• Авторизация


13 декабря родились... 13-12-2025 09:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[555x700]
1823
Жюль Луи Леваль (французское имя — Jules-Louis Leval)
французский военный теоретик, генерал. Родился в Париже. Участник франко-прусской войны 1870—1871, в 1885 военный министр. В трудах [«Введение к позитивной части стратегии», 1892, «Стратегия марша», 1893, «Стратегия сражения» (части 1—2, 1895—1896) и другое] Леваль критиковал т. н. «вечные принципы» в военной теории и считал возможным создать военную науку на основе опыта, логики, расчёта и материальных возможностей. Ошибочно считая, что с увеличением численности армии операции будут сводиться к прямолинейному движению и фронтальному столкновению войсковых масс на небольшом пространстве, Леваль придавал решающее значение практической («позитивной») части стратегии, выдвигая на первое место технику выполнения замысла (организация марша, развёртывание и вступление войск в сражение). Стратегические идеи Леваля изложены неясно, по существу он писал не о стратегии, а об операциях армии на театре военных действий. Считал, что стратегия не зависит от политики. Идеи Леваля оказали значительное влияние на развитие буржуазной военной мысли конца 19 в. Умер в Санлисе 22 января 1908 года. Литература: Стратегия в трудах военных классиков, том 1, Москва, 1924.

Carolina_Rosati (525x700, 249Kb)
1826
Каролина Розати (итальянское имя — Carolina Rosati, настоящая фамилия Галлетти, Carolina Galletti)
итальянская балерина, выступавшая в Милане, Лондоне, Париже и Санкт-Петербурге. Особенным успехом пользовалась в балетах «Эсмеральда», «Пахита», «Жизель» и «Корсар» (первая исполнительница партии Медоры, 1856). Лучшей её ролью указывается Амелия в «Фонти». Родилась в Болонье, Италия. Обучалась в Милане, в балетной школе театра «Ла Скала», где её педагогами были А.Торелли и К.Блазис. Выступать на сцене начала с ранней юности. Дебютировала на сцене «Ла Скала» в|1846 году. В 1847—1848 участвовала в балетных постановках балетмейстера Ж.Перро – «Четыре стихии» Байетти, «Па-де-катр» и «Времена года» Пуни. В 1847—1858 годах (с перерывами) выступала в Лондоне, где участвовала в постановках балетмейстера П.Тальони «Теа, или Фея цветов», «Фьорита», «Прима-балерина», «Зимние развлечения» (все на музыку Ц.Пуни). В 1853—1859 годах — прима-балерина парижской Оперы. Участвовала в постановках балетмейстера Ж.Мазилье «Жовита, или Охотники на буйволов» и «Фонти» Т.Лабара, «Марко Спада, или Дочь бандита» Д.Обера, «Корсаре» А.Адана (1856). Одной из лучших её работ была признана партия Амелии в «Фонти»; партия Медоры «Корсаре» создавалась для Розати, когда она уже была признанной исполнительницей драматических сцен. В возрасте 36 лет знаменитая балерина была приглашена в Россию. Выступала в Петербурге на сценах императорских театров в 1859—1862 годах. Кроме «Корсара» исполняла главные партии в постановках балетмейстера А. Сен-Леона «Пакеретта» Ф. Бенуа, «Грациелла, или Любовная ссора» Ц.Пуни, «Meтеора, или Падающие звезды» С.Пинто (была второй исполнительницей главной партии после Н.К.Богдановой), в балете Ж.Перро на музыку Ц.Пуни «Газельда, или Цыганы».
Carolina_RosatiCorsaire_-Medora (700x419, 200Kb)
Каролина Розати в костюме Медоры к балету «Корсар» (Париж, 1856)
Особую роль ей довелось сыграть в истории постановки балета Пуни «Дочь фараона» — и не только потому что постановщик-дебютант М.И.Петипа разработал партию Аспиччии специально для Розати. Позже в своих мемуарах Петипа вспоминал, как он вместе с балериной-бенефицианткой Каролиной Розати добивался у директора Андрея Сабурова постановки первого самостоятельного балета «Дочь фараона». Об этой истории в театральных кругах ходило множество слухов, переросших в анекдоты. Говорили, что в 1862 году балет для бенефиса своей фаворитки Каролины Розати заказал директор императорских театров А.И.Сабуров. И премьера уже была назначена в её бенефис, и уже контракт с ней был подписан. А потом, поостыв к своей пассии, велел довести до сведения Петипа, что нет, мол, у дирекции ни времени, ни денег на столь фундаментальную постановку. Дело кончилось тем, что балерина вместе с начинающим балетмейстером Петипа лично отправилась на квартиру к директору с самого утра; сановник только что встал и встретил нежданных гостей в халате. Растерянный, не успев переодеться, Сабуров сначала принял только Петипа, повторив в который раз, что постановка не состоится, а материальный ущерб будет балерине возмещен. Тогда Петипа предложил начальнику самому сообщить своё решение ожидавшей танцовщице. Та вошла с намерением настаивать на постановке; директор же стоял на своем. В пылу горячих споров халат высокопоставленного чиновника неожиданно распахнулся. Сановник был так смущен этим происшествием, что от смущения деньги на постановку тут же нашёл, а приказ о немедленном начале репетиций был отдан. Однако коварная судьба и тут не устояла, чтобы не учинить неприятностей: Сабуров уступил «при условии, что пятиактный балет хореограф сочинит ровно за шесть недель. Наверное, только от безысходности Петипа дал согласие. Да тут же повздорил с композитором, который в приливе гнева уничтожил клавир. Однако Мариус Иванович унынию не поддался и начал ставить без музыки — её потом пришлось «подгонять» под почти готовые танцы. Но этот балетмейстер свято верил, что музыка существует для танцев, а танцы — для балерины...». Вот в таких экстремальных условиях был рожден балет, ставший впоследствии мировой классикой. Премьера балета Пуни «Дочь фараона» (либретто Жюля-Анри Вернуа де Сент-Жорж и самого М.Петипа по новелле «Le Roman de la Momie» Теофиля Готье) состоялась 30 января (по старому стилю 18 января) 1862 года, в Санкт-Петербурге, на сцене Большого Каменного театра, и в главной партии блистала, как и предполагалось, Каролина Розати. В истории балета она навсегда осталась одной из лучших исполнительниц этой партии. В премьерном спектакле партию рыбака исполнял Лев Иванов, Фараона — Николай Гольц. А партия Конрада стала одной из лучших ролей Мариуса Петипа. Именно ей он и закончил свою балетную карьеру. Так М.Петипа начал балетмейстерскую деятельность. «Дочь фараона» — первый большой балет Петипа, до этого, правда, уже ставившего дивертисменты. После выступлений в России балерина оставила сцену. Балетная энциклопедия о Каролине Розати: «По отзывам современников, Розати соединяла в своём танце грацию, возвышенную поэтичность и страстность. Не владея достаточно сильной техникой, была одарённой мимич. артисткой, её драматический талант высоко ценили Т.Готье, Ж.Жанен, А.А.Плещеев».» Карло Блазис, итальянский танцовщик, хореограф, преподававший когда-то в Миланском училище при театре «Ла Скала», где Каролина Розати была его ученицей, а потом, в середине XIX века балетмейстер императорского московского Большого театра и педагог в 1861–1863 гг. в Московском театральном училище, в своей книге «Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы», изданной в 1864 г., отметил балерину, свою ученицу, посвятив ей в разделе «VIII. Иностранные хореографические звезды» главу под названием: «Каролина Розати (из Болоньи)». Умерла Розати в городе Канны, Франция, в мае 1905 года. Портрет Розати с обозначением года её дебюта (1854, в действительности дебютировала в 1853), написанный Гюставом Буланже по литографии Пинсона, располагается на фризе Танцевального фойе Гранд-Опера среди других двадцати портретов выдающихся танцовщиц Оперы конца XVII — середины XIX веков.

