[437x699]
1930
Владимир Емельянович Максимов (настоящее имя — Лев Алексеевич Самсонов)
русский писатель, публицист. Родился в Москве, сын рабочего, репрессированного в кампанию борьбы с троцкизмом. Сменив фамилию и имя, сбежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детских домах и колониях для малолетних преступников, откуда совершал побеги в Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье. Получил профессию каменщика в школе ФЗО. Работал на стройках, искал алмазы на Таймыре. В 1951, после освобождения из мест заключения, был определен на жительство в одну из станиц Кубани. Начал выступать как колхозный поэт в газетах Краснодара; в 1956 в г.Черкесске опубликовал сборник стихов и поэм Поколение на часах. Он оказался художественно невыразительным в силу поверхностной публицистичности и штампованности поэтической речи. В 1961 в сборнике «Тарусские страницы» вышла повесть Максимова «Мы обживаем землю», где на основе впечатляющего личного опыта рассказывалось о поисках таежными бродягами, мужественными и неспокойными людьми, своего места в жизни. В 1962 известный писатель В.А.Кочетов опубликовал в руководимом им журнале «Октябрь» повесть Максимова Жив человек, вызвавшую доброжелательные отклики (инсценирована в 1965 Московским театром драмы имени А.С.Пушкина), и ввел молодого литератора, с конца 1950-х годов вернувшегося в Москву и в 1963 принятого в Союз писателей СССР, в редколлегию своего издания (1967–1968). В 1964 Максимов опубликовал «производственную» пьесу «Позывные твоих параллелей». В то же время усиление трагических нот в творчестве Максимова (рассказы «Дуся и нас пятеро», «Искушение; Шаги к горизонту», другое название «Баллада о Савве», все 1963; повести «Дорога», 1966; «Стань за черту», 1967), острота коллизий, обнажавших социальное неблагополучие общества, привели писателя к созданию романа-эпопеи «Семь дней творения» (1971), пронизанного тоской по христианскому идеалу. Здесь прослеживается судьба крестьянского рода Лашковых, оторванного от его корней – земли и православия. Автор описывает новые социальные роли ее членов– железнодорожников, строителей, дворников, актеров, лесничих, их новую житейскую географию – от Москвы до казахстанских степей, их подчиненность законам государства, возбуждавшего то тягу к перемене мест, то неистовый энтузиазм. Тяжкое прозрение переживает старейшина рода Лашковых, самоотверженно служивший «делу коммунизма» и на исходе жизни осознающий неправоту своего пути. Проповеднически-морализаторский, откровенно тенденциозный пафос жесткой прозы Максимова вместе с тяготением писателя к «босяцкой» романтике, людям «дна» с их неизменной ненавистью к любым благополучным, особенно ярко проявившийся в первом романе Максимова, позволяет критикам видеть в его творчестве сплав художественных традиций Ф.М.Достоевского и М.Горького. Одновременно эта тенденция способствовала расцвету публицистики Максимова, затрагивающей вопросы политики, религии, идеологии, литературной жизни, национального самосознания, непримиримой к фальши не только советского, но и постперестроечного общественного устройства (как и западной демократии – памфлет «О носорогах») и ассоциирующейся порой с современным русским антизападничеством и «почвенничеством». Углубляет разногласия с властями следующий роман Максимова – «Карантин» (1973), где двое людей в поезде, остановленном в степи из-за эпидемии холеры, ищут в друг друге, а затем и в Спасителе опору для духовного возрождения и выхода из круга бесцельного и греховного существования. Опубликованный на Западе и в «самиздате», роман послужил поводом для помещения его автора в психиатрическую больницу и исключения из СП (1973). В 1974 писатель эмигрирует, поселяется в Париже и основывает там журнал «Континент» (до 1992), продолживший герценовские традиции русской литературы в изгнании. Вокруг издания собрались силы эмиграции «третьей волны» (в том числе А.И.Солженицын и А.А.Галич; среди членов редколлегии журнала – В.П.Некрасов, И.А.Бродский, Э.И.Неизвестный, А.Д.Сахаров, называвший Максимова «человеком бескомпромиссной внутренней честности»). В 1990-е в один из своих приездов в Россию, Максимов передал «Континент» московским литераторам. Во Франции Максимов пишет романы «Ковчег для незваных» (1976), повествующий об освоении Советским Союзом Курильских островов после Второй мировой войны, и «Заглянуть в Бездну» (1986), историю любви адмирала А.В.Колчака, – оба на подкрепленном документальными сценами и справочными материалами историческом фоне, с неприятием большевизма, трактуемого как апофеоз насилия и исторического волюнтаризма, антипод христианской цивилизации; а также роман Кочевание до смерти (1994), насыщенный автобиографическими реминисценциями, полный обличений не только советской действительности (особенно через призму рассказа о казачьем мятеже 1920-х), но и тяжкой атмосферы русской эмиграции. Он был антикоммунистом и постоянным (в последние полтора года жизни) автором газеты «Правда», беспощадным аналитиком и верующим христианином, для одних – беспринципным капитулянтом, для других – пророком. По мнению многих литературоведов Максимов явил в своем противоречивом облике некую ипостась протопопа Аввакума с его идеей «отстаивания» России и всего русского во враждебном кольце западной цивилизации. Умер в Париже 25 марта 1995 года.
1930
Владимир Андреевич Успéнский
доктоp физико-мaтемaтических нaук (1964). Окончил механико-мaтематический фaкультет МГУ (1952). Пpофессоp, заведующий кaфедpой мaтемaтической логики и теоpии aлгоpитмов мехaнико-мaтемaтического фaкультетa (1966). Читает курсы лекций "Введение в математическую логику", "Вычислимые функции", "Теорема Геделя о полноте". Подготовил 25 кандидатов и 2 докторов наук. Автор 95 научных работ.
