1878
Николай Михайлович Данилин
хоровой дирижёр, регент, педагог. Родился в городе Москва, Российская империя, в крестьянской семье. Его отец работал на картонной фабрике, а мать на чулочной фабрике. В 1890 г. при поступлении в певчие Синодального хора у мальчика обнаружили красивый голос и большие музыкальные способности. Несмотря на упущенный возраст для поступления его приняли в Синодальный хор и во 2-й класс Синодального училища церковного пения. В хоре Данилин пел до 1894 г., курс обучения в училище завершил в 1897 г. со званием регента и учителя церковного пения. Музыкальные и специальные предметы Данилин изучал под руководством В.С.Орлова (который оказал на Данилина в эти годы наибольшее влияние), А.Д.Кастальского, А.Г.Полуэктова, Н.С.Кленовского, С.Н.Кругликова, А.Н.Корещенко и священника Василия Металлова. В дальнейшем учился в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества в классе специального фортепиано профессора С.М.Ремезова (1904-1907), занимался также в специальных теоретических классах профессора Корещенко. По предложению Орлова в 1902-1904 гг. исполнял обязанности помощника регента Синодального хора, в 1907-1910 гг. являлся старшим помощником регента Синодального хора Кастальского. В 1901—1918 годах преподавал в Синодальном училище, в 1898—1903 годах одновременно в городских училищах на Николоямской улице и в Леонтьевском переулке, в Институте благородных девиц имени императора Александра III (хоровое пение). С 14 января 1907 года — старший помощник регента; c 23 февраля 1910 г. — исполняющий обязанности регента; с 21 апреля 1910 г. — утверждённый в должности главный регент Синодального хора (до 1918); провёл премьеры Литургии Святого Иоанна Златоуста (8 декабря 1910 г.) и Всенощного бдения С.В.Рахманинова (23 марта 1915 г.). При Данилине репертуар Синодального хора составляли близкие ему по духу и темпераменту сочинения московских композиторов, прежде всего Кастальского. Постоянно исполнялись сочинения Рахманинова, П.Г.Чеснокова, В.С.Калинникова, А.Т.Гречанинова, К.Н.Шведова, меньше - М. М.Ипполитова-Иванова, А.В.Никольского, Н.С.Голованова и отдельные произведения прот. Петра Турчанинова, А.Ф.Львова, Г.Ф.Львовского, П.И.Чайковского. В 1911 году провёл гастрольную поездку Синодального хора по Европе (Варшава, Рим, Флоренция, Вена, Дрезден). В 1912 году хор под управлением Данилина участвовал в освящении русского православного храма во имя святого Николая в Ницце, а в 1913 году — русского православного храма-памятника в Лейпциге. С 1915 года руководил частным духовным хором Москвы, созданным меценатом А.П.Каютовым (пел в разных храмах города, в том числе в 1915—1918 гг. в церкви Преподобного Пимена в Старых Воротниках в Старопименовском переулке). Под управлением Данилина хор пел на последней службе в Успенском соборе Кремля перед его закрытием (апрель 1918 г.). Пение Синодального хора отличали мастерство, глубина и законченность исполнения, особая красота и мягкость звучания детских голосов, завораживающее звучание низких басов. Последнее выступление хора под управлением Данилина состоялось в июне 1917 г. в Москве. 4 декабря 1917 г. Синодальный хор с регентами Данилиным и Головановым принял участие в интронизации патриарха Тихона, проходившей в Успенском соборе Московского Кремля. Последняя служба в Успенском соборе с участием Синодального хора прошла на Пасху 1918 г. После 1917 был регентом в нескольких московских храмах, в том числе в церквах: Николая Чудотворца «Явленного» на Арбате, Параскевы Пятницы в Охотном ряду, Георгия на Большой Грузинской улице, Трифона в Напрудном. В 1928 был вынужден прекратить регентскую деятельность. Автор духовных композиций. До 1923 Данилин работал в Народной хоровой академии (в которую было в 1918 преобразовано Синодальное училище), в 1923—1924 хормейстер Большого театра. С 1923 преподавал в Московской консерватории (с 1930 профессор), с 1924 хормейстер Оперной студии при консерватории. До 1923 г. Данилин работал в Народной хоровой академии (в которую было в 1918 году преобразовано Синодальное училище), в 1923—1924 гг. — хормейстер Большого театра. С 1923 года преподавал в Московской консерватории (с 1930 профессор), с 1924 года — хормейстер Оперной студии при консерватории. Автор духовных композиций. Среди учеников — московские хормейстеры К.Б.Птица, А.В.Рыбнов, В.П.Степанов, А.С.Степанов, композитор Д.Н.Шведов. 20 мая 1936 — 10 марта 1937 художественный руководитель Ленинградской Государственной академической Капеллы, а в 1937—1939 художественный руководитель и главный дирижёр Государственного хора СССР. Жил в корпусе для педагогов Синодального училища на Большой Никитской улице. Умер в родном городе 6 февраля 1945 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище (35 участок).
Записи
Записи Государственного хора СССР, сделанные под управлением или при участии Н.М.Данилина:
1937
Дегейтер П. Интернационал. С участием оркестра Большого театра под управлением А.Мелик-Пашаева (винил)
Василенко С. Кантата к 20-летию Октября. С участием солистов и Государственного оркестра народных инструментов под управлением П.Алексеева (запись на тонфильм)
Гедике А. Родина радости. С участием В. Качалова и инструментального ансамбля под управлением Н.Данилина (запись на тонфильм)
1938
Римский-Корсаков Н.Татарский полон. Под управлением Н.Данилина (винил)
Чайковский П. Не кукушечка во сыром бору. Под управлением Н.Данилина (винил)
Дегейтер П. Интернационал. С участием Государственного оркестра под управлением А.Гаука (запись на тонфильм)
1939
Гендель Г. Четыре хора из оратории «Самсон». С участием Государственного оркестра под управлением А. Гаука (винил):
№ 9. Враги падут
№ 18. Терпи, народ!
№ 21. Славу поём
№ 27. Сражён Самсон
Замучен тяжёлой неволей (обработка Л.Шульгина). Под управлением Н.Данилина (винил)
В 2008 к 130-летию Данилина вышел компакт-диск с записями Государственного хора СССР.
Сочинения: Шесть духовно-музыкальных произведений; О тебе радуется (греческого распева, G-dur); Ныне отпущаеши (c-moll); Господи, спаси благочестивыя… Трисвятое (f-moll); Буди имя Господне (C-dur);Слава Тебе, Боже наш (C-dur — G-dur); Господи, помилуй (на литии); Двенадцать обработок народных песен.
Публикации: О хоровой культуре (накануне Всесоюзной хоровой олимпиады) // Советское искусство.— 1936, 29 июня. Записи Государственного хора СССР, сделанные под управлением или при участии Н.М.Данилина: Дегейтер П. Интернационал. С участием оркестра Большого театра под управлением А.Мелик-Пашаева (винил), 1937; Василенко С. Кантата к 20-летию Октября. С участием солистов и Государственного оркестра народных инструментов под управлением П.Алексеева (запись на тонфильм), 1937; Гедике А. Родина радости. С участием В. Качалова и инструментального ансамбля под управлением Н. Данилина (запись на тонфильм), 1937; Римский-Корсаков Н. Татарский полон. Под управлением Н. Данилина (винил), 1938; Чайковский П. Не кукушечка во сыром бору. Под управлением Н. Данилина (винил), 1938; Дегейтер П. Интернационал. С участием Государственного оркестра под управлением А. Гаука (запись на тонфильм), 1938. Гендель Г. Четыре хора из оратории «Самсон». С участием Государственного оркестра под управлением А. Гаука (винил), 1939: № 9. Враги падут; № 18. Терпи, народ!; № 21. Славу поём; № 27. Сражён Самсон; Замучен тяжёлой неволей (обработка Л.Шульгина). Под управлением Н.Данилина (винил).
