• Авторизация


6 декабря родились... 06-12-2025 10:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Загю_Николай_Михайлович_1 (548x700, 175Kb)
1866
Николай Михайлович Загю
генерал-лейтенант Российской Империи, участник белого движения. Командир батальона 16-го гренадёрского Мингрельского полка, Начальник Тифлисского военного училища, Участник Первой мировой войны, командующий Кавказской пограничной пехотной дивизией. Участник Белого движения, в вооружённых силах Юга России с 3 августа 1919 года, дальнейшая судьба неизвестна. Николай Загю родился в городе Тифлис, Тифлисская губерния, Российская империя, в семье действительного статского советника Михаила Загю. В 1882 году окончил Тифлисский кадетский корпус и поступил во 2-е военное Константиновское училище, которое окончил 26 августа 1884 года в звании подпоручика и был определён в 1-й Кавказский стрелковый батальон. В 1885 году участвовал в его составе в экспедиции в Закаспийской области. 16 августа 1888 года повышен до поручика. С 1889 по 1892 год обучался в Николаевской академии Генерального штаба, после выпуска из которой (по первому разряду) был причислен к Генеральному штабу. Состоял при Кавказском военном округе. 18 мая 1892 года повышен до штабс-капитана. 1 мая 1893 года назначен начальником строевого отдела штаба Карсской крепости. 15 января 1894 года назначен помощником старшего адъютанта штаба Кавказского военного округа. 29 апреля 1894 года повышен в звании до капитана. С 11 ноября 1895 года по 11 ноября 1896 года отбывал цензовое командование ротой в 3-м Кавказском стрелковом батальоне. 21 октября 1899 года повышен в должности до старшего адъютанта Кавказского военного округа и 6 декабря того же года повышен в звании до подполковника. С 1 июня по 10 октября 1901 года отбывал цензовое командование батальоном в 16-м гренадёрском Мингрельском полку. 13 января 1903 года назначен начальником штаба Кавказской гренадерской дивизии. 19 декабря 1903 года за отличие по службе произведён в полковники. 28 апреля 1905 года назначен начальником Тифлисского военного училища.
Загю29_ноября_1914_года_Училище_посетил_император_Николай_2-й (700x403, 332Kb)
Тифлис, 12 декабря 1914 года. Государь выслушивает доклад начальника военного училища генерал-майора Загю
14 сентября 1910 года за отличие по службе Н.М.Загю был произведён в чин генерал-майора. В начале 1917 года был назначен командующим Кавказской пограничной пехотной дивизией, в этой должности и встретил февральскую революцию 1917 года. 28 августа 1917 года был произведён в чин генерал-лейтенанта.3 августа 1919 года вступил в Вооружённые силы Юга России. Дальнейшая судьба неизвестна. Награды: Орден Святого Станислава III степени (1895); Орден Святой Анны III степени (1898); Орден Святого Станислава II степени (1901); Орден Святой Анны II степени (1906); Орден Святого Владимира IV степени (1909); Орден Святого Владимира III степени (1914); Орден Святого Станислава I степени (1915); Орден Святой Анны I степени (1915); Орден Святого Владимира II степени (1916). Семья: На 1911 год был женат, имел дочь. Младший брат Михаил (1875 — 1951) — генерал-майор Русской императорской армии, генерал-лейтенант СССР, доктор военных наук, профессор. Был несколько раз арестован в связи с деятельностью Николая, но обвинения не подтвердились. Литература: Список Генерального штаба на 28 июня 1911. — Петроград, 1911; Список Генерального штаба. Исправлен на 14 июня 1914. — Петроград, 1914; Список Генерального штаба. Исправлен на 14 января 1916. — Петроград, 1916; Список Генерального штаба. Исправлен на 16 января .1917. — Петроград, 1917; Список генералам по старшинству. Составлен по 23 июля 1916. — Петроград, 1916; Дейч Г.М. Ленинские эскизы к портретам друзей и противников. — Ленингроад: Лениздат, 1990. — 237 страниц; Волков С.В. Генералитет Российской империи: Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II, в 2-х томах. — Москва: Центрполиграф, 2009; Гогитидзе М.Д. Военная элита Кавказа: Генералы и адмиралы из Грузии. — Тбилиси, 2007. — 354 страницы.

Kivekäs_Kaarlo (431x700, 288Kb)
1866
Каарло Эдвард Кивекяс (финское имя — Kaarlo Edvard Kivekäs, до 1880 — Бэкман, Backman)
военачальник Российской императорской армии (1890—1918), генерал-майор (1916); исполняющий обязанности Верховного главнокомандующего Силами обороны Финляндии (июль—сентябрь 1919), генерал-лейтенант (1928). В некоторых источниках Эдуард Карлович Кивекэс. Родился в городе Коувола, волость Валкеала, губерния Юэная Финляндия, Великое Княжество Финляндское, Российкая империя. Образование получил окончив Финский нормальный лицей в Хямеэнлинне. В службу вступил 3 июня 1888 года. По окончании Финляндского кадетского корпуса во Фридрихсгаме выпущен офицером артиллерии в Туркестанскую конно-горную батарею Российской императорской армии. Подпоручик (приказ 10 августа 1890; старшинство 10 августа 1889). В мае 1893 участвовал в военных действиях отряда генерала М.Е.Ионова против афганских войск, окончившихся вытеснением последних с Памира. Поручик (старшинство 10 августа 1893). Штабс-Капитан (приказ 23 апреля 1898; старшинство 23 апреля 1898). Капитан (старшинство 23 апреля 1902). Подполковник (старшинство 21 августа 1905). Неоднократно занимал должность начальника Памирского отряда (1897-1899; 1901-1902; 1905-1908). Состоял в распоряжении Командующего войсками Туркестанского Военного округа (с 2 декабря 1906). Окончил Офицерскую артиллерийскую школу "успешно" (15 января 1909–24 сентября 1909). Командир Туркестанской конно-горной батареи (18 июня 1908-31 августа 1910). Полковник (приказ 1910; старшинство 31 августа 1910; за отличие). Командир 2-го конно-артиллерийского дивизиона (31 августа 1910-28 ноября 1913).
