1808
Леви Бун (Levi Boone)
американский политик, мэр Чикаго в 1855—1856 годах. Представлял Американскую партию и был единственным избранным мэром Чикаго от этой партии. Леви Бун родился в недалеко от Лексингтона, штат Кентукки, США. В девять лет потерял отца, сражавшегося на Крикской войне. Несмотря на то, что семья жила бедно после потери отца, он окончил медицинскую школу Трансильванского университета в 1829 году. Позже переехал в Иллинойс, а в 1832 году участвовал в войне «Чёрного ястреба», сперва в кавалерии, а затем в качестве хирурга. В 1833 году женился на Луизе М.Смит, дочери Теофилуса Смита, члена Верховного суда штата Иллинойс, которая родила ему впоследствии 11 детей. Прибыв в Чикаго в 1835 году, Леви Бун помог организовать в округе Кук медицинский совет, став первым его секретарём. В 1850 году был избран первым президентом Чикагского медицинского общества. В 1855 году был избран мэром Чикаго на один год. Во время нахождения в должности реорганизовал полицию и запретил работать в городе иммигрантам. Также Леви Бун был поручил городскому совету принять закон об увеличении стоимости алкогольных напитков в шесть раз и пытался закрывать многие питейные заведения. В 1856 году не стал баллотироваться на должность главы города. В 1862 году Леви Бун был арестован и некоторое время находился в лагере «Дуглас» по подозрению в побеге заключённых Конфедерации. Умер в Чикаго (штат Иллинойс, США) 21 января 1882 года и похоронен на кладбище «Роусхилл» в Чикаго.
1810
Виктор-Огюст-Изидор Дешам (французское имя — Victor-Auguste-Isidor Dechamps, нидерландское имя — Victor Augustus Isidore Dechamps)
бельгийский кардинал, редемпторист. Родился в Мелле, Первая французская империя. Епископ Намюра с 25 сентября 1865 по 20 декабря 1867. Архиепископ Мехелена и примас Бельгии с 20 декабря 1867 по 29 сентября 1883. Кардинал-священник с 15 марта 1875, с титулом церкви Сан-Бернардо-алле-Терме с 31 марта 1875. Брат Адольфа Дешама (1807—1875), политика, католического государственного деятеля, издателя, писателя. Умер в Мехелене, Бельгия, 29 сентября 1883 года.
1810
Роберт Корнелис Нейпир (Robert Cornelis Napier)
британский военный и государственный деятель, фельдмаршал, губернатор Индии и Гибралтара, 1-й барон Нейпир Магдальский. Великий командор ордена Бани, кавалер ордена Звезды Индии и ордена Индийской Империи. Член Королевского общества Лондона. Отец Роберта Нейпира, майор Чарльз Френсис Нейпир, был тяжело ранен на Яве в августе 1810 года и скончался несколько месяцев спустя. Роберт Нейпир родился на Цейлоне. В 1826 году он окончил военное училище в Аддискомбе и вступил в ряды бенгальского инженерного корпуса. Через два года Нейпир прибыл в Индию, где несколько лет занимался системами орошения, а в 1838 году заложил горную станцию в Дарджилинге. В январе 1841 года Нейпир получил звание капитана и направлен в Сирхинд в Северной Индии. С началом англо-сикхской войны в 1845 году Нейпир принимал активное участие в боевых действиях. В сражении при Мудки 18 декабря он командовал инженерным корпусом, в сражении при Фирозшахе 31 декабря он получил тяжёлое ранение во время штурма сикхского лагеря. Уже 10 февраля 1846 года Нейпир участвовал в сражении при Собраоне и наступлении на Лахор. За свои действия Нейпир получил временное повышение до майора. В мае 1846 года он был назначен главным инженером при осаде крепости Коте-Кангра в Пенджабе, за что был удостоен благодарности от губернатора. Во время Второй англо-сикхской войны Нейпир руководил осадой Мултана в 1848 году. В сентябре того же года он был ранен в атаке, но смог присутствовать при успешном штурме Мултана 23 января 1849 года и капитуляции крепости Чиниот. После присоединения сэра Хью Гофа, Нейпир принял участие в битве при Гуджарате в феврале 1849 года и сопровождал сэра Уолтера Гилберта в преследовании сикхов. Присутствовал при форсировании Джелама и сдаче армии неприятеля. За свои заслуги он был в очередной раз упомянут в приказе и получил временное повышение до звания лейтенант-полковника. В конце войны Нейпир был назначен как строительный инженер в Совет администрации провинции Пенджаб, и во время своего пребывания в этой должности смог осуществить много значимых общественных работ. В январе 1860 года, во время второй англо-китайской войны, Нейпир принял командование 2-й дивизией экспедиционных сил под руководством сэра Джеймса Хоупа Гранта. Нейпир принимал участие в действиях на Сихно, штурме крепостей Дагу (Пейхо) и вступлении в Пекин. За свои заслуги получил благодарность от парламента и был произведен в генерал-майоры. Нейпир был членом Совета генерал-губернатора Индии до 1865 года, в течение короткого времени занимал должность генерал-губернатора после внезапной смерти лорда Элгина. В январе 1865 годна он принял на себя командование бомбейской армией. В марте 1867 года он получил звание генерал-лейтенанта и в том же году принял командование карательной экспедицией в Абиссинию, чем впоследствии снискал себе наибольшую славу как офицера.
Роберт Нейпир во время абиссинской экспедиции
В 1867 году император Теодрос II отправил письмо британскому правительству с просьбой защитить страну от египетских захватчиков и предложением о назначении посла. Не желая оскорбить власти Египта, Британия никак не отреагировала на просьбу. Король же в ответ заключил в тюрьму всех служащих британского консульства и приказал арестовать и подвергнуть бичеванию британского миссионера, который якобы оскорбил его мать. Попытка уладить конфликт дипломатическим путём потерпела провал, и после месяца планирования инженерный корпус 30 октября 1867 года высадился в Зуле на берегу Красного моря, чтобы построить порт; сам Нейпир прибыл в Зулу 2 января 1868 года и 25 января повёл свои войска на юг. Экспедиция преодолела 400 миль (644 км) по горной местности без дорог и мостов и с враждебным отношением местных жителей. Тщательное материально-техническое планирование способствовало преодолению первого препятствия, а искусная дипломатия — второго. Нейпир дал ясно понять, что единственной целью британцев в Эфиопии является спасение европейских заложников, а не завоевание страны. С другой стороны, Нейпир встретился с местными властителями, такими как Рас-Асса (будущий император Йоханныс IV) и договорился о приобретении необходимых материалов за 4350 тысяч талеров Марии Терезии, которые англичане получили от венского монетного двора. Успеху Нейпира способствовало также общее недовольство и враждебность населения к Теодоросу. Войска Нейпира достигли подножия Магдалы 9 апреля. На следующий день, в Страстную Пятницу, они разгромили 9-тысячное войско, которое по прежнему сохраняло верность Теодоросу. Потери британцев составили только 2 жизни. О том, как войска короля бросаются вниз с горы, чтобы вступить в бой с наступающими британскими силами, Клемент Маркхэм написал: «Абиссинские войска не смогли устоять перед винтовками Снайдера, косившими их ряды целыми шеренгами… Самое героическое сопротивление бесполезно при таком неравенстве вооружения». Хотя император Теодорос освободил заложников и многократно прилагал усилия для мирного урегулирования конфликта, Нейпир взял Магдалу к 13 апреля. Император тем временем покончил жизнь самоубийством, предпочтя «попасть в руки Бога, а не человека». После обнаружения тела покончившего с собой короля победоносное британское войско «три раза прокричало над ним „Ура!“, как если бы он был убитой на охоте лисой». Маркхэм добавил, что, хотя злодеяния короля были ужасны, жестокость неимоверна, но умер он, как герой. Нейпир приказал уничтожить артиллерию и сжечь дотла Магдалу. Войска разграбили многие исторические ценности и религиозные святыни, взяв трофеи обратно в Великобританию. Трофеи по-прежнему находятся в британских коллекциях, несмотря на неоднократные предложения об их возвращении. Лондонское Королевское общество приняло Нейпира в качестве своего члена в 1869 году. Он получил парламентскую пенсию и стал Великим Командором ордена Бани и почетным гражданином лондонского Сити. Нейпиру было дано наследственное пэрство с почётным прозванием барон Нейпир Магдалинский. Нейпир был Главнокомандующим в Индии (1870—1876) и произведен в генералы в 1874 году. С 1876 по 1883 год он занимал пост губернатора Гибралтара. В 1877 году, во время напряженного периода в европейской политике, был назначен командиром сил, которые могли быть отправлены в Константинополь. В 1879 году был членом Королевской комиссии по организации армии, а в ноябре того же года представлен королеве Виктории в Мадриде в качестве Чрезвычайного посла по случаю второго брака Альфонсо XII. 1 января 1883 Нейпир был повышен до фельдмаршала, а в январе 1887 года назначен констеблем лондонского Тауэра. Роберт Нейпир умер в Лондоне 14 января 1890 года и был похоронен в соборе Святого Павла. Его старший сын, Роберт Уильям Нейпир (родился в 1845) унаследовал баронство.
