[589x699]
1940
Брюс Ли (Bruce Lee; детское имя — Ли Сяолун; китайское имя — Li Xiao Long; русское имя — Маленький Дракон; взрослое имя — Ли Чжэньфань; китайское имя — Lee Jun Fan)
популяризатор и реформатор в области китайских боевых искусств, гонконгский и американский киноактёр, режиссёр, сценарист, продюсер, постановщик боевых сцен и философ. Сниматься в кино начал с детства, всего снялся в 36 фильмах. Популяризовал восточные боевые искусства в западных странах во второй половине XX века. Стал широко известен в области боевых искусств и вызвал множество подражателей в кино и на телевидении. О жизни и творчестве Брюса Ли в мире было снято около 30 фильмов. Родился в Сан-Франциско в год Дракона и в час Дракона по китайскому календарю (между 6 и 8 часами утра) во время американских гастролей его родителей — актёра-комика кантонской китайской оперы Ли Хой Чена и его жены Грейс Ли. Мать Грейс Ли имела евроазиатские корни (была наполовину немкой), отец был китайцем. В кино начал сниматься с детства, в Гонконге: в возрасте 3 месяцев Брюс Ли снялся в своем первом фильме — «Золотой ворот девушки» (роль маленькой девочки-младенца), в возрасте 6 лет — «Зарождение человечества». Бытовало заблуждение, будто Брюс Ли никогда не снимался со своим отцом, но это неправда. В детстве и отрочестве Брюс Ли был довольно хилым, в кино в основном снимался в ролях «трудного» ребёнка или задиристого уличного сироты. Как и многие молодые люди, Брюс с детства интересовался боевыми искусствами, но серьёзно ими не занимался, а в школе особым усердием не отличался. В 1954 году Брюс Ли начинает брать уроки танца ча-ча-ча, а через 4 года выигрывает чемпионат по танцу ча-ча-ча в Гонконге, исполняет главную роль в фильме «Сирота» и участвует в межшкольных соревнованиях по боксу (наносит поражение Гари Элмсу, три года удерживающему титул чемпиона). Тогда же он решил серьёзно заняться кунг-фу. [700x379]
Его первый учитель кунг-фу вспоминал, что Брюс пришёл к нему и сказал: «Учитель, я знаю, что вы прекрасно владеете кунг-фу — а я лучше всех танцую ча-ча-ча. Так давайте обменяемся нашими знаниями: вы научите меня технике кунг-фу, а я научу вас танцевать ча-ча-ча». Брюс оказался очень талантлив, он буквально за 3 дня занятий освоил движения техники Тайцзицюань, базовое обучение которым обычно занимает недели. С той поры Брюс никогда надолго не оставлял занятия кунг-фу и постоянно тренировался. Его основным стилем в кунг-фу потом стал стиль вин чун, который он изучал в Гонконге с 1956 года у мастера Ип Мана. Брюс Ли внёс значительный вклад в популяризацию данного стиля и принял участие в нескольких фильмах о нём (например, «Кулак ярости»). Этот стиль делает акцент на бой без оружия, хотя Ли овладел и оружием. Особенно хорошо ему удавалось обращение с нунчаку. Позднее он также изучил дзюдо, джиу-джитсу и бокс. А затем Ли разработал свой стиль кунг-фу под названием джиткундо. В 19 лет, чтобы подтвердить данное ему по праву рождения американское гражданство, Брюс Ли отправился в США, сначала в Сан-Франциско, затем в Сиэтл к Руби Чоу (знакомая его отца, которая содержала ресторан), которая взяла его на работу официантом. Там он изучал искусство, окончил Техническую школу Эдиссона, поступил в Вашингтонский университет на философский факультет, где и познакомился с будущей женой (с 1964) Линдой Ли Кэдвелл, которой тогда было 17 лет. Линда родила ему двоих детей: сына Брэндона (1965—1993) и дочь Шеннон (родился в 1969). [700x383]
Брюс начал сниматься в США в телесериалах, демонстрируя боевые искусства. Он стал популярен, у него начали появляться ученики, в числе которых были и многие известные люди, как например, знаменитый баскетболист, звезда НБА Карим Абдул-Джаббар (впоследствии Карим и Брюс поставили впечатляющую сцену боя в фильме «Игра смерти»). Брюс открыл свою собственную школу боевых искусств, где начал преподавать джиткундо — его собственный стиль кунг-фу, который Брюс Ли разрабатывал и совершенствовал вплоть до самой смерти. Частные уроки Брюса Ли стоили порядка 275 долларов в час, что было весьма дорого и могло обеспечить финансовую независимость Ли на годы вперёд. Но главные роли в кино ему так и не доставались, что ужасно его огорчало. От разочарования в 1971 году Брюс Ли решил покинуть Соединённые Штаты и вернуться с семьёй в Гонконг. В то время в Гонконге открылась новая киностудия «Golden Harvest» (впоследствии ставшая очень знаменитой). Брюс Ли уговорил директора студии Рэймонда Чоу дать ему главную роль в фильме «Большой босс» и разрешить самому осуществить постановку боевых сцен. Риск оправдался — фильм имел небывалый успех. Брюс Ли буквально перевернул представление о боевых искусствах в кино. Его отточенные быстрые движения, натуралистичные боевые сцены и кровавые исходы пришлись по душе азиатским зрителям, а потом эта волна передалась и зрителям всего мира. Чоу доверил Ли снять ещё два фильма («Кулак ярости» и «Возвращение дракона»), на этот раз уже с солидными бюджетами. Фильмы имели ещё больший успех и сделали Ли суперзвездой. [700x620]
Памятник Брюсу Ли в Гонконге.
