• Авторизация


6 декабря родились... 06-12-2025 10:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[693x700]
846
Абу Мухаммад аль-Хасан ибн Али аль-Аскари (арабское имя — الحسن بن علي العسكري)
одиннадцатый имам шиитов. Родился в 846 году в Медине. Его звание «аль-Аскари» происходит от арабского слова «Аскар», что означает «военный». Ему был дан этот титул именно потому, что деревня Самарра, в которой он проживал, была военным лагерем. Хасану аль-Аскари было 22 года, когда был убит его отец Али аль-Хади. Период его имамата, последовавший после смерти его отца, был всего лишь шесть лет. Хасан аль-Аскари умер в 874 году в возрасте 28 лет и похоронен в Самарре. По некоторым данным он был отравлен халифом аль-Мутамидом из династии Аббасидов. Имам Аскари имел братьев: Мухаммад и аль-Хусейн. Мухаммад был преемником, назначенным Десятым Имамом, но умер раньше своего отца. Имам Аскари прожил почти всю свою жизнь под домашним арестом в Самарре и под надзором Аббасидских халифов. Аль-Мутаваккиль был первым из тех халифов-притеснителей. Он пришёл к власти в 232 г. Хиджры. В тот же самый год Имам Абу Мухаммад был рожден. Аль-Мутаваккиль испытывал сильную неприязнь ко всем членам (рода) Ахлуль Баят и поэтому он приказал своим людям доставить Имама Али аль-Хади из Медины в Самарру. Он наложил домашний арест на того Имама и приставил к нему сыщиков и полицейских наблюдать за его занятиями и упреждать шиитов от каких-либо контактов с ним. Царствование Аль-Мутаваккиля закончил его сын, аль-Мунтасиром, который объединил свои усилия с турками, чтобы убить своего отца. После аль-Мунтасир принял то постановление, которое однажды сделал его отец. Однако он не походил на своего отца, и в течение того времени Имам Аскари чувствовал себя свободным. Это царство не продлилось долго, поскольку вскоре после этого аль-Мунтасир умер. Большинство историков верят, что он был вероломно отравлен теми турками из-за их боязни, что он может положить конец их владычеству над исламским народом. После смерти аль-Мунтасира халифом стал Ахмад аль-Мустаин. Он имел небольшое политическое влияние так как фактическая власть принадлежала туркам. Он питал сильную ненависть к Имаму Аскари и боялся, что он может восстать в мятеже против того постановления Аббасидов, поскольку в течение того времени большинство из того народа верило в его Имамат и следовало за ним. Имам Аскари снова был помещен под домашний арест. В конце концов тому постановлению аль-Мустаина также был положен конец турками и Имам Аскари был вынужден занять положение выше положения аль-Мутазза. Имам Аскари продолжал жить под домашним арестом при царствовании аль-Мутазза, аль-Мухтази и аль-Мутамида до своей смерти. Причиной его смерти, большинство полагают, был яд, поданный последним халифом Аббасидов, аль-Мутамидом. Имам Аскари обладал знанием и вопреки домашнему аресту, в котором он находился почти всю свою жизнь, он был в состоянии учить других исламу и даже составить комментарии к Корану, которые ученые использовали в дальнейшем. Они стали известны как Тафсир аль-Аскари. Однако существует сомнения относительно авторства этого тафсира. Тот тафсир был признан слабым некоторыми авторитетами, что является существенной составляющей при передачи традиций. Тафсир аль-Аскари был также под вопросом из-за того, что он содержал несколько резкостей и недостатков в красноречии, которые требовали развенчать его из-за невыполнения требований. Имамат Хасана аль-Аскари встретил трудности даже до гибели своего отца. Многие чувствовали, что Хасан аль-Аскари станет Одиннадцатым Имамом через невыполнение обязательств и благодаря тому факту, что его старший брат умер, и рассматривался назначенным преемником своего отца ещё при его жизни. Некоторые из тех, кто отказался признать его Имамат и последовали за его младшим братом, в будущем отнесены к Джа‘фару (не путайте его с больным старшим братом). Его право преемственности было также изменено тем же самым братом. Имам аль-Аскари представлял первую оппозицию к правилу Аббасидов. Он критиковал те правила за конфискацию богатств народа и грабеж народа по их правилам. Халифы делали это не посоветовавшись или сотрудничали с другими королями в захвате богатств незаконно и использовали последователей ислама в качестве рабов. Из-за владычества Турок Имам Аль-Аскари имел небольшое влияние на политическую жизнь в своё время. Государства оставались в политических кризисах, так что Халифы Аббасидов рассматривались марионетками турок, которые управляли через терроризм. Религиозная жизнь во времена Имама аль-Аскари была также в запустении. Благодаря тому факту, что Имам Аскари находился под домашним арестом большую часть своей жизни, многие неверующие взяли преимущество и старались ввести в заблуждение мусульман. Имам продолжал высказываться против тех, кто ставили под сомнение Коран. Так был случай, когда философ по имени Исаак аль-Кинди написал книгу «Противоречие Корана.» Историки утверждали, что Имам Аскари имел ученика, который ответил могущественным сообщением тому философу на то, что тот утверждал. В результате того ответа тот философ сжег свою книгу и уверовал в то, что ни один, кроме членов рода Ахлуль Баят, не могут комментировать Коран, и, что Имам Аскари — истинно Одиннадцатый Имам из тех Двенадцати Имамов. В этом смысле этот Имам имел некоторое влияние на религиозную жизнь своих последователей. Он обращался к ним через посетителей, которых ему было разрешено принимать.
[700x464]
Усыпальница имама Аскари в Самарре, фото из книги 1916 года
Имам Аскари умер 1 января 874 года. Относительно его смерти существует много спекуляций. Некоторые историки считают, что Аббасидский халиф аль-Мутамид был ответственен за то, что имам был отравлен. Имам Хасан аль-Аскари покоится в мавзолее вместе с его отцом, Али аль-Таки в мечети Аль-Аскари в Саммаре, в Ираке. «Этот мавзолей — одна из святынь шиитов подвергался взрыву бомб в 2006 и 2007 годах. Смерть одиннадцатого имама вызвала много толков о том, кто будет преемником. Большинство верило, что он умер бездетным и взяли это в качестве доказательства об ошибочности его имамата. Другие верили, что он имел сына, которого скрывают из-за трудных веремен, и, что он — аль-Махди, важная фигура в исламском учении, который должен проявиться в конце времен и наполнить этот мир правосудием, миром и установить ислам в качестве мировой религии.