[533x700]
1826
Николай Николаевич Соколов
русский химик. Родился в Ярославской губернии. Окончил курс в 1842 году по камеральному отделению юридического факультета Санкт-Петербургского университета, затем поступил на естественное отделение физико-математического факультета и в 1847 году, получив степень кандидата, отправился за границу для изучения химии в Гиссен к Ю.Либиху. Работал у Ю.Либиха и Ш.Жерара. В 1851 году появилась его первая работа «О присутствии креатинина в моче лошади и телёнка». В той же лаборатории, вместе с А.Штрекером, Николай Николаевич исследовал гиппуровую кислоту, причём они получили бензолгликолевую кислоту, а из неё неизвестную до тех пор гликолевую кислоту. В 1852 году Николай Николаевич в Париже занимался в лабораториях Жерара и Реньо. Все это обусловило дальнейшую деятельность Соколова, как профессора химии и распространителя новых тогда учений Лорана и Жерара. Путешествие на Урал (1855) дало материал для рассуждения «О перидоте, как продукте металлургических операций», которое доставило Соколову степень магистра (1857). В этой работе отразилось близкое знакомство Соколова с разрабатывавшимся тогда в Париже Сент-Клер Девиллем, Добрэ и др. вопросом об искусственном изготовлении минералов. Вскоре Соколов был назначен преподавателем минералогии в Горном корпусе и консерватором Музея Академии наук. В это время Николай Николаевич вместе с профессором А.Н.Энгельгардтом открыл частную химическую лабораторию, куда был открыт доступ всем желающим за небольшую плату. Лаборатория была обставлена вполне научно и могла служить образцом для жалких в то время университетских лабораторий; преподавание в ней велось по методе Либиха. Число лиц, пожелавших заниматься, превзошло ожидание основателей. Лаборатория просуществовала до перехода Соколова преподавателем химии в Санкт-Петербургский университет. Дополнением к открытию лаборатории послужило основание Соколова и Энгельгардтом «Химического журнала», первого в России, который просуществовал два года (1859—1860; вышло 24 книги, 4 тома). Благодаря ему, уже в конце 1850-х годов преподавание химии в России почти повсеместно было основано на новых унитарных воззрениях Лорана и Жерара, тогда как во Франции, где действовали эти знаменитые химики, взгляды их были введены в систему преподавания официально лишь в 1880-х годах. В первой книге журнала напечатана была статья Соколова «О современном направлении химии», в которой критический талант Соколов проявился в полной силе. Там же была напечатана и докторская диссертация «О водороде в органических соединениях»; в ней описано открытие глицериновой кислоты, сделанное Соколовым одновременно с английским химиком Дебусом. Значение этой работы было велико, так как ещё много позднее, до половины 1860-х годов, лучшими химиками, Вюрцем, Кекуле и Кольбе, вёлся спор о природе спиртокислот, подобных глицериновой; а этот спор привёл к ясному различению понятия об атомности кислот от понятия об их основности, в диссертации же Соколова находится точное решение вопроса о спиртовом характере одного из паев водорода в молочной кислоте. В 1864 году Соколов занял кафедру химии в Новороссийском университете, где также устроил лабораторию. В 1868 году результатом его лабораторных занятий явилась работа «О молочной кислоте, получаемой из β-йодопропионовой кислоты».В 1872 году Соколов перешёл в Санкт-Петербургский лесной и земледельческий институт, в лаборатории которого сделана им, вместе с П.А.Лачиновым, последняя работа: «О действии аммиака на ацетон» (1874). Из оставшихся после его смерти бумаг извлечена была профессором Н.А.Меншуткиным работа «Об ангидриде глицериновой кислоты и превращении его в пировиноградную кислоту». Соколов разработал учение о различных функциональных особенностях в органических соединениях и установил на примере гликолевой, молочной, b-оксипропионовой и глицериновой кислот, что в оксикислотах часть носит кислотный, а другая часть — спиртовой характер. Соколов Николай Николаевич умер в Санкт-Петербурге 25 июля 1877 года. Работы его печатались в «Журнале Русского физико-химического общества», где помещены в 10 томе и некрологи его, написанные профессорами Меншуткиным и Лачиновым. Жена: Мария Николаевна Соколова — одна из сестёр Пургольд. Сын: Николай Николаевич Соколов (р.1866) — профессор энтомологии Петроградского государственного университета (1921—1924). Источники: Яковлев В. Соколов Н.Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Н.А.Римский-Корсаков «Летопись моей музыкальной жизни»; М.Н.Римский-Корсаков «Зоологические воспоминания».

Gerolamo_Induno_-_Autoritratto (559x700, 349Kb)
1827
Джироламо Индуно (итальянское имя — Gerolamo Induno)
итальянский живописец. Родился в Милане. Начал серьёзно заниматься искусством после 1848 года и впервые обнародовал свои произведения перед публикой в Париже в 1855 году. Тогда это были небольшие картинки, изображавшие гарибальдийцев. Их достоинства сразу обратили на художника общее внимание. Последовавшие за ними картины Индуно, в которых он воспроизводил преимущественно также солдатские типы и военный быт, ещё более подняли его репутацию как наблюдательного и умелого композитора, наделённого теплотой чувства и превосходно владеющего всеми средствами живописи. Главные в ряду этих картин — «Письмо из лагеря», «Рассказ гарибальдийца», «Гарибальдиец на карауле», «Маджентская битва», «Галантный друг дома», «Италия 1866 г.», «Эмигранты», «Расставанье призванного к отбыванию воинской повинности с его возлюбленной», «Любитель древностей», «Савоярка» и некоторые другие. Умер в родном городе 18 декабря 1890 года. Похоронен в Милане на Монументальном кладбище. Источники: Индуно, Джироламо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Emil_Kuh_1867_(IZ_49-144) (595x700, 230Kb)
1828
Эмиль Ку (немецкое имя — Emil Kuh)
австрийский писатель, журналист и литературный критик. Родился в Вене. С 1861 года он возглавлял отдел искусств в австрийской газете, в 1862 году он был членом Венской прессы, в 1867 году - Wiener Zeitung. Ку был другом и первым биографом Фридриха Хеббеля, а также редактором его собрания сочинений (1865—1868). В 1874 году Ференц Лист написал музыку для меццо-сопрано и фортепиано к стихотворению Ку «Ihr Glocken von Marling». В 1879 году песня была выпущена лейпцигским издательством «Kahnt-Verlag». Сын Ку Пауль Ку-Хробак являлся высокопоставленным чиновником и был последним министром финансов Австро-Венгрии. Умер в Мерано, Больцано, Трентино — Альто-Адидже, Италия, 30 декабря 1876 года. Литература: Фидлер Ф.Ф. Ку, Эмиль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907. Источники: Felix Bamberg. Kuh, Emil // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). — Bd. 17. — Lpz.: Duncker & Humblot, 1883. — S. 316—317; Hanus V. Kuh, Emil // Österreichisches Biographisches Lexikon 1815–1950 (ÖBL). — W.: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1969. — Bd. 4. — S. 333; Heuer, Renate (1982, ISBN 3-428-00194-X), "Kuh, Emil", Neue Deutsche Biographie (Berlin: Duncker & Humblot) . — Том 13: 250—251

