[507x699]
1873
Валерий Яковлевич Брюсов
(продолжение)
Отдельные стихотворения Брюсова положили на музыку композиторы Владимир Ребиков, Сергей Василенко, Михаил Иванов-Борецкий, Александр Гречанинов, Рейнгольд Глиэр, Александр Крейн и другие. Вокальный цикл «Четыре картины на стихи Валерия Брюсова» для голоса и фортепиано (2005 г.) написала московский композитор Марина Чистова, нотное издание: издательство «Композитор» 2013 г. к 140-летию поэта. Премьера исполнения в 2014 г. в Гостиной Юргенсон, также в ЦДЛ, в 2018 — в музей Серебряного века (доме В.Я.Брюсова) к 145-летию поэта. Рецензия Т. Гржибовской на вокальный цикл опубликована в приложении «Ex Libris» «Независимой газеты» в 2014 г. Стих Наапета Кучака в переводе Валерия Брюсова звучит в сериале В Клетке 2019 года, там его читает актёр Артур Ваха.
Опубликованные сочинения: «Декаденты. (Конец столетия)». Драма, 1893; «Juvenilia» — «Юношеское», 1894; Chefs d'oeuvre: Сб. стихотворений: (Осень 1894— весна 1895). — Москва: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1895. — 62 страницы; Me eum esse : Новая книга стихов. — Москва: товарищество типография А.И.Мамонтова, 1897. — 62 страницы; О собраниях сочинений Е.А. Баратынского: [С приложением стихотворений Баратынского]. — Москва: Универсальная типография, 1899. — 16 страниц; О искусстве. — Москва: товарищество типография А.И.Мамонтова, 1899. — 30 страниц; Tertia vigilia: Книга новых стихов, 1897—1900. — Москва: Скорпион, 1900. — 173 страницы; Urbi et orbi : Стихи 1900—1903 г. — Москва: Скорпион, [1903]. — 190, IV с.h; «Stephanos» — «Венок», Мрсква, Скорпион, 1906—2000 экземпляров; Венок: Стихи 1903—1905 года. — Москва: Книгоиздательство «Скорпион», 1906. — 196 страниц; Земная ось: Рассказы и драматические сцены: Обложка и 7 рисунков Альберто Мартини. — 3-е издание — Москва: Скорпион, 1911. — VIII, 166 страниц; Лицейские стихи Пушкина: К критике текста: По рукописям Московского Румянцевскоо музея и другим источникам. — Москва: Скорпион, 1907. — 96 страниц; Огненный ангел: повесть в XVI главах: украшения по современным гравюрами. — Издание 2-е, исправленное и дополненное примечаниями — Москва: Скорпион, 1909. — VIII, 374 страницы; «Испепеленный», Москва, 1909, 2-е издание, Москва, «Скорпион», 1910; "Пути и перепутья: Собр. стихов. Тома 1—3. — Москва Скорпион, 1908—1909: том 2; том 3; Ф.И.Тютчев. Смысл его творчества / Глава из вступительного очерка к Полному собранию сочинений Ф. И. Тютчева, под ред. П.В.Быкова (Издание А.Ф.Маркса, Санкт-Петербург., 1911); Далекие и близкие: Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней. — Москва: Скорпион, 1912. — VI, 214 страниц; Зеркало теней: Стихи 1909—1912 г. — Москва: Скорпион, 1912. — 212 страниц; «Алтарь победы», 1913; «За моим окном» Москва, Скорпион, 1913; Ночи и дни: Вторая кн. рассказов и драм. сцен. 1908—1912. — Москва: Скорпион, 1913. — [8], 148 страниц; Стихи Нелли: С посвящением / [Сочинение.] Валерия Брюсова. — Москва: Скорпион, 1913. — 64 страницы; Семь цветов радуги: Стихи 1912—1915 г. — Москва: К.Ф. Некрасов, 1916. — [12], 247 страницы; Обручение Даши: Повесть из жизни 60-х годов. — Москва: Универсальная библиотека 1915. — 97 страниц. — (Универсальная библиотека; № 1149); Избранные стихи. 1897—1915 г. — Москва: Универсальная библиотека,1915. — 80 страниц. — (Универсальная библиотека; № 1135); Неизданная проза: Юпитер поверженный и фрагменты других историч. рассказов / Редактор И.М.Брюсовой; Статьи И.М.Брюсовой и Игоря Поступальского. — Москва; Ленинград: ГИХЛ, 1934 (Москва: «Образцовая» типография и 16 типография треста «Полиграфкнига»). — 213 страниц; Рея Сильвия; Элули, сын Элули: [Повесть из жизни VI в.]: [Рассказ о древ. финикийце]. — Москва: Универсальная библиотека 1916. — 63 страницы; Египетские ночи: Поэма в 6 главах (Обработка и окончание поэмы А.Пушкина). — Москва: типография торгового дома «Мысль», 1916. — 27 страниц; «Девятая камена», 1917; Как прекратить войну. — Москва: Свобод. Россия, 1917. — 31 страница; Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам: (стихи 1912—1918 г.): со вступительной статьей автора. — Москва: Геликон, 1918. — 200 страниц; Летопись исторических судеб армянскаго народа: от VI в. до Р. ХР. по наше время. — Москва: Издание Московскаго армянскаго комитета, 1918. — 124 страницы; Краткий курс науки о стихе: (Лекции, читанные в Студии стиховедения в Москве 1918 г.). Часть 1: Частная метрика и ритмика русского языка. — Москва: Альциона, 1919. — 131 страница; Последние мечты: Лирика 1917—1919 года. — Москва: Творчество, 1921. — 63 страницы; В такие дни: Стихи. 1919—1920. — Москва: Государственное издательство, 1921. — 96 страниц; Дали. — Москва: Государственное издательство, 1922. — 87 страниц; Кругозор: Избранные стихи. — Москва: Государственное издательство, 1922. — 331 страница; Миг: Стихи 1920—1921 г. — Петербург; Берлин: Издание З.И.Гржебина, 1922. — 77 страниц; «Mea» — «Спеши!», Москва, ГИЗ, 1924; Автобиография // Русская литература XX века. 1890—1914 / Под редакцией С.А.Венгерова. — Москва: 1914. — Том 1; Основы стиховедения: Курс В. У. З. / Валерий Брюсов. Части 1—2: Общее введение; Метрика и ритмика.— 2-е издание — Москва: Государственное издательство, [1924]. — 139 страниц; Из моей жизни. Моя юность. Памяти / Предислрвие и примечания Н.С.Ашукина; Обложка: А.Кравченко. — [Москва]: М. и С.Сабашниковы, 1927 (типо-литография В.Т.У. имени товарища Дунаева). — IX, 131 страница, с. — ([Записи прошлого. Воспоминания и письма / Под редакцией С.В.Бахрушина и М.А.Цявловского]).; Дневники 1891—1910 / Валерий Брюсов; подготовила к печати И.М.Брюсова; примечания Н.С.Ашукина; [обложка: А.Кравченко]. — [Москва]: М. и С.Сабашниковы, 1927. — 203 страницы — (Записи прошлого. Воспоминания и письма / под редакцией С.В.Бахрушина и М.А.Цявловского); Дневники. Москва: издание М. и С.Сабашниковых, 1927 (переизд.: Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. ISBN 5-94850-030-6); Письма В.Я.Брюсова к П.П.Перцову (1894—1896) (К истории раннего символизма). — Москва: 1927; Мой Пушкин. Статьи, исследования, наблюдения / Валерий Брюсов; Редакция Н.К.Пиксанова; Обложка: И.Ф.Рерберг. — Москва; Ленинград: Гос. изд-во, 1929 (М.: тип. «Красный пролетарий»). — 319 страниц; Об Армении и армянской культуре: Стихи. Статьи. Письма / [Подготовка текста и коммент. И. Сафразбекян]; [Послесловие Г.Н.Овнана]; Академия Наук Армянской ССР. Институт литературы имени М.Абегяна. — Ереван: Издательство Академии Наук Армянской ССР, 1963. — 247 страниц, 5 листов иллюстрации; Брюсов В.Я. Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней в переводе русских поэтов. — Ереван: Айастан, 1966. — 511 страниц; Брюсов В.Я. Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней в переводах русских поэтов. — Москва: Московского Армянского комитета, 1916. — 534 страницы; Валерий Брюсов, Нина Петровская. Переписка (1904—1913). — Москва: Новое литературное обозрение, 2004. — 776 страниц., ISBN 5-86793-305-9.
