• Авторизация


11 декабря родились... 11-12-2025 04:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[522x700]
1806
Герман Вильгельмович (иногда Васильевич) Абих (немецкое имя — Otto Wilhelm Hermann von Abich, Отто Вильгельм Герман фон Абих)
немецкий геолог, естествоиспытатель и путешественник; один из основоположников геологического изучения Кавказа. Изучал ледники, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа и Ирана. Академик Санкт-Петербургской академии наук (1853). По словам С.Венгерова, Г.Абих «создал геологию Кавказа, до него почти неразработанную». Родился в Берлине. По происхождению немец. Отец был горным советником, мать — дочерью химика М.Клапрота и сестрой путешественника и востоковеда Ю.Клапрота. Окончив курс а брауншвейгской гимназии, изучал естественные науки в Берлинском университете (у А.Гумбольдта — старого друга родителей, К.Риттера, Л.Буха). Окончил университет в 1831 году со степенью доктора философии за диссертацию De Spinello, опубликованную в том же году. В 1833—1834 годах изучал вулканические области Италии. Не однажды подвергая жизнь опасности, произвёл исследования и наблюдения извержений Везувия, Стромболи и Этны. По результатам экспедиций издал два отчёта, в которых, помимо дара с необыкновенной точностью производить наблюдения, Абих проявил ещё замечательное умение графически изображать геологические явления природы. В 1842 году переехал в Россию и был назначен профессором минералогии университета в Дерпте. В 1854 году причислен к Корпусу горных инженеров и поселился на Кавказе. В 1866 году избран почётным членом Академии. В 1859 году в Тифлисе изучал метеорит Ставрополь. В 1877 году вместе с женой, дочерью академика Г.Гесса переехал в Вену, и здесь, несмотря на преклонные годы, ревностно принялся за сведение в одно целое своих тридцатилетних наблюдений. Результатом явились две части напечатанных в 1882 году в Вене «Geologische Forschungen in den Caucasischen Landern» с огромным к ним атласом карт. Третья и четвёртая части этого сочинения были закончены, но в печати престарелому автору уже не суждено было их увидеть. Он скончался в Граце (Австро-Венгрия) 1 июля 1886 года. За три недели до смерти Абих написал завещание, в котором просил, чтобы тело его было перевезено в Готу для сожжения, а пепел развеян на могиле матери в Кобленце. Большую часть времени своего пребывания в России Абих провёл в постоянных научных путешествиях по странам Кавказа, в горах Армении, в Северной Персии с целью метеорологических и гипсометрических наблюдений, а также исследования строения почвы, минеральных богатств, физической географии, этнографии и истории этих областей. Абих так неутомимо действовал на поприще изучения Кавказа и прилегающих к нему стран, а исследования его настолько выделялись своими научными достоинствами, что в 1853 году он был избран ординарным академиком Санкт-Петербургской академии науке за труды по ориктогнозии и химии минералов. Одним из первых поставил химические проблемы в петрографии и указал на значение полевых шпатов для изверженных пород. Основные труды: «Erläuternde Abbildungen von geologischer Erscheinungen, beobachtet am Vesuv und Aetna 1833 und 1834» (Берлин, 1837) (переведено на французский язык); «Beschreibung zweiter Apparate zur Beschtimmung der Dampfe der Fumarolen und der in Mineralwassern enthald. Kolensshaure» (Pogg. Anal., XLII, 5); «Beitrage zur Kenntniss des Feldspats» (Pogg. Anal., L); «Ueber Anorthit, Pseudo-Albit Periklinetc» (Pogg. Anal., L, 1); «Ueber die Natur und den Zusammenhang der vulkanischen Bildungen» (Брауншвейг, 1841); «Ueber die geologische Natur des armenischen Hochlandes» (Дерпт, 1843); «Sur les ruines d'Ani» 1845; «Ueber Natronseen auf der Araxes-Ebene» (1846); «Geologische Skizzen aus Transcaucasien» (1846); «Einige Notizen uber die Orographie von Dagestan» (1847); «Auszug aus einem Briefe an I. Fritzsche» (1847); «Meteorologische Stationen in Transcaucasien und erste in denselben erhaltene Resultate» (1848); «Die Besteigung des Ararat am 29/Iuli 1845» (1849); «Meteorologische Beobachtungen im Transcaucasien» (1850); «Ueber die Soda der Araxes-Ebene in Armenien» (1850); «Ueber einen in der Nahe von Tula stattgefundenen Erdfall» (1854); «Sur les derniers tremblements de terre dans la Perse septentrionale et dans le Caucase» (1855); Ueber ein schwefelreiches Tufgestein in der Thalebene von Dyadin (1855); «Vergleichende chemische Untersuchungen der Wasser des Caspischen Meeres, Urmia und Van See's» (1856); «Tremblement du terre observe a Tebriz en septembre» (1856); «Ueber das Steinsalz und seine geologische Stellung im russischen Armenien» (1857); «Ueber die neue geologische Karte von Europa von Andre Dumont» (1857); «Vergleichende geologische Grundzuge der Kaukasischen, Armenischen und Nordpersischen Gebirge. Prodromus einer Geolgie der Kaukasischen Lander»; «Ueber die Erscheinungen brennenden Gases im Krater Vesuvs im Iuli 1857» (1858); «Ueber Manganerze in Transcaucasien» (1858); «Beitrage zur Palaontologie des asiatischen Russlands» (1859); «Bericht an die physikalisch-mathematische Classe der Kaiserlische Akademie der Wissenschaften» (1859); «Aus einem Briefe an den bestandigen Secretar» (1859); «Extrait d'une lettre a M.Baer» (1859); «Ueber einen bei Stawropol gefallenen Meteorstein» (1860); «Extrait d'une lettre a M. Fritzsche sur un voyage au Dagestan» (1860); «Sur la structure et la geologie du Daghestan» (1862); «Ueber eine im Caspischen Meere ersch enene Insel nebst Beitragen zur Kenntniss der Schlammvulkane der caspischen Region» (1863); «Einleitende Grundzuge der Geologie der Halbinseln Kertsch und Taman» (1865); «Beitrage zur geol. Kenntniss der Thermalquellen in Kaukasischen Landern» (Tiflis, 1865, 595 страниц); «Zur Geologie des Sudostlichen Kaukasus» (1866); Отчёт по исследованию месторождений нефти в Закавказском крае и на Таманском полуострове (Тифлис, 1867, 56 страниц); «Ueber das Vorkommen des brenbaren Kohlenwasserstoff in den Gasgemengen der Kaukasischen Thermen» (1867); «Geologische Beobachtungen auf Reisen in den Gebirgsländern zwischen Kur u. Araxes» (Санкт-Петербург, 1868); «Geologische-Eorschungen in den kaukas. Ländern» (I том, Вена, 1878); «Ueber krystallinischen Hagel im unteren Kaukasus» (Вена, 1879); Геология Армянского нагорья. Западная часть…, [б. м.], 1899. В честь Г.В.Абиха были названы: Абихит — минерал арсенохальцит — мышьяково-кислая окись меди.Ископаемые животные:Aralocardia abichiana Romanowsky, 1890 — двустворчатый моллюск, средний палеоген Средней Азии; Cyprina abichi Katscharava, 1952 — двустворчатый моллюск, средний палеоген Грузии; Inoceramus abichi Djanelidze, 1942 — двустворчатый моллюск, верхний мел Грузии; Trigonia abichi Anthula, 1899 — двустворчатый моллюск, нижний мел Кавказа; Venerupis abichi Andrussow, 1885 — двустворчатый моллюск, неоген Грузии; Acanthohoplites abichi Anthula, 1899 — головоногий моллюск, нижний мел Северного Кавказа, Туркмении; Cicatrites abichi Anthula, 1899 — головоногий моллюск, нижний мел Кавказа; Partschiceras abichi Uhlig, 1892 — головоногий моллюск, средняя юра Кавказа. В Музее землеведения МГУ (на 24 этаже Главного здания) установлен бюст Г.В.Абиха. Литература: Венгеров С.А. Абих, Герман Вильгельмович // Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней) — Санкт-Петербург: Семеновская Типо-Литография (И.Ефрона), 1889. — Том I. Выпуски 1—21. Абих. — Страницы 8—11; Богачёв В.В. Герман-Вильгельм (Герман Васильевич) Абих // Труды Геологического института Азербайджанского филиала Академии Наук СССР. — 1939. — Том 12/63; Галкин А.И. Геологу нужна планета: Исполнилось 200 лет со дня рождения Германа Абиха — немца, подарившего России знания о нефтяных «складах» // Форум. 2007. № 1 (53) январь. Страница 18.

