• Авторизация


10 декабря родились... 10-12-2025 04:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[525x699]
1883
Андрей Януарьевич Вышинский (польское имя — Andrzej Wyszyński)
советский государственный и партийный деятель. Дипломат, юрист, один из организаторов сталинских репрессий. Член ЦК ВКП(б) (с 1939 года), кандидат в члены Президиума ЦК КПСС (1952—1953). Прокурор СССР (1935—1939). Глава МИД СССР (1949—1953). Член ЦИК СССР 7 созыва, депутат Верховного Совета СССР 1, 2, 4 созывов. Чрезвычайный и Полномочный Посол Советского Союза (14 июня 1943). Доктор юридических наук (1936). В 1925—1928 годах ректор Московского государственного университета. Академик Академии Наук СССР (1939). Родился в Одессе. Отец, выходец из старинного польского шляхетского рода Януарий Феликсович Вышинский, был провизором; мать — учительницей музыки. Вскоре после рождения сына семья переехала в Баку, где Андрей окончил первую мужскую классическую гимназию (1900). В 1901 году поступил на юридический факультет Киевского университета, но окончил его только в 1913 году (так как исключался за участие в студенческих беспорядках), был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию, но отстранен администрацией как политически неблагонадежный. В марте 1902 года отчислен из университета без права повторного поступления, попал под полицейский надзор. Возвратился в Баку, где в 1903 году вступил в меньшевистскую организацию РСДРП. В 1906—1907 годах Вышинского дважды арестовывали, однако вскоре освобождали за недостаточностью улик. В начале 1908 года был осуждён Тифлисской судебной палатой за «произнесение публично противоправительственной речи». Отбыл год лишения свободы в Баиловской тюрьме, где близко познакомился со Сталиным; существуют утверждения, что некоторое время они сидели в одной камере. По окончании учёбы в университете (1913) преподавал в Баку в частной гимназии русскую литературу, географию и латынь, занимался юридической практикой. В 1915—1917 годах помощник у присяжного поверенного округа Московской судебной палаты П.Н.Малянтовича.
После 1917 года
После февральской революции 1917 года был назначен комиссаром милиции Якиманского района, тогда же подписал «распоряжение о неукоснительном выполнении на вверенной ему территории приказа Временного правительства о розыске, аресте и предании суду, как немецкого шпиона, Ленина». В 1920 году Вышинский вышел из меньшевистской партии и вступил в РКП(б). В 1920—1921 годах преподаватель Московского университета и декан экономического факультета Института народного хозяйства имени Плеханова. В 1923—1925 гг. — прокурор уголовно-следственной коллегии Верховного суда СССР. Выступал в качестве государственного обвинителя на многих процессах: Дело «Гукон» (1923); Дело ленинградских судебных работников (1924); Дело Консервтреста (1924). В 1923—1925 годах прокурор уголовно-судебной коллегии Верховного суда РСФСР и одновременно профессор I МГУ по кафедре уголовного процесса. В 1925—1928 годах ректор Московского государственного университета (тогда — 1-й Московский государственный университет). «Лекции по общим юридическим дисциплинам на младших курсах читал Андрей Януарьевич Вышинский, который был ректором университета. Естественно, тогда и подумать никто не мог, что этот умнейший преподаватель и блестящий лектор превратится в грозного прокурора Союза ССР», — вспоминал бывший тогда студентом МГУ М.С.Смиртюков. Выступал как государственный обвинитель на политических процессах. Был председателем специального присутствия Верховного суда по Шахтинскому делу (1928), по делу Промпартии (1930). 6 июля 1928 года 49 специалистов Донбасса были приговорены к различным мерам наказания Верховным судом СССР под председательством Вышинского. В 1928—1930 годах возглавлял Главное управление профессионального образования (Главпрофобр). В 1928—1931 гг. член коллегии Наркомата просвещения РСФСР. Заведовал учебно-методическим сектором Наркомпроса и замещал председателя Государственного учёного совета. С 11 мая 1931 года — прокурор РСФСР, с 21 мая того же года также заместитель наркома юстиции РСФСР. С июня 1933 года — заместитель Прокурора, а с марта 1935 года по май 1939 года — Прокурор СССР. Выступал как государственный обвинитель на всех трёх Московских процессах 1936—1938 годов. Некоторые исследователи считают, что по всей видимости, А.Я.Вышинский, всегда поддерживающий политические решения руководства СССР, в том числе репрессии 1930-х годов (Февральско-мартовский пленум ЦК ВКП(б) 1937 г. идеологически обосновал развёртывание репрессий во всём обществе), выступил с критикой действий Г.Ягоды в связи со скорым исключением того из ВКП(б) и арестом в апреле 1937 года.
«Вся наша страна, от малого до старого, ждёт и требует одного: изменников и шпионов, продавших врагу нашу Родину, расстрелять как поганых псов!…Пройдёт время. Могилы ненавистных изменников зарастут бурьяном и чертополохом, покрытые вечным презрением честных советских людей, всего советского народа. А над нами, над нашей счастливой страной, по-прежнему ясно и радостно будет сверкать своими светлыми лучами наше солнце. Мы, наш народ, будем по-прежнему шагать по очищенной от последней нечисти и мерзости прошлого дороге, во главе с нашим любимым вождём и учителем — великим Сталиным — вперёд и вперёд к коммунизму!»
Во время «Большого террора» 1937—1938 годов Вышинский и нарком внутренних дел Н.Ежов входили в состав Комиссии НКВД СССР и прокурора Союза ССР, которая рассматривала во внесудебном порядке дела о шпионаже в рамках национальных операций НКВД. На практике в центральный аппарат НКВД СССР поступали так называемые альбомы (справки по делам), рассмотрение которых было перепоручено нескольким начальникам отделов (не видевших самих следственных дел). За вечер каждый из них выносил решения по 200—300 делам. Список приговорённых к расстрелу и заключению в ИТЛ затем перепечатывался набело и подавался на подпись Ежову, после чего с курьером отправлялся на подпись Вышинскому. Так, 29 декабря 1937 года Ежов и Вышинский, рассмотрев списки на 1000 лиц латышской национальности, приговорили к расстрелу 992 человека. Переводчик В.М.Бережков в своей книге писал:
«Вышинский был известен своей грубостью с подчинёнными, способностью наводить страх на окружающих. Но перед высшим начальством держался подобострастно, угодливо. Даже в приёмную наркома он входил как воплощение скромности. Видимо, из-за своего меньшевистского прошлого Вышинский особенно боялся Берии и Деканозова, последний даже при людях называл его не иначе как «этот меньшевик»… Тем больший страх испытывал Вышинский в присутствии Сталина и Молотова. Когда те его вызывали, он входил к ним пригнувшись, как-то бочком, с заискивающей ухмылкой, топорщившей его рыжеватые усики.»
По «делу Тухачевского» 1937 года вместе с наркомом внутренних дел Ежовым Вышинский был автором обвинительного заключения против М.Н.Тухачевского. После внесения правок и изменений обвинительное заключение Вышинского-Ежова было утверждено Сталиным. В ночь с 11 на 12 июня 1937 года Тухачевский был расстрелян. В 1956 году Главная военная прокуратура и Комитет государственной безопасности проверили уголовное дело Тухачевского и других вместе с ним осужденных лиц и установили, что обвинение против них было сфальсифицировано. В 1937—1941 годах — директор Института права Академии Наук СССР, ответственный редактор журнала «Советское государство и право». В 1935—1939 гг. входил в состав секретной комиссии Политбюро ЦК ВКП(б) по судебным делам. Комиссия утверждала все приговоры о смертной казни в СССР.
