1884
Николай Васильевич Демидов
русский театральный режиссёр и преподаватель. Один из трёх первых педагогов «Системы Станиславского», обученных и официально признанных К.С.Станиславским. Родился в городе Иваново-Вознесенск, Владимирская губерния, Российская империя. Отец — текстильный фабрикант Демидов Василий Викторович (1835—1908), мать — Евлампия Васильевна (1847—1931), старшие братья — Владимир и Константин. Первый профессиональный опыт театрального актёра и режиссёра получил в учреждённом отцом «Народном театре при Иваново-Вознесенском обществе трезвости». В этом театре отец был не только основателем, но и драматургом, режиссёром и актёром. Пьесы из народного быта, написанные им, публиковались, игрались в театрах и были одобрены самим Островским. Василий Викторович никакого специального образования не имел, был самородок — самоучка. Чрезвычайно много сделал для развития и культурного просвещения родного города. В его честь названа улица Демидова в городе Иваново. Николай Васильевич — младший ребёнок в семье. Рос слабым и болезненным. Тяжёлая болезнь, с которой не могли справиться врачи, сулила мальчику инвалидное существование и медленное угасание. Врачи даже запретили ему учиться, и Николай взял два пистолета и, приставив один к сердцу, другой к виску, одновременно нажал на курки. Одна пуля прошла мимо сердца, вторая, направленная в висок, пробила кость и застряла. Демидов не умер, а решив жить, прикладывает все силы, чтобы вернуться к активной и полноценной жизни. Он сам себя врачует, изобретает особую гимнастику, последовательно развивая определённые группы мышц. Это даёт невероятный результат: атлетическое здоровье, обучение в гимназии и поступление в университет (1907). В возрасте 20 лет Демидов создал в Иванове филиал Петербургского атлетического общества, для которого разработал и успешно применял свою программу индивидуального физического и нравственного обучения спортсменов. В 1913 году окончил медицинский факультет Императорского Московского университета. После окончания Московского университета начал практиковать в московской клинике Плетнёва, специализировался в психиатрии, изучал йогу и гомеопатию. Известный врач П.А.Бадмаев познакомил Демидова с тибетской медициной. Именно Демидов сполобствовал проникновению принципов йоги в учение Станиславского. Дружба с Л.А.Сулержицким привела к знакомству Демидова с К.С.Станиславским, которое переросло в тесное сотрудничество, продолжавшееся более 30 лет. Демидов много лет был воспитателем и наставником Игоря, сына Станиславского, почти ежедневно бывал в доме, сопровождал семью в летних поездках. С 1911 года (ещё будучи студентом университета), Демидов стал присутствовать на занятиях и репетициях К. С. Станиславского в МХТ, начав совместную работу в качестве ассистента по работе с актёрами. С 1919 года Демидов по настоянию Станиславского оставил медицинскую профессию, посвятив себя полностью театру. С 1920 года Демидов вёл занятия по «Cистеме Станиславского» в Оперной студии Большого Театра, руководимой Станиславским. Помогал Станиславскому в подготовке спектакля «Евгений Онегин». В 1921 году организовал 4-ю студию МХТ (в 1925 году 4-я студия МХАТ была преобразована в Реалистический театр, и Демидов покинул её). В период своих гастролей в США (1922—1924) Станиславский доверил Демидову руководить Драматической школой Художественного театра, так как считал, что после Сулержицкого и Вахтангова, Демидов — лучший знаток его системы: «До приезда В.И.Немировича-Данченко — общее руководство школой I-й Группы МХТ — поручается — Н.В.Демидову. Со всеми вопросами, касающимися школы — обращаться к нему». По возвращении в Россию Станиславский остался очень доволен работой Демидова и удивлялся успехам учеников: «Наша школа, подготовленная Демидовым, по-видимому, носит в себе бога». Преподавая в школе (1922—1925), Демидов начал поиск путей погружения актера в целостное творческое состояние, создавая технику «вопрос-ответ», которая позже получит название «демидовских этюдов». Это приведет к разрыву со Станиславским и созданию Демидовым метода, которую он называл «школой аффективного актера».
К.С.Станиславский и Н.В.Демидов на репетиции оперы Г.Доницетти «Дон Паскуале». Оперная студия К.С.Станиславского, 1935 г.
В 1920-е годы Демидов работал режиссёром и педагогом в Оперном театре имени К.С.Станиславского, в Музыкальном театре имени Вл.И.Немировича-Данченко, а в конце 1920-х годов — в Московской государственной консерватории и в студии при Московском Камерном театре.
«Николая Васильевича Демидова я знаю 15 лет. Это человек, полный подлинной любви к искусству и самоотверженный энтузиаст. Со времени нашего знакомства он так увлёкся театром и, в частности, внутренней (душевной) техникой актёрского творчества, что всецело отдал себя искусству. Всё время он помогал мне в разработке этого богатого и сложного вопроса об актёрском творчестве. В настоящее время, я думаю, это один из немногих, кто знает «систему» теоретически и практически. Четыре года он пробыл в моей оперной студии в качестве режиссёра и преподавателя. Два года руководил Школой Художественного театра и вёл там (после Сулержицкого и Вахтангова) воспитательную работу и занятия по «системе».» — К.С.Станиславский (1926)
В 1934 году Станиславский пригласил Демидова в качестве редактора для работы над книгой «Работа актёра над собой». В предисловии к книге Станиславский выражает Демидову искреннюю благодарность:
«Большую помощь оказал мне при проведении в жизнь «системы» и при создании этой книги режиссер и преподаватель Оперного театра моего имени Н.В.Демидов. Он давал мне ценные указания, материалы, примеры; он высказывал мне свои суждения о книге и вскрывал допущенные мною ошибки»» — К.С.Станиславский
Посвятив себя делу Станиславского, Демидов всё глубже погружался в исследование психотехники актёра и скоро стал считаться одним из главных специалистов по «системе». Вместе с тем, при всех достоинствах «системы», применяя на практике её принципы, Демидов считал своим долгом обращать внимание Станиславского на её недостатки. Его предложения, возникавшие в процессе педагогической апробации системы, во многом были приняты Станиславским в период подготовки книги «Работа актера над собой», но были и отвергнутые Станиславским положения, в частности, известная теперь «этюдная техника Демидова». Вероятно, это послужило основной причиной размолвки с учителем, после которой Демидов в сердцах назовет себя глупцом, «отдающим ему все свои драгоценные изобретения, наблюдения и находки». Интересно, что в последней своей работе «Работа актера над ролью» («Отелло», «Ревизор») Станиславский предлагает исследовать пьесу этюдами. После смерти Станиславского (1938) были признаны неверными и вредными все подходы к искусству актёра, кроме Системы Станиславского. Отношение к Демидову приняло «характер гонения и травли». Посыпались грозные обвинения в «идеализме», «мистицизме», «безыдейности», вплоть до далеко идущих выводов «оперативно вмешаться и прекратить такую педагогическую деятельность». Демидов был вынужден уволиться со всех мест работы и его имя было полностью исключено из истории МХАТа и из истории отечественного театроведения. С начала Великой Отечественной войны Демидов работал в эвакуации в разных театрах на территории СССР. С 1942 по 1945 год Демидов — художественный руководитель Карело-Финского национального драматического театра[9]. В конце 1940-х годов — главный режиссёр Бурят-Монгольского музыкально-драматического театра. Демидов возвращался в Москву на короткий период (1945—1946), откуда вскоре вынужден был уехать из-за непрекращающихся доносов и преследования. С 1946 года Демидов работает художественным руководителем театра Советской Армии на Сахалине. В 1949 году Демидов вернулся в Москву из-за тяжёлой болезни. Он перенёс несколько инфарктов подряд, но, вопреки прогнозам врачей, в очередной раз сам поднимает себя на ноги. Последние три года жизни он всё своё время посвящает работе над книгой и пытается добиться её издания (хотя бы частичного, переработанного, статьями, кусками). Демидов пишет И.М.Москвину: «Так ли, этак ли, если не случится какой катастрофы, я доведу своё дело до конца. Я чувствую себя так, как вероятно чувствует себя пуля, пущенная в цель: ей уже невозможно остановиться, и нет другого пути». Биографических фактов личной жизни Демидова известно немного. По воспоминаниям друзей и близких, был скромен до суровости, к поздравлениям, чествованиям и подобным мероприятиям испытывал отвращение, был нетерпим к рекламе. Был трижды женат, но детей не имел. Первая жена — Елена Николаевна Демидова-Добрынина, актриса, умерла в 1935 году в молодом возрасте от тяжёлой болезни. Вторая жена — Галина Ильинична Бенеманская, ученица Демидова, впоследствии — певица Оперного театра имени Станиславского. Последняя жена — Екатерина Александровна Книшек. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 8 сентября 1953 года.
