• Авторизация


11 декабря родились... 11-12-2025 04:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[523x700]
1781
Дэвид Брюстер (Sir David Brewster)
замечательный английский физик. Родился в Джедбурге. Призвание его к занятиям физикой определилось не вдруг: Брюстер сначала был фармацевтом, потом доктором прав и адвокатом; но уже с 1801 г. стал заниматься физикой, которой потом — и преимущественно оптике — посвятил исключительно свою жизнь. Впоследствии он был профессором физики и, наконец, ректором Эдинбургского университета. Вследствие постановления съезда в Йорке он содействовал основанию британской ассоциации для споспешествования наукам. С 1819 до 1824 он издавал с Джемсоном Эд. фил. журн., ("Edinburgh Philosophical Journal", Vol. I-X), а с 1824—1832 уже один — "The Edinb. Journ. of Science" X Vol.; "Do New Series", VI Vol. С 1832 он издавал Лонд. и Эдинб. Философск. Магаз. ("Lond. and Edinb. Philosoph. Magaz."). Брюстер был членом Лондон. и Эдинбургского королевских обществ и долгое время секретарем последнего. В 1881 г. в Эдинбурге была отпразднована столетняя годовщина дня рождения Брюстера, в «Royal Society's Catalogue» помещен список 400 его оригинальных статей и заметок. Его работы разделяются на ученые и литературные; о тех и других упомянем отдельно. Оптические исследования Брюстера не имеют теоретического и математического характера; тем не менее он открыл опытным путем точный математический закон, за которым осталось его имя, относящийся к явлениям поляризации света: луч света, косвенно падающий на поверхность стеклянной пластинки, частью преломляется, частью отражается. Луч, отраженный под углом полной поляризации, составляет прямой угол с направлением, которое принимает при этом преломленный луч; это условие приводит к другому, математическому выражению закона Брюстера, а именно — тангенс угла полной поляризации равен показателю преломления. Весьма важны открытия Брюстера в области хроматической поляризации, которые он описал в "Treatise on new Philos. Instrum." (Эдинбург, 1813) и в "Philosoph. Trans.", 1814; это были именно определенные цветные фигуры, видимые в кристаллах в поляризованном свете; резкое различие между этими фигурами дает минералогу и физику легкое средство отличать одноосные кристаллы от двуосных. Не умаляя важности этого открытия Брюстера, надо заметить, что подобных же результатов достигли в 1814—1815 г. Вульстен (Wollaston) в Англии, Био во Франции и Зибек в Германии, независимо от Брюстера. Брюстер дополнил эту работу новыми исследованиями, напечатанными в 1817 г. Впрочем, после них всех еще осталось исследовать свойства линий в двуосных кристаллах, что и сделал Джон Гершель в 1820 г. Труды Брюстера в области поляризации света весьма разнообразны, обширны и важны; к тому, что было уже поименовано, надо прибавить отражение от металлов, поляризацию преломлением в пучке параллельных пластинок стекла или слюды и много частных явлений, относящихся к минералогической оптике. Он показал, что неравномерное охлаждение сообщает стеклу способность обнаруживать цвета в поляризованном свете — открытие, важное для физики частичных сил; вслед за тем он обнаружил подобные же явления во многих телах животного и растительного происхождения. В 1816 г. Брюстер объяснил причину образования цветов, играющих на поверхности перламутровых раковин. До его времени алмаз считался представителем самого сильного преломления света, а лед — самого слабого в твердых телах; его измерения расширили эти пределы, показав, что хромо-кислая соль свинца преломляет сильнее алмаза, а плавиковый пшат — слабее льда. Явления поглощения света различными телами, обнаруживающиеся тем, что в спектре (солнечного) света, через них проходящего, обнаруживается множество темных линий, также были предметом исследований Брюстера. Он показал, что многие из линий солнечного спектра происходят от поглощения некоторых частей света земной атмосферой; подробно исследовал поглощение света газом азотноватого ангидрида и показал, что это вещество в жидком виде не образует спектра поглощения. Впоследствии Брюстер открыл, что некоторые светлые линии спектров искусственных источников света совпадают с темными, фраунгоферовыми, линиями солнечного спектра, и выразил мнение, что и эти последние, может быть, суть линии поглощения в солнечной атмосфере. Сопоставляя высказанные им в различное время мысли об этом предмете, можно видеть, что Брюстер был на пути к великому открытию спектрального анализа; но эта честь во всяком случае принадлежит Бунзену и Кирхгофу. Брюстер много пользовался поглощающими свет веществами для другой цели, а именно, он старался доказать, что число основных цветов в спектре не семь, как думал Ньютон, а только три: красный, синий и желтый ("New analysis of solar light, indicating three primary colours etc." ("Edinb. Transact.", том XII, 1834). Его громадная экспериментальная опытность дала ему возможность как будто довольно убедительно доказать это положение, но вскоре оно было опровергнуто, в особенности опытами Гельмгольца, неопровержимо доказавшими, что зеленый цвет есть несомненно простой, и что надо принять по меньшей мере пять основных цветов. Всем известный ныне инструмент стереоскоп, впервые устроенный английским физиком Уитстоном, приведен к нынешней его удобной форме Брюстером, который притом изложил теорию зрения двумя глазами ("The Stereoscopy, its history, theorie and construction" (Эдинбург, 1836); он же устроил фотографическую камеру с двумя стеклами для снимания стереоскопических картин. В 1812 г. Брюстер придумал систему стеклянных чечевиц для маячного освещения, но он тщетно хлопотал перед властями о применении его изобретения к практике в 1820 году. Повсеместно употребляемые теперь на маяках так называемые ступенчатые стекла получили первое практическое применение во Франции, трудами Френеля. Брюстер изобрел оптический прибор калейдоскоп, получивший необыкновенно большое распространение, хотя он более игрушка, чем могущая быть полезной вещь. Брюстер придумал его в 1816 г. и даже взял на него привилегию; в 1817 г. в несколько дней его было распродано 30000 экземпляров. Было упомянуто, что склад ума Брюстера не был математический; этим объясняют, что он никаким образом не мог согласиться признать превосходство теории волнообразного движения светового эфира над теорией истечения света.
[700x538]
Портрет на вкладке в коробку сигар.