Собрания: Полное собрание сочинений и переводов — увидели свет только тома 1—4, 12, 13, 15, 21 — вышло в Санкт-Петербурге в 1913—1914 (издательство «Сирин»); Пути и перепутья: Собрание стихов. Том 3.: Все напевы. (1906/1909 г.). — Москва: Скорпион, 1909. — VIII,184 страницы; Пути и перепутья: Собраниестихов. Том 2: Риму и миру; Венок: (1901/1905 г.). — Москва: Скорпион, 1908. — VIII, 246 страниц; Избранные произведения: [в 3 томах]. Том 1: Стихотворения 1894—1904.— Москва; Ленинград: Государственное издательство, 1926; Избранные произведения: [в 3 томах]. Том 2: Стихотворения 1905—1912. — Москва; Ленинград: Государственное издательство, 1926; Избранные произведени : [в 3 томах]. Том 3 : Стихотворения 1913—1914.— Москва; Ленинград: Государственное издательство, 1926 (обложка, 1927); Избранные сочинения в в 2 томах. — Москва : Гослитиздат, 1955; Собрание сочинений в в 7 томах — Москва, 1973—1975 (наиболее полное в данный момент; тем не менее, в нём из прозы есть только три романа Брюсова, а все рассказы, в том числе цикл «Земная ось», отсутствуют); Неизданные стихотворения / Редакция, предисловие и примечания А.Тер-Мартиросяна. — Москва: Гослитиздат, 1935 («Образцовая» типография). — 542 страницы; Стихотворения и поэмы / Вступительная статья и составление Д.Е.Максимова; Подготовка текста и примечания М.И.Дикман. — Ленинград: Советский писатель. [Ленинградское отделение], 1961. — 910 страниц; Сочинения в 2 томах — Москва : Художественная литература, 1987. — 400 000 экземпляров.
Переводы: Верлен Поль. Романсы без слов / Поль Верлен; Перевод Валерия Брюсова. — Москва: типография Э.Лисснера и Ю.Романа, 1894. — 46, страниц; Верхарн Эмиль. Стихи о современности [и проза] в переводе Валерия Брюсова / Эмиль Верхарн; портрет Э. Верхарна и обложка книги работы художника Тео Ван-Риссельберга. — Москва: Скорпион, 1906. —128 страниц; Метерлинк Морис. Пеллеас и Мелизанда и стихи / Морис Метерлинк; В переводе Валерия Брюсова; Как предисловие статья А.Ван-Бевера. — Москва: Скорпион, 1907. — XXXII, 68 страниц; Верхарн Эмиль. Елена Спартанская: Трагедия в 4 действиях: С портретом Э.Верхарна / Эмиль Верхарн; Авторизованный перевод [и предисловие] Валерия Брюсова. — Москва: Скорпион, 1909. — VIII, 91 страница; Верлен Поль. Собрание стихов в переводе Валерия Брюсова: С критико-биографическим очерком, библиографияи 6 портретов / Поль Верлэн. — Москва: Скорпион, 1911. — 68, 201 страница; Верхарн Эмиль. Собрание стихов. 1883—1915 г. / Эмиль Верхарн; Пер. Валерия Брюсова. — Москва: Универсальная библиотека; 1915. — 156 страниц; — (Универсальная библиотека; № 1130—1131); Уайльд Оскар. Баллада Рэдингской тюрьмы / Оскар Уайльд; Перевод с английского размером подлинника Валерия Брюсова. — Москва: Универсальная библиотека; 1915. — 46 страниц. — (Универсальная библиотека; № 1098); Французская лирика: перевод В.Брюсова. — Берлин: Русское универсальное издательство, 1922. — 61 страница— (Всемирный пантеон; №20); Гете Иоганн Вольфганг. Фауст / Гете; Перевод Валерия Брюсова; Редакция и комментарии А.В.Луначарского и А.Г.Габричевского. — Москва; Ленинград: Государственное издательство, 1928 (Москва: типография «Красный пролетарий»). — 348 страниц. — (Русские и мировые классики / Под общей редакцией А.В.Луначарского и Н.К.Пиксанова).
Брюсов на марке Армении
Память
В 1924 году незадолго до смерти Валерий Брюсов позировал молодому скульптору Нине Нисс-Гольдман. Позднее портрет был помещён в коллекцию русского авангарда 1920-х годов Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. В Краснодаре именем В.Я.Брюсова названы улица и проезд. В доме на проспекте Мира 30, где Брюсов проживал с 1910 по 1924 год, располагается Музей Серебряного века. Центром экспозиции является бывший кабинет писателя.
Литература: Айхенвальд Ю. И. Валерий Брюсов: (Опыт литературной характеристики). — Москва: Заря, 1910. — 32 страницы. — (Критическая библиотека; № 1); Ашукин Н.С. Валерий Брюсов в автобиографических записях, письмах, воспоминаниях современников и отзывах критики / Составитель Н.Ашукин. — Москва: Федерация, 1929. — 400 страниц; Ашукин Н.С., Щербаков Р.Л. Брюсов. — Москва: Молодая гвардия, 2006 (ЖЗЛ) ISBN 5-235-02675-6; Библиография Валерия Брюсова. 1889—1912 / Составлена книгоиздательством «Скорпион». — Москва: типография Воронова, 1913. — 55 страниц; Брюсов В.Я. Дневники. Автобиографическая проза. Письма / Составление, вступительная статья Е.В.Ивановой. — Москва: Олма-Пресс, 2002. — 416 страниц. — ISBN 5-94850-030-6; Брюсовские сборники. — Ставрополь, 1974, 1975, 1977; Брюсовские чтения 1962—1983 гг. — Ереван, 1963—1985; Валерию Брюсову. Сборник, посвященный 50-летию со дня рождения поэта / под редакцией профессора П.С.Когана.— Москва: Издание КУБСа В.Л.Х.И., имени Валерия Брюсова, 1924. — 94 страницы; Венок Брюсову: Валерий Брюсов в поэзии его современников / Составление, предисловие и примеыания В.Молодякова. — Москва: Водолей, 2013. — 240 страниц, 500 экземпляров. — ISBN 978-5-91763-160-8; Гаспаров М.Л. Академический авангардизм (Природа и культура в поэзии позднего Брюсова). (Выпуск 10). — Москва, 1995. — 33 страницы; Гиндин С.И. Вклад Брюсова в изучение теории русской поэтической речи // Русский язык в школе. — 1973. — № 6. — Страницы 22—30; Гиндин С.И. Неосуществлённый замысел Брюсова // Вопросы литературы. — 1970. — № 9; Горелик Б. М. «Неназванная» муза Валерия Брюсова. Южноафриканский эпилог // Литературный факт. — 2020. — № 3 (17); Гудзий Н.К. Юношеское творчество Брюсова // Литературное наследство. — Тома 27—28. — Страницы 198—238; Даниелян Э.С. Библиография В.Я.Брюсова. 1884—1973 / Составитель Э.С.Даниелян; Редактор К.Д.Муратова; Ереванский государственный университет. Ереван. государственный педагогический институт имени В.Я.Брюсова. Институт русской литературы (Пушкинский дом) Академии Наук СССР. — Ереван: [б. и.], 1976. — 501 страница; Жирмунский В.М. Валерий Брюсов и наследие Пушкина. — Петербург: Издательство «Эльзевир», 1922. — 104 страницы; Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / В. Казак ; [перевод с немецкого]. — Москва : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491 страница. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-8334-0019-8; Кормилов С.И. Брюсов Валерий Яковлевич // А.Ю.Андреев, Д.А.Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — Страницы 97—98. — ISBN 978-5-8243-1429-8; Кулаков В. Филателия в Москве: новые итоги — новые задачи (1924—1925 гг.) // Филателия. — 1991. — № 11. — Страницы 54—56; Лавров А.В. Русские символисты: этюды и разыскания. — Москва: Прогресс-Плеяда, 2007. — 629 страниц. — ISBN 978-5-93006-053-9; Лелевич Г. В.Я.Брюсов. — Москва; Ленинград: Государственное издательство, 1926. — 256 страниц, лист портретов. — (Критико-биографическая серия); Максимов Д.Е. Поэзия Валерия Брюсова. — Ленинград: Гослитиздат, 1940. — 300 страниц; Молодяков В.Э. Валерий Брюсов: Биография. — Санкт-Петербург: Вита Нова, 2010. — 672 страницы. — ISBN 978-5-93898-309-0; Переписка: 1904—1913 / Брюсов Валерий Яковлевич, Петровская Нина Ивановна; вступительная статья, подготовка текста, комментарии Н.А.Богомолова, А.В.Лаврова. — Москва: Новое литературное обозрение, 2004. — 771 страница, 16 листов иллюстрации. — (Эпистолярии). — Примечания в конце писем. — Указатель имен: страница 755. — ISBN 5-86793-305-9; Рене Гиль — Переписка, 1904—1915 = Correspondance, 1904—1915 / Рене Гиль, Валерий Брюсов; [публикации, вступительная статья и комментарии Р.Дубровкина; подготовка французского текста — Паскаль-Изабель Мюллер; перевод писем — Ирис Григорьевой и др.]. — Санкт-Петербург: Академический проект, 2005. — 510 страниц. — (Современная западная русистика); Сивоволов Б.М. Брюсов и передовая русская литература его времени. — Харьков: Вища шк.: Издательство при Харьковском университете, 1985. — 135 страниц; Ходасевич В.Ф. Брюсов // Некрополь.—Москва: Вагриус, 2006. —444 страницы; Шемшурин А.А. Футуризм в стихах В.Брюсова. — Москва: типография Русского товарищества, 1913. — 264 страницы; Штайн К.Э., Петренко Д.И. Метапоэтика. Поэты исследуют русскую поэзию: Монография. — Ростов-на-Дону: «Полиграф-Сервис», 2018. — 534 страницы. ISBN 978-5-9906581-9-6. — [О метапоэтике В.Я.Брюсова глава III «Метапоэтика синтетики поэзии», страницы 236—316; Фёдоров В.С. Брюсов Валерий Яковлевич // Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги; Биобиблиографический словарь: в 3 томах. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005; Валерию Брюсову посвящены тома «Литературного наследства» — 85 (Москва, 1976) и 98 (в двух книгах, первая книга — Москва, 1991, ISBN 5-02-011362-3).
