1899
Иосиф Михайлович Посельский
советский режиссёр документального кино и научно-популярного кино. Заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1952), лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1946, 1952). Родился в городе Москва, Российская империя, в купеческой семье. Его отец, купец 2-й гильдии Хиль Шлиомович Посельский (1867—?) вместе со своим младшим братом Моисеем Шлиомовичем (Михаилом Соломоновичем) Посельским были совладельцами магазинов готового платья, основанных их отцом — Шлиомом Хилевичем Посельским; в 1914 году они стали владельцами кинематографической конторы «Кинолента». Мать — Сарра-Рива Моисеевна Посельская. Семья жила в доме Сушкина на Тверской улице, позже в Пречистенском переулке, № 25. Школьником занимался в театральных кружках, участвовал в благотворительных выступлениях, а с 1917 года — в профессиональных клубных выступлениях. В 1919 году организовал театральный клуб железнодорожной милиции и стал его художественным руководителем. С 1921 года занимался прокатом кинофильмов. В 1924 году работал в Политуправлении Революционного военного совета (в том же году преобразовано в Политуправление Рабоче-крестьянской Красной армии), был в числе участников преобразования кинофотобюро ПУРа в Производственную киноконтору ПУРа «Красная звезда» (с 1926 года — кинофабрика «Госвоенкино»), на которой работал в должности помощника управляющего. Также выступал в качестве сценариста и режиссёра. C 1929 года руководил производственным отделом Московской кинофабрики культурфильмов «Совкино». С сентября 1931 года — режиссёр на Московской кинофабрике «Союзкинохроника» (с 1933 года — Московская студия кинохроники). В 1934—1937 годах руководил выпуском киножурнала «Советское искусство». По его инициативе в 1934 году был создан киножурнал «Советский искусство», монтажом которого он занимался многие годы, а в 1946 году — киножурнал «Советский спорт». Сотрудничал со многими другими студиями СССР. Вместе с Борисом Волчеком был художественным руководителем фильма «Утро нашего города» (1959), снятого студентами ВГИКа на ЦСДФ. Член ВКП(б) с 1944 года, член Союза кинематографистов СССР с 1957 года. Скончался в родном городе 19 февраля 1970 года. Похоронен на Новом Донском кладбище.
Награды и звания: Сталинская премия второй степени (15 марта 1941) — за фильм «На Дунае» (1940); медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945); Сталинская премия первой степени (26 января 1946) — за фильм «Возрождение Сталинграда» (1943); Премия МКФ в Канне за фильм «Молодость нашей страны» (1946); Сталинская премия третьей степени (15 марта 1952) — за фильм «Советская Литва» (1952); Заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1952); Медаль «В память 850-летия Москвы» (1948).
Семья
Братья — Александр (Исай, 1895— ?), Семён (Симха, Симон, 1891— ?, режиссёр «Севзапкино»), Борис (Борух, 1890—?) и Яков Посельский (1894—1951), кинорежиссёр. Племянник — Михаил Яковлевич Посельский (1918—2008), оператор-документалист, фронтовой кинооператор, режиссёр. Двоюродная сестра — Лидия Ильинична Степанова (1899—1962) — режиссёр документального и научно-популярного кино. Первая жена — Фаина Григорьевна Посельская. Сын — Михаил Григорьевич Посельский (1912— ?). Дочь — Мария Посельская (род. 1929). Вторая жена — Антонина Кирюхина, ассистент режиссёра ЦСДФ.
Фильмография
Режиссёр: 1927 — Бокс; 1927 — Майское торжество; 1928 — Правда о Красной Армии; 1929 — Военный поход; 1930 — Здравоохранение; 1930 — Навстречу третьему (совместно с Н.Кармазинским); 1930 — Новый быт; 1930 — Хондрилла; 1930 — Ясли — путь к раскрепощению женщины; 1931 — В парке культуры; 1931 — День школьника и пионера / День пионера и школьника; 1931 — Заграничный поход кораблей Черноморского флота; 1931 — За здоровый транспорт; 1931 — Лес зовёт; 1931 — Первомай; 1931 — Слушай, молодёжь; 1932 — Когда наступает вечер (совместно с Р.Гиковым); 1932 — Москва (совместно с Р.Гиковым); 1932 — Стан-700; 1933 — Делегаты I-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников в гостях у Красной Армии (совместно с Р.Гиковым) 1933 — Москва к XVI-му Октябрю; 1934 — Май в Москве (совместно с И.