Конечно и знаменитый его современник, французский физик Био, ум, несомненно, математический, не только отстаивал теорию истечения, но и подкреплял ее новыми гипотезами, но тот защищал изобретения собственного ума, а Брюстер держался теории истечения, созданной Ньютоном, кажется, более по чувству национальной гордости, чем по убеждению. По крайней мере, в 1833 г., когда не оставалось, кажется, ни одного физика, не убежденного в плодотворности теории волнения эфира, Брюстер отказывался, по его выражению, "преклонить колена перед новым алтарем" и считал своей обязанностью "поддерживать храм, впервые построенный Ньютоном". Несмотря на это, Брюстер останется достопамятным деятелем в области оптики; кроме того, он проявил обширную литературную деятельность, как автор многих биографий и популярных научных статей. Он написал "Жизнеописание Ньютона" ("Life of Sir Isaac Newton", 1831); "Мученики науки: Галилей, Тихо Браге, Кепплер" ("Martyrs of Science); "Письма о натуральной магии" ("Letters on Natural Magie", Лондон, 1832); "Множество миров" ("More Worlds than One"); статьи об электричестве, магнетизме, микроскопе и многие другие, помещенные в "Edinbourgh Encyclopedia" и в 7-м и 8-м изданиях "Encyclopedia Britannica" или изданные отдельно. Вообще, как ученый исследователь и как распространитель знания, Брюстер был почти одинаково плодовит и неутомим. Первый раз он выступил в свет на 25 году жизни с ученой заметкой об ахроматических стеклах, напечатанной в "Nicolson Journal". В заключение приводим названия некоторых из его трудов, не поименованных выше. Умер 10 февраля 1868 года. "The Edinburgh Encyclopaedia etc." (18 vol., 4°, Эдинбург, 1810—1830) содержит много его статей по оптике; "Treatise on New Philosophical Instruments" (1 vol., 8°, Эдинбург, 1813); "Treatise on Optics" составляет часть "Cabinet Cyclopaedia" Ларднера (Лондон, 1831); "A Treatise on Microscope" (Эдинбург, 1837); "Action of transparent bodies upon the differ. coloured rays of light" ("Edinb. Trans.", VIII, 1817); "Effects of compress. and dilatat in altering the polariz. structure of doubly refr. cristals" (ib., id); "Laws, which regulate the distribut. of the polariz. forces in plates, tubes and cylinders of glass" (ib., id); "On circular polarization, as exhibited in the optic. struct. of amethyst" (ib., IX, 1821); "Remarcable structure in apophyllit etc." (ib., id); "New species of double refraction accompanying a remarkable structure in the Analoim" (ib., id); "On the construction of polyzonal lenses etc." (ib., XI, 1831); "On the lines of the solar spectrum and on thuse produced by the earth's athmosphere and by the action of nitrous acid gas" (ib., id); "Optical figures produced by the disintegrated surfaces of crystals" (ib., XIV, 1840); "Law of visible position in single and binocular vision and an the representation of solid figures by the union of dissimilar plane pictures in the retina" (ib., XV, 1844); "Conversion of relief by inverted vision" (ib., id); "On the knowledge of distance given by the binocular vision" (ib., id); "Production of cristalline structure in cristallized powders by compression and traction" (ib., id); "Polarization of light by oblique transmission throng all bodies" ("Philosoph. Trans.", 1814); "Depolarization of ligth, as exhibited by various bodies" (ib., 1815); "Laws, which regulate the polarization of light by the reflection" (ib., id); "New properties of heat" (ib., 1816); "Communicat. of the structure of doubly-refracting cristals to glass, muriate of soda, fluor spar etc. by mechanical compression and dilatation" (ib., 1816); "Laws of polarization and double refraction in cristallized bodies" (ib., 1817); "Action of cristallized surfaces upon light" (ib., 1819); "New series of periodical colours produced by grooved surfaces" (ib., 1829); "Law of the partial polarization of light by reflexion" (ib., 1830); "Phenomena and laws of elliptic polarization" (ib., id); "On the cristalline lenses of animais" (ib., 1833, 1836); "An artificial substance ressembling schell" (ib., 1836); "Connexion between the phenomena of the absorption of light and the colours of thin plates" (ib., 1887).

[477x700]
1780
Иоганн Фридрих Вильгельм Мюллер (немецкое имя — Johann Friedrich Wilhelm Müller)
сын Иоганна-Готтгарда фон Мюллера, подобно ему даровитый гравёр. Родился в Штутгарте (Вюртемберг, Священная Римская империя), сначала учился у своего отца, а затем, с 1802 г., совершенствовался в Париже, где вскоре приобрел известность гравюрами со статуй Венеры Арльской и Юности (обе исполнены для великолепного издания Musée français), портрета наследного принца вюртембергского и «Святого Иоанна Богослова», с Доменикино. В 1809 г. сделал поездку в Италию, был потом придворным гравером в Штутгарте и с 1814 г. состоял профессором гравирования в Дрезденской академии художеств. Здесь Мюллер предпринял главный свой труд — знаменитую, доныне высоко ценимую гравюру с Сикстинской Мадонны, и занимался им до конца своей жизни. Усидчивость при исполнении этой работы и напряженное старание достигнуть в ней полного совершенства подорвали его силы: он заболел душевно и физически и умер в Пирне, близ Дрездена 3 мая в 1816 года. Из его произведений, сверх вышеупомянутых, особенно мастерскими могут быть признаны большой эстамп «Адам и Ева», с Рафаэля, и портреты Якоби, с оригинала Цолля, Шиллера, с колоссального бюста работы Даннекера, с портрета Готлиба Гуфеланда работы Иоганна Августа Фридриха Тишбейна и некоторые другие. Источники: Мюллер, немецкие художники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

1782
Андрей Григорьевич Непенин
полковник, декабрист. Родился в Архангельске. Происходил из обер-офицерских детей: отец — Григорий Ефимович Непенин (умер в 1810) почти 20 лет прослужил солдатом, дослужившись до прапорщика, а на гражданской службе получил в декабре 1796 года чин коллежского асессора, который давал право на потомственное дворянство; мать — дочь архангельского купца Ульяна Никифоровна Зыкова (умерла в 1832). В семье было ещё два сына: Николай (1782—1816) и Михаил (1789—?) и дочь Павла, — замужем за купцом Иваном Афанасьевичем Амосовым. Воспитывался Андрей Непенин в Архангельском главном народном училище; в марте 1798 года вступил в службу унтер-офицером в Архангельский гарнизонный полк, 17 октября 1803 года был переведён в Тамбовский пехотный полк; подпоручик — с 22 апреля 1805 года. Через год, 14 апреля 1806 года был назначен в Москву плац-адъютантом; с 24 апреля 1806 — поручик. Через два месяца, 24 июня 1806 года, был назначен адъютантом к генерал-лейтенанту князю Горчакову. Участвовал в военных действиях 1807 года; с 9 июля 1807 года — штабс-капитан. В 1809—1810 годах в составе 32-го егерского полка, куда был переведён 20 апреля 1809 года, участвовал в русско-турецкой войне (за Базарджик был награждён золотым знаком на георгиевской ленте); с 10 июля 1810 — капитан. В Отечественной войне 1812 года был старшим адъютантом 18-й пехотной дивизии; за Городечно получил орден Святой Анны IV сепени, за Березину — орден Святой Анны II степени. Отличился в заграничных походах: за форсирование Вислы и взятие крепости был награждён орденом Святого Владимира IV степени с бантом, за Бауцен — золотой шпагой с надписью за храбрость; награждён также прусским орденом «За заслуги» и алмазными знаками ордена Святой Анны II степени; с 18 июля 1813 года — дежурный штаб-офицер в 6-м пехотном корпусе; за отличие в сражении майор — с 26 августа 1813, подполковник — с 29 января 1814 года. Был утверждён командиром 32-го егерского полка — 20 мая 1816 года и после высочайшего смотра 5 мая 1818 года получил звание полковника. Кавалер ордена Святого Георгия ( № 3557; 28 декабря 1821). Вскоре был отстранен от командования полком в связи с расследованием дела В.Ф.Раевского. Когда в конце 1821 года А.С.Пушкин проездом останавливался с Липранди у Непенина в Аккермане, хозяин дома спутал его с дядей В.Л.Пушкиным, спросив у Липранди: «Что, это тот Пушкин, который написал Буянова?» Эта ошибка весьма задела молодого поэта: «Как же, полковник и еще Георгиевский кавалер не мог сообразить моих лет с появлением рассказа!». Член Союза благоденствия (1819). После событий на Сенатской площади был арестован и доставлен из Тирасполя в Санкт-Петербург 31 января 1826 года, помещён в Петропавловскую крепость; 30 марта 1826 года «Высочайше повелено, продержав в крепости 6 месяцев, отставить от службы». Освобождён 7 июля 1826 года и выслан из Санкт-Петербурга с установлением секретного надзора. Жил в имении шурина Владимира Фёдоровича Чаадаева в деревне Локна Крапивенского уезда Тульской губернии. Получил разрешение прибыть в Москву для лечения в декабре 1835 года, а с 7 февраля 1842 года ему было разрешено жить в Москве постоянно. Умер в Москве 24 ноября 1845 года. Был похоронен вместе с женой в Москве в Покровском монастыре, могила не сохранилась. Награды и премии: Орден Святой Анны IV степени; Орден Святой Анны II степени; Орден Святого Владимира IV степени; Орден Святого Георгия IV степени; Pour le Mérite; Золотое оружие «За храбрость».Жена — Екатерина Федоровна Чаадаева (7 ноября 1793 — 23 июня 1869). Литература: Декабристы. Биографический справочник / Под редакцией М.В.Нечкиной. — Москва: Наука, 1988. — Страницы 128. — 448 страниц — 50 000 экземпляров.

