1853
Антон Александр Альбрехт фон Перфаль (немецкое имя — Anton Alexander Albrecht Freiherr von Perfall)
немецкий писатель. Родился в Ландсберге-на-Лехе, Верхняя Бавария, Бавария. Брат писателя Карла фон Перфаля, племянник композитора и антрепренёра Карла фон Перфаля; в 1877 году, познакомившись при посредстве дяди, женился на звезде мюнхенской театральной сцены Магде Иршик.Изучал философию в Мюнхенском университете и естествознание в Политехнической школе. Автор множества очерков, повестей, рассказов и романов, из которых особой популярностью пользовались литературные произведения на тему охоты, описания пейзажей и путешествий по Баварии; Перфаль считался продолжателем литературной традиции таких авторов, как Франц фон Кобелль, Людвиг Штойб, Карл Штилер. Умер в Шлирзе, Мисбах, Верхняя Бавария, Бавария, Германия, 3 ноября 1912 года.
Похоронен в Шлирзе.
Романы: Dämon "Ruhm", 2 Bände. Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart/Leipzig/Berlin/Wien 1889/1911; Justiz der Seele. Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart/Leipzig/Berlin/Wien 1889, 290 S; Gift und Gegengift. Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart/Leipzig/Berlin/Wien 1890; Das Erdmannshaus. Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart/Leipzig/Berlin/Wien 1891; Klippen. M. Freyhoff, Nauen 1892; Unterwühlter Grund. Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart/Leipzig/Berlin/Wien 1892; Sein Dämon. Bong & C., Berlin 1893; Aus Kunst und Leben. Eckstein, Berlin 1894; Förster Söllmann. Parey, Berlin 1911, 277 S. (Grüne Bücher, Nr. 1); Förster Söllmann. 15. Auflage. Parey, Berlin 1922. 277 S; Baronin Burgl. Jagdroman. Parey, Berlin 1913. 373 S. (Parey: Wild und Hund. Jagdromane, Nr. 2); Baronin Burgl. Jagdroman. 11. Auflage. Parey, Berlin 1921. 373 S; Baronin Burgl. Jagdroman. 16. – 18. Tsd., Parey, Berlin 1934; Jack. Hillger, Berlin – Leipzig 1909, 64 S. (Deutsche Jugendbücherei, Nr. 5/6); Jack. Hillger, Berlin – Leipzig 1913; Jack (Jack, der weiße Gamsbock). Hillger, Berlin – Leipzig (um 1927), 64 S; Um das Glück. Berlin 1914; Ein Weidmannsjahr. 3. Auflage. Parey, Berlin 1922, 294 S. (Grüne Bücher, Nr. 16); Der Bauer vom Wald. Deutscher Roman – Verlag, Berlin – Nowawes 1924, 128 S. (Rheingold – Bücher, Nr. 4); König Erfolg. Weichert, Berlin (um 1927), 240 S. (Weichert – Bücher, Nr. 3).
Повести: Harte Herzen. Zwei Erzählungen. Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart/Leipzig/Berlin/Wien 1890; Anca. Eine Cirkusgeschichte. M. Freyhoff, Nauen 1892; Die Rache des Desperado. Eine Erzählung aus der kalifornischen Goldzeit. Herlet, Berlin 1909; Seltsame Geschichten. Bonz, Stuttgart 1910; Die Brücke und eine andere Erzählung. Bonnier, Leipzig 1912; Der Trudenstein. Zwei Erzählungen. Philipp Reclam, Leipzig 1914; Ein verhängnisvolles Blatt und andere Geschichten: Philipp Reclam, Leipzig 1918.
Новеллы: Über alle Gewalten. Zwei Novellen. Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart/Leipzig/Berlin/Wien 1889; Romanzero. Exotische Novellen. Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart/Leipzig/Berlin/Wien 1892; Das Geheimnis der „Maria“. A. Goldschmidt, Berlin 1893; Das Geheimnis der „Maria“. Herlet, Berlin 1910; Das Geheimnis der „Maria“, 2. Auflage. A. Goldschmidt, Berlin 1913; Die Hexe von Norderoog. Albert Langen, München 1908, online – Internet Archive.; Exotische Geschichten. Enßlin & Laiblin 1922, 187 S. (Enßlins Bücherei für Haus und Reise, Nr. 19).
Пьесы: Ms. Marciana. Drama in vier Aufzügen. Steiner, Wien 1889.
Литература: Laurentius Koch: Perfall, Anton Freiherr von. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 20, Duncker & Humblot, Berlin 2001, ISBN 3-428-00201-6, S. 184 f. (Digitalisat); Dieter Voth: Anton von Perfall. Ein Jäger- und Künstlerleben, in: Edition Hubertus, Österreichischer Agrarverlag, Leopoldsdorf 1999, ISBN 3-7040-1469-9; 200 Jahre Münchener Franken. [München] 1936, S. 244–247 (Nr. 420).
Источники: Фидлер Ф.Ф. Перфалль, Антон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Laurentius Koch. Anton Alexander Albrecht Freiherr von Perfall // Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 20. — Duncker & Humblot, Berlin 2001. — S. 184 f.
1854
Эжен Гальен-Лалу (французское имя — Eugène Galien-Laloue)
французский художник-импрессионист. Эжен Гальен-Лалу имел французско-итальянские корни. Он родился в Париже года. В семье было восемь мальчиков. Эжен был старшим из них. В 1870 году, когда умер его отец Шарль Лалу, Эжен был вынужден бросить учёбу и пойти работать помощником нотариуса. В 22 года он впервые выставил в Музее Реймса свою картину «Цветы под снегом», а в 1877 году две его картины были выставлены в «Salon des Artistes Français». В 1887 году умерла его первая жена, Флора Барден. Впоследствии Эжен женился на её сестре.

В 1925 году умерла и его вторая жена, Эрнестина Барден. В 1930 году художник женился на их третьей сестре, Клэр Барден. Но в 1933 году и она умерла. В 1935 году, оставшись один, Эжен переехал жить в дом своей дочери Флор. В доме он жил в одиночестве, занимаясь только живописью. В 1940 году художник сломал руку и не мог больше рисовать. Эжен Гальен-Лалу скончался 18 апреля 1941 года в селе Chérence (район Val d’Oise) в загородном доме своей дочери. Там он и был похоронен.