Литература: Локшин Д.Н. М Данилин — выдающийся русский хоровой дирижёр // Советская музыка.— 1949, сентябрь, № 9.— Страницы 76-78; Птица К.Б. Мастера хорового искусства в Московской консерватории.— Москва, 1970; Памяти Н.М.Данилина. Сборник статей / Составитель-редактор А.А.Наумов.— Москва: Советский композитор, 1986.— 312 страницы, иллюстрации; Романовский Н.В. Русский регент. Легенды и были.— Лебедянь, 1991; Журавлев В.В. «В своем служении он видел высокую цель». Регент и композитор Н.М.Данилин (1878—1945) // Труды Московской регентско-певческой семинарии. 2000—2001. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления богослужения: Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. — Москва., 2002. В приложении к статье — список произведений Н.М.Данилина, исполненных за богослужениями в храмах Москвы хорами под его управлением в 1924—1928 годах; Кузина Н. Регент и композитор Николай Михайлович Данилин (1878—1945) // Мир православия.— 2004, № 1.
[557x700]
1879
Александру Миллер (румынское имя — Alexandru Myller)
румынский математик, почетный член Румынской академии (с 1937), член Румынской Академии Наук (с 1948). Родился в Бухаресте. Окончил Бухарестский университет (1900). Совершенствовал знания в Берлинском и Гёттингенском университетах, слушал лекции Д.Гильберта, Ф.Клейна. В 1907-1909 гг. работал в Бухарестском университете, с 1910 г. - профессор Ясского университета. Исследования относятся к теории интегральных уравнений, теории дифференциальных уравнений с частными производными, дифференциальной геометрии. Развил теорию контравариантных векторов. Обобщил понятие сетей Чебышева, введя понятие сетей, получивших его имя (сети Миллера). Основал школу дифференциальной геометрии в Яссах. Работал также в области механики систем и истории математики. Умер 4 июля 1965 года. Заслуженный деятель науки СРР (1963). Жена: Вера Миллер-Лебедева – известный румынский математик, профессор Ясского университета (1 декабря 1880 – 12 декабря 1970)
[456x700]
1879
Кафу Нагаи (псевдоним; настоящее имя — Сокити)
японский писатель, драматург и мемуарист. Представитель так называемой школы эстетов в японской литературе. Родился в Токио. Учился на китайском отделении Токийского института иностранных языков. Часть своих литературных произведений Кафу писал на классическом японском языке - бунго, а часть на современном. Стал знаменитым благодаря ряду произведений, описывающих жизнь Токио в начале XX века, в частности жизнь гейш, проституток, танцовщиц и других представительниц столичного мира развлечений. В 1901 году стал работать репортером в газете «Ямато симбун». Там он проработал год. В 1903 году уехал в Америку. Позднее некоторое время жил во Франции. В 1907 году вернулся в Токио. Свои впечатления от жизни в Америке Нагаи Кафу запечатлел в книге «Рассказы об Америке» («Америка моногатари»), опубликованной в 1908 году. Ознакомившись с творчеством Золя, Мопассана, Гонкуров, Кафу решил составить антологию французской литературы конца XIX –XX веков. В 1913 году он издал сборник «Кораллы» («Санго-сю»), содержащий осуществленные им переводы Бодлера, Верлена, Рембо, Ренье и других французских поэтов и писателей. Автор повести «Цветы ада» (1902), романа «Язвительная усмешка» (1910), рассказа «Вечерняя чарка» (1958) и ряда других произведений. Умер в городе Итикава (префектура Тиба) 30 апреля 1959 года.
Сочинения: Нагаи Кафу дзэнсю, тома 1-28, Токио, 1962-1965; в русском переводе - Рисовые шарики, в сборнике: Японская новелла, Москва, 1961; Kafu Nagaï Le jardin des pivoines suivi de cinq récits d'écrivains japonais contemporains. Paris, au Sans Pareil , 1927 traduction de Serge Elisseev, 146 страниц.
Литература: Краткая литературная энциклопедия. Москва, "Советская энциклопедия", 1968. Том 5. Страница 67; Долин А.А. Новая японская поэзия. Москва, "Наука", 1990.- По именному указателю; Чегодарь Н.И. Литературная жизнь Японии между двумя мировыми войнами. Москва, "Восточная литература", 2004. По именному указателю; Григорьева Т., Логунова В. Японская литература. Москва, 1964; История современной японской литературы, Москва, 1961; Логунова В., Писатели и время, Москва, 1961; Seidensticker Ed. G. Kafu the Scribbler: The Life and Writings of Nagai Kafu, 1879-1959. Stanford, California, 1965
[493x699]
1880
Мориц Альбрехт Франц Фридрих Федор фон Бок (немецкое имя — Moritz Albrecht Franz Friedrich Fedor von Bock)
немецкий военачальник, генерал-фельдмаршал. Командующий группы армий «Центр» во время вторжения в СССР. Командовал наступлением на Москву осенью 1941 года. Родился в городе Кюстрин, Бранденбург, Пруссия, Германский рейх (ныне Польша), в семье офицера Морица фон Бока и его жены Ольги (урождённой фон Фалькенхайн), которая имела немецкие и русские корни (отсюда русское имя Федор), сестры Эриха фон Фалькенхайна (в будущем — германского военного министра и шефа Генерального штаба). Двоюродный брат Ф. фон Бока служил морским атташе императорского русского правительства в Берлине. Род фон Боков делился на собственно прусскую и прибалтийскую ветви; представители последней принадлежали к российской аристократии. В 1898 году, после получения кадетского образования, назначен, в чине лейтенанта, в 5-й пехотный гвардейский полк. В 1904 году фон Бок стал батальонным адъютантом, в 1906 году — полковым. С 1910 по 1912 год фон Бок был откомандирован в Академию Генерального штаба, после окончания которой в звании капитана направлен в распоряжение Генерального штаба. В 1913 году назначен главным интендантом гвардейского корпуса.
Первая мировая война
С сентября 1914 года капитан фон Бок исполнял обязанности начальника оперативного отдела штаба гвардейского корпуса. Уже в сентябре 1914 года награждён Железным крестом 2-го класса, а в октябре 1914 года — Железным крестом 1-го класса. В мае 1915 года переведён в штаб 11-й армии. С августа 1916 по март 1917 года — начальник оперативного отдела штаба дивизии. В декабре 1916 года произведён в майоры. Затем — на штабных должностях в гвардейском корпусе и группе армий Кронпринца Германского. Награждён, помимо Железных крестов, ещё десятью германскими, австро-венгерскими и болгарским орденами. В апреле 1918 года за заслуги в ходе немецкого наступления в Пикардии фон Бок был награждён главным прусским орденом «Pour le Mérite».
Интербеллум
В Веймарской республике, несмотря на сокращение немецкой армии по Версальскому договору, фон Бок был оставлен в рейхсвере. Служил на различных штабных должностях, вплоть до начальника штаба округа, затем командиром пехотного батальона. В звании полковника повышается до командира пехотного полка. В 1929 году произведён в звание генерал-майора, назначен командиром кавалерийской дивизии. В 1931—1935 годах, продолжая командовать дивизией, по совместительству командует Штеттинским военным округом. Получает звание генерала пехоты. С 1933 года, после прихода к власти нацистов, сохранял нейтралитет в отношении нового режима. В 1935 году фон Бок назначается командующим 3-й армейской группой. В 1936 году женится, рождается дочь. 12 марта 1938 года в ходе Аншлюса командовал 8-й армией, после чего получил звание генерал-полковника.