«Н.В.Демидов, после Станиславского и Немировича-Данченко, самая крупная фигура в русском, советском театре. А может быть, и не менее крупная, чем Станиславский и Немирович… Работа Демидова, его исследования и его открытия — это работа гения… Действительное развитие театра не может не пойти по тому пути, по которому шел Н. В. Демидов, не может обойтись без его открытий.» — О.Г.Окулевич
Места творческой деятельности
1911—1919 — ассистент по работе с актёрами в Первой студии МХТ. Участвовал в качестве режиссёра и педагога в подготовке спектакля «Евгений Онегин» в Оперной студии Большого театра. 1919—1921 — руководитель, режиссёр и преподаватель мастерства актёра в Центральной драматической студии Московского Пролеткульта. 1920—1924 — режиссёр, преподаватель системы Станиславского, член художественного совета Оперной студии Большого театра. 1921—1922 — организатор выездного курса лекций по психической технике актёра в родном городе Иваново-Вознесенске и годичного курса лекций по психической технике актёра в Государственном институте слова в Москве (ГИС). 1921—1925 — организатор, художественный руководитель и главный режиссёр Четвёртой студии МХАТа. 1921—1922 — основной художественный заместитель Станиславского на время его двухлетних зарубежных гастролей. 1922—1925 — руководитель и преподаватель психотехники актёра в Драматической школе Художественного театре, вплоть до её закрытия. 1924—1926 — художественный руководитель, режиссёр и преподаватель актёрского мастерства в Государственной Грузинской студии. 1926—1928 — режиссёр и педагог Камерного театра А.Я.Таирова и его «экспериментальных мастерских». 1927—1930 — преподаватель актёрского мастерства в оперном классе Московской государственной консерватории. 1928—1930 — режиссёр и преподаватель Государственного Музыкального театра им. Вл. И. Немировича-Данченко. 1930—1932 — проведение исследовательских работ по творчеству радиоактёров в НИИРТ (научно-исследовательский институт Радиовещания и телевидения). 1930—1934 — обучение и воспитание группы молодых актёров с последующим созданием «Творческого Студийного театра». 1934—1935 — помощь Станиславскому в работе над книгой «Работа актёра над собой». 1934—1935 — совместная работа со Станиславским в Государственном оперном театре имени К.С.Станиславского. 1936—1940 — режиссёр и преподаватель актёрского мастерства в Театрально-музыкальном училище им. Глазунова. 1939—1941 — преподаватель актёрского мастерства в театральном училище им. Щепкина при Малом Драматическом театре. 1942 — главный режиссёр театра Музыкальной комедии Карело-Финской ССР и художественный руководитель Национального Финского театра города Петрозаводска. 1945—1946 — художественный руководитель и режиссёр Московского гастрольного театра «Студия». 1946—1948 — художественный руководитель театра Советской Армии на Сахалине. 1948—1949 — Национальный Бурят-монгольский театр и его драматическая студия, бурят-монгольское театрально-музыкальное училище.
Система Демидова
Демидов написал несколько книг по практической педагогике и психотехнике актёрского мастерства. В работах Демидова предложена уникальная этюдная техника, позволяющая развить творческие способности у молодых актёров. Методика Демидова не предполагала никаких самостоятельных работ для актёров, и требовала постоянного наблюдения и контроля педагога. Во многом методика Демидова противоречила методике Станиславского; по этим и другим причинам очень долгое время методика была запрещена, а книги не печатались
Демидов считал, что после прочтения пьесы у актёров «уже всё есть» — есть в некоем «свёрнутом виде», как смутное предчувствие. Есть роль, есть человек, которым актёру предстоит стать. Всё это существует на глубоком подсознательном уровне, в слоях психики, о которых человек в обычном состоянии, как правило, не подозревает. Есть сразу и целиком. … Так работает творческая интуиция, которая обладает способностью «схватывать» контуры, содержание, атмосферу, ритм будущего творческого явления целиком.
