• Авторизация


4 декабря родились... 04-12-2025 04:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Могилянский (559x700, 155Kb)
1873
Михаил Михайлович Могилянский
русский и украинский литературный критик и публицист, литературовед, научный сотрудник Всеукраинской Академии Наук и руководитель Комиссии для составления биографического словаря. Родился в городе Чернигов, Российская империя, в семье Михаила Яковлевича Могилянского. Отец был юристом, мать — Мария Николаевна Могилянская (1811 или 1865—1918) была домохозяйкой. В 1883—1892 — учился в Черниговской мужской гимназии. 1892 г. — студент юридического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета (не окончил). В 1894 году после смерти отца, вся семья переезжает в Петербург. До 1899 года участвует в марксистских кружках (ещё в период учёбы в гимназии), член Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», участие в организации помощи политическим узникам и ссыльным «Красный Крест». В 1899 году арестован, отправлен на содержание под стражей в Санкт-Петербургской тюрьме «Кресты» сроком на 4 месяца, выслан на 3 года в город Чернигов под надзор полиции.
[517x700]
В 1898 году женится на Ситенской Александре Алексеевне, учительнице (1873, г. Чернигов — 1932, город Харьков). В браке родились четверо детей: Лидия (родилась в 1899 г.), Дмитрий (родился в 1901 г.), Елена (родилась в 1905 г.), Ирина (родилась в 1911 г.). В 1903 году получил разрешение и сдачу остатка государственных экзаменов, получение диплома юриста в Новороссийском университете в Одессе, начал адвокатскую деятельность. Как адвокат участвовал в «аграрных» процессах в Киеве, Виннице, Глухове, Чернигове, в политических процессах в Чернигове, Киеве, Петербурге. Был защитником в «погромных» процессах в Кишинёве. В 1906—1909 работает редактором в издательстве М.В.Пирожкова в Петербурге. 1904—1913 — избирался гласным (то есть депутатом) Городненского уездного земского собрания. 1913 г. — избран на должность мирового судьи в городе Городня. Уволен с должности и вместе с Петербургскими адвокатами приговорён к тюремному заключению за участие в «деле Бейлиса». Исполнение приговора отменено во время Февральской революции 1917 г. 1907—1917 — пребывание в рядах Конституционно-демократической партии («Партия народной свободы»). С марта 1907 г. кооптирован в Центральный комитет. В марте 1917 года демонстративно вышел из партии из-за несогласия в «украинском вопросе». 1918—1923 — активная журналистская деятельность, руководство литературным комитетом Черниговского отдела народного просвещения, редакционная работа по изданию произведений Т.Шевченко, Г.Квитки-Основьяненко, Л.Глибова и др. украинских авторов. В 1925 году выступал в Историко-филологическом отделе с докладами о Драгоманове, Кулише и Шевченко, Коцюбинском, был активным рецензентом Новых изданий в журналах «Жизнь и Революция» и «Красный Путь», автором напечатанных в этом же году в «Жизнь и Революция» статей «К проблеме понимания художественного произведения» и голоса в дискуссии о методе в литературоведении «Литература как социальный факт и как социальный фактор», автором разведки «Процесс творчества в М.М.Коцюбинском» (ЗИФВ, 1926) и др. Участвовал в литературной дискуссии 1925—1928 гг. Как литературовед выступал тоже под псевдонимом Петр П.Чубский и опубликовал статьи «Кулиш и Шевченко» (в сборнике «Пантелеймон Кулиш», Всеукраинская Академия Наук, К,1927), «Выход П.А.Кулиша из русского подданства и поворот к русскому подданству» (ЗИФВ, XIII—XIV, 1927); «К вопросу об источниках II части „Fata morgana“ М.М.Коцюбинского» (ЗИФВ, XVIII, 1928), «Любовь в жизни Шевченко и Кулиша» (3ИФВ, XXI—XXII, 1929) и другие. 1923—1933 — период научной и литературной деятельности: возглавлял Комиссию Всеукраинской Академии наук (ВУАН) по составлению Биографического словаря украинских деятелей, выступал с рядом докладов на заседаниях историко-филологического отделения ВУАН, рецензировал новые издания, работал в различных литературных жанрах. В 1933 г. Комиссия Всеукраинской Академии Наук была ликвидирована, а возглавлявшему её М.М.Могилянскому запретили жить в городе Киев. 1934—1942 — пребывание в семье младшей дочери Ирины в городе Днепропетровск. В августе 1941 г. — эвакуация в Сибирь. 22 марта 1942 г. — смерть после тяжёлой продолжительной болезни на руках дочерей Елены и Ирины в селе Большая Мурта Красноярского края. Семья: Отец — Могилянский Михаил Яковлевич (1840—1894), окончил юридический факультет Университета Святого Владимира в Киеве и занимался юридической практикой. Занимал должность товарища председателя уголовной палаты Черниговского окружного суда; Мать — Могилянская Мария Николаевна (1811 или 1865—1918) (в девичестве — Максимович), образованная, культурная женщина. Окончила Левашовский пансион в Киеве и, с отличием, классы Фундуклеевской гимназии; Брат — Николай Михайлович Могилянский — этнограф, антрополог; Брат — Петр Михайлович Могилянский, старший (1873 -?); Брат — Борис Михайлович Могилянский (1875 -?); Сестра — Анна Михайловна Могилянская (1877-?); Брат — Петр Михайлович Могилянский младший (1881 -?); Сестра — Мария Михайловна Могилянская (1886-?); Дочь — Лидия Михайловна Могилянская (1899—1937); Сын — Дмитрий Михайлович Могилянский (Тась) (1901—1938); Дочь — Елена Михайловна Могилянская (1905—1998); Дочь — Ирина Михайловна Сафьян (Могилянская) (1911 — пропала без вести).
Творчество: Романы «Честь» (1929 г.), «Всюду страсти роковые» (1939 г.), «Хильда» (1941 г.), книги «Три стихотворения в прозе» (1895 г.), «Поэзия Надсона» (1897 г.), «Критические наброски» (1898 г.), «Историческое освещение финляндского вопроса» (1910 г.), драмы «Мираж» (1902 г.), «Тина» (1904 г.), «Усталые» (1906 г.), рассказы, воспоминания «В девяностые годы» (1924 г.), литературоведческие и публицистические труды «Первая Государственная Дума» (1907 г.), «Художник слова. Памяти М. Коцюбинского» (1915 г.), «М. Коцюбинский» (1919 г.), «Шевченковская годовщина 1916 г.» (1916 г.), «О культурном творчестве (украинский вопрос)» (1912 г.), «К вопросу об украинском сепаратизме» (1913 г.), «И. Франко» (1919 г.), предисловия к изданиям собраний сочинений П. Кулиша, Марко Вовчок, Анны Барвинок, А.Стороженко и др., переводы на русский язык рассказов М. Коцюбинского, статьи по шевченковедению, несколько тысяч корреспонденций и сотни рецензий в прессе. Публикации: «Речь», «Дума» (обе — Санкт-Петербург.), «Десна» (город Чернигов), «Волынь» (город Житомир), «Киевское слово», «Киевские отклики», «Украинская жизнь» (город Москва), Украинский вестник" (Санкт-Петербург.), «Черниговская земская неделя», «Червоный шлях», «Життя и революция», «Нова громада» и многих других. Михайло Могилянський. Листування з Наталією Полонською-Василенко. 1929-1941. Упорядкування і передмова Вікторія Сергієнко. Харків: Видавництво "Права людини", 2023. 496 страниц.