[515x700]
1783
Максимилиан фон Шенкендорф (немецкое имя — Gottlob Ferdinand Maximilian Gottfried von Schenkendorf)
немецкий поэт и писатель начала XIX века. Родился в Тильзите, на улице Высокой, в доме № 39 (ныне — улица Герцена, дом1 в Советске). В детстве жил под Тильзитом в имении своего отца. В 1798 году поступил в Кёнигсбергский университет, через какое-то время его отправили учиться к пастору, но Шенкендорф постоянно конфликтовал со священником и однажды сбежал от него и вернулся в университет, где изучал юриспруденцию. Отец и мать резко осудили этот поступок, отец отказался от него, а мать даже написала специальное объявление, чтобы ему никто не давал денег в долг. Шенкендорф был серьёзно ранен на дуэли в 1809 году — у него была раздроблена рука, к тому же произошел серьезный театральный скандал с его участием. В Кёнигсберге создал союз поэтов «Венок Балтийского моря». Жизнь в Кенигсберга была омрачена неприятностями, поэтому Максимилиан в 1812 году обвенчался с фрау Баден и уехал в Силезию, где участвовал в войне с Наполеоном 1813 года. Из-за парализованной руки он не принимал активных действий в сражениях, но, конечно, приносил большую пользу Родине, сочиняя патриотические военные песни, поднимающие боевой дух народа. Главный мотив творчества Шенкендорфа можно выразить в двух словах — Свобода и Отечество. Максимилиан фон Шенкендорф создал множество песен и баллад на военные темы. После окончания войны с Наполеоном поэт обращается к религиозной жизни, сочиняет духовные песни и гимны, за что его даже называют «последним певцом церковной поэзии Германии». В 1817 году последовало новое назначение в Магдебург. Тем неожиданнее настигла его смерть — прямо во время укладывания вещей. Поэт скончался в Кобленце 11 декабря 1817 года в свой день рождения, когда ему исполнилось 34 года.
[525x700]
Гробница М.Шекендорфа в городе Кобленц.
Основным направлением творчества была тема патриотизма и любви к своей Родине. Также, под влиянием деятельности В.Криденер, М.Шенкендорф обращался и к мистико-романтическому направлению, но оно оставило меньше следов в его творчестве, чем патриотическое направление. Основные произведения писателя — «Gedichte» и «Poetischer Nachlass».
[504x700]
Первый памятник поэту на площади его имени в Тильзите был установлен на деньги жителей города в 1890 году. Под памятник заложили капсулу с грамотой, на которой расписался император Фридрих Вильгельм III. Автор памятника — тильзитский скульптор Мартин Энгельске. Этот памятник был демонтирован в 1944 году, с приближением советских войск к городу, и увезён в неизвестном направлении. Ныне в Советске есть памятная доска в честь поэта, установленная уже в советское время. На могиле поэта установлен надгробный знак,
[401x700]
а в городе Кобленце — памятник. Литература: Шенкендорф, Готлиб-Фердинанд-Максимилиан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

[514x698]
1792
Йозеф Мор (немецкое имя — Joseph Mohr)
автор слов известной и популярной в Австрии и Германии рождественской песни "Тихая ночь, Святая ночь" ("Stille Nacht, heilige Nacht"). Йозеф Мор родился в прекрасном городе Зальцбург в Австрии. Еще мальчиком он пел в хоре при Зальцбургском соборе. В 1815 году Мор был посвящен в сан священника Римско-католической церкви. После посвящения он служил в нескольких приходах в округе Зальцбурга. В 1818 году Йозеф Мор служил помощником священника при недавно воздвигнутой церкви святого Николая в Обернорфе, что в районе Тироля, высоко в прекрасных Альпах. Его имя, как имя автора музыки Франца Грубера, долго бы оставалось неизвестным, если бы однажды, услышав песню в Рождество 1853 года, прусский король Фридрих Вильгельм IV не приказал разыскать авторов песни, до селе считавшейся народной. Любопытна история появления песни на свет. В 1818 г. в соборе Святого Николая в австрийском городке Оберндорф, вблизи Зальцбурга, произошла большая неприятность, почти по Гофману, - мыши прогрызли меха органа. Помощник викария по имени Йозеф Мор обнаружил это мышиное злодеяние 23 декабря. А 24 декабря - рождественская месса. Ее невозможно служить без музыки. Перебирая разные варианты, Мор пришел к мысли, что положение может спасти торжественная песня, которую можно было бы исполнить без музыкального сопровождения.



Отчаяние пробудило фантазию, и помощник викария сочинил несколько подходящих к случаю четверостиший. Но вот музыку писать он не был способен. У Мора был приятель, живший в соседнем городке Арнсдорф, - учитель и органист Франц Грубер, который умел сочинять мелодии. К этому Груберу он и помчался, умоляя придумать музыку. Времени совсем не оставалось - неотвратимо приближалась рождественская ночь. Грубер оказался хорошим другом - для спасения приятеля он написал мелодию. Видимо, на музыканта снизошла благодать, потому что мелодия эта пережила века. Искали авторов песни по приказу прусского короля долго, но тщетно, пока опять не вмешался случай. В 1854 г. хор Зальцбурга готовился к Рождеству.
[700x464]
Репетировали, естественно, "Тихую ночь, Святую ночь". И один из участников хора, подросток по имени Феликс Грубер, пел ее не так, как требовал директор хора. Когда директор сделал ему выговор, юный Феликс ответил, что поет ее, как учит его отец, а отец лучше всех знает, как надо правильно петь эту песню, потому что он ее сочинил. Директор Зальцбургского хора был хорошо знаком с придворным концертмейстером прусского короля и знал о приказе Фридриха Вильгельма... Йозеф Мор к тому времени уже скончался (он умер в Ваграйне 4 декабря 1848 года), а вот к Францу Груберу пришла слава. Остаток дней он прожил в почете.
[525x700]
Погребён Мор в Ваграйне.