«Париж, Триумфальная арка», 1941
Творчество
Эжен Гальен-Лалу был автором картин, на которых были изображены в основном осенние или зимние виды улиц Парижа, его достопримечательности. Его картины начала 1900-х годов точно отображают время и место, в котором он жил. Это было время счастливого и шумного Парижа, Прекрасной эпохи (la Belle Époque) с конными экипажами, трамваями и первыми городскими автобусами. Творчество Гальена-Лалу ценится не только за его вклад в искусство 20-го века, но и за почти документальное воспроизведение истории города Парижа. Его работы можно увидеть в музеях: Музей изящных искусств в Лувье (Musée des Beaux-Arts, Louvier); в Ла-Рошель; в Мюлузе. Типичный сюжет для картин Гальена-Лалу — городской тротуар, на аллеях снуют люди или туристы, толпящиеся перед столичными памятниками. Он также рисовал пейзажи в Нормандии, в департаменте Сена-и-Марна, а также батальные сцены, которые ему было поручено выполнить в 1914 году. Гальен-Лалу работал военным художником во время Франко-прусской войны и Первой Мировой Войны. Рисовал он в то время главным образом акварелью. Гальен-Лалу имел эксклюзивный контракт с одной из художественных галереей. Подписывая свои произведения, он использовал разные псевдонимы: «L.Dupuy», «Juliany», «E.Galiany», «Lievin» и «Dumoutier».
Последователем Гальена-Лалу можно считать художника Антуана Бланшара.
Галерея

«Париж: Театр Порт-Сен-Дени»
«Париж. Ле Metro
«Париж. Парижский храм. Сен-Жермен-де-пре»
«Париж. Ле-Аль»

«Париж. Бастилия.»
«Париж, Мулен Руж»
«Aris Boulevard Bonne Nouvelle»
Выставки
Эжен Гальен-Лалу принимал участие в художественных выставках: Выставка в «Salon des Artistes Français» (1879, 1880, 1882, 1886, 1889) в Реймсе; Выставка «Paris Moderne» в «Salon des Artistes Français» (1910); Выставка «Quai de l’Hôtel de Ville» в «Salon des Artistes Français» (1911); Выставки в городах Дижон (Dijon), Орлеан (Orléans), Сент-Квентин (St-Quentin), Версаль (Versailles), Рубе (Roubaix), Сент-Этьен (St-Etienne), Бордо (Bordeaux) (1912); Выставка в «Salon des Artistes Français» (1913); Выставки в городах Монте-Карло (Monte Carlo), Орлеан (Orléans), Ножан-сюр-Марн (Nogent-sur-Marne), Женева (Geneva).
Литература: Dictionnaire Bénézit; Noé Willer, Eugène Galien-Laloue (1854—1941), catalogue raisonné ; le triomphe de paris, Paris : Noé Willer, New York : Alexander Kahan Fine Arts, 1999, ISBN 9782951405608.
1855
Фернан Каброль (французское имя — Fernand Cabrol)
французский историк и литургист. Монах бенедиктинского ордена, видный специалист в области истории христианского богослужения. 29 сентября 1877 года вступил в орден бенедиктинцев, 3 июня 1882 года был рукоположен в священники. С момента вступления в орден и до 1896 года был монахом Солемского аббатства, в 1890 году был избран приором. В 1896 году Каброль перешёл в воссозданный монастырь Святого Михаила (St Michael's Abbey, Farnborough) в английском Фарнборо, в 1903 году стал аббатом и занимал этот пост до смерти. В своей научной деятельности Каброль специализировался на истории христианской литургии. Одним из важнейших его проектов был труд «Литургические памятники Церкви» (Monumenta ecclesiae liturgica), который он издавал вместе с А.Леклерком и М.Феротеном. Труд задумывался как более масштабный, однако вышло лишь 4 тома, содержавших тексты с апостольских времён до императора Константина I. В 1903—1913 году вместе с А.Леклерком редактировал многотомный «Энциклопедический словарь по христианской археологии и литургии» (Dictionnaire d’archéologie chrétienne et de liturgie). Среди других работ Ф.Каброля книга «Старинный молитвенник» (Livre de la prière antique) и исследование иерусалимской литургии IV века на основе данных паломницы Эгерии. В последние годы жизни был профессором Католического университета Анжера, где читал курсы по истории Церкви и патристике. Умер в Фарнборо, графство Гэмпшир, Англия, 4 июня 1937 года.
[476x698]
1855
Чарлз Фредерик Кросс (Charles Frederick Cross)
английский химик, член Лондонского королевского общества (с 1917 г.). Родился в Брентфорде (графство Мидлсекс). Учился до 1878 г. в Королевском колледже в Лондоне, Цюрихском политехническом институте (в течении года), Манчестерском и Лондонском университетах. До 1885 г. работал в химических лабораториях на ряде промышленных предприятий. С 1885 г. совместно с Э.Бивеном учредил в Лондоне Бюро консультаций в области химии (это бюро существует до сих пор и носит имена его учредителей). Основные работы в области химии и технологии целлюлозы. Совместно с Э.Бивеном и К.Бидлом создал метод получения вискозы и вискозного волокна. Попытки перевода целлюлозы в раствор делались многократно и до них, однако заканчивались безуспешно. В 1892 г. Кросс, Бивен и Бидл обнаружили, что при обработке целлюлозы водным раствором щелочи и затем сероуглеродом образуется вязкая оранжево-желтая жидкость, которую они назвали "вискозой". Предложил (1894) метод получения и организовал производство вискозных пленок (целлофана), а также пленок из ацетатов целлюлозы. Умер 15 апреля 1935 года.
[430x700]
1856
Эдвард Джон Бивен (Edward John Bevan)
английский химик, изобретатель. Родился в Биркенхеде. Начал свою деятельность химиком на заводе по производству мыла в Ранкорне. Позднее изучал химию в Манчестерском университете. Работал на бумажной фабрике в Шотландии. В 1885 Совмесно с Ч.Ф.Кроссом учредил в Лондоне Бюро консультаций в обл. химии (это Бюро существует до сих пор и носит имена его учредителей). С 1892 общественный химик-аналитик при Совете графства Мидлсекс. Основные научные труды связаны с проблемами пром. использования целлюлозы, а также с производством бумаги и волокна из джута. Совмесно с Кроссом и К. Бидлом создал (1894) метод получения вискозы и вискозного волокна. Позднее изучал химию в Манчестерском университете. Работал на бумажной фабрике в Шотландии. В 1885 совмесно с Ч.Ф.Кроссом учредил в Лондоне Бюро консультаций в области химии (это Бюро существует до сих пор и носит имена его учредителей). С 1892 общественный химик-аналитик при Совете графства Мидлсекс. Умер 17 октября 1921 года.