Литература: Ляшко С.М. Керівничий Постійної комісії для складання біографічного словника діячів України М.М.Могилянський: досвід просопографічного дослідження. — В кн: Українська біографістика: Зб. наукових праць, 2010, № 6.— Страницы 136—179; Демченко Т. «Запишіть мене до чернигівської Просвіти»: М. Могилянський та І. Шраг // Пам'ятки України: історія і культура. — Киев, 2013. — № 9. — Страницы 22-31; Шумило Н. Михайло Могилянський // Літературна панорама. — Киев, 1990; Кривенко С. Жанрова своєрідність роману «Честь» Михайла Могилянського // Літературний Чернігів. — 2012. — № 1(57). — Страницы 107—117; Кривенко С.М. Творчість Михайла Могилянського у літературному контексті доби: Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. филологических наук: 10.01.01 / Нац. пед. ун-т ім. М.П.Драгоманова. — Киев, 2002; Шумило Н.М. «Життя людське — храм, а не морг!» (Про роман Михайла Могилянського) // Вітчизна. — 1990. — № 1. — Страницы 86–90; Курас Г., Демченко Т. «Хотілося бути в Чернігові»: Чернігівщина в житті та творчості М. Могилянського // Сіверянський літопис. — 1998. — № 6. — Страницы 96–104; Голобородько Я. Михайло Коцюбинський: потаємні психологічні файли // «Дзеркало тижня. Україна», № 28, 9 серпня 2013 (згадується М. Могилянський); Іваницька С., Демченко Т. Михайло Могилянський: життєвий та творчий шлях // Пам'ятки України: історія і культура. — К., 2013. — № 9. — Страницы 2–9; Журавльова Т. Рід Могилянських // Пам'ятки України: історія і культура. — К., 2013. — № 9. — Страницы 10–15; Ляшко С. М. М. Могилянський — «останній лицар» Постійної комісії для складання біографічного словника діячів України (1923—1933) // Пам'ятки України: історія і культура. — К., 2013. — № 9. — Страницы 34–41; Іваницька С. Праця «Первая Государственная Дума» як пам'ятка політичної публіцистики // Пам'ятки України: історія і культура. — К., 2013. — № 9. — Страницы 42–45; Іваницька С., Ляшко С. Михайло Могилянський, Володимир Ленін та право націй на самовизначення (коментар до незавершеної дискусії) // Пам'ятки України: історія і культура. — К., 2013. — № 9. — Страницы 46–49.; Ляшко С. Автобіографічні матеріали Михайла Могилянського (з фондів Інституту Рукопису НБУВ) // Пам'ятки України: історія і культура. — К., 2013. — № 9. — Страницы 16–21; Листи Михайла Могилянського до Іллі Шрага [1917 р.] / упоряд. та комент. Т. Демченко, С. Іваницької // Пам'ятки України: історія і культура. — К., 2013. — № 9. — Страницы 27–31; Іваницька С., Демченко Т., Ляшко С. Михайло Могилянський: Бібліографічний покажчик // Пам'ятки України: історія і культура. — К., 2013. — № 9. — Страницы 60–63; Місця пам'яті М. Могилянського // Пам'ятки України: історія і культура. — К., 2013. — № 9. — Страницы 58-59; Іваницька С., Ляшко С. Михайло Могилянський як співтворець шевченківського комемораційного канону // Пам'ятки України: історія і культура. — 2014. — № 1. Страницы 18-23; Листи Михайла та Марії Могилянських до Іллі Шрага (1907—1917 рр.): Наукове видання / Упорядкування, передмова, примітки Т.П.Демченко, С. Г. Іваницької. — Чернігів: Просвіта, 2014. — 144 страницы; Демченко Т. П., Іваницька С.Г. Листи Михайла Могилянського до Іллі Шрага: фрагмент епістолярного діалогу (1908—1916 роки) // Сіверянський літопис: всеукраїнський науковий журнал. — Чернігів, 2014. — № 4. — Страницы 71-88; Ляшко С.М., Іваницька С.Г. Шевченківські роковини в житті та творчості Михайла Могилянського в контексті теорії колективної пам'яті // Українська біографістика: зб. наук. праць / Редкол.: Т. І. Ківшар та ін. — 2014. — Вип. 11. — Страницы 9-37; Дзюба І. М. Нагнітання мороку: Від чорносотенців початку ХХ століття до українофобів початку століття ХХІ. — К., 2011. — Страницы 260—262; Полонська-Василенко Н. Михайло Михайлович Могилянський // Полонська-Василенко Н. Спогади / Упоряд. В. Шевчука. — К., 2011; Могилянський М. Щоденник. 1934, листопад — 1937, жовтень / Публ. О. Сергєєва; передм. М. Слабошпицького // Хроніка 2000. — К., 2007. — Вип. 59; Зелік О. А. Ідеї європеїзму в публіцистиці Михайла Могилянського // Філологічні трактати. — 2012. — Том 4. — № 3. — Страницы 129—135; «Я думаю, які теми були б цікаві…» Праці Григорія Кураса, спогади і матеріали про українського історика. Видавець Лозовий В. М. Чернігів — 2010 рік -80 страниц. Источники: Ляшко С.М.Керивничий Постоянной комиссии для составления биографического словаря деятелей Украины М.М.Могилянский: опыт просопографичного исследования. - В книге: Биографистика: Сборник научных трудов, 2010, № 6. - Страницы 136-179.

Иорданский (470x700, 550Kb)
1876
Николай Иванович Иорданский (псевдоним — Негорев)
участник революционного движения в России, журналист, советский дипломат. Родился в городе Новохопёрск, Воронежская губерния, Российская империя, в семье конторщика. Окончил гимназию в Симферополе в 1895 году. Поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Во время студенческих волнений 1899 года был одним из руководителей студенческого комитета, за что был из университета исключен, подвергся арестам и высылке. Сближается с социал-демократами, участвует в петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса» и других группах Петербурга, Симферополя, Севастополя, Борисоглебска. В 1904 году в Женеве участвует в издании «Искры», в 1905 году — член исполкома Петербургского Совета рабочих депутатов. На I конференции РСДРП в Таммерфорсе введен в состав ЦК, на IV съезде (Стокгольмском) избирается членом редакции ЦО и кандидатом в члены ЦК. Первоначально меньшевик, к 1910 году сближается с большевиками, член редакции газеты «Звезда» и других партийных изданий. С 1909 по 1917 — редактор журнала «Современный мир». Во время Первой мировой войны — оборонец, близок к Плеханову. В 1917 вошёл в состав ЦК группы «Единство». После Февральской революции — комиссар Временного правительства и ВЦИК на Юго-Западном фронте. По его приказу 29 августа (11 сентября) 1917 года был арестован командующий фронтом А.И.Деникин и ряд офицеров штаба. В октябре 1917 года, будучи комиссаром Временного правительства на Юго-Западном фронте, пытался организовать отправку верных правительству войск в Москву для подавления большевистского восстания.
ИорданскийПодписание договора (700x478, 189Kb)
Подписание договора о торговле и мореплавании между СССР и Италией, первая статья которого провозглашала установление «дипломатических и консульских сношений» между странами и взаимное признание «единственно законной и суверенной власти» друг друга (де-факто признание Италией СССР). Подписанты: Бенито Муссолини и Николай Иорданский, 7 февраля 1924 года (Рим, Палаццо Киджи)
После Октябрьской революции эмигрировал в Финляндию. Однако вскоре начинает издавать в Хельсинки просоветскую газету «Путь» и в 1922 году высылается из Финляндии в советскую Россию. В СССР вступил в РКП(б). После убийства Воровского в 1923 году направлен в Италию дипломатическим представителем СССР. Подготовил заключение советско-итальянского торгового договора с одновременным признанием СССР Италией де-юре.