На соборе Святого Николая в Оберндорфе, под Зальцбургом, установлена доска: "Здесь учитель Франц Грубер 24 декабря 1818 г. написал мелодию песни "Тихая ночь, Святая ночь", а викарий Йозеф Мор сочинил ее слова". Франц Грубер и Йозеф Мор изображены на австрийских почтовых марках 1948 и 1987 гг.
[700x525]
Мемориальная доска на доме, в котором родился Йозеф Мор.

[511x699]
1793
Петр Андреевич Клейнмихель
русский государственный деятель, граф, строитель Николаевской железной дороги. Родился в Санкт-Петербурге. Воспитывался во 2-м Санкт-Петербургском кадетском корпусе, директором которого был его отец А.А.Клейнмихель. Выдвинулся, главным образом, благодаря Аракчееву, при котором состоял адъютантом (с 1812), а затем начальником штаба военных поселений (с 1819). В 1826 году назначен генерал-адъютантом и членом комиссии по составлению Устава пехотной службы. Пользовался особым доверием и расположением императора Николая I. В 1838 году ему поручена была перестройка Зимнего дворца после пожара, что он и исполнил с замечательной быстротой. По этому случаю была выбита в честь Клейнмихеля золотая медаль с надписью: «Усердие все превозмогает». Девиз Клейнмихеля был пародийно использован как афоризм Козьмой Прутковым; впоследствии один из создателей образа, Алексей Жемчужников, характеризуя образ Пруткова, писал: «Он современник Клейнмихеля, у которого усердие всё превозмогало…» В начале 1842 года Клейнмихель исполнял должность военного министра, а в конце того же года назначен главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями и оставался в этой должности до октября 1855 года. За время управления Клейнмихелем этим ведомством окончен постоянный мост через Неву (Николаевский), выстроено здание нового Эрмитажа, проведена Николаевская железная дорога и проч. Казенные постройки во времена Клейнмихеля возводились быстро, но стоили казне массы денег, а народу — человеческих жертв. По восшествии на престол Александра II, Клейнмихель был одним из первых деятелей предыдущего царствования, уволенным от должности; он был назначен членом государственного совета, в делах которого почти не принимал участия. Умер в Санкт-Петербурге 15 февраля 1869 года.

[490x700]
1793
Пьетро Антонио Коппола (итальянское имя — Pietro Antonio Coppola)
итальянский композитор. Пьетро Антонио Коппола родился в Кастроджованни (ныне Энна), в королевстве Сицилия, в семье композитора и капельмейстера Джузеппе Копполы и его второй жены Феличии Кастро да Леонфорте. В нём рано проявились способности к музыке, но отец будущего композитора не желал видеть его музыкантом. В 1795 году вместе с семьёй Пьетро Антонио Коппола переехал в Катанию. В течение семи лет музыкой с ним занимался старший брат Франческо Коппола. Оценив по достоинству талант сына, который уже 12 лет стал автором нескольких вокальных и инструментальных сочинений, отец в течение пяти последующих лет сам занимался с ним музыкой. Вскоре молодой музыкант приобрёл популярность как исполнитель среди местной аристократии. Существует предание, что он был одним из первых учеников молодого Винченцо Беллини. В 1810 году Пьетро Антонио Коппола стал преемником отца, заняв место концертмейстера и директора муниципального театра в Катании, где проработал до 1832 года. Около 1815 года он приехал в Неаполь и поступил в консерваторию Санта-Мария-делла-Пьета-деи-Туркини, где был учеником Феделе Фенароли и Николы Цингарелли. Его первая опера-буфф «Сын-разбойник» (итальянское название — Il figlio bandito), или «Сын разбойника» (итальянское название — Il figlio del bandito) была поставлена на сцене Театро дель Фондо в Неаполе 18 января 1816 года. В 1816 году в муниципальном театре Катании была поставлена его новая опера-буфф «Артале Арагонский» (итальянское название — Artale d'Aragona). В начале карьеры композитор написал много духовных сочинений, часть которых, к сожалению не сохранилась, как, например, «5 гимнов в честь Святой Агаты» (итальянское название — 5 composizioni di onore di Santa Agata), покровительницы города Катании, созданные им между 1821 и 1830 годами. В 1825 году на сцене муниципального театра Катании, по случаю дня рождения Франческо I, короля Обеих Сицилий была поставлена первая опера-сериа Пьетро Антонио Копполы «Судьба» (итальянское название — Il destino), не получившая признания у публики. В том же году им была написана опера «Ахилл в Скиросе» (итальянское название — Achille in Sciro). В 1832 году он перешёл на место дирижёра оркестра театра Сан-Карло в Неаполе. В январе 1833 года на либретто Карло Гольдони им была поставлена опера «Венецианский гондольер, или Презирающие любовь» (итальянское название — Il gondoliere di Venezia ossia Gli sdegni amorosi). В 1835 году для театра в Риме композитор написал оперу «Нина сошедшая с ума от любви» (итальянское название — Nina pazza per amore), премьера которой состоялась 14 февраля того же года. Опера была принята зрителями и в следующие два года была поставлена на сценах шестнадцати оперных театров Италии, а также в театрах в Лиссабоне, Вене, Одессе, Керкире, Барселоне, Мадриде, Нью-Йорке, Буэнос-Айресе и Гаване.
