• Авторизация


4 декабря родились... 04-12-2025 04:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Odilon_Lannelongue (512x700, 366Kb)
1840
Одилон Марк Ланнелонг (французское имя — Odilon Mark Lannelongue)
выдающийся французский хирург, учёный, педагог, общественный и политический деятель, путешественник. Член Академии наук Франции, президент Национальной академии хирургии и Национальной академии медицины, сенатор от департамента Жер. Лечащий врач Л.Гамбетты, Сары Бернар. Друг и лечащий врач президента Французской республики Феликса Фора. Родился в коммуне Кастера-Вердюзан департамент Жер, Франция, в семье офицера. Учился и получил звание бакалавра в Тулузе. Переехал в Париж, чтобы получить квалификацию хирурга. Подрабатывая медицинским братом и живя на случайные заработки, получил необходимую квалификацию в 1869 году. Участвовал в Германо-французской войне 1870—1871 гг. в качестве военного хирурга. Войну закончил в достаточно высоком звании хирурга-майора, что дало возможность получить полезные связи в кругу аристократии и высшего чиновничества Парижа. В 1876 году он познакомился, и в том же году женился на влиятельной и богатой вдове, маркизе Марии де Ремюза (в девичестве Сибель) (5 апреля 1836 г — 1 июня 1906 г), ставшей после замужества Марией Ланнелонг. Мария используя своё влияние и средства, всемерно помогала супругу в карьере и организации лечебных учреждений. Во Франции она известна как филантроп и меценат, именем её названы школы и лечебные учреждения, основанные на её деньги. В 1884 стал профессором хирургической патологии. В 1894 году — президент Генеральной Ассоциации врачей Франции (AGMF). В 1892 году занялся политической деятельностью. В том же году избран мэром своего родного города — Кастера-Вердузана. В 1893 году депутат в собрании департамента Жер, через несколько лет — сенатор от департамента Жер в Национальном собрании. Франции. Умер в родной коммуне 22 декабря 1911 года..
Путешествия
После внезапной смерти своей жены в 1906 году, принял решение отправиться в путешествие. В связи с небольшими финансовыми возможностями, путешествие ограничилось азиатскими странами. В октябре 1908 году вместе с двумя племянницами Марией и Лорой, племянником Рене и дружеской семейной парой, отправился в кругосветное путешествие. Вследствие трудностей возникших в пути, из спутников с ним осталась лишь племянница Мария. В июле 1909 года в Гавре закончилось 270 суточное путешествие. На основе впечатлений и наблюдений в соавторстве с племянницей Марией, была написана книга «Во всём мире». Российское издание - "Вокруг света" О.М.Ланнелонг, перевод с французского В.О.Левицкого... и др., под редакцией В.В.Битнера, Санкт-Петербург, Вестник знания, 1912
Учреждённая награда
Незадолго до своей смерти, в память своей жены Марии Ланнелонг, учредил Международную медаль хирургии. Медаль присуждается раз в пять лет в Академии хирургии Франции. Медаль является международной и присуждается хирургу любой национальной принадлежности, который сделал вклад наиболее полезный для науки и хирургического искусства. Присуждение медали происходит по строгим и сложным правилам. Среди награждённых за последние тридцать лет граждан России и стран СНГ нет. Именем О.Ланнелонга названы: Институт «Одилон Ланнелонг» в Ванве, Шатийон-сюр-Сен; Медицинский приют «Ланнелонг» в Сен-Трожан-ле-Бен, Приморская Шаранта; Площадь Одилона Ланнелонга в Кастера-Вердюзан; Площадь Одилона Ланнлонга в Кондоме (Жер); Проспект Одилона Ланнелонга в 14 округе Парижа и Монруа; Улица Ланнелонга в Аме департамент Нор; Улица Ланнелонга в Домоне; Улица «Профессора Ланнелонга» в Казабоне департамент Жер; Улица Марии и Одилона Ланнелонга в Вальмоне, Сен (кантон); «Хирургический центр Марии Ланнелонг» назван в память своей жены Одилоном Ланнелонгом в Ле-Плесси-Робинсон (департамент О-де-Сен). Научные работы: Известен за работы, связанные с заболеваниями костей, особенно остеомиелитом и костным туберкулезом. В 1892 году он провел первое удаление фрагментов костей черепа для краниосиностоза; Ему также приписывают метод лечения костного туберкулеза с помощью инъекций в синовиальную оболочку растовора хлорида цинка; Du pied bot congénital : thèse présentée au concours pour l’agrégation (section de chirurgie) et soutenue à la faculté de médecine de Paris le 31 mai 1869, Asselin, 1869, 118 pages; De l’ostéomyélite aiguë pendant la croissance, Asselin, 1879, 169 pages; De l’ostéomyélite chronique ou prolongée, Asselin, 1879, 111 pages; Abcès froids et tuberculose osseuse, Asselin, 1881, 186 pages; Traité Des kystes congénitaux, 1886, 516 pages, réimprimé chez BiblioBazaar en 2010; Coxotuberculose; leçons faites à la Faculté de médecine, Asselin et Houzeau, 1886, 220 pages; Tuberculose vertébrale: mal de Pott, mal vertébral postérieur, mal sous-occipital, tuberculose sacro-iliaque, tuberculose du sacrum et du coccyx, Asselin et Houzeau, 1888, 418 pages; Affections congénitales: 1. Tête et cou; maladies des bourgeons de l’embryon, des arcs branchiaux et de leurs fentes, Volume 1, Asselin et Houzeau, Libraires de la Faculté de Médecine, 1891, 738 pages; La tuberculose chirurgicale, Gauthier-Villars et fils, 1894, 168 pages; Leçons de clinique chirurgicale, Masson, 1905, 595 pages; Le Château et la contrée de Valmont (pays de Caux), Plon-Nourrit et Cie, 1908, 148 pages; Un tour du monde (octobre 1908-juillet 1909), Larousse, 1910, 350 pages; La période post-opératoire : soins, suites et accidents, Masson, 1910, 555 pages. Предложил хирургическую операцию, названную его именем операция Ланнелонга - линейная краниотомия при микроцефалии, заключающаяся в удалении узкой полоски теменной кости параллельно стреловидному шву. Предложил собственную конструкцию хирургического инструмента - Ланнелонга щипцы - костные кусачки, отличающиеся своеобразной формой рабочей части губок и применяемые, главным образом, при ламинэктомии.

Franz_Xaver_Wernz_SJ (525x700, 305Kb)
1842
Франц Ксавьер Вернц (немецкое имя — Franz Xavier Wernz)
генерал Общества Иисуса (иезуиты), двадцать пятый по счёту глава ордена и седьмой после его восстановления в 1814 году. Родился в городе Ротвайль (Вюртемберг). Был старшим из восьми детей в набожной католической семье. В 1857 году поступил в новициат иезуитов, новициат проходил около Зигмарингена. Вступил в орден 8 декабря 1859 года. С 1864 по 1868 и с 1872 по 1873 года преподавал в иезуитском колледже в Фельдкирхе (Австрия). Изучал философию и теологию в Лаахском аббатстве и Ахене. После того, как в ходе политики Культуркампфа иезуиты были изгнаны из Германии, Вернц переехал в Ланкашир (Англия), а затем в Уэльс. В 1882 году стал профессором Папского Григорианского университета в Риме (преподавал каноническое право). Некоторое время был ректором Университета. После смерти генерала иезуитов Луиса Мартина в 1906 году на очередной конгрегации Общества 8 сентября 1906 года Франц Вернц был избран новым главой ордена. Особое внимание в ходе своего руководства орденом уделял миссионерской деятельности, особенно в Северной Америке. При нём были основаны периодические журналы ордена на немецком и польском языках. Генерал Вернц скончался в Риме 19 августа 1914 года. Похоронен на римском кладбище Кампо Верано. Его преемником на посту генерала иезуитов стал Владимир Ледуховский.

