1877
Николай Дмитриевич Леонтович
советский украинский композитор, хоровой дирижёр, общественный деятель, педагог. Автор широко известных обработок украинских народных песен для хора «Щедрик», «Дударик», «Казака несут». Его обработка «Щедрика» известна во всем мире как рождественская колядка «Carol of the Bells». Родился в селе Монастырёк Брацлавского уезда Подольской губернии, в семье сельского священника. Раннее детство прошло в селе Шершнях Тывровский волости Винницкого уезда. Начальное музыкальное образование Леонтович получил у отца, который играл на виолончели, скрипке, гитаре и некоторое время руководил хором семинаристов. В 1887 году Леонтович вступил в Немировскую гимназию. В 1888 году, за неимением средств, отец переводит его в Шаргородское начальное духовное училище, где воспитанники содержались на полном пансионе. В училище он овладел пением по нотам, и мог свободно читать сложные партии в церковных хоровых произведениях. В 1892 году Леонтович поступил в Подольскую духовную семинарию в Каменце-Подольском, где изучал теорию музыки и хоровое пение, овладел скрипкой, фортепиано, некоторыми духовыми инструментами, начал обрабатывать народные мелодии, беря за образец обработки Николая Лысенко. В 1898 году Леонтович закончил духовную семинарию, и решил работать учителем в сельских школах и одновременно самостоятельно совершенствовать своё музыкальное образование. В селе Чукови он организовал самодеятельный симфонический оркестр, который исполнял украинские мелодии и пьесы русских и украинских композиторов. В 1901 году он издал первый сборник песен с Подолье. В 1903 году вышел второй сборник подольских песен с посвящением Н.Лысенко. Осенью 1904 года оставляет Подолье и переезжает на Донбасс, где устраивается преподавателем пения и музыки в местной железнодорожной школе. Во время революции 1905 года Леонтович организовал хор рабочих, который выступал на митингах. Деятельность Леонтовича привлекла внимание полиции, и он вынужден был вернуться на Подолье, в город Тульчин, где преподавал музыку и пение в Тульчинском епархиальном женском училище для дочерей сельских священников. С 1909 года Леонтович учится под руководством известного теоретика музыки Б.Яворского, которого он периодически посещает в Москве и Киеве. В то время создал много хоровых обработок, в частности знаменитый «Щедрик», а также «Піють півні», «Мала мати одну дочку», «Дударик», «Ой, зійшла зоря» и др. В Тульчине знакомится с композитором Кириллом Стеценко. В 1916 году вместе с хором Киевского университета исполняет свою обработку «Щедрика», принесшую ему большой успех у киевской публики. С установлением Украинской Народной Республики Леонтович переезжает из Тульчина в Киев, где начинает активную деятельность как дирижер и композитор. Ряд его произведений включили в свой репертуар профессиональные и самодеятельные коллективы Украины. На одном из концертов большой успех имела «Легенда» Николая Вороного в обработке Леонтовича. После прихода большевиков Леонтович работает некоторое время в музыкальном комитете при Народном комиссариате просвещения, преподает в Музыкально-драматическом институте имени Н.Лысенко, вместе с композитором и дирижером Г.Веревкой работает в Народной консерватории, на курсах дошкольного воспитания, организует несколько хоровых кружков. Во время захвата Киева 31 августа 1919 года деникинцами вынужден бежать в Тульчин. Основывает первую в Тульчине музыкальную школу. В 1919—1920 годах работает над первым большим симфоническим произведением — народно-фантастической оперой «На праздник русалок» по одноименной сказке Б.Гринченко. Осенью 1920 года в Тульчине состоялись гастроли хоровой капеллы под руководством К.Стеценко и Павла Тычины как второго дирижера. Во время концертов капеллы исполнялись произведения Леонтовича. В последние месяцы жизни Леонтович заканчивал оперу «На праздник русалок». В ночь с 22 на 23 января 1921 года композитор находился у своего отца в селе Марковка Гайсинского уезда, где был убит агентом Гайсинской уездной ЧК Афанасием Грищенко. Текст рапорта, раскрывающий имя агента, был обнародован в 1990-х годах.
[499x700]
Почтовая марка Украины.
Творчество
Основу музыкального наследия Леонтовича составляют хоровые миниатюры — обработки украинских народных песен, которые и поныне являются непревзойденными и исполняются всеми украинскими хорами в Украине и диаспоре. Это отмеченные большим талантом композитора жемчужины народного мелоса «Щедрик», «Козака несуть», «Дударик», «Із-за гори сніжок летить», «Женчичок-бренчичок», «Гаю, гаю, зелен розмаю» и многие другие. На основе украинских народных мелодий Леонтович создавал вполне оригинальные самобытные хоровые композиции, всесторонне художественно переосмыслив их, придав им неповторимое звучание. Леонтович был одним из первых среди мастеров украинской музыки, которые по-новому интерпретировали фольклор, используя музыкальные достижения европейской музыкально-хоровой культуры. Вместе с тем почерк Леонтовича выделяется среди других предельной гибкостью и естественностью движения голосов, ювелирной шлифовкой деталей. Леонтович удачно использовал традиции импровизационности в творчестве украинских кобзарей, которые каждую новую строфу текста песни интерпретировали по-новому. Леонтович применял тембровую вариантность народных рапсодий в своих обработках, предоставляя хору возможность раскрыть огромное разнообразие гармонии, контрапункта. Последовательно воплощая в своих обработках идею гармонизации и полифоничности, Леонтович, имея глубокое и разностороннее музыкальное образование, широко использовал лучшие достижения мировой хоровой техники. Тематика хоровых миниатюр композитора чрезвычайно разнообразна. Это обрядовые, церковные, исторические, чумацкие, шуточные, танцевальные, игровые песни. Одно из центральных мест в творчестве Леонтовича занимают хоры на бытовые темы. Это, в частности, «Ой, в лісі у дороги», «Ой, темная и невидимая ночка», «Мала мати одну дочку», «Ой, з-за гори кам`яної». Они характерны динамичным развертыванием сюжета, активной драматизацией событий и образов. Образцом такого высокого драматического подъема может служить народная песня «Пряля», в которой Леонтович достиг уровня трагической баллады. В песнях-реквиеме «Козака несуть», «Із-за гори сніжок летить», «Смерть» Леонтович талантливо переосмыслил мелодику народного плача, используя специфическое звучание отдельных голосов и целых хоровых групп, применяя различные хоровые звуковые эффекты, например, пение с закрытым ртом. Наивысшим достижением композитора считаются песни «Щедрик» и «Дударик», в которых Леонтович достиг максимальной ритмической организации. Особенно популярным был и остается «Щедрик», в которой органично сочетаются приемы народного многоголосия с достижениями классической полифонии, и каждый голос играет вполне самостоятельную выразительную роль, воспроизводя тончайшие изменения настроения в песне, подавая каждый художественный образ в предельном завершении.