1856
Мария Габриэла Эрнстина Александра Виндиш-Грец (немецкое имя — Marie von Windisch-Grätz)
принцесса Виндиш-Грец; в замужестве герцогиня Мекленбург-Шверинская. Принцесса родилась в Вене, в семье принца Гуго Виндиш-Грец и принцессы Луизы Мекленбург-Шверинской. 5 мая 1881 года Мария вышла замуж за герцога Мекленбургского Пауля Фридриха. Он был вторым сыном Великого герцога Фридриха Франца II и его первой жены Августы Рейсской. После свадьбы семья стала проживать в Венеции, где у них родилось пятеро детей: Пауль Фридрих Карл Александр Михаэль Гуго (1882—1904); Мария Луиза (1883–1883); Мария Антуанетта Маргарита Матильда (1884—1944); Генрих Борвин (1885—1942) — трижды был женат; Иосиф (1889–1889). Мария занималась археологией и принимала участие в раскопках на территории Австрии. Некоторые из её находок до сих пор хранятся в Гарварде и Оксфорде. Принцесса умерла в Людвигслюсте 9 июля 1929 года, пережив троих из пяти детей и мужа.

1856
Георгий Валентинович Плеханов (псевдоним Н.Бельтов, А.С.Максимов-Дружбинин и др.)
русский теоретик и пропагандист марксизма, деятель российского и международного рабочего и социалистического движения. Родился в селе. Гудаловка, ныне Краснинский район Липецкой области, в мелкопоместной дворянской семье. Окончил военную гимназию в Воронеже, в 1873 переехал в Санкт-Петербург. Осенью 1874 поступил в Санкт-Петербургский Горный институт, из которого в 1876 как участник революционного движения был вынужден уйти. С 1875 вступил на путь активной революционной борьбы, первоначально действовал в революционно-народническом движении (см. Народничество), "ходил в народ", в Санкт-Петербурге получил некоторый опыт пропагандистской деятельности среди рабочих. Участвовал в Казанской демонстрации 1876 в Санкт-Петербурге, где выступил с обличительной речью против царского самодержавия. После раскола народнической организации "Земля и воля" (1879) - один из руководителей революционно-народнической группы "Черный передел". С января 1880 до Февральской революции 1917 года жил в эмиграции (Швейцария, Италия, и другие страны Западной Европы). Сравнительно быстрое развитие капитализма в России и усиление рабочего движения, кризис народнической теории и практики, личный опыт деятельности среди рабочих, знакомство с историей западноевропейского рабочего движения и особенно глубокое изучение трудов К.Маркса и Ф.Энгельса вызвали переворот во взглядах Плеханова. В 1882-1883 у Плеханова складывается марксистское мировоззрение; он становится убежденным и решительным критиком идеологии народничества, первым пропагандистом, теоретиком и блестящим популяризатором марксизма в России. В 1883 в Женеве Плеханов создал первую российскую марксистскую организацию - группу "Освобождение труда" (ее членами были П.Б.Аксельрод, В.И.Засулич, Л.Г.Дейч, В.Н.Игнатов) и был автором ее программных документов. Члены группы перевели на русский язык и издали ряд произведений Маркса и Энгельса. Плеханов принадлежат переводы работ: "Манифест Коммунистической партии" (1882), "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", "Тезисы о Фейербахе", части книг "Святое семейство" и др. Своими работами - "Социализм и политическая борьба" (1883),"Наши разногласия" (1885), "Русский рабочий в революционном движении", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895; по словам В.И.Ленина, на этой работе "... воспитывалось целое поколение русских марксистов..." - Полное собрание сочинений, 5-е издание, том 19, страница 313, примечания) и др. Плеханов нанес сильный удар по идеологии народничества. Он научно опроверг утверждения народников о том, что капитализм в России - якобы "случайное явление", что крестьянская община способна не только противостоять капитализму, но и явиться главным преимуществом при переходе страны к социализму. Плеханов показал, что Россия неудержимо идет по пути капиталистического развития и что задача революционеров состоит в том, чтобы использовать порождаемые капитализмом процессы в интересах революции. Плеханов учил видеть в нарождавшемся пролетариате главную революционную силу в борьбе с самодержавием и капитализмом, призывал развивать политическое сознание рабочих, бороться за создание социалистической рабочей партии. Плеханов установил тесные связи со многими представителями западноевропейского рабочего движения, активно участвовал в работе 2-го Интернационала со времени его основания (1889), встречался и был близок с Ф.Энгельсом, который высоко ценил первые марксистские произведения Плеханова, одобрял деятельность созданной Плехановым первой российской марксистской организации. Руководимая Плехановым группа "Освобождение труда" оказала значительное влияние на деятельность марксистских кружков, возникших в 1880-х гг. в России. Но, как подчеркивал Ленин, группа "... лишь теоретически основала социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению" (там же, том 25, страница 132). Весной 1895 Плеханов впервые встретился с приехавшим в Швейцарию Лениным. В ходе этой встречи была достигнута договоренность об установлении связей между группой "Освобождение труда" и марксистскими организациями России. Совместно с российскими марксистами Плеханов включился в борьбу против либерального народничества, "легального марксизма", "экономизма", разоблачил отступничество Э.Бернштейна от марксизма. Плехановская критика бернштейнианства сохраняет свое значение в борьбе с современным оппортунизмом. С 1900 Плеханов принял участие в основании первой общероссийской марксистской газетой "Искра", вдохновителем и организатором которой был Ленин. Газета "Искра" и журнал "Заря", в редакцию которых входили Ленин, Плеханов и другие, стали сильнейшим оружием в борьбе за создание пролетарской партии в России. При разработке редакцией "Искры" Программы партии Ленин подверг обоснованной критике ряд положений проекта, представленного Плехановым (отсутствие пункта о диктатуре пролетариата, абстрактность и недооценка революционных возможностей российского рабочего класса, его союза с крестьянством и др.). Ленин внес в проект существенные поправки и дополнения, в результате чего был разработан последовательно марксистский проект Программы, который был опубликован в 1902 от имени редакции "Искры" и "Зари" для обсуждения. На втором съезде РСДРП (1903) Плеханов занимал революционную позицию, вместе с Лениным отстаивал принципы марксизма, боролся против оппортунистов. Однако Плеханов не смог до конца освободиться от груза социал-демократических традиций партий 2-го Интернационала, не понял новых задач в эпоху империализма и вскоре после 2-го съезда перешел на сторону меньшевизма, стал одним из его лидеров. С конца 1903 Плеханов повел борьбу против ленинизма, особенно по вопросам стратегии и тактики пролетариата и его большевистской партии. Во время Революции 1905-1907 в России Плеханов занимал оппортунистическую позицию, стоял за союз с либеральной буржуазией, осуждал курс на вооруженное восстание, считал главной парламентскую форму борьбы. Декабрьское вооруженное восстание московских рабочих в 1905 Плеханов резко осуждал, говорил, что "не нужно было браться за оружие". В 1903-1917 в деятельности Плеханова, в его мировоззрении проявилось существенное противоречие: с одной стороны, Плеханов-меньшевик встает на путь тактического оппортунизма и выступает против ленинского курса на социалистическую революцию в России; с другой стороны, в философии Плеханова - воинствующий материалист-марксист, борющийся против буржуазной идеалистической философии, "... крупный теоретик, с громадными заслугами в борьбе с оппортунизмом, Бернштейном, философами антимарксизма, - человек, ошибки коего в тактике 1903-1907 годов не помешали ему в лихолетье 1908-1912 гг. воспевать "подполье" и разоблачать его врагов и противников..." (Ленин В.И., там же, том 48, страница 296). Однако меньшевизм Плеханов оказывал отрицательное влияние и на его философские работы (там же, том 18, страница 377, примечания). В годы реакции Плеханов выступил как противник ликвидаторства, богостроительства, богоискательства, махизма. В годы 1-й мировой войны 1914-1918 разделял оппортунистические социал-шовинистические взгляды. После Февральской революции 1917 Плеханов вернулся в Россию. Возглавляя социал-демократическую группу "Единство" (созданную в 1914), он поддерживал буржуазное Временное правительство, его политику "войны до победного конца", выступал против большевиков и ленинского курса на социалистическую революцию в России. Отрицательно встретив Октябрьскую социалистическую революцию, Плеханов, однако, отказался поддержать контрреволюцию. На предложение Б.В.Савинкова стать главой будущего правительства ответил отказом ("Я сорок лет своей жизни отдал пролетариату, и не я буду его расстреливать даже тогда, когда он идет по ложному пути"). Тяжелобольным Плеханов был помещен в санаторий в Финляндии, где и скончался 30 мая 1918 года.