Вторая мировая война
Во время германского вторжения в Польшу в 1939 году фон Бок командовал группой армий «Север». Фон Бок поощрял жестокие меры в отношении гражданского населения. Так, в приказе по группе армий «Север» 10 сентября 1939 года фон Бок предписывал: «Если ведётся огонь из деревни за линией фронта и нет возможности точно установить, из какого дома стреляют, следует сжечь всю деревню». 30 сентября 1939 года награждён Рыцарским крестом (№ 1). В 1940 году командовал группой армий «Б», которая с началом немецкого наступления на Запад оккупировала Нидерланды и Бельгию. 14 июня 1940 года после оккупации Парижа фон Бок принял парад вермахта у Триумфальной Арки. 19 июля 1940 года произведён в звание генерал-фельдмаршал.
Вторжение в СССР
Во время вторжения в СССР фон Бок получил командование группой армий «Центр», основной задачей которой был захват Москвы. В подчинении у него были самые мощные танковые группы Гота и Гудериана. Был сторонником достойного обращения с населением оккупированных территорий, так как считал, что в противном случае произойдёт «падение дисциплины в войсках», хотя и считал славянские народы «некультурными». Из дневниковых записей фон Бока следует, что перед нападением на СССР он считал советскую армию несерьёзным противником. В этом отношении у него не было никаких противоречий ни с Гитлером, ни с Гиммлером. Хеннинг фон Тресков (муж его двоюродной сестры, дочери генерала Эриха фон Фалькенхайна) обратился к фон Боку с предложением принять участие в покушении на Гитлера, однако тот это предложение отклонил. В декабре 1941 года фон Бок открыто критически высказался о положении на фронте, что вызвало явное неудовольствие Гитлера. За провал наступления на Москву и последующий зимний кризис Гитлер возлагал ответственность на генералитет в целом, и на фон Бока в частности.
19 декабря 1941 года на основании провальной зимней кампании и отступления немецких войск под Москвой он был отстранён от должности командующего группой армий «Центр» с официальной формулировкой — отпуск «по состоянию здоровья». 18 января 1942 года после внезапной смерти Вальтера фон Рейхенау был назначен командующим группы армий «Юг». В июле 1942 года произошли новые серьёзные разногласия с Гитлером. Фон Бок критиковал раздробление группы армий «Юг» на сталинградское и кавказское направления во время летнего наступления. 15 июля 1942 года он был отстранён от командования группой армий «Юг» с официальной формулировкой «по болезни» и отправлен в резерв фюрера.
После смещения
Федор фон Бок тяжело переживал свою отставку и вынужденное бездействие. В 1942 — марте 1945 года он жил в своём имении Гродткен в Пруссии. Критически отзывался о стратегии ведения войны германским военно-политическим руководством, стремившимся навязать противнику решающее сражение, не имея сформированных резервов. Указывал, что готовящаяся операция «Цитадель» может стать повторением сражения у Вердена, обескровившего германскую армию в 1916 году. В апреле 1945 года вместе с фельдмаршалом Манштейном провёл ряд встреч с Карлом Дёницем, пытаясь добиться передачи власти в руки военных и немедленного осуществления политических решений, способных смягчить катастрофические последствия поражения в войне. 3 мая 1945 года машина, в которой фон Бок ехал с женой, попала под обстрел английского самолёта на Кильском шоссе. На следующий день Федор фон Бок умер в госпитале от полученных ран.

Похоронен на кладбище Лензан, Шлезвиг-Гольштейн, Германия
Личность, цитаты, характеристики
«Федор фон Бок был образцом хорошего прусского офицера старой школы: скромный, любезный, — без монокля, — и лишённый той надменности, которая нам, немцам, воспитанным в России, была столь неприятна.» — Вильфрид Штрик-Штрикфельдт.
Карьера: 15 марта 1898 года — лейтенант; 10 сентября 1908 года — обер-лейтенант; 22 марта 1912 года — капитан; 30 декабря 1916 года — майор; 18 декабря 1920 года — подполковник; 1 мая 1925 года — полковник; 1 февраля 1929 года — генерал-майор; 1 февраля 1931 года — генерал-лейтенант; 1 марта 1935 года — генерал пехоты; 15 марта 1938 года — генерал-полковник; 19 июля 1940 года — генерал-фельдмаршал.
Награды: Орден Короны IV класса (13 сентября 1911) (Пруссия); Железный крест II класса (19 сентября 1914) (Пруссия); Железный крест I класса (30 октября 1914) (Пруссия); Почётный крест королевского ордена Дома Гогенцоллернов III класса с мечами (октябрь 1914) (Пруссия); Крест «За военные заслуги» 3-го класса с военным отличием (24 июня 1915) (Австро-Венгрия); Рыцарский крест королевского ордена Дома Гогенцоллернов с мечами (25 октября 1916) (Пруссия); Орден Железной короны III степени с мечами (9 февраля 1917) (Австро-Венгрия); Крест «За военные заслуги» II класса (3 августа 1917) (Мекленбург-Шверин); Гамбургский Ганзейский крест (19 сентября 1917); Орден Церингенского льва III класса с мечами (10 января 1918) (Баден); Рыцарский крест ордена Вюртембергской короны с мечами (25 января 1918) (Вюртемберг); Бременский Ганзейский крест (30 января 1918); Орден «Pour le Mérite» (1 апреля 1918) (Пруссия); Офицерский крест ордена «За военные заслуги» (2 августа 1918) (Болгария); Силезский орёл (5 апреля 1921); Почётный крест ветерана войны (14 декабря 1934); Медаль «В память 13 марта 1938 года» (21 ноября 1938); Орден Югославской короны I степени (1 июня 1939) (Югославия); Пряжка к Железному кресту II и I классов (22 сентября 1939); Рыцарский крест Железного креста (30 сентября 1939); Большой крест ордена Короны Италии (27 августа 1940) (Италия); Орден Михая Храброго (Румыния); III класса (29 июля 1942); II класса (29 июля 1942); I класса (1 декабря 1942); Большой крест Ордена заслуг с мечами (27 ноября 1942) (Венгрия); 4 раза упоминался в «Вермахтберихте» (7 августа 1941, 19 сентября 1941, 18 октября 1941, 30 мая 1942).
Литература: Бок Фёдор фон // Великая Отечественная война 1941—1945: энциклопедия / под редакцией М.М.Козлова. — Москва : Советская энциклопедия, 1985. — Страница 106. — 832 страницы; Митчем С., Мюллер Дж. Командиры Третьего рейха. — Смоленск: Русич, 1995. — 480 страниц. — (Тирания). — 10 000 экземпляров. — ISBN 5-88590-287-9; Митчем С. Фельдмаршалы Гитлера и их битвы. — Смоленск: Русич, 1999; Бок Ф. фон. Я стоял у ворот Москвы. — М.: Яуза, Эксмо, 2006; Залесский К.А. Кто был кто в Третьем рейхе. — Москва: АСТ, 2002. — 944 страницы. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-271-05091-2; Гордиенко А.Н. Командиры Второй мировой войны. — Том 2. — Минск, 1998. — ISBN 985-437-627-3; Guido Knopp. Die Wehrmacht (Eine Bilanz). 1. Auflage. — München: C. Bertelsmann Verlag, 2007. — ISBN 978-3-570-00975-8; Ernst Klee. Bock, Fedor von // Das Personenlexikon zum Dritten Reich: wer war was vor und nach 1945?. — Augsburg: Weltbild, 2005. — S. 56. — 731 S. — ISBN 978-3-8289-0569-6.