Kivekäs_KaarloПамирский ботанический сад (700x507, 327Kb)
1. Памирский ботанический сад, 1969 год. Справа налево: кинодокументалист Заур Дахте, академик Худоёр Юсуфбеков, неизвестен, супруги Кустаа Лойкканен и Ольга Кивекэс, неизвестен, зам. председателя Облисполкома ГБАО Гулгунча Кадамшоева, неизвестен, водитель Олимбек Танибеков
Командир 1-го конно-горного артиллерийского дивизиона (с 28 ноября 1913; по данным Послужного списка с 27 ноября 1913; сдал должность 10 января 1914). Во время Первой мировой войны командиром 1-го конно-горного артиллерийского дивизиона (на 9 сентября 1915), затем командующим 113-й артиллерийской бригадой (с 11 мая 1916). На 1 августа 1916 г. в том же чине и должности. Генерал-майор (приказ 21 декабря 1916; старшинство 25 сентября 1916) с утверждением в должности. Вступил в командование 113-й пехотной дивизией (19 октября 1917). В связи с "украинизацией" 113-й пехотной дивизии утвержден начальником дивизии (16 декабря 1917). По расформировании 113-й пехотной дивизии, как оставшийся за штатом, "отправился к своему воинскому начальнику" (3 апреля 1918). С июля 1918 года — в Финляндии, принят с чином генерал-майора (5 августа 1918). С июля по сентябрь 1919 года — Верховный главнокомандующий Сил обороны Финляндии. В июле 1919 года генерал Йоханнес Игнатиус потребовал от К. Кивекяса склонить К.Ю.Стольберга к снятию своей кандидатуры на выборах президента (в пользу Г.Маннергейма), а также информировал его о возможном восстании. К.Кивекяс отказал Й.Игнатиусу, раскрыл план восстания правительству и своим приказом запретил военнослужащим вмешиваться в политические дела. В сентябре 1919 года К.Кивекяс был смещён с должности главнокомандующего и назначен начальником войск береговой обороны (с марта 1921 года состоял членом Комитета по делам обустройства береговой обороны), а также инспектором артиллерии. Занимался вопросами укрепления Ладоги, развития фортов на берегах Финского залива и организации войск противовоздушной обороны. Выйдя в отставку в 1928 году в звании генерал-лейтенанта, работал в министерстве обороны Финляндии. До начала войны жил в Терийоки. Умер в городе Тавастгус, провинция Канта-Хяме, Финляндия, 19 февраля 1940 года.
Kivekäs,гроб (700x525, 508Kb)
Похоронен на кладбище Ahvenisto в Хямеэнлинне.
Награды: Орден Святого Владимира IV степени (16 апреля 1907), III степени (Высочайший приказ 6 июня 1914), II степени (Высочайший приказ 9 сентября 1915); Орден Святого Станислава III степени (14 мая 1896), II степени (14 августа 1903); Орден Святой Анны III степени (24 сентября 1900), II степени с мечами (2 июня 1915); Георгиевское оружие; Военный орден Лачплесиса II класса.
Семья
Отец — Карл Бэкман (Karl Backman), один из первых предпринимателей Коуволы. Мать — Мария Хенрика (Maria Henrika).
Жена (в 1-м браке) — Елизавета Викторовна Мединская. Жена (во 2-м браке) — Наталия Николаевна Янцына (Natalia Jantzin Kivekäs; 31 октября 1879, Коканд — 10 апреля 1965; похоронена на кладбище Ahvenisto); дочь (удочерённая сирота) — Ольга (урождённая Гульбегим (Gulj Begim) — её отец афганец по имени Баракат, а мать шугнанка по имени Беназир; в замужестве Olga Kivekäs Loikkanen (1 мая 1902—14 марта 1985, похоронена на кладбище Ahvenisto). Была замужем за Кустаа Лоиканненом (15 апреля 1897—14 февраля 1990), личным переводчиком президента Урхо Кекконена в 1950—1960-е годы с/на русский язык.
Kivekäs_KaarloПрезидент Финляндии (700x571, 249Kb)
Президент Финляндии Урхо Кекконен, переводчик Кустаа Лойкканен и Никита Хрущёв во время 60-летия со дня рождения Кекконена
Память
В городе Хорог, на Памире, есть отель его имени. Планируют, по словам руководителя Фонда имени Эдуарда Кивикэса Айдибека Бекмуроди, одну из улиц Хорога назвать именем офицера Русской армии. Литература: Хуршед Юсуфбеков. Экспедиции Михаила Ионова и вхождение Памира в состав России: Эдуард Кивекэс. Vatnikstan Познавательный журнал о русскоязычной цивилизации. Vatnikstan.ru (15 октября 2020); Хуршед Юсуфбеков. Памирский отряд и его герои на страже границ Российской империи. Vatnikstan Познавательный журнал о русскоязычной цивилизации. Vatnikstan.ru (10 февраля 2021); Худоназаров Д. Первый русский правитель Памира (Памяти Эдуарда Карловича Кивекэса). // Памирская экспедиция (статьи и материалы последних исследователей). — Москва, 2006. — Страницы 219—221; Котюкова Т.В. «Я дал бухарцам знать, что подобного насилия не допущу…» // Военно-исторический журнал. — 2008. — № 9. — Страницы 61-65.

Augusto_saxe_coburgo (470x700, 155Kb)
1867
Август Леопольд Саксен-Кобург-Готский и Браганса (португальское имя — Augusto Leopoldo de Saxe-Coburgo e Bragança; имя при рождении — Август Леопольд Филипп Мария Мигель Габриэль Рафаэль Гонзага Саксен-Кобург-Готский и Браганса, Augusto Leopoldo Filipe Maria Miguel Gabriel Rafael Gonzaga de Saxe-Coburgo e Bragança; также известный в Бразилии Дон Август Леопольд)
принц Саксен-Кобург-Готский и принц Бразильский, сын принца Августа Саксен-Кобург-Готского и Леопольдины Бразильской, внук императора Педру II..Август Леопольд родился в столице Бразильской империи городе Рио-де-Жанейро, в императорском дворце Сан-Кристован. Его родители вернулись в Бразилию из Европы перед родами в сентябре 1867 года. Принц стал вторым сыном и ребёнком в семье принца Августа Саксен-Кобург-Готского и его супруги бразильской принцессы Леопольдины, младшей дочери императора Педру II и Терезы Кристины Бурбон-Сицилийской. Император Педру II объявил о рождении своего второго внука во время тронной речи 9 мая 1868 года: «Я рад вам сообщить, что моя дорогая дочь принцесса Леопольдина , вернувшаяся вместе с герцогом Саксонским из Европы, родила сына, 6 декабря прошлого года, нареченного Августом.»
