[507x700]
1925
Михаил Николаевич Синицын
командир стрелкового отделения 521-го стрелкового полка (133-я стрелковая дивизия, 27-я армия, 2-й Украинский фронт), сержант. Родился в деревне Белавка ныне Воротынского района Нижегородской области, в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов. Работал в колхозе. В августе 1943 года был призван в Красную Армию Воротынским райвоенкоматом Горьковской области. С октября того же года на фронте. Принимал участие в Корсунь-Шевченковской, Уманьско-Боташанской, Ясско-Кишенёвской операциях, в освобождении Румынии, Венгрии, Австрии и Чехословакии. К лету 1944 года сержант Синицын уже командовал отделением 1-го стрелкового батальона 521-го стрелкового полка 133-й стрелковой дивизии. 27-28 августа 1944 года сержант Синицын дважды ходил в разведку для установления местонахождения огневых точек противника, захватил "языка". 28 августа уничтожил в бою 4-х гитлеровцев, когда разведчики были обнаружены и атакованы врагом. Приказом по 133-й стрелковой дивизии (№032/н) от 5 сентября 1944 года сержант Синицын Михаил Николаевич награжден орденом Славы III степени (№ 68018). 8 октября 1944 года в боях за высоту на румыно-венгерской границе сержант Синицын первым поднял отделение в атаку и, ворвавшись в траншею противника, огнем из автомата уничтожил 5 пехотинцев. В ночь на 7 ноября форсировав с бойцами отделения реку Тиса западнее города Польгар (Венгрия), закрепился на ее правом берегу и завязал бой по расширению плацдарма. Приказом по войскам 27-й армии от 20 декабря 1944 года сержант Синицын Михаил Николаевич награжден орденом Славы II степени (№ 6895). В начале декабря 1944 года сержант Синицын в бою у реки Тиса поднял отделение в атаку, дерзко действуя в расположении противника, уничтожил 3-х офицеров, 4-х солдат, захватил пулемет, взял в плен 3-х пехотинцев. Приказом от 30 декабря 1944 года сержант Синицын Михаил Николаевич награжден орденом Славы III степени (повторно). За годы войны имел ранение в сентябре 1944 года в Карпатах, и контузию в Венгрии. Участник парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади. После войны еще несколько лет служил в армии. В 1952 году в звании старшины уволен в запас. В 1970 году окончил Московский кооперативный институт. Жил в селе Юрино Юринского района Республики Марий Эл. Работал директором пансионата «Замок Шереметева». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1955 года в порядке перенаграждения Синицын Михаил Николаевич награжден орденом Славы I степени (№ 3765). Стал полным кавалером ордена Славы. С 2002 года жил в городе Сургуте (Ханты-Мансийский автономный округ). Скончался 8 июня 2007 года. Похоронен на кладбище поселка Юрино республики Мари Эл. Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, Славы 3-х степеней, медалями.
1925
Николай Павлович Сливин
оператор по добыче нефти и газа нефтегазодобывающего управления «Мегионнефть» Главтюменнефтегаза Министерства нефтяной промышленности СССР. Родился в селе Красноивановка ныне Колдыбанского района Самарской области. Русский. Из крестьян. Окончил 7 классов сельской школы. С началом Великой Отечественной войны, с 1941 года работал в колхозе «Путь к социализму» в посёлке Красная Нива Куйбышевской области. В ноябре 1943 года призван в Красную Армию Пестравским районным военкоматом Куйбышевской области. Участник Bеликой Oтечественной войны с 20 сентября 1944 года. Воевал пулемётчиком в 732-м и в 801-м стрелковых полках 235-й стрелковой дивизии 43-й армии на 3-м Белорусском фронте. Отличился в ходе Восточно-Прусской операции. Так, в бою 19 января 1945 года, выкатил под огнём свой станковый пулемёт на открытую позицию, подавил огневую точку и уничтожил 7 солдат врага, обеспечил успешное продвижение подразделений. С 15 по 17 апреля 1945 года на Земландском полуострове, действуя в составе танкового десанта, пулемётным огнём подавил 3 пулемётные точки, гранатами уничтожил 4 солдат врага. Кроме того, лично захватил в плен 7 солдат и 1 офицера. В бою 6 марта 1945 года был ранен. Окончил войну командиром пулеметного расчета в звании старшего сержанта. Награждён 2 боевыми орденами. После войны продолжал военную службу ещё 5 лет. В 1950 году демобилизован. С 1950 года работал пожарным в военизированной пожарной охране Управления МВД по Куйбышевской области. С 1953 года работал оператором Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода, затем оператором по добыче нефти и газа в нефтедобывающем управлении «Чапаевскнефть» Куйбышевской области. В 1968 году переехал в город Мегион Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области, работал оператором по добыче нефти и газа в нефтегазодобывающих управлениях «Мегионнефть» и «Нижневартовскнефть». Активный участник освоения Самотлорского нефтяного месторождения. Весной 1969 года первым принимал промышленную нефть из первого открытого месторождения на Самотлоре. В марте 1973 года скважина, обслуживаемая бригадой Н.П.Сливина, первой в Тюменской области выдала 1 миллион тонн нефти. За проявленную трудовую доблесть и достижение выдающихся успехов в выполнении социалистических обязательств, принятых на 1973 год, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 декабря 1973 года Сливину Николаю Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Трудился в этом управлении до выхода на пенсию в 1985 году. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. Член Ханты-Мансийского окружного комитета КПСС. Член Тюменского областного совета профсоюзов. Жил в Нефтегорском районе Самарской области. Умер 31 июля 2003 года. Награждён орденами Ленина (30 декабря 1973), Октябрьской Революции (30 марта 1971), Отечественной войны I степени (11 марта 1985), Красной Звезды (1 февраля 1945), Славы III степени (27 июня 1945), медалями.
1926
Светлана Игоревна Боголюбова
актриса. Родилась в Киеве. На сцене дебютировала в возрасте 4 лет. Это была постановка "Чио-Чио-сан" Пуччини (Саратовский оперный театр в роли сына Мадам Баттерфляй. После окончания в 1948 году ГИТИС работала в Таллинском Русском драматическом театре, Куйбышевском ТЮЗе, Днепропетровском драмтеатре. Умер 6 февраля 2007 года.
1926
Михаил Сергеевич Дадыко
актер театра имени Е.Вахтангова (Москва). Заслуженный артист РСФСР. Ушел из жизни в 1995 году, похоронен на 18 участке Введенского кладбища.
[525x700]
1926
Василий Васильевич Денисов
слесарь-инструментальщик Ульяновского машиностроительного завода имени Володарского Министерства машиностроения СССР. Родился в городе Астрахань ныне Астраханской области. Трудовую деятельность начал после окончания ремесленного училища в 1941 году в качестве слесаря-инструментальщика на Ульяновском машиностроительном заводе имени Володарского (ныне – ОАО «Ульяновский патронный завод») – одном из старейших оборонных предприятий, специализирующихся на производстве патронов к нарезному оружию. Одним из первых на заводе работал с личным клеймом, включился в социалистическое соревнование за досрочное выполнение производственного плана восьмой пятилетки (1966-1970): «Пятилетку – к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина». Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 26 апреля 1971 года за выдающиеся заслуги в выполнении пятилетнего плана и создание новой техники Денисову Василию Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Трудился на заводе до выхода на заслуженный отдых. Жил в Ульяновске. Умер 10 мая 2002 года. Похоронен в Ульяновске на кладбище «Заволжское-1». Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва (1958-1962). Неоднократно избирался депутатом Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся, членом бюро Заволжского райкома КПСС города Ульяновска. Награжден орденом Ленина (26 апреля 1971), медалями.

