[511x699]
1903
Гайто Газданов (псевдоним; настоящее имя — Георгий Иванович Газданов)
русский писатель. Родился в Санкт-Петербурге, в семье лесовода. Учился в полтавском кадетском корпусе, в харьковской гимназии. В неполных шестнадцать лет Газданов стал стрелком на бронепоезде в Добровольческой армии, в 1920 с остатками армии эвакуировался в Константинополь. В Болгарии получил среднее образование, в 1923 приехал в Париж. Периодически слушал курсы в Сорбонне, с 1928 по 1952 зарабатывал на жизнь ночным таксистом. В 1953–1971 сотрудничал на радио «Свобода», где с 1967 руководил русской службой новостей, часто выступая в эфире с обзорами событий общественной и культурной жизни (под псевдонимом Георгий Черкасов). Как прозаик обратил на себя внимание романом Вечер у Клэр (1930), передавшим вынесенное Газдановым с Гражданской войны чувство, что «душа выжжена» и что его поколение входит в мир без иллюзий, утратив способность видеть в жизни что-нибудь, кроме постоянно повторяющихся трагических ситуаций, однако еще сохраняя память о романтических переживаниях и мечтах ранней юности. Влияние И.А.Бунина и особенно М.Пруста на становление писательской индивидуальности Газданова проступило во многих его рассказах, публиковавшихся журналами «Воля России» и «Современные записки». Однако по характеру коллизий и сюжетов, привлекавших Газданова, его проза скорее сопоставима с творчеством И.Бабеля. Романы Газданова (История одного путешествия, 1935, Полет, 1939, Призрак Александра Вольфа, 1948, Эвелина и ее друзья, 1971) сочетают остроту развития фабулы, как правило связанной с роковым стечением обстоятельств или с преступлением, и философскую проблематику. Писателя интересует не столько событие, сколько специфика его преломления в сознании разных персонажей и возможность множественного толкования одних и тех же жизненных явлений. Как мастер интриги, нередко приводящей к парадоксальной развязке, Газданов занимает особое положение в русской прозе 20 в., в чем-то общее с писателями, входившими в группу «Серапионовы братья». И для них, и для него достоинством повествования оказывается сложно построенный сюжет с элементами фантастики, особенно ценимой Газдановым у Э.По и Н.В.Гоголя, которого он воспринимал прежде всего как художника, способного передать ощущение реальности невероятного. Характеризуя собственные художественные установки, Газданов говорил о стремлении «передать ряд эмоциональных колебаний, которые составляют историю человеческой жизни и по богатству которых определяется в каждом отдельном случае большая или меньшая индивидуальность». Это стремление сполна осуществлено им в поздних романах Возвращение Будды (1954) и Пробуждение (1966), хотя они не принадлежат к числу бесспорных творческих удач. И по жизненному опыту, и по характеру дарования Газданов не ощущал близости к литературе русского Зарубежья, особенно к ее старшему поколению, которое, на его взгляд, продолжало жить представлениями и художественными верованиями, вывезенными из России. В начале 1930-х годов, переписываясь с М.Горьким, который намеревался опубликовать его первый роман на родине, Газданов обсуждал планы своего возвращения в СССР, оставшиеся неосуществленными. В 1936 напечатал статью О молодой эмигрантской литературе, заявив,что сознание нового поколения, на собственном опыте познавшего революцию и Гражданскую войну, органически чуждо ценностям и понятиям, восходящим к Серебряному веку, и что после этого опыта стало невозможно писать так, как писали корифеи русской литературы в изгнании. Существование молодого поколения Газданов объявил мифом, поскольку оно представлено только В.В.Набоковым, тогда как другие писатели по-прежнему не осознали, что давно порвалась связь с «культурным слоем» русской классики, ставшей мертвой для тех, кого эмиграция превратила из интеллектуальной элиты в социальные низы. Статья вызвала острую полемику и обвинения ее автора в «писаревщине», однако они не поколебали веры Газданова в необходимость поиска существенно нового художественного языка, чтобы передать существование «в безвоздушном пространстве... с непрекращающимся чувством того, что завтра все опять «пойдет к черту», как это случилось в 14-м или в 17-м году». Это чувство преобладает в новеллах и романах Газданова 1930-х годов, которые чаще всего представляют собой вариации мотивов самопознания героя, приходящего к постижению духовной пустоты и повседневной жестокости жизни. Вынужденный постоянно соприкасаться с насилием и смертью, он тщетно ищет некий смысл в той цепочке случайностей, которые неизменно подводят к трагическому финалу. Особенно полно и нешаблонно эти мотивы воплотились в повести Ночные дороги (закончена в 1941, полный вариант опубликован в 1952), основанной на наблюдениях Газданова над парижским «дном», которое он досконально изучил за годы своей работы шофером такси. Документальная по материалу, повесть представляет собой русский аналог таких произведений, как Путешествие на край ночи (1932) Л.-Ф.Селина и Тропик Рака (1934) Г.Миллера. Газданов описывает нравы трущобных кварталов и опустившейся богемы, воссоздает истории крушения надежд и деградации личности. Заставляя своего автобиографического героя вновь и вновь погружаться в те сферы, где его ждет встреча с «живой человеческой падалью», писатель подвергает строгой проверке еще не преодоленные персонажем либеральные иллюзии и угасающее чувство сострадания социальным жертвам. В повести последовательно осуществлен взгляд на литературу как на свидетельство, не терпящее умолчаний или фальши, когда необходимо воссоздавать прежде игнорируемые сферы человеческого существования. Ночные дороги передают восходящее к Ш.Бодлеру представление Газданова о том, что истинная поэзия возникает, когда автор пережил экстремальные состояния, одарившие его достоверным, хотя и травмирующим знанием о реальности. Умер Газданов в Мюнхене 5 декабря 1971 года.