Friedrich_Brauell (506x700, 195Kb)
1807
Фридрих Август Брауэль (немецкое имя — Friedrich Brauell August)
немецкий учёный, ветеринар, профессор, доктор медицины, философии. Родился в Веймаре. Сын веймарского придворного врача, изучал ветеринарную медицину в Йенском университете имени Фридриха Шиллера и в Берлинском университете имени Гумбольдта. В 1834 году он получил степень доктора философии в Эрлангенском университете. В 1837 году он прибыл в Россию и по экзамену удостоился звания ветеринарного врача. 11 февраля 1834 года назначен исполняющим должность адъюнкта в Виленскую медико-хирургическую академию. 6 ноября 1841 года по рекомендации начальства Виленской медико-хирургической академии определен в Казанский университет исполняющим должность адъюнкта по кафедре ветеринарных наук. Признанный Санкт-Петербургской медико-хирургической академией в 1843 году старшим ветеринарным врачом, 12 января 1845 года утвержден в звании адъюнкта, а 17 сентября 1846 года исполняющий должность экстраординарного профессора. 3 мая 1848 года перемещен в Дерптское ветеринарное училище в качестве профессора ветеринарного института. Оставался в этой должности до 1866 года. Независимо от других авторов впервые обнаружил возбудителя сибирской язвы в крови человека и обратил внимание на причинную роль микробов в возникновении болезни. Экспериментально доказал восприимчивость к этой болезни разных видов животных. Вернулся в Германию в 1868. Скончался в Лейпциге 10 декабря 1882 года. Труды: De Acidi Osmici in homines et animalia effectu commentatio physiologica, Kasan 1849; Das Wachsthum der Hufwand. Zum 50jährigen Jubelfeste der Kaiserlichen Dorpater Universität, Dorpat 1852; Neue Untersuchungen betreffend die pathologische Anatomie der Rinderpest, Dorpat 1862. Источники: Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета : За сто лет (1804-1904) : В 2 частях / Под редакцией заслуженного ординарного профессора Н.П.Загоскина. Часть 1, страницы 142-143.