[437x700]
Переведённая на французский язык, 9 декабря 1839 года она была поставлена на сцене театра Опера-Комик в Париже под названием «Ева» (итальянское название — Eva). Следующая опера Пьетро Антонио Копполы «Иллинези» (итальянское название — Gli Illinesi), сочиненная им в 1835 году, также имела зрительский успех. По предложению импресарио Бартоломео Мерелли он написал оперу «Праздник роз, или Генриетта фон Байнфельд» (итальянское название — Festa della rosa ossia Enrichetta di Baienfeld) для Кернтнертор-театра в Вене, премьера которой с успехом прошла 29 июня 1836 года. Тогда же для театра Ла Каноббьяна в Милане им была написана опера «Красавица Челеста дельи Спаради» (итальянское название — La bella Celeste degli Spadari), поставленная в июне 1837 года. Вместе с Гаэтано Доницетти, Джованни Пачини, Саверио Меркаданте и Николой Ваккаи участвовал в написании «Кантаты на смерть Марии Малибран» (итальянское название — Cantata in morte di Maria Malibran), впервые исполненной в театре Ла Скала 17 марта 1838 года самыми известными певцами того времени, такими, как Тереза Брамбилла, Мариетта Брамбилла, Орацио Картадженова, София Шоберлехнер. 6 ноября 1838 года на сцене всё того же театра Ла Скала состоялась премьера его оперы «Форейтор Лонжюмо» (итальянское название — Il postiglione di Longjumeau). В 1839 году в Лиссабоне композитор предтавил публике свою новую оперу-сериа «Джованна I, королева Неаполя» (итальянское название — Giovanna I, regina di Napoli), успех которой принёс автору звание члена Королевской консерватории Лиссабона. В том же году он был назначен пожизненным дирижёром оркестра театра Сан Карлуш в Лиссабоне, для которого написал оперу-сериа «Инес де Кастро» (итальянское название — Ines de Castro). В 1843 году Пьетро Антонио Коппола сочинил оперу «Эльф» (итальянское название — Il folletto), поставленную в Риме, и получил также звание почетного композитора Академии Святой Цецилии. В 1846 году он написал оперу «Сирота, дочь гвельфов» (итальянское название — L'orfana guelfa), а следом в 1847 году оперу-сериа «Фингал» (итальянское название — Fingal). В 1865 году композитор вернулся в Катанию, где ещё в 1858 году его портрет был помещен в местном университете рядом с портретами знаменитейших жителей города, и по этому случаю была отчеканена золотая монета. Он был избран почётным членом научного сообщества и в его честь был назван один из видов моллюсков (итальянское название — Cerithiopsis Coppolae). Пьетро Антонио Коппола вернулся в Лиссабон, где продолжил работать в качестве дирижера в театре Сан Карлуш. Созданные им в этот период оперы были главным образом на португальском языке. 23 июня 1853 года состоялась премьера последней оперы композитора «Кольцо Соломона» (португальское название — Oaunel de Salamao). В 1866 году в дар городу Катании им была написана оратория «Маттафия-победитель» (итальянское название — Matatia vincitore). В 70 лет он женился на вдове, которая родила ему двоих детей. В октябре 1871 года, испытывая ностальгию по родине, композитор оставил Португалию. В Италии он поселился в Новаре, где в течение трех лет занимал место капельмейстера в капелле кафедрального собора, для которого написал несколько духовных сочинений. В 1873 году Пьетро Антонио Коппола переехал в Катанию. С того времени композитор писал только духовные сочинения. Он был назначен почетным директором различных музыкальных учреждений города. Его бюст работы скульптора Сальваторе Гримальди, был установлен в саду Винченцо Беллини. 5 февраля 1874 года по случаю праздника Святой Агаты композитор сочинил «Мессу» (итальянское название — Messa), которая была исполнена в кафедральном соборе. В 1876 году им был написан «Реквием» (итальянское название — Messa di requiem), в честь перезахоронения Винченцо Беллини на родине. 24 сентября 1876 года композитор стал членом-корреспондентом Академического королевского музыкального института во Флоренции. Его последним сочинением стала кантата «Свободный голос» (итальянское название — Ilvoto sciolto). Пьетро Антонио Коппола умер в Катании 13 ноября 1876 года. Творческое наследие композитора включает 16 опер, одну ораторию, две кантаты, а также духовные и вокальные сочинения. Оперы: Il figlio del bandito – 1816; Achille in Sciro – 1825; Artale d'Aragona – 1834; Nina pazza per amore – 1835; Gl'Illinesi – 1836; La Festa della Rosa – 1836; Enrichetla di Baienfeld – 1836; La Bella Celeste degli Spadari – 1837; Il Postiglione di Longjumeau – 1838; Giovanna I di Napoli – 1840; Ines de Castro – 1842; Folletto – 1844; L'Orfana guelfa – 1846; Fingal – 1847.

[531x700]
1797
Франческо Пентини (итальянское имя — Francesco Pentini)
итальянский куриальный кардинал. Родился в Риме. Вице-председатель Государственного совета Папской области с 14 января по 22 февраля 1848. Министр внутренних дел Папской области с 22 февраля 1848 по 1850. Кардинал-дьякон с 16 марта 1863, с титулярной диаконией Санта-Мария-ин-Портика-Кампителли с 19 марта 1863. Умер в родном городе 17 декабря 1869 года.

[564x700]
1801
Кристиан Дитрих Граббе (немецкое имя — Christian Dietrich Grabbe)
немецкий драматург-романтик. Родился в Детмольде. Учился праву в Лейпциге и Берлине, хотел стать актёром и режиссёром, дружил с Тиком и Гейне (последний назвал Граббе «подвыпившим Шекспиром»). Воспринял идеологию романтической группировки «Буря и натиск». Имел пристрастие к алкоголю (пьяницей была его мать, жена управляющего тюрьмой). Семейная жизнь Граббе не сложилась. Он перебивался на различных мелких службах во Франкфурте, Дюссельдорфе и других местах, откуда его тут же выгоняли, бедствовал и голодал.
[465x700]
Памятник в Дюссельдорфе.
В XX веке признан (вместе с Георгом Бюхнером) обновителем немецкой драмы под влиянием Шекспира. Едва ли не все его наследие было опубликовано и нашло путь на сцену только после смерти автора. Его личность и судьба интересовали Брехта, который хотел поставить драму Граббе «Ганнибал». Комедию Граббе «Шутка, сатира, ирония…» перелицевал для французской сцены Альфред Жарри, фрагмент этой переделки включил в свою «Антологию черного юмора» Андре Бретон, комическую оперу по пьесе написал в 2001 немецкий композитор Детлев Гланерт. По его драмам сняты кино- и телефильмы, они идут на многих сценах мира в постановке крупных режиссеров (в том числе «Фауст» Яна Шванкмайера, 1994). Вместе с тем, его творчество поднимали на щит германские нацисты, толкуя в имперско-арийском духе исторические драмы Граббе и в особенности раздувая его антисемитизм. Умер в Детмольде 12 сентября 1836 города. Произведения: Herzog Theodor von Gotland/ Герцог Готландский (1822, премьера в Вене в 1892); Nannette und Maria/Нанетта и Мария (1823, мелодрама, поставлена в Кеттвиге в 1914); Scherz, Satire, Ironie und tiefere Bedeutung/ Шутка, сатира, ирония и глубокий смысл (1827, комедия; премьера в Вене в 1976); Don Juan und Faust/ Дон Жуан и Фауст (1828, поставлена в Детмольде в 1829, фильм Марселя Л’Эрбье, 1922); Die Hohenstauffen/ Гогенштауфены (в 2-х частях, 1829—1830, поставлена в Шверине в 1875); Napoleon oder Die Hundert Tage/ Наполеон, или Сто дней (1831, премьера во Франкфурте в 1895); Hannibal/ Ганнибал (1835, премьера в Мюнхене в 1918); Die Hermannsschlacht/ Битва Арминия (опубликована в 1838, посмертно; поставлена в Детмольде в 1936). Публикации на русском языке: Шутка, ирония и нечто поглубже/ Перевод Алексея Ремизова// Europa Orientalis, 1994, № 1; Силены/ Перевод Сергея Дубина// Бретон А. Антология черного юмора. Москва: Carte Blanche, 1999, страницы 103-114; Шутка, сатира, ирония…/Перевод Ирины Щербаковой// Немецкая романтическая комедия. Санкт-Петербург: Гиперион, 2004. Литература: Schneider F.J. Christian Dietrich Grabbe, persönlichkeit und werk. München: Beck, 1934; Ehrlich L. Christian Dietrich Grabbe : Leben, Werk, Wirkung. Berlin: Akademie-Verlag, 1983; Kopp D. Christian Dietrich Grabbe: ein Dramatiker der Moderne. Bielefeld : Aisthesis, 1996; Grabbes Welttheater: Christian Dietrich Grabbe zum 200. Geburtstag// Detlev Kopp, Michael Vogt (Hrsg.). Bielefeld: Aisthesis, 2001.

