1926 г. // ЦК РКП(б)—ВКП(б) и национальный вопрос / Составители Л.С.Гатагова, Л.П.Кошелева, Л.А.Роговая. — Москва : РОССПЭН, 2005. — Книга 1, 1918—1933 гг.. — Страницы 382—402. — 784 страницы. — ISBN 5-8243-0637-0; Письмо членов литературного объединения «Ваплите» в ЦК КП(б) Украины о допущенных ошибках. [Позднее июня 1933 г.] // ЦК РКП(б)—ВКП(б) и национальный вопрос / Составители Л.С.Гатагова, Л.П.Кошелева, Л.А.Роговая. — Москва : РОССПЭН, 2005. — Книга 1, 1918—1933 гг.. — Страницы 716—718. — 784 страницы. — ISBN 5-8243-0637-0; Резолюция ЦК КП(б) Украины «О националистическом уклоне товарища Шуйского». [Не позднее 16 мая 1927 г.] // ЦК РКП(б)—ВКП(б) и национальный вопрос / Составители Л.С.Гатагова, Л.П.Кошелева, Л.А.Роговая. — Москва : РОССПЭН, 2005. — Книга 1, 1918—1933 гг.. — Страницы 486—493. — 784 страницы. — ISBN 5-8243-0637-0. Статьи и монографии: Краткая биография члена КП(б)У (апрель, 1919, партбилет № 280655) Николая Григорьевича Фитилёва (литературный псевдоним — Микола Хвильовий). — В кн.: Хвильовий М.Г. Твори: У 2 т. — К.: Дніпро, 1990. — Том 2. — 925 страницы. — Страницы 830—837; Крыжановский С.А. Украинская литература : Советская литература // Краткая литературная энциклопедия / Главный редактор А.А.Сурков. — Москва : Советская энциклопедия, 1962—1978; Подгайный Л. Украинская литература : Украинская советская литература // Литературная энциклопедия : в 11 томах. : том 11 / Главный редактор Луначарский А.В. ; учёный секретарь Михайлова Е.Н. — Москва : Художественная литература., 1939. — Столбцы 576—588. — 824 столбцов. : иллюстрации; Голубенко Петро. «М.Хвильовий і молодь», «Шевченко і Хвильовий», «Ідеологія і світогляд хвильовизму» та ін; Жулинський Микола. Талант, що прагнув до зір. — В книге: Хвильовий М. Твори: У 2 т. — К.: Дніпро, 1990. — Том 1: Поезія. Оповідання. Новели. Повісті / Упоряд. М. Г. Жулинського, П. І. Майдаченка; Передмова М.Г.Жулинського. — 650 с. — Страницы 5—43; Задеснянський Р. Що нам дав Микола Хвильовий? : 3-е видання, перевірене й доповнене. — Торонто : Критична Думка, 1979. — 266 с. — (Украïнське відродження i виродження); Кошелівець І. М. Хвильовий Микола // Енциклопедія українознавства : у 10 т. / Головний редактор проф. д-р Володимир Кубійович. — Париж, Нью-Йорк : Наукове товариство імені Шевченка, 1980. — Том 9. — Страницы 3573—3576; Лясковець М. Микола Хвильовий леґенда та дійсність. — Зальцбурґ: Звено, 1948. — 23 страницы; Правопис власних назв // Український правопис. — К.: Наукова думка, 2015. — Страницы 126—150. — 288 страниц — ISBN 978-966-00-1509-8; Шерех Ю.В. Хвильовий без політики // Не для дітей. — Нью-Йорк: Пролог, 1964. — Страницы 53—68. — 415 страниц.

