
1891
Васил Димов Гендов (настоящая фамилия — Хаджигендов)
болгарский кино- и театральный актёр, режиссёр и сценарист. Как автор сценария, режиссёр и исполнитель главной роли Гендов впервые выступил в полнометражном фильме Болгарии в 1915 году в немом кино — комедии «Галантный болгарин». В 1933 году Гендов снялся в первом звуковом фильме Болгарии «Восстание рабов» (болг. Бунтът на робите). Родился Васил Хаджигендов в городе Сливен, Княжество Болгария, ныне Болгария. В юности играл и учился в Театре слез и смеха, с 1905 по 1907 год — в Национальном театре Ивана Вазова в Софии. Сценический дебют актёра — роль Роберта Пфайфера в пьесе Отто Эрнста (Otto Ernst) «Учителя» (The Educators). Окончив театральную школу в Вене, Гендов изучал искусство кино в Берлине.
Фильмы
В январе 1915 года в Болгарии был показан первый полнометражный фильм Българан е галант («Галантный болгарин»). Фильм был снят по сценарию режиссёра Василия Гендова. Впоследствии фильм был почти полностью уничтожен во время бомбардировок Софии в годы Второй Мировой Войны. От него осталось только один или два кадра. С 1915 по 1937 год Гендов писал сценарии и снял по ним одиннадцать фильмов, став наиболее ярким кинематографистом Болгарии того времени. В 1933 году он выпустит свой первый звуковой фильм Бунтът на робите («Бунт рабов»). Во многих его фильмах снималась его жена Жана Гендова. В фильме «Бунтът на робите» Гендов снялся в роли Василя Левского, одной из ведущих фигур в болгарском восстании 1873 года. Фильм описывает события борьбы за независимость Болгарии от Османской империи. Снятыми в фильме событиями выразил недовольство турецкий министр иностранных дел. По его мнению, фильм антитурецкий и вызывают ненависть болгар против Турции. Турецкое министерство потребовало объяснений от болгарского правительства, почему оно дало разрешение на снятие такого фильма. Правительство Болгарии, защищая фильм, игнорировало турецкое мнение и указывало, что «поскольку события в фильме касаются османского периода, то фильм не может восприниматься, как вызывающий ненависть к нынешнему турецкому правительству и народу.»
Наследие
По инициативе Гендова в 1919—1920 годах в Болгарии был создан Союза актёров, в 1931 году — Союз кинематографистов, в 1948 году — Музей болгарской кинематографии. После поражения в войне, Болгария стала социалистической Народной Республикой, была национализирована киноиндустрия. Эта отрасль в 1948 году была организована по Советской модели. После войны Гендов отошёл от создания фильмов и занимался созданием государственного киноархива. Ныне это Болгарский Национальный киноархив. Гендов посвятил себя коллекционированию фильмов, сделанных его коллегами, а также афиш фильмов и публикаций в СМИ о болгарской киноиндустрии. Васил Гендов прожил остаток жизни в городе София, НРБ, ныне Болгария, где и умер 3 сентября 1970 года.
Память
15 января 2015 года, к столетию выхода фильма Галантный болгарин, болгарский Национальный киноархив организовал праздничные мероприятия и выставку в кинотеатре «Одеон» в Софии. В 2015 году болгарский кинорежиссер Илья Костов выпустил документальный фильм Василий Гендов — миф и реальность, который рассказывает о Гендове, его карьере и личной жизни в контексте социальной и политической ситуации в Болгарии в начале XX века на фоне культурного развития Европы и Балкан. Документальный фильм был выпущен в октябре 2015 года и был показан на 22-м фестивале Документальных и анимационных фильмов в Пловдиве.
[537x700]
1891
Василий Николаевич Касаткин
советский деятель в области образования, профессор, директор Новочеркасского политехнического института в 1929−1930 годах, директор МГУ в 1930−1934 годах. Родился в деревне Нероново, Чухломский уезд, Костромская губерния, Российская империя, в семье рабочего. Окончил Санкт-Петербургский учительский институт в 1912 году. Еще будучи студентом, с 1912 г. начал участвовать в революционной работе в социал-демократических кружках (арестовывался в Санкт-Петербурге как участник демонстрации по поводу смерти Л.Н.Толстого). Член РСДРП с 1912 года, член РКП(б) с 1918 года. В 1912—1916 годах находился на педагогической работе, занимался революционной пропагандой в ученических кружках. В 1916—1917 годах вёл агитационную работу в царской армии. В 1917—1919 годах находился на административно-педагогической и советской работе в Новгородской губернии — был заведующим губернским отделом народного образования и членом губисполкома. Активный участник Гражданской войны. В апреле 1919 г. добровольно отправился на Восточный фронт рядовым красноармейцем. За время пребывания в Красной Армии занимал должности начальника политуправления Кавказского и Западного фронтов и помощника начальника политуправления Революционного военного совета СССР. В 1919—1920 годах входил в военно-политическое руководство 3-й армии Восточного фронта и 9-й армии Юго-Восточного фронта, непосредственно участвовал в боях. В 1920—1924 годах — секретарь Азово-Черноморского крайкома РКП(б) в Екатеринодаре, начальник Политуправления Кавказского фронта, секретарь Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б), помощник начальника Политуправления и начальник орготдела Политуправления РВС Красной Армии и Флота. В ноябре 1924 г. начал работать в МГУ в должности сверхштатного преподавателя на физико-математическом факультете по кафедре "Советская система народного образования". В 1924—1929 годах — заместитель заведующего Главным управлением профессионального образования и заведующий отделом высших учебных заведений Наркомпроса, начальник организационно-планового управления Наркомпроса. С 1925 г. работал в Наркомпросе РСФСР в качестве заместителя заведующего Главного комитета профессионально-технического образования (Главпрофобр) и начальника оргпланового управления. В 1929-1930 гг. был директором Донского политехнического института. Начало директорского срока Касаткина совпало с периодом государственной политики по "разукрупнению" университетов, инициаторы которой предполагали, что "реорганизация упростит структуру университетов, облегчит оперативное руководство ими, теснее свяжет университеты с соответствующими хозорганами и позволит усилить темпы подготовки столь нужных социалистическому строительству научно-педагогических кадров". В связи с этим в 1931 г. на базе факультета советского права МГУ были созданы вне университетской структуры Институт советского права и Институт советского строительства, затем все факультеты были преобразованы в отделения, причем историко-философское отделение было выделено в самостоятельный Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ) в системе Наркомпроса РСФСР. В конце 1930 г. начале 1931 г. был осуществлен переход на не оправдавший себя в дальнейшем так называемый "активный метод преподавания", а экзамены и зачеты заменены коллективным отчетом бригад о "проработке" ими учебных занятий. В связи с выделением из университета многих отделений, кафедр, специализаций возникла проблема пользования библиотечным фондом, и директор Василий Николаевич выступил с предложением перевести Фундаментальную библиотеку как "обслуживающую не только МГУ, но и другие вузы и учреждения, под непосредственное ведение сектора науки Наркомпроса". Однако реформаторские извращения постепенно преодолевались, и в начале 1933 г. уже восстанавливается факультетская система, в составе университета образуются механико- математический, химический, физический, биологический, почвенно- географический факультеты, а также рабфак. В июне 1933 г. постановлением Совнаркома РСФСР библиотека МГУ включена в сеть научных библиотек на правах научно-исследовательского учреждения с предоставлением права на получение обязательных экземпляров