Pavel_Gerdt_(2) (592x700, 239Kb)
1844
Павел (Павел-Фридрих) Андреевич Гердт
русский артист балета и педагог, с 1865 года ведущий танцовщик Мариинского театра. Первый исполнитель главных мужских партий в балетах «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Отец Е.П.Гердт, крупнейшей советской балерины 1920-х годов. Также выступал как балетмейстер. Образование получил в балетном отделении Санкт-Петербургского театрального училища, которое окончил в 1865 году. Его учителями были А.И.Пименов, Ж.-А.Петипа и X.П.Иогансон. Впервые появился на сцене в 1858 в балете «Крестьянская свадьба» Стефани (па-де-труа), когда он был ещё учеником. В 1865—1916 работал в балетной труппе императорских театров, выступая в первую очередь на сцене Мариинского театра, а также Александрийского и Эрмитажного. Его считали лучшим классическим танцовщиком Санкт-Петербурга. Расцвет его мастерства совпал с расцветом русского балета — лучшими постановками М.Петипа, балетным творчеством П.И.Чайковского и А.К.Глазунова. Павел Гердт участвовал в премьерах на Санкт-Петербургской сцене балетов П.И.Чайковского, в ведущих ролях: Дезире («Спящая красавица»), принца Коклюша («Щелкунчик»), Зигфрида («Лебединое озеро»). Его танцевальная манера отличалась благородством, пластичностью и мимической выразительностью. В 1909 гастролировал в Париже. Последнее выступление состоялось в 1916. Умер 12 августа 1917 года. Дочь Павла Гердта Елизавета — одна из немногих звезд императорского балета, оставшихся после революции работать в СССР.
Pavel_Gerdtв балете «Золотая рыбка»_(2) (433x700, 320Kb)
П.А.Гердт в балете «Золотая рыбка» (1867)
Партии
Исполнил роли в ряде выдающихся постановок: 23 января 1877 в Мариинском театре — Солор в «Баядерке», Л.Ф.Минкуса (балетмейстер М.Петипа, Никия — Вазем); 1880 — «Дева Дуная» в постановке Мариус Петипа — партия: Рудольф; 1881 — Люсьен в «Пахите» Э.Дельдевеза и Минкуса (балетмейстер М.Петипа, Пахита — Вазем); 1884 в Мариинском театре — Франц в «Коппелия» Л. Делиба (балетмейстер М.Петипа Сванильда — В.А.Никитина, Коппелиус — Л.П.Стуколкин); 1885 в Мариинском театре — Колен в балете «Тщетная предосторожность» на музыку П.Гертеля; 25 сентября 1894 в Александринском театре Колен в «Тщетная предосторожность» на музыку П.Л.Гертеля (балетмейстер Иванов, Лиза — Гантенберг, Никез — Горский, Воронков, Марцелина — Чеккетти); 3 января 1890 в Мариинском театре — Дезире в «Спящей красавице» П.И.Чайковского (балетмейстер М.И.Петипа, дирижёр Дриго, художники М.И.Бочаров, Левот, Андреев и М.А.Шишков, костюмы И.А.Всеволожского, Аврора — Брианца, фея Сирени — М.М.Петипа, фея Карабос — Э.Чеккетти); 6 декабря 1892 в Мариинском театре — принц Коклюш в «Щелкунчике» П.И.Чайковского (балетмейстер Иванов, дирижёр Дриго, художники Бочаров и К.Иванов, костюмы — Всеволожский и Пономарёв, Клара — Белинская, Фриц — В.Стуколкин, Щелкунчик — С.Легат, фея Драже — Дель-Эра, Дроссельмейер — Т.Стуколкин); 1894 — «Пробуждение Флоры» Риккардо Дриго, балетмейстеры Мариус Петипа, Лев Иванов — Аполлон (Петергофский дворцовый театр); 15 января 1895 в Мариинском театре Зигфрид в «Лебедином озере» П.И.Чайковского (балетмейстеры Иванов и М. Петипа, дирижёр Дриго, художник Андреев, Бочаров, Левот, костюмы Пономарёва, Одетта-Одиллия — П.Леньяни, Ротбарт — Булгаков); 7 января 1898 в Мариинском театре — Абдерахман в «Раймонде» А.К.Глазунова (балетмейстер М.Петипа, дирижёр — Дриго, Раймонда — Леньяни, Жан дё Бриен — С.Легат, Генриетта — Преображенская, Клеманс — Куличевская); 7 февраля 1900 в Эрмитажном театре Зимнего дворца — Вакх в одноактном балете А.К.Глазунова «Времена года» (балетмейстер Петипа, дирижёр Дриго, художник Ламбин; Колос — М.Кшесинская, Иней — А.Павлова, Роза — Преображенская, Зефир — Легат, Зима — Булгаков, Вакханка — Петипа, Фавн — Горский, Ласточка — Рыхлякова); 1902 в Мариинском театре — Гамаш в «Дон Кихоте» (балетмейстер — Горский, дирижёр Дриго, художники Коровин, Клодт; Китри — Кшесинская, Базиль — Легат, Дон Кихот — Булгаков, Мерседес — М.Петипа); 10 февраля 1907 в Мариинском театре — мазурка (в паре с Седовой) в «Шопениане» — на музыку Ф.Шопена в оркестровке А.К.Глазунова поставленной М.М.Фокиным; 16 декабря 1912 — Хан в балете Ц.Пуни « Конёк-Горбунок» (балетмейстер — Горский, художник — Коровин, дирижёр — Дриго, Царь-Девица — М.Кшесинская, Иванушка — Стуколкин). Некоторые другие партии: Альберт — («Жизель» Адана); Пелей («Приключения Пелея» Минкуса); Луций («Весталка» Иванова); Дамис («Испытания Дамиса» А.К.Глазунова); Синяя борода (одноименная пьеса Шенка). Поставил балеты: 1902 «Жаветта» на музыку Сен-Санса; 1899 «Мнимые дриады» Ц.Пуни; 1900 «Искра любви» Маржецкого и Чекрыгина; Завершил постановку балета"Сильвии" Л.Делиба, начатую Л.И.Ивановым, которая была не закончена из-за его смерти (1901). В 1880—1904 преподавал в Санкт-Петербургском театральном училище.
Ученики
В 1880—1904 преподавал в Петербургском театральном училище. Его учениками, в частности, были: Булгаков, Алексей Дмитриевич (1872—1954); Ваганова, Агриппина Яковлевна (1879—1951); Карсавина, Тамара Платоновна (1885—1978); Кякшт, Лидия Георгиевна (1885—1959); Легат, Сергей Густавович (1875—1905); Монахов, Александр Михайлович (1884—1945); Павлова, Анна Павловна (1881—1931); Солянников, Николай Александрович (1873—1958); Тихомиров, Василий Дмитриевич (1876—1956); Фокин, Михаил Михайлович (1880—1942); Ширяев, Александр Викторович (1867—1941). Литература: Богданов-Березовский В.,Сценическая проблема балетов Чайковского, в книге: Театральный альманах. Сборник статей, книга 3(5), Mосква, WO, 1946, страницы 152-169; Вазем E., Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 1867-1884, Ленинград-Москва, 1937; Борисоглебский М.В. (составитель), Материалы по истории русского балета..., тома 1 - 2, (Ленинград, 1938-1939).