hugoZiemssentBez názvu (507x700, 260Kb)
1829
Гуго Вильгельм фон Цимсен (немецкое имя — Hugo Wilhelm von Ziemssen)
германский врач-терапевт и клиницист, медицинский писатель, преподаватель, тайный советник, директор муниципальной больницы. Родился в Грайфсвальде, в семье шведских эмигрантов. В 1848 году поступил изучать медицину в Грайфсвальдский университет, затем перешёл в Берлинский и позже в Вюрцбургский университет, где завершил получение образования. После этого провёл год в Вюрцбурге в качестве ассистента Рудольфа Вирхова. С 1852 по 1854 год вновь учился в Грайфсвальдском университете, где получил степень доктора медицины. В том же году с отличием сдал экзамен государственной комиссии на право заниматься врачебной практикой и затем до 1861 года работал ассистентом известных учёных-медиков в Грайфсвальде. В 1856 году защитил габилитационную диссертацию и с того же года начал читать лекции в Грайфсвальдском университете; в 1861 году был назначен экстраординарным профессором этого университета. В 1863 году перешёл работать в Эрлангенский университет, где был назначен профессором на кафедру патологии и клинической терапии и одновременно директором клиники при университете. Во время Франко-прусской войны 1870—1871 годов руководил санитарным поездом из Нюрнберга во Францию и работал в больницах Меца. В 1874 году перешёл профессором на кафедру в Мюнхенском университете и возглавил муниципальную больницу в этом городе. В 1877 году создал клинический институт при университете. В 1898 году был инициатором создания факультета гидро-, механо-электро-терапии и физиотерапии в университете Мюнхена. В 1899 году стал почётным гражданином города, после его смерти в его честь была названа одна из улиц Мюнхена. Умер в Мюнхене 21 января 1902 года. Главные работы Цимсена относились к методам лечения воспаления легких и тифозных заболеваний, болезней гортани и пищевода. Он также занимался вопросами о применении электричества в терапии. Особенной известностью пользовалось его сочинение «Handbuch der speciellen Pathologie und Therapie» (17 томов, Лейпциг, 1875—1884 и позже; в сотрудничестве с многими германскими учёными (в состав этого труда входит и «Handbuch der Hygiene und der Orewerbekrankheiten» вместе с Петтенкофером, Лейпциг, 1882—1886) и «Handbuch der allgemeinen Therapie» (1880—1884). Большая часть обоих «Handb.» переведены на русский язык «Die Elektrizität in der Medizin» (5-е издание — 1887, перевод на рус. язык); «Pleuritis und Pneumonie im Kindesalter» (1862); «Die Kaltwasserbehandlung des Typhus» (вместе с Иммерманном, 1870); «Ueber die Behandlung des Magengeschwürs» (1871); «Klinische Vortrage» (1887, русский перевод); «Pharmacopea clinica» (5 изданий, 1890). Кроме того, Цимсен изданы работы, произведённые в его клиническом институте, в 3-х томах (Лейпциг, 1884—1993; «Annalen der städtischen Krankenhäuser in München» (больничные отчёты, 1878—1896). С 1865 года редактировал вместе с Целлером «Deutsche Archiv für klinische Medizin».

Petre_S_Aurelian1 (638x700, 148Kb)
1833
Петре Себастьяну Аурелиан (румынское имя — Petre Sebeșanu Aurelian)
румынский экономист, публицист, государственный деятель, премьер-министр Королевства Румыния с 2 декабря 1896 до 12 апреля 1897. Президент Румынской академии (1900—1904). Родился в городе Слатина. Окончил колледж «Sfântul Sava» в Бухаресте. Затем в 1856—1860 годах обучался во Франции в Высшей школе агрономии Grignon. После возвращения на родину, работал инженером в Министерстве общественных работ, был профессором в сельскохозяйственной школе Pantelimon, а также редактором изданий «Monitorul» и «Agronomia». Инициатор и руководитель многочисленных экономических и научно-культурных обществ в Румынии. Избирался депутатом, сенатором, президентом Сената (1896), мэром Бухареста (1895). Был министром общественных работ (1877—1878 и 1887—1888), министром сельского хозяйства и образования (1882—1884 гг), министром внутренних дел (1897). Один из организаторов высшего сельскохозяйственного образования и научных экономических исследований в Румынии. Будучи сторонником аграрной реформы 1864 года, выступал за модернизацию сельского хозяйства и улучшение положения крестьянства. Одновременно боролся за промышленное развитие страны. Был учредителем и руководителем периодических изданий: «Мониторул комунелор» («Monitorul comunelor»), «Агрономия» («Agronomia»), «Ревистэ штинцификэ» («Revista stintifica»), «Экономия руралэ» («Economia rurala»), «Экономика националэ» («Economica nationala»). Автор многих статей и научных работ. П.Аурелиан в 1871 году был избран членом Румынской академии и был её президентом в 1900—1904 гг. Умер в Бухаресте 24 января 1909 года. Избранные публикации: Catehismul economiei politice. Вuс., 1869; Terra nostra, Buc., 1875; 1880; Cum se poate fonda industriam Romania, Вuс., 1881; Schite asupra starii economice a Romaniei" m secolue el XVIII lea. Вuс., 1882; Politica noastra comerciala fata cu conventiile de comert. Вuс., 1885; Elemente de economie politica. Вuс., 1888; Politica noastra vamala, Вuс., 1890; Espositiuneanationala de arte si industrie de la Moseva, Вuс. 1883; Citeva pagini din economia rurala a Rusiei, Вuс., 1886; Opere economice. Texte alese, Вuс., 1967

San_Gregorio_Maria_Grassi (524x700, 286Kb)
1833
Григорий Мария Грасси (итальянское имя — Gregorio Maria Grassi)
святой Римско-Католической Церкви, член монашеского ордена францисканцев, первый епископ епархии Тайюаня, мученик. Родился в Кастеллаццо-Бормида, Алессандрия, Пьемонт, Италия. 2 ноября 1848 года Григорий Мария Грасси вступил в монашеский орден францисканцев. 17 августа 1856 года был рукоположен в священника. В 1860 года Григория Марию Грасси отправили на католическую миссию в Китай. После прибытия в Тайюань стал заниматься благотворительной деятельностью среди местных жителей, основав сиротский дом. 28 января 1876 года Григорий Мария Грасси был назначен Святым Престолом титулярным епископом Ортозии Финикийской и вспомогательным епископом апостольского викариата провинции Шаньси. Будучи епископом, продолжил свою миссионерскую деятельность, создав семинарию в Тайюане и совершая многочисленные миссионерские поездки по Китаю. Во время ихэтуаньского восстания в 1899—1900 гг. в Китае происходили жестокие гонения на христиан. Григорий Мария Грасси был арестован по приказу губернатора провинции Шаньси Юй Сяня вместе с двумя епископами Франциском Фоголлой и Элиасом Факкини, семью монахинями, семью семинаристами и 10 мирянами. 9 июля 1900 года Григорий Мария Грасси был казнён в Тайюане, Тайюаньская управа, провинция Шаньси, империя Цин с другими 27 верующими. Прославление: Григорий Мария Грасси был беатифицирован 27 ноября 1946 года Римским папой Пием XII и канонизирован 1 октября 2000 года Римским папой Иоанном Павлом II. День памяти в Католической Церкви — 9 июля. Источники: George G. Christian OP, Augustine Zhao Rong and Companions, Martyrs of China, 2005, страница 21