книг по дисциплинам, преподаваемым в университете. В новых условиях директор всячески настаивает на активизации научной работы университета и его НИИ, на расширении комплексных исследований, на укреплении связей с институтами Академии наук и родственными отраслевыми научно-исследовательскими институтами, на установлении сотрудничества с периферийными университетами и помощи им научными кадрами. Много сил отдал Касаткин борьбе за освобождение ведомственных площадей МГУ от посторонних лиц и организаций, за предоставление квартир остро нуждающимся научным работникам и за обеспечение студентов общежитием, питанием и промтоварами. Как профессор кафедры педагогики, директор Василий Николаевич подчеркивал, что "Университет должен стать образцовой лабораторией педагогической (в частности методической) мысли в стране". Он обращал внимание на "роль кафедр, как центров методической работы, и педкафедры, как центра, объединяющего эту работу, ставящего в этой области определенные работы научно-исследовательского характера, сплачивающего на этой почве преподавательский и студенческий актив и организующего помощь молодым преподавателям и педпрактику студентов". При освобождении от должности директору Касаткину была объявлена благодарность Наркома просвещения А.С.Бубнова "за исключительно энергичную и плодотворную работу по улучшению всех сторон деятельности университета". В 1934—1936 годах — заведующий Саратовским краевым отделом народного образования. 13 августа 1936 года был назначен директором педагогического института в городе Горький, был профессором кафедры марксизма-ленинизма. С марта 1938 г. по июнь 1940 г. был директором школы № 172 Свердловского районного отдела народного образования г. Москвы, затем преподавал историю в московской спецшколе № 2. В течение всей Великой Отечественной войны, с июля 1941 по сентябрь 1945 года, В.Н.Касаткин был старшим преподавателем социально-экономического цикла Центральной военно-технической школы дрессировщиков в подмосковном Новогиреево. С сентября 1945 г. В.Н.Касаткин работал в партийных учебных заведениях Москвы: преподавателем партшколы МК и МГК ВКП(б), заведующим учебной частью вечернего университета марксизма-ленинизма Москвы, директором филиала Университета марксизма-ленинизма МГК КПСС при Московском отделении Союза советских архитекторов. В последние годы жизни В.Н.Касаткин снова — преподаватель истории 509-й московской школы. Основные труды В.Н.Касаткина касаются вопросов методологии руководства педагогическим образованием и планирования просветительской работы. Он являлся автором и ответственным редактором ряда книг и учебных пособий. Умер В.Н.Касаткин в городе Москва, РСФСР, СССР, в 1961 году. Урна с прахом захоронена в колумбарии Донского кладбища.
Награды: Серебряные часы от Реввоенсовета 9-й армии РККА (1920).
Основные труды: «Основные узаконения и распоряжения по народному просвещению» (1929); «Планирование народного образования. Руководство для студентов старших курсов педвузов и педфаков, педтехникумов, а также для преподавателей педвузов, педтехникумов и школ с педуклоном и ответственных руководителей-работников органов народного образования» (1929); «Ресурсы культурного фронта. О культурной пятилетке» (1930).
Литература: Корсаков С. Забытый директор МГУ // Высшее образование в России : журнал. — 2002. — № 2. — Страницы 145-149. — ISSN 0869-3617;
Касаткин Василий Николаевич. Летопись Московского университета; В.Н.Касаткин. Директор Московского университета
1891
Иван Степанович Логинов
русский и советский поэт. Родился в деревне Паршуки, Костромская губерния, Российская империя (ныне заброшенная деревня в Сусанинском районе Костромской области России), в семье крестьянина. Был мальчиком в шапочной мастерской. В возрасте 14 лет устроился на работу на завод в Петербурге. В 1912 году вступил в РСДРП. С 1918 года — сотрудник петроградской «Красной газеты», позднее работал заведующим библиотекой Госиздата (1920—1926), в Обществе старых большевиков. Во время войны был политработником, погиб на Ленинградском фронте 4 марта 1942 года.
Творчество
Дебютировал в 1911 году в газете «Звезда» со стихотворением «Надо счастья, надо воли». Основные жанры произведений — злободневные политические стихотворения, песни, памфлеты, сатира. Основные мотивы — ненависть к буржуазии, старому порядку, призывы к свержению монархии и капиталистического строя, а после Октябрьской революции — призывы к классовой бдительности пролетариата, к борьбе с белогвардейцами, Колчаком и т. д., позднее — мотивы социалистического строительства. Опубликовал цикл сатирических стихотворных фельетонов, направленных против не только политических, но и литературных «врагов пролетариата» (Ф.Сологуб, К.Бальмонт, З.Гиппиус, И.Кубиков и т. д.). Считается одним из основоположников «пролетарской поэзии».
Библиография: У станка, Стихи, издательство «Прибой», Петроград, 1917; Стихи в сборнике «Под знамя Правды», изд. «Прибой», Петроград, 1917; «Сборник пролетарских писателей», под редакцией М.Горького, А.Сереброва и А.Чапыгина, издательство «Прибой», Петроград, 1917; Накануне, Стихотворения, Гиз, Петроград, 1919; На страже (Стихи-сатира), издательство Петроградского Совдепа, Петроград, 1918; Стихи в сборнике «Трибуна Пролеткульта», издание «Пролеткульта», Петроград, 1921.
Литература: Поликанов А., Удонова З., Трофимов И., Русская литератуpa конца XIX — начало XX вв., — Москва, 1965; Торов Москва, Поэты из народа, «Вестник жизни», 1918, I; Львов-Рогачевский В., Поэзия новой России, Москва, 1919; Львов-Рогачевский В., Новейшая русская литература, Москва, 1922 (и позднейшие издания.); Родов С., Пролетарские писатели, Гиз, Москва, 1925 (автобиографические сведения). Ленинградские писатели-фронтовики / Владимир Бахтин (автор-составитель). — Ленинград: Советский писатель, 1985. — 520 страниц.
1892
Александр Андреевич Ветелев
протоиерей, российский богослов. Родился в посёлке Растяпино, Нижегородская губерния, Российская империя, в семье диакона. Окончил Казанскую духовную академию в 1917 со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы «Н.И.Новиков (жизнь и мировоззрение)»), Высший социально-юридический институт в Севастополе в 1921, факультет русского языка Вечернего педагогического института в Москве в 1929. Магистр богословия (1950, тема диссертации: «Гомилетика (курс академических лекций по теории и практике церковно-православного проповедничества) для II курса академии»). Доктор богословия (1967, тема диссертации: «Божественная литургия (Опыт изъяснения применительно к требованиям пастырской душепопечительности)»).
Священник и профессор
До 1945 работал в системе народного образования. 10 марта 1945 рукоположён в иерея. С 1945 — доцент, в 1950—1957 и в 1965—1976 — профессор по кафедре гомилетики и нравственного богословия Московской духовной академии. Был одним из учёных, получивших высшее духовное образование в дореволюционной академии и продолжавших её научные и учебные традиции в советское время. Говорил своим ученикам: «Преподаваемое воспринимайте больше сердцем, нежели умом. Будьте чутки и внимательны к людям, помогайте им, заботьтесь о них. Но самое главное — это дать рост семени святости, заложенному в нас Господом. Первый шаг на пути к святости — это исполнение заповеди Божией о любви к ближнему». Среди его учеников ряд видных деятелей РПЦ, а также Евграф Дулуман, известный своей деятельностью в области научного атеизма. В 1957—1965 служил на приходе в Москве. Был священником в Успенском храме Новодевичьего монастыря, в храме преподобного Пимена Великого, в Покровском храме, что на Лыщиковой горе, в Знаменском храме у Рижского вокзала. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 28 июня 1976 года.

