[515x700]
1886
Малек-ош-Шоара Бехар (Мохаммед-Таги; персидское имя — ملکالشعراء)
иранский поэт, ученый-филолог, общественный деятель. Профессор Тегеранского университета (с 1935). Родился в Мешхеде. Сын малек ош-шоара ("царя поэтов") Мохаммеда Казема Сабури - официального придворного поэта при святилище имама Резы в Мешхеде; он заменил отца после его смерти. Персидскую и арабскую литературы изучал под руководством своего отца. В период конституционного движения (1905—1911) Бехар активно участвовал в антифеодальной и антиимпериалистической борьбе. Стихи «Дело Ирана благословенно богом» («Каре Иран ба хода-ст», 1909), «Послание сэру Эдуарду Грею» («Пейам бе сэр Эдуард Грей») принесли известность Бехару. В 1910 он издавал газету «Ноу бахар» («Весна»). Его стихи и статьи направлены против реакции, религиозного фанатизма: «Ад» («Джаханнам»), «Горе от знати» («Дад аз дасте хавас») и др. В 1918 издавал журнал «Данеш-кеде» («Клад знаний»), выступавший за обновление персидской литературы. В 1932 за антимонархические стихи был сослан в Исфахан, где написал лучшие свои произв. на социальные темы: сборник «Тюремные сочинения» («Карнамейе зендан»), стихотворение «Ночной соловей» («Морге шабаханг»). Занимаясь изучением персидской литературы и языка, Бехар написал 3-томный труд «Стилистика» («Сабкшенаси»). В 1941—1951 усилилась антиимпериалистическая деятельность Бехара. Он написал стихи «Страницы истории» («Сафхе-и аз тарих»), «Проклятие Англии» («Нефрин бе Энгелестан»), статьи о В.И.Ленине, о русской революции. Большое внимание уделял подготовке к публикации литературного наследия на языке фарси. С 1943 член Иранского общества культурных связей с СССР. В 1950 возглавлял Общество иранских сторонников мира. Последнее его сочинение — поэма «Сова войны» («Джогде джанг») — посвящено делу борьбы за мир. Умер в Тегеране 21 апреля 1951 года.
Сочинения: Сабкшенаси..., тома 1—3, 2-е издание, Тегеран, 1337 с. г. х. (1958).
Литература: «Краткие сообщения Института востоковедения Академии Наук СССР», 1959, выпуск 36, страницы 3—22; Эрфани Абд-оль-Хамид, Шархе ахваль ва асаре Малек-ош-шоара Мохаммед Таги Бехар, Тегеран, 1335 с. г. х. (1956).
1886
Василий Васильевич Кузнецов
российский тромбонист и музыкальный педагог, артист оркестра Мариинского театра (впоследствии театра оперы и балета имени Кирова), преподаватель Ленинградской консерватории, заслуженный артист РСФСР. Родился в Нарве. Василий Кузнецов получил музыкальное образование в музыкальной школе Балтийского флота под руководством Петра Волкова в 1901—1905 годах. С 1913 по 1960 год он был артистом оркестра Мариинского театра (впоследствии театра оперы и балета имени Кирова). В 1940 году ему было присвоено почётное звание заслуженный артист РСФСР. С 1946 по 1960 год Кузнецов преподавал в Ленинградской консерватории. Народный артист РСФСР дирижёр Сергей Ельцин дал Василию Кузнецову следующую характеристику: «Как солист-тромбонист Кузнецов представлял собой редкостное явление артиста-виртуоза. Его исполнение всегда было на высоком художественном уровне, доставляло радость слушателям эмоциональной насыщенностью, глубоким пониманием авторского замысла.» Также Ельцин отмечал ансамблевое мастерство музыканта и его важную роль в группе тромбонов Кировского театра (в состав которого помимо Кузнецова входили его учитель Пётр Волков, Евгений Рейхе и тубист Пётр Петров). По его мнению, «За долголетнюю творческую жизнь Кузнецов своим мастерством и приверженностью традициям классической оркестровой школы Направника оказал большое влияние на формирование современного исполнительского стиля.» Умер в родном городе 28 января 1969 года.
Литература: Болотин С.В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. — 2-е издание, дополненное и переработанное — Москва: Радуница, 1995. — Страницы 144-145. — 4000 экземпляров — ISBN 5-88123-007-8.
[518x700]
1886
Виктор Маклаглен (Victor McLaglen)
английский боксёр и американский актёр, обладатель премии «Оскар» за лучшую мужскую роль (1936). Виктор Эндрю де Бир Эверлейт Маклаглен родился в небольшом городе Танбридж-Уэллс, в английском графстве Кент, в семье епископа. Когда Виктор был ещё ребёнком, его семейство переехало в Южную Африку, где у него появилось четверо братьев. В 14 лет Виктор оставил семью и записался в ряды Британской армии, желая принять участие в Англо-бурской войне. Но всё же на фронт его не отправили, а записали в ряды гвардейцев в Виндзорском замке, а когда выяснился его настоящий возраст и вовсе заставили покинуть армию. Спустя четыре года он переехал в Канаду, где стал зарабатывать на жизнь, участвуя в боксёрских поединках. У него было несколько примечательных побед на ринге, а самый знаменитый его бой прошёл с будущим первым чернокожим чемпионом мира в супертяжелом весе Джеком Джонсоном. Помимо боксерского ринга Виктор также выступал как тяжеловес в цирке в течение своего пребывания в Канаде. В 1913 году он вернулся в Англию, где записался в Королевскую Ирландскую армию фузилёров, в рядах которой участвовал в Первой мировой войне. За годы войны он дослужился до звания капитана, и в течение некоторого времени был начальником Военной полиции Багдада. В последние годы войны Маклаглен вновь стал заниматься боксом и в 1918 году получил звание чемпиона-тяжеловеса Британской армии. После окончания войны он остался в Англии, где началась его карьера в немых фильмах. Его карьера резко пошла в гору в начале 1920-х годов, когда он переехал в Голливуд. Позже Виктор удачно перешёл из немого в звуковое кино, а наибольшей популярности добился в 1935 году, когда он снялся в фильме «Осведомитель». За эту роль он был удостоен премии «Оскар» за лучшую мужскую роль. Ещё раз он выдвигался на «Оскар» уже к концу своей карьеры в 1953 году за роль в фильме «Тихий человек» с Джоном Уэйном в главной роли. Особенно популярны были роли Маклаглена в вестернах Джона Форда. К концу своей карьеры он пару раз появился и на телевидении. Виктор Маклаглен умер в небольшом городке Ньюпорт-Бич в Калифорнии от инфаркта 7 ноября 1959 года, будучи при этом уже гражданином США. За свой вклад в кино он удостоен звезды на Голливудской аллее славы. Виктор трижды был женат. Его первый брак был заключён на Энид Ламонт в 1919 году. Она родила ему дочь Шейлу и сына Эндрю, который впоследствии стал продюсером и режиссёром. После её смерти в 1942 году он женился на Сьюзан Бруггеман (1943—1948), а после развода — на Маргарет Памфри в 1948.