Похоронен на Волковом кладбище в Петрограде.
Плеханов обладал исключительной работоспособностью. Он был энциклопедически образованным ученым, исследователем в области истории, экономики, социологии, этнографии, эстетики, религии и атеизма, ярким и глубоким русским философом и публицистом. Литературное наследие Плеханова по инициативе Ленина стало предметом широкого исследования. По решению Советского правительства были изданы сочинения Плеханова в 1920-х гг.; его библиотека и архив, находившиеся за границей, собраны и перевезены в Ленинград, в созданный Дом Плеханова (в составе Государственной библиотеки имени М.Е.Салтыкова-Щедрина), предпринято издание "Литературного наследия Г.В.Плеханова" (продолжается под названием "Философско-литературное наследие"). Роль Плеханова в истории марксизма, его философии определена Лениным: "... нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать - именно изучать - все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма" (там же, том 42, страница 290); статьи Плеханова по философии должны войти в "... серию обязательных учебников коммунизма" (там же, примечание). "... Единственным марксистом в международной социал-демократии, давшим критику тех невероятных пошлостей, которые наговорили здесь ревизионисты, с точки зрения последовательного диалектического материализма, был Плеханов" (там же, том 17, страница 20). Ленин особенно высоко ценил марксистские философские произведения, написанные Плехановым в 1883-1903. В трудах "Очерки по истории материализма", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", "О материалистическом понимании истории", "К вопросу о роли личности в истории", "К шестидесятой годовщине смерти Гегеля", "Н.Г.Чернышевский" и др. Плеханов выступил как воинствующий материалист-диалектик, подвергнув критике как предшествующие марксизму идеалистические и метафизические учения, так и буржуазные и мелкобуржуазные философские и социологические концепции, направленные против марксизма (неокантианство, позитивизм, субъективную социологию народников и анархистов и т.д.). Борясь против ревизионистских попыток "обновления" марксизма, Плеханов доказывал, что "появление материалистической философии Маркса - это подлинная революция, самая великая революция, какую только знает история человеческой мысли" (Избранные философские произведения, том 2, 1956, страница 450), что "... все стороны миросозерцания Маркса самым тесным образом связаны между собой..., вследствие этого нельзя по произволу удалить одну из них и заменить ее совокупностью взглядов, не менее произвольно вырванных из совершенно другого миросозерцания" (там же, том 3, 1957, страница 198), что только диалектический и исторический материализм представляет собой философско-теоретический фундамент научного социализма. "Диалектический материализм есть философия действия", - говорил Плеханов (Сочинения, том 7, 1925, страница 245), марксизм - величайшее оружие в руках пролетариата в его борьбе с эксплуататорами. Плеханов, называя марксизм, материалистическую диалектику алгеброй революции, подчеркивал огромную роль революционной теории, прогрессивных идей в преобразовании общества. "Ведь без революционной теории нет революционного движения, в истинном смысле этого слова..., - писал Плеханов - Революционная, по своему внутреннему содержанию, идея есть своего рода динамит, которого не заменят никакие взрывчатые вещества в мире" (там же, том 2, 1925, страница 71). Плеханов раскрывал преемственную связь марксизма с лучшими традициями философской и общественной мысли прошлого, высоко оценивал роль диалектики Гегеля. Материализм для Плеханова - продукт длительного развития, связанного с социальными битвами и прогрессом науки. Критикуя идеализм и агностицизм И.Канта и неокантианцев, Плеханов подчеркивал познаваемость мира, хотя у него и были отдельные неточные формулировки по этому вопросу (например, некритическое отношение к "иероглифов теории" и др.). В работах, направленных против махистского поветрия и религиозных исканий в России, Плеханов писал, что "... махизм есть лишь берклеизм, чуть-чуть переделанный и заново перекрашенный под цвет "естествознания XX века" (Избранные философские произведения, том 3, 1957, страница 261). Однако Плеханов не раскрыл связи махизма, неокантианства и др. идеалистических течений с кризисом в новейшей физике. Ленин отмечал, что "Плеханов критикует кантианство (и агностицизм вообще), более с вульгарно-материалистической, чем с диалектически-материалистической точки зрения, поскольку он лишь a limine (с порога) отвергает их рассуждения, а не исправляет (как Гегель исправлял Канта) эти рассуждения, углубляя, обобщая, расширяя их, показывая связь и переходы всех и всяких понятий" (Полное собрание сочинений, 5-е издание том 29, страница 161).