Лукирский (566x700, 138Kb)
1894
Пётр Иванович Лукирский
советский физик, академик Академии наук СССР (1946). Родился в городе Оренбург, Российская империя, в семье землемера. В 1903 году Лукирские переехали в Новгород, где Пётр окончил мужскую гимназию. В 1912 году он поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, где студентом уже начал научную работу под руководством А.Ф.Иоффе; им была написана работа «О магнетоне Вейса». Университет окончил в 1916 году; дипломная работа Лукирского была посвящена электропроводности NaCl. Был оставлен при университете, на кафедре физики; в 1918 году сдал магистерские экзамены. С 1918 года начал работать в рентгенологическом и радиологическом институте, физико-технический отдел которого вскоре превратился в самостоятельный институт — Физико-технический институт имени А.Ф.Иоффе. В 1919 году П.И.Лукирский начал читать лекции в Петроградском университете: сначала в качестве преподавателя, затем — доцента, а с 1926 года — профессора кафедры электричества. Работал также главным научным консультантом завода Светлана и Центральной лаборатории проводной связи. В 1925 году с помощью метода конденсатора ему впервые удалось измерить энергию характеристического излучения углерода, алюминия и цинка. Вскоре он опубликовал работы по дисперсии рентгеновского излучения и эффекту Комптона.
Лукирский01 (700x468, 198Kb)
Стоят (слева направо): Капица, Лукирский, Миловидова-Кирпичёва, Дорфман
В 1933 году П.И.Лукирский был избран членом-корреспондентом Академии наук, в период с 1934 по 1938 годы заведовал кафедрой электричества физического факультета ЛГУ. В 1938 году, 3 апреля, был арестован по ложному обвинению.
«Следователь Божичко, который вёл моё дело, применял ко мне незаконные методы следствия: допрос вёлся в течение семи суток, без перерыва для сна, меня заставляли стоять по 36-40 часов подряд, во время стояния били и издевались. При этом никаких попыток разобраться в существе дела следователь не предпринимал — от меня требовали только подпись под заявлением, что я контрреволюционер. Несмотря на применение насилия, такого заявления я не подписал. Следователь не дал мне возможности написать подробные и обстоятельные объяснения по делу.» — Из заявления член-корреспондента Академии Наук СССР Петра Ивановича Лукирского на имя начальника НКВД Ленинградской области // Кац Ц.Б. «Воспоминания о Петре Ивановиче Лукирском»
Находился в ИТЛ до октября 1942 года. Работал сначала в Казани, затем — в Ленинграде. После войны он работал в области ядерной физики, исследовал процессы взаимодействия нейтронов с веществом, в 1954 году впервые в мире опубликовал работу о ядерном расщеплении, вызванном К-мезоном. Умер в городе Ленинград,1 РСФСР, СССР, 6 ноября 1954 года. Награды: Орден Ленина; 2 ордена Трудового Красного Знамени (10 июня 1945; 21 марта 1947). Ученики: Алиханов, Абрам Исаакович (1904—1970); Алиханьян, Артём Исаакович (1908—1978); Ансельм, Андрей Иванович (1905—1988); Арцимович, Лев Андреевич (1909—1973); Добрецов, Леонтий Николаевич[нем.] (1904—1968); Жданов, Александр Павлович (1904—1969); Лашкарёв, Вадим Евгеньевич (1903—1974); Шуппе, Георгий Николаевич (1906—1994). Сочинения: Основы электронной теории, Москва — Ленинград, 1929; О фотоэффекте, Москва — Ленинград, 1933; Нейтрон, Москва — Ленинград, 1935. Литература: Храмов Ю.А. Лукирский Пётр Иванович // Физики : Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера. — Издание 2-е, исправленное и дополненное — Москва : Наука, 1983. — Страница 171. — 400 страниц. — 200 000 экземпляров; Лукирский Пётр Иванович // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах.] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание. — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978; Академик Пётр Иванович Лукирский. Некролог // Успехи физических наук. — 1955. — Том LV, Выпуск 3. — Страницы 289—298. (с библиографией) (PDF)

sonny-greer (468x700, 184Kb)
1895
Уильям Александр «Сонни» Грир (William Alexander "Sonny "Greer)
американский джазовый барабанщик и вокалист, известный больше благодаря сотрудничеству с Дюком Эллингтоном. Грир родился в городе Лонг-Бранч, штат Нью-Джерси, США. Проживал он в Асбери-Парк, штат Нью-Джерси с отцом, который был электриком в «Pennsylvania Road», матерью которая была швея, а так же с младшим братом и сестрой. В детстве подрабатывал где только мог, был кэдди, разносчикам рыбы и газет. Грир начал учится петь и овладел барабаны благодаря наставнику Юджину "Пегги" Холланду, который играл с композитором Джоном Розамонд Джонсоном в течение двух недель. Холланд дал юному Гриру несколько уроков игры на барабанах, а также наставлял его не только в музыке, но и в жизни, объясняя, как следует себя вести. Грир начал свою карьеру в подростковом возрасте, он начал играть в курортных отелях вдоль побережья Джерси с местными оркестрами. После выступления в отеле «Плаза» он получил приглашение в Вашингтон, округ Колумбия, в театре Говарда, где он играл в течение трех лет, пока не встретил Дюка Эллингтона.