[591x700]
1834
Николай Яковлевич Аристов
русский историк и публицист. Разделял народнические и просветительские взгляды А.П.Щапова. Почвенник, считал дворянство, чиновничество, народническую интеллигенцию отрицательными силами в истории. Ряд работ посвящён русскому народному творчеству. Родился в селе Стеньшино Липецкого уезда Тамбовской губернии. Сын сельского священника Тамбовской губернии. Получил высшее образование в Казанской духовной академии (1858), где под влиянием русского историка А.Щапова сформировался его интерес к исторической науке. В 1858—1861 преподавал в Симбирской семинарии. С 1861, выйдя из духовного звания, жил в Санкт-Петербурге. Защитил магистерскую диссертацию «Промышленность Древней Руси» (Санкт-Петербург, 1866). Преподавал русскую историю в Казанском (1867—1869), Варшавском (1869—1873) и Харьковском (1873—1875) университетах, в Нежинском историко-филологическом институте (1875—1882). Одним из первых обратился к изучению экономической истории времён Киевской Руси (магистерская диссертация, 1866), народных движений (докторская диссертация, 1871). Занимался также исследованием древнерусских летописей, в частности церковно-исторических аспектов их содержания. Изучал развитие русской исторической науки, народный быт и фольклор. Посвятил основательную работу историческому значению творчеству Николая Гоголя, принимал участие в работе Археографической комиссии и Этнографического отдела Русского географического общества, делегат нескольких археологических съездов, член Московского археологического общества (с 1869). Сотрудничал во многих периодических изданиях, особенно интенсивно в журналах «Библиотека для чтения» (1862—1864), «Отечественные записки» (1866—1867), «Филологические записки» (1875), «Древняя и Новая Россия» (1875—1878), «Исторический вестник» (1880—1883). Умер в городе Нежин Черниговской губернии 7 сентября 1882 года. Труды Н.Я.Аристова: Взгляд древних русских летописцев на события мира («Православный Собеседник», 1859); Промышленность Древней Руси (1866); Хрестоматия по русской истории для изучения древнерусской жизни, письменности и литературы до XVI века (Варшава, 1870); Московские смуты в правление царевны Софьи Алексеевны (1871); Об историческом значении русских разбойничьих песен («Филологические записки», Воронеж, 1875); А.П.Щапов, его жизнь и сочинения (Санкт-Петербург, 1882); Сочинения Н.В.Гоголя со стороны отечественной науки (Санкт-Петербург, 1883). Литература: Ш.А.Гумеров. Аристов. — Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. Том 1: А — Г. Москва: Советская энциклопедия, 1989. Страница 104; А.Н.Цамутали Н.Я.Аристов — Вопросы историографии и источниковедения истории СССР. — Москва — Ленинград, 1963.

Keleti_Gusztáv_1897-23 (472x700, 176Kb)
1834
Густав Фридрих Келети (венгерское имя — Keleti Gusztáv Frigyes)
венгерский искусствовед и пейзажист. Родился в Прессбурге (ныне Братислава, Словакия). Первоначально изучал юриспруденцию в Вене и Пеште, затем живопись в Мюнхенской академии. В 1868—1869 годах предпринял по поручению венгерского правительства путешествие с научной целью, результатом которого стал обширный труд на венгерском языке о художественных и художественно-промышленных школах различных стран. В 1871 году под руководством Келети учреждена Королевско-венгерская школа рисования и семинария для образования учителей рисования, в 1880 — Королевско-венгерская художественно-промышленная академия, директором которой он был назначен.Умер в Будапеште 2 сентября 1902 года.
Kelety_Gusztávgrave (525x700, 452Kb)
Похоронен на кладбище Керепеши в Будапеште.
Литература: Келети, Густав-Фридрих // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

borrell-del-caso (511x700, 228Kb)
1835
Пере Боррель дель Казо (каталонское имя — Pere Borrell del Caso)
испанский и каталонский художник, график и акварелист. Пере Боррель дель Казо родился в муниципалитете Пучсерда на крайнем севере Испании, горном регионе Пиренеев, и был связан с родными местами всю свою жизнь. Его отец был столяром. Учился в Школе изящных искусств. Уже перебравшись в Барселону, он неоднократно посещает Пиренеи, свой дом там. Выставлялся по всей Испании. В 1878 году участвовал во Всемирной выставке в Париже. Писал в первую очередь виды природы, а также картины религиозной тематики — находясь под влиянием искусства назарейцев. Наиболее известное полотно художника — картина Бегство от критики, великолепный пример искусства тромплей. Боррелю дважды предоставлялась возможность возглавить известнейшую в Барселоне художественную школу, Ла-Лотья (La Lotja), однако мастер предпочёл создать свою собственную Академию искусств. Здесь, под его руководством, учились такие испанские живописцы, как Рикард Канальс, Адрия Гуал, Рома Рибера, Ксавьер Ногес и др. Умер в Барселоне 16 мая 1910 года. Его дети, Хулио и Рамон, также стали художниками. Литература: Pascual, Andrea, Pere Borrell del Caso (Puigcerdà 1835 — Barcelona 1910) L’obra artística d’un mestre de pintors, Barcelona: Editorial Mediterrània 1999; Fontbona, Francesc, Pere Borrell del Caso (1835—1910) y el inventario de sus pinturas, PDF, «D’Art», núm. 2, (maig 1973). pp. 29-44.

Franz_von_Defregger_Porträt_Franz_von_Lenbach_1907 (543x700, 219Kb)
1836
Франц фон Ленбах (немецкое имя — Franz von Lenbach)
немецкий живописец. Родился в Шробенхаузейне, Верхняя Бавария. В 1857—1859 занимался у Пилоти в мюнхенской Академии художеств. В 1858 вместе с Пилоти посетил Италию. Изучал произведения старых мастеров в галереях Мюнхена и Италии. В 1859 был в Париже. В 1860—1861 преподавал в Художественной школе в Веймаре. Был в Риме (1864), Флоренции (1865), Мадриде (1867) как стипендиат А.Ф. фон Шака. С 1868 по 1874 работал в Мюнхене, Вене, Берлине. С 1872 имел собственные мастерские в Вене и Мюнхене. В 1875—1876 путешествовал в Египет, в 1881 — в Лондон, в 1883 — в Рим. В 1887—1890 занимался проектом создания Дома-музея Ленбаха в Мюнхене (ныне там расположена Городская галерея Ленбаххауз). Работал преимущественно как портретист. Во время посещения вместе с К.Пилоти Италии начал писать пейзажи в манере живописи цветовым пятном (Арка Тита в Риме, Мюнхен, Городская галерея Ленбаххауз). Пленэрные опыты Ленбаха 1850—1860-х близки поискам многих мастеров середины XIX в. и характеризовали доимпрессоинистическую стадию европейской пленэрной живописи. В окрестностях Шробенхаузена были созданы картины Жатва в Шробенхаузене (1855, Винтертур, частное собрание), Красный зонтик (1860, Гамбург, Кунстхалле), Итальянские дети (1859, Веймар, Гос. художественные собрания). Пятнами ярких цветов зеленого, белого, желтого, красного передает художник распределение света и тени в пейзажах, пластическую определенность фигур в пленэре. В подобной манере исполнены и серии пейзажей во время путешествий по Испании (Альгамбра в Гранаде, 1868, Мюнхен, Новая пинакотека) и Египту (Интерьер дворца в Каире, 1876, Мюнхен, Городская галерея Ленбаххауз). Однако в историю искусства Ленбах вошел как портретист. Ранние произведения (Мать художника Элизабет фон Ленбах, 1850; Слепой старик с ребенком, 1854; оба — Мюнхен, Городская галерея в Доме Ленбаха) искренни в раскрытии внутреннего мира человека, безыскусны в композиционном решении. В Автопортрете в шляпе и очках (1866, Мюнхен, Новая пинакотека) присутствует элемент некоторого эпатажа.
Bismarck44 (557x700, 317Kb)
Портрет Отто фон Бисмарка. 1879
В строго фронтальном расположении фигуры, пристальном прямом взгляде, обращенном к зрителю, костюме сквозит желание показать жизнь и ремесло художника без прикрас. В совершенно иной манере решены портреты Людвиг I Баварский (1866, Мюнхен, Новая пинакотека), А.Ф. фон Шак (1870, Мюнхен, галерея Шака), Р.Вагнер (1872, Мюнхен, фонд Вагнера), В.Буш (1870-е, Дрезден, Картинная галерея; Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Склонный к свободной импровизации, художник привносит в них некоторую внешнюю театральность, но в основе создаваемых им образов всегда лежит глубокое реалистическое постижение внутреннего мира человека. Среди женских образов в галерее портретов Ленбаха главным образом изображения близких людей — Жена художника Лоло фон Ленбах (1902), Дочь Марион Ленбах (обе — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Габриэла Ленбах (1898, Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина), Автопортрет с фрау Ленбах и дочерьми (1903, Мюнхен, Городская галерея Ленбаххауз). Портреты исполнены в характерной манере художника — широким спокойным мазком, плавно и свободно моделирующим форму. С искренней теплотой в них раскрыты нюансы человеческих характеров, тонко подмеченных настроений. Более академичны поздние портреты Ленбаха Лев XIII (1866, Венеция, галерея современного искусства Ка’Пезаро), Ф.Лист (1884, Гамбург, Кунстхалле), О. фон Бисмарк (1890, Вена, Музей истории искусства), Вильгельм I (Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Но по глубине психологического раскрытия образа они явились самыми значительными работами художника. Пленэрные достижения Ленбаха оказали влияние на мастеров веймарской (Т.Хаген, К.Бухгольц) и мюнхенской школ (Л.Эйзен, В.Трюбнер, Ф.Шилер) и др. Умер в Мюнхене 6 мая 1904 года. Похоронен на мюнхенском кладбище Вестфридхоф. Литература: Mehk S. Franz von Lenbach (1836—1904). Leben und Werk. München, 1972; Baranov S. von. Franz von Lenbach. Leben und Werk. Köln, 1986; Franz von Lenbach, 1836—1904. 14. Dez. 1986 — 3. Mai 1987, Lenbachhaus, München: Ausstellung. Katalog. München, 1987; Behr Н., Der Malerfürst Franz von Lenbach und seine Zeit, Münch., 1960.