[700x386]
Плеханов применял диалектический метод главным образом к познанию общественной жизни. Из диалектики, понимаемой как "алгебра революции", Плеханов делал вывод о закономерности и неотвратимости социальной революции. Анализируя историю учений об обществе, Плеханов на большом историческом материале доказывал, что только диалектический материализм раскрывает закономерный характер общественно-исторического процесса ("Литературное наследие Г.В.Плеханова", сборник 5, 1938, страницы 4-5). Плеханов стремился раскрыть структуру общественной жизни и взаимодействие ее сторон. С точки зрения Плеханова, марксистский социологический анализ создает основу научного предвидения главных направлений общественного развития (Избранные философские произведения, том 3, страница 50). Плеханов творчески развил марксистское учение о роли народных масс и личности в истории, развенчал субъективно-идеалистические и волюнтаристские концепции героев - делателей истории, доказывая, что "... народ, вся нация должна быть героем истории" (Сочинения, том 8, 1923, страница 11). Плеханов сыграл видную роль в развитии экономической мысли в России, подверг критике экономические концепции народничества, историческую школу буржуазно политической экономии, "теорию насилия" К.И.Родбертуса-Ягецова и др. Он дал анализ формирования и развития политической идеологии, права, религии, морали, искусства, философии и др. форм идеологической надстройки, критиковал вульгарно-материалистические, метафизические теории (А.Богданова и др.), игнорирующие значение общественного сознания и политического строя в общественном развитии. "Экономика почти никогда не торжествует сама собою..., а всегда только через посредство надстройки, всегда только через посредство известных политических учреждений" (Избранные философские произведения, том 2, 1956, страница 216). Применяя принципы исторического материализма к анализу русского исторического прошлого и современной ему русской действительности, Плеханов подверг аргументированной критике идеалистическую теорию "самобытности" русского исторического процесса, господствовавшую в тот период в русской общественной мысли. Анализируя экономику пореформенной России, Плеханов доказал, что Россия в своем историческом развитии шла и идет по тому же пути, по которому шли и др. европейские страны, т. е. от феодализма к капитализму, что "... теория русской самобытности становится синонимом застоя и реакции..." (Сочинения, том 2, 1925, страница 27). Таким образом, он отверг ошибочное противопоставление истории России истории Запада. Плеханов доказал несостоятельность ходившей в то время теории о бесклассовости русского общества. При характеристике своеобразия русского исторического процесса Плеханов на первый план выдвигал развитие классов и борьбу между ними. Плеханов был первым марксистским историком русского освободительного и революционного движения. Он правильно указал на дворянский и разночинский периоды в русском освободительном движении; новый, третий период характеризовался, согласно Плеханову, взаимными классовыми отношениями пролетариата с буржуазией. Плеханов был первым марксистом, который взялся за научную разработку истории русской общественной мысли, собрав и систематизировав по этому вопросу огромный материал. Его трехтомная работа "История русской общественной мысли" явилась первым сводным обобщающим трудом, который охватывает историю общественной мысли с древнейших времен до конца 18 в. и написан в целом с марксистских позиций (1-й т. вышел в 1914). Плеханов дал глубокий анализ социально-экономических, философских и эстетических взглядов Белинского, Герцена, Чернышевского и Добролюбова. Плеханов показал, что вся история русской революционной мысли - это попытки найти такую программу действия, которая обеспечила бы революционерам сочувствие и поддержку со стороны народных масс. Плеханов устанавливал связь между русским марксизмом, российской социал-демократией и ее предшественниками - революционерами 1860-1870-х гг. Он положил начало изучению истории русского рабочего движения. Большое внимание Плеханов уделял вопросам эстетики. Являясь преемником и продолжателем традиций материалистической эстетики В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и др., Плеханов писал, что "... отныне критика (точнее, научная теория эстетики) в состоянии будет подвигаться вперед, лишь опираясь на материалистическое понимание истории" (Избранные философские произведения, том 5, 1958, страница 312). Исходя из этого, Плеханов рассмотрел многие проблемы эстетического отражения действительности, истории искусства и эстетической мысли. Он впервые в марксистской литературе подверг критике биологические концепции происхождения искусства, доказывал, что искусство, эстетические чувства и понятия рождаются в результате трудовой деятельности общественного человека. Искусство представляет собой специфическую, образную форму отражения общественного бытия людей в сознании представителей тех или иных классов общества. В оценке произведения искусства критерий идейности, жизненной правды должен сочетаться с критерием художественности.
[510x700]
Почтовая марка СССР, 1957 год.
Плеханов остро критиковал буржуазное искусство. Несмотря на отдельные ошибочные положения работ Плеханова по эстетике (оценка произведения М.Горького "Мать", схематическое разграничение Л.Толстого как мыслителя и как художника и т.д.) эти работы в целом сохраняют свое значение в современной борьбе за реализм и идейность искусства. Плеханов внес крупный вклад в марксистскую историю философии и общественной мысли, исходя из принципа обусловленности общественным сознания развитием общественного бытия. Плеханов подверг критике идеалистическую концепцию "филиации идей" (т. е. их самопроизвольного развития) в истории философии и общественной мысли, доказывая, что эта история в конечном счете обусловлена поступательным движением общественной жизни, борьбой классов, связана с прогрессом науки и искусства. Плеханов показал, что нет автоматического соответствия между философскими и социально-политическими воззрениями одного и того же мыслителя. Плеханов дал критику вульгарно-материалистического и нигилистического извращений философских наследия, попыток вывести все неверные взгляды и заблуждения из классово-корыстных интересов мыслителей (там же, том 1, 1956, страница 651, том 3, страница 322). Критикуя объективистскую концепцию немецкого историка философии Ф.Ибервега, Плеханов сформулировал некоторые методологические требования историко-философских исследования: выяснение зависимости философских идей от социального развития; выяснение зависимости развития естествознания, психологии, истории литературы и искусства, общественных наук, оказывающих влияние на философские идеи, от социального развития на различных этапах истории; выяснение неравномерности социально-исторического развития на различных ступенях истории, его особенностей в различных странах, что в одних случаях вызывало борьбу науки и религии, в других - временное их "примирение". Плеханов отстаивал материалистические, атеистические традиции в философии, революционные и просветительские традиции русской и западноевропейской общественной мысли. Правда, порой Плеханов больше подчеркивал то, что сближает марксистскую философию и социологию с домарксистскими учениями, не показывая в должной мере то, что их различает, несколько преувеличивал влияние западноевропейской философии и общественной мысли на русскую; но все это не умаляет научной ценности работ Плеханова по истории философии и общественной мысли. Произведения Плеханова систематически публикуются и широко изучаются в СССР. Именем Плеханова названы Ленинградский горный институт, Московский институт народного хозяйства и др. вузы страны. В 1956 в СССР было отмечено 100-летие со дня рождения Плеханов, учреждена премия имени Плеханов, присуждаемая авторам лучших научных работ по философии.