ИорданскийИталия, Рим (700x512, 402Kb)
Италия, Рим, 1924 г. Вручение верительных грамот королю Италии. Подписан торговый договор, СССР признан де-юре. Слева направо: Я.Д.Янсон, посол СССР в Италии Н.И.Иорданский, новый полпред СССР Юренев (Кротовский), торгпред С.Г.Горчаков
После возвращения в Москву в 1924 году занимается литературной и издательской деятельностью. До конца жизни в 1928 году работал в Госиздате. Умер в городе Москева, РСФСР, СССР, 29 декабря 1928 года. Похоронен в Москве на новом Донском кладбище. Урна с прахом захоронена в колумбарии № 1 здания бывшего Донского крематория. Сочинения: Земский либерализм — Москва, 1905. — 60 страниц; Конституционное движение 60-х годов — Санкт-Петербург, 1906. — 155 страниц. Литература: Деятели СССР и революционного движения России: Энциклопедический словарь Гранат. — Москва: Советская энциклопедия, 1989. — Страница 422. — 832 страницы — ISBN 5-85270-028-2.

Polianov_Dimitr (481x700, 309Kb)
1876
Димитр Полянов (болгарское имя — Димитър Полянов; настоящее имя — Димитър Иванов Попов)
болгарский поэт, публицист, редактор. Один из зачинателей болгарской социалистической литературы. Лауреат Димитровской премии (1950).
Родился в городе Карнобат, Османская империя (ныне Бургасская область, Болгария). Его отец — активный участник местного общинного центра, член тайного революционного комитета за освобождение от османского владычества. С детства увлекался русской литературой, поэзией Пушкина, Некрасова, глубокое влияние на него оказали идеи Чернышевского и Добролюбова. В «Автобиографии» признавался в "любви к русскому народу и очаровании великой Россией". После окончания школы, мечтал стать художником, но вскоре отправился в Нанси (Франция), решив изучать медицину. В этот период написал в «Автобиографии»:
«После знакомства с французским языком и французской классической и мировой революционной литературой, великими поэтами и писателями, героями французской революции и Парижской Коммуны, я вскоре рассорился с Эскулапом и всецело посвятил себя литературе и социализму.»
В 1892 вступил в одну из первых в Болгарии социал-демократических организаций. Вернувшись в Болгарию, окончательно определился как поэт болгарского пролетариата. Активно сотрудничал в прессе. Его стихи опубликованы в пролетарских газетах „Работнически другар“, „Социалист“, „Стрелочник“, „Напред“ и др., и журналах „Дело“, „Ден“, „Ново време“, „Борба“ и др. Умер в городе София, Болгария, 25 сентября 1953 года.
Творчество
Первые литературные опыты Полянова относятся ко времени учебы в Сливенской школе для мальчиков. Печатался с 1894. Революционными стихами "Низвергнутые кумиры", "Рождение пролетария" положил начало пролетарскому течению в болгарской литературе. Автор сборника "Морские капли" (1907). В публицистических статьях и стихах (сборник "Железные стихи", 1921) отстаивал революционные идеалы, разоблачал буржуазную действительность. В 1920—1923 редактировал общественно-литературный журнал болгарских коммунистов "Червенсмях", в 1925—1933 — "Наковалня". Стихи поэта последних лет (сборник "Белый голубь", 1951, и др.) воспевают победу трудового народа, мир и болгаро-советскую дружбу. Литература: Марков Д.Ф., Димитр Полянов, в его книге: Болгарская поэзия первой четверти XX в., Москва, 1959; Веселинов Г., Д.Полянов, София, 1964.

1875
Вальтер Адольфович Локкенберг
живописец, сценограф. Родился в посёлке Стрелъна, близ Санкт-Петербурга. Сын лютеранского пастора. В 1895 окончил гимназию при реформатских церквях в Санкт-Петербурге. Учился в ЦУТР, Одесском художественном училище (1899 и 1902-1903), школе А.Ашбе в Мюнхене (1899-1901). В 1903 поступил в Императорскую Академию Художеств, в декабре 1906 был отчислен за непосещение классов; получил свидетельство на право преподавания в средних учебных заведениях. Сблизился с художниками группы «Мир искусства». Участвовал в выставках «Мир искусства» (Санкт-Петербург, 1906, 1911), Выставке русского искусства в рамках Осеннего салона в Париже (1906), выставках СРХ (Санкт-Петербург, Москва, 1906-1910) и «Звено» (Киев, 1908). Помогал А.Н.Бенуа в оформлении оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского для Гранд-Опера в Париже (1908). Работал в Мариинском театре под руководством А.Я.Головина, сотрудничал в дягилевских «Русских сезонах». Был дружен с И. Э. Грабарем, который помогал ему в получении заказов. В качестве актера участвовал в экспериментальных постановках В.Э.Мейерхольда. В 1914 выехал в Китай, работал в Пекине. Исполнял акварели на темы китайской старины, написал портреты президента Юань Шикая, премьер-министра Сюши Чена, русского посланника Крупенского, датского посланника графа Альфреда и др. Работал над книгой «Расцвет русского искусства в царствование императора Николая И». Последние годы провел в Харбине, исполнил росписи для кабаре «Би-Ба-Бо». Умер в Харбине 8 февраля 1921 года. В день смерти принял православие и был окрещен Василием. Представлен в Государственном Русском Музее («Похищение сабинянок. Скульптура в Летнем саду», 1907). Портрет художника исполнил А.Е.Яковлев (1911, Государственный музей искусств Грузии). Библиография: РГИА Фонд 789. Опись 12. 1903. Дело И-50; Грабарь1; Добужинский; ХРЗ.[Некролог] // Свет (Харбин). 1921. 20 февраля (№ 538); Русский голос (Харбин). 1922. 21 мая (№ 542); Бучкин П.Д. О том, что в памяти: Записки художника. Ленинград, 1963. (Указатель); «Мы – Ваши ученики»: Письма А.Е.Яковлева и В.И.Шухаева Д.Н.Кардовскому (1923–34) / Публикации и примечания Е.Яковлевой // Искусство Ленинграда. 1991. № 1. Страницы 80, 87.

Rainer_Maria_Rilke,_1900 (437x700, 209Kb)
1875
Райнер Мария Рильке (немецкое имя — Rainer Maria Rilke; полное имя — Рене Карл Вильгельм Иоганн Йозеф Мария Рильке, René Karl Wilhelm Johann Josef Maria Rilke)
один из самых влиятельных поэтов-модернистов XX века. Писал также прозу. Испытал влияние философии экзистенциализма. Путешествовал по Европе, останавливался в России, Испании, Германии, Италии, во Франции, Украине. Последние годы жизни провёл в Швейцарии. Райнер Мария Рильке родился в Праге, в семье чиновника по железнодорожному ведомству Йозефа Рильке и Софи Рильке (урождённой Энтц). Был первым сыном в семье, потом у него появился брат. Получил имя при рождении — Рене Карл Вильгельм Иоганн Йозеф Мария Рильке.
1884. Развод родителей, сын остаётся жить с отцом. Первые детские стихи Рильке.
1886—1891. Обучение в кадетском и высшем реальном военном училище.
1891—1892. С сентября по май — занятия в торговом училище (Торговая академия в Линце).
