1895
Роберт Нойбауэр (немецкое и словененское имя — Robert Neubauer)
словенский врач-фтизиатр. Родился в городе Вена, Австро-Венгрия, ныне Австрия. Отец — немец, мать — словенка. Окончил Венский университет в 1922 году. Начал работать как специалист по борьбе с туберкулёзом с 1923 года в больнице города Голник: учреждение под его руководством стало крупнейшей больницей Югославии, занимавшейся лечением туберкулёза. С 1941 по 1944 годы Нойбауэр работал врачом в Любляне и сотрудничал с Освободительным фронтом Словении. Арестовывался по подозрению в симпатиях к коммунистам. В 1944 году ушёл в партизанское движение: руководил партизанским госпиталем под Бари. В конце войны был включён в состав югославской делегации Красного Креста, занимавшейся сбором материальной помощи из Канады, Великобритании и США. С 1948 по 1951 годы руководил Управлением по борьбе с туберкулёзом, с 1952 по 1955 годы работал в отделении по борьбе с туберкулёзом при Всемирной организации здравоохранения. Участвовал в ряде специальных заданий в Европе и Африке, с 1954 по 1955 годы работал на острове Цейлон как эксперт ВОЗ. В 1957 году опубликовал книгу «Цейлон» о своей работе на острове, за что был награждён через год премией Лествика. С 1951 года профессор медицинского факультета Люблянского университета. С 1956 года руководитель фтизиологической клиники. С 1961 года полноправный член Словенской академии наук и искусств. Скончался в городе Любляна, СФРЮ, ныне Словения, 3 мая 1969 года.
Деятельность
Нойбауэр является основателем словенской фтизиатрии, учение которого оказало значительное влияние на развитие здравоохранения в Югославии, а также крупнейшим организатором борьбы с туберкулезом. Он ввёл ряд новых диагностических методов. В сотрудничестве с доктором Б.Лавричем Нойбауэр разработал методику проведения хирургических операций как часть средств по борьбе против туберкулёза, а в 1937 году с доктором Т. Фурланом официально закрепил эту методику и обеспечил достойную репутацию врачам Голника. Нойбауэр также занимался профилактической деятельностью, подготовив так называемый План управления в Дравской бановине, который начал реализовываться с 1930 года. При поддержке районного управления по страхованию работников во главе с Йожо Богиньцем Нойбауэр разработал сеть противотуберкулёзных диспансеров, организовав в 1928 году ежегодные медицинские курсы, которые с 1933 года стали официальными мероприятиями в Югославии. Доктор Нойбауэр является автором более 120 научно-технических работ, работал главным редактором журнала «Здравнишки вестник» с 1932 по 1938 годы, журнала «Туберкулёз» с 1949 по 1965 годы, редактором Военно-санитарного журнала в 1954 году, а также стал основателем предвоенного общества «Действие против туберкулёза» (словенское название — Delo proti tuberkulozi).
Литература: Enciklopedija Slovenije; knjiga 7, Mladinska knjiga, Ljubljana, 1993
1896
Кажим Амангалиевич Басымов (казахское имя — Қажым Аманғалиұлы Басымов)
учёный, педагог, профессор (1934). Участвовал в создании Оренбургского педагогического училища. Родился в ауле Сарыалжан, Бурлинский район, Казахстан. В 1929—1936 годах преподаватель Капальского техникума, в 1930—1934 годах — Костанайского педагогического института, заведующий кафедрой Актобинского учительского института. Основные научные труды посвящены синтаксису, терминологии, орфографии, морфологии и методике обучения казахскому языку. Умер в городе Алма-Ата, Казахская ССР, СССР (ныне Казахстан) в 1938 году.
Литература: Басымов, Кажым Амангалиулы // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2004. — Т. I. — ISBN 9965-9389-9-7. (CC BY-SA 3.0)
1896
Айра Гершвин (Ira Gershwin)
американский поэт-песенник, брат известного композитора Джорджа Гершвина. Родился в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США. В сотрудничестве с братом создал множество популярных бродвейских постановок, наиболее знаменитой из которых является опера «Порги и Бесс». После смерти Джорджа Гершвина сотрудничал с композиторами Гарольдом Арленом, Куртом Вайлем, Джеромом Керном и др. В списке 100 лучших песен из американских фильмов за 100 лет (по версии Американского института киноискусства, 2004 год) имеется четыре песни, чьи тексты были написаны Айрой Гершвином (по числу упоминаний в этом списке он уступил лишь Оскару Хаммерстайну). Настоящее имя — Израэл Гершовиц (Israel Gershovitz). Родился в Нью-Йорке 6 декабря 1896. Его родители, Моррис (Мойша) и Роза Гершовиц, изменили фамилию на Гершвин задолго до того, как их дети стали знаменитыми. В молодости Айра был застенчивым, проводил много времени за книгами, однако и в школе, и в колледже он активно сотрудничал с несколькими школьными журналами и газетами. В 1914 году окончил школу Townsend Harris High School, после чего поступил в Городской колледж Нью-Йорка, который, однако, не закончил. Поначалу Айра работал кассиром на предприятии своего отца. Лишь в 1921 году он входит в мир музыкального бизнеса, написав текст для постановки «Две девочки в синем» (Two Little Girls in Blue) композитора Винсента Юманза. Постановка была хорошо принята критикой и позволила Гершвину успешно войти в театральные круги с первой попытки. Поначалу Айра использовал псевдоним Артур Фрэнсис (Arthur Francis), от которого отказался в 1924 году. В 1926 году женился на Леоноре Странски (Leonore Strunsky). С 1924 года Айра начинает сотрудничать со своим братом Джорджем. Их первым бродвейским хитом стал мюзикл «Lady, Be Good!». Впоследствии они создали больше десятка популярных постановок, а также написали музыку и тексты для четырёх фильмов. К числу их наиболее знаменитых работ следует отнести оперу «Порги и Бесс», песни «The Man I Love», «Fascinating Rhythm», «Someone to Watch Over Me», «I Got Rhythm» и «They Can’t Take That Away from Me». Их сотрудничество продолжалось до внезапной смерти Джорджа в 1937 году. После смерти брата Айра практически ничего не писал в течение трёх лет. Впоследствии Айра сотрудничал с такими известными композиторами, как Джером Керн (фильм «Девушка с обложки»), Курт Вайль («Куда мы отсюда пойдём?» и Lady in the Dark) и Гарольд Арлен («Звезда родилась», Life Begins at 8:40). Провал постановки Park Avenue в 1946 году (созданной в соавторстве с композитором Артуром Шварцем) привёл к тому, что она стала своеобразным прощанием Айры с Бродвеем. В 1947 году он отобрал 11 песен, написанных Джорджем, но никогда не публиковавшихся, написал для них новые тексты и включил их в фильм «Ужасная мисс Пилгрим». Последним заметным вкладом Айры в музыку стали тексты для фильма Kiss Me, Stupid (1964), хотя большинство критиков считают последней его значительной работой фильм «Звезда родилась» (1954). С середины 1960-х годов он окончательно отошёл от творчества. Благодаря стараниям американского певца, пианиста и музыковеда Майкла Фейнстейна, который сотрудничал с Айрой Гершвином в последние годы жизни поэта, некоторые из неопубликованных произведений братьев Гершвинов были опубликованы и исполнены уже после смерти Айры. Скончался в городе Беверли-Хиллз, округ Лос-Анжнлес, штат Калифорния, США, 17 августа 1983 года.
