[509x700]
1377
Цзяньвэнь (китайское упрощённое имя — 建文; имя на пиньинь – Jiànwén; имя в системе Палладия - Цзяньвэнь)
второй император Китая династии Мин c 24 июня 1398 до своей смерти в 1403 году. Личное имя Чжу Юньвэнь (朱 允炆 Yŭnwén), храмовое имя не было присвоено, посмертное имя Хуэй-ди (惠帝), полное имя Гунмин Хуэйди (恭閔惠皇帝). В 1644 Фу-ван (福王), объявивший себя минским императором после поражения манчжурам, даровал Юньвэню храмовое имя Хуэй-цзун Huizong (惠宗), это имя однако почти не упоминается в исторических сочинениях. Короткое посмертное имя (Гунмин Хуэйди) было утверждено в 1736 императором Айсиньгиоро Хунли. До этого в 1644 Фу-ван даровал ему посмертное имя Жан-хуанди (讓皇帝), полное посмертное имя пишется Император Сытянь Чжандао Чэнъи Юаньгун Гуаньвэнь Янъу Кэжэнь Дусяо Жан (嗣天章道誠懿淵功觀文揚武克仁篤孝讓皇帝). Родился в Нанкине. Его отец был наследный принц Цзинь, или Чжу Бяо (朱標) (1355—1392), отцом которого был первый минский император Чжу Юаньчжан. Наследник Чжу Бяо преждевременно умер в 1392, и Юньвэнь, внук императора, стал наследником престола. Младший брат Чжу Бяо — Янь-ван Чжу Ди — не стал престолонаследником, его отношения с Юньвэнем стали враждебными.
[700x525]
Незаконченная мемориальная черепаха и стела без текста, найденные в овраге у мавзолея Сяолин — возможно, остатки незавершённого проекта эры Цзяньвэнь.
В июне 1398 года после смерти своего деда Чжу Юаньчжана Чжу Юньвэнь занял императорский трон в возрасте 16 лет и правил, следуя советам конфуцианских учёных. Юньвэнь, вступив на престол, объявил эру Цзяньвэнь — и в литературе стал называться по имени эры. Когда он стал императором, его конфликт с Чжу Ди усилился. Чжу Ди был крупным военачальником и со значительной армией стоял в Пекине и вёл борьбу против монголов. Чжу Юньвэнь не допустил его даже на похороны и на поклонение могиле Чжу Юаньчжана. Попытки императора поставить во главе войск новых генералов и ослабить Чжу Ди привели к недовольству последнего, и он объявил мятеж. Чжу Ди был популярен среди генералов. Его поддерживало население, он привлёк на свою сторону также монгольские войска. Против Чжу Ди выступил генерал Ли Цзинлун, но потерпел несколько поражений.15 января 1402 Чжу Ди решил начать поход на Нанкин, когда его войско подошло к городу, Ли Цзинлун в страхе открыл городские ворота, началась паника, императорский дворец загорелся, и Чжу Юньвэнь со своей женой предположительно погибли в огне 13 июля 1403 года. Став императором, Чжу Ди стал в 1402 жёстко вырезать всех сторонников Юньвэня, вычёркивая отовсюду его имя, и меняя в записях годы правления на продолжение эры Хунъу. Четыре учёных мужа, главные советники Юньвэня, были жестоко казнены. Чжу Юньвэнь не получил никакого храмового имени. Тело Чжу Юньвэня не было найдено, и версия о его гибели при пожаре, хотя и вероятна, не получила подтверждения. В народе ходили слухи, что ему удалось бежать и он нашёл прибежище в буддийском монастыре.
[549x699]
1389
Збигнев Олесницкий (польское имя — Zbigniew Oleśnicki)
польский церковный и государственный деятель. Епископ краковский (с 1423 года), первый кардинал польского происхождения (с 1449 года). Родился в Сенно. Принимал участие в управлении государством сначала как королевский секретарь при короле Владиславе II Ягайло, затем регент при Владиславе III Варнском (1434—1444), руководил страной в период междуцарствия (1444—1447). Знатного происхождения, в возрасте 20 лет поступил на службу к королю Владиславу II, возвысился после участия в Грюнвальдской битве в 1410 году, став членом королевского тайного совета.
[677x700]
В 1412 году посвящён в сан священника. Представляя интересы католической церкви и знати, вёл борьбу против гуситов в Польше, против сближения её с Чехией, с которой планировалось заключить унию. Содействовал установлению унитарных связей с Литвой и Венгрией, в 1440 году при его участии заключена польско-венгерская уния.
[499x700]
В марте 1430 года добился ограничения королевской власти в обмен на признание магнатами Владислава III наследником престола, что положило начало избранию на престол польских королей. 9 июля 1423 года возглавил краковскую епархию, в 1433 году послан легатом на Базельский собор. 18 декабря 1439 года папой Евгением IV назначен кардиналом, что усилило позиции Олесницкого в Польше. После гибели Владислава III в походе против турок в 1444 году фактически стоял во главе государства до избрания в 1447 году на престол Казимира IV Ягеллончика.
[369x700]
Памятник в Пиньчуве, Польша.
Способствовал развитию образования, особенно в Краковском университете. Для подавления гусизма призвал в Краков Иоанна Капистрана и францисканцев. Умер в Сандомеже 1 апреля 1455 года.
Источники: «Олесницкий Збигнев». БСЭ, 3-е издание; «Oleśnicki, Zbigniew». Encyclopædia Britannica from Encyclopædia Britannica 2007 Ultimate Reference Suite.
[517x698]
1443
Юлий II (латинское имя — Iulius PP. II; итальянское имя в миру — Джулиано делла Ровере, Giuliano della Rovere)
Джулиано делла Ровере родился в Альбиссоле, около Савоны. Он был сыном Рафаэлло делла Ровере, брата папы Сикста IV (Франческо делла Ровере) и гречанки Феодоры Манеролы. В юности он служил в качестве министранта папы. По инициативе дяди он был отправлен в монастырь францисканцев и получил хорошее образование в университете Перуджи. Однако к ордену он, вероятно, не присоединился и оставался членом светского духовенства до своего возведения в сан епископа Карпентра во Франции в 1471 году. Вскоре после его дядя занял папский престол. Делла Ровере был назначен кардиналом той же церкви, что и его дядя до него — Сан-Пьетро-ин-Винколи. Благодаря возвышению дяди, Джулиано энергично взялся за укрепление влияния своей семьи в папском государстве. Он приобрел не менее восьми епархий, в том числе Лозанну в 1472 году и Кутанс в 1476 году. В качестве папского легата делла Ровере был отправлен во Францию в 1480 году, где он оставался четыре года, и проявил недюжинные дипломатические способности, благодаря которым он вскоре приобрел огромное влияние в Коллегии кардиналов. Причем, это влияние не только не снизилось при папе Иннокентии VIII, а продолжало расти. Вскоре после этого, в 1483 году, у Джулиано родилась внебрачная дочь Феличе делла Ровере. Главным противником Джулиано с этого времени стал кардинал Родриго Борджиа, ставший в 1492 году папой Александром VI. Делла Ровере обвинил Борджиа в том, что он купил голоса кардиналов и сговорился с Асканио Сфорца. Он решил укрыться от гнева Борджиа в Остии, а через несколько месяцев отправился в Париж, где уговорил Карла VIII пойти на завоевание Неаполя.
[700x699]
Кардинал Джулиано делла Ровере (слева) с дядей и покровителем, Франческо делла Ровере, папой Сикстом IV (справа).