«…бывают актёры, для которых созданный ими воображаемый образ становится их alter ego, их двойником, их вторым «я». Он неустанно живёт с ними, они с ним не расстаются. Актёр постоянно смотрит на него, но не для того, чтобы копировать, а потому что находится под его гипнозом, властью и действует так или иначе потому, что живёт одной жизнью с образом, созданным вне себя…» — К.С. Станиславский
Эта цитата Станиславского точно отражает суть демидовского подхода к актерскому творчеству. Написано Станиславским в 1933 году, вероятно, под впечатлением от виденных им практических опытов Демидова. Задача системы Демидова — помочь актёру открыть путь к лежащему на этом уровне решению. Для того чтобы это «всё есть» произошло, надо пьесу, по выражению Демидова «задать». Решение в достижении актёром особого внутреннего состояния, которое можно назвать состоянием глубокой внутренней тишины, безмолвного внутреннего покоя. Это внутреннее безмолвие должно быть дополнено качеством открытой проницаемости и свежести восприятия. Для достижения этого состояния Демидовым были разработаны и описаны упражнения, включающие несколько этапов. Отчасти эти методы отражены в работах Станиславского, под влиянием сотрудничества с Демидовым. Задача системы Демидова — овладение внутренней техникой: Актёр «должен делать самые невероятные вещи со своей душой — тогда это искусство». Демидов сравнивает искусство актёра с умением акробата-канатоходца сохранять равновесие, которое для актера означает «постоянное присутствие его личного „я“ во всех обстоятельствах роли и пьесы — как внешних, так и внутренних» и является основой его творчества. Система Демидова ставит акцент на умении замечать в обыденных явлениях жизни «впечатление первой секунды», позже перешедшее в «учение о первой реакции». Упражнения системы направлены на отдачу возникающим ощущениям. Актеру предлагается тренировать «пускание» себя на интуитивно возникающие хотения. По мнению Демидова, если «не удалось отдаться ощущению, а что-то выполнено — уничтожается природа, начинается фальшь, подделка — и настоящее всё вянет». Творческое состояние определяется важным для актера условием: «никогда не знаю, что буду делать, а лишь отдаюсь ощущениям». Актеру предлагается «идти за своими ощущениями» и отдаваться всем своим существом без остатка единственно ощущаемому хотению. Понятия первой реакции, ощутительности, отдачи без остатка, единственности — становятся основными терминами системы Демидова. В начале поисков Демидов делает акцент на необходимости для актёра «постановки воли»: «воля у актёра должна быть поставлена так же, как голос, звук и рука, она должна быть так поставлена, чтоб ей пользоваться моментально. Постановка воли и есть, собственно, духовная техника актера». Позже Демидов приходит к выводу, что воля нужна актеру только для того, чтобы отказаться от нее. Демидов увлекался приёмами накопления энергии, которыми делился с учениками, что помогало ему находить педагогические подходы, снимающие вялость на сцене и позволяющие направлять накопившуюся в процессе творчества энергию в нужное русло. Много внимания он уделял значению «излучения» человека, его материальному, физически ощущаемому влиянию на творческое самочувствие актера. Демидов использовал результаты исследований в области психофизиологии и эзотерики, проецируя их на пространство сцены и зрительного зала. Таким образом Демидов открывал ученикам возможности восприятия человека, подчеркивая значение сверхсознания. Интерес к последнему у Демидова поддерживался на протяжении всей педагогической практики Демидов считает важнейшим условием выполнения большинства упражнений свободное тело и очищенное сознание (важной составляющей как физической, так и психологической подготовки актера является умение быть пассивно-воспринимающим).
Последователи системы Демидова
С 1980-х годов методику Демидова развивал петербургский режиссёр Павел Подервянский в Театре Драматических Импровизаций. Основываясь на методике Демидова была разработана методика обучения актёров Игорем Афончиковым в Актёрской лаборатории Игоря Афончикова. Также методика была применена в подготовке профессиональных танцоров. Этюды Демидова применялись педагогами на курсе Олега Кудряшова в ГИТИСе. Обучает студентов актерского факультета по методике Демидова режиссер и педагог Андрей Малаев-Бабель.
В РГИСИ (Санкт-Петербург) методику Демидова активно используют в мастерских В.М.Фильштинского, Л.В.Грачёвой (педагоги: А.А.Иванова. В Москве с 2015 года работает Актёрская Лаборатория Школы Н.В.Демидова (Школа-Лаборатория Актёрской Индивидуальности имени Н.В.Демидова) (руководитель Евгения Сереброва). В России по Школе Н.В.Демидова ведет занятия В.В.Коломиец. Международная Школа актёрского мастерства Н.В.Демидова в Пущино действует с 2017 года. В Московской Киношколе №4 занятия по системе Демидова, в рамках курса "Актёрского мастерства", ведёт преподаватель Наум Швец. Валерий Караваев ведёт занятия по системе Демидова в Москве.
Архив Н.В.Демидова
Рукописи Н.В.Демидова долгое время не издавались. Только в 1965 году стараниями учеников Демидова была опубликована, в сокращённом варианте, книга «Искусство жить на сцене». До 2004 года рукописи Демидова хранились у его ученика, О.Г.Окулевича. В 2004 году архив был полностью безвозмездно передан в Театральную библиотеку в Санкт Петербурге. С этого момента Театральная библиотека начала публикацию серии книг «Творческое наследие» Демидова.
Опубликованные сочинения Н.В.Демидова: Н.В.Демидов. Искусство жить на сцене / Предисловие Б.Н.Ливанова и М.О.Кнебель. — Москва : Искусство, 1965. — 383 страницы; Н.В.Демидов. Творческое наследие. — В 3-х томах. — Санкт-Петербург : Гиперион, 2004. — Том 1, книги 1-2. Искусство актёра в его настоящем и будущем. Типы актёра. — 416 страниц. — ISBN 5-89332-108-1; Н.В.Демидов. Творческое наследие. — В 3-х томах. — Санкт-Петербург : Гиперион, 2004. — Том 2, книга 3: Искусство жить на сцене. — 557 с. — ISBN 5-89332-106-5; Н.В.Демидов. Творческое наследие. — В 3-х томах. — Санкт-Петербург : Гиперион, 2007. — Том 3, книга 4: Творческий художественный процесс на сцене. — 475 страниц. — ISBN 978-5-98187-199-3; Н.В.Демидов. Творческое наследие. — В 3-х томах. / Под редакцией М.Н.Ласкиной. — Санкт-Петербург : Гиперион, 2009. — Том 4, книга 5: Теория и психология творчества актера аффективного типа: дополнения, разное, биографические материалы, из переписки.. — 653 страницы. — ISBN 978-5-903368-39-6; Н.В.Демидов Искусство актера в его настоящем и будущем. Типы актера. Издательство Российского Государственного института сценических искусств, Санкт-Петербург, 2019 396 с. ISBN 978-5-88689-131-7 тираж 500 экземпляров.
Литература: Богданова Л.А. Школа актёрской индивидуальности Н.В.Демидова. — Москва : Издательство ГИТИС, 2017. — 209 страниц. — ISBN 978-5-91328-247-7; Иванова А.А. Актёрский тренинг. Демидовский подход. — Москва : Издательство ГИТИС, 2021. — 138 страниц. — ISBN 978-5-91328-321-4; Автор статей и составитель А.А.Малаев-Бабель «В театральной школе Николая Демидова». Москва, ГИТИС, 2018 ISBN 978-5-91328-271-2; Карелия: энциклопедия: в 3 томах. / главный редактор А.Ф.Титов. Том 1: А — Й. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2007. Страница 296—400 страниц: иллюстрации, карты. ISBN 978-5-8430-0123-0 (том 1); Шульга Людмила. Педагогические принципы Н.В.Демидова по материалам практических занятий в студиях московского художественного театра (1921—1925 гг.) // Вопросы театра : журнал. — 2017. — 2 января. — Страницы 198—208.