Венжер, И.Сеткиной-Нестеровой); 1935 — Интурист; 1935 — Счастливая юность (в соавторстве); 1936 — Театру народного творчества; 1936 — Ударом на удар (совместно с И.Венжер); 1936 — Центральный детский театр (совместно с Л.Зерновым); 1937 — Богатыри Родины (в соавторстве); 1937 — Сталинское племя (совместно с В.Ерофеевым, И.Венжер); 1938 — Песня о Сталине; 1939 — Памяти Ильича; 1939 — По Крыму; 1939 — Физкультпарад; 1940 — На Дунае / Голубой Дунай (совместно с И.Копалиным); 1940 — С Первым Мая; 1941 — Все славяне — на борьбу против общего врага; 1941 — Крепи противопожарную оборону; 1941 — На Ростсельмаше; 1941 — Письмо на фронт; 1942 — Иран; 1942 — Парад частей польской армии в СССР; 1942 — По Ирану (совместно с Н.Досталем); 1943 — Концерт татарского искусства; 1943 — Крылья народа (не выпущен); 1943 — Трофеи великих битв; 1944 — Возрождение Сталинграда; 1944 — К пребыванию в Москве главы Временного Правительства Французской республики генерала де Голля и министра иностранных дел господина М.Бидо; 1944 — Прибытие в Москву главы Временного Правительства Французской республики генерала де Голля; 1944 — Трагедия в Катынском лесу; 1945 — В Верхней Силезии (фронтовой спецвыпуск № 2); 1945 — В логове зверя; 1945 — Всесоюзный парад физкультурников / Всесоюзный физкультурный парад (цветной и чёрно-белый вариант; совместно с В.Беляевым и И.Венжер); 1945 — Парад Победы (чёрно-белый вариант; совместно с В.Беляевым и И.Венжер); 1946 — Молодость нашей страны (совместно с С.Юткевичем и И.Венжер); 1946 — Всесоюзный парад физкультурников; 1947 — XXX Октябрь (совместно с Л.Степановой, Ф.Киселёвым); 1947 — Слава Москве / 800-летие Москвы (совместно с С.Бубриком, Я.Бабушкиным); 1947 — Советская Литва; 1948 — День артиллерии; 1949 — Сибирь Советская (совместно с Е.Учителем); 1950 — Юные мастера; 1951 — Советская Киргизия; 1951 — Советская Литва (совместно с Л.Мацулевичусом); 1952 — По Хабаровскому краю; 1953 — Озеро Селигер; 1953 — Советское Приморье; 1954 — Вальс на льду; 1954 — Гости МГУ; 1954 — Первая весна (совместно с А.Медведкиным); 1955 — Варшавские встречи / Мелодии фестиваля (СССР — ПНР; совместно с И.Копалиным, Е.Боссаком, Р.Григорьевым); 1955 — На первенство мира по конькам; 1955 — Песни над Вислой (СССР — ПНР; совместно с И.Копалиным, Р.Григорьевым, Е.Боссаком); 1955 — Счастье трудных дорог / Страницы жизни советской молодёжи (совместно с Р.Григорьевым); 1956 — Моды сезона (в соавторстве); 1956 — О Москве и москвичах (совместно с Р.Григорьевым); 1957 — Свет Октября (совместно с Р.Григорьевым); 1958 — Дети на отдыхе; 1958 — Искусство большой правды; 1959 — Горят костры далёкие…; 1959 — На финише футбольного сезона; 1959 — Шагай, семилетка! (совместно с Ф.Киселёвым, К.Рушницкой); 1960 — В революционной Кубе; 1960 — Зимняя фантазия; 1960 — Куба сегодня; 1961 — К берегам Африки; 1961 — К жизни большой; 1962 — Знакомьтесь, картинг; 1963 — Волшебный луч (совместно с Р.Карменом, В.Катаняном, Л.Махначом); 1964 — Вильям Шекспир; 1964 — Сомали — республика на экваторе; 1964 — Рижское взморье; 1966 — Наш друг Ромен Роллан; 1967 — Первая мировая война (совместно с Т.Казаковой).
Сценарист: 1930 — Здравоохранение; 1930 — Новый быт;1930 — Ясли — путь к раскрепощению женщины; 1940 — Скульптор Меркулов; 1940 — Школа сталинских комиссаров; 1942 — Иран; 1944 — Возрождение Сталинграда (совместно с Б.Агаповым); 1946 — Молодость нашей страны; 1948 — Песня колхозных полей (совместно с М.Долгополовым, Р.Карменом); 1952 — По Хабаровскому краю; 1957 — Свет Октября; 1964 — Вильям Шекспир (в соавторстве); 1966 — Наш друг Ромен Роллан. Приводится по биофильмографческому справочнику А.Дерябина «Создатели фронтовой кинолетописи» (2016) и странице режиссёра в Музее ЦСДФ.
Литература: Кино. Энциклопедический словарь / Главный редактор С.И.Юткевич; Редколлегия : Ю.С.Афанасьев, В.Е.Баскаков, И.В.Вайсфельд и др. — Москва : Советская энциклопедия, 1987. — 640 страниц — 100 000 экземпляров; Дерябин А.С. Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник. — Москва : Госфильмофонд, 2016. — 1032 страницы. — 500 экземпляров — ISBN 978-5-905352-09-6.