Награды: Рыцарь Большого креста Ордена Бани (27 апреля 1868); Рыцарь-командор Ордена Бани (27 июля 1858); Рыцарь Ордена Бани (март 1858); Рыцарь — великий командор Ордена Звезды Индии (16 сентября 1867); Кавалер-компаньон Ордена Индийской империи; Сатледжская медаль; Пенджабская медаль; Индийская генеральская медаль «За службу»; Медаль за подавление мятежа в Индии; Медаль за Вторую Китайскую войну; Медаль за Абиссинскую войну. В 1883 году британское правительство установило одну пушку Армстронга весом в 100 тонн на батарее в Гибралтаре, получившую название Батарея Нейпира Магдалинского. Статуя Роберта Нейпира верхом на лошади находится на Кенсингтон-роуд, у Врат Королевы в Лондоне. Имегем Роберта Нейпира названа средняя школа в Великобритании. Роберт Нейпир появляется как персонаж в художественном романе Джорджа Макдональда Фрейзера «Flashman on the March».

1810
Спиридон (Литвинович)
епископ Украинской Греко-Католической Церкви, с 5 мая 1864 года — митрополит Галицкий и Архиепископ Львовский — предстоятель Украинской Греко-Католической Церкви. Заседал в Галицком сейме как вирилист (представитель духовенства) в течение 1861—1869 годов. Был вице-маршалом сейма, членом Государственного совета Австрийской империи, послом и вице-президентом Австрийского Рейхсрата (1861—1864). Родился в селе Дрищев, Австрийская империя, в семье священника Дрищева. Учился в гимназии в городе Бережаны на богословских факультетах Львовского и Венского университетов. В 1835 году был рукоположен в сан священника (иерей). В 1835—1840 годах учился в высшем духовном заведении Святого. Августина в Вене, где получил степень доктора богословия. Вернувшись во Львов, стал проповедником Собора Святого. Юра во Львове, позже — катехит гимназии в Черновцах, а с 1848 года — настоятель храма Святой Варвары в Вене. В 1852 году назначен первым ректором вновь созданной Центральной духовной греко-католической семинарии в Вене. После смерти митрополита Михаила Левицкого 1858—1860 — временный администратор Галицкой греко-католической митрополии. Принимал активное участие в общественно-политической жизни Галиции, отстаивал права украинского населения края, поддерживал проект его раздела на две отдельные административные единицы — западную (польскую) и восточную (украинскую). Заседал в Галицком сейме как вирилист (представитель духовенства) в течение 1861—1869 годов. Был вице-маршалом сейма, членом Государственного совета Австрийской империи, послом и вице-президентом Австрийского Рейхсрата (1861—1864). В 1863 году сменил на митрополичьем престоле Григория Яхимовича, был поименован Галицким митрополитом. Решительно выступал против попыток высшего польского духовенства подчинить греко-католического митрополита польском архиепископу. Автор патриотических стихов, в частности, слов к популярной старогалицкой песне «Русский молодец» («Я счастливый, что русскую мать имею»). Большой заслугой Спиридона Литвиновича было принятие в 1863 году «Конкордии» (с лат. concordia — «согласие») с римско-католической церковью — соглашения, которое стало препятствием в полонизации Галиции. Провёл процесс канонизации Иосафата Кунцевича. В 1866 году самоустранился от политики, поскольку «возлагал все свои надежды на Вену, а Вена на наши притязания не отзывается» и таким образом «украинские депутаты потеряли скоро свой политический смысл» (по словам Костя Левицкого). Умер во Львове 17 мая 1857 года, был похоронен на Городецком кладбище, в 1880 году его останки вместе с останками другого митрополита Григория Яхимовича были перенесены на Лычаковское кладбище.
Литература: Чорновол І. 199 депутатів Галицького сейму. — Львів: Тріада плюс, 2010. — Стпраница 154; B. Łopuszański, Spyridion Litwinowicz [в:] Polski Słownik Biograficzny, t. XVII, 1972; Stanisław Grodziski — «Sejm Krajowy Galicyjski 1861—1914», Wydawnictwo Sejmowe, Warszawa 1993, ISBN 83-7059-052-7.
1811
Мария Петровна Апраксина (в замужестве Соломирская)
светская красавица, предмет любовного увлечения М.Ю.Лермонтова. Дочь генерал-майора графа Петра Ивановича Апраксина (1784—1852) от брака с Елизаветой Андреевной Кузьминой-Караваевой (1789—1871). В 1832 году вышла замуж за Владимира Дмитриевича Соломирского, камер-юнкера лейб-гвардии гусарского полка, в котором также служил М.Ю.Лермонтов. Брат Соломирского в 1837 году командовал этим полком. Накануне свадьбы, 13 июня 1832 года, князь Вяземский писал жене: «Сейчас был у меня Апраксин Петр, с сыном. Дочь его идет замуж за Соломирскоrо, второго галлиста и лафатериста и в самом деле имеющего любопытные познания по этой части. Он, кажется, очень хороший малой. После замужества, жила в Петербурге. В светском обществе славилась своей «маленькой ножкой» и «привычкой ходить без корсета». Адресат стихотворений Лермонтова «Есть речи — значенье…» и ‹М.П.Соломирской› («Над бездной адскою блуждая…»). Будучи страстной поклонницей творчества Лермонтова, в 1840 году она направила поэту, находившемуся под арестом за участие в дуэли с Э.Барантом, письмо без подписи, содержащее слова ободрения. Лермонтов разгадал адресата, ответив ей стихотворным посланием. Скончалась 15 августа 1859 года и была похоронена на Казанском кладбище в Царском Селе. Потомства не оставила.