Память
1 февраля 1921 года значительная группа деятелей культуры, профессора и студенты собрались в Киевском музыкально-драматическом институте имени Николая Лысенко, чтобы по христианскому обычаю отметить 9 дней после смерти Николая Леонтовича. Быстро, но с большой ответственностью организовали концерт из произведений Леонтовича, выступили со словами сожаления и скорби. На этой встрече был создан Комитет памяти Николая Леонтовича, который позже оформился как Музыкальное общество имени Николая Леонтовича. В это общество входили такие известные украинские художники, как Борис Лятошинский и Павло Тычина, многие из членов общества, как например Лесь Курбас и Гнат Хоткевич, позже разделили трагическую судьбу Леонтовича, погибнув от рук представителей органов госбезопасности СССР. Само же имя Леонтовича было «признано неактуальным для советской эпохи», и фактически оставалось таковым до середины 1950-х. Сегодня имя Леонтовича носят украинские музыкальные коллективы, в частности Капелла бандуристов и учебные заведения (в частности, Винницкое училище искусств и культуры, Донецкая музыкальная школа № 1, Харьковская школа искусств № 4).
[525x700]
Бюст Николая Леонтовича на аллее выдающихся земляков в Виннице.
Именем Леонтовича названы улицы в Киеве и других украинских городах. Мемориальный музей Леонтовича работает в городе Тульчин Винницкой области, в 1977 году был открыт также музей Леонтовича в с. Марковка неподалеку от места его захоронения. В 1977 году 37 хоровых произведений Леонтовича были записаны хором студентов Киевской консерватории под руководством П.Муравского. В 2005 году диск с 32 духовными произведениями Леонтовича выпустил камерный хор «Киев» под руководством М.Гобдича.
Список произведений
Опера: «На русалчин великдень» (по сказке Б.Гринченко, 1919, неоконченное; 1975 М.Скорик завершил, отредактировал и инструментовал для современного состава симфонического оркестра).
Хоры на слова украинских поэтов: «Льодолом», «Літні тони» (оба на слова Г.Чупрынки); «Моя пісня» (слова К.Белиловского); «Легенда» (слова Н.Вороного).
Композиции на литургические тексты: Литургия святого Иоанна Златоуста; Молебен; Части Всенощной.
Хоровые обработки украинских народных песен (более 150): «Щедрик»; «Дударик»; «Пряля»; «Козака несуть»; «Мала мати одну дочку»; «Зашуміла ліщинонька»; «Ой, з-за гори кам`яної»; «Із-за горы сніжок летить»; «За городом качки пливут»; «Піють півні»; «Коза»; «Гра в зайчика».
Литература: Дяченко В. М. Д. Леонтович. Рисунки из жизни. — Киев,1941, 1950, 1963, 1969, 1985; Леонтович М.Д. 36. статей и материалов, упорядочения В.Довженко. — Киев, 1947; Гордийчук М. М.Д.Леонтович. Очерк о жизни и творчестве. — Киев,1956; Гордийчук М. М.Д.Леонтович. — Киев, 1960, 1972,1974, 1977; Творчество М.Д.Леонтовича. 36 статей, упорядочения В Золочевский. — Киев, 1977; Завальнюк А. М.Д.Леонтович. Неизвестные страницы творчества. — Винница, 1996; Завальнюк А. Некоторые вопросы стиля творчества М.Д.Леонтовича. — Винница, 1996; Завальнюк А. М.Д.Леонтович. — Винница, 1997; Завальнюк А. Николай Леонтович: исследования, документы, письма. — Винница, 2002.
Нотные издания произведений Леонтовича: Леонтович М. Народе песни / 5 десятков, редактор П.Козицкий. — К.: Вид-во Днепросоюз, 1921; Леонтович М. Музыкальные произведения / 8 сборников, проверил и примечания подал Я.Юрмас. — Киев-Харьков: Книгоспилка, 1930—1931; Леонтович М. Украинские народные песни для хора / Упорядочил М.Вериковский. — Киев:Искусство, 1952 (2-е издание — 1961); Леонтович М. Хоровые произведения / Общая редакция М.Гордейчука, упорядочения и примечания В.Брусья. — Киев: Музыкальная Украина, 1970; Леонтович М. Избранные хоровые произведения / Спец.-редакция И.Мартона. — Киев:Музыкальная Украина, 1977; Леонтович М. Хоровые произведения на народно темы. Из неопубликованного. / Составление и редакция Б. Луканюк. — Киев:Музыкальная Украина, 1987; Леонтович М. На русалчин Пасху. Опера в 1 действии. Либретто М. Леонтовича по сказке Б.Гринченко. / Литературная редакция А.Бобыря. Музыкальная Редакция для солистов, хора и симфонического оркестра М.Скорика. — Киев: Музыкальная Украина, 1980; Леонтович М. Духовные хоровые произведения. / Упорядочение В.Иванова. — Киев: Музыкальная Украина, 1993; Духовно-музыкальные произведения украинских композиторов ХХ века. / Составление и редакция М.Юрченко. — Киев, 2004; Духовные произведения М.Леонтовича. / Составитель М. Гобдич. — Москва, 2005; Леонтович М. Хоровые произведения. / Редактор-составитель В.Кузик. — Киев: Музыкальная Украина, 2005.
1877
Эдмон Локар (французское имя — Edmond Locard)
пионер судебной медицины, который стал известным как «французский Шерлок Холмс». Он сформулировал основной принцип судебной медицины: «Каждый контакт оставляет след». Это стало известным как «локаровский принцип обмена». Локар изучил медицину и закон в Лионе, в конечном счёте стал помощником Александра Лакассаня, криминолога и преподавателя. Он занимал этот пост до 1910 года, когда он начал создание своей собственной лаборатории по изучению преступлений. Он является автором монументальной семитомной работы Traité de Criminalistique и в 1918 году развил 12 идей соответствия для идентификации отпечатков пальцев. Он продолжал свои исследования до самой смерти в 1966 году. В 1910 году Локар сумел убедить полицейское управление Лиона (Франция) дать ему две комнаты на чердаке и двух помощников, чтобы начать то, что стало первой полицейской лабораторией в мире. Молодой Жорж Сименон, позже ставший известным детективным писателем, посетил некоторые лекции Локара в 1919 или 1920 году. Умер в коммуне Калюир-э-Кюир, департамент Рона, Франция, 4 мая 1966 года.
Литература: Вэл Макдермид. Анатомия преступления: Что могут рассказать насекомые, отпечатки пальцев и ДНК. = Val Mcdermid: “Forensics: The Anatomy of Crime”. — Москва: Альпина Нон-фикшн, 2016. — 344 p. — ISBN 978-5-91671-591-0.
[700x567]
1877
Иосиф Константинович Самарин-Эльский (настоящая фамилия – Кононович)
русский советский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1925). Окончил Санкт-Петербургский технологический институт (1904). Инженер-технолог. Играл в любительских спектаклях, с 1905 — на профессиональной сцене в Санкт-Петербурге и в провинции: Самара, Симбирск, Ярославль, Нижний Новгород, Одесса. В 1916 работал в Москве, в 1918 — в Самаре, в 1919-1920 — в Иркутске. В 1920-1925 выступал на сцене драматического театра Петроградского Народного дома. Был одним из организаторов профсоюза Рабис. С 1925 - артист и художественный руководитель Ленинградского театра драмы и комедии. В период ленинградской блокады - в труппе Городского театра. Среди театральных ролей: Роли: Царь Фёдор Иоаннович (оперная постановка А.К.Толстого), Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Лука; Протасов ("Дети солнца"), Протасов ("Шивой труп"), Бальзаминов ("Женитьба Бальзаминова" Островского), Тихон ("Гроза"), Карандышев, Хлестаков, Незнамов, Жадов, Фигаро; Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты"), Алексей ("Дети Ванюшина"), Белугия ("Женитьба Белугина" Островского и Соловьёва), Епиходов ("Вишнёвый сад"). Игра его отличалась острым психологич. рисунком, живым юмором и нервным темпераментом. Снимался в кинофильмах "Третья молодость", "Дубровский". Умер 12 марта 1942 года.