1873
Станислав Закшевский (польское имя — Stanisław Zakrzewski)
польский историк, медиевист, педагог, профессор. Действительный член Польской академии знаний (с 1927). Родился в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя (ныне Польша). С 1907 года — профессор Университета Яна Казимира (ныне Львовский университет). Президент Польского исторического общества в 1923—1932 и 1934—1936 годах. Член Научного общества во Львове и Польской академии знаний. В 1928—1935 — сенатор Польской Республики от беспартийного блока сотрудничества с правительством. Умер во Львове, Польша (ныне Украина) 15 марта 1936 года. Похоронен на Лычаковском кладбище во Львове.
Избранные труды: Zagadnienia historyczne (1908); Bolesław Szczodry : próba portretu (1912); Opis grodów i terytoriów z północnej strony Dunaju czyli tzw. Geograf Bawarski (1917); Ideologia ustrojowa : krytyka sądów Balzera, Kutrzeby, Chołoniewskiego (1918); Polacy i Rusini na Ziemi Czerwieńskiej w przeszłości (1919); Historia polityczna Polski. Okres od schyłku XII w. (1920); Mieszko I jako budowniczy państwa polskiego (1921); Bolesław Chrobry Wielki (1925); Wpływ sprawy ruskiej na państwo Polskie w XIV w. (1922); Bolesław Chrobry Wielki (1925); Ze studyów nad bullą z r. 1136, 1934.

1873
Чезаре Орсениго (итальянское имя — Cesare Orsenigo)
ватиканский дипломат, католический епископ, титулярный архиепископ Птолемаиды Ливийской с 23 июня 1922 года, апостольский нунций в Нидерландах (1922—1925), Венгрии (1925—1930) и Германии (1930—1946). Наряду с германскими послами Диего фон Бергеном и Эрнстом фон Вайцзеккером Чезаре Орсениго был связующим звеном между Святым Престолом и руководством нацистской Германии. В своей деятельности придерживался линии «компромисса и примирения» с нацистами, особенно в еврейском вопросе. Римский папа Пий XII был подвергнут критике современниками и историками за то, что не сменил Чезаре Орсениго. Родился в коммуне Ольджинате, Ломбардия, королевство Италия. Чезаре Орсениго окончил семинарию в Милане. 5 июля 1896 года был рукоположён в священника, после чего служил настоятелем в церкви святого Феделя в Милане. 23 июня 1922 года Римский папа Пий XI назначил Чезаре Орсениго титулярным епископом Птолемаиды Ливийской и апостольским нунцием в Нидерландах. 25 июня 1922 года состоялось рукоположение Чезаре Оргсениго в епископа, которое совершил кардинал Пьетро Гаспарри. 2 июня 1925 года Чезаре Орсениго был назначен апостольским нунцием в Венгрии.

Чезаре Орсениго и Йозеф Геббельс
18 марта 1930 года Чезаре Орсениго был назначен апостольским нунцием в Германии после отзыва нунция Эудженио Пачелли. 2 мая 1930 года германский президент Пауль фон Гинденбург принял верительные грамоты. Чезаре Орсениго симпатизировал итальянскому фашизму и поэтому наделся, что германский нацизм будет развиваться по этому же пути. 7 марта 1933 года он писал Пию XI, что 6 — 7 миллионов из тридцати миллионов германских католиков голосовали на нацистскую партию. В это же время он пришёл к выводу, что только компромисс с нацистами являлся единственным выходом после их победы на выборах. 20 июля 1933 года был заключён конкордат с Германией и Чезаре Орсениго призвал германских епископов поддержать нацистские власти. 4 апреля 1933 года Пий XI призвал Чезаре Орсениго рассмотреть вопрос помощи преследуемым евреям. В ответ на это обращение Чезаре Орсениго ответил, что данная инициатива Святого Престола «будет рассматриваться как вмешательство против законов и поэтому является не целесообразной». 4 мая 1939 года Чезаре Орсениго был принят Адольфом Гитлером на аудиенции в Оберзальцберге. На этой встрече Чезаре Орсениго передал Адольфу Гитлеру предложение Римского папы Пия XII принять участие в международной конференции о предотвращении войны. 1 ноября 1939 года полномочия Чезаре Орсениго были распространены на территорию оккупированной Польши. 21 июня 1942 года Чезаре Орсениго рукоположил Йозефа Фрингса в архиепископа Кёльна.

Чезаре Орсениго и Адольф Гитлер
4 ноября 1943 года состоялась часовая встреча Чезаре Орсениго с Адольфом Гитлером, во время которой был поднят вопрос преследования евреев в нацистской Германии. Эта встреча не имела успеха:
«Как только я коснулся вопроса об евреях, спокойная встреча завершилась сразу же. Гитлер повернулся ко мне спиной, подошёл к окну и начал барабанить пальцами по подоконнику. Тем не мене я продолжал выражать жалобы … Гитлер вдруг повернулся, подошёл к столику, взял стакан и яростно разбил его об пол».
8 февраля 1945 года Чезаре Орсениго подал в отставку против воли Пия XII и покинул Берлин, перебравшись в Айхштет. Союзные власти разрешили ему остаться в Айхштете, Средняя Франкония, Бавария, Американская зона оккупации Германии, Германия, где он и скончался 1 апреля 1946 года.
Источники: Godman, Peter. 2004. Hitler and the Vatican: Inside the Secret Archives That Reveal the New Story of the Nazis and the Church. ISBN 0-7432-4597-0.