Брюс Ли всё время тренировался. Он постоянно повышал свои навыки в кунг-фу, разрабатывал свой стиль джиткундо, старался привнести что-то новое в существовавшие техники боя. Он также разработал собственную систему питания, уделял очень большое внимание общеатлетической подготовке и занятиям в тренажёрном зале. Он великолепно развил своё тело и опубликовал свои методики тренировок и упражнения, ставшие очень известными. Ли также подвергал себя огромным нагрузкам в экспериментальных целях, даже испытывал себя электрическим током. В то же время Брюс Ли очень много времени уделял съёмкам, пытаясь довести каждое своё движение на экране до совершенства. Ли был амбициозным и очень требовательным к себе человеком. Но, несмотря на свой экранный образ, он был очень вежлив и обходителен в общении, очень уважительно относился к окружающим. Брюс Ли скоропостижно скончался в Гонконге 20 июля 1973 года, в период работы над фильмом «Игра смерти»: он (по одной из версий) принял таблетку от головной боли, содержащую аспирин и мепробамат, это привело к отёку мозга, что и показало вскрытие. Никакие анализы не были взяты, что ставит под сомнение то, что он умер от таблетки. После его смерти начали распространяться слухи, что его убил другой мастер, однако они не нашли подтверждения. Похороны Брюса Ли превратились в общегородской траур. Друзья и тысячи поклонников шли отдать ему последние почести. Затем тело Брюса Ли было переправлено в Сиэтл, где с ним попрощалась семья и где он был похоронен. К могиле Брюса Ли до сих пор ходят поклониться любители боевых искусств, прибывающие в Сиэтл. А его последний фильм был доснят спустя 5 лет при помощи дублёров и вызвал новую волну интереса к кунг-фу и восточным боевым искусствам. Из книги жены Брюса, Линды «Брюс Ли. Мужчина, которого только я знала»: «Я слышала всевозможные фантастические теории, каждый спекулировал его смертью как мог; и чем больше вы анализировали эти домыслы, тем более и более они казались вам абсурдными. То предполагали, что Ран Ран Шоу убил его, то говорили о том, что Раймонд Чоу организовал его убийство. Но правда была лишь в том, что китайцы потеряли своего великого героя и отказывались видеть его мёртвым; отказывались поверить тому, что их супергерой — само человеческое совершенство — скончался так же просто, как любой другой смертный. Устав от всего этого потока слухов и контрслухов, от разного рода сенсационных утверждений, я публично попросила жителей Гонконга оставить его душу в покое: „Единственная вещь, которая имеет значение, это то, что Брюс ушёл от вас и больше никогда не вернётся. Но он будет жить в нашей памяти и в своих фильмах. Пожалуйста, помните его, его гений, его искусство, то колдовство, которое он обращал на каждого из нас… Я молю вас всех, пожалуйста, оставьте его в покое, не волнуйте его душу“. Но ни один из них, должна я с сожалением сказать, казалось, меня не слушал. Я провела в Гонконге шесть недель, пока не закончилось следствие, пока не отправила мебель и т. п., и в октябре я была уже готова вернуться в Америку. Я прошла через тяжелейшие испытания, находясь в состоянии оцепенения. Я была рада тому, что снова возвращаюсь в Сиэтл, возвращаюсь к моим детям, возвращаюсь к жизни, но теперь уже к жизни без Брюса. В течение шести недель я находилась в окружении друзей и родственников Брюса, старавшихся облегчить мои страдания, насколько это было возможно. Я не чувствовала, что жизнь отнеслась ко мне несправедливо, я не считала, что жизнь была ко мне жестока, если она и была к кому-то жестока, так это, прежде всего, к Брюсу». [700x525]
Звезда Брюса Ли на аллее славы в Гонконге
Брюс Ли мог удерживать 34-килограммовую гирю на вытянутой вперёд руке в течение нескольких секунд. Удары Брюса Ли были настолько быстрыми, что порой их не удавалось заснять обычной в то время технологией 24 кадра в секунду, поэтому некоторые сцены приходилось снимать 32-кадровым способом. Брюс Ли мог держать ноги уголком в упоре на руках 30 минут и больше. Брюс Ли мог подбрасывать в воздух зёрна риса и ловить их палочками для еды. Брюс Ли мог пальцами пробить неоткрытую банку колы (в те времена банки изготавливались из стали и были гораздо толще, нежели современные алюминиевые). Брюс Ли мог отжиматься на двух пальцах одной руки, а также подтягиваться, используя только мизинец для обхвата перекладины. [700x493]
Звезда Брюса Ли на аллее славы в Голливуде
Рост Брюса Ли составлял 171 см. В некоторых источниках ошибочно указывается 168 см. О нунчаках Брюс узнал от легендарного мастера карате Хидехико «Хиди» Отияи, с которым он познакомился в лос-анджелесском центре Христианской ассоциации молодёжи (Young Men’s Christian Association) в середине 1960-х годов. Практически ни одна из компьютерных и видео- игр жанра файтинг не обходится без персонажа, прототипом которого послужил бы Брюс — Лю Кан из Mortal Kombat, Маршалл Лоу (Tekken 1-2, 4-6) и его сын Форест Лоу (Tekken 3 — Tekken Tag Tournament) из Tekken, Дракон из World Heroes, Фэй Лонг из Street Fighter, Чжэнь Ли из Dead or Alive, Макси из Soul Calibur и одноимённая игра, вышедшая эксклюзивно на Sony Ericsson Xperia PLAY, — Bruce Lee: Dragon Warrior (Брюс Ли: Воин Дракона), Lee Sin из League of Legends. Арнольд Шварценеггер считает его телосложение эталоном полного отсутствия жира в организме. Кадры с реальных похорон Ли были использованы в его последнем фильме «Игра смерти». В 1993 году Брюс Ли получил звезду на аллее славы в Голливуде за вклад в развитие киноиндустрии. В том же году был снят биографический фильм о нём. Любимыми цветами Брюса Ли были хризантемы. За недолгую жизнь у Брюса было малое число учеников, но некоторые из них были довольно известными людьми: Один из исполнителей роли агента 007 Джордж Лезенби; Линда Ли Кадвелл, его будущая жена; Карим Абдул-Джаббар, его друг, актёр (сыграл с Ли в фильме «Игра Смерти» его соперника) и известный баскетболист; Джеймс Коберн, его друг и известный актёр.
1941
Эме Жаке
французский футбольный тренер, приведший сборную Франции к победе на чемпионате мира 1998 года.
[469x700]
1941 Юрий Васильевич Назаров
механизатор совхоза имени 60-летия СССР Фёдоровского района Кустанайской области Казахской ССР. Родился в селе Федоровка, ныне Федоровского района Костанайской области Казахстана, в крестьянской семье. Русский. Окончив семь классов, он пошел работать - помогать отцу в поле. Затем отслужил три года в рядах Советской Армии. После демобилизации вернулся в родной совхоз, где много лет трудиться механизатором. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1976 года и 19 февраля 1981 года Назаров Юрий Васильевич награжден орденами Трудовой Славы II и III степеней. Указом Президента СССР от 23 апреля 1991 года Назаров Юрий Васильевич награжден орденом Славы I степени. Стал полным кавалером ордена Трудовой Славы. В 2001 году с семьей переехала в посёлок Чапаевский Красноармейского района Самарской области. Оказал помощь в организации крестьянско-фермерского хозяйства, работал в этом хозяйстве до выхода на пенсию. Живет в посёлке Чапаевский. Награжден орденами Трудовой Славы I (23 апреля 1991), II (19 февраля 1981) и III (24 декабря 1976) степеней, медалями.
1941
Эдди Раббит (Eddie Rabbitt)
певец и композитор, в 1981 г. в США № 1 был его сингл "I Love A Rainy Night". Его песни исполняли Elvis Prestley, Dr Hook и Tom Jones. Умер от рака 7 мая 1998 года.
1941
Аркадий Николаевич Сафронов
доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник НИИЯФ МГУ (1993).
1941
Эдуард Федорович Сибиряков
заслуженный мастер спорта по волейболу, олимпийский чемпион (1964,1968). Чемпион мира (1962), Европы (1967), СССР (1966, 1970). Обладатель Кубка мира (1965).