[529x700]
1847
Яков (Сармат-Яков-Сигизмунд) Оттонович Наркевич-Иодко (белорусское имя — Якуб Наркевіч-Ёдка)
белорусский ученый-естествоиспытатель, врач, изобретатель электрографии и беспроволочной передачи электрических сигналов, профессор электрографии и магнетизма. Автор пионерских работ по использованию электромагнитного излучения газоразрядной плазмы для визуализации живых организмов, по приему и передаче электромагнитных волн на расстояние (до 100 км), метода электротерапии, известного как «Система Иодко», основоположник систематических метеорологических и фенологических наблюдений в Минской губернии, сторонник масштабного использования атмосферной электрической энергии в сельском хозяйстве. Представитель дворянского рода Йодко герба Лис. Происходит от лидского боярина Мартына Йодко, пожалованного поместьями в 1546 г., а также рода Костюшек. Родился в имении Турин Игуменского уезда — родовом имении его матери Анели Эстко (внучки старшей сестры Тадеуша Костюшко). Детские годы прошли в отцовском имении Наднеман (Узденская волость Минской губернии, в настоящее время Узденский район Минской области, Республика Беларусь). В 1865 г. закончил Минскую губернскую классическую гимназию. Несколько лет провел в культурных и научных центрах Западной Европы: совершенствовал мастерство игры на фортепиано в Парижской консерватории, успешно выступал как пианист в известных концертных залах, в том числе в королевском дворце Тюильри (Париж). В 1868—1869 гг. преподавал курс теории музыки в Мариинско-Ермоловском учебном заведении (Москва). В 1869 г. поступил на медицинский факультет Парижского университета. Во время учёбы познакомился со многими представителями французской научной школы, участвовал в семинарах, в работе научных обществ, заседаниях Парижской академии наук, что оказало влияние на формирование его научных взглядов и научного стиля. Утвердиться в окончательном выборе врачебной специализации помогли поездки в Италию, где он посещал клиники знаменитых итальянских врачей в Риме и Флоренции. Во второй половине 1871 г. Я.О.Наркевич-Иодко возвращается на родину и начинает активно заниматься научными исследованиями в области физики, метеорологии, медицины, психологии, сельского хозяйства. В имении Наднеман он организовал метеорологическую и атмосферическую станции, электрографическую, электробиологическую, химическую и астрономическую научные лаборатории, оборудовал их первоклассными для того времени приборами. С 1892 г. директор организованного им в имении Наднеман санатория «Над-Неман» для лечения парализованных и нервнобольных. В 1892 г. избран членом-сотрудником Императорского института экспериментальной медицины (Санкт-Петербург). С 1897 г. попечитель Ивановского девичьего училища в Санкт-Петербурге. Возглавлял Слуцкое человеколюбивое и Узденское вольно-пожарное общества. Умер в Вене 19 февраля 1905 года. Похоронен Я.О.Наркевич-Иодко на фамильном кладбище в деревне Наднеман под Уздой. Становлению научных взглядов Я.О.Наркевича-Иодко во многом способствовали работы по изучению атмосферного электричества. На территории имения «Оттоново» в начале 80-х годов ХІХ века он построил метеорологическую станцию 2-го разряда. В 1888 г. она была перенесена в Наднеман. После дооснащения приборами станция стала одной из самых крупных в западной части России и вошла в сеть станций Главной физической обсерватории Санкт-Петербургской академии наук. Среди оборудования были оригинальные приборы, сконструированные самим ученым, в том числе прибор для определения скорости движения облаков и лизиметр, позволявший с большой точностью определять влажность почвы на глубине до трех метров. С целью уменьшения гроз и градобитий Наркевич-Иодко разработал так называемые градоотводы, которые, располагаясь по экспериментально разработанной ученым системе, успешно применялись не только на территории Минской губернии. Положительные отзывы о системе градоотводов давали А.И.Воейков, Д.А.Лачинов и др. …Все, что находится над или под земной поверхностью, окружено со всех сторон электрическими явлениями, потому что и сам атмосферный воздух постоянно, так сказать, пронизывается тихими электрическими разрядами, следовательно, все мы плаваем в пространстве, в котором постоянно происходят электрические явления. Цель градоотводов не ограничивалась предотвращением гроз. Они служили источниками электрического тока в опытах по изучению влияния атмосферного электричества на растения. Для проведения систематических исследований в этой области Наркевич-Иодко организовал опытные участки электрокультивирования и установил, что пропускание тока определенной силы через почву, значительно ускоряло рост семян, сокращало вегетативный период на три-четыре недели, при этом размер плодов увеличивался в несколько раз. Урожайность сельскохозяйственных культур повышалась по сравнению с контрольными образцами до 20 %. Первое официальное сообщение о результатах опытов по влиянию электричества на рост растений ученый сделал в 1892 году на заседании Собрания сельских хозяев в Санкт-Петербурге. В 1890 г. Я.О.Наркевич-Иодко применил для регистрации грозовых разрядов сконструированный им прибор, представляющий собой своего рода радиоприемник. Прибор, основной частью которого служила телефонная трубка, позволял регистрировать электрические разряды в атмосфере на расстоянии до 100 км. Значение работ Я.О.Наркевича-Иодко по радиоприему обсуждалось в 1898 г. на заседании Французского физического общества, посвященном работам А.С.Попова. …весь мир окружен и наполнен электричеством. Каждый человек есть электрическая машина, которая, с одной стороны, вырабатывает электричество (один его сорт — животное электричество) и отдает в окружающую среду, а с другой стороны — поглощает электричество (другой его сорт — атмосферное электричество) из окружающей среды. Таким образом, в организме человека идет постоянный обмен между двумя сортами электричества, и притом в каждом состоянии в отдельности напряжение электричества в организме бывает различное. Расположение духа, заболевание разными болезнями сопровождается определенными и для каждого случая постоянными напряжениями в организме. С именем Я.О.Наркевича-Иодко связаны пионерские работы по использованию электромагнитного излучения газоразрядной плазмы для визуализации живых организмов и практическое их применение в медицине для оценки физиологического состояния организма. «Метод регистрации энергии, испускаемой живым организмом при воздействии на него электрического поля» ученый назвал «электрографией». Работы Я.О.Наркевича-Иодко по электрографии возникли как естественное продолжение опытов Г.Карстена, К.А.Чеховича, Д.А.Лачинова по регистрации в условиях электрического разряда предметов неживой природы. В качестве источника напряжения использовалась катушка Румкорфа, которая приводилась в действие гальваническим элементом. Один полюс вторичной обмотки соединялся с расположенным на высокой башне изолированным от неё металлическим стержнем, направленным в атмосферу. Противоположный полюс соединялся с изолированной проволокой, которая использовалась для проведения экспериментов. Для того чтобы обезопасить человека при получении электрографических снимков пальцев рук с использованием источника высокого напряжения Я. О. Наркевич-Иодко ввел в экспериментальную схему электрическую дифференцирующую ячейку, которая, не оказывая влияния на высокочастотную часть спектра импульсов генератора, уменьшала амплитуду низкочастотной части спектра, воздействующую на объект. Ученый писал: «Живые организмы являются конденсаторами энергии, а также генераторами некоторых её разновидностей, которые могут выявляться такими же способами. Как и любые другие физические явления… человеческое тело накладывает свой собственный разряд на промежуток субъекта и на атмосферный потенциал». Обязательным условием для образования электрографического рисунка Я.О.Наркевич-Иодко считал возникновение электрического разряда в воздушном промежутке между объектом, например, рукой человека, и регистрирующим материалом, в роли которого в опытах ученого выступала фотографическая пластинка. Результаты исследований Я.О.Наркевича-Иодко по электрографии стали известны научной общественности в 1892—1894 годах. Первое сообщение он сделал на заседании Санкт-Петербургского Собрания сельских хозяев 28 января 1892 г., затем доложил комиссии ученых Санкт-Петербургского Императорского института экспериментальной медицины, на конференции по электрографии и электрофизиологии в Санкт-Петербургском университете. В 1893 году его работы стали известны ученым научных центров Западной Европы: Берлина, Вены, Праги, Парижа. Электрографические снимки были представлены на Пятой фотографической выставке в Санкт-Петербурге (1898 г.), на Франко-русской выставке (1899 г.), Совет которой присудил Я.О.Наркевичу-Иодко золотую медаль и наградил дипломом «За постоянные усовершенствования в электротехнике», на Международном конгрессе (Париж, 1900 г.). Наиболее полными электрографическими коллекциями, подаренными Я.О.Наркевичем-Иодко, располагали принц А.П.