Похоронен на Ваганьковском кладбище (18 участок).
Воспоминания об учёном
Митрополит Питирим (Нечаев) говорил о профессоре-протоиерее Александре Ветелеве: «Его богословие было не словом, а делом, не званием, а существом, не формой, а самой жизнью. Он пламенел и на наших занятиях, и в тех беседах, которые вёл со студентами до глубокой ночи, не считаясь ни с силами, ни со временем. Когда бы кто ни пришёл к нему, он всегда принимал горячее, живое участие во всём том, что волнует студенческую душу. Его глубокая образованность, знание светских наук, любовь и проникновение в науку духовную, знание наследия отцов Церкви, человеческой души сделало его для нас подлинно учителем, учителем любящим, учителем примерным». Епископ Сергий (Соколов) вспоминал о нём: «Часто, наблюдая за старцем-профессором, я не мог скрыть своего удивления его поступками. В отдельном кармашке его пальто всегда находились „рублики“, которые он щедро раздавал многим нищим, поджидавшим своего благодетеля у ворот и на аллеях Троице-Сергиевой Лавры. Однажды я попытался было убедить батюшку не подавать милостыню пьяному попрошайке, но в ответ услышал от отца Александра, что, прежде чем рассуждать подобным образом, нам полезно мысленно представить себя на месте просящего, и тогда всякая нерешительность нас оставит, ибо сказано в Евангелии: „Просящему у тебя дай“. Следует подавать всегда, учил он, ибо нам не известны обстоятельства жизни просящего человека. И дело не в тех копейках, которые мы можем ему подать, а главное — во внимании к его беде. Поэтому непременно наше подаяние должно сопровождаться молитвой о несчастном, ибо то, что дарует ему Бог, несомненно значимее для него, чем наша милостыня».
Труды
Митрополит Московский Филарет как проповедник-богослов (1782—1867) // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1951. № 12. страницы 50-57; Протоиерей А.М. Станиславский (некролог) // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1953. № 6. страницы 29-32;
Святитель Алексий — поборник мира (поучение в день памяти Святителя Алексия, Митрополита Московского, сказанное в Патриаршем Богоявленском соборе) // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1954. № 2. страницы 36-38; Профессор-протоиерей Сергей Васильевич Савинский (некролог) // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1954. № 10. страницы 5-10; Таинство покаяния // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1954. № 11. страницы 32-41; № 12. страницы 47-52; Приготовительные недели к Великому посту (пособие к изъяснению Евангельских чтений) // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1955. № 1. страницы 24-29; Литургийные евангельские чтения (Неделя 5-я Великого поста, Неделя Ваий, Пасха, Неделя 2-я по Пасхе) // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1955. № 3. страницы 31-35; Святоотеческая проповедь как образец для подражания // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1955. № 4. страницы 31-34; Храм и пастырь // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1955. № 6. страницы 8-10; Пастырь и паства (о пастырской душепопечительности) // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1955. № 8. страницы 14-16; Доктрина и мнение // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1956. № 9. страницы 55-58; Перед Плащаницей // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1958. № 3. страницы 21-22; «Паломник» Даниила Мниха // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1958. № 10. страницы 48-57; Лазарева суббота // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1959. № 4. страницы 54-55; Пасхальное «Огласительное слово» св. Иоанна Златоуста // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1959. № 5. страницы 46-55; Поминовение усопших (ко дню Димитриевской родительской субботы) // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1959. № 12. страницы 44-48; Поучение о любви к Богу и ближнему [поучение на евангельское чтение Недели 25-й по Пятидесятницы] // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1960. № 12. страницы 31-33; Архиепископ Лука (некролог) // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1961. № 8. страницы 35-38; В дни Рождественского поста // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1961. № 12. страницы 29-32; Гефсиманская молитва Спасителя // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1962. № 3. страницы 38-46; Непреходящая радость // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1962. № 4. страницы 6-9; Введение во храм Пресвятыя Богородицы // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1962. № 11. страницы 39-41; Слово в день Рождества Христова // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1963. № 1. страницы 30-33; Беседа на Благовещение (о «главизне» (начале) нашего спасения) // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1963. № 4. страницы 31-33; Поучение в день отдания Святой Пасхи // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1963. № 5. страницы 29-31; Поучение в Духов день // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1963. № 6. страницы 34-35; О милосердии Божием // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1963. № 9. страницы 32-34; Поучение в день праздника Покрова Божией Матери // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1964. № 10. страницы 17-18; Поучение в Неделю о Закхее // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1964. № 2. страницы 46-47; Победа над смертью (слово за литургией в Великую субботу) // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1964. № 5. страницы 17-18; Воскресение Христово // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1964. № 5. страницы 60-63; Поучение в день Троицкой родительской субботы. О молитве за умерших // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1964. № 6. страницы 27-28; Поучение в воскресный день Рождественского поста (в Неделю 25-ю) // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1964. № 12. страницы 34-35; Проповедь в день Сретения Господня // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1965. № 2. страницы 40-42; Поучение в День преполовения Святой Пятидесятницы // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1965. № 5. страницы 20-21; Поучение в Неделю по Богоявлении (Мф. 4, 12-17) [О покаянии и Царствии Божием] // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1966. № 1. страницы 39-41; Поучение перед чтением канона преп. Андрея Критского в понедельник Первой седмицы Великого поста // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1966. № 2. страницы 39; Слово за вечерней в первый день Святой Пасхи // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1966. № 4. страница 28; Поучение в день обретения мощей Преп. Сергия Радонежского // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1966. № 7. страницы 37-39; Поучение в Неделю 22-ю по Пятидесятнице [О вере] // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1966. № 10. страницы 25-27; О милосердии к людям (поучение в день памяти св. Филарета Милостивого) // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1966. № 12. страницы 46-48; Поучение на Святую Пасху // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1967. № 4. страницы 25-26; Эммаусская вечеря // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1967. № 4. страницы 76-78; № 5. страницы 53-56; Поучение в Неделю 3-ю по Пятидесятнице (Мф. 6, 25-34) [о нестяжании] // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1967. № 7. страницы 30-32; Беседа о вере по учению Филарета, митрополита Московского // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1967. № 12. страницы 31-34; Эммаусская вечеря // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1968. № 5. страницы 64-68; О силе веры // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1968. № 9. страницы 35-36; У святой Плащаницы // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1969. № 3. страницы 31-32; Поучение на день памяти святой равноапостольной Ольги // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1969. № 7. страницы 17-18; Христос и грешница // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1970. № 1. страницы 27-29; Божественная литургия // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1970. № 1. страницы 60-68; Богословское содержание иконы «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1972. № 8. страницы 63-75; Богословское содержание иконы «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1972. № 10. страницы 62-65; Уроки из притчи о блудном сыне // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1973. № 3. страницы 36-37; Служение крещенного человека в мире по свидетельству отцов Церкви // Богословские труды. Москва, 1973. № 10. страницы 142—149; «Благоразумный разбойник» // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1974. № 3. страницы 36-38; Поучение в праздник Преображения Господня // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1974. № 8. страницы 47-48; О грехопадении прародителей и его следствиях // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1974. № 11. страницы 61-75; Царство Божие // Богословские труды. Москва, 1975. № 14. страницы 62-76; Основы христианской нравственности [комментарий на заповеди блаженств: Мф. 5, 3-12] // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1975. № 7. страницы 58-72; Беседа о таинстве Покаяния // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1976. № 7. страницы 38-45; О молитве за умерших // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1976. № 10. страницы 37-38; Поучение в День Святой Троицы // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1976. № 10. страницы 38-39; Вера, надежда, любовь — основные христианские добродетели // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1976. № 10. страницы 63-71; Вера, надежда, любовь — основные христианские добродетели // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1976. № 11. страницы 66-75; В день Преполовения Святой Пятидесятницы // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1978. № 5. страницы 35-36; Таинство Покаяния. Чинопоследование исповеди // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1987. № 4. страницы 74-75; Нравственные основы духовного совершенствования // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1988. № 2. страницы 74-75; № 3. страницы 73-74; № 4. страницы 72-73; № 5. страницы 72-73; № 8. страницы 74-75; № 10. страницы 75-76; № 11. страницы 75-76; № 12. страницы 74-77; О проповеди // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1989. № 3. страница 47; В день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1993. № 6. страницы 2-3; Таинство покаяния // Журнал Московской Патриархии. Москва, 2003. № 3. страницы 56-63; Поучение о любви к Богу и ближнему // Журнал Московской Патриархии. Москва, 2003. № 10. страницы 54-55; Протоиерей Александр Ветелев. Путь к пробуждению: Сборник великопостных и пасхальных поучений и бесед. Москва, 2002.