[542x700]
1899
Василий Иванович Фомин
директор Ковровского оружейного завода, генерал-майор инженерно-артиллерийской службы. Родился в Туле, в семье служащего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1927 года. Трудовую деятельность начал в 1916 году бетонщиком в Тульской бетонной мастерской. С 1918 года работал фрезеровщиком, затем - служащим на Тульском оружейном заводе. Без отрыва от производства окончил вечерний механический техникум и продолжил работу на оружейном заводе в качестве техника. По направлению завода в 1929 году поступил в Артиллерийскую Академию имени Ф.Э.Дзержинского в Ленинграде, которую окончил в 1933 году по специальности артиллерийского инженера-технолога. После окончания Академии он был зачислен в резерв Красной Армии и откомандирован в распоряжение Наркомата тяжелой промышленности. Наркомат направил его на Тульский оружейный завод, где он занимал ряд руководящих должностей – мастер, помощник начальника цеха, начальник цеха, главный технолог, заместитель главного инженера. В 1941 году В.И.Фомин был назначен директором Ковровского оружейного завода. В октябре 1941 года в связи с тяжелым положением на фронте заводу было дано срочное правительственное задание – освоить и в ноябре начать массовое производство противотанкового ружья конструкции В.А.Дегтярёва. Директор завода в течение месяца не появлялся дома. Он находился в цехах, в конструкторском бюро, руководил модернизацией и расстановкой оборудования, разработкой технологического процесса изготовления ружья, улучшения его конструкции. Конструктор В.А.Дегтярёв лично участвовал в освоении производства. Задание правительства было выполнено в срок – в конце ноября противотанковое ружье ПТРД начало поставляться в войска. За первые сутки с начала сборки с конвейера сошло всего 8 противотанковых ружей. Спустя двое суток выпуск достиг 60. Вскоре производство противотанковых ружей составляло 30-40 в час. В течение полутора месяцев выпуск противотанковых ружей для армии был увеличен примерно в 10 раз. Ковровский завод, получивший имя В.А.Дегтярёва, в годы Великой Отечественной войны под руководством директора В.И.Фомина выпустил 980 тысяч единиц стрелкового оружия (автоматической винтовки Токарева АВТ-40, пистолета-пулемета Шпагина ППШ, станкового пулемета Горюнова СГ-43), свыше 110 тысяч автоматических авиационных пушек ВЯ-23 и пулеметов. Кроме того, заводом было произведено более 5000 единиц металлорежущих станков. В 1943 году на этом заводе в рекордно короткий срок был построен и введен в строй новый крупный цех по сборке пулеметов Горюнова. В сооружении цеха участвовали тысячи военных строителей из среднеазиатских республик, а в воскресниках принимал участие и сам В.А.Дегтярёв с семьей. В 1942 году коллектив завода был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1945 году - орденом Ленина. В годы войны завод многократно завоевывал Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, которое было оставлено ему на вечное хранение. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года за выдающиеся заслуги в деле организации производства вооружения, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечение ими Красной Армии Фомину Василию Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В июне 1947 года он был назначен директором Ижевского мотозавода, во время войны производившего пулеметы «Максим», а после окончания войны освоившего гражданскую продукцию – охотничьи ружья, электропилы и т.д. В августе того же года на заводе начал осваиваться выпуск электроспуска для скорострельной авиационной пушки. За 1947 год завод выпустил 28650 охотничьих ружей. В феврале 1948 года завод получил задание освоить выпуск нового автомата конструкции Калашникова АК-47. На завод был откомандирован сержант М.Т.Калашников с двумя изготовленными им самим образцами автомата. К работе директором завода был немедленно подключен коллектив конструкторов и технологов. Уже к осени того же года был разработан комплект конструкторской документации на автомат, а в ноябре были собраны первые серийные автоматы. Выпуск первой серии автоматов численностью 1500 штук был завершен 20 мая 1949 года. В октябре 1949 года приказом Министра вооружения СССР Д.Ф.Устинова Ижевский мотозавод было предписано перепрофилировать на прецизионное и приборостроительное производство оборонной продукции. Завод был передан в Министерство вооружения (позднее – Министерство оборонной промышленности). Одновременно завод получил задание – освоить выпуск приборов управления зенитным огнем ПУАЗО-5. Производство охотничьих ружей, электропил, автомата АК-47 было передано другим Ижевским заводам. Бывший оружейник В.И.Фомин старался досконально вникнуть во все особенности приборостроительного производства. Прежде всего он позаботился о существенном обновлении кадров инженерно-технического персонала завода. Он всегда лично беседовал с поступающими на завод молодыми специалистами. Обладая немалым технологическим опытом, он во многом содействовал становлению мотозавода и его перепрофилированию. В 1950 году на заводе было создано КБ по счетно-решающим и гироскопическим устройствам, станциям и аппаратуре систем управления и телеметрии. Началось строительство новых заводских корпусов, создание новых цехов и лабораторий. Производство прибора ПУАЗО-5 было успешно освоено, после чего завод с 1952 года выпускал различные модификации более совершенных ПУАЗО (ПУАЗ0-6, ПУАЗО-6,60 и др.). В 1955 году по инициативе В.И.Фомина Ижевский мотозавод начал изготовлять студийное оборудование для вновь создаваемого Ижевского телецентра. В 1958 году завод начал освоение электронно-моделирующих станций «Электрон», контрольно-испытательных станций для зенитных ракетных комплексов, аппаратуру для первых советских искусственных спутников Земли. В 1959 году станции «Электрон» были установлены на космодроме Байконур и других испытательных полигонах. Депутат Верховного Совета Удмуртской АССР 4 и 5 созывов (1955-1960). В 1960 году В.И.Фомин тяжело заболел. Скончался 15 июля 1960 года.