1892—1895. Завершает среднее образование, сдаёт экзамены на аттестат зрелости в Праге. Пишет первые рассказы — в том числе Пьер Дюмон (1894). Выходит первый поэтический сборник «Жизнь и песни» (1894).
1896. Учится в Пражском университете, сперва на философском, затем на юридическом факультете. Выходит поэтический сборник «Жертвы ларам».
1897. Первая поездка в Италию (Арко, Венеция). По возвращении в Германию — знакомство с Лу Андреас-Саломе, пробуждение интереса к России. В октябре 1897 — переезд в Берлин, где Рильке обосновывается до 1901 года, учится в Берлинском университете. Пишет три выпуска поэтических сборников «Подорожник», сборник стихов «Увенчанный снами».
1898. Выходят в свет сборник стихов «Сочельник», сборник малой прозы «Мимо жизни», драма «Без настоящего». Весной — вторая поездка в Италию (Арко, Флоренция, Виареджо).
1899. С апреля по июнь — первая поездка в Россию (Москва — Петербург) со своей тогдашней подругой Лу Андреас-Саломе, по настоянию которой сменил своё первое имя Рене на более «мужественное» Райнер. Там он встретился со Львом Толстым, художниками Ильёй Репиным и Леонидом Пастернаком, отцом Бориса Пастернака. В 1920 году поэт отмечал: «Россия сделала меня таким, каким я стал, внутренне я происхожу именно оттуда, именно она — родина всех моих инстинктов, мой внутренний исток», а в 1934 году, на первом съезде советских писателей, Борис Пастернак сказал: «Рильке совершенно русский. Как Гоголь. Как Толстой!». В Германии выходят в свет «Две пражские истории» и сборник стихов «Мне на праздник» (Mir zur Feier).
1900. Опубликован сборник малой прозы «О Господе Боге и иное», первая редакция «Историй о Господе Боге» (1900), книга, в которой отразились русские и итальянские впечатления Рильке. С мая по август — второе пребывание в России (Москва — Тула — Ясная Поляна — Киев — Кременчуг — Полтава — Харьков — Воронеж — Саратов — Симбирск — Казань — Нижний Новгород — Ярославль — Москва). Во время второго визита в Москву снова встречался с семьёй Пастернаков и познакомился с поэтом Спиридоном Дрожжиным. В 1900—1901 годах написал несколько стихотворений на русском языке. Позднее он называл своей родиной два места: Богемию и Россию. Впоследствии Рильке вёл переписку (отчасти стихотворную) с Мариной Цветаевой, хотя лично они так и не встретились. Цветаева посвятила памяти Рильке поэму «Новогоднее» и очерк «Твоя смерть». Интенсивные занятия русской литературой (Толстой, Достоевский, Чехов) и искусством, переводы с русского («Слово о полку Игореве», С.Дрожжин, 3.Гиппиус). С августа по приглашению художника Генриха Фогелера, Рильке живёт в деревушке Ворпсведе, своеобразной колонии художников, где знакомится с ваятельницей Кларой Вестхофф и художницей Паулой Беккер. Первая вскоре станет женой поэта, второй он посвятит свой знаменитый реквием «По одной подруге».
1901. Женится на Кларе Вестхофф, дочери скульптора (Clara Westhoff). В декабре родилась дочь Рут (Ruth).
1902. Выходит в свет сборник новелл «Последние», рассказ «Победивший дракона» , драма «Жизнь как жизнь», первый вариант сборника «Ранние стихотворения», и первое издания «Книги образов». В августе переезжает в Париж, который становится центром для его скитальческой жизни. Знакомится с Роденом.
[700x382]
1903. Выходят в свет две книги Рильке об искусстве — «Ворпсведе» и «Огюст Роден» . Начинается переписка с Францем Каппусом, которая продлится до 1908 г. и которая потом сложится в книгу «Письма к молодому поэту». Поездка в Италию (Генуя, Виареджо), летние каникулы в Ворпсведе. Осенью — переезжает в Рим.
1904. Выходит в свет книга прозы «Истории о Господе Боге». Закончена драма «Белая княгиня». С конца июня по декабрь живёт в Швеции, а затем в Дании.
1905. Поэт живёт в Медоне, под Парижем, в загородной мастерской Родена, и работает у него секретарем. На Рождество выходит в свет «Часослов».
1906. В январе едет в Шартр и начинает поэтический цикл о Шартрском соборе. Весной — поездка по Германии. В мае — разрыв с Роденом, который увольняет Рильке без предупреждения, после чего он переезжает в Париж. Работает над первой частью «Новых стихотворений». Опубликованы «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» (написана в 1899) и второе издание «Книги образов».
1907. Живёт на Капри и встречается с Максимом Горьким. Познакомился и сдружился с Рудольфом Касснером. Затем до конца октября — в Париже. Посещает выставку Сезанна в «Осеннем салоне», из писем этой поры позднее будет составлена книга «Письма о Сезанне». Выходит в свет первая часть «Новых стихотворений». Переиздает книгу «Огюст Роден», дополненную текстом доклада о великом скульпторе.
1908. Поездка в Италию. В мае — переезд в Париж и возобновление интенсивного общения с Роденом. Выходят в свет «Новых стихотворений вторая часть» и перевод «Сонетов с португальского» английской поэтессы Элизабет Баррет Браунинг.
1909. Выходит книга «Реквием». Знакомится с княгиней Марией Турн-и-Таксис Гогенлоэ, покровительством и поддержкой которой Рильке будет пользоваться до конца жизни. Выходит второе переработанное и расширенное издание «Ранних стихотворений».
1910. Первое пребывание в принадлежащем Турн-и-Таксисам замке Дуино под Триестом, затем Венеция и Париж. С ноября путешествует по Северной Африке. Выход в свет «Записок Мальте Лауридса Бригге».
1911. Продолжает путешествие по Северной Африке, затем возвращается в Париж. Едет из Парижа на автомобиле вместе с княгиней Марией Турн-и-Таксис в Дуино.
1912. Возникновение поэтического цикла «Жизнь Девы Марии» и первых «Дуинских элегий». Поездки в Венецию и Испанию. Переводит с французского анонимную проповедь XVII века «Любовь Магдалины».
1913. Опубликованы «Жизнь Девы Марии», сборник ранней лирики «Первые стихотворения» и перевод с французского «Португальских писем», приписываемых португальской монахине Марианне Алькофорадо (1640—1723). Начинает работу над переводами лирики Микеланджело.
1914. Создаётся поэтический цикл «Пять гимнов», посвящённый начавшейся войне.
1915. Весь год — в Мюнхене. Возвращение к «Дуинским элегиям».
1916. Рильке на полгода призван в австро-венгерскую армию в Вене, служит в военном архиве.
1918. В переводе Рильке выходят в свет «Двадцать четыре сонета Луизы Лабэ Лионской» (с итальянского и французского, XVI век). Последние переводы из Микеланджело, переводит два сонета Петрарки.
1920. Поэтический цикл «Из наследия графа К. В.». Опубликована драма «Белая княгиня».
1921. Живёт в замке Мюзо (Muzot) в Швейцарии, кантон Вале. Начало напряжённой творческой работы. Первые переводы из Поля Валери.