Кирсанов_Николай_Ефимович (521x700, 218Kb)
1837
Николай Ефимович Кирсанов
отставной генерал-лейтенант русской армии, участник Крымской и Русско-турецкой (1877—1878) войн, военный историк. Происходил из дворян Тверской губернии. Образование получил в Орловском Бахтина кадетском корпусе. По окончании корпуса в чине прапорщика 23 июня 1855 года поступил на службу в 3-ю батарею 17-й артиллерийской бригады и в том же году принял участие в Крымской войны. Участвовал в обороне Севастополя (состоял в гарнизоне с 8 по 10 октября 1855 года). Был награждён орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость». После Крымской кампании поступил в Николаевскую академию Генерального штаба, по окончании курса в которой был причислен к Генеральному штабу. 14 октября 1866 года вступил в должность старшего адъютанта 40-й пехотной дивизии. С 17 марта 1870 года в чине капитана ― старший адъютант 1-й Кавказской дивизии. 20 апреля 1873 года присвоен чин подполковника с назначением на должность старшего адъютанта штаба Кавказского военного округа. 16 апреля 1876 года был награждён чином подполковника. С 28 апреля того же года состоял штаб-офицером для поручений при том же штабе, а с 6 декабря ― для поручений при штабе Московского военного округа. 21 апреля 1878 года вступил в должность начальника штаба 18-й пехотной дивизии. С 30 марта 1885 года ― командир 22-го Нижегородского пехотного полка. В 1887 году Кирсанов при помощи поручика Выржиковского составил военно-исторический очерк полка. 11 сентября 1890 года награждён чином генерал-майора с назначением на должность помощника начальника штаба Варшавского военного округа, а с 29 октября того же года ― начальник штаба Новогеоргиевской крепости. 3 января 1895 года вступил в должность начальника 1-й Кавказской пехотной резервной бригады. 21 декабря 1898 года уволился со службы с производством в генерал-лейтенанты с мундиром и пенсией. Умер не ранее 21 декабря 1898 года. Награды: Орден Святой Анны IV степени «За храбрость» (1855); Орден Святой Анны III степени (1870); Орден Святого Станислава II степени (1875); Орден Святой Анны II степени (1880); Орден Святого Владимира IV степени [25 лет] (1881); бант к Ордену Святого Владимира (1882); Орден Святого Владимира III степени (1883); Орден Святого Станислава I степени (1894). strong>Чинопроизводство: прапорщик (23 июня 1855); подпоручик (7 сентября 1858); поручик (13 июля 1860); штабс-капитан (28 апреля 1867); капитан (2 мая 1869); подполковник (20 апреля 1873); полковник [награждён] (16 апреля 1876); генерал-майор [награждён] (11 сентября 1890); генерал-лейтенант [уволен] (21 декабря 1898). strong>Библиография Кирсанова: Военно-исторический очерк 22-го пехотного Нижегородского её Императорского Высочества Великой княгини Веры Константиновны полка (Плоцк, 1887); Заметки о летних занятиях в пехоте и об инструкции для занятий с офицерами (Пултуск, 1890). Литература: Высочайшие приказы по Военному ведомству // Разведчик / Ред.-издатель В.А.Березовский. — Санкт-Петербург: Типография Тренке и Фюсно, 1898. — № 427. — Страница 1127; Кавказский календарь на 1899 год / Под редакцией Е.Кондратенко. — Тифлис: Типография М.Шарадзе и К°, 1898. — Страница 475 (Адрес календарь);. Рерберг П.Ф. «Севастопольцы»: Сборник портретов участников обороны Севастополя в 1854—1855 годах. — Выпуск 2-й. — Санкт-Петербург: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1904. — Страницы 36—2; Список генералам по старшинству. — Составлен по 1 сентября 1898 года. — Санкт-Петербург: Военная типография, 1898. — Страница 574.

[529x699]
1838
Алексис де Кастийон (французское имя — Alexis de Castillon; урождённый - Мари-Алексис де Кастийон де Сен-Виктор, Marie-Alexis de Castillon de Saint-Victor)
французский композитор классической музыки. Умер в Париже 5 марта 1873 года.

[498x699]
1838
Пьер Мари Алексис Мильярде (французское имя — Pierre-Marie Alexis Millardet)
французский ботаник. Изобретатель Бордосской смеси - первого эффективного фунгицида. Родился в коммуне Монмире-ла-Виль, департамент Юра, Франция. Учился в Гейдельбергском университете, затем был профессором Страсбургского университета (с 1869 г.), университета Нанси (с 1872 г.) и наконец Университета Бордо (с 1876 г.), член-корреспондент Французской академии наук. Специально изучал физиологию тайнобрачных и виноградных паразитов. Опубликовал, в частности, первую работу о причинах устойчивости винограда к заражению филлоксерой. Для защиты виноградников от плесневого гриба Plasmopara viticola изобрёл смесь гашёной извести, медного купороса и воды, которая стала известна как бордоская смесь. Эта смесь стала первым фунгицидом, который до сих пор используется во всём мире. В память об этом изобретении в 1902 году в Бордо был установлен бронзовый бюст Миллярде. Некоторые работы Мильярде по вопросам гибридизации привлекли внимание К.А.Тимирязева и, через его посредство, Т.Д.Лысенко, назвавшего «мильярдеизмом» такой тип гибридизации, при котором всё потомство гибрида проявляет из поколения в поколение одни и те же доминантные свойства. Умер в Бордо 15 декабря 1902 года.
Alexis_Millardet_(par_Leroux-Veunevot) (466x700, 530Kb)
Статуя Алексис Миллардет в общественном саду Бордо
Труды: «La question des vignes américaines» (1877); «Essai sur le mildiou» (1881); «Reconstitution des vignobles par les vignes américaines» (1884; 2 издание, 1885); «Nouvelles recherches sur le développement et le traitemant du mildiou et de l’authracose» (1887) и другие. Литература: Мильярде, Пьер-Мари-Алексис // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