1884
Александр Джордж Монтэгю Кадоган (Alexander George Montagu Cadogan)
британский дипломат. Входил в Тайный совет Великобритании с 1946 года. Родился в городе Лондон, Англия, Великобритания. Учился с 1897 года в Итоне и с 1903 года в Баллиол-колледже Оксфорда (бакалавр искусств, 1908). На дипломатической службе в 1908—1950 годах. В 1934—1936 годах посол Великобритании (посланник до 1935 года) в Китае. Был первым британским дипломатическим представителем в Китае в ранге посла. В 1936—1938 годах представитель постоянного заместителя министра иностранных дел Великобритании. В 1938—1946 годах постоянный заместитель министра иностранных дел Великобритании. «То, что система (Форин-офис) относительно неплохо работала в такой тяжелой обстановке, какая имела место в 1940—1945 гг., было заслугой заместителя министра иностранных дел сэра Александра Кадогана». Именно Кадоган сопровождал Черчилля на первую встречу со Сталиным в августе 1942 г.[2], как и на первую встречу с Рузвельтом за год до этого (а не мининдел Иден). В 1944 году был главой делегации Великобритании на конференции в Думбартон-Окс. «Сталин великий человек и выгодно отличается от двух других стареющих государственных деятелей», — писал Александр Кадоган об Ялтинской конференции. «Свою работу во время этой войны Вы выполнили блестяще», — так сказал ему премьер-министр Черчилль в августе 1945 г. В 1946—1950 годах постоянный представитель Великобритании в ООН (СБ ООН). С 1950 года в отставке. В 1951 году директор «Suez Canal Company», директор «National Provident Bank». Умер в родном городе 9 июля 1968 года. Награды и премии: Почётные степени доктора гражданского права (D.C.L.) Университета Торонто (1947), Университета Макгилла (1950), Принстонского университета (1950). Рыцарь-командор ордена Бани (1941, кавалер 1932). Рыцарь Великого Креста ордена Святого Михаила и Святого Георгия (1939, рыцарь-командор 1934, кавалер 1926). Член ордена Заслуг (1951). Интересна характеристика Кадогана из советского «Дипломатического словаря» (1948; А.Я.Вышинский, С.А.Лозовский): «Кадоган является типичным представителем английских профессиональных дипломатов — опытным, знающим, хладнокровным, формально беспартийным, но фактически убеждённым консерватором, сторонником англо-американского блока и противником СССР».
1884
Иван Титович Калинович
украинский библиограф, издатель и политический деятель. Родился в г. Львов в семье предпринимателя-строителя. Окончил учительскую семинарию в Залещиках (1904), учился во Львовском университете. В 1908 знакомился с деятельностью «Международного библиографического института» (Мунданеум) в Брюсселе (Бельгия), где посещал трёхмесячные библиографические курсы. В 1916—1917 и 1919—1922 годах работал в Вене, с 1922 года — в Золочеве. Умер в городе Львов, Польша (ныне Украина), 12 ноября 1927 года.
Издательская и политическая деятельность
Организовал издательство «Всемирная библиотека» (1913-26), выпускавшее образовательные издания и переводную литературу (одним из переводчиков этого издательства был Иван Франко). С 1917 года — член библиографической комиссии НТШ (с 1922 года — её секретарь). В 1918—1919 годах — посол (депутат) Украинской национальной рады ЗУНР и депутат Трудового конгресса Украины. Редактировал газету «Дрогобычский листок» (1919). Один из руководителей просоветской партии «Сельроб» (фактически легальная фракция Коммунистической партии Западной Украины), редактор её печатного органа «Наше слово». Поддерживал отношения с Украинской книжной палатой и Украинским научным институтом книговедения. Рукописное наследие Калиновича содержит большие картотеки (более 300 тысяч единиц; пока не опубликованы) по истории Украины и украинской литературы.
Труды: «Переводы из украинской литературы» (1915); «Указатель авторов и их произведений в еженедельнике „Воля“ за 1919 год» (1920); «Указатель к украинской социалистической и коммунистической литературы» (1921); «Всеукраинская библиография за 1923 год» (1923); «Украинская историческая библиография за 1914—1923 гг» (1924); «Украиника в старых [немецких, 1836-1848] журналах» (1927).
Литература: Вальо, Марія. Іван Калинович: життя і діяльність // Записки Наукового товариства імені Шевченка. — Том CCXLVI. Праці Філологічної секції. — Львів, 2003. — Страницы 509-22; Жадько В.О. Український некрополь.-Киев, 2005. Страница 189; Стаття в академічній «Енциклопедії історії України»; Лариса Рева: Іван Калинович та його «Всеукраїнська бібліографія ХХ століття» Вісник Книжкової палати, No. 6, червень 2004.
1885
Миржакип (Мыржакып, Мир-Якуб) Дулатов (казахское имя — Міржақып Дулатұлы)
казахский поэт, писатель, журналист, драматург, один из лидеров правительства «Алаш-Орды» и национально-освободительного движения Казахстана. Также известен под псевдонимами Мадия́р, Азама́т, Таймине́р, Тю́рк баласы́ и Аргы́н баласы́. Миржакип Дулатулы родился в ауле №1 Сарыкопинской волости, Тургайского уезда, Тургайская область, Российская империя. Происходит из племени Аргын под рода Мадияр Мальчик рано лишился матери Дамеш; она умерла, когда ему было всего два года. Отец Дулат умер, когда мальчику было 12 лет. Миржакип окончил начальную школу в ауле. В 1901 году он поступает в Государственное русско-казахское училище, педагогический класс которого окончил в 1902 году, став сельским учителем. Преподавателем казахского языка в этом училище был Ахмет Байтурсынов, с которым в дальнейшем будет неразрывно связана литературная и политическая деятельность Миржакипа Дулатова. В 1904 году в Каркаралы Миржакип познакомился с Алиханом Букейхановым. В 1907 году Дулатов едет в Санкт-Петербург на Всероссийский съезд кадетов делегатом от казахской партии конституционных демократов. В Петербурге он создаёт журнал «Серке» и в его единственном выпуске публикует поэму «Жастарға» (Молодёжи). Также он пишет статью «Біздің мақсатымыз» (Наша цель) для второго номера журнала, который так и не вышел в свет.
Политическая и литературная деятельность
Императорским указом от 3 июня 1907 года казахи, как и все коренные народы Сибири и Средней Азии, были лишены права участия в Государственной Думе России. В своей статье «Закон от 3 июня и казахи», Дулатов подверг критике это решение, как несправедливое: «Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может», — писал он.
Политическое кредо Дулатова чётко определилось, когда он в 1909 году выпустил свой первый поэтический сборник «Оян, қазақ!» (Проснись, казах!), первое издание которого было выпущено в Уфе типографией «Восточная печать» (Шарк) Товарищества «Каримов, Хусаинов и Ко».
Көзіндi аш, оян, қазақ, көтер басты,
Өткізбей қараңғыда бекер жасты.
Жер кеттi, дін нашарлап, хал харам боп,
Қазағым, ендi жату жарамасты.