1922. Весь год почти безвыездно живёт в Мюзо. В феврале — период творческого взлёта. Поэт завершает «Дуинские элегии» и создаёт «Сонеты к Орфею». В декабре — апогей работы над переводами Поля Валери. «Сонеты к Орфею» были написаны Рильке за очень короткий срок, практически «на одном дыхании», в 1922 году в замке Мюзо. 55 стихотворений Рильке написал за 14 дней. Они вышли отдельной книгой уже в 1923 году. Это был пик творчества Рильке и одновременно его последняя значительная книга стихов, хотя до смерти в 1926 году он написал ещё один сборник стихотворений на французском языке. Сонеты посвящены памяти молодой танцовщицы Веры Оукамы Кнооп, дочери знакомых Рильке, которая умерла в возрасте 19 лет от лейкемии.
1923. Опубликованы «Дуинские элегии» и «Сонеты к Орфею». Начиная с 1923 года подолгу находился в санатории Террите (Territet) на Женевском озере в связи с ухудшением состояния здоровья. Врачи долго не могли поставить ему правильный диагноз. Только незадолго до смерти у него определили лейкемию (белокровие), от которой он и скончался.
1924. Снова живёт в Мюзо. Новый период творческой активности: возникают шедевры поздней лирики. Кроме того, Рильке пишет стихи по-французски. Летом — месяц на курорте Рагац.
Rainer_Maria_Rilke01 (525x700, 153Kb)
Райнер Мария Рильке, рисунок Эмиля Орлика (1917)
1925. В Германии выходит книжка переводов Валери.
1926. Живёт в Мюзо и Рагаце. Переписывется с Мариной Цветаевой. С осени — попеременно в Мюзо, Лозанне, Сьоне, Сиерре. Выходит книга французских стихов Рильке «Сады» с приложением «Валезанских катренов». Последние переводы из Поля Валери. С 30 ноября — снова в клинике Валь-Монт. 29 декабря — умер от лейкемии.

Он сам выбрал надпись для своего надгробия:

Rose, oh reiner Widerspruch, Lust,
Niemandes Schlaf zu sein unter soviel Lidern.
(Роза, о чистая двойственность чувств, каприз:
быть ничьим сном под тяжестью стольких век).
(Перевод Вячеслава Куприянова)

Rainer_Maria_Rilkeгроб (700x525, 524Kb)
Похоронен на деревенском кладбище в коммуне Рарон, кантон Вале, Швейцария.
Своими любимыми книгами называл Библию и произведения Енса Петера Якобсена.
Память
В честь Рильке назван кратер на Меркурии. Изображён на австрийской почтовой марке 1976 года.
Основные произведения
Поэтические сборники: Жизнь и песни / Leben und Lieder (1894); Жертвы ларам / Larenopfer (1895); Увенчанный снами / Traumgekrönt (1897); Сочельник (другой вариант перевода — Адвент) / Advent (1898); Первые стихотворения / Erste Gedichte (1903); Мне на праздник / Mir zur Feier (1909); Книга образов / Buch der Bilder (1902); Часослов / Stundenbuch (1905); Новые стихотворения (I—II)/ Neue Gedichte (1907—1908); Цикл «Жизнь Девы Марии» / Das Marien-Leben (1912); Дуинские элегии / Duineser Elegien (1912/1922); Сонеты к Орфею / Sonette an Orpheus (1923); Явления Христа. Роман: Записки Мальте Лауридса Бригге / Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge (1910). Рассказы: Пьер Дюмон (1894); Истории о Господе Боге (1900); Победивший дракона (1902); Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке (1906). Из книг об искусстве: Ворпсведе (1903); Огюст Роден (1903); Об Искусстве. Письма: Письма к молодому поэту (1903—1905). Заметки о путешествиях: Флорентийский дневник (1898). Публикации на русском языке: Рильке Р.М. Новые стихотворения. Новых стихотворений вторая часть / Издание подготовил К.П.Богатырёв, Г.И.Ратгауз, Н.И.Балашов ; ответственный редактор Н.И.Балашов. — Москва : Наука, 1977. — 544 страницы. — (Литературные памятники / Академия наук СССР ; председатель ред. коллегии Д.С.Лихачёв). — 50 000 экземпляров. Литература: Адмони В.Г., Поэзия Райнера Марии Рильке, "Вопросы литературы", 1962, № 12; История немецкой литературы, том 4, Москва, 1968; Günther ., Weltinnenraum. Die Dichtung R.М.Rilkes, 2 Aufl., Bern, 1952; Bolinow О.F., Rilke, 2 Aufl., Stuttg., 1951; Holthusen H. E., R.М.Rilke in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Hamb., 1964; Mason E. G., R.М.Rilke. Sein Leben und sein Werk, Gött., 1964; R.М.Rilke zum vierzigsten Todestag, Fr./M., 1967; Ritzer W., R. M. Rilke-Bibliographie, W., 1951; Неусыхин А.И. Основные темы поэтического творчества Рильке : статья // Новые стихотворения. Новых стихотворений вторая часть / Р.М. Рильке ; издание подготовили К.П.Богатырёв, Г.И.Ратгауз, Н.И.Балашов ; ответственныйц редактор Н.И.Балашов. — Москва : Наука, 1977. — Приложения. — Страницы 420—443. — 544 страницы — (Литературные памятники / Академия наук СССР ; председатель редакционной коллегии Д.С.Лихачёв); Ратгауз Г.И. Райнер Мария Рильке (Жизнь и поэзия) : статья // Новые стихотворения. Новых стихотворений вторая часть / Р.М.Рильке ; издание подготовил К.П.Богатырёв, Г.И.Ратгауз, Н.И.Балашов; ответственный редактор Н.И.Балашов. — Москва : Наука, 1977. — Приложения. — Страницы. 373—419. — 544 строаницы. — (Литературные памятники / Академия наук СССР ; председатель ред. коллегии Д.С.Лихачёв); Хондзинский П., протоиерей. Любящие, возлюбленные и разделяющая их любовь: концепция любви в романе Райнера Марии Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге» // Филаретовский альманах. — 2018. № 14. — Страницы 17—36.

[493x700]
1875
Джордж Уильям Осборн Хоу (George William Osborne Howe)
английский радиотехник. Родился в Чарлтоне, графство Кент. После окончания университета в Дареме работал инженером в фирме "Сименс-Шуккерт" в Германии (1900-1902). Преподавал в колледже в Саут-Кенсингтоне (1905-1920). Профессор электротехники университета в Глазго (1921-1946). Труды в области антенной техники и распространения радиоволн, разработал метод расчёта ёмкости длинноволновых антенн, названный его именем. Умер в Глазго 7 ноября 1960 года.

Karl Bruno Stargardt (479x700, 181Kb)
1875
Карл Бруно Штаргардт (немецкое имя — Karl Bruno Stargardt)
немецкий медик, офтальмолог и преподаватель. Получил известность, первым описав жёлтопятнистую абиотрофию сетчатки.