Похоронен на кладбище Уэстчестер-Хиллз в Гастингсе-на-Гудзоне, штат Нью-Йорк, США.
Награды и признание
Три песни Айры Гершвина — «They Can’t Take That Away From Me» (1937), «Long Ago and Far Away» (1944) и «The Man That Got Away» (1954) — были номинированы на Премию «Оскар» за лучшую песню к фильму, однако, ни одна из них не получила этой награды. Вместе с Джорджем Кауфманом и Морри Рискиндом в 1932 году Айра Гершвин получил Пулитцеровскую премию за драматическое произведение для театра (за мюзикл Of Thee I Sing). В 1988 году Калифорнийским университетом в Лос-Анджелесе была учреждена Премия имени Джорджа и Айры Гершвинов за прижизненные музыкальные достижения (в 1936 году братья адаптировали одну из песен мюзикла «Strike Up the Band», создав тем самым боевую песню «Strike Up the Band for UCLA», которую они и подарили растущему университету). Лауреатами этой премии стали Анджела Лэнсбери (1988), Рэй Чарльз (1991), Бернадетт Питерс (1995), Фрэнк Синатра (2000), Стиви Уандер (2002), Джеймс Тейлор (2004), Бёрт Бакарак (2006) и другие известные исполнители. 4 июня 1998 года на Аллее Славы была открыта звезда Айры Гершвина. В 2004 году Американский институт киноискусства опубликовал список 100 лучших песен из американских фильмов за 100 лет; в этом списке имеется четыре песни, чьи тексты были написаны Айрой Гершвином (по числу упоминаний в этом списке он уступил лишь Оскару Хаммерстайну). В 2007 году Библиотекой Конгресса была учреждена Гершвиновская премия, названная в честь братьев Гершвинов. Первыми удостоенными этой награды стали Пол Саймон, Стиви Уандер и Пол Маккартни.
Произведения
Мюзиклы и оперы
Созданные в соавторстве с Джорджем Гершвином: A Dangerous Maid; Primrose; Lady, Be Good; Tip-Toes; Oh, Kay!; Strike Up the Band; Funny Face; Rosalie; Treasure Girl; Show Girl; Girl Crazy; Of Thee I Sing; Pardon My English; Let ’Em Eat Cake; «Порги и Бесс»; Crazy for You; Nice Work If You Can Get It.
Созданные в соавторстве с другими композиторами: Ladies First; The Sweetheart Shop; Two Little Girls in Blue; For Goodness Sake; Molly Darling; Captain Jinks; Shoot the Works; Life Begins at 8:40; Thumbs Up!; Lady in the Dark; The Firebrand of Florence; Park Avenue.
Наиболее известные песни: «But Not for Me»; «Embraceable You»; «I Can’t Get Started»; «I Got Rhythm»; «The Man I Love»; «They Can’t Take That Away from Me»; «Someone to Watch over Me»; «’S Wonderful»; «The Man That Got Away»; «Strike Up the Band»; «Sunny Disposish».
Участие в создании фильмов
В общей сложности песни на стихи Айры Гершвина звучат в более чем трёхстах фильмах. Полный их перечень доступен на сайте imdb.com.
Источники: AFI's 100 years... 100 songs. afi.com. Американский институт киноискусства; Summers, Kim. Ira Gershwin. allmusic.com; Ira Gershwin. pbs.org; Thaxter, John. Park Avenue. The Stage Reviews (31 марта 2008); Mueller, Michael E. Michael Feinstein Biography. musicianguide.com; Brennan, Elizabeth A. Кто есть кто среди Пулитцеровских лауреатов = Who’s who of Pulitzer Prize winners. — Greenwood Publishing Group, 1999. — P. 100. — 688 p. — ISBN 1573561118; About Gershwin Award uclalumni.net; Gershwin Award Winners uclalumni.net; Айра Гершвин на сайте Imdb.com.
Литература: Gershwin, Ira. Lyrics on Several Occasions. — 1st ed. — New York: Knopf, 1959; Rosenberg, Deena. Fascinating Rhythm: The Collaboration of George and Ira Gershwin. — Penguin Books USA, 1991. — ISBN 0-525-93356-5; Gershwin, Ira; Kimball, Robert. The Complete Lyrics of Ira Gershwin. — 1st ed. — New York: Alfred A Knopf, 1993. — ISBN 0394556518; Furia, Philip. Ira Gershwin: The Art of the Lyricist. — 1st ed. — New York: Oxford University Press, 1996. — ISBN 0195082990.

1896
Осип Любич (Осип Маркович (Моисеевич) Любич; французское имя — Ossip Lubitch; белорусское имя — Восіп Любіч)
французский художник еврейского происхождения. Представитель Парижской школы. Живописец, график, книжный иллюстратор, скульптор. Осип Любич родился в городе Гродно, Российская империя (ныне Республика Беларусь), в семье кузнеца. Закончил гродненскую гимназию, а затем в юношеском возрасте уехал учиться в Одессу, которая в то время была более либеральной и менее академичной в области преподавания изящных искусств. Там поступил в художественное училище, где в течение четырёх лет изучал не только классическую русскую живопись (Исаак Левитан), но и творчество художников-передвижников, на которых оказала влияние Барбизонская школа и импрессионисты. Кроме этого, его интересовала западная живопись, от итальянского Ренессанса до фовизма. В начале XX века Одесса была крупным центром авангардного искусства. Большое влияние на творчество молодых русских художников оказала Александра Экстер.В 1919 году обосновался в Берлине, где познакомился с русскими художниками-авангардистами — Павлом Челищевым, Иваном Пуни и его женой Ксенией Богуславской. Их мастерская стала центром притяжения космополитичной богемы, не имеющей денег и пребывающей в поисках работы. Всплеск творческой активности пришёлся на период социально-экономического и финансового кризиса. И, тем не менее, это не помешало развитию сценических искусств: театр, мюзик-холл, кабаре. Челищев, Пуни и Любич совместно работали над декорациями для Берлинской Оперы, Берлинского театра и кабаре «Синяя птица», гастрольные туры которых проходили с триумфом. Вместе со своим другом Лазарем Меерсоном, художником-постановщиком и новатором французского кино, Любич делал декорации для фильмов. За четыре года, проведённые в Берлине, Любич приобрёл солидный опыт, его работы имели успех. В 1923 году ему предлагают оформить одно из кабаре на Монмартре в Париже. Обосновавшись в Париже, он живёт благодаря заказам на оформление кабаре, ресторанов, а также квартир. Это была эпоха ар-деко. В то же время он часто посещает музеи и академии, усиленно изучая работы французских художников XIX—XX вв. Произведения Рембрандта, Домье, Гойи и Дега открыли ему богатый внутренний мир этих великих художников и оказали значительное влияние на мировоззрение Любича. Скульптор Антуан Бурдель, который ценил талант Любича и всячески поддерживал его, помог ему организовать выставку в салоне Тюильри в 1925 году. Затем работы Любича выставлялись в Осеннем салоне в 1926 году. Заинтересовавшись работами Любича на тему цирка, художник Жорж Руо посвятил ему стихотворение. Оно предваряло художественный альбом Любича, состоявший из 10 офортов-акватинт под названием «Цирк», который был напечатан в издательстве «Кятр шмен» (Quatre Chemins) в 1934 году. В межвоенный период принимал участие в выставке «Парижские художники 1925—1935» в Брюсселе в 1935 году во Дворце искусств, а также в Лондоне, в Париже и др. Во время Второй Мировой войны Любич жил в Париже, его арестовали по доносу в последние месяцы оккупации. Он был заключён в лагерь Дранси, где находился до освобождения Парижа в августе 1944 года. Он завещал свои рисунки, сделанные в лагере, Институту Яд Вашем в Иерусалиме и музею Бейт Лохамей близ Хайфы. После войны Любич возвращается в свою мастерскую в Париже и продолжает рисовать. Работает во всех жанрах: портрет, натюрморт, пейзаж, композиция. В 1948 году галерея «Зак» представила ретроспективу его работ. Умер в городе Париж, Франция, 27 ноября 1990 года. Похоронен на кладбище Монпарнас.