1880
Иосиф Владимирович (Вольфович) Трумпельдор (имя на иврите — יוסף טרומפלדור)
еврейский политический и общественный деятель, российский, позже — британский военный, полный кавалер Знака отличия Военного ордена. Один из главных активистов раннего сионистского движения. Организатор отрядов еврейской самообороны в поселениях еврейских репатриантов Палестины. Родился в городе Пятигорск, Российская империя, в семье старшего фельдшера ростовской Еврейской больницы Вольфа Самойловича Трумпельдора (1837—?), перебравшегося с семьёй в Ростов из Пятигорска в 1883 году. Окончил хедер и городское училище в Ростове-на-Дону, после чего изучал зубоврачебное дело. Работал дантистом. Трумпельдор мечтал о создании в Палестине еврейских сельскохозяйственных коммун, которые в случае необходимости следовало защищать с оружием в руках.
Российская империя
В 1902 году Трумпельдор был призван в российскую армию и назначен в часть, расположенную в Киевском военном округе. После начала русско-японской войны Иосиф написал рапорт с просьбой отправить его на фронт. Став военфельдшером 27-го Восточно-Сибирского полка, дислоцированного в Порт-Артуре, он добился перевода в полковую разведку. При обороне Порт-Артура Трумпельдор был тяжело ранен в бою и потерял левую руку. Однако отказался от демобилизации и обратился с рапортом о возвращении на передовую:
Просьба солдата-героя была удовлетворена. После капитуляции Порт-Артура Трумпельдор был отправлен в Японию, в лагерь для военнопленных, где заботился о пленных, особенно евреях, и организовал сионистскую группу и группу еврейских солдат, целью которых стало создание сельскохозяйственной коммуны в Эрец-Исраэль. В 1906 году получил чин зауряд-прапорщика (то есть старшего унтер-офицера с офицерскими полномочиями, чин присваивался как временный до сдачи офицерского экзамена), и продолжил воинскую службу, однако поняв, что как иудею, получить звание подпрапорщика или сдать офицерский экзамен на звание подпоручика практически невозможно, уволился в 1908 году из армии, получив чин прапорщика запаса (присваивался только при увольнении в запас), таким образом, став офицером РИА. После войны Трумпельдор поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Одновременно он собирал единомышленников, готовых участвовать в создании сельскохозяйственной коммуны в Палестине; целью группы было освобождение еврейского народа от национального угнетения путём обеспечения его независимого существования в Эрец-Исраэль.
Репатриация в Палестину
В 1911 году репатриировался в Палестину. В 1914 году переехал в Египет, где вместе с Владимиром Жаботинским сформировал еврейский отряд погонщиков мулов в рядах британской армии. В июне 1917 года Трумпельдор вернулся в Россию с целью убедить Временное правительство сформировать в составе русской армии еврейский полк. По его замыслу, полк прорвался бы через турецкий фронт на Кавказе в Эрец-Исраэль. 10—15 октября 1917 года в Киеве под председательством Трумпельдора прошла конференция представителей союзов евреев-воинов, где было принято решение о создании Всеобщей федерации еврейских солдат в России и Всеобщей федерации еврейской самообороны. В 1918 году создал в России организацию «Хе-Халуц», помогавшую евреям в выезде в Палестину. В Крыму в 1919 году Трумпельдор создавал отделения движения Хе-Халуц («Пионер») и хахшарот (центры по подготовке к сельскохозяйственному труду в Палестине). По возвращении в Палестину руководил созданием отрядов еврейской самообороны. Когда арабские отряды, действовавшие против французских властей Сирии, стали угрожать еврейским поселениям в подмандатной англичанам Верхней Галилее, Трумпельдору было поручено организовать оборону этих поселений. 1 января 1920 года Трумпельдор прибыл на место и вместе с поселенцами и добровольцами из более южных районов приступил к укреплению поселений Тель-Хай, Кфар-Гилади и Метула. 1 марта значительные силы арабов подошли к Тель-Хаю. Во время переговоров с их лидерами завязалась перестрелка, в ходе которой Трумпельдор был ранен в живот. Бой продолжался весь день, и лишь вечером Трумпельдор вместе с другими ранеными был эвакуирован в Кфар-Гилади, однако по дороге скончался. Будучи смертельно ранен, он сказал своим друзьям: «Хорошо умереть за нашу страну!» (на иврите — טוב למות בעד ארצנו)
Память
На кладбище, находящемся между Тель-Хаем и Кфар-Гилади, где вместе с другими погибшими в тот день боевыми товарищами похоронен И.Трумпельдор, был сооружён памятник «Рычащий лев». В 1923 году в честь Трумпельдора была названа молодёжная организация еврейской самообороны "Бейтар". В 1979 году почтой Израиля выпущены две почтовые марки и конверт первого дня, посвящённые памяти И.Трумпельдора. По случаю 75-летия обороны Тель-Хая был изготовлен специальный штемпель и иллюстрированный конверт с его портретом. Во многих городах Израиля есть улицы, названные в честь Трумпельдора. Мемориальные доски в память Трумпельдора установлены в Пятигорске на фасаде дома № 12 на улице Соборной и в Симферополе на доме № 6 на улице Пушкина.
Награды: Знак отличия Военного Георгиевского Ордена IV степени для христиан № 167085; Знак отличия Военного Георгиевского Ордена III степени для иноверцев № 451; Знак отличия Военного Георгиевского Ордена II степени для христиан № 1257; Знак отличия Военного Георгиевского Ордена I степени для христиан № 449.
Иллюстрации
Мемориал Иосифа Трумпельдора в Тель-Хай

Мемориальная доска в память Трумпельдора в Пятигорске
Литература: Трумпельдор, Йосеф — статья из Электронной еврейской энциклопедии; З.Жаботинский. Глава 2. Первый опыт - ZION MULE CORPS. // Слово о полку. — Библиотека-Алия, 1985; Александр Шульман — «Жизнь Трумпельдора»: часть 1, часть 2; Акунов, В.В. Евреи в русской армии и унтер Трумпельдор // Рейтер : Журнал. — 2005. — Том 13, № 1.
1881
Александр Георгиевич Зенченков
российский шашист, шашечный журналист, писатель, военный. Участник Первой мировой войны. Кавалер ордена Святого Владимира IV степени. Закончил Одесское реальное училище и Одесское военное училище. Родился в семье мещан Курской губернии. Жил в Одессе, где прошел обучение в реальном и затем военном училищах. С 13 сентября 1905 — в армии. Служил в 95-й пехотном Красноярском полку 24-й пехотной дивизии 1-го армейского корпуса. Дислокация: Юрьев Лифляндской губернии (до 1 июля 1903-после 14 апреля 1914 г.). На 14 января 1909 г. Александр Зенченков имел звание подпоручик. Служа в Юрьеве, начал публиковаться, стал издателем и редактором журнала «Шашечные досуги»ю В 1910 году в типографии Э.Бергмана вышла драма в 4 действиях «Жизнь и школа» и «Краткие сведения по курсу государственного права». Включен во второе издание словаря писателей С.А.Венгерова:

В 1911 году в городе Ревель (Таллин) начал издавать «Шашечные досуги». Печатались статьи проблемного и исторического характера, хроникальные заметки, рассказы, партии II Всероссийского турнира по переписке. Помещены 59 партий, 15 этюдов, 4 задачи. Сведения о журнале дают такие издания, как
Беляева Л.Н., Зиновьева М.К., Никифоров М.М. Библиография периодических изданий России, 1901—1916. — Ленинград : [ГПБ], 1958—1961
Периодические издания на немецком, руcском и других языках в Эстонии : 1675—1940, Страница. 360
в диссертации
Алексеев, Константин Александрович. Спортивная пресса России XIX — начала XX вв. : историко-типологический анализ : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.10 / Алексеев Константин Александрович; [Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет]. — Санкт-Петербург, 2008. — 257
В выпуске 4-5 на страницах 42-44 опубликовал Зенченков личные воспоминания о П.Н.Бодянском, где рассказал о встрече с известнейшим шашечным деятелем Российской Империи в 1898 году в Киеве.