[367x700]
1903
Александр Кузьмич Сокольский
командующий артиллерией 2-го Белорусского фронта, генерал-полковник артиллерии. Родился на станции Алексиково ныне Новониколаевского района Волгоградской области. Из семьи крестьянина. Русский. Образование неполное среднее. В Красной Армии с 1921 года. В 1925 году окончил 1-ю Ленинградскую артиллерийскую школу, в 1933 и в 1937 годах оканчивал артиллерийские курсы усовершенствования командного состава. Служил начальником разведки батареи, командиром артбатареи конно-артиллерийского дивизиона, начальником полковой школы, помощником командира конно-артиллерийского полка. С 1938 года - командир отдельного артиллерийского дивизиона, начальник артиллерии кавалерийской дивизии. С 1939 года - начальник артиллерии 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. На фронтах Великой Отечественной войны полковник А.К.Сокольский с её первых дней. Воевал в составе дивизии на Южном фронте, участник оборонительных сражений на юге Украины и в Донбассе. С января 1942 года - заместитель начальника артиллерии 12-й армии Южного фронта, в этой должности участвовал в Барвенково-Лозовской наступательной операции. С февраля 1942 года - начальник артиллерии этой армии, участвовал в оборонительных сражениях на Дону и на Кубани. С 4 по 12 сентября 1942 года - временно исполняющий обязанности командующего 12-й армией на Туапсинском направлении. С сентября 1942 года - начальник артиллерии 12-й армии Закавказского фронта, участвовал в Новороссийской и Туапсинской оборонительных операциях в ходе битвы за Кавказ. С января 1943 года - начальник артиллерии 56-й армии Черноморской группы войск Закавказского фронта. Руководил артиллерией армии в ходе наступательного этапа битвы за Кавказ и в Краснодарской наступательной операции. С апреля 1943 года - начальник артиллерии 37-й армии Северо-Кавказского фронта. Участвовал в боевых действиях на Таманском полуострове и в Новороссийско-Таманской наступательной операции. С ноября 1943 года - заместитель командующего артиллерией, а с января 1944 года - командующий артиллерией Отдельной Приморской армии, руководил действиями артиллеристов в ходе борьбы за Керченский плацдарм в Крыму и в Крымской операции. С мая 1944 года и до конца войны - командующий артиллерией 2-го Белорусского фронта. На этой должности участвовал в Белорусской (в том числе Могилевская, Минская, Белостокская фронтовые операции), Ружанской, Восточно-Прусской (в том числе Млавско-Эльбингская фронтовая операция), Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях. Командующий фронтом Маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский особенно выделял в представлении о присвоении А.К.Сокольскому высшей награды Родины, что он "всегда добивался скрытного сосредоточения больших масс артилерии и организовывал массированное применение на решающих направлениях прорыва. Тщательная подготовка артиллерии фронта к прорыву, безупречная организация её полностью обеспечили прорыв обороны противника и дальнейшее его преследование в наступательных операциях войск фронта. Личным присутствием на самых ответственных участках прорыва умело организовывал огонь артилерийских частей по противнику и добивался уничтожения живой силы и техники врага". За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и достигнутые при этом успехи, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года генерал-полковнику артиллерии Сокольскому Александру Кузьмичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". После Победы продолжал службу в Советской Армии. С сентября 1945 года - командующий артиллерией Северной группы войск (Польша). В июне 1948 - 1951 годах - командующий артиллерией Закавказского военного округа. В 1952 году окончил Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К.Е.Ворошилова. С января 1953 года - начальник филиала - заместитель начальника Военной академии имени Ф.Э.Дзержинского. С февраля 1954 года - начальник артиллерийского Научно-исследовательского института № 1. С 1955 года - в отставке. Жил в городе-герое Москве. Скончался 14 ноября 1979 года.
[525x700]
Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы (участок 9-3).
Генерал-майор артиллерии (7 февраля 1943). Генерал-лейтенант артиллерии (16 мая 1944). Генерал-полковник артиллерии (18 ноября 1944). Награждён двумя орденами Ленина (29 мая 1945; 5 ноября 1946), четырьмя орденами Красного Знамени (27 марта 1942; 1 апреля 1943; 3 ноября 1944; 19 ноября 1951), Суворова I (10 апреля 1945) и II (25 октября 1943) степеней, Кутузова I (29 июля 1944) и II (16 мая 1944) степеней, медалями, иностранными орденами и медалями, в том числе орденом "Крест Грюнвальда" (Польша).
1904
Александр Алексеевич Беляков
советский российский режиссёр-мультипликатор и художник, один из основателей отечественной мультипликации. Режиссёр, сценарист, художник-мультипликатор и художник-постановщик мультипликационных фильмов. Режиссёр первого фильма киностудии «Союзмультфильм» «В Африке жарко». Родился в Российской империи. Стоял у самых истоков советской мультипликации, во времена зарождения «Союзмультфильма». Вместе со своими друзьями единомышленниками и энтузиастами, был автором, режиссёром, художником и мультипликатором первых советских фильмов «Клякса в Арктике» (1934), «В Африке жарко» (1936) и других. В это время создавался фундамент и сама школа советской мультипликации. Однако, будучи незаурядным художником и мультипликатором, Александр Беляков внёс и впоследствии огромный вклад в создание советской мультипликационной классики 1950-1960 годов. Работал художником-постановщиком и художником-мультипликатором на таких фильмах, как «Двенадцать месяцев», «Ночь перед Рождеством», «Когда зажигаются ёлки» и многих других. Умер в Москве 4 апреля 1964 года.
Фильмография: Режиссёр: 1934 год — «Клякса в Арктике»; 1936 год — «В Африке жарко» — первый мультфильм, выпущенный студией «Союзмульфильм»; 1937 год — «Сладкий пирог»; 1938 год — «Трудолюбивый петушок и беспечные мышки»; 1939 год — «Воинственные бобры»; Сценарист: 1934 год — «Клякса в Арктике»; 1960 год — «Старик перекати-поле». Художник-постановщик: 1935 год — «Клякса-парикмахер»; 1936 год — «В Африке жарко»; 1940 год — «И мы на олимпиаду»; 1943 год — «Одна из многих (МОСЭНЕРГО)»; 1951 год — «Ночь перед Рождеством»; 1951 год — «Каштанка»; 1954 год — «Царевна-Лягушка»; 1956 год — «Двенадцать месяцев»; 1958 год — «Сказ о Чапаеве»; 1959 год — «Легенда о завещании мавра»; 1960 год — «Лиса, бобёр и другие»; 1963 год — «Шутки». Художник-мультипликатор: 1934 год — «Гляди в оба (Маленький герой)»; 1934 год — «Царь Дурандай»; 1935 год — «Сказка о весёлом пастухе»; 1940 год — «И мы на олимпиаду»; 1940 год — «Ивась»; 1941 год — «Бармалей»; 1941 год — «Били, бьём и будем бить»; 1944 год — «Музыкальная шутка»; 1945 год — «Зимняя сказка»; 1945 год — «Пропавшая грамота»; 1948 год — «Серая шейка»; 1948 год — «Цветик-семицветик»; 1949 год — «Гуси-лебеди»; 1949 год — «Кукушка и скворец»; 1949 год — «Чудесный колокольчик»; 1949 год — «Чужой голос»; 1950 год — «Волшебный клад»; 1950 год — «Когда зажигаются ёлки»; 1950 год — «Сказка о рыбаке и рыбке»; 1961 год — «Дракон»; 1961 год — «Семейная хроника». Художник: 1947 год — «Конёк-Горбунок»; 1960 год — «Мурзилка на спутнике»; 1962 год — «Только не сейчас».
[505x699]
1904
Александр Иванович Введенский
русский поэт, драматург, представитель поэтического авангарда 1920–1930-х. Активный участник объединения ОБЭРИУ. Родился в Санкт-Петербурге, в семье экономиста и врача. В 1920 в школьном журнале впервые было напечатано стихотворение Введенского И я в моем теплом теле. Увлекался акмеистами, Блоком, участвовал в сочинении коллективной пародии на футуристов Бык Буды. В 1920-е находился под сильным влиянием футуристов, особенно Крученых. Круг его литературных связей – Кузмин, Клюев, И.Терентьев. Вместе с последним участвовал в фонологических экспериментах «заумников» – создании «таблиц речезвуков». Знакомится с художником Филоновым, его учениками. В 1924 при вступлении в Союз поэтов причислил себя к футуристам.