[483x699]
1810
Луи Шарль Альфред Де Мюссе (французское имя — Louis Charles Alfred de Musset)
французский поэт, драматург и прозаик, один из крупнейших представителей позднего романтизма. Мюссе родился в Париже, происходил из знатного, но обедневшего рода (в XVI веке один из его предков женился на Кассандре, музе Ронсара). С детства обнаруживал крайнюю нервность, доводившую его до припадков. В возрасте девяти лет поступил в колледж Генриха IV. Он изучал сначала юриспруденцию, потом медицину, но скоро бросил занятия и отказался от всякой профессии. Старший брат Альфреда — Поль-Эдм также занимался литературой. Первые стихотворения Мюссе написаны под влиянием романтического общества «Сенакль» («cénacle»), в котором царствовали тогда Гюго, Виньи, Сент-Бев, Шарль Нодье и братья Дешан. Но влияние романтической школы было преходящим в творчестве Мюссе. Он заплатил дань увлечению Испанией условной живописностью шёлковых лестниц и потаенных входов в «Don Paez» и «Contes d’Espagne et d’ltalie», но вскоре стал позволять себе иронические выходки против романтиков («Ballade à la lune») и окончательно порвал со своими первыми учителями в «Pensées secrètes de Raphaël». После романтического периода наступил второй, отмеченный разочарованностью и скептицизмом: к нему относятся драматические поэмы: «La Coupe et les lèvres» и «A quoi rêvent les jeunes filles», а также «Namouna». В первой из этих пьес намечена любимая идея Мюссе, что разврат бесповоротно губит душу и делает невозможным возвращение к чистоте юношеских чувств; в «Namouna» сказывается легкомысленная философия разочарованного светского жуира, очень остроумная и блестящая; «A quoi rêvent les jeunes filles» — поэтический «marivaudage», где лёгкая скептическая улыбка автора придаёт грустный оттенок наивной поэзии сюжета. Характер поэзии Мюссе совершенно меняется в третьем периоде его творчества, когда, после легкомысленного разгула первой юности, он узнает первую глубокую любовь, сделавшуюся роковой для всей его жизни.
George_Sand_by_De_Musset (583x700, 245Kb)
Жорж Санд. Портрет работы А. де Мюссе. 1833.
В июне 1833 года он встретился впервые с Жорж Санд и полюбил её, невзирая на семилетнюю разницу в возрасте. Дарование его вполне окрепло под влиянием страдания и страсти. Во всех документах, относящихся к истории этой связи, рисуется неровность характера Мюссе, его капризы, припадки ревности, чередующиеся с периодами обожания; но главная причина печальной развязки любовной драмы заключается в том взвинчивании своих чувств на недосягаемую высоту, которым оба были постоянно заняты. Их связь длилась полтора года; в конце концов Жорж Санд, утомленная нервными припадками писателя, оставила Мюссе ради его лечащего врача Паджелло. Окончательный разрыв произошел в 1835 году и крайне тяжело переживался писателем: тем не менее, он меняет возлюбленных, на одной из которых — Эме Д'Альтон — безуспешно пытается жениться в 1837 году. 1838 год ознаменовал собой начало трудной в материальном отношении полосы в жизни писателя. Он работает библиотекарем в министерстве внутренних дел, вступает в связь с известной актрисой Рашель. Мюссе продолжал томиться жаждой неземных ощущений и всю жизнь не мог излечиться от своей amour-passion. Вся дальнейшая поэзия Мюссе отражает ощущения его разбитой любви: «Rolla», «Les Nuits», «Lettre a Lamartine», роман «Исповедь сына века» (Confession d’un enfant du siècle, 1836), все драмы проникнуты личными настроениями, придающими творчеству Мюссе обаяние искренности. Непосредственность передачи ощущений обусловливает другое свойство поэзии Мюссе: он рисует всегда себя, и та двойственность, которая проникала все его существо, отразилась и в его поэзии. Он был страстным обожателем чистой любви, но, раз окунувшись в волны порока, ища забвения, не мог смыть с души пятна позора, падал все ниже, поднимаясь все выше мечтами. Таковы же все его герои: власть разврата над душой человека — постоянная тема всех его драматических произведений, из которых особенного внимания заслуживают «Lorenzaccio», «Caprices de Marianne», «Fantasio», «On ne badine pas avec l’amour» и др. Действие держится в них большей частью на границе идиллического и трагического; под прикрытием легкого юмора, Мюссе затрагивает самые тонкие струны душевной жизни. Грация диалога и поэтичность отдельных женских фигур отводят этим утонченным психологическим анализам совсем особое место среди пьес нового французского театра. Отчаяние раздвоенной души выражено с необычайной силой и страстностью в «Rolla». В душе самого Мюссе жили два человека, которых он изображает или двумя (как в «Caprices de Marianne»), или в одном лице циника-самоубийцы, полного презрения к себе. Ту же двойственность своего «я» Мюссе рисует и в «Nuit de décembre».
[636x700]
Он внес в французскую поэзию струю индивидуализма, сказавшуюся в умении обнажать страдания души. В противоположность другим современным ему французским поэтам, Мюссе не отличается блеском и колоритностью стиха и богатством рифмы. Стих его в общем бледный, незвучный, но временами он поднимается на высоту истинной поэзии и выливается в вдохновенной, глубоко поэтичной форме. Таков знаменитый конец «Nuit de mai», где идет речь о самоотвержении пеликана, таковы стансы «Lucie», отдельные эпизоды в «Lettre à Lamartine», «Souvenir» и некоторые мелкие стихотворения. Внутреннее содержание поэзии Мюссе имеет ещё большее значение: он отразил сложность и противоречивость душевной жизни современного человека, отразил её глубоко и правдиво, будучи сам настоящим enfant du siecle; поэтому он нам так близок и понятен со своими переходами от высшего идеализма к воспеванию мимолетных удовольствий, со своей смесью пессимизма, цинизма и безграничной нежности души. Эта близость к душевной жизни своего века сделала Мюссе одним из тех любимых поэтов, которых не только читают, но много раз перечитывают и знают наизусть. В 1840 серьезно заболевает (возможно, его болезнь была связана с перенесённым в молодые годы сифилисом). К галлюцинациям, которые сопровождали его на протяжении всей его жизни, добавляется глухота и постоянное злоупотребление спиртным. После 1844 года де Мюссе практически отходит от литературного творчества. Правда, в 1847 году его пьесы с успехом ставятся в Комеди Франсез. В 1852 году его избирают членом Французской Академии. «В 1853 Мюссе написал, но не решился напечатать стихотворение «Сон Августа», где прославлял Наполеона III и декабрьский переворот». Поэт скончался во сне от поздних осложнений сифилисa 2 мая 1857 года.
Paris_Tombe_Musset_2013 (502x700, 552Kb)
Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез. Надгробный памятник выполнил его друг, скульптор Жан-Огюст Барр.
Первые стихотворения Мюссе написаны под влиянием романтического общества «Сенакль» («Cénacle»), куда входили Гюго, Виньи, Сент-Бев, Шарль Нодье и братья Дешан. Уже в драматической поэме «Дон Паэс» (1828) есть безумная страсть, тяжелейшее разочарование, страшная месть. А в стихотворной драме «Каштаны из огня» (1829) те же мотивы иронически обрабатываются: страсти преобразуются в страстишки и даже страшная месть не очень-то страшна. Ироническое начало сильно выражено в сборнике «Сказки Италии и Испании» (1829), заслужившем одобрение со стороны Пушкина. В 1830 года де Мюссе создает свои первые драматические произведения, из которых была поставлена только «Венецианская ночь»; постановка обернулась полным провалом. Итальянские и испанские сказки отличаются, как уже мы сказали, живостию необыкновенной. Из них «Porcia», кажется, имеет более всего достоинства: сцена ночного свидания; картина ревнивца, поседевшего вдруг; разговор двух любовников на море — все это прелесть. Драматический очерк «Les marrons du feu» обещает Франции романтического трагика. А в повести «Mardoche» Musset первый из французских поэтов умел схватить тон Байрона в его шуточных произведениях, что вовсе не шутка. В 1832 г. де Мюссе выпустил сборник под символичным названием «Спектакль в кресле», куда вошли две стихотворных драматических поэмы «Уста и чаша» и «О чём мечтают девушки», а также поэма «Намуна». Свою эстетическую позицию автор обосновал во введении к сборнику. Эти произведения характеризуются демонстративной аполитичностью, но за их кажущимся легкомыслием (в «Намуне» представлен тип современного Дон Жуана) скрывается поиск не только женского, но и высокого жизненного идеала, духовной истины. Дальнейшие произведения Мюссе во многом отражают ощущения его разбитой любви: поэма «Ролла» (1833), поэтический цикл «Ночи» (1836), роман «Исповедь сына века» (Confession d’un enfant du siècle, 1836). Непосредственность передачи ощущений обусловливает другое свойство поэзии Мюссе: он рисует всегда себя, и та двойственность, которая проникала все его существо, отразилась и в его поэзии. Он был страстным обожателем чистой любви, но, раз окунувшись в волны порока, ища забвения, не мог смыть с души пятна позора, падал все ниже, поднимаясь все выше мечтами. Таковы же все его герои: власть разврата над душой человека — постоянная тема всех его драматических произведений, из которых особенного внимания заслуживают «Прихоти Марианны» (1833), «Лоренцаччо» (1834), «Фантазио», «С любовью не шутят» (1834) и др. «Для „Лоренцаччо“ существенен широкий, национальный, чисто шекспировский масштаб сцены и событий»; в центре пьесы историческое событие попытка поднять восстание против флорентийского герцога Алессандро Медичи. Отчаяние раздвоенной души выражено с необычайной силой и страстностью в пьесе «Ролла». В душе самого Мюссе жили два человека, которых он изображает или двумя (как в «Прихотях Марианны»), или в одном лице циника-самоубийцы, полного презрения к себе. Ту же двойственность своего «я» Мюссе рисует и в «Декабрьской ночи». Он внёс во французскую поэзию струю индивидуализма, сказавшуюся в умении обнажать страдания души. В противоположность другим современным ему французским поэтам, Мюссе не отличается блеском и колоритностью стиха и богатством рифмы. Стих его в общем бледный, незвучный, но временами он поднимается на высоту истинной поэзии и выливается во вдохновенной, глубоко поэтичной форме. Таков знаменитый конец «Майской ночи», таковы стансы «Люси», отдельные эпизоды в «Письме к Ламартину», «Воспоминание» и некоторые мелкие стихотворения. Сочинения: A ma mère 1824; A Mademoiselle Zoé le Douairin 1826; Un rêve, L’Anglais mangeur d’opium 1828; Premières poésies 1829; Contes d’Espagne et d’Italie, La quittance du diable, Une nuit vénitienne 1830; La coupe et les lèvres, Namouna 1831; Spectacle dans un fauteuil, A quoi rêvent les jeunes filles 1832; Lorenzaccio, Les caprices de Marianne, Rolla, André del Sarto, Gamiani ou Deux nuits d’excès 1833; Fantasio. On ne badine pas avec l’amour, Perdican, Camille et Perdican 1834; La quenouille de Barberine, La Nuit de mai, La nuit de décembre. Le Chandelier 1835; Il ne faut jurer de rien, Lettre à M. de Lamartine, Faire sans dire, La nuit d’août. La confession d’un enfant du siècle, 2 vol. Poésies complètes 1836; Chanson de Barberine 1836; Un caprice, La nuit d’octobre, À la Malibran, Emmeline, Les deux maîtresses. Lettres à Dupuis et Cotonet 1837; Le fils du Titien, Frédéric et Bernerette, L’espoir en Dieu. Dupont et Durand. Margot 1838; Croisilles 1839; Les deux maîtresses, Tristesse, Une soirée perdue 1840; Souvenir, Nouvelles («Emmeline», «Le fils du Titien», «Croisilles», «Margot») 1841; Le voyage où il vous plaira, Sur la paresse, Histoire d’un merle blanc, Après une lecture 1842; Pierre et Camille, Le secret de Javotte, Les frères Van Bruck 1844; Il faut qu’une porte soit ouverte ou fermée, Mademoiselle Mimi Pinson 1845; Nouvelles («Pierre et Camille», «Le secret de Javotte») 1848; Louison. L’Habit vert, On ne saurait penser à tout 1849; Poésies nouvelles, Carmosine 1850; Bettine, Faustine 1851; Publication des Premières Poésies (entre 1829 et 1835) et des Poésies Nouvelles de 1836 à 1852) 1852; La mouche 1853; Contes 1854; Théatre complet. — P.: Gallimard. — 1990. В русском переводе: Избранные произведения, тома 1—2, Москва, 1957; Исповедь сына века. Новеллы. Ленинград, 1970. Избранная библиография: Le romantisme d’Alfred de Musset. — P.: Hachette, 1978. — 700 p; Lainey, Yves. Musset ou La difficulté d’aimer. — P.: SEDES, 1978. — 338 p; Chovelon, Bernadette. «Dans Venise la rouge»: les amours de George Sand et Musset. — P. : Payot, 1999. — 177 p; Heyvaert, Alain. L’esthétique de Musset. — P.: SEDES, 1996. — 342 p; Lestringant, Frank. Alfred de Musset. — P.: Flammarion, 1998. — 799 p; Vircondelet, Alain. Une passion à Venise: Sand et Musset, la légende et la vérité. — P.: Plon, 2004. — 218 p; Ponzetto, Valentina. Musset ou La nostalgie libertine. — Genève: Droz, 2007. — 401 p; Charton, Ariane. Alfred de Musset. — P.: Gallimard, 2010. — 323 p; Трескунов М. Альфред де Мюссе // Мюссе, Альфред де. Избранное. — Москва, ТЕРРА, 1997. — Страницы 5—34. Имя Мюссе фигурирует в клинике внутренних болезней. Известен такой термин, как симптом Мюссе, то есть ритмичное покачивание головы, синхронное с пульсом. Симптом Мюссе встречается при недостаточности аортального клапана. Всё дело в том, что сам поэт страдал подобным пороком сердца, развившимся у него, как осложнение сифилитического аортита, и у него наблюдалось аналогичное покачивание головы. Анонимно опубликованный в 1833 году эротический роман «Гамиани» (Gamiani, ou deux nuits d'excès, par Alcide, baron de M***) в настоящее время определенно приписывается перу Альфреда де Мюссе. Русский перевод книги выходил в 1993, 1995 и 2007 г.