1941 Людмила Ивановна Фомичёва
оператор машинного доения экспериментального племсовхоза «Наро-Осановский» Одинцовского района, Московская область. Родилась на территории Чкаловской (ныне Оренбургской) области. Русская. Трудовую деятельность начала в конце 1950-х годов, с 1969 года работала дояркой в совхозе (позже – племсовхозе) «Наро-Осановский» (центральная усадьба – деревня Чупряково) Одинцовского района Московской области. Постепенно она стала высококлассным специалистом машинного доения, на протяжении ряда лет добиваясь наибольших в племсовхозе надоев молока в закреплённой за ней группе коров. Удостаивалась почётного звания лучшей доярки. По итогам работы в девятой пятилетке (1971–1975) Людмила Ивановна была награждена орденом Октябрьской Революции, за большие успехи в животноводстве в 1983 году – орденом Ленина. В последующие годы продолжала ударно трудиться и удерживать первенство в социалистическом соревновании среди животноводов племсовхоза «Наро-Осановский». За стабильно высокие надои молока Главный комитет Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР наградил передовую доярку бронзовой медалью и ценным подарком. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 августа 1988 года за выдающиеся результаты, достигнутые в увеличении производства животноводческой продукции на основе освоения интенсивных технологий и передовых методов организации труда, и проявленную трудовую доблесть Фомичёвой Людмиле Ивановне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Живёт в деревне Чупряково Одинцовского района Московской области. Награждена 2 орденами Ленина (21 декабря 1983; 17 августа 1988), орденом Октябрьской Революции (10 марта 1976), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (6 сентября 1973), а также Бронзовой медалью ВДНХ СССР (31 мая 1988).
1942 Сатина Кулматова
мотальщица Фрунзенской хлопкопрядильной фабрики имени 50-летия СССР Министерства лёгкой промышленности Киргизской ССР. Родилась в селе Ленинское Сталинского района Фрунзенской области Киргизской ССР (ныне – Московского района Чуйской области Киргизии). Киргизка. Трудовую деятельность начала в 1960 году мотальщицей на Фрунзенской хлопко-прядильной фабрике имени 50-летия СССР в городе Фрунзе – столице Киргизской ССР (ныне – Бишкек, столице Киргизии). В 1968 году вступила в КПСС. Проявила себя умелой и опытной рабочей, регулярно достигающей высоких результатов в своей трудовой деятельности. С самого начала, работая на фабрике, показывала высокие результаты, однако во время соревнования прядильщиц в центре легкой промышленности Киргизии – городе Ош, оказалось, что и она не достигала высших результатов в республике. Тогда же она предложила создать школы опыта и практики в фабрике, позже сама и начав обучение в такой. Там она обучалась у известных прядильщиц и победительницы того самого соревнования – Сабиры Джунушевой, перенимала у них передовую практику, набиралась опыта. Отличалась от других не оборудованием, на котором работала, а путем совершенствования организации труда на своем рабочем месте, созданием новых методов и заимствованием передовой практики у своих коллег, что помогало ей сокращать затраты времени на различные операции. Смену бобин она производила за 10 секунд при нормативных 15 секундах, а если учитывать, что Сатина за рабочую смену производила 240 раз, следовательно, она экономила 20 минут рабочего времени. Смену початка производила за пять секунд при плановых восемь секунд, а обрыв нити ликвидировала за три секунды при норме в шесть секунд. При вычислении времени, уделяемого на операции, получалось, что она экономила 47,6 процентов рабочего времени. Вот поэтому прядильщица в годы девятой (1971-1975) и десятой (1976-1980) пятилеток выполняла два пятилетних плана, и пообещала сделать это в следующей пятилетке. За высокие трудовые достижения по итогам пятилеток неоднократно награждалась орденами и медалями. Наряду со сменщицей Сабирой Джунушевой, одной из первых освоила работу на новых мотальных автоматах, работая при этом по рациональной системе маршрута обхода, заключавшейся в одновременном обслуживании агрегатов, и выполнять другие операции. Одной из первых она освоила работу на 3 автоматах (96 веретенах). Сатина отличалась тем, что добивалась своего. Например, когда в фабрике были установлены машины «Таштекстильмаш» с недоработками механизма укладки тканей, она вместе с коллективом добилась вызова из Ташкента рабочих, ответственных за производство этих машин и их замену качественными в мае 1984 года. План одиннадцатой пятилетки (1981-1985) выполнила 3 мая 1983 года, а до к 1985 года выполнила два пятилетних плана. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1983 года за выдающиеся трудовые достижения и большой личный вклад в досрочное выполнение заданий одиннадцатой пятилетки Кулматовой Сатине присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Герой Социалистического Труда Сатина Кулматова
Делегат XXVI (1981) и XXVII (1986) съездов КПСС, XVIII съезда Компартии Киргизии (1986), избиралась членом ЦК Компартии Киргизии. Депутат Верховного Совета Киргизской ССР 9-го (1975-1980) и 10-го (1980-1985) созывов. Жила в городе Бишкек (Киргизия). Дальнейшая судьба неизвестна. Награждена 2 орденами Ленина (12 мая 1977; 2 августа 1983), орденами Октябрьской Революции (20 февраля 1974), Трудового Красного Знамени (5 апреля 1971), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (9 июня 1966).
Слева направо: Герои Социалистического Труда Сатина Кулматова и Кулгакы Байсобаева.