Стихотворения 1924–1926: 10 стихов, Парша на отмели, Галушка, Острижен скопом Ростислав, Начало поэмы, Воспитание души, Минин и Пожарский ориентированы на разнообразное обыгрывание слов с помощью шрифта, орфографии, грамматических неправильностей («старенькая наша дедушка»), семантических столкновений (прием, когда первые члены смыслового ряда осмысленны, а последующие постепенно погружаются в абсурд). Знакомство Введенского с Хармсом состоялось в 1925 – обнаружилось полное единство их эстетических взглядов. Единомышленники присвоили членам своего кружка звание «чинарей» (в значении «духовный ранг»): «чинарь-взиральник» – Даниил Хармс, «чинарь-авторитет бессмыслицы» – Александр Введенский, Леонид Липавский – теоретик и т.д. К их кругу в разное время примыкали Вагинов, Заболоцкий, Н.Олейников, А.Туфанов, И.Бахтерев и др. Группа претерпевала трансформации, меняла названия: «Левый фланг» (заумников), «Радикс», «Фланг левых», «Левый фланг» («Союза поэтов»), «Академия левых классиков» и, наконец, ОБЭРИУ – «Объединение реального искусства» (с ноября 1927). Маршак предложил писателям попробовать себя в качестве авторов, пишущих для детей, – он полагал, что детской литературе не хватает «игрового начала». С тех пор Введенский и Хармс активно сотрудничали с детскими издательствами и журналами «Еж» и «Чиж». Введенским было выпущено несколько десятков детских книжек, некоторые из них переиздаются и поныне. Как детский писатель он приобрел известность, гонорары за детские издания стали основной статьей доходов. Собственные же литературные эксперименты Введенского были востребованы в кругу близких и зачитывались на литературных и театрализованных выступлениях. Наиболее известным совместным проектом обэриутов была организация театра «Радикс». В 1926 там была поставлена пьеса Моя мама вся в часах по произведениям Введенского и Хармса. В театральных выступлениях Введенский участвовал как чтец, актер и ведущий. К началу 1930-х в произведениях Введенского сюжет, жанр, диалоги становятся более структурированными. Одушевленные и неодушевленные персонажи включаются в решение проблем феноменов мира и их взаимоотношений с категорией времени – Две птички, Значенье моря, Кончина моря. Философская направленность произведений усиливается, автора интересуют мировоззренческие темы – бог, смерть, время. К 1927 относятся упоминания о том, что Введенский работал над романом Убийцы вы дураки. Кругом возможно бог (1931) – философское произведение зрелого периода, названо литературоведом М.Мейлахом «путеводителем по моделям бессмыслицы поэтики Введенского». На первый взгляд сочинение представляется попыткой отобразить хаос, предшествующий созданию мира. Ощущается подвижность, незакрепленность форм и смыслов друг с другом; постоянно обыгрывается возможность их подмены и утраты. Диалог Куприянов и Наташа, написанный в том же 1931, – авангардистская вариация на тему любовной лирической эротики. В варианте Введенского, в «пиковый» момент, когда герои обнажились и, казалось бы, готовы слиться, Куприянов в ответ на призывы своей возлюбленной отвечает: «Нет, не хочу», и уходит, оставляя ее в недоумении и грусти. Лирический герой Введенского отвергает зов природного начала. Утрата естественных связей обнаруживается повсюду – Куприянов растворяется в природе, которая, как замечает автор, занимается тем же – бессмысленно порождает эфемерные искусственные формы, посылая любовные призывы, которые не приводят к вразумительному результату. К концу 1920-х в стране изменилась позиция советской партийной критики относительно экспериментов левых течений в искусстве. Все чаще звучали резкие отзывы в адрес обэриутов. После ряда газетных статей, где чинарям вменялось «литературное хулиганство», а ОБЭРИУ квалифицировалось как «литературное течение, несовместимое с социалистическим строительством», последовали аресты. 10 декабря 1931 Введенский был задержан. В это же время были арестованы Хармс, Бахтерев, Туфанов и др. Им были предъявлены обвинения в контрреволюционной деятельности по 58 статье, но осуждены они были по «литературному отделу» ГПУ. Им инкриминировалось, что своими «заумными стихами» они отвлекают граждан от задач социалистического строительства. После трех месяцев заключения 21 марта 1932 Введенский был освобожден и отправился в ссылку в Курск. Сюда же позже приехал Хармс. В Ленинград они вернулись в ноябре 1932. Вероятно, в Курске была написана так называемая Серая тетрадь Введенского – фрагментарные размышления о смерти, времени, последнем смысле слов и предметов. В своих записях он сетовал, к примеру, что глаголы в трех временах «хотя и похожи на что-то подлинно существующее», живут сами по себе. И что только секунды перед смертью «плотны и неизменны»: «Их можно пощупать… Это что-то целое». В Разговорах Л.Липавского (1933–1934), где были зафиксированы беседы, происходившие в узком кругу единомышленников, встречаются близкие по смыслу записям в Серой тетради высказывания Введенского: «Я посягнул на понятия, на исходные обобщения… Этим я провел как бы поэтическую критику разума …И я убедился в ложности прежних связей, но не могу сказать, какие должны быть новые. …Может быть, «плечо» надо связать с «четыре»… Я даже не знаю, должна ли быть одна система связей или их много. И у меня основное ощущение бессвязности мира и раздробленности времени. А так как это противоречит разуму, это значит, разум не понимает мира». В 1934 Введенский стал членом Союза писателей. В 1936, будучи проездом в Харькове, познакомился Г.Викторовой и вскоре женился на ней. Переехал в Харьков на постоянное жительство, изредка приезжал в столицы, где его издательские дела после разгрома в 1937 детской редакции Маршака оставляли желать лучшего. Жизнь в Харькове была замкнута семьей и общением с несколькими знакомыми. Создал цирковые репризы и миниатюры, пьесу для кукольного театра С.Образцова. Из написанного в «харьковский» период (1936–1941) наиболее известны Некоторое количество разговоров, Потец, пьеса Елка у Ивановых и пророческое Где. Когда. Некоторое количество разговоров (1936–1937), по мнению литературоведа и философа Я.Друскина, – это разговоры о «неразговоре, о невозможности коммуникации,...невозможности поэзии,...невозможности вспомнить событие,...невозможности начать действие» и т.д. Потец (1936–1937) – загадочный диалог между сыновьями и отцом у предсмертного одра последнего. Разгадка слова «потец» (игра слов «отец-потец») становится темой полутелепатической коммуникации персонажей. Как выясняется, речь идет о «предсмертном поте на челе умирающего» в последней попытке сказать нечто значимое близким. Сыновья требуют получить от отца ответы на вербальном уровне – «объясни, расскажи-ка», он же, в свою очередь, ответствует в онтологической плоскости – с позиций бытия и небытия. Интригу дополняет загадка восприятия длительности времени в жизни человека – в момент смерти (трагическое: «недавно родился и уже умираю») и в течении обыденной жизни. В Елке у Ивановых (1938) сюжет строится вокруг условного «трагического» события – няня, выведенная из себя дерзкими замечаниями своей подопечной, в порыве гнева отрубает ей голову. Действующие лица высказываются о смерти вообще и данной смерти в частности. Затем следует суд над нянькой, напоминающий суд над Алисой у Кэрролла. Среди участников – полуслучайные персонажи: «дети» от 1 до 80 лет, родители Пузыревы (Ивановы, заявленные в названии, отсутствуют вообще), лесорубы, звери, полицейский и др. Все заканчивается «черным хэппи эндом» – новогодней елкой, вокруг которой оставшиеся персонажи бодро умирают. Где. Когда. (1941) – прощание с миром человека, задумавшегося о своем «условно прочном» существовании в мире. В последние минуты перед смертью герой постигает, что предметы сами по себе являются выражением и воплощением времени. В начале Великой отечественной войны перед оккупацией Харькова в конце сентября 1941 Введенский был арестован второй раз – как