Сопровождая молодого короля в его кампании, он вошел в Рим и пытался спровоцировать созыв совета для расследования поведения понтифика с целью его низложения. Но папа Александр нашел союзника в лице министра Карла VIII Гийома Бриссоне, благодаря которому он разрушил козни противника. Папа Александр умер в 1503 году, а его сын, Чезаре Борджиа, тяжело заболел. Делла Ровере не поддержал кандидатуру кардинала Пикколомини в Сиене, который, тем не менее, был 8 октября 1503 года освящен под именем папы Пия III. Однако новый понтифик умер двадцать шесть дней спустя. После смерти папы Александра VI вступил в борьбу за Святой престол, убеждая кардиналов-выборщиков, что является поборником мира и независимости папства. Пользуясь слабостью позиций Чезаре Борджиа, он подкупом и обещаниями стал завоевывать симпатии кардиналов. В итоге собравшийся конклав отдал тиару ему. Он был избран под именем Юлия II почти единогласным голосованием. Его избрание заняло всего несколько часов, а против был подан лишь один голос — его главного конкурента Жоржа д’Амбуаза, ставленника французской монархии. Фактически его понтификат был непрерывной чередой войн, в которых папа часто принимал личное участие, сражаясь иногда в первых рядах армии (см. Осада Мирандолы). Во время военных походов Юлий II приказывал нести перед собой дарохранительницу со Святыми Дарами. С самого начала Юлий II решил дистанцироваться от политики предшественников, в особенности, от политики Александра VI. В день своего избрания он заявил: «Я не буду жить в тех же комнатах, где он [Александр VI] осквернил Святую Церковь, как никто до него узурпировавший папскую власть за счет помощи дьявола… Я запрещаю под страхом отлучения от церкви говорить или думать о Борджиа снова. Его имя и память должны быть забыты. Он должен быть вычеркнут из каждого документа. Его правление должно быть уничтожено.
[700x695]
Все портреты Борджиа должны быть покрыты чёрным крепом, все гробницы Борджиа должны быть вскрыты, а их тела отправлены обратно туда, откуда они пришли — в Испанию». Апартаменты Борджиа действительно оставались закрытыми до XIX века. Юлий II использовал своё влияние, чтобы примирить две мощные римские семьи — Орсини и Колонна, а, указами, принятыми в их интересах, он привлек к себе оставшуюся часть римской знати. Главными противниками Юлия были Венеция и Франция. В результате войн, которые вел папа, территория его государства была значительно расширена. В 1504 году, находя невозможным убедить дожа Венеции, он добился союза с Францией и Священной Римской империей против Венеции. В 1506 году Юлий сумел освободить занятые венецианцами при Александре VI Перуджу и Болонью, свергнул местных деспотов — Джамполо Бальони и Джованни II Бентивольо соответственно. В декабре 1503 года Юлий выпустил указ, позволявший Генриху VIII Английскому жениться на Екатерине Арагонской. Екатерина ранее была замужем за братом Генриха принцем Артуром, который скоропостижно скончался, и Екатерина утверждала, что осталась девственницей за шесть месяцев брака. Около двадцати лет спустя, когда Генрих влюбился в Анну Болейн, он попытался аннулировать брак, заявив, что он изначально был заключен не по закону. Отказ папы Климента VII дать развод привёл к английской Реформации. В рамках программы восстановления славы Рима как христианской столицы Юлий II предпринял значительные усилия, чтобы представить себя в качестве своего рода императора-папы. На Вербное воскресенье 1507 года «вошел Юлий II в Рим… И как второй Юлий Цезарь, наследник величия императорской славы Рима, и в образе Христа одновременно». Юлий, позиционировавший себя как преемника Цезаря, лично повел армию через Апеннинский полуостров под имперским лозунгом «Изгоним варваров». Тем не менее, несмотря на имперскую риторику, кампании Юлия носили локальный характер.
[556x700]
Герб Юлия II в Сикстинской капелле.
Для защиты границ и привилегий папского государства Юлий II создал швейцарскую гвардию, состоящую из добровольцев, жителей Швейцарии, неженатых и опытных в военном искусстве. Их красочную униформу проектировал Рафаэль Санти. Стоящая ныне рядом с папой почётная стража является реликтом этого гарнизона, численность которого во времена Юлия была намного больше. В 1508 году международные события благоприятствовали планам Юлия, и он смог заключить Камбрейскую лигу с Людовиком XII, королём Франции, Максимилианом I, императором Священной Римской империи, и Фердинандом II, королём Арагона. Лига боролась против Венецианской республики во время «Войны Камбрейской лиги». Среди прочего, Юлий хотел присоединить занятую венецианцами Романью; Максимилиан I покусился на Фриули и Венеция, Людовик XII — на Кремону. а Фердинанд II — на порты Апулии. Весной 1509 года Венецианская республика попала под интердикт Юлия. Во время «Войны Камбрейской лиги» альянсы распадались и собирались заново в новых составах. Например, в 1510 году Венеция и Франция поменялись местами, а в 1513 году договорились между собой. Систо Гара делла Ровере, пятый и последний кардинал-племянник Юлия II, был настоятелем в Риме рыцарей госпитальеров. Участие в войне довольно скоро принесло успех папе в достижении его целей. После битвы при Аньяделло 14 мая 1509 года владычество Венеции в Италии было практически утрачено. Но король Франции и император Священной Римской империи не были удовлетворены лишь осуществлением целей папы, и Максимилиан счел необходимым заключить соглашение с венецианцами, чтобы защитить себя от тех, кто до того был его союзниками. Вскоре на сторону Венеции перешли и французы. Папа наложил на Францию интердикт, но это не принесло успеха, как и попытки вызвать разрыв между Францией и Англией. С другой стороны, на синоде, созванном в Туре в сентябре 1510 года, французские епископы отказались от послушания папе и решили с помощью императора Максимилиана добиться низложения Юлия. В ноябре 1511 года совет собрался для этой цели в Пизе. Тогда Юлий объединился с Фердинандом II Арагонским и венецианцами против Франции. На короткое время Генрих VIII, король Англии, и Максимилиан I также присоединились к этому альянсу. В последние месяцы жизни Юлий участвовал в переговорах с дипломатами Фердинанда, пытавшимися получить от папы идеологическое обоснование для вторжения арагонцев в Наварру. В 1512 году папа созвал в Латеране XVIII Вселенский собор, который призван был обсудить реформу церкви. Это было вызвано единодушным требованием многих представителей тогдашнего западного христианства. Больной Юлий II не принимал участия в работе собора. Юлий II, как и его предшественники, покровительствовал своим родственникам, назначая епископами и кардиналами членов рода делла Ровере и породненной с ним семьи Орсини.