Ольденбургский, попечитель и организатор Императорского института экспериментальной медицины, Институт естествознания в Вене, Парижский музей Шарко (Сальпетриер). Электрографические снимки украсили залы многих музеев Европы и часто публиковались в книгах и периодических изданиях ХIХ в. Наиболее полно они представлены в книгах русского популяризатора естествознания В.В.Битнера и М. В. Погорельского, журналах «Kraj» и «Нива». Отдельные электрографические снимки сегодня хранятся в Париже, в Национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду и в архиве Французского астрономического общества. Последний раз они выставлялись на специальной выставке «Traces du Sacre», организованной центром в мае — августе 2008 г. Один из наиболее знаменитых снимков — электрограмма руки астронома К.Фламмариона, выполненная Я.О. Наркевичем-Иодко в 1896 г., — была размещена на титульном листе Каталога выставки. Метод электрографии Я.О.Наркевич-Иодко применил в медицине для постановки диагноза болезни. На основе качественного анализа снимков объектов живой природы, коллекция которых составляла более 1500 образцов, он выявил определенные закономерности и установил, что форма электрографических картин существенным образом зависела от физиологического состояния человека, что позволило предположить возможность использования электрографического метода для диагностики различных болезней, для регистрации биоэлектрических процессов в организме человека, а при одинаковых внешних условиях и физиологическом состоянии человека электрографическая картина зависела от эмоционального состояния субъекта. По мнению Я.О.Наркевича-Иодко, метод позволял получать целостную информацию о нормальной и патологической деятельности тканей, органов, систем человека. Я.О.Наркевич-Иодко одним из первых продекларировал принципы и перспективы интегральной медицины, творчески объединив медицинские знания традиционной западной и традиционной восточной медицины, использовал средства коррекции обмена веществ и полевую коррекцию. Из письма Я.О.Наркевича-Иодко принцу А. Ольденбургскому: «Токи в человеческом организме тесно связаны с состоянием атмосферного электричества и солнечной активности (sic!). Человеческий организм, вырабатывая электричество в мышечных тканях, представляет своеобразную электрическую батарею, которая беспрерывно обменивается зарядами с окружающим пространством… Полученные мною результаты дают мне возможность судить о большой степени влияния искусственных токов и атмосферного электричества на патологическое состояние организма. Успех лечения зависит от соответствующего состояния и напряжения атмосферного электричества.» В середине 1890-х годов он разрабатывает метод электротерапии, основанный на локальном воздействии электрическим током на отдельные участки тела человека. Главное отличие разработанного Я.О.Наркевичем-Иодко электротерапевтического метода состояло в том, что воздействие на организм проводилось не вслепую, а на основе данных из электрографических снимков на вполне определенные точки на коже человека, которым соответствовала максимальная интенсивность свечения электрического разряда, — так называемые акупунктурные точки. Ученый также практиковал бесконтактный способ лечения больных участков тела человека наведенными токами. По мнению академика Национальной академии наук Беларуси В.С.Улащика, предложенный Я.О.Наркевичем-Иодко метод близок к современному электростатическому массажу, получившему сегодня широкое распространение во многих европейских странах. Предложенный Я.О.Наркевичем-Иодко оригинальный метод электротерапии первоначально был опробован в Институте физиологии в Риме под названием «Система Иодко». В последующем с успехом применялся в клиниках Рима и Флоренции, в парижском госпитале Salpetriere. С 1893 г. метод нашел широкое применение в санатории «Над-Неман», предназначенном для лечения парализованных и нервнобольных. Лечение электричеством дополнялось водо-, воздухо-, свето-, магнито-, гипно- и музыкотерапией, гимнастикой, кумысо- и кефиролечением, использованием местных минеральных вод. На анемических и переутомленных нервнобольных пациентах ученый исследовал воздействие солнечного света. Как медик Я.О.Наркевич-Иодко пропагандировал среди местного населения гигиенические условия жизни, оказывал безвозмездную медицинскую и амбулаторную помощь малоимущим сельчанам, контролировал здоровье их домашнего скота. Признанием научной общественностью результатов исследований белорусского ученого явилось избрание его членом ряда научных обществ, в том числе Минского общества сельского хозяйства (1881), Императорского Русского географического общества (1889), Императорского вольного экономического общества (1889), Императорского Русского физико-химического общества (1891), Итальянского медико-биологического общества (1893), Французского электротерапевтического общества при Парижской академии наук (1894), почетным членом Физико-математического общества Галилея во Флоренции (1892) и Французского астрономического общества (1894). По представлению Санкт-Петербургской академии наук ученый был награждён орденами Святой Анны ІІ и ІІІ степеней. Его работы неоднократно удостаивались дипломов и медалей научных обществ и выставок. Положительную оценку результатам научных исследований Я.О.Наркевича-Иодко давали известные российские ученые, такие как И.И.Боргман, А.И.Воейков, В.В.Докучаев, А.Я.Крассовский, Д.И.Менделеев, Ф.Ф.Петрушевский, А.В.Советов и многие другие. Известно, что Я.О.Наркевич-Иодко тесно сотрудничал с французским астрономом Камилем Фламмарионом, директором Института Шарко в Париже Ипполитом Барадюком, был знаком с немецким химиком и естествоиспытателем бароном Карлом Рейхенбахом, выдающимся французским бактериологом Эмилем Ру, итальянским врачом-психиатром Чезаре Ломброзо, французским психофизиологом А. де Роша. В 1896 г. в Париже вышла книга М.Декреспа «La vie et les œuvres de M. de Narkiewicz-Iodko», посвященная его жизни и научной деятельности. Я.О.Наркевич-Иодко благосклонно принимался папой Римским Львом ХIII и получил от него титул папского камергера («cameriere di spada e cappa»). Я.О.Наркевич-Иодко собрал ценную библиотеку медицинских книг и периодических изданий, значительная часть которой после его смерти была передана в библиотеку Общества минских врачей. Выступил соучредителем специализированного научного журнала «Метеорологический вестник» — первого в России периодического издания по физической метеорологии на русском языке (вместе с А.И.Воейковым, Д.И.Менделеевым, А.Г.Столетовым, А.А.Тилло и другими известными русскими учеными). В наши дни научные идеи белорусского ученого остаются актуальными. Разработанный Я.О.Наркевичем-Иодко метод визуального наблюдения, или регистрация на фотоматериале свечения газового разряда, возникающего вблизи поверхности исследуемого объекта при помещении последнего в электрическое поле высокой напряженности, спустя 50 лет пережил второе рождение и известен во многих странах под названием «эффект Кирлиан» (также применяется термин «биоэлектрография»). В последнее десятилетие, поскольку основным источником формирования изображения явился газовый разряд вблизи поверхности исследуемого объекта, Санкт-Петербургским ученым профессором К.Г.Коротковым было предложено новое название метода — газоразрядная визуализация. Расширение сферы применения биоэлектрографических методов, стремление консолидировать исследования, проводимые в различных странах, привели к организации в 1978 г. Международного Союза медицинской и прикладной биоэлектрографии (IUMAB, президент — К.Г.Коротков). Награды: Орден Святой Анны II степени; Серебряная медаль Императорского Русского географического общества; Почетный член Виленского медицинского общества. Память: Мемориальная доска в честь рода Наркевичей на здании в имении под Уздой; В 2002 г. на фамильном родовом кладбище Наркевича-Иодко рядом с усадьбой «Над-Нёман» установлен памятный знак-валун в честь Якова Наркевича-Иодко. Литература: Decrespe, M. La vie et les œuvres de M. de Narkiewicz-Iodko, membre et collaborateur de l’Institut impérial de médecine expérimentale de Saint-Pétersbourg, membre of correspondant de la Société de médecine de Paris, ets, ets. / Marius Decrespe. — Paris : Chamuel, 1896. — 51 p; Грыбкоўскі, В.П. Прафесар электраграфіі і магнетызму: Якуб Наркевіч-Ёдка / В.П.Грыбкоўскі, В.А.Гапоненка, У.М.Кісялёў. — Мінск : Навука і тэхніка, 1988. — 69 с.: iл. — (Нашы славутыя землякі); Киселев, В.Н. Парадоксы «электрического человека»: жизнь и деятельность белорусского ученого Якова Оттоновича Наркевича-Иодко / В.Н.Киселев. — Минск : Белорусская наука, 2007. — 316 страниц; Я.А.Наркевіч-Ёдка ў творах мастакоў і фотамайстроў [Выяўленчы матэрыял] / [уклад. У. Кісялёў]. — Мінск : Друк-С, 2008. — 32 с.: іл.; Яков Оттонович Наркевич-Иодко (1847—1905) : биобиблиографический указатель / Национальная академия наук Беларуси, Комиссия по истории науки, Центральная научная библиотека имени Я.Коласа; [составители: Н.Ю.Березкина, О.А.Гапоненко; научный редактор В.Н.Киселев]. — Минск : Беларуская навука, 2010. — 240 страниц.