Юридическая деятельность с 1939 года
31 мая 1939 года на сессии Верховного Совета СССР Вышинский утвержден заместителем председателя СНК СССР. На этом посту курировал культуру, науку, образование и репрессивные органы. Ни один приказ наркома внутренних дел СССР, наркома юстиции СССР, Прокурора СССР, ни одно постановление Пленума Верховного Суда СССР не могло быть утверждено без его распоряжения. Разрешал конфликты внутри репрессивных ведомств. Выступал в качестве одного из основных организаторов крупных уголовно-правовых кампаний в 1940-1944 гг. Ему подчинялись структурные подразделения СНК СССР: сектор административно-судебных учреждений и НКВД (1939-1940), правовой отдел. На посту заместителя Председателя СНК СССР вел сложную интригу по устранению со своих постов В.В.Ульриха и Л.П.Берия. После неудачного начала кампании по трудовым преступлениям (Указ ПВС СССР от 26 июня 1940) полномочия Вышинского как куратора репрессивных органов постепенно сокращались. В августе 1944 года покинул пост заместителя Председателя СНК СССР. С 22 июня 1941 года руководитель Юридической комиссии при СНК СССР. Частично восстановил свое влияние в годы войны. 19 января 1949 года освобожден от должности председателя Юридической комиссии при СНК СССР. Во время Нюрнбергского трибунала фактически руководил советской делегацией. Ежедневно отчитывался о ходе процесса перед Политбюро. Возглавил 10 ноября 1945 года Постоянную комиссию по проведению открытых судебных процессов по наиболее важным делам бывших военнослужащих германской армии и немецких карательных органов, изобличенных в зверствах против советских граждан на временно оккупированной территории Советского Союза. В 1947 году покинул пост председателя комиссии по проведению открытых процессов. 15 февраля 1950 года освобожден от должности главного редактора журнала «Советское государство и право».
Дипломатическая деятельность с 1940 года
В июне — августе 1940 года уполномоченный ЦК ВКП(б) по Латвии. С 6 сентября 1940 года по март 1946 года первый заместитель наркома иностранных дел СССР. Во время эвакуации НКИД в Куйбышев возглавлял его работу. 12 июля 1941 года Вышинский присутствовал при первом акте, ведущем к созданию антигитлеровской коалиции, — подписании соглашения СССР с Великобританией о совместных действиях в войне против Германии. Принимал участие в конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, проходившей в октябре 1943 года в Москве. По предложению советского правительства, конференция рассмотрела вопросы сокращения сроков войны против гитлеровской Германии и ее союзников в Европе, открытия второго фронта, обращения с Германией и другими вражескими странами в Европе, создания международной организации для обеспечения всеобщей безопасности и др. В частности, было решено создать Европейскую консультативную комиссию и Консультативный совет по вопросам Италии. В 1944—1945 годах принимал активное участие в переговорах с Румынией, а затем с Болгарией. В феврале 1945 года в качестве члена советской делегации на Ялтинской конференции руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании, участвовал в работе одной из ее комиссий. В апреле того же года присутствовал при подписании договоров о дружбе и взаимопомощи с Польшей, Югославией и другими государствами. Вышинский привез в Берлин текст Акта о безоговорочной капитуляции Германии, ознаменовавший победу в Великой Отечественной войне 9 мая 1945 года (оказывал маршалу Г.К.Жукову правовую поддержку).
VuyshinskiyKapitulation_der_deutschen_Wehrmacht (700x462, 164Kb)
В.Д.Соколовский (справа) и А.Я.Вышинский (слева) присутствуют при подписании Г.К.Жуковым акта о капитуляции Германии
Участник Потсдамской конференции в составе советской делегации. В январе 1946 года возглавлял делегацию СССР на первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Летом и осенью 1946 года выступал на пленарных заседаниях Парижской мирной конференции, в комиссии по политическим и территориальным вопросам для Румынии, аналогичных комиссиях для Венгрии и Италии, в Комиссии по экономическим вопросам для Италии, о компетенции губернатора в Триесте, в Комиссии по экономическим вопросам для Балкан и Финляндии, о мирном договоре с Болгарией. С марта 1946 года заместитель министра по общим вопросам. В 1949—1953 годах министр иностранных дел СССР. На это время пришлась война в Корее. В марте - июне 1949 возглавлял Комитет информации при Министерстве иностранных дел СССР. В 1952—1953 годах член Постоянной комиссии по внешним делам при Президиуме ЦК КПСС. После смерти Сталина министром иностранных дел вновь стал В.М.Молотов, а Вышинский был назначен представителем СССР в ООН. Скоропостижно скончался в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, от сердечного приступа 22 ноября 1954 года, был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Награды: Награждён шестью орденами Ленина (1937, 1943, 1945, 1947, 1954), орденом Трудового Красного Знамени (1933), медалями «За оборону Москвы» (1944), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945); Лауреат Сталинской премии первой степени 1947 года (за монографию «Теория судебных доказательств в советском праве»). Вышинского считал своим образцом Роланд Фрейслер, председатель Народной судебной палаты в гитлеровской Германии.
Участие в сталинских репрессиях
В докладе XX съезда КПСС 14—25 февраля 1956 года, на котором был «развенчан» культ личности Сталина, в качестве одной из рубрик значились «Нарушения законности органами прокуратуры в надзоре за следствием в НКВД». После ХХ съезда имя Вышинского стало ассоциироваться с одним из организаторов и активных участников в сталинских репрессиях. Вышинский «теоретически» оправдывал репрессии против «врагов народа», ему принадлежит тезис, согласно которому на обвиняемом лежит бремя доказывания оправдывающих его обстоятельств. По мнению Леонида Млечина, в своей деятельности Вышинский «исполнял сталинскую идею: репрессии должны быть прикрыты законами». Роланд Фрейслер, председатель Народной судебной палаты в гитлеровской Германии, считал Вышинского образцом для подражания.
Семья
Был женат (с 1903 г.) на Капитолине Исидоровне Михайловой (1884—1973), в браке родилась дочь Зинаида (1909—1991). Зинаида окончила Московский государственный университет, кандидат юридических наук. Память: С 1954 по 1964 год имя носил Институт государства и права Академии Наук СССР; С 1954 по 1962 год имя носил Свердловский юридический институт; С 1955 по 1965 год имя носила улица в Одессе.
Критика юридической деятельности
«В лице тогдашнего директора московского Института государства и права и одновременно генерального прокурора СССР соединялись два образа — теоретика и практика. Как теоретик в ранге «академика» он был автором и последовательным проводником социалистической теории права, обеспечивая псевдонаучное юридическое прикрытие массовых репрессий, а как практик — выступал главным инквизитором периода массовых репрессий и сталинского террора, за что заслуженно получил позорный титул «сталинского прокурора» — Сергей Головатый. Головатий, 2006, страница 1309.
Киновоплощение: «Миссия в Москву» — Виктор Франсен.