неблагонадежное лицо, своевременно не выехавшее из города. По имеющимся отрывочным и неточным сведениям, во время перемещения заключенных в начале зимы 1941 он заболел и умер от дизентерии (официальная дата смерти 20 декабря 1941), – на этом известия о его жизненном пути обрываются. Благодаря счастливой случайности и усилиям друга поэта, Друскина сохранилась по крайней мере четверть наследия. Это касается, прежде всего, произведений, не относящихся к детской литературе, – при жизни, кроме стихов для детей, были опубликованы только два небольших стихотворения в коллективных поэтических сборниках Ленинградского отделения Союза поэтов 1926 г. и 1927 г. Впервые двухтомник Введенского увидел свет в США в издательстве «Ардис», а на родине – в 1993. По его произведениям в Москве в театре «Эрмитаж» в начале 1990-х была поставлена пьеса Кругом возможно бог. Творчество Введенского входило в общее поле поисков русского поэтического авангарда начала 20 в. Его интересовали возможности семантического пространства языка как особого ментального самодостаточного образования. Он полагал, что то, что создается с помощью языка, не должно дублировать информацию, предоставляемую с помощью других органов чувств. Ставится вопрос о самой возможности порождения осмысленного или представляющегося таковым текста. Тривиальные правила языка выявляются для того, чтобы отказаться от них и таким образом открыть пространство нового мироосознания. Смысловыми столкновениями Введенский подчеркивал разницу между реальностью и вымыслом, бессмыслицей дискредитируя человеческую логику и язык. Пресловутая бедность языка Введенского – отсутствие аллитераций, ассонансов, игр со звуком, а также случайные и алогичные сравнения, воспринимающиеся порою как пародия («окрестный воздух был жуком») – схожа с кратким сообщением, когда человек не успевает подобрать правильные слова и в дело идут слова случайные. Отсутствуют изыски в размерах и рифмах, в основном используются четырехстопные хореи и ямбы с несложной перекрестной или парной рифмовкой. А.Герасимова, исследователь творчества Введенского, отмечает, что у него между знаком и означаемым существовали отношения алогичного тождества, проистекающие из царящего в мире всеобщего непонимания, о котором он писал в Серой тетради. Его опорные слова имеют архетипическую природу и высвобождают ассоциации, связанные со смертью: «Лежит в столовой на столе труп мира в виде крем-брюле». Распространенным поэтическим символам – «луна», «любовь» – в системе его поэтики не предавалось особого значения, в то время как случайные, казалось бы, слова – «пух», «котел» могли нести глубокий и трагический смысл. В стихотворениях «Битва», «Значенье моря», «Кончина моря», «Две птички», «Горе, лев и ночь» делается попытка саморасшифровок отдельных символов-знаков. В поздних вещах неадекватность опорных слов становится привычной. Тема смерти крепнет, и в последнем произведении «Где». Когда автор просит прощения у мира предметов за то, что их подлинный смысл открылся ему только в последние минуты жизни. При этом для творчества Введенского был свойственен интерес к смерти не как к эмоциональному, а, прежде всего, как гносеологическому явлению. Драматургические произведения по большей части представляют собой диалоги полуабстрактных персонажей, решающих одновременно со своими частными проблемами вопросы устройства мироздания, движения человека во времени, соотношения с бесконечностями разного рода и т.д. Драматургические решения Введенского предваряли послевоенный европейский театр абсурда и вызывают интерес у современных режиссеров-авангардистов. Издания: Введенский А. Полное собрание сочинений в 2 томах. Москва, Гилея, 1993. 17 июля 2011 года в рамках 1-й Петроградской академической велоночи Москультпрога-2001 на фасаде дома 37 по Съезжинской улице в Санкт-Петербурге, в котором поэт проживал до 1936 года, была установлена мемориальная арт-доска. Александру Введенскому посвящено стихотворение Егора Летова «Ночь» с альбома «Прыг-скок» (1990); Введенский упоминается в этом стихотворении. На стихи Введенского Леонид Фёдоров спел множество песен. Фёдоров довольно часто обращался в своём творчестве к стихам Введенского. В частности, был записан целый альбом «Весна», на стихи поэта. На строки из стиха Введенского «Мне жалко что я не зверь…» украинская театрально-музыкальная группа «Dakh Daughters» записала песню «Зверь-сорока». Детские книги: На реке, 1928 (2-е издание); Много зверей, 1928; Мяу, 1928; Железная дорога, 1928; Авдей-ротозей, 1928; Летняя книжка, 1928; Путешествие в Крым, 1928; Октябрь, 1930 (2-е издание, 1931); Зима кругом, 1930 (22-е издание, 1931, 3-е издание, 1935); Рабочий праздник, 1930; В дорогу, 1930; Ветер, 1930; Коля Кочин, 1930; Бегать, прыгать, 1930 (2-е издание, 1931); Мед, 1930; Рыбаки, 1930 (2-е издание, 1931); Кто? Стихи, 1930 (2-е издание, 1931; 3-е издание, 1934, 4-е издание 1936); Письмо Густава Мейера, 1931; Путешествие в Батум, 1931; Конная Будённого, 1931; Подвиг пионера Мочина, 1931; П.В.О. К обороне будь готов!, 1932; Володя Ермаков, 1935; Лето и зима, 1935 (2-е издание, 1936); Катина кукла, 1936; Щенок и котёнок, 1937; О девочке Маше, о собаке Петушке и кошке Ниточке, 1937; Самый счастливый день, 1939; Люсина книжка, 1940; Наташа и пуговка. Первое мая и девочка Мая, 1940; Стихи, 1940; А ты? 1941; Лето, 1941; О рыбаке и судаке.
Литература: Введенский А. Полное собрание сочинений: В 2-х томах / Вступительная статья, подготовка текста и примечания М.Мейлаха. Ann Arbor: Ardis, 1980/1984; Введенский А. Полное собрание произведений: В 2-х томах / Вступительная статья и примечания М.Мейлаха; составление, подготовка текста М.Мейлаха и В.Эрля. Москва : Гилея, 1993.,10 000 экземпляров; Кедров К. «Поэт, обманувший время» / Известия, № 188 (октябрь 1993); Введенский А. И.Разговор о сумасшедшем доме. Стихи. СПб: Агат. 2002. Иллюстрация и оформление Г.А.В.Траугот; Œuvres complètes / Preface de Boris Lejeune. Paris: Editions de la Difference, 2002 (полное собрание произведений на русском и французском языках); Александр Введенский и русский авангард: Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Введенского / Под редакцией А.Кобринского. Санкт-Петербург: ИПЦ СПГУТД, 2004; Ичин Корнелия, Йованович Миливое. Символика воды и огня в творчестве А. Введенского // Ичин Корнелия, Йованович Миливое. Элегические раскопки. — Белград: Издательство филологического факультета в Белграде, 2005. — Страницы 145—179. — ISBN 86-80267-84-8; Поэт Александр Введенский. Сборник материалов / Составление, общая редакция К.Ичин и С.Кудрявцева. Белград; Москва : Гилея, 2006; И.Н.Антанасиевич. Птицы в творчестве Введенского. — Волшебная Гора, выпуск XI, Москва, 2005;
http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2422; Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [перевод с немецкого]. — Москва : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491 страница — 5000 экземпляров. — ISBN 5-8334-0019-8; Валиева Ю.М. Игра в бессмыслицу: поэтический мир Александра Введенского. — Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2007. — 280 с. — ISBN 978-5-86007-546-7; Греппи Дж.А. Введенский и кинематографическое изображение раздробленности времени // Сборник материалов конференции «А. Введенский в контексте мирового авангарда». — Москва, 2006, страницы 56—66; Введенский А. Всё // / Составитель А.Герасимова. — Москва: ОГИ, 2010. — 736 страниц — ISBN 978-5-94282-596-6; Бондарь-Терещенко Игорь. «Живя в этой провинции»: Александр Введенский и мир Харькова // ©оюз Писателей. — 2011. — № 13; Введенский А. Гость на коне / Илл. И. Улангина. — Санкт-Петербург: Вита Нова, 2010. — 461 траница. — ISBN 978-5-93898-344-1; Ичин Корнелия. «Бескрылый эрос» поэзии Александра Введенского // Новое литературное обозрение. — 2011. — № 108; Буров С.Г., Ладенкова Л.С. «Александр Введенский: равненье на смерть» — «Петрополис», 2017. — 340 траниц. — ISBN 978-5-9676-0846-9.