[700x330]
Старая Бухара. Кладбище Святого Ишан Имло
Небольшая часть историков, изучив родословные шежере некоторых среднеазиатских святых, полагают, что 12-й имам был не единственным сыном имама Хасана аль-Аскари. У 11-го Имама было два сына: Сейид Мухаммад (то есть Имам Махди) и Сейид Али Акбар. Потомком Сейида Али Акбара. считают Бухарского святого Ишана (Эшон) Имло. Ишан Имло — бухарский «святой последнего времени», как его называют в Бухаре, так как считается, что после него святых больше не было. Мусульмане Средний Азии почитают его как последнего святого. Ишан Имло, согласно источнику, умер в 1162 г. хиджры (1748—1749 г.), мавзолей святого находится в Бухаре на одноимённом кладбище. Один из известных ещё потомков Сейид Али Акбара является великий религиозный деятель, известен также как суфийский учитель Бахауддин Накшбанд известный как «Баха́уддин Мухаммад На́кшбанд», «Ходжаи Бузург» и «Шахи Накшбанд». Хотя шиитские историки, как правило, отвергают об отцовстве Хасан аль-Аскари, кроме его сына Мухаммада аль-Махди, шиитской хадис написанное в книге «Усул аль-Кафи» Баба Маулида Абу Джафара Мухаммада, подтверждает утверждение суфийских ученых, «что у Хасана аль-Аскари было больше одной жены, рабыни с которыми он имел отношения». В этой шиитской книге «Усул аль-Kaфи» приводится о том что: «Когда Халиф получил известие о болезни имама Хасана аль-Аскари, он поручил своим агентам шпионам вести постоянное наблюдение над домом имама …. он послал некоторых из этих женщин акушерок изучить рабынь девушек имама, чтобы определить их беременность, если девушка была беременной она была задержана и заключена в тюрьму». В таких источниках как книги «Табсират-уль-Вали фи манн Раа-Аль-Кайим Аль-Махди», «Бихар Аль-Анвар» Камалиддина, «Ламахот», «Самария», «Хужжат уз-зокирин» и «Тухфат уз-зойирин» Носириддин тура ибн Амир Музаффара, шежере Хасана аль-Аскари и его известных сыновей Мухаммад Аль Махди и Сейид Али Акбар от пророка Мухаммада (САВ) такова: Мухаммад (САВ); Биби Фатима Захра и Али ибн Абу Талиб; Хусейн (имам); Зейн аль-Абидин; Мухаммад аль-Бакир; Джафар ас-Садык; Муса аль-Казим; Али ибн Муса ар-Рида; Мухаммад ат-Таки; Али ат-Таки; Хасан аль Аскари; Мухаммад Аль Махди и Сейид Али Акбар.(сыновья). Известный потомок Мухаммада Аль Махди ибн Хасана аль Аскари: Муинудди́н Хаса́н Чишти́ — (урду معین الدین چشتی, перс. چشتی‎; 1141, Чишти — 1236, Аджмер) — глава и эпоним суфийского братства Чиштия. Также известен как Гариб Наваз («Благотворитель бедных») и Султан аль-Хинд. Известные потомки Сейида Али Акбара ибн Хасана аль Аскари: Бухарский святой авлия Эшони Имло Бухорий Ишан Имло — согласно источнику, умер в 1162 г. хиджры (1748—1749 г.), мавзолей святого находится в Бухаре на одноимённом кладбище; Великий религиозный деятель, суфийский учитель Бахауддин Накшбанд известный как «Баха́уддин Мухаммад На́кшбанд», «Ходжаи Бузург» и «Шахи Накшбанд», основатель суфийского ордена Накшбандия; Таджуддин Баба — известный суфийский мастер из Нагпурa Индия; Кази Саййид Баходирхон — узбекский кази, сеййид, судья шариата, законодатель факих, мударрис в медресе Мири Араб, последный кази Иштыхана и Иштыханского района Самаркандская область (Российская империя); Хазрат Пир Баба (пушту: پیر بابا , анг: Pir Baba), — великий суфийский святой, шейх тариката Кубравия; Cаййид Ахмед Амируддин - учитель школы имени Бахауддина Накшбанди и Абдулкадыра Гилани в Багдаде.

1254
Беатриса Кастильская (итальянское имя — Beatrice di Castiglia; испанское имя — Beatriz de Castilla)
принцесса Кастильская из Бургундская династия, дочь короля Кастилии Альфонсо X Мудрого, маркиза, супруга маркграфа Монферратского Вильгельма VII из дома Алерамичи. Беатриса Кастильская родилась в декабре 1254 года, была дочерью короля Кастилии и Леона Альфонсо X Мудрого и Виоланты Арагонской. Изначально она была помолвлена с Иоганном II Бранденбургским. Целью этой помолвки для Альфонсо было желание найти поддержку для его избрания императором Священной Римской Империи. После того как его план провалился помолвка была расторгнута. В 1271 году в городе Мурсия состоялась её свадьба с Вильгельмом VII Монферратским. Умерла в Казале-Монферрато в 1280 году. Муж: Вильгельм VII (1240−1292). У них было пять детей: сын (1272), умер в младенчестве; сын (1273), умер в младенчестве; Иоланда (1271—1315) — жена Андроника II Палеолога; Джованни I (1275 — 9 января 1305) — маркграф Монферратский; Алиccина (умерла до 1305) — жена Бертольдо Орсини. Литература: Arco y Garay, Ricardo del (1954). Sepulcros de la Casa Real de Castilla. Madrid: Instituto Jerónimo Zurita. Consejo Superior de Investigaciones Científicas. OCLC 11366237; González Jiménez, Manuel (octubre de 2004). Alfonso X el Sabio (1ª edición). Barcelona: Editorial Ariel S. A. ISBN 84-344-6758-5; Ibáñez de Segovia Peralta y Mendoza, Gaspar; Marqués de Mondejar (1777). Joachin Ibarra, ed. Memorias históricas del Rei D. Alonso el Sabio i observaciones a su chronica . Madrid; Loaysa, Jofré de; García Martínez, Antonio (1982). Academia Alfonso X el Sabio, Colección Biblioteca Murciana de bolsillo Nº 27, ed. Crónicas de *los Reyes de Castilla Fernando III, Alfonso X, Sancho IV y Fernando IV (1248-1305). latín y castellano (2ª edición). Murcia. ISBN 84-00-05017-7; Mariana, Juan de (1855). Historia General de España (Reedición edición). Madrid: Imprenta y librería de Gaspar y Roig, editores. OCLC 8097245; Menéndez Pidal de Navascués, Faustino (1982). «La Casa Real de Castilla y León». Seria: Heráldica medieval española. Hidalguía. ISBN 8400051505. Texto «Instituto Luis de Salazar y Castro» ignorado (ayuda); Pérez Algar, Félix (1997). Alfonso X el Sabio: Biografía. Madrid: Studium Generalis. ISBN 84-605-6339-1; Salvador Martínez, H (2003). Alfonso X el Sabio (1ª edición). Madrid: Ediciones Polifemo. ISBN 9788486547660; Valdeón Baruque, Julio (2003). Alfonso X: la forja de la España moderna (1ª edición). Ediciones Temas de Hoy, S.A. ISBN 84-8460-277-X; Valdeón Baruque, Julio (1986). Junta de Castilla y León, Consejería de Educación y Cultura, ed. Alfonso X el Sabio (1ª edición). Castilla y León. ISBN 84-505-3366-X; Ybarra y López-Dóriga, Fernando de, Marqués de Arriluce de Ybarra (1997). Real Academia Sevillana de Buenas Letras, ed. Un largo siglo de amores y desamores en el Alcázar de Sevilla (1248-1368) (1ª edición). Sevilla. ISBN 84-8093-016-0; Zurita, Jerónimo (2005). Anales de Aragón (1ª edición). nstitución Fernando el Católico. ISBN 84-7820-823-2.

[699x530]
1285
Фердинанд IV (испанское имя — Fernando IV)
испанский правитель, король Кастилии и Леона (с 1295). Фердинанду было всего 9 лет, когда он стал королем. Это было непростое время для Кастилии. После смерти Санчо IV страну раздирали междоусобицы. Далеко не все признавали Марию де Молину законной женой Санчо, а Фердинанда - законным королем. На трон претендовал дядя Хуан. Двоюродный дед Энрике вернулся из изгнания и добивался регентства. При поддержке дворянских семей Лара и Гаро, а также королей Франции и Арагона трона домогался Фернандо де ла Серда. Португальский король Диниш и эмир Гранады развязали войну, надеясь захватить приграничные области. Однако благодаря уму и твердости королевы-матери развала государства удалось избежать. Мария де Молина склонила на свою сторону дона Энрике, допустив его к управлению государством. С королем Португалии был заключен мир ценой потери приграничных областей. При этом юный Фердинанд был помолвлен с дочерью Диниша, а старшая сестра Фердинанда отдана в жены португальскому инфанту. В 1301 г. был заключен почетный мир с Арагоном. С Альфонсом де ла Сердой помириться не удалось, но он был слишком вял и пассивен, чтобы добиться успехов в войне. Наконец в 1300 г. Мария убедила папу признать ее брак с Санчо законным. Таким образом, исчезли формальные предпосылки не признавать Фердинанда королем, и дон Хуан был вынужден сложить оружие. Впрочем, за все эти успехи Фердинанд отплатил матери черной неблагодарностью.
[700x352]
Человек мстительный, жестокий и неблагодарный, при подстрекательстве дона Хуана, он потребовал от нее отчета об использовании казны, а затем вовсе отстранил от государственных дел. Тогда смута вспыхнула снова. Возобновил войну Альфонс де ла Серда, а Хайме II Арагонский предъявил претензии на Мурсию, завоеванную его отцом, но отданную Кастилии. Фердинанд обратился за помощью к Динишу Португальскому, чтобы тот стал посредником в споре между враждующими партиями. В 1305 г. в Кампильо состоялся третейский суд, на котором Диниш, дон Хуан и епископ Сарагосский постановили оставить западную часть бывшего эмирата Мурсии со столицей за Кастилией, а восточную - отдать Арагону. Альфонс де ла Серда должен был отказаться от претензий на трон в обмен на несколько новых владений. Хайме Арагонский согласился с решением суда, а Альфонс - нет, и был вынужден уехать во Францию.