1926
Василий Яковлевич Третьяк
украинский певец (драматический тенор), народный артист СССР (1980). С 1958 в Молдавском, в 1962-1988 в Украинских театрах оперы и балета. В мае 1962 года на афишах Киевского оперного театра впервые появилось имя Василия Третьяка. Он дебютировал на прославленной сцене партиями Канио в «Паяцах» и Хозе в «Кармен» (возможно, самыми сложными в классическом оперном наследии). Киевляне, которые замечательно разбирались в оперном искусстве, сразу оценили силу и красоту драматического тенора, который до этого пел на сцене Молдавской оперы и довольно часто гастролировал в Одессе, Харькове и Киеве. Василий Третьяк, детство которого прошло на Полтавщине, вернулся на родную землю, стал солистом Киевской оперы, которой посвятил свою дальнейшую творческую жизнь. Не многим известно, что Василия, еще студента пятого курса Харьковской консерватории, благословил в большое искусство выдающийся украинский певец Борис Гмыря, даже подарил свое фото с теплым пожеланием дальнейших творческих успехов. Как вокалист от Бога он прекрасно понимал, каким талантом обладает молодой оперный певец... Более трех десятилетий его голос был не просто украшением украинской оперы, но и признавался одним из самых ярких драматических теноров Европы. Вокальный талант Василия Третьяка был обогащен еще и глубинным чувством природы оперного искусства, пониманием музыкальной драматургии, проникновением в психологические глубины своего героя. Ему были особенно близки образы с шекспировскими страстями, которые певец создавал на сцене наполненными, энергичными вокальными красками, раскрывая во всей красоте и вдохновении свой голос, названный одним из самых выдающихся украинских дирижеров и коллегой по искусству Стефаном Турчаком «героическим». Василий Яковлевич имел действительно роскошный, кантиленный, неповторимый тембрально и гибкий тенор, способный на яркие драматические акценты. Его голос постоянно излучал особую энергетику красоты. Пресса, особенно зарубежная, довольно часто отмечала, что пение В. Третьяка по совершенству и вокальной безупречности напоминало исполнение великого Энрико Карузо. Третьяк был непревзойденным на украинской оперной сцене в партиях Радамеса и Отелло, Ричарда и Хозе, Рауля и Каварадосси, Манрико и Канио, Самозванца и Андрея Хованского, Германа и Сергия... Василий Яковлевич имел особый пиетет к украинской опере: Кобзарь в «Тарасе Бульбе», Андрей в «Запорожце за Дунаем», Богун в «Богдане Хмельницком», Василий в «Милане», Никита в «Ярославе Мудром» — запоминались публике не только безупречным вокальным воплощением, но и глубиной чувства национального духа. Это была любовь от души, от сердца — искренняя и вдохновенная. Уникальный тенор Василия Третьяка был известен во многих странах мира, хотя и не так широко, как заслуживал талант такого уровня, потому что еще редкими были при его творческой биографии гастроли украинских вокалистов в мире. Тем не менее с успехом неоднократно выступал Третьяк во Франции, Германии, Румынии, Югославии, Испании, Польше, Чехословакии, Испании и других странах, приумножая славу украинской вокальной школы. Даже сегодня его голос звучит, чарует и захватывает в записях опер «Гибель эскадры», «Ярослав Мудрый», «Екатерина Измайлова»... К сожалению, только сейчас мы осознаем, как ничтожно это мало, если учесть, что за сорокалетнюю творческую деятельность Василий Третьяк исполнил свыше тридцати партий, и только на киевскую сцену выходил в почти тысяче спектаклей. Певец ушел из жизни в Киеве 16 апреля 1989 года до боли молодым, в расцвете своего таланта. Дала о себе знать обожженная Второй мировой войной фронтовая юность, нелегкая послевоенная студенческая жизнь, не всегда благосклонное отношение к нему чиновников от искусства, переживания за нереализованность своих уникальных творческих возможностей. Он не мог без работы, сцены, творчества, и не всегда театр учитывал его данные и возможности. Но он остался в искусстве как великий певец, корифей украинской сцены второй половины ХХ в. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
Награды и звания: Заслуженный артист Молдавской ССР (1962); Заслуженный артист Украинской ССР (1965); Народный артист Украинской ССР (1967); Народный артист СССР (1980); Орден Трудового Красного Знамени (1960); Медали. Семья: Первая жена — Людмила Станиславовна Томашевская (1935—2011), актриса Киевского украинского драматического театра имени И.Франко; Дочь — Ирина Игоревна Шведова-Демарина (род. 1959), певица. Заслуженный деятель искусств РФ (2006) (носит фамилию отчима Игоря Шведова); Вторая жена — Людмила Харлампиевна Третьяк (Басмановская), камерная певица, преподаватель, доцент Киевского института театрального искусства имени И.Карпенко-Карого; Сын — Николай Васильевич Третьяк (род. 1967), режиссёр-постановщик Киевского театра оперы и балета имени Т.Г.Шевчено.
Партии: Самозванец — «Борис Годунов» М.П.Мусоргского; Германн — «Пиковая дама» П.И.Чайковского; Лыков, Бомелий — «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова; Отелло — «Отелло» Дж. Верди; Радамес — «Аида» Дж. Верди; Манрико — «Трубадур» Дж.Верди; Канио — «Паяцы» Р.Леонкавалло; Хозе — «Кармен» Ж.Бизе; Олег Кошевой — «Молодая гвардия» Ю.С.Мейтуса; Андрей — «Запорожец за Дунаем» С.С.Гулак-Артемовского; Андрей Хованский — «Хованщина» М.П.Мусоргского; Василий — «Милана» Г.И.Майбороды; Богун — «Богдан Хмельницкий» К.Ф.Данькевича; Лавро — «Мамай» В.С.Губаренко; Адмирал — «Гибель эскадры» В.С.Губаренко; Сергей — «Катерина Измайлова» Д.Д.Шостаковича; Ричард — «Бал-маскарад» Дж.Верди; Рауль — «Гугеноты» Дж.Мейербера; Каварадосси — «Тоска» Дж.Пуччини; Кобзарь — «Тарас Бульба» Н.В.Лысенко; Никита — «Ярослав Мудрый» Г.И.Майбороды.
Память: В 2000 году вышла книга воспоминаний Л.Третьяк «Шаг в вечность».
Источники: Агин М.С. Вокально-энциклопедический словарь. — Москва, 1991—1994. Енциклопедія українознавства : Словникова частина : [в 11 томах] / Наукове товариство імені Шевченка; гол. ред. проф., д-р Володимир Кубійович. — Париж ; Нью-Йорк : Молоде життя ; Львів ; Київ : Глобус, 1955—2003; Мистецтво України: Біографічний довідник / Упор.: А. В. Кудрицький, М. Г. Лабінський. За ред. А. В. Кудрицького. — К. : «Українська енциклопедія» ім. М. П. Бажана, 1997. — 700 с. — ISBN 5-88500-071-9. — Страница 590; Гнидь Б. П. Виконавські школи України. — К.: НМАУ, 2002.