1815
Алексей Алексеевич Леонов
русский поэт, писатель, публицист, лексикограф, журналист и собиратель песенного фольклора. Алексей Леонов родился в Новочеркасске, в семье сотника Войска Донского. По окончании гимназии поступил в Харьковский университет; в 1835 году был оттуда исключён «за явное ослушание против начальства и уклонение от исполнения обязанностей», но в дальнейшем был восстановлен как стипендиат Войска Донского и окончил обучение в 1840 году. Алексей Леонов явно обнаруживает дарование к поэзии. В 1839 году в Харькове выходит его первый сборник стихов. Критик В.Белинский сразу обратил на него внимание: «Стихотворения г. Леонова приятно изумили нас: вместо обыкновенной в наше время стихотворной галиматьи мы увидели в них если далеко не художественность, то местами теплое, неподдельное чувство, местами прекрасные стихи, обнаруживающие решительный в авторе талант к поэзии». Окончив университет, Леонов был направлен в станицу Нижнечирскую Войска Донского (Суровикинский район), где преподавал историю и географию в окружном училище. К этому времени относится начало его увлечения донскими традициями, историей и фольклором, которое он пронёс через всю жизнь и благодаря которому были сохранены многочисленные архивные документы периода 1719—1778 годов. Позже был переведён в Новочеркасск, где был учителем немецкого и французского языков в окружном училище, а также преподавал в Мариинском Донском институте. Проходя военную службу, Леонов состоял в статистическом комитете области Войска Донского. Его глубокие знания казачьих традиций обеспечили ему также место в высочайше утверждённом комитете для составления проекта о земских учреждениях в Войске Донском. Отстаивал исторические казачьи привилегии. Произведён в полковники в 1864 году, в отставку вышел в 1869 году. Скончался в 1882 году в Новочеркасске, где провёл последние годы жизни. Ещё в студенческие годы, в 1839 году, в Харькове вышел дебютный сборник «Стихотворения Алексея Леонова. 1834—1838», среди прочего, обративший на себя внимание Белинского. Критик писал: «...вместо обыкновенной в наше время стихотворной галиматьи, мы увидели если не художественность, то местами теплое неподдельное чувство, местами прекрасные стихи, обнаруживающие в авторе решительный талант к поэзии. Если Леонов еще очень молодой человек, то из него некогда может развиться примечательное дарование...»

Здравствуй, милая казачка!
Черноглазая, постой!
Очарован, околдован
Я твоею красотой.
Что ж ты, ангел, застыдилась,
В шубку спрятала лицо.
Подожди! Взгляни умильно!
Молви нежное словцо!
Дай свою пожать мне ручку!
Дай хоть раз поцеловать!
И за то казачью душу
Я готов тебе отдать!

Но вскоре Алексей Леонов с грустью покидает полюбившейся ему этот уголок земли:

Прощайте! Мирная станица,
И степь, и вольные луга,
И Дона тихого брега...

Особенно Белинский отмечал стихотворения «Калмыцкая свадьба», «Камышник» и «Две души» (в последнем, однако, критикуя «мистическое окончание»). В то же время Белинский отмечал и недостатки произведений Леонова: «иногда в пьесе и стихи хороши, и чувство есть, а в целом оно ни то, ни се, а Бог знает что; иногда прекрасное стихотворение портится дурным стихом, изысканной фразой»; нарекания именитого критика вызывал и «отчаянно элегический тон разочарования в некоторых пьесах». Положительно отзывался о стихах Леонова Осип Сенковский, выделяя стихотворение «К смерти» и стихи на казачью тематику (в том числе «Однодумы»). В Новочеркасском окружном училище он дает уроки немецкого и французского языков, преподает в Мариинском Донском институте. В них Леонов «оставил по себе память прекрасного, толкового преподавателя и доброго, и гуманного человека». Алексей Алексеевич состоял членом областного Войска Донского статистического комитета и комитета для составления проекта о земских учреждениях. Сохранил много редкостных архивных актов 1719 –1778 годов. В период Крымской войны 1853 - 1856 гг. поэт выпустил сборник стихотворений о мужестве и подвигах казачества. Книгу издал «в пользу раненых нижних чинов Войска Донского». В 1869 году Леонов в чине полковника вышел в отставку. Пером его написано около 155 стихотворений, которым, по выражению Белинского, присущи «мягкий юмор и точное определение характера». Очерки Леонова о донской природе, любви и казачьем укладе, печатались наперебой в «Донской газете», «Донских войсковых ведомостях», «Донском справочном листке». Особый интерес вызвала серия его статей из истории Дона под рубрикой «Войсковой Круг». В 1882 году, в год смерти Алексея Леонова, в Москве вышел самый полный сборник его стихов. Слава пережила поэта. В 1885 году около 40 старинных песен, собранных им, вошли в популярный сборник А.Пивоварова «Донские казачьи песни», выпущенный в Новочеркасске. В тяжком 1918 году в «Донскую хрестоматию», изданную в Новочеркасске для народных школ при содействии белого атамана Всевеликого Войска Донского писателя Петра Краснова, вошли лучшие стихотворения Леонова. До сих пор является уникальным труд Леонова, содержащий более 400 самобытных слов и выражений обширного донского края Алексей Леонов опубликовал свои замечательные воспоминания, как очерки «Пушкин в Новочеркасске», «Жуковский в Харькове». Последнее время поэт проживал в Новочеркасске, где и был похоронен с почестями. Имя его знал весь казачий Дон. Задушевные стихи Леонова продолжают волновать, жить и сегодня в известных песнях, как «За курганом пики блещут», «Честь прадедов-атаманов», «В старину на Дону». Алексей Леонов, как-то предаваясь размышлениям о далеком будущем, начертал пером в рукописи:

...Может быть, потомок мой далекий
Беседуя о славной старине,
Споет мой стих и с думою глубокой
Невольно вспомнит обо мне.

В обшей сложности им было написано около 155 стихотворений. Часть его произведений вошла в 1918 году в изданную в Новочеркасске при поддержке атамана Краснова «Донскую хрестоматию», на текст некоторых стихотворений («За курганом пики блещут», «Честь прадедов-атаманов», «В старину на Дону») написаны песни. Леонов активно сотрудничал в региональной прессе — «Донской газете», «Донских войсковых ведомостях», «Донском справочном листке», публикуя материалы о казачьем быте, истории и донской природе. Серия очерков Леонова по истории казачьего Дона в рубрике «Войсковой Круг» вызвала особый интерес у читателей. Также популярными были очерки «Пушкин в Новочеркасске» и «Жуковский в Харькове». При жизни Леонов издал сборник 400 местных слов и выражений Донского края, а собранные им старинные казачьи песни, общим числом порядка сорока, вошли уже после его смерти в сборник «Донские казачьи песни» под редакцией А.Пивоварова. Умер в родном городе 21 мая 1882 года. Библиография: Стихотворения Алексея Леонова. 1834—1838 (Харьков, 1839); Современные песни (Новочеркасск, 1855); Полное собрание стихотворений (Москва, издательство Я.А.Карнеева, 1882). Источники: Леонов, Алексей Алексеевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург, 1914. — Том 10: Лабзина — Ляшенко. — Страницы 212—213; Леонов, Алексей Алексеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Николай Бичехвост. Леонов Алексей Алексеевич, донской поэт. Город Серафимович, станица Усть-Медведицкая.