Осип Любич. Красные крыши. Марка почты Белоруссии (2015)
Творчество
Темы для своих картин Любич находил во всём, что его окружало. Для него всё было удивительным: лица, предметы, интерьеры, пейзажи. Особенно его привлекала атмосфера, царящая в цирке, в театре. В начале 1930-х годов цирк — клоуны, танцовщики, арлекины — стал одной из тем его творчества, со множеством вариаций. Работы Любича выставлялись в Салоне живописи и гравюры — «Штрих», на экспозиции «Рисунки и гравюры современных мастеров» в Музее народного искусства — «Цирк», в Доме Французской мысли. Демонстрировались во время визита Первого секретаря КПСС Никиты Хрущёва в Париж на двух выставках: «Русские художники Парижской школы» в Музее Сен-Дени и на выставке в Доме Французской Мысли. В основе его творчества лежит рисунок: «Осип Любич рисовал всегда. Он начал рисовать в 12 лет, хотя одновременно усиленно занимался музыкой. Но зрение возобладало над слухом.» (Жан Дальвез) Кроме графики, он работает в технике гравюры, пастели и акварели. Творческий поиск в области новых для него техник увенчался экспозицией в галерее Легара Саго в 1950 году. В 1975 году Любич публикует сборник «Рисунок и сепия» (издатель П.Ж.Бальбо). «Если мои рисунки вызовут интерес у друзей, это будет лучшим вознаграждением за работу», — признавался Любич. Его последние выставки прошли в 1967 году в Галерее Дюран-Рюэль, в 1983 — в салонах «Красный Крест» и в Галерее Колетт Дюбуа. 14 произведений Любича представлены в Корпоративной коллекции Белгазпромбанка в Минске.
Фильмы об Осипе Любиче: «Осип Любич. Созерцатель жизни», документальный фильм Олега Лукашевича (2014).
Библиография: Бахрах А. Монпарнасские встречи. Любич // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1981. 10 мая; Beaux-Arts. 1948. Avr. 30. P. 5; Lubitch, du 17 octobre au 4 novembre 1967. Paris, Galerie Durand-Ruel, 1967; Nieszawer, Nadine, Boyé, Marie, Vogel, Paul, Peintres juifs à Paris, École de Paris (1905—1939). — Paris : Denoël, 2000.

1896
Хайнрих фрайхерр фон Лютвиц (немецкое имя — Heinrich Freiherr von Lüttwitz)
немецкий офицер, участник Первой и Второй мировых войн, генерал танковых войск, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями и Мечами. Родился в имении Крумпах Восточная Пруссия, Германская империя.
Первая мировая война
6 августа 1914 года вступил добровольцем в армию, фанен-юнкером (кандидат в офицеры) в уланский полк. С июня 1915 года — лейтенант. За время войны был награждён Железными крестами обеих степеней, знак за ранение.
Между мировыми войнами
В 1919 году в составе добровольческого корпуса воевал против поляков на восточной границе Германии, награждён орденом Орла. Затем продолжил службу в рейхсвере (в кавалерии). К началу Второй мировой войны — командир моторизованного разведбатальона 1-й танковой дивизии, подполковник.
Вторая мировая война
Участвовал в Польской кампании, в начале сентября 1939 года — тяжело ранен. С июля 1940 года вновь в строю, с октября 1940 года — командир стрелкового полка в танковой дивизии. С 22 июня 1941 года участвовал в германо-советской войне. Бои в Белоруссии, в районе Смоленска, под Москвой. С октября 1941 года — полковник, в декабре 1941 года награждён Золотым немецким крестом. В мае 1942 года за бои в районе Гжатска награждён Рыцарским крестом. В августе 1942 года — тяжело ранен (Золотой знак за ранения). С октября 1942 года — командир 20-й танковой дивизии, с декабря 1942 года — генерал-майор. С июня 1943 года, с присвоением звания генерал-лейтенант — в штабе Главного командования вермахта. С февраля 1944 года — командир 2-й танковой дивизии (в Нормандии). В начале сентября 1944 года за бои в Нормандии награждён Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту, назначен командующим 47-м танковым корпусом. С ноября 1944 года — в звании генерал танковых войск. В декабре 1944 года корпус участвовал в Арденнском контрнаступлении. Весной 1945 года отступил на Рейн. 16 апреля 1945 года генерал танковых войск Хайнрих фон Лютвиц был взят в американский плен, однако 9 мая 1945 года, уже после капитуляции Германии, рейхсканцлер Дёниц подписал указ о награждении его Мечами (№ 157) к Рыцарскому кресту с Дубовыми Листьями.

Хайнрих фрайхерр фон Лютвиц
Американский военный историк С.Л.-А.Маршалл так описал Люттвица:
«Люттвиц — старый кавалерист. Ему за 58 лет. Он высокий, грузный, с большим брюшком. По его моноклю и полувоенной манере разговора можно было предположить, что Люттвиц типичный пруссак. Среди других германских генералов он имел репутацию добросердечного по отношению к солдатам человека. Люттвиц начинал говорить только тогда, когда перед ним появлялась карта. Примечательно, что Люттвиц всегда мог точно рассказать, что в тот или иной момент делала его рота, где были батальоны, взводы или даже патрули. Однако о диспозиции полков у него было самое смутное представление». Умер в городе Нойбург-ан-дер-Донау, Бавария, ФРГ, 9 октября 1969 года.