Augusto_saxe_coburgoДворец Сан-Кристован (700x432, 343Kb)
Дворец Сан-Кристован — место рождения принца
Тетка принца, имперская принцесса Изабелла — наследница бразильского трона, на момент рождения Августа Леопольда детей не имела (хотя была в браке с Гастоном Орлеанским уже 11 лет). Из-за этого новорожденного принца и его старшего брата Педро Августа рассматривали как возможных наследников трона после тетки и матери. С рождения принц имел титул «Его Высочество принц Саксен-Кобург-Готский». Его дед-император дал своим внукам титул «принцев Бразильских». Из-за этого родители принца были обязаны жить в Бразилии не менее полугода. В 1869 году в семье появился ещё один сын Жозе, умерший в возрасте 19 лет. В следующем году появился ещё один сын принц Людвиг Гастон. В 1871 году мать умерла от лихорадки в возрасте 23 лет. После этого отец принца решил навсегда поселится в Австрии, где его дети остались на попечении бабушки Клементины Орлеанской. у принцессы Изабеллы на момент смерти сестры не было ещё своих детей и это стало сильно волновать бразильское общество. В письме от 4 марта 1871 года посол Бразилии в Вене Франциск Адольф де Вархеген, виконт Порту-Сегуру писал императору: «Если внуки императора в один прекрасный день приедут в Бразилию уже как её наследники, то всех бразильцы хотят, чтобы они росли и получали образование здесь, зная, что такое образование не вызовет вреда со стороны Европы. И если мы считаем маловероятным, что младший из принцев станет когда-то императором, то следует заглянуть в прошлое и вспомнить, что король Португалии Мануэль I, ставший королём после смерти Жуана II ввиду смерти четырнадцати наследников трона, находившихся до него.»
Augusto_saxe_coburgoв национальном японском костюме (473x700, 304Kb)
Принц в национальном японском костюме во время поездки в Японию в 1889 году.
Во время своей первой поездки в Европу в 1871 году император Педру II решил взять внуков с собой, чтобы поднять их престиж как наследников трона. После возвращения в Бразилию, император принял решение, что двое старших сыновей будут жить и учится в Бразилии на попечении своё бабушки Терезы Кристины. 1 апреля братья вернулись в Бразилию. Принцы поселились в скромном императорском дворце Сан-Кристован. Принцы изучали французский, португальский и английский языки, риторику, историю, географию, музыку и литературу. Унаследовав от деда и отца любовь к военному делу, принц Август Леопольд поступил в Военно-морскую академию в 1882 году в возрасте 15 лет. Прекрасно там учась, в 1886 году был повышен до гардемарина. Служил также в бразильской императорской армии, был помощником адмирала Эдуарда Ванденколка. 15 ноября 1889 года, находясь в кругосветном плавании принц узнал о крушении монархического режима в Бразилии. Адмирал Ванденколка посоветовал ему уйти в отставку, но, обсудив ситуацию со своим дядей Гастоном, принц решил не делать этого. После он отправился на Цейлон. Несколько месяцев спустя он присоединился к семье и находился при Педро II вплоть до его смерти 5 декабря 1891 года. После он перебрался в Вену, где, с позволения отца, попросил разрешение у императора Франца Иосифа служить в Австро-Венгерском флоте. После прохождения вступительных экзаменов, был принят в морской резерв Австрии, несмотря на то, что он оставался гражданином Бразилии. Благодаря службе на флоте посетил многие европейские страны, где его тепло принимали королевские родственники. В 1897 году встречался с королевой Викторией. В связи с психическим ухудшением здоровья его старшего брата бразильские монархисты начали давить на принца, чтобы он, в случае восстановления монархии в Бразилии, мог наследовать трон, хотя планы по восстановлению монархии так и не были осуществлены. Следуя бразильской традиции во всех именах детей содержаться имена Мигель Габриэль Рафаэль Гонзага. В последние годы жизни принц начал коллекционировать предметы из слоновой кости, так полностью и не привыкнув к жизни в Европе. Постоянно общался с бразильцами. Замок Герасдорф под Веной, где принц провёл последние годы жизни, был украшен картинами и скульптурами, привезенными из Бразилии. Отмена Закона об изгнании Императорской семьи, который запрещал любому члену императорского дома вступать на бразильскую землю, доставил принцу огромную радость и надежду снова отправиться на Родину. Он готовился отправиться со всей семьей в Бразилию, чтобы отметить там 100-летие со дня провозглашения независимости Бразилии, но сильно заболел и не смог поехать. Умер в городе Шладминг, Лицен, Штирия, Австрия, 11 октября 1922 года.
Augusto_saxe_coburgoГробница (486x700, 203Kb)
Его тело было захоронено в церкви Святого Августина в Кобурге.
Супруга умерла в 1945 году.
Augusto_saxe_coburgoЭрцгерцогиня (511x700, 98Kb)
Эрцгерцогиня Каролина Мария
Семья и дети
30 мая 1894 году в Императорском дворце Хофбург принц женился на австрийской эрцгерцогине Каролине Марии, дочери эрцгерцога Карла Сальватора Австрийского и Марии Иммакулаты Бурбон-Сицилийской. В свадебной церемонии приняли участие члены императорской семьи, включая императора Франца Иосифа и императрицу Елизавету. В браке родилось восемь детей: Август Клемент (1895—1908); Клементина (1897—1975) — вышла замуж (1925) за Эдуарда ван Хеллера; Мария Каролина (1899—1941); Райнер (1900—1945) — был убит под Будапештом; Филипп (1901—1985) — женился на Саре Хелаз; Терезия (1902—1990) — вышла замуж (1930) за Ламорала, барона Таксис-ди-Бордогна; Леопольдина (1905—1978); Эрнст (1907—1978) — женился (1939) на Ирме Ролл. Награды: Большой крест Императорского Ордена Креста (Бразилия); Крест Дона Педру I; Большой крест Ордена Розы (Бразилия); Большой крест Ордена Башни и Меча (Португалия); Большой крест Ордена Леопольда I (Бельгия); Большой крест Ордена Саксонского герцогского дома (Саксония); Большой крест Ордена Святого Иосифа (Тоскана); Большой крест Ордена Святого Александра (Болгария); Большой крест Ордена Карлоса III (Испания). Литература: Defrance O., «These Princes who came from Brazil» in Royalty Digest Quarterly n°2 — 2012, pp. 1-13.