[506x700]
1874
Иосиф Аркадиевич Левин (Джозеф Левин)
российско-американский пианист и музыкальный педагог. Родился в городе Орёл, Российская империя, в многодетной семье еврейских музыкантов. Первым именитым учителем Левина стал А.Г.Рубинштейн, следующим оказался Н.С.Зверев. Учился в Московской консерватории (по классу фортепиано у Василия Сафонова), которую окончил в 1892 г. С золотой медалью (опередив своих соучеников Сергея Рахманинова и Александра Скрябина). Концертировал, давал частные уроки. Победитель Второго международного конкурса пианистов и композиторов имени А.Рубинштейна (1895, Берлин). В 1898 г. женился на своей бывшей ученице Розине Бесси (своей бывшей ученице), на всю жизнь ставшей его ассистентом. В 1902-1905 гг. профессор Московской консерватории. В 1906-1914 гг. концертировал в европейских странах и в США. В 1907 г. семейство Левиных уехало из России и обосновалось в Берлине. Они много гастролировали как в Европе, так и в Северной Америке. Первая мировая война круто изменила их жизнь. Подданные Российской империи оказались на территории враждебного государства... А ноябрьские события 1917 лишили Левиных всех накоплений, хранившихся в отечественном банке. В 1919 г. они перебрались в Нью-Йорк, где Иосиф Левин с 1924 г. вплоть до своей смерти преподавал в Джульярдской музыкальной школе, а Розина Левина ему ассистировала. Считался одним из крупнейших пианистов-виртуозов первой половины двадцатого столетия. Преподавательская деятельность занимала Левина больше, чем исполнительская, поэтому он не слишком много выступал и оставил мало записей. Однако несколько сохранившихся записей Левина, особенно этюды Шопена и Шумана, оцениваются специалистами исключительно высоко: так, известный американский музыковед Гарольд Шонберг сравнивал игру Левина с «согласным пением утренних звёзд» ( «the morning stars singing together»). Левин также написал учебное пособие «Основные принципы фортепианной игры» (Basic Principles in Pianoforte Playing; 1924), считающееся классикой музыкально-педагогической литературы. Скончался в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 2 декабря 1944 года.
1874
Роберт Робичек (немецкое имя — Robert Robitschek)
немецкий дирижёр, композитор и музыкальный педагог еврейского происхождения. Родился в городе Прага, Королевство Богемия, Цислейтания, Австро-Венгрия (ныне Чехия). Окончил Пражскую консерваторию, где учился в том числе у Антонина Дворжака. Дирижировал в Пражском народном театре, затем в Рудольштадте. В 1902 году перебрался в Берлин, дирижировал Новой королевской оперой. Написал оперу «Агасфер», Рапсодию для виолончели с оркестром, ряд оркестровых и камерных сочинений, песни. Известен, прежде всего, как многолетний руководитель Консерватории Клиндворта-Шарвенки — с 1905 г. совместно с Филиппом Шарвенкой, а после его смерти в 1917 г. — единолично вплоть до 1937 г., когда он был уволен нацистами в связи с неарийским происхождением. Преподавал в консерватории дирижирование (среди его учеников, в частности, Родольфо Хольцман). В 1907 г. организовал строительство на улице Лютцовштрассе в Берлине комплекса из двух концертных залов, использовавшихся преподавателями консерватории и другими музыкантами для учебных концертов, репетиций и камерного музицирования (в 1923 г. дом перешёл во владение композитора и издателя Оскара Швальма). Эмигрировал в США. Умер в городе Рамси, округ Анока, штат Миннесота, США, 1 августа 1968 года.
Источники: Robert Robitschek // Lexikon verfolgter Musiker und Musikerinnen der NS-Zeit, Musikwissenschaftliches Institut der Universität Hamburg; Stefan Strauss. Der vergessene Saal // Berliner Zeitung, 2001, 03 Februar..)
[499x700]
1875
Юлий Сигизмундович Залькинд
советский химик-органик. Заслуженный деятель науки и техники (1947). Родился в Вильне (ныне Вильнюс, Литва). В 1898 году окончил Санкт-Петербургский университет. Ученик А.Е.Фаворского. С 1899 году работал в Санкт-Петербургском технологическом институте. С 1903 года читал курс химии в Санкт-Петербургском технологическом институте. Профессор (с 1930 года). Преподаватель Высших Женских Политехнических курсов (в 1915 году преобразованы в Женский Политехнический институт, в 1918 году — во Второй Петроградский Политехнический институт). 12 декабря 1917 года Совет Пермского университета избрал приват-доцента Петроградского университета Ю.С.Залькинда на должность ординарного профессора по кафедре химии. В июне 1918 года вместе с профессорами В.Э.Крусманом, М.В.Птухой, Б.Д.Грековым и ст. ассистентом Гульбисом был командирован в Москву на съезд деятелей высших учебных заведений по вопросам реформы высшей школы. А 6 сентября 1918 года Советом физико-математического факультета он был избран секретарем факультета. В 1918–1919 учебном году выезжал в Петроград и Вильно для закупки книг, приборов, химреактивов. Летом 1919 года (в "вакационное время") Ю.С.Залькинд был командирован в город Томск, на уральские заводы, а осенью и зимой 1920/21 учебного года - в Петроград и Москву для научной работы и с целью оборудования лабораторий. Работы относятся к синтезу органической химии. Исследования в области каталитического гидрирования ацетиленовых производных в присутствии коллоидного палладия и платиновой черни (1913 г.); установил влияние положения заместителя в основной цепи на скорость гидрирования. Большая группа исследований посвящена магнийорганическим соединениям. Ряд работ посвящен изучению ароматических многоядерных производных. Впервые получил йод-фенантрен (1927 г.), предложил оригинальный способ синтеза фенантриламинов из фенатролов. Синтезировал и изучил (1930—1935 гг.) ряд непредельных соединений, близких витамину А. Работы в области синтеза различных растворителей, пластификаторов и пластмасс. Получил геометрические изомеры гликолей и эритритов ацетиленового и диацетиленового рядов. По его методам организовано производство камфары (из скипидара), тетрахлорфталевой кислоты, стирола и т. п. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947 г.). Скончался в Ленинграде 23 ноября 1948 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища. Печатные труды Ю.С.Залькинда: О действии магния на эфиры галоидозамещенных карбоновых кислот. Санкт-Петербург. 1913 г.; Ацетилен и его применение. Ленинград. 1925 г.; Химия циклических соединений. Ленинград. 1937 г. (4-е издание); Химия органических соединений с открытой цепью. Ленинград. 1937 г. (4-е издание); Органическая химия. Учебник. 1934 г.
Источники: Бальян X.В. Юлий Сигизмундович Залькинд // Журнал общей химии. 1953 г. Том 23. Выпуск 12; Ошуркова Р.А. Залькинд Юлий Сигизмундович // Профессора Пермского государственного университета: (1916—2001) / Главный редактор: В.В.Маланин — Пермь: Издательство Пермского университета, 2001. 279 страниц. Страницы 48–49.
[699x561]
1876
Николай Николаевич Духонин
русский военачальник, генерал-лейтенант, исполнял обязанности верховного главнокомандующего русской армией в ноябре-декабре 1917 года. Родился в имении Ольша, Смоленский уезд, Смоленская губерния, Российская империя. Из дворян Смоленской губернии. Окончил Владимирский Киевский кадетский корпус (1894) и 3-е военное Александровское училище (1896), откуда был выпущен подпоручиком в лейб-гвардии Литовский полк. В 1902 году окончил Николаевскую академию Генерального штаба по первому разряду, был произведен в штабс-капитаны гвардии с переименованием в капитаны Генерального штаба. С 14 февраля 1902 по 14 мая 1904 отбывал цензовое командование ротой в 168-м пехотном Миргородском полку. С 19 ноября 1904 — старший адъютант штаба 42-й пехотной дивизии. Со 15 января 1906 — помощник старшего адъютанта штаба Киевского военного округа. С 21 января 1907 — штаб-офицер для поручений при штабе Киевского Военного Округа. Подполковник (5 мая 1907). Со 15 сентября 1908 по 7 октября 1912 состоял в прикомандировании к Киевскому военному училищу для преподавания военных наук. В 1910 отбывал цензовое командование батальоном в лейб-гвардии Литовском полку. Полковник (19 декабря 1911). С 7 октября 1912 — старший адъютант штаба Киевского Военного Округа.