[486x700]
Похоронен на Нагорном кладбище города Ижевска. Похоронен на Нагорном кладбища города Ижевска, в рядах общих могил. Награждён тремя орденами Ленина (18 января 1942, 5 января 1944, 16 сентября 1945), орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

1900
Сергей Михайлович Пожарский
известный советский художник-график, книжный иллюстратор. Автор многочисленных работ в книжной графике, разработчик собственных художественных шрифтов. Ученик художника А.Е.Романова (ум. 1919, Киев). Длительное время был главным художником журнала «Ленинград». Родился в селе Чалбасы, Днепровский уезд, Таврическая губерния, Российская империя. С детства мечтая стать художником книги, С.М.Пожарский в юности учился в разных частных студиях (посещал детскую рисовальную школу А.Е.Романова, окончившего в 1913 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества; и другие). Ему даже удалось недолго позаниматься в Украинской академии искусств в Киеве, где он успел воспользоваться уроками выдающегося украинского графика Г.И.Нарбута (1886—1920). Учёба и творческая деятельность в этот период были затруднены революционными событиями и Гражданской войной в России. Начав профессиональную работу в 1921 году, Пожарский в 1923 переехал в Петроград, где вскоре обрёл репутацию одного из самых интересных и плодовитых мастеров книжной обложки. Первые работы Пожарского были выдержаны в русле петроградской школы, продолжавшей традиции «Мира искусства». В дальнейшем мастер расширил круг изобразительных средств, освоив гравюру на дереве. После начала Великой Отечественной войны и Ленинградской блокады, в 1942, Пожарский переехал из Ленинграда в Москву, где снова быстро завоевал своим творчеством известность и авторитет. Его работы конца 1940-х и 1950-х годов особо примечательны сочинённым им рукописным «романтическим» шрифтом. Этот эффектный, стремительный, украшенный росчерками и завитками шрифт очень удачно вязался с книгами на историческую тему, которые тогда чаще всего оформлял художник: «Лунный камень» У.Коллинза, 1947; Избранное Р.-Л.Стивенсона, 1956; Собрание сочинений Майна Рида, 1956. В 1960-х годах Пожарский наряду с молодыми художниками принял самое активное участие в обновлении книжного искусства. Он выработал новый, очень специфический рукописный шрифт, успешно применявшийся им в книгах разного содержания. Мастер также очень оригинально формировал сам комплекс книжного ансамбля, своеобразно соединяя шрифт, изображение и орнамент: «Ледовая книга» Юхана Смуула, 1969; «Драматические произведения Козьмы Пруткова», 1969; «Чудесные приключения Жоана Смельчака» Ж.-Г.Феррейры, 1970, издано в 1971. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 6 сентября 1970 года.
Награды
Награждён золотой медалью Академии Художеств и дипломами Всесоюзных выставок искусства книги.

Коган М.С. История шахматной игры в России
Некоторые из оформленных книг: Коган М.С. История шахматной игры в России / Предисловие И.Л.Рабиновича; Обложка художника С.М.Пожарского.. — Ленинград : Рабочее издательство «Прибой», 1927. — 260 страниц — 4000 экземпляров;
Сейль. Забастовка машин. 1928 г. (Библиотека всемирной литературы) Обложка художника С.М.Пожарского Ленинградский Областлит 5000 экземпляров; Ашукин Н. Москва в жизни и творчестве А.С.Пушкина / Обложка и титул художника С.Пожарского.. — Москва : Московский рабочий, 1949. — 224 страницы — 30 000 экземпляров; Иванова Т. Москва в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова: 1827—1832 / Под общей редакцией профессора Н.Л.Бродского; Художник С.Пожарский.. — Москва : Московский рабочий, 1950. — 192 страницы. — 30 000 экземпляров.
Литература: Михайлов Н.Н. По стопам исполина / Художник С.Пожарский. — Москва : Политиздат, 1967. — 558 страниц : иллюстрации; Кузнецов Э.Д. С.М.Пожарский / Э.Д.Кузнецов. — Москва : Советский художник, 1974. — 128 страниц; Ляхов В.Н. Искусство книги: Избранные историко-теоретические и критические работы. — Москва : Советский художник, 1978. — 248 страниц. — (Библиотека искусствознания).
1900
Гермина Тырлова (чешское имя — Hermína Týrlová)
известный чешский сценарист, аниматор и кинорежиссёр. Художница. Заслуженная артистка ЧССР. Одна из основоположников чешской кукольной мультипликации. Родилась в городке Бржезове-Горе у Пршибрама, Австро-Венгрия (ныне часть города Пршибрам, Среднечешский край, Чехия), в семье шахтёра. В четырёхлетнем возрасте осталась сиротой. Отца завалило в шахте и мать была вынуждена была растить четверых детей сама. Начала работать в кино с середины 1920-х годов. В 1944 году Гермина Тырлова дебютировала кукольным мультфильмом «Ферда-муравей» по мотивам произведений Ондржея Секоры. После окончания второй мировой войны создала мультфильм «Восстание игрушек» (1946), где провела комбинированное соединение актёров и кукол. Кинокартина «Колыбельная» (1948) завоевала широкую популярность среди зрителей. Чешские народные сказки легли в основу фильмов: «Сказка о драконе» (1953), «Златовласка» (1955), «Мячик Фличек» (1956). В конце 50-х - начале 60-х гг. совместно с Йозефом Пинкавой Тырлова сняла комбинированные кукольно-игровые фильмы для детей - «Узелок на платке» (1958), «Потерянная куколка» (1959), «Любопытное письмо» (1961); затем экспериментировала с материалами кукол - «Два клубочка» (1962), «Шарик» (1963), «Мальчик или девочка» (1966). В начале 1970-х гг. создала пятисерийный телевизионный фильм «Истории кота Голубоглазки».

Во второй половине 1970-х Тырлова вновь обратилась к книгам Ондржея Секоры про муравья Ферду, сняв четырёхсерийный кукольный мини-сериал «Ферда-муравей» (1977 - 1978). Творчество Гермины Тырловой тесно связано с киностудией «Atéliery Bonton Zlín» в Злине, на которой она сотрудничала с Карелом Земаном. Умерла в городе Злин, Чехия, 3 мая 1993 года.
Награды: За свой фильм «Восстание игрушек» в 1946 году была удостоена призов на международных фестивалях в Каннах, Венеции и Брюсселе; Государственная премия ЧССР (1952).