Berlioz_Petit_BNF_Gallica-crop (520x700, 310Kb)
1803
Гектор Берлиоз (или Луи-Эктор Берлиоз; французское имя — Louis-Hector Berlioz)
французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель периода романтизма. Член Института Франции (1856). Гектор Берлиоз родился в провинциальном городе Ла-Кот-Сент-Андре (департамент Изер близ Гренобля) на юго-востоке Франции. Его отец, Луи-Жозеф Берлиоз, был уважаемым провинциальным врачом. Луи-Жозеф Берлиоз был атеистом; мать Гектора, Мария-Антуанетта, была католичкой. Гектор Берлиоз был первым из шести детей в семье, трое из которых не дожили до взрослого возраста. У Берлиоза осталось две сестры — Нэнси и Адель, с которыми он был в хороших отношениях. Образованием юного Гектора занимался, в основном, отец. Детские годы Берлиоз провёл в провинции, где слышал народные песни и познакомился с древними мифами. В отличие от некоторых других известных композиторов того времени, Берлиоз не был вундеркиндом. Он начал заниматься музыкой в 12 лет, тогда же он стал писать небольшие композиции и аранжировки. Из-за запрета отца, Берлиоз никогда не учился играть на фортепиано. Он научился хорошо играть на гитаре, флажолете и флейте. Он изучал гармонию только по учебникам без преподавателя. Большинство его ранних произведений было романсами и камерными сочинениями. В марте 1821 года он окончил среднюю школу в Гренобле, а в октябре, в возрасте 18 лет, Берлиоз поехал в Париж, где стал учиться медицине. Родители желали ему стать медиком, но сам Берлиоз тяготел к музыке. К медицине он не проявлял интереса, а после того как побывал на вскрытии трупа, стал испытывать к ней отвращение. Гектор Берлиоз совершил первый визит в Парижскую оперу, побывал на опере «Ифигения в Тавриде» Кристофа Глюка, композитора, которым он восхищался наряду с Людвигом ван Бетховеном. Тогда же Берлиоз стал посещать библиотеку Парижской консерватории, где он искал партитуры опер Глюка, чтобы сделать с них копии. В своих мемуарах он писал, что там он впервые встретился с Луиджи Керубини — будущим директором консерватории. Керубини тогда не хотел пускать Берлиоза в библиотеку, так как он не был студентом консерватории. Берлиоз также посетил две оперы Гаспаре Спонтини, творчество которого оказало на него влияние. Вскоре он решил стать композитором. В этих начинаниях ему помогал Жан-Франсуа Лесюёр, профессор консерватории.
[700x486]
В 1823 году Берлиоз написал свою первую статью — письмо в журнал «Le Corsaire» в защиту оперы «Весталка» Спонтини. В тот период Берлиоз сочинил несколько произведений. Несмотря на неодобрение родителей, в 1824 году он официально бросил изучать медицину, чтобы продолжить карьеру композитора. В 1825 году в Париже состоялось первое публичное исполнение его произведения «Торжественная месса», безо всякого успеха. Затем он стал писать оперу «Тайные судьи», от которой до настоящего времени сохранились лишь фрагменты. Берлиоз, занимаясь самообразованием, несколько лет брал уроки у Жан-Франсуа Лесюёра и к нему же в класс полифонии подался после поступления в Парижскую консерваторию в 1826 году (также он занимался в классе Антонина Рейхи). Он начал подрабатывать певцом в хоре. В конце 1827 года он посетил театр Одеон и увидел как ирландская актриса Гарриет Смитсон исполнила роли Офелии и Джульетты в пьесах Шекспира «Гамлет» и «Ромео и Джульетта». Он был очарован актрисой. Берлиоз писал Гарриет множество любовных писем, которые смущали и пугали её, и поэтому остались без ответа. Начиная с 1828 года, Берлиоз начал писать критические статьи о музыке и познакомился с популярными в то время писателями и музыкантами, такими как Виктор Гюго, Александр Дюма, Никколо Паганини, Жорж Санд. В 1828—1830 года вновь были исполнены несколько произведений Берлиоза — увертюры «Уэверли», к опере «Тайные судьи» и «Фантастическая симфония», после исполнения которой публика обратила внимание на молодого композитора. В 1830-м году Берлиоз окончил консерваторию. В тот же год он получил Римскую премию за академическую неноваторскую кантату «Сарданапал». До этого Берлиоз три года подряд пытался получить премию, но каждый раз члены жюри отказывали ему, будучи озадачены. В этом же году началась революция; Берлиоз сочувствовал революционерам и даже инструментовал «Марсельезу». После получения премии по условиям стипендиата он отправился в Италию, на виллу Медичи. Будучи помолвлен с юной пианисткой Мари Мок, в Риме он получил известие о том, что его невеста разорвала помолвку и 5 апреля 1831 года вышла замуж за музыканта и издателя Камиля Плейеля, старшего сына и партнёра фабриканта музыкальных инструментов Игнаца Плейеля. Берлиоз планировал тройное убийство Мари, её матери и Камиля, затем намереваясь покончить с собой, для чего даже украл пистолеты — однако он отказался от своего плана на полпути в Париж, будучи в Ницце, где, по его словам, он провёл двадцать счастливейших дней своей жизни. Затем Берлиоз вернулся в Рим, дабы не потерять стипендию. Там он заинтересовался итальянской музыкой, встретился с Михаилом Глинкой, познакомился с произведениями Байрона. В 1833 году Берлиоз возвратился во Францию, взяв с собой свои новые произведения — написанную в Ницце увертюру «Король Лир» и симфоническое произведение «Le retour à la vie» в жанре, названном им «мелолог» (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией), которое составляет продолжение «Фантастической симфонии». Вернувшись из Италии, он разворачивает активную деятельность дирижера, композитора, музыкального критика, однако наталкивается на полное неприятие своей новаторской деятельности со стороны официальных кругов Франции. В Париже у Гектора Берлиоза начались романтические отношения с Гарриет Смитсон, и 2 октября 1833 года они поженились. На следующий год у них родился первенец — Луи-Тома Берлиоз (1834—1867). Но вскоре в семье между Гектором и Гарриет начались конфликты и в 1840 году они развелись. 16 декабря 1838 года, после концерта, на котором Берлиоз дирижировал «Фантастической симфонией» и «Гарольдом», перед ним бросается на колени сам Паганини — мировая знаменитость—и в слезах восторга целует ему руки. На следующий день Берлиоз получает письмо от Паганини, где тот называет его преемником Бетховена, и чек на двадцать тысяч франков.