[483x699]
1942
Джими Хендрикс (Jimi Hendrix; имя при рождении — Джонни Аллен Хендрикс, Johnny Allen Hendrix; в 1946 было изменено на Джеймс Маршалл Хендрикс, James Marshall Hendrix,)
величайший американский гитарист, певец и композитор. В 2009 году Журнал Time назвал Хендрикса величайшим гитаристом всех времен. Широко признан как один из наиболее смелых и изобретательных виртуозов в истории рока. Хендрикса ещё при жизни называли феноменом и гением. Он открыл в электрогитаре бесконечный источник возможностей нового звучания. Говоря о новшествах Хендрикса, критики подчёркивают, что он расширил диапазон и словарь электрической гитары и изменил лицо рок-музыки. Музыкой Хендрикса восхищались Джо Сатриани,Стиви Рэй Вон, Майлз Дэвис, Фредди Меркьюри, Марк Нопфлер, Эрик Клэптон, Пит Таунсенд, Пол Маккартни, Брайан Ино, Брайан Мэй, Зак Вайлд, Энтони Кидис, Кирк Хэммет, Сид Барретт, Джон Фрусчанте и другие знаменитые музыканты. Хендрикс родился в Сиэтле, в штате Вашингтон, и получил имя Джонни Аллен Хендрикс. Родители — Эл Хендрикс и Люсиль Джетер. Отец Хендрикса, вернувшись с войны, дал ему новое имя — Джеймс Маршалл. На Хендрикса оказали огромное влияние события в семье — развод родителей в 1951 году, смерть матери. Джими был близок со своей бабушкой Норой Розой Мур. Нора, чей отец был наполовину ирландцем и наполовину чероки, а мать — мулаткой, воспитала в Джими гордость за его американское происхождение. Дед и бабушка Джими были актёрами варьете в Ванкувере, где родился Эл Хендрикс. Эл переехал в Сиэтл, когда женился на Люсиль. После смерти Люсиль Эл купил Джими акустическую гитару за 5 долларов, определив этим его будущее. После того как Хендрикс поиграл с несколькими местными сиэтлскими группами, он был приговорен к 2 годам заключения за угон машины. Но его адвокат смог изменить приговор на 2 года службы в армии, в 101-й воздушно-десантной дивизии. Меньше чем через год его уволили из армии из-за травмы полученной при прыжке с парашютом. В армии Хендрикса характеризовали как очень плохого солдата: он постоянно спал на посту, ему нельзя было поручить ни одного дела. По словам одного из офицеров, «у него не было ни одного положительного качества». После возвращения из армии Хендрикс и его друг Билли Кокс переехали в Нэшвилл, там они играли, а иногда и жили, в клубах на улице Джеферсона — традиционном центре чёрного сообщества Нэшвилла. В начале 1960-х Хендрикс выступал в группах, игравших на разогреве у таких музыкантов, как Кёртис Найт, Би Би Кинг и Литл Ричард. 15 октября 1965 года Хендрикс подписал трехлетний контракт с Эдом Чалпином, согласно которому он получал 1$ и 1 % гонорара, записываясь с Кёртисом Найтом. Этот контракт позже стал причиной судебной тяжбы между Хендриксом и звукозаписывающими фирмами. К 1966 году у Хендрикса была собственная группа «Jimmy James and The Blue Flames» и постоянная работа в клубе Cafe Wha? в Нью-Йорке. В этот период Хендрикс познакомился и работал вместе с гитаристами Джефом Бакстером и Эллен Макилвэйн. Хендрикс стал близким другом гитариста по имени Рэнди Вульф (поскольку в The Blue Flames оказались двое музыкантов с именем Рэнди, Хендрикс придумал для Вулфа псевдоним «Калифорния», поскольку он недавно переехал из Калифорнии в Нью-Йорк). Позже Рэнди Калифорния станет одним из основателей группы «Spirit». Также Хендрикс познакомился с Фрэнком Заппой. Заппа познакомил Джими с только что изобретенной педалью эффектов «вау-вау» (wah-wah) — инструментом, который Джими освоил в совершенстве, и который стал впоследствии неотъемлемым элементом его «фирменного» звучания. Также на формирование звука Хендрикса повлияли ряд групп британского вторжения (особенно Yardbirds и The Who) и классики тяжёлого гаражного рока — The Sonics и Линк Рей. Когда на одном из выступлений «Jimmy James and The Blue Flames» в Cafe Wha, Хендрикса увидела Линда Кейт, подруга Кейта Ричардса, она была поражена его игрой и не могла поверить, что он не знаменит. Линда познакомила Хендрикса с ушедшим из группы «The Animals» Чезом Чендлером, он заключил контракт с Хендриксом, став его продюсером, и помог собрать новую группу The Jimi Hendrix Experience, в которую вошли басист Ноэл Рединг и барабанщик Митч Митчел. Хендрикс переехал в Лондон. Уже после нескольких выступлений у группы появилось множество фанатов. Первым синглом стал кавер песни Hey Joe, блюза, написанного Билли Робертсом, который был в то время стандартом для рок-групп. Хендрикс слышал, как эту песню исполнял Тим Роуз, и переделал её под свой психоделический стиль. Еще больший успех пришел к The Jimi Hendrix Experience после выхода оригинальной композиции Purple Haze, записанной с сильно искаженным тяжелым гитарным звуком. Вместе с балладой «The Wind Cries Mary», эти три песни попали в Топ-10. Хендрикс и его подруга Кэти Этчингем переехали в дом на Брук-стрит, 23 в центре Лондона. По соседству с этим домом, на Брук-стрит, 25, когда-то жил композитор Георг Фридрих Гендель. Хендрикс, зная об этом совпадении, купил записи Генделя. Эти два дома сейчас являются музеем Генделя, который посвящен обоим музыкантам. 31 марта Хендрикс попал в больницу с ожогами рук — после того как в первый раз поджёг гитару во время выступления в театре «Астория». [699x514]
Второй альбом «Axis: Bold as Love» развил дальше стиль, обозначенный в «Are You Experienced?». Выход альбома чуть не был сорван, когда Джими потерял мастер-запись первой стороны диска. Так как подходил срок сдачи, Хендрикс и Чендлер за одну ночь смикшировали запись из отдельно записанных партий. Хендрикс потом говорил, что никогда не был полностью доволен результатом. Возрастающая конфронтация с Ноэлом Редингом, влияние наркотиков и алкоголя, а также усталость наложили свой негативный отпечаток на гастрольное турне The Jimi Hendrix Experience по Скандинавии. 4 января 1968 года Хендрикс был арестован в Стокгольме за погром в номере отеля. Третий альбом «Electric Ladyland» стал более электронным и экспериментальным чем предыдущие записи. Он включает 15-минутный блюз «Voodoo Child», джазовую композицию «Rainy Day, Dream Away/Still Raining, Still Dreaming» и, пожалуй, самую известную версию песни Боба Дилана «All Along the Watchtower». Дилан говорит, что эта версия ему нравится даже больше, чем собственная. Хендрикс решил вернуться в США и основал в Нью-Йорке свою собственную студию звукозаписи, в которой он мог реализовать любые свои музыкальные замыслы. Строительство студии, которая была названа «Electric Lady», было завершено только в середине 1970-х. Дисциплинированность, аккуратность Хендрикса в работе превратились в эксцентричность, неопределённость. Перфекционизм Хендрикса (песню «Gypsy Eyes» записали только с 43-го дубля, и Джими всё равно не был удовлетворен) в комбинации с пристрастием к наркотикам вынудили Чеза Чендлера уйти, в мае 1968 он передал управление своему партнеру Майку Джефри. Перфекционизм Хендрикса в студии стал легендарным. Джими заставил гитариста Дэйва Мэйсона сделать более двадцати дублей акустического сопровождения в «All Along The Watchtower». Глубоко неуверенный в своем голосе, Хендрикс часто записывал вокал, спрятавшись за студийными экранами. Многие критики сейчас считают, что Майк Джефри оказал негативное влияние на карьеру и жизнь Хендрикса. Ходили слухи, что Джефри присвоил себе большую часть денег, заработанных Хендриксом, и спрятал их на счетах в оффшорных банках. Утверждают также, что Джефри имел связи с ЦРУ и военной разведкой, а также с мафией. 