[700x474]
1927
Бирон Заппас (греческое имя — Βύρων Ζάππας; Byron Zappas)
греческий шахматный композитор. Родился в Афинах Он изучал экономику в афинском университете и впоследствии учился в аспирантуре по специальности “Бухгалтерский учет” в Лондонской Школе Экономики. Большая часть его профессиональной жизни была посвящена образованию. Он работал как школьный учитель на Кипре и, с 1972 года, как профессор бухгалтерского учета в Технологическом Образовательном Институте до момента отставки. 14-летний Бирон впервые узнал о шахматах от своего старшего брата, вскоре став сильным игроком. А познакомившись с шахматной композицией, вошел в число лучших решателей Греции. Первые шаги в композиции начал с составления стратегических трехходовых миниатюр, в чем ему оказывали помощь Иоаннис Коуталидис, Спайрос Бикос и Базиль Лирис. Его талант в полной мере раскрылся в области составления двухходовых задач. В 60-ые годы Заппас уехал на Кипр. Потеряв контакт с греческими композиторами, он вернулся к практическим шахматам, стал чемпионом Кипра и держал это звание 3 года подряд. Однако, он никогда не прекращал составлять и всегда пытался показать другим красоту шахматной композиции, привлекая их к составлению. Заппас впервые на Кипре создал команду композиторов, таких как П.Мартоудис, С.Ставринидес, Г.Сфикас (проживает в США) и Х.Пападопулос. Этой командой Кипр участвовал во 2-ом WCCT в 1967 году, заняв 15-ое место! После возвращения в Грецию в 1970 году он продолжил общение со своими шахматными друзьями, организовывая регулярные встречи, на которых вместе с Д.Капралосом, Н.Сиотисом и Д.Гуссопулосом обсуждались и анализировались шахматные задачи и их современная тематика.
Н.Маклауд (слева) и В.Заппас на банкете после сессии PCCC (Бенидорм, 1990 год
При помощи греческой шахматной федерации, он организовал комитет шахматной композиции, и по его инициативе Греция вошла в состав PCCC в начале 1980-ых годов. С тех пор он был делегатом от Греции в течение 25 лет, а в 2006 стал почетным членом PCCC. Несмотря на занятость научными и профессиональными делами (автор четырех книг по бухгалтерскому учету), композиция никогда не переставала быть его Большим хобби. Он составил относительно немного произведений (приблизительно 500), поскольку никогда не брался за проходные малозначительные задачи. Это объясняет тот факт, что почти две трети его композиций удостоились приблизительно ста призов и более чем двухсот почетных отзывов. Заппас показал очень хорошие результаты в WCCT, занимая одно из первых трех мест в различных секциях. В пяти WCCT, он был среди восьми композиторов с лучшими индивидуальными результатами. В разделах #2 альбомов FIDE 1977-1979, 1983-1985 и 1986-1988 годов, Заппас набрал наибольшее количество баллов, что свидетельствует о высоком уровне его работ. Звание международного мастера он выполнил в 1984 году, а гроссмейстера - в 1993. Главная особенность в его задачах - действительная игра, особенно в области двухходовок. Он ценил чистоту замысла и логику в попытках. В теме, которая носит его имя, Заппас раскрыл свой творческий талант в полной мере. Белые и черные кони, изображенные на обложке его книги “Шахматная композиция”, не просто декоративный символ. Это любимые фигуры Заппаса, мастерски используемые им в большинстве задач в роли ведущих актеров.” (из книги “Chess Compositions”, 1997, F.Chlubna, J.Rice) Ушел из жизни после продолжительной болезни 5 января 2008 года.
Тема Заппаса
Одной из тем в шахматной композиции присвоено имя Заппаса. Суть темы в том, что около чёрного короля находится ключевое поле, контролируемое тремя фигурами белых. В ложном следе в результате своего первого хода белые теряют один контроль ключевого поля, что позволяет чёрным опровергнуть ложный след путём снятия контроля второй фигуры, поскольку на матующем ходу третья фигура также теряет контроль, и чёрный король уходит на ключевое поле.
Тему Заппаса ярко иллюстрирует его задача 1976 года.
В позиции на диаграмме ключевым является поле e3, контролируемое ферзём g5, ладьёй e8 и слоном b6.
На доске неполный цугцванг — при ходе чёрных на все их ходы, кроме 1...С:b2, у белых есть маты. Так, на любой ход коня d7 (например,
1...Ke5) есть
2.Kc5#, на любой ход коня е2 (например,
1...Kd4) есть
2.Kf4#, на ход пешкой
1...f4 последует
2.Ce4#. Кроме этого, 1...b4/ba 2.Cc4# или 1...gh 2.Ф:f5#.
Белые должны создать позицию полного цугцванга, поэтому нападают на поле c3 с тем, чтобы на 1...C:b2 ответить 2.K:b2#. Однако в ложных следах первые ходы белых теряют один контроль поля e3:
1.Фf6? (цугцванг)
1...C:b2 2.K:b2#, но
1...Ke5! и 2.Kc5 теперь не мат, поскольку чёрный король уйдёт на е3.
1.Лc8? (цугцванг), но
1...Kd4! и теперь не матует 2.Kf4 из-за той же потери контроля над полем е3.
1.С:a5? (цугцванг), но
1...f4! и всё по той же причине нет мата 2.Ce4.
Правильный первый ход —
1. Сd4! Белые нападают на поле c3 так, чтобы не потерять ни один контроль над пунктом e3, вследствие чего чёрные, которые оказываются в цугцванге, бессильны предотвратить мат.
В задаче представлена циклическая форма темы Заппаса.
Книги: Βύρων Ζάππας. Σκακιστικές συνθέσεις (Шахматные композиции; избранные задачи) : — Αθήνα, 1990; Byron Zappas. Chess Compositions: Selected Problems by the Author with Full Solutions and Analysis of Themes — Wien : F. Chlubna, 1996. — ISBN 9783950031058.
1927
Серджо Корбуччи
итальянский режиссер.
[691x700]
1927
Норман Аласдер Маклауд (Маклеод, Norman Alasdair Macleod)
шотландский, британский шахматист и шахматный композитор. Международный арбитр (1980), международный гроссмейстер (1992 †) по шахматной композиции. Норман Аласдер Маклауд родился в городе Глазго, Шотландия, Великобритания, в семье Мердока и Мери Маклауд. Его отец был главой Скерри-колледжа (Skerry's College). Брат Иан (Iain Macleod) был моложе на 3 года, он с первых и фактически до последних дней сопровождал Нормана в разнообразных увлечениях и занятиях. Норман посещал High School of Glasgow, где, обладая феноменальной памятью, у него не было трудностей с усвоением учебного материала и где он достиг высокого уровня компетентности во многих областях деятельности. Кульминацией его школьных успехов была успешная сдача семи экзаменационных предметов («highers») в пятый, последний год обучения в средней школе. Позже, наряду с отличной памятью, Маклауд отличался также крайней рассеянностью. После школы поступил в Университет Глазго и начал изучать математику, естествознание и актуарные науки (область страхования). Это был период недостатка в мотивации и, хотя Норман успешно сдавал экзамены, он намного больше времени проводил в снукерных салонах и других местах развлечений. Из-за угрозы отчисления за плохую посещаемость после двух лет обучения Мердок Маклауд решил забрать сына из университета и определил его на военную службу в королевский Корпус армейского образования (Royal Army Educational Corps), где Норман достиг звания сержанта. Позже Мердок нашёл сыну должность в Министерстве национального страхования (Ministry of National Insurance), однако для Нормана сбор страховых взносов с фермеров отдалённых районов оказался весьма неприятным занятием. Окончательно Маклауд определился с профессией, когда К.Х.О’Д.Александер, один из ведущих британских шахматистов, математик и ветеран криптоанализа из Блетчли-парка, предложил ему работу в Центре правительственной связи (англ. Government Communications Headquarters, GCHQ). С 1952 года Центр располагался в Челтнеме. Маклауд был дважды в командировках в США, в британском посольстве в Вашингтоне, — первый раз с 1953 по 1957 год, затем в начале 1960-х. О деталях работы Маклауда известно немного, предположительно она была связана с техническими исследованиями и развитием компьютерных технологий. Маклауд вышел на пенсию в 1983 году, в возрасте 56 лет.
[700x525]
Церковь Святой Марии в Ростерне, где сочетались браком Норман и Дафна Маклеод.