[561x699]
1839
Пётр Давыдович Баллод (Петерис Балодис)
революционер-демократ, участник революционного движения в России в 60-е годы XIX века. Родился в Лиелмуйжской волости Рижского уезда. Из семьи латышского крестьянина. Окончил Рижскую духовную семинарию. С 1858 студент физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. В 1861 исключен из университета.за участие в студенческом движении. Владелец нелегальной типографии, печатал и распространял революционные воззвания. В 1862 арестован, приговорен к каторжным работам в рудниках на 15 лет, срок позже сокращен до 7 лет. В 1865 доставлен в Забайкалье, в деревню Сивяково. В 1866 переведен в Акатуй, летом 1868 в тюрьму Александровского Завода. В ссылке неоднократно избирался старостой каторжан, занимался мыловарением, выращивал овощи. С зимы 1870/1871 на поселении в Илгинской волости Верхоленского округа Иркутской губернии. Работал поденщиком на различных работах, грузчиком на пароходах. В 1873 получил разрешение переехать на прииски Ленского золотопромышленного товарищества. В течение 10 лет занимался геологической разведкой, открыл ряд золотоносных месторождений. Выступил с докладом о возможных месторождениях алмазов. М.Склодовская-Кюри обратилась к Баллоду с просьбой о поиске в Сибири радиоактивных руд. С 1887 управляющий Ниманской компанией, стремился улучшить жизнь рабочих: на прииске имелись больница, школа, библиотека, клуб. Несмотря на строгий запрет, пригласил на работу бывших политкаторжан и ссыльных, в том числе карийцев. Как и другие политические, был уволен, переехал с семьей в Благовещенск. Организовал золотопромышленную компанию, которая вскоре распалась, так как ее управляющий, присвоив капиталы Баллода, бежал в Америку. Оказывал помощь революционерам в организации побегов за границу, руководил кружком учащихся по изучению «Капитала» К.Маркса, в его доме печатались прокламации. Одобрительно встретил Февральскую революцию. Некоторые исследователи считают, что Баллод мог служить одним из прототипов тургеневского Базарова. Умер в Благовещенске 4 февраля 1918 года. Литература: Валескалн П.И., Революционный демократ П.Д.Баллод, Рига, 1957 (приложены произведения Баллода и мемуарные источники); Патронова А.Г. Государственные преступники на Нерчинской каторге (1861—1895 гг.): Материалы к «Энциклопедии Забайкалья». — Чита, 1998. — Выпуск 1.

Karol_Hryniewiecki (562x700, 160Kb)
1841
Кароль Гриневецкий (польское имя — Karol Hryniewiecki)
римско-католический и польский государственный деятель. Родился в деревне Пульше, ныне в Бельском повяте Подляского воеводства Польши. В 1883 году был назначен папой Львом XIII вильнюсским епископом (лит.)русск., которым формально оставался до 1889 года, хотя уже в 1885 за сопротивление русификации был сослан в Ярославль. В 1891 году был назначен титулярным архиепископом Перге. С 1894 года жил в Галиции. В 1921 году был депутатом Виленского сейма. Умер во Львове 14 апреля 1929 года. Источники: Krasowski K. Biskupi katoliccy II Rzeczypospolitej. Słownik biograficzny. — Poznań: Bene Nati, 1996; Nitecki P. Biskupi Kościoła w Polsce w latach 965—1999. Słownik biograficzny. — Warszawa: Instytut Wydawniczy PAX, 2000.

1841
Юлиус Рутхардт (немецкое имя — Julius Ruthardt)
немецкий скрипач и дирижёр. Родился в Штутгарте. Сын Фридриха Рутхардта, брат Адольфа Рутхардта. Учился музыке у своего отца. Уже в 14-летнем возрасте поступил скрипачом в Штутгартскую придворную капеллу. В 1871—1882 гг. работал дирижёром в Риге, в 1882—1884 гг. в Лейпциге, в 1884—1893 гг. в Берлине, в 1893—1898 в Бремене. В 1894 г. в Штутгарте и в 1895 г. в Бремене помогал Антону Рубинштейну в премьерных исполнениях его оперы «Христос». Среди учеников Рутхардта, в частности, Эйвинн Альнес). В 1876 г. опубликовал в газете «Rigasche Zeitung» серию статей «Письма из Байройта», представляющую собой один из интересных источников информации о первом Байройтском фестивале. В 1900 г., в связи с подступающей слепотой, вышел в отставку и провёл последние годы жизни в Констанце, где и умер 13 октября 1909 года. Автор музыки к пьесе Б.Бьёрнсона «Хульда-Хромоножка», хоровой и вокальной музыки.

1842
Евгений Кириллович Макаров
русский живописец, график, академик Императорской Академии художеств. Родился в городе Душет Тифлисской губернии (ныне Душети, Грузия). Сын штаб-лекаря. Детство провел в Черниговской губернии. Общее образование получил в Новгород-Северской гимназии (1853−1860). Учился в Императорской Академии художеств (1860–1871) в классе исторической живописи у Ф.А.Бруни. За период учебы получил две малые (1865, 1866) и большую (1866) серебряные медали. В 1869 за программу «Иов и его друзья» награждён малой золотой медалью, в 1871 за картину «Воскрешение дочери Иаира» — большой золотой медалью. В 1872 «за отличные успехи в живописи» удостоен звания классного художника I степени и права пенсионерской поездки за границу. Жил в Санкт-Петербурге. Неоднократно совершал поездки в Черниговскую губернию. В конце 1860-х — начале 1870-х годов — участник дружеского кружка, в который входили В.М.Васнецов, А.И.Куинджи, И.Е.Репин. В 1870 вместе с И.Е.Репиным и Ф.А.Васильевым путешествовал по Волге. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей. В 1872 году сопровождал великого князя Николая Николаевича (старшего) в его путешествии в Турцию, Египет и Палестину. Евгений Макаров был приглашен для выполнения путевых зарисовок, которые впоследствии стали иллюстрациями в книге «Путешествия по Востоку и Святой Земле», написанной адъютантом Великого князя Д.А.Скалона.
МакаровГруппа_выпускников_академии_художеств_(1871) (700x512, 217Kb)
Золотой выпуск Императорской Академии художеств (1871). Слева направо сидят: П.О.Ковалевский, И.Е.Репин, Е.Ф.Урлауб, К.А.Савицкий, Е.К.Макаров. Стоят: В.Д.Поленов и М.А.Кудрявцев)
В 1877 году находился на театре русско-турецкой войны (1877−1878), состоял вместе с В.В.Верещагиным в свите Александра II. Работал по заказам императорской семьи. В 1883 году на средства Общества поощрения художников совершил поездку в Париж для ознакомления с новейшими методами росписи по фарфору и фаянсу; занимался под руководством Е.А.Егорова. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1881−1884), где руководил классом «керамической живописи». С 1869 года — участник выставок. Экспонировал работы на выставках в залах ИАХ (1869−1874, с перерывами), Общества выставок художественных произведений (1880−1881), Общества поощрения художников (1883) в Санкт-Петербурге, Всероссийской промышленно-художественной выставке (1882) в Москве. Умер в Санкт-Петербурге 2 сентября ста 1884 года. Произведения Е.К.Макарова находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственной Третьяковской галерее. Литература: С.Н.Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Санкт-Петербург: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Том 2 (Часть биографическая). — Страница 119. — 459 страниц.