Избранная фильмография: 1926 – «Почём слава?» (оригинальное название – «What Price Glory?»), капитан Флэгг; 1928 – «Дом палача» (оригинальное название – «Hangman's House»), Денис Хоган; 1931 – «Обесчещенная» (оригинальное название – «Dishonored»), полковник Кранау; 1931 – «Украденные драгоценности» (оригинальное название – «The Stolen Jools»), сержант Флэгг; 1933 – «Дик Турпин» (оригинальное название – «Dick Turpin»), Дик Турпин; 1934 – «Потерянный патруль» (оригинальное название – «The Lost Patrol»), сержант; 1935 – «Осведомитель» (оригинальное название – «The Informer»), Джипо Нолан; 1937 – «Крошка Вилли Винки» (оригинальное название – «Wee Willie Winkie»), сержант Дональд Макдафф; 1939 – «Ганга Дин» (оригинальное название – «Gunga Din»), сержант «Мак» Макчесни; 1943 – «Вечность и один день» (оригинальное название – «Forever and a Day»), Арчибальд Спэйвин, швейцар; 1948 – «Форт Апачи» (оригинальное название – «Fort Apache»), сержант Фестус Малкэхи; 1949 – «Она носила жёлтую ленту» (оригинальное название – «She Wore a Yellow Ribbon»), старший сержант Тимоти Куинкэннон; 1950 – «Рио-Гранде» (оригинальное название – «Rio Grande»), старший сержант Тимоти Куинкэннон; 1952 – «Тихий человек» (оригинальное название – «The Quiet Man»), Уилл Данахер; 1953 – «Мятежный дух Кракатау» (оригинальное название – «Fair Wind to Java»), О'Брайен; 1956 – «Вокруг света за 80 дней» (оригинальное название – «Around the World in 80 Days»), рулевой на «Генриетте».
Награды: Оскар 1936 — «Лучший актёр» («Осведомитель»).
[528x700]
1886
Ирина Павловна Невицкая (украинское имя — Ірина Невицька; словацкое имя — Irina Nevická; в девичестве – Бурик, Buryková)
украинская словацкая писательница русинского происхождения. Родилась в городке Збудска Бела (ныне Словакия). Отец — Павел Бурик, русинский интеллигент, выпускник Будапештского и Венского университетов, профессор гимназии, и мать — урожденная Анна Ковалицька, происходили из семьи священников. Своим детям (в семье вырастали старший брат Павел и младшая сестра Ольга) родители прививали любовь к вере предков, русскому слову и народной песне. Немало усилий воспитанию внуков приложила бабушка по отцу, которая была лично знакома с Александром Духновичем, училась по его букварю, грамматике Михаила Лучкая, произведениям Александра Павловича. Жила в Прешове и Старой Любовне. Окончила немецкую школу, потом училась в Прешовском университете, но учёбу не окончила. Жила некоторое время в Чичаве, Удоле и Ужгороде. С 1922 года жила в Прешове. Первые произведения печатала в журналах «Неделя» и «Наука». Ирина Невицкая издавала первый женский календарь, основала украинский журнал «Слово народа». Писала также басни, драматические произведения, стихи для детей, публицистические статьи. В 1933 году, уже получив писательскую известность, переехала в Ужгород, где была поглощена общественно-политической жизнью: основала женскую секцию при обществе «Просвіта», возглавила (в 1936 году) эфемерную националистическую Украинскую селянско-рабочую партию Подкарпатской Руси, вошла в состав Первой Руськой Центральной Народной Рады, как член центрального руководства УНО участвовала в подготовке и проведении выборов в Сейм Карпатской Украины. Умерла в Прешове (ныне Словакия) 21 ноября 1966 года. В Удолском доме культуры была открыта памятная доска, посвящённая Невицкой.
Литература: Papp, Š.: Vyznačni svjaščenyči žinky i dočky v istoriji našich eoarchij. In: Gr. kat. kalendár 1983, s. 101-107; Juríčková, V.: Irena Nevická (1886-1965). In: Slovo – gréckokatolíckej cirkvi. Prešov : Petra, 2001, roč. 33., č. 23-24, s. 12.
[451x700]
1886
Георгий Капланович Ниорадзе (грузинское имя — გიორგი ნიორაძე)
грузинский советский археолог, член-корреспондент Академии Наук Грузинской ССР (с 1946 г.). Родился в селе Шроша, ныне Зестафонский район Грузии. Учился в Тифлисском педагогическом иституте. В 1921 году окончил Московский университет. Большое значение имеют работы Ниорадзе по каменному веку Кавказа. Исследовал пещерные стоянки палеолитической эпохи в западной Грузии (Девисхврели, Сакажиа), а также многочисленные памятники Грузии различных эпох: энеолита, бронзы, раннего железа и античности (Дидубе, Мцхета, Земо-Авчала, Карснисхеви, Дманиси, Самгори, Кахети, Наохвами и другие). Автор ряда работ по этнографии Грузии, а также Сибири. Умер в Тбилиси 10 декабря 1951 года.
Сочинения: Палеолит на Кавказе, "Труды Тбилисского Государственного университета", выпуск 6, 1937; Археологические раскопки в Колхидской низменности, "Известия института языка, истории и материальной культуры", выпуск 10, Тбилиси, 1941; Человек палеолитической эпохи в пещере Девис-Хврели, Тбилиси, 1933 (на грузинском языке); Das Grab von Semoawtschala, "Вестиик Госудорственного музея Грузии", выпуск 6, Тбилиси, 1931; Dmanissi necropolis and some of its peculiarities, "Вестник Государственного музея Грузии", том 14-в., Тбилиси, 1947 (резюме на русском языке); Человек каменного века в пещере Сакаджиа, Тбилиси, 1953; შრომები=Die Werke=Труды : 5 ტომად (ავტორი) // ტომი 2 : საქართველოს ბრინჯაოს ხანის არქეოლოგიური ძეგლები = Bronzezeitliche archaologische Fundorte aus Georgien = Археологические памятники бронзовой эпохи Грузии. – თბილისი, მეცნიერება, 2013. – 338 გვერდი. - ISBN: 978-9941-9311-5-4; შრომები=Die Werke=Труды : 5 ტომად (ავტორი) // ტომი 1: საქართველოს გვიანბრინჯაოს, ანტიკური და შუასაუკუნეების ხანის არქეოლოგიური ძეგლები = Spatbronzezeitliche, antike und mittelalterliche archaologische Fundorte aus Georgien = Археологические памятники позднебронзовой, античной и средневековой эпох Грузии. - თბილისი, მეცნიერება, 2011. – 360 გვერდი. - ISBN: 978-9941-9105-8-6; მიკლუხო-მაკლაი და "ქვის ხანის ადამიანები" : 22 სურათით (ავტორი). - თბილისი, ტექნიკა და შრომა, 1948. – 92 გვერდი; პალეოლითის ადამიანი დევისხვრელში : 64 სურათით, 8 ტაბულითა და 1 გეგმით (ავტორი). - ტფილისი, საქართველოს მუზეუმის გამოცემა, 1933. – 110 გვერდი; ზემოავჭალის სამარე (ავტორი). - ტფილისი, პოლიგრაფტრ. სტამბა, 1931. – 89 გვერდი.
1887
Артур Гофман (немецкое имя — Arthur Hoffmann)
немецкий легкоатлет, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1908. Родился в Данциге, Германская империя (ныне Гданьск, Польша). На Играх 1908 в Лондоне Гофман участвовал в четырёх дисциплинах. Вместе со своей командой он занял второе место в смешанной эстафете. Также, он стал 15-м в прыжке в длину, и участвовал в первом раунде в забегах на 100 и 200 м, но не прошёл дальше. Умер в Гамбурге (Германия) 4 апреля 1932 года.