[374x700]
Статуя Фердинанда IV в Мадриде.
Однако его сын впоследствии принял условия договора и сделался кастильским вельможей. Но даже и после этого беспорядки в стране не прекратились. Фердинанд и дон Хуан постоянно ссорились между собой, из-за чего не была доведена до конца ни одна кампания против мавров. В 1309 г. кастильцы и арагонцы осадили три мусульманских города, Альмерию, Гибралтар и Альхесирас, но дон Хуан повздорил с главами семей Лара и Гаро. Военные действия пришлось прекратить, ограничившись занятием двух небольших крепостей. Вскоре Хуан поднял новый мятеж. Дело дошло до того, что король решил убить дядю. Но заговор был раскрыт, что возбудило всеобщую ненависть к королю. Папа поручил четырем испанским епископам расследовать это дело, но Фердинанд не дожил до конца процесса. Утром 7 сентября 1312 года он был обнаружен в своей кровати мертвым. Причины его смерти так и остались загадкой.
[700x525]
Гробница Фердинанда IV.
В 1302 году Фердинанд IV женился на Констансе, дочери Диниша I, короля Португалии. От этого брака родилось трое детей: Леонора (1307—1359) Жена Альфонсо IV, короля Арагона; Констанса (1307—1310); Альфонсо XI (13 августа 1311 — 26 или 27 марта 1350) Преемник Фердинанда IV на королевском троне Кастилии и Леона.

1309
Хамфри (IX) де Богун (Humphrey de Bohun)
6-й граф Херефорд, 5-й граф Эссекс с 1336, лорд Верховный констебль Англии 1336—1338, 1360—1361, сын Хамфри VIII де Богуна, 4-го графа Херефорда и 3-го графа Эссекса, и английской принцессы Елизаветы Рудланской, дочери короля Англии Эдуарда I и Элеоноры Кастильской. Родился в Лохмабене, Шотландия. Хамфри был третьим сыном Хамфри Бохана и английской принцессы Елизаветы Рудландской. Хамфри вместе с братьями участвовал в кампании, закончившейся низложением короля Эдуарда II и возведением на английский престол Эдуарда III, а а 1330 году активно участвовал в свержении Роджера Мортимера, 1-го графа Марча, любовника королевы Изабеллы и фактического правителя Англии после свержения Эдуарда II. В 1336 году умер его старший брат Джон, не оставивший детей, после чего Хамфри унаследовал обширные владения в Уилтшире, Эссексе и Валлийской марке, а также наследственный пост констебля Англии. Впрочем, уже 12 июня 1338 года Хамфри передал обязанности констебля своему младшему брату Уильяму, 1-му графу Нортгемптону. Однако обязанности, судя по всему, вернулись к нему после смерти Уильяма в 1360 году. Несмотря на то, что Хамфри был двоюродным братом короля Эдуарда III, он не играл заметной роли в политической жизни Англии и в источниках появлялся не часто. Хамфри присутствовал на знаменитом балу в Лондоне, который король давал в честь графини Солсбери и на котором, по легенде, она обронила подвязку, после чего был основан Орден Подвязки. Умер в Плиши 15 октября 1361 года. Погребён в Лондоне в церкви монахов-августинцев. Женат Хамфри никогда не был и детей не имел. Все его владения и титулы были унаследованы его племянником Хамфри, 2-м графом Нортгемптоном, сыном Уильяма, 1-го графа Нортгемптона. Хамфри является одним из действующих лиц исторического романа Мориса Дрюона «Лилия и Лев» цикла «Проклятые короли». Литература: Cokayne George E. The complete peerage of England, Scotland, Ireland, Great Britain and the United Kingdom, extant, extinct, or dormant / edited by H. A. Doubleday, Duncan Warrand and Lord Howard de Walden. — 2nd Edition. — London: The St. Catherine Press, 1910–1959. — Vol. VI. — P. 472; Douglas Richardson, Kimball G. Everingham. Magna Carta ancestry: a study in colonial and medieval families. — Genealogical Publishing Com, 2005. — P. 103. — 1098 p. — ISBN 0806317590.

[540x700]
1421
Генрих VI (Henry VI)
английский король, последний в династии Ланкастеров, родился в Виндзорском замке. Его отцом был сам Генрих V, король-покоритель Франции, а матерью – Екатерина Валуа, дочь страдавшего умственным расстройством французского короля Карла VI. В августе 1422, когда отец внезапно умер, Генриху было лишь 9 месяцев. В октябре умер и дед по матери, так что Генрих унаследовал обе короны, английскую и французскую. Был создан регентский совет, в который вошли дядья Генриха: Гемфри, герцог Глостерский, и кардинал Бофор оспаривали друг у друга власть над Англией, между тем как третий, деятельный и хваткий Джон, герцог Бедфорд, старался сохранить то, что было завоевано Генрихом V во Франции. Конец десятилетия ознаменовался первыми за время правления Ланкастеров крупными неудачами английской армии. На арену выступила Жанна д'Арк, по инициативе которой 17 июля 1429 в Реймсе состоялась коронация Карла VII. Хотя Париж и весь север Франции все еще оставались в руках англичан, и 16 декабря 1431, т.е. уже после того, как Жанну казнили, Бедфорд устроил в Париже пышную церемонию коронации Генриха как французского короля, в войне наметился перелом, особенно после смерти Бедфорда в 1435. В 1437 Генриха провозгласили совершеннолетним, и он стал номинальным правителем. На деле же этот робкий, похожий на монаха человек с беззащитным выражением лица, длинной челюстью и крупным носом, которые только подчеркивали замешательство, читавшееся в его глазах, был счастлив переложить ответственность и власть на «придворную партию». В сознательном возрасте король интересовался лишь религиозными вопросами и ученостью, основав в 1440–1441 Итон-колледж, а в 1441 – Кингз-колледж в Кембридже. Придворная партия расхищала казну и грабила королевские земли, дозволяя высшей знати с шайками вооруженных вассалов и челяди творить в своих владениях все что заблагорассудится. У Генриха обнаружились признаки душевной болезни, и они становились все более явными, а общественный и политический порядок в государстве слабел и разрушался, пока наконец в Англии не разразилась гражданская война, известная как война Алой и Белой Роз (1455–1485). В 1435 ближайший союзник Англии, герцог Бургундский Филипп III Добрый, заключил с Карлом VII сепаратный мир (Аррасский договор). В ноябре 1436 Карл торжественно вступил в Париж. Положение Англии на севере Франции стало настолько неустойчивым, что придворная партия, во главе которой стояли теперь герцоги Суффолк и Сомерсет, купила в апреле 1444 перемирие с Францией ценой брака Генриха VI с родственницей Карла VII, пылкой, красивой и не чуждой политики Маргаритой Анжуйской, дочерью Рене I, герцога Анжуйского и номинального короля Неаполя. Свадьба состоялась 24 мая 1445. При Маргарите окончательно оформились соперничавшие за власть при дворе группировки, сама она активно поддержала партию Сомерсета и Суффолка. Герцог Йоркский Ричард, преемник Гемфри Глостера в роли предводителя антидворцовой партии и предполагаемого наследника престола, был отозван из Франции и отправлен в фактическое изгнание в Ирландию. Королевским наместником в Руане во Франции стал герцог Сомерсет. Внезапно в Англии разразился кризис власти, что отразилось также и на положении дел во Франции. В 1449 английские войска, нарушив перемирие, захватили обманным путем Фужер – вероятно, не без ведома Суффолка и Сомерсета.