1930
Владимир Петрович Холодов
бригадир слесарей-сборщиков Харьковского завода «Электротяжмаш» имени В.И.Ленина Министерства электротехнической промышленности СССР (Украинская ССР). Родился в селе Никольское Солнцевского района Курского округа Центрально-Чернозёмной области (ныне – Солнцевского района Курской области). Русский. Получил среднее образование. Трудовую деятельность начал в 1947 году слесарем на 8-м Государственном подшипниковом заводе (ГПЗ) в городе Харьков Украинской ССР (ныне – Украины). В 1951-1955 годах служил в Советской Армии. После увольнения из Вооружённых Сил в 1955 году поступил слесарем-сборщиком электрических машин и аппаратов турбогенераторного цеха Харьковского завода «Электротяжмаш» имени В.И. Ленина. Вступил в КПСС. В 1960 году возглавил бригаду слесарей-сборщиков по изготовлению роторов крупных электрических машин и аппаратов турбогенераторного цеха, которая за успешное выполнение социалистических обязательств удостоилась звания «Бригада XXII съезда КПСС». Принимал непосредственное участие в изготовлении уникальных турбогенераторов мощностью от 30 до 500 киловатт для Нововоронежской атомной электростанции, турбогенераторов для Ставропольской и Гусино-Озёрской ГРЭС, Экибастузского энергетического комплекса. За высокие трудовые достижения по итогам семилетнего плана (1959-1965) награждён орденом Ленина. Одним из первых на заводе поддержал почин москвичей: «Пятилетке качества – рабочую гарантию», «Пятидневку – за 4 дня, а пятилетку – за 4 года». Неоднократно удостаивался званий «Лучший рабочий по профессии завода Харьковской области», «Лучший рабочий Министерства». С мая 1976 года работал с личным клеймом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 мая 1977 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые в выполнении плана на 1976 год и принятых социалистических обязательств, Холодову Владимиру Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Делегат XXV съезда Компартии Украины (1976). Также избирался членом Харьковского обкома и членом бюро Орджоникидзевского райкома Компартии Украины. С февраля 1992 года – на заслуженном отдыхе. Жил в Харькове (Украина). Умер 17 июня 2000 года. Награждён 2 орденами Ленина (8 августа 1966; 12 мая 1977), медалями.
1930
Иван Данилович Шик
комбайнер Волновахской птицефабрики Волновахского района Донецкой области, Украинская ССР. Родился в Западной области, на территории современной Брянской области. Русский. После прохождения срочной службы в Советской армии работал комбайнером-механизатором Волновахской птицефабрики (центральная усадьба – посёлок Кировское) Волновахского района Сталинской (с 1961 года – Донецкой) области Украинской ССР. В период уборочной страды из года в год он добивался наивысших показателей на уборке зерновых, неоднократно становился победителем в социалистическом соревновании, по итогам работы в 8-пятилетке (1966–1970) был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В последующие годы 9-й пятилетки (1971–1975) передовой комбайнер продолжал удерживать первенство среди хлеборобов Волховахского района, за ударный труд в 1973 году был награждён орденом Ленина. Если раньше у Ивана Даниловича помощником комбайнёра работал сын Василий, то в период прохождения им срочной службы в армии за помощника был старший сын Николай, с обоими он работал без поломок и простоев. В уборочную страду 1974 года экипаж Шиков на комбайне СК-4 за 22 часа убрал 35 гектаров озимой пшеницы, намолотив 201,7 тонны зерна. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1975 года за выдающиеся успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, и проявленную трудовую доблесть в досрочном выполнении заданий девятой пятилетки и принятых обязательств по увеличению производства и продажи государству продуктов земледелия и животноводства Шику Ивану Даниловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 1990 года – персональный пенсионер союзного значения. Проживал в селе Трудовское (до 1958 года - Губское) Рыбинского сельсовета Волновахского района Донецкой области (ныне – Донецкой Народной Республики). Все четверо его сыновей – Николай, Василий, Иван и Владимир – пошли по стопам отца и стали хлеборобами. Награждён 2 орденами Ленина (8 декабря 1973; 10 февраля 1975), орденом Трудового Красного Знамени (8 апреля 1971), медалями.
[458x700]
1930
Андрей Иванович Чорновол
механизатор колхоза «Россия» Новоукраинского района Кировоградской области Украинской ССР. Родился в Украинской ССР (ныне – Украина). В 1952-1955 годах служил в Советской Армии. После увольнения из Вооруженных Сил работал трактористом в колхозе имени В.И. Ленина Новоукраинского района Кировоградской области Украинской ССР (ныне – Украина). Впоследствии перешел в колхоз «Россия», где и проработал до выхода на пенсию трактористом и комбайнером. За добросовестный труд неоднократно награждался грамотами, медалями и премиями. Указами Президиума Верховного Совета СССР награжден орденами Трудовой Славы III и II степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1986 году Чорновол Андрей Иванович награжден орденом Трудовой Славы I степени. Стал полным кавалером ордена Трудовой Славы. Жил в городе Новоукраинка Кировоградской области Украины. Умер 3 ноября 2003 года. Награжден орденами Трудовой Славы I, II и III степеней, медалями.
[699x492]
1931
Александр Григорьевич Мержанов
российский физикохимик, академик Российской Академии Наук (1997) (член-корреспондент Российской Академии Наук с 1991; член-корреспондент Академии Наук СССР с 1990). В 1954 г. окончил физико-математический факультет Ростовского госуниверситета по специальности физика сегнетоэлектриков. Кандидатскую диссертацию защитил в 1959 г. («Исследования теплового взрыва конденсированных систем»), в 1967 г. докторскую («Тепловая теория процессов горения и взрыва в конденсированных системах»). С 1990 г. член-корреспондент, а с 1997 г. академик Российской Академии Наук, профессор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996). С 1954 г. начал работать в Институте физической химии Академии Наук СССР. В 1960 г. создал лабораторию воспламенения и перехода горения в детонацию. В 1987 г. стал директором Института макрокинетики (ИСМАН). Многие годы возглавляет Научный совет по горению. С 2006 г. советник Российской Академии Наук и научный руководитель Института структурной микрокинетики и проблем материаловедения Российской Академии Наук. Крупный российский учёный в области физической химии, учёный с мировым именем, общепризнанный лидер в области науки о горении и взрыве, представитель школы Нобелевского лауреата академика Н.Н.Семенова, Научная деятельность В 1967 г. под руководством А.Г.Мержанова было открыто новое явление «твердопламенного горения», названное им самораспространяющимся высокотемпературным синтезом (СВС). Процесс синтеза длится доли секунды и используется для получения многих тугоплавких соединений и материалов, таких как керамика, керметы, твердые сплавы, покрытия и другие. А.Г.Мержанов сформулировал основные принципы, задачи и подходы для фундаментальной теории СВС, названной им структурной макрокинетикой. В результате решения задачи управления процессом структурообразования были определены технологические возможности СВС, создана производственная база на основе этой технологии. А.Г.Мержанов создатель тепловой теории горения и взрыва в конденсированных средах, разработал оригинальные методы низкотермической кинетики, изучил механизм химических и физико-химических превращений в системах твердое-твердое, твердое-газ при высоких температурах, развил новые направления в макроскопической кинетике (безгазовое и фильтрационное горение, структурная макрокинетика и пр.). Одним из основных результатов его деятельности является создание научной школы, которая насчитывает более 35 докторов и 150 кандидатов наук. Особенностью школы является сочетание фундаментальных научных исследований с практическими технологическими разработками. Многие ученики А.Г.Мержанова стали крупными специалистами в различных областях химии,физики, механики, катализа, химической кинетики, материаловедения. В США и Японии высоко оценили перспективность СВС-технологии и с 1980 г. стали активно ее использовать. Эту технологию также применяют и во многих других странах. С 1991 г. регулярно проводятся международные симпозиумы по СВС (США, КНР, Испания, Израиль и др.) Подготовил 42 доктора и 146 кандидатов наук. А.Г.Мержанов автор и соавтор более 800 научных работ, 120 патентов и научного открытия.