Норман повстречал Дафну Мэйнз (Daphne Gregory Maines) в 1954 году в Вашингтоне, где она также служила в британском посольстве. Они сочетались браком 24 октября 1956 года в церкви Святой Марии (St Mary's Church) в Ростерне (Rostherne), Восточный Чешир, неподалёку от Тимперли (англ. Timperley), где жила семья Дафны. В 1957 году появилась на свет их первая дочь по имени Фиона (Fiona), а в 1961 году — вторая дочь по имени Хизер (Heather). Обе дочери замужем. В браке Фионы и Дэвида Иона (David Ion) родились трое дочерей, в семье Хизер и Джона Паррота (John Parrott) — дочь и двое сыновей. Спектр увлечений Маклауда был весьма широк. Кроме шахмат, шахматной композиции и шахматного программирования, организационной и издательской деятельности, он интересовался музыкой и фотографией, пивоварением и виноделием, рыбной ловлей и ходьбой под парусом, участвовал в инвестиционном клубе и, совместно с братом Ианом, небезуспешно занимался ставками на скачках. Со школьных лет был дружен с фокусником Тамом Шефердом (Tam Shepherd), имевшим магазин своего имени на Куин-стрит в Глазго, и присоединился к британскому обществу иллюзионистов «Магический круг» (The Magic Circle) ещё прежде, чем покинул школу. Фокусы, а также гольф, прогулки на лошадях и многие другие увлечения, оставались среди его интересов и хобби на протяжении всей жизни. В начале 1970-х Норман (по рекомендации брата Дафны Ноэля) вступил в челтнемскую масонскую ложу, где впоследствии был избран Досточтимым Мастером. Они с Дафной регулярно посещали художественные выставки, музыкальные лекции и концерты, были патронами Баховского хора в Челтнеме. После выхода на пенсию семья Маклауда жила в Херефордшире, в фамильном доме Маунт Плезант (Mount Pleasant) в мирной сельской местности Ли Бейли (Lea Bailey) вблизи Росс-он-Уай. Здесь к его увлечениям добавилось пчеловодство. Из-за своей работы в Центре правительственной связи Маклауд в течение нескольких лет после выхода на пенсию не мог выезжать в восточноевропейские страны Варшавского договора. Уже будучи серьёзно больным, летом 1990 года Норман Маклауд принимал участие в конгрессе Постоянной комиссии ФИДЕ по шахматной композиции в Бенидорме, возглавляя как обычно британскую команду решателей на чемпионате мира. В ноябре 1990 года перенёс онкологическую операцию по поводу удаления опухоли пищевода в Уиттингтонском госпитале (Whittington Hospital) в Лондоне. Во время поправки его навестило множество шахматных друзей, которые были оптимистично настроены и надеялись если не на полное выздоровление, то на улучшение, позволявшее прожить ещё долгую активную жизнь. Однако надеждам было не суждено сбыться. Хоть операция была провозглашена успешной, болезнь вскоре вернулась, поразив другие органы, включая позвоночник. Ко времени заседания Британского союза проблемистов (англ. British Chess Problem Society, BCPS) в марте 1991 года в Кембридже Норман Маклауд был уже серьёзно нездоров, и ему с Дафной было выделено специально подогреваемое помещение-лазарет. Он принимал участие во всех событиях того заседания, хотя соревнованием решателей ему приходилось управлять находясь в постели. Болезнь прогрессировала, и он вскоре потерял способность передвигаться самостоятельно. Пройдя курс радиотерапии в Челтнеме, Норман Маклауд был перемещён в госпиталь имени Дилке (Dilke Memorial Hospital) в Лесу Дина (Forest of Dean) — в спокойной и красивой местности рядом с Глостером, — где проходил курс лечения в течение трёх недель. По возвращении домой, семья помогала ему с помощью специального подъёмника перемещаться между кроватью и инвалидным креслом, что позволяло отправляться на редкие прогулки. Норман Маклауд скончался 2 октября 1991 года в присутствии всей своей семьи.
Шахматная карьера
В 1983 году в автобиографическом примечании к книге «British Chess» Маклауд писал, что научился играть в шахматы в 12 лет, по детской энциклопедии. Позже, обучая игре своего младшего брата Иана, они вместе придумывали новые правила — по-настоящему сказочные шахматы. Начало его небезуспешной шахматной карьеры пришлось на школьные годы. Он был постоянным чемпионом школьного шахматного клуба, в 1944 году в последний год учёбы стал председателем клуба. Маклауд регулярно посещал шахматный клуб Глазго, который находился рядом со школой. Здесь он быстро начал прогрессировать под руководством таких учителей, как Д.Мак-Айзек (D.McIsaac), шахматный журналист из Глазго Геральд, и У.Фэрхёрст, колосс шотландских шахмат. Здесь же Норман познакомился с К.Мэнсфилдом, выдающимся британским проблемистом, тоже членом клуба Глазго. Их первая встреча произошла за доской, Маклауд в «British Chess» писал: «В тот момент я не понимал, что мой соперник один из величайших шахматных композиторов мира, знал лишь, что играю против очень искусного и опасного оппонента». О том, что Мэнсфилд был проблемистом, Норман позже узнал из книги Б.Харли «Мат в два хода» (1941) — книги, после прочтения которой он навсегда увлёкся шахматной композицией. Впоследствии Маклауд был чемпионом клуба Глазго. В 1953 году играл в представительном международном турнире в Глазго, где финишировал с невысоким для себя результатом 2½ из 7. С 1951 года принимал участие в чемпионатах Шотландии — в 1951 году 5-е место (3½ из 7), в 1952 году 2-е место (6 из 9), в 1953 году разделил 2—3 места (5 из 8), в 1957 году разделил 2—4 места (6½ из 8), в 1959 году 2-е место (4½). В чемпионатах 1952, 1953 и 1957 годов Норман в финальной таблице каждый раз оказывался ниже Д.Айткена, который в годы Второй мировой войны работал вместе с К.Х.О’Д.Александером в Блетчли, а после войны — в Центре правительственной связи, где позже работал и Маклауд. По признанию самого Маклауда, вершиной его шахматной карьеры было участие в 1958 году в шахматной Олимпиаде в Мюнхене. Выступая за команду Шотландии, он набрал на 3-й доске 7 из 16 очков (Фэрхёрст играл на 1-й доске, Айткен — на 2-й). В 1964 году во время одной из своих командировок в США стал чемпионом штата Мэриленд по шахматам.
Избранные партии Н.Маклауда
Н.Маклауд — Й.Кирквуд, Чемпионат Шотландии, Эдинбург 1953
1.e4 c5 2.Кf3 d6 3.d4 cd 4.К:d4 Кf6 5.Кc3 g6
«Вариант дракона» в сицилианской защите.
6.f3 Сg7 7.Сe3 0-0 8.Фd2 Кc6 9.0-0-0 К:d4 10.С:d4 Сe6 11.Крb1
Знакомая ловушка: теперь на 11…Фа5? последует 12.Кd5 и, поскольку взятие на d2 будет без шаха, ферзь вынужден вернуться на d8, что после размена на f6 приведёт к ослаблению пешки d6.
11…a6 12.g4 b5 13.h4 b4 14.Кd5 С:d5 15.ed a5 16.h5 h6?
У чёрных уже была неприятная позиция, а их 16-й ход является серьёзной ошибкой.
17.hg fg (позиция на диаграмме)
18.Л:h6!? С:h6 19.Ф:h6 Крf7
В случае 19…Фe8 или 19…Лf7 проще всего 20.g5.
20.С:f6 Кр: f6 21.g5+ Крe5 22.Фh2+ Лf4 23.Сh3!
После такого тихого хода чёрные сдались. От угрозы Фе2+ нет защиты.