Anton_Sommer_1876 (574x700, 328Kb)
1816
Антон Бернгард Карл Зоммер (Anton Sommer)
немецкий поэт, писавший на тюрингском наречии. Родился в Рудольштадте. Был пастором; опубликовал «Bilder und Klänge aus Rudolstadt in Volksmundart» (11 издание, 1886). Скончался в родном городе 1 июня 1888 года. Источники: Зоммер, Антон-Бернгард-Карл // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Gaspard-de-Cherville_9210 (593x700, 420Kb)
1819
Гаспар де Шервиль (французское имя — Gaspard de Cherville; полное имя — Гаспар Жорж де Пеку, маркиз де Шервиль, Gaspard Georges de Pescow, marquis de Cherville)
французский писатель. Родился в городе Шартр, Франция. Известенсвоим сотрудничеством с Александром Дюма-отцом, автор рассказов и романов про охоту и рыбную ловлю. Познакомился с Дюма в 1852 году в Брюсселе и в 1856—1862 гг. регулярно с ним сотрудничал; затем был редактором ряда охотничьих журналов; в 1853 году стал директором парижского театра Водевиль, но вскоре потерпел неудачу на этом поприще. Умер в Нуази-лё-Руа 10 мая 1898 года. Произведения: Les Aventures d'un chien de chasse, 1862; Le Dernier Crime de Jean Hiroux, 1862 Текст; Histoire d'un trop bon chien, 1867; Pauvres bêtes et pauvres gens, 1869; Contes de chasse et de pêche, 1878; L'Histoire naturelle en action, contes, récits et aventures, 1878; La Vie à la campagne, 1879; Les Chiens d'arrêt français et anglais, совместно с Ernest Bellecroix, 1881; Muguette. La Cage d'or. Le Bossu de Tymeur. La Laide, 1882; La Vie à la campagne, 2 série : Lettres de mon jardin, 1882; La Vie à la campagne, 3 série : Fleurs, fruits et légumes, suivi de Calendrier du jardin, 1882; Le Marchand d'avoine, 1883; Contes d'un buveur de cidre, 1884; La Maison de chasse. Montcharmont le braconnier. L'Héritage de Diomède, 1885; Le Gibier plume. Les oiseaux de chasse, description, mœurs, acclimatation, chasse, 1885; Le Gibier poil. Les quadrupèdes de la chasse, description, mœurs, acclimatation, chasse, 1885; Contes d'un coureur des bois, 1886; Les Mois aux champs, 1886 Текст; Au Village, légendes et croquis rustiques, 1887; Caporal, histoire d'un chien, 1888; Les Chiens et les Chats d'Eugène Lambert, с предисловием А. Дюма, 1888; Matador, récit de chasse, 1889; Le Mousse, 1889; Les Bêtes en robe de chambre, 1891; Les Oiseaux chanteurs, 1891; Les Contes de ma campagne, 1891; Récits de terroir, 1893; Nouveaux contes d'un coureur des bois, 1893; Les Éléphants, état sauvage, domestication, 1895; Le Monde des champs, 1898.

Naval-Girbes (504x700, 316Kb)
1820
Иосифа (Хосефа, Жозепа) Наваль-Хирбес (испанское имя — Josefa Naval Girbés; каталонское имя — Josepa Naval i Girbés)
блаженная Римско-католической церкви, дева, член Секулярного Ордена Босых Кармелитов (OCDS). Жозепа (Иосифа) Навал-Хирбес родилась в Альхемеси в провинции Валенсия в Испании. Она была старшим ребенком из пяти детей в семье крестьян Франсиско Наваля и Марии Жозепы (Хосефы) Хирбес. В 8 лет Пепа (так звали её близкие) получила Миропомазание, а через год — Первое Причастие. Некоторое время она посещала школу, расположенную возле дома, где научилась читать и писать, вышивать золотом по шёлку. 19 июня 1833 года скончалась её мать и вскоре семья переехала к тёте по материнской линии. Жозепа была вынуждена прервать обучение, чтобы помогать по хозяйству. Вместе с тем, она вела благочестивую жизнь, ежедневно причащаясь и помогая приходу. По благословению духовника - приходского священника Каспара Сильвестре - 4 декабря 1838 года Жозепа принесла частный обет целомудрия. В 1847 году умерла тётя и она приняла на себя заботы об отце и дяде-инвалиде. В 1850 году Жозепа получила благословение собрать в своем доме подруг, составивших вместе с ней общину. Вместе они занимались катехизацией и образованием детей из бедных семей, образовывали молитвенные группы из замужних женщин и вдов. Жозепа обучала девочек и девушек шитью и вышивке, чтобы они могли обеспечить себя, занимаясь этим ремеслом. Как член Конференции Святого Викентия она посещала больных бедняков и заключенных женщин. Позднее Жозепа вступила в Третий Орден Богоматери Кармельской и Святой Терезы или Секулярный Орден Босых Кармелитов (OCDS). Особой заботой она окружала сирот и бездомных. В 1885 году во время эпидемии холеры Жозепа ухаживала за больными. Она скончалась в Альхемеси 24 февраля 1893 года. Её похоронили на местном кладбище при большом скоплении народа.
NavalJosefaValencia (700x525, 373Kb)
Мощи Блаженной Иосифы Наваль-Хирбес в базилике Святого Иакова в Альхемеси
С 1946 года святые мощи подвижницы находятся в приходской церкви, в базилике Святого Иакова в Альхемеси. Римский папа Иоанн Павел II 25 сентября 1988 года в Риме причислил её к лику блаженных. Литургическая память ей совершается 24 февраля и отдельно в архиепархии Валенсии 6 ноября и в первое воскресенье после этой даты.

Carl_Heinrich_Weizsäcker (570x700, 299Kb)
1822
Карл Генрих Вайцзеккер (немецкое имя — Carl Heinrich Weizsäcker)
протестантский богослов. Родился в Эрингене. Изучал евангелическую теологию в Тюбингенском университете. Главный капеллан при дворе вюртембергского короля Вильгельма I. С 1861 года — профессор церковной истории в Тюбингенском университете, занял кафедру своего учителя — Фердинанда Христиана Баура. В 1890 году Вайцзеккер стал канцлером университета и занимал этот пост до своей смерти. Как канцлер университета Тюбингена, с 1890 по 1899 год входил во Вторую палату Вюртембергского ландтага. Вайцзеккер был одним из ведущих представителей историко-критической школы. Его основная работа — Das apostolische Zeitalter der christlichen Kirche. С 1840 года — член созданного в Тюбингенском университете исторического королевского общества Roigel. Умер в Тюбингене, Германия, 13 августа 1899 года. Награды и звания: 1862: Почётный доктор (доктор теологии honoris causa) Тюбингенского университета; 1877: Командор ордена Вюртембергской короны с получением личного дворянства; 1894: Государственный советник; 1897: Тайный советник; 1897: Почётный доктор (доктор философии honoris causa и Dr. jur. h.c.) Тюбингенского университета. Литература: Martin Wein. Die Weizsäckers. Geschichte einer Deutschen Familie. — Stuttg.: DVA, 1988. — ISBN 3-421-06389-3; Helge Dvorak. Biographisches Lexikon der Deutschen Burschenschaft. — Bd. I: Politiker. — Teil 6: T—Z. — Heidelberg 2005. — S. 249—251.

John_Nicholson (547x700, 295Kb)
1822
Джон Николсон (John Nicholson)
генерал, герой Великобритании Викторианской эпохи. Джон Николсон родился в Лисберне, Северная Ирландия, в семье доктора Александра Джеффри Николсона (Alexander Jaffray Nicholson) и Клары Хогг (англ. Clara Hogg). Благодаря помощи дяди Джеймса Хогга он стал офицером и принял участие в первой англо-сикхской войне (1838—1842). Позднее он поступил на службу в Британскую Ост-Индскую компанию, где он отличился на Северо-Западной границе Пенджаба и сыграл выдающуюся роль в подавлении восстания сипаев. Умер 23 сентября 1857 года в военном городке в Дели, в результате ран, полученных при взятия города девятью днями ранее. Литература: Michael Barthorp. Queen Victoria's Commanders. — 1. — Oxford: Osprey Publishing, 2000. — 64 p. — (Elite Series). — ISBN 1-841-76054-4.