Сочинения: Мержанов А.Г. Самораспространяющийся высокотемпературный синтез. Физическая химия./ под редакцией академика Я.М.Колотыркина. — Москва: Химия, 1983. — 224 страниц; Мержанов А.Г., Сычев А.Е. О самораспространяющемся высокотемпературном синтезе.
1931
Юлиуш Ежи Херлингер
польский писатель, журналист и переводчик, автор сборников "Мистер Хопкинс - внук Шерлока", "Мистер Хопкинс в погоне за сенсацией", "Новые приключения мистера Хопкинса".
1932
Бениньо Акино
филиппинский сенатор, лидер оппозиции режиму президента Маркоса. Его дед был генералом, отец видным политическим деятелем, членом правительства. В 1972 году Акино был брошен в тюрьму, приговорен к смертной казни. В 1980 году власти разрешили ему выехать в США для проведения операции на сердце, а спустя три года позволили вернуться. Едва сенатор спустился с трапа самолета на родную землю, как пал сраженный наемным убийцей. Это была уже агония правящего режима, и спустя три года к власти в стране пришла вдова убитого Корасон Акино.
[525x700]
1932
Станислав Юрьевич Куняев
русский поэт, литературный критик. Родился в Калуге, вышел из семьи потомственных служащих на военном и гражданском (чиновники, земские врачи) поприщах. Окончил филологический факультет МГУ (1952–1957). Печатал стихи с 1956, первый поэтический сборник Землепроходцы (1960), вышедший в Калуге, принес Куняеву определенную известность (в том числе стихотворение Добро должно быть с кулаками). В 1961 публикует цикл Казахстанская тетрадь, в духе и стиле тогдашней комсомольско-молодежной пропагандистской лирики повествующий о юношах и девушках, с энтузиазмом осваивающих целинные земли. Многочисленные последующие книги стихов Куняева (Звено, 1962; Вечная спутница, 1973; Свиток, 1976; Рукопись, 1977; Глубокий день, 1978; Свободная стихия, 1979; Отблеск, Солнечные ночи, обе 1981; Путь, 1982; Озеро Безымянное, 1983; Пространство и время, 1985; Огонь, мерцающий в сосуде, 1986; Мать сыра земля, 1988, и др.) характеризуют их автора как поэта-публициста, в советское время с явным привкусом «официоза», в перестроечной России – непримиримо-оппозиционного. Декларировав себя, наряду с Н.М.Рубцовым, Ю.П.Кузнецовым, А.К.Передреевым и др., в качестве продолжателя «почвеннической» традиции в русской поэзии второй пол. 20 в., Куняев, с одной стороны, насытил свое творчество космическими образами, планетарными размышлениями и глобальными обобщениями, а с другой – обнаружил определенную скудость, «заштампованность» поэтического языка, нередко сочетающуюся с банальностью мысли (поэт – «очевидец неба и земли, / свидетель дождя и полнолунья...», который «никогда не может / или не хочет жить оседло», а в его душе борются «жажда странствий» и «жажда покоя»; в природе – «и родина, и смерть, / и жизнь, и вечность – воедино»). Российская действительность 1990-х годов дала новый стимул политизированной поэзии Куняева, пронизав ее обличительным пафосом ненавистника «антинародных» реформ (сборники Русские сны, 1990; Высшая воля: Стихи смутного времени. 1988–1992, 1992; Сквозь слезы на глазах, 1996, где главной темой становится бичевание врагов русской нации: «Несчастный век! Несчастная Россия! / Все те же бесы выползли на свет!» – стихотворение Окаменели лица депутатов...; „«Споили нас!»... «Сгноили нас!»... «Растлили нас!»“ – Три голоса). Предчувствуя, не без тайной угрозы, что «русские дороги... / К Полю Куликову приведут (Вся душа аж пропиталась болью...) и «грешный Минин чугунной ладонью / Указует единственный путь, / По которому прах самозванца / Был исторгнут из жерла в пространство» (Лезли бесы в Кремлевскую стену...), поэт в то же время страшится гражданских междоусобиц и надеется на «высшую волю» Творца, на православие, должное возродить Россию – не без помощи, однако, русских солдат, в виде «гранитных монументов» двинувшихся в Россию из не так давно освобожденной от фашизма, а ныне глумящейся над родиной Европы (Последний парад). С осени 1989 Куняев – главный редактор «новопочвеннического» журнала «Наш современник». Опубликовал ряд сборников литературно-критических статей, посвященных т.н. крестьянским поэтам, прозаикам-«деревенщикам», общему состоянию современной литературы. Автор десяти беллетризованных биографий в серии «ЖЗЛ» («Жизнь замечательных людей»), многочисленных переводов из украинской, грузинской, абхазской (в том числе Л.Мушни, Д.Гулиа), киргизской (в том числе Токтогул), бурятской, литовской (в том числе Э.Межелайтис) поэзии (также перевода с латинского оригинала Песни зубра Н.Гуссовского – первой эпической поэмы о белорусах). Лауреат Государственной премии РСФСР имени М.Горького. Некоторые произведения Куняева переведены на болгарский, чешский и словацкий языки.