Награды: Железный крест I и II класса (1914); Пряжки к железным крестам I и II класса; Знак за ранение чёрный (1918); За танковую атаку (нагрудный знак) в бронзе; Немецкий крест в золоте (19 декабря 1941); Рыцарский крест Железного креста с Дубовыми Листьями и Мечами; Рыцарский крест (27 мая 1942); Дубовые листья (№ 571) (3 сентября 1944); Мечи (№ 157) (9 мая 1945).
Литература: Florian Berger. Mit Eichenlaub und Schwertern. Die höchstdekorierten Soldaten des Zweiten Weltkrieges. Selbstverlag, 2000. ISBN 3-9501307-0-5
[535x700]
1896
Николай Гаврилович Нечипоренко
орудийный номер 260-го гвардейского пушечного артиллерийского полка 17-й гвардейской Ленинградской пушечной артиллерийской бригады, 2-й Украинский фронт, гвардии красноармеец. Родился в селе Николаевка ныне Зачепиловского района Харьковской области Украины, в семье крестьянина. Украинец. В Красной Армии и в действующей армии – с августа 1941 года. Воевал на Южном, Сталинградском, Донском, Западном, Ленинградском, 2-м Украинском фронтах в должностях орудийного номера, заряжающего, наводчика орудия. Особо отличился в уличных боях в Будапеште. 28 декабря 1944 года под огнем противника подобравшись к орудию, в одиночку открыл огонь и уничтожил огневую точку. 9 января 1945 года батарея поддерживала наступление стрелкового батальона. Под артиллерийским огнем противника стрелки залегли. Н.Г.Нечипоренко выдвинулся в цепь, разведал места расположения орудий противника и, вернувшись к своему орудию, точным огнем уничтожил оба немецкие орудия. 11 января гранатами уничтожил группу солдат противника, ведущих обстрел огневой позиции батареи. 12 января, когда выбыл из строя командир взвода, Н.Г.Нечипоренко принял на себя командование и управлял огнем. Будучи раненым, продолжал выполнять боевую задачу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии красноармейцу Нечипоренко Николаю Гавриловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны демобилизован. Жил в селе Червоный Жовтень Зачепиловского района Харьковской области. Работал в колхозе. Умер 26 мая 1975 года. Похоронен в селе Першотравневое Зачепиловского района Харьковской области (Украина). Награжден орденом Ленина (15 мая 1946), медалями, в том числе «За отвагу (18 июля 1944).
[700x525]
Памятный знак землякам установлен в поселке городского типа Зачепиловка Харьковской области (Украина).
1896
Марчел Паукер (румынское имя — Marcel Pauker)
румынский революционер еврейского происхождения. Муж Анны Паукер. Родился в городе Бухарест, Королевство Румыния. Изучал инженерное дело в Цюрихе, но во время Первой мировой войны был призван в армию артиллеристом. Дослужился там в 1916 году до звания лейтенанта. В 1919—1921 году закончил своё обучение в Швейцарии. В декабре 1921 году на руководящих постах в КПР. В 1922 году de facto выполняет функции члена ЦК; участвует в конгрессах Балканской коммунистической федерации в Софии (1922) и Берлине (1923). Арестован и осуждён на десять лет заключения, а затем — пожизненную каторгу. В 1925 году бежит в СССР и в 1929 году снова возвращается в страну. Арестован в Петрошанах во время забастовки шахтёров. Арестован НКВД 21 марта 1937 года. Расстрелян в городе Москва, РСФСР, СССР, 16 августа 1938 года. В 1957 году посмертно реабилитирован.
1897
Эрнст-Феликс Крюдер (немецкое имя — Ernst-Felix Krüder)
немецкий капитан 1-го ранга (капитан цур зее), командир вспомогательного крейсера «Пингвин». Один из самых результативных капитанов Кригсмарине. Родился в городе Гамбург, Германская империя. В 1915 году после окончания школы добровольцем поступил в Кайзеровские ВМС. Прошёл обучение на учебном корабле «Фрейя» и получил назначение на «Кёниг». Участвовал на нём в Ютландском сражении. Закончил штурманские курсы. Первая офицерская должность — вахтенный офицер на «Бреслау». В 1917 году в этом качестве участвовал в прорыве «Гебена» и «Бреслау» в Чёрное море. Затем был переведён на «Гебен», где 13 декабря 1917 года получил чин младшего лейтенанта. В 1920 году восстановился на флоте. Работал в береговой службе, затем служил на тральщиках. С 1924 по 1926 год работал в военно-морском штабе на Балтике. Перед Второй мировой войной служил на крейсерах «Карлсруэ» и «Кенигсберг». В ноябре 1939 года получил назначение на «Судно № 33» — вспомогательный крейсер «Пингвин».
Погиб в Индийском океане на потопленном англичанами корабле 8 мая 1941 года.
Награды: Железный крест II и I классов (1914); Галлиполийская звезда (23 января 1918); Пряжка к Железному кресту (1939); II класс (30 августа 1940); I класс (11 октября 1940); Рыцарский крест железного креста с Дубовыми Листьями; Рыцарский крест (22 декабря 1940); 40-й, Дубовые листья (15 ноября 1941, посмертно); Упоминался в «Вермахтберихт» (26 июня 1941).
Литература: Й.Бреннеке. Крейсер-призрак НК-33. Боевые операции немецкого ВМФ в Индийском океане. 1939—1941 = Ghost Cruiser HK-33. — Москва : Центрполиграф, 2006. — 256 страниц. — (За линией фронта. Военная история). — ISBN 5-9524-2260-8; Walther-Peer Fellgiebel. Die Träger des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939—1945. — Friedburg: Podzun-Pallas, 1986. — 472 p. — ISBN 3-790-90284-5.