1887
Ренцо Лоренцони (итальянское имя — Renzo Lorenzoni)
итальянский пианист и музыкальный педагог. Родился в Падуе. Начал учиться музыке в своём родном городе под руководством Чезаре Поллини (фортепиано) и Оресте Раванелло (композиция). Затем в 1908 году окончил консерваторию Сан-Пьетро-а-Майелла в Неаполе, годом позже получил диплом юриста в Падуанском университете. В начале 1910-х гг. интенсивно концертировал в своём родном городе как солист, исполняя, в частности, в цикле концертов все сонаты Людвига ван Бетховена, однако вскоре обнаружил бо́льшую склонность к ансамблевому исполнительству, начав с дуэтных выступлений со своим наставником Поллини. На протяжении многих лет выступал в составе различных фортепианных трио, из которых наибольшей известностью пользовался ансамбль с Арриго Серато и Артуро Бонуччи, исполнявший как все фортепианные трио Бетховена и Брамса, так и сочинения новейших итальянских авторов. Другими партнёрами Лоренцони в составе трио были скрипачи Федерико Барера, Марио Корти, Этторе Бонелли, виолончелисты Энрико Майнарди, Джильберто Крепакс, Альберто Кукколи; в ряде случаев Лоренцони присоединялся к различным квартетным составам для исполнения фортепианных квинтетов. С 1920 года Лоренцони преподавал в Триестской консерватории, затем с 1924 года в Пармской консерватории, и наконец в 1926 году по приглашению Ильдебрандо Пиццетти занял кафедру фортепиано в Миланской консерватории, где среди его учеников были, в частности, Марчелло Аббадо и Джанандреа Гаваццени. В годы фашизма первоначально сотрудничал с режимом, входил в состав Национальной комиссии по музыкальной самостоятельности (итальянское название — Commissione nazionale per l'autarchia musicale), однако затем разошёлся с политикой Муссолини и даже был арестован. В послевоенные годы продолжал преподавательскую работу, редактировал издания некоторых фортепианных сочинений Роберта Шумана. Умер в Падуе 11 февраля 1951 года.
[538x699]
1888
Ода Абрамовна Слободская
русская и английская певица (сопрано). Родилась в Вильно. Училась в Санкт-Петербургской консерватории, где занималась в классе вокала у Н.Ирецкой и в оперном классе у И.Ершова. Еще в студенческие годы она выступила в 9-й симфонии Бетховена под управлением Сергея Кусевицкого. После успешного дебюта молодая артистка продолжала выступать в Народом Доме, а вскоре вышла на сцену Мариинского театра, где дебютировала в партии Лизы (среди других партий в эти годы были Маша в "Дубровском", Феврония, Маргарита, Шемаханская царица, Елена в "Мефистофеле"). Однако настоящая известность к Слободской пришла только за границей, куда она уехала в 1921 году. 3 июня 1922 года в парижской "Гранд-Опера" в рамках дягилевской антрепризы состоялась мировая премьера "Мавры" Ф.Стравинского, в которой певица исполнила главную роль Параши. На премьере пели также Елена Садовень (Соседка) и Стефан Белина-Скупевский (Гусар). Именно эта постановка положила начало успешной карьере певицы. Берлин, гастроли с украинским хором по Северной и Южной Америке, выступления в Мексике, Париж, Лондон, Голландия, Бельгия - вот основные географические вехи ее творческой биографии. В 1931 году, спустя 10 лет после совместных выступлений в Петрограде, судьба вновь сводит Слободскую с Шаляпиным. В Лондоне она участвует вместе с ним в гастролях оперной труппы А.Церетели, поет партию Наташи в "Русалке". Среди наиболее значимых успехов Слободской выступление в 1932 году Ковент-Гардене в партии Венеры в "Тангейзере" вместе с Л.Мельхиором, в сезоне 1933/34 годов в Ла Скала (партия Февронии) и, наконец, участие в английской премьере оперы Д.Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда", осуществленной в 1936 году п/у А.Коутса в Лондоне (партия Катерины Измайловой). В 1941 году в разгар войны Ода Слободская участвовала в интереснейшем английском проекте, осуществленном известным дирижером, уроженцем России, Анатолием Фистулари*. В театре "Савой" была поставлена "Сорочинская ярмарка" М.Мусоргского. Слободская пела в опере партию Параси. В проекте участвовала также Кира Вэйн, подробно описавшая в своих мемуарах эту постановку. Наряду с выступлениями на оперной сцене, Слободская весьма успешно работала на радио, сотрудничала с Би-Би-Си. Участвовала здесь в исполнении "Пиковой дамы", исполнив партию Графини. После войны певица, в основном, жила и работала в Англии, активно ведя концертную деятельность. Она являлась блестящим интерпретатором камерных сочинений С.Рахманинова, А.Гречанинова И.Стравинского и, особенно, Н.Метнера, с которым неоднократно вместе выступала. Творчество певицы сохранилось в записях граммофонных фирм His Masters Voice, Saga, Decca (романсы Метнера, произведения Стравинского, Я.Сибелиуса, "Письмо Татьяны" и даже песня М.Блантера "В лесу прифронтовом"). В 1983 году ряд записей Слободской был издан фирмой "Мелодия" в составе авторской пластинки Н.Метнера. Слободская завершила свою карьеру в 1960 году. В 1961 она посетила СССР, навестила родственников в Ленинграде. Муж Слободской - летчик, погиб во время войны в "Битве над Англией". Скончалась Слободская 30 июля 1970 года в Лондоне.
[491x700]
1888
Газак Иласович Тогузов (русифицированная форма имени — Василий; осетинское имя — Тогъуызты Газакк)
осетинский поэт. Писал под псевдонимами «Илас Æрнигон» (Илас Арнигон) и «Илас Мызурон». Родился в селе Ардон (сегодня — город), в бедной крестьянской семье. После смерти отца воспитывался матерью. После окончания начальной школы в родном селе поступил в Ардонскую духовную семинарию, которую окончил в 1909 году. Работал учителем в селении Лац в Куртатинском ущелье. Будучи учителем, собирал и записывал осетинское устное народное творчество. В январе 1911 года уехал на заработки в Маньчжурию на строительство Забайкальской железной дороги. С сентября 1911 года работал учителем на станции Хинган, где проработал до лета 1913 года. С осени 1914 года был вольнослушателем в Институте народов Востока во Владикавказе. В 1915 году зачислен на второй курс. Изучал маньчжурский, китайский, английский и французский языки. Институт окончил в 1918 году. В 1919 году был мобилизован в армию Дальневосточного временного правительства. Не желая воевать, бежал из армии и cкрывался в Харбине. В 1924 году открыл школу для детей служащих Китайско-Восточной железной дороги. В 1925 году возвратился на станцию Хинган, где работал до 1928 года директором местной школы. В 1931 году вступил в ВКП(б). В 1934 году написал «Осетинскую грамматику», которую издал на собственные средства. В этом же году после захвата японскими войсками Маньчжурии вместе со семьёй возвратился в Осетию. Работал во Владикавказе переводчиком и редактором в книжном издательстве. В 1937 году был репрессирован и расстрелян 5 января 1938 года. В 1955 году посмертно реабилитирован. На доме № 40 по улице Тамаева во Владикавказе укреплена мемориальная табличка, посвящённая Газаку Тогузову. Заниматься литературным творчеством начал во время обучения в Ардонской духовной семинарии. В 1915 году опубликовал под псевдонимом «Илас Мызурон» свои первые стихотворения в журнале «Чырыстон цард» (Христианская жизнь). Большую часть своих произведений написал в Маньчжурии, откуда он посылал их для публикации в осетинских газетах «Рæстдзинад», Хурзæрин", литературных журналах «Зиу» и «Мах дуг». До нашего времени дошло 34 стихотворения, одна поэма, рассказ и две одноактные пьесы. Перевёл на осетинский язык «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо и несколько рассказов Антона Чехова.
Сочинения: Челе. Радзырд. «Чырыстон цард», 1915, № 6, 7; Осетинская грамматика. Часть первая. Морфология. Харбин, 1934; Ног чындз (Молодая невестка). Поэмæ (скъуыддзаг). «Мах дуг», 1935, № 3—4; Адæмы лæг (Друг народа) статья Къостайы тыххæй «Мах дуг», 1935, № 3, 4. Посмертные издания: Æрæмыс-иу мæн. Æмдзæвгæтæ, пьесæ, радзырд. Орджоникидзе, 1960, 1979 и 1986; Уацмыстæ. Дзæуджыхъæу, 2008.