[400x700]
Внебрачная дочь Юлия II, Феличе делла Ровере (в чёрном), слева от алтаря на верхней ступеньке, изображена Рафаэлем Санти в «Мессе у Больсены»
Тогда уже вошло в обычай, что самый близкий племянник папы (непот) получал кардинальскую шапку и занимал в Римской курии должность папского наместника. Юлий II позаботился о том, чтобы его внебрачные дети (а их было несколько) заключили выгодные браки, которые принесли им богатство и почёт и связали род делла Ровере со знатнейшими родами Европы. В 1512 году французы были изгнаны на север через Альпы, но это произошло ценой оккупации Италии со стороны других держав, и Юлий был вынужден отказаться от реализации своей мечты о независимом итальянском королевстве. Он умер 21 февраля 1513 года от лихорадки. Распространенной ошибкой является указание на то, что Гробница Юлия II Микеланджело в Сан-Пьетро-ин-Винколи — место изначального захоронения папы. Эта могила не была завершена до 1545 года и представляет собой сокращенную версию запланированного оригинала, который был изначально предназначен для базилики Святого Петра. Сам же Юлий был изначально похоронен в соборе Святого Петра в Ватикане. Его останки, вместе с прахом его дяди Сикста IV, позднее были осквернены во время разграбления Рима в 1527 году. Ныне они покоятся в соборе Святого Петра в передней части памятника папе Клименту X. Юлий II был первым папой, тело которого бальзамировали. Юлий II вошел в историю не только как один из наиболее воинственных пап, но и как щедрый (хотя и деспотичный) меценат искусства. В 1506 году было начато строительство нового собора Святого Петра в соответствии с планами архитектора Донато Браманте (1444—1514). В 1512 году были открыты для обозрения фрески в Сикстинской капелле, которые считаются вершиной творчества гениального Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Этот же художник был создателем незаконченного надгробия Юлия II и прекрасного купола, венчающего Ватиканский собор. В 1508—1512 годах апартаменты Ватиканского папского дворца украшает ещё один знаменитый художник, Рафаэль Санти (1483—1520). Юлий II обычно изображается с бородой после появления на знаменитом портрете Рафаэля. Тем не менее, папа носил бороду только с 27 июня 1511 года по март 1512 года в знак траура в связи с потерей Болоньи. При этом он стал первым папой со времен античности, который носил бороду. Юлий снова сбрил бороду незадолго до смерти, а его ближайшие преемники были гладко выбриты. Однако папа Климент VII снова отпустил бороду в знак траура после разграбления Рима в 1527 году. В дальнейшем все папы были бородатыми до смерти папы Иннокентия XII в 1700 году. Юлий был не первым папой, имевшим детей до вступления на кафедру святого Петра. Его единственная известная дочь, Феличе делла Ровере, родилась в 1483 году. Матерью Феличе была Лукреция Норманни из знатной римской семьи. Вскоре после рождения Феличе Юлий II устроил брак Лукреции с Бернардино де Куписом. Бернардино был камергером двоюродного брата Юлия, кардинала Джироламо Бассо делла Ровере. Несмотря на наличие внебрачной дочери, слухи объявляли Юлия гомосексуалом. Активная деятельность неизбежно создавала папе врагов, а обвинение в содомском грехе в то время считалось одним из самых тяжёлых.
Литература: Гревс И.М. Юлий, римские папы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
[492x700]
1470
Виллибальд Пиркгеймер (немецкое имя — Willibald Pirckheimer)
немецкий гуманист-патриций из Нюрнберга. Он принадлежал к лидерам интенсивной культурной жизни этого имперского города. Вслед за Цельтисом он выступал также за сильную центральную власть в империи, за её опору на города с олигархическими республиканскими режимами, боролся против маркграфов Бранденбург-Ансбахских, которых считал главными противниками Нюрнберга. Родился в Айхштетте, Айхштет, Верхняя Бавария, Бавария. Сын нюрнбергского патриция, дипломата Иоганна Пиркгеймера. В юности Виллибальд сопровождал своего отца в его поездках. Учился в Италии (1489—1495) в Падуанском и Павийском университетах, где прошёл курсы философии, права, гуманитарных наук. С 1496 года Пиркгеймер — член Малого совета Нюрнберга. В 1499 году во главе отряда от города Нюрнберга принял участие в Швейцарской войне на стороне Максимилиана I. Пиркгеймер дружил с Альбрехтом Дюрером и отличался разносторонними интересами. Он переводил с греческого на латынь классиков античной философии, литературы, географии, но также и образцы красноречия патристики. В своих работах, в том числе в обширной переписке, сатирических и полемических произведениях, он опирался на энциклопедические знания греческой и римской культуры. Он занимался математикой и астрономией, в «Кратком описании Германии» дал компендиум сведений античных авторов о древних германцах, в «Истории швейцарской войны» создал одну из первых гуманистических панорам недавних событий. Издав открытые Цельтисом сочинения монахини X века Хросвиты Гандерсгеймской, он привлёк внимание к творчеству «первой немецкой поэтессы», которую волновали слава отечества и проблемы достоинства женщины и которая сделала попытку по-своему подражать античным авторам. Вслед за Цельтисом, создавшим стихотворное описание Нюрнберга (главное внимание было уделено его культурным достопримечательностям, свидетельствам талантов и труда горожан), Пиркгеймер подготовил аналогичное сочинение о Трире, подчеркнув его неповторимую специфику. Равным образом, считал Пиркгеймер, необходимо обращать внимание на особенности каждого народа, нельзя судить о них всех по единому образцу. Умер Виллибальд Пиркгеймер в Нюрнберге, Средняя Франкония, Бавария, 22 декабря 1530 года. На дочери Виллибальда Пиркгеймера был женат купец, меценат и филантроп Иоганнес (Жан) Клебергер (6 февраля 1485, Нюрнберг — 6 сентября 1546, Лион), известный в Лионе как «добрый немец», инвестиции и благотворительность которого в 1530-х—1540-х годах способствовали восстановлению экономики Лиона, пришедшей в упадок после эпидемии чумы (известен также портрет Клебергера, выполненный Альбрехтом Дюрером в 1526 году).
Литература: История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения / под редакцией Л.М.Брагиной. Москва: Высшая школа, 2001; Матвиевская Г. Альбрехт Дюрер — учёный. 1471—1528 / Ответственный редактор кандидат физико-математических наук Ю.А.Белый; Рецензенты: академик Академии Наук Узбекской ССР В.П.Щеглов, доктор физико-математических наук Б.А.Розенфельд; Академия наук СССР. — Москва: Наука, 1987. — 240 страниц — (Научно-биографическая литература). — 34 000 экземпляров; Немилов А.Н.Виллибальд Пиркгеймер и его место среди немецких гуманистов начала XVI в. // Средние века. Выпуск 28. Москва, 1956; Пиркхеймер Виллибальд // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание. — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978.
[479x700]
1479
Айше Хафса-султан (турецкое имя — Ayşe Hafsa Sultan; османское имя — عایشه حفصه سلطان)
жена султана Селима I и мать султана Сулеймана I, носила титул Валиде-султан с 1520 по 1534 годы. Существуют две версии происхождения Айше Хафсы. По одной из них, она была дочерью крымского хана Менгли-Гирея. Действительно, одной из жён Селима Явуза была дочь крымского хана Айше хатун; она же была матерью Бейхан и Шах Султан. Матерью же Сулеймана Кануни, по другой версии, была не дочь Менгли Гирея, а наложница Селима европейского происхождения, также носившая имя Айше. С 1513 по 1520 гг. вместе с сыном проживала на западе Турции в городе Маниса, где проходили обучение наследники престола. Почти 14 лет, с 1520 по 1534 гг., была самой значимой и влиятельной фигурой в гареме. Она имела заслуженное уважение, и даже влияние и не только во дворце, но и за его пределами. Нередко эта женщина вмешивалась и в государственную политику. Она также была первой супругой султана, носившей титул валиде-султан. Стала матерью десятого султана Османской империи — Сулеймана Великолепного, который родился 6 ноября 1494 в Трабзоне. В итоге от Селима I родила 5 дочерей и 4 сыновей: Сулейман Великолепный, Орхан, Муса, Коркут, Хатидже, Фатьма, Шах, Бейхан и Хафса. Трое сыновей умерли в детстве от чумы.
[465x700]
Бюст Хафсы Султан в Манисе, Турция.