Тираж был немедленно конфискован. Переиздать книгу удалось только в 1911 году, когда Дулатов вернулся в Тургай. В 1910 году Дулатов написал книгу «Бақытсыз Жамал» (Несчастная Жамал), которая по некоторым оценкам является первым романом, написанным на казахском языке. В книге описывается угнетённое и бесправное положение женщин в дореволюционном казахском обществе. В то же время Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма и национально-освободительного движения. Из-за своих публикаций он попадает под наблюдение полиции и в поле зрения царской охранки. Попав в чёрный список, он долго не может устроиться на работу в городе. А в 1911 году его арестовывают в Семипалатинске за стихотворение «Жумбак», в котором иносказательно осмеял Императора Николая II второго, за то, что то тот распустил Государственную думу. Его приговаривают к двум годам заключения, но потом наказание заменяют на штраф 2 тысячи рублей. После освобождения Дулатов начинает регулярно печататься в журнале «Айқап» и газете «Қазақ» («Казах»), которую он основал в 1913 году совместно с Ахметом Байтурсыновым, тоже недавно вышедшим из семипалатинской тюрьмы. В своих поэмах и статьях он критикует социально-экономическое и политическое положение казахского народа под гнётом имперской администрации. В 1913 году он публикует патриотическую поэму «Азамат» (Гражданин). В 1914 году тюрколог Владимир Гордлевский в качестве самых видных представителей казахской литературы выбрал Абая Кунанбаева и Мир-Якуба Дулатова для публикации их произведений в «Восточном сборнике», выпускаемом в честь 70-летия известного востоковеда, академика Н.И.Веселовского. В 1916 году Дулатов, Байтурсынов и Алихан Букейханов выступили в поддержку царского указа от 25 июня о призыве казахов на тыловые работы:
«Некоторые в степи распространяют о нас провокационные слухи, мы якобы за восстание против царского приказа о мобилизации джигитов. Это клевета. Мы за осуществление приказа царя в жизнь. Об этом мы уже известили всё казахское население. Ежедневно об этом пишем в своей газете. Провокационным слухам не верьте. Мы так никогда не скажем. Байтурсынов, Букейханов, Дулатов»
«Приказ царя должен быть обязательно выполнен. Мы так говорили и будем говорить царю. Честно служить царю — наш долг. Это нужно разъяснить казахскому народу. Мы принимаем все меры, чтобы убедить наш народ в этом. На Актюбинском совещании казаки делились на две группы. Одна группа — это знатные аксакалы, образованная интеллигенция и должностные лица, они за осуществление приказа царя. Вторая группа (против приказа царя) — это неграмотные, несознательные казахские крестьяне»
Летом 1917 года Миржакип Дулатов становится одним из организаторов Первого всеказахского съезда в Оренбурге, где фактически оформляется первая казахская политическая партия «Алаш», а в декабре, вскоре после Октябрьской революции — Второго общеказахского съезда, который провозглашает Алашскую автономию как часть будущей федеративной России. Дулатов становится членом правительства «Алаш-Орда» под руководством Букейханова и Байтурсынова. Параллельно Дулатов возглавляет комитет помощи голодающим казахам Семиреченской и Сырдарьинской областей, основанный при посредничестве молодёжной организации «Жанар». Вплоть до мая 1919 года «Алаш-Орда» пыталась вести переговоры как с красными, так и с белыми. Но её не признавали ни те, ни другие. Верховный правитель России Колчак отказался от переговоров, а пришедшие к власти большевики упразднили Автономию в феврале 1920 года. Её лидеры были амнистированы, и, хотя и вошли в местные органы управления, постоянно находились под наблюдением НКВД. Дулатов вернулся к издательской и педагогической деятельности и с 1922 по 1928 год жил в Оренбурге. В 1928 году Миржакип резко выступил против отмены арабского алфавита. Опасность яналифа он видел в разрыве связи народа с письменной историей. По мнению Дулатова, смена алфавита могла положить начало деградации родного языка и отчуждению народа от собственной истории. Был в неприязненных отношениях с Алиби Джангильдином.
Убийство Амангельды Иманова
По словам Дулатова во время допроса, он признал своё участие в Убийстве Амангельды Иманова и Павла Тарана.
«От моральной ответственности за гибель Иманова, Тарана я, конечно, не могу уйти»
«Однажды до нас дошли сведения, что Иманов собирается нас арестовать, что у него на квартире находится разведчик идущего поблизости какого-то отряда со стороны Кустаная. Получив эти сведения, в тот же день арестовали Иманова и находящегося в его квартире неизвестного человека, сами же с частью отряда выехали навстречу якобы идущему в Тургай отряду: слухи оправдались, это оказался партизанский отряд Тарана, а незнакомый человек находившийся у Иманова - сам Таран. С отрядом мы встретились в 30 верстах от Тургая без всякого столкновения, и мы узнали, что его преследует казачий полк. Мы алашординцы обсуждали вопрос о том, как поступить с этим отрядом: если пропустить его в Тургай, боялись Иманова, отряд этот скорее поверит ему, чем нам, и Иманов исполнит свои замыслы, это одно, а с другой стороны - если пропустить его в сторону Чалкара невредимым и без боя, то преследовавший его казачий полк непременно разорит местное население и в первую очередь отомстит нам. Принимая все это во внимание мы решили обезоружить отряд, а людей отпустить, так и сделали. И это вынужденное свое действие тогда же объяснили отряду. Когда вернулись на другой день вечером в Тургай, оказалось, что оставшаяся часть отряда в Тургае, в суматохе казнила Иманова и Тарана». Красноармейцы из отряда Амангельды - Айса Нурманов, Султан Актамаков, Оспан Касенов, Зафир Садыков, Ахмет Омаров, Сейдахмет Байсеитов - утверждают что Дулатов никуда не уходил при расстреле Амангельды, более того, Дулатов расправился с отрядом Тарана и успел вернуться вернуть в Тургай. То же самое во время допроса утверждает Темиров - управляющий Иргизским съездом, он дал показания Джангильдину ещё в 1919-м. У него тоже Дулатов никуда не уходил при расстреле.
Арест и заключение
29 декабря 1928 года его арестовали органы НКВД по обвинению в казахском национализме и поместили в кызыл-ординскую тюрьму. В соседних камерах с ним сидели Джусупбек Аймаутов и опять, как и в царское время, Ахмет Байтурсынов. На допросе в 1929 г. в ответ на обвинение в национализме Миржакип отвечал:
«в начале сентября 1920 году приехал в Омск и явился в Губисполком. С этого времени начинается моя беспрерывная работа на платформе Советской власти. Прежде чем перечислить занимаемые мною до сих пор должности и проделанные работы скажу следующее: я написал за своей подписью статью, которая помещена в газете «Кедей», издававшейся тогда в Омске (от 7 ноября 1920 г.), где изложил свой взгляд на Советскую власть и указал ошибки в прошлой нашей деятельности. Это выступление было сделано по своей собственной инициативе, не за страх, а за свою совесть, без всякого принуждения с чьей-либо стороны. Искренность своих слов в дальней шем я решил подтвердить и доказать на деле. В Омске я прослужил недолго, всего два месяца - инструктором Акмолинского ГуОНО и СибирОНО. В ноябре переехал в Ташкент, где поступил в секретари казах ской газеты «Ак жол». В «Ак жол» работал до мая 1921 года и вполне оправдал оказанное мне доверие, иногда писал передовицы, сейчас не могу перечислить, но хорошо помню, что передовица о конокрадских событиях написано мною».