franz-rumpler0 (485x700, 165Kb)
1848
Франц Румплер (немецкое имя — Franz Rumpler)
австрийский художник и педагог. Родился в в городе Тахов, Чехия. Изучал живопись в венской Академии изящных искусств в классе Эдуарда фон Энгерта, затем обучался в Италии (в 1871—1875) и в Париже (1879). С середины 1890-х годов — профессор Специальной школы исторической живописи при императорской Академии изящных искусств в Вене.
Tour_à_la_chasse_à_Parforce_du_château_Orth (700x564, 97Kb)
Ф.Румплер. Путешествие по шоссе из Парфорса к замку Орт (1874)
Среди его многочисленных учеников следует выделить Коло Мозера. В 1897 году в Вене состоялась крупнейшая его персональная выставка, где демонстрировались 230 его полотен. В том же году он стал почётным гражданином своего родного города Тахова. В Тахове в 1874 году написал алтарную картину для главного алтаря местного францисканского монастыря Святой Марии Магдалины. В 1895 году написал по полотну для этого монастыря и для монастырской церкви. В 1904 году переехал в Клостернойбург, где в 1906 году стал одним из основателей местного союза художников. Умер в Клостернойбурге 7 марта 1922 года.
Franz_RumplerGrab (468x700, 411Kb)
Похоронен на Центральном кладбище в Вене.
Кроме произведений религиозной и исторической живописи, оставил после себя большое количество жанровых полотен. Память: В Вене и в Клостернойбурге его именем названы улицы. Литература: F. Kaindl: Rumpler Franz. In: Österreichisches Biographisches Lexikon 1815—1950 (ÖBL). Band 9, Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, Wien 1988, ISBN 3-7001-1483-4, S. 326 f.

Carlos María Fitz-James Stuart y Palafox (451x700, 168Kb)
1849
Дон Карлос Мария Фитц-Джеймс Стюарт и Палафокс (испанское имя — Carlos María Fitz-James Stuart y Palafox)
испанский аристократ, гранд и дипломат, 16-й герцог Альба (1881—1901), также 9-й герцог де Лириа-и-Херика, 9-й герцог Бервик и 14-й герцог де Уэскар. Он родился в Мадриде, единственный сын Хакобо Фитц-Джеймса Стюарта и Вентимилья (1821—1881), 15-го герцога Альба (1835—1881). Его матерью была Мария Францеска де Палафокс и Портокарреро де Гусман и Киркпатрик (1825—1860), дочь Киприано Палафокса и Портокарреро (1784—1839), графа де Тебо и де Монтихо, и Марии Монуэлы Киркпатрик (1794—1879). Его родной тетей была Евгения де Монтихо (1826—1920), последняя императрица Франции и супруга Наполеона III. При жизни своего отца Карлос Мария носил титул герцога де Уэскара. Учился в университете Саламанки, как и его отец, и в Военной школе в Париже. Посол Испании в Бельгии (1872—1878) и России (до 1885). С 1887 по 1894 год — великий казначей Испании и дипломатический представитель в Стамбуле. Герцог Альба также был сенатором Испанского королевства, камергером королевы Марии Кристины Австрийской, супруги Альфонсо XII. Был назначен новым послом Испании в США, но скончался в Нью-Йорке от рака 15 октября 1901 года на борту яхты Томаса Липтона. 16 сентября 1860 года после смерти своей матери он унаследовал почти все её титулы: граф Миранда-дель-Кастаньяр, герцог Пеньяранда-де-Дуэро, маркиз Вальдеррабано и граф де Монтихо, кроме титулов маркиза де Баньеса и виконта де Паласиос-де-ла-Вальдуэрна. 10 июля 1881 года после смерти своего отца Карлос Мария стал герцогом Альба и остальных многочисленных титулов, принадлежавших главе дома Альба. Только титул герцоги де Калистео перешел к его младшей сестре Марии де ла Асунсьон Розалии, жене Хосе Месиа Пандо, мэра Мадрида и 4-го герцога де Тамамес. Будучи потомком Джеймса Фитцджеймса, 1-го герцога Бервика, внебрачного сына короля Англии Якова II Стюарта, Карлос Мария Фитц-Джеймс также носил титул герцога Бервика, графа Тинмаута и виконта Босворта. Во время нахождения в замке Балморал и встреч с королевой Великобритании Викторией Карлос Мария Фитц-Джеймс носил титул герцога Бервика. Семья и дети: 10 декабря 1877 года в Мадриде он женился на Марии дель Росарио Фалько и Осорио (1854—1904), 22-й графине де Сируэла, дочери Мануэля Паскуаля Луиса Карлоса Феликса Фортунато Фалько, 14-го маркиза Алмоназира, и Марии дель Пилар, 3-й герцогине Фернан Нуньес. У них было трое детей: Хакобо Фитц-Джеймс Стюарт и Фалько (17 октября 1878 — 24 сентября 1953), 17-й герцог Альба (1901—1953); Евгения Соль Мария дель Пилар Фитц-Джеймс Стюарт и Фалько (8 января 1880 — 4 марта 1962), жена с 1906 года Хуана Мануэля Митьянс и Манканедо (1865—1929), 2-го герцога де Сантония, и придворная дама королевы Испании Виктории Евгении, жены Альфонсо XIII; Эрнандо Карлос Мария Тереза Фитц-Джеймс Стюарт и Фалько (3 ноября 1882 — 7 ноября 1936), 14-й герцог Пеньяранда-де-Дуэро.

Köhler (484x700, 150Kb)
1849
Эрнест Иосифович Кёлер (Эрнесто Кёлер; немецкое имя — Ernesto Köhler)
итальянско-русский флейтист и композитор. Родился в Модене, Италия. Сын и ученик Йозефа (Джузеппе) Венцеслава Кёлера (1809—1878), флейтиста придворного оркестра в Модене. В детстве Эрнест гастролировал по Италии, выступая в сопровождении своего брата пианиста Фердинандо. В 19 лет уже играл в оркестре вместе с отцом. 1869—1871 был солистом оркестра Карл-театра в Вене. В 1871 по рекомендации соотечественника Чезаре Чиарди был принят флейтистом в оркестр Санкт-Петербургского императорского театра. После смерти Чиарди (1878) занял его место первого флейтиста. Всю оставшуюся жизнь провёл в Санкт-Петербурге. В 1906 «Санкт-Петербургский вестник» поместил заметку о Кёлере к 35-летию его деятельности в российской столице. Умер в Санкт-Петербурге 17 мая 1907 года.