Литература: Л.Майков. Письмо В.Д.Соломирского к А.С.Пушкину. Предисл. // Русский Архив. — 1894. — № 11. — Страница 455; И.Андроников. Лермонтов. Исследования и находки. — Москва, 1967. — Страница 452; И.Дергачев. В лейб-гвардии гусарском… К 150-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова // Урал. — 1964. — № 10. — Страница 174; Д.А.Столыпин. А.В.Васильев. Воспоминания (В пересказе П.К.Мартьянова) // М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников.— Москва, 1989; Апраксина Мария Петровна // Лермонтовская энциклопедия / Академия Наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) ; научно-редакционный совет издательства «Советская энциклопедия» ; главный редактор В.А.Мануйлов ; редколлегия: И.Л.Андроников … [и другие]. — Москва : Советская энциклопедия, 1981. — 746 страниц.

1811
Карл Юстус Хасскарл (немецкое имя Justus Karl Haßkarl или Justus Carl Hasskarl)
немецкий ботаник, натуралист (естествоиспытатель). Карл Юстус Хасскарл родился в городе Кассель. Он отправился на Яву и получил работу в Богорском ботаническом саду. В 1852 году голландцы решили раздобыть семена цинхоны (хинного дерева) и выращивать её на Яве. Однако правительство Перу, опасаясь конкуренции, строго запрещало вывоз за границу семян и ростков хинных деревьев. Голландцы решили пробраться за семенами в малодоступные горные районы Перу и тайно переправить их за границу.Поручить такое сложное и опасное дело можно было только опытному ботанику, который сумел бы отобрать нужные семена и в целости и сохранности доставить их на Яву. Выбор пал на Хасскарла, который к тому времени уже пятнадцать лет жил на Яве и работал в Богорском ботаническом саду. Карл Юстус Хасскарл прибыл в Лиму, откуда он отправился в горные леса, где с опасностью для жизни добыл драгоценные семена и ростки. Ему удалось переправить их в Лиму, где его ждал помощник, сразу же переславший их в Панаму, чтобы затем доставить на Яву. Однако в Панаме возникло непредвиденное осложнение, которое свело на нет все старания Хасскарла: по причине недоразумения семена и ростки пролежали в мешке почти полгода и погибли. В 1854 году Карл Юстус Хасскарл снова отправился в Южную Америку. На этот раз он решил проникнуть через Перу на территорию Боливии. Он собрал очень много ценных ростков, которые были упакованы в специальные ящики, чтобы они не пострадали при перевозке, однако за время пути многие ростки увяли из-за жары и начали разлагаться. Из пятисот ростков, собранных в Боливии, уцелело только семьдесят пять, и лишь на шестнадцати из уцелевших сохранились зелёные листья. Эти ростки были посажены на восточном склоне яванской горы Геде. Карл Юстус Хасскарл умер в городе Клеве 5 января 1894 года. Научная деятельность Карл Юстус Хасскарл специализировался на папоротниковидных, Мохообразных и на семенных растениях. Научные работы: Filices javanicae (Batavia 1856); Retzia observationes botanicae de plantis horti botanici Bogoriensis (Leiden 1856); Hortus Bogoriensis descr. seu Retziae editio nova (1. Teil, Amsterdam 1858; 2. Teil in Bonplandia 1859); Neuer Schlüssel zu Rumphs Herbarium amboinense (Halle 1866); Horti malabarici Rheedeani clavis locupletissima (Dresden 1867); Commelinaceae indicae (Wien 1870). Род растений Hasskarlia Baill. был назван в его честь.
Литература: В.Островский. Приключения «бандунгской пилюли» // Вокруг света. — 1962. — № 6; Ernst Wunschmann: Haßkarl, Justus Karl. In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 50, Duncker & Humblot, Leipzig 1905, S. 58–60.
1812
Гюстав Ваэз (французское имя — Gustave Vaëz; настоящее имя — Жан Николя Гюстав ван Ньивенхёйзен, Jean-Nicolas-Gustave van Nieuwenhuysen)
французский драматург и либреттист. Родился в Брюсселе. Известен, главным образом, работой в творческом дуэте с Альфонсом Руайе в 1839—1847 гг., в течение которых соавторы создали французские либретто для опер Гаэтано Доницетти «Фаворитка», «Лючия ди Ламмермур», «Дон Паскуале», а также оперы Джузеппе Верди «Иерусалим», и написали ряд оригинальных либретто для работавших во Франции композиторов (в частности, для Франсуа Огюста Геварта). С Ваэзом была дружна Жорж Санд, в частности, посвятившая ему стихотворение «Ночь» (Поэтический ноктюрн; 1856). Умер в Париже 12 марта 1862 года.
[565x700]
1812
Бертольд Дамке (немецкое имя — Berthold Damcke)
немецкий дирижер, композитор и музыкальный критик. Ученик Алоиса Шмитта и Фердинанда Риса. С 1834 г. играл на альте в Ганноверском придворном оркестре, затем руководил хором в Бад-Кройцнахе, а с 1837 г. в Потсдаме. Затем жил и работал в Кёнигсберге, Берлине, Санкт-Петербурге (вторая половина 1840-х гг.), с 1855 г. в Брюсселе (где его учеником, в частности, был Самуэль де Ланге младший). В 1847 г., работая в России, познакомился и подружился с Гектором Берлиозом, продолжал дружить с ним в Париже, где жил с 1859 г. (преподавая в Парижской консерватории), и стал в итоге одним из его душеприказчиков. Редактировал издание произведений Кристофа Виллибальда Глюка. Написал оратории «Дебора» и «Товия», оперу «Кетхен из Хайльбронна» (1845, по одноимённой пьесе Клейста), другие хоровые, вокальные и камерные сочинения. Умер в Париже 15 февраля 1875 года.
Литература: Alexandre Bibesco. Berthold Damcke; étude biographique et musicale — Paris: Alphonse Lemerre, 1894.
1812
Никола Луи Каба (французское имя — Nicolas-Louis Cabat)
французский художник-пейзажист. Родился в Париже. Художественное образование Каба получил под руководством Камиля Флера и вначале изображал окружавшие его родные виды, причём стремился верно передать не только частности, но и общее настроение природы. Рисунок его отличался уверенностью, а колорит, особенно в изображении воздуха и свежей зелени лесов, глубиной и сочностью; зато движение в его картинах часто бывало вымучено. Каба, вместе со своими соратниками Жюлем Дюпре и Констаном Труайоном, принадлежал к основателям во Франции так называемого «интимного пейзажа». К этому роду произведений Каба относятся картины: «Пруд виллы д’Аврэ» (1834), «Осенний вечер» (обе в Люксембургском музее), «Зимний день» (1836), «Утиный пруд» и «Равнина в Аркезах».
«Пейзаж», холст, масло
Отправившись в конце 1830-х гг. в Италию, Каба перешёл к изображению идеальных сцен, часто рисуя при этом на библейские сюжеты. К картинам этого направления принадлежат: «Улица в долине Нарни», «Молодой Товит и Ангел», «Немейское озеро», «Ученики в Эммаусе» и др. Идеалистическое направление не всегда давалось Каба и он, наконец в 1860 г. вернулся к своим первоначальным темам. Замечательные картины этого периода деятельности: «Берег Сены около Круасси», «Ручей в лесу» (1864), «Молодой лес в Шампелу», «Буря» и др. В 1879—1884 годах возглавлял Французскую академию в Риме. Умер в родном городе 13 марта 1893 года. Среди учеников Каба, в частности, Поль Альфред де Кюрзон.