В филателии
В 1970 году почта ГДР выпустила почтовую эмиссию, посвящённую 25-летию Потсдамской конференции с изображением советской делегации за столом конференции во главе с И.В.Сталиным, В.М.Молотовым, А.Я.Вышинским и А.А.Громыко (Mi #1599)
Труды: Очерки по истории коммунизма: Краткий курс лекций. — Москва: Главполитпросвет, 1924; Революционная законность и задачи советской защиты. — Москва, 1934; Некоторые методы вредительско-диверсионной работы троцкистско-фашистских разведчиков. — Москва: Партиздат ЦК ВКП(б), 1937. (переизданание : Ликвидация «пятой колонны» / Л.Заковский, С.Уранов. — Москва: Алгоритм : Эксмо, 2009. — страницы 219—259); Государственное устройство СССР. 3-е изд., исправленное и дополненное — Москва: Юридическое издательство НКЮ Союза ССР, 1938; Судебные речи. — Москва: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1938; Конституционные принципы Советского государства: Доклад, прочитанный на общем собрании Отделения экономики и права Академии Наук СССР 3 ноября 1939 г. — Москва: ОГИЗ, 1940; Теория судебных доказательств в советском праве. — Москва: Юридическое издательство НКЮ РСФСР, 1941; Ленин и Сталин — великие организаторы Советского государства. — Москва: ОГИЗ, 1945; The Law of the Soviet state / Andrei Y. Vyshinsky, gen. ed.; Transl. from the Russ. by Hugh W. Babb; Introd. by John N. Hazard. — New York: Macmillan, 1948; Вопросы международного права и международной политики. — Москва: Госюриздат, 1949; Вопросы теории государства и права. 2-е издание — Москва: Госюриздат, 1949; Избирательный закон СССР (в вопросах и ответах). 2-е издание — Москва: Госполитиздат, 1950; Три визита А.Я.Вышинского в Бухарест (1944—1946 гг.). Документы российских архивов. — Москва: РОССПЭН, 1998; «Раздавите проклятую гадину!». Речи сталинского прокурора. — Москва: Родина. 2022. — 608 страниц, — ISBN 978-5-00180-531-1. Литература: Андрей Януарьевич Вышинский. Москва, 1941 (Материалы к биобиблиографии трудов учёных СССР. Серия права. Выпуск1); Венгеров А. Законность, как её понимал А.Вышинский // Общественные науки. 1989. № 6; Arlt R. A. J. Wyschinski // Staat und Recht. 1990. Jg. 39. H. 2; Лошкарёв А.В., Третьякова Г.А. Политико-правовые воззрения А.Я.Вышинского // Вестник молодых учёных. Самара, 2002. № 1; Головатий Сергій. Радянське право: ленінський інструменталізм і невідступна тінь «академіка» Вишинського на тлі догматів марксизму // Книга третя. Верховенство права. Український досвід (укр.). — Київ: Видавництво «Фенікс», 2006. — Страницы 1305—1324. — lvii—lxiv; 1277—1747 с. — ISBN 978-966-651-397-0. — ISBN 978-966-651-400-7, Книга III; Нерсесянц В.С. Правопонимание советского времени // История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под общ. ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С.Нерсесянца. — Изд. 2-е, стереотип. — Москва: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1999. — Страницы 641—656. — 756 страниц. — ISBN 5-89123-189-1. — ISBN 5-86225-633-1; Томсинов В.А. Андрей Януарьевич Вышинский (1883—1954): государственный деятель и правовед // Законодательство. 2017. № 8-12. 2018. № 1-12. 2019. № 1-12. 2020. № 1-12. 2021. № 1-12. 2022. № 1-12. 2023. № 1-5.

Giovanni_Messe (509x700, 111Kb)
1883
Джованни Мессе (итальянское имя — Giovanni Messe)
итальянский военный и политический деятель, маршал Италии. Родился в деревне Мезанье провинции Бриндизи в Апулии. В декабре 1901 года начал военную карьеру, поступив добровольцем в армию. Участвовал в итальянском завоевании Ливии 1913 года. Во время Первой мировой войны сражался в рядах штурмовых частей Arditi («Отважные»), специальных единицах пехоты. Хорошо проявив себя во время этих войн, в 1923 году Мессе стал адъютантом короля Италии Виктора Эммануила III. С 1927 до 1935 года командовал 9-м полком берсальеров в звании полковника. 16 сентября 1935 года был назначен командиром 3-й моторизированной бригады в Вероне, которой командовал во второй Итальянско-Эфиопской войне. За успешные действия, Мессе было присвоено звание генерал-майора.
Вторая мировая война
В апреле 1939 года — заместитель командующего (командовал генерал Убальдо Содду) специального корпуса в Албании (Corpo di Spedizione in Albania), участвовал в оккупации страны. Во время Греческой кампании 1940 года командовал кавалерийским корпусом и достиг определённого успеха против греческих сил, возглавляемыми Александросом Папагосом. Во время контрнаступления греческой армии, Мессе возглавлял бронетанковый корпус (Corpo d’Armata). В апреле 1941 года, с помощью Вермахта, кампания закончилась победой стран Оси. Учитывая опыт Джованни Мессе в ведении танковой войны, он мог бы быть направлен командовать итальянским корпусом в Северной Африке, но вместо этого был назначен командиром Экспедиционного итальянского корпуса в России (Corpo di Spedizione Italiani in Russia — CSIR), направленного дуче Бенито Муссолини на советско-германский фронт для участия в Операции Барбаросса. В состав корпуса, подчинённого командованию 11-й немецкой армии вошли: 3-я моторизированная дивизия «Принц Амедео герцог д’Аоста», 9-я моторизованная дивизия «Пасубо», фашистский легион «Тальяменто», кавалерийские полки «Савойя» и «Новара», 52-я автотранспортируемая дивизия «Торино» — в общей сумме 62000 человек. В сентябре 1941 года части Мессе приняли участие в боях у Днепропетровска, а затем понесли тяжёлые потери в районе Горловка-Никитовка. В конце ноября Джованни Мессе предпринял попытку взять станцию Трудовая, но потерпел неудачу, потеряв около 5000 человек. К июлю 1942 года численность CSIR возросла до 200 тысяч человек. В ходе Операции «Уран» (успешная попытка Красной Армии окружить немецкую 6-ю армию в Сталинграде), итальянские силы попытались сдержать советское наступление, но были разгромлены. 1 ноября 1942 года Мессе был отозван в Италию и назначен командиром XXX корпуса, который в конце ноября перебросили в Тунис. В конце января 1943 года назначен новым командующим Африканским корпусом (на замену Эрвину Роммелю), который сразу же был переименован в 1-ю Итальянско-Немецкую Бронетанковую Армию (в составе одного немецкого и трёх итальянских корпусов). Удачно построенная Мессе оборона на линии Марет позволила отсрочить уже неизбежное поражение Оси в Северной Африке. 13 мая 1943 года, после краха 5-й немецкой Армии, падения Туниса и окружения 1-й итальянской Армии, всё ещё держа линию Энфидавиль, Джованни Мессе с разрешения Муссолини капитулировал. За день до этого, 12 мая, Мессе был произведён в звание Маршала Италии (Maresciallo d’Italia). После падения режима Бенито Муссолини и капитуляции Италии в сентябре 1943, Мессе принял сторону Пьетро Бадольо и был назначен начальником штаба Итальянской королевской армии, которая состояла из преданных королю Виктору Эммануилу III дивизий, многие из которых были воссозданы из итальянских военнопленных и вооружены союзниками. На этом посту он пробыл до 1 марта 1945 года и, после 44 лет отличной службы, ушёл из вооружённых сил.