Заметка упоминается в книге «История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях», Том 4, часть 3, Страница 315. Там же дается краткая биографическая справка

На 49-51 страницах того же объединённого номера А.Г.Зенченков дал рецензию на шашечный отдел под редакцией В.В.Локотьянова в журнале «Ученик». Отдел появился 18 марта 1911 г. и печатал этюды И.А.Карякина (село Куриловка), А.К.Мишина (Сергиев-Посад), А.В.Харьянова, А.Г.Савельева и В.В.Иванова (Санкт-Петербург). В 1912 году ушел в запас, призван на фронт 30 июля 1914. Воевал в чине поручика в 1914—1915 годах, награждён. В электронном издании «Крымская Книга Памяти Великой войны 1914—1918 годов. Том I» на странице 558 дается наиболее полная справка об Александре Зенченкове
http://genrogge.ru/krym_mbgw_1914-1918/krym_mbgw_v.i_1914-1918_abc-08.htm

После революции 1917 года информация о Зенченкове теряется. В изданной в 2000-м году в Астрахани книги памяти жертв политических репрессий 1918—1954 «Из тьмы забвения» на 160 странице дается фамилия, имя, отчество, год рождения, национальность, образование, место работы, место жительства, обвинение, осуждающий орган, дата осуждения, приговор
Сочинения
Зенченков, Александр Георгиевич. Жизнь и школа : Драма в 4 действиях. / А.Г.Зенченков. — Юрьев : Э.Бергман, 1910. 92 страницы; 19; Зенченков, Александр Георгиевич. Краткие сведения по курсу государственного права : Беседы, читаные в войсковой школе подпрапорщиков в 95 пехотном Красноярском полку в 1908-1909 учебном году / А.Г.Зенченков. — Юрьев : Типо-литография. Э.Бергмана, 1910. — VIII, 67 страниц; 23.
Издания: Шашечные досуги. Ревель (Эстляндская губерния.). 1911. По мере накопления материала; Редактор-издатель А.Г.Зенченков. 21 см, пагин. продолжающаяся, всего 72 страницы; 1911 выпуск 1 (февраль) — выпуски 4-5 (май-июнь).
Литература: Венгеров, С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. — Петроград, 1915; «Из тьмы забвения: Книга памяти жертв политических репрессий: 1918—1954». Астрахань. ИПК «Волга». 2000. Том 1. 480 страниц; История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях : аннотации, указатель книг и публикаций в журнале / Государственная библиотека СССР имени В.И.Ленина [и другое.]; научный руководитель, редакция и введение П.А.Зайончковского. — Москва : Книга, 1976-. — 22 см; Том 4, часть 3: 1895—1917. часть 3 / [составители : И.Н.Веселовский и другие.]. — 1985. — 453 cтраницы; Крымская Книга Памяти Великой войны 1914—1918 годов. Том I/коллектив авторов. Отпечатано в издательстве МИД, 2014. Мамонтов А. Первенец шашечной периодики в Прибалтике// ж. «Шашки».— 1970, № 6, страница 13; Eestis ilmunud saksa-, vene- ja muukeelne periodika = Периодические издания на немецком, руcском и других языках в Эстонии : 1675—1940 / toimetanud, essona E. Annus. — Tallinn : Eesti Teaduste Akadeemia Raamatukogu, 1993. — 477 страниц, Страница. 360.
1881
Адольф Илмари Лаунис (финское имя — Adolf Ilmari Launis; шведское имя при рождении — Адольф Илмари Линдберг, Adolf Ilmari Lindberg)
финский архитектор. Родился в городе Тавастегус, Великое Княжество Финляндское , Российская империя (ныне Хямеэнлинн, Финляндия). В 1905 году получил диплом архитектора, с 1906 работал в частном архитектурном бюро. Около 1920 года переехал в Хельсинки, где до конца 1930-х работал комиссаром (инспектором) общественных зданий и был одним из городских архитекторов, занимавшихся, в том числе, перестройкой и адаптацией существующих зданий. Является автором проектов более полутора десятков лютеранских кирх, в основном, в стиле модерн (в том числе перестроенных); специализировался на витражах и написании заалтарных образов. Вышел в отставку в 1948 году. Умер в городе Хельсинки, Финляндия, 10 апреля 1955 года, похоронен в Хельсинки.

Кирха в Тарвасйоки
Кирха в Помаркку
Основные постройки: 1914—1921 — Церковь в Помаркку; 1916 — кирха в Тарвасйоки; 1919 — кирха в Валкъярви (Мичуринском) на Карельском перешейке (перестроена под кинотеатр, сгорела в 1960); 1919 — кирха в Виерме; 1919—1921 — кирха в Кальвола; 1921 — кирха в Пирккала близ Тампере; 1923 — кирха в Конневеси, Центральная Финляндия; 1923—1924 — перестройка православной церкви в Лаппеенранте (арх. — Георгий Косяков, 1913—1914) под лютеранский храм; написал заалтарный образ Распятия; 1923—1925 — кирха в Терво к западу от Куопио; 1924 — кирха в Порнайнен (близ Порвоо); 1924 — кирха в Саммальйоки (Пирканмаа);1926—1927 — перестройка часовни под кирху в Сало; 1928 — кирха в Хухтамо; 1929—1930 — Кирха прихода Вуоксела на берегу Вуоксы; недействующая; 1931 — кирха в Юлямаа; 1933—1934 — кирха в Саари (Париккала); 1934—1935 — кирха близ Лумиваара; недействующая; 1946 — кирха в Палтамо.
Галерея
Кирха в Конневеси

Кирха в Порнайнен
Кирха в Терво
Кирха в Хухтамо

Кирха в Юлямаа

Кирха в Саари

Кирха в Палтамо
Кирха в Лумиваара

Кирха в Мичуринском
1881
Эрнст Роселл (шведское имя — Ernst Oscar Rosell)
шведский стрелок. Родился в городе , Йёнчёпинг, Швеция. Олимпийский чемпион Игр в Лондоне в командном первенстве (стрельба по движущейся мишени одиночными выстрелами). Умер в родном городе 26 июля 1953 года.
1882
Генрих Яловец (немецкое имя — Heinrich Jalowetz)
австрийский дирижёр и музыковед. Родился в городе Брно, Земли Чешской короны, Цислейтания, Австро-Венгрия. В 1904—1908 гг. учился в Вене у Арнольда Шёнберга и Александра фон Цемлинского, став одной из ключевых фигур сложившегося вокруг Шёнберга кружка авангардно мыслящих музыкантов. Переложил шёнберговскую симфоническую поэму «Пеллеас и Мелизанда» для фортепиано в четыре руки. В 1911 г. окончил курс музыковедения в Венском университете у Гвидо Адлера. Работал репетитором и дирижёром в Регенсбурге, Данциге, Штеттине, Вене, Кёльне, в 1920 г. помогал Цемлинскому в формировании новосозданной Немецкой академии музыки и театра в Праге. В 1935 г. дирижировал в Праге премьерой Симфониетты Цемлинского. В 1938 г. эмигрировал в США и до самой смерти возглавлял музыкальную программу Блэк-Маунтин-колледжа. Как отмечают современные исследователи, благодаря Яловецу и его коллегам, также беженцам, атмосфера в колледже пропиталась практиками и идеями Вены рубежа веков, и будущие ведущие американские композиторы начиная с Джона Кейджа приезжали туда ради этого. Умер в городед Блэк-Маунтин, округ Банкомб, Северная Каролина, США, 2 февраля 1946 года.