Литература: Диак. Сергий Матюшин. Ветелев // Православная энциклопедия. — Москва, 2004. — Том VIII : Вероучение — Владимиро-Волынская епархия. — Страница 46. — 752 страницы — 39 000 экземпляров. — ISBN 5-89572-014-5.
1892
Эрнест Яромирович Кольман (изначально Арношт Кольман, встречается вариант написания фамилии Кальман, был известен также как Эрнест Натанович; чешское имя — Ernest Natanovič; публиковался также под псевдонимом К.Арношт, Arnošt Kolman)
советский философ-марксист и партийный деятель, математик по образованию, впоследствии «невозвращенец». Член Академии наук Чехословакии (исключён в 1976). Арношт (Эрнест) Кольман родился в городе Прага, Королевство Богемия, Цислейтания, Австро-Венгрия (ныне Чехия), в еврейской семье, отец был почтовым чиновником в Праге. По материнской линии приходился двоюродным братом Иржи и Франтишека Лангеров, а также троюродным братом Макса Брода. Подданный Австро-Венгрии. Получил образование на математическом отделении философского факультета Карлова университета (1910—1913), где в это время математику преподавал молодой Альберт Эйнштейн (в 1911 году), и на электротехническом факультете высшей политехнической школы в Праге. Работал вычислителем в Пражской астрономической обсерватории.
После Первой мировой войны
В Первую мировую войну после мобилизации окончил офицерскую школу и был направлен на русский фронт в составе австро-венгерской армии. Служил в 91-м пехотном полку австро-венгерской армии. В 1915 году попал в русский плен, в 1917 году за агитацию против повиновения офицерам полгода провёл в одиночке Иваново-Вознесенской тюрьмы, откуда был освобождён только после Октябрьской революции. Уже в конце 1917 года вступил в Красную армию, стал членом РКП(б). Гражданскую войну в России закончил в должности начальника политотдела 5-й армии РККА, где пересекался с Я.Гашеком. Заслан Коминтерном в Германию для подрывной работы, но был арестован властями. После освобождения продолжил организацию рабочих дружин на заводах в Берлине. В 1930 году вернулся в Москву на работу в Институт красной профессуры. Незадолго до этого (в декабре 1930 года) Сталин потребовал «разворошить и перекопать весь навоз, который накопился в философии и естествознании». Руководством Коммунистической академии были сделаны «оргвыводы», и выбор пал на Кольмана. Он возглавил центр по руководству работами над философскими и методологическими проблемами естествознания — Ассоциацию институтов естествознания Коммунистической академии (первоначально во главе с О.Ю.Шмидтом). Одновременно Кольман был назначен также главным редактором (после увольнения с этой должности О.Ю.Шмидта) журнала «Естествознание и марксизм», который стал издаваться под новым названием — «За марксистско-ленинское естествознание». В 1930 году по сфабрикованному чекистами делу «Всесоюзной контрреволюционной организации Истинно-православная церковь» был арестован председатель Московского математического общества, математик Д.Ф.Егоров, вскоре умерший в тюрьме. Под угрозой закрытия общества его председателем был избран Кольман. В июне 1931 года Кольман участвовал в работе проходившего в Лондоне 2-го Международного конгресса по истории науки и технологии, в составе делегации советских учёных, возглавляемой Николаем Бухариным. Кольман был партийным секретарём советской делегации и отвечал за партийную дисциплину среди советских участников. Кольман инициировал «дело» математика Н.Лузина. В 1931 году Кольман написал донос в ЦК ВКП(б), в котором Лузин обвинялся в «идеализме», отсутствии практических результатов, и связи с сотрудником французского военного ведомства французским математиком Борелем. 3 июля 1936 года в «Правде» была опубликована анонимная статья «О врагах в советской маске», написанная Кольманом, в которой Лузин обвинялся в принадлежности к «стае бесславной царской „Московской математической школы“, философией которой было черносотенство и движущей идеей — киты российской реакции: православие и самодержавие.» В 1936—1938 гг. Кольман был заведующим отделом науки при Московском горкоме ВКП(б). В этот период Кольман лично выдвигал обвинения философского и политического характера в отношении других ученых, называя реакционерами и врагами диалектического материализма многих известных деятелей науки — В.И.Вернадского, С.И.Вавилова, Л.Д.Ландау, И.Е.Тамма, Я.И.Френкеля, Д.Ф.Егорова, Н.Н.Лузина и многих других. В 1937 году его начальник Н.С.Хрущёв предложил ему уволиться из-за ареста братьев жены. Его жена, Екатерина Концевая была в тот момент беременна и также лишилась работы из-за ареста братьев. Год оставался безработным, но затем написал Хрущёву письмо и получил новое назначение. В 1939 году в ходе дискуссии по генетике и селекции последовательно отстаивает позиции академика Трофима Лысенко. В частности, опираясь на данные Т.К.Енина, Кольман опубликовал статью «Извращения математики на службе менделизма». А.Н.Колмогоров в своей известной статье «Об одном новом подтверждении законов Менделя», полностью построенной на добросовестном обширном материале лысенковки Н.И.Ермолаевой, писал:
«Из упомянутых в начале заметки работ работа Э.Кольмана, не содержащая нового фактического материала, а посвященная анализу материалов Т.К.Енина, целиком основана на непонимании изложенных в нашей заметке обстоятельств.»
В последующие годы Кольман сочетал преподавание математики в Московском энергетическом институте с работой в Институте философии Академии Наук СССР.
Деятельность в Чехословакии (1945—1948)
После Великой Отечественной войны Кольман был направлен в Прагу на пост заведующего отделом пропаганды ЦК Коммунистической партии Чехословакии. Одновременно он стал профессором Карлова университета. Занимался насаждением в Чехословакии диалектики, исторического материализма. После Февральского переворота 1948 года в Чехословакии, в результате которого к власти пришла Коммунистическая партия Чехословакии, Кольман возглавил «комитет действия» философского факультета Карлова университета и руководил изгнанием из университета неугодных коммунистам профессоров и «чисткой» состава студентов. С позиций ортодоксального сталинизма критиковал руководство КПЧ за «немарксистскую, неленинскую, небольшевистскую» позицию, «отход от марксистско-ленинской линии». В 1948 году Кольман опубликовал ряд статей с резкой критикой руководства компартии. Так, в 1948 году Кольман выступил в официальном партийном журнале Tvorba с резкой статьёй Za bolševickou sebekritiku v naší KSČ («За большевистскую самокритику в нашей КПЧ») с критикой ряда лидеров КПЧ (Рудольфа Сланского, Марии Швермовой), которых обвинял в национальном уклоне, социал-демократизме, идейных уступках и других грехах. Готвальд пожаловался Сталину и последний распорядился: «Поскольку это советский гражданин, вам надо только отправить его сюда, мы приведем его в чувство».