[700x339]
Однако французские войска с легкостью овладели всей Нормандией, так что за каких-то два года Англия утратила все свои владения во Франции, кроме Кале. Герцог Суффолк, которого общественное мнение сочло виновным в этом крахе, подвергся оголтелым нападкам в палате общин и был отправлен в изгнание, однако в мае 1450 он был убит. Почти сразу после этих событий разразилось восстание в Кенте во главе с Джеком Кэдом. Восставшие одержали победу над королевскими войсками и в течение трех дней удерживали Лондон; бунты и волнения происходили и во многих графствах. Герцог Йорк, поддержанный Ричардом Невиллом, графом Уориком (которого прозвали потом «делателем королей») и несколькими могущественными лордами, осенью вернулся из Ирландии и потребовал изменить систему управления. Разногласия между сторонниками герцога Йоркского (Йорками) и придворной партией (Ланкастерами) резко обострились. На протяжении 1450-х годов контроль над королем осуществляли вначале Йорки, а потом их противники. В 1453 Генрих впал в помешательство, продолжавшееся больше года, и за это время Маргарита родила сына, принца Эдуарда. Герцог Йорк перестал быть наследником трона, однако теперь он стал выдвигать на него претензии, поскольку происходил от 3-го сына Эдуарда III, Лайонела Кларенса, и от его 5-го сына, Эдмунда Йорка, в то время как Генрих VI был правнуком Джона Гонта, герцога Ланкастера, т.е. 4-го сына. После того как в октябре 1459 сторонники Йорков были изгнаны из Англии, летом 1460 они вернулись с триумфом. 10 июле при Нортгемптоне Ланкастеры были разбиты, Йорки захватили власть, а Генрих оказался в плену. Ричард хотел было тут же взойти на трон, однако затем удовлетворился признанием права наследовать Генриху, при лишении такого права за собственным сыном короля. В итоге продолжавшейся девять месяцев борьбы, в ходе которой герцог Йорк был убит при Уэйкфилде (декабрь), а Ланкастерам удалось отбить Генриха (февраль), старший сын Ричарда Эдуард был после победы при Мортимерс-Кросс (февраль) провозглашен в Лондоне королем под именем Эдуарда IV. Через несколько недель, 29 марта 1461, он разгромил Ланкастеров при Тоутоне (в 15 км к юго-западу от Йорка) в самом кровавом сражении за всю войну. Генрих, королева и их сын бежали в Шотландию. Четыре года спустя, летом 1465 Генрих был снова пленен, проезжая по Ланкаширу с несколькими спутниками. Его заключили в Тауэр, где он и оставался, пока успешное вторжение вставшего на сторону Ланкастеров Уорика в сентябре 1470 снова не привело его на трон – на этот раз всего на семь месяцев. Эдуард IV вернулся в Англию весной 1471, захватил Лондон, где находился Генрих и 14 апреля в битве при Барнете (к северу от Лондона) разбил двигавшегося на выручку Уорика. Затем он 4 мая разбил армию королевы Маргариты и принца Эдуарда при Тьюксбери (в 15 км к северу от Глостера), где был убит наследник Ланкастеров. Йорки с триумфом возвратились в Лондон 21 мая, и той же ночью Генрих VI был умерщвлен.
[466x700]
Тело Генриха было торжественно погребено в аббатстве Чертси (к западу от Лондона), где оно и оставалось до тех пор, пока Ричард III не перенес его в место последнего упокоения, часовню святого Георгия в Виндзоре.

[552x699]
1478
Бальдассарре Кастильоне, граф Новилары (итальянское имя — Baldassare Castiglione)
итальянский писатель и гуманист эпохи Возрождения. Автор трактата «О придворном», одного из самых знаменитых сочинений итальянского Возрождения. Кастильоне родился в Казатико, близ Мантуи. В январе 1491 года, во время торжеств по случаю бракосочетания Беатриче д’Эсте и Лодовико Моро, был представлен Изабелле д'Эсте, молодой жене мантуанского маркиза Франческо Гонзага. Получил гуманистическое образование в Милане. С 1501 г. выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. В 1503 впервые побывал в Риме; в составе свиты герцога Мантуанского сражался в франко-итальянских войнах; в октябре того же года участвовал в битве при Гарильяно. С 1504 — на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507). В 1508-1513 принимал участие в Войне Камбрейской лиги. В 1513 назначен Франческо Мариа Делла Ровере посланником в Риме. Поддерживает дружеские отношения с художниками и писателями из круга папы Льва X: Пьетро Бембо, Якопо Садолето, Бернардо Довици да Биббиена, Томмазо Ингирами, Рафаэлем, Микеланджело, Антонио Тебальдео, Федерико Фрегозо. В 1515 королем Франции становится Франциск I; Кастильоне предпринимает дипломатические усилия для налаживания отношений Льва X с новым монархом, но безрезультатно. В 1516 отправляется в ссылку в Мантую вслед за отстраненным от власти Франческо Мариа Делла Ровере. С 1519 на службе у Федериго Гонзага. Болезненно переживает кончину Рафаэля (1520) и посвящает его памяти латинскую элегию. В мае 1523 в составе свиты Изабеллы д'Эсте путешествует в Падую и Венецию. После избрания римским папой Климента VII (ноябрь 1523) был назначен папским нунцием в Испании, куда прибывает в марте 1525.
[700x347]
К 1527 г. относится острая полемика Кастильоне с секретарем императора Карла V Альфонсо де Вальдесом (брат известного мыслителя Хуана де Вальдеса). В знак высочайшего почтения к заслугам Кастильоне император предложил ему стать епископом Авильским, однако тот отклонил это предложение из-за неурегулированности взаимоотношений Карла V с папой. Умер в Толедо, Испания (возможно, от бубонной чумы) 2 февраля 1529 года. После кончины Кастильоне мать перевезла его прах в Мантую. В соответствии с завещанием писателя Кастильоне похоронен рядом со своей женой в церкви Санта Мариа делле Грацие близ Мантуи. Надгробный памятник выполнен Джулио Романо. Главное произведение Кастильоне — книга диалогов «О придворном», воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения.Начало работы датируется 1514 г.; первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 г. Последняя (третья) редакция датируется 1524 (без посвящения); она была напечатана в Венеции в 1528 г. в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534, французский в 1537, английский — в 1561 году. Кастильоне является также автором латинских и итальянских стихов «на случай». Среди них выделяются обращённая к жене поэта элегия, эклога «Тирсис» (1506), латинское стихотворное послание к английскому королю Генриху VII (1508). Сочинения: Opere, a cura di С. Cordié, Mil. — Napoli, [I960]; в русском переводе — Из «Книги о придворном», в книге: Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения. Составитель Б.И.Пуришев, том 1, Москва, 1959. Литература: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, том 2, Москва, 1964; Rossi Москва, В.Castiglione, Bari, 1946; Хоментовская А.И. Кастильоне, друг Рафаэля. Петроград, 1923; Михайлов А.Д. Кастильоне. Мемуарная и биографическая проза //История всемирной литературы. Том 3. Москва, Наука, 1985. Страницы 138-139; Баткин Л.М. Ренессансное понимание индивидуального творческого начала: Кастильоне и Цицерон // Ренессанс: образ и место Возрождения в истории культуры. Москва, 1987. Страницы 47-68; Дживелегов А.К. Бальдессар Кастильоне //Творцы итальянского Возрождения. Книга 2. Москва, ТЕРРА-Республика, 1998. Страницы 64-103. - ISBN 5-300-02050-8; Брагина Л.М. От этикета двора к правилам поведения средних слоев: "Книга о придворном" Бальдассаре Кастильоне и "Галатео, или о нравах" Джованни Делла Каза// Двор монарха в средневековой Европе: явление, модель, среда. – Москва ; Санкт-Петербург, 2001. Выпуск 1. Страницы 196-214. - ISBN 5-89329-406-8; Кудрявцев О.Ф. Бальдассаре Кастильоне //Культура Возрождения. Энциклопедия. Том 1. Москва, РОССПЭН, 2007. Страницы 767-769. - ISBN 978-5-8243-0903-4; Стаф И.К. Кастильоне // Большая Российская энциклопедия. Том 13. Москва, 2009. – Страница 297. - ISBN 978-5-85270-344-6; Андреев М.Л. Бальдассаре Кастильоне и жанр трактата о правилах поведения // История литературы Италии. Том II. Возрождение. Книга 2. Чинквеченто. Москва, 2010. Страницы 137-148. - ISBN 978-5-9208-0358-0; Motta U. Castiglione e il mito di Urbino. Milano, Vita e Pensiero, 2003. - ISBN 88-343-0967-7; Ricci Maria Teresa . Du cortegiano au discreto: l’homme accompli chez Castiglione et Gracián. Pour une contribution à l’histoire de l’honnête homme. P., Champion, 2009. - ISBN 978-2-7453-1835-0; В.С.Логиш. Бальдассаре Кастильоне.