[700x525]
Похоронен на Литераторских мостках Волковского православного кладбища.
Источники: Театральная энциклопедия. Том 4/Главный редактор П.А.Марков - Москва: Советская энциклопедия, 1965. - 1152 столбца с иллюстрациями, 76 листов иллюстраций.
1877
Папа Михайлович Тушемилов
бурятский народный сказитель-улигершин. Папа Тушемилов родился в крестьянской семье, в улусе Нижний Мельхитуй (Баян Жалга) Балаганского уезда Иркутской губернии на земле нынешнего Нукутского района Иркутской области. Первые народные сказания он услышал из уст своей бабушки. Обладая от природы феноменальной памятью, П. Тушемилов запоминал наизусть свыше 30 эпических сказаний, среди которых были улигеры «Аламжи мэргэн», «Хараасгай мэргэн», «Алтан шагай мэргэн» и «Гэсэр», четыре главы из которого с его слов записал бурятский фольклорист Илья Мадасон. Также улигершин хорошо знал около 100 сказок (многие — в стихотворной форме), десятки легенд, преданий, загадок, благопожеланий, песен, пословиц и поговорок. Значение его для бурятской литературы и культуры трудно переоценить. Кроме того, Папа Тушемилов был талантлив и во многих других областях человеческого познания. В частности, был известным в округе знатоком народной хирургии — костоправом.

Рисунок улигершина П.Тушемилова
Фольклорист Р.Шерхунаев, заслуженный работник культуры Республики Бурятия, говорил о нём: «П.Тушемилов являлся и поэтом-импровизатором, сочинявшим новые произведения в духе времени. Он был сведущ во многих областях народных знаний: в фольклоре и истории, педагогике и музыке, хореографии, метеорологии и медицине. Он был энциклопедией народных знаний». Умер в Иркутской области 17 февраля 1954
Литература: Мархаева С.Б. «Эпический мир Гэсэриады в творчестве сказителей Тушемиловых». Улан-Удэ, 2004 140 cтраниц.
[467x700]
1878
Адриана Будевская (болгарское имя — Адриана Будевска; настоящее имя — Адриана Кынчева Ганчева)
болгарская театральная актриса, народная артистка Народной Республики Болгария (1953). Одна из основоположников реалистического актёрского искусства и профессионального театра Болгарии. Родилась в городе Добюрич. После окончания гимназии в 1895, выиграла конкурс, на котором Иван Вазов и профессор Иван Шишманов высоко оценили большой артистический талант 17-летней Адрианы, и в качестве стипендиата Министерства просвещения отправилась на обучение в Театральное училище Малого театра в Москве, где стала ученицей Александра Ленского. В 1899 окончила училище и в том же году дебютировала в Софии на сцене драматического театра «Слеза и смех» (с 1904 — Народный театр) в главной роли в пьесе «Василиса Мелентьева» А.Н.Островского. В 1904 вместе с группой актёров, недовольных казёнными порядками Народного театра, организовала в Варне «Свободный театр», в котором, помимо национальной драматургии, ставились пьесы М.Горького, Л.Н.Толстого, А.Н.Островского, Г.Ибсена и др. В 1906 театр закрылся, актёры вернулись в Народный театр, где А.Будевская проработала до 1926 года. Вместе с мужем Христо Ганчевым стала одним из создателей профессионального болгарского театра. В этот период она исполнила свои лучшие роли в национальной, русской и зарубежной классической драматургии. В 1926 году в результате политических преследований А.Будевская в расцвете творческих сил была уволена и на более, чем 10 лет отлучена от театральной сцены, в 1937 артистка вынуждена была уехать в Южную Америку со своим сыном. Большим поклонником еë таланта был болгарский лидер Г. Димитров, поэтому народная власть, преследуя представителей буржуазного искусства и учитывая заслуги Будевской, официально пригласила еë вернуться на родину, чем она и воспользовалась. В 1948 вернулась из Аргентины на родину. 20 февраля 1949 года болгарская общественность торжественно отметила еë 70-летие. Но было уже слишком поздно, чтобы А.Будевская вернулась на сцену… Умерла в Софии 9 декабря 1955 года.
Творчество
А.Будевская — знаменитая болгарская драматическая актриса. В своем творчестве сохраняла реалистические традиции русского театра и классического репертуара. Избранные роли в театре: Нина Заречная («Чайка» А.П.Чехова); Свекровь (одноименная комедия А.Страшимирова); Цена («Змеиная свадьба» Тодорова); Рада («Под игом» по И.Вазову); Нора (одноименная пьеса Ибсена); Офелия и леди Макбет («Гамлет» и «Макбет» Шекспира); Маргарита Готье («Дама с камелиями» Александра Дюма-сына); Эмилия Галотти (одноименная трагедия Г.Э.Лессинга) и др.
Семья
Семейная жизнь актрисы сложилась несчастливо. В 1901 вышла замуж за талантливого актера Христо Ганчева. В 1912 году он был мобилизован и вскоре умер от тифа. Месяц спустя умерла младшая дочь А.Будевской. Еще один из еë детей — сын трагически погиб через несколько лет — был убит в Италии.
Память
В честь великой болгарской актрисы назван Драматический театр «Адриана Будевска» в Бургасе.
[446x700]
1879
Шмуэль Черновиц
писатель, журналист и общественный деятель. Родился в Себеже, в семье раввина Александра Зискинда Черновица и Леи — дочери раввина Шмуэля Дрозда. Получил традиционное еврейское образование. В 1896 опубликовал свою первую статью в журнале «Хамелиц». В это же время примкнул к сионистскому движению. В 1903 переехал в Варшаву, работал секретарем детского еженедельника «Олам катан», затем переехал в Вильну, где принимал участие в редактировании ежедневной газеты «Ха-Зман». В 1910 возобновил издание газеты «Ха-Цфира» (Варшава), некоторое время замещал Н. Соколова на посту редактора. Во время Первой мировой войны находился в Москве, принимал участие в подготовке ежедневной газеты на иврите «Ха-Ам» (1917—1918). В 1921 эмигрировал в Эрец-Исраэль, был членом редакционного совета газеты «Ха-Арец», секретарем Ваад Леуми. Позже работал в Еврейском национальном фонде. Был одним из основателей Союза писателей Эрец-Исраэль. Умер в Тель-Авиве 30 июля 1929 года. Автор исторической монографии «Бней-Моше у-ткуфатам» («Члены общества Бней-Моше и их эпоха», 1914) и ряда статей и эссе, вошедших в сборнике «Им шахар» (1927). Его именем названа улица в Хайфе.

1880
Йосеф Хохол (чешское имя — Josef Chochol)
чешский архитектор. Родился в городе Писек, Австро-Венгрия, ныне Чехия. Хохол изучал архитектуру в Чешском Техническом Университете в Праге (1908–1924), затем в академии в Вене, под руководством Отто Вагнера в 1907–1909 годах. Он был одним из трёх самых значительных архитекторов в стиле кубизма, вместе с Павлом Янаком и Йозефом Гочаром. Три здания, которые он спроектировал (1913) в Вышеграде (часть Праги), считаются шедеврами архитектуры кубизма.