Литература: Каба // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
[525x700]
1812
Николай Степанович Пименов
русский скульптор. Николай Степанович Пименов родился в семье знаменитого скульптора Степана Степановича Пименова. Понятно влияние отца на жизненный путь сына. Именно в мастерской Степана Степановича Николай и получил первые знания и навыки в работе. Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, отец отдал его в Академию художеств. Уже через два года он получает серебряную медаль второго достоинства за рисунок с натуры, а ещё через три у Николая — высшая из возможных наград — серебряная медаль первого достоинства за лепку с натуры. Свои последние годы Николай обучается у профессора С.И.Гальберга. В 1833 году, когда Пименов заканчивает Академию, у него умирает отец. На Николая как старшего сына ложится теперь забота о семье. Несмотря на это, Пименов успевает в срок выполнить программу, заданную выпускникам Академии, — барельефную композицию на тему: «Гектор упрекает Париса за то, что он, оставшись с Еленою, не участвовал в сражении греков под Троей». Это произведение — свидетельство творческой зрелости молодого мастера. За эту работу Пименову присуждается Вторая золотая медаль. Николай оканчивает курс обучения в числе десяти лучших выпускников. Его оставляют при Академии для дальнейшего усовершенствования. Став пенсионером при Академии, Пименов выполняет ряд заказов на скульптурные произведения, обращаясь при этом к области скульптурного портрета. Наряду с основной работой скульптор часто занимался исполнением рисунков и живописных произведений. Слава пришла к Пименову довольно быстро. В 1836 году на очередной выставке в Санкт-Петербургской академии художеств появились две превосходно выполненные статуи необычной тематики для скульптуры того времени: «Парень, играющий в бабки» и «Парень, играющий в свайку». Их исполнили недавние выпускники Академии Николай Пименов и Александр Логановский. Среди почётных гостей, посетивших академическую выставку, был Александр Сергеевич Пушкин. Александр Сергеевич сразу же обратил внимание на статуи молодых скульпторов. «Слава богу, наконец, и скульптура в России явилась народная», — воскликнул поэт. Президент Академии художеств А.Н.Оленин тут же представил Пушкину Пименова. Как вспоминал впоследствии сам скульптор, Пушкин с большим волнением пожал обеими своими руками руку молодого скульптора, назвав его «собратом» и пригласив заходить к себе. Поэт тут же набросал в записной книжке два четверостишия, посвящённых новым произведениям русской скульптуры. Вот что было написано на листке, полученном Пименовым:
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро опёрся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился… Прочь! Раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.
«Изображая „Парня, играющего в бабки“, — отмечает И.М.Шмидт, — Н.С.Пименов стремился передать прежде всего красоту и силу русского человека. В фигуре крестьянского парня, с увлечением отдавшегося игре, чувствуется действительно большая внутренняя и физическая сила, смелость и широта русской натуры, отмеченные Пушкиным. Обращает на себя внимание превосходная реалистическая передача обнажённого мускулистого человеческого тела, свободная как от заглаженности и сухости позднеакадемических статуй, так и от натуралистической детализации. Большое значение имеет мастерски найденное композиционное решение статуи: свободный пространственный разворот тела играющего сочетается здесь с большой устойчивостью, крепостью постановки фигуры. Отмечая достоинства статуи Пименова, современники обращали особое внимание на живость и непринуждённость движений „играющего в бабки“, отмечали наблюдательность молодого скульптора. Убедительно передано и само лицо парня, круглое, немного скуластое, обрамлённое густой шапкой волос, подстриженных „в скобку“. Выразительность лица ещё более усиливается благодаря прищуренному левому глазу игрока. Заметим кстати, что подобная „вольность“ явно шла вразрез с установками строгого академического классицизма в скульптуре». Работы молодых скульпторов получили достойную награду — Большие золотые медали. В 1837 году скульптор отправляется в Италию. В Риме и во Флоренции Пименов изучает классическое искусство, много занимаясь лепкой с натуры. Он знакомится с деятельностью ряда современных скульпторов. В 1842 году Пименов создаёт статую «Мальчик, просящий милостыню». По свидетельству одного из русских художников, современников скульптора, «Мальчик, просящий милостыню» Пименова «стяжал похвалу всего художественного мира в Риме; им восхищались лучшие иностранные художники, которые ставили его наравне с древнегреческими статуями». «Мальчика» отметил и живший в Риме художник Александр Иванов. Статую отличает прежде всего большое мастерство в передаче обнажённой фигурки ребёнка. Весьма непосредственно и правдиво переданы поза и движение рук стоящего мальчика, выражающие просьбу о помощи и в то же время робость и смущение. В 1844 году за это произведение Пименову единогласно присваивается звание академика. Интенсивно в тот период идёт развитие реалистического направления в так называемой малой пластике. Пименов здесь — один из первых. Наибольшей известностью из мелких произведений Пименова пользуется портретная статуэтка Всеволожского (1844). «Скульптор изобразил здесь молодого человека несколько щеголеватого вида, сидящего опершись на свою тросточку (ныне отбитую), — пишет И.М.Шмидт. — Обращает внимание свободная, естественная поза сидящего Всеволожского. Одна нога его вытянута вперёд, лицо повёрнуто в сторону и смотрит немного вверх, что придаёт всему образу значительную живость. Поза и общий вид сидящего с тросточкой молодого человека будут не вполне понятны, если не обратить внимание на то, что изображённый Всеволожский, оказывается, сидит на обломке античной колонны. Заметившему это станет ясно, что скульптор изобразил Всеволожского на прогулке, осматривающим один из полуразрушенных архитектурных памятников Древнего Рима. Интересно, что на это указывает здесь ещё одна деталь: под ногами сидящего Пименов изобразил не просто ровную поверхность пола или земли, а каменные плиты». Очень интересна другая статуэтка Пименова — это портрет неизвестного, сидящего в кресле (1844).

Портрет скульптора Николая Степановича Пименова, 1835
В отличие от статуэтки Всеволожского в данном произведении проявляется очень тщательная детальная проработка фигуры сидящего, его лица и одежды. Живя в Италии, скульптор с большим увлечением работал над проектами для одной из площадей Москвы, так называемого «Фонтана богатырей». Он, как и многие другие проекты скульптора, так и не был осуществлён. Осенью 1850 года Пименов возвращается на родину. Таким образом, начинается последний и наиболее значительный период творчества скульптора. В Санкт-Петербурге скульптор работает над скульптурными композициями «Воскресение» и «Преображение». Отлив из бронзы, их поместили в аттиках малых иконостасов внутри Исаакиевского собора. В этих произведениях особо заметно стремление Пименова к большей простоте и ясности построения монументальных групп. За исполнение этих превосходных композиций Пименову в 1854 году присвоили звание профессора. Вскоре его назначают на должность штатного профессора скульптуры Академии художеств. Ещё продолжались работы для Исаакиевского собора, когда Пименов увлекается идеей создания памятника выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу М.П.Лазареву в Севастополе. И.М.Шмидт пишет: «Герой-флотоводец представлен скульптором как бы стоящим на мостике боевого корабля. Смотря вперёд, он положил правую свою руку на подзорную трубу, которую поддерживал локтем другой руки. М.П.Лазарев изображён одетым в парадный военно-морской мундир („в вицмундире старой формы“, как указывал сам Пименов), без шинели и фуражки, с кортиком у пояса. Одна нога его согнута в колене и выдвинута вперёд. Голова чуть повёрнута вправо. Обращает внимание отчётливо переданное портретное сходство — широкое, мужественное лицо адмирала с энергичным и в то же время немного суровым выражением. Давая чёткую пластическую проработку всей фигуры, скульптор отнюдь не впадает в сухость и излишнюю детализацию, удачно сочетая точность реалистического изображения с известной обобщённостью форм монументального произведения. Очень естественная, ненатянутая поза стоящего адмирала сохраняла вместе с тем общую значительность и величавость, столь важные для монументальных статуй». В последние годы своей жизни Николай Степанович много работал по поручению морского министерства, создавая модели фигур, предназначенных для украшения носовых частей новых кораблей. Скульптор выполнил фигуры для кораблей «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Ослябя», «Пересвет», «Варяг». Пименову великолепно удаётся решить задачи монументально-декоративного характера фигуры, помещаемые на носу корабля, отличались общей величавостью, чётким, ясным силуэтом, динамичностью. Резкое ухудшение здоровья заставило Николая Степановича в конце лета 1864 года уехать за границу для лечения. Но ожидаемого эффекта это не принесло. Совсем больной, Пименов возвратился обратно в Санкт-Петербург, где и скончался 17 декабря 1864 года.