После войны
После окончания войны, Мессе написал книги «La guerra al fronte russo. Il Corpo di Spedizione Italiano (C.S.I.R.)» (1947) о действиях итальянского экспедиционного корпуса на восточном фронте в 1941—1942 годах и «Come finì la guerra in Africa. La „Prima Armata“ italiana in Tunisia», где он подробно описал события 1943 года в Северной Африке. Его военная популярность сказалась и в гражданской жизни — с 1953 по 1955 год Мессе был избран представителем в итальянском Сенате. Также он был президентом Ассоциации итальянских ветеранов. Джованни Мессе умер в Риме 18 декабря 1968 года. Деятельность Мессе на посту командующего экспедиционными силами в России, а также его отношение к политике Муссолини всегда вызывала неоднозначную оценку как со стороны подчинённых, так и со стороны итальянского руководства и немецких союзников. Убеждённый фашист и преданный сторонник Муссолини (которому был обязан своей блестящей карьерой) на словах, он легко изменил своим убеждениям после падения дуче и прихода к власти правительства Бадольо. Литература: Гордиенко А.Н. Командиры Второй мировой войны. — Том 2. — Минск, 1998. — ISBN 985-437-627-3; Чиано, Галеаццо. Дневник фашиста. 1939—1943. — Москва: Издательство «Плацъ», 2010. — Серия «Первоисточники новейшей истории». — 676 страниц. — ISBN 978-5-903514-02-1.

Edwin_M._Watson (595x700, 156Kb)
1883
Эдвин Мартин «Па» Уотсон (Edwin Martin "Pa" Watson)
генерал-майор армии США, военный советник, помощник и секретарь президента Франклина Рузвельта. Родился в городе Юфола, штат Алабама Сын бизнесмена, занятого в табачной промышленности. В 1902—1906 годах обучался в военной академии США в Вест-Пойнте, одновременно с Джонатаном М.Уэйнрайтом и Джорджем С.Паттоном. В чине второго лейтенанта служил на Филиппинах, в Мексике и Соединенных Штатах. В 1915 году получил первый опыт президентской службы в качестве младшего военного помощника президента США Вудро Вильсона. Участник Первой мировой войны с 1917 года. Принимал участие в боевых действиях в составе американского экспедиционного корпуса на Западном фронте во Франции. За успешные действия награждён медалью США «Серебряная Звезда» и французским «Военным крестом». После окончания войны остался во Франции, для участия в группе советников Президента США на Парижской мирной конференции, где был подписан Версальский договор. С 1933 года — старший военный помощник Президента Франклина Д. Рузвельта.
EdwinMWatsonПрезидент Рузвельт (700x541, 201Kb)
Президент Рузвельт и Эдвин «Па» Уотсон в 1939 году
Со временем, став близким другом Президента, Уотсон принимал участие в ряде некоторых событий, ставшими поворотными моментами Второй Мировой войны. Сопутствовал Рузвельту в 1941 году на Атлантической конференции «Riviera» при заключении Атлантической Хартии с британским премьером У.Черчиллем.
Edwin_M._Watson0 (525x700, 214Kb)
В годы войны поддерживал постоянный контакт президента Рузвельта с генералами Дуайтом Эйзенхауэром, Дугласом Макартуром и адмиралом Нимицем. В 1943 году участвовал в работе Тегеранской конференции, где впервые состоялись переговоры между Рузвельтом, Черчиллем и Сталиным. Несмотря на ухудшение здоровья, в феврале 1945 года принял участие в Ялтинской конференции, посвящённой установлению послевоенного мирового порядка. На обратном пути в США, умер на корабле в океане в результате кровоизлияния в мозг 20 февраля 1945 года.
Edwin_Martin_Watson_grave (700x522, 418Kb)
Уотсон был похоронен со всеми воинскими почестями на Арлингтонском кладбище в присутствии Президента Рузвельта.
Сам президент скончался спустя два месяца в апреле 1945 года. Посмертно награждён медалью «За выдающиеся заслуги».

Serebryakova (511x700, 416Kb)
1884
Зинаида Евгеньевна Серебрякова (девичья фамилия — Лансере)
русская художница, участница объединения «Мир Искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица Осипа Браза. Зинаида родилась в имении Нескучное под Харьковом, Белгородский уезд, Курская губерния, Российская империя, в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед, Николай Бенуа, был архитектором, отец Евгений Лансере — скульптором-анималистом, а мать Екатерина Николаевна (1850—1933, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа) в молодости была художницей-графиком. Надежда Леонтьевна Бенуа (в замужестве Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актёра и писателя Питера Устинова — таким образом, он приходился Зинаиде двоюродным племянником. Муж — Борис Анатольевич Серебряков, приходившийся Зинаиде двоюродным братом. Дети: Серебряков, Евгений Борисович (1906, Нескучное — 1990, Ленинград). Архитектор, реставратор. После 1945 года участвовал в восстановлении архитектурных памятников Петергофа. Серебряков, Александр Борисович (1907, Нескучное — 1995, Париж). Работал над оформлением интерьеров музеев, магазинов, особняков, парковых павильонов; исполнял декоративные панно, монументальные росписи. Серебрякова, Татьяна Борисовна (1912—1989, Москва). Театральный художник. Заслуженный художник РСФСР. Серебрякова, Екатерина Борисовна (1913, Нескучное — 2014, Париж), художница, член-основатель и почётный президент Фонда Зинаиды Серебряковой (Франция).
Картины Серебряковой с членами её семьи
SerebryakovaBoris_Serebryakov (580x700, 313Kb)
Портрет Б.А.Серебрякова. 1913
Serebryakovaзазавтраком (700x594, 504Kb)
«За завтраком». 1914
Молодость
В 1886 году после смерти отца Зинаиды, Евгения Лансере, семья была вынуждена вернуться в Санкт-Петербург. В Петербурге в 1900 году Серебрякова окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней Марией Тенишевой. В 1903—1905 годах была ученицей художника-портретиста Осипа Браза. В 1902—1903 годах путешествовала по Италии. В 1905—1906 годах занималась в Academie de La Grande Chaumiere в Париже. В 1905 Зинаида Лансере выходит замуж за студента (позднее железнодорожного инженера) и своего кузена Бориса Серебрякова и принимает его фамилию. Церковью не поощрялись браки близких родственников, к тому же Зинаида — римско-католического вероисповедания, а Борис — православного. После долгих мытарств, поездок в Белгород и Харьков к духовным властям препятствия удалось устранить, и 9 сентября 1905 года Зина и Борис обвенчались в семейной церкви в Нескучном.