1933
Жак Годбо
канадский писатель.
1934
Василий Николаевич Чушкин
бригадир очистной комплексно-механизированной бригады шахты имени 60-летия СССР производственного объединения «Южкузбассуголь» Министерства угольной промышленности СССР, город Осинники Кемеровской области. Родился в селе Долгополово Крапивинского района Кемеровской области. Окончил неполную среднюю школу. Трудовую деятельность начал в 1958 году электрослесарем Кемеровского шахтоуправления Кемеровского облтопуправления в городе Кемерово. В 1958-1961 годах – горнорабочий, машинист горных выемочных машин шахты «Журлинка», а в 1961-1969 годах – машинист горных выемочных машин шахты имени Ярославского треста «Ленинскуголь» комбината «Кузбассуголь» в городе Ленинск-Кузнецский Кемеровской области. В 1969-1970 годах – машинист горных выемочных машин, а с 1970 года – бригадир очистной комплексно-механизированной бригады шахты «Алардинская» (с 1982 года – имени 60-летия СССР) производственного объединения «Южкузбассуголь» в городе Осинники Кемеровской области. В 1972 году вступил в КПСС. Бригада под его руководством в 1980 году впервые на руднике довела годовую добычу из одной лавы до 563 тысяч тонн угля. Указами Президиума Верховного Совета СССР награжден орденами Трудовой Славы III и II степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1986 года Чушкин Василий Николаевич награжден орденом Трудовой Славы I степени. Стал полным кавалером ордена Трудовой Славы. Почетный гражданин города Осинники. Заслуженный шахтер РСФСР. Депутат Осинниковского городского совета народных депутатов 1-го созыва (1997-1998 годы). Последние годы жил в городе Ленинск-Кузнецкий. Умер 18 апреля 2004 года. Награжден орденами Трудовой Славы I (29 апреля 1986), II (2 марта 1981), и III (21 апреля 1975) степеней, медалями, в том числе юбилейной медалью «60 лет Кемеровской области» (26 февраля 2003).
1935
Лес Блэнк
американский документалист.
1935
Эл Джексон (Al Jackson)
барабанщик "Booker T and the MG's" в 1962 г. в США № 3 был их сингл "Green Onions" в 1969 UK №4 сингл 'Time Is Tight'. Застрелен грабителями в своём доме 1 октября 1975 года.
[492x699]
1935
Владимир Трофимович Калинников
российский ученый-химик, действительный член Российской академии наук (2000), председатель президиума Кольского научного центра (с 1989); лауреат Государственной премии Российской Федерации (2000), заслуженный деятель науки РСФСР, доктор химических наук; специалист в области химии и технологии неорганических материалов, технологии комплексного минерального сырья и магнитных методов исследования неорганических соединений и материалов, материаловедения, магнитохимии, технологии материалов для квантовой электроники, химической технологии комплексного минерального сырья и промышленной эко; автор трудов по физической химии сегнетоэлектриков и магнитных полупроводников, технологии переработки алюминий-, титан- и цирконийсодержащего сырья. В декабре 1987 года В.Т.Калинников был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению физикохимии и технологии неорганических материалов, а в мае 2000 года — действительным членом Российской академии наук по Отделению химии и наук о материалах. Он является директором Института химии и технологии редких элементов и минерального сырья, главным редактором журнала «Координационная химия», автором 770 научных трудов, профессором, заведующим кафедрой химической технологии естественно-технического факультета Апатитского филиала Мурманского технического университета. В.Т.Калинников создал теоретическую основу материаловедения магнитных полупроводников, разработал и внедрил в промышленное производство технологию материалов для опто- и акустоэлектроники на основе ниобата и танталата лития. Эта технология была реализована на заводе по производству материалов электронной техники «Северные кристаллы» в городе Апатиты. Владимир Трофимович руководит научной школой гидрометаллургических технологий нетрадиционных комплексных руд титана, ниобия, циркония, иттрия и редких земель. На основе экстракционной технологии, разработанной под его руководством, в комбинате «Североникель» в 1999 году было организовано производство солей кобальта, освоены гидрометаллургические технологии производства электролитической меди и регенерации серной кислоты. Под руководством В.Т.Калинникова была создана и реализована в промышленном масштабе технология гидрометаллургической переработки хибинских нефелинов с получением коагулянтов-флокулянтов, аморфного кремнезема и компонентов взрывчатых веществ. Разработанные им физико-химические основы комплексной переработки нетрадиционного титано-редкометалльного (лопарит, перовскит, сфен, титаномагнетит) и алюмосиликатного сырья (нефелин, рисчоррит и сыннырит) легли в основу технологических схем, которые позволили получить титано-алюминиевый дубитель для экологически безопасного дубления кож, нефелиновый коагулянт и алюмо-кремниевый коагулянт-флокулянт для очистки питьевых, промышленных и сточных вод. В 2000 году В.Т.Калинников был удостоен Государственной премии Российской Федерации.
