1860
Виктор Владимирович Эвальд (согласно другим источникам, Владимир Викторович Эвальд)
русский и советский учёный, специалист в области строительных материалов, основоположник научного строительного материаловедения; а также композитор и виолончелист, член Беляевского кружка, автор одних из первых известных сочинений для брасс-квинтета. Заслуженный профессор, действительный статский советник. Председатель Петроградского общества архитекторов (1922—1932). Родился в Санкт-Петербурге. В 1878 году окончил 1-е реальное училище (общее отделение дополнительного класса), где его отец, В.Ф.Эвальд был директором. В 1883 году окончил Институт гражданских инженеров и до 1887 года служил в Технико-строительном комитете Министерства внутренних дел, а затем — в военном ведомстве. С 1885 года до конца жизни преподавал в Институте гражданских инженеров, где создал механическую лабораторию и организовал кафедру строительных материалов; в 1904—1905 годах был директором института. Кроме того, он преподавал в Академии художеств и руководил кафедрой строительных материалов и технологий в Институте инженеров путей сообщения. С 1891 года занимал должность архитектора Санкт-Петербургского университета. В.В.Эвальд — автор нескольких научных сочинений и учебников. В 1893 году был удостоен премии гражданских инженеров. Умер в Ленинграде 16 апреля 1935 года. Его дочь, Зинаида Викторовна Эвальд (30 декабря 1894, Петербург — 27 января 1942, Ленинград) — советский музыковед и фольклорист, кандидат исторических наук (1935).
Арихитектурные сооружения: 1894—1897 — Флигель Ларинской гимназии с домовой церковью Святой Татьяны. Санкт-Петербург, 6-я линия Васильевского острова, 15, двор. Завершён А.Н.Иосса; 1900 — Жилой дом при Химической лаборатории университета. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7-9, двор. 1900.
Музыкальные произведения: Струнный квартет, сочинение 1; Брасс-квинтет № 1 Си-бемоль минор, сочинение 5; Брасс-квинтет № 2, сочинение 6; Брасс-квинтет № 3, сочинение 7; Брасс-квинтет № 4, сочинение 8; Мелодия для солирующего инструмента и фортепиано; Вариации на тему русской народной песни (совместно с А.Глазуновым, Н.Соколовым и другими).
Научные работы: Учебник «Строительные материалы. Приготовление, свойства, испытания»; Энциклопедия «Промышленность и техника. Энциклопедия промышленных знаний», в работе над переводом и редактированием которой В.В.Эвальд принимал участие.
Литература: Г.В.Барановский. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842—1892. Выпуск 2. — Санкт-Петербург : Издательство Института гражданских инженеров, 1893. Страница 390; Илларионова Л.И. Гражданский инженер Виктор Владимирович Эвальд (1860—1935) // Петербургские чтения — 96. — Санкт-Петербург, 1996. — Страницы 110—113.

1861
Алексей Михпйлович Кпуфман (Алексей Михайлович фон-Кауфман-Туркестанский)
русский генерал от кавалерии, герой русско-японской войны, командир лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Православный. Родился в Санкт-Петербурге. Из дворян Санкт-Петербургской губернии. Сын инженер-генерала Михаила Петровича Кауфмана и Елизаветы Петровны Принц. Младший брат Петр — государственный деятель, член Государственного совета, министр народного просвещения. Дядя, Константин Петрович Кауфман — инженер-генерал, завоеватель Средней Азии. Окончил Пажеский корпус (1881), выпущен корнетом в Кавалергардский полк. Чины: поручик (1885), штабс-ротмистр (1891), ротмистр (1895), полковник (1902), генерал-майор (за отличие, 1907), генерал-майор Свиты (1911), генерал-лейтенант (1911), генерал от кавалерии (1917). Командовал эскадроном, затем дивизионом Кавалергардского полка. В 1898—1900 годах был прикомандирован к российскому посольству в Константинополе. Участвовал в Китайском походе 1900—1901 годов. В 1902—1904 занимал пост Оренбургского вице-губернатора. Участвовал в русско-японской войне: командовал 4-м Сибирским казачьим полком (1905), был награждён Золотым оружием «За храбрость» (1906) и орденом Святого Георгия IV степени (1907) «За мужественную оборону Таугоуского перевала 26 февраля 1905 г., когда он во главе 8 спешенных сотен и 4-го и 5-го Сибирсих казачьих полков выдержал 3 атаки японцев силой не менее 3 батальонов.» Командовал 51-м драгунским Черниговским (1905—?) и лейб-гвардии Гродненским гусарским (1907—1911) полками. С апреля 1911 числился по гвардейской кавалерии. В Первую мировую войну командовал Уральской казачьей дивизией (1914—1917). В июле 1917 был произведён в генералы от кавалерии с увольнением от службы по болезни. Участвовал в Белом движении: состоял в распоряжении Главнокомандующего ВСЮР, находился в Русской армии барона Врангеля до Крымской эвакуации. В эмиграции во Франции. В разные годы состоял председателем Гвардейского объединения, объединения лейб-гвардии Гродненского гусарского полка, Союза георгиевских кавалеров, Союза пажей, а также членом главного комитета Союза инвалидов и казначеем Союза ревнителей памяти Николая II. Умер в Париже 25 июля 1934 года. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Награды: Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1902); Орден Святого Станислава II степени с мечами (1904); Орден Святой Анны II степени с мечами (1904); Золотое оружие «За храбрость» (Высочайший приказ 20 марта 1906); Орден Святого Владимира III степени с мечами (1905); Орден Святого Георгия IV степени. (Высочайший приказ 10 августа 1907); Орден Святого Станислава I степени (1913).
Источники: Кауфман, Алексей Михайлович. // Проект «Русская армия в Великой войне»; Российское зарубежье во Франции 1919—2000. Л.Мнухин, М.Авриль, В.Лосская. Москва. Наука; Дом-музей Марины Цветаевой. 2008
1863
Ольга Юлиановна Кобылянская (украинское имя — Ольга Юліа́нівна Кобиля́нська)
украинская писательница. Ольга Кобылянская родилась в городе Гура-Гуморулуй, Австро-Венгрия, ныне уезд Сучава, Румыния, в многодетной семье секретаря уездного суда. Отец, Юлиан Кобылянский, родился в Галичине. Мать, Мария Вернер, происходила из немецкой семьи. Её родственником был известный немецкий поэт-романтик Захария Вернер. Будучи немкой, из любви к своему мужу Мария Вернер выучила украинский язык, приняла греко-католическую веру и воспитывала всех детей в уважении и любви к украинству. Так как в городке не было никакой школы, отец Ольги, заботясь о будущем своих детей, добился в 1869 году своего перевода в Сучаву. Там семья прожила три года. Братья Ольги в Сучаве начали посещать немецкую гимназию. В Сучаве Ольга знакомится с местным священником и писателем Николаем Устияновичем. Между семьями в целом, так и между дочерьми — Ольгой Кобылянской и Ольгой Устиянович — зарождаются дружеские отношения, которые сохранились до конца жизни писательницы. К 1875 году семья переехала в город Кимполунг (Кымполунге). Там Ольга окончила четыре класса начальной школы. Все обучение проходило на немецком языке.