Литература: Арнигон Илас, Писатели Северной Осетии. Орджоникидзе, 1973; Илас Арнигон// Джикаев Ш., Осетинская литература. Краткий очерк. Орджоникидзе, 1980; Илас Арнигон// Ардасенов Х., Очерк истории осетинской литературы, Орджоникидзе, 1959, страницы 246—248; Тогузов Газак (Василий) Иласович// Бибоева И.Г., Кизиты М.Р., Писатели Осетии, библиографический справочник, Владикавказ, Ир, 2015, страница 98 — 101, ISBN 978-5-7534-1499-01.
[555x700]
1889
Рэй Коллинз (Ray Collins)
американский актёр театра, радио, кино и телевидения, более всего известный по фильму «Гражданин Кейн» (1941) и многолетнему участию в телесериале «Перри Мейсон» (1957—1965). Коллинз характеризуется как «надёжный» и даже «выдающийся» характерный актёр на протяжении всей своей карьеры. Он был «среднего телосложения со стальными седыми волосами, строгим и угрюмым взглядом свирепых глаз, густыми белыми бровями и уверенным, хриплым голосом». «Лучше всего ему удавались роли персонажей авторитарного типа — политиков, детективов и руководителей бизнеса», «опытных крупных бизнесменов, офицеров полиции или армии». Впервые Коллинз обратил на себя внимание как радиоактёр, сыграв роль «последнего живого радиоведущего мира» в легендарной радиопрограмме Орсона Уэллса «Война миров», которая вышла в эфир в 1938 году. В дальнейшем Коллинз сыграл важные роли в трёх художественных фильмах Уэллса — «Гражданин Кейн» (1941), «Великолепные Эмберсоны» (1942) и «Печать зла» (1958). К числу значимых фильмов с участием Коллинза относятся также «Седьмой крест» (1944), «Бог ей судья» (1945), «Наследница» (1949), «Часы отчаяния» (1955) и «Кадиллак из чистого золота» (1956). Однако более всего Коллинза помнят по роли лейтенанта Артура Трэгга в многолетнем телесериале «Перри Мейсон» (1957—1965). Рэй Коллинз родился 10 декабря 1889 года в Сакраменто, Калифорния, в семье театрального обозревателя и редактора местной газеты. Мать Рэя была племянницей одного из первых поселенцев Калифорнии, известного общественного и политического деятеля, члена Палаты представителей Джона Бивелла. Его дядя, актёр Улрик Коллинз, играл на бродвейской сцене в 1903—1933 годах. В возрасте 14 лет Рэй дебютировал на профессиональной театральной сцене в Окленде. В июле 1914 года Коллинз перебрался в канадский Ванкувер, где работал актёром и некоторое время возглавлял собственную театральную труппу, после чего направился на Бродвей. С 1924 по 1931 год Коллинз постоянно играл в бродвейских постановках. В 1930 году Коллинз обратил своё внимание на радио, «где работал иногда в 18 передачах в неделю, проводя в студии по 16 часов в день». В середине 1930-х годов, «будучи уже состоявшимся театральным и радиоактёром», Коллинз начал сотрудничество с Орсоном Уэллсом и Театром «Меркурий», где впоследствии сыграл одни из своих лучших ролей. В 1937 году Коллинз играл в первой радиопостановке Уэллса по роману Виктора Гюго «Отверженные», в 1937—1938 годах он играл вместе с Уэллсом в радиосериале «Тень», исполняя роль комиссара Вестона, а в 1938 году постоянно играл в радиоантологии «Театр „Меркурий“ в эфире», исполнив роли в спектаклях «Дракула», «Остров сокровищ», «Граф Монте-Кристо», «Шёрлок Холмс» (доктор Ватсон), «Вокруг света за 80 дней» и других. В 1938—1940 годах Коллинз продолжал играть под руководством Уэллса в радиопостановках из цикла «Театр „Кемпбелл“», спонсором которых был знаменитый производитель консервированных супов компания «Кемпбелл». Самой важной работой Коллинза в этом сериале (хотя и без упоминания его имени) была игра в знаменитом радиоспектакле «Война миров», где он сыграл три роли, включая мистера Уилмута (на ферме которого приземляется марсианский корабль), а также журналиста, который описывает разрушение Нью-Йорка. В 1930 году Коллинз дебютировал в кино, сыграв в течение двух лет в серии короткометражных юмористических фильмов о приключениях 11-летнего мальчика по имени Пенрод, поставленным по рассказам Бута Таркингтона. После этого в кинокарьере Коллинза наступил почти 10-летний перерыв. В 1939 году вместе с актёрами Театра «Меркурий» Коллинз направился в Голливуд, дебютировав в полнометражном кино в классическом фильме Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» (1941). В этой новаторской остросоциальной драме о подъёме к вершинам власти и падении медиамагната, Коллинз сыграл роль Джима Геддиса, безжалостного политического соперника Кейна. Коллинз также сыграл важную роль во втором фильме Уэллса, эпической мелодраме «Великолепные Эмберсоны» (1942) о жизни двух влиятельных и богатых семей в Индианаполисе в эпоху социальных перемен, связанных с автомобилизацией начала XX века. После роспуска Театра «Меркурий» в 1946 году «Коллинз продолжал много работать в кино и на сцене как характерный актёр, часто играя неприветливых и грубых бизнесменов». В общей сложности Коллинз сыграл в 80 фильмах. В ряде фильмов Коллинз также выступал в роли закадрового рассказчика. В частности, он ведёт повествование от имени убитого отца о жизни его сына-подростка во время войны в небольшом калифорнийском городке в «Человеческой комедии» (1943) по повести Уильяма Сарояна. В драме «Седьмой крест» (1944) Фреда Циннеманна Коллинз играет лидера группы беглецов из нацистского концентрационного лагеря, который вскоре гибнет, но закадровым голосом продолжает рассказывать о происходящем. В нуаровой мелодраме «Бог ей судья» (1945) с Джин Тирни в главной роли Коллинз сыграл роль адвоката и друга главного героя, от лица которого ведётся повествование. Год спустя он сыграл небольшую роль в послевоенной мелодраме Уильяма Уайлера «Лучшие годы нашей жизни» (1946). В фильме нуар «Катастрофа» (1946) Коллинз был врачом и коллекционером искусства, реализующим хитроумный и жестокий план по завладению несколькими музейными шедеврами, за которым последовала роль в актёрском фильме нуар Джорджа Кьюкора «Двойная жизнь» (1947). Свои комедийные способности Коллинз продемонстрировал в комедии «Холостяк и девчонка» (1947), где он сыграл судебного психиатра, она также сыграл богатого владельца рудников в вестерне «Человек из Колорадо» (1948). Коллинз сыграл небольшие роли офицеров в двух военных драмах: в штабном триллере «Командное решение» (1948) он был майором, а в мелодраме «Возвращение домой» (1948) — подполковником. Он также отметился небольшими ролями в таких памятных фильмах конца 1940-х годов, как мелодрама Уильяма Уайлера «Наследница» (1949) с Оливией де Хэвилланд и Монтгомери Клифтом и драме «Источник» (1949) Кинга Видора по книге Айн Рэнд с Гэри Купером в главной роли. В начале 1950-х годов Коллинз сыграл небольшую роль в мюзикле «Летние гастроли» (1950) с участием Джуди Гарланд и Джина Келли, а затем сыграл «непоющую» роль отца Кэтрин Грэйсон в мюзикле «Песня пустыни» (1953). Он был членом совета директоров в корпоративной комедии «Кадиллак из чистого золота» (1956). В 1950-е годы Коллинз сыграл небольшие роли в трёх классических фильмах нуар: в фильме «Рэкет» (1951) он был коррумпированным заместителем окружного прокурора, в фильме Уильяма Уайлера «Часы отчаяния» (1955) — шерифом, а в фильме Орсона Уэллса «Печать зла» (1958) — окружным прокурором. В своей последней картине, психологической драме «Я отдам свою жизнь» (1960), Коллинз сыграл руководителя богатой инженерной компании, единственный сын которого вместо того, чтобы продолжить дело отца, становится священником и отправляется в Новую Гвинею. Возможно, более сего Коллинза помнят по его работе на телевидении. В 1954 он стал играть постоянную роль в ситкоме об университетской жизни «Залы плюща» (1954—1955). В середине 1950-х годов Коллинз был приглашенной звездой во многих сериалах, среди них «Ты там» (1955), «Театр научной фантастики» (1955), «Театр Зейна Грэя» (1956) и «Альфред Хичкок представляет» (1956). В 1957 году Коллинз стал играть в судебном телесериале «Перри Мейсон» по мотивам книг Эрла Стэнли Гарднера, добившись славы как лукавый, нетерпеливый детектив отдела убийств Полицейского управления Лос-Анджелеса, лейтенант Артур Трэгг. В общей сложности Коллинз сыграл в 241 эпизоде этого сериала. В 1960 году Коллинз начал испытывать проблемы со здоровьем и с памятью, что спустя несколько лет привело к завершению его карьеры. В октябре 1963 года Коллинз снялся в своём последнем эпизоде «Перри Мейсона», который вышел в эфир 16 января 1964 года. Хотя было очевидно, что Коллинз больше не сможет играть в сериале, его имя всё равно указывалось в титрах восьмого сезона телесериала, вплоть до его завершения в мае 1965 года. Коллинз был женат на Маргарет Мэрриотт, они развелись в 1924 году. В 1926 году он женился на Джоан Юрон, у них родился сын Джуниус. Коллинз умер от эмфиземы 11 июля 1965 года в Санта-Монике, Калифорния.