«Там же, в Нескучном, Зинаида встретила свою судьбу. На противоположном берегу реки Муромки жили на собственном хуторе Серебряковы — мать семейства, Зинаида Александровна, была родной сестрой отца Зины. Её дети росли вместе с детьми Лансере, и нет ничего удивительного, что Борис Серебряков и Зина Лансере полюбили друг друга ещё детьми. Они давно договорились пожениться, и родители с обеих сторон не возражали против выбора детей, но были и другие трудности: Лансере и Бенуа традиционно придерживались католического вероисповедания — в их жилах текла французская кровь (первый Бенуа бежал в Россию от Французской революции, предок Лансере остался после войны 1812 года), лишь немного разбавленная итальянской и немецкой, а Серебряковы были православными. К тому же Зина и Борис были двоюродными братом и сестрой, а обе религии не одобряли столь близкородственных браков. Понадобилось много времени и ещё больше хлопот с церковными властями, чтобы влюблённые добились разрешения на брак.» — «Звёзды эпохи. Зинаида Серебрякова»
SerebryakovaПьеро, 1911 (542x700, 350Kb)
Автопортрет в костюме Пьеро, 1911. Одесский национальный художественный музей
Дореволюционные годы
Как художница сформировалась в Санкт-Петербурге. Исследователи подчёркивали влияние «пушкинской и блоковской муз» на Серебрякову. Со времён ученичества старалась выразить свою любовь к красоте мира. Её ранние работы — «Крестьянская девушка» (1906, Русский музей) и «Сад в цвету» (1908, частное собрание) — рассказывают о поисках и остром ощущении красоты русской земли.
Широкую известность принёс Серебряковой автопортрет («За туалетом», 1909, Третьяковская галерея), впервые показанный на большой выставке «Мир искусства» в 1910 году. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет Е.К.Лансере (1911, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей) — зрелые работы и твёрдые по композиции. В 1911 году вступила в общество «Мир искусства», но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах. В 1914—1917 годах творчество Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она писала серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни: «Крестьяне» (1914—1915, Русский музей), «Жатва» (1915, Одесский художественный музей) и другие. Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Третьяковская галерея). Фигуры крестьянок, запечатлённые на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта.
Многие картины Серебряковой создавались в её мастерской в семейном имении Нескучное. Там у неё часто гостили Константин Сомов, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Анна Ахматова, Александр Бенуа.
Serebryakovaзатуалетом (618x700, 497Kb)
За туалетом. Автопортрет (1909)
«Тема самая простая, и даже как-то нет темы. Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши, в убогой хуторской обстановке, и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие её от всего мира, как видеть своё молодое весёлое лицо в зеркале, как видеть игру своих обнажённых рук с гребнем и с гривой волос…» — писал о ней тогда Бенуа
В 1914 году Александр Бенуа получил заказ на роспись зала ресторана Казанского вокзала в Москве; к работе были привлечены Евгений Лансере, Борис Кустодиев, Мстислав Добужинский, Зинаида Серебрякова. Росписи ресторана развивали лейтмотив всего вокзала — аллегория на тему «Россия соединяет Европу и Азию». Серебрякова выполнила эскизы для серии панно «народы Востока»: Индия, Япония, Турция, Сиам были представлены в виде обнажённых одалисок. В это же время работала над так и не законченной картиной на тему славянской мифологии.
Революция
Октябрьскую революцию встретила в родном имении Нескучном. В декабре 1917 года, в связи с начавшимися грабежами семей помещиков, семья Серебряковых переехала в Змиёв, затем, в начале 1918 года, в Харьков, где 21 марта 1919 года на съёмной квартире в доме № 25 по Конторской улице умер от сыпного тифа муж Зинаиды Борис. Серебрякова осталась с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. В ноябре 1919 года семейное имение Серебряковых было разграблено и сожжено. Из-за отсутствия масляных красок Зинаиде пришлось перейти на уголь и карандаш. В этот период были созданы одни из самых известных групповых портретов детей Серебряковой — «На террасе в Харькове» и «Карточный домик». Серебрякова отказалась перейти на популярный в первые послереволюционные годы футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров. Она нашла работу в Харьковском археологическом музее, где выполняла карандашные наброски экспонатов. В декабре 1920 года Серебряковы переехали в Петроград. Первые месяцы после переезда семья жила на Лахтинской улице, на Петроградской стороне, в квартире своих харьковских друзей Б.С. и Р.А.Басковых, а затем — в своей «дореволюционной» квартире на 1-й линии Васильевского острова. Весной 1921 года с матерью и детьми перебралась в «фамильный дом» № 15 на улице Глинки. В эту квартиру поселили «на уплотнение» артистов театра МХАТ. В последующие годы много рисовала на темы из театральной жизни. В 1924 году 14 её работ с успехом демонстрировались на выставке в Нью-Йорке. Особый интерес у публики вызвала картина «Спящая девочка на красном одеяле» (1923).
 (557x699, 118Kb)
Автопортрет в красном, 1921
Париж
Осенью 1924 года поехала в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Вернуться ей не удалось, и она оказалась оторванной от Родины и детей (двух детей — Александра и Екатерину — удалось переправить за границу). Проживала в это время по Нансеновскому паспорту и в 1947 году получила французское гражданство. В 1928—1929 и 1932 годах ездила в Марокко. Там рисовала Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Ею также был написан цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.
Хрущёвская оттепель
Во времена хрущёвской оттепели власти СССР разрешили контакты с Серебряковой. В 1960 году, после 36 лет разлуки, её посетила дочь Татьяна (Тата), ставшая театральной художницей во МХАТе. В 1966 году большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Она стала популярной в СССР, её альбомы печатались миллионными тиражами, а картины сравнивали с Боттичелли и Ренуаром. Скончалась в городе Париж, Франция, после кровоизлияния в мозг, 19 сентября 1967 года.
Serebryakovaгроб (525x700, 432Kb)
Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
В соответствии с завещанием художницы огромная коллекция ее работ (больше 200 полотен) была возвращены в Россию.
Список картин
Screenshot 2024-11-16 at 14-18-24 Список картин Зинаиды Серебряковой — Википедия (700x467, 134Kb)
Screenshot 2024-11-16 at 14-18-49 Список картин Зинаиды Серебряковой — Википедия (700x419, 126Kb)
Screenshot 2024-11-16 at 14-20-03 Список картин Зинаиды Серебряковой — Википедия (700x474, 136Kb)
Screenshot 2024-11-16 at 14-20-50 Список картин Зинаиды Серебряковой — Википедия (700x437, 116Kb)
Screenshot 2024-11-16 at 14-21-07 Список картин Зинаиды Серебряковой — Википедия (700x507, 144Kb)
Screenshot 2024-11-16 at 14-21-23 Список картин Зинаиды Серебряковой — Википедия (700x467, 141Kb)
Screenshot 2024-11-16 at 14-21-42 Список картин Зинаиды Серебряковой — Википедия (700x350, 98Kb)
Screenshot 2024-11-16 at 14-22-04 Список картин Зинаиды Серебряковой — Википедия (700x479, 130Kb) Screenshot 2024-11-16 at 14-23-09 Список картин Зинаиды Серебряковой — Википедия (700x152, 43Kb)
Память
В СССР и России были выпущены почтовые марки, посвящённые Серебряковой. К 130-летию художницы Третьяковская галерея подготовила выставку работ Серебряковой, относящихся к периоду её творчества за границей.