Pimenov
Тихвинское кладбище Александро-Невской Лавры. Некрополь мастеров искусств
После смерти в мастерской скульптора осталось много произведений, должных быть отмеченными. Это аллегорические композиции «Милосердие», «Закон», статуэтки «Слава», терракотовая фигура «Каин». Они — ещё одно свидетельство большого дарования и мастерства скульптора. Они ещё раз говорят о его тонком чувстве ритма в композиции, о внимательнейшем изучении и превосходном знании человеческого тела. Николай Степанович был учителем многих известных скульпторов: М.М.Антокольского, М.А.Чижова, М.В.Харламова, Ф.Ф.Каменского, М.П.Попова, И.И.Подозерова. Последний явился создателем посмертного бюста своего учителя, установленного над могилой скульптора.
Литература: Шмидт И., Н.С.Пименов, Москва, 1953.
1813
Август Зикард фон Зикардсбург (немецкое имя — August Sicard von Sicardsburg)
австрийский архитектор. Наиболее известным его произведением является проект Венской государственной оперы (совместно с Эдуардом ван дер Нюллем). Зикардсбург родился в Буде. Изучал архитектуру в Венском политехническом институте под руководством Петера фон Нобиле вместе с Эдуардом ван дер Нюллем. В 1843 году стал профессором в Венской академии. Среди его учеников Карл фон Хазенауэр и Генрих фон Ферстель. Зикардсбург умер от туберкулёза в Вейдлинге 11 июня 1868 года. Известные постройки: Карл-театр, Вене; Арсенал, Вена.
1813
Юлиус Вильгельм Зоммербродт (немецкое имя — Julius Wilhelm Sommerbrodt)
немецкий филолог и педагог. Родился в Легнице (Пруссия). Учился в Бреслау, Лейпциге и Берлине, в 1835 году получил докторскую степень. Следующие несколько лет путешествовал, преимущественно по Италии. Стал в 1838 году инспектором, в 1844 году — профессором в Королевской Рыцарской академии в Легнице. С 1853 года последовательно занимает посты директора гимназии в Рацибуже, Анкламе и Познани. В 1868 году становится провинциальным школьным советником (немецкое название — Provinzialschulrat) в Киле, в 1873 году — в Бреслау. В 1878 году назначен тайным регирунгсратом (правительственным советником). В 1888 году ушел в отставку, но сохранил за собой пост Королевской научной экзаменационной комиссии в Познани и Силезии. Также был членом протестантского Общего Синода в Берлине. В научной деятельности занимался преимущественно древнегреческим театром и текстуальной критикой Лукиана, рукописи которого самостоятельно изучал во время путешествий. Умер в Бреслау (Силезия, Королевство Пруссия, Германская империя) в 1903 году. Награды и премии: орден Красного орла III класса . Работы: О древнегреческом театре: «Rerum scenicarum capita selecta», Бреслау, 1835 год; «Quaestiones scenicae», 1843 год; «De Aeschyli re scenica», 1848-1857, 3 tomes, sämtliche szenische Abhandlungen vereinigt in «Scaenica», (Берлин, 1876); «Das altgriechische Theater» (Штутгарт, 1865). О Цицироне: «Ciceros Reden ins Deutsche übersetzt», (Штутгарт, 1870 год); «Ciceronis Cato maior», (Берлин, 1889 год). О Лукиане: «Lucians ausgewählte Schriften» (или «Ausgewählte schriften des Lucian, erklaert von Julius Sommerbrodt»; Берлин, 1852—1888); «Luciani codicum Marcianorum lectiones», (1861 год); «Lucianea» (Лейпциг, 1872 год); «Lucianus», большое исследование, Том 1, в 2 частях, (Берлин, 1886—1889). Зоммербродт часто цитируется в fr:Dictionnaire des Antiquités grecques et romaines, (1873—1919) Чарльза Виктора Даремберга и Саглио.
Источники: Band: Jahres-Supplement 1890-1891. — Meyers Konversationslexikon. — Autorenkollektiv, Verlag des Bibliographischen Instituts, Leipzig und Wien, Vierte Auflage, 1885-1892, 1890—1891. — Том 18. — Страница 867; Sandys, John Edwin. A history of classical scholarship. — Cambridge, At the University press, 1903. — Том 3. — Страницы 185, 424; Зоммербродт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

1813
Альберт Келлог (Albert Kellogg)
американский ботаник и врач, известный исследованиями флоры северной Калифорнии, один из семи основателей Калифорнийской академии наук. Альберт Келлог родился в семье Исаака Келлога (Isaac Kellogg, 1782—1824) и Aurilla Barney (1792—1861), его старший брат Джордж Келлог (George Kellogg, 1812—1901) был известным изобретателем. Клара Луиза Келлог американская оперная певица была его племянницей. Первоначальное образование получил в школе города Вильбрахам (Wilbraham) штата Массачусетс. Затем он поступил в англ. Transylvania University, в городе Лексингтон (Кентукки), который он окончил в 1834 году и где получил степень доктора медицины (M.D.)