1897
Йон Аксель Фернстрём (шведское имя — John Fernström)
шведский композитор и дирижёр. Родился в городе Ичан, Ичанская управа, Хубэй, империя Цин. Сын шведского миссионера, работавшего в Китае. Провёл в этой стране первые десять лет жизни, затем вернулся в Швецию и в 1913 г. поступил в Консерваторию Мальмё в класс скрипки, а после того, как его педагог Карл Нордбергер перебрался в Стокгольм, последовал за ним. В 1916 г. поступил в Хельсингборгский симфонический оркестр, при этом до 1924 г. регулярно ездил в Копенгаген и совершенствовал своё исполнительское мастерство под руководством Макса Шлютера, а затем вплоть до 1930 г. там же, в Копенгагене, изучал композицию у Педера Грама. Кроме того, в 1921—1922 гг. Фернстрём учился в Берлине у Альфреда Виттенберга и Исая Бармаса. В дальнейшем также стажировался в Зондерсхаузене как дирижёр. До 1932 г. продолжал играть в Хельсингборгском симфоническом оркестре, выступая также как солист и камерный исполнитель в Хельсингборге и других городах южной Швеции. Затем, до 1939 г., работал в том же оркестре в административной должности, одновременно дирижируя программой концертов для юношества. В 1939 г. руководство оркестра отвергло кандидатуру Фернстрёма на пост главного дирижёра, после чего он вышел в отставку и перебрался в Мальмё, где дирижировал радиооркестром, преподавал и писал музыку для спектаклей городского театра. С 1944 г. жил и работал в Лунде, возглавив местную музыкальную школу. Кроме того, Фернстрём был одним из дирижёров городского оркестра, в 1948 г. был среди инициаторов создания Лундского академического хора, а в 1951 г. основал и возглавил Северный молодёжный симфонический оркестр. В 1953 г. избран в состав Королевской академии музыки. Композиторская деятельность Фернстрёма началась в 1920-е гг., хотя значительную часть ранних произведений он позднее уничтожил, и практически закончилась в 1953 г. в связи с большим объёмом административной работы. В промежутке Фернстрём написал оперу «Эхнатон» (1931), двенадцать симфоний, два скрипичных концерта (1928, 1952), ряд сочинений для скрипки, хоровые пьесы и др. Первым успехом в композиторской карьере Фернстрёма стало, однако, Концертино для флейты, струнного оркестра и женского хора Op. 52 (1941), с успехом исполненное в Стокгольме в 1943 году и заложившее основу его репутации в национальном масштабе. Фернстрём также оркестровал оперу Туре Рангстрёма «Гильгамеш», оставшуюся незавершенной после смерти композитора. Умер в городе Лунд, Лундс-стад, Мальмёхус, Швеция, 19 октября 1961 года. Автобиографические записки Фернстрёма изданы в 1997 году.
Награды и премии: Медаль за содействие развитию музыкального искусства (1954).
1898
Гуннар Мюрдаль (шведское имя — Gunnar Myrdal)
шведский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1974 года «за основополагающие работы по теории денег и глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений». В экономической теории основоположник стокгольмской школы, идеи которой перекликались с кейнсианством. Муж Альвы Мюрдаль — лауреата Нобелевской премии мира, и отец писателя Яна Мюрдаля. Гуннар родился в фермерской деревушке Густафс, провинция Даларна, Швеция. Окончил юридическую школу Стокгольмского университета в 1923 году. Некоторое время занимался адвокатской практикой, однако его привлекала экономика. В 1927 году защитил докторскую диссертацию по экономике в Стокгольмском университете под руководство Густава Касселя (его докторская диссертация по анализу проблем денежного равновесия «Ценообразование — фактор перемен» считается началом формирования стокгольмской школы политэкономии). Продолжал научные исследования в Англии, Германии, Франции. Его ранняя работа «Политический элемент в развитии экономической теории» вышла в 1929 году. Проходил обучение в США в рамках премии Рокфеллера в 1929—1930 годах. Его книгу «Денежное равновесие» издали на шведском (1931), немецком (1933), английском (1939) языках. В своих трудах Мюрдаль одним из первых экономистов предложил распространенный и ныне метод анализа на основе различия ожидаемых величин от фактических, реально достигнутых показателей. В 1930 году Мюрдаль переезжает в Женеву, где работает в 1930—1931 годах профессором Института международных отношений Женевского университета, но через год возвращается в Стокгольм. Долгое время в местном университете он занимается преподавательской деятельностью, а с 1933 года заведует кафедрой политической экономии и финансов. В 1933—1947 профессор Стокгольмской школы экономики, был дружен с Бертилем Олином, занимавшим там же должность профессора в 1929—1965 годах.
[700x350]
В 1933 году избран депутатом риксдага от Социал-демократической партии. В 1938 году приглашен в США, где в течение четырёх лет возглавляет Центр по изучению проблем американских негров при Институте Карнеги и пишет книгу «Американская дилемма. Негритянские вопросы и современная демократия» (1944). В 1945—1947 годах — министр торговли Швеции. В 1947—1957 годах работал Исполнительным секретарем Европейской экономической комиссии ООН. В 1960—1967 годах профессор мировой экономики Стокгольмского университета. Активно выступал против войны во Вьетнаме. Был соучредителем и председателем Стокгольмского института исследования проблем мира. В 1974 году награждён Нобелевской премии по экономике совместно с Фридрихом Хайеком; при этом сам Мюрдаль считал, что если премию вручают «таким реакционерам, как Хайек и Милтон Фридман», её следовало бы упразднить. Являлся членом Американской академии искусств и наук (1958), Британской академии (1974) и Шведской королевской академии наук, был удостоен более тридцати почетных ученых степеней европейских и американских университетов. Мюрдаль умер в коммуне Дандерюд, Дандерюд, лен Стокгольм, Швеция, 17 мая 1987 года.
Награды: Премия Мира немецких книготорговцев (совместно с Альвой Мюрдаль) от правительства ФРГ (27 сентября 1970); 1974 — премия Фрэнка Сейдмана; Нобелевская премия по экономике (1974); Премия Бронислава Малиновского (1975); Премия Веблена-Коммонса от Ассоциации эволюционной экономики (1975); Книжная премия Анисфилд-Вулф (1945); Премия имени Джавахарлала Неру (1981); Kurt Lewin Award (1952); Действительный член Эконометрического общества (1939); Почётный доктор Университета Нанси (1950).
Семья
Супруга (с 1924 года) — Альва Мюрдаль — дипломат, политик и писатель, лауреат Нобелевской премии мира 1982 года. Сын — Ян Мюрдаль (родился в 1927) — известный писатель и журналист леворадикального толка. Дочери: Сиссела Мюрдаль-Бок — философ, профессор Гарвардского университета, и Кай Фелстер — социолог.
[699x482]
Вклад в науку
Г.Мюрдаль подчёркивает, что большинство безработных не готовы к выполнению работы в современных отраслях и не составляют трудовой резерв экономики страны. Главной причиной слаборазвитости экономики является не нехватка капитала, а недоиспользованность этих трудовых ресурсов. Индивиды из-за плохого питания, слабого здоровья, низкого уровня жизни и низких институциональных условий труда не заинтересованы в своём труде, работают плохо и мало, отношение к физическому труду презрительное. Для экономического развития необходимо ослабить неравенство, изменить систему возмещения трудовых затрат. В первую очередь с ростом доходов должна повыситься работоспособность и эффективность труда. Важна не норма прибыли капитала, а стимулирование более производительного труда, что в целом и приведёт к повышению уровня экономического развития, к повышению степени удовлетворения основных потребностей всех членов общества. Экономический рост без улучшения положения большинства населения не приоритетен. Работа Мюрдаля «Денежное равновесие» 1939 года ввела системное обсуждение ожиданий в анализ ценообразования, и различие между ex ante и ex post, то есть между планируемыми и фактическими значениями, что с тех пор стало стандартом для макроэкономической теории.