Памятные места
Топонимы: улица Плеханова и Плехановская улица; Плеханово, Плехановское сельское поселение; Плехановский жилмассив в Новосибирске; Плеханова, площадь в Томске; Улица Плеханова в Белгороде; Улица Плеханова в Пензе; Улица Плехановская в Харькове; Улица Плехановская в Николаеве; Улица Плеханова в Оренбурге; Улица Плеханова в Минске.
Музеи: Дом-музей Г.В.Плеханова в Липецке; Дом Плеханова в Санкт-Петербурге (структурное подразделение Российской национальной библиотеки). В нем хранятся архив и библиотека Плеханова; среди реликвий хранится и посмертная маска Г.В.Плеханова, выполненная скульптором Эсфирью Зиновьевой-Дейч, женой соратника Плеханова Л.Г.Дейча.

Памятник Плеханову в Санкт-Петербурге
Памятники: Памятник перед зданием Технологического института в Санкт-Петербурге, Московский просп., 26, Загородный просп., 49 (скульпторы И.Я.Гинцбург, М.Я.Харламов, архитектор Я.Г.Гевирц). Открыт 3 мая 1925 года. Сначала памятник был из гипса, год простоял на Казанской площади. Теперь это ― монументальная бронзовая фигура перед технологическим институтом. Плеханов стоит за кафедрой, одну руку положив на книгу, другую подняв вверх. У основания гранитного пьедестала стоит рабочий со знаменем. Памятник монументального искусства Федерального значения. Объект культурного наследия № 7810080000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида; Бюст на территории усадьбы Плехановых в Плеханове (Липецкая область); Памятный знак работы Игоря Мазура в Плеханове (Липецкая область) 2006 год; Памятник на улице Плеханова в Липецке; С 1918 по 2013 год имя Плеханова значилось на стеле в Александровском саду (последним по счёту).
Учреждения: Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова; Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г. В. Плеханова (технический университет) (до 2011 года); Фонд Плеханова (создан в 2002 году).
Киновоплощения: Олег Фрелих («Степан Халтурин», 1925); Николай Анненков («В начале века», 1961); Сергей Карнович-Валуа («Чрезвычайное поручение», 1965); Константин Худяков («Софья Перовская», 1967); Пол Эддингтон («Падение орлов», 1974); Эрнст Романов («20 декабря», 1981); Регимантас Адомайтис («Раскол», 1993); Дмитрий Воробьёв («Троцкий», 2017).
Сочинения: Сочинения, тома 1-24, Москва - Ленинград, 1923-27; Литературное наследие Г.В.Плеханова, сборник 1-8, Москва, 1934-1940; Группа "Освобождение труда", сборники 1-6, Москва - Ленинград, 1924-1928; Избранные философские произведения, тома 1-5, Москва, 1956-1958; Каталог библиотеки Г.В.Плеханова, выпуски 1-4, Ленинград, 1965; философско-литературное наследие Г.В.Плеханова, тома 1-3, Москва, 1973-1974; Мировую известность Плеханову принесли работы «Социализм и политическая борьба», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «О материалистическом понимании истории», «К вопросу о роли личности в истории», «Основные вопросы марксизма» и другое; Огюстен Тьерри и материалистическое понимание истории; «Наши разногласия» 1885; «К развитию монистического взгляда на историю» 1894; «Beitrage zur Geschichte des Materialismus»; «Н.Г.Чернышевский» и сборники статей «За 20 лет»; «За 20 лет» (сборник статей); «Критика наших критиков» (сборник статей); Скептицизм в философии rar; Об изучении философии rar; К вопросу о роли личности в истории 1898; Анархизм и социализм — Элеонора Маркс писала об удовольствии, доставленном ей этой работой, о том, что она увидела в ней «la férule de mon рèге» (руку своего отца); На два фронта. Сборник политических статей. — 1905; Основные вопросы марксизма. — 1908; Собрание сочинений; Год на родине (том 1, том 2); Литературное наследие. Сборник VIII. Часть 1; Г.В.Плеханов об атеизме и религии в истории общества и культуры. — Москва : Мысль, 1977. — 355 страниц; Группа «Освобождение Труда» (Из архивов Г.В.Плеханова, В.И.Засулич и Л.Г.Дейча). Сборник 1; Первая марксистская организация России — группа «Освобождение Труда». 1883—1903. Документы, статьи, материалы, переписка, воспоминания; Г.В.Плехановъ, «О войне». Прижизненное издание. (В годы Первой мировой войны Г.В.Плеханов выпустил брошюру «О войне», в которой изложил свой взгляд на эпоху империализма, причины и характер войны, на пути выхода из неё, на лозунг «защита Отечества», на классовую борьбу во время войны); «Война и мир». — Москва: Издательство «Единство», 1917. — 30 страниц; История русской общественной мысли : Тома 1-3. — Санкт-Петербург : Мир, 1914—1917; История русской общественной мысли : (1-3 главы из 4 тома) — Посмертное изд. — [Петроград] : Петроградский союз рабочих потребительских обществ, 1918. — 152 страниц; Очерки по истории русской общественной мысли XIX века: [сборник статей] — Петроград : Рабочее кооперативное издательство «Прибой», 1923. — 311 строаниц, лист портретов.