[515x699]
1935
Гельмут (Хельмут Фридрих) Лахенман (Helmut Lachenmann)
немецкий композитор. Лахенмана причисляют к композиторам, работающим в направлении инструментальной конкретной музыки. Он пользуется принципиально акустическими средствами (неэлектронными) и выдвигает на первый план такие средства как артикуляция, штрихи, тембр... Звуки делит на такие типы как каденционный (импульсный, замирающий, флуктуирующий), фактурный и структурный. Большое внимание уделяет контексту, ассоциативному мышлению, и в целом это композитор со своим лицом, хорошо узнаваемым и запоминающимся. Безусловный и безоговорочный его шедевр - это опера "Девочка со спичками" для вокального квартета и камерного оркестра. Замечательны его инструментальные сольные пьесы! В том числе и для фортепиано (напримкр, Kinderspiel). Вообще, Лахенман, возможно, единственный из крупных европейских композиторов (не считая Ноно) у которого левые идеи не привели к вульгаризации стиля (как это случилось у Корнелиуса Кардью или Николауса А.Хубера) и не остались чем-то поверхностным, как это случилось у Хенце, который умудрялся одновременно посвящать симфонии Фиделю Кастро и жить на вилле с павлинами. У Лахенмана рефлексия на тему общества, его музыки и позиции художника в эпоху позднего капитализма привела к очень сложному решению,- использовать аппарат буржуазной культуры (оркестр, концерт, музыку как репрезентативную составляющую общества) и, в то же время, каждый раз, в каждом новом произведениии создавать его заново, как бы освобождая музыку от исторических наслоений и коннотаций связаных с ее использованием в качестве услаждения слуха и украшения быта. Таким образом вопрос о функции музыки в обществе органически перерос в вопрос о форме и понятии произведения. Постановка вопроса о красоте в музыке, центрального в эссеистике Лахенмана 70-х, 80. х годов также напрямую связана с вопросом о функции музыки в обществе. Он не говорит что настоящая музыка должна отвергать традиционные представления о красоте, поскольку они присвоены буржуазной культурой. Скорее он говорит, что музыка способна сохранить свой утопический, гуманистический потенциал, только если не перестанет задавать себе вопрос, где кончается искусство и где начинается продукт, скроенный - осознанно, а чаще неосознанно - в угоду исторических и общественных конвенций. Объектом его критики также являлся и авангард, превратившийся, благодаря своей зависимости от институций в "милое домашнее привидение", в "щекотку нервов" для просвещенной буржуазии. Удивительно, но задавая себе все эти интересные вопросы, Лахенманн не только не прекратил сочинять, но и сумел достигнуть некоего универсального, мэйнстримного, как сказал бы поэт, уровня, сумев сделать свои звуковые открытия частью европейской музыкальной традиции. В которой он ныне и прибывает.
1935
Мишель Порталь
французский кларнетист, бас-кларнетист и альт-саксофонист. Стал известен как исполнитель театрализованного фри-джаза, а также классической и современной музыки (в его репертуаре Моцарт, Булез, Кагель, Штокхаузен). В 1958 г. окончил Парижскую консерваторию по классу кларнета и дирижирования, завоевал несколько призов на конкурсах классической музыки. В конце 60-х гг. увлекся фри-джазом, выступал в джаз-клубах. В дальнейшем сотрудничал с Йоахимом Кюном, Сонни Мюрреем, Джеком ДеЖонеттом, Дэйвом Либменом. В 1969 г. вместе с тромбонистом Винко Глобокаром организовал «Ensemble New Phonic Art». В 70-е гг. играл с Декстером Гордоном, Джоном Серманом, затем организовал еще несколько групп, в которых его партнерами были Альберт Мангельсдорф, Пьер Фавр, контрабасист Джин-Франсуа Женни-Кларк и др.
[699x525]
1935
Юрий Евлампиевич Титов
советский спортсмен-гимнаст, заслуженный мастер спорта (1956), судья международной категории (1968), тренер. Член КПСС с 1969. "Буревестник", Киев. Начальник отдела (управления) гимнастики Спорткомитета СССР (1971-1991). Президент международной Федерации гимнастики (1976-1996) Москва. Выдающийся гимнаст 1950-х и 1960-х годов. Чемпион Олимпийских игр в командном первенстве (1956), серебряный призер в командном первенстве (1960, 1964), в вольных упражнениях (1960), в упражнениях на перекладине (1956, 1964), бронзовый призер в многоборье (1956, 1964) и в опорных прыжках (1956). Абсолютный чемпион мира (1962). Чемпион мира в командном первенстве (1958), в упражнениях на кольцах (1962) и в опорных прыжках (1958), серебряный призер в командном первенстве (1962, 1966) и в упражнениях на кольцах (1958), бронзовый призер в многоборье (1958), в вольных упражнениях (1958) и в упражнениях на перекладине (1958). Абсолютный чемпион СССР (1958, 1961), чемпион СССР в вольных упражнениях (1959), в упражнениях на кольцах (1961), перекладине (1961) и в опорных прыжках (1958, 1960), серебряный призер в многоборье (1959, 1960), Кубка СССР в многоборье (1960), чемпионата СССР в упражнениях на коне (1958, 1959, 1960), брусьях (1957, 1959), перекладине (1959, 1960, 1966) и в опорных прыжках (1961), бронзовый призер в многоборье (1957), Кубка СССР в многоборье (1957), чемпионата СССР в вольных упражнениях (1961), в упражнениях на коне (1961), кольцах (1960) и перекладине (1957, 1962). Награжден 3 орденами, а также медалями.
Сочинения: Сумма баллов, Москва, 1971.
1936
Альберт Григорьевич (Герцианович) Буров (Беренштейн)
актёр. Профессор Московского театрального училища имени Щукина, руководитель кафедры актерского искусства, Заслуженный деятель искусств России.
[475x700]
1936
Геннадий Федорович Ковалев
заслуженный лётчик-испытатель СССР (16 августа 1985), подполковник (1980). Родился в посёлке Красноармейский ныне Орловского района Ростовской области. В 1954 окончил 10 классов школы в Краснодаре и Краснодарский аэроклуб. В армии с марта 1955. В 1956 окончил 8-ю ВАШПОЛ (город Павлоград), в 1958 — Армавирское ВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС (Закавказский ВО), в 1964-1966 обучался в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского. С марта 1966 — в запасе. В 1966 окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей, в 1971 — Грузинский политехнический институт. С 1966 по декабрь 1980 — лётчик-испытатель Тбилисского авиазавода. Испытывал серийные «МиГ-21УС» (1966-1971), «МиГ-21УМ» (1971-1980) и их модификации. С января 1981 по 1989 — лётчик-испытатель Воронежского авиазавода. Испытывал серийные Ил-86 и их модификации. Его общий налет составил более 5500 час. До 1997 работал на Воронежском АПО авиадиспетчером. Живёт в городе Воронеж. Награждён орденом «Знак Почёта» (25 марта 1974), медалями.
1936
Константин Тимофеевич Осин
режиссер. Родился в Москве. Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1964, мастерская Е.Дзигана и Б.Иванова), защитился в 1969. С 1964 — ассистент режиссера на киностудии «Мосфильм». Режиссер и сценарист документального, научно-популярного и игрового кино.