[595x700]
1520
Барбара Радзивилл (Варвара Радзивилл; белорусское имя — Барбара Радзівіл; польское имя — Barbara Radziwiłłówna; литовское имя — Barbora Radvilaitė)
королева польская и великая княгиня литовская, знаменитая литовская красавица, личность ренессансного типа, наследница владений Гаштольдов. Жена Станислава Гаштольда, а затем великого князя литовского и короля польского Сигизмунда II Августа. Родилась в Вильне (Виленское воеводство, Великое княжество Литовское, ныне Вильнюс, Латвия), в семье могущественнейших литовских магнатов Радзивиллов: её отцом был Юрий Радзивилл, родным братом — Николай Рыжий Радзивилл, а двоюродным — Николай Чёрный Радзивилл. В 1538 году (по другим сведениям 18 мая 1537 года) она вышла замуж за сына влиятельнейшего литовского магната Альберта Гаштольда воеводу новогрудского Станислава, но уже в 1542 году стала вдовой. В 1547 году она тайно обвенчалась с великим князем литовским Сигизмундом Августом. Тайный брак организовали братья Барбары Николай Рыжий и Николай Чёрный. Вскоре после церемонии молодожены расстались на полгода — король отправился на сейм в надежде добиться разрешения на этот брак, а Барбару отослал в родовой замок в Дубинки (современный Дубингяй). Молодожены поддерживали связь, посылая друг другу письма и маленькие подарки. От пребывания Барбары в Дубинках остались трогательные письма, свидетельствующие о её образованности и широте интересов. В 1548 году Сигизмунд Август, унаследовав после смерти Сигизмунда Старого польский трон, официально объявил о своей женитьбе и потребовал признать Барбару Радзивилл польской королевой. Этому ожесточенно сопротивлялась мать короля Бона Сфорца и польские вельможи, опасавшиеся засилья Радзивиллов — сторонников полной независимости Литвы от Польши. Лишь 7 мая 1550 году в Кракове Барбара была коронована, но вскоре заболела и скончалась в Краков 8 мая 1551 года. Выдвигались гипотезы о том, что она была отравлена Боной. В "Анналах краковских массионариев" про Барбару Радзивилл коротко записано следующее: "Во второй раз он (король Сигизмунд Август - прим.) взял в жёны Барбару из князей и рода Радзивиллов, некогда просватанную за Гастольда, которая в лето 1546 в день святой Барбары в Кракове была коронована, но затем в следующем 1547 году к сожалению умерла из-за появившегося под пупком плотного нарыва".
Прах Барбары был в сопровождении безутешного вдовца перевезён из Кракова в Вильну и захоронен в Кафедральном соборе.
[700x602]
Йозеф Зимлер. Смерть Барбары Радзивилл (1860.
Романтическая история любви и яркая фигура Барбары Радзивилл послужила материалом нескольких прозаических, стихотворных и драматических произведений на польском и литовском языках. По одному из преданий, чародей пан Твардовский вызвал по просьбе короля призрак его возлюбленной. Сюжет лёг в основу картины польского художника Войцеха Герсона (хранится в Национальном музее в Познани). Высказывалось предположение, что чудотворный образ Матери Божией Остробрамской на самом деле является портретом Барбары Радзивилл. Барбаре Радзивилл посвящены драмы польских драматургов Францишека Венжика (1811) и Алоиза Фелинского (1823). Драму Žygimantas Augustas ir Barbora Radvilaitė опубликовал в 1948 Йонас Гринюс. Сюжет использовал в стихотворной драме «Барбора Радвилайте» (Barbora Radvilaitė; 1971) литовский прозаик и драматург Юозас Грушас (постановки в Каунасском государственном драматическом театре, 1972; в Клайпедском драматическом театре, 1973; в Русском драматическом театре Литвы, 1980; телевизионный спектакль Литовского телевидения, 1982). Это своеобразный вариант Ромео и Джульетты — ставшая легендой история любви польско-литовского короля Сигизмунда Августа и красавицы дворянки, молодой вдовы Барборы Радвилайте. В центре драмы Грушаса — столкновение могучей, романтической, облагораживающей любви с фанатизмом государства и двором королевы Боны, матери Сигизмунда Августа. В обусловленный реальными историческими обстоятельствами конфликт драмы, где звучит и тема исторической судьбы Литвы, автор включает борьбу героев за принципы гуманизма, за права своей личности, полноту своей жизни. За драму «Барбора Радвилайте» (а также историческую драму «Швитригайла» Грушас был удостоен Республиканской премии (1976). Белорусской поэтессой и либреттистом Татьяной Мушинской создано либретто исторического балета «Барбара Радзивилл». О жизни, любви и смерти Барбары Радзивилл рассказывается в драматической поэме «Чорная панна Нясвіжа» (1998) белорусского драматурга Алексея Дударева (Аляксей Дудараў). Спектакль по поэме «Чорная панна Нясвіжа» входит в репертуар Национального театра имени Янки Купалы в Минске (режиссёр Валерий Раевский) и других театров Белоруссии. Также историю Барбары Радзивилл рассказал Юрий Татаринов, белорусский писатель, член Союза писателей, в сборнике исторической прозы "Барбара Радзивилл". Барбара Радзивилл изображена в эстампе Йоанны Бружене (1971), в портрете акварелью Игнаса Будриса (1974) и других произведениях изобразительного искусства. На улице Вокечю в Вильнюсе установлен памятник Варваре Радзивилл (скульптор Владас Вильджюнас, 1979). Барбара Радзивилл была изображена на литовской почтовой марке 1996 года (художник К.Каткус по портрету XVI века). Именем Барбары Радзивилл названа улица Барборос Радвилайтес в Старом городе Вильнюса (бывшая Пионерю). Литература: А.В.Экземплярский. Варвара Радзивилловна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Raimonda Ragauskienė. Barbora Radvilaitė. — Vilnius: Vaga, 1999. — ISBN 5-415-01395-4; Alfredas Bumblauskas. Senosios Lietuvos istorija, 1009—1795. — Vilnius: R. Paknio leidykla, 2005. — P. 234—235. — ISBN 9986-830-89-3; Zygmuntas Kuchovicius. Barbora Radvilaite; Jagiellonki Polskie w XVI. wieku. Obrazy rodziny i dworu Zygmunta I. i Zygmunta Augusta Królów Polskich. Przez Alexandra Przezdzieckiego. — Tом 1. — Kraków, 1868.

[569x700]
1527
Бернгард VIII Липпский (немецкое имя — Bernhard VIII. zur Lippe)
граф Липпе в 1547—1563 годах. Родился в Детмольде. Отец Бернгарда граф Симон V умер, когда Бернгарду было восемь лет. Его опекунами и регентами Липпе стали Филипп I Гессенский, граф Адольф Шаумбургский и Иост II, граф Гойи. Бернгард был воспитан протестантом. В 1546 году Бернгард вступил в свои полномочия в Липпе и в течение всего времени правления стремился упрочить лютеранство в графстве. Эти усилия вызвали недовольство императора Карла V, чьи войска оккупировали графство в ходе Шмалькальденской войны в 1546—1547 годах, а после поражения протестантов в 1548 году реализовывали положения Аугсбургского временного постановления. Графство Липпе в результате стало напрямую подчиняться Священной Римской империи. В 1555 году Бернгард присутствовал на рейхстаге в Аугсбурге и в 1556 году созвал протестантское духовенство на съезд в своём графстве. В 1556 году Бернгард объявил войну графу Иоганну Ритбергскому и держал осаду его двора до 1557 года. В 1559 году Бернгард передал крепость Штернберг брату Герману Симону в качестве парагиума, что явилось причиной распрей за наследство у Шаумбургов. Умер в Детмольде 15 апреля 1563 года. В браке с Екатериной (1524—1583), дочерью графа Филиппа III Вальдек-Эйзенбергского родились: Анна (1551—1614), замужем за графом Вольфгангом II Эверштейн-Массовом; Магдалена (1552—1587), замужем за ландграфом Георгом I Гессен-Дармштадтским (1547—1596); Симон VI (1554—1613), женат на графине Армгард Ритбергской (1551—1584), затем на графине Елизавете Гольштейн-Шауэнбургской (1566—1638); Бернгардина (1563—1628), замужем за графом Иоганном Людвигом Лейнинген-Вестербургским (1577—1622).