Karl_Bitter_portrait,_published_in_1917 (542x700, 409Kb)
1867
Карл Биттер (немецкое имя — Karl Bitter)
австрийский и американский скульптор. К.Биттер родился в городе Вена, Австрия, в семье аптекаря, протестантского вероисповедания, мать его была католичкой; был вторым из трёх сыновей в семье. В 14-летнем возрасте Карл оставил гимназию и поступил в скульптурный класс при венской Школе прикладного искусства. Позднее учится у Эдмунда фон Гельмера в Академии изящных искусств в Вене. Был призван в австро-венгерскую армию, однако во время предоставленного ему отпуска в 1889 году уехал в США. Первоначально Биттер работает в Нью-Йорке в мастерской по украшению фасадов домов. Вскоре он привлекает внимание архитектора Ричарда Морриса Ханта, который предоставляет К. Биттеру возможность проявить себя во время работ для одного из загородных проектов для семейства Вандербильт. Далее К. Биттер выигрывает конкурс на создание бронзовых дверей для церкви Святой Троицы в Нью-Йорке, что делает его имя известным. От Р.И.Ханта он получает заказ на украшение статуями административного здания Всемирной выставки в Чикаго в 1893 году. Возглавлял также скульптурные работы на Всемирных выставках в Буффало в 1901 году и в Сент-Луисе в 1904. Авторству К. Биттера принадлежат также кариатиды на фасаде музея Метрополитен в Нью-Йорке и скульптуры для вокзала в Питтсбурге. В годы своего творчества в США К.Биттер считался лучшим скульптором этой страны, был президентом Национального общества скульпторов. В 1898 году скульптор получает американское гражданство; он становится владельцем большой мастерской в Филадельфии. Был женат на американке немецкого происхождения Марии Шевилл. В 1909 году, получив амнистию за дезертирство из армии, Биттер смог вернуться на родину и увидеться с родителями. При следующей его поездке в Вену скульптора сопровождала жена и их трое детей. Погиб 9 апреля 1915 года в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, в результате автодорожного происшествия: возвращаясь вечером с женой из оперы, К.Биттер был сбит автомобилем. Литература: James M. Dennis: Karl Bitter. Architectural Sculptor. London 1967, ISBN 0-299-04450-5; Dietmar Grieser: Heimat bist du großer Namen. Österreicher in aller Welt. Amalthea, Wien, München 2000, ISBN 3-85002-447-4; Gerhart Hauptmann: Atlantis. Berlin 1912; Hans Kestranek: Karl Bitter. In: Kunst und Kunsthandwerk. Wien 1920;
Ferdinand Schevill: Karl Bitter. Chicago 1917.
Галерея:
Karl_Bitter01 (467x700, 439Kb)
DepewFountainIndy.jpg
Karl_Bitter02 (525x700, 456Kb)
En-Thomas Lowry.jpg
Karl_Bitter03 (525x700, 406Kb)
AD White statue.jpg
Karl_Bitter04 (700x525, 437Kb)
WisconsinStateCapFaithGroup.jpg
Karl_Bitter05 (700x525, 373Kb)
WisconsinStateCapWestPed.jpg
Karl_Bitter06 (700x466, 437Kb)
SpiritOfTransportation-by-KarlBitter.jpg

Dobbs-Gilbert (499x700, 288Kb)
1867
Джилберт Доббс (Gilbert Dobbs)
американский шахматный композитор, доктор медицины. Родился в городе Ричмонд, штат Вирджиния, США. Сын баптистского пастора Чарльза Эдвина Уиллоуби Доббса, он учился в колледже Франклина во Франклине (Индиана) и Вефильском колледже в Расселвилле, где получил степень магистра наук.в 1888 году. Желая также стать баптистским пастором, он учился в Южной баптистской Теологической семинарии в Луисвилле, где он был рукоположен в священники в 1890 году. Он служил в различных городах США: Блумингтоне, Браунсвилле, Мемфисе, Новом Орлеане и, наконец, в Кэрролтоне в Джорджии. Сочинял задачи в два и три хода, как правило, с эстетически привлекательными позициями. Умер в городе Атланта, олкруг Фултон, штат Дорджия, США 14 февраля 1941 года. Похоронен на городском кладбище города Кэрроллтон, округ Кэррол, штат Джорджия, США.

[637x700]
1868
Юрий Иванович Блейхман
русский композитор и дирижер, автор популярных в свое время романсов («Ты помнишь ли» и др.). Среди сочинений: оперы – «Принцесса Греза» (постановка 1900), «Светоч христианства» (1904); кантата «Сцена у ручья»; симфония, балетная сюита, камерные произведения, хоры, романсы. Родился в Санкт-Петербурге. Музыкальное образование получил у Соловьева и Римского-Корсакова, а также у Рейнеке и Ядасона в лейпцигской консерватории. В сезон 1893—1894 Блейхман организовал в Санкт-Петербурге общедоступные концерты, в 1894—1995 дирижировал концертами Санкт-Петербургского Филармонического Общества; в качестве дирижера выступал и в провинции. Приобрел популярность в большой публике своими романсами (около 100), написанными в поверхностном салонном жанре, звучными, но банальными в мелодическом отношении, ординарными по гармонии. Талантливый и образованный музыкант, Блейхман, не обладая большим музыкальным вкусом, не достиг большого развития и в композиторской технике. Он пробовал свои силы на поприще и симфонической музыки (симфония, балетная сюита, оркестровые вариации на тему Чайковского), и камерной (трио и квинтет для фортепиано и смычковых инструментов, соната для фортепиано и скрипки), и оперной. Обе его оперы - опера-легенда - "Севастян Мученик" (на текст К.Р.) и лирическая опера "Принцесса Греза" (Ростана) исполнялись концертно и на сцене в Санкт-Петербурге и Москве; вторая была поставлена в Императорском московском новом театре (1900), а затем в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, под управлением Г.Варлиха. Эти оперы успеха не имели. Другие произведения Блейхмана: кантата "Сцена у ручья" (для оркестра женского хора и тенора соло), хоры a capella и пьесы для фортепиано. Был женат на Е.И.Куза, оперной и камерной певице (драматическое сопрано). Умер 8 января 1910 года. Похоронен на Митрофаниевском кладбище. Литература: (Некрологи), "Театр и искусство", 1910, №1; Иванов Москва, Памяти Ю.И.Блейхмана, "Новое время", 1910, 12 апреля, №12243; Музыкальная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под редакцией Ю.В.Келдыша. 1973—1982.