В Москве
В 1948 году Кольмана арестовали в Праге и вскоре «отозвали» в Москву, где он провёл три с половиной года без суда в тюрьме. В Лубянской тюрьме допросы вели следователи Россыпинский и Путинцев. Переведён на 2-3 недели в Лефортовскую тюрьму, затем снова возвращён на Лубянку. Затем вновь переведён в другую тюрьму за городом более суровую, чем Лефортовская, как предполагал сам Кольман, в Сухановскую. Но после 10 дней без допросов и прогулок вновь вернули на Лубянку. Кольмана не избивали, но неоднократно демонстрировали виселицу, на которой его, якобы, должны повесить. После 3-х лет одиночки переведён в общую камеру. Сидел вместе с маршалом Ворожейкиным. 22 марта 1952 года освобождён министром Госбезопасности С.Д.Игнатьевым. После выхода из тюрьмы Кольман опять стал совмещать преподавание математики в Московском автомеханическом институте и работу в Институте истории естествознания и техники Академии Наук СССР.
В Чехословакии (1959—1963)
Поскольку Кольман был подчинённым Н.С.Хрущёва ещё в 1930-е годы, последний, придя к власти, «продвинул» Кольмана в 1959 году в Прагу с большим повышением — на пост директора Института философии Академии Наук Чехословакии. Вскоре Кольман был также избран действительным членом Академии наук Чехословакии. Однако уже через два года Кольман вышел на пенсию и вернулся в Москву.
В Швеции
В 1976 году выехал из Москвы в Швецию, чтобы повидать свою дочь и стал там «невозвращенцем», получив политическое убежище. Остановив своё 58-летнее членство в коммунистической партии, 8 октября 1976 года написал «Открытое письмо Леониду Брежневу. Почему я выхожу из коммунистической партии», опубликованное во французской «Либерасьон». В этом письме Кольман, в частности, писал: «В СССР нет элементарных демократических прав: вместо выборов — голосование за навязанных сверху кандидатов; отсутствие гласности в политической жизни; запрещение забастовок и профсоюзов интересам государства; запрещены политические дискуссии, над всем властвует универсальная цензура; правдивая информация подменяется пропагандой лжи…»
9 декабря 1976 года он был исключён из Академии наук Чехословакии. Умер в городе Стокгольм, Швеция, 22 января 1979 года.
Некоторые публикации Э.Кольмана
При жизни в СССР: Написал раздел о философии Чехии и Словакии для 2-го тома «Истории философии»; Божественная эволюция геометрической мысли. Естествознание и марксизм. 1929. № 1; Гегель и математика. Под знаменем марксизма. 1931. № 11-12. (совместно с С.А.Яновской); Борьба за овладение наукой в новых условиях. Правда. 4 октября 1931; Письмо тов. Сталина и задачи фронта естествознания и медицины. Под знаменем марксизма. 1931. № 9-10; Боевые вопросы естествознания и техники в реконструктивный период. Под знаменем марксизма. 1931. Страницы 56-78; Возрождение пифагореизма в теоретической физике. Под знаменем марксизма. 1938. № 8. Страницы 139—160; Вклад Эйлера в развитие математики в России. Вопросы истории естествознания и техники, № 4. 1957. Страницы 15-25; Э. Кольман. Вредительство в науке // Большевик. — 1931. — № 2. — Страницы 73—81; Возможно ли статистико-математически доказать или опровергнуть менделизм? Доклады Академии наук СССР. 1940, том 28, выпуск 1, страницы 836—840; Диалектический метод в современной физике. Техника — молодёжи. 1941. № 1; Задачи математики в социалистическом строительстве в реконструктивный период. Физика и химия. 1931. № 3; Задачи математиков и физиков материалистов-диалектиков в социалистическом строительстве. На борьбу за материалистическую диалектику в математике, 1931; За марксистско-ленинскую науку. Фронт науки и техники. 1932. № 1; За марксистскую программу по математике. Правда. 7 декабря 1931; Извращения математики на службе менделизма. Яровизация. 1939. Выпуск 3(24); К двадцатипятилетию работы Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Большевик. 1934. № 1; Бертран Рассел — оруженосец империализма. Вопросы философии. 1953. № 2.; К спорам о теории относительности. Вопросы философии. 1954. № 5; К критике современного «математического» идеализма. Диалектический материализм и современное естествознание. 1957; Ленин и новейшая физика. Москва, 1959; Ленин, партия, наука. Техника — молодёжи. 1963. № 7; Кибернетические аспекты космологии в свете философии. Вопросы философии. 1969. № 7; «Материализм и эмпириокритицизм» Ленина и современная физика. Советская наука. 1939. № 2; Наука, религия и марксизм. Москва, 1936; Новые открытия современной атомной физики в свете диалектического материализма. Москва, 1943; О философском смысле геометрии Лобачевского. Вестник Академии Наук. 1956. № 6. Страницы 72-77; Православие о вере и знании. Москва, 1959; Против лженауки. Советская наука. 1938. № 1; Против новейших откровений буржуазного мракобесия. Большевик. 1933. № 12; Политика, экономика, математика. За марксистско-ленинское естествознание. 1931. № 1; Предмет и метод современной математики. Москва, 1936.; Современная физика в поиске фундаментальной теории. Вопросы философии. 1965. № 2; Современные задачи математиков и физиков-материалистов-диалектиков. Естествознание и марксизм. 1930; Теория квант и диалектический материализм. Под знаменем марксизма. 1939. № 10. Страницы 129—145; Теория относительности и диалектический материализм. Под знаменем марксизма. 1939. № 6; Физическая сущность общей теории относительности и её философское значение. Советская наука. 1940; Физические основы специальной теории относительности. Советская наука. 1940. № 6; Философские проблемы современной физики. Москва, 1957; Ход задом философии Эйнштейна. Научное слово. 1931. № 1; Черносотенный бред фашизма и наша медикобиологическая наука. Под знаменем марксизма. 1936. № 11. Страницы 64-72; Четвертое измерение. Москва : Наука, 1970.; Энгельс и естествознание. Москва, 1941; Энгельс о математике. Вестник Академии Наук. 1941. № 1; Э.Кольман, О.Зих. Занимательная логика. Москва : Наука, 1966. — 128 страниц; В январе 2014 года в журнале «Дилетант» был опубликован художественный рассказ Кольмана «Три слоя палимпсеста», рассказывающий о том, как описание одного и того же исторического события с течением времени может искажаться до неузнаваемости, причём неоднократно.
После эмиграции: Почему я выхожу из коммунистической партии. Открытое письмо Леониду Брежневу. 8 октября 1976 г.; Мы не должны были так жить. Chalidze Publications. Нью-Йорк, 1982.