Эллингтонские годы
Грир был первым барабанщиком Эллингтона, его квинтета «the Washingtonians» и играли они в «Cotton Club», В качестве дизайнера в компании «Leedy Drum» в Индиане смог создать барабанную установку стоимостью более 3000 долларов.
Грир внес значительный вклад в оркерс Эллингтона. Тромбонист Лоуренс Браун отмечает, что, когда он присоединился к группе в 1932 году, ему сразу стало ясно, насколько важен был Грир. Браун говорит: «Он был почти так же популярен, как сам Эллингтон. У него были не только превосходные музыкальные инстинкты и природный талант как у исполнителя — он был очень обаятельным и выступал связующим звеном для Дюка» Несмотря на все достижения оркестра и самого Грира, у него были трудности в отношениях с Эллингтоном из-за его сильного пристрастия к алкоголю. Тем не менее, долгие годы ему удавалось сохранять свой талант и мастерство незатронутыми этой привычкой. Хотя бывали случаи, когда его игра действительно страдала из-за пьянства, Эллингтону удавалось удерживать его в строю вплоть до конца 1940-х - начала 1950-х годов, когда его уровень заметно ухудшился. В 1950 году Эллингтон, столкнувшись с пьянством Грира, Элингтон взял второго барабанщика Батча Балларда на гастроли по Скандинавии. Это решение и поведение Грира в итоге привели к его уходу из оркестра в 1951 году.
Поздняя карьера
После ухода из оркестра Эллингтона, присоеденился к ансанблю Джони Ходжеса, Он оставался в этой группе некоторое время и участвовал в создании альбомов «Castle Rock» и «Creamy» . После работы с Ходжесом Грир начал принимать участие в краткосрочных проектах с различными музыкантами Нью-Йорка. В 1974 году он участвовал в трибьют-концерте Эллингтона, который с огромным успехом прошёл по всей Америке. Грир даже возглавлял собственное трио, но после своих коллабораций почти полностью сосредоточился на живых выступлениях. Единственным исключением в этот период стала его работа с Бруксом Керром и саксофонистом Расселом Прокопом. После смерти Прокопа в 1981 году, Грир и Керр продолжили играть вместе.
Личная жизнь и смерть
Был женат на Миллисент - танцовщице из «Cotton Club». У них была дочь, внуки, правнуки и даже праправнуки. Он продолжал выступать в нью-йоркских джаз-клубах до 70 лет, пока не был вынужден остановиться из-за диагностированного рака. Эта болезнь привела к его смерти 23 марта 1982 года в больнице Святого Луки на Манхэттене. Похороны состоялись 28 марта 1982 года в церкви Святого Петра, а местом его захронения стало кладбище Вудлон.
Дискография
С Дюком Эллингтоном: Duke Ellington (RCA Victor, 1957); The Duke in London (Decca, 1957); At the Cotton Club (RCA Camden, 1958); Caravan (RCA Victor, 1958); Jazz Cocktail (Columbia, 1958); Johnny Come Lately (RCA Victor, 1967); The Duke Elington Carnegie Hall Concerts, January 1943 (Prestige, 1977). С Джонни Ходжесом: Castle Rock (Norgran, 1955); Creamy (Norgran, 1955). С другими: Bernard Addison, High in a Basement (77 Records, 1961); Louis Armstrong, Town Hall (RCA Victor, 1957); Earl Hines, Once Upon a Time (Impulse!, 1966); Lionel Hampton, Lionel Hampton (RCA Victor, 1958); Lonnie Johnson, Playing with the Strings (JSP, 2004); Brooks Kerr, Soda Fountain Rag (Chiaroscuro, 1974); Oscar Pettiford, Oscar Rides Again (Proper, 2008); Rex Stewart, Cootie Williams, Tea and Trumpets (His Master's Voice, 1955); Victoria Spivey, The Queen and Her Knights (Spivey, 1965); Josh White, Sings Ballads, Blues (Elektra, 1957).