[588x700]
1531
Веспасиано I Гонзага (итальянское имя — Vespasiano I Gonzaga)
итальянский аристократ, дипломат, писатель, военный инженер и кондотьер. Более всего он известен тем, что был патроном искусств и перестроил своё фамильное владение город Саббионету согласно ренессансным принципам, превратив её в «идеальный город». Принадлежал к боковой ветви аристократического рода Гонзага. Был сыном рано умершего Луиджи «Родаманте» Гонзага, прославившегося своей храбростью, и Изабеллы Колонна, падчерицы сестры Луиджи — Джулии Гонзага. Мальчик был крещен Веспасиано в честь своего деда Веспасиано Колонна, мужа Джулии Гонзага и отца Изабеллы. Согласно завещанию его отца, после того, как его мать второй раз вышла замуж, она потеряла опеку над мальчиком, которая перешла к его деду по отцовской линии аббату Лодовико. После её второй свадьбы в 1536 году 5-летний Веспасиано перешел из-под опеки матери под опеку аббата Лодовико, который вышел из своего религиозного уединения и поселился со своей матерью Антонией во дворце Гаццуоло, чтобы растить мальчика. На следующий год, Изабелла, которая имела глубокие разногласия с отцом Джулии и своим свекром, Лудовико, и зятем Джанфранческо «Каньино» Гонзага насчет образования, которое надо было давать мальчику, после краткого пребывания в Ривароло в 1534 году решила вернуться с сыном в собственные земли. Но Лодовико противостоял этому решению и ребенок остался с ним. Лодовико умер в 1540 году. В своем завещании он оставил опеку над Веспасиано своей дочери Джулии Гонзага, тётке ребёнка. Тем не менее, мать Веспасиано не хотела отдавать опеку над сыном и начала яростное сражение за него. К папе Павлу III обратились обе женщины — мать и тетка, и он не дал однозначный ответ. Окончательно дело решилось в суде, и магистрат вынес решение в пользу Джулии, так как в её пользу были составлены оба завещания. Джулия Гонзага, одна из знаменитых женщин Ренессанса, взяла опеку над племянником и, будучи сама бездетной, стала ему отличной матерью. Когда дело было решено в её пользу, Джулия послала своего прокуратора мессера Маркантонио Маньо ко двору императора, чтобы подтвердить за Веспасиано инвеституру его владений в Ломбардии, каковая была подтвержена 6 сентября 1541 года, и Веспасиано был объявлен наследником всех доминионов своего отца Луиджи и деда Лодовико. Получив опеку над своим племянником весной 1541 года Джулия покинула свои комнаты в монастыре Сан Франческо, где она провела почти пять лет вдовства, и заняла замок на Борго делле Вергине. Мальчику было почти 10. Джулия поселилась во дворце в Неаполе и окружила себя культурнейшими людьми, что сказалось на сложении его личности. Gondolfo Porrino посвятил мальчику эклогу. Giammichele Bruto также высоко оценивал его в своих произведениях: молодой принц «выделялся в поэзии, ораторском искусстве, философии, математике, верховой езде и фехтовании.» Bernardino Rota оставил очерк его качеств. Молодой человек был предназначен к военной карьере и Джулия решила послать его как можно скорее к императору Карлу V. 13-летний мальчик получил место пажа при принце Филиппе, сыне императора, который еще помнил его отца Луиджи Родаманте, и отправился в Испанию. В это время дома уже начали рассматривать подходящих невест для Веспасиано. Первой кандидатурой стала Ипполита, 3-я дочь дона Ферранте Гонзага (род.1535), которая была привезена в Неаполь ребенком и отдана под опеку Джулии Гонзага. Ипполита получила прекрасное образование в Мантуе под присмотром своего дяди кардинала Эрколе Гонзага, и Милане, губернатором которого её отец стал с 1546. Но такой брак не отвечал интересам императора, у которого руку девушки уже попросил Фабрицио Колонна, герцог Тальякоцца, с которым она обвенчалась в 1548 году. 24 августа Фабрицио умер от лихорадки во время осады Пармы. Мать Веспасиано, Изабелла Колонна, хоть родила во втором браке и других детей, продолжала проявлять о нем заботу, и предложила новую кандидатуру — Витторию Фарнезе, дочь Пьер Луиджи Фарнезе и племянницу папы Павла III. Джулия не одобрила такой невесты, да и вдовая Виттория сама имела другие планы и вышла замуж за Гвидобальдо Урбинского (1548), вскоре после убийства её отца. После этого вопрос с выбором невесты отложили, так как из-за его юного возраста не было нужды в спешке. В 1548 году принц Филипп и Веспасиано едут в Италию, где он встречает свою будущую жену. Ею стала Диана ди Кардона, дочь вице-короля Сицилии дона Антонио ди Кардона и Беатриче ди Луна-и-Арагона. Девушка считалась невестой Чезаре Гонзага (сына Ферранте, губернатора Милана и кузена Джулии Гонзага). Веспасиано познакомился с ней в 1549 году, и они тайно обвенчались. Родители невесты об этом узнали только в марте 1550. Неизвестно, разделял ли Веспасиано интерес своей тетки к реформации, но он был толерантен, о чем свидетельствует то, что евреям, которые преследовались повсюду, была дарована привилегия установить в Саббьонетте печатный пресс для публикации еврейской литературы. Веспасиано был послан императором к папе помогать ему против Оттавио Фарнезе, герцога Пармского, заключившего альянс с французами. Он служил под командованием Ферранте Гонзага. Был ранен при атаке. Поправившись, отправился вместе с вернувшимся из Фландрии Филиппом в Вильяфранко. Затем вместе с ним поехал в Мантую. Из-за продолжавшей беспокоить его раны и по настоятельному требованию Джулии он вернулся в Неаполь, где она выхаживала его. Потом он вернулся в Саббьонетту, где проживала его супруга. В начале 1553 года Веспасиано приехал в Инсбрук и предложил свою шпагу императору в войне против Франции на границе с Пикардией. Ему дали 400 всадников под флагом принца Сульмоны, его отчима, который был генеральным капитаном экспедиции. В этой кампании он хорошо проявил себя и заслужил много почестей. Потом вернулся в Саббьинетту. В январе 1554 опять призван и отправлен на войну во Фландрию. Его взяли в плен, и он был в замке Намюр. Его выкупили. Летом 1554 года он уже в Пьяченце, где под предводительством герцога Альбы он — генеральный капитан итальянской инфантерии. Он берет Волиано, а затем послан против Турина, чтобы выгнать французов. В 1556 он опять навещает родной дом, а затем отправляется к герцогу Альбе, где с 8 тысяч человек послан против Колонна на службе к Павлу IV, который присоединился к французам против Испании. Побеждает и входит с триумфом в Ананьи, затем в продолжении войны в Кампаньи он был отправлен в Виковаро, где погиб его отец. Замок охраняет Франческо Орсини, но Веспасиано берет его. Он остается на службе Филиппа II и затем он на поле в Монтичелли (вблизи Тиволи), затем в Паломбара (20 миль от Рима). Даже получая приказы от герцога Альбы он «имел жалость к женщинам, детям и старикам». Затем он осаждает Остию, где чтобы воодушевить солдат, он первым взбирается на стену. Его подстреливают из аркебузы в верхнюю губу, вырвав кусок плоти в ноздре. Он выздоровел, и как писал современник, «благодаря восхитительному умению хирургов, черты лица его не были деформированы, его этот благородный рубец даже увеличил достоинство его черт». Торквато Тассо в посвящении диалога «Il Minturno» пишет о нём с восторгом. В октябре 1557 вернулся в Неаполь, где он был с матерью. Вокруг него в Неаполе собиралось блестящее литературное общество, куда входили Антонио Минтурно, Бернардино Рота, Аньоло ди Костанца и епископ Сессы Галеаццо Флоримонте. Однако неизвестно, где в это время была его жена, оставалась ли она всё также в одиночестве в замке Саббьионетты. Судя по письмам Джулии, донна Диана в это время вызывала какое-то беспокойство в семье, но чем оно было вызвано, точно сказать нельзя. Современники ничего об этом не пишут, а история, записанная в хрониках Саббьионетты, такова: когда Веспасиано вернулся в 1559 после долгого отсутствия, ему сообщили, что жена изменяет ему с секретарем Аннибале Раинери. Веспасиано желал сохранить это в тайне и признался только своему другу, Пьеру Антонио Мессиротто, обещая последовать его совету. Тот понял, чего хочет его друг, и убил Аннибале. Затем Веспасиано взял свою жену, отвел её в комнату, где лежал её мертвый любовник и дал ей фиал, полный яда «Пей! Я избавлю тебя от публичной и бесславной