Публикации на чешском языке: Světový názor komunistů. 1945; Vědecký světový názor. 1946, 1948; Materialismus a idealismus. 1946, 1948; Ideologie německého fašismu. Praha : Svoboda, 1946; Historický materialismus. 1946, 1948; Dialektická methoda poznání. 1946; Co je historický materialismus?. 1946; Atomová energie a Sovětský svaz. 1946; Přednášky o základech vědecké filosofie. 1947; Logika. 1947; Co je smyslem života? 1947, 1948; Materialisticky dialektická methoda poznání. 1948; Kritický výklad symbolické metody moderní logiky, 1948; Výhledy do budoucna. 1962; Filosofické polopohádky. 1968; Zaslepená generace : paměti starého bolševika. 2005.
Семья
Брат Рудольф умер в советских лагерях, сестра Марта погибла в немецком концлагере. Первая жена (с 1918 по 1922) — Мария Ивановна Иванова, секретарь Хамовнического райкома РКПб. Сын — Эрмарк (Эрмар) (1920—?). Вторая жена (с 1924) — Елизавета Ивановна Иванова, сестра первой. Сын — Пиолен (1924—1943, погиб на фронте). Сын — Электрий (1926—?). Третья жена (с 1933) — Екатерина Абрамовна Концевая (1909—1997), её брат, подполковник Матвей Концевой, пропал без вести в июне 1941 года, другой брат — Герой Советского Союза, генерал-майор Зиновий Концевой. Дочь — Ада (родилась в 1939), биолог, она вышла замуж за физика-ядерщика Франтишека Яноуха (родился в 1931), одного из участников «Хартии-77», основателя «Фонда Хартии-77». Их дочь (внучка Э.Я.Кольмана) — шведская журналистка и исследователь Катерина Яноухова (родилась в 1964), она замужем за художником-оформителем Робертом Бохманом, у них пятеро детей.
Цитата
«…Те отдельные факты, которые известны, с достаточной очевидностью говорят о том, что какой бы абстрактной и «безобидной» на первый взгляд ни казалась та или другая ветвь знания, вредители протянули к ней свои липкие щупальцы. Теплотехника и теория холодильного дела, экономгеография и рационализаторская техника, теория мелиорации, лесного хозяйства и горного дела, техника высоких напряжений и микробиология, счетоведение, статистика и ихтиология, — все они стали поприщем вылазок вредителей, имеющих две цели: во-первых, «научно» оправдать их собственную практику, во-вторых, овладеть подготовкой подрастающей смены работников науки и техники.»
Литература: Гельфонд А.О., Шнирельман Л.Г. «Э. Кольман, “Предмет и метод современной математики”» // Успехи математических наук. — 1938. — Том 4. — Страницы 334—336; Илизаров С.С. Эрнест Кольман, Никита Хрущев и ИИЕТ // Вопросы истории естествознания и техники. — 1998. — № 1. — Страницы 152—156; Документы о пребывании Эрнеста Кольмана в Институте истории естествознания и техники Академии Наук СССР // Вопросы истории естествознания и техники. — 1998. — № 1. — Страницы 156—161; История информационных технологий в СССР. Знаменитые проекты:компьютеры, связь, микроэлектроника. — Москва : «Книма» (ИП Бреге Е.В.), 2016. — 416 страниц. — ISBN 978-5-9905887-8-3.
1892
Тату Пеккаринен (финское имя — Tatu Pekkarinen; полное имя — Тааветти Пеккаринен, Taavetti Pekkarinen; псевдонимы — Илмари Мякитие, Ilmari Mäkitie; Кайнулайнен, R. Kainulainen (Р); Рейно Раудус, Reino Raudus; Саму Кирьяла, Samu Kirjala; Эркки Салама, Erkki Salama)
финский поэт-песенник, писатель, сценарист. В 1920-е годы был довольно популярным куплетистом, выступал в кафе и кинотеатрах. Родился в городе Куопио, Куопиоская губерния, Великое Княжество Финляндское, Российская империя. Пеккаринен происходил из области Саво; его перу принадлежит множество куплетов, написанных на саволаксском диалекте (например, Savonmuan Hilima). Он же создал образ Юсси Ютикайнена (Jussi Jutikainen), послуживший основой для многих позднейших интерпретаций «саволаксской темы» в финской культуре. Немало куплетов Тату Пеккаринен написал в соавторстве с Матти Юрва: как правило, Юрва писал мелодию, а Пеккаринен сочинял слова. Нередко их совместные работы выходили в свет под коллективным псевдонимом Эркки Салама (Erkki Salama). В 1927 г. Пеккаринен гастролировал вместе с Матти Юрва в США: тогда же они записали свою первую пластинку. Пеккаринен — автор многочисленных романов (Purnunpohjan kultajuhlat (1944) и Maailman kasvot (1945)), киносценариев (Kaksi Vihtoria (1939), Kaunis Veera eli prinsessa Armida (1950), On lautalla pienoinen kahvila (1952)); после Второй мировой войны писал пьесы для ревю-театра Punainen mylly («Красная мельница»). Тату Пеккаринен сочинил слова примерно к 280 песням (для сравнения: музыку — к 28, сам записал 52 песни). Многие из них не теряют своей популярности до сих пор (например, Kaunis Veera, On lautalla pienoinen kahvila, Nikkelimarkka, Soita Humu-Pekka и Tää on vain maailmaa). Хотя Пеккаринен известен прежде всего своими юмористическими текстами, его перу принадлежат и такие серьёзные лирические тексты, как Väliaikainen, Souvaripoikia и Pieni sydän. За пределами финноязычной аудитории более известны, впрочем, его куплеты военных времён — такие, как Luulot pois, Mannerheimin linjalla, политической сатирой на СССР времён Советско-финской войны «Njet Molotoff» и др. Умер в городе Хельсинки, Финляндия, 4 июля 1951 года.
1892
Осберт Ситуэлл (Osbert Sitwell)
английский писатель. Родился в городе Лондон, Англия, Великобритания. В конце 1914 года мирную жизнь Ситуэлла сменили окопы Франции близ Ипра в Бельгии. Именно здесь он написал свое первое стихотворение, описав его как "Некий инстинкт и сочетание чувств, доселе не испытанных, объединились, чтобы перенести меня на бумагу". "Вавилон" был опубликован в «The Times» 11 мая 1916 года. В том же году он начал литературное сотрудничество и составление антологий со своими братом и сестрой, трио обычно называют просто «the Sitwells». В 1918 году Ситуэлл уволился из армии в звании капитана и участвовал во всеобщих выборах 1918 года в качестве кандидата от Либеральной партии от Скарборо и Уитби, заняв второе место. Ситуэлл был против британского вмешательства в гражданскую войну в России. Ситуэлл написал стихотворение 1919 года ("Некий государственный деятель"), высмеивающее Уинстона Черчилля за его пропаганду участия Великобритании в конфликте. Ситуэлл также написал стихотворение "Пожимая руку убийце", которое было опубликовано в газете «Daily Herald» в 1920 году; в этом стихотворении высмеивался бригадный генерал Реджинальд Дайер за приказ о резне в Амритсаре. Ситуэлл проводил кампанию за сохранение зданий георгианского стиля и отвечал за спасение Саттон-Скарсдейл-холла, ныне принадлежащего английскому наследию. Он был активным членом Георгиаской группы. Он также интересовался паранормальными явлениями и присоединился к Клубу призраков, который в то время возобновлялся как общественное мероприятие, посвященное обсуждению паранормальных явлений и тем.