Повесть Ольги Кобылянской «Природа», Черновцы, 1897 год
В четырнадцатилетнем возрасте Ольга начала писать стихи, а также писать дневник на немецком языке. В восемнадцатилетнем возрасте Ольга познакомилась с художницей Августой Кохановской (одной из основательниц женского движениях в Галичине, ставшей первым иллюстратором произведений Ольги), врачом Софией Окуневской (первой женщиной-врачом в Австро-Венгрии), писательницей Натальей Кобринской. Более того, Ольга была влюблена в брата Натальи Евгения. Общение с ними способствовало формированию мировоззрения Ольги. Подруги посоветовали писательнице писать на украинском языке. В 1886 году вышел в свет рассказ Ольги Кобылянской «Она вышла замуж» (на немецком языке). Позднее он стал основой повести под названием «Человек». С 1891 года Ольга Кобылянская жила в Черновцах. В 1903 году Ольга оказалась парализованной из-за осложнений, вызванных простудой, и писала свои произведения, не вставая с больничной койки. В 1940 году Кобылянская приветствовала воссоединение северной Буковины с Советской Украиной, была принята в Союз писателей СССР. Во время Великой Отечественной войны тяжелобольная Ольга Кобылянская не могла выехать из Черновцов. Была схвачена гитлеровцами, которые решили предать её военно-полевому суду. Смерть 21 марта 1942 года избавила её от расправы.
Могила писательницы О.Ю.Кобылянской, Черновцы, улица Кишиневская, 1, "кладбище по улице Зеленой", квартал 72а
Творчество
Повесть «Человек», вышедшая в 1892 году, знаменует формирование Ольги Кобылянской как украинской писательницы.
Выступив в середине 1890-х годов как украинская писательница с рассказами и повестями из жизни интеллигенции, Кобылянская на протяжении почти полувека создала десятки рассказов, очерков, новелл, повестей, критических и публицистических статей, переводов, оставила значительную по объёму переписку. Большая часть произведений Кобылянской написана на немецком языке. Она участвует в феминистическом движении, став в 1894 году одним из инициаторов создания «Товариства рускихъ женщинъ». Кобылянская обосновала цель этого движения в своей брошюре «Немного об идее женского движения». Писательница подняла вопрос о тяжёлом положении женщины «среднего слоя», активно выступила за равенство полов, за своё право на достойную жизнь, что нашло отражение в повести «Царевна» (1895). Продолжая проблематику «Человека», повесть «Царевна» свидетельствовала о расширении мировоззрения писательницы, углубления её реалистической манеры, средств психологического анализа. Повесть имеет сложную творческую историю. Писалась она и дорабатывалась длительное время (1888—1893), первоначальный текст её был немецкий, позднее — украинский. Напечатана повесть была в газете «Буковина» (1895) и в том же году вышла в Черновцах отдельным изданием.
После этого Кобылянская напечатала до 20 повестей и рассказов, лучшие из которых: «Природа» (1895), «Битва» (1896), «Некультурная» (1897), «Valse melancolique» (1898) и «Земля» (1901). Морально-этические проблемы жизни интеллигенции Кобылянская подняла в таких новеллах, как «Аристократка» (1896), «Impromptu phantasie». Она продолжает разрабатывать их в последующих произведениях и создает три целостных образа женщин-интеллигенток в рассказе «Valse melancolique» (1898). Впоследствии она возвращается к этой теме в повестях «Ниоба» (1905), «Через кладку», «За ситуациями» (1913).
[700x391]
Тема интеллигенции проходит через всё творчество Кобылянской — от её ранних рассказов и повестей к «Апостолу черни».
Изображение жизни села, его социально-психологических и морально-этических проблем стало второй ведущей линией творчества Кобылянской. В новелле «Нищая» (1895) писательница впервые показывает человека из народа, оказавшегося без средств к существованию, живущего с милостыни. В начале 1890-х годов писательница стремится расширить сферу своих художественных поисков, обращается к абстрактно-символическим темам и образам («Аккорды», «Крест», «Луна» и др.), пишет ряд стихотворений в прозе, среди которых есть мастерские художественные миниатюры. Кобылянская печатается в модернистских журналах «Мир», «Украинский дом». В середине 1890-х годов писательница углубляет знания жизни крестьянства, чему способствуют её тесные контакты с жителями буковинских сел, в частности Дымки, что впоследствии войдёт в её творчество страшной трагедией-братоубийством («Земля»). Глубоко правдивые картины из жизни села Кобылянская дала в новеллах «Банк рустикальный», «На полях», «У св. Ивана», «Время». Реалистичные и романтические тенденции творчества Кобылянской своеобразно сочетаются в одном из её лучших произведений — повести «В воскресенье рано зелье копала», в основе которой — мотив романтической песни-баллады «Ой не ходи, Григорий, и на вечерницы», неоднократно прорабатываемой украинскими писателями. Повесть переведена на многие языки, инсценированной, с успехом идёт на сценах театров Украины.

Ольга Кобылянская (слева) и Леся Украинка (1901 год)
Творчество Кобылянской в 1920—1930-х годах, в период, когда Северная Буковина оказалась под властью Румынии, проходила в особенно сложных и тяжёлых условиях. Украинский язык и культура в этом крае жестоко преследовались, но и в таких условиях Кобылянская налаживает контакты с украинской литературной молодёжью прогрессивного журнала «Луч» (1921—1923), с львовским месячником «Новые пути», с харьковским издательством «Движение», где в течение 1927—1929 годов вышли её «Сочинения» в девяти томах. В произведениях Кобылянской периода Первой мировой войны и времён румынской оккупации Северной Буковины появились некоторые новые мотивы. В рассказы писательницы вошла тема войны («Иуда», «Письмо осуждённого солдата к своей жене», «Навстречу судьбе» (1917), «Сошёл с ума» (1923) и др.). В некоторых рассказах и новеллах послевоенного периода Кобылянская обратилась к отображению тех морально-этических проблем, которые стали предметом художественного анализа в её произведениях, написанных ещё в конце XIX — начале XX века. Так, мотивы «Земли» находят своеобразное продолжение и определённое углубление в социально-бытовом рассказе «Волчица». Творчество Кобылянской в 1920—1930-е годы подпадает под определённое влияние символизма («Снится», «Пресвятая богородица, помилуй нас»). Обстоятельствами жизни и творчеством Кобылянская глубоко вросла в буковинскую почву. Вместе с тем она никогда не замыкалась в узких этнографических рамках и охватывала зрением всю Украину. Активная участница общеукраинского литературного процесса, Кобылянская постоянно общалась с культурами других народов, в частности тех, которые жили в Австро-Венгерской империи. Благодаря новаторству, созвучности прогрессивным тенденциям мировой литературы проза Кобылянской вызывала и вызывает значительный интерес не только на Украине, но и за её пределами. Лучшие произведения писательницы вышли в переводах на многие языки.