Избранная фильмография: 1928 — Водяной / Zamilovaný vodník; 1936 — Люцерна / Hra bublinek (с К.Додалом); 1938 — Tajemství lucerny; 1943 — Ферда-муравей / Ferda Mravenec; 1946 — Бунт игрушек / Vzpoura hraček (с Франтишеком Садеком); 1947 — Колыбельная / Ukolébavka; 1951 — Неудавшаяся кукла / Nepovedený panáček; 1952 — Девять цыплят / Devět kuřátek; 1953 — Сказка о драконе / Pohádka o drakovi; 1955 — Златовласка / Zlatovláska; 1956 — Мячик Фличек / Míček flíček (С Яном Дудешеком); 1957 — Каламайка / Kalamajka; 1958 — Узелок на платке / Uzel na kapesníku; 1958 — Свинопас / Pasáček vepřů (по Андерсену); 1959 — Потерянная куколка / Ztracená panenka (с Йозефом Пинкавой); 1959 — Паровозик Колеячек / Vláček Kolejáček; 1960 — День расплаты / Den odplaty; 1961 — Любопытное письмо / Zvědavé psaníčka; 1962 — Два клубочка / Dvě klubíčka; 1963 — Шарик / Kulička; 1964 — Шерстяная сказка / Vlněná pohádka; 1965 — Синий фартук / Modrá zástěrka; 1966 — Снеговик / Snehulák; 1967 — Собачий рай / Psí nebe; 1968 — Рождественская ёлка / Vánoční stromeček; 1969 — Вифлеемская звезда / Hvězda Betlémská; 1977 — Ферда в муравейнике / Ferda v mraveništi; 1977 — Ферда на дипломатической службе / Ferda v cizích službách; 1977 — Приключения Ферды-муравья / Příhody Ferdy Mravence; 1978 — Приключения жука Пытлика / Příhody brouka Pytlíka; 1979 — Как Якуб в последний раз выстрелил / Jak si Jakub naposledy vystřelil; 1980 — Шуточка с чертёнком / Žertíkem s čertíkem; 1985 — Opičí láska; 1986 — Сказка на бельевой верёвке / Pohádka na šňure.
Литература: Кино: Энциклопедический словарь / Главный редактор С.И.Юткевич Москва, Советская энциклопедия, 1987. — страница 432
1900
Вольфганг Роман Хазенфусс (латышское имя — Volfgangs Romāns Hāzenfuss; немецкое имя — Wolfgang Roman Hasenfuss)
латвийский шахматист немецкого происхождения. По образованию — доктор медицины. Родился в городе Якобштадт Курляндская губерния (ныне Екабпилс, Латвия).
Карьера шахматиста
Хазенфусс выступал за команду Латвии в Всемирных шахматных олимпиадах: В 1931 году на первой запасной доске в Праге (+7 −3 =1); В 1933 году на четвёртой доске в Фолкстоне (+5 −6 =3); В 1935 году на четвёртой доске в Варшаве (+4 −4 =4); В 1936 году на пятой доске в неофициальной олимпиаде в Мюнхене (+7 −7 =3). В 1931 году он завоевал бронзовую медаль на своей доске. Также Хазенфусс был участником международных турниров в Кемери — в 1937 году он поделил 17-18 место, а в 1939 году занял 10 место. В 1944 году участвовал в чемпионате Риги, лидировал после первых туров, но из-за болезни был вынужден прекратить участие в соревновании. Умер в немецком госпитале в городе Готенхафен, оккупированная Польша (ныне Гдыня, Польша), 6 октября 1944 года.
1901
Альфред Гордон Беннетт
английский писатель, автор романов "Лес страха", "Океан снов", "Полубоги", "Кого уничтожили боги", работы "Фокус Неизвестного".
[441x700]
1901
Ярослав Марван (чешское имя — Jaroslav Marvan)
чехословацкий актёр. Родился в пражском районе Жижков. После окончания гимназии стал работать в почтовом ведомстве. В 1920 году был послан работать в Ужгород, который тогда был частью Чехословакии, там стал играть в любительском театре. После возвращения в Прагу его друг Карел Чапек помог ему устроиться в театр Власты Буриана. С 1926 года стал сниматься в кино. Дебютировал в кино в эпизодической роли в фильме «Фальшивая кошечка» (1926). Много снимался в 1930-е гг. Наиболее значительные образы создал в фильмах режиссера М.Фрича: Городничий («Ревизор», 1933), мельник Дворецкий («Патер Войтех», 1936). Среди лучших ролей: Преподаватель чешского языка («Школа – основа жизни», 1938), Преподаватель математики («Путь к глубинам студенческой души», 1939), Директор коммерческой академии («Учимся вне школы», 1939). В 1940 – 1950-х гг. чаще всего играл роли старых рабочих: Дудашек («Прорыв», 1946), Матыс («Железный дед», 1948), Ангел («Ангел в отпуске», 1952). Среди фильмов 1950 -1960-х гг.: «Веселый поединок» (1950, роль Шебесты), «Естржаб против Грдлички» (1953, роль Естржаба), «Воскресенье в будний день» (1962, роль Валенты). С 1954 года играл в Национальном театре. Сыграл в более чем 200 фильмах (например «Призрак замка Моррисвилль», «Грешные люди города Прага»). Умер в Праге 21 мая 1974 года,
1901
Владимир Эдуардович Мейер
российский актер, заслуженный артист РСФСР (1937). С 1922 г., по окончании Театрального училища при Малом театре, в этом театре. Острохарактерный актер. В исполнении Мейера острота характеристики сочеталась с легкой иронией, тонким изяществом. Роли: Буланов, Гольцов и Белогубов («Лес», «Шутники» и «Доходное место» А.Н.Островского), Нат («Золото» Ю.О`Нила), Геннадий Дубравин и Барсуков («Огненный мост» и «Смена героев» Б.С.Ромашова), Чацкий («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Арсений («Скутаревский» Л.М.Леонова), Яго («Отелло» У.Шекспира), Хлестаков («Ревизор» Н.В.Гоголя) и др. С 1935 г. преподавал в Театральном училище имени Щепкина.