смерти, но только ради чести моего рода». Он запер её в комнате и вышел. Она находилась там два дня, слушая порой приказы из-за двери «Пей!». На третий день она разомкнула уста и выпила. Сообщалось, что она страдала от апоплексии, от которой и умерла. Что произошло на самом деле — неизвестно. Овдовев и вернув родовое гнездо в полное своё распоряжение, Веспасиано начинает строить свой знаменитый город. Одновременно он едет в Неаполь, следующей весной в Рим в компании герцога Альбы и присягает папе Пию IV. Он с детства был другом Филиппу II, и со вступлением его на престол был возведен в ранг испанского гранда и получил наследственную привилегию оставаться с покрытой головой в присутствии сюзерена. В начале 1564 он съездил к испанскому двору и обручился с принцессой Анной д’Арагона, младшей сестрой герцога Сеговии (их дед дон Арриго был братом короля Фердинанда Католика). Венчание состоялось в Валенсии 8 мая 1564. Анна родила близнецов Джулию и Изабеллу. Джулия Гонзага чувствовала себя нездоровой и не могла приехать посмотреть город и детей. Маленькая Джулия умерла спустя несколько месяцев. Веспасиано в апреле навестил Фонди, потом поехал в Рим, чтобы заявить права на земли своего деда в Пальяно, которые долго были узурпированы семьей Караффа. После смерти императора Фердинанда Веспасиано принез оммаж Максимилиану II и удостоился чести что Саббионета стала подчиняться напрямую Священной Римской Империи, и он сам получил право использовать герб Австрии — двуглавого орла и девиз Либертас, которыми он украсил город. В 1565 году Веспасиано начал строить Саббионету, затем вторая жена родила ему долгожданного наследника Луиджи 27 декабря. Анна д’Арагона, восстанавливала здоровье после родов, как вдруг внезапно без какой-то известной причины во время отсутствия мужа сбежала из дома, оставив детей, и затворилась в одиночестве в fuori Ривароло в нескольких милях от дворца. Там она надела траур, отдалась самой черной меланхолии, отказалась с кем-либо встречаться (даже со своим мужем) и после года одиночества скончалась (11 июля 1567). Горе Веспасиано было безгранично, он фактически похоронил себя в монастыре на целый месяц, откуда его вытащил его кузен Гулиельмо Гонзага, герцог Мантуи. Вдвоём они отправились в Казале-Монферрато, который он унаследовал от своей матери. Там намечалось восстание, Веспасиано раскрыл заговор о предательстве города, мятежники были наказаны и герцог сделал своего родственника вице-дюком. Веспасиано остался там более чем на год, где был приятный литературный кружок. Один из его посетителей, Стефано Гуаццо, в своей книге, написанной по просьбе Веспасиано — Conversazione Civite de Casale, запечатлел эти беседы. Эта книга имела чрезвычайный успех по всей Италии, сравнимый с «Придворным» Кастильоне. Одна из башен укреплений береговой линии испанского побережья, возведением которых занимался Веспасиано. Затем Веспасиано отозвали к испанскому двору, он оставил своего кузена Эрколе Висконти завершать строительство идеального города. Его детей, поскольку Джулия Гонзага уже скончалась, он отправил к своей родной матери в Неаполь. Сам он отправился в Геную, оттуда в Барселону (3 сентября) и продолжил путешествие в Мадрид, где Филипп II встретил его с большим почетом. Весной 1570 он сопровождал короля в Кордову, и на время он отвечал за молодых архиепископов. Затем пришли новости о мавританском восстании в Гранаде, и испанцы боялись, что их поддержат турки. Веспасиано послали в Картахену как эксперта по фортификации. Он находился там, когда услышал о смерти своей матери Изабеллы Колонна. С нею ему перешли, наконец, все владения его деда Васпасиано Колонна. Но это не отвлекло его от службы королю Филиппу, он удовлетворился тем, что послал Федерико Заничелли как своего представителя, чтобы объявить право собственности на собственность, замки в Кампанье, герцогства Тражетто, графство Форли и другие владения в Южной Италии. На следующий год Веспасиано получил от короля еще больше почета — он был назначен вице-королём Наварры. Он начал свою работу с фортификации Памплоны, где он построил цитадель и госпиталь для солдат; затем отправился в провинцию Гипускоа, где возвел форт в Вонтерабиа (апрель, 1572), затем укрепил Сан-Себастьян. Потом он укрепл африканский Оран. Затем он вернулся в Севилью, где был с радостью королём. Когда его сын Луиджи достаточно вырос, он отправил его в Испанию, где он тоже стал первым пажом дона Фердинанда, сына короля. Хотя Веспасиано желал вернуться в Саббьонетту, которую продолжал отстраивать его кузен Эрколе Висконти, сообщавший ему о всех новинках. Но Филипп II послал его инспектировать Валенсию, затем Барселону, Пеньисколу и прочие места, которые Веспасиано укреплял. Всегда под первый камень каждого здания клалась медаль короля. В это время император Максимилиан II произвел Саббьионету в ранг княжества, что даровало её владельцу множество привилегий. Когда императором стал Рудольф II, он сделал (18 ноября 1577) город герцогством (подчинявшемся, как и прежде, Священной Римской империи). К гербу добавился императорский орел. После этого, в июле следующего года, Веспасиано вернулся домой (с подорванным здоровьем). Также как и его другу королю Филиппу II, который сменил 4-х жен, Веспасиано не везло с супругами. Его сопровождало несколько галер, принадлежавших князю Дория, и он достиг Геную в 11 дней. Веспасиано пожелал навестить свою дочь Изабеллу (которая, видимо, находилась в Неаполе), но прежде всего, решил навестить своего «первенца»- город Саббьионетту. Он посвятил себя искусствам — он основал художественную галерею, воздвигнув прекрасные ворота. Он приглашал лучших мастеров, в том числе Леоне Леони, который изваял бронзовую статую Веспасиано (раньше стояла на Пьяцца Маджоре, а теперь она перенесена на могилу в церковь Санта-Мария Инкороната). Бернардино Кампи (ученик Джулио Романо) также был в фаворе у герцога, и тот заказывал ему множество фресок. Также он нанимал Камилло Баллини из Венеции (ученика Тициана), Джованни Альберти из Борго-Сан-Сеполькро, его брат Керубино, французский художник Жан де Виль. Сам же Веспасиано вернулся из Испании больным, и в конце 1580 его здоровье серьёзно пошатнулось. Вдобавок, умер его 15-летний сын Луиджи, которого он забрал от двора. В глубоком горе он ударился в религию, перестроил церковь Успения Богородицы, заложил 1-й камень в основание церкви и монастыря капуцинов в Боццоло, разрешил жить в своём городе кармелитам из Мантуи и заложил церковь Санта Мария Инкороната, которую он задумал своим мавзолеем. В следующем году он успокоился достаточно, чтобы вернуться к фортификации, и укрепил замок Боццоло, поставив там хороший гарнизон, а также разбил парк длиной в 2 мили, где он завёл диких зверей. Тогда же он возвёл башню в Коммессаджо, и реку там же. Увидев, что он вернулся к жизни, окружающие стали убеждать его снова жениться в надежде родить нового наследника. 6 мая 1582 года он женился на сеньоре Маргерите Гонзага, сестре Ферранте II, князя Мольфельто и владетеля Гуастелло. Но время проходило, а новых детей не появилось, и Веспасиано решил назначить своей наследницей дочь Изабеллу, заодно выдав её за Луиджи Караффа, князя Стильяно, 29 ноября 1584. Через 2 года сын наконец родился. Веспасиано отправился в Парму, где был награждён Орденом Золотого руна, и вскоре после этого был приглашен в Венецию, где его имя вписали в Золотую Книгу и включили в число венецианской знати. Ему также предложили командовать их армией, но он отказался. В это время архиепископ Максимилиан (брат императора Рудольфа) был избран королём Польши и отправился воевать против Сигизмунда Вазы, который разбил его и взял в плен. Веспасиано пригласили участвовать в кампании против Сигизмунда. В награду за свои услуги он был сделан князем Священной Римской империи и получил титул Altezza. В Саббионете тем временем еще не было театра, и герцог решил устранить это упущение. Ученик Палладио по имени Скамоцци был приглашен на этот заказ, приехав в город в 1588. Но здоровье было подорвано, и 25 февраля 1591 года, не достигнув 60-ти, он продиктовал завещание. На следующий день он скончался. Вскоре после его смерти блеск Сиббионеты поблек.