Фильмография: 1930 – «Вредитель чести» (оригинальное название — The Pest of Honor), короткометражный; 1930 – «Шотландская история» (оригинальное название — Scotch Love), короткометражный; 1930 – «Замена» (оригинальное название — The Substitute), короткометражный; 1930 – «Маскарад» (оригинальное название — Masquerade), короткометражный; 1931 – «Змеи живы» (оригинальное название — Snakes Alive), роль - Мистер Скофилд, короткометражный; 1931 – «Новогодние поздравления» (оригинальное название — The Season’s Greetings), роль - Мистер Скофилд), короткометражный; 1932 – «Его честь, Пенрод» (оригинальное название — His Honor, Penrod), роль - Мистер Скофилд, короткометражный 1932 – «Хот-дог» (оригинальное название — Hot Dog), роль - Мистер Скофилд, короткометражный; 1932 – «Загадка интермедии» (оригинальное название — The Side Show Mystery), короткометражный; 1932 – «Убийство в Пульмане» (оригинальное название — Murder in the Pullman), ороткометражный; 1932 Трансатлантическая тайна» (оригинальное название — The Transatlantic Mystery), короткометражный; 1932 – «Одинокая ферма» (оригинальное название — Lonesome Manor), короткометражный; 1932 – «Если меня изберут» (оригинальное название — If I’m Elected), короткометражный; 1932 – «Ты меня убиваешь» (оригинальное название — You’re Killing Me), короткометражный; 1941 – «Гражданин Кейн» (оригинальное название — Citizen Kane), роль - Джим У.Геттис; 1942 – «Великолепные Эмберсоны» (оригинальное название — The Magnificent Ambersons), роль - Джек Эмберсон; 1942 – «Большая улица» (оригинальное название — The Big Street), роль - Профессор B; 1942 – «Шоссе по ночам» (оригинальное название — Highways by Night), роль - Дядя Бен; 1942 – «Флот не подведёт» (оригинальное название — The Navy Comes Through), роль - Капитан МакКолл; 1942 1943 – «Коммандос атакуют на рассвете» (оригинальное название — Commandos Strike at Dawn), роль - Бергесен; 1942 – «Человеческая комедия » (оригинальное название — The Human Comedy), роль - Мистер Мэтью Мэколи; 1942 – «Слегка опасен» (оригинальное название — Slightly Dangerous), роль – Снодграсс; 1942 – «Криминальный доктор» (оригинальное название — Crime Doctor Доктор Джон Кэйри; 1942 – «Да здравствуют морпехи» (оригинальное название — Salute to the Marines), роль – Полковник Мэйсон; 1942 – «Свист в Бруклине» (оригинальное название — Whistling in Brooklyn), роль - Гроувер Кеендалл; 1944 – «Мадам Кюри» (оригинальное название — Madame Curie), роль - Голос лектора; 1944 – «Смотри сюда, солдат Харгроув» (оригинальное название — See Here, Private Hargrove), роль - Броуди С.Гриффит; 1944 – «Банда Гитлера» (оригинальное название — The Hitler Gang), роль - Кардинал Фолхэйбер; 1944 – «Канун Святого Марка» (оригинальное название — The Eve of St. Mark), роль - Deckman Уэст; 1944 – «Седьмой крест» (оригинальное название — The Seventh Cross), роль - Эрнст Уолло; 1944 – «Джентльмен с Варварского берега» (оригинальное название — Barbary Coast Gent), роль - Джонни Эдейр; 1944 – «Не могу не петь» (оригинальное название — Can’t Help Singing), роль - Сенатор Мартин Фрост; 1945 – «Грубо говоря» (оригинальное название — Roughly Speaking), роль - Мистер Рэндалл; 1945 – «Скрытый глаз» (оригинальное название — The Hidden Eye), роль - Филлип Трэдуэй; 1945 – «Бог ей судья» (оригинальное название — Leave Her to Heaven), роль - Глен Роуби; 1946 – «Мэйзи идёт наверх» (оригинальное название — Up Goes Maisie), роль - Mr. Floyd Hendrickson; 1946 – «Мисс Сьюзи Слагл» (оригинальное название — Miss Susie Slagle’s), роль - Доктор Элайджа Хоуи; 1946 – «Территория бандита» (оригинальное название — Badman’s Territory), роль - Полковник Фэрвелл; 1946 – «Ночь в раю» (оригинальное название — Night in Paradise), роль – Леонидес; 1946 – «Ранчо мальчика» (оригинальное название — Boy’s Ranch), роль - Дэвид Мэнтон; 1946 – «Три мудрых дурака» (оригинальное название — Three Wise Fools), роль – Судья Уотсон; 1946 – «Катастрофа» (оригинальное название — Crack-Up), роль - Доктор Лоуэлл; 1946 – «Лучшие годы нашей жизни» (оригинальное название — The Best Years of Our LivesмМистер Милтон; 1946 – «Два года на палубе» (оригинальное название — Two Years Before the Mast), роль - Мистер Гордон Стюарт; 1946 – «Возвращение Монте-Кристо» (оригинальное название — The Return of Monte Cristo), роль - Эмиль Бланшар; 1947 – «Рыжий жеребецм» (оригинальное название — The Red Stallion), роль – Бартон; 1947 – «Холостяк и девчонка» (оригинальное название — The Bachelor and the Bobby-Soxer), роль - Доктор Мэтт Бимиш; 1947 – «Сенатор был несдержан» (оригинальное название — The Senator Was Indiscreet), роль - Фред Хулихэн; 1947 – «Двойная жизнь» (оригинальное название — A Double Life), роль - Виктор Донлан; 1948 – «Фехтовальщик» (оригинальное название — The Swordsman), роль - Мэк — Иэн МакАрден; 1948 – «Возвращение домой» (оригинальное название — Homecoming), роль - Капитан-лейтенант Эйвери Сильвер; 1948 – «Хороший Сэм» (оригинальное название — Good Sam), роль - Отец Дэниелс; 1948 – «Ради любви Мэри» (оригинальное название — For the Love of Mary), роль - Харви Элвуд; 1948 – «Человек из Колорадо» (оригинальное название — The Man from Colorado), роль - Большой Эд Картер; 1948 – «Командное решение» (оригинальное название — Command Decision), роль - Майор Десмонд Лэнсинг; 1949 – «Укрытие» (оригинальное название — Hideout), роль - Артур Бёрдетт; 1949 – «Рыжий жеребец в Скалистых горах» (оригинальное название — Red Stallion in the Rockies), роль - Мэтью Симпсон; 1949 – «Это происходит каждой весной» (оригинальное название — It Happens Every Spring), роль - Профессор Гринлиф; 1949 – «Источник» (оригинальное название — The Fountainhead), роль – Энрайт; 1949 – «Свободен для всех» (оригинальное название — Free for All), роль - Мистер А.