Творческая деятельность
Кёллер был одним из знаменитейших флейтистов своего времени. Автор более 100 пьес, этюдов, дуэтов для флейты, которые при его жизни были популярны и успешно издавались музыкальным издательством Циммерман. Для Императорского театра он сочинил оперу «Бен Ахмет» (поставлена в 1893) и несколько успешных балетов (особенно популярен был балет «Клоринда»). В своём композиторском творчестве Кёллер уделял значительное внимание красоте мелодии. Его музыка была широко известна и часто исполнялась не только в России, но и в Европе, Америке и даже в Австралии. Публика очень любила его произведения, а музыканты высоко ценили великолепное знание автором особенностей игры на флейте. Несмотря на то, что Кёллер родился уже после изобретения Бёмом флейты новой системы, он всю жизнь играл на классических флейтах простых систем. Впрочем, допускал, что его этюды удобнее играть на флейте конструкции Бёма, к которой сам относился иронически. Этюды Кёллера прочно вошли в репертуар начинающих флейтистов. Кёллер также владел и другими музыкальными инструментами, в частности играл на мандолине. В 1866 г. издательством Циммермана опубликована первая в России школа игры на мандолине, написанная Кёллером. Сочинения: балет «Клоринда»; Вальс-каприс для флейты и фортепиано, op.14; «Колыбельная» для флейты и фортепиано, op.30 N2; Новая практическая весьма понятная школа для мандолины (1866); Из 6 пьес: «Бабочка». Концертный этюд для флейты и фортепиано, op. 30 N4 (1886); Школа игры на флейте (1887); 35 этюдов для флейты, op. 33; Упражнения для флейты, op. 33 (1888); «Эхо» для флейты и фортепиано, op.40; «Danza campestre» для флейты и фортепиано, op.43; «Rêverie poétique» для флейты и фортепиано, op.49b (1889); Школа игры на флейте-пикколо (1890); «Пастушья идиллия» для флейты и фортепиано, op. 58 (1891); 40 дуэтов для 2-х флейт, op.55; 3 серенады для флейты и фортепиано, op.59; Из 6 пьес: «Русский сувенир» для флейты и фортепиано, op. 60 N3 (1892); опера «Бен Ахмед» (1893); 25 романтических этюдов для флейты, op. 66; Концертный дуэт на мелодию Шуберта, для 2х флейт и фортепиано, op.67; 2 концертных дуэта на мелодию Шопена, для 2-х флейт и фортепиано, op. 68; «Восточная серенада» для флейты и фортепиано, op.70 (1897); «Полёт ласточки». Концертный этюд для флейты и фортепиано (оркестра), op. 72 (1898); 30 виртуозных этюдов для флейты во всех тональностях, op. 75 (1898); Школа беглости для флейты, op. 77; Концерт-фантазия «La Romantique» для флейты и фортепиано, op. 80 (1899); 6 пьес для флейты и фортепиано op. 82 («Снежинки», «Молот и наковальня», «Шторм» и др.); «Вальс цветов» для 2х флейт и фортепиано, op. 87 (1902); 22 этюда для развития лёгкости и выразительности, op. 89; «Fantasca», для флейты и фортепиано, op. 91; Большой квартет Ре мажор, для 4-х флейт, op. 92; 20 лёгких уроков для флейты, op. 93; 6 сонатин для флейты и фортепиано, op. 96; Концерт соль минор для флейты и фортепиано, op.97; «Au Vol d’Oiseau» для флейты, скрипки, виолончели (ad lib.) и фортепиано, op.98.

Alekseev_KM (612x700, 242Kb)
1851
Константин Михайлович Алексеев
русский военачальник, генерал от инфантерии. Участник русско-турецкой войны 1877—1878 гг., военных действий в Китае 1900—1901 гг., русско-японской войны 1904—1905 гг. Получил образование в Орловской — Бахтина военной гимназии (1870) и 2-м военном Константиновском училище (1872). В 1872 году произведён в подпоручики армейской пехоты с прикомандированием к лейб-гвардии Измайловскому полку. Командовал последовательно: 12-м Туркестанским линейным (9 марта 1886-19 июля 1892) и 1-м Финляндским стрелковым батальонами (28 сентября 1892-28 сентября 1896) и 136-м пехотным Таганрогским полком (28 сентября 1896-15 июля 1899), 1-й Восточно-Сибирской линейной (15 июля 1899-2 июля 1900), 2-й Восточно-Сибирской стрелковой (2 -30 июля 1900) и 5-й Восточно-Сибирской стрелковой бригадами (30 июля 1900-6 марта 1904), 5-й (6 марта 1904-4 июля 1905) и 4-й Восточно-Сибирской стрелковой (1 сентября 1906-?) и 13-й пехотной дивизиями (18 мая 1907-18 декабря 1909) и 6-м армейским (18 декабря 1909 — 16 июня 1910) и 3-м Кавказским армейским корпусами (16 июня 1910-после 14 июня 1911). Вступил в службу (18 августа 1870), подпоручик (30 июля 1872), переименован в прапорщики гвардии (23 августа 1873), подпоручик гвардии (25 апреля 1875), поручик гвардии (11 сентября 1877), штабс-капитан гвардии за боевые отличия со старшинством с 15 января 1878 г. (1879), капитан гвардии (11 сентября 1880), переименован в подполковники армии (9 марта 1886), полковник (12 мая 1888), генерал-майор (15 июля 1899), генерал-лейтенант за боевые отличия (31 июля 1904), генерал от инфантерии (19 декабря 1910). За русско-турецкую войну (1877—1878 гг.) награждён чином штабс-капитана и орденами Святого Станислава III степени и Святой Анны IV степени; за поход в Китай (1900 г.) — орденами Святого Станислава I степени и Святой Анны I степени.
Русско-японская война
С 5-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизией Алексеев принял видное участие в русско-японской войне 1904—1905 годов. В июне 1904 года дивизия эта, входя в состав 2-го Сибирского корпуса, сосредоточенного у Симучена, занимала Кангуалинскую позицию, на левом берегу р. Хайченхэ, фронтом на юго-восток. Значительно усиленная сапёрными работами, позиция пересекала пути, ведущие с Далинского и Пханлинского перевалов к Хайчену и представляла весьма серьёзную преграду при условии упорной её обороны. Но сражение 31 июля у Симучена между 2-м Сибирским корпусом и 4-й японской армией разыгралось западнее позиции, занятой отрядом Алексеевым, и 5-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия оставалась безмолвной зрительницей жестокого боя бригады 31-й пехотной дивизии с целой армией Нодзу. Алексеев ограничился высылкой на поддержку Козловского полка всего лишь 2-х рот. С 27 августа начался отход наших войск к Ляоляну; из 5-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии были выделены 19-й и 20-й Восточно-Сибирские стрелковые полки для образования арьергарда и бокового отряда. 28 августа 17-й и 18-й Восточно-Сибирские пехотные полки заняли позицию у Интауюань, а 19-й и 20-й Восточно-Сибирские стрелковые полки расположились на высотах к юго-востоку, фронтом к Люхею и Чандяпуцзы. Противник с утра открыл огонь по этой позиции, но в наступление не переходил. Тем не менее, положение 2-го Сибирского корпуса было признано опасным, и около 10 часов утра началось отступление главных его сил к передовым Ляолянским позициям, а 17-й и 18-й Восточно-Сибирские стрелковые полки остались до рассвета: первый — на перевале, на дороге в Дава, и второй — на высотах к юго-востоку. С 7 часов утра 29 августа обнаружилось наступление противника, и оба арьергарда стали отходить к Синьлиньшуню, где сосредоточилась вся дивизия. Здесь 5-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия была сменена 9-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизией и направилась в свой район сосредоточения Дунбанчжуан — Сыличжуан, где стала в общий резерв армии. В течение дня 17 августа дивизия была расхватана по частям для поддержки 1-го и 3-го Сибирского корпуса. В резерве у Сибаличжуана оставался только 17-й Восточно-Сибирский стрелковый полк, но в ночь на 31 августа и он был уже введён в боевой участок 1-го Сибирского корпуса, а в общем резерве армии остался лишь 18-й Восточно-Сибирский стрелковый полк. 31 августа Алексеев оставался у Сибаличжуана за командира 2-го корпуса, имея в наличности лишь 1 батальон, составленный из рот разных полков, которые он здесь задерживал из числа отправлявшихся в тыл по разным случаям. 1 сентября, на укрепленной Ляолянской позиции, 5-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия под начальством генерала Алексеева составила правый боевой участок 2-го Сибирского корпуса: от железной дороги до редута В. включительно и приняла деятельное участие в обороне её, как в этот, так и в последующие дни — 2 и 3 сентября, потеряв убитыми и ранеными 18 офицеров и 739 нижних чинов. Во время сентябрьского наступления 2-й Сибирский корпус составлял общий резерв Восточного отряда и не был введён в дело даже 11 октября, когда 1-й Сибирский корпус вёл бой на перевалах. Только 13 октября 1904 года начальник Восточного отряда приказал Алексееву перейти в наступление на деревню Хамытань для поддержки отряда генерал-майора Мищенко. В состав отряда, вверенного генералу Алексееву, вошло 6 батальонов, 24 орудия, 1 эскадрон, 1 ком. Отряд действовал очень удачно, и успех его мог привести к частному поражению японцев, угрожавших левому флангу 4-го Сибирского корпуса. Но совершенно неожиданно для атакующих получено было приказание начальника Восточного отряда отходить, прикрывая отступление 1-го Сибирского корпуса. Выполнив и эту задачу, отряд генерала Алексеева перешёл за реку Шахе. Массивы, взятые накануне в славном бою, были заняты японскими передовыми частями. Но в тот же день 5-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии вновь было приказано занять вчерашние позиции, что и было выполнено с боем 17-м и 18-м Восточно-Сибирскими стрелковыми полками, которые, вытеснив японцев, заняли сопки с Кумирней и Двугорбую. В 6 часов вечера последовала отмена этого распоряжения, и отряд генерала Алексеева вернулся на позицию у деревни Худягоу. 