Дом в стиле кубизма дом в Вышеграде, Прага, Чешская Республика
В 1914 году он отказался от стиля кубизма и начал работать в стиле конструктивизма. Большинством других его проектов (заводом и театром в стиле кубизма) восхищались, но они так и не были построены. Хохол также активно участвовал в политике: он был одним из основателей организации Левый фронт и Ассоциации социалистических архитекторов. Умер в городе Прага, ЧССР, 6 июля 1956 года.

1881
Альберт Остин (Albert Austin)
английский и американский актёр, режиссёр и сценарист, известный участием в ряде фильмов Чарли Чаплина. Брат актёра Уильяма Остина.
Родился в городе Бирмингем, графство Уорикшир, Англия, Великобритания. Выступал в мюзик-холле. В 1910 году вместе с Чарли Чаплином отправился в США в составе труппы Фреда Карно. Его внешность была примечательна огромными загнутыми вниз усами. С 1916 года он работал вместе с Чаплином, снимаясь во второстепенных ролях во многих его фильмах, а также работая помощником режиссёра. После начала эры звукового кино занялся режиссурой, в основном короткометражных комедийных фильмов. Среди прочего, он помогал Чаплину в разработке сюжета «Искателя приключений» (1917). Как актёр, он появился в комедиях Чарли Чаплина, снятых на студии «Mutual Film Corporation». Позже он снялся в эпизодических ролях в двух немых комедиях Чаплина, снятых в эру звукового кино: в роли клоуна в «Цирке» (1928) и в ролях дворника и грабителя в «Огнях большого города» (1931). Остин также снимался в нескольких фильмах с участием Джеки Кугана и Мака Сеннета. Самой известной ролью Остина является роль клиента с часами в короткометражной ленте Чарли Чаплина «Лавка ростовщика», где его герой заходит в лавку с будильником, надеясь заложить его. Чтобы определить стоимость часов, Чаплин разбирает их. Остин с ошеломлённым выражением лица наблюдает, как герой Чаплина постепенно разбирает его, а затем передаёт их детали Остину. Также снялся в главной роли в фильме Мэри Пикфорд «Мыльная пена» (1920), в котором появился без своих комических чёрных усов. Умер в Северном Голливуде, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 17 августа 1953 года.
Фильмография
1881
Серафим (в миру — Николай Борисович Соболев)
епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма, автор книги «Русская идеология». Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей. Память — 26 февраля. Родился в городе Рязань, Российская империя, в семье мещанина Бориса Матвеевича Соболева и его жены Марии Николаевны. В 1894 году Николай Соболев был принят во второй класс Рязанского духовного училища, затем окончил Рязанскую духовную семинарию и в 1904 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 26 января 1908 года на последнем курсе духовной академии епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) был пострижен в монашество с именем Серафим в честь Серафима Саровского. 16 февраля 1908 года был рукоположён епископом Сергием (Тихомировым) в иеродиакона, а 31 марта — в сан иеромонаха. 29 сентября 1908 года учёный совет академии по итогом защиты диссертации «Учение о смирении по Добротолюбию» постановил удостоить иеромонаха Серафима учёной степени кандидата богословия с правом получения степени магистра без новых устных испытаний. Профессор Александр Бронзов в рецензии отметил глубокое изучение автором святоотеческого наследия и подчеркнул, что работа выходит за рамки кандидатской диссертации. В 1908 году иеромонах Серафим начал преподавательскую деятельность в Пастырском богословском училище в Житомире, открытом архиепископом Антонием (Храповицким), затем был переведён смотрителем Калужского духовного училища. В 1911 году определён на должность инспектора Костромской семинарии. 4 января 1913 года назначен ректором Воронежской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Ситуация в духовных семинариях того времени была сложной, и Воронежская семинария не была исключением: воспитанники даже совершили покушение на ректора и инспектора семинарии, а 1912 год был отмечен настоящим бунтом семинаристов. Архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) в связи с новым назначением отца Серафима написал ему: «Вы назначены в наибезнадёжнейшую и бунтарскую семинарию». 14 мая 1917 года заявил Воронежскому епархиальному собранию об отказе от редактирования «Воронежских епархиальных ведомостей» и 17 июня передал дела новой редакции. На юге России архимандрит Серафим вошёл в подчинение Временного высшего церковного управления (ВВЦУ). Короткое время возглавлял Таврическую духовную семинарию. Его хиротонию в Симферополе 1 октября 1920 года возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), впоследствии председатель Архиерейского синода. 14 ноября на комендантском пароходе «Херсонес» вместе с комендантом Севастополя генералом Николаем Стоговым эмигрировал в Константинополь. Весной 1921 года переехал в Болгарию. В апреле 1921 года назначен епископом Богучарским, викарием Воронежской епархии. 18/31 августа 1921 года определением Высшего русского церковного управления заграницей епископу Серафиму было поручено управление русскими православными общинами в Болгарии. Летом того же года стал во главе Болгарского благочиния русских приходов; настоятель бывшего русского посольского храма в Софии. Продолжал именоваться «Лубенским» до принятия специального о его титуле определения Архиерейским синодом 31 декабря 1929 года — «О переименовании Преосвященного Серафима, Епископа Лубенского, во Епископа Богучарского» — по его рапорту: сведения о его перемещении на викарную кафедру Воронежской епархии (Богучар) патриархом Тихоном поступили в Архиерейский синод только в 1928 году («экземпляр списка иерархов Российской Православной Церкви»). Его имени не было в числе восьми иерархов РПЦЗ, подвергнутых прещениям указом заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия и при нём патриаршего Священного синода «О Карловацкой группе» от 22 июня 1934 года № 50; в 1930-х годах поддерживал сношения с митрополитом Литовским Елевферием (Богоявленским) и архиепископом Вениамином (Федченковым), пребывавшими в юрисдикции Московского патриархата. В 1934 году председателем Архиерейского синода митрополитом Антонием (Храповицким) возведён в сан архиепископа. В 1935 году дал детальную богословскую оценку «имябожнического» учения (имяславия) в своей работе против софиологии Владимира Соловьёва, Сергия Булгакова и Павла Флоренского. В августе 1938 года, на II Всезарубежном церковном соборе в Сремских Карловцах, представил доклад об экуменическом движении, в котором обосновывал недопустимость участия в нём Православной церкви. В труде «Русская идеология» (1939) отстаивал необходимость для России монархического правления, осуждал секулярные преобразования Петра и его последователей, восхвалял линию патриарха Никона, призывал к «восстановлению в будущей России истинного самодержавия на основе симфонии властей», призывал «неуклонно осуждать безбожие и всякие отклонения от православной веры», а также принять закон, который бы сурово — вплоть до смертной казни карал за пропаганду атеизма и кощунство. В статье «О новом и старом стиле» указывал на противоречие григорианского календаря Церковному уставу и сложившейся богослужебной традиции. В 1943 году отказался участвовать в «Архиерейском совещании иерархов Православной русской церкви заграницей» в Вене 21—26 октября 1943 года, которое проходило под покровительством властей Третьего рейха; содействовал преодолению схизмы Болгарской церкви (снята в феврале 1945 года). 2 марта 1945 года архиепископ Серафим направил письмо патриарху Алексию I, в котором поздравлял его с избранием предстоятелем Русской православной церкви. 15 апреля 1945 года архиепископ Серафим обратился к патриарху с просьбой о принятии в Московский патриархат. В докладе в Совет по делам РПЦ (конец апреля 1945 года) главы делегации Московской патриархии, посетившей Болгарскую церковь, архиепископа Псковского Григория (Чукова), на основе которого была подготовлена докладная записка Иосифу Сталину, давалась следующая характеристика Серафиму: «<…> человек аполитичный, безусловно духовный, но очень „узкий“ и политически довольно тупой, пользующийся, однако, большим уважением прихода». 30 октября 1945 года был принят вместе с семью русскими приходами в Болгарии в юрисдикцию Московского патриархата. В 1946 году принял советское гражданство; в конце декабря того же года правительство СССР передало в его ведение бывшую посольскую церковь Николая Чудотворца в Софии. В июле — августе 1948 года находился в Москве, куда был приглашён для участия в Совещании глав и представителей автокефальных Православных церквей. Это было сделано для нейтрализации экуменически настроенного экзарха Стефана (Шокова). Скончался в городе София, БНР, ныне Болгария, 26 февраля 1950 года. На отпевание пришли все синодальные архиереи Болгарской церкви, сонм епископов, архимандритов и священников. Погребён в крипте под алтарём Никольского храма.