Экранизации: 1954 — «Земля» — фильм по одноимённой повести; 1967 — «Волчица» — фильм-спектакль по одноимённому рассказу; 1990 — «Меланхолический вальс» — телефильм по одноимённому рассказу; 1993 — «Царевна» — сериал по мотивам одноимённой повести.
Память
В 1944 году в Черновцах был открыт литературно-мемориальный музей Кобылянской. В 1963 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Кобылянской. В 2013 году на Украине была выпущена почтовая марка, посвящённая Ольге Кобылянской. Именем Кобылянской названы улицы в ряде городов Украины, в том числе одна из центральных улиц Черновцов. Имя было присвоено Черновицкому областному украинскому музыкально-драматическому театру.
Сочинения: Твори, тома 1—3. (Вступительная статья и редакция О.Бабишкина), Киев, 1956; Твори, тома 1—5, Киев, 1962—1963; в русском переводе — Избранное, Москва, 1953.
Литература: Бабишкiн О.К., Ольга Кобилянська, Львiв, 1963: Ольга Кобилянська. Бiблюграфiчний покажчик. (Склав О.П.Куш), Киев, 1960; Ольга Кобилянська в критицi та спогадах, (Вступительная статья Ф.Погребенника), Киев, 1963; История украинской литературы, том 1, Киев, 1954.
1863
Уильям Д.Ф.Льюшнер (William D. F. Leushner)
американский стрелок, чемпион и призёр летних Олимпийских игр.Родился в городе Кукстаун, провинция Онтарио, Канада. Льюшнер принял участие в летних Олимпийских играх в Лондоне и соревновался в двух дисциплинах. Он вместе со своей сборной стал олимпийским чемпионом в стрельбе из армейской винтовки среди команд, а также разделил 11-е место в стрельбе из винтовки на 1000 ярдов. На следующих летних Олимпийских играх 1912 в Стокгольме Льюшнер стал серебряным призёров в стрельбе по движущейся мишени и двукратным бронзовым призёром в стрельбе из малокалиберной винтовки., заняв в ещё четырёх дисциплинах места ниже седьмого. Льюшнер был военным и дослужился до звания подполковника. Умер в городе Буффало, штат Нью-Йорк, США, 25 октября 1935 года.
[440x700]
1864
Пьер Милль (французское имя — Pierre Mille)
французский журналист, социолог, мемуарист, писатель. Родился в Шуази-ле-Руа. Участвовал в различных экспедициях в западной экваториальной Африке, путешествовал по миру в качестве корреспондента (Temps, Journal des Débats, Revue des deux mondes, Revue de Paris). Был военным корреспондентом во время греко-турецкого конфликта в апреле-мае 1897 года и в 1914-1918 гг. В 1926 году Милль стал одним из учредителей Ассоциации колониальных писателей (Écrivains coloniaux), президентом которой был с 1933 по 1936 год. Пьер Милль также основатель (и президент, в течение 1933-1934 года) Академии Наук d'Outre-Мер. Пьер Милль был женат на художнице Ивонн Серрис (Yvonne Serruys). Его дочь, Клара Кандиани(Clara Candiani) стала известной журналисткой. В 1941-м, во время немецкого наступления, Пьер Милль находился в Париже. Холод, голод и материальные затруднения подорвали здоровье семидесятисемилетнего писателя. Он умер в Париже 12 января 1941 года. Среди многочисленных произведений Милля главное место занимают колониальный роман и новелла. Для них характерны созерцательство, эстетский пассивизм, подмена классового содержания империалистической политики расовыми противоречиями, сведение социальных конфликтов к этическим вопросам, попытка разрешить классовые столкновения путем гуманистического законодательства и якобы культурного влияния белых на туземное население. Разумеется, подобная программа вовсе не противоречит интересам империалистической буржуазии, а наоборот, внося «облагораживающие» поправки в практику неприкрытого классового хищничества, лишь узаконяет принципы империалистической политики. Изображая жестокую эксплоатацию колоний, демонстрируя разложение французского чиновничества, пользующегося там бесконтрольной властью, Милль требует лишь более четкого и умелого управления колониями («Черный дым», «Мамонт»). Что касается туземцев, то Милль, не признавая их «настоящими» людьми, ратует лишь за более «человеческое» отношение к ним. Приниженность, забитость, недоразвитость, тупой фатализм — черты, которыми Милль постоянно наделяет туземные народности, — он объясняет особенностями их расы («Китайцы», «Аньяна»). Не вскрывая социальной сущности явлений, Милль всю силу своих изобразительных средств сосредоточивает на выявлении отдельных бытовых моментов и местной природы в их экзотических особенностях. В рассказах, посвященных быту мелкой буржуазии, гл. обр. провинциальной, Милль вскрывает ее мещанскую затхлость и скудоумие. Но и здесь преобладает добродушная насмешливость, — гневное обличение чуждо Миллю («Воскресный отдых», «Вор»). Любопытен по замыслу роман «Гарпагоны в беде», где автор дает историю разорения мелкобуржуазной семьи — потомков Гарпагона (героя мольеровской комедии «Скупой»). В психологическом романе «Кристина и он» Милль затрагивает проблему наследственности, рисуя деградацию французской интеллигенции; он особо подчеркивает развращающее, губительное влияние колониальной среды и обстановки. Империалистическая война нашла очень относительное отражение в новеллах Милля, изображающих эпизоды из военного быта (большей частью колониальных войск). В этих новеллах экзотика и психологизирование затемняют классовый и политический смысл событий («Колодец с абсентом» и другие). Свои взгляды Милль особенно ярко выразил в романе «Caillou et Tili» (Мой друг Кубик), где пытается показать уродство современного воспитания. Идейный уровень творчества Милля,не выходит за пределы мелкобуржуазного гуманизма и половинчатой критики буржуазного общества, не затрагивающей основ капиталистического строя, свойственной интеллигенции, ущемленной империализмом. Это определяет бессилие и беспочвенность его «фронды».