24 февраля 1969 The Experience выступила в Лондонском «Альберт Холле», сняв фильм, обозначенный как последнее выступление группы. На самом деле музыканты продолжали выступать вместе до 29 июня, когда они выступили на поп-фестивале в Денвере. После этого концерта Ноэл Рединг объявил, что уходит из группы. 3 мая Хендрикс был арестован в аэропорту Торонто, после того как в его багаже был найден героин, и был отпущен под залог в 10 000 долларов. Хендрикс утверждал, что наркотики были подброшены в его сумку фанатом, что скорее всего является правдой, т.к. даже после его смерти в анализах не было обнаружено следов героина. Но не смотря на это, в прессе была запущена кампания о том, что он сидел на героине. К августу Хендрикс собрал новую группу «Gypsy Sun and Rainbows», чтобы сыграть на фестивале в Вудстоке. В состав группы, кроме Хендрикса, вошли басист Билли Кокс, барабанщик Митч Митчел, ритм-гитарист Ларри Ли, а также Джерри Велез и Юма Султан, игравшие на перкуссии. Это выступление наиболее известно за исполнение инструментальной версии гимна США «The Star-Spangled Banner», которая перешла в «Purple Haze», затем в соло и в «Villanova Junction». После завершения программы Джими в ответ на требования публики сыграл свой хит «Hey Joe». Многие считают, что это было лучшее выступление Хендрикса. «The Gypsy Sun and Rainbows» не просуществовала долго: под давлением своих друзей, близких к набиравшим в то время силу радикальным негритянским движениям, Хендрикс сформировал новое трио «Band of Gypsys», состоявшее только из чернокожих музыкантов. В него вошли басист Билли Кокс и барабанщик Бадди Майлз. С открытием студии «Electric Lady», Хендрикс стал проводить больше времени за студийной работой и начал записывать несколько новых песен. 30 августа Хендрикс в последний раз выступил в Великобритании на фестивале «Isle of Wight» вместе с Митчелом и Коксом. Хендрикс выразил свое недовольство фанатам из-за того, что те требовали играть старые хиты и не хотели слушать новые музыкальные идеи Хендрикса. Видеозапись этого концерта была выпущена под названием «Wild Blue Angel». 6 сентября, на его последнем выступлении на фестивале «Isle of Fehmarn», Хендрикс был встречен зрителями чрезвычайно неприветливо и вскоре покинул сцену. Хендрикс остался в Англии и утром 18 сентября 1970 года был найден мертвым в номере отеля «Samarkand» в Лондоне. Он провел ночь со своей тогдашней подругой, немкой Моникой Данеман, и умер в постели, захлебнувшись рвотными массами, после приёма 9 таблеток снотворного. Данеман заметила, что с Джимми происходит что-то не то, однако боялась вызвать скорую из-за находившихся повсюду в квартире наркотиков. Несколько лет спустя Данеман утверждала, что Хендрикс был ещё жив, когда его переносили в машину скорой помощи, но её комментарии по этому делу были очень противоречивыми и менялись от интервью к интервью. В фильме-биографии Хендрикса врач, дежуривший тогда на скорой, сказал, что к тому моменту, когда Джимми увезли в больницу, спасти его уже было невозможно. Джими Хендрикс был похоронен в Гринвудском Мемориальном Парке в Рентоне, штат Вашингтон, США, вопреки его желанию быть похороненным в Англии. Посмертная дискография Джими Хендрикса насчитывает более 300 записей.
1942 Виталий Васильевич Чайников
вальцовщик Кемеровского научно-производственного объединения «Карболит» Министерства химической промышленности СССР, город Кемерово. Родился в деревне Золотухино Галичского района Костромской области. Окончил 9 классов средней школы в 1957 году. Трудовую деятельность начал плотником Костромской сплавконторы треста «Костромалесосплав» в городе Кострома. В 1961-1964 годах служил в Советской Армии. С 1964 года – аппаратчик, а затем вальцовщик цеха высокопрочных прессматериалов Кемеровского научно-производственного объединения «Карболит» Минхимпрома СССР в городе Кемерово. В 1985 году вступил в КПСС. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1975 и от 6 апреля 1981 года награждён орденами Трудовой Славы III и II степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1986 года Чайников Виталий Васильевич награждён орденом Трудовой Славы I степени. Стал полным кавалером ордена Трудовой Славы. В дальнейшем вышел на пенсию. Живёт в городи Топки Кемеровской области. Награждён орденами Трудовой Славы I, II, III степеней, медалями.
[700x525]
1942 Властимил Янса (чешское имя — Vlastimil Jansa)
чешский, ранее чехословацкий, шахматист, гроссмейстер (1974). Родился в Нова-Дубеч близ Праги. Тренер. Шахматный журналист; редактор шахматных отделов в газет «Млада фронта» и «Сигнал».Победитель студенческих олимпиады (1963) в составе национальной команды. Чемпион ЧССР (1964, 1974 и 1984). В составе национальной команды участник ряда олимпиад (с 1964). Успешно выступил в зональном турнире ФИДЕ — Прага (1985) — 1-3-е место, получил право играть в межзональном турнире — Биль (1985) — 12-13-е место. Лучшие результаты в других международных соревнованиях: Сараево (1972) — 3-5-е; Амстердам и Мадонна-ди-Кампильо (1973) — 1-е; Лейпциг (1973) — 4-е; Амстердам (1974) — 1-3-е; Нью-Йорк (1974) — 1-2-е; Сомбор (1976) — 1-3-е; Чирелла-ди-Диаманте (1976/1977) — 1-е; Врнячка-Баня (1978 и 1981) — 3-е и 1-е; Смедеревска-Паланка (1978 и 1980) — 2-е и 2-3-е; Баньё (1979) — 1-2-е; Кладово (1980) — 3-е; Трнава (1982) — 1-е; Эсбьерг (1982) — 3-4-е; Крагуевац (1984 и 1985) — 1-2-е и 3-4-е; Гёусдал (1984 и 1986) — 3-7-е; Мец (1985) — 3-5-е (142 участника); Боргарнес (1985) — 1-2-е; Ниш (1985) — 2-4-е; Гёусдал (1987, август) — 1-е места (50 участников). Литература: Шахматы : энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 519. — 624 страницы — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3.
1943
Жиль Сандер
модельер
[700x700]
1944
Тревор Дэйвис (Trevor Davis)
участник английской поп-рок-группы «Dave Dee, Dozy, Beaky, Mick and Tich» (1968 UK №1 сингл 'Legend Of Xanadu').
1944
Юрий Антонович Зубаков
вице-адмирал, посол Российской Федерации в Литовской Республике Родился в Чите. Окончил Высшую школу КГБ. Был преподавателем в музыкальной школе. С 1966 в военной контрразведке, особист на кораблях Тихоокеанского флота. Занимал руководящие посты в управлении кадров 3-го Главного управления КГБ, был секретарем объединенного парткома КГБ, работал в отделе административных органов ЦК КПСС. С 1990 советник аппарата СБ СССР. С 1991 замдиректора СВР по административно-хозяйственной части. С февраля 1996 замминистра иностранных дел. С сентября 1998 глава аппарата правительства. С октября 1999 посол в Литве. Любит музыку.