[700x524]
1843
Джордже Штефэнеску (Джордже Стефэнеску; румынское имя — George Stephănescu)
румынский композитор, дирижер, педагог, профессор, один из главных создателей румынской национальной оперы и один из основоположников румынской композиторской школы. Родился в Бухаресте. Музыкальное образование получил в Бухарестской (1864—1867) и Парижской консерваториях (1867—1871) (класс композиции Д.Обера и А.Тома). В 1872—1904 — профессор вокального и оперного классов Бухарестской консерватории; один из основателей национальной вокальной школы. Среди его учеников: Е.Теодорини, Д.Попович-Байрёйт, И.Бэженару, Д.Думитреску и др. В 1877 году назначен и до 1890 года был дирижёром оркестра и композитором Национального театра в столице. Обучая оперных певцов в академии, занимался постепенным развитием музыкального репертуара Национального театра: от водевилей и музыкальных комедий, к опере. Был основателем и дирижёром нескольких профессиональных оперных трупп в Румынии, подготовивших создание национального оперного театра. В 1885 году организовал в Бухаресте из актёров Национального театра труппу «Румынская опера», объединившую выдающихся румынских певцов — X.Даркле, Е.Теодорини, Г.Габриелеску и других и ставшую основой оперного театра в Румынии. Умер в Бухаресте 25 апреля 1925 года. Д.Штефэнеску — автор опер, оперетт, симфонической и музыки к многим спектаклям. Особенно значителен его вклад в становление оркестровой и камерно-инструментальной музыки. Создатель первой румынской симфонии (1869). В качестве либретто и текстов для своих музыкальных композиций использовал произведения многих румынских и зарубежных авторов, среди них, Василе Александри, Михая Эминеску, Траяна Деметреску, Александру Влахуцэ, Виктора Гюго и Альфреда де Мюссе. С числе его сочинений: музыкальная феерия «Сынзяна и Пепеля» (1880); комическая опера «Тёща» (1890) и «Муж-репей» (1892); оперетты «Комета»; музыка к спектаклям бухарестского Национального театра: «Овидий» Александри, «Пигмалион» Бенжеску, «Эдип-царь», «Электра» Софокла, «Гамлет», «Король Лир» и др.
[446x700]
Джордже Штефэнеску на почтовой марке Румынии. 1963 г.
Избранные музыкальные произведения: Symphony in A Major (1869); Peste Dunăre (опера, 1880); Sânziana şi Pepelea (опера, 1880); National Overture (1882); Scaiul bărbaţilor (опера, 1885); Cometa (опера, 1900); Petra (опера, 1902). Литература: Tomescu V., Un inaintas al muzicii noastre, George Stephănescu, compozitor de seamă ši intemeietor aI teatrului liric romănesc, "Muzica", 1954, supliment №1; Stephanescu G., George Stephănescu. Viatain imagini, Buc., 1962; Vancea Z., Creatia muzicala romănească. Sec. XIX — XX, v. I, Buc., 1968, p. 106—115.

Peter-Walle (518x700, 179Kb)
1845
Петер Валле (немецкое имя — Peter Wallé)
немецкий историк и критик архитектуры. Работал в Констанце, где много сделал для сохранения архитектурных памятников города. Затем был движущей силой общегерманской Комиссии по охране памятников, зарекомендовал себя как технически грамотный специалист, обладающий хорошим знанием истории. В 1879—1882 гг. совместно с Адольфом Бёттихером издавал в Берлине «Еженедельник для архитекторов и инженеров» (нем. Wochenblatt für Architekten und Ingenieure), затем в 1885—1887 гг. — иллюстрированный городской еженедельник «Медведь» (немецкое название — Der Bär). C 1882 г. — архитектурный обозреватель газеты «Vossische Zeitung». Автор книг «Жизнь и творчество Карла фон Гонтарда» (немецкое название — Leben und Wirken Karl von Gontard's; 1891) «Работы Шлютера в Петербурге» (немецкое название — Schlüters Wirken in Petersburg; 1901), «Эдуард Кноблаух. Очерк его жизни» (немецкое название — Eduard Knoblauch: ein Abriss seines Lebens; 1902, расширенная версия речи к 100-летию со дня рождения) и другое. В 1892 г. Общество истории Берлина удостоило Валле серебряной Медали Фидицина. Умер в Берлине 8 сентября 1904 года.