Грубер (475x700, 397Kb)
1895
Роман Ильич Грубер
советский музыковед. Родился в городе Киев, Российская империя, в семье банкира. Мама после родов заболела горячкой и остаток жизни провела в спецпансионате для душевно больных. После Октябрьской революции отец уехал в эмиграцию. Учился в Киеве игре на фортепиано у Мариана Домбровского. Общее образование получал на домашних уроках, в частности у студента Г.В.Левича (отца В.Г.Левича). В гимназии учился с 6-го класса и окончил её с золотой медалью. Переехал в Петроград, поступил учиться в Петербургское высшее коммерческое училище, окончил училище с отличием. Затем учился в Петербургской консерватории по классу фортепиано у Натальи Позняковской. Окончил факультет истории музыки Российского института истории искусств (1922), где его учителями были, в частности, Борис Асафьев и Максимилиан Штейнберг, затем преподавал там же. С 1931 года преподаватель ЛГК имени Н.А.Римского-Корсакова, с 1935 года профессор. Часто выезжал в зарубежные командировки, в одной из них случайно познакомился с Германом Герингом и, не зная с кем имеет дело, вступил с ним в переписку (письма свободно приходили в СССР, даже в блокадный Ленинград), получил «Майн кампф» и «Коричневую книгу». Оставался в блокадном Ленинграде до 1943 года, получил дистрофию 2 степени. С 1943 года в МГК имени П.И.Чайковского, с 1943 года заведовал кафедрой всеобщей истории музыки. Доктор искусствоведения (1947, диссертация «Музыкальная культура периода Ренессанса в Западной Европе»). Среди учеников — Владимир Донадзе и Елена Орлова. Автор двухтомника «История музыкальной культуры…» (1941—1959), монографий о Р.Вагнере (1934) и Генделе (1935). Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, от инсульта,.24 марта 1962 года Похоронен на Введенском кладбище (4 участок.). Труды: 1934 — «Ацис и Галатея» Генделя. — Ленинградская филармония, 1934. — 79 страниц; 1935 — Гендель. — Изд. НИИ искусствознания, 1935. — 125 страниц; 1937 — Музыкальная культура древнего мира. — Музгиз, Ленинградское отделение, 1937—258 страниц;. 1941—1959 — История музыкальной культуры в 2 томах: История музыкальной культуры. Том 1. С древнейших времён до конца XVI века. — Москва; Ленинград : Музгиз, 1941. 595 страниц; История музыкальной культуры. Том 2. — Государственное музыкальное издательство, 1953; 1960 — Всеобщая история музыки (Допущено в качестве учебного пособия для музыковедческих отделений консерваторий). — Государственное музыкальное издательство, 1960; 1965 — Всеобщая история музыки. — Издательство «Музыка»; 1967 — Музыка французской революции XVIII века. — Издательство «Музыка», 1967—441 страница. Награды: Орден Трудового Красного Знамени (28 декабря 1946). Литература: Памяти Романа Ильича Грубера: Статьи. Исследования. Воспоминания / Редактор-составитель В.Н.Юнусова. Выпуск I. — Москва: НИЦ «Московская консерваория», 2008; Шумилли Г.Б. Памяти Р.И.Грубера // Старинная музыка. — 2009. — № 1. — Страницы 31-32.