Библиография: На русский язык переведены: Собрание сочинений, издательство «Освобождение», Санкт-Петербург, s. a. (том I, По белу свету, Рассказы; том II. Барнаво в Париже; том III. По ту сторону добра и зла, Рассказы); Пробуждение души, Очерки из детской жизни, издательство «Современные проблемы», Санкт-Петербург, 1912; Гарпагоны в беде, Роман, перевод Е.В.Мечниковой, Под редакцией и с предисловинм Н.О.Лернера, издательство «Книга», Москва — Петроград, 1923; Миррина, Куртизанка-мученица, Роман, перевод В.Н.Благовещенской, издательство А.Ф.Маркс, Ленинград, 1924; Наср-Эддин и его жена, Роман, перевод Н.И.Мартыновой и Е.В.Голубева, издательство «Сеятель», Ленинград, 1925; Монарх, Роман, перевод Л.Савельева, издательство «Мысль», Ленинград, 1926 (более раннее издание, Петроград, 1916); Барнаво в Париже, Роман, перевод А.С.Полоцкой, издательство «Прибой», Ленинград, 1927; Кристина и он, Роман, перевод В.Баршевой, Гиз, Москва — Ленинград, 1927; Согрешивший священник, Рассказы, перевод Р.Кальменс, издание «Современные проблемы», Москва, 1928, и многочисленные дешевые издания отдельных рассказов; Dans trois cents ans, 1922; Le marechal Butler, 1922; Sacerdos in aeternum, 1923; La detresse des Harpagon, 1923; L’illustre Partonneau, 1924; La victoire... et la retraite, 1924; Le depute, 1925; L’ecrivain, 1925; Ou est le cadavre?, 1927.
1865
Уолтер Фредерик Гейл (Walter Frederick Gale)
австралийский банкир. Гейл родился в Пэддингтоне (Новый Южный Уэльс, Австралия). С раннего возраста он увлекался астрономией и в 1884 году построил свой собственный телескоп. Гейл открыл несколько комет, включая потерянную комету 34D/Гейла. Также он открыл несколько двойных звезд. В 1892 году Гейлом были описаны оазисы и каналы на Марсе. В 1935 году Уолтер Гейл был удостоен медали Джексон-Гвилт Королевского астрономического общества за «открытия комет и работу на благо астрономии в Новом Южном Уэльсе». В честь учёного назван ударный кратер на Марсе — кратер Гейла. Умер 1 июня 1945 года.
[519x700]
1865
Янез Эвангелист Крек (Janez Evangelist Krek)
словенский политический деятель. Католический священник. Родился в Свети-Грегоре, близ Рибнице, Доленьско. В 1890-х гг. провозгласил программу освобождения трудящихся Словении от эксплуатации банкирами, скупщиками и ростовщиками путём создания потребительской и кредитно-сбытовой кооперации; запрещения разделов крестьянских хозяйств; налоговой реформы, а также продажи рабочим акций промышленных предприятий. Основал Католическое рабочее общество (1894), организовал широкую сеть кооперативов на селе. Сторонник политического, экономического и культурного единства югославян, преобразования Австро-Венгрии на условиях триализма (Австрия, Венгрия, югославянские земли). Умер в селе Шентьянж 8 октября 1917 года.
1866
Анна Сергеевна Алеева (настоящая фамилия — Алексеева, в замужестве — Штекер)
русская актриса. Родилась в Москве. Сестра К.С.Станиславского. Была ученицей и партнершей К.С.Станиславского по Алексеевскому кружку и Обществу искусства и литературы. С 1899 до 1903 год играла в труппе Московского Художественного театра. Выступала под псевдонимом Алеева-Штекер.
Сыграла на сцене МХТ: Марию Годунову в «Смерти Иоанна Грозного» А.К.Толстого; Ганну в «Ганнеле» Гауптмана; Елену Прекрасную и Весну (один раз) в «Снегурочке» Александра Островского и другие роли. В послереволюционные годы работала в кружках самодеятельности в деревне. Преподавала ритмику. Ушла из театра по домашним обстоятельствам. Умерла в родном городе 1 мая 1936 года.
[508x700]
1867
Артур Ли Диксон (Arthur Lee Dixon)
английский математик. Родился в Рикеринге (графство Йоркшир). Работал в Оксфорде. Большинство его работ посвящено алгебре (Диксона группа), в частности приложениям алгебры к геометрии, а также эллиптическим и гиперболическим функциям. Является последователем А. Кэли, заложившим основы алгебраической теории. Умер 20 февраля 1955 года.

1867
Иван Владиславович Жолтовский (польское имя — Jan Żółtowski; белорусское имя — Іван Жалтоўскі)
российский и советский архитектор, художник и педагог, крупнейший представитель ретроспективизма в советской архитектуре. Академик архитектуры Императорской Академии Художеств, действительный член Академии архитектуры СССР, доктор архитектуры, почётный член-корреспондент RIBA. Состоялся как мастер неоренессанса и неоклассицизма в дореволюционный период, в советское время был одним из старейшин советской архитектурной школы. Начав творческую карьеру в период позднего историзма в 1890-х годах, дожил до начала эпохи типового крупнопанельного домостроения 1950-х. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР. Родился в агрогородке Плотница Пинский уезд Минская губерния, Российская империя, в дворянской католической семье. Отец — Владислав Янович Жолтовский (1832—1870), мать — Ядвига Апполинаровна (Савицкая). Получив домашнее воспитание, поступил в Пинское реальное училище. В 1879 году, вероятно, в связи с переездом семьи, продолжил образование в Астраханском реальном училище, которое окончил в 1886 году. В 1887 году поступил в Императорскую Академию Художеств в Санкт-Петербурге, где пробыл в общей сложности 11 лет. В академический период много работал на постройках старших коллег в качестве чертёжника и т. п. В частности, в 1891—1892 годах принимал участие в строительстве объектов Феодосийской железной дороги в Крыму, занимался внутренним убранством императорского дворца в Беловеже, строившегося по проекту придворного архитектора Николая Рошефора. Кроме того, во второй половине 1890-х годов и начале 1900-х активно участвовал в архитектурных конкурсах, совместно со Стефаном Галензовским, Георгием Косяковым, Леонидом Браиловским. Практическая работа на постройках отнимала время от учёбы, поэтому Жолтовский неоднократно отчислялся из Академии за неуспеваемость. После реформы учебного заведения в 1894 году были организованы «авторские» мастерские профессоров-руководителей. Жолтовский по собственному выбору поступил в мастерскую Антония Томишко на правах вольнослушателя, где успешно выполнил в 1898 году программу «Народный дом» на звание художника-архитектора. Однако диплома об окончании ВХУ Императорской Академии Художеств не получил, так как имел задолженности по техническим дисциплинам. Заручившись выписанным в Академии свидетельством о праве преподавать рисование в средних учебных заведениях, направился в Москву, где в конце 1900 года поступил в штат Строгановского училища. Одновременно вошёл в состав Технического надзора по постройке гостиницы «Метрополь». В 1901 году составил ряд проектов убранства интерьеров гостиницы в стилистике, близкой к модерну и боз-ару. Несмотря на версию о гибели интерьеров Жолтовского при пожаре в декабре 1901 года, есть основания считать, что отделка по этим проектам не была осуществлена вовсе. По крайней мере, с 1902 года совершал ежегодные поездки в Италию, внимательно изучая архитектурное наследие античности и Ренессанса. Наибольший интерес проявлял к постройкам Андреа Палладио, в которых видел образцы для своей творческой практики.