1944
Эдди Рэббитт
американский певец и композитор. Первый сингл «Six Nights And Seven Days» был выпущен в 1964 г. фирмой «20th Century Fox», а затем его переманила «Columbia». Однако в Нью-Йорке кантри-музыкой заработать на жизнь было невозможно, и в 1968 г. исполнитель перебрался в Нэшвилл. В 1970 г. передал кассету с записями нескольких своих песен Элвису Пресли - король рок-н-ролла выбрал «Kentucky Rain», которая в 1971 г. стала его 50-м «золотым» диском и вошла в Тор 20 США и Великобритании. В 1973 г. другой певец Ронни Милсэп возглавил хит-парад Америки с его композицией «Pure Love». Как исполнитель, заявил о себе в 1974 г., когда его кантри-композиция «You Get To Me» имела успех в южных штатах, а еще через два года песня «Drinkin` My Baby (Off My Mind)», написанная в соавторстве с Ивеном Стивенсом, возглавила национальный хит-парад кантри. Часто писал песни в соавторстве со Стивенсом и своим продюсером Дэвидом Моллоем. В 1978 г. вместе с отцом, который играл на аккордеоне, записали композицию «Song Of Ireland», которая до сих пор является неофициальным гимном ирландской общины Нью-Йорка. В 1983 г. у него родился сын - у ребенка оказалось очень редкая врожденная болезнь, и вплоть до его смерти в 1985 г. музыкой не занимался. После рождения второго сына в 1986 г. вновь возглавил хит-парад страны - переаранжировал в классический рок-н-ролл одну из любимых вещей своей молодости «The Wanderer». Творчество исполнителя в 90-х гг. кардинальных изменений не претерпело, хотя наметился легкий крен в сторону более эстрадных вещей. В 1998 г. умер от рака легких.
[523x698]
1944
Тамара Николаевна Хмиадашвили (грузинское имя — თამარ ნიკოლოზის ასული ხმიადაშვილი)
грузинский женский шахматный гроссмейстер мастер (1998). Участница ряда чемпионатов СССР, лучший результат — 3-е место (1981). Участница зонального турнира ФИДЕ (1981) — 5—7-е места. Лучшие результаты в международных турнирах: Тбилиси — Гори (1970 и 1985) — 3-е и 6—7-е; Пловдив (1976) — 3-е; Галле (1980) — 2-е; Пётркув-Трыбунальски (1981) — 3—4-е; Тбилиси (1987) — 6—8-е места. Умерла в Тбилиси 1 ноября 2019 года. Литература: Шахматы : энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 442. — 621 страница — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3.
1944
Николай Яковлевич Шатохин
генерал-майор, главный федеральный инспектор по Белгородской области. Родился в с. Истобная Белгородской области. Окончил Харьковский инженерно-строительный институт и Высшие курсы КГБ. С 1966 работал на строительных объектах в Кокчетавской области Казахстана, с 1968 на сооружении горно-рудного комплекса в Белгородской области. С 1971 в КГБ. Начинал оперуполномоченным, возглавлял подразделения органов в Губкине и Старом Осколе. В 1989-1991 замначальника управления КГБ по Тюменской области, затем замначальника управления АФБ по Белгородской области. С апреля 1992 начальник УМБ по Белгородской области. С марта 2001 главный фединспектор. Награжден 7 медалями и орденом «За боевые заслуги». Женат, два сына. Любит шахматы, охоту и рыбалку.
1945
Валерий Александрович Баринов
актер Малого театра, народный артист России (1999). Родился в деревне Жилино Володарского района Орловской области. Окончив Высшее театральное училище при Малом театре (1968), начал сценическую деятельность в Театре имени А.С.Пушкина в Ленинграде (ныне — Александринский театр). С 1968 по 1974 играл на ленинградской сцене. Актер также много снимается в кино, но особую популярность ему принесло участие в телесериалах ("Петербургские тайны", "Марш Турецкого", "След оборотня").
[567x700]
1945
Рэнди Бреккер (Randy Brecker)
американский трубач, флюгельгорнист. Один из виртуозов 1980-1990-х гг., универсальный исполнитель. Учась в университете, увлекся ритм-энд-блюзом, на профессиональную джазовую сцену попал в 17 лет, работал с Кларком Тэрри, Барри Альтшулем, Дэйвом Либменом, в оркестре Тэда Джонса - Мела Льюиса. В 1966 г. был одним из организаторов группы «Blood, Sweat and Tears». В 1969 г. вместе с младшим братом Майклом Бреккером и барабанщиком Билли Кабэмом создал группу «Dreams». В 1969-1973 гг. работал в квинтете Хораса Силвера, также играл со многими выдающимися джазменами, пока в 1975 г. не организовал вместе с братом ансамбль «Brecker Brothers Band». Самый большой успех принес диск «Heavy Metal Be-Bop» (1978). В 1976-1979 гг. содержал свой клуб, а в 1980-1982 гг. работал в оркестре «Mingus Dynasty». В 1992 г. - воссоединение с братом и запись диска «Return Of Breckers Brothers». В 1999 г. выступал в Санкт-Петербурге и Москве. Альбом «Out of The Loop» в 1994 г. был дважды удостоен премии «Grammy».
1945
Галина Ильинична Бубнова
доктор филологических наук, профессор кафедры французского языка для гуманитарных факультетов факультета иностранных языков.
1945
Вадим Сергеевич Грехнев
доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии философского факультета.
1945
Виктор Михайлович Коклюшкин
писатель-юморист, пишущий для эстрады и сам часто на ней выступающий. Особую популярность со времен «Алло, Люся?» приобрели номера, исполняемые Ефимом Шифриным.
1945
Юрий Сергеевич Савченко
футболист, футбольный арбитр. В 1968 году забитый им гол принес победу московскому "Торпедо" в финале Кубка СССР, а как судья он 9 раз входил в списки лучших по итогам сезона, в чемпионатах СССР и России отсудил 140 матчей и свыше 40 международных игр.
1946
Виктор Константинович Александров
заслуженный лётчик-испытатель СССР (1990), майор. После окончания Качинского ВВАУЛ в 1969 г. служил в нём инструктором. С мая 1975 г. на испытательной работе в ЛИИ. В 1981-1983 был лётчиком-инструктором в ШЛИ. Испытывал самолёты «МиГ-21», «МиГ-23», «МиГ-25», «МиГ-27», «Су-27», двигатели на «Ту-16ЛЛ» и «Ил-76ЛЛ».
1946
Нина Константиновна Маслова
актриса Театра-студии киноактера. Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1971, мастерская С.Герасимова и Т.Макаровой). Заслуженная артистка России (2006).