1936
Эдуард Лиокумович Плучик
оператор. Родился в Минске, Беларусь. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1977). Окончил операторский факультет ВГИКа (1966). С 1959 — ассистент оператора, затем — оператор-постановщик Киевской киностудии имени А.Довженко. Снимает игровые и научно-популярные фильмы.
[525x700]
1937
Вальтер Степанович Вондрухов
бригадир водителей автомобилей управления «Спецтранс» Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, город Ленинград. Родился в деревне Малое Переходное Тосненского района Ленинградской области, в семье железнодорожника. Во время Великой Отечественной войны осенью 1943 года немецко-фашистские захватчики увезли его семью в Литву, где заставили работать на помещика. После возвращения на родину закончил 7 классов Любанской средней школы имени Радищева и трудился рабочим на Любанском деревообрабатывающем комбинате в городе Любань Ленинградской области. Служил в Советской Армии в составе Группы советских войск в Германии. В армии получил специальность шофёра. После увольнения из Вооруженных Сил в 1960 году устроился на работу водителем в Невскую автоколонну автопарка № 2 Городского треста очистки и впервые сел за руль уборочной машины. Очистка городских территорий еще и сегодня требует много ручного труда, а тогда доля механизированных операций была несравнимо меньше. Многие усовершенствованные модели, прежде чем их внедрили в отрасли, прошли через умелые и жадные до новой техники руки Вальтера Степановича, которому поручил возглавить комплексную бригаду водителей транспортных уборочных машин автопарка № 3 управления «Спецтранс». В 1965 году вступил в КПСС. В бригаде на практике испытали универсальный снегопогрузчик УПД-566, который убирал мостовую значительно лучше прежних; подметальную машину с лотковой щёткой, не оставляющую грязи и у бордюрного камня; пескоразбрасыватель на базе автомобиля ЗИЛ-130, который в 5-7 минут можно превратить в контейнеровоз для транспортировки мусора или в самосвал для вывозки снега, сыпучих материалов. Цель всех экспериментов была одна: научиться полнее использовать технику и как можно меньше оставлять работы рукам на мостовых и тротуарах 240 тысяч рублей – вот экономический эффект от внедрения только снегоуборочного комбайна, в создании которого есть большой личный вклад бригадира. В 1960-х – 1970-х годах бригада стала применять мыльную помывку тротуаров, устранив ручной труд. В 1971 году окончил автотранспортный техникум. За высокие трудовые достижения по итогам девятой (1971-1975) и десятой (1976-1980) пятилеток награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции соответственно. В 1983 году за выдающиеся достижения в труде, большой личный вклад в повышение культуры и качества обслуживания населения удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1986 года за досрочное выполнение заданий одиннадцатой пятилетки и социалистических обязательств, большой вклад в улучшение качества работы городского коммунального хозяйства и проявленный трудовой героизм Вондрухову Вальтеру Степановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В дальнейшем вышел на заслуженный отдых. Живет в городе Тосно Ленинградской области. Лауреат Государственной премии СССР (1983). Делегат XXVII съезда КПСС (1986). Неоднократно избирался депутатом Смольнинского районного Совета города Ленинграда, членом Ленинградского горкома КПСС. В дальнейшем вышел на заслуженный отдых. Жил в городе Тосно Ленинградской области. Умер 8 сентября 2010 года. Лауреат Государственной премии СССР (1983). Награжден орденами Ленина (14 августа 1986), Октябрьской Революции (15 апреля 1981), Трудового Красного Знамени (26 апреля 1976), медалями.
[567x700]
1937
Алла Георгиевна Грязнова
российский экономист, профессор, с 2006 года президент Финансовой Академии при правительстве Российской Федерации, с 14 июля 2010 года — президент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Родилась в Москве. Окончила Московский финансовый техникум (1952—1955), затем — Московский финансовый институт (1955—1959) по специальности «финансы и кредит» (ныне — Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации). В 1961—1964 гг. училась в аспирантуре Московского финансового института, с с 1961 года — аспирантка, с 1964 года — ассистент на кафедре политической экономии, затем — старший преподаватель, доцент, профессор, заведующая кафедрой экономической теории, 1976 года — проректор по научно-исследовательской работе и международным связям с 1985 года — ректор, c 2006 года — президент Финансовой Академии при Правительстве Российской Федерации. Заместитель Председателя Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации, Первый Вице-Президент Международной гильдии финансистов, Вице-президент Академии менеджмента и рынка, Член Ассоциации российских банков, Член Международной налоговой ассоциации, Член Делового клуба Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). А.Г.Грязновой и под её руководством опубликовано свыше 200 научных работ, монографий, учебников, статей в экономических журналах. Является организатором многочисленных международных симпозиумов и конференций. Под научным руководством Грязновой подготовлено защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук 32 аспиранта.
Награды: Лауреат различных государственных и международных наград, в том числе ордена «За заслуги перед Отечеством» III (2006) и IV (2002) степеней; Лауреат национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства в 2002 году; Лауреат национальной страховой премии «Золотая Саламандра» в 2012 году; Лауреат Всероссийской премии финансистов «Репутация» 2010 года в номинации «За воспитание блестящей плеяды российских финансистов».
1937
Евгений Сергеевич Котов
российский сценарист, режиссер и деятель культуры. Poдилcя в Tyлe. Училcя в Tyльcкoм пeдaгoгичecкoм инcтитyтe, paбoтaл жypнaлиcтoм в oблacтныx гaзeтax, cлyжил вo флoтe. B 1961 oкoнчил cцeнapный ф-т BГИКa (мacтepcкaя A.Кaплepa). B 1961-1966 paбoтaл нa TB. B 1961 пocтaвил (coвместно c M.Cycлoвым) фильм «Пpeлюды», пoлyчивший пpизы нa TB-фecтивaляx в Hью-Йopкe и Pимe.