[399x700]
1536
Чон Чхоль (корейское имя — 郑澈; псевдоним - Сонган «Сосновая река»)
корейский поэт. Служил в Королевском секретариате династии Чосон. Составил семь томов сочинений на ханмуне, более восьмидесяти сиджо и четыре каса. Считается одним из корейских национальных поэтов. Умер 7 февраля 1594 года.
Творчество:

Два каменных будды,
Нагие, стоят у дороги;
Их ветр овевает
И хлещут дожди и метели.
Завидуй! Не знают
Они человечьей разлуки.

Зачем, старик, несешь ты эту ношу?
Давай-ка лучше я её возьму!
Я молод и силен и груз тяжелый,
Взвалив на плечи, донесу легко.
А ты с собой повсюду старость тащишь,
Она ведь и сама — тяжелый груз!

Над тихою водою тень скользнула —
По мостику идет старик монах.
Скажи мне, все дороги исходивший,
Куда теперь ты направляешь путь?
Не замедляя шаг, он поднял посох
И молча мне на небо указал.
Литература: Серия «Библиотека Всемирной Литературы», том 16, «Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии», Москва, 1977.

[700x625]
1550
Орацио (Тиберио) Векки (итальянское имя — Orazio Tiberio Vecchi)
итальянский композитор. Орацио Векки родился в Модене. Там он обучался в бенедиктинском монастыре, затем принял духовный сан (не позже 1577 года). Его учителем музыки был монах-сервит Сальваторе Эссенга. В конце 1570-х годов Векки был связан с композиторами венецианской школы Клаудио Меруло и Джованни Габриели. В 1580 г. опубликовал первый сборник канцонетт на четыре голоса — сочинения в этом жанре принесли ему широкую известность. С 1581 г. по 1584 г. Векки преподавал музыку и руководил капеллой собора города Сало. Затем он получил такую же должность в Модене, но прослужил там всего два года (1584—1586). Он потерял место, потому что без разрешения устроился на должность также в Реджо-нель-Эмилия (1586 г.). В 1586 г. Векки переехал в Корреджо и прослужил несколько лет каноником, а затем архидиаконом в местном соборе. В тот период он много писал, хотя находился в стороне от основных центров музыкальной жизни Италии, таких как Рим, Венеция, Флоренция и Феррара. В конце концов он вернулся в Модену, где добился должности священника, отвечавшего также за хор. Видимо, в это время он испытывал серьёзные финансовые трудности, на них он намекал в письмах, а порой и в своих произведениях. В 1597 г. Векки посетил Венецию, где опубликовал сборник трёхголосных канцонетт. В этом же году были напечатаны и многие другие его произведения (в том числе и наиболее известное — мадригальная комедия «Амфипарнас»), вероятно, всё то, что было написано им за последние 16 лет в Корреджо и других городах. В 1598 г. герцог Чезаре д'Эсте пригласил Векки в Модену на должность «maestro di corte», то есть придворного капельмейстера. В 1599—1604 годах Векки руководил многочисленными маскарадными празднествами. В 1600 г. Векки сопровождал герцога в Рим и Флоренцию, где композитор мог услышать оперу «Эвридика» Якопо Пери. По возвращении в Модену Векки продолжал служить в соборе до своей смерти 19 февраля 1605 года. Надпись на могиле Векки говорит, что «он был столь значительным творцом в музыке и поэзии, что легко превзошёл всех гениев всех времен… он первый соединил гармонию с комическим даром и заставил восхищаться собою весь мир». Векки считался одним из наиболее заметных композиторов своего времени. Широкой известностью пользовались его многоголосные канцонетты и мадригалы, которые зачастую становились моделями для контрафактуры и интабуляции (особенно канцонетты «Mentre io campai contento» и «Chi mira gli occhi tuoi»). Образец песенного стиля Векки — канцонетта «Fa una canzona senza note nere» («Сочини песню без чёрных нот», т.е. простую, безыскусную). Векки — автор многих церковных сочинений — месс, мотетов, ламентаций, духовных песен, магнификата. Особенно ценится его восьмиголосная Воскресенская месса («In resurrectione Domini»). Напечатаны: четыре книги четырёхголосных канцонетт (1580, 1585, 1590); по одной книге шестиголосных канцонетт (1587), пятиголосных и шести-семиголосных мадригалов (1589 и 1583); сборник различных произведений на 3—10 голосов «Selva di varia ricreatione» (1590); среди пр. включает вокальную пьесу «Battaglia d'amor e dispetto» («Битва любви и досады») и 2 инструментальные пьесы; две книги трёхголосных канцонетт (1597, 1599); книга четырёхголосных ламентаций (1597); две книги мотетов на 4—8 голосов (1590, 1597); шестиголосные мотеты; сборник (пьес различных жанров) «Музыкальное пиршество» (итал. Convito musicale) на 3—8 голосов (1597); мадригальная комедия «Амфипарнас» (1597); собрание четырёхголосных гимнов на весь церковных год (1604); мадригальная комедия «Сиенские вечеринки» (итал. Le veglie di Siena), с музыкальными изображениями разных характеров: «umor grave, allegro, dolente, lusinghiero» (Венеция, 1604). «Гармоническая комедия» (то есть комедия с пением) «Амфипарнас» («Предгорье Парнаса», «У подножия Парнаса») — наиболее известное сочинение Векки на его собственный текст, выдержанный в традициях комедии дель арте. Написанная в мадригальном стиле, эта комедия является одной из непосредственных предшественниц оперного жанра, прообразом трёхактной комической оперы. Комедия состоит из трёх актов, делится на 13 сцен и включает мадригальные диалоги и эпизоды с простой музыкой развлекательного характера. Каждый персонаж характеризуется пятиголосным мадригалом. В тексте смешиваются многие диалекты (кастильский, ломбардский, болонский, тосканский, еврейский), переплетаются народный язык и высокий стиль, слышны звукоподражания и крики животных. Первое исполнение состоялось в Модене в 1594 г., издан «Амфипарнас» в 1597 г. Это произведение Векки вдохновило на создание мадригальных комедий композитора Адриано Банкьери. Издания сочинений: The four-voice canzonettas. With original texts and contrafacta by Valentin Hausmann and others, ed. by Ruth I. DeFort. Part I: Historical introduction, critical apparatus, texts, contrafacta. Madison: A-R Editions, 1993 (критическое издание 4-голосных канцонетт c научным введением и обширными комментариями). Литература: Лебедев С.Н. Векки, Орацио // Большая российская энциклопедия (электронная версия, 2016); Т.Ливанова, История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник в 2-х томах Том 1. — Москва: Музыка, 1983. Аудиозаписи: Ensemble Clément Janequin. Orazio Vecchi: L’Amfiparnaso (1597), Il Convito musicale (1597; выборка).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 6 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»