Из очерка об И.В.Жолтовском в ежегоднике «Архитектурная Москва» (Выпуск 1. Москва, 1911. Страница 8)
Первой самостоятельной постройкой Жолтовского стал дом Скакового общества на Скаковой улице (1903—1905). Выиграв конкурс, Жолтовский кардинально переработал свой проект, изменив стиль будущей постройки с викторианской неоготики на неоклассицизм. К дореволюционному периоду относятся усадебные постройки в подмосковных Липовке, Щурове и Бережках, дом и конюшни в Лубенькине на озере Удомля в Тверской губернии, дома для служащих в Бонячках Костромской губернии (ныне Вичуга Ивановской области), Дом Тарасова в Москве, реконструкции особняков на Введенской площади и в Мёртвом (ныне Пречистенском) переулке, дома для рабочих завода АМО. Произведения Жолтовского цитировали и интерпретировали прототипы. Так, дом Тарасова на Спиридоновке содержит цитату фасада палаццо Тьене в Виченце, но пропорции заимствованы Жолтовским из Палаццо Дожей в Венеции. 26 октября (8 ноября) 1909 года избран академиком архитектуры «принимая во внимание известности <…> на художественном поприще». Однако попытка Жолтовского в 1914 году влиться в штат педагогов ВХУ оказалась неудачной: большинство профессоров высказалось против. В 1910-х годах вместе с Игорем Грабарём и Иваном Рыльским входил в городское жюри, которое проводило в Москве «конкурсы красоты фасадов».
Центральная тепловая электростанция МОГЭС на Раушской набережной, 1927
Деятельность в довоенный период
После революции 1917 года карьера Жолтовского произвела большой скачок: он, по сути, возглавил всю архитектурную деятельность в стране, заняв должность руководителя архитектурного подотдела в отделе ИЗО Наркомпроса. Сохранилась записка главы наркомата Анатолия Луначарского, лично рекомендовавшего его Владимиру Ленину как авторитетнейшего эксперта по архитектуре и градостроительству. В условиях Гражданской войны и экономической разрухи деятельность подотдела Жолтовского сосредоточилась в «идеологической» разработке проектов общественных зданий, а также в просветительской работе. В частности, по личной инициативе Жолтовского в 1919 году были переведены по крайней мере два труда Андреа Палладио. Русский перевод «Древностей Рима» остался неопубликованным, а трактат «Четыре книги об архитектуре» был издан в 1936 году в серии «Классики теории архитектуры» Всесоюзной академией архитектуры под редакцией Александра Габричевского и с указанием Жолтовского как переводчика. В результате архивных изысканий удалось выяснить, что в действительности переводы были осуществлены Елизаветой Рябушинской — художницей и представительницей знаменитого клана промышленников и банкиров. По-видимому, заказ ей переводов был со стороны Жолтовского актом материальной поддержки, но попутно решал важную для него задачу популяризации наследия Палладио в России. С 1920 года преподавал во ВХУТЕМАСе. Среди его учеников этого периода — знаменитые советские архитекторы Илья Голосов, Пантелеймон Голосов, Константин Мельников. В 1918—1923 годах вместе с Алексеем Щусевым занимался планом развития новой столицы советского государства «Новая Москва». По их замыслу, Москва должна была «рассредоточиться» при помощи городов-садов, в первую очередь, в северо-западном направлении. Планировалась застройка города неоклассическими зданиями. План реализован не был, как и остальные проекты тех времён. В 1923 году разработал генеральный план Всероссийской сельскохозяйственной выставки и спроектировал на ней павильон «Машиностроение». В том же году Жолтовскому выделяют дом-усадьбу № 6 по Вознесенскому переулку, в котором ранее жили поэты Сумароков и Баратынский. В этом доме Жолтовский прожил до самой смерти. Здесь же была организована мастерская архитектора. Жолтовский бережно сохранил интерьеры и гризайльную роспись потолков особняка. Гризайль был уничтожен в 1959 году, после смерти архитектора, когда кабинет Баратынского-Жолтовского было решено превратить в читальный зал архива города.
В конце 1923 года, согласно официальной биографии, был командирован в Италию. По неизвестным причинам вскоре после этого лишен звания академика Российской Академии Художественных Наук. Помимо пребывания в Италии ненадолго вернулся на родину в Пинск (на тот момент находившийся в составе Польши), где надстроил на два яруса колокольню Вознесенского собора. Вернулся в СССР в 1926 году, в декабре был снова утвержден академиком Российской Академии Художественных Наук.
Дом Жолтовского на Моховой, 1931—1935
В 1930-е годы работал в городе-курорте Сочи. Его авторству принадлежит здание Сочинского художественного музея, Ривьерский мост, насосная станция в Новой Мацесте и больница моряков. В 1932 году Жолтовскому присвоено звание Заслуженного деятеля искусства РСФСР. В это время он был занят проектированием и строительством жилого дома на Моховой улице в Москве. Алексей Щусев по поводу построенного Жолтовским Дома на Моховой высказался следующим образом: «Я считаю, что даже в Европе трудно найти мастера, который так тонко понял бы классику. Эта постройка является большим завоеванием современной архитектуры».
Во время Второй мировой войны
По воспоминаниям вдовы Виктора Веснина Жолтовский в 1941 году якобы высказывал пораженческие настроения: «Не всё ли нам равно, будем мы работать для немцев или для русских…».
Творческая деятельность в 1940—1950-е годы
В 1945 году, после окончания Второй мировой войны, постановлением Правительства была создана Архитектурная мастерская-школа академика архитектуры И.В.Жолтовского. Среди работ мастерской данного периода наиболее значительные работы: Пристройка Зала приёмов и Конференц-зала к особняку МИДа на Спиридоновке (архитекторы М.О.Барщ, Г.А.Захаров, Ю.Н.Шевердяев); Застройка Центральной площади в Калуге; Застройка района Перово в Москве; Проект Генерального плана и застройки города Сочи; План застройки подмосковных посёлков Железнодорожный и Крюково; Было также завершёно строительство начатых до войны в Москве жилых домов на Смоленской пощади и Ленинском проспекте, и построен жилой дом на Ярославском шоссе; В доме на Смоленской, который известен как «Дом с башенкой», мастер снова обращается к излюбленной итальянской теме. Дом представляет собой укрупнённый вариант палладианского палаццо, а башенка откровенно цитирует колокольню Сан-Марко в Венеции — особенно верхний ярус с аркадой. Подъезды получили эффектное оформление: имитацию дубовых потолков, гризайль на колоннах, роспись на тему пушкинских героев из сказки «Руслан и Людмила», ниши ложных каминов. Внутри подъезда — дата постройки (1949), обозначенная римскими цифрами. В оформлении каминов участвуют — что характерно для послевоенной сталинской архитектуры — гирлянды из фруктов, а также мальчики-путти. Невинный мотив веселящихся младенцев выглядел скандально в глазах советского официоза того времени.