Почитание и канонизация
Ещё при жизни считался старцем и прозорливцем. В Болгарской православной церкви неоднократно поднимался вопрос о его канонизации. В феврале 2002 года был канонизирован неканонической Старостильной православной церковью Болгарии; канонизация была фактически признана руководством РПЦЗ, с которой Болгарская старостильная церковь в то время находилась в евхаристическом общении. Большую работу по подготовке канонизации архиепископа Серафима провёл назначенный в 2011 году настоятелем Русского подворья в Софии архимандрит Филипп (Васильцев). В августе 2013 года на официальных сайтах Русской и Болгарской православных церквей появилась сообщение о сборе свидетельств о благодатной помощи архиепископа Серафима (Соболева) для передачи в Синодальную комиссию по канонизации святых. В феврале 2015 года в Софии прошли памятные мероприятия, посвящённые 65-летию со дня преставления архиепископа Серафима (Соболева). На премьере фильма «Архиепископ Серафим, Софийский чудотворец» архимандрит Филипп (Васильцев) отметил: «Мы надеемся, что наши торжества станут малым вкладом в дело канонизации архиепископа Серафима». Идею канонизировать архиепископа Серафима поддержал патриарх Болгарский Неофит. 3—4 декабря 2015 года состоялись заседания совместной комиссии Русской и Болгарской православных церквей, которая рекомендовала канонизировать архиепископа Серафима. 24 декабря 2015 года Священный синод Русской православной церкви постановил «вынести вопрос о канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) на рассмотрение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви». Вопрос о прославлении в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) был рассмотрен 3 февраля 2016 года на пятом пленарном заседании Архиерейского собора в храме Христа Спасителя. В заседании приняла участие делегация Болгарской православной церкви, в состав которой вошли митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн (Иванов), епископ Знепольский Арсений (Лазаров), архимандрит Феоктист (Димитров). С докладами, посвящёнными жизненном подвигу и почитанию святителя, выступили сопредседатели Совместной комиссии Русской и Болгарской православных церквей по вопросу канонизации архиепископа Серафима — митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) и митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн (Иванов). О необходимости прославления архиепископа Серафима в лике святых в своих выступлениях говорили патриарх Кирилл, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал), митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов), митрополит Воронежский и Лискинский Сергий (Фомин), митрополит Рязанский и Михайловский Марк (Головков), архимандрит Филипп (Васильцев). Члены Собора единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Серафима, много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России. Затем митрополит Волоколамский Иларион огласил Деяние Освященного Архиерейского собора о прославлении в лике святителей архиепископа Богучарского Серафима. Члены Собора пропели величание новопрославленному святому. 26 февраля 2020 года в Софии в квартале «Надежда» епископ Белоградчишкий Поликарп (Петров) возглавил закладку храма святого Серафима, Софийского Чудотворца.
Взгляды
По своим политическим убеждениям был монархистом. В своём труде «Русская идеология» (1939), он отстраивает принцип симфонии, где царская власть почитала бы священство и действовала бы в согласии с властью церковной. В качестве примера такой симфонии он рассматривает Россию до начала реформ Петра I. Симфония, согласно архиепископу Серафиму, служила залогом процветания России. Пётр же, идеалом которого был западноевропейский абсолютизм, попрал в правах Церковь и разрушил симфонию, что по мнению архиепископа Серафима, стало причиной гибели России и спустя два века и привело к агрессивному безбожию. Абсолютизм архиепископ Серафим отвергал, подчёркивая, что Император должен действовать в строгом соответствии с учением Церкви. Кроме того архиепископ Серафим выступил и против возникших в эмигрантском богословии учений — теории искупления митрополита Антония (Храповицкого) и учения о Софии протоиерея Сергия Булгакова. По мнению историка Андрея Кострюкова «он отстаивал старый календарь, выступал против экуменического движения. Однако излишнюю строгость святителю попросту приписали в 1990-е годы. На почве борьбы с имевшимися тогда нарушениями и крайностями в отношении инославия владыка Серафим был поднят как знамя, причём некоторые группировки даже попытались посмертно представить его идеологом „зилотских“ течений, например, в Болгарии и Румынии. Отсюда и пошло мнение об архиепископе Серафиме как о непримиримом обскуранте. На самом деле это совершенно не так, стоит почитать его труды, письма, воспоминания о нём. Да, это был великий апологет православия, но до фанатизма он никогда не доходил».
Труды
Новое учение о Софии, Премудрости Божией, магистерская диссертация, София, 1935; Защита софианской ереси прот.оиереем С.Булгаковым перед лицом Архиерейского собора, София, 1937; «Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Иоанну, пустынножителю Рыльскому, чудотворцу» (на церковнославянском языке), 1938; Русская идеология. София 1939 (репринт: Джорданвилл, 1981); Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи. Софія: [Бумага известковая], 1941. 126 страниц. (2). 1000 экземпляров; Искаженіе православной истины въ русской богословской мысли. Софія: [Бумага известковая.], 1943. 349 страниц. 500 экземпляров; «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?» // Деяния Совещания Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей. — Москва: Издательство Московской Патриархии, Том II, 364—368; «О новом и старом стиле», 1948; «Отступление русского народа от православной веры», Православная Русь, 1978, № 23, 2-4; Святитель Серафим Соболев. Жизнеописание и сочинения. — St. Herman of Alaska Brotherhood Press. — 1992.