Голицын_Юрий_Николаевич (595x700, 341Kb)
1823
Юрий Николаевич Голицын
российский хоровой дирижёр и композитор. Родился в Санкт-Петербурге. Сын князя Николая Борисовича Голицына, музыканта-любителя, близко знакомого с Бетховеном. В 1841 году окончил Пажеский корпус. Учился музыке у Гавриила Ломакина, брал уроки у М.И.Глинки. Получив чин коллежского регистратора, поступил в канцелярию Харьковского, Полтавского и Черниговского генерал-губернатора князя Н.А.Долгорукова, потом состоял почётным смотрителем училищ в Богодухове, в 1845 году причислен к Министерству внутренних дел и за выслугу лет произведён в губернские секретари. В 1846 году избран в посредники полюбовного размежевания, а в 1849 году избран предводителем дворянства Усманского уезда Тамбовской губернии, одновременно с 1851 года занимал должность Тамбовского губернского предводителя дворянства. Был пожалован придворным званием камергера. В течение всего этого времени руководил собственным хоровым коллективом из крепостных крестьян, выступая с ним в различных городах России. Во время Крымской войны при обороне Севастополя состоял при князе М.Д.Горчакове дежурным штаб-офицером по ополчениям южной армии. В 1858 году за статью в газете А.И.Герцена «Колокол» был выслан в Козлов, откуда затем уехал за границу. Совершенствовался как музыкант в Дрездене у Адольфа Рейхеля и в Лейпциге у Морица Гауптмана, выступал с концертами русской музыки в Англии и Германии. В 1862 году вернулся в Россию, обосновавшись в Ярославле, где вновь руководил хором.
[529x700]
Ю.Н.Голицын
Голицыну принадлежит несколько оркестровых сочинений, в том числе фантазия «Освобождение» (1861) в честь отмены крепостного права в России, фортепианные пьесы, несколько десятков романсов. Он выступал также как музыкальный критик, оставил воспоминания: «Прошедшее и настоящее. Из записок Ю.Н.Голицына» (Санкт-Петербург, 1870). Умер в родном городе 14 сентября 1872 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Отец Николай Борисович Голицын — русский музыкант (виолончелист), музыкальный критик и меценат. Мать Елена Александровна, урожденная Салтыкова (1802 −1828). Супруга Екатерина Николаевна, урожденная Бахметева (1822—1889). Дети: Сын Евгений Юрьевич (1845—1887) — капитан 2-го ранга, пензенский губернский предводитель дворянства. 6 октября 1875 присвоен титула графа, дозволено именоваться князем Голицыны-Головкиным; Дочь Елена Юрьевна (1850—1907), в замужестве Хвощинская. Муж — гвардии ротмистр Николай Васильевич Хвощинский (1845—1912); Дочь София Юрьевна (1851—1919), в замужестве Потемкина. Муж — коллежский регистратор Владимир Алексеевич Потемкин (1848—1905); Дочь Татьяна Юрьевна (1853 −1933), замужем за бароном Франческо Гальванья (1840 −1902); Незаконнорожденный сын Николай (Никс) Юрьевич (1861-?) от Юлии Михайловны Кармалиной. Владения: Родовое имение «Салтыки» в селе Новочеркутино Тамбовской губернии; Дом в городе Козлове Тамбовской губернии. В 1995 году в Мичуринске в доме Голицыных открылся Музыкально-литературный музей, который поистине можно считать культурным центром города. Ему посвящён биографический фильм Бориса Бинеева "Сильнее всех иных явлений", а кроме того, в России существует фестиваль хоровой музыки имени Ю.Н.Голицына. Мемуары: Прошедшее и настоящее : Из записок князя Ю.Н.Голицына. — Санкт-Петербург : типография Н.Неклюдова, 1870. Сочинения: Глинка М.И. «Я люблю! ты мне твердила» : романс на 2 голоса с фортепиано / музыка М.И.Глинки; аранжировка Ю.Н.Голицынъ. — Санкт-Петербург : Ф.Стелловскiй, 1854. — 7 страниц; Глинка М.И. В крови горит огонь желанья : романс на два голоса с сопровождением фортепиано / [музыка М.И.Глинки] ; аранжировка Ю.Н.Голицына ; слова А.Пушкина. — Санкт-Петербург : Стелловский, ценз. 1838. — 5 страниц; То же / аранж. на два голоса с сопровождением фортепиано Ю.Н.Голицын; слова А.Пушкина. — Москва : А.Гутхейль, цензура, 1885. — 5 страниц; Голицын Ю.Н. Въ минуту жизни трудную : дуэтъ со скрипкой в сопровождении фортепиано / слова М.Ю.Лермонтова ; сочинение Ю.Голицына. — Санкт-Петербург : [б. и.], 1860. — 5 страниц; То же. — В минуту жизни трудную : мелодия Вейрауха «Adieu» / переложением на два голоса с аккомпанементом скрипки и фортепиано князя Ю.Голицын. — Санкт-Петербург : В. Бессель, цензура, 1874. — 7 страниц, 1 партитура (1 страница); Голицын Ю.Н. Депеша на Новый год : для голоса с фортепиано : c-es. 1 / слова и музыка Ю.Голицына. — Санкт-Петербург : Издательство автора, цензура, 1868. — 3 страницы; То же. — Санкт-Петербург : В. Бессель, ценз. 1874. — 3 страницы; Голицын Ю.Н. Жена моя : романс для голоса с сопровождением фортепиано; F-e. 1 / Голицын Ю.Н. ; слова Беранже; перевод Курочкина. — Санкт-Петербург : Бессель, цензура, 1874. — 7 страниц; Голицын Ю.Н. Изгнанник : для голоса с фортепиано : c. 1-g. 2 / Голицын Ю.Н. ; слова Е.Е. — Санкт-Петербург : Издательство автора, цензура, 1868. — 5 страниц; То же. — Санкт-Петербург : В.Бессель, ценз. 1874. — 5 страниц; Голицын Ю.Н. Коль любить, так без рассудку : для голоса с сопровождением фортепиано: c-f. 1 / слова и музыка князя Ю.Голицына. — Санкт-Петербург : Издательство автора (литография И.Максимова), цензура, 1868. — 3 страницы; То же. — Санкт-Петербург : Бессель, цензура, 1874. — 3 страницы; Голицын Ю.Н. Преступник : для солиста и хора с фортепиано / Голицын Ю.Н. — Санкт-Петербург : Издательсьтво автора, цензура, 1862. — 3 страницы; Голицын Ю.Н. Я жить хочу : для голоса с сопровождением фортепиано : des-g. 1 / Ю.Голицын. — Санкт-Петербург : В.Бессель, цензура, 1874. — 3 страницы; Голицын Ю.Н. Я пережил свои желанья : (Homma ge a Chopin) : для голоса с сопровождением скрипки и фортепиано; f-f. 2 / переложение к. Ю. Голицына. — Санкт-Петербург : [б. и.], цензура. 1868. — 6 страниц; Петербургский песенник : собр. лучших романсов и песен, исполняемых хором певцов князя Голицына, рус. артистами Петровым, Никольским, Васильевым, госпожою Леоновой и другое с приложением купл[етов] Аркадского принца из оперы Орфей в аду. — Санкт-Петербург : типография В.Спиридонова, 1868. — 158, III страниц; Петербургский песенник для любителей и любительниц пения, содержащий в себе песни и романсы, исполняемые на сценах русскими певцами, а также хором князя Голицына. — Санкт-Петербург : тип. Скарятина, 1871. — 125, III страниц. Шуберт В.А. 1 Камаринская : шутка : для хора с аккомпанементом фортепиано. / слова князя Юрия Голицына; сочинение В.Шуберта. — Москва : Юргенсон, цензура, 1879. — 13 страниц. О нём: Судьбе Голицына посвящена повесть Юрия Нагибина «Сильнее всех иных велений (Князь Юрка Голицын)», по которой в 1987 году был снят одноимённый фильм; Воспоминания о Юрии Голицыне // Русская старина. — 1905. — Том 122, № 5. — Страницы 442—444. Воспоминания семинариста о пребывании Ю.Н.Голицына с его хором в Воронеже; Глинский Б.Б. Из летописи села Сергеевки // Исторический вестник. — 1894. — Том 58. — Страницы 57—85; Кельсиев В.И. «Исповедь» / В.И.Кельсиев; подгот. к печати Е.Кингисепп; вступительная статья и комментарии М.М.Клевенского // Литературное наследство. — 1941. — Тома 41/42. — Страницы 253—470. — Из содержания : воспоминания о жизни в Лондоне, знакомстве с А.И.Герценом, Н.П.Огаревым, Ю.Н.Голицыным; Соколова А И. Встречи и знакомства // Исторический вестник. — 1911. — Том123, № 1. — Страницы 97—115 ; № 2. — Страницы 558—577 ; № 3. — Страницы 919—936 ; Том 124, № 4. — Страницы 116—131. — Из содержания: концерты Ю.Н.Голицына в Москве. Литература: Редакция журнала. Князь Ю.Н.Голицын // Всемирная иллюстрация : журнал. — 1870. — Том 4, № 92. — Страницы 680, 682; Штейнпресс Б.С. Хоровой дирижёр Ю.Н.Голицын // «Советская музыка». — 1949. — № 2.