1868
Владимир Карпович Дмитриев
русский экономист-математик и статистик. Известен в первую очередь как автор «Экономических очерков» (1904), в которых предпринял попытку объединить идеи классиков и маржинализма. Владимир Карпович Дмитриев родился в имении Рай Смоленской губернии, в семье агронома. Учился в тульской гимназии. В 1888 году Владимир Карпович выпустился из гимназии и продолжил обучение на медицинском факультете МГУ. Вскоре перевёлся на юридический факультет и закончил его в 1896 году. После окончания работал акцизным контролёром. Однако, из-за открывшегося туберкулёза ему пришлось уволиться. Уволившись, занимался научной и литературной работой, публиковался в журналах «Критическое обозрение» и «Русская мысль». Во время службы акцизным контролёром, Владимир Карпович занимался изучением проблемы алкоголя. Во второй половине 1890-ых годов им была написана работа «Критическое исследование о потреблении алкоголя в России» (издана в 1911). В данном исследовании Владимир Карпович сделал вывод, что потребление алкоголя зависит не от цены на него и благосостояния населения, а от уровня урбанизации страны и процентного соотношения рабочего класса. Над «Экономическими очерками» — своим главным научным трудом — Владимир Карпович начал работать ещё на старших курсах юридического факультета. В 1898 г. в типографии Московского университета была напечатана первая часть «Экономические очерки. Выпуск первый. Теория ценности Д.Рикардо (Опыт точного анализа)». Этой работой он заявил о себе как о первом российском экономисте-математике. В 1902 Владимир Карпович публикует продолжение своего научного труда «Экономические очерки»: «Очерк II. Теория конкуренции О.Курно» и «Очерк III. Теория предельной полезности». В 1904 г. все три ранее опубликованных экономических очерка были изданы отдельной книгой «Экономические очерки. (Серия 1-я: Опыт органического синтеза теории ценности и теории предельной полезности)». В.Дмитриев предполагал подготовить еще одну серию из трех очерков: по теории ренты, промышленных кризисов и денежного обращения. Теорию трудовых издержек Рикардо Дмитриев соединил с понятием предельной полезности, что позволило ему в конечном итоге связать заработную плату и прибыль, создать свою теорию цен, которые в устанавливаются равными издержкам производства. Дмитриев одним из первых предложил технологические коэффициенты и предложил метод вычисления полных затрат труда. Его идеи оказали влияние на лауреата Нобелевской премии в области экономики В.В.Леонтьева, а так же на ряд американских и европейских экономистов. В СССР книги Дмитриева не издавались. В 1968 году его труд Экономические очерки был издан на французском языке, а в 1974 на английском. Умер в Гатчине 30 сентября 1913 года. Литература: Дмитриев Владимир Карпович // БСЭ; История русской экономической мысли, том 3, часть 1, Москва, 1966; Дмитриев, Владимир Карпович // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах.] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание. — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978; Шапошников Н.Н. Первый русский экономист-математик Владимир Карпович Дмитриев. — Москва, 1914.

Замирайло Виктор Дмитриевич. (587x700, 276Kb)
1868
Виктор Дмитриевич Замирайло
русский художник в области книжной графики. Обучался в Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко. В 1884 г. В Киеве помогал М.А Врубелю. Врубелем был написан портрет В.Д.Замирайло; также известна его акварель — Ольги Дмитриевны Замирайло. При реставрации фресок Кирилловской церкви помогал В.М.Васнецову, исполняя надписи и орнаменты для его росписей во Владимирском соборе. С этого времени Замирайло навсегда остался горячим почитателем Врубеля: А.А.Сидоров, отмечал, что «…от Врубеля отправлялся в своей фантастике Замирайло, но был этот… ни на кого не похожий мастер ещё больше заворожен Гюставом Доре»; кроме того ему было близко творчество иллюстратора XIX века И.Ж.Гранвиля. Переехав в Москву, он некоторое время продолжал работать с Васнецовым. В 1900 году он работал над оформлением книги А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»: графические иллюстрации выполнял Виктор Васнецов, а Замирайло делал шрифтовое оформление книги. Затем переехал в Санкт-Петербург (1904), где сошёлся с художниками объединения «Мир искусства», потом вновь вернулся в Москву (1907). С конца 1900-х годов долгое время он работал над большой серией рисунков «Capricci». В 1914 году А.Н.Бенуа привлёк его к росписям Казанского вокзала в Москве. В этом же году Замирайло окончательно переехал в Петербург, где его основным занятием стала книжная графика. В.Д.Замирайло иллюстрировал издания сочинений Лермонтова (1914—1916). После 1917 года В.Д.Замирайло сотрудничал с Государственным издательством, частными издательствами «Алконост», «Эпоха»; стал признанным мастером книжной обложки.
Замирайло01. (567x700, 488Kb)
Картина «Масленичный гротеск» Виктора Замирайло
Кроме того, он был отличным иллюстратором, особенно успешно работавшим в детской книге, где им были сделаны рисунки к сказке «Джек — покоритель великанов» (1921), «Загадки» В.Ф.Ходасевича (1922), «Как ни в чем не бывало» А.Н.Толстого (1924), «Дон Кихот» М.Сервантеса (1925), «Путешествия Гулливера» Дж.Свифта (середина 1920-х), «Маленький оборвыш» Дж.Гринвуда (1929). С 1896 года В.Д.Замирайло — активный участник выставок: член и экспонент Московского общества любителей художеств (1896—1898), Московского товарищества художников (1904—1911), Союза русских художников (1908—1911), «Мира искусства» (1911—1924). Выставка его работ в Доме искусств открыла целую серию персональных выставок петроградских художников. Его произведения экспонировались за границей: на передвижной выставке русского искусства по США и Канаде (1924—1925; Нью-Йорк, Торонто, Лос-Анджелес), международной выставке «Искусство книги» в Лейпциге (1927). В 1918—1928 годах он преподавал в Институте фотографии и фототехники; в 1925—1929 годах — в ленинградском ВХУТЕИНе. В 1929 году вошёл в состав «Общества живописцев». Умер в Петергофе, в доме престарелых, 2 октября 1939 года. Похоронен на Свято-Троицком кладбище на берегу Финского залива, в Старом Петергофе. В последние годы жизни художника за ним ухаживала Елена Григорьевна Николаева (1903—1986). После смерти В.Д.Замирайло, она стала душеприказчицей всего творческого наследия художника..
Современники о В.Д.Замирайло
Словесный портрет Замирайло был оставлен дочерью Б.М.Кустодиева, Ириной: «Странный и чудаковатый это был человек и, должно быть, бесконечно несчастный и одинокий». После посещения выставки Замирайло в Доме искусств К.Сомов записал: «Много прекрасных вещей, он мог бы быть замечательным художником, если бы ему подчас не мешала… рабская любовь к Доре». Искусствовед В.В.Воинов отмечал о творчестве В.Д.Замирайло: «…сны, почти подсознательные грёзы, самые невероятные фантасмагории, роящиеся в голове, видит как острую реальность и именно так фиксирует их в своих многочисленных рисунках… всё фантастическое становится реально убедительным». Литература: Эрнст С.Р. В.Замирайло — Петроград, 1921; Голлербах Э.Ф. Рисунки и гравюры В.Д.Замирайло. — Казань, 1925; Иваненко А. Сказочник странный // Искусство книги. — Москва, 1975; Виктор Дмитриевич Замирайло. 1868—1939. В 2-х книгах. — Санкт-Петербург : КGallery, 2018; Лебедева И.В. Общество живописцев. К истории художественной живописи Ленинграда 1920-х годов // Сборник статей Советское искусствознание. Выпуск 24. — Москва: Советский художник, 1988. — Страницы 348—361.