В Первой мировой войне
С 1 августа 1914 — старший адъютант отдела генерал-квартирмейстера штаба 3-й армии, курировал вопросы разведки. Был награждён Георгиевским оружием «За то, что с 11 по 16 сентября 1914 г. рядом рекогносцировок укреплений Перемышля и, в особенности, Седлисской группы, сопряженных с явной опасностью для жизни, установил точно состав гарнизона крепости и другие данные, способствовавшие впоследствии взятию штурмом двух фортов из Седлисской группы.» С 3 мая 1915 командовал 165-м Луцким пехотным полком. За бои у Бялы (1-5 мая 1915) и у Мокры (8-10 мая 1915) награждён орденом Святого Георгия III степени.
[700x517]
Чины Штаба Юго-Западного фронта вместе с военным министром А.И.Гучковым. Духонин крайний справа в первом ряду.
Генерал-майор (19 декабря 1915). С 4 января 1916 был помощником генерал-квартирмейстера штаба Юго-Западного фронта генерала Дитерихса. 7 июня 1916, после назначения генерала Дитерихса начальником 2-й Особой пехотной бригады, назначен генерал-квартирмейстером штаба Юго-Западного фронта. В июне-августе 1917 начальник штаба Юго-Западного, в августе-сентябре 1917 — Западного фронтов. Генерал-лейтенант (17 августа 1917).
Начальник штаба Верховного главнокомандующего
С 23 сентября 1917 года — начальник штаба Верховного главнокомандующего А.Ф.Керенского. После прихода к власти большевиков Ставка Верховного главнокомандующего в Могилёве могла стать потенциальным крупным центром сопротивления. Генерал Н.Н.Духонин, как и большинство генералов Ставки, был настроен резко антибольшевистски. Сразу же после Октябрьской революции Духонин образовал в Ставке спецгруппу во главе с генерал-квартирмейстером М.К.Дитерихсом для координации действий на внутренних фронтах. 7 ноября 1917 года в обращении к армии писал: «…под влиянием агитации большевиков большая часть Петроградского гарнизона… примкнула к большевикам… Священный долг перед Родиной… требует от армии сохранения полного спокойствия, самообладания и прочного положения на позициях, тем самым оказывая содействие правительству и Совету Республики…» В телеграмме, направленной в Петроград, Духонин требовал «отказа от вооружённого захвата власти» и «безусловного подчинения» Временному правительству, угрожая, что «действующая армия силой поддержит это требование». 8 ноября 1917 года он совместно с комиссаром Временного правительства при Ставке Станкевичем выступил с призывом не подчиняться большевистскому правительству. Он телеграфировал командующим фронтами: «Ставка, комиссарверх и общеармейский комитет разделяют точку зрения правительства». В ночь с 8 на 9 ноября, получив информацию с Северного фронта об отправке в распоряжение Керенского «сильного пехотного отряда», в разговоре по прямому проводу предложил «послать один-два, но вполне надёжных броневика», добавив: «тактика уличных боев [в] значительной степени зависит от них, особенно при теперешнем настроении масс…». Утром 9 ноября направил московским властям телеграмму, требуя от них немедленно прекратить «насильственные большевистские действия», добиться отказа восставших от вооружённого захвата власти и их подчинения Временному правительству, через несколько часов телеграфировал в Москву: «Совместно [с] армейскими комитетами принимаю меры помощи Москве и освобождения её от мятежников». Утром 11 ноября телеграфировал в Новочеркасск генералу А.М.Каледину: «Не найдёте ли возможным направить на Москву для содействия правительственным войскам в подавлении большевистского восстания отряд казаков с Дона, который по усмирении восстания в Москве мог бы пойти на Петроград для поддержки войск генерала Краснова». 12 ноября вторично обратился к Каледину с просьбой ускорить посылку казаков. После провала похода на Петроград войск А.Ф.Керенского — П.Н.Краснова в ночь на 14 ноября Керенский подписал распоряжение о передаче Духонину должности Главковерха.
Верховный главнокомандующий
Духонин сообщил войскам о вступлении во временное исполнение должности Главковерха и призвал войска стоять на позициях, «…дабы не дать противнику воспользоваться смутой, разыгравшейся внутри страны и ещё более углубиться в пределы родной земли». Ставка стала центром притяжения всех сил, выступавших против большевиков. 17—24 ноября собравшиеся здесь лидеры небольшевистских социалистических групп пытались договориться о создании при Ставке Общероссийского «однородно-социалистического правительства от большевиков до народных социалистов» во главе с эсером В.М.Черновым Прибыл, по словам очевидца, «целый вагон: Чернов, А.Р.Гоц, Ф.И.Дан и др. Беспрерывные заседания: эсеры, Викжель, молодые офицеры-комиссары». 6 ноября направленные в ставку представители Украинской центральной рады Д.И.Дорошенко и А.И.Лотоцкий согласовали с Н.Н.Духониным при посредстве антибольшевистского Общеармейского комитета вопрос переформирования фронтовых частей с целью образования украинской армии по этническому и территориальному признаку. В разговоре по прямому проводу с наркомом — членом Комиссариата по военным и морским делам Н.В.Крыленко 19 ноября Духонин говорил: «Ставка не может быть призываема к принятию участия в решении вопроса о законности верховной власти и, как высший оперативный и технический орган, считает необходимым признание за ней этих функций… Отношение верховного командования к гражданской войне выражено в приказе наштаверха от 14 ноября, которым остановлено движение войск на Петроград». Получив утром 8 ноября телеграмму Совнаркома, поручавшего Духонину немедленно начать переговоры о перемирии с командованием противника, пытался оттянуть ответ.
Отстранение от должности
22 ноября 1917 года В.И.Ленин, И.В.Сталин и Н.В.Крыленко вызвали Духонина по телефону, потребовав немедленно вступить в мирные переговоры с австро-германским командованием. Духонин отказался, заявив, что такие переговоры может вести только центральное правительство, но не командующий армией. После этого ему объявили, что его снимают с поста главнокомандующего, но он должен продолжать выполнять свои обязанности до прибытия нового главнокомандующего прапорщика Крыленко. Сам Духонин был объявлен «врагом народа». Уже отстранённый от командования, Духонин, продолжая ощущать ответственность за организацию отпора в случае возможного прорыва противником ослабленного революционными событиями фронта, передавал штабам фронтов последние директивы, направленные на предупреждение военной катастрофы на линии обороны вследствие стихийной демобилизации и на недопущение гражданской войны. 27 ноября — штабу Северного фронта: «В том крайнем случае, если связь со Ставкой будет окончательно потеряна… обстановка на фронтах сложится так, что армии, потеряв свою устойчивость, откроют фронт, то пределом их движения в тыл должны служить Наровская позиция, озеро Чудское, Псков-Островские позиции и укреплённая позиция, прикрывающая направление на Бологое — Москва. Обеспечение этого фронта должно заключаться в прочном удержании важнейших путей и нашего господства над путями, идущими с запада на восток». В дополнение к этому — 28 ноября: «Если деморализация войсковых масс… приведет к самочинному срыву занимаемых позиций… и к началу гражданской войны, то при недостатке войск, верных долгу для выполнения задачи, указанной Вам 27 ноября… Вам надлежит с верными национальной чести российскими войсками прикрывать направление Псков — Бологое, обозначивая подступы к Москве с севера и северо-запада, имея в виду, что Россия будет продолжать борьбу до решения Учредительного собрания или правительственной власти, опирающейся на большинство страны. Левее Вас в этой крайней обстановке, прикрывая пути с запада на Москву в районе Невель — Витебск — Орша, образуется группа 17-го и 22-го корпусов и 2-й кубанской дивизии… В задачу их… входит присоединить к себе части Западного фронта, если бы этот фронт поддался также полной деморализации. Силой оружия людей, покидающих самовольно фронт, когда он сдвинется с места и хлынет вглубь страны, не пропускайте вглубь России… или предварительно обезоруживайте их. В этой крайней обстановке мы должны спасти Москву и пол-России от гражданской войны».