Г.Голомбек — Н.Маклауд, 13-я Шахматная Олимпиада (Мюнхен, 1958),
3-я квалификационная группа (Англия — Шотландия, 6-й раунд, 3-я доска, 6.10.1958)
1.c4 Кf6 2.Кc3 g6 3.g3 Сg7 4.Сg2 O-O 5.Кf3 d6 6.0-0 Кc6 7.d3 e5
С перестановкой ходов игра пришла к позиции, характерной для «закрытой системы» английского начала. Здесь белые разыгрывают «закрытую систему» в сицилианской защите, имея лишний темп.
8.Сd2 Кh5 9.Фc1 f5 10.Кd5 f4 11.e3 g5 12.ef gf (Интересно было 12…g4!? 13.Кh4 Кd4 14.Лe1 c6)
13.gf К:f4 14.К:f4 ef 15.Сc3 Сg4 16.С:g7 Кр: g7 17.Фc3+ Фf6 18.Лfe1 С:f3 19.С:f3 Кd4 20.Сe4 f3 21.Крh1 Крh8 22.Лg1 Лg8 23.Лg3 Л:g3 24.fg Лf8 25.Лf1 Фe5 26.Фd2 Лf6
Позиция приблизительно равная (позиция на диаграмме). Однако белые решили взять пешку, пропустив очевидный удар, ведущий к потере слона:
27.С:b7? Фe2! 28.Лf2 Ф:d2 29.Л:d2 f2 30.Сg2 f1Ф+ 31.С:f1 Л:f1+ 32.Крg2 Лf6 33.b4
У чёрных практически выигранная позиция — конь за две пешки и пассивное положение белых. Осталось лишь вывести короля в центр или на королевский фланг. Но вместо этого чёрные решили зафиксировать пешечную структуру в центре, предоставив белым контригру, связанную с надвижением пешек ферзевого фланга:
33…c5?! 34.b5 Лf3 35.a4 Лe3 36.a5 Кb3 37.Крf2 Лe8 38.Лa2 Кd4 39.Лb2 Лf8+?!
Чёрные окончательно теряют надежды на выигрыш (лучше было 39…Крg7)
40.Кe3 Лe8+ 41.Крf4 Крg7 42.b6 ab 43.Л:b6 Кe6+ 44.Крf5 Кd4+ Ничья.
Шахматные и издательские программы
Профессиональная деятельность Нормана Маклауда принесла ему глубокие знания в области компьютерных технологий. Первой его компьютерной программой, связанной с шахматами, была программа для решения шахматных задач. После появления в середине 1980-х доступного персонального компьютера Sinclair QL Норман адаптировал свою программу для него, а затем адаптировал ещё раз, когда был выпущен компилятор языка C для этого компьютера, добившись значительного увеличения скорости решения задач. Одним из важных достижений Маклауда в области шахматного программирования было создание компьютерной программы Composer («Композитор»). В конце 1980-х Маклауд был членом подкомитета BCPS по улучшению способов издания печатного органа общества — журнала «The Problemist». При поддержке Пола Валуа (главного редактора журнала с 1985 года) Брайан Стефенсон принял издательскую работу после смерти Маклауда.
Шахматная композиция
Тем не менее, шахматы оставались для Маклауда лишь приятным времяпрепровождением, он предпочитал композицию. В 1980 году Норману Маклауду было присвоено звание международного арбитра ФИДЕ по разделам двух-, трёх- и многоходовок. В 1984 году он получил звание Международного мастера по шахматной композиции. По итогам Альбома ФИДЕ, выпущенного в 1992 году, после смерти Маклауда, выполнил норму международного гроссмейстера. Это звание было присвоено Маклауду посмертно, о чём лично позаботился президент PCCC Клаус Венда. Долгое время Маклауд был членом Британского общества проблемистов (BCPS), а в период с 1979 по 1981 — президентом.
Избранные композиции
Мат в 2 хода.
Иллюзорная игра:
1...Фc4 (a) 2.Фe5# (A),
1...Л:d4 (b) 2.Лe5# (B),
1...Сc6 (c) 2.Kb6# (C)
Решение: 1.Kc6! угроза 2.Kb4#
1...Фc4 (a) 2.Лe5# (B),
1...Лd4 (b) 2.Kb6# (C),
1...С:c6 (c) 2.Фe5# (A)
Одна из первых в мире задач с темой Лачного — циклическое чередование трёх ответов белых на неизменные ходы чёрных.
Мат в 8 ходов.
Ложный след:
1.Kрd5? c1Ф! 2.К:c1 Ф:b2!
Решение:
1.Kрf3! Лh4 2.Kрg2 de 3.Kрf3 c1К 4.Kрe4 Лh5 5.Kрd5 Фb4 6.Kрc6 (угроза 7.Крс7#) 6...Фe7 7.Kрb5+ Фb7 8.С:b7#
Логическая задача с движением белого короля взад-вперёд. Тема Хольста — главный план белых отражается превращением чёрной пешки в ферзя. Предварительным планом белые вынуждают превращение чёрной пешки в коня, после чего проводят главный план.
Интересные факты
По воспоминаниям одного из близких друзей Нормана, неоднократного чемпиона Южной Африки Дэвида Фридгуда, однажды во время своей военной службы Маклауд, после долгой поездки в полном обмундировании, умудрился оставить в поезде свою винтовку! Норману пришлось приобрести тогда другую винтовку и, по его словам, «никто этой подмены не заметил».
Так совпало, что известный британский проблемист Джеральд Андерсон работал в посольстве в Вашингтоне в то время, когда там был в командировке Маклауд, и известно, что он даже подписывал чеки Нормана.
Любопытная история с Маклаудом произошла в Париже, во времена его активной карьеры как шахматного игрока. Испытывая нехватку средств, он решил подзаработать игрой на ставку в знаменитом «Кафе де ля Режанс». К своему несчастью, по незнанию он выбрал в качестве «жертвы» известного русского эмигранта, гроссмейстера Николаса Россолимо. Роли поменялись и «охотник» сам стал жертвой, проиграв за четыре партии несколько тысяч франков. Но не всё было потеряно. Норман рассказал Россолимо о своих финансовых затруднениях и тот, хорошо знакомый с местным раскладом сил, подсказал кого из посетителей можно выбрать в качестве лёгкой добычи. В результате к концу вечера Норман оказался в значительном выигрыше, навечно благодарным Россолимо. Аналогичная история произошла несколькими годами позже и также была связана с Россолимо. Посетив «Шахматное кафе» Россолимо в Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке, Маклауд опять пал жертвой «охотника», на этот раз им был чемпион мира среди юниоров Хулио Каплан. И опять неожиданный поворот событий — Каплан отказался принять выигранные деньги, поскольку посчитал, что это испортило бы полученное от игры удовольствие!
Музыка была всегда на первом месте в доме Маклаудов. Норман постоянно слушал музыку, составляя шахматные задачи. Его интересы были всесторонними, от Пинк Флойд до Альфреда Шнитке. Он знал творчество и биографии многих композиторов, особенно Моцарта, чьи сочинения не только любил, но и мог указать номер по каталогу Кёхеля для любого произведения. Норман собрал большую коллекцию музыкальных записей (на разных типах носителей) и некоторые из записанных произведений знал весьма глубоко. К примеру, у него было не меньше шести различных версий исполнения «Волшебной флейты», и он любил их сопоставлять в присутствии всех, кто разделял его увлечение.
Большой любитель добрых шуток и розыгрышей, Норман умел придумать нечто необыкновенное и на посту редактора журнала по шахматной композиции. Марьян Ковачевич рассказывал, что Маклауд использовал оригинальный и необидный способ отказать в публикации композиторам, которые присылали в журнал множество задач невысокого качества. Сначала он находил одну некорректную задачу такого автора. Затем посылал два письма, в первом из которых писал, что принимает эту задачу для публикации, а во втором, спустя некоторое время, с сожалением отмечал, что задача оказалась некорректной.