Б.Блэйр; 1949 – «Наследница» (оригинальное название — The Heiress), роль - Джефферсон Элмонд; 1950 – «Фрэнсис» (оригинальное название — Francis), роль - Полковник Хукер; 1950 – «Оплачено сполна» (оригинальное название — Paid in Full), роль - Доктор Фреддерикс; 1950 – «Реформатор и рыжая голова» (оригинальное название — The Reformer and the Redhead), роль - Командор Джон Болвинд Паркер; 1950 – «Летние гастроли» (оригинальное название — Summer Stock), роль - Джаспер Г. Уинрайт; 1950 – «Убить арбитра» (оригинальное название — Kill the Umpire), роль - Джон Эванс; 1951 – «Долина мести» (оригинальное название — Vengeance Valley), роль - Арч Строуби; 1951 – «Теперь во флоте» (оригинальное название — You’re in the Navy Now), роль - Контр-адмирал Л. Е.Теннант; 1951 – «Ма и Па Кеттл вернулись на ферму» (оригинальное название — Ma and Pa Kettle Back on the Farm), роль - Джонатан Паркер; 1951 – «Воссоединение в Рино» (оригинальное название — Reunion in Reno), роль - Судья Томас Ниленд; 1951 – «Рэкет» (оригинальное название — The Racket), роль - Мортимер Уэлш; 1951 – «Я хочу тебя» (оригинальное название — I Want You), роль - Судья Тёрнер; 1952 – «Приглашение» (оригинальное название — Invitation), роль - Доктор Уоррен Притчард; 1952 – «Молодой человек с идеями» (оригинальное название — Young Man with Ideas), роль - Эдмунд Джетроу; 1952 – «Лодка мечты» (оригинальное название — Dreamboat), роль - Тимоти Стоун; 1953 – «Ма и Па Кеттл в отпуске» (оригинальное название — Ma and Pa Kettle on Vacation), роль - Джонтан Паркер; 1953 – «Песня пустыни» (оригинальное название — The Desert Song), роль - Генерал Бирабо; 1953 – «Колонна на юг» (оригинальное название — Column South), роль - Бригадный генерал Стори; 1953 – «Парень слева» (оригинальное название — The Kid from Left Field), роль - Фред Ф.Уэккер; 1953 – «Плохо для обоих» (оригинальное название — Bad for Each Other), роль - Дэн Ризоновер; 1953 – «Кавалькада Америки» (оригинальное название — Cavalcade of America), роль - Даниэл Уэбстер, Телесериал (1 эпизод); 1954 – «Роуз Мари» (оригинальное название — Rose Marie» (оригинальное название — Инспектор Эпплби; 1954 – «Афина» (оригинальное название — Athena), роль - Мистер Тремейн; 1954 – «Видеотеатр «Люкс» (оригинальное название — Lux Video Theatre), роль - Бартон Кейс, Телесериал (1 эпизод); 1954-1955 – «Залы плюща» (оригинальное название — The Halls of Ivy), роль – Мерриуэзер, Телесериал (8 эпизодов); 1955 – «Часы отчаяния» (оригинальное название — The Desperate Hours), роль - Шериф Мастерс; 1955 – «Леди из Техаса» (оригинальное название — Texas Lady), роль - Мика Рэлстон; 1955 – «Кульминация» (оригинальное название — Climax! ), роль - Джером Харрис, Телесериал (1 эпизод); 1955 – «Ты там» (оригинальное название — You Are There), роль - П.Т.Барнум,Телесериал (1 эпизод); 1955 – «Театр научной фантастики» (оригинальное название — Science Fiction Theatre, Телесериал (3 эпизода); 1955 – «Час «Двадцатого века Фокс» » (оригинальное название — The 20th Century Fox Hour), роль - Судья Харпер Телесериал (1 эпизод); 1956 – «Четырёхзвездный юбилей» (оригинальное название — Ford Star Jubilee), роль - Оливер Уэбб, Телесериал (1 эпизод); 1956 – «Передний ряд в центре» (оригинальное название — Front Row Center), роль – Крокер, Телесериал (1 эпизод); 1956 – «Никогда не говори прощай» (оригинальное название — Never Say Goodbye), роль - Доктор Бэйли; 1956 – «Кадиллак» из чистого золота» (оригинальное название — The Solid Gold Cadillac), роль - Альфред Меткалф; 1956 – «Театр Зейн Грэй Дика Пауэлла» (оригинальное название — Zane Grey Theatre), роль - Эван Грейси, Телесериал (1 эпизод); 1956 – «Альфред Хичкок представляет» (оригинальное название — Alfred Hitchcock Presents), роль - Херберт Бреннер, Телесериал (1 эпизод); 1956 – «Шоу Джозефа Коттена» (оригинальное название — The Joseph Cotten Show), роль – Корбетт, Телесериал (1 эпизод); 1957 – «Губители леса» (оригинальное название — Spoilers of the Forest), роль - Эрик Уоррен; 1957 – «Театр 90» (оригинальное название — Playhouse 90), роль - Харрис Клейтог, Телесериал (1 эпизод); 1957-1965– «Перри Мейсон» (оригинальное название — Perry Mason), роль - Лейтенант Артур Трэгг, Телесериал (241 эпизод); 1958 – «Печать зла» (оригинальное название — Touch of Evil), роль – Эдэйр; 1960 – «Я отдам свою жизнь» (оригинальное название — I’ll Give My Life), роль - Джон Брэдфорд.
[548x700]
1889
Гарри Маккой (Harry McCoy)
американский актёр и сценарист. С 1912 по 1935 год снялся в 155 фильмах. Родился в Филадельфии, штат Пенсильвания. Снялся в нескольких фильмах Чарли Чаплина. Умер в Голливуде, штат Калифорния от сердечного приступа.
Избранная фильмография: He Would a Hunting Go (1913); Fatty and Minnie He-Haw (1914); Fatty's Magic Pants (1914); Getting Acquainted (1914); His New Profession (1914); The Masquerader (1914); The Face on the Bar Room Floor (1914); The Property Man (1914); Mabel's Married Life (1914); Mabel's Busy Day (1914); Mabel's Blunder (1914); Caught in a Cabaret (1914); Mabel at the Wheel (1914); Mabel's Strange Predicament (1914); In the Clutches of the Gang (1914); Tillie's Punctured Romance (1914) ; A Village Scandal (1915); Fatty's Chance Acquaintance (1915); Fatty's Reckless Fling (1915); Mabel and Fatty's Wash Day (1915); A Hoosier Romance (1918); The Garage (1920); Stick Around (1925); A Little Bit of Fluff (1928); One More Chance (1931) ;
Won by a Neck (1930).