Bilinskiy_AK (444x700, 315Kb)
1869
Александр Константинович Билинский (Белинский)
русский военачальник, генерал-лейтенант. Участник похода в Китай 1900—1901 годов, первой мировой и гражданской войн. Окончил Киевское пехотное юнкерское училище. Офицер 18-го стрелкового полка. Участник китайской кампании 1900-1901 гг. Капитан (1901). Участник русско-японской войны 1904-1905 гг. Ранен и контужен. Подполковник (1905). Участник первой мировой войны. Награждён орденом Святого Георгия IV степени (9 декабря 1914). Командир 2-го Сибирского стрелкового полка (5 января 1915). Генерал-майор (1915). С 13 июня 1916 года командир бригады 57-й пехотной дивизии. Командующий 111-й пехотной дивизией (13 мая – 2 октября 1917). Во время Гражданской войны в Русской Западной армии. Генерал-лейтенант (1919). 9 апреля 1920 года прибыл в Польшу и поступил на службу в польскую армию. 1 октября 1920 года перешел из православия в католичество. С 1921 года руководитель окружного управления Красного креста в Польше, позднее работал в государственной пожарной службе Польши в Познани. Умер в городе Брест, Белоруссия, 24 ноября 1922 года. Награды и премии: Георгиевское оружие; Орден Святого Георгия IV степени (9 декабря 1914); Орден Святого Владимира IV степени; Орден Святого Станислава II степени; Орден Святой Анны III степени

[612x700]
1869
Рафаэль Митхана (другое имя Митхана-и-Гордон Рафаэль, Rafael Mitjana y Gordón)
испанский музыковед. Родился в Малаге. Музыкальное образование получил в Малаге. В качестве дипломата жил в России, Турции, Марокко и Швеции. Ему принадлежат труды по испанской музыкальной культуре (в том числе в энциклопедии), а также оркестровые сочинения и опера. Умер в Стокгольме 15 августа 1921 года.

[521x700]
1869
Нильс Отто Густав Норденшёльд (шведское имя — Nils Otto Gustaf Nordenskjold)
шведский полярный исследователь и геолог. Родился в Сёбелё, близ Йёнчёпинга. Отто Норденшёльд являлся племянником выдающегося шведского учёного и исследователя Арктики Адольфа Эрика Норденшёльда. После окончания университета в Упсале он 1894 году защищает докторскую работу по геологии, позднее занимает должности доцента и профессора (с 1905 года — профессор географии и этнографии университета в Гётеборге). В конце XIX столетия Норденшёльд возглавляет несколько геолого-минералогических экспедиций в Патагонию, а в 1898 году — в Аляску и район Клондайка. В 1901 году он, наряду с капитаном Карлом А. Ларсеном, руководит шведской антарктической экспедицией. После остановки в Буэнос-Айресе судно «Антарктик» с участниками экспедиции вошло в зону дрейфующих льдов. Здесь Норденшёльд с пятью спутниками высадился на острове Сноу-Хилл, рассчитывая пробыть в Антарктике до весны следующего года. Экспедиционное судно ушло на север, однако было затёрто среди льдов и 12 февраля 1903 года затонуло. 16 членам экипажа вместе с капитаном удалось высадиться на вулканический остров Пуле. Путешественники были спасены проходившим поблизости аргентинским корветом «Уругвай» и в декабре 1903 года доставлены в Буэнос-Айрес. Несмотря на морскую катастрофу, шведская экспедиция рассматривалась как серьёзный научный успех (обернувшийся, впрочем, для Норденшёльда серьёзными финансовыми потерями). В 1909 году учёный проводит исследования в Гренландии, в начале 1920-х годов — в Перу и Чили. Умер в Гетеборге (Швеция) 2 июля 1928 года.
Научное признание
В честь Отто Норденшёльда были названы ряд географических объектов: озеро Норденшёльда в Торрес дель Пайне (Чили), часть океанского побережья на восточной части Антарктического полуострова, ледник и гора на острове Южная Георгия и др. Сочинения: Die schwedische üdpolar-Expedition und ihre geographische Tätigkeit, Stockh., 1911 (Wissenschaftliche Ergebnisse der schwedischen üdpolar-Expedition 1901—1903 unter Leitung von О.Nordenskiöld, Bd 1): в русском переводе — Полярный мир и соседние ему страны, Москва, 1913.

[466x700]
1870
Вацлав Дедина (чешское имя — Václav Dědina)
чехословацкий физико-географ, геоморфолог, член-корреспондент Академии Наук Чехословакии (1952). Родился в Винаржице. Профессор Карлова университета в Праге. Главный редактор многотомного издания по страноведению Чехословакии (1929-1931). Основные работы по общей физической географии, геоморфологии и проблемам географического районирования Чехословакии. Умер в Праге 30 ноября 1956 года. Сочинения: Fysikаlní zeměpis Čech a zаpadní Moravy, Praha, 1921; Tvаř nasi vlasti a jeji vývoj, Praha, 1925.

Losski (475x700, 167Kb)
1870
Николай Онуфриевич Лосский
русский мыслитель, представитель русской религиозной философии, один из основателей направления интуитивизма в философии. Родился в местечке Креславка (Динабургский уезд Витебской губернии, ныне в Латвии). Отец — обрусевший поляк, Онуфрий Лосский, был православным, мать-полька, Аделаида Пржиленцкая, — католичкой. В 1872 году Онуфрий Лосский, ранее работавший лесничим, получает должность станового пристава и вместе с семьёй переезжает в Дагду. С 1881 года Николай Лосский учился в Витебской классической гимназии, которую не окончил, поскольку был исключён в 1887 году за пропаганду атеизма и социалистического учения. Выехал в Швейцарию, где посещал лекции на философском факультете Бернского университета (1888—1889). Материальные трудности вынудили Лосского на некоторое время переехать в Алжир, где он поступил во Французский иностранный легион.
Losskiдо1917 (447x700, 144Kb)
Н.Лосский (до 1917 г.)
Летом 1889 года он вернулся в Россию, где посещал курсы счетоводства Ф.В.Езерского а с 1890 года — 8-й выпускной класс в гимназии при Петербургском историко-филологическом институте. Затем учился в Санкт-Петербургском университете: в 1895 году окончил с дипломом I степени естественное отделение физико-математического факультета; с 1894 года посещал лекции на историко-филологическом факультете, который также окончил с дипломом I степени в 1898 году. Был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре философии. В 1895—1899 годах был преподавателем женского училища принца Ольденбургского; с 1898 года — преподавал в гимназии М.Н.Стоюниной.