Литература
Статьи: Гаврилов И.Б. Богословие истории свт. Серафима (Соболева) в полемике с прогрессистским утопизмом ХХ в. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 4 (12). Страницы 12-42; О некоторых подробностях жизни Преосвященного Серафима (Соболева) // «Православная Русь». — 1991. — № 11. — Страницы 7-9, 11; Бойкикева А. Заслуги архиеп. Серафима (Соболева) к св. Болгарской православной церкви и его значение для духовной жизни в Болгарии // Русский свято-Николаевский храм в Софии. — София, 1995; Новикова А.С. Владыка Серафим (Соболев) и болгарская церковная жизнь. // Бялата емиграция в Българии. Материали от научна кнференция София, 23 и 24 сентября 1999 г. — София: Институт по история Българска академия на науките. — 2001. — Страницы 354—359; Бондарева Е. А. Историческая судьба России в трудах иерархов Русской Православной Церкви за рубежом. Митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Анастасий (Грибановский), архиепископ Серафим (Соболев) // Бялата емиграция в Българии. Материали от научна кнференция София, 23 и 24 сентября 1999 г. — София: Институт по история Българска академия на науките. — 2001. — Страницы 328—353; Один из сонма святых архипастырей русского зарубежья // «Православная Русь». церковно-общественный орган Русской Православной Церкви Заграницей. — 2002. — № 14 (1707) 15/28 июля. — Страница 1; Кострюков А. А. Преодолевший разделение. К жизнеописанию архиепископа Серафима (Соболева) // Церковь и время. 2006. — № 3 (36). — Страницы 98-115; Кострюков А.А. Пастырское служение архиепископа Серафима (Соболева) в Болгарии // Церковь и время. 2010. — № 3 (52). — Страницы 219—240; Кострюков А.А. К вопросу о посмертном почитании архиепископа Серафима (Соболева) // Россия — Болгария. Образы духовного единства. София. Подворье Патриарха Московского и всея Руси в Софии (Болгария). 2015. — Страницы 173—181; Кострюков А.А. Серафим (Соболев) // Православная энциклопедия. — Москва, 2021. — Том LXII : Свенская Печерская икона Божией Матери — Сергий. — Страницы 509—511. — 752 страницы — 39 000 экземпляров. — ISBN 978-5-89572-069-1; Кашеваров А. Н. Размышления о судьбе России в публицистических сочинениях архиепископа Серафима (Соболева) // Церковь. Богословие. История. 2021. — № 2. — Страницы 330—336.
Книги: Краткое жизнеописание архиепископа Серафима (Соболева): воспоминательное слово архим. Пантелеимона в первую годовщину после кончины архиеп. Серафима (сказано 13.02.1951). — Фессалоники : Бумаго известковая, 1991. — 128 страниц; Жизнь, чудеса и заветы архиепископа Серафима (Соболева). — София: Девичий монастырь Покрова Пресвятой Богородицы. Издательство св. апостола и евангелиста Луки. 2001. — 204 страницы; Кьосева Ц. България и руската емиграция 20-те — 50-те години на XX в. — София: Междунар. център по проблемите на малцинствата и културните взаимодействия, 2002. — 591 страница; Кригер M. Всеправославното съвещание от 1948 година за икуменизма. Докладите на Архиепископ Серафим Соболев. — София : Св. Вмчк Георги Зограф, 2005. — 172 страницы; Кострюков А.А. Архиепископ Серафим (Соболев): жизнь, служение, идеология. — Москва : Издательство «ФИВ». 2011. — 264 страницы; Кострюков А.А. Пламень огненный. Жизнь и наследие архиепископа Серафима (Соболева). — Москва: Издательство Сретенского монастыря. 2015. — ISBN 978-5-7533-0930-3
1882
Лев Платонович Карсавин (литовское имя — Levas Karsavinas)
русский религиозный философ, историк культуры, медиевист, поэт. Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя, в семье актёра балета Мариинского театра Платона Константиновича Карсавина и его жены Анны Иосифовны, урождённой Хомяковой, дочери двоюродного брата известного славянофила А.С.Хомякова. Брат балерины Тамары Карсавиной. Ученик И.М.Гревса, окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1906). С 1909 года преподавал в Историко-филологическом институте (профессор с 1912 года, инспектор с 1914) и на Высших женских (Бестужевских) курсах; приват-доцент Петербургского университета (с 1912 года), затем профессор (с 1916 года). Магистерская диссертация — монография «Очерки религиозной жизни в Италии XII—XIII веков» (1912; защитил в 1913). Докторская диссертация — «Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв., преимущественно в Италии» (1915; защитил в 1916). Участник петроградского «Братства Святой Софии» (1918—1922). Был одним из членов-учредителей Вольной философской ассоциации (Вольфила, 1919—1924). В 1920 году один из учредителей издательства «Петрополис», один из учредителей и профессоров Богословского института. В 1921 году избран профессором Общественно-педагогического и правового отделений факультета общественных наук Петроградского университета, председателем Общественно-педагогического отделения. В августе 1922 года был арестован и приговорён к высылке за границу без права возвращения. Освобождён незадолго до высылки.
Мемориальные таблицы Л.Карсавина и В.Сеземана в Большом дворе Вильнюсского университета
Эмиграция
Выслан из советской России в ноябре 1922 года вместе с группой из сорока пяти деятелей науки и культуры (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, И.Ильин и другие) и членами их семей в Германию. В Берлине был избран товарищем (то есть заместителем) председателя Бюро Русского академического союза в Германии, стал одним из организаторов, затем сотрудником Русского научного института. Соучредитель (вместе с Н.А.Котляревским) издательства «Обелиск». С 1926 года жил в Кламаре под Парижем. Примкнул к евразийскому движению: возглавил Евразийский семинар в Париже, был членом редколлегии газеты «Евразия» (1928—1929) и её ведущим автором, участвовал в евразийских сборниках.
В Литве
В конце 1927 года получил приглашение занять кафедру всеобщей истории в Литовском университете (Каунас; впоследствии Университет Витаутаса Великого). С 1928 года жил в Каунасе; в 1928—1940 годах профессор всеобщей истории университета в Каунасе (с 1929 года преподавал на литовском языке). После присоединения Литвы к СССР остался в стране. С переводом гуманитарного факультета университета в Вильнюс (1940) стал профессором Вильнюсского университета. С 1941 года одновременно преподавал в Художественном институте. Короткое время работал в Художественном музее. Живя в Литве, редактировал академические издания, издал свои книги на русском языке «О личности» (1929) и «Поэма о смерти» (1931). На литовском языке опубликовал работу «Теория истории» (1929), фундаментальное пятитомное исследование «История европейской культуры» («Europos kultūros istorija», 1931—1937), несколько десятков статей по средневековой философии и теологии в «Литовской энциклопедии» («Lietuviškoji enciklopedija») и журналах.
Арест, высылка и смерть
В 1944 году советскими властями отстранён от преподавания в Вильнюсском университете, уволен из музея. В 1949 году уволен из Художественного института, арестован и обвинён в участии в антисоветском евразийском движении и подготовке свержения советской власти. В марте 1950 года приговорён к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Умер от туберкулёза в спецлагере для инвалидов в посёлке Абезь Коми АССР,РСФСР, СССР, 20 июля 1952 года.