Айше Хафса Султан умерла 19 марта 1534 года и была похоронена рядом с мужем в мавзолее мечети Явуза Селима, в Фатихе (Стамбул). Мавзолей был сильно разрушен во время землетрясения в 1884 году, восстановительные работы начались в первом десятилетии XX века. День смерти валиде Айше Султан Хафсы до сих пор поминают в Турции как день одной из самых любимых и уважаемых народом женщин. В истории Манисы многие представители семьи Османов оставили свой след, однако особым почтением в этом санджаке пользовалась Валиде Айше Хафса Султан. Она приложила немало усилий для процветания вверенной её сыну провинции. По её приказу в Манисе построили величественные мечети, школы и больницы. До наших дней сохранилось здание благотворительного центра для помощи душевнобольным. С именем Хафсы связан и один из любимых и уже знаковых фестивалей Манисы — «Месир Маджуну». Легенда гласит, что однажды заболела матушка Сулеймана Кануни. Искусные врачи приготовили для болящей мазь из смеси различных приправ и назвали эту мазь «Месир». Султанша Айше выздоровела и повелела преподнести чудесное снадобье в дар всем болеющим горожанам. С тех пор в память об этом событии и проводится фестиваль. «Месир Маджуну» проходит под сенью мечети Мурадие, построенной по проекту великого зодчего Синана. С паперти мечети раздают мазь «Месир» всем желающим, а затем на улицах устраиваются костюмированные шествия по улицам. Флаконы с чудесной мазью, которая, как считается, исцеляет все болезни, продаются в эти дни повсеместно. Валиде-султан имела свой башмалык (доход) с земель султана и распоряжалась им по своему усмотрению, нередко помогая нуждающимся. В произведениях искусства: «Роксолана» (телесериал, Украина, 1997). В роли Айше Султан — Татьяна Назарова; «Хюррем Султан» (телесериал, Турция, 2003). В роли Айше Султан — Дениз Тюркали; «Великолепный век» (телесериал, Турция, 2011). В роли Айше Султан — Небахат Чехре.
[664x700]
1530
Николаус Зельнеккер (немецкое имя — Nikolaus Selnecker)
немецкий лютеранский теолог и автор христианских гимнов. Один из авторов «Формулы Согласия». Николаус Зельнеккер, сын нотариуса Георга Зельнеккера и Доротеи, родился в Херсбруке. С 1534 года вместе с родителями жил в Нюрнберге. С ранней юности Николаус посвятил себя музыке и стал в 1542 году органистом Нюрнбергской Бургкапеллы. С 29 апреля 1550 начал обучение в университете Виттенберга. Благодаря дружбе его отца с Филлипом Меланхтоном он часто бывал в доме последнего. Под руководством Меланхтона он получил 31 июля 1554 степень магистра свободных искусств. 1 мая 1555 Зельнеккер был принят в состав преподавательского состава философского факультета, а летом 1556 года стал его деканом. Зельнеккер никогда не сомневался в соответствии взглядов Мелахтона с учением Лютера. Меланхтон рекомендовал его в 1557 году на должность третьего проповедника курфюрстского двора в Дрездене. После получения приглашения оттуда, Зельнеккер был рукоположен в сан пастора 1 февраля 1558. 14 февраля 1560 года он был назвачен воспитателем детей курфюрста Августа. В 1559 году Зельнеккер женился на дочери суперинтендента Даниэля Грайзера. Однако карьера придворного проповедника завершилась после того, как он начал порицать пристрастие курфюрста к охоте. В марте 1565 года Зельнеккер стал профессором теологии в Йене, однако уже через два года был вынужден покинуть эту должность из-за конфликта с гнесиолютеранами. Курфюрст Август назначал его в 1568 году профессором теологии в Лейпциге. 10 мая 1570 года в Виттенберге Зельнеккер получил степень доктора. Затем он получил должность генерального суперинтендента в Брауншвейге. Однако в этой должности он снова вступил в конфликт с гнесиолютеранами — Мартином Хемницем и Якоб Андреэ относительно вероучения Лютеранской Церкви. В это время он сочинил гимн «Laß mich dein sein und bleiben».
[466x700]
Мемориальная доска в Херсбруке на доме, где родился Николаус Зельнеккер на Мартин Лютерштрассе 13.
В 1572 году переехал в Ольденбург, где он принял участие в организации высшей школы, предшественницы Гельмштедтского университета. Он составил в 1573 году вместе с Германом Гамельманом ольденбургский церковный порядок. В 1574 году был приглашён на должность священника церкви Святого Фомы в Лейпциге. Там же он стал в 1576 году суперинтендентом и заведующим кафедрой теологического факультета. В этом качестве Зельнеккер был приглашён курфюрстом к работе над «Формулой Согласия». После смерти курфюрста Августа он стал неугоден новому курфюрсту Кристиану, имевшему склонность к кальвинизму. Он жил в Магдебурге, до тех пор пока в октябре 1590 года не был назначен на должность суперинтендента в Хильдесхейм. Когда в 1591 году к власти пришёл сторонник лютеранской ортодоксии Кристиан II, Зельнеккер смог вернуться в Лейпциг, где умер 24 мая 1592 и был торжественно похоронен в церкви Святого Фомы. Зельнекер оставил 170 трудов, в том числе Historia Lutheri (1575) и истории «Аугсбургского вероисповедания» (1584) и участвовал в создании Книги Согласия. Также он сочинил около 120 гимнов, некоторые из которых до сих пор используют в лютеранских песенных сборниках.
[700x638]
1537
Асикага Ёсиаки (японское имя — 足利 義昭)
15-й и последний сёгун сёгуната Муромати. Правил с 1568 по 1573 года. Оставался в должности сёгуна к 1588 года. Есиаки был вторым сыном в семье сёгунов, а потому с детства ему была уготована дорога монаха. Его отдали в храм Кофукудзи в городе Нара. После убийства мятежниками 13-го сёгуна Асикаги Ёситэру, Ёсиаки бежал из храма и направился к обладателю провинции Оми, рода Роккаку. Он просил помочь ему стать сёгуном, организовав поход на столицу Киото. Однако Ёсиаки отказали и он отправился к обладателю провинции Этидзэн, рода Асакура. Однако и там его просьбы не были услышаны. Наконец, при посредничестве Акэти Мицухидэ, Ёсиаки обратился к Оде Нобунаге, который пообещал поддержку. В 1568 году Ода Нобунага захватил Киото. Ёсиаки получил титул сёгуна, но проводить независимую политику не смог из-за вмешательства Оды в его дела.
[700x517]
Не желая быть марионеточным правителем, Ёсиаки тайно организовал в 1570 году коалицию против Нобунаги из родов Асакура, Адзаи, Такэда, а также монахов монастырей Энряку-дзи и Хонган-дзи. В 1573 году он открыто выступил против Нобунаги, но потерпел поражение. В том же году Ёсиаки был изгнан Одой Нобунагой из Киото. Сёгунат Муромати перестал существовать. После этого Ёсиаки скрывался в землях семьи Мори в городе Томо (ныне префектура Хиросима), рассылая японской владетельной знати призывы к свержению Нобунаги. Он организовал новую коалицию против Нобунаги, которая распалась в 1580 году с падением цитадели-буддийского монастыря Исияма Хонган-дзи. В 1588 году Ёсиаки вернул титул сёгуна императорскому двору. Он умер в небольшом владении, которое дал ему объединитель Японии Тоётоми Хидэёси 9 декабря 1597 года.