1902
Мария Александровна Воронцова
советский биолог. Родилась в Казани. Окончила Московский университет (1926). Ассистент, доцент кафедры общей биологии 2-го Московского медицинского института (1928-1948); научный сотрудник института экспериментального морфогенеза (1931-1941); заведующая лабораторией роста и развития института экспериментальной биологии Академии Медицинских Наук СССР (1949-1956). Основные работы по экспериментальному изучению морфогенеза и особенно явлений регенерации. Установила значение гистологических компонентов органа (в частности, мышц) для направления, формообразования в регенерирующем органе земноводных; положила начало изучению в СССР регенерации внутренних органов у млекопитающих. Создала регуляционную теорию индивидуального развития организма. Скорпостижно скончалась в Москве 19 июня 1956 года. Похоронена на Головинском кладбище.
Литература: Биологи. Биографический справочник; Залкинд С.Я. Памяти М.А. Воронцовой // Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел биологии, 1957, том 62, № 1, страницы 97—100.
[453x699]
1903
Тимофей Иванович Павлов
заместитель командира мотострелкового батальона по политической части 1-й гвардейский мотострелковой бригады 1-го гвардейского танкового корпуса 65-й армии 1-го Белорусского фронта, гвардии капитан. Родился в деревне Воробьёво ныне Гагаринского района Смоленской области, в семье рабочего. Русский. Окончил 9 классов. Трудовую деятельность начал в 1915 году учеником слесаря механической мастерской в городе Гжатске (ныне - Гагарин). С 1925 года жил в Москве. Член ВКП(б)/КПСС с 1930 года. В 1931 году был направлен по решению ЦУ ВКП(б) в Можайский район Московской области, участвовал в организации колхозов. Был председателем Мышкинской, а затем Горетовской сельхозартелей с 1931 по 1934 год. До 1941 года находился на советской и хозяйственной работеВ октябре 1941 года добровольцем ушёл в Красную Армию. С августа 1942 года участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками на Юго-Западном, Донском и Белорусском фронтах. Был дважды ранен. Заместитель командира мотострелкового батальона по политической части 1-й гвардейский мотострелковой бригады (1-й гвардейский танковый корпус, 65-я армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии капитан Тимофей Павлов 5 сентября 1944 года под огнём противника в числе первых переправился через реку Нарев в районе населённого пункта Карневск, расположенного севернее города Сероцк (Польша). Собрав вокруг себя группу бойцов, повёл их в атаку. Стремительным броском наши воины овладели вражескими траншеями, на дав гитлеровцам обстреливать переправу ружейно-пулемётным огнём. Это дало возможность быстро переправить через реку основные силы батальона и закрепиться на плацдарме. За двое суток — 5 и 6 сентября — батальон отбил более 12 контратак противника. Ни на минуту не покидал передовых траншей замполит. Своим мужеством в бою показывал достойный пример воинам. Огнём из личного оружия уничтожил нескольких захватчиков, много раз участвовал в рукопашных схватках. Во время одной из атак гвардии капитан Павлов был тяжело ранен и отправлен в госпиталь. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Павлову Тимофею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5945). С 1947 года майор Павлов Т.И. - в запасе, а затем в отставке. Жил в городе Можайске Московской области. До ухода на заслуженный отдых работал заместителем председателя исполкома горсовета. Умер 7 ноября 1996 года. Похоронен в Можайске. Решением сессии городского Совета народных депутатов 20 октября 1981 года Павлову Тимофею Ивановичу присвоено звание Почётного гражданина города Можайска. Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды, медалями.

1904
Марсель Капелль (французское имя — Marcel Capelle)
французский футболист, защитник сборной Франции, участник чемпионата мира—1930. Родился в Париже. Марсель Капелль в течение карьеры выступал за парижский «Расинг», а также «Сет» и «Сент-Этьен». В составе «Расинга» участвовал в первом чемпионате Франции. Второй чемпионат Капелль провёл в «Сете», с которым по итогам сезона стал чемпионом страны. Дебютировал за сборную Франции 13 апреля 1930 года в товарищеском матче против сборной Бельгии, проигранном французами со счётом 1:6. В 1930 году принимал участие в первом чемпионате мира по футболу. На турнире защитник провёл 3 матча. Достижения: Чемпион Франции (1): 1933/1934; Обладатель Кубка Франции (1): 1933/1934 (в финале не играл); Финалист Кубка Франции (1): 1929/1930. Умер 30 ноября 1992 года.
[471x700]
1904
Павел Савельевич Ковалёв
сапёр сапёрного взвода 985-го стрелкового полка 226-й стрелковой дивизии 60-й армии Центрального фронта, красноармеец. Родился в деревне Семёновка, ныне Льговского района Курской области, в крестьянской семье. Русский. Получил начальное образование. Работал председателем колхоза. В марте 1943 года, после освобождения деревни Семёновка от немецко-фашистских захватчиков, был призван Льговским РВК Курской области в ряды Красной Армии. В боях Великой Отечественной войны участвовал с апреля 1943 года. Воевал на Центральном фронте, принимал участие в Курской битве. 25-26 сентября 1943 года сапёр сапёрного взвода 985-го стрелкового полка красноармеец П.С.Ковалёв отличился при форсировании Днепра и в боях за удержание и расширение плацдарма на его правом берегу. Действуя в составе передовой группы, красноармеец П.С.Ковалёв одним из первых преодолел реку Днепр и протоку Мохова, прокладывая путь всему полку. В ожесточённой рукопашной схватке с боевым охранением противника на правом берегу Днепра лично уничтожил 5 гитлеровцев. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года за успешное форсирование реки Днепр севернее Киева, прочное закрепление плацдарма на Западном берегу реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство красноармейцу Ковалёву Павлу Савельевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3307). В 1944 году был демобилизован по ранению. Жил в родном селе Семёновка. Работал председателем сельсовета. Умер 6 января 1994 года. Награжден орденом Ленина (17 октября 1943), орденом Отечественной войны I степени (11 марта 1985), медалями.