Дочь Маклауда Хизер и её муж Джон — убеждённые сторонники защиты природы. С 1987 по 1991 год они участвовали в экологическом проекте в тропических джунглях Камеруна. Там родился их первый сын, Мконг Моте (англ. Mkong Moteh), который был назван в честь вождя местного племени. В 1990 году Норман и Дафна, с их типичной любовью к путешествиям, посетили своего первого внука и провели богатый событиями месяц со своей семьёй.
Литература: The Chessboard Adventures of Norman Macleod. / Ed. by John Rice.— Editions feenschach — phénix, 1997.
1927
Владимир Наумович Наумов
русский режиссер. Народный артист СССР (1983). Родился в Ленинграде. В 1951 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И.Савченко). Как практикант-ассистент режиссера участвовал в работе над военно-исторической картиной Савченко Третий удар. Ассистентом режиссера начал работу и над другим его фильмом – Тарас Шевченко. После смерти Савченко вместе с А.Аловым заканчивал этот фильм, после чего образовалось содружество двух молодых режиссеров, не менее успешно работавших и как сценаристы. Их дебютом стала снятая на Киевской киностудии лента о Гражданской войне Тревожная молодость (по роману В.Беляева Старая крепость). Тема была продолжена фильмами Павел Корчагин (экранизация романа Н.Островского Как закалялась сталь) и Ветер. В фильме Мир входящему (специальный приз Международного кинофестиваля в Венеции, 1962) Алов и Наумов рассказали об одном из эпизодов конца Великой Отечественной войны, когда солдатская доблесть принимает форму заботы и милосердия. В 1966 режиссеры обратились к творчеству Ф.М.Достоевского (Скверный анекдот), результатом чего стала искрометная сатирическая фантасмагория, полная гротескных образов и политических аллюзий (именно из-за них фильм не вышел в прокат). В эпическом киноромане Бег (по мотивам произведений М.Булгакова) Алову и Наумову удалось проследить драматическую судьбу различных представителей русского общества, попавших в водоворот Гражданской войны и эмиграции. Серьезное отношение к историческому и литературному материалу в процессе авторской работы над сценарием и постановки фильма способствовало заметному смягчению неизбежных в то время идеологических акцентов и углублению характеров героев фильма, ярко сыгранных В.Дворжецким, М.Ульяновым, А.Баталовым и другими актерами. Интерес к эпохе Гражданской войны и опыт экранизации романа Как закалялась сталь побудили Наумова и Алова к повторному обращению к роману Н.Островского – на этот раз в форме сценария для телесериала, поставленного режиссером Н.Мащенко. Пристрастие к эпическим сюжетам и масштабным историческим реконструкциям нашло свое продолжение в двухсерийной картине Легенда о Тиле (по Ш. де Костеру; главная премия МКФ в Брюсселе, 1980), где проявились особенности поздней режиссерской стилистики Наумова и Алова – «барочная» насыщенность, даже чрезмерная тяжеловесность изобразительных решений, многофигурные композиции и красочные массовки, совмещение реалистически-бытового и иллюзорного ряда. В реальную историческую канву (встреча лидеров стран-участниц антигитлеровской коалиции) был вписан сюжет Тегерана-43 (главная премия МКФ в Москве, 1981), одного из лучших советских фильмов в жанре политического триллера, поставленного в копродукции с рядом зарубежных кинокомпаний и при участии Алена Делона. Последней совместной режиссерской работой Наумова и Алова была экранизация романа Ю.Бондарева Берег, где события современности переплетались с воспоминаниями о прошедшей войне. После смерти Алова (1983) Наумовым был экранизирован еще один роман Бондарева – Выбор. В фильмах конца 1980-х годов (Закон, Десять лет без права переписки) режиссер обратился к теме сталинских репрессий. Жанровые координаты его следующего фильма – Белый праздник, поставленного в 1994 по мотивам повести итальянского писателя Т.Гуэрра Сто птиц, – пересечение притчи, мистической истории, психологической драмы. В фильме Нардо, или сон белой собаки режиссер сделал попытку усложнить типичную структуру криминального триллера (героиня мстит за убитого мужа, крупного финансиста и политика) характерными для своего творчества поэтико-философскими образами. Возглавляя режиссерскую мастерскую во ВГИКе (с 1980, с Аловым до 1983), В.Наумов постоянно выступает художественным руководителем дипломных и дебютных работ молодых режиссеров. Женат на актрисе Н.Белохвостиковой, игравшей во всех его фильмах, начиная с Легенды о Тиле.
Литература: Добин Е., От эпопеи к эпизоду, в сборнике: Молодые режиссеры советского кино, Ленинград—Москва, 1962.

1927
Анна Георгиевна Федорищева
старшая загрузчица Среднеуральского медеплавильного завода Свердловского совнархоза. Родилась на территории современного Октябрьского района Пермского края. Русская. С 14 лет работала на лесозаготовках. В 1945 году приехала в город Ревда Свердловской области. 3 года трудилась воспитателем в детском саду. С 1949 года трудилась на Ревдинском метизно-металлургическом заводе (РММЗ) в мартеновском цехе. Вступила в КПСС. Впоследствии работала старшей загрузчицей медеплавильного цеха Среднеуральского медеплавильного завода (СУМЗ). Смене, в которой она трудилась, первой было присвоено звание «Смена коммунистического труда». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1961 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития цветной металлургии, Федорищевой Анне Георгиевне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В дальнейшем вышла на пенсию. Жила в Ревде. Умерла 27 марта 1994 года.

Похоронена в Ревде на городском кладбище.
Делегат XIII и XIV съездов металлургов СССР. Член ВЦСПС. Награждена орденом Ленина (9 июня 1961), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (27 декабря 1954).
1928
Морис Бежар
французский артист балета, хореограф, педагог. Один из крупнейших деятелей хореографического искусства ХХ в. В 1953 г. совместно с Ж.Лораном основал в Париже труппу «Балет «Звезды» (существовала до 1957). В 1957-1960 гг. возглавил труппу «Балетный театр Парижа». В 1960-1987 гг. в Брюсселе организовал труппу «Балет ХХ века» («Болеро» на музыку М.Равеля, 1960; «Девятая симфония» на музыку Л.Бетховена, 1964; «Петрушка» И.Ф.Стравинского, 1977, и др.). В 1987-1992 гг. основал труппу «Балет Бежара в Лозанне». Ставил балеты в труппах разных стран. Стремясь в танце выразить сложность духовной жизни современного общества, обновлял танцевальную лексику.
1928
Марк Самойлович Дитковский
режиссер научно-популярного кино. Окончил Курсы художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». Снял около ста научно-популярных и документальных фильмов.
1928
Гуннар Хельстрем
шведский актер, режиссер и сценарист. В 1952 г. окончил школу при Драматическом театре (Стокгольм). В кино дебютировал в фильме «Подводная лодка № 39» (1952). Снимался в фильмах «Подобный ветру» (1952), «Карин Монсдоттир» (1954), «Удар» (1960), «Возвращение в Пейтон Плэйс» (1961), «Карнавал» (1962), «Ночной кошмар» (1966) и др. Одна из его лучших актерских работ – главный герой фильма режиссера А.Шеберга «Судья» (1960). Романтически одухотворенный образ крестьянского парня Аслака он создал в поставленном им фильме «Сюнневе Сульбаккен» (1957, по Б Бьернсону). Поставил также фильм «Шанс» (1963) о шведских шайках подростков.