[700x388]
Обосновавшись в Париже, Берлиоз развил творческую активность, работал как композитор, сочиняя программные симфонии и оперы; дирижёр (работал, в частности, в Парижской консерватории) и музыкальный критик (писал в газетах «Gazette musicale de Paris», позже и в «Journal des Débats» до 1864 года и приобрел репутацию строгого и серьёзного критика). Так, за годы публицистической деятельности им было написано множество статей и фельетонов, которые выходили почти ежедневно на протяжении более сорока лет – с 1823 года по 1864 год в парижских газетах: «Le Corsaire» (с 1823), «Le Correspondant » (с 1829), «La Gazette musical de Paris» (с 1834), а также в «Le Journal des Débats». Берлиоз не отказывал музыке в праве воздействовать на слушателя посредством подражания звукам природы, но считал этот вид воздействия элементарным, низшим в ряду других возможностей музыкального искусства. Говоря о высшем виде подражания, то есть подражания чувствам и страстям, Г.Берлиоз применил не только термин «выразительность», но ввел и новое понятие – «музыкальный образ». Несмотря на то, что работа музыкальным критиком обеспечивала неплохой доход, он её ненавидел, так как из-за этого у него оставалось мало свободного времени чтобы сочинять музыку. Несмотря на то, что Берлиоз был авторитетным музыкальным критиком, в своих публикациях он никогда не рекламировал собственные произведения. Из литературных произведений Берлиоза наиболее выдающиеся: «Voyage musical en Allemagne et en Italie» (Париж, 1854), «Les Soirées de l’orchestre» (Париж, 1853; 2-е издание, 1854), «Les grotesques de la musique» (Париж, 1859), «A travers chant» (Париж, 1862), «Traité d’instrumentation» (Париж, 1844). В 1833 году Никколо Паганини попросил Берлиоза написать концерт для альта с оркестром, где сам Паганини намеревался выступить в качестве солиста. Так появилась симфония «Гарольд в Италии» с солирующим альтом. В 1839 году он был назначен заместителем библиотекаря Парижской консерватории. Чтобы обеспечить себя и свою семью Берлиоз работал музыкальным критиком, на протяжении пяти лет он писал статьи для «Journal des débats», а также для «Gazette musicale» и «Le rénovateur». С 1842 года Берлиоз много гастролировал за границей. Он с триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847, 1867—1868), в частности, собрав внушительную публику на концерте в Московском манеже. В 1847, будучи в России, он посвятил ранее сочиненную «Фантастическую симфонию» императору Николаю I. Выступления в качестве дирижера в Петербурге и Москве сопровождались овациями, а финансовые результаты поездки превзошли ожидания. «И ты моя спасительница, Россия!» — писал он после. В Санкт-Петербурге в 1867—1868 годах композитор жил по следующим адресам: Михайловский дворец — Инженерная улица, 4. Глинка называл его —"первым композитором нашего века". О петербургских концертах Берлиоза Н.А.Римский-Корсаков вспоминал: «Исполнение было прекрасное, обаяние знаменитой личности делало всё. Взмах Берлиоза простой, ясный, красивый. Никакой вычуры в оттенках...». В 1850 году Берлиоз стал главным библиотекарем Парижской консерватории. В 1856 году Берлиоз был назначен членом Академии искусств. В 1860-х годах Берлиоз выпускает сборники статей, а также свои «Мемуары» (1870 год). Личная жизнь Берлиоза омрачилась рядом печальных событий, о которых он детально рассказывает в своих «Мемуарах». Его первый брак с ирландской актрисой Гарриэт Смитсон закончился разводом в 1843 году (Смитсон много лет страдала неизлечимой нервной болезнью); после её смерти Берлиоз вступил в брак с певицей Марией Ресио, которая внезапно умерла в 1854 году. Сын композитора от первого брака умер в 1867 году в Гаване. Сам композитор скончался в одиночествев Париже 8 марта 1869 года, скромные похороны состоялись 11 марта.
Tombe_Berlioz (700x525, 535Kb)
Могила Берлиоза на кладбище Монмартр
Берлиоз — яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Он смело вводил нововведения в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки, тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам произведений. В 1826 году была написана кантата «Греческая революция» — отзыв на освободительную борьбу греков против Османской империи. Во время Большой июльской революции 1830 года на улицах Парижа разучивал с народом революционные песни, в частности обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В «Траурно-триумфальной симфонии» (1840, написана к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий) нашла отражение революционная тематика. На погребение погибшего в 1837 году в Алжире генерала Дамремона Берлиозом был написан величественный реквием. Стиль Берлиоза определился уже в «Фантастической симфонии» (написана в 1830 году, имеет подзаголовок «Эпизод из жизни художника»). Это первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии к социальным обобщениям: тема «несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий.
Berliozs_manuscript_of_first_page_of_Symphonie_Fantastique (575x700, 255Kb)
Рукопись первой страницы «Фантастической симфонии»
Вслед за симфонией Берлиоз пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831, продолжение «Фантастической симфонии»). Берлиоза привлекали сюжеты произведений Дж.Байрона — симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834), увертюра «Корсар» (1844); У.Шекспира — увертюра «Король Лир» (1831), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» (1839), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862, на сюжет «Много шума из ничего»); Гёте — драматическая легенда (оратория) «Осуждение Фауста» (1846, что свободно трактует поэму Гёте). Берлиозу принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини» (постановка, 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в частности «Римский карнавал» (1844); романсы и др. пр. Собрание сочинений в 9 сериях (20 томов) издано в Лейпциге (1900—1907). В последние годы жизни Берлиоз все больше склонялся к академизму, моральной проблематике: ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), оперная дилогия «Троянцы» по Вергилию («Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», 1855—1859). Берлиоз сам писал либретто к последним двум операм, к «Осуждению Фаусту», к «Детству Христа» и к другим произведениям. Причина разноречивости отзывов о Берлиозе как о композиторе в том, что он с самого начала своей музыкальной деятельности пошёл по совершенно новой, вполне самостоятельной дороге. Он тесно примыкал к новому развивавшемуся в то время в Германии музыкальному направлению и когда в 1844 году посетил Германию, то был там гораздо больше оценен, чем в своем отечестве. В России Берлиоз уже давно получил свою оценку. После своей смерти, а в особенности после франко-прусской войны 1870 года, когда во Франции с особой силой пробудилось национальное, патриотическое чувство, произведения Берлиоза приобрели большую популярность среди его соотечественников. Значение Берлиоза в области искусства заключается в его глубоком понимании инструментов и в мастерском их применении в оркестровке. Его партитуры полны новых и смелых оркестровых эффектов (например, Берлиоз одним из первых употребил в «Фантастической симфонии» приём игры на струнных col legno). Большим распространением пользуется его трактат об инструментовке, переведенный на многие языки. После смерти Берлиоза были изданы написанные им «Мемуары» (Париж, 1870), «Correspondance inedite 1810—1868» (1878). Берлиоз получил известность не только как композитор, но и как дирижёр. Вместе с Вагнером он заложил основы новой школы дирижирования, внёс важный вклад в развитие музыкально-критической мысли. Огромным вкладом в музыкознание стал теоретический труд Берлиоза «Трактат об инструментовке и оркестровке» (1843) (с приложением — «Дирижер оркестра»), известный в редакции Рихарда Штрауса, — фундаментальный теоретический труд. В связи с тем, что в основе лежат его предыдущие очерки данной тематики значительная часть книги представляет собой свoбoднoе выражение мыслей и художественных воззрений; неpедкo oнo принимает форму непринуждённой беседы с читателем, а иногда переходит в страстную полемику с воображаемым противником.