[571x700]
1889
Николай Никитин Пальгов
казахский географ и гляциолог, академик Академии Наук Казахской ССР (с 1957). Окончил землемерно-технические курсы при Московском техническом училище (1913). До Октябрьской Революции работал топографом в Средней Азии, затем до 1940 г. служил в статистическом бюро в Таджикистане, был топографом, геодезистом, картографом в различных организациях Казахстана и Киргизии, с 1940 г. работал в Секторе географии Казахского филиала Академии Наук СССР (впоследствии Академии Наук Казахской ССР: в 1945-1962 гг. – директор). Научные исследования посвящены главным образом вопросам гляциологии. Изучал ледники Киргизии и Юго-Восточного Казахстана. Описал все известные ледники Заилийского Алатау, дал характеристику их режима и динамики. Установил закономерности таяния ледников в зависимости от иных метеорологических факторов. Разработал косвенный метод оценки мощности льда по балансу вещества, выдвинул представление о размерах фирнового стока в его соотношении с ледниковым стоком. Выявил и дал оценку взаимосвязей между отдельными элементами режима ледников. Под его руководством проводилось страноведческое изучение Казахстана. Многие работы посвящены вопросам гидрологии, озероведения. Автор монографии «Современное оледенение Заилийского Алатау» (1958). Председатель Казахского географического общества, член Британского гляциологического общества. Его именем названы два ледника на Тянь-Шане, ледник на Северном Урале. Умер 2 июня 1970 года.
[430x700]
1890
Ласло Бардоши де Бардош (венгерское имя — Dr. bárdosi Bárdossy László)
венгерский дипломат, премьер-министр Венгрии в 1941—1942 годах. Родился Сомбатхей (Венгрия), в состоятельной семье. Начал карьеру, получив должность в министерстве по религиозным делам. В 1920 году перешёл на работу в министерство иностранных дел, где руководил департаментом прессы в 1924—1931 гг. В 1931—1934 гг. он служил сотрудником полномочного представительства Венгрии в Лондоне. В 1934 году стал послом в Румынии. В феврале 1941 года Бардоши был назначен министром иностранных дел в правительстве П.Телеки. После самоубийства Телеки 3 апреля 1941 г. Бардоши был немедленно назначен на должность премьер-министра, сохранив за собой должность министра иностранных дел. Во главе правительства Бардоши проводил выраженную прогерманскую политику, считая, что союз с Германией позволит Венгрии вернуть земли, отобранные по Трианонскому договору. Когда вскоре после вступления Бардоши в должность Германия напала на Югославию, Бардоши и Хорти направили ей на помощь венгерские войска, которым гитлеровцы позволили занять территории, ранее относившиеся к Венгерскому королевству в составе Австро-Венгрии. Также Венгрии было позволено аннексировать части Воеводины, Хорватии и Словении. В вопросах внутренней политики Бардоши оказался сторонником крайне правых идей, преследуя коммунистов и евреев. По настоянию Бардоши в августе 1941 года был принят Третий еврейский закон, серьёзно ограничивший возможности евреев заниматься предпринимательством и получить работу, а также запретивший им вступать в брак или заниматься сексом с неевреями. Также Бардоши стимулировал политику изгнания невенгров с территорий, аннексированных у Югославии, и санкционировал убийство тысяч евреев в городе Нови-Сад. После нападения Германии на СССР регент Хорти не рекомендовал Бардоши втягивать страну в очередную войну. Однако 26 июня 1941 г. венгерский город Кашша (ныне Кошице в Словакии) подвергся бомбардировке, и венгерское правительство объявило о том, что это были советские бомбардировщики. (Принадлежность самолётов не была надёжно установлена; некоторые историки предполагают, что советские бомбардировщики разбомбили венгерский город по ошибке, намереваясь бомбить город Эперьеш (ныне Прешов в Словакии), тогда принадлежавший Германии; другие считают это немецкой провокацией). После этого Бардоши объявил войну СССР, нарушив этим Конституцию Венгрии, требовавшую санкции парламента на объявление войны. После атаки Японии на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 г. Бардоши не спешил объявлять войну США, однако под давлением Германии сделал это 13 декабря 1941 г., вновь без санкции парламента. 7 марта 1942 г. регент Хорти вынудил Бардоши уйти в отставку. Причины такого решения неизвестны, однако в качестве возможных вариантов историки называют неспособность Бардоши противостоять требованиям Германии, его постоянные уступки правым и направление всё новых венгерских войск на советский фронт. Возможно, не менее важной причиной было то, что Бардоши не дал Хорти узаконить схему назначения его сына, Миклоша Хорти-младшего, на должность регента в случае смерти Хорти. После ухода в отставку с 1943 года Бардоши возглавлял Фашистскую объединённую христианскую национальную лигу. В годы немецкой оккупации Венгрии с 1944 года Бардоши и его последователи сотрудничали сначала с прогерманским правительством Дёме Стояи, затем с «вождём» Ференцом Салаши. После окончания 2-й мировой войны Бардоши был арестован и приговорён Народным трибуналом в ноябре 1945 года за военные преступления и сотрудничество с нацистами к смертной казни. Расстрелян в Будапеште 10 января 1946 года. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #119144670 // Общий нормативный контроль — 2012—2016.
Литература: Clementis-Záhony Botond, «Bárdossy Reconsiderd: Hungary’s Entrance into World War II» In: Triumph in Adversity. New York, 1988; Nandor F. Dreisziger: «A Dove? A Hawk? Perhaps a Sparrow: Bárdossy Defends his Wartime Record before the Americans, July 1945,» in Hungary Fifty Years Ago, N.F. Dreisziger ed. (Toronto and Budapest: special issue of the Hungarian Studies Review, Vol. XXII, Nos. 1-2, 1995), pp. 71-90; Nandor F. Dreisziger: «Prime Minister László Bárdossy was Executed 50 Years Age as a 'War Criminal',» in Tárogató: the Journal of the Hungarian Cultural Society of Vancouver, Vol. XXIII, no. 11 (November 1996), pp. 56-57; Nandor F. Dreisziger: Was László Bárdossy a War Criminal? Further Reflections, In: Hungary in the Age of Total War 1938—1948 (Bradenton: East European Monographs, distr. through Columbia University Press, 1998) pp. 311—320.