1883
Антон Веберн (также Антон фон Веберн; немецкое имя — Anton von Webern)
австрийский композитор и дирижёр, один из основателей Новой венской школы. Родился в Вене. Отец — Карл фон Веберн, горный инженер, чиновник в министерстве сельского хозяйства. Мать — Амалия (урождённая Гер), дочь мясника, интересовалась искусством и была пианисткой-любительницей. В юности Антон жил в Вене, Граце, посещал гимназию в Клагенфурте (Каринтия). С 1895 года стал серьёзно заниматься музыкой, обучался игре на фортепиано и виолончели у Эдвина Комауэра. Окончив гимназию, в 1902—1906 годах учился как музыковед в Венском университете под руководством Гвидо Адлера. В 1904—1908 годах занимался композицией у Арнольда Шёнберга, что оказало серьёзное влияние на формирование его личности и творчество. В классе Шёнберга Веберн познакомился с композитором Альбаном Бергом, который стал его близким другом. С 1908 года Веберн работал как оперный и симфонический дирижёр в городах Австрии и Германии, а также в Праге. Руководил Венским рабочим певческим обществом. В 1928—1938 годах — дирижёр австрийского радио, отстранён от этой должности после утверждения нацистского режима в Австрии.
Смерть
Жизнь Веберна оборвалась трагично в Миттерзилле, занятом в 1945 году американскими войсками. 15 сентября 1945 года около 10 часов вечера, выйдя из дома своего зятя Маттеля, чтобы выкурить дорогую американскую сигару, полученную в подарок от зятя, Веберн был застрелен из пистолета тремя выстрелами в упор солдатом (поваром) американской армии, по ошибке принявшим вспышку спички, зажжённой Веберном, за что-то другое. Повар оправдался тем, что стрелял в целях самообороны, будучи в возбуждённом (а вернее, нетрезвом) состоянии. Вдове Веберна Вильгельмине пришлось доказывать американским властям в письменной форме, что её муж по состоянию здоровья и по своим принципам «не мог нападать на кого-либо, особенно на солдата».
[699x550]
Среди учеников Веберна — Филипп Гершкович. Изображен на австрийской почтовой марке 1995 года.
Творчество
Ученик и последователь создателя т. н. «атональной» школы Арнольда Шёнберга, Веберн довёл её принципы до крайних форм выражения. Он использовал в своих сочинениях додекафонную и серийную технику. Для его музыки характерны предельная афористичность, сжатость, лаконизм, экономия и концентрация музыкальных выразительных средств, а также строгость, возвышенность и ирреальность музыкальных образов. Предельная звуковая рафинированность сочетается в музыке Веберна с жёсткой конструктивной схемой и абстрактностью мышления. Автор симфонических, камерно-инструментальных, вокальных и хоровых произведений, из которых только 31 помечены номерами opus’ов. Автор литературных трудов, поэзии, драмы «Мёртвый» (1913), музыкальных исследований и статей, анализов собственной музыки, цикла бесед «Путь к новой музыке», изданного посмертно в 1960, и т. д. Творчество Веберна оказало огромное влияние на течения послевоенного музыкального авангарда на Западе, включая таких композиторов как Стравинский, Булез, Штокхаузен, Ноно, Мадерна, Лигети и др., а также на российских композиторов Волконского, Денисова, Шнитке, Губайдулину, Кнайфеля, Вустина и многих других.
[682x700]
Памятная доска (дар Альмы Малер) на бывшем доме А.Веберна в Миттерзилле (Австрия).
Сочинения
с обозначением опуса: Op. 1 — Пассакалия для оркестра (1908); Op. 2 — Ускользая на лёгких чёлнах (Entflieht auf Leichten Kähnen) для смешанного хора на стихи Стефана Георге из «Седьмого кольца» (1908); Op. 3 — Пять песен для голоса и фортепиано на стихи Стефана Георге (1908—1909, также редакция 1920); «Dies ist ein Lied» / «Эта песня только для тебя»; «Im Windesweben» / «В дуновении ветра»; «An Bachesrand» / «На берегу ручья»; «Im Morgentaun» / «По утренней росе»; «Kahl Reckt der Baum» / «Нагое дерево». Op. 4 — Пять песен для голоса и фортепиано: на стихи Стефана Георге (1908—1909); Eingang («Welt der Gestalten») / «Вход»; «Noch zwingt mich Treue» / «Ещё заставляет меня верность»; «Ja, Heil und Dank dir» / «Хвала и благодарность тебе»; «So ich traurig bin» / «Я так печален»; «Ihr tratet zu dem Herde» / «Вы подошли к очагу». Op. 5 — Пять пьес для струнного квартета (1909). Op. 6 — Шесть пьес для большого оркестра (1909, вторая редакция 1928); Op. 7 — Четыре пьесы для скрипки и фортепиано (1910, окончательная редакция 1914); Op. 8 — Две песни для голоса и ансамбля (кларнет, бас-кларнет, валторна, труба, челеста, арфа, скрипка, альт и виолончель) на стихи Райнера Марии Рильке) (1910, ред. 1921 и 1925); «Du, der ich’s nicht sage» / «Ты, от которой я всегда скрываю»; «Du machst mich allein» / «С тобой я одна». Op. 9 — Шесть багателей для струнного квартета (1911); Op. 10 — Пять пьес для оркестра (1911); Op. 11 — Три маленькие пьесы для виолончели и фортепиано (1914); Op. 12 — Четыре песни для голоса и фортепиано (1915-17): «Der Tag ist vergangen» / День прошёл (1915); «Die geheimnisvolle Flöte» («An einem Abend») / «Таинственная флейта» на стихи Ли Бо в переводе Х. Бетге (1917); «Schien mir’s, als ich sah die Sonne» / «Казалось мне, когда я видел солнце» на стихи А.Стриндберга из пьесы «Соната призраков» (1915); «Gleich und gleich» («Ein Blumenglöckchen») / «Друг для друга» на стихи И.В.Гёте (1917); Op. 13 — Четыре песни для голоса и оркестра (1914-18): «Wiese im Park» («Wie wird mir zeitlos») / «Лужайка в парке» на слова Карла Крауса (1917); «Die Einsame» («An dunkelblauem Himmel») / «Одинокая» на стихи Ван Сен-ю из «Китайской флейты» Х. Бетге (1914); «In der Fremde» («In Fremdem Lande») / «На чужбине» на стихи Георга Тракля на стихи Ли Тай-бо из «Китайской флейты» Х.Бетге (1917); «Ein Winterabend» («Wenn der Schnee») / «Зимний вечер» (1918); Op. 14 — Шесть песен на стихи Георга Тракля (1917-21): «Die Sonne» / «Солнце»; «Abendland I» / «Вечерний пейзаж I»; «Abendland II» / «Вечерний пейзаж II»; «Abendland III» / «Вечерний пейзаж III»; «Nachts» / «Ночью»; «Gesang einer gefangnen Amsel» / «Пение пойманного дрозда»; Op. 15 — Пять духовных песен для голоса, флейты, кларнета: (также бас-кларнета), трубы, арфы и скрипки (также альта, 1917-1922); «Das Kreuz, das musst' er tragen» / Крест (1921); Morgenlied «steht auf, ihr lieber Kinderlein» / Утренняя песня (1922); «In Gottes Namen aufstehen» / «С божьим именем вставать» (1921); «Mein Weg geht jetzt vorüber» / «Мой путь» (1922); «Fahr hin, O Seel'» / «Иди, о душа» на стихи П. Розеггера (1917); Op. 16 — Пять канонов для высокого сопрано, кларнета и бас-кларнета: на латинские тексты (1923-1924); «Christus factus est» (1924); «Dormi Jesu» (1923); «Crux fidelis» (1923); «Asperges me» (1923); «Crucem tuam adoramus» (1924); Op. 17 — Три народных текста: для голоса, скрипки (также альта), кларнета и бас-кларнета (1924-1925); «Armer Sünder, du» / «Бедный грешник» на стихи П.