Дулатов был приговорён к смертной казни через расстрел, но вскоре её заменили на лишение свободы сроком на 10 лет. Тем не менее дочь Дулатова, Гульнар, в своём интервью в 2007 году признала, что её отец выступал против советской власти. Он отсидел в Бутырской тюрьме два года, затем был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения. К тому времени имя Миржакипа уже было в «Литературной энциклопедии», а также в «Малой советской энциклопедии». Благодаря этому в лагере его узнал учёный и священник Павел Флоренский, который смог устроить его фельдшером в больнице. Мустафа Шокай пытался устроить Дулатову побег из Соловков, когда туда зашло торговое судно из Франции, но арестант отказался, боясь за судьбу семьи. 5 октября 1935 года Миржакип Дулатов скончался в Центральном лазарете Сосновецкого лагеря и был похоронен на вольном кладбище.
Реабилитация
Дулатов был посмертно реабилитирован в 1988 году. Он был признан пионером современной казахской литературы и одним из лидеров национально-освободительного движения. Инициатором реабилитации стала его дочь Гульнар (1915—2013[7]), врач по профессии. Гульнар Дулатова также была инициатором реабилитации других деятелей «Алаш-Орды», таких как Ахмет Байтурсынов и Алихан Букейханов.
Однако согласно другим источникам, фактическая его реабилитация состоялась лишь в апреле-мае 2004 года, когда прокуратурой города Алматы по заявлению внучатого племянника Дулатова было истребовано из архива ДКНБ по г. Алматы уголовное дело в отношении Миржакипа (Мир-Якуба) Дулатова по обвинению по статье 58-2 УК РСФСР. В 2004 году прокуратурой города Алматы родственникам была выдана официальная справка о реабилитации Дулатова в соответствии со статьёй 14 Закона Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий». В 1990 году Правительством Карельской АССР была создана специальная комиссия, которая идентифицировала останки Миржакипа Дулатова на основании свидетельств местных жителей, фактов и документов. В октябре 1992 года останки Миржакипа Дулатова были перевезены на родину и с почестями захоронены в ауле Бидайык Джангельдинского района Тургайской области (ныне входит в состав Костанайской области).
Память
Ежегодно Союзом писателей Казахстана присуждается литературная премия имени М.Дулатова. С 2003 года Костанайский инженерно-экономический университет носит его имя. В 2005 году в Казахском национальном университете им. Аль Фараби в Алма-Ате был открыт памятный барельеф основателям казахской журналистики и печати Алихану Бокейханову, Ахмету Байтурсынову и Миржакипу Дулатову.
Его именем названы улицы в Алматы, Костанае, Астане и других городах Казахстана.
Фильмы: Калила Умаров. «Міржақыптың оралуы» — «Возвращение Мир-Якуба» , Казахтелефильм. 1993. Документальный фильм; Логотип YouTube Берик Барысбеков. «Мыржакып Дулатов — мой отец», Казахфильм. 2011. Документальный фильм; Логотип YouTube Есжан. «Міржақып. Оян, қазақ! (Миржакып. Проснись, казах!)», Qazaqstan TV. 2022. Телесериал Видео.
Собрание сочинений в 5 томах (первые 4 тома) + "Оян қазақ" (стихи, роман, рассказы). Алматы, Мектеп, 2002–2004; Алматы, Атамұра, 2003, 192 страниц.
Изданные литературные произведения: Oyan! Qazaq!, 1909(Ufa); Baqytsyz Jamal, 1910; Oyan! Qazaq!, 1911(Omby); Azamat, 1913; Terme, 1915;
Esep Kurali, 1922; Kiyragat Kitabi, 1924.
Миржакып Дулатулы. Сочинения в 2 томах. Алматы, издательство"Ғылым", 1996-1997, 280 страниц (1 том), 344 страниц (2 том).
Переиздания: «Оян, казак», Алматы, Алтын Орда, 1991; "Оян қазақ".Алматы, издательство Атамұра, 2003; Миржакып Дулатулы. Шыгармалары (Сочинения в 2 томах), Алматы, Жазушы, 1991; Миржакып Дулатулы. Сочинения в 2 томах (Шығармалары). Алматы, издательство "Ғылым"; 1996-1997; Дулатов М. Избранное. Алматы, Гылым, 1991; Миржакип Дулатулы. Сочинения в 5 томах, Алматы, Мектеп, 2002—2004; Миржакып Дулатулы. Сочинения в 6 томах. Алматы, Мектеп, 2013; 2020 (переиздание).
1885
Семён Михайлович Нахимсон (псевдонимы —:Михальчи, Павел Салин)
участник революционного движения в России, военный комиссар Ярославского округа. Родился в городе Либава, Курляндская губерния, Российская империя, в многодетной еврейской семье поверенного по судебным делам Михаила Юлиановича Нахимсона и Рашель (Рахили) Семёновны Мандель. Трое братьев Семёна получили высшее образование за рубежом и вернулись в Российскую империю: старший брат Григорий — горный инженер; младшие братья: Фёдор (1887—1939) — юрист, будущий заместитель председателя Уголовно-судебной коллегии Верховного суда и Вениамин (1891—1942) — инженер-электрик. Получил среднее образование в гимназиях Либавы и Петербурга. К 1902 году — ученик недавно открытого Либавского коммерческого училища. Училище было учреждено Либавским биржевым обществом (комитетом) в октябре 1900 года. В него принимали детей из купеческих семей. Срок обучения составлял три года. В 1902 году примкнул к Бунду. В июне 1904 года в Либаве была образована Латвийская социал-демократическая рабочая партия (ЛСДРП), на основе подпольно существовавшей с 1901 года Лиепайская социал-демократической организации. С 1904 Нахимсон состоял в Социал-демократической организации Латвии. С января 1905 года — один из руководителей Либавского рабочего центра — военно-революционной организации, объединявшей представителей Латвийской социал-демократической рабочей партии, местной группы РСДРП и Бунда. Либавский комитет РСДРП стремился вести агитацию не только среди рабочих, но и среди моряков военно-морской базы порт Александра III. В качестве агитаторов-пропагандистов от комитета РСДРП к матросам отправились Янис Лутер, Ян Ленцман и Семён Нахимсон. Также с января 1905 года Нахимсон начал тесно общаться с старшим унтер-офицером 178-го пехотного полка 45-й пехотной дивизии К.Ф.Бурутиным, примкнувшему к Литовской СДРП. Вместе они занимались организацией боевых дружин, выпуске революционных прокламаций, вели пропаганду среди солдат, прежде всего солдат-евреев. В мае 1905 года во время массовой первомайской забастовки в Либаве был образован Военный совет — организация, в которую вошли представители от Латышской социал-демократической рабочей партии (ЛСДРП), местной группы РСДРП и Бунда. 19-летний Семён Нахимсон избран председателем Военного совета. Принимал активное участие в организации боевых дружин, выпуске революционных прокламаций, вёл пропаганду среди рабочих и солдат. 