[488x700]
1890
Карл-Генрих Боденшац (немецкое имя — Karl-Heinrich Bodenschatz)
немецкий офицер, генерал авиации во Вторую мировую войну, адъютант Германа Геринга. Родился в Рехау. Получив аттестат зрелости, Боденшац 27 июля 1910 года поступил на службу фанен-юнкером в 8-й баварский пехотный полк великого герцога баденского Фридриха II, 12 марта 1911 получил повышение в фенрихи, а 28 октября 1912 года — в лейтенанты. С началом Первой мировой войны полк Боденшаца был переведён на западный фронт, Боденшац командовал взводом и затем ротой. 16 марта 1916 года получил звание обер-лейтенанта, с 15 июля по 20 августа 1916 года обучался на наблюдателя в Шлейсгейме. В октябре 1916 года Боденшац был назначен офицером по особым поручениям (адъютантом) 2-й истребительной эскадрильи под командованием Освальда Бёльке. Его первым поручением на этой должности стала организация перевозки тела Бёльке после его смерти на родину. В феврале 1917 года Боденшац был назначен адъютантом Манфреда фон Рихтгофена в 11-й истребительной эскадрилье, а с июня — в 1-й истребительной эскадры. После смерти Рихтгофена и Вильгельма Рейнхардта командиром авиаэскадры стал Герман Геринг. С этого времени Боденшаца и Геринга связывала прочная дружба. По окончании войны Боденшац перешёл на службу в рейхсвер на должность командира взвода в 45-м пехотном полку. 28 сентября 1920 года получил звание капитана и был назначен командиром роты 20-го баварского пехотного полка, а с 1 марта 1921 года — 21-го баварского пехотного полка. Занимал эту должность до 30 сентября 1930 года. С 1 октября 1930 года по 31 марта 1933 года Боденшац служил в штабе комендатуры Ингольштадта и 1 апреля 1932 года получил звание майора. 1 апреля 1933 года Боденшац был переведён на службу в Имперское министерство авиации в Берлине, где занял должность личного советника и адъютанта Геринга. В 1934 году стал заседателем Народной судебной палаты. В августе 1935 года Боденшац был назначен адъютантом Гитлера по люфтваффе и занимал эту должность около года. С июня 1936 года Боденшац возглавил новообразованный штаб премьер-министра Пруссии Геринга. 1 февраля 1938 года получил звание генерал-майора. С апреля 1938 года и до конца войны Боденшац являлся главой ведомства министра в Имперском министерстве авиации и одновременно связным офицером Геринга и Гитлера. 1 июля 1941 года Боденшац получил звание генерала авиации. Во второй половине войны Боденшац служил исключительно в Главной ставке Гитлера. Во время покушения на Гитлера получил тяжёлое ранение и был комиссован. В 1945—1947 годах Боденшац находился в плену у американцев. До августа 1945 года содержался в лагере № 32 для высокопоставленных военачальников и членов НСДАП в люксембургском Мондорфе. Выступил свидетелем защиты на Нюрнбергском процессе. В конце 1948 года был признан невиновным эрлангенским судом, поскольку своей карьерой в Третьем рейхе он был обязан связям, сложившимся в Первую мировую, и вступил в НСДАП лишь 1 марта 1941 года. Умер в Эрлангене 25 августа 1979 года.
[700x525]
1890
Леон Инденбаум (французское имя — Léon Indenbaum)
французский художник и скульптор. Родился в Чаусах, Могилевской губернии, в семье портного. Учился в Вильно, в Школе искусств Антокольского, в Одессе. В Париже с 1911 года. Работал в студии на Монпарнасе, учился у Бурделя. Первая выставка в Салоне Независимых (1912). Известен портрет Леона Инденбаума работы А.Модильяни (1915). Умер в Опио (Франция) 29 сентября 1981 года.
[491x700]
1890
Яков Иванович Мельник
участник Великой Отечественной войны, командир Винницко-Сумского объединения партизанских отрядов, полковник НКВД. Родился в селе Голта Ананьевского уезда Херсонской губернии, ныне в черте города Первомайска Николаевской области Украины, в крестьянской семье. Украинец. В семь лет лишился отца. В 1901 году окончил земскую школу, помогал матери в домашнем хозяйстве. С 1903 года работал на местной каменоломне. В сентябре 1905 года устроился на машиностроительный завод Фаатца учеником слесаря, а после окончания 3-годичного обучения — стал слесарем. В 1913 году переехал в Николаев, где работал слесарем на судостроительном заводе «Наваль». За участие в стачке был уволен с завода, но в 1914 году снова вернулся на него. 1 марта 1916 года был призван солдатом в армию и направлен в Тулу в 76-й запасной пехотный полк, где прослужил 2 месяца. В мае его вернули на завод как квалифицированного работника. В апреле 1917 года Мельник вступил в РСДРП(б). В августе 1917 года перешел слесарем-лекальщиком на завод «Темвод», где был выбран членом заводского комитета. В январе 1918 года в составе Красной армии принимал участие в боях с гайдамаками, в марте — в обороне Николаева от немцев. После восстановления Советской власти в Первомайске — в марте 1919 года, работал в местном ревкоме, затем в ананьевском уездном ревкоме комиссаром труда. С мая 1919 года в составе отряда особого назначения при 45-й дивизии Красной Армии Я.И.Мельник в должности командира взвода принимал участие в боях против войск Деникина и петлюровских банд, в подавлении кулацких восстаний. С сентября 1920 года — заведующий отделом по работе на селе, с июня 1921 года — секретарь Ново-Украинского райкома КП(б)У, с июня 1922 года — член бюро и заведующий организационного отдела Первомайского окружного комитета КП(б)У. В течение 1923—1924 годов обучался в Москве на курсах секретарей при ЦК ВКП(б), по окончанию которых был направлен в Черниговский губком КП(б)У, где работал секретарем окружкомов. У 1928 году снова обучался в Москве на курсах марксизма-ленинизма при ЦК ВКП(б), а после их окончания был направлен на Московский авиационный завод № 24 секретарем парткома. С 1931 по 1933 годы занимал разные должности в Бауманском и Сталинском районных и Московском городском комитетах ВКП(б). В 1933—1936 годах работал в наркомате путей сообщения СССР. В январе 1937 года был направлен на работу в НКВД СССР, где проходил службу в 6-м транспортном отделе НКВД. С февраля 1939 года Яков Мельник — помощник особого уполномоченного НКВД СССР, с апреля 1941 — особый уполномоченный 3-го управления НКВД.
[700x614]
Фотография партизанских командиров: Ковпак, Мельник, Руднев, Федоров.
В мае 1942 года Я.И.Мельник был зачислен в резерв 4-го управления НКВД в отдел партизанского движения. В октябре 1942 года Мельника назначают начальником оперативной группы по руководству партийным подпольем и партизанским движением в Сумской области и направляют в тыл врага. 25 февраля 1943 года он занял должность комиссара, а позже — командира Сумского партизанского объединения. Всего за период с 25 октября 1942 года по 26 марта 1944 года Винницко-Сумское объединение партизанских отрядов осуществило три рейда в глубокий тыл врага, пройдя почти 6500 км по девяти областям Украины и Белоруссии, форсировав 38 рек. Партизанами под командованием Я.И.Мельника было проведено 114 боевых операций, уничтожено почти 12500 солдат и офицеров врага, 82 войсковых эшелона, 88 паровозов, 902 вагона, 16 танков и бронемашин, 5 самолетов, 10 железнодорожных и 102 шоссейных мостов. После расформирования Винницко-Сумского объединения, Яков Иванович Мельник находился в распоряжении отдела кадров НКВД СССР. C октября 1945 по февраль 1946 года Мельник находился в служебной командировке в Румынии. С 1946 по 1950 годы — на ответственных должностях в аппарате МВД СССР. С июня 1950 по апрель 1954 года работал на руководящих должностях Дальстроя МВД СССР. С мая 1954 по сентябрь 1955 — начальник отдела управления северо-восточных исправительно-трудовых лагерей МВД СССР (Магадан, Колымский край). В октябре 1955 года Я.И.Мельник вышел на пенсию, жил в Москве. За период партийной работы избирался делегатом ХV съезда ВКП(б), VІІІ, ІХ, Х съездов КП(б)У, членом МГК ВКП(б), губкомов и обкомов партии. Умер в 1982 году.
Награды и премии: Орден Ленина; Орден Красного Знамени; Орден Богдана Хмельницкого I степени; Орден Отечественной войны I степени; Орден Красной Звезды; Медаль «За отвагу»; Медаль «За боевые заслуги»; Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени. Был женат. В апреле 1949 года была репрессирована его жена (в 1953 году освобождена с полной реабилитацией). В семье было две дочери. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Богдана Хмельницкого I степени, Отечественной войны I степени и Красной Звезды, а также медалями, среди которых — «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «Партизану Отечественной войны I степени». Я.И.Мельник автор книги «554 дня партизанской войны: дневник, документы.»