Увековечивание памяти
В 1989 году в результате многолетнего поиска В.И.Шаронова на чудом уцелевшем лагерном кладбище близ посёлка Абезь было установлено место захоронения Л.П.Карсавина. Это стало возможным благодаря личному архиву Е.И.Ванеевой, вдовы ученика Л.П.Карсавина, в котором сохранилась фотография Владаса Шимкунаса у могилы с литерой «П-11», занесённой в личное дело НКВД Льва Карсавина как литера захоронения, а также свидетельствам бывших заключённых Абезьского лагеря. В 1990 году в Литве у лидеров «Саюдиса» возникла идея перенесения останков Карсавина в Вильнюс. Дочери Карсавина Сусанна и Марианна высказались против такой идеи. После вмешательства авторитетного католического священника Станисловаса Добровольскиса попытки перенести прах Карсавина прекратились. В 1990 году житель Абези Виктор Ложкин установил на могиле крест, а литовские общественные организации — памятник репрессированным в форме разъятого металлического листа на постаменте с разрывом в виде креста. В декабре 1992 года в связи со 110-летием со дня рождения в центре Каунаса на доме по улице Кревос (Krėvos g. 7), в котором Карсавин жил в 1935—1940 годах, была открыта мемориальная таблица с барельефом (скульптор Владас Жуклис, архитектор Йонас Лукше). Имя Карсавина носит школа в Вильнюсе (с 1996 года[7]) и в 1994—2008 годах носила школа в Каунасе (ныне Жалякальнисская прогимназия). 17 октября 2005 года на фасаде дома в Вильнюсе (улица Диджёйи, 1; так называемый «дом Франка»), в котором жил Карсавин в 1940—1949 годах, открыта памятная таблица из песочно-розового мрамора с барельефом учёного (работа скульптора Ромуалдаса Квинтаса) и с текстом на литовском и русском языках[8][9]. 3 февраля 2006 года в Каунасе на так называемом «профессорском доме» (Žemuogių g. 6) открыта коллективная мемориальная таблица в память живших в этом здании профессоров Университета Витаутаса Великого с упоминанием Льва Карсавина, жившего здесь 1928—1929 годах (архитектор Йонас Лукше). На литовском языке переиздана «История европейской культуры» и другие сочинения Карсавина. В составленную поэтом и переводчиком Альфонсасом Буконтасом книгу на литовском языке вошли отдельные трактаты и поэзия[10]. В переводах Альфонсаса Буконтаса была издана книга сонетов и терцин Карсавина (с параллельным текстом на русском языке)
Научная деятельность
Работы раннего периода, основанные на обширном материале исторических источников, посвящены истории средневековых религиозных течений и духовной культуры средневековья. Высоко оценивал Карсавина как медиевиста А.Я.Гуревич.
Философия
Развивал своеобразную версию «философии всеединства» применительно к проблеме личности, методологии истории, истории культуры, гносеологии, этике, социологии, стремясь к созданию целостной системы христианского миросозерцания. Опирался на раннехристианские учения (патристика, Ориген) и русскую религиозную философию, в особенности на традицию В.С.Соловьёва. Категория всеединства у Карсавина понимается как динамический принцип становления бытия и в качестве фундаментальной категории исторического процесса лежит в основе историософии. В трудах Карсавина одно из главных мест занимает понятие личности человека, оно является одним из центральных для философа. Карсавин полагал, что становление личности человека тесно связано с процессом его обожения (в связи с этим одной из проблем, которая интересовала философа, был вопрос о том, является ли личностью ребёнок), так как человек с развитой личностью, собравший её воедино из раздробленного состояния, характерного для современной эпохи, становится духовным и приближается к Богу, не имея, однако, возможности достичь Его. Понятие личности у Карсавина связано с понятием бытия. Оно понимается как высшее существование в Боге, тогда как реальная, земная жизнь получает название «бывания», что подчёркивает её конечность, несовершенность. Из этого следует, что человек, рождаясь в этом мире, не является личностью в том смысле, в каком её понимает Карсавин. Он — лишь некая «заготовка» или «субстрат», который потенциально может приблизиться к состоянию личности, стать частью Божественной Ипостаси, только посвятив свою жизнь процессу обожения, то есть существованию, уподобленному жизни Христа. Кроме того, становясь личностью, человек не должен стремится к совершению чего-то уникального. Личность развивается в человеке в процессе интериоризации общих божественных ценностей. Здесь прослеживается идея всеединства, так как отдельные личности, с одной стороны обладая некоторой природной индивидуальностью, усваивают единые высшие ценности, а кроме того, устремляют свою жизнь к общей цели. Совокупность личностей, устремлённых к Богу, философом понимается как «соборная» или «симфоническая» личность. Здесь Карсавин отклоняется от традиционной христианской философии, так как ставит эту симфоническую личность выше индивидуальной, хотя последняя является подобием Бога.
Библиография: Из истории духовной культуры падающей римской империи. Политические взгляды Сидония Аполлинария. — Санкт-Петербург, 1908; Очерки религиозной жизни в Италии XII—XIII вв. Санкт-Петербург. 1912; Монашество в Средние века. — Санкт-Петербург: Брокгауз и Ефрон, 1912. — , 109 страниц PDF; Основы средневековой религиозности в XII—XIII веках преимущественно в Италии. — Петроград.: Научное дело, 1915. — XVI, 360 страниц;. Культура средних веков. Санкт-Петербург — Москва, 1914; Введение в историю. Петроград, 1920; Восток, Запад и русская идея. — Петроград, 1922. — 80 страниц; Д. Бруно. Берлин, 1923; Философия истории. Берлин, 1923; О началах. Берлин, 1925; Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях) / Предисловие и комментарии С.В.Мосоловой. — Москва: Издательство МГУ, 1994. — 176 страниц. — 35 000 экземпляров. — ISBN 5-211-02607-1; Ответ на статью Бердяева об евразийцах. // Путь. — 1926. — № 2. — Страницы 124—127; Апологетический этюд. // Путь. — 1926. — № 3. — Страницы 29-45; Об опасностях и преодолении отвлеченного христианства. // Путь. — 1927. — № 6. — Страницы 32-49; Пролегомены к учению о личности. // Путь. — 1928. — № 12. — Страницы 32-46; Perí archon. Ideen zur christlichen Metaphysik. Memel, 1928; О личности. (Каунас), 1929; Поэма о смерти, 1931; Europos kultūros istorija. Kaunas, 1931—1937; Путь православия. Берлин, 1923; Святой Августин и наша эпоха. // Символ. — 1992. — № 28. — Страницы 233—241; Архив Л.П.Карсавина. Выпуск I: Семейная корреспонденция. Неопубликованные труды / Сост., предисловие, комментарий П.И.Ивинского. — Вильнюс: Vilniaus universiteto leidykla, 2002. ISBN 9986-19-517-9; Архив Л.П.Карсавина. Выпуск II: Неопубликованные труды. Рукописи / Составление, вступительная статья, комментарий П.И.Ивинского. — Вильнюс: Vilniaus universiteto leidykla, 2003. ISBN 9986-19-591-8