29 ноября Духонин сообщал командующим Юго-Западным и Румынским фронтами: «Получаемые сведения как от разведки фронтов, так и от агентурной разведки заставляют предполагать возможность перехода противника к активным действиям в ближайшее время на Румынском фронте и, возможно, на Юго-Западном фронте… преследуя цель овладения Бессарабией, Одессой и каменноугольными Донецкими районами. Необходимо принять все меры… дабы своевременно обнаружить намерения противника». 30 ноября, когда Духонину стало известно о движении к Могилеву эшелонов с революционными балтийскими матросами, он обратился к правительству УНР за разрешением перевести Ставку в Киев. Генеральный секретариат, однако, затянул рассмотрение этого вопроса, а впоследствии начал выдвигать встречные условия, на удовлетворение которых у Духонина не было ни времени, ни возможности. 1 декабря Духонин с тревогой сообщал командующему Румынским фронтом генералу Д.Г.Щербачёву, что «Рада до сих пор не дала ответа», а находившиеся в Могилёве армейские подразделения задерживают отправку имущества Ставки. Одновременно представитель итальянской военной миссии при Ставке сообщил, будто союзники решили признать сепаратный выход России из войны. Духонин отменил свой выезд из Могилева вместе с союзническими миссиями, но эта информация не подтвердилась.
2 декабря в Могилёв прибыл генерал-майор С.И.Одинцов, командированный Генеральным штабом с ведома Совнаркома «для ориентации Ставки в обстановке в Петрограде для соглашения Ставки с Петроградом». После встречи генерала Одинцова с выступавшим от Ставки поручиком В.Шнеуром генерал передал назначенному Совнаркомом главнокомандующим Николаю Крыленко, что «Ставка сдаётся» и он «может свободно приехать для вступления в должность». В тот же день Духонин распорядился освободить из тюрьмы в Быхове генералов Корнилова, Деникина и других лиц, арестованных после корниловского мятежа (Быховское сидение), а также отказался от помощи приехавших к нему командиров ударных батальонов и выслал их из Могилёва.
Убийство
3 декабря 1917 года в Могилёв прибыл Н.В.Крыленко, который отдал приказ о своём вступлении в должность Главковерха и передал Духонину, что он будет отправлен в Петроград в распоряжение СНК. Духонин был арестован и на автомобиле привезён на железнодорожный вокзал, где его отвели в вагон Крыленко. Однако по городу распространились слухи, что генерал Корнилов со своим полком идёт на Могилёв. У поезда собралась толпа революционных солдат и матросов, требующая выдать Духонина. Крыленко прибыл к вагону и попытался остановить толпу, но уговоры не подействовали. В вагон ворвались матросы, вывели Духонина на площадку, кто-то выстрелил ему в голову, а затем его добили штыками и прикладами. По воспоминаниям одного из солдат охраны Н.В.Крыленко М.З.Кузнецова (рукописный текст которых хранится в Государственном архиве Архангельской области, опубликован в 2013 году), самосуд устроила группа солдат местного гарнизона, которая ворвалась в вагон Крыленко, где находился Духонин, и начала избивать последнего прямо там. Часовые из охраны Крыленко им не препятствовали, хотя сами в убийстве не приняли участия. На попытку Крыленко остановить самосуд нападавшие ему самому пригрозили смертью. Окровавленного Духонина вытащили из вагона на перрон, где он и был растерзан (об участии неких «матросов» Кузнецов не упоминает). Генерал Деникин в «Очерках русской смуты» пишет по поводу убийства Духонина следующее: «…толпа матросов — диких, озлобленных на глазах у «главковерха» Крыленко растерзала генерала Духонина и над трупом его жестоко надругалась.» 7 декабря Крыленко сообщил Троцкому: «В связи с убийством Духонина необходимо юридическое оформление дела, акт дознания по моему предложению совершен. Тело отправлено в Киев. Если передать дело судебному следователю, обязательно вскрытие в Киеве, даже вплоть до выкапывания. Предлагаю прекратить дело постановлением государственной власти… Акты дознания достаточно реабилитируют от всяческих кривотолков… но возбуждение дела с обязательными допросами матросов едва ли целесообразно». Троцкий ответил: «Было бы бессмысленно и преступно передавать дело в руки судебных чиновников старого закала. Если необходимо, можете передать дело революционному суду, который должен быть создан демократическими солдатскими организациями при Ставке и руководствоваться не старой буквой, а руководствоваться революционным правосознанием народа». В итоге никаких разбирательств и судов над участниками убийства не было.
Тело генерала Духонина было захоронено в Киеве на Лукьяновском кладбище (участок № 11, ряд 6, место 26 (1)).
Семья: С 1908 года был женат на Наталии Владимировне Вернер (2 августа 1881, Киев — 27 марта 1968, Касабланка).
Награды: Орден Святого Станислава III степени (1906); Орден Святой Анны III степени (1906); Орден Святого Станислава II степени (19 декабря 1909); Орден Святой Анны II степени (19 декабря 1912); Орден Святого Владимира IV степени. (1914); Орден Святого Владимира III степени с мечами (Высочайший Приказ январь 1915); мечи и бант к ордену Святого Владимира IV степени (Высочайший Приказ 21 января 1915); мечи к ордену Святого Станислава II степени (Высочайший Приказ 26 января 1915); Георгиевское оружие (Высочайший Приказ 24 апреля 1915); Орден Святого Георгия IV степени (Высочайший Приказ 18 февраля 1916); Орден Святого Георгия III степени (Приказ по Армии и Флоту 28 июня 1917).
Киновоплощения: Николай Мартон «20 декабря» (1981); Дмитрий Певцов «Гибель империи» (2005).
Ассоциации: Выражение «отправить в штаб к Духонину», появившееся во время Гражданской войны в России, означало «убить», «расстрелять».

1876
Николай Константинович Розенберг
клиницист, учёный, педагог, доктор медицины, профессор, генерал-майор. Родился в Подольской губернии, Российская империя. После окончания Ришельевской гимназии в Одессе, поступил в Императорскую Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге. В 1899 году получил диплом лекаря с «отличием» и был оставлен при кафедре глазных болезней академии для усовершенствования и написания докторской диссертации. В эти же годы работал и совершенствовался на кафедре «Заразных болезней с курсом бактериологии» под руководством профессора Н.Я.Чистовича. Защитил докторскую диссертацию на тему: «Экспериментальные материалы к учению об отравных воспалениях зрительного нерва и сетчатки» (1901). С 1903 года служил ординатором лазарета в Тирасполе, старшим врачом Ставучанского полка в Ардагане. Принимал участие в русско-японской войне(1905). В 1910 году командирован на Кавказ в составе противочумного отряда. С 1912 года — старший ассистент клиники и кафедры «Заразных болезней с курсом бактериологии» Военно-медицинской академии. Участник Первой мировой войны. В 1915—1916 годах был командирован на Западный и Кавказский фронты, Бухару, Персию для борьбы с эпидемиями сыпного тифа, холеры, брюшного тифа, малярии, эпидемического менингита. С 1920 года назначен главным врачом клинического госпиталя им. Виллие и приват-доцентом по кафедре «Заразных болезней». В 1921 году, будучи избранным профессором кафедр, организовал кафедру «Инфекционных болезней» в ГИМЗ, в 1924 году — кафедру «Инфекционных болезней» в ГИДУВе. С 1923 по 1928 год — проректор ГИМЗ по учебной части. С 1924 года профессор и заведующий кафедры «Инфекционных болезней» в ВМА. НКР по праву считается родоначальником патогенетического направления в изучении инфекционных болезней (Первая в России кафедра инфекционных болезней. От истоков к современности, к 115-летию кафедры инфекционных болезней ВМА. К.В.Жданов с соавторами. Журнал инфектологии том 3 № 4 2011). Им были выполнены работы, посвященные патогенезу дизентерии, рожи, столбняка, дифтерии сепсиса, вопросам инфекционной иммунологии. Совместно с профессором Юревичем В.А. стал автором экстрокорпорального очищения крови. В основе классификации инфекционных болезней НКР рассматривал патогенез Под его руководством кафедра заняла ведущее место в стране. В 1925—1927 годах опубликовал «Курс острых инфекционных болезней», в основе которого лежали его собственные лекции. В 1933 году написал учебник «Инфекционные болезни с основами эпидемиологии», который выдержал 5 изданий. Опыт эпидемии сыпного тифа 1917—1920 годов, наблюдения огромного числа сыпнотифозных больных послужили основой для описания клиники этой болезни, её ранней диагностики (энантема Розенберга, классификация пневмоний при сыпном тифе, методы терапии). Предложил лечение больных внутривенным введением гипертонгических растворов усовершенствованной рецептурой. Оригинальная методика окраски спирохет Обермейера. Был не только организатором здравоохранения, но и прекрасным педагогом, реформатором высшей школы медицинского образования. Умер в Ленинграде 29 ноября 1933 года.