LosskВ первом рядуi (515x700, 193Kb)
В первом ряду: слева Н.О.Лосский, справа А.С.Ломшаков. Чехословакия, 1920-е гг.
С 1900 года. — приват-доцент, с 1916 года — экстраординарный профессор Санкт-Петербургского университета. В 1903 году получил степень магистра философии за диссертацию «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма»; степень доктора философии — в 1907 году за диссертацию «Обоснование интуитивизма». С 1907 года читал лекции на Бестужевских курсах. Также преподавал в Женском педагогическом институте, гимназии Л.С.Таганцевой, Психоневрологическом институте (1912), 5-й петербургской гимназии, на историко-литературных курсах (1915) и на Высших курсах при биологической лаборатории П.Ф.Лесгафта (1915—1916). Участник, затем член правления Религиозно-философского общества. После революции 1905 года вступил в партию кадетов. После революции 1917 года некоторое время работал в кадетских организациях, летом 1917 года выпустил брошюру «Чего хочет партия народной свободы», но вскоре прекратил партийную деятельность. После Октябрьской революции 1917 года был лишён кафедры за христианское мировоззрение и в 1922 году выслан из России в числе большой группы интеллигенции, не принявшей марксистской идеологии. До 1942 года по приглашению Масарика жил в Праге; был профессором в Русском народном университете. С 1942 года был профессором философии в Братиславе, в Словакии. С 1945 года читал лекции по философии в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. С 1947 года после переезда в США (в 1946 году он выехал к своему младшему сыну Андреюruen) преподавал в гороле Йонкерс, штат Нью-Йорк, — в Свято-Владимирской духовной академии; профессор в 1950—1953 годах. Последние годы жил в Париже, где и скончался 24 января 1965 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа; на его могиле надпись: «Лосский Николай Онуфриевич, профессор, 6.12.1870—24.01.1965».
Интуитивизм
Интуитивизм Лосского является теорией, разрабатывающей философские проблемы, связанные с христианским истолкованием мира. Начиная с гносеологических аспектов, Лосский занимается и другими основными разделами философии.
Гносеология
Гносеология Лосского строится на основе положения о том, что познанный объект, даже являясь частью внешнего мира, включается сознанием познающего субъекта непосредственно в личность, и поэтому существование объекта не ставится в связь с актом познания. Такое учение получило в истории философии название интуитивизма. Лосский выделяет три вида интуиции — чувственную, интеллектуальную и мистическую. Чтобы объяснить возможность такого интуитивного познания, Лосский рассматривает и разрабатывает многие положения онтологии.
Онтология
В онтологии Лосского одним из главных является положение о том, что мир является неким органическим целым. Данное заключение философа основано на том, что он видел все объекты, части мира в функциональной зависимости друг от друга, причём эта связь носит субъект-предикатный характер. Вообще, онтология Лосского во многом основывается именно на его логическом учении. Кроме того, связи между объектами мира носят также синтетический характер, то есть одно явление вытекает из другого, и данный процесс выстраивается в бесконечные цепочки оснований и их следствий. Таким образом, Лосский полагал, что принципы логики и метафизики одинаковы в своём основании.[9]Интуиция, как непосредственное созерцание других сущностей является в этом мире возможной, так как и человек есть сверхвременное и сверхпространственное бытие, тесно связанное с целым миром. Сам же мир является творением Мирового Духа или Бога, так как, будучи совокупностью индивидуальных субъектов, самостоятельных единиц, он необходимо должен быть объединяем неким высшим началом.
Этика
Выстраивая свою этическую концепцию, Лосский первоначально подверг критике как радикальный индивидуализм, так как он в конечном счёте приводит к умалению ценности отдельной личности, ведь в мире, где каждый индивид ставит свои интересы превыше остальных ситуация уважения к личности другого становится невозможной, так и полный универсализм, приводящий, пусть и иным путём, но к тем же последствиям. Он разработал концепцию «идеал реализма», согласно которой этика должна существовать не только как учение об абстрактных отвлечённых категориях, но имеет и конкретные «реалистические» применимые идеалы. По Лосскому, каждый отдельный человек имеет свою индивидуальность, является уникальным деятелем, который творит свою индивидуальность, которая возникает на основе его личного опыта деятельности, переживаний. Однако вместе с тем люди между собой имеют и некие объединяющие компоненты, так как над ними в иерархии таких «деятелей» стоит высший, божественный субъект. Для этической концепции Лосского важно это сочетание индивидуальности и объединяющей со всем остальным миром божественности, заложенное в каждого человека. Говоря о свободе и ответственности, Лосский подверг критике как детерминистский подход, так и обратный ему. В негативной же концепции свободы, то есть «свободы от», философ видел недостатки по причине неучёта ею неких базовых идеалов. В рамках собственной концепции Лосский признавал, что множество событий в мире происходят непосредственно вследствие выражения действующими субъектами своей воли, которые необходимо влекут за собой определённые последствия. Поэтому для философа ответственность за те или иные бедствия лежит именно на действующих субъектах, которые свободны в своём нравственном выборе. В своих работах Лосский критиковал этическую концепцию И.Канта. По его мнению, не все поступки человека можно просчитать согласно категорическому императиву, ведь далеко не всегда воля, посредством которой индивид избирает моральный или обратный ему образ действий, способствует приобретению человеком тех или иных моральных ценностей. Истинная моральная ответственность перед другими людьми проистекает не из морального долга перед ними, а из божественной природы каждого. Несмотря на то, что каждым может овладеть зло, он сохраняет в себе частицу Мирового Духа, то есть нужно в этом случае не «ставить крест» на самом человеке как не сделавшем единожды правильный выбор, но бороться именно со злом внутри него. Таким образом, по Лосскому, моральные действия субъектов должны проистекать не из чувства долга, возникающего благодаря категорическому императиву, но из более глобального чувства любви к ближнему, которое в том числе предполагает возможность прощения его при раскаянии.
Логика
Описывая условные и категорические умозаключения, Лосский критиковал традиционное представление о выведении следствия из его основания как единственно верного пути умозаключения. Впротивовес этому философ утверждал, что в некоторых случаях возможно построение истинного заключения по пути от следствия к основанию. Такая позиция видилась ему возможной благодаря его концепции имманентности бытия. Особенно он выделял такой способ построения суждений в области ряда наук, таких как история, где целостное суждение возможно именно благодаря изначальному знанию следствий.
Кроме того, Лосский подвергал критике принцип множественности оснований, делая это в рамках своей концепции возможности построения умозаключения от следствия к основанию. Он утверждал, что у одного следствия может быть только одно основание. Анализируя структуру умозаключения, философ пришёл к выводу, что следствие исходит не из основания как некой точно определённой причины. В суждении его первая часть, из которой выводится следствие, является скорее предметом, в котором лишь содержится основание того или иного следствия наряду с побочными характеристиками.