Розеггера (1924); «Liebste Jungfrau» / «Святая дева» (1925); «Heiland, unsere Missetaten» / «Спаситель» (1925); Op. 18 — Три песни для голоса, кларнета in Es и гитары (1925); «Schatzerl klein» / «Золотко» на стихи П.Розеггера; Erlösung «Mein Kind, Sieh an» / «Спасение» на слова из «Волшебного рога мальчика»; «Ave, Regina Coelorum» на слова марианского антифона; Op. 19 — Две песни для смешанного хора с инструментальным сопровождением: (скрипка, кларнет, бас-кларнет, гитара и челеста) (1925-1926); на стихи И.В.Гёте из «Китайско-немецких времён дня и года» (1926); «Weiß wie Lilien» / «Лилии свечей белеют»; «Ziehn die Schafe» / «На лугу пасётся стадо»; Op. 20 — Струнное трио в двух частях (1926—1927); Op. 21 — Симфония в двух частях для кларнета, бас-кларнета, двух валторн, арфы и струнных (1927—1928); Op. 22 — Квартет в двух частях для скрипки, кларнета, тенора-саксофона и фортепиано (1928—1930); Op. 23 — Три песни для голоса и фортепиано из «Непроходимого пути» («Viae inviae») Х.Йоне (1934): «Das Dunkle Herz») / «Тёмное сердце» (1934); «Es stürzt aus Höhen Frische» / «Устремляется с высот» (1933); «Herr Jesus mein» / «Господь Иисус мой» (1933); Op. 24 — Концерт для 9 инструментов (флейты, гобоя, валторны, трубы, тромбона, скрипки, альта и фортепиано, 1931—1934); Op. 25 — Три песни на стихи Х.Йоне для голоса и фортепиано (1934): «Wie bin ich froh!» / «Как я рад!»; «Des Herzens Purpurvogel» / «Пурпурная птица сердца»; «Sterne, Ihr silbernen Bienen» / «Звёзды»; Op. 26 — Свет глаз (Das Augenlicht; другой перевод названия: "Зрение") для смешанного хора и оркестра на слова Х.Йоне (1935). Op. 27 — Вариации для фортепиано в трёх частях (1935—1936); Op. 28 — Струнный квартет в трёх частях (1936—1938); Op. 29 — Первая кантата для сопрано, смешанного хора и оркестра на слова Х.Йоне (1938—1939); «Zündender Lichtblitz» / «Зажигающая молния жизни»; «Kleiner Flügel» / «Маленькое крылышко»; «Tönen die Seligen Saiten Apolls» / «Звучат блаженные струны Аполлона»; Op. 30 — Вариации для оркестра (1940); Op. 31 — Вторая кантата для сопрано, баса, смешанного хора и оркестра на слова Х.Йоне (1941-1943); «Schweigt auch die Welt» / «Мир молчит»; «Sehr tiefverhalten» / «Глубоко скрытая внутренняя жизнь»; «Schöpfen aus Brunnen» / «Черпать из фонтанов неба»; «Lichteste Bürden» / «Легчайшие ноши деревьев»; «Freundselig ist das Wort» / «Приветливое слово»; «Gelockert aus dem Schoße» / «Освобождённый из лона».
без обозначения опуса: Две пьесы для виолончели и фортепиано (1899): Langsam G-dur; Langsam F-dur; В летнем ветре (Im Sommerwind) Идиллия для большого оркестра по поэме Б.Вилле (1904); Медленная часть (Langsamer Satz) для струнного квартета (1905); Струнный квартет (1905); Часть (Satz) для фортепиано (1906); Сонатная часть (рондо) (Sonatensatz — Rondo) для фортепиано (1906); Рондо для струнного квартета (1906); Квинтет для фортепиано и струнного квартета (1907); Пьесы для оркестра (1913); Bewegt; Langsam (Sostenuto); Sehr Bewegte Viertel; Langsame Viertel; Alla breve; Соната для виолончели и фортепиано (1914); Детская пьеса (Kinderstück) для фортепиано (1925); Пьеса (Klavierstück) для фортепиано (1925); Часть (Satz) для струнного трио (1925); Песни (1899—1914).
обработки и переложения: Арнольд Шёнберг: прелюдия и интерлюдии из "Песен Гурре" для 2-х фортепиано в 8 рук (1909-1910; не опубликовано); шесть песен (ор. 8) для голоса и фортепиано (1910); пять пьес (ор. 16) для 2-х фортепиано в 4 руки (1912); "Камерная симфония" для флейты (либо скрипки), кларнета (либо альта), фортепиано, скрипки и виолончели (1922-1923); Франц Шуберт: романс из музыки к драме "Розамунда", песни "Скиталец" и "Ты - мой покой" для голоса с оркестром (1903; не опубл.); "Немецкие танцы" для оркестра (1931); И.С.Бах: шестиголосный ричеркар (из "Музыкального приношения") для оркестра (1934-1935). «…новая музыка — это музыка небывалая. В таком случае новой музыкой в равной мере является как то, что возникло тысячу лет назад, так и то, что существует сегодня, а именно: такая музыка, которая воспринимается как ещё никогда ранее не созданная, и не сказанная.» (Веберн: «Путь к новой музыке», Лекция 20 февраля 1933). «Очевидно, существовала некая потребность, некая необходимость, которая вызвала к жизни то, что мы называем музыкой. Что за необходимость? Необходимость что-то сказать, выразить мысль, которую иначе, чем в звуках не выразишь.» (Веберн: «Путь к новой музыке», Лекция 27 февраля 1933). «Человек стремится передать в музыкальных звуках нечто такое, что иначе не скажешь. Музыка является в этом смысле языком.» (Веберн: «Путь к новой музыке», Лекция 27 февраля 1933). «Веберн! Это последний мастер немецкой музыки.» (Филипп Гершкович, из беседы 2 августа 1982, цитата по Д.Н.Смирнов: «Гость с неведомой планеты или музыка глазами Филиппа Гершковича»)
Библиография: Аркадьев М.А. Фундаментальные проблемы теории ритма и динамика «незвучащих» структур в музыке Веберна. Веберн и Гуссерль. Музыкальная академия 2001, №1, 2. 2 п.л. Гофман Л. Д. Д-р Антон Веберн [для Woertersee Classics Festival (Австрия); Холопов, Юрий Николаевич. Антон Веберн. Жизнь и творчество [Том 1] [1973] Москва: Советский композитор, 1984; Berlin, 1989 (на немецком языке); Milano,1990 (на итальянком языке). Соавтор Валентина Холопова; Холопов, Юрий Николаевич. Музыка Веберна [Том 2] [1975] Москва: Композитор, 1999. Соавтор Валентина Холопова; Веберн А.. Лекции о музыке, письма. Перевож В.Г.Шнитке, Музыка, Москва, 1975; Денисов Э.. Додекафония и проблемы современной композиторской техники // Музыка и современность. Выпуск 6, Москва, 1969. страницы 478—525; Кудряшов О. Характерные особенности техники и формы ранних произведений Веберна // Проблемы музыкальной науки. Выпуск 2, Москва, 1973; Hoffman L. Dr. Anton Webern; Moldenhauer H. The Death of Anton Webern. New York: Philosophical Library; Tsang L. The Atonal Music of Anton Webern (1998) by Allen Forte // Music Analysis, 21, pp. 417–27; Hoffman L. Dr. Anton Webern; Reich W. Anton Webern. Weg und Gestalt. Z., 1961; Kolneder W. Anton Webern. Einführung in Werk und Stil. Rodenkirchen, 1961.