Основные труды: Розенберг Н.К. Инфекционные болезни с основами эпидемиологии / При участии профессора С.В.Висковского. — Издание 2-е (посмертное). — Ленинград-Москва: ОГИЗ-Биомедгиз. Ленинградское отделение, 1935. — 624 страницы. — 15 200 экземпляров (в переплёте); Экспериментальные материалы к учению об отравных воспалениях зрительного нерва и сетчатки, диссертация, Санкт-Петербург, 1901; Клиника сыпного тифа, Врачебное дело, № 12-20, статьи 520, 1920; К этиологии раневого столбняка, Труды 8-го Всероссийского съезда бактериологических, эпидемиологических и санитарных врачей, страница 629, JIенинград, 1925; Клиника гриппа, «Врач», газета, № 8, статья 575, № 9, статьи 663, 1931; Морфология и динамика сепсисов, «Советский врач», газета, № 1-2, статья 5, 1933; Инфекционные болезни с основами эпидемиологии. Москва— Ленинград, 1934 (при участии Висковского С.В.).
Литература: Висковский С.В. Профессор Николай Константинович Розенберг // Розенберг Н.К. Инфекционные болезни с основами эпидемиологии. — Издание 2-е (посмертное). — Ленинград-Москва: ОГИЗ-Биомедгиз. Ленинградское отделение, 1935. — Страницы 3-4. — 624 страницы. — 15 200 экземпляров; Розенберг Николай Константинович. Большая Медицинская Энциклопедия. Дата обращения: 7 сентября 2017.

1877
Усеин Абдрефиевич Боданинский (крымскотатарское имя — Üsein Abdurefi oğlu Bodaninskiy, Усеин Абдурефи огълу Боданинский)
крымскотатарский историк, художник, искусствовед, этнограф, первый директор Бахчисарайского дворца-музея. Младший брат Али Боданинского. Жертва репрессий периода «большого террора». Родился в городе Симферополь, Симферопольский уезд, Таврическая губерния, Российская империя, в крымскотатарской семье; отец — преподаватель Симферопольского народного татарского училища Абдрефи Садлаевич Боданинский. В 1888 году окончил народную школу, в 1888—1895 годах учился в татарской учительской школе в Симферополе, в 1895—1905 годах — в Строгановском училище в Москве (мастерская К. А. Коровина). По окончании Строгановки, до 1907 года, преподавал графику в Коммерческом училище Симферополя, с 1907 года — руководитель художественно-промышленной школы филиала Строгановского училища, преподавал там же рисование, заведовал учебной мастерской. С 1911 года по 1917 год работал художником-декоратором в Санкт-Петербурге. Вернувшись в Крым в 1916 году, 31 марта организовал и возглавил Бахчисарайский отдел (кружок) Петроградского общества защиты и сохранении в России памятников искусства и старины, членами которого был создан и татарский художественно-исторический музей. Решением Крымского временного мусульманского исполнительного комитет от 8 октября 1917 года Боданинский был назначен директором дворца, что было подтверждено решением представителя Временного правительства 17 октября того же года, а 18 марта 1922 года был официально создан музей и Усеин Боданинский назначен его директором. Одновременно возглавлял Бахчисарайский отдел ОХРИС (комитет по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы), в 1924—1929 годах — руководил этнографическими и археологическими экспедициями музея в Кырк-Азизлер, Эски-Юрт, Старый Крым, Чуфут-Кале, опубликовал более 20 научных работ. На этой должности Боданинский пробыл до 1934 года. Его деятельность получила высокую оценку М.Волошина, который писал:
«В Бахчисарае, в Ханском дворце, превращенном в музей татарского искусства, вокруг художника Боданинского, татарина по рождению, ещё продолжают тлеть последние искры народного татарского искусства, раздуваемые дыханием нескольких человек, его охраняющих».
Боданинский участвует в летней этнографической экспедиции 1925 года и в консультационной работе при съёмке фильма «Алим» (1926), режиссёром выступил Георгий Тасин. Вот что об итогах экспедиции пишет Боданинский в дневнике:
«Экспедиция (6 человек) проехала 500 верст, посетив 64 населенных пункта Крыма. За 42 дня собрано около 150 этнографических бытовых предметов, 50 эпикрифических памятников (в виде отдельных рукописей). Записано около 1000 образцов народного фольклора, сфотографировано 200 памятников, зарисовано — 300».
Список только отдельных изданий и статей в журналах, опубликованных в 1920-е годы, достигает 10 наименований: «Памятники крымско-татарской старины» (совместно с А.С.Башкировым), «Карасубазарские памятники» (кр.тат.), «Татарские дюрбе (мавзолеи) в Крыму», «Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму» и др. Ряд статей и хроникальных заметок о дворце-музее, его памятниках были опубликованы в газете «Красный Крым». В 1928—1929 годах экспедиция в составе Б.Н.Засыпкина, У.Боданинского и О.Акчокраклы, раскопала остатки средневековой мечети XIV века на Чуфут-Кале. В 1935—1937 годах Боданинский работал художником-декоратором в Москве и Грузии, пока не был арестован по обвинению в националистической деятельности в Тбилиси в 1937 году и расстрелян в родном городе 17 апреля 1938 года.
Семья
Первая жена (с 1909 по 1927) — Ольга Александровна Боданинская (урождённая Фомина), окончила рижскую гимназию и Высшие курсы Лесгафта. Принимала участие в деятельности краеведческого кружка при бахчисарайском Дворце-музее, помогала мужу с организацией работы музея. Умерла 5 декабря 1927 года. Некролог на её смерть был составлен О. Акчокраклы и помещён в газете «Енъи дюнья».
Вторая жена — Анна Никитична Боданинская (1895, Новосибирск или Москва — ?), русская. Была замужем за архитектором Валерием Александровичем Фоминым (1875—1927), после смерти которого в 1928 году переехала в Бахчисарай и стала женой Усеина Боданинского. Работала в Центральном музее Тавриды, затем фотолаборантом в бахчисарайском Дворце-музее. С 1933 года семья жила в Москве. 12 декабря 1937 года арестована НКВД Крыма по статье 58-7, 8, 11 УК РСФСР: укрывала деятельность своего мужа (члена организации «Милли-Фирка»). На момент ареста — домохозяйка, проживала в Москве (Госпитальная площадь, 5). Осуждена 2 августа 1938 года ОСО при НКВД СССР к 5 годам ИТЛ. Реабилитирована 5 сентября 1989 года прокуратурой Крымской области.
Творчество
Сотрудничал с архитектором И.А.Фоминым, исполнял эскизы интерьеров и мебели. В 1910-е годы написал плафоны в доме Торгового банка, домах Я.В.Ратькова-Рожнова (набережная реки Мойки, 86-88), С.С.Абамелек-Лазарева (Миллионная, 24) и других. Автор пейзажа «Лунный вечер» (акварель, 1910), картины «Пионеры» (1930), обложки и 17 листов иллюстраций для книги «Крымские татарские детские песни» (1927; на крымско-татарском языке.). Выполнил эскизы костюмов к балету «Бахчисарайский фонтан» Б.В.Асафьева в Крымском татарском театре (1927). Являлся художником-консультантом первых игровых и документальных фильмов о жизни крымских татар: «Алим» (1926), «Ешиль-Ада» (1925—1927).
Память
В Бахчисарайском музее регулярно проводятся международные конференции «Научные чтения памяти Усеина Боданинского», в 2013 году состоялись 5 по счёту.