Victor_Balaguer (700x700, 459Kb)
1824
Виктор Балагер (каталонское и испанское имя — Víctor Balaguer)
каталонский поэт и историк. Виктор Балагер родился в Барселоне, где он изучил юридические науки; но ещё в бытность студентом посвятил себя изучению истории Каталонии, составил хроники каталонских городов, а именно хроники Монсеррата, Манрезы, Кардоны, Жироны и т. д.; в 1854 году получил место хроникера и архивариуса в Барселоне, а затем кафедру истории. Не менее плодотворна и успешна его деятельность, как поэта: он написал целый ряд драматических произведений, сюжеты которых заимствовал частично из истории Каталонии — Ausias. — March, Juan de Padilla, частично из древнеклассического мира — Anibal, Saffo, Coreolano, César, Tubulo, Neron и т. д. Собрание трагедий Балагера издано в 1874 году (Барселона и Мадрид). Его лирические произведения имеют народный характер. Они были изданы под заглавием Poeslas complètas на каталонском и кастильском наречиях в Мадриде (1874 г.) в Obras poeticas в Мадриде (1880 г.). Самое популярное из его произведений — Trovador de Montserrat (Мадрид, 1874 г.). Собрание легенд и баллад издано им под заглавием: Prima vera del ultimo trovador catalan. Самая известная из его повестей: Don Juan de Serrallonga (5 издание Барселона, 1875 г.). Из более поздних сочинений заслуживают внимания: Estudios historicos у politicos (Мадрид, 1876 г.) и история каталонских трубадуров — Historia politica y literaria do los trovadores (6 том, Мадрид, 1878—1880 гг.). В 1875 году Балагер избран членом Королевской академии наук в Мадриде. Виктор Балагер умер в Мадриде 14 февраля 1901 года. Литература: Балагуер, Виктор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

William_Waddington (487x700, 214Kb)
1826
Вильям Генри Ваддингтон (правильная транскрипция Вийан-Анри Вадденгтон — французское имя — William Henry Waddington)
французский учёный, политик и государственный деятель, возглавлял кабинет министров Франции с 4 февраля по 29 декабря 1879 года. Вильям Генри Ваддингтон родился в Сен-Реми-сюр-Авр, в семье английских подданных. Ваддингтон получил образование в Кембриджском университете. По возвращении во Францию получил французское гражданство. Финансовое положение вполне позволяло Вильяму посвятить себя своим излюбленным занятиям — изучению греческого языка, нумизматике, археологии и путешествиям, преимущественно на Восток. Его ученые труды доставили ему в 1869 году звание академика. В 1871 году Ваддингтон был избран (от департамента Эны) в члены национального собрания. Здесь он принадлежал вначале к правому центру, вотировал за амнистию, потом занял место в левом центре и придерживался консервативно-республиканской политики Тьера, вручившего ему 18 мая 1873 года портфель министра народного просвещения. Этот пост Уильям занимал всего шесть дней, так как уже 24 мая Тьер сложил с себя звание президента республики. В 1876 году Вильям Генри Ваддингтон вновь был избран в сенаторы от департамента Эны. 14 декабря 1877 года он был назначен на должность министра иностранных дел в кабмине Жюль-Армана Дюфора, вследствие чего и являлся уполномоченным Франции на Берлинском конгрессе 1878 года.
William_WaddingtonBerliner_kongress (700x354, 268Kb)
Ваддингтон на Берлинском конгрессе
После выхода премьера Дюфора в отставку 4 февраля 1879 года назначен президентом совета министров. 21 декабря 1879 года Ваддингтон подал в отставку, вследствие разногласия с гамбеттистской партией в вопросах об увольнений чиновников и амнистии. Предложение о введении системы выборов по спискам подверглось в Сенате в 1881 году резкой критике Ваддингтона, усматривавшего в этой мере переход к «цезарской» республике. В 1883 году был назначен французским послом при английском дворе и на Лондонской конференции того же года с большой настойчивостью защищал французские интересы в Египте. Умер в Париже 13 января 1894 года. Библиография: 1852 — «Voyage en Asie mineure au point de vue numismatique»;. 1862 — «Voyage archéologique en Grèce et en Asie Mineure»; Оба вышеупомянутых сочинения были премированы Парижской академией надписей и изящных искусств. Источники: Ваддингтон, Вильям Генри // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

1829
Жан Антуан Артюр Грис (французское имя — Jean Antoine Arthur Gris)
французский ботаник. Артюр Грис родился в коммуне Шатийон-сюр-Сен департамента Кот-д’Ор. Учился в Париже, в 1857 году получил степень доктора по ботанике. Его диссертация была посвящена микропическим исследованиям хлорофилла. С 1859 года Грис работал в Парижском музее естественной истории. В 1864 году он был назначен ассистентом Адольфа-Теодора Броньяра. Грис и Броньяр издали множество совместных публикаций, среди которых наиболее известны их статьи по флоре Новой Каледонии. Жан Антуан Артюр Грис скончался 18 августа 1873 года в Париже.
Antoine_Arthur_GrisTombe_de__(division_22) (525x700, 537Kb)
Похоронен на кладбище Пер-Лашез (участок 22) в Париже.
Некоторые научные работы: Brongniart, A.T.; Gris, J.A.A. (1871). Fragments d'une flore de la Nouvelle-Calédonie. Ann. sci. nat., Bot. ser. 5. 13: 340—404; Роды, названные в честь А.Гриса; Grisia Brongn., 1865 [syn. Bikkia Reinw., 1825, nom. cons.] Литература: Dorr L. J., Nicolson D. H. Taxonomic Literature : Ed. 2. — Königstein, 2009. — Suppl. VIII: Fres—G. — P. 398—399. — 550 p. — ISBN 978-3-906166-75-9. — DOI:10.5962/bhl.title.48631.