Литература: Аптекман О.В. Георгий Валентинович Плеханов. Из личных воспоминаний. — Ленинград, 1924; Бережанский А.С. Г.В.Плеханов: от народничества — к марксизму / А.С.Бережанский. — Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990. — 208 страниц; Бэрон, Самуэль Х. Г.В.Плеханов — основоположник русского марксизма. — Санкт-Петербург: Издательство РНБ. Дом Плеханова, 1998; Гусаковский М.А. К проблеме человека в философии Г.В.Плеханова; Жуйков Г.С. Группа «Освобождение труда». — Москва Издательство социально-экономической литературы, 1962. — 164 страницы; Жуйков Г.С. Петербургские марксисты и группа «Освобождение труда» / Г.С.Жуйков. — Ленинград.: Лениздат, 1975. — 328 страниц; Иовчук М.Т., Курбатова И.Н.Плеханов / Иовчук, М.Т., Курбатова, И.Н. — Москва: Молодая гвардия, 1977 («ЖЗЛ»); Кирпиченок А. Георгий Валентинович Плеханов — первый русский марксист; Курбатова И.Н. Начало распространения марксизма в России. Литературно-издательская деятельность группы «Освобождение труда» zip / Курбатова, И.Н. — Москва: Мысль, 1983. — 268 страниц; Лелевич Г.Г. Г.В.Плеханов и задачи марксистской литературной критики; Лифшиц М.А. Очерк общественной деятельности и эстетических взглядов Г.В.Плеханова; Осипов В.Д. Подснежник : Повесть о Г.Плеханове. — Москва: Политиздат, 1982. — 528 страниц. — (Пламенные революционеры). — 300 000 экземпляров; Петренко Е., Филимонова Т., Тютюкин С., Чернобаев А. Существовало ли «Завещание»? Полемика с публикаторами «Политического завещания» Георгия Плеханова; Плеханова Р.М. Год на Родине. Два отрывка из воспоминаний — о пребывании Г.В.Плеханова в Териоках; Плеханова Р.М. Из рукописи «Моя жизнь»; Троцкий Л. Беглые мысли о Г.В.Плеханове; Тютюкин С.В. Г.В.Плеханов. Судьба русского марксиста. — Москва: РОССПЭН, 1997. — 376 страниц; Тютюкин С.В. Первая российская революция и Г.В.Плеханов. — Москва: Наука, 1981. — 336 страниц; Узиков Ю. Уфимский мандат Плеханова; Baron S. Plekhanov in Russian history and soviet historiography. — Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1995. — 274 p; Плеханов Г.В. — на сайте «Материалистическая диалектика»; К.Маркс, Ф.Энгельс и революционная Россия, Москва, 1967; Ленин В.И., Полное собрание сочинений, 5-е издание (Справочный том, часть 1, страницы 471-474); Розенталь М., Вопросы эстетики Плеханова, Москва, 1939; Фомина В.А., Философское наследие Г.В.Плеханова, Москва, 1956; Сидоров М.И., Г.В.Плеханов и вопросы истории русской революционно-демократической мысли XIX в., Москва, 1957; Митин М.Б., Историческая роль Г.В.Плеханова в русском и международном рабочем движении, Москва, 1957; Черкашин Д., Эстетические взгляды Г.В.Плеханова, Харьков, 1959; Иовчук М.Т., Г.В.Плеханов и его труды по истории философии, Москва, 1960; Чагин Б.А., Г.В.Плеханов и его роль в развитии марксистской философии, Москва - Ленинград, 1963; Чагин Б.А., Курбатова И.Н., Плеханов, Москва, 1973.
[480x700]
1856
Пауль Саразин (немецкое имя — Sarasin; полное имя — Пауль Бенедикт Саразин, Paul Benedict Sarasin)
швейцарский путешественник и ученый. Родился в Базеле. Путешествуя совместно двоюродным братом Карлом Фридрихом по островам Шри-Ланка (Цейлон) и Сулавеси (Целебес), исследовал также остров Новая Каледония, острова Луайоте (Лоялти) и Таиланд. Собрали и обработали богатый естественнонаучный и этнографический материал. В изданных братьями многотомных описаниях их путешествий содержатся разносторонние сведения о природе и населении этих стран. Умер 7 апреля 1929 года.
Сочинения: Ergebnisse naturwissenschaftlicher Forschungen auf Ceylon, Bd 1—4, Wiesbaden, 1887—1908: Materialen zur Naturgeschichte der Insel Celebes, Bd 1—5, Wiesbaden, 1898—1906; Neu-Caledonien und die Loyalty Insein, Basel, 1917.
1857
Родольфо Амоедо (португальское имя — Rodolfo Amoedo)
бразильский художник, дизайнер и декоратор, член Бразильской академии литературы. Родился в Салвадор, Баия, Бразилия. Интерес к искусству живописи у Родольфо Амоедо возник, когда друг их семьи предложил ему сделать эскиз несуществующего театра в Сан-Педро. В 1873 году Родольфо Амоедо поступил учиться в лицей искусств «Liceu de Artes e Ofícios do Rio de Janeiro», где учился Виктор Мейреллеш. На следующий год он перешёл в учебное заведение Imperial de Belas Artes, Его преподавателями были Жоао Зеферино да Коста, Агостиньо Жозе Да Мота и скульптор Франсиско Мануэль Чавес Пиньейру (João Zeferino da Costa, Agostinho José da Mota и Francisco Manuel Chaves Pinheiro.). В 1878 году его картина «Жертвоприношение Авеля» дала ему право поездки в Европу с обучением там живописи и наличием права на стипендию.

Родольфо Амоедо. «Автопортрет»
С 1879 по 1887 год Родольфо Амоедо жил и учился в Париже. Вначале учился в Академии Джулиана, но потом в 1880 году поступил в школу изящных искусств, где учился под руководством Александра Кабане, Поля Бодри и Пюви де Шаванна (Alexandre Cabanel, Paul Baudry и Puvis de Chavannes). С 1882 по 1884 год он участвовал в салоне своими картинами на библейские и мифологические темы. По возвращении в Рио-де-Жанейро в 1888 году он был назначен в академических кругах почётным профессором, но на самом деле преподавал живопись в Политехнической школе. Здесь же была проведена его первая персональная выставка. В 1908 году Родольфо Амоедо завоевал золотую медаль на выставке «Exposição Nacional Comemorativa do 1º Centenário da Abertura dos Portos do Brasil» Позже он стал профессором Escola Nacional de Belas Artes (ENBA), где учил студентов технике живописи (темпера, энкаустика, акварель и т. д.). Несколько раз был заместителя директора учебного заведения — Бразильской академии. В дополнение к его холстам, он разрисовывал стены Федерального верховного суда Бразилии в 1909 году, Библиотеку Насьонал и муниципальный театр Рио-де-Жанейро — в 1916 году. Два года спустя в училище живописи ему было присвоено звание «Second Chair», которое он занимал до 1934 года. Среди его самых известных учеников были братья Arthur Timótheo da Costa и João Timóteo da Costa, Lucílio de Albuquerque, Eliseu Visconti и Cândido Portinari. Художник скончался в бедности в Рио-де-Жанейро 31 мая 1941 года. Его друзьям пришлось помогать вдове заплатить за похороны. Картины Родольфо Амоедо хранятся в Национальном музее изобразительных искусств в Рио-де-Жанейро.