Сочинения: Мюрдаль Г. Мировая экономика. Проблемы и перспективы = An International economy, problems and prospects (1956). — Москва : Иностранная литература, 1958; Мюрдаль Г., Польссон Р., Экстрем Т. Швеция и Западная Европа = Västeuropa. Uppfordran till eftertanke och debatt. — Москва : Прогресс, 1964; Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира» = Asian Drama: An Inquiry into the Poverty of Nations (1968). — Москва : Прогресс, 1972; Мюрдаль Г. Возрастающая взаимозависимость государств и неудачи международного сотрудничества // МЭиМО № 5, 1980; Myrdal G. Monetary Equilibrium, 1939; Myrdal G. The Political Element in the Development of Economic Theory, 1956; Myrdal G. Asian drama: An Inquiry into the Poverty of Nations, 1968.
Литература: Карлсон А. Шведский эксперимент в демографической политике: Гуннар и Альва Мюрдали и межвоенный кризис народонаселения / перевод с английского — Москва : ИРИСЭН, Мысль, 2009. — 312 страниц. — Серия «Социология». — ISBN 978-5-91066-030-8, ISBN 978-5-244-01120-3; Мюрдаль (Myrdal) Гуннар Карл // Моршин — Никиш. — Москва : Советская энциклопедия, 1974. — Страница 175. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 томах.] / главный редактор А.М.Прохоров ; 1969—1978, том 17).

1898
Альфред Эйзенштадт (немецкое имя — Alfred Eisenstaedt)
немецкий и американский фотограф и журналист. Более всего известен как автор фотографии «День Победы над Японией на Таймс-сквер». Родился в городе Диршау, Западная Пруссия, Германская империя (ныне Тчев, Польша), в еврейской семье, в 1906 году переехал вместе с семьёй в Берлин. Фотографией увлекался с детства, в 14 лет получил свою первую камеру. В конце Первой мировой войны был призван на службу в артиллерию, в 1918 году получил ранение. В 1920-х годах работал продавцом галантереи, с 1928 года подрабатывал фотографом, в 1929 году начал профессионально заниматься фотографией. Первым заданием для Альфреда в качестве фотографа, стал фотоотчет с церемонии награждения Нобелевской премией Томаса Манна в 1929 году. Одной из самых известных его фотографий довоенного периода стала фотография Йозефа Геббельса на конференции Лиги наций в Женеве в 1933 году. В 1935 году эмигрировал из Германии в США, где жил в Нью-Йорке до конца жизни. После эмиграции в Соединенные Штаты он начал работать для журналов «Harper’s Bazaar», «Vogue», а также для журнала Town and Country. С 1936 по 1972 год работал фотографом в журнале «Life»; его фотографии появлялись на обложках журнала 90 раз, а также выполнил для издания более 2500 заданий. Именно снимки людей помогли Альфреду вписать свое имя в историю фотографии.
Альфред Айзенштадт (Эйзи) днем 23 августа 1995 года подписывает гравюру "День Виджея" для своего друга Уильяма Уотеруэя Маркса. Место проведения - домик для отдыха Эйзи, расположенный в гостинице "Менемша Инн" на острове Мартас-Виньярд, округ Дбюкс, штат Массачусетс, США. Эйзи скончался в хижине примерно восемь часов спустя, вскоре после полуночи, 24 августа 1995 года, в компании своей невестки Люсиль Кей и Уильяма Уотеруэя Маркса.
Награды и память: Медаль прогресса (Фотографическое общество Америки) (1987); Национальная медаль США в области искусств (1989) от президента Джорджа Буша-старшего; Его именем названа введённая в 1999 году Высшей школой журналистики Колумбийского университета премия за лучшую фотографию.
1899
Николай Петрович Баталов
русский и советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1933). Муж Ольги Николаевны Андровской и дядя Алексея Баталова. Николай Баталов родился в Москве в семье Петра Владимировича и Александры Ивановны Баталовых. Его родители были крестьянами Ярославской губернии, перебравшимися в столицу. Через три года родился его младший брат Владимир. Мать была домохозяйкой, отец в 1910-м году стал совладельцем ресторана, после революции работал директором столовой. Николай с детства готовился стать священником, мало общался со сверстниками и прислуживал в церкви. Вместе с братом разыгрывал маленькие спектакли. В 1910—1915 годах учился в Торговой школе имени Александра III, участвовал в школьных концертах. В 1915 году его отдали в Школу драматического искусства, в 1916 году — во Вторую студию МХТ, где он выступал до 1924 года. Первой ролью стал Петя-переплётчик в спектакле «Зелёное кольцо» по пьесе Зинаиды Гиппиус. В 1919—1923 годах во время гастрольных поездок и выездных спектаклей играл роли Гиггиса и Стрэттона в «Потопе» по пьесе Хеннинга Бергера и Гильома в «Адвокате Патлене».
В ноябре 1921 года женился на коллеге, актрисе Второй студии МХТ Ольге Андровской, которую заметил ещё в 1919 в Театре Корша и пригласил в труппу своего театра. В 1923 году заболел туберкулёзом, ставшим для Баталова роковым. Из-за болезни он в течение полугода не выступал на сцене.
Портрет-шарж на Баталова, художник Семён Зальцер
Зато уже в 1924 году он снялся в своём дебютном кинофильме «Аэлита» режиссёра Якова Протазанова, сыграв красноармейца Гусева. Его роль выделяли и киноработники, и критики того времени:
«Картину спасает красноармеец Гусев в отличном исполнении Баталова.» — Садко, «Анта… одЭЛИ… уТа». — «Новый зритель», 1924, № 39
«Баталов и Орлова дают единственные в ленте сочные русские типы.» — Херсонский, Х. «Аэлита». — «Известия, 1924, 2 октября»
Ролью же, принёсшей Баталову мировую известность, стал Павел Власов в фильме Всеволода Пудовкина «Мать» (1926) по мотивам романа Максима Горького. Сам Пудовкин так отзывался об актёре:
«Работа Н.П.Баталова была для меня грандиозным подарком. Кинематограф тогда был немым. Слово для нас было оружием недоступным. Всё дело было только во внешней жизни лица, глаз, жеста. И я должен сказать, что Николай Петрович на моих глазах создавал поразительные вещи. Он далеко перешагнул самые смелые мои мечтания. Я ещё тогда не мог сильной рукой формировать то, что я хотел. Но для Баталова достаточно было только творческого общения. Если я был искренним, если он видел, что я хотел, он вспыхивал, как искра, и сразу через него виден был чудесный свет, который покорял меня, а затем и зрителей, которые его очень любили.»