1929
Вирджинио Апра (Virginio Apra)
итальянский шахматист
[700x700]
1929
Николаус Арнонкур (Харнонкурт, Harnoncourt; полное имя — Johann Nicolaus Graf de la Fontaine und d'Harnoncourt-Unverzagt, граф Иоганн Николаус де Лафонтен д’Арнонкур)
выдающийся дирижёр-аутентист, виолончелист и гамбист. Настоящий потомственный аристократ (по материнской линии в родстве с самими Габсбургами). Вырос в Граце. Стал виолончелистом. Семнадцать лет (1952-1969) проработал в Венском симфоническом оркестре. В то же время (1953) вместе с супругой Алисой, скрипачкой, создал ансамбль барочной музыки Concentus Musicus Wien, который исполнял старинную музыку на аутентичных инструментах. Арнонкур стал его руководителем, дирижёром, виолончелистом и исполнителем на виоле да гамба. Кстати, гамбу он приобрёл ещё в период студенчества (1951). А флейта траверсо, которая звучит в их коллективе, перешла Арнонкуру по наследству от предков и когда-то принадлежала Фридриху Великому. Об этом музыкант сообщил в интервью "Я противник всяких специализаций". В 1971 г. открыл совместный проект с дирижёром Густавом Леонхардом, предусматривавший запись всех кантат И.С.Баха. Работа растянулась на долгие годы и была завершена в 1990 г. Воссоздавая сочинения западноевропейских композиторов XVII–XVIII веков, подарив многим из них новую сценическую жизнь, Арнонкур выступил как истинный революционер в области музыкальной интерпретации. В 2005 году Николаус Арнонкур получил престижную премию Kyoto Prize, которая присуждается японской организацией Inamori Foundation за вклад в научное, культурное и духовное развитие человечества. Его "необычное творчество" – исполнение старинных произведений – помогло расширить музыкальную теорию, вернув миру оригинальные, уже забытые инструменты и позволив проанализировать их историческую среду. В 1980-ых и 1990-ых годах Арнонкур руководил Венским и Берлинским симфоническими оркестрами, а также Камерным оркестром Европы. Арнокур - автор книги "Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди", в которой представлены его рассуждения о психологии восприятия старинной музыки и практические рекомендации по ее исполнению. Это — и манифест современного исполнителя-аутентиста, и почти детективные истории о знаменитых сочинениях Моцарта, Баха и Монтеверди. Арнонкур является автором книги "Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди". Музыкант получил высокое признание. С 1983 г. почётный член Королевской шведской музыкальной академии в Стокгольме. С 1987г. почётный доктор Университета Эдинбурга. В 1997 г. получил премию Роберта Шумана. В 2001 г. - премию Грэмми. В 2005 г. - премию Киото (Kyoto Prize). В 2007 г. награждён Баховской медалью. В 2008 г. удостоен почётной докторской степени Университета Зальцбурга Mozarteum.
1929
Анатолий Сергеевич Клягин
генеральный директор АОЗТ "Отделение морских систем ОКБ имени П.О.Сухого", председатель НТК ВВС (1985-1990 гг.).
1929
София Михайловна Мочкош
бригадир колхоза «XXII партсъезд» Мукачевского района Закарпатской области, Украинская ССР. Родилась в селе Изки Подкарпатской Руси в составе Чехословакии, ныне – Хустского района Закарпатской области Украины. Украинка, девичья фамилия Дубанич. С 1945 года жила в Украинской ССР. С юного возраста трудилась в сельском хозяйстве. После замужества стала работать в овощеводческой бригаде колхоза имени Сталина (после 1961 года – «XXII партсъезд») в селе Ракошин Мукачевского округа (с 1956 года – района) Закарпатской области. Позже она возглавила бригаду овощеводов, которая из года в год увеличивала урожайность различных овощей на орошаемых площадях и пропашных культур. За получение урожая овощных культур по 218 центнеров с гектара и валового сбора 5462 центнера Главный комитет Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР в 1969 году наградил передового бригадира бронзовой медалью и денежной премией. По итогам работы в восьмой пятилетке (1966–1970) бригадир ордена Ленина (с 1966 года) мукачевского колхоза «XXII партсъезд» С.М.Мочкош была награждена орденом Трудового Красного Знамени, за высокий урожай овощей в 1972 году – орденом Ленина, а другой передовой бригадир этого колхоза Анна Пеца стала Героем Социалистического Труда. В последующие годы овощеводы возглавляемой ею бригады добивались урожаев овощей в среднем не ниже 340 центнеров с каждого гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1976 года за выдающиеся успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, проявленную трудовую доблесть в выполнении планов и социалистических обязательств по увеличению производства и продажи государству зерна и других сельскохозяйственных продуктов в 1976 году Мочкош Софии Михайловне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1984 году её бригада на орошаемой площади 100 гектаров получила урожай овощей 402 центнера с каждого гектара. Избиралась делегатом XVII съезда профсоюзов СССР (1982). С 1987 года – персональный пенсионер союзного значения. Проживала в селе Ракошин Межгорского района, ныне – Пилипецкой сельской общины Хустского района Закарпатской области. Награждена 2 орденами Ленина (15 декабря 1972; 24 декабря 1976), орденом Трудового Красного Знамени (8 апреля 1971), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (23 июня 1966), а также Бронзовой медалью ВДНХ СССР (12 апреля 1969).
1929
Алан Таннер
швейцарский кинорежиссер. В кино с 1956 г. (короткометражный документальный фильм «Прекрасное время», совместно с К.Горетта). Работал на телевидении, снимал документальные фильмы. Дебют в художественном кино – фильм «Шарль мертв или жив» (1969). Поставил фильмы: «Саламандра» (1971), «Йонас, которому будет 25 в 2000 году» (1976), «Ничья земля» и др.
1930
Михаил Владимирович Иванов
российский микробиолог, директор Института микробиологии имени С.Н.Виноградского Российской Академии Наук (город Москва), академик Российской Академии Наук, глава уникальной научной школы. Его исследования в области биогеотехнологий получили широкое промышленное применение, послужили прочной основой для выхода на новый качественный уровень добычи полезных ископаемых. Главный редактор журнала "Микробиология", президент Микробиологического общества
1930
Г.В.Комаров
конструктор. Он работал в Конструкторском бюро автоматических линий имени Л.Н.Кошкина. Прошел путь от конструктора до заместителя генерального конструктора. Участвовал в создании автоматических загрузочных устройств роторных линий, линий сборки медицинских игл одноразового применения, автоматизированных систем межоперационного транспортирования. Лауреат Государственной премии, кавалер двух орденов "Знак Почета".
1930
Рольф Хоппе
немецкий киноактер.
1930
Сергей Александрович Шестериков
российский физик, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии Наук. Внес большой вклад в развитие теории ползучести и длительной прочности конструкционных материалов. Лауреат Государственной премии Российской Федерации 1990 г.