Картины:
«Портрет женщины» (1892)
«Последние» (1883)
«Marabá» (1882)
«Повествование» (1887)

«Роспись дворца Pedro Ernesto»
Литература: C. Calza et al.: Analysis of paintings from the 19th century Brazilian painter Rodolfo Amoedo using EDXRF portable system. In: X-Ray Spectrometry. #38 (2009), Vol.4, ISSN 0049-8246
1859
Иосиф (Осип Иларионович) Нусбаум-Гиларович (польское имя — Józef Nusbaum-Hilarowicz)
польский естествоиспытатель, зоолог, эволюционист и популяризатор идеи эволюции, профессор, доктор наук, основатель Львовской научной зоологической школы. Родился в Варшаве, в еврейской семье, сын Гилярия Нусбаума. В 1878 году окончил варшавскую классическую гимназию. В том же году поступил на отделение естествознания физико-математического факультета Императорского Варшавского университета, который окончил в 1881 году. В 1886 году в Новороссийском университете под руководством И.И.Мечникова и А.О.Ковалевского, получил степень магистра зоологии и сравнительной анатомии. С 1888 году — доктор философии в области зоологии и сравнительной анатомии Варшавского университета. В 1891 году прошëл процедуру хабилитации на факультете философии Львовского университета им. Яна Казимира в области сравнительной анатомии и эмбриологии. В 1892 году эмигрировал во Львов, который находился тогда под властью Австро-Венгрии и занял должность приват-доцента кафедры сравнительной анатомии и эмбриологии львовского университета. Работал под руководством профессора Б.И.Дыбовского. После ухода Дыбовского на пенсию из-за конфликта с руководством университета, вызванным его приверженностью теории Дарвина, в 1906 г. И. Нусбаум отказался от должности в академии ветеринарной медицины и стал руководителем кафедры зоологии и сравнительной анатомии философского факультета львовского университета, в качестве действительного ординарного профессора. В 1907 г. принял крещение и сменил фамилию на Нусбаум—Гиларович.
Научная деятельность
Под руководством И.Нусбаума—Гиларовича университетская кафедра со временем стала одним из самых современных академических зоологических научных центров Европы. В созданной им львовской научной школе было воспитано более 40 учëных-зоологов, 16 из которых, заняли впоследствии должности профессоров в различных научных центрах и высших школах Европы. Перу И.Нусбаума—Гиларовича принадлежит около 250 специальных трудов в области анатомии, эволюционизма, эмбриологии, гистологии. Им создано несколько университетских учебников. Известностью пользуется его руководство к изучению зоологии. Учëный писал много также на русском языке, преимущественно, в «Варшавских Университетских Известиях», перевëл на польский язык сочинения Дарвина.
Внëс значительный вклад в организацию и деятельность польского нелегального, так называемого, «летающего университета». Умер во Львове, Австро-Венгрия, 17 марта 1917 года.
Похоронен на Лычаковском кладбище во Львове.
Память: В 1936 г. во Львове одна из улиц в районе Профессорской колонии была названа в честь учëного Нусбаума-Гиларовича.
Избранная библиография: Zasady ogólne nauki o rozwoju zwierząt (embryologia). (1887); Przyczynek do embryologii maika (Meloë proscarabaeus, Marscham). (1891); Zasady anatomii porównawczej. (1899); Z zagadnień biologii i filozofii przyrody. (1899); Szkice i odczyty z dziedziny biologii. (1900); Zasady anatomii porównawczej. T. 2, Anatomia porównawcza zwierząt kręgowych. (1903); Idea ewolucji w biologii. (1910); Rozwój świata zwierzęcego (1912—1913); Szlakami wiedzy: odczyty dla wykształconego ogółu o zagadnieniach biologii współczesnej : z portretem autora, ośmioma tablicami i licznymi rysunkami w tekście. (1904); Pamiętniki przyrodnika: autobiografja. (1921).
Источники: Нусбаум, Осип Илларионович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Нусбаум, Иосиф (Осип Иларионович) // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — Санкт-Петербург, 1908—1913; Stanisław Feliksiak (red.) Słownik biologów polskich. Państwowe Wydawnictwo Naukowe, Warszawa 1987, 395-396. ISBN 83-01-00656-0.
[539x700]
1859
Николай Иванович Тезяков
русский земский санитарный врач, один из организаторов советского здравоохранения. Непосредственный помощник Н.А.Семашко. Родился в селе Верхние Серги, ныне Свердловской области, в семье крепостного служащего. Отец его работал на Верхнесергинском заводе. Начальное образование мальчик получил в Верхнесергинской земской школе. В 1871-1879 годах Николай Иванович окончил Екатеринбургскую гимназию. В эти годы он принимал активное участие в народническом студенческом движении. 1879-1884 г.г. прошли в стенах Казанского университета. Николай Иванович, как студент принимал активное участие и был организатором студенческой сходки в декабре 1882 г., за что наказан полицией и занесен в списки «Неблагонадежных». В 1884 окончил медицинский факультет Казанского университета. На протяжении своей многолетней земской врачебной деятельности Николай Иванович Тезяков работал в Пермской (1884-1889 г.г.), Херсонской (1889-1896 г.г.), Саратовской (1903 г.) губерниях, а его большой опыт и знания получили общественное признание и высокую оценку. Николай Иванович Тезяков, как военный врач участвовал в русско-японской и первой мировой войнах в должности начальника санитарной части Казанского фронта. Важное значение в оценке деятельности Николая Ивановича имеет его труд «Сельскохозяйственные рабочие и организация за ними санитарного надзора». Эта работа положительно оценена Владимиром Ильичом Лениным в классической работе «Развитие капитализма в России». Большую роль Николай Иванович сыграл в деле строительства здравоохранения СССР с 1918-1925 г.г., а нарком здравоохранения Н.А.Семашко очень ценил его как помощника и соратника. Руководил санитарными организациями в Пермской, Херсонской, Воронежской и Саратовской губерниях. С 1920 заведующий отделом лечебных местностей, с 1923 заместитель начальника Главного курортного управления Наркомздрава РСФСР. 21 июля 1923 г. Николаю Ивановичу Тезякову присвоено звание «Героя труда на фронте здравоохранения». В декабре 1923 г. в знак признания значительных заслуг Николая Ивановича имя Тезякова присвоено санаторию в городе Геленджик и санаторию «Нижние Серги». Основные труды по проблемам детской смертности, демографии, социальных болезней и по др. вопросам земской медицины и советского здравоохранения. Работу Тезякова "Сельскохозяйственные рабочие и организация за ними санитарного надзора в Херсонской губернии" (1896) использовал и положительно оценил В.И.Ленин в труде "Развитие капитализма в России". Скоропостижно скончался в Москве 2 января 1925 года. Н.А.Семашко так охарактеризовал деятельность этого выдающегося человека: «Умер прекрасный товарищ, кристальной честности человек, друг коммунизма. Пусть его жизнь послужит примером молодежи». Николаю Ивановичу Тезякову принадлежит свыше 250 печатных работ по различным вопросам охраны здоровья, которые представляют собой научный и практический интерес.
Литература: Идельчик Х.И., Н.И.Тезяков и его роль в развитии земской медицины и строительстве советского здравоохранения, Москва, 1960 (литература).