Писательская карьера
Ситуэлл посвятил себя поэзии, искусствоведению и противоречивой журналистике. Вместе со своим братом он спонсировал скандальную выставку работ Матисса, Утрилло, Пикассо и Модильяни. Композитор Уильям Уолтон также извлек большую выгоду из его щедрости (хотя впоследствии двое мужчин поссорились), и кантата Пир Валтасара" была написана на либретто Ситуэлла. Он опубликовал три сборника стихов: «Аргонавт и Джаггернаут» (1919); «В доме миссис Кинфут» (1921); и «Из пламени» (1923).
Произведения
Первое художественное произведение Ситуэлла, "Тройная фуга", было опубликовано в 1924 году, а "Визиты в Италию и Германию" породили "Рассуждения о путешествиях, искусстве и жизни" (1925). Его первый роман "Перед бомбардировкой" (1926), действие которого происходит в отеле вне сезона, получил хорошие отзывы - Ральф Страус, пишущий для журнала "Bystander", назвал его "почти безупречным произведением сатирического жанра", а Беверли Николс похвалила "богатство его красоты и остроумия". Его последующий роман "Человек, который потерял себя" (1929) не получил такого же признания критиков. Однако для Осберта Ситуэлла это была попытка развить методы, с которыми он экспериментировал в своем дебюте, и он рискнул объяснить это в одном сложном предложении в своем где он говорит: "Убежден, что движения само по себе недостаточно, что никакое конкретное действие или последовательность действий само по себе не вызывает достаточного беспокойства, чтобы осмеливаться претендовать на интеллектуальное внимание читателя, что приключения разума и души более интересны, потому что более таинственны, чем приключения тела, и все же, с другой стороны, суть заключается не в гораздо большей степени в переплетении разума, неразумия и предыдущей истории, в которой основано каждое действие, событие и мысль, а скорее должна быть обнаружена в этом балансе ". То, что лежит между ними, столь труднодостижимо, что он попытался написать книгу, которую лучше всего можно было бы описать как Роман о разумном действии". Переизданный более чем через три четверти века после своей первоначальной публикации, "Человек, который потерял себя" обрел новую популярность как своеобразный детективный роман. Ситуэлл написал еще несколько романов, в том числе "Чудо на Синае" (1934) и "Это были дни" (1937), ни один из которых не получил таких восторженных отзывов, как его первый. Сборник рассказов "Открой дверь" (1940), его пятый роман "Собственное место" (1940), его Избранные стихи (1943) и книга эссе "Пой высоко, пой низко" (1944) были приняты достаточно хорошо. Его "Четыре континента" (1951) - это книга путешествий, воспоминаний и наблюдений.
Смерть
Ситуэлл страдал от болезни Паркинсона с 1950-х годов; к середине 1960-х его состояние стало настолько тяжелым, что ему пришлось отказаться от писательства. Свои последние годы он провел в Италии, в замке Монтегуфони, в Монтеспертоли недалеко от Флоренции, который его отец купил заброшенным и восстановил как свою личную резиденцию. Там он умер 4 мая 1969 года.
Ситуэлл был кремирован, а его прах захоронен в Чимитеро Евангелико дельи Аллори во Флоренции вместе с экземпляром его первого романа "Перед бомбардировкой".
Избранная библиография: Тройная фуга (рассказы) (1924); Рассуждения о путешествиях, искусстве и жизни (эссе) (1925); Перед бомбардировкой (роман) (1926); Человек, потерявший себя (роман) (1929); Бессловесное животное и другие рассказы (1930); Сборник стихов и сатир (1931); Содержательные зимы, Новые рассуждения о путешествиях, искусстве и жизни (1932);
Диккенс (1932); Чудеса на Синае (роман) (1934); Глупый Пенни: Книга тирад и панегириков (1935); То были дни (роман) (1937); Побег со мной - Восточный альбом для рисования (путешествия, Китай) (1939); Собственное место (роман) (1940).
Избранные стихотворения: (1943); Левая рука! Правая Рука! (автобиография, том 1) (1944); Пой высоко, пой низко (эссе) (1944); Алое дерево (автобиография, том 2) (1946); Великое утро (автобиография, том 3) (1947); Смех в соседней комнате (автобиография, том 4) (1948); Четыре песни итальянской земли (1948); Смерть бога и другие истории (1949); Благородные сущности (автобиография, том 5) (1950); Разгром в Тайдсенде (поэзия) (1954); Сказки, которым научил меня мой отец (1962) (адаптировано для радио в 1990 году); Мудрый по фунту (окончательное законченное произведение) (1963); Крысиная неделя: Эссе об отречении (опубликовано посмертно) (1986)

1894
Осип Львович Вайнштейн
советский историк-медиевист, историограф. Доктор исторических наук (1940), профессор, заведующий кафедрой истории Средних веков ЛГУ в 1935—1950 годах. Кавалер ордена «Знак Почёта» (21 февраля 1944). Родился в городы Бендеры, Бессарабская губерния, Российская империя, в семье банковского служащего Лейба Гершовича (Льва Григорьевича) Вайнштейна (1854—1932) и Леи Зельмановны (Елизаветы Соломоновны) Рафалович (1866—?). В 1900 году семья перебралась в Одессу, где отец устроился приказчиком при хлебном складе Петроградского банка. После окончания с отличием I одесского казённого еврейского училища в 1911 году поступил в частную мужскую гимназию М.М.Иглицкого (с 1912 года гимназия И.Р.Рапопорта), которую окончил с золотой медалью и в 1918 году Новороссийский университет (ученик Бицилли); преподавал в нём. Одновременно с учёбой преподавал историю и латинский язык в гимназиях Ф.Я.Менчиковского и А.Г.Гефтера, а после 1917 года в трудовых школах. В 1920—1925 годах вёл курс истории в еврейском секторе факультета социального воспитания Одесского института народного образования. В 1930—1933 годах был доцентом Одесского института профессионального образования, в 1933—1935 годах — доцентом Одееского государственного университета. В 1935—1950 годах был профессором и заведующим основанной в 1934 году кафедрой истории средних веков Ленинградского университета. Одновременно — директор Научной библиотеки ЛГУ. Уволен с кафедры в ходе кампании против «безродных космополитов» с формулировкой «ввиду сокращения работы кафедры и отсутствия поручений на 1951—52 учебный год». Возглавил кафедру истории в новообразованном Киргизском государственном университете во Фрунзе. С 1955 года — старший научный сотрудник Ленинградского отделения института истории Академи Наук СССР. Занимался главным образом историографией средних веков и другими вопросами медиевистики. Автор учебных пособий для студентов исторических факультетов. В 1940 году выпустил первый в истории отечественной медиевистики учебник по историографии истории Средних веков, хотя и подвергшийся критике, но длительное время остававшийся единственным учебником по историографии, впоследствии даже переиздававшимся. Как отмечает В.П.Митрофанов, его обобщающая работа о советской медиевистике 1917—1966 годов, опубликованная в 1968 году, в значительной мере идеологизирована. Он был «весьма ортодоксальным и эрудированным советским историком», отмечает Владимир Рыжковский. Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 27 июля 1980 года.