28 июня – 1 июля 1905 года произошло восстание либавского гарнизона, которое было быстро подавлено. В августе 1905 года за подготовку восстания Нахимсон подлежал аресту, но успел скрыться за границу. Уехал в Швейцарию, в город Берн. Там поступил учиться в Бернский университет. К тому времени большинство российских студентов в Берне были евреями, которые в Российской империи не могли получить образование из‑за процентной нормы. Также Берн в то время был одним из центров русской политической эмиграции. Однако уже в 1906 году Нахимсон вернулся в Россию. В октябре 1906 года Нахимсон приехал в Ковно под псевдонимом «Павел». Совместно с Петром Чистяковым он образовал так называемый комитет Ковенской (Каунасской) военной организации при объединённой социал-демократической партии, то есть Бунда, РСДРП и впоследствии Литовской СДРП. Нахимсон стал активным руководителем Каунасской военной организации. Устроил несколько вечеров со сбором денег в пользу партии, от которых 15-20 % отчисляли в пользу военной организации. С приходом войск на зимние квартиры члены организации завязывали связи среди военных. Планировалось распространение агитационных газет и мелких брошюр среди военных, а затем создание своего комитета в каждой роте, а из них — комитет полка. Однако в Ковно полиция взяла его под надзор. В апреле—мае 1907 года был делегатом от Каунасской военной организации РСДРП и Бунда на V съезде РСДРП в Лондоне. На съезде был под псевдонимом Салин. Летом 1907 года вернулся из эмиграции в Ковно, где стал членом местного комитета РСДРП. Вскоре Ковенская военная организация была разгромлена, Нахимсон бежал в Брест-Литовск Гродненской губернии. Там он недолго вёл подпольную работу, и опасаясь ареста, выехал за границу. С конца 1907 года в эмиграции в Швейцарии, снова в Берне, где продолжил учился в Бернском университете. В 1909 году студентом вступил в Бернскую группу содействия Бунду, откуда был вскоре исключён за пощёчину, нанесённую председателю этой группы Ленскому. В 1911 году окончил философский факультет Бернского университета со званием «Доктор философии и экономики». Дополнительно прослушал курс лекций на медицинском факультете. В июле 1912 года вернулся из Швейцарии в Россию, в Санкт-Петербург, и продолжил работу в организациях Бунда и РСДРП. Сначала был меньшевиком, потом стал большевиком (в период между 1912 и 1918 гг.). Работал в Санкт-Петербурге, Москве и других городах, сотрудничал в «Звезде» и «Правде». В газете «Звезда» от 24 марта 1912 года было напечатано под псевдонимом П.Салин его стихотворение-фельетон «Кадет». Поступил вольнослушателем в Петербургский психоневрологический институт, открытый в 1908 году. К 1912 году институт считался властями города «революционным гнездом», а министр народного просвещения Л.А.Кассо рекомендовал его закрыть. В конце июня 1913 года Нахимсон в Москве, участвовал в IV Всероссийском съезде торгово-промышленных служащих. 17 июля съезд был закрыт, а 18 июля 1913 года несколько членов бюро социал-демократической группы, среди которых был и Нахимсон, собрались на Воробьёвых горах, где их задержала полиция. Все они были подвергнуты административной высылке из Москвы на два года. Нахимсон был выслан в Либаву сроком на 2 года с последующим запретом на проживание в 58 населенных пунктах Российской империи. 25 сентября 1913 года вместе с братом Фёдором арестован в Либаве, около месяца находился в заключении. После освобождения получил запрет на выезд из Либавы и был обязан каждый день отмечаться в полиции. Летом 1914 года с началом войны покинул Либаву без разрешения полиции (царило мнение, что «Либаву скоро возьмут»). До сентября 1914 года находился в Санкт-Петербурге, затем в Кременчуге. В конце 1915 года был мобилизован на военную службу. Служил заведующим медицинской частью санитарного вагона, младшим врачом санитарного отряда Всероссийского союза городов, действовавшего на Юго-Западном фронте. Получил специальное воинское звание «зауряд-военный врач» (примерно соответствующее чину «подпрапорщик»). 15 февраля 1917 года Владимир Ленин в письме к Инессе Арманд упомянул Нахимсона: «Бернский каутскианец и ОКист Нахимсон выпустил в Берне брошюрку <...> (поганейшая каутскианско-окистская вещь! Ну, я ему отвечу! Он будет доволен!), где старается стравить меня и Собельсона, как и Цедербаум старался это сделать вчера.» В феврале 1917 года арестован в Несвиже совместно с несколькими солдатами-евреями. По одной версии - по ложному обвинению в шпионаже, по другой — за большевистскую пропаганду. В дни Февральской революции освобождён. В марте 1917 года в качестве делегата Юго-Западного фронта направлен в Петроград. 27 апреля 1917 года избран в состав Петроградского комитета РСДРП(б). Делегат VI съезда РСДРП(б). С 9 по 18 июня в Петрограде происходили выборы в районные думы, это были первые выборы после Февральской революции. При этом районы были образованы новые, «советские». 27 мая состоялись выборы нового исполкома Совета 1-го Городского района (объединял Литейную, Рождественскую, Александро-Невскую и Московскую части), из 11 членов 7 были большевиками. Так Нахимсон был избран от большевиков в совет 1-го Городского района. В совете он стах председателем. Затем С.М.Нахимсон и большевик Н.К.Беляков стали представителями 1-го Городского района в исполнительном комитете Петроградского совета. Будучи в должности председателя 1-го Городского райкома Нахимсон входил в Петроградский комитет РСДРП (б). Член военной секции Петроградского совета. 9 июня 1917 года избран членом Центрального Исполнительного Комитета Совета рабочих и солдатских депутатов Петрограда. В августе 1917 года ЦК РСДРП(б) командировало Нахимсона в действующую армию — на Северный фронт. Там он разъездной агитатор; редактор большевистской военной газеты «Окопная правда» (потом «Окопный набат»). Во многом благодаря его усилиям 12-я армия превратилась в неуправляемую толпу дезертиров, обвинялся в предательстве и сдаче Риги немцам в августе 1917 года. 3 сентября 1917 немецкие войска захватили Ригу. В сентябре 1917 года на перевыборах исполкома солдатской секции большевики получили девять мест. Среди избранных были сам Семён Михайлович, А.А.Копяткевич, К.А.Мехоношин и другие видные большевики того времени. 31 октября 1917 года Нахимсон вошёл в состав военно-революционного комитета 12-й армии Северного фронта. 2 ноября 1917 года большевик Нахимсон избран комиссаром латышских стрелковых полков. После вооружённого восстания в Петрограде 6—8 ноября 1917 года и свержения Временного правительства большевики стремились установить власть в действующей армии. 8 ноября 1917 года на II Всероссийском съезде Советов была принята директива образовывать в войсках военно-революционные комитеты и смещать комиссаров Временного правительства. В 12-й армии через газету «Латышские стрелки» от 10 ноября 1917 года был распространён манифест военно-революционного комитета 12-й армии с призывом о поддержке вооруженного восстания в Петрограде и борьбе с контрреволюцией. 10 ноября, накануне съезда Советов 12-й армии, Нахимсон просил прислать на съезд М.М.Лашевича или Н.В.Крыленко. 27-28 ноября 1917 на чрезвычайном съезде Советов 12-й армии в Вендене (ныне Цесис) состоялись выборы нового исполкома Совета солдатских депутатов 12-й армии Северного фронта (Искосол). 80 % его составили большевики во главе с комиссаром латышских стрелков Нахимсоном. Нахимсон был 14 ноября избран председателем исполкома Совета солдатских депутатов (Искосол). Искосол, вскоре переименованный в Совет солдатских депутатов 12-й армии, объявил себя единственной властью в районе расположения армии. Новый Искосол под председательством Нахимсона издал инструкцию о советских комиссарах, предложил сместить всех комиссаров Временного правительства и назначить своих, большевиков. Петроградский военно-революционный комитет назначил Нахимсона комиссаром военно-революционного комитета района 12-й армии. Комиссар Временного правительства поручик Ю.М.Соболь был смещён.