Здание Московского ипподрома, 1950—1955
В конце 1940-х годов Мастерская-школа Жолтовского, на фоне общего наступления руководства страны на искусство, начатого статьями А.А.Жданова в общесоюзных журналах «Звезда» и «Ленинград», была обвинёна в космополитизме. Из Мастерской были изгнаны М.Барщ и Г.А.Захаров. В 1949 году за проект жилого дома на Ленинском проспекте Жолтовский получает Сталинскую премию в области архитектуры. Список Сталинских лауреатов утверждал лично И.В.Сталин, поэтому с 1950 года гонения со стороны партийного руководства на Архитектурную школу Жолтовского прекратились.

Кинотеатр «Победа» на Абельмановской улице, 1957
В 1950—1952 годах мастерская Жолтовского осуществила реконструкцию и перестройку Главного здания (Беговой беседки) Московского ипподрома, построенного в 1889—1894 годах по проекту архитекторов И.Т.Барютина и С.Ф.Кулагина.
В 1952—1954 годах мастерская-школа Жолтовского участвовала в Первом Всесоюзном конкурсе крупнопанельных жилых домов, для которого разработала шесть проектов различной этажности и конфигурации. Их характерная особенность состояла в сосредоточении всех нестандартных элементов в нижнем и верхнем ярусах зданий; были также впервые предложены открытые стыки панелей. Профсоюзный санаторий имени ХХ съезда КПСС был построен в 1956 году по проекту академика И.В.Жолтовского в Евпатории. Расположен в центральной части курортного района города, в 500 м от моря (улица Кирова, 64). Умер И.В.Жолтовский в Москве 16 июля 1959 года.
Похоронен на Новодевичьем кладбище (памятник — архитекторы П.И.Скокан, Г.Михайловская и Н.П.Сукоян, по проекту самого И.Жолтовского — он проектировал его на могилу А.Неждановой, но не успел осуществить). На стене дома № 6 в Вознесенском переулке, где с 1926 года и до своей смерти в 1959 году жил и работал И.В.Жолтовский, находится мемориальная доска. В 1961 году Ермолаевский переулок на Патриарших прудах был переименован в честь архитектора в «улицу Жолтовского», но в 1994 году переулку было возвращено его историческое название.
Реализованные архитектурные работы: 1903 — Дом скакового общества (Москва, Скаковая аллея 7); 1909—1913 — Особняк Г.А.Тарасова на Спиридоновке; 1923 — постройки первой ВСХВ; 1926—1927— Центральная тепловая электростанция ГЭС-1 на Раушской набережной; 1927—1929— Два боковых крыла здания Госбанка на Неглинной улице; 1920-е годы: надстройка колокольни Кафедрального костёла в Пинске; 1923 год - Павильона сельскохозяйственного машиностроения «Шестигранник» (бывший павильон «Механизация» на Первой сельскохозяйственной выставке в 1923 году; архитекторы И.В.Жолтовский, В.Д.Кокорин, М.П.Парусников) в Парке Горького. Современный владелец - Центр современной культуры «Гараж»; 1932—1934 — Дом на Моховой; 1945 — Дом на Калужской улице (Ленинском проспекте); 1950—1955 — Здание и трибуны Московского ипподрома; 1950 — Дом для работников НКВД на Смоленской площади; 1954 — Школа № 1 имени А.С.Макаренко в Орске, по этому проекту были построены ещё две школы в Харькове и Москве; 1957 — кинотеатр «Слава» на шоссе Энтузиастов (здание сгорело в 2006 году). По этому же проекту, ставшему типовым, в Москве построено ещё два кинотеатра: «Буревестник» (Улица Коровий вал) и «Победа» на Абельмановской улице; 1957 — Дом Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) (на Проспекте Мира); 1958 — Здание МГХПУ имени Строганова на Волоколамском шоссе; 1963 — Санаторий «Горный» в Ливадии (Большая Ялта, Крым); Дом правительства (Махачкала); административное здание (Сочи).
Награды и премии: заслуженный деятель искусства и техники РСФСР (1932); заслуженный деятель искусств Белорусской ССР; Сталинская премия второй степени (1950) — за архитектуру жилого дома № 11 по улице Калужской в Москве; орден Ленина; орден Трудового Красного Знамени (26 ноября 1942).
Семья
Был трижды официально женат. С первой супругой, Амалией Константиновной Смаровской, обвенчался в 1900 году в церкви Святой Екатерины. Брак был неудачным, был расторгнут в 1921 году. В 1922 году женился во второй раз на Вере Алексеевне Жолтовской, судьба этого брака загадочна. В 1929 году женился в третий раз, на Ольге Фёдоровне Аренской (Пушечниковой). Детей не имел. Версия о браке Жолтовского с Елизаветой Павловной Рябушинской в 1910-х годах не имеет документальных подтверждений (как официальный он вообще был невозможен ввиду наличия у Жолтовского не расторгнутого первого брака).