1904
Ева Дениза Кюри-Лабуисс (французское имя — Ève Denise Curie Labouisse)
французская и американская пианистка, писательница, журналистка, музыкальный критик и общественный деятель. Родилась в Париже. Ева Кюри была второй (после Ирен Жолио-Кюри) дочерью Марии и Пьера Кюри. В 1937 году она написала биографический очерк о жизни своей матери, получивший Американскую Национальную литературную премию; на основе этой книги в 1943 году был снят фильм с Грир Гарсон в главной роли. Кроме того, Ева Кюри писала о музыке, театре и кино. После оккупации Франции в 1940 году она эвакуировалась в Англию. В 1943 году она издала хроники своих поездок по фронтам Второй мировой войны (она была военным корреспондентом в Советском Союзе, Северной Африке и Азии, взяла интервью у множества бойцов Антигитлеровской коалиции, а также таких фигур, как Махатма Ганди, Чан Кайши, Чжоу Эньлай, Мохаммед Реза Пехлеви, Владислав Сикорский, Станислав Кот, Андрей Власов, Ольга Лепешинская). Ева Кюри была активной участницей движения Сопротивления. Она возвратилась в Париж после войны и стала соиздателем ежедневной вечерней газеты (1945—1949 годы). В 1952 году она была назначена специальным советником Генерального секретаря НАТО и работала на этой должности до 1954 года, когда она познакомилась с Генри Ричардсоном Лабуассом-младшим — американским послом в Греции, за которого вскоре вышла замуж. В течение 15 лет Лабуасс был руководителем Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), а в 1965 он принял Нобелевскую премию мира, которую присудили ЮНИСЕФ за активную роль в укреплении братства между народами и мира. Ева же с 1962 по 1965 годы возглавляла ЮНИСЕФ в Греции. В 1958 году она получила гражданство США и жила в Нью-Йорке, где и умерла 22 октября 2007 года. Отец — Пьер Кюри (1859—1906). Мать — Мария Склодовская-Кюри (1867—1934). Сестра — Ирен Жолио-Кюри (1897—1956). Муж сестры — Фредерик Жолио-Кюри (1900—1958). Муж — Генри Ричардсон Лабуисс-младший (1904—1987).
1904
Элисса Ланди (немецкое имя — Elissa Landi, настоящее имя — Элизабет Мари Кристин Кюнельт, Elisabeth Marie Christine Kühnelt)
австрийская, позже американская актриса и писательница. Родилась в Венеции. Её детство прошло в Австрии, а образование она получила в Англии. В юности она мечтала стать писательницей и в двадцатилетнем возрасте написала свой первый роман. Её актёрская карьера начала в Европе в 1920-х годах, когда она стала сниматься в британских, французских и немецких фильмах. В 1931 году она иммигрировала в США, где дебютировала на Бродвее в постановке «Прощай, оружие!». В том же году она подписала с киностудией «Fox Film Corporation» и позже снялась в таких фильмах, как «Жёлтый билет» (1931), «Тело и душа» (1931), «Женщина в комнате 13» (1932), «Знак креста» (1932) и «Загадка графа Монте-Кристо» (1934), который стал наиболее заметным в её кинокарьере. В 1936 году студия «20th Century Fox» разорвала с ней контракт из-за того, что Элисса отказалась сыграть одну из ролей в её новом фильме. После этого Ланди ушла на MGM, но появилась всего в двух фильмах этой компании, среди которых наиболее известным стал «За тонким человеком» (1936) с Мирной Лой в главной роли. В 1943 году она прекратила сниматься, посвятив себя в дальнейшем литературе. Она стала автором шести романов и сборника стихотворений. В том же году Элисса стала гражданкой США. Элисса Ланди умерла в городе Кингстон (штат Нью-Йорк, США) от рака 21 октября 1948 года. За свой вклад в кино она удостоена звезды на Голливудской аллее славы на Вайн-стрит 1615.

1904
Николай Александрович Лобанов
директор племенного совхоза «Октябрьский» Кемеровского района Кемеровской области. Родился в деревне Гоголевка Мстиславкского уезда Могилёвской губернии, ныне – Монастырщинского района Смоленской области. Русский. После окончания сельскохозяйственных техникума и института с 1940 года работал старшим зоотехником племенного совхоза «Тагил» (село Краснополье) Свердловской области. За успешное выполнение заданий Правительства по производству и сдаче государству сельскохозяйственных продуктов и сырья в трудных условиях военного времени был награждён медалью «За трудовую доблесть». В 1949 году Н.А.Лобанов возглавил животноводческий совхоз «Октябрьский» (посёлок Кузбасский) Кемеровского района Кемеровской области. С приходом нового директора совхоз приступил к разведению элитной молочной породы коров – голштино-фризской. За чистотой высокопородного скота тщательно следили, обеспечивая постоянный прирост стада, что позволяло сохранить высокие надои и качество молока. За высокие показатели по надоям в 1954 году и по урожайности турнепса по 45 центнеров с гектара директор совхоза был награждён Малой серебряной медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). За успехи в развитии сельскохозяйственного производства в период пятой пятилетки (1951–1955) и в 1956 году Николай Александрович был награждён орденом «Знак Почёта». В 1964 году из племсовхоза «Октябрьский» выделился совхоз «Береговой», который стал специализироваться на производстве картофеля и других овощей для тружеников Кузбасса, а «Октябрьский» продолжил заниматься мясо-молочным производством. В период седьмой семилетки (1959–1965) племзавод вошёл в число передовых сельхозпредприятий Кузбасса, по её итогам стал флагманом животноводства Кемеровской области, а 25 мая 1967 года был награждён орденом Ленина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1966 года за достигнутые успехи в развитии животноводства, увеличении производства и заготовок мяса, молока, яиц, шерсти и другой продукции Лобанову Николаю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В последующие годы племзавод «Октябрьский» продолжал удерживать первенство в Кемеровской области, многие его труженики были удостоены правительственных наград, а бригадир животноводов И.С.Юферов стал Героем Социалистического Труда. За успехи в сельхозпроизводстве директор «Октябрьского» Н.А.Лобанов в 1973 году был награждён Серебряной медалью Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР. Заслуженный зоотехник РСФСР (20 марта 1965). С 1966 года – персональный пенсионер союзного значения. Проживал в городе Кемерово. Скончался 9 июня 1987 года. В центральной усадьбе племзавода – посёлке Кузбасском одна из улиц названа в честь Героя. Награждён орденами Ленина (22 марта 1966), «Знак Почёта» (11 января 1957), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (10 сентября 1945), а также медалями ВСХВ (11 февраля 1955) и ВДНХ СССР (25 июня 1973).