Isaac Païles (561x700, 221Kb)
1895
Исаак Пайлес (французское имя — Isaac Païles)
французский художник-живописец. Учился изобразительному искусству в Киевской художественной школе. С 1913 года изучал скульптуру в Париже. Во время войны вернулся в Киев. Входил в созданную Н.Майзелем Культур-Лигу, объединявшую деятелей еврейской культуры. Участник первой выставки художников Культур-Лиги в Киеве (1920). С 1920 жил во Франции. Начал выставляться на выставках и салонах. Входил в круг русских художников так называемой Парижской школы (École de Paris). Был дружен с Кикоиным, Кременем, Цадкиным, Ханой Орловой, Мане Кацем и другими художниками Монпарнаса. Участвовал в выставках русских художников. Выставлялся в галерее Макса Кагановича, с которым учился в Киеве. В 1928 прошла первая персональная выставка. Во время войны скрывался в центре Франции. После войны состоялись персональные выставки в Нью-Йорке в 1950, 1963 и 1975 (в Университете Иешива) и Париже в 1958. Писал импрессионистские пейзажи — виды Парижа, Юга Франции и Корсики, музыкантов и клоунов. С конца 1940-х обратился к абстрактной живописи. Периодически занимался скульптурой. Пайлес был ценителем и собирателем африканского искусства, влияние которого чувствуется в некоторых произведениях. Умер в городе Париж, Франция, 9 марта 1978 года. Работы Пайлеса хранятся в Париже в Национальном Музее Современного Искусства — Центре Помпиду, в музеях Руана, Лилля, Бордо, Ренна, Страсбурга, Марселя, Гренобля.

Lucia_Sanchez_Saornil (471x700, 236Kb)
1895
Люсия Санчес Саорниль (испанское имя — Lucía Sánchez Saornil)
испанская поэтесса, активная анархистка и феминистка. Наиболее известна как одна из основательниц организации Свободные женщины, а также работой в Национальной конфедерации труда (CNT) и Интернациональной антифашистской солидарности (SIA). Родилась в городе Мадрид, Испания. Воспитанная своим обедневшим и овдовевшим отцом Люсия посещала Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. В юности начала писать стихи и присоединилась к развивающемуся литературному направлению Ультраизм. К 1919 году её работы были опубликованы в различных изданиях, включая «Los Quijotes», «Tableros», «Plural», «Manantial and La Gaceta Literaria». Она работала под мужским псевдонимом, что позволило ей изучать темы, касаемые лесбиянок, в то время как гомосексуальность была незаконным объектом цензуры и наказания.
Политическая активность
В 1931 году Люсия Санчес Саорниль, которая работала телефонным оператором с 1916 года, участвовала в забастовке, организованной анархо-синдикалистским рабочим объединением, Национальной Конфедерации Труда (CNT), против компании Telefónica. Это событие стало поворотной точкой в её жизни, послужив толчком для политической деятельности. С этого момента Люсия вступает в борьбу за анархическую социальную революцию. В 1933 году Люсия была назначена Секретарём Мадридского отделения CNT, выпуская их журналы до начала Гражданской Войны в Испании. В мае 1938 года она становится генеральным секретарём Интернациональной Антифашистской Солидарности (SIA), анархическая организация, сходная по своим функциям с Красным Крестом, оказывающая помощь и поддержку. Печатаясь в анархических изданиях, таких как EarthandFreedo, the WhiteMagazine and Workers' Solidarity, Люсия высказывает свои точки зрения феминистического характера. Хоть она не высказывается резко о контроле рождаемости, однако она осуждает важность деления по половому признаку в испанском обществе. Таким образом, Люсия упрочила свой статус наиболее радикальной анархистки, отвергающей образ женщины-домработницы, который всё еще оставался сомнительным. В серии статей для Workers' Solidarity, она с размахом опровергает определение материнства как ядра женской идентичности, выдвинутое Грегорио Мараньоном.
Lucia_Sanchez_Saornil01 (700x503, 174Kb)
Люсия Санчес Саорниль (слева) и Эмма Голдман (в центре)
Организация «Свободные женщины»
Недовольная шовинистическими предрассудками её соратников из республиканской партии, Люсия Санчес Саорниль и её две союзницы, Мерседес Комапосада и Ампаро Поч Гаскон, создали организацию «Свободные женщины» в 1936 году. Организация «Свободные женщины» являлась автономной анархической организацией, которую входили женщины, приверженцы «двойной борьбы» за женскую свободу и социальную революцию. Люсия и другие «Свободные Женщины» отрицали доминирующее мнение, что половое равенство должно происходить естественным образом из бесклассового общества. Как только вспыхнула Гражданская война, число участников организации возросло до 30.000,и они начали организовываться женские социальные пространства, школы, газеты и программы детских садов. В 1937 году, работая в Валенсии в качестве редактора журнала Threshold, Люсия познакомилась с Америкой Барросо, которая стала её партнёршей и соратницей на всю жизнь.