1931
Януш Брониславович Данилевич
российский ученый в области энергетического машиностроения, директор Отдела электроэнергетических проблем Российской Академии Наук (Санкт-Петербургский научный центр), президент Ассоциации инженеров-электриков, академик Российской Академии Наук. Автор трудов по созданию мощных турбо- и гидрогенераторов
1931
Иван Афанасьевич Рудов
бригадир полеводческой бригады колхоза имени Ленина Тельмановского района Донецкой области, Украинская ССР. Родился в селе Старая Карань Мариупольского округа Украинской ССР, ныне – село Гранитное Тельмановского района Донецкой Народной Республики, в семье крестьянина. Русский. Трудовую деятельность начал в местном колхозе. После прохождения срочной службы в Советской армии вернулся в родное село Гранитное (с 1946 года) и продолжил трудиться в колхозе имени Ленина Тельмановского района. Без отрыва от работы окончил сельскохозяйственный техникум и возглавил механизированную бригаду полеводов, которая ежегодно на больших площадях получала высокие урожаи пшеницы. По итогам работы в 8-й пятилетке (1966–1970) передовой бригадир был награждён орденом Ленина. В последующие годы 9-й пятилетки (1971–1975) хлеборобы его бригады продолжали ударно трудиться и за три года выполнили пятилетний план продажи зерна государству, получили 12,4 тысячи тонн хлеба при плане 6,1 тысячи тонн. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 декабря 1973 года за большие успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, и проявленную трудовую доблесть в выполнении принятых обязательств по увеличению производства и продажи государству зерна, сахарной свёклы, масличных культур и других продуктов земледелия в 1973 году Рудову Ивану Афанасьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Позже работал председателем Гранитненского сельсовета. Проживал в селе Гранитном Тельмановского района Донецкой области (ныне – Донецкой Народной Республики). Награждён 2 орденами Ленина (8 апреля 1971; 8 декабря.1973), медалями.
[460x700]
1932
Юрий Викторович Наточин
российский учёный, доктор биологических наук, специалист в области физиологии почек и водно-солевого обмена, академик Российской Академии Наук, советник Российской Академии Наук. В 2005 г. высказал предположение, отличное от общепринятой концепции возникновения жизни в море, и аргументировал гипотезу, согласно которой средой возникновения протоклеток были водоемы с преобладанием ионов К+, а не морская вода с доминированием ионов Na+. Родился в Харькове. Окончил Новосибирский государственный медицинский институт в 1956 году по специальности «Лечебное дело». С 1956 года — работал в Институте эволюционной физиологии и биохимии имени И.М.Сеченова Академии Наук СССР младшим научным сотрудником, старшим научным сотрудником. C 1964 года — заведующий лабораторией физиологии почки и водно-солевого обмена. В 1967 году защитил диссертацию доктора биологических наук. В 1972 году — присвоено звание профессора. 23 декабря 1987 года избран членом-корреспондентом Академии Наук СССР. 11 июня 1992 года избран академиком Российской Академии Наук. В 1995—2001 гг. — декан медицинского факультета СПБГУ. В 1996 - 2002 г. член Президиума Российской Академии Наук, академик-секретарь Отделения физиологии Российской Академии Наук. С 2002 года — советник Российской Академии Наук. В 2009 — исполняющий обязанности декана медицинского факультета СПБГУ.
Награды: Премия имени Л.А.Орбели Академии Наук СССР (1980 год); Орден «Знак Почёта» (1987 год); Премия Правительства Российской Федерации 1996 года в области науки и техники; Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999 год); Золотая медаль имени И.П.Павлова Российской Академии Наук (2001 год); Премия имени И.П.Павлова Российской Академии Наук (2004 год); Премия Правительства Российской Федерации 2005 года в области образования; Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2008 год); Премия «Триумф» (2009 год).
1932
Генрих Александрович Федосов
футболист, нападающий московского "Динамо", трёхкратный чемпион СССР.
1932
Виктор Михайлович Шевчук
заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации (19 октября 1996), летчик - испытатель акционерного общества "Летные испытания и производство", Московская область.
1933
Хенрык Миколай Гурецкий
польский композитор. В 1960-х гг. писал в русле музыкального авангардизма, позднее обратился к традициям хоровой полифонии. Ему принадлежат вокально-симфоническая поэма (1971), "Коперниковская симфония" (2-я, 1972), концерт для клавесина с оркестром (1980) и др. Профессор Высшей музыкальной школы в Катовице (с 1968).
1933
Юрий Викторович Ивашечкин
авиационный конструктор. Главный конструктор (1974-1983гг.) штурмовика «Су-25».
1936
Александр Антонович Заплатин
директор совхоза «Измайловский» Кизильского района Челябинской области. Родился в посёлке Урал (по другим данным – посёлке Грязнушенский) Кизильского района Челябинской области. Детство было тяжелым, семья была большая – родители и пятеро детей. Александр был старшим и приходилось помогать отцу с матерью. Окончив семилетнюю школу, пошел работать в животноводство на тракторе. В 1953 году поступил в Челябинский автодорожный техникум, но армия прервала учебу. В 1955-1957 годах служил в Советской Армии. После увольнения из Вооружённых Сил в 1957-1966 годах работал шофёром в совхозе «Измайловский» Кизильского района Челябинской области. Без отрыва от работы заочно окончил техникум. С 1966 года работал автомехаником в том же совхозе. Заметив организаторские способности, его в 1968 году выбирают председателем рабочкома, а в 1970 году направляют на учёбу в Челябинскую областную партийную школу, которую окончил в 1972 году. В 1972 году был назначен секретарём парткома совхоза «Полоцкий». Затем по направлению Челябинского обкома КПСС учился в Высшей партийной школе при ЦК КПСС в городе Свердловск (ныне – Екатеринбург). С 1976 года – директор совхоза «Измайловский» Кизильского района Челябинской области. Хозяйство было убыточным, насчитывало всего 420 человек рабочих, на отделениях клубы, школы, магазины практически не работали. Перед новым директором стояла трудная задача – вывести совхоз в передовые, сделать стабильным, рентабельным. За двадцать лет напряженной работы удалось сделать, казалось бы невозможное. В штате стало 1400 рабочих. Под его руководством коллектив совхоза добился высоких производственных показателей: производство сельскохозяйственной продукции удвоилось и к 1990 году достигло: зерна – 44 тысячи тонн, мяса – 1006 тонн, молока – 986 тонн, шерсти – 200 тонн. Предприятием были освоены современные технологии в растениеводстве и животноводстве: впервые в районе организована переработка сырья на месте; появились цехи по переработке зерна (мукомольное и макаронное производство, выпечка хлеба), шкур (шубно-меховое производство), мяса (колбасное производство). Уделял большое внимание жилищному и производственному строительству: в эксплуатацию введены больница, гостиница, кафе-столовая, детские ясли, начато сооружение стадиона. Центральная усадьба совхоза превратилась в поселок городского типа «Измайловский». На отделениях совхоза восстановлены фельдшерско-акушерские пункты, школы, магазины и бани. Многие ехали в совхоз устраиваться на работу. Указом Президента СССР от 26 декабря 1990 года за достижение высоких результатов в производстве и продаже государству сельскохозяйственной продукции, большой личный вклад в решение социальных вопросов Заплатину Александру Антоновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Избирался депутатом Кизильского районного и Челябинского областного Советов депутатов (1976-1990), делегатом XXVI съезда КПСС (1986). В 1991 году была создана ассоциация племенных хозяйств, куда вошли совхозы: «Измайловский», «Урал», «Уральский». Каждое подразделение ассоциации специализировалось на своем производстве: «Урал» – на производстве молока; «Уральское» – на разведении овец цигайской породы; «Измайловский» – на мясной породе крупного рогатого скота. Жил в посёлке городского типа Измайловский Кизильского района. Умер 18 ноября 1997 года. Похоронен там же. Заслуженный работник бытового обслуживания РСФСР (1985). Заслуженный работник сельского хозяйства РСФСР (1 декабря 1986). Почетный работник здравоохранения (1986). Награждён орденами Ленина (26 декабря 1990), Трудового Красного Знамени (12 марта 1982), медалями. В ноябре 1997 года сельскохозяйственному предприятию «Измайловский» было присвоено имя А.А.Заплатина (Племенной сельскохозяйственный производственный кооператив имени Заплатина А.А.).
1937
Роберт Савельевич Моисеев
российский ученый-экономист, специалист в области региональной экономики и демографии, кандидат экономических наук, с 1991 г. директор Камчатского филиала Тихоокеанского института географии ДВО Российской Академии Наук, почетный гражданин г. Петропавловска-Камчатского (2003)