После окончания университета он путешествовал по западным областям Соединённых Штатов, исследовал деревья, произрастающие в Калифорнии. Результаты его экспедиций были опубликованы в 1845 году Джоном Чарльзом Фримонтом в работе «Report of the exploring expedition to the Rocky Mountains in the year 1842: and to Oregon and north California in the years 1843-44 U. S. 28th Cong., 2d sess. Senate» Вместе с орнитологом Джоном Одюбоном Келлог изучал природу Техаса сразу после его присоединения к Соединённым Штатам. Исследовал с ботаническими целями тихоокеанское побережье Южной и Северной Америки от Огненной Земли до Аляски. В 1853 году Келлог принял участие в основании естественно-научного музея на западном побережье США — Калифорнийской академии наук (California Academy of Natural Sciences). В 1867 году в составе экспедиции под руководством профессора Джорджа Дэвидсона (George Davidson 1825—1911) Келлог в качестве ботаника исследовал Аляску. В этой экспедиции он собрал большую коллекцию растений побережья США, которая пополнила собрания Смитсоновского института, Филадельфийской и Калифорнийской академий наук. Он был сторонником привлечения женщин к естественно-научным исследованиям, им были приглашены на работу Элис Иствуд и Katherine Brandegee. Келлог впервые описал около 500 видов растений западного побережья Северной Америки. Умер в городе Аламида (штат Калифорния, США) 31 марта 1887 года. В честь Альберта Келлога назван ряд ботанических таксонов: род семейства Мареновые — Kelloggia Torr. ex Hook.f. (1873); множество видов: Arracacia kelloggii (A.Gray) S.Watson, Atenia kelloggii (A.Gray) Greene, Carum kelloggii A.Gray, Deweya kelloggii A.Gray, Drudeophytum kelloggii (A.Gray) ;J.M.Coult. & Rose, Hemizonia kelloggii Greene, Lilium kelloggii Purdy, Perideridia kelloggii (A.Gray) Mathias, Poa kelloggii Vasey, Polygonum kelloggii Greene, Quercus kelloggii Newb., Tauschia kelloggii (A.Gray) J.F.Macbr., Velaea kelloggii J.M.Coult. & Rose и многие другие. Альберт Келлог результаты своих многих исследований публиковал в различных научных журналах. Наиболее известная его работа «Forest Trees of California» содержит описание деревьев, произрастающих в лесах Калифорнии, и рисунки многих видов калифорнийских дубов. Эти иллюстрации использовались в более поздней работе «West American Oaks». В конце своей жизни он планировал подобную работу, посвящённую хвойным деревьям, однако, эта работа осталась незаконченной. Некоторые работы: Descriptions of new plants, том 2 1868; Descriptions of new plants from the Pacific states, 1873; Forest trees of California, 1882; Redwood and lumbering in California forests (с иллюстрациями), 1884.
1813
Николай Платонович Огарёв
русский поэт, публицист, революционный деятель. Родился в Санкт-Петербурге, из старинного дворянского рода. Рано потерял мать, детство провел в имении отца (Пензенская губ.), которое для болезненного мальчика (Огарев страдал эпилепсией) на всю жизнь осталось «местом романтической привязанности». С 1820 жил в Москве. К 1826 относится начало его многолетней дружбы с А.И.Герценом, дальним родственником и единомышленником в восторженном приятии либерально-освободительных и антидеспотических идей декабризма. Летом 1826 (или 1827) на Воробьевых горах друзья поклялись посвятить свои жизни борьбе за свободу народа. В 1829 Огарев, получивший прекрасное домашнее образование, поступил вольнослушателем на физико-математическое отделение Московского университета, посещал также лекции словесного и нравственно-политического (юридического) отделения, куда перешел в 1832 (оставил в 1833), одновременно начав службу в Московском архиве коллегии иностранных дел. Сложившийся вокруг друзей (Герцен также учился в университете) студенческий кружок способствовал интенсивной умственной работе Огарева, особенно увлеченного в эти годы идеями французских социалистов-утопистов. В 1834 был арестован за распевание «пасквильных» стихов, порочащих царскую фамилию; с лета 1834 по весну 1835 пробыл в одиночном заключении, затем сослан в имение отца. Был определен в канцелярию гражданского губернатора А.А.Панчулидзева, на племяннице которого М.Л.Рославлевой женился в 1836. В 1838, во время лечения на кавказских минеральных водах (Пятигорск), сблизился с А.И.Одоевским и другими ссыльными декабристами. После смерти отца (1838) занялся освобождением части своих крестьян (соответствующий договор утвержден Николаем I в 1842) и (во второй половине 1840-х годов) воплощением «индустриальных» проектов – организацией вольнонаемного труда крепостных. К 1839 относятся разрешение Огареву переезда в Москву, знакомство с В.Г.Белинским и споры с ним, как и с другими гегельянцами (в том числе с давним другом, известным историком-«западником» Т.Н.Грановским), о роли живого чувства, любви в эволюционном развитии человечества. Годы 1841–1846 Огарев провел (с перерывами) в Германии, Швейцарии, Италии, Франции, активно поддерживая дружеские и литературно-философские связи с соотечественниками в России и за рубежом. Сложные отношения с женой, не разделявшей ни его радикализма, ни философских и поэтических исканий, привели к разрыву. По возвращении на родину Огарев, несмотря на разочарование от результатов произведенного им эксперимента с освобождением крепостных (малоимущих закабалили богатые крестьяне), продолжает задуманные реформы: строит в своих селах суконную фабрику, сахарный и винокуренный заводы, покупает писчебумажную фабрику, начинает лесные промышленные разработки, постройку речных судов, открывает школы, больницы и т.п., сам увлеченно занимаясь при этом медициной, фармакологией, педагогикой, экономикой и статистикой. Хозяйственная деятельность Огарева не принесла желаемого успеха, о чем, в частности, не без самоиронии рассказано в автобиографических строках поэмы Огарева 1840-х годов Деревня (незавершена, опубликована в 1908) и стихотворной повести Господин (опубликована в 1857), и в 1848 он был почти разорен. К этому же времени относится начало истории его любви к Н.А.Тучковой (дочери уездного предводителя дворянства, бывшего члена декабристского Союза благоденствия), осложненное доносом отца жены Огарева на «безнравственность», «вольнодумие» и участие в создании «коммунистической секты», в связи с чем Огарев находился несколько месяцев в заключении, был отдан под надзор полиции и лишен права выезда за границу. Оформив после смерти первой жены (1853) отношения с Тучковой (будущей мемуаристкой, известной по публикациям как Тучкова-Огарева; с 1857 – гражданская жена Герцена), Огарев вместе с ней в 1856 покинул Россию.
Портрет Огарёва работы неизвестного автора, 1830-е гг. ГИМ
Поселившись в Лондоне, жил либо в доме Герцена, либо по соседству с ним. Начиная с 3-го номера совместно с Герценом выпускает оппозиционный антикрепостнический и антицаристский альманах «Полярная звезда»; с 1857 – газету «Колокол» с приложением «Общее вече», серию сборников «Голоса из России», ставшие влиятельной политической силой в России (куда доставлялись тайно) и Европе (так, в «Колоколе» печатались Дж.Гарибальди, В.Гюго, Ж.Мишле). Много сил отдал Огарев изданию Дум К.Ф.Рылеева, сборников Русская потаенная литература XIX столетия, Свободные русские песни, помощи Бернской типографии, печатавшей радикально-обличительную литературу, Гейдельбергскому кружку передовой молодежи, участию в разработке плана русской подпольной организации «Земля и воля». Совместно с Н.Н.Обручевым в июле 1861 Огарев пишет прокламацию Что нужно народу? В ряде статей «Колокола» и «Полярной звезды» критикует буржуазный парламентаризм Европы, капиталистические процессы в Европе и Америке. Народнические утопии Огарева находят выражение в апологии русской земельной общины и возлагаемых на нее социальных надеждах. В 1865 Огарев и Герцен переезжают в Швейцарию, куда в то время переместился центр русской эмиграции. В отличие от Герцена, не принимавшего неразборчивости в средствах т.н. «молодой эмиграции», Огарев пытается наладить контакты с ней, в том числе с анархистом М.А.Бакуниным и террористом-заговорщиком С.Г.Нечаевым, участвуя в его издании нового «Колокола» (1870). С 1875 в Англии, где изгоняемый швейцарским правительством Огарев поселился вместе с «англичанкой простого звания» Мэри Сатерленд, в 1858 поднятой им с лондонского «дна» и ставшей до конца дней его преданным другом, сближается с известным революционным народником П.П.Лавровым, выступая в редактируемом последним периодическом двухнедельном обозрении «Вперед!» с собственными статьями и подборками материалов о России в заграничной прессе. Поэтическое и публицистическое творчество Огарева составляет существенную часть истории отечественной литературы 19 в.