Родился в Берлине. Штаргардт изучал медицину в Гейдельбергском, Эрлангенском и Берлинском университетах. Защитил докторскую диссертацию в Кильском университете. Работал врачом-ассистентом в Киле, получил звание старшего врача университетской клиники. Позднее перешёл на работу в глазную клинику в Страсбурге и затем получил должность главного врача в Бонне. Ещё в 1903 году получил право преподавания. Добился признания в научных кругах, описав в 1909 году названную впоследствии его именем ювенильную дегенерацию макулы. В 1923 году Штаргардт принял приглашение на кафедру офтальмологии в Марбургском университете на место Альфреда Бильшовского, перешедшего на работу в Бреславльский университет. В область научных интересов Штаргардта помимо офтальмологии входили многие медицинские дисциплины от неврологии до медицины внутренних органов. Спустя несколько лет профессор Штаргардт заболел нефритом и умер в Марбурге, Гиссен, Гессен, Германия, от сердечной недостаточности, 2 апреля 1927 года. Труды: Über familiäre, progressive Degeneration in der Makulagegend des Auges. Albrecht von Graefes Archiv für Ophthalmologie, 1909, 71: 534—550; Über die Ursachen des Sehnervenschwundes bei der Tabes und der progressiven Paralyse Aus d. Kgl. Psychiatr. u. Nervenklinik in Kiel). Литература: Karl Stargardt. In: European Archives of Psychiatry and Clinical Neuroscience Volume 81, Number 1, 297—298, doi:10.1007/BF01825648

[477x700]
1876
Димитр Полянов (псевдоним; настоящее болгарское имя — Димитр Иванов Попов, Димитър Полянов)
болгарский поэт, публицист, редактор. Один из зачинателей болгарской социалистической литературы. Лауреат Димитровской премии (1950). Его отец — активный участник местного общинного центра, член тайного революционного комитета за освобождение от османского владычества. Родился в городе Карнобат (ныне Бургасская область, Болгария). С детства увлекался русской литературой, поэзией Пушкина , Некрасова , глубокое влияние на него оказали идеи Чернышевского и Добролюбова. В своей "Автобиографии" признавался в "любви к русскому народу и очаровании великой Россией". После окончания школы, мечтал стать художником, но вскоре отправился в Нанси (Франция ), решив изучать медицину. В этот период написал в своей «Автобиографии»: «После знакомства с французским языком и французской классической и мировой революционной литературой, великими поэтами и писателями, героями французской революции и Парижской Коммуны, я вскоре рассорился с Эскулапом и всецело посвятил себя литературе и социализму.» В 1892 вступил в одну из первых в Болгарии социал-демократических организаций. Вернувшись в Болгарию, окончательно определился как поэт болгарского пролетариата . Активно сотрудничал в прессе. Его стихи опубликованы в пролетарских газетах „Работнически другар“, „Социалист“, „Стрелочник“, „Напред“ и др., и журналах „Дело“, „Ден“, „Ново време“, „Борба“ и др. Первые литературные опыты Полянова относятся ко времени учебы в Сливенской школе для мальчиков. Печатался с 1894. Революционными стихами "Низвергнутые кумиры", "Рождение пролетария" положил начало пролетарскому течению в болгарской литературе. Автор сборника "Морские капли" (1907). В публицистических статьях и стихах (сборник "Железные стихи", 1921) отстаивал революционные идеалы, разоблачал буржуазную действительность. В 1920—1923 редактировал общественно-литературный журнал болгарских коммунистов "Червенсмях", в 1925—1933 — "Наковалня". Стихи поэта последних лет (сборник "Белый голубь", 1951, и др.) воспевают победу трудового народа, мир и болгаро-советскую дружбу. Умер в Софии 25 сентября 1953 года. Литература: Марков Д.Ф., Димитр Полянов, в его книге: Болгарская поэзия первой четверти XX в., Москва, 1959; Веселинов Г., Д.Полянов, С., 1964.

[514x700]
1877
Митрофан Михайлович Клевенский
литературовед и историк общественной мысли, педагог, библиограф, просветитель, участник революционного движения. Родился в городе Суджа, Курская губерния, Российская империя, в семье священника. Окончил Курскую классическую гимназию. В 1897 году Митрофан Клевенский поступает на историко-филологический факультет Московского университета. Уже в студенческую пору он, несмотря на свое происхождение, примыкает к революционному движению. Среди единомышленников и друзей Клевенского были земляки В.П.Волгин и Е.А.Мороховец, впоследствии известные советские историки. Клевен-ский дважды подвергался административной высылке из Москвы за участие в студенческих "беспорядках". В 1904 году Митрофан Михайлович окончил университет и затем более пятнадцати лет преподавал литературу и историю в Твери и у себя на родине в Судже. Одновременно он продолжал заниматься революционной пропагандой в подпольных социал-демократических кружках, распространял нелегальную литературу. С 1911 года Клевенский начал печататься в различных изданиях. Первые его работы посвящены творчеству русских писателей. После Октябрьской революции М.М.Клевенский всецело отдает себя исследовательской и издательской деятельности. В 1923-1929 годах он заведует библиотекой Академии коммунистического воспитания имени Н.К.Крупской - высшего учебного заведения, готовившего преподавателей по общественным дисциплинам и политпросветработников. За этот период к книгам о Н.А.Некрасове и И.С.Тургеневе, изданным ранее, добавились новые труды - о писателе В.М.Гаршине, декабристе К.Ф.Рылееве, народнике А.Д.Михайлове. Став с 1929 года сотрудником издательства Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, Митрофан Михайлович с огромной энергией включается в изучение исторического прошлого нашей страны. По понятным причинам многие эпизоды героической борьбы с самодержавием не были известны широким массам. Октябрь сделал доступным архивы царской полиции, судов , министерств и ведомств. Началось изучение и публикация хранившихся в них документов. Крупнейшим мероприятием издательства политкаторжан и ссыльнопоселенцев явился выпуск биобиблиографического словаря "Деятели революционного движения в России". М.М. Клевенский был основным составителем третьего тома. Он сам написал десятки статей для этого словаря и тщательно редактировал материалы, подготовленные другими авторами. Перу Митрофана Михайловича Клевенского принадлежит ряд статей и книг, посвященных народничеству. Им написана первая научная биография И.А.Худякова, ученого-фольклориста, безвременно погибшего в Сибири, куда он был сослан по делу Дмитрия Каракозова о покушении на Александра II в 1866 году. М.М.Клевенский совместно с двумя сотрудниками подготовил и издал в 1935 году библиографический указатель "Русская подпольная и зарубежная печать", в котором описаны сотни книг, брошюр, прокламаций и листовок с указанием авторов, времени и места печатания. Если учесть, что нелегальная литература не поступала в виде обязательных экземпляров в книгохранилища, можно представить, насколько сложен и кропотлив был труд по выявлению произведений такого рода. Много сил отдал М.М.Клевенский подготовке к печати сочинений Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, Г.И.Успенского и других классиков русской литературы. Последняя его крупная работа "Герцен - издатель и его сотрудники" была опубликована посмертно. В ней приведены сведения о деятелях вольной русской прессы. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 9 декабря 1939 года. Прах захоронен в колумбарии на Новодевичьем кладбище. В некрологе, подписанном видными общественными деятелями и учеными, он охарактеризован как "добросовестный и неутомимый труженик", посвятивший свою жизнь "ответственной работе историка и комментатора". Литературно-исследовательские работы: Екатерининская литература о крепостном праве, сб. «Крепостное право в России и реформа 19 февраля», Москва, 1911; Книги «Поэт Н.А.Некрасов» и «И.С.Тургенев» (Тверь, 1919). И.С.Тургенев и семидесятники, «Голос минувшего», 1914; Одним из составителей биобиблиографич. словаря «Деятели революционного движения в России»; Биографии В.М.Гаршина, К.Ф.Рылеева (1925—1926); Библиографический указатель «Русская подпольная и зарубежная печать»; Сборник «Крепостное право в России и реформа 19 февраля»; Указатель «Герцен-издатель и его сотрудники»; Общественно-политические взгляды И.С.Тургенева и др.; Клевенский М.М. Булгарин, Фаддей Венедиктович // Литературная энциклопедия: В 11 томах — [Москва], 1929—1939. Том 1. — [Москва]: Издательство Коммунистической Академии, 1930. — Столбцы 611—613. Литература: Ратнер А.В. Клевенский, Митрофан Михайлович Архивная копия от 26 сентября 2018 на Wayback Machine // Краткая литературная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1962—1978. Том 9: Аббасзадэ — Яхутль. — 1978. — Столбец 363.