[539x700]
1905
Денис Григорьевич Булахов
бригадир каменщиков управления начальника работ №11 строительного треста №4 Министерства строительства Белорусской ССР. Родился в селе Ольговка (ныне Черлакского района Омской области). С 1913 года работал батраком в помещичьих хозяйствах, затем чернорабочим на железной дороге, сапожником. С 1931 по 1934 год работал на строительстве Кузнецкого металлургического комбината. Участник Великой Отечественной войны. После увольнения в запас приехал жить в Минск. С 1946 года работал бригадиром маляров строительного треста №4 Главминскстроя. С 1949 года – бригадир комплексной бригады строителей строительного треста № 4 Главминскстроя. Участвовал в восстановлении комплекса зданий минского университета, строительстве жилья, цирка, спортивных комплексов, школ, стадионов. Добился наивысших показателей в работе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1958 года за выдающиеся успехи, достигнутые в строительстве и промышленности строительных материалов, Булахову Денису Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Продолжал работать бригадиром до 1965 года. В дальнейшем - персональный пенсионер союзного значения. Жил в Минске. Умер 2 мая 1985 года.
[525x700]
Похоронен на Чижовском кладбище Минска. Награжден орденом Ленина (30 декабря 1948; 9 августа 1958), Отечественной войны II степени (11 марта 1985), медалями. Заслуженный строитель Белорусской ССР, почетный гражданин Минска (1967).
[522x699]
1905
Андрей Степанович Виноградов
командир отделения связи 245-го стрелкового полка 123-й стрелковой дивизии 7-й армии Северо-Западного фронта, младший командир. Родился в деревне Хаменка ныне Спировского района Тверской области, в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б) с 1941 года. Образование неполное среднее. В Красной Армии с 1938 года. Окончил полковую школу. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Командир отделения связи 245-го стрелкового полка (123-я стрелковая дивизия, 7-я армия, Северо-Западный фронт) кандидат в члены ВКП(б) младший командир Андрей Виноградов с ноября 1939 года по март 1940 года неоднократно в ходе боёв, рискуя жизнью, восстанавливал связь штаба полка с батальонами. Отважный воин-связист отличился, проявив мужество и героизм, 7 марта 1940 года в бою за станцию «Тали» на Карельском перешейке, в ходе которого он под ожесточённым огнём противника поддерживал бесперебойную связь полка с батальонами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» младшему командиру Виноградову Андрею Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 355). После войны, в 1940 году, А.С. Виноградов окончил Военно-политическое училище, а в 1942 году - Военно-политическую академию. В годы Великой Отечественной войны заместитель командира батальона связи по политической части майор Виноградов А.С. участвовал в боях на многих фронтах. С 1945 года - в запасе. Умер 20 июля 1947 года. Похоронен в селе Белый Омут Вышневолоцкого района Тверской области. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
1905
Борис Израилевич Волчек (Волчок)
советский оператор и режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Родился в Витебске. Член КПСС с 1925. В 1931 окончил операторский факультет ГИКа. Большую часть картин снял в творческом содружестве с режиссёром М.И.Роммом: "Пышка" по Ги де Мопассану (1934), "Тринадцать" (1937), кинодилогия о В.И.Ленине - "Ленин в Октябре" (1937) и "Ленин в 1918 году" (1939), документальный фильм "Владимир Ильич Ленин" (1949), а также фильмы "Мечта" (1943), "Человек Ї 217" (1945), "Русский вопрос" (1948), "Секретная миссия" (1950), "Убийство на улице Данте" (1956). Работал и с другими режиссёрами. Работы Волчекa как режиссёра: фильмы - "Сотрудник ЧК" (1964), "Обвиняются в убийстве" (1970). Преподаёт на операторском факультете ВГИКа (с 1943 профессор). Сталинская премия (1946, 1948, 1951). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Скончался 15 мая 1974 года.
1905
Клиффорд Уолтер Дюпон
зимбабвийский государственный деятель, президент Зимбабве (1970-1975 г.).
[479x700]
1905
Николай Демьянович (Диевич) Котлов
заведующий свиноводческой фермой колхоза имени Фрунзе Родниковского района Ивановской области. Родился в деревне Федорково Ширяихской волости Нерехтского уезда Костромской губернии, ныне Родниковского района Ивановской области, в крестьянской семье. Русский. До организации в 1930 году колхоза имени Фрунзе работал пастухом. После окончания специальных курсов был назначен на должность заведующего животноводством хозяйства, одновременно являясь заведующим свиноводческой фермой. Участник Великой Отечественной войны. После демобилизации вернулся на родину. Активно участвовал в восстановлении колхозного хозяйства. По инициативе председателя колхоза Г.Е. Задорова было решено организовать в колхозе свиноферму, откорм поросят. Н.Д.Котлов для изучения опыта ездил в Муромский район Владимирской области. Вернувшись, тот познакомил правление с расчетами свинооткорма, рационами кормления, привел данные о рентабельности. Был назначен заведующим свиноводческой фермой. В соответствии с трехлетним планом развития животноводства, принятым партией и правительством, колхоз одновременно увеличивал поголовье крупного рогатого скота и птицы. Однако главный успех принесло свиноводство. Благодаря стараниям заведующего фермой Н.Д.Котлова и заботам ветфельдшера Я.Ф.Парюгина в 1950 году план прироста поголовья по каждому виду продуктивного скота и птицы был перевыполнен не менее чем на 50 процентов, а свинины было получено 24,6 тонны в живом весе на 2189 гектаров пашни. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1951 года за достижение высоких показателей в животноводстве Котлову Николаю Демьяновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот". Этим же Указом высокое звание было присвоено председателю колхоза Георгию Евгеньевичу Задорову и ветеринарному фельдшеру Якову Федоровичу Парюгину. Жил в деревне Федорково. До последних дней работал в колхозе. Скончался 11 июля 1958 года. Похоронен на сельском кладбище у деревни Тайманиха Родниковского района. Награжден орденом Ленина (27 июня 1951), медалями, в том числе "За трудовую доблесть" (6 сентября 1950).
1906
Отон Беркопец (Oton Berkopec)
словенский литературовед, переводчик, публицист и поэт. В 1928-1976 гг. Жил в Праге. Автор литературных исследований и работ в области библиографии, переводил литературные произведения со словенского на чешский язвк. Умер в Любляне 16 сентября 1988 года.
1906
Агнес Мурхед
американская актриса.