1904
Николай Михайлович Лифанов
советский дипломат, Чрезвычайный и полномочный посол. Родился в деревне Редькино, Домодедовская волость, Подольский уезд, Московская губерния, в крестьянской семье. Член ВКП(б). 1931—1934 гг. — сотрудник НКВТ СССР. 1934—1936 гг. — аспирант института востоковедения по кафедре «Экономика Китая». Октябрь 1936—сентябрь 1938 гг. — заведующий учебной частью административно-правового факультета Среднеазиатского государственного университета. 1938—1941 гг. — референт НКИД СССР. 1941—1944 гг. — заведующий I Дальневосточным отделом НКИД СССР. 12 декабря 1944—10 апреля 1948 гг. — Чрезвычайный и Полномочный Посланник СССР в Австралии. 10 апреля 1948—16 июля 1953 гг. — Чрезвычайный и полномочный посол СССР в Австралии. 1954—1972 гг. — директор Высших курсов иностранных языков МИД СССР. С 1972 года в отставке. Умер в 1975 году.
Награды: Орден Трудового Красного Знамени (5 ноября 1945); Орден Красной Звезды (3 ноября 1944). Н.М.Лифанов был женат на Евгении Алексановой и имел троих детей: Галину — преподавателя английского языка в МГУ и переводчицу, Михаила — инженера и Василия — музыканта.
Литература: «Дипломатический словарь» под редакцией А.А.Громыко, А.Г.Ковалева, П.П.Севостьянова, С.Л.Тихвинского в 3-х томах, Москва, «Наука», 1985—1986. — Том 2, страница 148.

1904
Феликс Нуссбаум (немецкое имя — Felix Nussbaum)
немецкий художник, представитель художественного стиля «Новая предметность». Родился в Оснабрюке, в семье еврея-торговца среднего достатка. 1922—1923 — учёба в Государственной школе прикладного искусства в Гамбурге, в классе Фрица Бенке. В 1923 переезжает в Берлин. В 1924/1925 — продолжение учёбы в Объединённой школе свободных искусств у Цезаря Кляйна и Пауля Планте. В 1929 работает как свободный художник. В 1932 — государственная стипендия и Большая государственная премия Прусской Академии искусств, за счёт которой художник едет в Рим, студент — гость на Вилла Массимо. В 1932 — гибель большого количества работ художника при пожаре в его берлинском ателье; Ф.Нуссбаум сотрудничает в журнале «Разрез» (Der Querschnitt); принимает участие в выставке Берлинской Сецессион. В 1933 — продолжает своё обучение в Риме; в связи с антисемитскими выступлениями вынужден уехать в Алассио. В 1934 — бегство в Бельгию.

Триумф смерти. Скелеты приглашают вас на танец, 1944. Оснабрюк, Германия
В 1940 — Ф.Нуссбаум с началом Второй мировой войны зарегистрирован в Брюсселе как «враждебный иностранец». арестовывается в Сен-Ципре, затем переводится в Бордо, откуда бежит в Брюссель. В 1942, осень — после издания в Бельгии новых законов, направленных против евреев, бросает своё ателье в Брюсселе и бежит из города вместе со своей женой Фелкой Платек, последние два года своей жизни семья Нуссбаум скрывается от нацистских властей и живёт в подполье. В 1944 — арестован и вместе с другими депортированными евреями отправлен из сборного лагеря Мехелен в лагерь смерти Аушвиц-Биркенау. Погиб в концентрационном лагере Освенцим в 1944 году. Избранные работы: «Тайна»; «Проклятые», 1944 Оснабрюк, Музей истории и культуры; «Тюремный двор», 1943; «Одиночество», 1944; «Страх (Автопортрет с племянницей Марианной)», 1941 Оснабрюк, Музей истории и культуры; «Вечер (Автопортрет с Фелкой Платек)», 1942 Оснабрюк, Феликс-Нуссбаум-Хауз. В немецком городе Оснабрюк устроен Музей Феликса Нуссбаума.
Источники: Воденников Д. Следующая станция — конец //
www.gazeta.ru. — 2015. — 1 августа.
Литература: Kerstin Stremmel. Realismus. — Köln: 2004; Sergiusz Michalski. Neue Sachlichkeit. — Köln: 2003.