1937
Михаил Васильевич Спиридонов
председатель колхоза имени XXII партсъезда Орловского района Орловской области. Родился в селе Ключи Базарно-Карабулакского района Саратовской области, в семье крестьянина. Русский. Трудовую деятельность начал в 1960 году после окончания института ветеринарным врачом в колхозе «Память Ленина» Хотынецкого района Орловской области, затем работал главным ветеринарным врачом в совхозе «Сабуровский» Орловского района. После двух лет работы в загранкомандировке в Гвинее работал в аппарате Орловского облисполкома. В 1978 году Михаил Васильевич возглавил многоотраслевой колхоз имени XXII партсъезда Орловского района. Под его руководством колхоз продолжал стабильно выполнять плановые задания по производству различных видов сельскохозяйственной продукции, был в числе передовых хозяйств Орловской области по урожаям зерновых и технических культур, овощей и картофеля. Указом Президента СССР от 28 августа 1990 года за достижение выдающихся результатов в производстве, переработке и продаже государству сельскохозяйственной продукции на основе применения прогрессивных технологий и передовых методов организации труда Спиридонову Михаилу Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». После реорганизации колхоза имени XXII партсъезда в акционерное общество «Звягинки» продолжал им руководить до своей кончины 31 декабря 2005 года. Избирался делегатом XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988) и народным депутатом СССР (1989-1991). Проживал в деревне Маслово Образцовской администрации Орловского района. Награждён орденами Ленина (28 августа 1990), Трудового Красного Знамени (21 декабря 1983), «Знак Почёта» (22 марта 1966), медалями.
1937
Юрий Борисович Топалер
второй режиссер
1938
Паскуале Скуитьери
итальянский режиссер.
1939
Лоран Кабила
президент Демократического Конго (Заира) (с 1997).
1939
Иштван Козма
венгерский борец-тяжеловес классического стиля, двукратный олимпийский чемпион (1964, 1968).
[500x700]
1939
Галина Александровна Польских
русская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1979). Родилась в Москве. В 1964 окончила ВГИК (мастерская С.Герасимова и Т.Макаровой), с этого же года стала актрисой Театра-студии киноактера. Первая роль Польских в фильме режиссера Ю.Карасика «Дикая собака Динго» (1962) быстро позабылась, хотя сам фильм пользовался необыкновенный успехом у зрителей, но этому способствовала, скорее, мелодраматическая ситуация, положенная в основу картины, и чрезвычайно редкое, на грани скандала для советского кино тех лет, обстоятельство: влюбленная героиня – школьница. Сыграть замкнутого и своевольного подростка для двадцатидвухлетней актрисы было непросто не из-за драматургии, а из-за внешних данных: стройная и очень долго юно выглядевшая актриса не походила на травести. Женственность, чистота и некоторая остраненность воплощали идеал девушки 1960-х годов, и слова, которыми обмениваются Володя (одна из лучших ролей А.Локтева) и Алена, герои фильма «Я шагаю по Москве» (1963, режиссёр Г.Данелия), относятся не только к неизвестной девушке на аэродроме, но и к самой Алене. «Сегодня с утра на аэродроме вот так же девушка танцевала. Одна. Без музыки. – Красивая? – Как все девушки шестьдесят третьего года». В пределах крохотного эпизода актриса показала, что способна играть тонкие переходы настроения, превосходно владеет интонацией, мимикой, психологическим жестом. Польских снималась много и регулярно. Среди ее героинь Галя из фильма «Жили-были старик со старухой» (1964, Г.Чухрай), Зоя из фильма «Верность» (1965, Тодоровский), Шура Окаемова из фильма «Журналист» (1967, Герасимов). Все эти картины искали ответ на главный вопрос: «Как и ради чего жить?» Во всех них, даже в герасимовской картине, сам жанр которой постулировал приземленность, некую изначальную повествовательность, есть и толика романтизма, вне зависимости от тональности фильма – драматической, как у Чухрая, или трагедийной, как у Тодоровского. Впрочем, то, что у Польских амплуа не романтической героини, а играть она способна и на долгом дыхании, роли возрастные и учитывая специфику телевизионного многосерийного фильма, стало ясно, когда вышел на экраны фильм режиссеров В.Краснопольского и В.Ускова «Тени исчезают в полдень» (1974). Редкую способность органично чувствовать себя и в эксцентрической комедии, и в фарсе (иногда переходящем в студенческий «капустник») актриса показала в лентах «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1974, режиссёр Р.Быков) и «По семейным обстоятельствам» (1977, режиссёр А.Коренев). Бесстильность 1980-х годов, их намеренная бесконфликтность или попытка имитировать драматизм, подменить искусство искусственностью отразились и на Польских. Ее роли в лентах «За спичками» (1980, режиссёр Л.Гайдай, Р.Орко), «Брелок с секретом» (1981, режиссёр В.Токарева), «Человек с Бульвара Капуцинов» (1987, режиссёр А.Сурикова), где режиссеры и сценаристы предлагали материал по духу эпохи, вряд ли можно считать событием. Иное дело драматургически богатая роль Эльзы Францевны в телесериалах «Санкт-Петербургские тайны» (1995, режиссёр В.Зобин) и «Развязка Санкт-Петербургских тайн» (1997), давших многим хорошим актерам возможность вновь заняться своим ремеслом. Изменился внешний вид актрисы, меняется и ее амплуа. Теперь она играет привлекательную русскую женщину, немолодую, надежную и верную, старающуюся обустроить свой дом, жить по-людски, в картинах Е.Матвеева «Любить по-русски» (1995), «Любить по-русски 2» (1996) и «Губернатор» (1999) – своего рода полемической рекламе национальных духовных ценностей. Безотносительно к качеству драматургического материала Польских работает всегда с полной самоотдачей. Игра актрисы отмечена только одной крупной наградой – она получила звание лауреата Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1978) за участие в киноэпопее «Фронт без флангов» (1974, режиссёр И.Гостев) и «Фронт за линией фронта» (1977).
1940
Валерий Юрьевич Буланов
российский исполнитель на ударных инструментах, один из первых профессиональных барабанщиков, получивших признание в СССР и за рубежом. Начал играть джаз в кафе «Молодежное» в 1961 г. В 1962 г. выступал на 1-м Московском джазовом фестивале в квартете с трубачом Андреем Товмасяном, контрабасистом Андреем Егоровым и пианистом Вадимом Сакуном, вошел в первый отечественный ансамбль, выступивший в том же году на фестивале в Польше. На московских фестивалях 1965-1968 гг. играл в лучших ансамблях того времени (квартет Георгия Гараняна, квартет Алексея Козлова, квинтет «Crescendo»). В 1967-1968 гг. выступал в кафе «Синяя птица», в 1968 г. окончил Студию музыкальной импровизации (учился на ударных у Владимира Журавского), а через год получил (непонятно зачем) диплом физического факультета МГУ. В 1972-1976 гг. играл в трио Виктора Прудовского, в начале 80-х гг. сотрудничал с Игорем Брилем.