Герцен и Огарёв в эмиграции
В его публицистику вошли трактат Profession de foi (Исповедание веры, 1916), отразивший глубокие религиозные искания молодого Огарева, социально-экономические изыскания конца 1840-х годов (Замечания на статью..., 1847, и др.), пламенно-обличительные статьи и прокламации 1850–1870-х годов Русские вопросы (1856–1858), Правительственные распоряжения (1858), Московский комитет (1858–1859), Под суд! (1859, совместно с Герценом), Разбор нового крепостного права (1861), а также концептуальные статьи Памяти художника (1859), посвященная судьбе А.А.Иванова, критике теории «искусства для искусства», порожденной «эпохой общественного падения», и призывающая творческую молодежь отражать в своих произведениях «общественные страдания и все элементы живой общественной жизни»; Первый ответ и Второй ответ старому другу (обе 1869), отстаивающие, в духе бакунинского анархизма, необходимость тотального разрушения всех существующих институтов; Главные основы будущего общественного строя (1870) и др. Начав в 1823 с элегических стихов, в зрелые годы Огарев наиболее ярко заявил о себе гражданской лирикой некрасовского накала и широкого социального спектра, нередко агитационно-пафосной, иногда философско-медитативной, порой задушевно-ностальгической, неизменно ясной по мысли и стилю, композиционно и ритмически четко организованной, отмеченной характерным для русской демократической поэзии 1860–1870-х годов сплавом разговорной, даже фольклорно-просторечной лексики и «газетной» декламационности (стихотворения Деревенский сторож, 1840; Кабак, 1841; Дорога, положено на музыку автором, Изба, оба 1842, и др., где с сочувствием изображены типы сельских неудачников; На смерть поэта, посвященное А.С.Пушкину, 1837, опубликовано в 1931, На смерть Лермонтова, 1841, опубликовано в 1937; ставшее солдатской песней Арестант, 1850, опубликовано в 1869; Свобода, 1858, стало революционной песней; Памяти Рылеева, 1859; Михайлову, 1862, заключительная часть которого – «Закован в железы, с тяжелою цепью» – также стала революционной песней; Памяти Герцена, 1870, и имитирующие народный раешник и речитатив Песня русской няньки у постели барского ребенка, Размышления русского унтер-офицера перед походом, поэмы Гой, ребята, люди русские!, Восточный вопрос в панораме, обе 1869, и др.). Созданные в эмиграции социально-критические поэмы распространялись в России в списках (Юмор, 1840–1841, опубликовано в 1857; С того берега, Тюрьма, обе 1857; Рассказ этапного офицера, Матвей Радаев, 1859, полностью 1866); частично незавершенные, иногда они распадались на отрывки, популярные в подпольном репертуаре (песня казака из поэмы Дон, заключительные строки поэмы Забытье и др.). Романтические стихи первого периода творчества Огарева разнообразны по философской ориентации (от Сен-Симона до Г.В.Ф.Гегеля), нередко насыщены религиозно-мистическими мотивами («Я видел вас, пришельцы дальних стран», 1838) и одухотворены поиском абсолютной истины и справедливости, метафорой которых для поэта нередко выступает христианство (стихотворения Иисус, Христианин). В рефлективной лирике цикла Монологи (1844–1847), вызвавшей критику сторонника активных форм протеста Белинского, Огарев создает образ одинокого человека, страдающего комплексом «гамлетизма», неверием в свою способность изменить мир. Позднее в стихотворной повести Господин Огарев разоблачил тип «лишнего человека» и либерала во дворянстве. Амплуа поэта-борца, с которым он вошел в литературу, отразилось и на любовной лирике Огарева, этом своеобразном дневнике «утаенной любви», нередко перемежающемся гражданскими раздумьями (На наш союз святой и вольный..., 1850– 1852, и др.). Задушевны многие бытовые и пейзажные поэтические зарисовки Огарева, с тонкой музыкальностью передающие динамику настроения автора, философским психологизмом отмечена поздняя лирика поэта. Автор стихотворных циклов Воспоминания детства (1856–1861), Настоящее и думы. Письма к Герцену (1863, опубликованы в 1953) и др., сатирических стихов и эпиграмм, переводов из Г.Гейне, Фр.Шлегеля, незавершенных драматических сцен Исповедь лишнего человека.
Мария Львовна Огарёва
В 1836 году Николай Огарёв сблизился с Марией Львовной Рославлевой (около 1817 — 1853), дочерью Льва Яковлевича Рославлева и Анны Алексеевны Панчулидзевой. Так как отец девушки разорился, Мария Львовна воспитывалась в доме дяди, губернатора А.А.Панчулидзева. П.В.Анненков писал: «Марья Львовна … росла и воспитывалась в богатом доме, обедневшем по „непредвиденным обстоятельствам“. …Очутившись со скудными средствами и в зависимости от посторонних лиц, она устраняла поползновения общества смотреть на неё горделивым и презрительным обращением с людьми, резким и чересчур иногда откровенным словом. …Огарёв рано заметил оригинальную девушку, скоро сблизился с нею и покончил тем, что женился на ней». Брак, заключённый в 1838 году, оказался несчастливым. Став женой богатого человека, Мария Львовна посвятила себя светской жизни, разногласия между супругами увеличиваются, а в её жизни появляются другие мужчины. В декабре 1844 года супруги разъехались. Вскоре Огарёв увлекается Евдокией Васильевной Сухово-Кобылиной (1819—1896), сестрой драматурга А.В.Сухово-Кобылина и писательницы Евгении Тур. Однако, будучи формально женатым человеком, он не смог ей открыться. Евдокия Васильевна узнала о его чувстве лишь после смерти поэта. Ей был посвящён цикл стихов «Buch der Liebe». В 1849 году Огарёв сближается с дочерью соседа по имению Алексея Алексеевича Тучкова — Натальей (1829—1913). Несмотря на отказ Марии Львовны в разводе и протесты родных, Тучкова поселяется вместе с Николаем Платоновичем. Брак был заключён лишь после смерти 28 марта 1853 года в Париже первой супруги Огарёва. Однако и этот союз не был счастливым. Наталья Алексеевна увлеклась лучшим другом Огарева — Александром Герценом, и с 1857 года стала его фактической женой. Хотя все трое продолжали жить вместе, Огарёв, тяжело переживая случившееся, предался алкоголизму и у него возобновились приступы падучей болезни. После разрыва с Тучковой Огарёв проявлял признаки чудачества, часто бродил бесцельно по улицам Лондона, в итоге сошёлся с некой Мэри Сэтерленд, воспитывал её сына Генри. Жил на пенсию, назначенную Герценом, и периодические выплаты от сестры. Он умер на руках у Мэри в Гринвиче после падения в канаву (по официальной версии, во время припадка падучей), из-за которого сломал ногу и повредил спинную кость. По словам современника, за два года до смерти в возрасте 63 лет «он уже был дряхлый старик, с медленною речью, мерцающими воспоминаниями в голове и всё-таки спокойный и равнодушный к лишениям. Он добродушно посмеивался только над своею негодностью к чему бы то ни было и над формой, какую принял конец его жизни.» Умер Огарев после эпилептического припадка в Гринвиче близ Лондона 12 июня 1877 года; в 1966 прах был перезахоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
[497x700]
Почтовая марка СССР, 1952 год.