Почтовые марки СССР и России
Serebriakova01 (502x700, 467Kb)
Портрет О.К.Лансере, 1910 (выпуск 1988)
Serebriakova02 (529x700, 617Kb)
Зеленя осенью, 1908. Государственная Третьяковская галерея (выпуск 2009)
Serebriakova03 (531x700, 631Kb)
За туалетом. Автопортрет, 1909. Государственная Третьяковская галерея (выпуск 2009)
Литература: Зинаида Серебрякова. Письма. Современники о художнице. — Москва, 1987; Берлин В.Д. З.Е.Серебрякова. На пути в Париж. — Харьков : СИМ, 2018. — 120 страниц; Ефремова Е.В. Зинаида Серебрякова. — Москва : Издательство АРТ-РОДНИК, 2006. — 96 страниц. — (Малая серия искусств). — ISBN 5-9561-0176-8; Князева В.П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — Москва, 1979; Русакова А.А. Зинаида Серебрякова. — Москва : Молодая гвардия, 2008. — Выпуск 1151. — 227 страниц : иллюстрации. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03436-5.

Мариос Варвоглис (593x700, 109Kb)
1885
Мариос Варвоглис (греческое имя — Μάριος Βάρβογλης)
видный греческий композитор и дирижёр XX века. Родидлся в городе Брюссель, Бельгия. Вместе с Эмилием Риадисом, Дионисием Лаврангасом, Георгием Ламбелетом и Манолисом Каломирисом является одним из основоположников современной Национальной греческой музыкальной школы. Род Варвоглисов восходит к восточномакедонскому городу Серрес. С падением Константинополя в 1453 году, род распался на ветви. Часть семьи нашла убежище в Венеции, другая осталась в завоёванном османами Константинополе. Члены венецианской ветви рода Варвоглисов прибыли позже на Пелопоннес, во время военных операций Франческо Морозини (1684—1688), выбивших турок с полуострова. С армией Морозини на Пелопоннес прибыл офицер Константин Варвоглис и его сын Александр. Последний положил начало пелопоннеской ветви Варвоглисов. Один из потомков Александра, Георгиос Варвоглис, вернулся к истокам семьи, в восточномакедонский Серрес, после чего развернул коммерческую деятельность в Одессе, нажил состояние в России, вернулся на Пелопоннес, но после Пелопоннесского восстания был истерзан турками, вместе с другими членами семьи. Прадед композитора Георгиос Варвоглис и его дед Панайотис были участниками Греческой освободительной войны (1821—1829), причём дед, Панайотис Варвоглис, стал министром (1849) в воссозданном греческом государстве. Отец композитора, Николаос Варвоглис, был офицером армии, директором порохового завода и преподавал в военном училище эвэлпидов. А дядя будущего композитора, Филиппос Варвоглис, стал в 1895 году министром в правительстве Теодора Дилиянниса.
Мариос ВарвоглисAmedeo_Modigliani_044 (435x700, 333Kb)
Портрет Мариоса Варвоглиса. Кисть Амедео Модильяни.
Молодость
Мариос Варвоглис родился в 1885 году в Брюсселе, во время служебной поездки отца, которого сопровождала его жена, Мария Франдзиду. Мариос вырос в Афинах. Первоначально Мариос хотел учиться на художника, и в 1900 году записался в Афинскую школу изящных искусств (класс Литраса и Ройлоса. Параллельно он брал уроки музыки в Афинской консерватории. В 1902 году Мариос отправился в Париж, чтобы там учиться политическим наукам (как того желала семья). Οднако Мариос связался с художественными кругами Монмартра и сделал решительный поворот в пользу музыки. После этого Мариос учился музыке в Парижской консерватории и в парижской Школе санторум у Ксавье Леру (французское имя — Xavier Leroux), Жорже Кассаде (французское имя — Georges Caussade) и Венсана Д’Энди. Он остался жить в Париже, где учился и работал до 1920 года, с маленьким перерывом в 1909-12, когда он временно работал в Вене и Дюссельдорфе. В Париже он вращался в кругах авангардистов и познакомился с известными художниками и музыкантами (его друзьями были Альфредо Казелла, Морис Равель, Эдгар Варез, Камиль Сен-Санс и Амедео Модильяни). Примечательно, что портрет Варвоглиса работы Модильяни стал последней работой художника перед его смертью, которая также сопровождалась надписью «Le beau Marius» (русское название — Прекрасный Мариос). Среди греков Парижа друзьями Мариоса были поэт Сотирис Скипис (1881—1952), композитор Эмилиос Риадис и натурализовавшийся во Франции поэт Жан Мореас. Пока Мореас был ещё жив, он старался удерживать Варвоглиса от еретических крайностей всевозможных «школ» той эпохи.
Афинский период творчества
Варвоглис вернулся в Афины в 1920 году вместе со своей женой, француженкой-декораторшей Эдит Коннье, с которой у него было двое детей. Он был принят профессором на кафедру теории музыки в Афинской консерватории и активизировался в кругах музыкальной критики и композиции. Одновременно он преподавал музыку в различных гимназиях. В 1931 году он стал одним из пяти учредителей Союза греческих музыкантов, и с 1936 по 1957 год был заместителем председателя Союза. Он продолжил своё сотрудничество с журналом «Нумас», начатое ещё в 1909 году. До последних лет Мариос жил и работал в Афинах. В 1923 году он был награждён «Национальным знаком отличия в области искусств и литературы», а в 1937 году — музыкальной «Премией Такиса Кандилороса» Афинской академии наук.
Гонения за политические убеждения
Варвоглис преследовался за свои политические убеждения в годы диктатуры генерала Метаксаса. Трудные годы тройной, германо-итало-болгарской оккупации Греции, Варвоглис прожил в Афинах. После освобождения страны силами народно-освободительной армии, и последовавшей сразу за этим британской военной интервенции в декабре 1944 года, Варвоглис, вместе с тысячами сторонников и просто симпатизирующих левым освободительным силам греков, был заключён в британские концентрационные лагеря. В действительности Варвоглис не был коммунистом, но поплатился за свою дружбу с такими коммунистами, как поэт Костас Варналис и литературный критик Марк Авгерис. После того как Варвоглис был освобождён из концлагеря, он был уволен из гимназии, в которой преподавал около 20 лет. Все последующие годы Манолис Каломирис безуспешно пытался «протащить» Варвоглиса в Афинскую академию наук, не в последнюю очередь, чтобы поправить его финансовое положение. В марте 1966 года, через несколько лет после смерти Каломириса и за год до смерти самого Варвоглиса, его кандидатура в Академию была отклонена в очередной раз, с разницей на голосовании в один голос.
Последние годы
В 1957 году Варвоглис стал председателем Союза греческих композиторов. Одновременно в период 1955—1967 он был музыкальным критиком редакций газет «Свободное Слово» (греческое название — Ελεύθερος Λόγος) и «Новости» (греческое название — Τα Νέα). Несмотря на свои сложные отношения с официальной Грецией, в 1965 году Варвоглис был награждён Орденом Феникса за свой вклад в греческую музыку. Мариос Варвоглис умер в городе Афины, Греция, 30 июля 1967 года и был похоронен на кладбище муниципалитета Зографос.