[600x482]
1940
Глеб Борисович Дроздов
русский режиссер. Народный артист РСФСР (1982). Родился в семье военного. Ставил спектакли в разных городах России, руководил в театрах Баку, Воронежа, Ярославля. Осуществлял постановки за рубежом. Вел большую общественную работу (кандидат в народные депутаты РСФСР в 1990), преподавал. В 1961 поступил на режиссерский факультет ГИТИСа имени А.В.Луначарского на курс А.А.Гончарова. Сама атмосфера института способствовала формированию молодого режиссера. С 1969 он принял художественное руководство в Воронежском драматическом театре имени А.В.Кольцова, став одним из самых молодых руководителей театральной России. Дебютом Дроздова на воронежской сцене была пьеса А.Салынского Мария. Дроздов всегда утверждал, что если есть в театре режиссер, художественный лидер, способный объединить и направить усилия коллектива, – есть и театр, пусть даже труппа не обладает исключительной творческой мощью. Дроздов хотел создать интересный и своеобразный театр, ориентированный не только на классику. Его интересовала современная драматургия, с конфликтами сегодняшнего дня, с поисками и утверждением правды, с пристальным вниманием к жизни. Каждый спектакль Дроздова вызывал интерес зрителя, заставлял волноваться, спорить, вместе с театром искать истину – или отрицать увиденное. Крупным событием в театральной жизни – и не только Воронежа – стал спектакль в постановке Дроздова Хроника одного дня (1973; Государственная премия РСФСР имени К.С.Станиславского, 1974), написанная им в соавторстве с Э.Пашневым. Это был первый театр, который быстро откликнулся на военный переворот в Чили (сентябрь 1973). Спектакль получился политически актуальным и острым, покоряющим искренней душевной взволнованностью. Спектакли, поставленные в Воронеже, свидетельствовали о режиссерской зрелости Дроздова, его способности мыслить глубоко, масштабно, умение использовать самые различные средства сценической выразительности, создавать характеры, глубоко проникать в душевный мир героя. Отдав пятнадцать лет работе в Воронеже, Дроздов уехал в Ярославль, приняв под свое руководство драматический театр имени Ф.Г.Волкова с его богатейшими традициями, и работал там три года. Появилось и коммерческое направление в деятельности Дроздова, что вызывало сопротивление «волковских академиков». С 1980 Дроздов выступает в прессе и с трибуны о необходимости новых договорных отношений в театре. Из города Тольятти к нему поступило предложение создать театр на контрактной основе с городом – «Колесо». Режиссер заключил контракт, и пока строилось здание театра, коллектив, состоявший из учеников Дроздова, выпускников Ярославского театрального института и ряда актеров из театра имени Ф.Волкова, ездил со спектаклями по провинции. Государственный экспериментальный театр «Колесо» в Тольятти стал первым контрактным театром в стране (1988). Все последующие годы ему сопутствовал успех в России и за рубежом. Среди спектаклей театра выделялись Звезды на утреннем небе А.Галина и Я бедный Сосо Джугашвили В.Коркия (1989), Женитьба Н.Гоголя и Пигмалион Б.Шоу (1990), Всей птичке пропасть (Власть тьмы) Л.Толстого и Отелло У.Шекспира (1992), Опера сумасшедшего по Ревизору Гоголя и Плутни Скапена Мольера (1995) и др. Дроздов всегда учитывал вкусы молодого зрителя, который считал «Колесо» своим домом, и помнил, что «публике нужны чистые жанры» – буффонада, фарс, комедия, мелодрама, трагедия, что следует соблюдать условия массовой культуры, дабы зрительный зал не пустовал. «Мне не тесно в Тольятти. Даже если бы я получил здание в Москве, о чем когда-то очень мечтал, я бы не бросил этот город», – говорил Дроздов, ставя своей целью «внушать надежду, приносить радость». Его лебединой песней стал спектакль Мария Стюарт Фр.Шиллера – программный для театра «Колесо» на 13-м году его существования. Умер в Тольятти 16 декабря 2000 года.
1940
Анджей Жулавски
польский кинорежиссер
1940
Богдан Николаевич Козак
актер Львовского Театра имени М.Заньковецкой, педагог, член-корреспондент Академии искусств Украины. Родился во Львове. Народный артист Украинской ССР (1988).

1940
Виталий Алексеевич Костенко
бригадир монтажников специализированного управления № 107 треста «Криворожстальконструкция» Министерства монтажных и специальных строительных работ Украинской ССР, гор. Кривой Рог Днепропетровской области. Родился в селе Китайгород (ныне Царичанского района Днепропетровской области, Украина). В 1958 году окончил сельскую школу (имея в аттестате лишь одну четверку). Поступил в Днепродзержинское ремесленное училище. Окончил училище с отличием, получив специальность монтажника 5-го разряда. Был направлен в Кривой Рог. С 3 марта 1960 года работал монтажником специализированного управления № 107 треста «Криворожстальконструкция». В 1961 году окончил курсы бригадиров-монтажников в Москве. Был назначен бригадиром комплексной бригады. Участвовал в строительстве многих крупных промышленных объектов, в том числе 9-й доменной печи металлургического завода «Криворожсталь», аглофабрики, фабрики окатышей Северного горно-обогатительного комбината. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1980 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые при строительстве Северного горно-обогатительного комбината имени Комсомола Украины Костенко Виталию Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Продолжал работать бригадиром до выхода на пенсию в 2004 году. В 1982 году окончил вечернее отделение строительного факультета Криворожского горнорудного института (ныне – Криворожский национальный университет). Избирался членом Центрального Комитета Компартии Украины (1986-1990). Жил в городе Кривой Рог Днепропетровской области (Украина). Умер 13 января 2017 года. Награжден орденами Ленина (5 сентября 1980), Трудового Красного Знамени (8 апреля 1975), «Знак Почёта» (7 мая 1971), медалями, знаком «За заслуги перед городом» (Кривой Рог) I степени (8 мая 2013).