[602x700]
1539
Фауст Социн (итальянское имя — Fausto Paolo Sozzini, латинское имя — Faustus Socinus)
итальянский теолог, основатель антитринитарного движения социниан. Родом из аристократического рода города Сиена, потомок Пандольфо Петруччи (итал. Pandolfo Petrucci), сын Алессандро и Агнессы Социно, родной племянник Лелия Социна. Систематическое образования не получил, так что занимался преимущественно самообразованием в семейном имении. В 1556 году согласно воле его деда получил одну четверть семейных имений, что сделало его финансово независимым. Его предназначали к юридической карьере, но эта область его не столь сильно интересовала, сколь поэзия. Однако благодаря своему дяде Лелию, которого он очень высоко ценил, Фауст заинтересовался богословскими науками. Вместе со своими дядьями Сельсо и Камило в 1558 году заподозрен инквизицией в лютеранстве, что вынудило его бежать в 1561 году в Лион. В 1562 году побывал в Женеве, однако сведений об его общении с Кальвином нет. По получении известия о смерти Лелия, в 1562 году, Фауст немедленно отправился в Цюрих, чтобы забрать оставшиеся после него рукописи. Он считал себя чрезвычайно обязанным дяде в деле своего религиозного развития; но в настоящее время почти невозможно с точностью сказать, что именно из религиозной системы Фауста принадлежало Лелию. В 1562 же году вышло анонимно первое богословское сочинение Фауста. В конце 1563 года вернулся в Италию и объявил о лояльности Католицизму. В течение 12 лет находился в услужении у Изабеллы Медичи, дочери Козимо Медичи. Впоследствии, однако говорил об этом времени как о бессмысленно потерянном. В 1571 году со своей патронессой побывал в Риме. В 1575 году, после того, как Изабелла была задушена своим мужем, покинул Италию. В 1574 году Фауст внезапно оставил Флоренцию и отправился в Базель, чтобы там на свободе отдаться богословским занятиям. По приглашению антитринитария Джоржио Бландрата, Социн отправился в 1578 г. в Трансильванию, чтобы вести борьбу с учением Франциска Давида, который проповедовал, что не следует поклоняться Иисусу Христу. Вскоре, однако, он покинул Трансильванию и в 1579 г. явился в Польшу. Здешние антитринитарии, распадавшиеся в свою очередь на много разных толков, встретили его очень недружелюбно вследствие несогласия с его вероучением и не приняли в свою общину. Но это не испугало Социна: он поселился в Кракове и начал вести богословскую полемику в особенности с теми антитринитариями, которые склонялись к анабаптизму, а также и с теми, которые совершенно отрицали божество Иисуса Христа. В 1583 г. Социн был вынужден оставить Краков и поселился поблизости, в деревне Павликовице, принадлежавшей знатному шляхтичу Христофору Морштыну, на дочери Елизавете которого он потом женился. Это обстоятельство придало еще больше веса Социну в глазах польской шляхты. От этого брака имел дочь Агнессу, впоследствии вышедшую замуж за польского магната Станислова Вишоватого. Его внук — Анджей Вишоватый (1608—1678), философ, богослов-социанин, религиозный идеолог польских братьев, арианский проповедник, писатель-полемист, поэт. В 1590 году инквизиция в Сиене конфисковала его имения. В 1594 году была сделана попытка покушения на Фауста Социна со стороны католических фанатиков. В 1598 году толпа в Кракове разрушила его дом, покалечила его людей, а самого Социна изгнала из города. В результате он был вынужден жить у своего последователя Авраама Блонского в Луклавицах, в 30 километрах от Кракова, где и скончался 4 марта 1604 года. Неустанная мужественная пропаганда своего учения в течение 20 лет увенчалась большим успехом. Ему удалось достигнуть того, что в начале XVII в. уже почти все польские антитринитарии примкнули к его учению. Многочисленные сочинения С. занимают первые два тома «Bibliotheca Fratrum Polonorum». Биография его, написанная Пржипковским, помещена там же.
Литература: Sandius, «Bibliotheca Antitrinitariorum» Freistadii (1684); Toulmin, Memoirs ot the life and writings of Faustus Socinus. - Лондон, 1777; Leder. Fauste Soci».- Женева, 1885; Будрин Е. Антитринитарии шестнадцатого века. Выпуск 2. Фауст Социн. - Казань, 1886; Piolli G. Fausto Sozzini. - Parma,1952; Chmaj L. Faust Socyn (1539-1604). - Warszawa, 1963; Martini M. Faysto Socino et la pensêe socinienne: Un maitre de la pensêe reliqieuse (1539-1604). - Paris, 1967; Вялікае княства Літоўскае: Энцыклапедыя. У 2 т. Т. 2: Кадэцкі корпус — Яцкевіч / Рэдкал.: Г.П. Пашкоў (гал. рэд.) [і інш.]. — Мн.: БелЭн, 2006. — Страница 621.
Источники: Социн, Фавст // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
[634x700]
1620
Аввакум Петров (или Аввакум Петрович)
видный русский церковный и общественный деятель XVII века, священник Русской православной церкви, протопоп, автор многочисленных полемических сочинений. В конце 1640-х — начале 1650-х годов — протопоп города Юрьева-Повольского, участник влиятельного Кружка ревнителей благочестия, друг и соратник будущего патриарха Московского Никона, также входившего в этот кружок; впоследствии непримиримый противник церковной реформы, начатой патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем, идеолог и самый видный деятель старообрядчества в период его возникновения. За это был сослан, заточён в тюрьму и в итоге казнён. В старообрядчестве на протяжении всей его истории являлся очень авторитетной и знаковой фигурой и почитается как священномученик и исповедник. Происходил из семьи потомственного приходского священника Петра, сына Кондратьева. Родился под Нижним Новгородом за рекой Кудьмой, в селе Григорове. В 15-летнем возрасте лишился отца. По словам Аввакума, отец его «прилежаше пития хмельнова», а мать Мария, в иночестве Марфа, была большая «постница и молитвеница» и «всегда учаше» сына «страху Божию». По указанию матери женился в 17 лет на обедневшей четырнадцатилетней сироте, дочери кузнеца Анастасии Марковне, которая была ему истинной «помощницей ко спасению». В 1642 году Аввакум был рукоположен в диаконы, в 1644 году — поставлен в попы, став священником села Лопатицы близ Макарьева. Здесь определилась в нём та не знающая ни малейших уступок строгость убеждений, которая определила в дальнейшем его подвижничество и аскетизм — прихожан своих Аввакум беспрерывно уличал и стыдил за разные пороки, а священников — за плохое исполнение церковных правил и предписаний. Когда во время исповеди пришедшей к нему «девицы, блудному делу повинной», в нём загорелось плотское желание, он «зажег три свещи и прикрепил к налою и возложил руку правую на пламя и держал, дондеже угасло злое желание». Однажды в Лопатицы пришли «плясовые с медведи с бубнами и с домрами» и аскет Аввакум, «по Христе ревнуя изгнал их и хари и бубны изломал един у многих и медведей двух великих отнял — одного ушиб, а другого отпустил в поле». Столь же строго Аввакум относился и к своей пастве, и ко всякому беззаконию, с которым ему приходилось встречаться — у некоей вдовы «начальник отнял дочерь». Аввакум заступился, однако «начальник» сначала его «до смерти задавил», так что он лежал «мертв полчаса и больше», затем «пришед в церковь бил и волочил за ноги по земле в ризах», палил «из пистола» и наконец «дом отнял и выбил, все ограбя». В 1648 году плыл Волгою мимо Лопатиц воевода Василий Шереметев. Ему пожаловались на самоуправство Аввакума. Шереметев призвал его к себе, попенял и хотел было уже отпустить, велев только на «прощание благословить сына своего Матвея, брадобрейца». Но приверженец старины, «видя блудоносный образ» молодого боярина, не боясь гнева воеводы, отказался благословлять его сына. Шереметев, взбешённый отказом, бросил Аввакума в Волгу, так что тот еле спасся. После того как Аввакуму два раза пришлось спасаться бегством из Лопатиц в Москву, он был назначен протопопом в Юрьевец-Повольский (ныне Юрьевец Ивановской области). После того, как Аввакум прибыл в этот город, где он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил, уже через 8 недель «попы и бабы, которых унимал от блудни, среди улицы били батожьем и топтали его и грозились совсем убить вора, блядина сына, да и тело собакам в ров бросить». В результате около 1651 года Аввакум был вынужден бежать от возмущённой паствы Юрьевца в Москву. Здесь Аввакум Петрович, считавшийся учёным и лично известный царю, находившийся в самых дружеских отношениях с царским духовником Стефаном Вонифантьевым, участвовал в проводимой при Патриархе Иосифе «книжной справе». Жил он у друга, протопопа Казанского собора Иоанна Неронова, «ведая церковь его, егда тот куда отлучался». Когда патриарх Иосиф скончался в 1652 году, новый Патриарх Никон, некогда приятель Аввакума, заменил прежних московских справщиков польскими книжниками во главе с Арсением Греком, знавшими греческий язык. Причиной послужила разность подходов к реформе: если Аввакум, Иван Неронов и другие выступали за исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги. Первоначально патриарх хотел взять древние «харатейные» книги, но потом довольствовался итальянскими перепечатками. Аввакум же и другие противники реформы были уверены, что эти издания не авторитетны и имеют искажения. Протопоп подверг точку зрения Никона резкой критике в челобитной царю, написанной им совместно с костромским протопопом Даниилом.