Ссылка и укрытие
С поражением Второй Республики Люсия и Америка были вынуждены спасаться бегством в Париж, здесь Люсия продолжила своё участие в SIA. С капитуляцией Франции немецким войскам, вскоре, появилась необходимость снова уехать, и они вернулись в Мадрид в 1941 году. В Мадриде Люсия работала фоторедактором, но ей снова пришлось поменять место проживания после того как в ней признали партизана-анархиста. Она и Америка отправились в Валенсию, где жила семья Америки. Из-за распространения фашизма и католического морализма их связь выставляла их, как потенциально опасных людей, и поэтому они скрывали свои отношения. На протяжении этого времени Америка работала в Аргентине консультантом, в том время как Люсия продолжала свою работу в качестве редактора вплоть до своей смерти от рака в городе Валенсия, Испания, 2 июня 1970 года. Её поэзия того периода выражает её мнение о страхе поражения и способности продолжать бороться. Люсия не оставила автобиографических записей. Эпитафия на надгробной плите Люсии гласит: «Правда ли, что надежда умерла?» («¿Pero es verdad que la esperanza ha muerto?»). Литература: Ackelsberg, Martha A. Free Women of Spain: Anarchism and the Struggle for the Emancipation of Women. Bloomington, IN: Indiana University Press, 1991; Enders and Radcliff. Constructing Spanish womanhood: female identity in modern Spain. SUNY Press, 1999; Linhard, Tabea Alexa. Fearless women in the Mexican Revolution and the Spanish Civil War. University of Missouri Press, 2005; Nash, Mary. Defying Male Civilization: Women in the Spanish Civil War. Denver, CO.: Arden Press, 1995; Акельсберг М. "Самостоятельность и равенство"? Организация "Свободные женщины" и анархистские стратегии для женской эмансипации; Санчес Саорниль Л. Проблема феминизма

Rafael Garza Gutiérrez0 (472x700, 274Kb)
1896
Рафаэль Гарса Гутьеррес (испанское имя — Rafael Garza Gutiérrez)
мексиканский футболист, защитник. Один из основателей и бессменный игрок клуба «Америка», защитник и тренер сборной Мексики, участник Олимпийских игр 1928 года и чемпионата мира 1930 года. Родился в городе Мехико, Мексика. Старший брат футболиста Франсиско Гарсы Гутьерреса.
Карьера
Клубная
12 октября 1916 года вместе с группой единомышленников он создал футбольный клуб «Америка», назвав его в честь отмечаемого в тот день праздника. Являясь одним из основных игроков клуба, Рафаэль выступал в нём вплоть до 1930 года, а с 1925 по 1928 гг. четырежды выигрывал в его составе чемпионат Мексики.
Rafael Garza Gutiérrez, (700x393, 168Kb)
В сборной
Дебют Рафаэля за сборную состоялся в серии из трёх товарищеских игр с Гватемалой на поле соперника в январе 1923 года. В декабре того же года серия была продолжена тремя матчами в Мехико. 1928 год ознаменовался участием мексиканцев в Олимпийском турнире в Амстердаме. После двух поражений сборная Мексики прекратила участие в этом турнире. В 1930 году Рафаэль, вместе с младшим братом Франсиско, принял участие в первом чемпионате мира по футболу, где он был самым старшим из игравших футболистов. Отыграв на турнире три матча (все три были проиграны), мексиканцы отправились домой.
Матчи и голы Рафаэля Гарсы Гутьерреса за сборную Мексики
Screenshot 2024-11-19 at 20-32-09 Гарса Гутьеррес Рафаэль — Википедия (676x334, 40Kb)
Итого: 11 матчей / 0 голов; 4 победы, 1 ничья, 6 поражений.
Тренерская
Уже начиная с 1917 года, Рафаэль совмещал в родном клубе функции игрока и тренера. Он тренировал «Америку», с небольшими перерывами, на протяжении более 30 лет. Также трижды занимал тренерский пост в сборной Мексики. Под его руководством сборная проводила отборочные матчи к чемпионатам мира 1934, 1938 и 1950 годов. Умер в родном городе 3 июля 1974 года.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 13 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»