1883
Ольга Ивановна Лешкова (до 1917 — Ляшкова)
российский и советский литератор, музыкант. Одна из создателей и участников литературно-художественной группы русских футуристов «Бескровное убийство», автор замысла и текстов почти ко всем номерам одноимённого журнала.
Ольга Ляшкова родилась в городе Гельсингфорс, Великое Княжество Финляндское, Российская империя, в семье окружного прокурора и судьи Петербургского военно-окружного суда Ивана Денисовича Ляшкова и пианистки, преподавателя музыки, сотрудницы (1895—1917) Депо по продаже и прокату пианино и роялей в Павловске Виктории Матвеевны Ляшковой. Сестра-близец балетного критика и мемуариста Дениса Лешкова. Получила гимназическое и музыкальное образование в Санкт-Петербурге.
Предположительно в конце 1900-х — начале 1910-х годов Ляшкова познакомилась с Михаилом Ле-Дантю и была связана с ним до его смерти в 1917 году. С 1914 года их связало общее дело — футуристический кружок «Бескровное убийство», идея которого восходила к 1911—1913 году. Другой участник «Бескровного убийства», Янко Лаврин, называл Лешкову «весёлой и необыкновенно остроумной приятельницей художника Ле-Дантю». Ещё один участник «Бескровного убийства», Николай Лапшин, называл Ольгу Лешкову «добрым гением» Михаила Ле-Дантю. После ухода Ле-Дантю на фронт в начале 1916 года Лешкова постоянно писала ему письма. Современный исследователь характеризует отношения Лешковой и Ле-Дантю на основе её писем как «глубоко доверительные, а порой и интимные». Ольга Лешкова была автором замысла «домашнего» журнала «Бескровное убийство» и текстов почти ко всем его номерам и автором музыки к инсценировке первой заумной драмы Ильи Зданевича «Янко крУль албАнскай»[1], поставленной 3 декабря 1916 года в мастерской Михаила Бернштейна. Импульсом к написанию пьесы для Зданевича послужил «Албанский выпуск» журнала «Бескровное убийство», а саму пьесу Зданевич посвятил Ольге Лешковой.
В 1917—1918 годах Ольга Лешкова вела организационную и частично редакторскую работу литературно-художественной артели «Сегодня». В первой половине 1930-х годов Лешкова передала в Государственный литературный музей документальные и художественные материалы, связанные с Михаилом Ле-Дантю. В конце 1930-х годов Лешкова числилась экскурсоводом Ленинградского музея городской скульптуры, откуда была уволена 2 августа 1941 года. Погибла во время блокады Ленинграда 17 февраля 1942 года.
Библиография: Письма О.И.Лешковой к И.М.Зданевичу / Предисловие, публикация и примечания М.Марцадури // Русский литературный авангард: Материалы и исследования / Под редакцией М.Марцадури, Д.Рицци и М.Евзлина. — Trento, 1990. — Страницы 36—42, 47, 49, 62—63, 69—70, 82; Лешкова О.И. [Журнал «Бескровное убийство»] // Русский литературный авангард: Материалы и исследования / Под редакцией М.Марцадури, Д.Рицци и М.Евзлина. — Trento, 1990. — Страницы 109—111.
Литература: Бернштейн Д.К. Лешкова Ольга Ивановна // Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В.И.Ракитин, А.Д.Сарабьянов; Научный редактор А.Д.Сарабьянов. — Москва: RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Том II: Биографии. Л—Я. — Страницы 33—34. — ISBN 978-5-902801-11-5.
1883
Раньери Бурбон-Сицилийский (итальянское имя — Ranieri di Borbone-Due Sicilie; или Раньери Мария Гаэтано Бурбон-Сицилийский, Ranieri Maria Gaetano di Borbone-Due Sicilie)
глава Бурбон-Сицилийского дома, герцог Кастро. Раньери Бурбон-Сицилийский родился в городе Канны, департамент Приморские Альпы, Франция. Он был сыном принца Альфонсо Бурбон-Сицилийского, графа ди Казерта и принцессы Марии Антуанетты Бурбон-Сицилийской. Некоторое время служил в испанской королевской армии. После смерти своего старшего брата, принца Фердинандо Пио Бурбон-Сицилийского, герцога Калабрийского, 7 января 1960 года Раньери был признан главой Бурбон-Сицилийского дома всеми родственниками, кроме племянника, принца Альфонсо Марии Бурбон-Сицилийского, инфанта Испанского и герцога Калабрийского, и его сыновей. Альфонсо Мария был сыном старшего брата Раньери, принца Карло Танкреди Бурбон-Сицилийского, который в Каннском акте отрёкся от престолонаследия Королевства Обеих Сицилий, надеясь взойти на королевский трон Испании. Его сын, Альфонсо Мария опротестовал подпись отца. В 1966 году Раньери Бурбон-Сицилийский отрёкся от престола в пользу своего сына принца Фердинандо Марии Бурбон-Сицилийского. Умер, спустя семь лет, в коммуне Рокбрюн-сюр-Аржан, департамент Вар, Франция, 13 января 1973 года.
Награды: Кавалер Военного ордена Алькантара; кавалер Большого креста ордена Карла III; Бальи — кавалер Большого креста Чести и Преданности и суверенного военного Мальтийского ордена; Кавалер Верховного ордена Святейшего Благовещения; Кавалер Ордена святого Губерта; Кавалер Ордена Золотого руна; Великий магистр Королевского ордена Франциска I; Великий магистр Королевского и военного ордена святого Георгия на Реюньоне; Великий магистр Королевского ордена святого Фердинанда за заслуги; Великий магистр Священного константиновского военного ордена святого Георгия; Великий магистр и кавалер Королевского ордена святого Януария.
Семья
Принц Раньери Бурбон-Сицилийского женился 12 сентября 1923 года на кузине, графине Марие Каролине Замойской (1896—1958), дочери графа Анджея Пшемыслава Замойского (1852—1927) и принцессы Марии Каролины Бурбон-Сицилийской (1856—1941). В их семье родились двое детей: Мария дель Кармен Бурбон-Сицилийская (13 июля 1924 — 20 ноября 2018) — в браке не состояла, детей не имела; Фердинанд Мария Бурбон-Сицилийский (28 мая 1926 — 20 марта 2008), герцог ди Кастро.
Источники: Sito ufficiale della Casa Reale dei Borbone-Due Sicilie. Borbone-due-sicilie.org. — Официальный сайт Бурбон-Сицилийского дома; Sito ufficiale della Casa Reale dei Borbone-Due Sicilie. Realcasadiborbone.it. — Королевский сайт Бурбон-Сицилийского дома.