[542x700]
1877
Эмиль Альбертович Купер (настоящая фамилия — Купершток)
русский и американский дирижёр. Родился в Херсоне. Вскоре после рождения Купера, семья переехала в Одессу, где отец-контрабасист преподавал музыку. Под его руководством мальчик с пяти лет учился игре на скрипке. После успешного окончания Одесского музыкального училища по классу скрипки Эмиль отправился совершенствовать мастерство в Венскую консерваторию. Уже на своих первых сольных концертах Купер продемонстрировал прекрасное владение инструментом и природную музыкальность, волевые качества и темперамент, редчайшее чувство формы произведения как единого целого. Все это ему очень пригодилось и в дирижерской профессии. Молодому дарованию еще не исполнилось и 20 лет, а он уже работал скрипачом-концертмейстером Киевской оперы. Он без репетиций, заменив дирижера, блестяще провел оперу Франсуа Обера «Фра-Дьяволо», а потом «Аиду» Джузеппе Верди, повторив таким образом музыкальный подвиг 19-летнего Артуро Тосканини. Купер почувствовал, что нашел в дирижировании свое истинное призвание, он фактически самостоятельно осваивал премудрости профессии оперного капельмейстера. С 1898 года он – помощник дирижера в итальянской опере Александровского театра в Гельсингфорсе, дирижер частных оперных театров Одессы, Харькова, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода. Всего два года практики понадобились ему, чтобы с багажом репертуара встать за дирижерский пульт Киевского оперного театра – тогда одного из лучших театров России. За годы работы в Киеве Эмиль Купер прошел серьезную школу. В сотрудничестве с опытными дирижерами, хормейстерами, вокалистами и оркестрантами он основательно изучил значительный оперный репертуар (более 30 произведений) и из молодого дирижера превратился в великого авторитетного мастера. Отец Купера работал в том же театре контрабасистом, и Эмиль помогал ему кормить большую семью, где было еще семеро детей. Однако еврейские погромы, которые начались в Киеве, заставили Купера задуматься о переезде в другой город. Оказавшись в Москве осенью 1907 года, без определенных планов, он быстро заставил говорить о себе. Купер достиг успеха как своими постановками на сцене Московской оперы Зимина, так и выступлениями на концертной эстраде, сменив Сергея Рахманинова, который гастролировал. Выступление Эмиля Купера в Париже с Федором Шаляпиным во время Русских сезонов Сергея Дягилева оказало настолько сильное впечатление на директора императорских театров Теляковского, что он пригласил дирижера в Московский Большой театр. Годы работы там стали по-настоящему «золотым» периодом в творческой жизни дирижера.

Головин Александр. Портрет Э.А.Купера. 1919
Тем временем он продолжал интенсивно выступать на концертной эстраде. С 1912 года Эмиль Купер работал дирижером Русских сезонов Дягилева в Париже и Лондоне, впервые представил зарубежным слушателям «Князя Игоря» Александра Бородина, «Псковитянку» Николая Римского-Корсакова и в балетной версии оперу «Золотой ключик». Купер осуществил премьеру оперы «Борис Годунов» с Шаляпиным, которая стала шедевром российского театрального искусства. В Русских сезонах талант Эмиля Альбертовича получил европейское признание. Прогрессивные идеи и лозунги революции 1917 года Купер воспринял с радостью и надеждой. Под его руководством состоялось грандиозное по размаху исполнение в Большом театре Девятой симфонии Бетховена в честь первой годовщины Октября и прозвучал «Прометей». На праздничном концерте присутствовал Ленин. Эмиль участвовал в концертах-митингах, многочисленных музыкальных мероприятиях, пытался улучшить быт музыкантов и артистов. В 1919 году нарком Луначарский, зная блестящий организаторский талант Купера, направил его в бывшую Мариинскую оперу. В голодающем опустевшем Петрограде Эмиль Альбертович столкнулся с большими трудностями, хотя активно взялся за дело. На сцене театра ставил оперы с участием Федора Шаляпина. Именно Эмиль Купер выступил с идеей создания первой в стране государственной филармонии летом 1921 года и стал ее руководителем. Всего за три летних месяца оркестр Петроградской филармонии провел 54 симфонических концерта в переполненных залах. Но выдающемуся дирижеру пришлось взвалить на свои плечи не только музыкальные хлопоты. Отстранив неумелых организаторов, он сам ездил на грузовом суденышке за картошкой и дровами для артистов театра, «выбивал» паровые котлы и новые трубы для отопления концертного зала филармонии, решал нескончаемые финансовые трудности. При этом готовил прекрасные спектакли и концерты. Весной 1923 года музыкальный Петроград торжественно отмечал 25-летие дирижерской деятельности Эмиля Купера. За четверть века служения музыкальной России Купер стал одним из выдающихся дирижеров своего времени. Однако чрезмерные нагрузки изматывали дирижера. Куперу было уже под 50 лет, а нормальную обстановку для творчества он мог создать себе только во Франкфурте-на-Майне, где выступал с Шаляпиным, или в Берлине, где исполнял музыку Чайковского во время зарубежного лечения. В мае 1924 года он получил разрешение на полугодовой отпуск и поехал на гастроли в Буэнос-Айрес, где дирижировал спектаклем «Борис Годунов» и симфоническими концертами. После успешных выступлений в Аргентине Купер перебрался в Европу и решил больше не возвращаться в Россию. Благодаря незаурядному дирижерскому таланту, высокой культуре, свободному владению французским и немецким языками Эмиль Купер органично вписался в музыкальную жизнь Запада. Его поддержали в артистических кругах многих стран. Он стал главным дирижером Королевского театра в Мадриде. В Париже на сцене Grand Opera под его руководством в 1926 году прошло концертное исполнение оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» силами «Частной российской оперы Церетели». Отмечая его разносторонние заслуги в области музыкального искусства, французское правительство наградило Эмиля Купера орденом Почетного легиона. Произошло это в 1936 году. А незадолго до фашистской оккупации Купер покинул Париж и переехал в Нью-Йорк. В 1942 году совместно с Михаилом Чеховым поставил в Городской опере Нью-Йорка «Сорочинскую ярмарку» Мусоргского. Венцом оперной карьеры Купера стала работа в Metropolitan Opera. Он был единственным русским дирижером, который стоял за пультом этого прославленного театра. Начав со сложнейшей оперы «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси, Эмиль Альбертович доказал, что заслуженно считается одним из лучших оперных дирижеров своего времени. Но мастер был вынужден покинуть театр: новая администрация взяла курс на омоложение творческого состава. Он перебрался на юг страны в Батон-Руж (штат Луизиана), где взял под свое руководство городской симфонический оркестр. Незабываемое впечатление на зрителей произвела его постановка «Отелло» Джузеппе Верди, которой он дирижировал в 80 лет. 22 октября 1958 Купер впервые в США дирижировал «Десятой симфонией» Д.Шостаковича. 23 марта 1960 в возрасте 82 лет Купер блестяще провел с оркестром Батон-Ружа последний симфонический концерт, в его программу входили произведения русской классики - Римского-Корсакова, Стравинского, Чайковского, Глинки. Эмиль Альбертович умер в Нью-Йорке 19 ноября 1960 года, но до сих пор сохранились записи его концертов, а имя Эмиля Купера вписано золотыми буквами в мировую историю музыки. В «Автобиографии» он писал: «Как перед этим в Москве, так и в Санкт-Петербурге не нашел никакого отдыха. Наоборот, нужно еще больше внимания к моим обязанностям, еще больше ответственности, а материальные условия жизни с каждым днем становились все хуже и хуже…» «Вспоминаю человека, чем-то похожего одновременно и на Вагнера и на Наполеона, наделенного ярким талантом, неиссякаемой энергией, громадной волей. Это был Эмиль». Так писал об Эмиле Купере другой выдающийся дирижер Евгений Мравинский. Сохранился ряд записей Купера — опера Понкьелли «Джоконда», Гуно «Ромео и Джульетта» и несколько других. Сохранились записи сцен из оперы «Борис Годунов» в исполнении хора и оркестра «Metropolitan Opera» («Columbia») и Латвийской национальной оперы («Polydor») под управлением Купера.
Купер — автор ряда музыкальных сочинений: Венгерский танец; Венгерская фантазия для скрипки и фортепиано; Восточная симфония; Десять романсов на стихи О.Хайяма и Ибн-Сины; Романтическая поэма для скрипки с оркестром (для фортепиано); Романсы.
Сочинения: Памяти Артура Никиша. Петроград, 1922.
Литература: Купер Эмиль Альбертович // Иванян Э.А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 страниц — ISBN 5-7133-1045-0.