[533x700]
Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра XIX века.
Аввакум занял одно из первых мест в ряду приверженцев старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. В сентябре 1653 года его бросили в подвал Андроникова монастыря, где он просидел 3 дня и 3 ночи «не евши и не пивши», а затем стали увещевать принять «новые книги», однако безуспешно. «Журят мне», — писал он, — «что патриарху не покорился, а я от писания его браню, да лаю, за волосы дерут, и под бока толкают, и за чепь торгают, и в глаза плюют». Протопоп не покорился, и патриарх Никон велел расстричь его (лишить сана). Но царь Алексей Михайлович заступился, и Аввакум Петрович был сослан в Тобольск.
[700x512]
Путешествие Аввакума по Сибири. С.Милорадович, 1898 год. Государственный музей истории религии.
Прибыв в Тобольск, он, покровительствуемый архиепископом, хорошо устроился. Но ряд фанатичных и грубых выходок — «постегал ремнем» за один проступок дьяка Ивана Струну, тело боярского сына Бекетова, в церкви обругавшего его и архиепископа, велел «среди улицы собакам бросить», а также ревностно продолжал «бранить от писания и укорять ересь Никонову», — привели к тому, что его приказано было увезти за реку Лену. Когда же он приехал в Енисейск, то пришёл из Москвы другой приказ: везти его в Забайкалье с первым нерчинским воеводой Афанасием Пашковым, посланным для завоевания Даурии. Пашков был «суров человек: беспрестанно людей жжет и мучит», а Аввакума ему прямо «приказано было мучить». Всякий другой при таких условиях старался бы уже если не угождать воеводе, то во всяком случае не задевать его первым. Но Аввакум сразу же начал находить неправильности в действиях Пашкова. Тот, конечно, рассердился и велел сбросить протопопа и его семью с дощаника, на котором тот плыл по Тунгуске. Страшно было на утлом дощанике, а тут пришлось пробираться с малыми детьми по непроходимым дебрям диких сибирских ущелий. Аввакум не вытерпел и написал Пашкову послание, полное укоризн. Воевода совсем рассвирепел, велел притащить к себе протопопа, сначала сам избил его, а затем приказал дать ему 72 удара кнутом и потом бросить в Братский острог. Сидел Аввакум немало времени в «студеной башне: там зима в те поры живёт, да Бог грел и без платья! Что собачка в соломке лежу: коли накормят, коли нет. Мышей много было: я их скуфьею бил — и батошка не дадут! Все на брюхе лежал: спина гнила. Блох да вшей было много». Поколебался было протопоп: «хотел на Пашкова кричать: прости!», но «сила Божия возбранила — велено терпеть». Перевели его затем в тёплую избу, и Аввакум тут с «собаками жил скован всю зиму». По весне Пашков выпустил многострадального протопопа на волю, но и на воле страшно приходилось в диких местах, где Аввакум наравне с остальным отрядом Пашкова пролагал путь: тонули дощаники, бури, в особенности на Байкале, грозили гибелью, много раз приходилось сталкиваться лицом к лицу с голодной смертью, для предотвращения которой надо было есть «озяблых волков и лисиц и что получать всякую скверну». «Ах времени тому!», — с ужасом восклицал Аввакум, — «не знаю, как ум от него отступился». Два маленьких сына его «с прочими скитающеся по горам и острому камению, наги и босы, травою и кореньемъ перебивающес умерли в нуждах тех». Так велики и страшны были эти «нужды», что мощный и телом и духом протопоп одно время «от немощи и от глада великого изнемог в правиле своем», и только бывшие ему «знамения и видения удержали его от малодушия». Шесть лет провёл Аввакум в Забайкалье, терпя не только лишения ссылки, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных «неправдах». В 1663 году Аввакум был возвращён в Москву. Обратный путь длился три года. Протопоп «по всем городам и по селам, в церквах и на торгах кричал, проповедуя слово Божие, и уча и обличая безбожную лесть», то есть реформы патриарха Никона, к тому времени бывшего в опале. Первые месяцы его возвращения в Москву были временем большого личного торжества Аввакума. Ничто не мешало москвичам, между которыми было много явных и тайных сторонников раскола, восторженно чествовать страдальца, по их просьбам возвращённого. Царь Алексей Михайлович показывал расположение к нему, велел его «поставить на монастырском подворье в Кремле» и, «в походы мимо моего двора ходя», рассказывает Аввакум, «кланялся часто со мною, низенько таки, а сам говорит: „благослови де меня и помолися о мне“; и шапку в иную пору мурманку снимаючи, с головы уронил, будучи верхом. Из кареты бывало высунется ко мне, и все бояре после царя челом, да челом: протопоп! благослови и молися о нас». Однако уже вскоре все убедились, что Аввакум не личный враг Никона, а принципиальный противник церковной реформы. Через боярина Родиона Стрешнева царь посоветовал ему если не присоединиться к реформированной церкви, то, по крайней мере, не критиковать её. Аввакум последовал совету: «И я потешил его: царь то есть от Бога учинен и добренек до мене», однако это продолжалось недолго. Вскоре он ещё сильнее прежнего стал поносить архиереев, введённый вместо принятого на Руси 8-конечного неравносложный 4-конечный крест, исправление Символа веры, троеперстное сложение, партесное пение, отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и даже послал челобитную царю, в которой просил низложить Никона и восстановить иосифовские обряды: «паки заворчал, написал царю многонько таки, чтобы он старое благочестие взыскал и мати нашу общую, святую церковь от ереси оборонил и на престол бы патриаршески пастыря православного учинил вместо волка и отступника Никона, злодея и еретика». На этот раз царь рассердился, тем более, что челобитную Аввакум, в то время больной, подавал через юродивого Феодора, который с нею «приступил к цареве корете со дерзновением». Алексей Михайлович жаловал Аввакума как человека много страдавшего, но вовсе не как ересиарха, и когда он из челобитной увидел, что протопоп восстаёт не только против Никона, но против всей вообще существующей церкви, он на него «кручиновать стал». «Не любо стало, — прибавляет Аввакум, — как опять стал я говорить; любо им, как молчу, да мне так не сошлось». Велел царь сказать протопопу: «власти де на тебя жалуются, церкви де ты запустошил: поедь де в ссылку опять». В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где он продолжал свою проповедь и поддерживал своих приверженцев, разбросанных по всей России, посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Иисуса Христа», «протосингелом российской церкви». В Мезени протопоп пробыл полтора года. В 1666 году он был вновь привезён в Москву, где 13 мая после тщетных увещеваний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, его расстригли и «опроклинали» в Успенском соборе за обедней, в ответ на что он тут же наложил анафему на архиереев — «проклинал сопротив». Затем протопопа увезли в Пафнутьев монастырь и там продержали около года — «заперши в темную палатку, скованна, держали год без мала».