Управление 12-й армии. Валка, декабрь 1917 года
30 ноября Армейский комитет, возглавляемый большевиком А.Н.Войтовым, утвердил временное положение о советских комиссарах, согласно которому «комиссар армии являлся представителем государственной власти». 18 декабря 1917 года приказом Главнокомандующего войск завесы назначен политическим комиссаром Латышского корпуса. Делегат I и II Всероссийских съездов Советов, на II Съезде избран членом ВЦИК. Участник заседания Учредительного собрания 18 января 1918 года. В декабре 1917 года петроградская газета «День» опубликовала статью известного журналиста Л.Львова «Ещё один» о С.М.Нахимсоне, рисующую неблаговидный образ псевдореволюционера, якобы замешанного в нарушениях финансовой дисциплины и распространении ложных сведений о своей биографии. Армейская следственная комиссия из представителей разных партийных фракций, назначенная по категорическому требованию самого С.М.Нахимсона, всесторонне исследовала все предъявленные обвинения, подробно разобрала всю политическую деятельность революционера и признала все обвинения клеветническими. 12 марта 1918 года полностью реабилитирован общим собранием Искосола-12 с требованием немедленного опубликования решений следственной комиссии. В январе-феврале 1918 года совместно с бывшим генералом Ф.Ф.Новицким руководил формированием первых в Республике частей Красной Армии. 22 марта 1918 года по подозрению в утаивании 10 тысяч рублей в период февральского отступления был подвергнут домашнему аресту в городе Рыбинске с отстранением от всех ответственных должностей. 8 апреля 1918 года Следственная комиссия при Рыбинском Революционном трибунале постановила: «Дело прекратить и всецело еабилитировать незапятнанную революционную честь товарища С.М.Нахимсона от каких бы то ни было злостных клеветнических нападков». 20 марта 1918 года в здании Биржи города Рыбинска прямо на заседании суда Революционного трибунала заместитель председателя Искосола-12 Ю.А.Шимелиович, выступавший защитником по делу Н.Я.Полянского и А.Е.Добротворского, произвёл три выстрела из пистолета в С.М.Нахимсона, выступавшего обвинителем, но не попал. 21 мая 1918 года вызван в Москву распоряжением Совета Труда и Обороны. 30 мая 1918 года назначен военным комиссаром (по линии ЦК РКП(б)) крупнейшего в Советской России Ярославского военного округа. Развернул активную мобилизационную работу, добился формирования и отправки на чехословацкий фронт ряда «внеочередных» дивизий. С 4 июля 1918 года председатель Ярославского губисполкома. Убит восставшими (по одной из версий — зарублен шашками в гостинице «Бристоль») в самом начале Ярославского восстания 6 июля 1918 года. Похоронен на Марсовом поле в Петрограде.
Память
С 1918 по 1944 год имя Нахимсона носили Владимирский проспект и площадь в Ленинграде. В проекте станция метро «Владимирская» называлась «Площадь Нахимсона». Улицы Нахимсона есть в городах Иваново, Смоленске, Старой Руссе, Павловске и Петергофе (С.-Петербург), Невеле (Псковская обл.), Окуловке (Новгородская обл.) и ряде других городов и посёлков. Один из ручьёв, протекающих в Петергофском парке, носит название канавка Нахимсона. С августа 1984 года имя Нахимсона носит также улица в Ярославле. До 1993 года имя Нахимсона носила улица в Рыбинске (ныне — Малая Казанская).
Лиепая, улица Рожу 25. В этом доме родился и вырос Семён Нахимсон
Интересные факты
Погоны зауряд-врача (специальное звание на уровне чина «подпрапорщик»), установленные в 1894 году, почти не отличались от погон капитана. Благодаря этому чисто внешнему обстоятельству мобилизованный студент-медик приобретал существенный вес в военной среде (самый яркий пример — карьера заместителя председателя Реввоенсовета Э.М.Склянского).
Один из братьев С.М.Нахимсона — Вениамин Михайлович Нахимсон служил главным инженером на 3-й Государственной электрической станции в Петрограде. В октябре 1917 года в ночь Октябрьского переворота В.М.Нахимсон по личной просьбе В.И.Ленина перекрыл электроэнергию, оставив в разведённом состоянии основные мосты. В то время, как на дальних подступах к столице латышские стрелки, управляемые С.М.Нахимсоном, блокировали отправку правительственных войск в Петроград, его родной брат — В.М.Нахимсон оградил от возможного «усмирения» непосредственно центр города, захватываемый большевиками.
Источники: Латвийский Государственный исторический архив, фонд 5024, опись 2, дело 473, лист 36, № 118а; Янис Лутер-Бобис: страницы жизни революционера-подпольщика; А.Г.Бурутин. «Бурутин Константин Фёдорович. Из жизни семьи Бурутиных.»; Кондратьев Николай Дмитриевич «Гори, мое сердце…», 1961; Журнал ЦК Коммунистической партии Литвы «Коммунист» № 12 (522), декабрь 1967; Г.М.Деренковский. Второй период революции, 1906-1907 годы. 1965; С.М. ахимсон «Кадет»; Организационный комитет Российской социал-демократической рабочей партии (ОК РСДРП), меньшевики; Д.Е.Галковский «Николай Ленин. Сто лет после революции. 2331 отрывок из произведений и писем с комментариями»; Нахимсон Семен Михайлович, 1885-1918; [М.И.Казакова «Любые фланги»]; История административно-территориального деления Петрограда - Ленинграда - Санкт-Петербурга (1917-2001); Л.Ф.Карамышева. Борьба за Петроградский Совет, март-октябрь 1917 г.; Сообщение комиссара 12-й армии С.М.Нахимсона об открытии армейского съезда. 10 ноября 1917 г.; Первые комиссары Советской власти в действующей армии. Военно-исторический журнал Министерства обороны СССР. 1974; Нахимсон Семен Михайлович. Личное дело. 1917-1918 (РГАСПИ. Фонд17. Опись 35. Дело 912); Кондратьев Н. Гори, мое сердце… Рига, 1961; Нахимсон Семён Михайлович — статья из Большой советской энциклопедии; Биографии на сайте «Хронос»; Владимир Рябой. Семен Нахимсон. Из второго разряда. Проза.ру; Нахимсон Семён Михайлович. funeral-spb.ru.
Персонаж: Кемоклидзе Г. Салин: роман. Ярославль, 2009; "Мятеж" (телесериал, 2020).