Оценки творчества Варвоглиса
Варвоглис с большим трудом писал простую музыку, используя свой дар «непринуждённого потока». Его друг, композитор Эмилиос Риадис, писал: «Музыка Варвоглиса льётся немногими каплями и чиста, как кристально чистая вода греческого источника». Музыковед С.Спанудис писал, что музыка Варвоглиса концентрирует в себе все элементы чистого «неоклассического» вдохновения, переполненного лирикой и «аттической чувствительностью». В результате, творчество Варвоглиса, хоть и небольшое по объёму, является одним из наиболее значительных среди греческих композиторов, поскольку композитор с религиозным почтением неукоснительно следовал доктрине своего друга Жана Мореаса: «Faire tres difficilement des vers faciles» («Делай с большой трудностью лёгкие стихи»). Музыковед Кети Роману считает, что несмотря на то, что Варвоглис мало известен в широких слоях греческого населения, его вклад в то, что сегодня именуется «Национальная музыкальная школа», более чем существенен.
Труды
Некоторые из его самых значительных работ: Опера: Святая Варвара (Αγία Βαρβάρα, 1912); Полдень любви (Το Απόγευμα της Αγάπης, 1935). Сценическая музыка: Агамемнон Эсхила (1932); Персы Эсхила (1934); Птицы Аристофана (1929); Медея Еврипида (1942); Клятва мёртвых Захариаса Папантониу (Ο Όρκος των Νεκρών, 1929); «Пусть живёт Месолонгион» Василиса Ротаса (Να ζει το Μεσολόγγι, 1933). Оркестровая музыка: «Пир» (Το πανυγήρι/The Feast, 1906—1909); «Буколическая сюита» (Ποιμενική σουίτα, 1912); «Греческое Капричио» (Ελληνικό Καπρίτσιο, 1914); «Канон, хоровод и фуга» — посвящение Иоганну Себастьяну Баху (Κανόνας, Χορικό και Φούγκα, 1930); «Прелюдия, хоровод и фуга» — второе посвящение Баху (Πρελούδιο, χορικό και φούγκα, 1937); «Размышление для скрипки» (Στοχασμός, 1938); «Лавры и кипарисы» (Δάφνες και Κυπαρίσσια, 1950); «За колючей проволокой» (Πίσω από το συρματόπλεγμα, 1945). Камерная музыка: «Колыбельная куклы» (Doll’s Serenade, 1905); «Буколическая сюита» (Ποιμενική σουίτα, 1912); «Дань уважения Цезарю Франку» для скрипки и фортепиано (Hommage a César Franck, 1922); «Трио для скрипки» (1938); «Трио для фортепиано» (1943); «Прелюдия и фуга на Византийскую тему» (Πρελούδιο και Φούγκα σε Βυζαντινό θέμα, 1953); «Посвящение Никосу Скалкотасу» (Αφιέρωμα στο Νίκο Σκαλκώτα, 1967). Музыка для фортепиано: «Детский час» (Η ώρα των παιδιών, 1904) — 14 разноплановых детских произведений; «Греческая рапсодия» (Ελληνική Ραψωδία, 1909); «Сонатина» (Σονατίνα, 1927). Вокальная музыка: «Эврикоми» (Ευρυκόμη, 1906) — на стихи Дионисиоса Соломоса; «Песня повозчика» (Το τραγούδι του αγωγιάτη, 1906); «Греческий ветерок» (Ελληνικό αγέρι, 1927) — произведение для мужского хора; «Может вы знаете почему?» (Μην ξέρετε γιατί, 1935) — рождественская песня; «Облака» (Τα σύννεφα, 1940) — произведение для женского хора.

1885Li_Men-Khak (493x700, 155Kb)
1885
Ли Мен-Хак
звеньевой колхоза имени Микояна Нижне-Чирчикского района Ташкентской области, Узбекская ССР. Родился в уезде Кильчжу провинции Северный Хамгён Кореи (ныне – территория Корейской Народно-Демократической Республики). Кореец. В 1904-1914 годах работал грузчиком в порту города Владивосток. В 1914-1937 годах работал рыболовом рыбного треста. Осенью 1937 года, вскоре после вторжения в Китай японских милитаристов, в СССР началась массовая депортация корейского населения из приграничных районов Дальневосточного края, и Ли Мен-Хак среди других был переселён в Ташкентскую область Узбекской ССР (ныне – Узбекистана). В 1937-1952 годах – колхозник, а затем звеньевой полеводческой бригады колхоза имени Микояна Нижне-Чирчикского района Ташкентской области (председатель колхоза – Пак Че-Лок). За получение высоких урожаев по итогам 1949 года награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1950 году руководимая им бригада получила урожай зеленцового стебля кенафа 105,3 центнера с гектара на площади 6,3 гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 мая 1951 года за получение в 1950 году высоких урожаев семян и зеленцового стебля кенафа на поливных землях при выполнении колхозом обязательных поставок и контрактации по всем видам сельскохозяйственной продукции, натуроплаты за работу МТС и обеспеченности семенами всех культур в размере полной потребности для весеннего сева 1951 года Ли Мен-Хаку присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». За получение высоких урожаев по итогам 1951 года награждён вторым орденом Ленина. В 1952-1963 годах – звеньевой полеводческой бригады колхоза имени Микояна Нижне-Чирчикского (ныне – Куйирчирчикского) района Ташкентской области. С 1963 года – на пенсии, с сентября 1968 года – персональный пенсионер союзного значения. Дата смерти не установлена. Награждён 2 орденами Ленина (22 мая 1951; 21 декабря 1953), орденом Трудового Красного Знамени (13 июня 1950).

1885Nikitenko_Kuzma_Yefimovich (422x700, 79Kb)
1885
Кузьма Ефимович Никитенко
начальник участка шахты имени К.Маркса треста «Орджоникидзеуголь». Родился в деревне Липки ныне Починковского района Смоленской области, в бедной многодетной семье. В 1906 году уехал в Донбасс. Поступил работать в шахту. Трудился коногоном, навалоотбойщиком, крепильщиком. Участвовал в революционных событиях 1917 года и Гражданской войне. С приходом советской власти трудился на шахтах Донецкой области Украинской ССР. Занимал различные должности, вырос до начальника участка шахты имени К. Маркса треста «Орджоникидзеуголь». В Великую Отечественную войну был эвакуирован в восточные районы страны. После освобождения левобережной Украины возвратился на прежнее место работы. Восстанавливал разрушенные шахты, стал одним из известных в Донбассе мастеров добычи угля. Много сделал для воспитания молодых горняков. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1957 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития угольной промышленности в годы пятой пятилетки и в 1956 году, Никитенко Кузьме Ефимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 1958 года – на пенсии. Умер 15 декабря 1963 года. Похоронен в городе Енакиево Донецкой области (ныне Украина). Почетный шахтер. Награжден орденом Ленина (26 апреля 1957), медалями, знаками «Шахтерская слава» трех степеней. Именем К.Е.Никтиенко была названа одна из улиц поселка Карло-Марксово Донецкой области Украины.