1904
Вячеслав Иванович Щёлоков
трубач, дирижёр, композитор и педагог, профессор Уральской консерватории. Родился в слободе Елань Саратовской губернии. С 1924 года — студент Московской консерватории по классу трубы профессора М.И.Табакова. В 1928 году перешёл на историко-теоретический факультет, где занимался у композитора А.В.Александрова по классу композиции. После окончания Московской консерватории в 1931 году приехал в Свердловск в музыкальный техникум преподавателем по классу трубы и теоретических дисциплин. В 1936 году, после открытия Уральской государственной консерватории, он был приглашён в этот ВУЗ преподавателем по классу трубы. В консерватории Щёлоков работал на протяжении многих лет до 1975 года. В 1947 году получил звание профессора, в 1951—1953 годах был директором консерватории, с 1953 года — заведующий кафедрой духовых инструментов. В 1948—1952 годах В.И.Щелоков возглавлял Уральское отделение Союза композиторов. Одновременно с этим, в 1939—1943 годах работал заведующим музыкальной частью Свердловского ТЮЗа. Автор музыки к более чем 20 спектаклям — «Кот в Сапогах», «Малахитовая шкатулка», «Пионер Павлик Морозов», «Финист Ясный Сокол», «Снежная королева», «Золотое перо» и другие. Начав свой исполнительский путь трубачом духового оркестра, а впоследствии возглавляя различные оркестры, Щелоков много сочинял для таких коллективов. Это в основном вальсы, марши, один из которых был отмечен в 1930 году на конкурсе маршей для Красной Армии. В военные годы композитор писал музыку, соответствующую этому тревожному времени: «Гастелло» (1942) — симфоническая поэма, «Победный марш» (1945) — для симфонического оркестра. Песни «Песни фронтовых подруг», «Вся Европа», вокальные миниатюры на слова С.Маршака, «Аттестат зрелости» и др. В историю отечественного музыкального искусства Щёлоков вошёл как создатель большого количества произведений для своего любимого инструмента — трубы, как мастер этого жанра. Им создано десять концертов для трубы, множество произведений малой формы, от детских до виртуозных. Среди них: «Пять пьес», «Маленькой марш», «Юный кавалерист», «Сказка» «Шутка», «Баллада». В своих произведениях для трубы композитор расширил рамки уже сложившихся приёмов игры, ввёл новые выразительные краски, разнообразные технические средства для более глубокого художественного воплощения своих мыслей. Кроме его концертов, к произведениям крупной формы следует отнести и другие пьесы, такие как: «Два Этюда», «Пионерская сюита», «Скерцо», «Юмореска», «Поэма». Много произведений было написано Щелоковым и для других инструментов. Это: «Соната» для кларнета, «Поэма» для виолончели, «Прелюдия» и «Напев и плясовая» для скрипки и др. Нельзя не вспомнить тех, кто впервые исполнял произведения композитора: трубачи — Г.Орвид, Т.Докщицер, М.Вагин, Е.Матюшин, В.Волков, Е.Зинченко, В.Ивукин, кларнетист И.Нестеров, скрипач Н.Шварц, виолончелисты — А.Стогорский, Г.Цомык. Многие из произведений Щёлокова записаны на грампластинки, Всесоюзном и Свердловском радио. Кроме концертно-художественного репертуара, Щёлоков создал немалое количество сочинений технико-тренировочного характера — упражнений, этюдов, ансамблей. Все они вошли в прогрессивную школу игры на трубе, над которой композитор работал в течение многих лет. При жизни автора эта «Школа» (Хрестоматия трубача) не увидела свет. Скончался в Свердловске 4 января 1975 года. Похоронен на Широкореченском кладбище Екатеринбурга.
Литература: Болотин С.В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. — 2-е издание, дополненое и переработанное — Москва: Радуница, 1995. — Страницы 325-326. — 4000 экземпляров. — ISBN 5-88123-007-8; Чумов Л.Е. Щёлоков Вячеслав Иванович // Очерки о трубе и трубачах в России. — Москва: Московская консерватория, 2004. — Страница 67. — 100 страниц. — 500 экземпляров — ISBN 5-85941-010-7.
1905
Ольга Петровна Мунгалова
артистка балета.Родилась в Перми. По окончании Петроградского театрального училища (педагог О.И.Преображенская, А.Я.Ваганова) в 1923-1942 в Петроградском (Ленинградском) театре оперы и балета дебютировала партией Девушки ("Эрос"). Первая исполнительница партий: Ледяная дева ("Ледяная дева", 1927), Маша ("Щелкунчик", 1929), Ольга ("Болт", 1931; все балетм. Ф.В.Лопухов), Западная комсомолка ("Золотой век", 1930, балетмейстер В.И.Вайнонен, Л.В.Якобсон, В.П.Чеснаков); танец египетских акробатов в опере "Юдифь" (1925, балетмейстер Лопухов). Др. партии: Жар-птица; Тао Хоа и номер "Эксцентрик и осёл" ("Красный мак"), Юленька ("Катерина"), принцесса Флорина и фея Бриллиантов ("Спящая красавица"), Жемчужина и Царица вод ("Конёк-Горбунок"), Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Мирта ("Жизель"), Эффи ("Сильфида"), Арсиноя ("Египетские ночи"), Невольница ("Корсар"), Сильфида ("Шопениана"), Мария; Хасинта ("Лауренсия"), Актриса ("Пламя Парижа"), Натэла ("Сердце гор"), Град ("Времена года"). Имела большой концертный репертуар (выступала с П.А.Гусевым), участвовала в концертах петроградской труппы "Молодой балет". Классическая танцовщица, Мунгалова в то же время большое внимание уделяла танцевальной акробатике. Стала лучшей исполнительницей программных балетов Лопухова. Спортивность, виртуозное владение стремительными темпами и резкими сменами ритмов придавали её искусству современное. звучание. Часть сочинённых ею упражнений вошла в современный тренаж. Автор неопубликованных воспоминаний (библиотека Санкт-Петербургского отделения СТД, инв. ј412). Скончалась в Перми 26 августа 1942 года.
1905
Гилберт Роланд
американский актер (родом из Мексики).