[553x700]
Мученичество Аввакума, старообрядческая икона.
И после этого не отказывались от мысли переубедить Аввакума, расстрижение которого было встречено большим возмущением и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы Марии было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём. Вновь уговаривали Аввакума уже перед лицом восточных патриархов в Чудовом монастыре («ты упрям; вся-де наша Палестина, и Серби, и Албансы, и Валахи, и Римляне, и Ляхи, все-де тремя персты крестятся; один-де ты стоишь на своем упорстве и крестишься двема персты; так не подобает»), но он твёрдо стоял на своём: «Вселенсии учителие! Рим давно упал и лежит невосклонно и ляхи с ним же погибли, до конца враги быша христианам, а у вас православие пестро; от насилия Турского Магмета немощни есте стали; и впредь приезжайте к нам учиться», «побранил их сколько мог» и, наконец, «последнее слово рек: Чисть есмь аз и прах, прилепший от ног своих отрясаю пред вами, по писанному: лучше един, творяй волю Божию, нежели тьмы беззаконных». В это время его соратников казнили. Аввакум же в 1667 году был наказан кнутом и сослан в Пустозерск на Печоре. При этом ему не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, были сосланы в Пустозерск. 14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал Патриарха Иоакима, решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозерске 24 апреля 1682 года.
[700x449]
Сожжение протопопа Аввакума. Григорий Мясоедов, 1897 год.
Ему приписывают 43 сочинения — знаменитое «Житие протопопа Аввакума», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и другие. Вероучительные взгляды Аввакума Петровича достаточно традиционны, его любимая область богословия — нравственно-аскетическая. Полемическая направленность выражается в критике реформ Никона, которые он ставит в связь с «римской блуднёй» (католичеством). Бог, судя по произведениям Аввакума, незримо сопутствовал страстотерпцу на всех этапах его жизненного пути, помогая наказывать презлых и лукавых. Так, Аввакум описывает, как ненавидевший его воевода отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Аввакум, желая посрамить его, воззвал ко Всевышнему — и «полны сети напехал Бог рыбы». Такой подход к общению с Богом очень похож на ветхозаветный: Бог, по мнению Аввакума, проявляет пристальный интерес к повседневной жизни страдающих за истинную веру. Страдания Аввакум принимал, по его словам, не только от гонителей истинной веры, но и от бесов: по ночам они якобы играли на домрах и дудках, мешая священнику спать, вышибали чётки из рук во время молитвы, а то и прибегали к прямому физическому насилию — хватали протопопа за голову и вывертывали её. Впрочем, Аввакум — не единственный ревнитель старой веры, одолеваемый бесами: пытки, якобы творимые слугами дьявола над иноком Епифанием, духовным отцом Аввакума, были гораздо тяжелей. Исследователи обнаружили весьма сильную зависимость идейного мира Аввакума от святоотеческой и патериковой письменности. В антистарообрядческой литературе нередко обсуждается противоречивый ответ протопопа на вопрос одной своей корреспондентки, сохранившийся в письме, подлинность которого под сомнением, о смутившем её выражении в одном богослужебном тексте о Троице. Это выражение можно было понять так, что в святой Троице различаются три сущности или существа, на что Аввакум отвечал «не бойся, секи несекомое». Эта реплика дала новообрядческим полемистам повод говорить о «ереси» (тритеизм). Впоследствии эти взгляды Аввакума пытались оправдать на Иргизе, так что из таких апологетов выделился особый толк «онуфриевцев». На самом деле взгляды протопопа на святую Троицу не отличались от святоотеческих, что видно из предисловия к «Житию», явно содержащего Афанасьевский Символ веры, исповедующий Единосущную Троицу. С другой стороны, ряд староверческих апологетов вообще категорически отвергает подлинность тех сочинений Аввакума, в которых содержатся спорные догматические суждения, и объявляют таковые «никонианской» подделкой, призванной скомпрометировать «священномученика». Например, написанная с позиций староверов (беспоповцев Поморской церкви) книга К.Я.Кожурина — биография Аввакума в серии «Жизнь замечательных людей». «…Ныне предстал перед нами великим русским человеком, национальным героем, мучеником…» — Б.Кутузов. Светские авторы отмечают новаторство его сочинений, называя его родоначальником вольного образного слова, исповедальной прозы. Братья: Козьма; Герасим; Евфимий — умер во время эпидемии 1654 года в Москве; Григорий — умер во время эпидемии 1654 года в Москве. Жена — Анастасия Марковна (1624—1710). Сыновья: Иван (1644 — 7 декабря 1720), женился на Неониле, в браке родилась дочь Марья;
Прокопий (1648 — после 1717); Корнилий (8 сентября 1653 — ?); Афанасий (1664-?). Дочери: Агриппина (1645-?); Акулина; Аксинья. В настоящее время известно не менее 60 прямых потомков Аввакума, все они носят фамилию Мезенины.
[700x525]
В Пустозерске, на предполагаемом месте сожжения протопопа Аввакума, установлен крест.
Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник. Официальная канонизация Аввакума в белокриницком согласии состоялась на Освященном соборе в 1917 году. Составлена и служба Аввакуму и иже с ним пострадавшим. В 1922 году епископом Геронтием (Лакомкиным) в Петрограде было основано «Братство имени священномученика протопопа Аввакума» для углубления знаний Священного писания. 5 июня 1991 года в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму. 5 июля 1998 году было создано Приморское Аввакумовское братство, основной целью и задачей которого является просветительская деятельность, благотворительность, издательство церковных газет и журналов, богослужебной и душеполезной литературы. В 1991 году староверами из Риги был установлен памятный крест на пустозерском городище, а 27 апреля 2012 года староверами-поморцами рядом с крестом была освящена часовня в память Пустозерских мучеников. Киновоплощения: Александр Коротков в историческом сериале «Раскол», 2011 год.