[700x352]
Берлиоз утверждает принцип распределения различных функций по основным группам оркестра - струнной, деревянной и медной - ради того чтобы не допускать нивелировки тембров которая неизбежно происходит при постоянном дублировании одной группы другой. Его по праву считают реформатором оркестровки. Р.Штраус к предисловию его «Трактата...» писал: «Непреходящее значение книги Берлиоза заключается в том, что Берлиоз, кто первым с величайшим усердием собирателя систематизировал и разработал трудный материал, не только излагал его с фактической стороны, но всюду настойчиво выдвигал на первый план эстетические вопросы оркестровой техники». Он применял редко используемые инструменты – красочные, с ярко индивидуальными тембрами, необычные сочетания тембров, своеобразно звучащие регистры, новые штрихи, приемы игры, создающие неслыханные ранее эффекты. В произведениях Берлиоза нет постоянного, стабильного состава оркестра, — все зависит от круга образов. В ряде случаев он привлекает гигантский, массивный оркестр («Реквием», «Траурно-триумфальная симфония»), в других же случаях он ограничивает оркестр почти камерным составом (балет сильфов из «Осуждения Фауста»). В трактате «Опера и драма», где по адресу Берлиоза было отпущено немало язвительных замечаний): Вагнер пишет: «Берлиоз довел развитие этого механизма (оркестра) до прямо изумительной высоты и глубины, и если мы изобретателей современной индустриальной механики признаем благодетелями государства, то Берлиоза следует прославить как истинного спасителя нашего музыкального мира...». Основные произведения: Симфонии: Фантастическая симфония Op.14, H 48 (Symphonie fantastique, 1830); Гарольд в Италии Op.16, H 68 (Harold en Italie) — для альта с оркестром (1834); Ромео и Джульетта — симфония по мотивам Шекспира для хора, солистов и оркестра Op.17, H 79 (1839); Траурно-триумфальная симфония Op.15, H 80a, b (1840). Увертюры: Тайные судьи H 23d (1826); Уэверли H 26 (1826—1828); Буря (по Шекспиру, с хором) H 52 (1830); Король Лир Op.4, H 53 (1831); Роб Рой H 54 (1831); Бенвенуто Челлини H 76b (1838); Римский карнавал Op.9, H 95 (1844); Корсар Op.21, H 101 (1846—1851); Беатриче и Бенедикт H 138 (1860—1862). Концертные произведения: Rêverie et caprice — для скрипки с оркестром Op. 8, H 88 (1841); Марш к последней сцене Гамлета H 103 (1844); Марш троянцев H 133b (1864). Вокальные произведения: Летние ночи Op.7, H 81. Кантаты: Греческая революция (2-е разные версии) H 21a, H 21b (1825—1826, 1833); Смерть Орфея H 25 (1827); Эрминия H 29 (1828); Клеопатра H 36 (1829); Смерть Сарданапала H 50 (сохранился только небольшой фрагмент) (1830); 5 мая Op.6, H 74 (1831—1835); Эригона (сохранился только фрагмент) H 77 (1835—1838); Hymne à la France H 97 (1844); Chant des chemins de fer H 110 (1846); L’Impériale Op.26, H 129 (1854); Le Temple universel Op.28, H 137 (1861). Оперы: Тайные судьи H 23 (сохранились только фрагменты) (1825—1834); Бенвенуто Челлини Op.23, H 76a (1838); La nonne sanglante H 91 (не окончена) (1841—1842); Осуждение Фауста Op.24, H 111 (La Damnation de Faust, 1846); Троянцы H 133a (Les Troyens, 1863); Беатриче и Бенедикт H 138 (1863); Хоровые произведения: Торжественная месса (Messe Solennelle) H 20 1824; Реквием Op. 5, H 75 (Grande Messe des morts, 1837); Te Deum Op. 22, H 118 1848—1849; Оратория Детство Христа Op. 25, H 130 (L’enfance du Christ, 1853—1854). Образ в искусстве: В литературе: В 1843 году Бальзак посвятил ему роман «Феррагус, предводитель декларантов (1833); Марсель Пруст роман «Содом и Гомора»; Упоминается в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Кинематограф: 1942 — «Фантастическая симфония» / La symphonie fantastique — художественный фильм, Франция, режиссёр — Кристиан-Жак, в главной роли — Жан-Луи Барро; 1983 — «Жизнь Берлиоза» / La vie de Berlioz — телесериал, совместное производство Франции, Канады, СССР, Швейцарии, Бельгии и Венгрии, режиссёры — Жак Требута и Виктор Сергеев, в главной роли — Даниэль Мезгиш; Также в честь композитора назван котёнок-музыкант, персонаж двадцатого полнометражного мультфильм компании Уолта Диснея.
Hector_Berlioz,_place_Victor_Hugo_-_Grenoble (700x525, 590Kb)
Памятник Берлиозу в Гренобле
В его честь назван астероид (69288) Berlioz, открытый 11 октября 1990 года. В IX округе Парижа, в квартале Сен-Жорж, находится сквер Гектора Берлиоза. На родине композитора, в городе Ла-Кот-Сент-Андре (департамент Изер) в 1935 году был открыт Музей Гектора Берлиоза. Там же с 1954 года проходит ежегодный фестиваль классической музыки, посвящённый, прежде всего, его произведениям. В 1990 году в Монпелье открылся театральный зал «Опера Берлиоза». Литература: Берлиоз, Гектор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Гектор Берлиоз. Мемуары. Перевёл А.Оссовский, Издание Ник.Финдейзена, Санкт-Петербург, 1896 год; Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. (В 2-х частях). Перевод, редакция, вступительная статья и комментарии Горчакова С.П. Музыка, 1972. Страница 930; Берлиоз Г. «Дирижер оркестра»; Хохловкина А. Берлиоз. М.Г., 1966; И.И.Соллертинский. Берлиоз., Москва, 1962; Берлиоз Г. Мемуары. Москва, 1967; Берлиоз Г. Избранные статьи. Москва, 1956; Берлиоз Г. Избранные письма, тома 1-2. Москва, 1984—1985; 100 великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин. – Москва : Вече, 2000; Музыкальная эстетика Франции XIX века. / Составитель Е.В.Бронфин. Москва, 1974; Роллан Ромен. Музыканты прошлых дней. Музыканты наших дней. (Берлиоз). Москва : "Гослитиздат", 1935 г., 470 страниц; Берлиоз Г. «Концерты Рихарда Вагнера. Музыка будущего»; Жюльен, «Hector B.» (1882); Hippeau, «В., l’homme et l’artiste» (3 тома, Париж, 1863—1885); Ernst, «De l’oeuvre dramatique de H. B.» (1884); Pohl, «H. B. Studien u. Erinnerungen»; Трифонов, «Гектор Б.» («Вестник Европы», 1885, IX—X).

00George_Anthony_Denison_001 (696x700, 88Kb)
1805
Джордж Энтони Денисон (George Anthony Denison)
британский религиозный публицист. Брат политика Джона Ивлина Денисона, епископа Эдуарда Денисона и государственного чиновника Уильяма Томаса Денисона. Родился в Оссингтоне, Ноттингемшир. Учился в Итонском колледже и в колледже Крайст-Чёрч Оксфордского университета, в 1832 г. был рукоположён в священники Церкви Англии. Служил священником сперва в небольших селениях, затем в известных кафедральных соборах Солсбери (с 1841 г.) и Уэлса (с 1849 г.). В 1851 г. возведён в почётный сан архидиакона Таунтонского, в котором и оставался до конца жизни. В своих многочисленных публицистических выступлениях, в том числе на страницах издававшегося и сочинявшегося им единолично журнала «The Church and State Review» (1862—1865), Денисон выступал с ультраконсервативных позиций как ярый приверженец ритуализма и противник либеральных тенденций в общественной жизни, религиозной мысли и церковном строительстве. В 1878 г. опубликовал книгу «Записки о моей жизни» (Notes of my life), посмертно (1902) издан том его переписки. Умер в Ист-Бренте (Седжмур, Сомерсет, Юго-Западная Англия, Англия, Великобритания) 21 марта 1896 года.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 11 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»