Библиография: Тучкова-Огарева Н.А. Воспоминания: С 52 иллюстрациями / Вступительная статья, редакция и примечания С.А.Переселенкова. — Ленинград: Academia, 1929. — 544 страницы: иллюстрации, портрет; Огарев Н.П. Юмор. Поэма / Предисловие Я.Эльсберга. — Москва-Ленинград: Academia, 1933. — 172 страницы; Огарев Н.П. Стихотворения / Редакция и примечания С.Рейсера и Н.Суриной. Вступительная статья С.Рейсера. — Б. Москва: Советский писатель, 1937. — 289 страниц; Огарев Н.П. Стихотворения и поэмы / Вступительная статья С.А.Рейсера и Б.П.Козьмина. Редакция и примечания С.А.Рейсера и Н.П.Суриной. Том 1. — Ленинград: Советский писатель, 1937. — 426 страниц; Огарев Н.П. Избранные стихотворения и поэмы / Под редакцией Я.З.Черняка. — Москва: Гослитиздат, 1938. — 457 страниц; Огарев Н.П. Избранные социально-политические и философские произведения : [В 2-х томах. К 75-летию со дня смерти. (1877—1952)] / Под общей редакцией М.Т.Иовчука и Н.Г.Тараканова. [Вступительная статья: Н.Г.Тараканов. «Мировоззрение Н.П.Огарева», Подбор, подготовка текста и примечания Я.З.Черняка]. Том 1. — Москва: Госполитиздат, 1952. — 864 страницы: портрет; Огарев Н.П. Избранные произведения: в 2-х томах / [Подготовка текста и примечания Н.М.Гайденкова. Вступительная статья В.А.Путинцева]; Том 1: Стихотворения. — Москва: Гослитиздат, 1956. — 491 страница: портрет; Том 2: Поэмы. Проза. Литературно-критические статьи. — Москва: Гослитиздат, 1956. — 540 страниц; Огарев Н.П. Избранные социально-политические и философские произведения / Под общей редакцией М.Т.Иовчук и Н.Г.Тараканова. Том 2. — Москва: Гослитиздат, 1956. — 683 страницы; Тучкова-Огарева Н.А. Воспоминания / Подготовка текста, вступительная статья и примечания В.А.Путинцева. — Москва: Гослитиздат, 1959. — 382 страницы: иллюстрации, портрет; Огарев Н.П. Стихотворения и поэмы / Вступительная статья, подготовка текста и примечания С.А.Рейсера. — Ленинград: Советский писатель, 1961. — 482 страницы: портрет; Либединская Л.Б. С того берега: Повесть о Николае Огареве. / Либединская Лидия Б. — Москва: Политиздат, 1980. (Пламенные революционеры). — 356 страниц, иллюстрации. То же. / [Художник М.Н.Ромадин]. — Москва: Политиздат, 1980. — 356 страниц: Ц. То же. — Москва: Политиздат, 1985. — 356 страниц; Конкин С.С. Николай Огарев. Жизнь, идейно-творческие искания, борьба. Саранск, 1982; Огарев Н.П. в воспоминаниях современников / Редколления: В.Вацуро, Н.Гей, Г.Елизаветина и др. — Москва: Художественная литература, 1989. — 543 страницы: иллюстрации.
1813
Шарль Туссен (французское имя — Charles Toussaint)
французский педагог, работавший в Германии. Родился в Нанси. Преподавал французский язык сперва в гимназии в Митаве, а затем в Берлине. Начиная с 1854 года работал вместе с Густавом Лангеншейдтом над созданием метода заочного обучения иностранному языку; в 1856 г. учебный материал был опубликован Лангеншейдтом в основанном для этой цели издательстве, в 1861 г. последовал аналогичный курс по английскому языку. Выработанный метод, получивший название Метод Туссена-Лангеншейдта, приобрёл популярность в разных странах и в том числе, как сообщала Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, использовался для обучения русских немецкому и французскому языкам. Умер в Берлине 17 октября 1877 года.
[700x689]
1814
Хуан Прим (испанское имя — Прим-и-Пратс; Prim у Prats)
испанский политический деятель, генерал-лейтенант (1857). Родился в Реусе. Сын офицера испанской армии. В 19 лет поступил на военную службу. Участвовал в военных действиях против карлистов. В 1843, будучи одним из руководителей буржуазно-либеральной партии прогрессистов, участвовал в свержении Б.Эспартеро, после чего был военным губернатором Мадрида (1843), генерал-капитаном Каталонии (1843—1844). С установлением в 1844 диктатуры Р.М.Нарваэса перешел в оппозицию и был вынужден уехать из Испании (в 1847 вернулся). В 1847—1850 генерал-капитан Пуэрто-Рико. В 1853—1854 военный советник турецкой армии, действовавшей в Крыму. В 1854 поддержал в кортесах Л.О"Доннеля; позднее выступил против курса " Доннеля на примирение с королевским двором, с которым Прим вел активную борьбу. В 1859—1860 принимал участие в колониальной войне Испании против Марокко, в 1861—1862 возглавлял Испанский экспедиционный корпус в Мексике. Участвовал в подготовке восстания в Кадисе (сентябрь 1868), положившего начало Испанской революции 1868—1874. Во время революции сторонник конституционной монархии. С 1869 премьер-министр. Поддержал избрание на испанский престол Амадея Савойского, в день прибытия которого в Испанию 30 декабря 1870 года, Прим был убит в Мадриде.
1814
Николай Михайлович Сатин
русский поэт-переводчик. Родился в селе Дмитровское, Тамбовская губерния. Из дворян Тамбовской губернии; сын корнета Нарвского карабинерного полка Михаила Александровича Сатина (1775—1837) и Екатерины Дмитриевны Хвощинской, дочери прокурора Тамбовской губернии Дмитрия Фёдоровича Хвощинского. Учился в Московском университете и здесь близко сошёлся с Герценом и Огаревым, который был женат вторым браком на сестре его жены. За участие в известной студенческой попойке, вызвавшей ссылку Герцена и Огарева, Сатин был сослан в 1835 г. в Симбирскую губернию, а оттуда через два года переведён на Кавказ, где близко сошёлся с лечившимся в Пятигорске Белинским. В 1840-х гг. долго жил за границей с Огаревым. Сатин написал немало оригинальных стихотворений, но преимущественно известен переводами из Байрона и Шекспира («Буря» и «Сон в летнюю ночь»). Помещал свои оригинальные стихотворения и повести в «Отечественных записках» и «Современнике», но значительная их часть осталась ненапечатанной; некоторые из них вошли в первый том литературного сборника «Почин» (1895). Там же помещены отрывки из его «Воспоминаний», относящиеся к 1837 и 1838 гг. Умер в селе Старое Акшино (Инсарский уезд, Пензенская губерния, Российская империя) 29 апреля 1873 года. 27 мая 1849 года Николай Михайлович женился на Елене Алексеевне Тучковой (1827—1871), дочери члена Союза Благоденствия Алексея Алексеевича Тучкова (1800—1879) и Натальи Аполлоновны Жемчужниковой (1802—1894). Она была внучкой генералов Алексея Алексеевича Тучкова и Аполлона Степановича Жемчужникова. Дети: Александр; Наталья; Елена.
Литература: Сатин, Николай Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.