[505x698]
1846
Николай Александрович Ярошенко
русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». Родился в Полтаве. Отец его - Александр Михайлович, высокообразованный человек, был военным, дослужившимся до чипа генерал-майора. Мать - Любовь Васильевна - дочь отставного поручика. Склонность к рисованию у мальчика проявилась рано, но по семейной традиции отец хотел, чтобы сын сделал военную карьеру и девяти лет отдал его в Полтавский кадетский корпус. Сохранившиеся рисунки позволяют судить, что под руководством своего учителя И.К.Зайцева, юный художник занимался серьезно и небезуспешно. После окончания кадетского корпуса, в 1863 году, Ярошенко переезжает в Санкт-Петербург и поступает в Павловское военное училище, откуда его переводят в Михайловское артиллерийское училище. Влечение к искусству не ослабевает, и юноша занимается частным образом у популярного в 1860-е годы художника А.М.Волкова, а также посещает вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художеств, в которой преподавал Крамской. В 1867 году Ярошенко поступает в Михайловскую артиллерийскую академию и одновременно становится вольнослушателем Академии художеств. Спустя два года с "отличными успехами в науках" он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством. Мировоззрение Н.А.Ярошенко формировалось под непосредственным влиянием идей русских революционных демократов. Друг Ярошенко, художник Остроухов вспоминал, что "Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы - любимым чтением". В Академии художеств он сблизился с передвижниками и писателями, группировавшимися вокруг прогрессивного журнала "Отечественные записки". Все это сказалось на социальной направленности искусства Н.А.Ярошенко. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина "Невский проспект ночью" (картина погибла во время Великой Отечественной войны). На ней изображен безлюдный проспект в дождливую ночь и две женские фигуры: нужда выгнала несчастных на панель. "Картина, - говорил Ярошенко, - имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит". 19 марта 1876 года за эту картину Ярошенко был единогласно принят в члены Товарищества передвижных выставок и вскоре избран в состав правления. Более десяти лет он вместе с И.Н.Крамским руководил Товариществом, а после смерти Крамского стал его идейным преемником, хранителем лучших традиций передвижничества. Нестеров писал о Ярошенко: "Он становится со смертью Крамского одним из самых деятельных руководителей Товарищества... Голос его звучит на собраниях и его слушают так же внимательно, как привыкли слушать Крамского. Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Мягкий по внешности - он кремень духом". "Совестью художников" называли его современники. Ярошенко, следуя передовым тенденциям времени, утверждает своим творчеством образ положительного героя. Широкий общественный отклик вызвали показанные в 1878 году на Шестой передвижной выставке две картины - "Кочегар" и "Заключенный". "Кочегар" (Государственная Третьяковская галерея) - первый в русской живописи яркий реалистический образ рабочего. Картина произвела огромное впечатление на писателя Гаршина, которое он сумел передать в своем рассказе "Художники". В нем проводится мысль об ответственности общества за чудовищную эксплуатацию, которая ложится на плечи рабочего. Но кочегар, созданный Ярошенко, не только жертва - это и сила, порожденная капитализмом и противостоящая ему. В картине "Заключенный" (Государственная Третьяковская галерея) художник выражает свое сочувствие борцам за свободу и обличает самодержавие. Этюд к "Заключенному" Ярошенко писал со своего близкого друга писателя Успенского. Создание обоих произведений шаг вперед в развитии демократического реализма 1870-х годов, и если "Кочегар" - первый образ рабочего в русской живописи, то картина "Заключенный" является одним из первых произведений в искусстве того периода, посвященных революционерам. Начало 1880-х годов отмечено в творчестве Ярошенко развитием темы революционной борьбы русской интеллигенции в связи с новым общественным подъемом в России. Сюжет картины "У Литовского замка" (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на Санкт-Петербургского градоначальника. Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II. Сам художник в течение недели находился под домашним арестом, и, более того, к нему пожаловал "на беседу" министр внутренних дел Лорис-Меликов.
YaroshenkoN_Peredvizhniki (700x441, 351Kb)
Передвижники в 1885 г. Н.Ярошенко стоит третий справа в военной форме капитана.
Одновременно с "Литовским замком" было выставлено полотно "Старое и молодое" (1881, Государственный русский музей), отражающее характерный для того времени конфликт между "отцами" и "детьми", столкновение двух идеологий - консервативной и бунтарской. Ярошенко был женат на бывшей курсистке М.П.Навротиной, и в их доме "на ярошенковских субботах" бывали не только писатели, художники, ученые, но и молодежь. Это помогло художнику быть в курсе самых насущных вопросов своего времени и затем отразить их в острых психологических произведениях, ставших вехой в развитии русский демократической живописи. Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты; он написал их около ста. Художника привлекали люди интеллектуального труда: прогрессивные писатели, ученые, художники, актеры, лучшие представители современности, писать которых Ярошенко считал своим общественным долгом. Ученик Крамского, он видел задачу портретиста прежде всего в том, чтобы познать психологию человека. Об этом жена художника говорила: "Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли". Интересно, что Стасов считал Ярошенко "по преимуществу портретистом современного молодого поколения, натуру которого, жизнь и характер он глубоко понимает, схватывает и передает". Среди произведений художника, посвященных молодежи, наиболее известны "Студент" (1881, Государственная Третьяковская галерея) и "Курсистка" (1883, Государственный музей русского искусства, Киев; вариант - Калужский областной художественный музей). Это, в сущности, картины-портреты, прообразами которых были ученик Академии художеств Ф.А.Чиров и слушательница Бестужевских курсов А.К.Черткова. В написанных Н.А.Ярошенко портретах И.Н.Крамского (1876, Государственный русский музей), Г.И.Успенского (1884, Екатеринбургская картинная галерея), Менделеева (1885, музей Д.И.Менделеева при Санкт-Петербургском университете), Ге (1890, Государственный русский музей), В.Г.Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей. Один из лучших - портрет П.А.Стрепетовой (1884, Государственная Третьяковская галерея), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины. Художник раскрыл внутреннюю красоту и силу духа этого человека, наделенного высокими гражданскими чувствами, тоскующего о свободной жизни. Крамской оценил портрет как один из "самых замечательных" портретов времени и видел в нем обобщенный образ, "мысль художника", написанную по "поводу Стрепетовой". В конце 1880-х годов появилась одна из самых популярных картин Ярошенко "Всюду жизнь" (1888, Государственная Третьяковская галерея): за решеткой окна в арестантском вагоне томятся несчастные жертвы социальной действительности, а не преступники, - как бы утверждает художник. В дальнейшем художник создает ряд жанровых картин - "На качелях" (1888, Государственный русский музей), "Девушка-крестьянка" (1891, Нижегородский гос. художественный музей), "В вагоне" (конец 1880-х, частное собрание) и др. В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, Ярошенко много путешествовал по России и за границей: был на Волге, ездил в Италию, Сирию, Палестину, Египет. Незадолго до смерти художник работал над этюдами на рудниках Урала для задуманной им большой картины из жизни горнорабочих. За отличную службу в 1892 году Ярошенко производят в генерал-майоры, тогда же состояние здоровья вынуждает его переехать в Кисловодск. В следующем году он выходит в отставку, продолжая заниматься общественной деятельностью, постоянно выставляясь на передвижных выставках. Художник был полон творческих планов, но 19 июля 1898 года скоропостижно скончался в Кисловодске от паралича сердца.
[700x525]
Могила Н.А.Ярошенко в ограде Свято-Никольского собора, Кисловодск. В 1962 в Кисловодске открыт художественный музей Н.А.Ярошенко.
Литература: Ярошенко, Николай Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Юлия Пионтковская, Наталья Пестова. Отблеск прибрежной Италии // «Калужские Губернские Ведомости» (приложение к газете «Весть»). — № 2 (60). — 14 февраля 2008; Порудоминский В.И. Николай Ярошенко. — Москва: Искусство, 1979. — 197 страниц, 16 листов иллюстраций, цветные иллюстрации — (Серия «Жизнь в искусстве»); Федосеенко Л. «Террористка» // Филателия СССР. — № 11. — 1974. — Страница 30; Прытков В.А. Н.А.Ярошенко. Москва, 1960; Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. 1869—1899. В 2-х томах — Москва: Искусство, 1987; Трусова Наталья Николаевна (урождённая Купчинская) (1884—1969). Воспоминания. — В книге: Секлюцкий В. В. Николай Александрович Ярошенко. Ставрополь, 1963, страницы 103—105. — В статье «Встреча с племянницей Ярошенко»; Верещагина А.Г. Николай Александрович Ярошенко. — Ленинград: Художник РСФСР, 1967. — 56 страниц — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экземпляров (обложка)

Moltke (480x700, 140Kb)
1847
Куно Августус Фридрих Карл Детлеф фон Мольтке (немецкое имя — Kuno Augustus Friedrich Karl Detlev Graf von Moltke)
прусский генерал-лейтенант, флигель-адъютант императора Вильгельма II, комендант города Берлина. Родился в Нойштрелице. Куно фон Мольтке происходил из вюртембергской линии старинного дворянского рода Мольтке. В 1896 году, будучи комендантом города Берлина, женился на вдове Аталии (Лили) фон Крузе-Нетцов, урождённой фон Гейден. Развод последовал уже 15 ноября 1899 года после того, как Аталия выяснила, что её супруга связывала многолетняя интимная связь с прусским посланником в Вене Филиппом цу Эйленбургом. Впоследствии Лили фон Мольтке вышла замуж за Гарри фон Эльбе. Мольтке входил в ближайшее окружение императора Вильгельма II, так называемый «либенбергский кружок», оказывавший на него существенное влияние. Из переписки Мольтке и Эйленбурга, переданной ему бывшей женой Мольтке в 1906 году, журналист Максимилиан Гарден выяснил, что некоторые члены этого круга были гомосексуалистами. В ходе процесса Эйленбурга-Мольтке им были предъявлены обвинения по параграфу 175 УК ("однополый разврат"). После этого Мольтке вызвал Гардена на дуэль, но тот отказался. В ходе судебного процесса, состоявшегося против Гардена в июне 1907 года по обвинению в клевете, он был оправдан. Умер в Бреслау 19 марта 1923 года. Литература: Isabel Hull, The entourage of Kaiser Wilhelm II, Cambridge 1982;. John Röhl, Des Kaisers bester Freund, in: Kaiser, Hof und Staat. Wilhelm II. und die deutsche Politik, München 1988, S. 35-77, v.a. 64 ff; Nicolaus Sombart, Wilhelm II. Sündenbock und Herr der Mitte, Berlin 1996; Olaf Jessen: Die Moltkes. Biographie einer Familie, C. H. Beck, München 2010, ISBN 978-3-406-604997
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 13 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»