19-й и 20-й Восточно-Сибирские стрелковые полки были отправлены затем в резерв командующего армией и 16 октября приняли участие в атаке Путиловской сопки, а генерал Алексеев с 1-й бригадой своей дивизии остался в составе войск 2-го Сибирского корпуса. Начало февраля 1905 года застало генерала Алексеева начальником Цинхеченского отряда (18 батарей, 16 сот., 8 скор., 16 горн. и 8 конно-горн. ор.), обеспечивавшего левый фланг 1-й армии. Наступление японцев обнаружилось в ночь с 18 на 19 февраля. 20 февраля наши передовые части были оттеснены, но дальше японцы не шли, а потому Алексеев решил 22 февраля сам перейти в наступление. Силы, назначенные для наступления (5 батальонов), оказались недостаточными; японцы в свою очередь перешли в наступление в превосходящих силах, и все предприятие получило характер усиленной рекогносцировки. К 10 февраля наши авангарды постепенно отошли на Цинхеченскую позицию. Под покровом снежной пурги 23 февраля японцы повели наступление против Бересневской сопки и Янзелинского перевала. Атака на последний была отбита. Но ввиду выяснившегося превосходства сил противника и опасаясь за свой путь отступления, Алексеев приказал ночью очистить Цинхеченскую и Янзелинскую позиции. Отходя, отряд обнаружил левый фланг 3-го Сибирского корпуса на Гаутулинском перевале, который японцы и начали обходить. 26 февраля японцы продолжали теснить отряд Алексеева. Последнего сменил генерал Ренненкампф, который и решил 7 марта отвести отряд к деревне Мацзядзян. При отходе 2-го Сибирского корпуса к реке Хунхэ (7 марта) и далее к Телину, Алексеев командовал арьергардом в составе 1-й бригады 5-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии. Этим и закончилось участие Алексеева в боевых действиях этой кампании, за которые он был награждён орденом святого Георгия IV степени и чином генерал-лейтенанта. 4 июля 1905 года Алексеев был назначен начальником санитарной части 1-й Маньчжурской армии, обязанности которого исполнял до 23 августа 1906 года. Одновременно с этим он был и временным иркутским генерал-губернатором (с 30 ноября 1905 года по 14 июля 1906 года).
После войны
Начальник 4-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии (1 сентября 1906—?), в прикомандировании к Главному штабу (25 апреля-18 мая 1907), начальник 13-й пехотной дивизии (18 мая 1907—18 декабря 1909), командир 6-го армейского корпуса (18 декабря 1909—16 июня 1910), командир 3-го Кавказского армейского корпуса (16 июня 1910 — после 14 июня 1911). Скоропостижно скончался в Москве 21 мая 1917 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Награды: Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (1878); Орден Святой Анны IV степени (1878); Орден Святой Анны III степени (1883); Орден Святого Владимира IV степени (1887); Орден Святого Станислава II степени (1889); Орден Святой Анны II степени (1893); Орден Святого Владимира III степени (1895); Орден Святого Станислава I степени с мечами (1901); Орден Святой Анны I степени с мечами (1901); Орден Святого Георгия IV степени (1904); Орден Святого Владимира II степени (1908); Румынский Железный крест (1879); Кавалерский крест ордена ольденбургского дома и заслуг герцога Петра-Фридриха-Людвига (1884). Литература: Алексеев, Константин Михайлович // Военная энциклопедия : [в 18 томах] / под редакциейВ.Ф.Новицкого … [и другие]. — Санкт-Петербург ; [Москва] : Типография товарищества И.Д.Сытина, 1911—1915.

[536x700]
1852
Орест Данилович Хвольсон
российский и советский учёный-физик и педагог, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук, почётный член Российской Академии Наук (1920, с 1925 — Академия Наук СССР). Родился в Санкт-Петербурге, в семье известного учёного-семитолога Даниила Авраамовича Хвольсона — исследователя древнееврейской культуры и профессора Санкт-Петербургского университета. Получив среднее образование в гимназии Карла Мая, в 1869 году поступает на физико-математический факультет того же университета, который заканчивает в 1873 году с золотой медалью за сочинение «О возможных скоростях и условиях равновесия соприкасающихся поверхностей». До осени 1874 года изучает математику и физику в Лейпцигском университете, в 1875 году сдает магистерский экзамен и в следующем году защищает магистерскую диссертацию «О механизме магнитной индукции в стали».
Orest_Danilovich_Khvolson (616x700, 370Kb)
О.Д.Хвольсон
В 1876 году возвращается в Россию и начинает чтение лекций в Санкт-Петербургском университете в качестве приват-доцента, одновременно преподаёт физику в знаменитой немецкой школе Петришуле. В 1880 году защищает докторскую диссертацию «О магнитных успокоителях», а затем с 1886 по 1894 год состоит профессором физики в Техническом училище почтово-телеграфного ведомства. В 1890 году назначен экстраординарным профессором Санкт-Петербургского университета, с 1891 года также читает физику на Высших женских курсах. В 1892 году становится лауреатом Ломоносовской премии. В 1896—1897 годах читает курс электричества в Артиллерийских офицерских классах в Кронштадте. В 1895 году становится членом-корреспондентом Санкт-Петербургской академии наук и членом Учёного комитета Министерства народного просвещения. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже заслуги учёного отмечены медалью (эта медаль передана его правнучкой Е.В.Петровской в музей истории школы К.Мая). В 1908 году назначен главой комиссии, избранной Физическим отделом Русского физико-химического общества (РФХО) по вопросу о научном значении работ А.С.Попова. В состав комиссии вошли Н.Г.Егоров, Н.А.Булгаков и А.Л.Гершун. В 1908 году стал лауреатом Ломоносовской премии за создание «настольной книги всякого физика» — «Курса физики». В 1920 году избран почётным членом Российской академии наук. Скончался в Ленинграде 11 мая 1934 года. Похоронен на Смоленском православном кладбище (Финляндская дорожка). Семья: Жена — Матильда (Ида-Матильда) Васильевна Хвольсон, в девичестве Шондорф (1854—1929); Дочь — Анна Орестовна Хвольсон (1880—1942), с 1900 года была замужем за старшим лейтенантом Российского императорского флота Василием Васильевичем Вахтиным (1877—1917), сыном писателя-мариниста, капитана 1-го ранга В.В.Вахтина (1841—1905). Умерла в блокаду Ленинграда; Брат — присяжный поверенный Владимир Данилович Хвольсон (1862—1931), был женат на детской писательнице Анне Борисовне Хвольсон.
Научная работа
Труды Хвольсона касаются почти всех разделов физики, включая работы по магнетизму, по теплопроводности и по диффузии света. Большую известность приобрели его работы по актинометрии. Создал конструкции актинометра и пиргелиометра, которые долгое время применялись в России. После 1896 года Хвольсон занимался главным образом составлением пятитомного «Курса физики», который в значительной мере содействовал поднятию уровня преподавания физики и долгое время оставался основным пособием в советских вузах. Этот курс был переведён на немецкий, французский и испанский языки. В одной из своих работ А.Эйнштейн назвал его «превосходным учебником физики». В ноябре 1908 года Хвольсон (совместно с Н.Г.Егоровым) прочёл доклад Комиссии РФХО «Участие А.С.Попова в возникновении беспроволочной телеграфии». В заключительной части доклада, в котором деятельность А.С.Попова в беспроводной телеграфии рассматривается в сравнении со вкладом других первооткрывателей — Э.Бранли, О.Лоджа, А.Риги и особенно Г.Маркони, говорится:
«Для рассматриваемого дела не имеет значения, существовало ли одновременно с А.С.Поповым лицо, которое имело ту же самую идею и осуществило её в более совершенной форме, чем А.С.Попов. Мы знаем, что такое лицо есть, что оно признаётся изобретателем беспроволочного телеграфа. Но существование нескольких лиц, одновременно и самостоятельно возымевших и осуществивших одну и ту же самую идею, представляется, как показывает история науки и техники, явлением не редким. Признание за каждым из таких лиц права и почётного титула «изобретателя» не только не нарушает справедливости, но необходимо восстанавливает её. Таким образом, по имеющимся в нашем распоряжении данным, независимо от всяких прочих обстоятельств истории данного изобретения, А.С.Попов по справедливости должен быть признан изобретателем телеграфа без проводов при помощи электрических волн.»