1877
Николай Григорьевич Соловей
авантюрист, деятель обновленчества, архиепископ всея Южныя Америки, позднее в составе Украинской православной церкви в диаспоре. Сведений о прошлом Николая Соловья дошло немного. Согласно данным историка обновленчества протоиерея Валерия Лавринова, родился в Кобелякском уезде Полтавской губернии. В качестве места его рождения указывается село Пригорован, однако никаких данных о таком населённом пункте нет; по-видимому это искажение названия села Пригаровка Кобелякского уезда. По данным протоиерея Валерия Лавринова он родился в православной семье казачьего происхождения. Его отец, Григорий Яковлевич, служил провизором, а мать, Параскева Ивановна, была домохозяйкой. Окончил медицинский факультет одного из императорских университетов со степенью провизора. Уже после революции рассказывал о себе, что он был статским советником, весьма состоятельным человеком, принимавшим участие в благотворительных учреждениях Императрицы Марии Фёдоровны. В то же время широко циркулировали слухи, что фамилия его на самом деле не Соловей, а Соловейчик, что в прошлом он был аптекарем, затем красным комиссаром, направленным на «церковную работу».
Обновленческая деятельность в Москве
Примкнув к начавшемуся в мае 1922 года обновленческому расколу, 1 июня 1922 года архиепископом Антонином (Грановским) был рукоположён в сан диакона, а на следующий день — в сан священника. В ходе раскола в «Живой церкви» примкнул к СОДАЦ. 25 сентября 1922 года овдовел. Принял монашество. В ноябре того же года был возведён в сан игумена, а затем архимандрита. 17 декабря 1922 года в храме Гребневской Божией Матери на Лубянке в Москве хиротонисан во епископа Кашинского, викария Тверской обновленческой епархии. Хиротонию совершили епископы Макарий (Павлов) и Александр (Мигулин). По данный Краснова-Левитина и Шаврова: «новый епископ предназначается для поездок за границу. Рукоположён он был во епископа Кашинского, то есть с самого начала стал епископом без кафедры, так как в Кашине не было ни одного храма, который бы принимал обновленцев». В апреле-мае 1923 года был участником «Второго Всероссийского Поместного Собора» (первого обновленческого). 6 августа 1923 года обратился в Наркомат юстиции РСФСР с ходатайством о предоставлении обновленческому духовенству особых льгот, но получил отказ. В сентябре 1923 года назначен епископом Верейским, викарием Московской обновленческой епархии. По воспоминаниям протодиакона Николая Орфёнова:
«Пригласили меня служить на престольный праздник на Семёновское кладбище в Москве. Встречаю с сонмом духовенства архиерея. Это был епископ Николай Соловей. Он мне приказывает Патриарха Тихона не поминать, а поминать ВЦУ. Разве не знаешь, говорит, ведь у нас снова Синод, как при Царе?»
Антонину (Грановскому), который организовал Союз церковного возрождения, потребовалось рукоположить ещё одного епископа, но по канонам епископскую хиротонию могут совершить минимум два епископа. Начались поиски второго архиерея. Единственным архиереем, который согласился участвовать в хиротонии, оказался Николай Соловей. Это был сильнейший компромисс с совестью для Антонина: Николай Соловей был в своё время рукоположён вопреки воле Антонина. Антонин ещё в начале 1923 года не признавал его епископом и даже выгнал его однажды из алтаря. Правда, теперь Николай Соловей был вдов (жена у него умерла за два месяца перед этим). Нравственные качества Соловья не могли, разумеется, внушать уважения Антонину. Тем не менее, скрепя сердце, Антонин пригласил этого глубоко антипатичного ему человека. 19 октября 1923 года была назначена хиротония постриженного накануне в рясофор священника Василия Лебедева. Николай Соловей во время литургии неожиданно заболел. Это была какая-то очень странная «болезнь», потому что (как указывается в акте) Николай Соловей почувствовал себя дурно после Малого входа, то есть тогда, когда до хиротонии оставалось всего лишь пять минут — пение тропаря и Трисвятое.
В ноябре 1923 года обновленческое Московское епархиальное управление обращало внимание на «неблагоприятные толки», распространяющиеся по городе Москва («и даже в общественных местах»), «лично об архиепископе Крутицком Александре Введенском, преосвященном Верейском Николае Соловье и протоиерее Павле Красотине». В связи с этим Московское епархиальное управление постановило просить означенных лиц «принятием соответствующих мер к своей личной реабилитации облегчить положение, между прочим, и Московского Епархиального Управления». Обновленческий Синод своим указом за № 2598 от 6 ноября 1923 года освободил Соловья от управления Верейским викариатством с запрещением в священнослужении. В январе 1924 года возведён в сан архиепископа. Был завербован ОГПУ для работы заграницей. 29 апреля 1924 года Всероссийским обновленческим Синодом назначен архиепископом Сан-Францисским и Калифорнийским. В мае 1924 года, по рекомендации митрополита Евдокима, было решено послать в Южную Америку епископа Николая (Соловья), которому усваивался титул «всея Южныя Америки». Об этом Левитин и Шавров писали: «Тучков смотрел на поездку Соловья, как на интересный эксперимент: епископ-агитатор за дружбу с Советским Союзом — это было новое, оригинальное и пикантное кушанье. В то же время командировка Николая Соловья означала политический экзамен обновленцам. <…> Как-то заговорит он там и будет ли проклинать капитализм, живя под властью капитала».
Деятельность в Европе
Оказавшись по выезде из советской России в Риге, Николай Соловей обратился в посольство США с просьбой о предоставлении ему визы. Однако посольство не было склонно допустить его въезд в США. Тогда Николай Соловей поднял шумную кампанию в газетах по разоблачению притеснений Церкви в Советском Союзе, а также раскрытию «истинного лица» обновленческой иерархии. О том, что причиной развёрнутой им кампании явилось стремление рассеять возникшее к нему недоверие в посольстве Соединённых Штатов, Николай Соловей сам проговорился в беседе с английскими и американскими журналистами, отвечая на вопрос, почему все эти разоблачительные интервью появились лишь некоторое время спустя после прибытия его в Ригу. Правда, при этом он, оправдываясь, утверждал, что намеревался выступить с подобными же разоблачениями сразу же по прибытии в Америку, опасаясь их делать в приграничном с советской Россией государстве. Как бы то ни было, но развёрнутая Николаем Соловьём газетная кампания особых плодов не принесла. Сведения, им сообщённые, не были особой новостью в эмигрантской прессе и ничего сенсационного в себе не содержали. Виза в Соединённые Штаты так и не была ему выдана, не проявил к нему доверия и архиепископ Иоанн (Поммер). Летом 1924 года в Москву пришли неутешительные для «обновленцев» и их покровителей из ГПУ сведения о «черносотенных выступлениях» Николая Соловья. Вопрос об уходе митрополита Евдокима был предрешён. По свидетельству Краснова-Левитина, после провала авантюры с Соловьём митрополит Евдоким, вызванный к Тучкову, пропал на несколько дней. Он вернулся домой в ужасном состоянии, всё лицо у него было в синяках. Потерпев неудачу в Риге, Николай Соловей отправился в Берлин, посетил Париж, где имел встречу с обновленческим протоиереем Николаем Соколовским. Затем поехал в Монтевидео, в Уругвай, куда прибыл 5 сентября 1924 года.