Библиография
Вайнштейн О.Л. Очерки по истории французской эмиграции в эпоху Великой революции (1789—1796): По материалам Воронцовской библиотеки / Под редакцией и с предисловием профессора А.Васютинского. — Харьков: Государственное издательство Украины, 1924. — 128 страниц; Вайнштейн О.Л., Косминский Е.А., Гуковский А.И. Феодализм в Западной Европе. — Москва : Журнально-газетное объединение, 1932. — Тома 1, 2. — (Популярная иллюстрированная библиотека: Всемирная история); Вайнштейн О.Л. История Парижской Коммуны. — Москва : Журнально-газетное объединение, 1932. — (Всемирная библиотека); Вайнштейн О.Л., Удальцов А.Д., Грацианский Н.П., Косминский Е.А., Подольский И.И. История средних веков. — Москва, 1938—1939. — Тома 1, 2; Вайнштейн О.Л. Историография средних веков в связи с развитием исторической мысли от начала средних веков до наших дней: Учебник для исторических факультетов государственных университетов и педагогических институтов. — Москва.—Ленинград : Соцэкгиз, 1940; Вайнштейн О.Л. Россия и Тридцатилетняя война 1618—1648 годов: Очерки по истории внешней политики Московского государства в первой половине XVII в.. — Москва : Госполитиздат, 1947; Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. — Москва.—Ленинград : Наука, 1964. — 482 страницы; Вайнштейн О.Л. История советской медиевистики: 1917—1966. — Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1968. — 424 страницы; Критика новейшей буржуазной историографии: Сборник статей / редколлегия : О.Л.Вайнштейн (ответственный редактор) и другие. — Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1976. — 267 страниц. — (Труды / Академия Наук СССР, Институт истории СССР, Ленинградское отделение. — Выпуск 15); Вайнштейн О.Л. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в XIX—XX вв. / Под редакцией В.И.Рутенбурга. — Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1979. — 270 страниц.
Литература: Рамм Б.Я. Научная и общественная деятельность Осипа Львовича Вайнштейна (1894—1980) // История и историки. Историографический ежегодник. 1982—1983 / ответственный редактор М.В.Нечкина. Москва : Наука, 1987.
1894
Николай Павлович Войно
советский военный деятель, Полковник (1943 год). Николай Павлович Войно родился в городе Вильно, Виленская губерния, Российская империя (ныне Вильнюс, Литва).
Военная служба
Первая мировая и гражданская войны
В августе 1914 года был призван в ряды Русской императорской армии, после чего был направлен юнкером на ускоренный курс Виленского военного училища, который закончил в октябре 1914 года и в декабре 1914 года был назначен на должность командира роты 310-го пехотного полка (78-я пехотная дивизия), в январе 1916 года — на должность командира роты, а затем — на должность командира батальона 755-го пехотного полка (189-я пехотная дивизия). Принимал участие в боевых действиях на Юго-Западном фронте. В марте 1918 года Войно был демобилизован в чине штабс-капитана из рядов армии. В августе 1920 года был призван в ряды РККА, после чего принимал участие в боевых действиях в ходе советско-польской войны на должностях командира роты 4-го запасного полка и начальника команды отдельного стрелкового батальона.
Межвоенное время
С февраля 1921 года служил в 425-м стрелковом полку (142-я стрелковая бригада, 48-я стрелковая дивизия, Московский военный округ) на должностях адъютанта полка, помощника начальника штаба полка, помощника командира и командира роты, командира штабной роты. В июне 1925 года был направлен на Стрелково-тактические курсы «Выстрел», после окончания которых в декабре 1925 года был назначен на должность инструктора-организатора Управления Московского территориального округа, а в апреле 1927 года — на должность начальника допризывной подготовки Бауманского района Москвы. С мая 1928 года Войно служил в 251-м стрелковом полку (84-я стрелковая дивизия, Московский военный округ) на должностях командира роты, начальника штаба батальона и помощника начальника штаба полка. В декабре 1935 года был назначен на должность помощника начальника 1-й части штаба 95-й стрелковой дивизии, в декабре 1939 года — на должность преподавателя топографии Киевского стрелково-пулемётного училища, а в ноябре 1940 года — на должность преподавателя топографии Белоцерковского стрелково-пулемётного училища, переименованного 5 мая 1941 года в Томское.
Великая Отечественная война
С началом войны Войно находился на прежней должности. В феврале 1942 года был назначен на должность начальника отделения штаба 228-й стрелковой дивизии (Сибирский военный округ), которая в мае того же года была включена в состав 24-й армии Южного фронта, после чего принимала участие в ходе Сталинградской битвы. В июле армия в районе Орехово — Сулин — Титовка (севернее Миллерово) с ходу вступила в бой с танковыми соединениями противника. Ведя тяжёлые бои с его превосходящими силами, дивизия вместе с основными силами армии отошла к Каменску, где заняла оборону на правом берегу реки Северский Донец от её устья до Синегорского. Вскоре армия отошла на юг, переправившись на левый берег Дона восточнее Новочеркасска. В конце июля 1942 года Войно был назначен на должность старшего помощника начальника оперативного отдела по изучению опыта войны штаба 24-й армии, в ноябре 1942 года — на должность начальника оперативного отдела — заместителя начальника штаба 12-го стрелкового корпуса (45-я армия, Закавказский фронт), который выполнял задачи по прикрытию государственной границы СССР с Турцией и охране коммуникаций в Иране. В августе 1943 года был назначен на должность начальника оперативного отдела штаба 93-го стрелкового корпуса. С 30 августа по 9 сентября 1943 года временно командовал корпусом, который находился на формировании в Архангельском военном округе. В ноябре 1943 года был назначен на должность старшего помощника начальника оперативного отдела по изучению опыта войны штаба 3-й ударной армии. За самоотверженное отношение к изучению и доведению до войск опыта боев, содействие успешному выполнению войсками поставленных задач в Берлинской наступательной операции Николай Павлович Войно был награждён орденом Отечественной войны 1 степени.
Послевоенная карьера
После войны был назначен на должность начальника отдела по использованию опыта войны в оперативном отделе штаба 3-й ударной армии. Полковник Николай Павлович Войно в июле 1946 года вышел в отставку. Умер в городе Мытищи, Московская область, РСФСР, СССР.
Награды: Орден Ленина; Орден Красного Знамени; Два ордена Отечественной войны I степени; Орден Красной Звезды; Медали.
Литература: Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М.Г.Вожакина. — Москва; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Том 1. — Страницы 125—126. — ISBN 5-901679-08-3.

1894
Николай Васильевич Ильин
советский график, иллюстратор, художник-оформитель; замечательный дизайнер 1920-х годов, конструктивист и новатор. Много работал в области полиграфического оформления книг. Родился в городе Нижний Новгород, Российская импения. Окончил архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1916 г.). Участник Первой мировой войны. Служил в запасных батальонах во Владимире и Нижнем Новгороде. В 1922 – 1930 годах жил в Нижнем Новгороде, работал в Нижполиграфе на должности конструктора книги. С 1930 года жил и работал в Москве: художник в издательстве "Детгиз", главный художник Гослитиздата (1941-1954). Оформлял книги произведений А.С.Пушкина в технике силуэта. Умело владея силуэтом, исполнил несколько оригинальных экслибрисов. Среди них экслибрисы для А.М.Макарова, искусствоведа и художественного критика П.Д.Эттингера. Талантливый художник и знаток полиграфии Николай Васильевич Ильин, успешно решал проблемы создания целостного облика книги. Оформил множество книг и журналов, с выразительными и разнообразными обложками, переплётами, титулами, часто применяя портретный силуэт. Художественный облик многих его книг признан образцовым. Много работал в области создания новых типографских шрифтов. Работы Н.В. Ильина представляли Нижполиграф на европейских книжных выставках и были удостоены высоких наград в Лондоне (1923), Париже (1925), Лейпциге (1927), Винтертуре (1929) и др. По его инициативе при Нижегородской архивно-этнологической комиссии было создано Общество любителей книги. Умер в городе Москва РСФСР, СССР, 27 декабря 1954 года. Похоронен на Введенском кладбище.