Iolshin_Mikhail_Aleksandrovich_by_Borel (600x700, 476Kb)
1830
Михаил Александрович Иолшин
русский генерал, участник Кавказских походов и русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Михаил Иолшин происходил из дворян Могилевской губернии. Образование получил во 2-м кадетском корпусе. Вступил в службу 25 июня 1848 года прапорщиком в гренадерский короля Фридриха Вильгельма III полк, 22 апреля 1852 года был переведён в Лейб-гвардии Литовский полк. Там Иолшин выделился как отличный строевой офицер, в течение одного лишь 1857 года получивший четыре именные Высочайшие благоволения за блестящее состояние своей роты. Произведённый за отличие в капитаны, в 1859—1864 гг. Иолшин был назначен начальником Кавказской стрелковой школы, с переводом подполковником в Кавказский гренадерский батальон. Во время службы своей на Кавказе неоднократно принимал участие в делах с горцами и был награждён орденом Святой Анны II степени с мечами (в 1862 году, императорская корона к этому ордену пожалована в 1864 году) и чином полковника с назначением в 1864 году командиром 16-го гренадерского Мингрельского полка; в 1869 году награждён орденом Святого Владимира III степени. 21 мая 1871 года Иолшин был произведён в генерал-майоры с назначением помощником начальника 39-й пехотной дивизии; несколько позже назначен командиром 2-й бригады 11-й пехотной дивизии. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов, командуя 1-й бригадой 14-й пехотной дивизии, оказал выдающиеся заслуги при переправе через Дунай 27 июня 1877 г. у Зимницы, где первым из начальствующих лиц вступил на правый берег Дуная, 9 августа 1877 г. получил орден Святого Георгия IV степени из рук императора Александра II «В воздаяние за подвиги мужества и храбрости, оказанные при переправе чрез Дунай у Систова, 9 июля 1877 года.» Также отличился при обороне Шипкинского перевала; за отличия под Шипкой награждён орденом Святой Анны I степени с мечами. С 17 апреля 1878 года командовал 25-й пехотной дивизией. В генерал-лейтенанты произведён 11 сентября 1881 года и 27 июня 1880 года Высочайшим приказом зачислен в один из полков, находившихся под его командой при переправе. Михаил Александрович Иолшин умер 4 февраля 1883 года. Источники: Иолшин, Михаил Александрович // Военная энциклопедия : [в 18 томах] / под редакцией В.Ф.Новицкого [и другие]. — Санкт-Петербург ; [Москва] : Тиография товарищества И.Д.Сытина, 1911—1915; Иолшин, Михаил Александрович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918; Список генералам по старшинству. Исправлено по 14 августа. Санкт-Петербург, 1872.

Kamehameha_V,_retouched_photo_by_J._J._Williams (564x700, 178Kb)
1830
Камеамеа V (Kamehameha V; гавайское имя — Lunalilo; имя при рождении — Лот Капуаива)
правитель Королевства Гавайи с 1863 по 1872 год. Родился в Поукаина, Гонолулу, Оаху, Гавайи.
KamehamehaStamp_Hawaii_1866__V_Sc32 (554x700, 469Kb)
На марке, 1866
Считается последним выдающимся правителем Гавайев. Он активно содействовал развитию строительства в стране, также при нём была принята новая конституция королевства. Умер в Вайкики, Оаху, Гавайи, 11 декабря 1872 года. Погребён в Королевском мавзолее Гаваев.

Frantisek_Vitazoslav_Sasinek_1863 (556x700, 346Kb)
1830
Франтишек Витязослав Сасинек (словацкое имя — Frantisek Vitazoslav Sasinek; псевдонимы — Франко Хвойницкий, Franko Chvojnický; Отец Виктор, Pater Victor; Сиротин В., Sirotin V.; Скальницкий, Skalnický; Словакович, Slovákovič)
словацкий историограф второй половины 19 века, публицист, католический священник. Псевдонимы: Франко Хвойницкий (Franko Chvojnický, Отец Виктор (Pater Victor), Сиротин В. (Sirotin V.), Скальницкий (Skalnický), Словакович (Slovákovič). Родился в городе Скалица. Окончил гимназию в городе Скалице и в Сольноке, в 1846 году был принят в орден капуцинов, позднее изучал философию в городах Тата и Братислава, богословие в Шайбзе (Нижняя Австрия) и Братиславе. В 1853 году рукоположен в сан священника города Дьёр, в 1866 году в Пражском университете сдал экзамен на звание доктора теологии. Работал профессором и проповедником в Тате, Братиславе, Эстергоме и Буде. В 1864 году был изгнан из Ордена капуцинов, 11 июля 1864 года епископ Штефан Мойзес принял его в банскобистрицкую епархию, где Сасинек стал преподавателем богословского семинара и проповедником. С 1856 года являлся хранителем книг и коллекций Матицы словацкой, временно находившихся в городе Банска-Бистрица, с 1868 года занимал должность епархиального ординара. Сасинек — самый плодовитый словацкий историк второй половины 19 века. Он проанализировал ранний период истории Словакии и словаков, тему святых Кирилла и Мефодия и Великой Моравии, Венгерской империи и историю Чехии. Будучи учителем, Сасинек написал несколько учебников, которые использовались в религиозных школах. Писал религиозные труды, оперы, трагедии, хвалебные стихи, рассказы и очерки, проводил исследования, посвящённые религии, истории и национальному возрождению, на основе которых писал статьи. Несмотря на то, что его историографические работы отмечены духом романтизма, содержат много недостатков и сомнительных выводов, в период мадьяризации они сыграли положительную роль. Особого внимания заслуживает и его редакторская, архивная и издательская деятельность. Сасинек также выпустил сборник шуток, анекдотов, смешных историй и загадок. В 1869 году, после смерти Мойзеса, Сасинек занимал должность секретаря Матицы словацкой в городе Мартине. В 1870 году Сасинек был членом-корреспондентом Королевского научного общества; Сасинек — почётный гражданин города Стара-Тура.Умер в Граце 17 ноября 1914 года. Творчество: Dejiny drievnych národov na území terajšieho Uhorska, Skalica, 1867; Dejiny počiatkov terajšieho Uhorska, Skalica, 1868; Dejiny kráľovstva Uhorského, 2/1., Martin, 1871; Dejepis všeobecný a zvláštny Uhorska, svetský a náboženský, Viedeň, 1871; Archív starých česko-slovenských listín, písomností a dejepisných pôvodín pre dejepis a literatúru Slovákov 1-2, Martin, 1872-1873; Sv. Method a Uhorsko, Martin, 1884; Arpád a Uhorsko, Martin, 1884; Záhady dějepisné, 1-4, Praha, 1886-1887; Dejiny Slovákov, Ružomberok, 1895; Slováci v Uhorsku, Martin, 1904.

Kolbasin,_Elisej_Jakovlevich (558x700, 149Kb)
1831
Елисей Яковлевич Колбасин
русский писатель, критик, историк литературы. Родился в селе Чегодаровка Ананьевского уезда Херсонской губернии. Дебютировал в сборнике одесского литературного кружка повестью «Энтузиаст» (1849). Помещал повести и историко-литературные статьи в «Москвитянине», «Современнике», «Отечественных записках» и других журналах 1840-х и 1850-х. Кроме критико-биографических статей о Воейкове, Курганове и И.И.Мартынове, вошедших в книжку: Курганов и его «Письмовник» // Библиотека для чтения. – 1857. – Том 141, № 1. Отдел 3 (перепечатка: Колбасин Е. Литературные деятели прежнего времени: Мартынов, Курганов и Воейков. – Санкт-Петербург, 1859), интересна его статья: «Певец Кубры, граф Хвостов» («Время», 1862, № 11). Повести Колбасина написаны безыскусственно, но литературно, в своё время нравились читателям и вызвали похвальный отзыв Добролюбова. Лучшие из них: «В деревне и Петербурге» («Современник», 1855, том 51); «Девичья кожа» (ib., 1858, том 68); «Сурков» (ib., 1858, том 69); «Фридрих» (ib., 1860, том 79); «Дядюшка» (ib., 1860, том 81); «Семь клевет на любовь» (ib., 1861, том 87), «Академический переулок» («Библиотека для Чтения», 1858, том 150). Колбасин опубликовал с предисловием и примечаниями «Переписку Н.М.Карамзина за 1799—1826 гг.» («Атеней», 1858). Он был дружен с Тургеневым, который часто с ним переписывался. Умер в родном селе 10 октября 1885 года. Похоронен в ограде Александро-Невской церкви села Марьяно-Чегодаровка Ананьевского уезда Херсонской губернии. Источники: Колбасин, Елисей Яковлевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1895. — Том XVa. — Страница 662.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 11 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»