Увековечивание памяти: Проспект Жолтовского в городе Пинске в Белоруссии; Улица Жолтовского в городе Прокопьевске Кемеровской области (с 1964 г.); Улица Жолтовского в городе Москве (1961-1993, ныне Ермолаевский переулок); Медаль имени Ивана Владиславовича Жолтовского «За выдающийся вклад в архитектурное образование» (учреждена в 2008 г. Союзом архитекторов России); художественный маркированный конверт (2017)
Литература: Айрапетов Ш.А. О принципах архитектурной композиции И.В.Жолтовского. — УРСС, 2004; Жолтовский И.В. Проекты и постройки. — Москва: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1955; Палладио А. Четыре книги об архитектуре. / Редактор А.Габричевский, перевод И.Жолтовский. — Москва: Архитектура-С, 2006. Репринт издания 1937. ISBN 5-9647-0080-2; Бархин А.Д. Актуальное, ретроспективное и уникальное в творчестве И.В.Жолтовского 1930—1950-х годов. // Academia. Архитектура и строительство. — 2015. — № 4; Кавтарадзе С.Ю. Мир как шедевр. О стилевой принадлежности особняка Тарасова в Москве // Искусствознание. — 2017. — № 4. — Страницы 28—47; Ощепков Г.Д. И.В.Жолтовский. Проекты и постройки. — Москва: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1955; Печёнкин И.Е. «Английское» в творчестве И.В.Жолтовского: дом скакового общества // Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». — 2020. № 2. — Страницы 111—137. — ISSN 2073-6401; Печёнкин И.Е. Казус дома Тарасова. Заметки на полях творческой биографии И.В.Жолтовского // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сборник научных статей. Выпуск 10 / Под редакцией А.В.Захаровой, С.В.Мальцевой, Е Ю.Станюкович-Денисовой. — МГУ имени М.В.Ломоносова / Санкт-Петербург: НП-Принт, 2020. — Страницы 460—471. — ISSN 2312—2129; Печёнкин И.Е., Шурыгина О.С. Палладио по-русски. Новые данные о переводе «Четырёх книг об архитектуре» в начале XX века // Искусствознание. — 2018. — № 3. — Страницы 238—263; Печёнкин И.Е., Шурыгина О.С. Выставочные павильоны И.В.Жолтовского. К творческой биографии зодчего // Архитектурное наследство. Выпуск 71. — Санкт-Петербург: Коло, 2019. — Страницы 236—247; Печёнкин И.Е., Шурыгина О.С. Новые эпизоды творческой биографии И.В.Жолтовского // Academia. Архитектура и строительство. — 2020. — № 3. — Страницы 48—54; Печёнкин И.Е., Шурыгина О.С. Архитектор Иван Жолтовский. Эпизоды из ненаписанной биографии. — Москва, 2017. — 160 страниц. — ISBN 978-5-600-01687-3; Старостенко Ю.Д. И.В.Жолтовский о развитии и реконструкции Москвы: проекты и мысли 1920—1930-х гг. // AMIT. — 2018. — № 3 (44). — Страницы 45—59; Фирсова А.В. Творческое наследие И.В.Жолтовского в отечественной архитектуре XX века. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Москва, 2004; Хан-Магомедов С.О.Иван Жолтовский. — Москва : С.Э.Гордеев, 2010; Хан-Магомедов С.О. Итальянский Ренессанс Ивана Жолтовского // Academia. Архитектура и строительство. — 2010. — № 1. — Страницы 20—30; Хмельницкий, Дмитрий. Иван Жолтовский. Архитектор советского палладианства. — Berlin, DOM publishers, 2015. — ISBN 9783869222844; Шурыгина О.С. Новые данные о И.В.Жолтовском (к 150-летию со дня рождения архитектора) // Архитектурное наследство. Выпуск 67. — Санкт-Петербург: Коло, 2017. — Страницы 170—185; Шурыгина О.С. Сталинские премии архитектора И.В.Жолтовского (1940—1953) // Российская история. — 2020. — № 1.
[518x698]
1867
Шарль Кёклен (французское имя — Charles Koechlin; полное имя — Шарль Луии Эжен Кёклен Charles Louis Eugène Koechlin)
французский композитор, музыковед, педагог. Родился в Париже. Происходил из богатой промышленной семьи: его дед по матери Жан Дольфус, широко известный как филантроп и общественный деятель, владел текстильной фабрикой в Мюлузе, отец работал чертёжником на фабрике, но незадолго до рождения сына переехал в Париж. Кёклена готовили к карьере артиллерийского офицера, однако, обучаясь в Политехнической школе, он заболел туберкулёзом и был признан негодным к военной службе. Оправившись от болезни, Кёклен некоторое время жил в Алжире, где серьёзно начал заниматься музыкой, и в 1890 году поступил в Парижскую консерваторию, где его профессорами были Тоду (гармония) и Массне (композиция). Он также посещал занятия по контрапункту у Андре Жедальжа, и в это время заинтересовался музыкой Иоганна Себастьяна Баха, любовь к которой сохранил на всю жизнь. В 1896 году Амбруаза Тома на посту директора консерватории заменил Теодор Дюбуа, Массне подал в отставку с поста профессора класса композиции, и Кёклен перешёл на обучение к Габриэлю Форе. Именно Форе оказал наибольшее влияние на развитие творчества молодого композитора. С Кёклен 1909 регулярно выступал как музыкальный критик в журнале «Chronique des arts» и преподавал, а с 1915 начал писать теоретические труды. Среди учеников Кёклена — Роже Дезормьер, Кристофор Тальтабулл, Камаргу Гуарньери. До конца 1920-х годов Кёклен был одним из лидеров парижской музыкальной жизни. Вместе со своими товарищами по консерватории ― Морисом Равелем и Флораном Шмиттом, при поддержке Форе ― в 1909 он принимал участие в основании Независимого музыкального общества («Société Musicale Indépendante») для продвижения новой музыки. Независимое музыкальное общество было своего рода оппозицией к консервативному Национальному обществу, находившемуся под началом Венсана д’Энди и связанного со Schola cantorum. В 1912―1913 по просьбе Клода Дебюсси Кёклен оркестровал его музыку к балету «Хамма», а в 1918 Эрик Сати пригласил его в группу композиторов «Новая молодёжь» («Les Nouveaux Jeunes») вместе с Русселем, Мийо и некоторыми другими, однако этот проект остался неосуществлённым. В 1921―1924 Кёклен написал ряд статей в ведущих музыкальных журналах, и постепенно приобрёл бо́льшую известность как теоретик, нежели как композитор. Среди его теоретических трудов наиболее значителен четырёхтомный «Трактат об оркестровке» (Traité de l'orchestration, 1941). Несмотря на проведение фестиваля музыки Кёклена, а также получение им нескольких престижных премий, лишь в 1940-х годах в Бельгии его музыка вновь начала завоёвывать признание. Директор Бельгийского радио Поль Коллер организовал серию исполнений его оркестровых работ под управлением Франца Андре. Ещё один шаг к возрождению творчества Кёклена в 1967 сделал пианист Антал Дорати, записав к столетию со дня рождения композитора цикл «Бандар-логи». В 1918, 1928 и 1937 Кёклен посещал с визитами США, а после смерти Русселя возглавил французскую Федерацию народной музыки. В 1930-е развитие коммунистических взглядов композитора выразилось в серии «Музыки для народа» и активной деятельности в музыкальном комитете Ассоциации «Франция―СССР» (хотя сам он никогда не состоял в партии). Всегда положительно относившийся к новейшим течениям в искусстве, Кёклен возглавлял французскую секцию Международного общества современной музыки и активно поддерживал музыку молодых композиторов. Умер в коммуне Райоль-Канадель-сюр-Мер, департамент Вар, Франция, 31 декабря 1950 года.
Похоронен в коммуне Райоль-Канадель-сюр-Мер.
Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, 2-е издание, Москва, 1970; Renaudin ., Ch. Koechlin. (Notice biobibliographique), ., 1952.
1867
Маргарет Рутвен Ланг (Margaret Ruthven Lang)
американский композитор. Ланг была первой женщиной-композитором, музыка которой исполнялась главным Американским симфоническим оркестром. Маргарет Ланг родилась в городе Бостон, штат Массачусетс, США. Она была старшей дочерью в семье дирижёра, пианиста и композитора Бенджамина Джонсона «Би Джей» Ланга и певицы Фрэнсис Ланг. Бенджамин Ланг был другом Листа и Вагнера. Маргарет обучалась композиции и оркестровке у профессора Американской консерватории Джорджа Чедуика. Она является автором более двухсот песен, которые были хорошо известны и исполнялись в концертных залах по всему Бостону. Бостонский симфонический оркестр под управлением Артура Никиша исполнил её Драматическую увертюру, ставшую первым произведением женщины-композитора, исполненным главным Американским симфоническим оркестром. После пятидесяти лет Маргарет Ланг отошла от композиторской деятельности и стала христианским миссионером. Умерла в родном городе 29 мая 1972 года.