Тема предсуществования души
В работе «Учение о перевоплощении» он писал: «Теория предсуществования души и перевоплощения, развитая Лейбницем и усвоенная мною … никогда не подвергалась осуждению Церкви. … На церковных молитвах, напр. на содержании панихиды, учение о перевоплощении никак не должно отразиться. В панихиде всё внимание сосредоточено на конечной цели жизни человека, на вступлении его в Царство Божие, где нет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Но в индивидуальной молитве об усопших сторонник учения о перевоплощении может, конечно, обращаться к Богу с просьбой о благословении умершего на новых путях его жизни, о ниспослании ему даров Духа Святого и т. п…» Сочинения: «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма» (1903; 2-е издание — 1911). — PDF; «Обоснование интуитивизма» (1906; 2-е издание — 1908); «Введение в философию». Часть I. «Введение в теорию знания» (1911; 2-е издание — 1918). — PDF; «Мир как органическое целое» (1917); «Основные вопросы гносеологии» (1919);Материя и жизнь. Берлин: Обелиск, 1923, 125 страниц; «Логика»: в 2-х книгах. Часть 1. «Суждение. Понятие». Часть 2. «Доказательство. Умозаключение», Петроград, 1922; 2-е издание (исправленное и дополненное) — Берлин, 1923; Н. Бердяев. О назначении человека (рецензия).// Путь. - 1925. - №1. - Страницы 90-91; Вл.Соловьёв и его преемники в русской религиозной философии.// Путь. - 1926. - №2. - Страницы 13-25; Преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский (по поводу книги Б.Зайцева и Вл.Ильина).// Путь. - 1926. - №2. - Страницы 153-156; Преемники Вл. Соловьева.// Путь. - 1926. - №3. - Страницы 14-28; Свобода воли. Париж: Ymca-press, 1927; Техническая культура и христианский идеал.// Путь. - 1928. - №9. - Страницы 3-13; Fr. W. Foerster. Religion und Characterbilding (рецензия).// Путь. - 1928. - №9. - Страницы 95-96; "Мифическое" и современное научное мышление.// Путь. - 1928. - №14. - Страницы 31-55; «Ценность и существование» (1931, 1935, в современном российском издании «Ценность и Бытие»); «Бог и царствие Божие как основа ценностей» (1931); «Типы мировоззрений» (1931); О воскресении во плоти.// Путь. - 1931. - №26. - Страницы 61-85; Б.Вышеславцев. Сердце в христианской и индийской мистике. (Рецензия)// Путь. - 1931. - №28. - Страницы 106-107; Свобода и хозяйственная демократия.// Новый Град. - 1932. - №3. - Страницы 54-59; Б.Вышеславцев. Этика преображенного эроса. (Рецензия)// Новый Град. - 1932. - №3. - Страницы 89-91; Магия и христианский культ.// Путь. - 1932. - №36. - Страницы 3-16; Видения святых и мистиков.// Путь. - 1934. - №43. - Страницы 17-34; Диалектический материализм в СССР. Paris: Ymca-Press. 1934; Индустриализм, коммунизм и утрата личности.// Новый Град. - 1936. - №11. - Страницы 99-110; Открытое письмо Н.А.Бердяеву.// Путь. - 1936. - №51. - Страницы 27-36; О творении мира Богом.// Путь. - 1937. - №51. - 3-22; B.Iasinowski: Wschodnie Chxzestijanstwo à Rosja.// Путь. - 1937. - №51. - Страницы 68-74; Трансцендентально-феноменологический идеализм Гуссерля.// Путь. - 1939. - №60. - Страницы 37-56; Экономический строй и интеллектуализация общества.// Новый Град. - 1939. - №14. - Страницы 69-78; Лев Шестов как философ// Русские записки. - 1939. - №15. - Страницы 131-146; «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938); «Интеллектуальная интуиция и идеальное бытие, творческая активность», «Эволюция и идеальное бытие»; «Мистическая интуиция; Бог и мировое зло. Основы Теодицеи. Прага: издательство «За Церковь», 1941, 92 страницы; «Условия абсолютного добра» (1944), «Достоевский и его христианское мировоззрение» Нью-Йорк, 1953. - 406 cтраниц. История русской философии: «Общедоступное введение в философию». (Франкфурт-на-Майне, 1956); «Характер русского народа». (Франхфурт-на-Майне, 1957); «Воспоминания — жизнь и философский путь». (Мюнхен, 1968); «Учение о перевоплощении» (Москва, 1992); «Мир как осуществление красоты». Основы эстетики. (Москва, 1998). К числу важнейших творческих свершений Лосского относится выполненный им русский перевод «Критики чистого разума» Канта (третий по счету). Изданный впервые в 1907 г., он стал основой всех последующих русских изданий этого сочинения немецкого философа. Сочинения: Н.О.Лосский. История русской философии. — Москва: Высшая школа, 1991; — Москва: Сварог и К, 2000; — Москва: Академический проект, 2011. — ISBN 978-5-8291-1274-5;Лосский Н.О.История русской философии. — Москва: Советский писатель, 1991.— 482 страницы. на сайте Руниверс; Н.О.Лосский. Ценность и Бытие. — Москва: АСТ, 2000; Н.О.Лосский. Воспоминания: Жизнь и философский путь. — Москва: Русский путь, 2009. — ISBN 978-5-98454-012-4; Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. — Париж: YMCA PRESS, 1931; Лосский Н.О. Логика. I.: Обелиск, 1923.— 167 страниц. на сайте Руниверс. Литература: Николай Лосский: Библиография / Составители Б. и Н.Лосские. — Paris: Institut d’etudes slaves, 1978. — 129 страниц; Ермичев А.А. Штрихи к пониманию философии Н.О.Лосским // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 1993. — № 4. — Страницы 64-69; Ермичев А.А., Никулин А.Г. А.И.Введенский и Н.О.Лосский: критицизм и интуитивизм в Санкт-Петербургском университете // Вече. Альманах русской философии и культуры. Выпуск 12. — Санкт-Петербург, 1999. — Страницы 87-105; Овчаров А.А. Основы идеал-реалистической теории интуиции: (Анализ интуитивизма Н.О. Лосского в контексте феноменологии и философии всеединства). — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. — 215 страниц; Королькова Е.А. Онтология зла в философии Н.О.Лосского // Русская философия. Концепции. Персоналии. Методика преподавания. — Санкт-Петербург, 2001. — Страницы 74-75; Шалимов П.Б. Н.О.Лосский как историк русской философии. — Москва, 1993.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 6 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»