Кадр из фильма «Мать»
Баталов активно участвовал в жизни театра. С 1925 года он входил в органы внутреннего управления и практически заведовал труппой. Вдохновлённый лозунгами РАПП, он стремился перестроить театр в новом, «идеологически правильном» ключе, настаивал на расширении круга авторов-партийцев, что позже воплотил вместе с Ильёй Судаковым в московском театре рабочей молодёжи (ТРАМ). В апреле 1927 года впервые вышел на сцену в одном из своих самых ярких образов: Фигаро в пьесе Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро» в постановке Константина Станиславского, Елизаветы Телешевой и Бориса Вершилова. В 1931 году снялся в первом советском звуковом фильме «Путёвка в жизнь», где сыграл свою знаменитую роль — начальника коммуны Николая Ивановича Сергеева. Картина с успехом прошла по советским и мировым экранам, завоевав приз за лучшую режиссуру на 1-м Венецианском кинофестивале. С 1933 года Баталов преподавал актёрское мастерство в ГИКе и ЦЕТЕТИСе, однако болезнь давала о себе знать. 18 февраля 1935 года состоялось последнее выступление актёра на сцене в образе никогда не унывающего Фигаро. После этого он уже не мог выйти из дома. Когда Иосиф Сталин посетил МХАТ и поинтересовался, почему не играет Баталов, ему ответили, что актёр болен. «Надо лечить», — сказал Сталин, и осенью актёра отправили на курорт Закопане в Польше. Было дано распоряжение, чтобы его мог навестить любой, кто пожелает, и к нему выехала жена. Позднее лечился в санаториях на Северном Кавказе и в Италии, но лучше ему не становилось. Он вернулся домой и уехал на дачу, где много работал над сценарием фильма о Пушкине, которого очень мечтал сыграть. 3 мая 1937 года был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Николай Баталов скончался в родном городе от туберкулёза 10 ноября 1937 года. Тело было кремировано, урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.
Признание и награды: Заслуженный артист РСФСР (1933); Орден Трудового Красного Знамени (3 мая 1937) — за выдающиеся заслуги в деле развития русского театрального искусства.
Семья
Отец — Пётр Владимирович Баталов (1875—1941). Мать — Александра Ивановна Баталова (1879—1963). Жена — Ольга Николаевна Андровская (1898—1975), актриса, народная артистка СССР (1948). Дочь — Светлана Николаевна Баталова (1923—2011), актриса театра. Брат — Владимир Петрович Баталов (по сцене — Аталов), (1902—1964), актёр, заслуженный артист РСФСР (1948).
Племянник — Алексей Владимирович Баталов (1928—2017), актёр, кинорежиссёр, народный артист СССР (1976). Сестра — Зинаида Петровна Баталова, (1912—1978), актриса. Сестра — Мария Петровна Баталова (Щербинина), (1914—2004), актриса МХАТ, помреж, заслуженная артистка РСФСР (1969).
Роли в театре
Московский Художественный театр: 1916 — «Нахлебник» И.С.Тургенева — Васька-казачок; 1916 — «На дне» М.Горького — Алёшка; 1917 — «Пир во время чумы» А.С.Пушкина — Пирующий; 1918 — «Осенние скрипки» И.Д.Сургучёва; 1918 — «Иванов» А.П.Чехова; 1918 — «Село Степанчиково и его обитатели» по повести Ф.М.Достоевского — Мужик; 1921 — «Ревизор» Н.В.Гоголя — Коробкин; 1921 — «Синяя птица» М.Метерлинка — Хлеб; 1921 — «Синяя птица» М.Метерлинка — Пёс.
Вторая студия Московского Художественного театра: 1916 — «Зелёное кольцо» З.Гиппиус — Петя-переплётчик; 1918 — «История лейтенанта Ергунова» И.С.Тургенева — Доктор; 1918 — «Младость» Л.Андреева — Пётр, дворник; 1919 — «Младость» Л.Андреева — Нечаев; 1919 — «История лейтенанта Ергунова» И.С.Тургенева — Ергунов; 1919 — «Комедия о человеке, который женился на немой женщине» А.Франса — Мэтр Симон Коллик; 1920 — «Узор из роз» Ф.К.Сологуба; 1922 — «Сказка об Иване-дураке и его братьях» Л.Н.Толстого — Тарас-брюхан; 1923 — «Разбойники» Ф.Шиллера — Франц.
МХАТ: 1924 — «Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого — Луп-Клешнин; 1925 — «Пугачёвщина» К.Тренева— Онуфрий; 1926 — «Пугачёвщина» К.Тренева— Чика Зарубин; 1926 — «Николай I и декабристы» А.Р.Кугеля — Каховский; 1927 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.Бомарше — Фигаро; 1927 — «На дне» М.Горького — Медведев; 1927 — «Бронепоезд 14-69» Вс.Иванова.Художественный руководитель постановки: К.С.Станиславский, режиссёры: Илья Судаков и Нина Литовцева — Васька Окорок; 1928 — «Растратчики» В.Катаева — Никита; 1929 — «Блокада» Вс.Иванова — Рубцов; 1930 — «Вишнёвый сад» А.П.Чехова — Лопахин; 1933 — «Мёртвые души» М.А.Булгакова по поэме Н.В.Гоголя — Собакевич.
Фильмография: 1924 — Аэлита — Гусев; 1926 — Мать — Павел Власов; 1927 — Жена — товарищ Антон; 1927 — Земля в плену — земляк Марии; 1927 — Третья Мещанская — Николай; 1931 — Путёвка в жизнь — Сергеев; 1932 — Горизонт — Лёва Горизонт; 1934 — Пастух и царь; 1935 — Сокровище погибшего корабля — Алексей Панов; 1935 — Три товарища — Лацис.
Литература: Турицын В. Николай баталов // Актёры советского кино. — Москва : Искусство, 1966. — Выпуск 2. — Страницы 30—41; Некрасов В.М. «Безумный день, или женитьба Фигаро» на сцене МХАТ. — Москва : ВТО, 1984. — 392 страницы; Галанин А. «Балашиха: История, факты, комментарии». — Балашиха: Издательство «Дельта», 2004.
1899
Томас Джонс (Thomas Jones; более известный как Том Джонс)
валлийский футболист, выступавший на позиции защитника.
Футбольная карьера
Родился в деревне Пеника неподалёку от города Рексхем, Уэльс, Великобритания.. Выступал за валлийские клубы «Акревайр», «Друидс» и «Озуэстри Таун». В мае 1924 года перешёл в английский клуб «Манчестер Юнайтед». Его дебют за «красных» состоялся 8 ноября 1924 года в матче против «Портсмута», который завершился со счётом 1:1. Провёл в манчестерском клубе 13 сезонов, в течение которых сыграл 200 официальных матчей. В июле 1937 года покинул «Манчестер Юнайтед» и перешёл в клуб «Сканторп энд Линдси Юнайтед». Также провёл 4 матча за сборную Уэльса. Его дебют в составе национальной сборной состоялся 13 февраля 1926 года в матче против сборной Северной Ирландии на «Уиндзор Парк». Свой последний матч за сборную провёл 1 февраля 1930 года также против североирландцев; в этой встречи валлийцы были разгромлены со счётом 7:0. Умер в коммуне Сефн, округ Рексхем, Уэльс, Великобритания, 20 февраля 1978 года.