[696x700]
1946
Олег Яковлевич Ухналёв
советский и российский эстрадный певец (баритон), Народный артист Российской Федерации. Родился в городе Горький, в семье кадрового военного-моряка Якова Гордеевича Ухналёва. «Мой отец Яков Гордеевич Ухналев брал Берлин. Капитан третьего ранга, морская артиллерия. После этого он остался служить в армии в Германии. Но они с мамой как истинные патриоты считали, что рожать детей надо на Родине. И нас с братом Сергеем рожали дома». Младший брат Сергей (1952 г.р.) окончил Владимирское музыкальное училище по классу кларнета. Затем окончил Горьковскую консерваторию тоже по классу кларнета. У Олега голос прорезался где — то лет в 14 и он пел везде, в том числе и на застольях под баян. В 1962 году, когда семья проживала в Калининграде, по настоянию отца в 16 лет поступил и был зачислен певцом-юнгой в Ансамбль песни и пляски дважды Краснознамённого Балтийского флота, с которым участвовал во многих концертах. В 1963 году во время встречи с моряками-балтийцами происходит встреча начинающего певца с уже известными композиторами Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым. «Меня представили Александре Николаевне и я спел с листа очень популярную тогда песню «Куба — любовь моя». Она сразу же сказала: «Боже мой, этому мальчику надо обязательно учиться, приезжайте в Москву». И взяла меня на творческие встречи с экипажами боевых кораблей. На следующий год наш ансамбль перед 9 мая приехал в Москву с ежегодным отчетом о проделанной работе. Я пришел к Александре Николаевне, она ещё раз настоятельно рекомендовала пойти учиться, обещала помочь.» — Из интервью Дмитрия Санагурского с Олегом Ухналёвым. В 1964 году сдает экзамены и проходит отбор сразу в Гнесинское Училище, ГИТИС и Московскую Косерваторию имени П.И.Чайковского. Выбирает Консерваторию и поступает учиться по классу вокала. В 1967 году знакомится с Юрием Саульским и под его управлением, параллельно с учёбой, начинает выступать солистом-вокалистом джазового эстрадного оркестра «ВИО-66» (Вокально-Инструментальный Оркестр). Помимо музыки Саульского, оркестр исполнял произведения Дюка Эллингтона, Вуди Германа, Генри Манчини, Квинси Джонса, много экспериментировал, в частности, по примеру оркестра Рея Конниффа вокальная группа, в том числе и Олег, пели в подражание каким-то инструментам, например, мальчики — как тромбоны или саксофоны, девочки — как трубы. Также в оркестре в это время играли такие музыканты, как саксофонист и джазмен Алексей Козлов, пианист Игорь Бриль, барабанщик Владимир Журавский, тенор-саксофонист Юрий Чугунов. Во время учебы он работал у Саульского в ВИО-66, а после окончания консерватории, он вместе с Валерой Беспаловым создает ансамбль «Москвичи». С «Москвичами» он записал «Червону руту». Потом он работал в ансамбле «Советская песня», в оркестре «Современник», в различных филармониях. После Сыктывкара он работал в Николаеве в ВИА «Поющие юнги», где руководителем был Игорь Крутой. Потом Олег возвращается в Москву и становится солистом на радио. В 1968 году происходит знакомство с известным композитором Давидом Тухмановым, в то время работавшим с эстрадным певцом Валерием Ободзинским. Тухманов предложил молодому артисту записать для радио песню «И не то, чтобы „Да“, и не то, чтобы „Нет“…» на стихи Игоря Шаферана. Песня, прозвучавшая впервые в утренней воскресной передаче Всесоюзного радио «С добрым утром!», была переломной в творческой карьере, и по собственному признанию певца, после неё он «проснулся знаменитым». Затем песня прозвучала на радио «Юность», а в 1969 году Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» включила её в серию грампластинок «Всем, кто любит песню» наряду с такими исполнителями песен, как Эдита Пьеха, Анатолий Королёв, Лариса Мондрус. В том же 1968 году Олег Ухналёв участвовал с песней Давида Тухманова «Пока молодой» в конкурсе на лучшее исполнение советской молодёжной песни. Председателю жюри Леониду Утесову, очень понравилось исполнение, в результате — победа и «Первая премия». 1970 год — год успешного окончания Консерватории и выхода первой грампластинка-миньона артиста, разошедшейся по стране многомиллионным тиражом с песнями «Дождь и я» (Р.Майоров — О.Гаджикасимов), «23 часа полёта» (Д.Тухманов — И.Шаферан), «Баллада о солнечном „Ра“» (С.Пожлаков — Л.Лучкин). В этом же году Олег Ухналёв покидает «ВИО-66» и становится солистом ВИА «Москвичи», где работает совместно с певицей Аллой Пугачевой и Георгием Мамиконовым (с 1985 года руководитель ВИА «Доктор Ватсон»). Работая в ансамбле «Москвичи», певец включает в свой репертуар написанную в 1970 году одну из самых известных впоследствии песню украинского композитора и поэта Владимира Ивасюка — «Червона рута» (в 1972 году вместе с песней «Дали отчие окинув» (В.Пикуль — А.Поперечный) была записана на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия»).
В это же время певец сотрудничает в совместных концертах с Валерием Ободзинским, чуть позднее много гастролирует по стране и за рубежом с трио под управления Александра Тартаковского. Предположительно, в эти годы сотрудничает с эстрадным оркестром «Современник» под управлением Анатолия Кролла и оркестром «Советская песня» под управлением Алексея Мажукова. В 1975 году работает солистом вместе со стажирующимся Александром Серовым в ансамбле «Поющие юнги» города Николаева, руководил которым ныне популярный композитор Игорь Крутой. Творческая деятельность снова сводит певца с Леонидом Утёсовым, и с 1976 года Ухналёв по приглашению солирует в эстрадном оркестре РСФСР под его управлением. В 1978 году Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает очередную грампластинку-миньон с песнями: «Я вижу тебя» (И.Якушенко — Л.Ошанин), «Небо моё» (А.Зацепин — Л.Дербенёв), «Пройду весь свет» (М.Фрадкин — В.Лазарев), «Ничей» (Ю.Саульский — Е.Евтушенко). Артист много концертирует, его песни звучат на радио и телевидении. Патриотические песни, исполняемые с самого начала творческой деятельности, наравне с лирическими, составляли основу репертуара певца. Красивый баритон не мог остаться незамеченным армейскими коллективами, и в 1980 году он был приглашен солистом в ансамбль Московского военного округа под управлением хорового дирижёра Сурена Баблоева, в котором проработал четыре года. В это же время Олег Ухналёв работал в качестве ведущего солиста и в Московском ансамбле ПВО. В своё время певец сотрудничал с популярным певцом Валерием Ободзинским в совместных концертах — аншлагах. Олег Ухналёв вспоминал: «Сказочное время было — никакой конкуренции, никакого соперничества! С Валерой мы работали вместе, в одном концерте, я первое отделение, он второе и наоборот. Нас возил известный конферансье Павел Леонидов, который по-своему открыл такие звёзды, как Лариса Мондрус, Алла Иошпе и Стахан Рахимов». К этому времени, можно сказать, артист стал профессионалом эстрады, в совершенстве владеющим своим голосом, со своей оригинальной манерой исполнения и «подачи» песни слушателю. Искренность, сопереживание, диалог с залом — то, чем можно отметить каждое выступление артиста, вне зависимости от жанра исполняемой песни. А возможности его баритона позволяли с успехом исполнять современные и классические произведения, старинные романсы. Олег Ухналёв обязательно старался спеть на своём концерте одну песню без микрофона. Характерный случай, произошедший на гастролях в Орли, пригороде Парижа: во время концерта отказывает аппаратура, гаснет свет, и зал на семь тысяч зрителей погружается во тьму. Артист начинает петь без микрофона «Вдоль по Питерской», по окончании песни возникает «мёртвая» пауза, артист в замешательстве: «Что не так?»