1885
Вера Вениаминовна Стоклицкая-Терешкович
советский историк-медиевист; профессор, доктор исторических наук. Основатель научной школы средневековой урбанистики. Родилась в городе Мариямполе, Сувалкская губерния, Российская империя, ныне Литва, в семье присяжного поверенного Вениамина Стоклицкого (1849—?) и его жены Рохи (Рахили) Мельцерзон (1855—1934), уроженцев Калварии. Отец публиковался в газете «ха-Магид» (иврит). Семья жила на улице Виленской, 141. В 1902 году окончила гимназию города Сувалки, затем продолжала образование в Швецарии (Цюрихский университет) и Германии, где посещала философский факультет Берлинского, а затем Лейпцигского университетов. В 1907 году поступила и в 1912 году окончила историко-филологический факультет Московского университета. Занималась историей средних веков в семинарах П.Г.Виноградова и Д.М.Петрушевского. C этого же года начала преподавать на Пречистенских рабочих курсах. С 1922 года, момента основания Института истории РАНИОН, работала в нём в качестве старшего научного сотрудника. С 1930 года преподавала в Академии коммунистического воспитания, с 1933 года — в Московском институте философии, литературы и истории и Институте иностранных языков. Профессор кафедры истории средних веков исторического факультета МГУ в 1934—1951 годах. Старший научный сотрудник Института истории Академии Наук СССР (1938—1940), доктор исторических наук (1939). Была замужем за адвокатом Николаем Мироновичем (Мееровичем) Терешковичем (1880—1955), выпускником юридического факультета Варшавского университета, публицистом, автором книги «Польша и поляки» (1906)[1]. Брат Александр — экономист и публицист. Умерла в городе Москва, РСФСР, СССР, 17 мая 1962 года.
Научная деятельность
Занималась в основном историей средневекового города, преимущественно немецкого, изучала возникновение и организацию ремесла и торговли (цехи), социальный строй города, систему городского управления, отношения города с сельской округой. В.В.Стоклицкая-Терешкович, исследовавшая социально-экономическую историю периода развитого феодализма, считается первым советским урбанистом. В своих воспоминаниях Е.В.Гутнова писала, что в 1930-е годы Стоклицкая-Терешкович была «крупным и тогда единственным специалистом по истории средневековых городов, несомненно, очень знающим, дотошным и серьёзным исследователем, прошедшим прекрасную школу Д.М.Петрушевского». Основные работы: Очерки по социальной истории немецкого города в XIV–XV вв. Москва, 1936; Основные проблемы истории средневекового города X–XV вв. Москва, 1960 (2-е издание Москва., 2012).

Screenshot 2023-11-26 at 17-46-50 Généalogie de x Felipe de Borbón de las Dos Sicilias (579x700, 391Kb)
1885
Филипп Бурбон-Сицилийский (итальянское имя — Filippo di Borbone-Due Sicilie; полное имя — Филиппо Мария Альфонсо Антонио Фердинандо Франческо ди Паола Лодовико Энрико Альберто Таддео Франческо Саверио Уберто, Filippo Maria Alfonso Antonio Ferdinando Francisco di Paola Lodovico Enrico Alberto Taddeo Francesco Saverio Uberto)
член Бурбон-Сицилийского дома и принц Бурбон-Сицилийский. Родился в городе Канны, Франция. Принц Филипп был десятым ребенком принца Альфонсо Бурбон-Сицилийского (1841—1934), графа ди Казерта, и его супруги, принцессы Марии Антуанетты Бурбон-Сицилийской (1851—1918).
Семья и дети
12 января 1916 года в Нёйи-сюр-Сене (Франция) женился первым браком на принцессе Марии Луизе Орлеанской (1896—1973), старшей дочери принца Эммануэля Орлеанского (1872—1931), герцога Вандомского, и его супруги принцессы Генриетты Бельгийской (1870—1948). Супруги имели одного сына и развелись в 1925 году:
Infante_Felipe_de_Borbón-Dos_Sicilias_y_María_Luisa_de_Orleans (619x700, 112Kb)
Филипп Бурбон-Сицилийский и Мария Луиза Орлеанская
Принц Гаэтано Мария Энрико Альфонсо Паоло Бурбон-Сицилийский (16 апреля 1917, Канны — 27 декабря 1984, Хараре), 16 февраля 1946 года в Паддингтоне женился на Оливии Ярроу (16 июля 1917, Дамфрис — 24 мая 1987, Хараре). Их дети: Адриан Филипп де Бурбон (родилась 7 апреля 1948, Уоррингтон), 20 марта 1976 года в Солсбери женился на Линде Иденсон (родилась 3 февраля 1950 в Солсбери). Дети: Филипп Шарль де Бурбон (родился 5 мая 1977 в Хараре, Зимбабве); Лаура Мишель де Бурбон (родилась 12 февраля 1979 в Хараре, Зимбабве); Грегори Питер де Бурбон (родился 2 января 1950 в Уорингтоне), 1-я жена с 15 мая 1971 года Морин Пауэлл (родилась 19 апреля 1951 в Булавайо), 2-я жена с 30 августа 1986 года Кэрри Энн Тронли (родилась 2 февраля 1945 в Сесноке). Дети от первого брака: Кристиан Питер де Бурбон (родился 11 апреля 1974 года в Ванкувере); Раймонд де Бурбон (родился 8 ноября 1978 года в Хараре, Зимбабве)
10 января 1927 года Филипп Бурбон-Сицилийский вторично женился на Одетте Лабори (1902—1968), от брака с которой детей не имел.
Титулы: 10 декабря 1885 — 9 марта 1949 годы — Его Королевское Высочество Принц Филипп Бурбон-Сицилийский.
Умер в городе Сент-Джон, провинция Нью-Брансуик, Канада, 9 марта 1949 года.

[324x700]
1886
Йоханна (Анни) Бос (нидерландское имя — Johanna (Annie) Bos)
нидерландская актриса театра и немого кино, первая звезда кинематографа в Нидерландах. Родилась в Амстердаме. Начала свою актёрскую карьеру в Антверпене в Бельгии, но вскоре вернулась в Нидерланды, где состоялся её театральный дебют в 1909 году. В начале актёрской карьеры играла в основном эпизодические роли, пока её не обнаружил режиссёр Мориц Бингер. Бингер только открыл киностудию «Голландия» (нидерландское название — Hollandia) и заключил контракт с Бос в качестве ведущей актрисы. Впервые она появилась на экране в фильм «Живая лестница» в 1913 году. Вскоре Бос стала популярной актрисой. Репортёры называли её «нидерландской Астой Нильсен». В 1916 году она снялась в фильме «Майор Франс» и стал первой звездой кинематографа в Нидерландах. Она получила возможность выбрать роли в кино и пыталась доказать свои актёрские способности, играя роли положительных и отрицательных персонажей. Однако, когда в 1920 году киностудия оказалась на грани банкротства, новые владельцы уволили актрису, сказав, что она слишком стара. Бос был предложен контракт в США, где она была известна по своей роли в нидерландском фильме 1919 года «Кармен с севера». Она прибыла в Нью-Йорк в 1921 году, где вдруг обнаружила, что пригласившей её киностудии уже не существовало. Бос осталась в США, пытаясь заключить контракт с киностудиями, но успеха не имела. После сыгранной небольшой роли в американском фильме 1922 года «Без страха», переехала в Германию, но и там не добилась успеха. В 1924 году она вернулась в Нидерланды, где старый друг дал ей главную роль в фильме «Прекрасная Юльти ван Волендам». Фильм провалился и был удален из кинотеатров через неделю после премьеры. Бос вернулась в театр. Её игра в спектакле «Мадам Дюбарри» получила признание критиков. В 1925 году актриса завершила карьеру и вышла замуж за Корнелиса Луффа. Вскоре после этого она была забыта публикой. Умерла в Лейдене 3 августа 1975 года. О смерти актрисы сообщила лишь одна газета. Актриса Виллеке ван Аммелрой сыграла её в пьесе в 2006 году.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 10 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»