Деятельность в Южной Америке
Живя в Монтевидео, предпринял попытку войти в юрисдикцию Карловацкого Синода, но и здесь потерпел неудачу: 22 октября 1924 года Архиерейский Собор РПЦЗ, заслушав его прощение о «принятии его в церковное общение с сохранением его иерархических прав», постановил: «Так как живоцерковный „Епископ“ Николай Соловей хиротонию воспринял от живоцерковников, принять его в церковное общение как мирянина по чину покаяния». Тогда Николай Соловей открыл в Монтевидео свой собственный «Священный Синод Российской Греко-Кафолической Православной Церкви», уведомив Карловацкий Синод, что делает это с согласия 48 епископов-тихоновцев. Совершенно определённо, это было очередною ложью. Согласно списку, переданному Тучкову «обновленческим» Синодом 5 апреля 1925 года, в Североамериканской епархии пребывало 5 архиереев-«обновленцев»: архиепископ Иоанн Кедровский, епископ Сан-Францизский Николай Соловей, епископ Питсбургский Стефан (Дзюбай) (перешедший скоро в католичество), епископ Филадельфийский Адам (Филипповский) и епископ Бруклинский Евфимий (Офейш). В латвийской прессе вновь имя Николая Соловья всплывает в 1933 году, когда левая латышская газета «Socialdemokrats», процитировав его письмо, обвинила архиепископа Иоанна в присвоении церковного имущества Североамериканского митрополита Платона (Рождественского) стоимостью в 30 миллионов долларов. Сведения эти, безусловно, были также лживы. Присвоить имущество Североамериканской епархии, безвыездно находясь в Латвии, архиепископ Иоанн физически не мог. Кроме того, имущество американской епархии не было столь велико и по оценкам Иоанна Кедровского равнялось примерно 3 миллионам долларов. Затем он вновь пытался войти в общение с обновленческой церковью в России, послав на имя обновленческого собора 1925 года, а также Михаилу Калинину покаянное письмо, в котором среди прочего писал:
«Моё преступление перед Святейшим Синодом заключается в следующем: 12 мая 1924 года, за четыре дня до моего отъезда за границу, я имел двухчасовое совещание с Патриархом Тихоном и с Петром Крутицким. Патриарх Тихон дал мне собственноручно написанное им письмо следующего содержания: 1) что я принят и возведён в сан архиепископа, 2) что Святая Церковь не может благословить великого князя Николая Николаевича, раз есть законный и прямой наследник престола — великий князь Кирилл. Распоряжение это он сделал на первом листе моего «чиновника», который был подклеен к переплёту и заклеен двумя другими листами. Листы эти были для этой цели вплетены в «чиновник» как с передней, так и с задней стороны…»
Все эти сведения, определённо, были чистым вымыслом. Встреча Николая Соловья с Патриархом едва ли вообще могла состояться; но даже если так, что крайне сомнительно, чтобы Патриарх дал бы какие-нибудь поручения обновленческому епископу, признав его незаконную хиротонию. Кроме того, сам Николай Соловей, давая в Риге интервью журналистам, отрицал какие-либо свои связи с Патриархом перед отъездом из России. В политических условиях 1925 года иначе как провокацию это письмо расценить невозможно. Письмо способствовало усилению репрессий в отношении Патриаршей Церкви, в частности, аресту митрополита Петра (Полянского). Как писал Иван Окунцов: «Епископ Николай Соловей, появившийся в Аргентине, начал пропагандировать „Живоцерковную Церковь“ и митрополита Ивана с целью занять кафедру в Канаде. Николай то защищал Кедровского, то доказывал, что он — простой мирянин и его священнодействие безблагодатно». Как бы то ни было, за всё время пребывания в Южной Америке не смог организовать ни одной обновленческой общины. Совершал богослужения в домовой церкви, единственной находившейся в его ведении. Впоследствии Николай Соловей делал попытки перейти в состав Католической Церкви. 27 января 1929 года католический епископ Мишель Д’Эрбиньи в своём письме в Россию к епископу Пию Невё сообщал, что Соловей «несколько раз за последние два года выражал желание поехать в Рим, чтобы, как говорит он сам, представить какие-то бумаги Патриарха Тихона и исповедать католическую веру. Но поскольку он уехал из СССР по паспорту, полученному стараниями обновленцев, это внушает опасения. Сейчас он работает в Монтевидео…». 18 февраля 1929 года епископ Неве, навёдший в Москве справки, писал в своём ответе: «Сведенья о Соловье не очень благоприятные. По профессии он фармацевт, был довольно близок к Тихону. Несмотря на это ещё при жизни патриарха он нашёл способ рукоположиться во епископа у небезызвестного Антонина [Грановского], который скончался два года назад. Соловей не получил никакого богословского образования; он решил уехать из России и обратился к помощи обновленцев. Визу ему дали по просьбе Евдокима. Едва перебравшись через советскую границу, он стал писать многочисленные письма, в которых говорил, что единственным главой Православной Церкви был патриарх Тихон. Говорят, что тогда Тучков вызвал Евдокима в ГПУ и отвесил ему пощёчину: „Кого вы нам рекомендовали!“ Но в тех же самых письмах Соловей говорил, что Тихон поддерживал великого князя Кирилла как законного наследника Николая II. Он писал и Председателю ВЦИК Калинину. Кто это, — провокатор или честный человек, искренне изменивший свои взгляды?».
На протяжении длительного времени окормлял католическую общину восточного обряда, повенчал 492 пары. 28 июня 1947 года направил прошение патриарху Алексию о принятии в юрисдикцию Московской Патриархии и назначении митрополитом всей Южной Америки. Ответа не последовало. 15 сентября 1947 года направил в Московскую Патриархию телеграмму с напоминанием о себе. 29 октября 1947 года Священный Синод Русской православной церкви на своём заседании, рассмотрев прошение, постановил выяснить подробности служебной деятельности и личной жизни. Согласно рапорту епископа Аргентинского Феодора (Текучёва) характеризовался очень умным, с большой энергией и волей, коммерческими способностями, но самовластным и эгоцентристом, в силу возраста отошедшим от церковной деятельности. 3 ноября 1947 года указом патриарха Алексия прошение о чиноприёме было отклонено. 5 сентября 1948 года объявил о создании Южно-Американской епархии Союза общин древле-апостольской церкви. А в декабре 1951 года он обратился к митрополиту Поликарпу (Сикорскому), предстоятелю Украинской православной церкви в диаспоре, с прошением о приятии в юрисдикцию этой структуры. Его прошение было удовлетворено, и 15 января 1952 года он был назначен архиепископом Южно-Американским и занялся организацией консистории для новосозданной епархии. Скончался в городе Монтевидео, Уругвай, 7 июня 1953 года.
Могила_Николая_Соловья_на_Британском_кладбище_в_Монтевидео (395x700, 368Kb)
Похоронен на Британском кладбище в Монтевидео.
Литература: Краснов-Левитин А.Э., Шавров В.М. Очерки по истории русской церковной смуты. — Москва: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. — 672 страницы — (Материалы по истории Церкви. Книга 9); Соловьёв Илья, священник. Раскольническая деятельность обновленцев в Русском зарубежье // XVIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. — Москва: Издательство ПСТГУ, 2008. — Том 1. — Страницы 273—281. — ISBN 978-5-7429-0419-9; Лавринов В.В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. — Москва: Общество любителей церковной истории, 2016. — 736 страниц. — (Материалы по истории Церкви. Книга 54). — ISBN 978-5-9906510-7-4.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 4 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»