Литература: Библиография трудов Льва Карсавина / Издательство Александра Клементьева. Предисл. Никиты Струве. — Париж: Институт славянских исследований, 1994. — 63 страницы; Бойцов М.А. Не до конца забытый медиевист из эпохи русского модерна…; Ванеев А.А. Два года в Абези. В память о Л. П. Карсавине. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — 386 страниц; Вебер Д.И. Исследование религиозной культуры в трудах Л.П.Карсавина // Религиоведение. — Благовещенск, 2017 — Том 1.—Страницы 109—116; Контексты Л.Карсавина. Вильнюс, 2004 (рецензия Andrius Konickis. Levo Karsavino kontekstai // Naujoji Romuva. — 2004. — № 1 (546). — P. 3—11); Ласинскас П. Лев Карсавин. Универсальная личность в контекстах европейской культуры. — Москва: Издательство Ипполитова, 2011. — 206 страниц, 100 экземпляров. ISBN 978-5-93856-184-7; Лев Платонович Карсавин. — Москва : РОССПЭН, 2012; Мелих Ю.Б. Философия Всеединства Карсавина и концепция единого у Плотина // Историко-философский ежегодник, 1997. — Москва, 1999. — Страницы 169−182; Мелих Ю.Б. Персонализм Л.П. Карсавина и европейская философия. Москва, 2003; Оболевич Т. Семён Франк, Лев Карсавин и евразийцы. Москва: Модест Колеров, 2020. (Исследования по истории русской мысли. Том 24). 304 страницы; Резниченко А.И., Казарян А.Т. Карсавин // Православная энциклопедия. — Москва, 2013. — Том XXXI : «Каракалла — Катехизация». — Страницы 341-357. — 752 страницы. — 33 000 экземпляров. — ISBN 978-5-89572-031-8; Русские философы в Литве: Карсавин, Сеземан, Шилкарский: [сборник научных публикаций / составление, подготовка к публикации, вступительная статья В.И.Повилайтис]. — Калининград: Издательство Ростовского государственного университета, 2005. — 93 страницы; Свешников А.В. Анализ философии гностиков в трудах Л.П.Карсавина (методы и формы научного исследования). // Античный вестник, выпуск 3, Омск, ОмГУ, 1995; Свешников А.В. Лев Карсавин : миф свободы в тексте жизни // Мифологема свободы в культуре XX века. Омск, ОмГУ, 1998; Свешников А.В. Как поссорился Лев Платонович с Иваном Михайловичем (история одного профессорского конфликта) // Новое литературное обозрение. — 2009. — № 96; Свешников А.В., Степанов Б.Е. История одного классика: Лев Платонович Карсавин в постсоветской историографии // Классика и классики в социальном и гуманитарном знании. — Москваа : НЛО, 2009. — Страницы 332—360; Свешников А.В., Степанов Б.Е. Как Карсавин не «вышел в классики». К вопросу о характере и контекстах механизма классикализации в постсоветской историографии // Мир историка: историографический сборник / под редакцией В.П.Корзун, С.П.Бычкова. — Выпуск 7. — Омск. : Издательство Омского государственного университета, 2011. — Страницы 193—204; Степанов Б.Е. Проблема достоверности в методологии истории культуры Л.П.Карсавина // Достоверность и доказательность в исследованиях по теории и истории культуры. Книга 1. — Москва, 2002. — Страницы 183-215; Степанов Б., Свешников А. История одного классика: Лев Платонович Карсавин в постсоветской историографии; Хоружий С.С. Жизнь и учение Льва Карсавина // С.С.Хоружий После перерыва. Пути русской философии. — Санкт-Петербург: Алетейя, 1994. — Страницы 131-187; Хоружий С.С. Карсавин // Новая философская энциклопедия : в 4 томах / председатель научно-редакционного совета В.С.Стёпин. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва : Мысль, 2010. — 2816 страниц; Шаронов В. «Он всегда был русским». История установления места захоронения Льва Платоновича Карсавина; К истории мифа о переходе Л.П.Карсавина в католичество. // Слово.ру: Балтийский акцент . 2016, № 2, страницы 88-96; Шаронов В. «Джиордано Бруно» как творческая исповедь и пророчество Льва Карсавина; Шаронов В.И. Карсавин — Скржинской: «Именно вы связали мою метафизику с моей биографией и жизнью вообще…». Философские эманации любви. Москва, Институт философии Российской Академии Наук. Страницы384-433; Шаронов В.И. Учение старика совершенно мною завладело". // Соловьевские исследования. 2023, №3; Шаронов В.И. «Незнаем Ты без них и без меня». Полная редакции «Венка сонетов» и «Терцин» Л.П.Карсавина с предисловием. // Христианское чтение. 2021, № 3. Страницы 117-171; Шаронов В.И. Слепая зона архивного наследия Л.П.Карсавина. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. № 39. Страницы 256–291; Ястребицкая А.Л. Историк-медиевист Лев Платонович Карсавин (1882—1952). — Москва, 1991.
1883
Акоп Карапетович Коджоян (армянское имя — Հակոբ Կարապետի Կոջոյան)
советский армянский живописец и график, народный художник Армянской ССР (1935). Один из родоначальников армянского советского изобразительного искусства. Родился в городе Ахалцихе (ныне Грузия), в семье ювелира. Детство провёл во Владикавказе. В 15-ти летнем возрасте выполнил живописный этюд «Мастера-ювелиры», ставший началом его творческого пути. Через год он поступил в ученики к гравёру Прусову в Москве, затем учился в Мюнхене в студии Антона Ажбе (1903—1905), а после его смерти в Академии художеств (1905—1907). В 1909 году возвратился во Владикавказ. В 1914—1918 находился на военной службе. С 1918 жил и работал в Ереване. В 1924—1937 годах преподавал в Ереванском художественно-промышленном техникуме, в 1945—1955 — в Ереванском художественно-театральном институте, с 1947 профессор.
Почтовая марка Армении к 150-летию со дня рождения Акопа Коджояна
Творчество Коджояна имело широкий масштаб: живопись, графика, прикладное искусство, театральные костюмы и декорации, педагогика. Коджоян принадлежал к числу деятелей искусства, создававших традиции. Творческое воздействие Коджояна, его вклад в изобразительное искусство до сих пор распространяется и применяется в произведениях других мастеров. Его яркое воображение, подпитываемое национальными источниками культуры и истории, стало дополнением в творческой семье художников, вдохновением которых была природа. В новые времена, когда типографные книги заменили рукописные фолианты, труднейшую миссию восстановления книгоиздания и достойного развития взял на себя Акоп Коджоян, и блестяще решил поставленную задачу, став основателем современной армянской книжной графики. Разнообразны средства самовыражения, графические темы и стили художника. В 1934 году на средства болгарских армян в Ереване был построен трёхэтажный особняк, в котором поселились семьи Коджояна и скульптора Ара Саркисяна. В 1973 году здание стало филиалом Национальной картинной галереи, в качестве дома-музея двух крупных мастеров армянского изобразительного искусства, где представлены их лучшие произведения, подаренные потомками.
Произведения
Станковая и книжная графика (иллюстрации к «Армянским сказкам», 1955), живописные пейзажи и тематические композиции («Улица в Тебризе», 1922; «Горные пейзажи», 1924; «Дворик художника», 1928; «Расстрел коммунистов в Зангезуре», 1930; «Рождение Давида Сасунского», 1947; «В селе Гарни», 1957) и др. работы. Умер в Ереване 24 апреля 1959 года.
Награды: Орден Трудового Красного Знамени — 1939; Орден Трудового Красного Знамени — 1956; Медаль «За оборону Кавказа»; Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Картины Коджояна покоряют техническим мастерством и обилием красок, что роднит их с миниапорами Тороса Рослина (XIII в.) и творчеством Мартироса Сарьяна. Коджоян-график испытал влияние средневековой армянской миниатюры, «Мира искусства», В.А.Фаворского [«Давид Сасунский» (акварель, 1922, Картинная галерея Армении, Ереван); иллюстрации к «Книге пути» Е.Чаренца (гуашь, акварель. 1933), «Антологии поэзии Армении» (гуашь, 1936), сборнику песен Саят-Нова (гуашь, 1945), «Армянским народным сказкам» (гуашь, 1955)]. Коджоян работал и как живописец («Улица в Тебризе», 1922, «Расстрел коммунистов в Зангезуре», 1930, «Рождение Давида Сасунского», 1947, «В селе Гарни», 1957, — все произведения в Картинной галерее Армении). Народный художник Армянской ССР (1935).
Литература: Коджоян Акоп Карапетович. Aрмянская биографическая энциклопедия; Большая советская энциклопедия. 3-е издание. - Москва, 1970-1977; Айвазян С.М. История России. Армянский след. Москва, 2000; Дрампян P., А.К.Коджоян, Москва, 1960; Большая советская энциклопедия. 3-е издание. - Москва, 1970-1977.