Литература: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. — 1891; Житие протопопа Аввакума, написанное им самим. Библиотека «Старообрядческая мысль». Под редакцией И.В.Галкина. Издание И.Я.Гаврилова. Товарищество типо-литографии И.М.Машистова. Москва. 1911; Протопоп Аввакум. Его жизнь и деятельность. Биографический очерк В.А.Мякотина. Типография Высочайше утверждённого товарищества «Общественная польза». Санкт-Петербург. 1894; Н.К.Гудзий. Аввакум // Краткая литературная энциклопедия / Главный редактор А.А.Сурков. — Москва: Советская энциклопедия, 1962—1978. Том 1: Аарне — Гаврилов. — 1962. — Столбцы 52—54; В.Е.Гусев. Великий писатель Древней Руси // Послесловие к книге Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Подготовка текста, комментарии Н.К.Гудзия, В.Е.Гусева, Н.С.Демковой, А.С.Елеонской, А.И.Мазунина. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1979. — тираж 100 000 экземпляров — («Литературные памятники Сибири»). — Страницы 236—263; Д.Жуков. «Портреты» (повесть «Аввакум» и другое). — Москва: Советская Россия, 1984. — 432 страницы, 1 лист портретов. — тираж 50 000 экземпляров; Кожурин К.Я. Протопоп Аввакум: Жизнь за веру. — Москва: Молодая гвардия, 2011. — 396 страниц: иллюстрации. — (Жизнь замечательных людей: серия биографическая; выпуск 1317); В.И.Малышев. История первого издания Жития протопопа Аввакума // Русская литература — 1962. — № 2. — Страница 147; В.И.Малышев. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность: По материалам Пушкин. Дома: Сборник научных трудов / Академия наук СССР; Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Ответственный редактор А.М.Панченко. — Москва, Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1954. — Страницы 277—322; П.Паскаль. Протопоп Аввакум и начало Раскола. Перевод с французского — Москва: Знак, 2011. — 680 страниц. — тираж 1 000 экземпляров — ISBN 978-5-9551-0017-3; Е.О.Шацкий. За что сожгли протопопа Аввакума? // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2011. — № 2. — Страницы 258—267; Венгеров С.А. Аввакум Петрович // Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). — Санкт-Петербург: Семеновская Типо-Литография (И.Ефрона), 1889. — Том I. Выпуски 1—21. А. — Страницы 24—38; Отин Е.С. Частотный словарь «Жития» протопопа Аввакума / Донецкий национальный университет. — Киев: Издательский дом Дмитрия Бураго, 2014. — 204 страницы.
[630x700]
1650
Адриана Спилберг (нидерландское имя — Adriana Spilberg)
художница, представительница «Золотого века» нидерландской живописи, писавшая картины при дворе Иоганна Вильгельма, курфюрста Пфальца. Она родилась в Амстердаме, в семье художника Йоханнеса Спилберга, выходца из Германии и Марии Герритс. Родители крестили дочь 8 декабря 1656 года в Аудекерке. Отец, известный портретист, научил её писать картины маслом, карандашом и пастелью. Вскоре она стала известной художницей в родном городе. Йоханнес Спилберг оставил семью в Амстердаме и вернулся в Дюссельдорф, куда был приглашён Иоганном Вильгельмом, курфюрстом Пфальца на место придворного живописца. Когда курфюрст женился на эрцгерцогине Марии Анне Йозефе Австрийской, та пригласила в Пфальц семью художника. Так, в 1681 году Адриана Спилберг стала придворной художницей эрцгерцогини. В 1684 году она вышла замуж за художника Виллема Бреквельта, от которого родила трёх сыновей. Он умер в 1687 году. В 1689 году умерла её покровительница курфюрстина, и курфюрст женился во второй раз на Анне Марии Луизе Медичи. В 1690 году скончался отец художницы. Место придворного живописца занял Эглон ван дер Нер, за которого она вышла замуж в 1697 году. Точная дата смерти Адрианы Спилберг не известна. Предположительно умерла она в Дюссельдорфе после 1697 года, вероятно около 1700 года.
1657
Христиан Кельх (немецкое имя — Christian Kelch)
эстонский историк германского происхождения. Родился в Грайфенхагене. Учился в гимназии в Штеттине, затем в Берлине, затем, в 1678—1679 гг., в университетах Франкфурта-на-Одере и Ростока. Из-за нехватки средств вынужден был оставить учёбу и отправился в Лифляндию, где работал домашним учителем в семьях пасторов в городе Пылтсамаа. В 1682 г. назначен пастором местечка Ярва-Яани, затем служил в Виру-Яагупи. В 1710 г. Кельху было предложено место пастора в Соборе Святого Николая в Таллине, однако он не успел занять его и умер от чумы. Кельх выучил эстонский язык, был одним из первых пасторов, открывших публичные школы для эстонских детей. Умер Христиан Кельх в Виру-Яагупи (нынешняя Эстония) 2 декабря 1710 года. Основной труд Кельха — написанная им «История Лифляндии» (немецкое название — «Liefländische Historia, oder kurtze Beschreibung der Denkwürdigsten Kriegs- und Friedens-Geschichte Esth- Lief- und Lettlandes...»; Ревель, 1695), в которой изложение доведено до 1690 г.; продолжение, доходящее до 1707 г., было опубликовано лишь в 1874 г. И.Лоссиусом. Кельх собрал богатый материал, отчасти рукописный, но не сумел отнестись к нему критически; поэтому его книга приобретает особое значение только там, где автор приближается к пережитому им самим времени. В особенности важно продолжение труда Кельха для истории Северной войны, при описании событий которой автор пользовался собственными наблюдениями и целым рядом сообщений, частью официального характера. Кельх был горячим шведским патриотом, и эта точка зрения не могла не отразиться на его труде.
[427x700]
1661
Роберт Гарлей (или Харли), 1-й граф Оксфорд (Robert Harley, 1st Earl of Oxford and Earl Mortimer)
английский политический деятель, инициатор создания скандально известной компании Южных морей. Во время Славной революции 1688 года Харли вместе с отцом своим собрал конный отряд для поддержки Вильгельма III и занял для него город Вустер. Избранный в 1689 году в палату общин, Харли, согласно семейной традиции, примкнул к вигам, но скоро стал переходить на противоположную сторону, восставая в особенности против внешней политики Вильгельма III, и уже в 1698 году заменил Монтегю в руководстве палатой общин. Тщательно изучив её формы и обряды, он в 1701 году был избран спикером. В 1704 году Харли вступил в состав министерства Годольфина, заменив Ноттингема в заведовании иностранными делами. В это время он считался умереннейшим из тори, но по мере того как Годольфин и Мальборо склонялись на сторону вигов, Харли отдалялся от большинства товарищей своих по министерству и старался путём придворных интриг заручиться расположением королевы Анны. Решительному торжеству вигов в 1708 году предшествовал выход Харли из кабинета, куда его возвратила (в качестве канцлера казначейства) победа тори в 1710 году, одержанная отчасти благодаря его проискам. В следующем году он был назначен лордом-казначеем (первым министром) и перешёл в верхнюю палату с титулом графа Оксфорда. Утрехтский мирный договор с Францией вызвал оппозицию со стороны вигов в верхней палате, но Харли удалось сломить её назначением двенадцати новых пэров. Дружба между Харли и Болингброком, составлявшая силу министерства, мало-помалу превратилась в ненависть: Харли утратил доверие королевы и за несколько дней до её смерти передал жезл лорда-казначея Болингброку. При восшествии на престол Ганноверской династии Харли удалился в своё поместье, но через несколько месяцев против него было возбуждено палатой общин обвинение в государственных преступлениях. Он был заключён в Тауэр, где пробыл около двух лет; после этого ему было возвращено пэрское достоинство, но он более не принимал выдающегося участия в общественных делах. Неизменными друзьями и союзниками Харли были либерально настроенные литераторы, такие как Джонатан Свифт и Александр Поуп; вместе они составляли знаменитый клуб Мартина Скриблеруса. И 1-й граф Оксфорд, и его сын были неутомимыми собирателями рукописей и книг. Собранные ими рукописи (Harleian Collection) стали национальной собственностью и ядром Британской библиотеки. Умер в Лондоне 21 мая 1724 года.
Литература: Гарлей, Роберт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.