… и взрыв аплодисментов! В 1980 году на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» выходит сразу три пластинки с записями Олега Ухналёва. Первая — авторская грампластинка поэта Л.Кретова c песнями на музыку композитора Алексея Мажукова «Водопад» и «Реченька», последняя записана в дуэте с певицей Ольгой Зарубиной. Вторая — «Песни и эстрадная музыка Вальтера Оякяэра» с песнями «Навстречу луне», «В прибрежном колхозе», «Делись огнем» и третья грампластинка-сборник популярных эстрадных песен «А любовь жива…», куда также включена песня «Навстречу луне». В 1982 году Олег Ухналёв записывает две песни «Песенка „01“» и «Позвони „01“» для грампластинки «Мы — пожарная дружина», в 1989 — песню «Неспокойно родное море» для грампластинки «Песни Наума Лабковского». Следующие записи певца вышли в 2001 году, это уже не грампластинка, а компакт-диск «О тебе», с двадцатью песнями разных лет, выпущенные фирмой «Русский Диск». В 2005 году Фирма «Мелодия» продолжила ретроспективу лучших песен певца компакт-диском «23 часа полета», в которую вошли девятнадцать записей 1969—1980 годов. Интересный факт: многие песни для Олега написал его родной брат Сергей Яковлевич Ухналёв, среди них, такие как «Черемуховый цвет», «Летняя гроза», «Третий лишний» и другие. В новом тысячелетии Олег Ухналёв продолжает творческую деятельность выступлениями с Муниципальным оркестром «Джаз-бенд Ретро звёзды» вместе с бывшими участниками оркестров Олега Лундстрема, Эдди Рознера, Юрия Саульского, Анатолия Кролла, Алексея Мажукова под управлением Заслуженного работника культуры Анатолия Серикова, и музыкального руководителя и аранжировщика Игоря Габриэляна. В 2001 году свет увидел компакт-диск певца «О тебе» CD, а в 2005 году в серии «Золотая Мелодия» вышел его второй компакт-диск «23 часа полёта» CD с популярными песнями прошлых лет. Последней песней которую собирался исполнить певец и даже записать была песня его брата «Май без войны». Свой творческий путь Лауреат Всесоюзных и международных конкурсов, Народный артист России Олег Яковлевич Ухналёв завершает солистом муниципального оркестра города Балашихи. Певец умер в подмосковном городе Красногорск где он жил в последнее время от острой сердечной недостаточности 14 августа 2005 года. Олег Ухналев после отпевания был похоронен рядом с могилой родителей на кладбище «Улыбышево» город Владимир- центральный въезд, третий квартал справа, 9 ряд. Дискография: 1970 «Поет Олег Ухналев»; 1970 «Дождь и я»; 1978 «Я вижу тебя»; 1980 «Песни и эстрадная музыка Вальтера Оякяэра»; 2001 «О тебе»; 2005 «23 часа полета»; 2006 «Золотая коллекция ретро».Народный артист Российской Федерации, (1998)
1947
Маурицио де Анджелис
итальянский композитор.
1947
Исмаил Омар Гелле
президент государства Джибути (1999-).
[501x698]
1947
Григорий Бенционович Остер
российский детский писатель, поэт. Автор стихотворного сборника "Вредные советы", сказок "Котенок по имени Гав", "38 попугаев", книг "Как хорошо дарить подарки", "Зарядка для хвоста". Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2002 г.). В предисловии к своему сборнику «Сказки для мультфильмов» самый известный детский юморист последних десятилетий пишет: прежде, чем случится кино, «должна появиться сказка. Обычно она появляется так: приходит в голову к какому-нибудь автору. Я очень рад, что сказки про 38 попугаев, про котёнка по имени Гав, про обезьянок младшего возраста и многие другие решили прийти в голову именно мне». Мы тоже рады. Потому что редкая голова сумеет так много и почти всегда безошибочно шутить для самой трудной — детской! — аудитории. Кроме «Вредных советов», сразу превратившихся в классику, Григорий Остер создал целую библиотеку бесстрашного юмора в стихах и прозе: «Нешкольные задачи по физике», «Задачник по математике», «Конфетоведение», «Школьный сонник», «Папамамалогия» и т.д. Читать эти книжки подряд, без перерыва, пожалуй, не стоит, ведь даже пирожные, если есть их на завтрак, обед и ужин, покажутся несколько однообразными. Зато держать под рукой, как панацею от грусти и тоски, совершенно необходимо. Приходишь, например, из школы после самого неудачного дня, открываешь «Детские народные приметы и суеверия» и читаешь: «Если дневник с двойками сгорает, потрескивая, — это к морозу, горит ровным тихим пламенем — к тёплым солнечным дням».
1947
Александр Яковлевич Славутский
российский режиссер, главный режиссер Казанского академического русского Большого драматического театра имени В.И.Качалова (с 1994 г.), народный артист Российской Федерации. Лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Г.Тукая (2000 г.)
1948
Вячеслав Мадан
актер и режиссер Кишиневского русского драматического театра имени А.П.Чехова. Министр культуры Молдовы.
1948
Дэйв Уинтроп (Dave Winthrop)
саксофонист из "Supertramp" (1979 US №6 и UK №7 сингл 'The Logical Song' 1974 альбом 'Crime Of The Century').
1948
Войцех Янковский
польский журналист и писатель, автор рассказов "Конь", "Совершенно новый интерес".
1949
Джеймс «Джим» Прайс (James E. "Jim" Price)
американский профессиональный баскетболист. Играл на позиции разыгрывающего защитника. Родился в Расселлвилле, штат Кентукки, США. Учился в Луисвиллском университете, в 1972 году был выбран на драфте НБА под 16-м номером командой «Лос-Анджелес Лейкерс». Позже выступал за команды «Милуоки Бакс», «Баффало Брейвз», «Денвер Наггетс» и «Детройт Пистонс». Всего в НБА провёл 7 сезонов. Один раз принимал участие в матче всех звёзд НБА (1975). Включался в 1-ую сборную новичков НБА (1973), во 2-ую сборную всех звёзд защиты НБА (1974), а также во 2-ую всеамериканскую сборную NCAA (1972). Всего за карьеру в НБА сыграл 510 игр, в которых набрал 5088 очков (в среднем 10,0 за игру), сделал 1566 подборов, 1886 передач, 724 перехвата и 126 блокшотов.
1950
Гульзия Бельбаева
актриса. Гульзия Бельбаева — девушка из шахтерской семьи, жившая в Карагандинской области, после окончания музыкальной школы собиралась поступать в консерваторию, но увидела объявление о наборе на казахский актерский курс во ВГИК. И стала студенткой мастерской Бориса Бабочкина.
[393x700]
1950
Натан Бирнбойм (имя на иврите — נתן בירנבוים)
израильский шахматный международный мастер (1978). В составе сборной Израиля участник 5-и Олимпиад (1976—1984) и 2-х командных чемпионатов Европы (1980 и 1989).
1951
Гуннар Грапс
эстонский рок-музыкант, композитор, лидер группы «Magnetic Band» (ударные, вокал), превратившейся потом в «GGG» («Группа Гуннара Грапса»), ныне покойный.
1951
Дражен Далипагич
югославский баскетболист, олимпийский чемпион 1980 года.
1951
Михаил Васильевич Сажиной
доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ (1991).