Научные работы Хвольсона издавались в «Записках Академии наук», «Журнале Физико-химического общества», Annalen der Physik, «Bulletin de l’Acad.», «Repert für Physik», Zeitschrift für Mathematik und Physik, «Метеорологическом сборнике», журнале «Электричество», а также в других научных и популярных изданиях. Награды: Орден Святого Станислава III степени (1882); Орден Святой Анны III степени (1884); Орден Святого Станислава II степени (1887); Орден Святого Владимира IV степени (1892); Ломоносовская премия (1892) — за труды по физике; Орден Святого Владимира III степени (1903); Орден Святого Станислава I степени (1907); Ломоносовская премия (1908) — за труд «Курс физики» (тома I—III и часть 1-я тома IV); Австрийский орден Франца Иосифа; Орден Трудового Красного Знамени (1926) — за многолетнюю научную и педагогическую деятельность; Герой Труда (1927). Память: Его именем также назван кратер на Луне — кратер Хвольсон.
Orest_Khvolson_Russian_physicist._Book_01 (496x700, 408Kb)
Третий том физики. Издание 1923 года
Основные труды: Курс физики (том 1, 1897; том 2, 1898; том 3, 1900); Курс физики (том 2, 1911; том 3, 1912; том 4, 1915; том 4 (вторая половина), 1915); Курс физики, (том 1—5, Берлин, 1923 (том 1—3, 5-е издание; том 4, 3-е издание); том дополнительный, части 1—2 (Москва—Ленинград, 1926); О метрической системе мер и весов. — Санкт-Петербург, 1884; Популярные лекции об электричестве и магнетизме. — Санкт-Петербург, 1884; Лекции термодинамики. — Санкт-Петербург, 1895; Учение о движении и о силах. — Санкт-Петербург, 1890; Лекции об основных гипотезах физики. — Санкт-Петербург, 1887; Популярные лекции об электричестве и магнетизме. — Санкт-Петербург, 1884; Физика наших дней, 4-е издание. — Ленинград, 1932. Литература: Andersson, L. E.; Whitaker, E. A., (1982). NASA Catalogue of Lunar Nomenclature. NASA RP-1097; Изобретение радио А.С. Поповым. Сборник документов и материалов. Выпуск 2 / Под редакцией А.И.Берга. — Москва-Ленинград: Издательство Академии Н СССР, 1945. — 309 страниц; Попова-Кьяндская Е.А., Родионов В.М., Мосин М.И., Шамшур В.И. Изобретение радио. А.С.Попов. Документы и материалы / Под редакцией А.И.Берга. — Москва: Наука, 1966. — 284 страницы.

Goldstein_MYu (481x700, 199Kb)
1853
Михаил Юльевич Гольдштейн (псевдонимы — М.Ю.Г., Cardanus)
российский учёный, педагог, общественный деятель и публицист. Михаил Гольдштейн родился в городе Одессе. Младший брат пианиста и композитора Эдуарда Гольдштейна. Занимал должность приват-доцента Санкт-Петербургского университета (1891—1901 гг.). Избран профессором Харьковского университета (1902). Преподавал физику в петербургских гимназиях. По убеждениям был социал-демократом. Печатался в «Научном обозрении», «Мире Божьем», «Русском богатстве», «Мысли», «Новостях» и других изданиях. Гольдштейн разместил ряд своих статей в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона и в Большой энциклопедии Южакова. Михаил Юльевич Гольдштейн был убит толпой погромщиков-антисемитов в Архангельске 23 октября 1905 года. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге. Избранная библиография: «Основы философии химии»; «Живое и мертвое»; «О физическом и духовном воспитании»; «Очерки из истории естествознания» (перевод с дополнениями сочинения Данеманна). Источники: Гольдштейн, Михаил Юрьевич // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — Санкт-Петербург, 1908—1913; Деятели революционного движения в России: Библиогр. Словарь. Том 2, Выпуск 1. — Москва, 1929. — Страница 293; Русская энциклопедия. — Санкт-Петербург, /1913/. Том 6. — Страница 56; Малый энциклопедический словарь: В 4 томах. Том 2/ Репринтное воспроизведение издания Брокгауза — Ефрона. — Москва, 1994.

[425x700]
1854
Василий (Baco) Алексеевич Абашидзе (грузинское имя — ვასილ (ვასო) ალექსის ძე აბაშიძე)
грузинский актёр, Народный артист Грузии (1922), один из основоположников реалистического направления в национальном актёрском искусстве. Автор нескольких пьес, режиссёр. Родился в городе Душети, ныне Грузия. Уже с 1874 года двадцатилетний Василий Абашидзе стал участвовать в любительских спектаклях. Спустя пять лет, в 1879 году вступил в труппу Тифлисского театра. Абашидзе был ярким хара́ктерным и комедийным актёром. Автор нескольких пьес, режиссёр. Основоположник реалистической грузинской актёрской школы. Васо Абашидзе участвовал в первой постановке пьесы «Доходное место» А.Н.Островского на грузинском языке в Кутаиси в 1874 году. Образы Абашидзе созданные им в пьесах Г.Эристави, З.Антонова, А.Цагарели, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, Мольера, Г.Сундукяна отличаются остротой и яркостью выразительных средств. Основатель (1885) и главный редактор театрального журнала «Театри» — первого в Грузии. Славился исполнением ролей в водевилях. Умер в Тбилиси 9 октября 1926 года.
AbashidzPhantheon417 (393x700, 266Kb) <
Похоронен в Пантеоне Мтацминда.
Юыл женат на актрисе Мако Сапаровой-Абашидзе, супруги имели дочь Анастасию (Тасо). Супруга актёра была не только актрисой, но и активным антрепренёром, арендуя несколько театров. Вскоре после рождения дочери супруги разошлись, дочь воспитывалась у матери, но Васо активно боролся за передачу дочери ему. При этом он продолжал работать в театре бывшей жены. Мако Сапарова-Абашидзе, как и Васо, после революции получила звание Народной артистки Республики. Дочь пошла по стопам родителей и получила звание Народной артистки Грузинской ССР. Именем Василия Абашидзе назван Тбилисский грузинский театр музыкальной комедии. Роли в театре: «Скупой» — Карапет; «Тяжба» Георгия Эристави — Саркис Богданыч; «Затмение солнца в Грузии» Антонова — Геурк; «Иные нынче времена» Цагарели — Аветик; «Пэпо» Сундукяна — Зимзимов; «Горе от ума» Грибоедова — Фамусов; «Ревизор» Гоголя — Городничий, Хлестаков; «Волки и овцы» А.Н.Островского — Мурзавецкий; «Проделки Скапена» Мольера — Скапен. Роли в кино: 1916 — Кристина; 1921 — Арсена Джоришвилли — генерал; 1926 — Ханума.
Творчество
Роли в театре: «Скупой» — Карапет; «Тяжба» Георгия Эристави — Саркис Богданыч; «Затмение солнца в Грузии» Антонова — Геурк; «Иные нынче времена» Цагарели — Аветик; «Пэпо» Сундукяна — Зимзимов; «Горе от ума» Грибоедова — Фамусов; «Ревизор» Гоголя — Городничий, Хлестаков; «Волки и овцы» А.Н.Островского — Мурзавецкий; «Проделки Скапена» Мольера — Скапен. Роли в кино: 1916 — Кристина; 1921 — Арсена Джоришвилли — генерал; 1926 — Ханума.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 4 декабря родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»