1869
Всеволод Прокопьевич Первушин
советский учёный-медик, доктор медицинских наук, профессор, проректор (1924–1927) Пермского университета. Создатель первой на Урале научной неврологической школы. Положил начало изучению клещевого энцефалита на Урале. Отец филолога и журналиста Н.В.Первушина и невролога Ю.В.Первушина. Родился в городе Перми, в семье служащего. В 1894 г. окончил Казанский университет и был оставлен ординатором в клинике нервных болезней у профессора Л.О.Даркшевича, в которой проработал 23 года. В 1918 году за монографию «Учение об остром переднем полиомиелите» ему была присуждена ученая степень доктора медицины. В 1921 году В.П.Первушин организовал и возглавил кафедру нервных болезней Пермского университета (1921-1930), (затем кафедра была переведена в Пермский мединститут, и он руководил ей до 1952 года). С 17 октября 1921 года — заведующий Пермской губернской клиникой нервных болезней. С 17 декабря 1924 по 8 июня 1927 — проректор, руководитель научно-учебной частью Пермского университета, член правления университета.
Научная и административная деятельность
Еще в 1899 г. В.П.Первушин в докладе на VII съезде русских врачей описал клиническую картину наблюдавшегося им заболевания, которое протекало как острая нейроинфекция с поражением шейного отдела спинного мозга и его оболочек, нервных корешков и сплетений. Представленная им клиническая картина нескольких случаев «прогрессирующей формы неврита плечевого сплетения» вполне соответствовала клинике клещевого энцефалита, к чему впоследствии и склонился сам учёный. Фактически это было первое описание одной из клинических форм этого заболевания. В.П.Первушин положил начало изучению клещевого энцефалита на Урале. В 1940 г. В.П.Первушин и его ученики совместно с М.П.Чумаковым впервые установили характер распространения клещевого энцефалита в стране. Он первым подробно описал прогредиентные формы клещевого энцефалита в Пермской области. В.П.Первушин занимался также изучением клинических особенностей полиомиелита, нейросифилиса, травматических поражений и опухолей головного мозга, алкоголизма и др. С его деятельностью связано становление и развитие неврологии на Западном Урале. Он создал первую на Урале научную неврологическую школу. В.П.Первушин особое внимание уделял вопросам организации неврологической помощи. Уже в 1921 году он открыл амбулаторный приём больных, регулярно проводил конференции невропатологов. Придавал большое значение физиотерапевтическим методам лечения. В 1923 году при клинике создал физиотерапевтический кабинет, который в 1935 году стал самостоятельным физиотерапевтическим отделением. Он дважды выдвигался на пост ректора Пермского университета, но от этой должности отказывался. В.П.Первушин проводил большую работу по развитию сети курортов Урала, был консультантом на местных курортах. В.П.Первушин создал свою научную школу. Шесть его сотрудников (Н.А.Печёркин, С.П.Швецов, А.Ф.Сарапулова, Т.Ф.Реннэ, А.П.Иерусалимский, Г.П.Серебренникова) стали кандидатам наук, пять его учеников (В.Р.Овечкин, А.А.Печеркин, Д.Т. Куимов, Ю.В.Первушин, А.П.Иерусалимский) — профессорами и возглавили кафедры в вузах Читы, Перми, Новосибирска, Астрахани. В.П.Первушиным опубликовано около 50 научных работ, в том числе монография и учебное пособие «Нервная система и её заболевания». Известный пермский хирург профессор А.П.Соколов, окончивший медфак ПГУ в 1924 году, писал: «… лекции его доставляли удовольствие. Он мастерски разбирал больных, тонко и глубоко проникал в тайны заболевания. Он вызывал восхищение своей эрудицией, сердечностью по отношению к больному.» Будущий академик В. В. Парин окончил пермский медфак в 1925 году и много лет спустя тоже вспоминал своего учителя: «Он поражал нас точной топической диагностикой — определением места поражения нервной системы… Всеволод Прокопьевич опередил своё время. Сейчас, в дни огромных успехов нейрохирургии, он стал бы неоценимым консультантом хирургов.» В.П.Первушин был активным общественным деятелем. Он организовал первую в России лечебницу для больных алкоголизмом. С 1925 года был бессменным председателем секции невропатологов и психиатров Пермского общества врачей. Он часто выступал в печати с публицистическими статьями по вопросам гигиены и благоустройства (опубликовано около 200 статей). Избирался депутатом Пермского городского Совета. Умер в родном городе 21 декабря 1954 года.
Похоронен в Перми на Егошихинском кладбище, участок 3, рядом с Успенской церковью.
Награды: Орден «Знак Почёта»; Орден Ленина; Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг; Награждён многочисленными почётными грамотами и благодарностями.
Разное: В.П.Первушин, будучи студентом, дважды из Казани на каникулы добирался в родную Пермь пешком; Решением учёного совета Пермской медицинской академии кафедра неврологии лечебного факультета, образованная профессором В.П.Первушиным в 1921 году, в декабре 2008 года названа его именем.
Источники: Всеволод Прокофьевич Первушин умер 21 декабря 1954 // Многоязычное генеалогическое древо; Краснопёрова Н.В. Родом из Лысьвы. Иван Михеевич Первушин и его семья // Народная энциклопедия Лысьвы; Мишланова Л.В. Всеволод Прокопьевич Первушин. Пермь, 2009, с иллюстрациями; Мишланова Л.В. Два профессора. Казань, Пермь, Норвич // Ретроспектива. 2008. № 4. Пермь; Мишланова Л.В. Династия профессоров Первушиных. Часть I. Всеволод Прокопьевич Первушин: Казанский период становления и творчества // Неврологический вестник. 2009 Том XLI, выпуск 1. Страницы 106—109; Мишланова Л.В. Династия профессоров Первушиных. Часть II. Всеволод Прокопьевич Первушин: Основатель и организатор Пермской школы неврологии // Неврологический вестник. 2009 Том XLI, выпуск 2. Страницы 81-85; Первушин Всеволод Прокофьевич // Профессора Пермского государственного университета (1916—2001) / Главный редактор: В.В.Маланин. Пермь: Издательство Пермского университета, 2001. 419 страниц. Страницы 146—147; Шутов А.А. Профессор Всеволод Прокопьевич Первушин (воспитанник казанской неврологической школы) — основоположник пермской неврологической школы). К 140-летию со дня рождения // Неврологический вестник. 2009 Том XLI, выпуск 3. Страницы 81-85. То же: // Лига Выпускников Казанского университета.