Статистика выступлений

1899
Александр Петрович Оглоблин (украинское имя — Олександр Петрович Оглоблин; Oleksander Ohloblyn)
украинский историк и политический деятель, доктор исторических наук и с 1968 по 1970 год визит-профессор Гарвардского университета. Коллаборационист, во время Великой Отечественной войны сотрудничал с нацистской Германией, был первым начальником городской управы (бургомистром) во время нацистской оккупации Киева, был свидетелем расстрелов в Бабьем Яру. Покинул Киев вместе с отступающими немцами в 1943 году. После войны, опасаясь депортации, перебрался в США, принимал активное участие в деятельности местной украинской общины, готовил историков-украинистов.
Жизнь и деятельность при советской власти
Родился в городе Киев, Российская имеерия. Настоящая фамилия — Мезько (фамилию Оглоблин получил от отчима). Обучался в Киевской третьей гимназии, с 1917 года — на историко-филологическом факультете Киевского университета. По его окончании работал учителем украинского языка и украиноведения в гимназии под Киевом, а с марта 1920 года — преподавал в Киевском рабоче-крестьянском университете. 3 апреля 1922 года он получил профессорское звание, а спустя четыре года защитил диссертацию на степень доктора исторических наук и тогда же начал сотрудничать со Всеукраинской академией наук. Являлся постоянным автором журнала «Архівна справа». В годы работы в Киевском университете был знаком с Константином Штеппой, в соавторстве с которым подготовил ряд публикаций, с рядом других известных украинских историков. Основал так называемую новую революционную школу в истории, которая противопоставляла себя школе Михаила Грушевского. Несмотря на данное противостояние, по некоторым вопросам он сходился с Грушевским, в частности, по вопросу о достоверности «Истории русов». За поддержку «Истории русов» неоднократно подвергался критике, в конце 1930-го был арестован, но вскоре освобождён. Позднее снова преподавал в Киевском и Одесском университетах. В 1939—1941 годах ВАК рассматривал вопрос о лишении его степени доктора исторических наук ввиду «сомнительной позиции», однако в конце концов степень была подтверждена.
Деятельность во время нацистской оккупации
Во время нацистской оккупации 21 сентября 1941 года стал первым начальником городской управы Киева. По свидетельству очевидца — еврейки И.Минкиной, пытался заступаться перед немцами за неё, поскольку они были ранее знакомы, однако военный комендант Киева К.Эберхард указал ему, что «…вопрос о евреях подлежит исключительно компетенции немцев, и они его разрешают как им угодно». Утверждение М.Коваля, что Оглоблин подготовил списки киевских евреев для массовых казней, удобное место для расстрелов — Бабий Яр — подсказал нацистам тоже он, В.Нахманович считает не подкреплённым документально. В течение нескольких дней еврейский вопрос в Киеве был «окончательно решён»: в октябре 1941 года в Бабьем Яру немцы расстреляли около 40 000 евреев, в том числе детей от смешанных браков; позднее там же погибло ещё около 100 000 представителей разных национальностей. Как пишет Маркус Айкель, киевской управе, возглавляемой Оглоблиным, была передана некая часть имущества убитых евреев. Поощрял деятельность украинских национальных организаций, издание литературы на украинском языке (журнал «Литавры» — редактор Елена Телига, и др.), входил в Украинский национальный совет под председательством Миколы Величковского. За излишний «украинский национализм» подвергался критике со стороны коменданта Киева, поэтому всего через месяц после назначения подал в отставку и 25 октября 1941 года ушёл с должности (новым бургомистром стал его заместитель Владимир Багазий). Чтобы избежать ареста, некоторое время находился в психиатрической лечебнице. По другим сведениям, немцы обнаружили, что в возглавляемой бургомистром городской управе производятся махинации с имуществом расстрелянных евреев. Вызванный на допрос в гестапо Александр Петрович со страху упал в обморок. Убивать его не стали, а просто уволили. По протекции своего коллеги-историка Константина Штеппы, ставшего ректором Киевского университета, получил в нём профессорскую должность. В 1942 году работал директором Музея-архива переходного периода, собирал данные о разрушении большевиками исторических памятников в 1930-е годы. На основании собранных им и коллегами материалов немецкие власти открыли фотовыставку. После того, как выставка выполнила свою пропагандистскую миссию, в том же году деятельность музея была немцами свёрнута как «бесполезная».
Бегство и дальнейшая судьба
В 1943 году, незадолго до освобождения Киева советскими войсками, переехал в Львов, с 1944 года — в Прагу, где преподавал в Украинском свободном университете. В 1945 году университет переместился в Мюнхен, туда же переехал и Оглоблин, сохранив должность профессора. В 1951 году переехал в США, где принимал активное участие в деятельности местной украинской общины. Издал в США ряд монографий по украинской истории. Среди его учеников — историки Любомир Винар, Орест Субтельный и Семён Пидгайный. В то же время прекратились его отношения с Константином Штеппой — Оглоблин даже не упоминает его в своём справочнике по историографии Украины. Умер в городе Лудлоу, округ Хампден, штат Массачусетс, США, 16 февраля 1992 года.
Сочинения: Оглоблин О. «Annales de la Petite-Russie» Шерера й «Исторія Русов» // Науковий збірник Українського вільного університету. Ювілейне видання. — Мюнхен, 1948. — Том 5. — Страницы 87—94; Оглоблин О. Гетьман Іван Мазепа та його доба : Праці історично-філософічної секції — Ню-Йорк : ООЧСУ ; Париж ; Торонто : Ліґа Визволення України, 1960. — 409 страниц. — (Записки Наукового товариства імени Шевченка ; том 170); Оглоблин О. Українська історіографія. 1917—1956 : [укр.] : [арх. 16 декабря 2017] = Ukrainian Historiography. 1917–1956 : [перевод с английского] / КНУ ім. Т. Г. Шевченка; Центр українознавства; Історичний факультет ; Держ. комітет архівів України. — Киев, 2003. — 252 страницы. — ISBN 966-8225-18-X.
Литература: Верба I.В. Олександр Оглоблин: Життя та праця в Україні. — К., 1999. — 383 страницы; Винар Л., Атаманенко А. Видатний дослідник мазепинської доби; Чміль Л.В. Олександр Петрович Оглоблин і Поліські експедиції 1932 і 1936 років (укр.) // Археологія і давня історія України. — 2023. — № 4 (49). — Страницы 31—43; Serhii Plokhy. The Cossack Myth: History and Nationhood in the Age of Empires — Cambridge University Press, 2012. — 406 p. — (New Studies in European History). — ISBN 9781139536738.

1899
Ричард Амброз Ривз (Richard Ambrose Reeves)
англиканский священник, епископ Йоханнесбурга, историк ЮАР и активный участник движения против режима апартеида. Родился в городе Норидж, Англия, Великобритания. Депортированный южноафриканскими властями, был генеральным секретарём Студенческого христианского движения в 1962–1965 годах и президентом Движения против апартеида с 1970 года до своей смерти. Удостоен высшей награды Африканского Национального Конгресса — медали Изитваландве (1980). Умер в городе Шорхэм-бай-Си, графство Западный Суссекс, Англия, Великобритания, 23 декабря 1980 года.