[461x699]
1907
Николай Евграфович Апурин
сапёр 44-го отдельного сапёрного батальона (51-я стрелковая дивизия, 4-я ударная армия, 1-й Прибалтийский фронт), ефрейтор - на момент представления к награждению орденом Славы I степени. Родился в деревне Понарино ныне Островского района Костромской области, в семье крестьянина. Русский. Окончил 3 класса. Рано остался без отца, до призыва в армию работал в колхозе, помогал матери поднимать еще троих братьев и сестер. В 1930-1932 годах проходил срочную службу в Красной Армии, в пехотном полку под Днепропетровском. После демобилизации уехал в город Ярославль, стал работать на заводе резинотехнических изделий. С началом Великой Отечественной в армию не призывался, так как имел бронь. Только весной 1943 года был мобилизован в армию и с июля того же года участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками. На фронте красноармеец Апурин стал минером-разведчиком. Всю войну прошел в составе 44-го отдельного саперного батальона. В ночь на 31 января 1944 года в районе северо-западнее деревни Сиротино (Шумилинского района Витебской области) ефрейтор Апурин с группой солдат проделал проходы в минных полях и проволочных заграждениях переднего края обороны противника. Бойцы сняли более 10 мин, обеспечив стрелковым подразделениям быстрое продвижение вперед. Вместе с пехотинцами саперы приняли участие в траншейном бою. Ведя огневой бой, Апурин заметил, что один из его товарищей-саперов ранен. Отстреливаясь от наседающих врагов, он взвалил тяжелую ношу на свои плечи и вынес раненого в безопасное место. Приказом от 16 февраля 1944 года ефрейтор Апурин Николай Евграфович награжден орденом Славы III степени (№1220). Неоднократно отважный сапер уходил с разведчиками в тыл врага, обеспечивал группам продвижение через минные поля. В апреле 1944 года под местечком Заозерье ефрейтор Апурин в составе группы разведчиков участвовал в захвате "языка". Он первым заметил приближающуюся по дороге повозку, и разведчики, захватив ездового, вернулись в свое расположение без потерь. За эту операцию был награжден орденом Отечественной войны II степени. В ночь на 22 июня 1944 года северо-западнее деревни Сиротино (Витебская область) ефрейтор Апрурин с группой саперов, обеспечивая утреннее наступление, готовил проходы в минных полях и заграждениях противника. Бойцы его взвода сняли в ту ночь более 300 мин. Оставались проволочные заграждения, незаметно перерезать которые уже не оставалось времени. Тогда Апурин подготовил взрывное устройство: доску с примотанными к ней шашками тротила, и незаметно, под носом немецкого часового заложил под столбы проволочных заграждений. Взрыв послужил сигналом для атаки, и первыми в образовавшийся проход ворвались саперы и разведчики. Приказом от 20 июля 1944 года ефрейтор Апурин Николай Евграфович награжден орденом Славы II степени (№3414). Осенью 1944 года часть, в которой служил Апурин, вела боевые действия в Литве. В ночь на 11 сентября в рацонне населенного пункта Бауска (Латвия) сапер Апурин проделал проходы в минных полях и проволочных заграждениях противника, чем способствовал продвижению наших войск, ликвидировал с 3 бойцами угрозу флангового удара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за исключительное мужество, отвагу и бесстрашие в боях с гитлеровскими захватчиками ефрейтор Апурин Николай Евграфович был награжден орденом Славы I степени (№1173). Стал полным кавалером ордена Славы. День Победы отважный сапер встретил в Восточной Пруссии. В поверженном Кенигсберге ему вручили заслуженную награду. В 1945 году старшина Апурин был демобилизован. Вернулся в город Ярославль, на свой завод. До выхода на пенсию работал бригадиром-вальцовщиком на заводе резинотехнических изделий. За мирный труд награжден орденом Трудового Красного Знамени. Скончался 20 апреля 1984 года. Похоронен в городе Ярославле на Игнатовском кладбище. Награжден орденами Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, Славы 3-х степеней, медалями.
[478x698]
1907
Николай Иванович Докторов
директор Воскресенского химического комбината имени Куйбышева. Родился в городе Санкт-Петербурге (ныне - Ленинград). Русский. Жил в деревне Высоково-Середское Даниловского района Ярославской области. Трудовую деятельность начал в 1925 году токарем Ярославского автомобильного завода. В 1931 году окончил вечерний рабфак Ивановского химико-технологического института и затем поступил в институт, который успешно окончил в 1937 году. Во время учебы был парторгом института. Затем работал инженером, затем начальником сернокислотного цеха химического завода в городе Чапаевске Куйбышевской области. С июля 1941 года уполномоченным Государственного комитета обороны на заводах №309 и 15 Наркомата боеприпасов. Обеспечивал работу завода в Чапаевске, единственного выпускавшего капсюли для снарядов. В 1944 году назначен парторгом ЦК ВКП(б) химического комбината имени Куйбышева в городе Воскресенске Московской области. С этого времени и до конца дней жил и работал в Воскресенске. В 1948 году избирался первым секретарем Воскресенского горкома КПСС. С 1950 по 1972 годы Н.И.Докторов являлся директором Воскресенского химкомбината. В это время он показал себя как талантливый организатор производства. Под его руководством комбинат вырос в одно из крупнейших предприятий химической индустрии страны. Особое внимание уделял развитию инфраструктуры: в Воскресенске построены Дворец культуры, Дворец спорта, поликлиника, больница, пионерский лагерь, детские сады, ясли, создана туристическая база. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1971 года за выдающиеся успехи в выполнении заданий пятилетнего плана, внедрение передовых методов труда и достижение высоких технических и производственных показателей Докторову Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Жил в Воскресенске. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Ему первому было присвоено звание «Почётный гражданин города Воскресенска». Умер 16 июня 1983 года. Похоронен в Воскресенске на Воскресенском кладбище. Награждён 2 орденами Ленина (18 октября 1965, 20 апреля 1971), орденом Красной Звезды (6 апреля 1945), медалями, в том числе "За трудовое отличие" (5 ноября 1954).
[344x699]
В декабре 2007 года в городе Воскресенске открыт бюст.
[700x525]
В июне 2008 года открыта скульптурная группа «Основателям воскресенского хоккея» памятник Н.С.Эпштейну, Н.И.Докторову и Н.Ф.Хрипунову. Именем Докторова названы улица, Дворец культуры «Химик».
[500x698]
1907
Николай Григорьевич Душак
командир 12-й гвардейской Шепетовской танковой бригады 4-го гвардейского Кантемировского танкового корпуса 5-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта, гвардии полковник. Родился в городе Рига в семье машиниста паровоза. Русский. До революции учился в церковно-приходской школе, в 1921 году окончил 78-ю советскую школу 1-й ступени в городе Харьков. В 1924 году в посёлке Чернь Тульской области окончил вечернюю профтехшколу. Работал учеником слесаря, ремонтным рабочим в Черни, а затем - кочегаром, помощником машиниста паровоза на станции Раково Донецкой железной дороги. В Красной Армии с 1928 года. Учился в Ленинградской артиллерийской технической школе. В 1931 году окончил Московскую школу танковых техников, в 1941 году – заочно Военную академию механизации и моторизации РККА. Член ВКП(б) с 1931 года. В 1931-1932 годах служил в Северо-Кавказском военном округе (СКВО) на должностях танкового техника учебной роты Зерноградского танкового батальона и адъютанта Ростовской отдельной танковой роты. В 1932 – 1941 годах служил в Забайкальском военном округе (ЗабВО) на должностях: до 1936 года – командир танкового и автомобильного взводов, помощник командира автотранспортного эскадрона 3-го кавалерийского полка 1-й кавалерийской дивизии; в 1936-1938 годах – командир автотранспортного эскадрона и начальник капитальных АБТ мастерских 3-го кавалерийского полка 22-й кавалерийской дивизии; в 1938-1939 годах – инженер по ремонту 11-го отдельного учебного автотранспортного полка и начальник гарнизонной АБТ мастерской в городе Иркутск; в 1939-41 годах – начальник отделения механизированной тяги Автобронетанкового управления штаба ЗабВО. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Был старшим помощником начальника оперативного отдела автотранспортного управления Резервного фронта, распределителем железнодорожных станций Гжатск, Голицыно и Владимир, заместителем начальника штаба по оперативной работе, начальником штаба и командиром танковой бригады. Сражался на Резервном, Западном, Брянском, Воронежском, Юго-Западном, снова Воронежском, 1-м Украинском фронтах. В боях трижды ранен. Участвовал: в оборонительных боях в районе города Гжатск (Гагарин) – в 1941 году; в оборонительных боях в районе станции Горшечное, в боях на северных окраинах Воронежа, в освобождении посёлка Кантемировка – в 1942; в боях в Луганской области и на Донбассе, в освобождении города Красноармейск, в наступлении на Курской дуге и освобождении городов Грайворон, Ахтырка, в боях в районе города Малин Житомирской области – в 1943; в боях за город Тернополь, в Львовско-Сандомирской операции, в том числе в боях с Бродской группировкой, в освобождении городов Львов, Жешув, Мелец, Дембица, в боях за Дуклинский перевал в Карпатах – в 1944; в Висло-Одерской операции, в том числе в освобождении городов Краков, Катовице, в боях за Одером, в Нижне-Силезской и Верхне-Силезской операциях, в Берлинской операции, в том числе в форсировании рек Нейсе, Шпрее с выходом на Эльбу, в освобождении города Дрезден, в Пражской операции – в 1945. Командир 12-й гвардейской танковой бригады 4-го гвардейского танкового корпуса гвардии полковник Душак в январе-мае 1945 года умело управлял бригадой при освобождении городов Краков и Катовице (Польша), а затем при форсировании рек Одер, Нейсе, Шпрее, выходе к реке Эльба и овладении городом Дрезден. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии полковнику Душаку Николаю Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8577). После войны до 1948 года продолжал службу на должности заместителя командира 11-й гвардейской танковой дивизии 1-й гвардейской механизированной армии Группы советских оккупационных войск в Германии (ГСОВГ). В 1948 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава при Военной академии имени И.В.Сталина, в 1950 году – заочный факультет Военной академии имени М.В.Фрунзе. После окончания академии служил командиром 14-й гвардейской механизированной дивизии Московского военного округа. С 1957 года служил в штабе Сибирского военного округа. С 1960 года генерал-майор Н.Г.Душак – в запасе. Жил в городе Омск. Умер 22 ноября 1993 года. Похоронен в Омске, на Старо-Северном кладбище. 4 мая 2009 года в Центральном округе города Омск на доме № 14 по улице Таубе Н.Г.Душаку установлена мемориальная доска. Награждён 2 орденами Ленина (31 мая 1945; 3 ноября 1953), 3 орденами Красного Знамени (13 марта 1943; 23 апреля 1943; 20 июня 1949), орденами Суворова II степени (6 апреля 1945), Кутузова II степени (25 августа 1944), Отечественной войны I степени (6 апреля 1985), Красной Звезды (3 ноября 1944), медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Праги», «За победу над Германией», «ХХХ лет СА и ВМФ» и другими.
[560x700]
1907
Владимир Николаевич Новиков
заместитель Народного комиссара вооружения СССР. Родился в селе Крестцы ныне Крестецкого района Новгородской области. Сын сельского фельдшера и учительницы. В 1928 году окончил Новгородский механический индустриальный техникум. По распределению направлен на работу в крупное производственное предприятие "Ижевский оружейный и сталеделательный заводы". Работал техником-хронометристом в отделе труда и зарплаты, конструктором-чертёжником в опытном производстве мотоциклов и в конструкторском бюро охотничьих ружей, заведующим отделом по работе с молодыми специалистами, начальником лаборатории по обработке металла резанием, начальником технического отдела, главным технологом, с 1938 - главным инженером Ижевского оружейного и сталеделательного завода. В 1934 году окончил вечернее отделение Ижевского филиала Ленинградского военно-механического института. С 1936 года член ВКП(б). Автор и инициатор внедрения в производство многих новаторских идей. В результате, например, время работы над изготовлением винтовочного ствола удалось сократить в 50 раз. Успехи Новикова обратили на него внимание Народного комиссара оборонной промышлености СССР. В 1939 года он назначается директором Ижевского машиностроительного завода. На этом крупнейшем предприятии оборонной отрасли тогда работало свыше 50 тысяч человек. В первые дни Великой Отечественной войны, 7 июля 1941 года, назначен заместителем Народного комиссара вооружения СССР (нарком - Д.Ф.Устинов). Отвечал за производство стрелкового и пулеметного вооружения, а также авиационных пушек. В условиях потери ряда крупных заводов и эвакуации ещё некоторых сумел обеспечить быстрый рост производства вооружения. Отвечал за внедрение новых типов вооружения. За исключительные заслуги перед государством в деле организации производства, освоения новых видов артиллерийского и стрелкового вооружения и умелое руководство заводами в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1942 года Новикову Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Золотой медали «Серп и молот» и ордена Ленина. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 18 ноября 1944 года Новикову В.Н. присвоено воинское звание "генерал-майор инженерно-артиллерийской службы". После Победы оставался заместителем Народного комиссара, с 1946 года Министра вооружения СССР. Также одновременно в 1945 назначен директором Научно-исследовательского института № 61. В 1948 году освобожден от должности заместителя Министра вооружения и назначен на должность члена Комитета по радиолокации при Совете Министров СССР, оставаясь в должности директора НИИ № 61. С 1953 по 1955 годы - начальник пятого Главного управления Министерства оборонной промышленности СССР, а с 1954 по 1955 годы - одновременно и заместитель Министра оборонной промышленности СССР. С 1955 по май 1957 - первый заместитель министра общего машиностроения СССР. В 1957 году В.Н.Новиков переведён из оборонной промышленности на руководящие должности промышленности в целом. С 29 мая 1957 по март 1958 года - председатель Совнархоза Ленинградского экономического административного района. В марте - мае 1958 года - первый заместитель председателя Государственного планового комитета при Совете Министров РСФСР. С 7 мая 1958 - председатель Государственного планового комитета Совета Министров РСФСР и первый заместитель председателя Совета Министров РСФСР. С 4 мая 1960 - председатель Государственного планового комитета Совета Министров СССР и заместитель председателя Совета Министров СССР. С октября 1961 по февраль 1981 года - член ЦК КПСС. С ноября 1962 - председатель Комиссии Президиума Совета Министров СССР по внешнеэкономическим вопросам - министр СССР. С марта по октябрь 1965 - председатель Высшего Совета Народного Хозяйства СССР при Совете Министров СССР. С 26 марта 1965 по 19 декабря 1980 года - заместитель Председателя Совета Министров СССР. В декабре 1980 года вышел на пенсию. Жил в Москве. Умер 21 июля 2000 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 4). Награжден 5 орденами Ленина, 2 орденами Кутузова, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (1940), медалями. 25 ноября 1983 года Новикову В.Н. присвоено звание «Почетный гражданин Новгорода». Автор мемуаров "Накануне и в дни испытаний".
[505x699]
1907
Александр Васильевич Прохоров
комиссар батальона 469-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии 13-й армии Северо-Западного фронта, политрук. Родился в деревне Вогрубово ныне Одинцовского района Московской области, в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б). Окончил 7 классов. Работал слесарем. В Красной Армии с 1939 года. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Комиссар батальона 469-го стрелкового полка (150-я стрелковая дивизия, 13-я армия, Северо-Западный фронт) политрук Александр Прохоров в боях на Карельском перешейке 8 февраля 1940 года вместе со стрелковым взводом штурмовал дот противника, и личным примером вдохновлял бойцов на выполнение боевой задачи. В ночь на 9 февраля 1940 года в сложной обстановке бесстрашный офицер-политработник находился в боевых порядках роты, участвовал в отражении контратак врага. 21 февраля 1940 года политрук Прохоров А.В. заменил выбывшего из строя командира батальона. Мужественный комиссар батальона пал смертью храбрых 22 февраля 1940 при взятии дота в районе деревни Коуккуниеми. Похоронен в деревне Суокиви (Финляндия). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» политруку Прохорову Александру Васильевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина.