1879
Пауль Штефан (немецкое имя — Paul Stefan; имя при рождении — Пауль Штефан Грюнфельд, Paul Stefan Gruenfeld)
австрийский музыковед и переводчик. Родился в городе Брно, Земли Чешской короны, Цислейтания, Австро-Венгрия, в еврейской семье. В 1898 году вместе с родителями переехал в Вену. Изучал в Венском университете философию, юриспруденцию, историю искусства и музыку, и в 1904 году получил степень доктора философии (в дальнейшем также получил звание профессора). Брал уроки музыки у Арнольда Шёнберга и Германа Греденера. В 1904—1910 годах работал секретарем Центрального союза промышленников Австрии. Во время Первой мировой войны сначала служил офицером в кавалерии, а позднее был переведен в военный архив. Штефан был одним из виднейших музыковедов своего времени. С 1921 года он писал для журнала «Musikblätter des Anbruch», а в 1922 году сменил Пауля Амадеуса Писка на посту главного редактора и оставался им до закрытия журнала в 1937 году. Кроме этого, много лет он сотрудничал как музыкальный критик с венскими газетами «Die Stunde» и «Die Bühne», а также и с другими европейскими и американскими газетами, в том числе «Neue Zürcher Zeitung» и «Musical America».
«Он не был ни тем, кто только хвалит, и ни тем, кто только порицает, но его мнение, отличавшееся почти французской тонкостью и ясностью, было безошибочно. Именно из его статей, комментариев и заметок о концертах многие неспециалисты впервые получили знания о музыке как таковой.» — Heinrich Eduard Jacob. Paul Stefan // Der Aufbau. — 19. November 1943. — S. 5.
В 1922 году стал одним из основателей Международного общества современной музыки, и впоследствии в течение нескольких лет занимал должность вице-президента австрийской секции общества. Помимо этого, преподавал на венском семинаре Макса Рейнхардта.
После аншлюса Австрии в 1938 году Штефан был вынужден эмигрировать как еврей и автор антинацистских статей (тогда же нацисты лишили его докторской степени). Сначала он прожил полгода в швейцарском Винтертуре, а затем переехал в Париж, где пробыл до немецкого вторжения, в основном работая на радио. После этого перебрался в Лиссабон, где по заказу государства написал книгу о португальской музыке; кроме того, некоторые его работы были переведены на португальский язык. В апреле 1941 года приехал в США, где столь же успешно работал как музыкальный критик и лектор. Кроме работ в области музыки, занимался переводами — в частности, перевел на немецкий язык «Германию» Тацита и «Тартарена из Тараскона» Альфонса Доде. Умер в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 12 ноября 1943 года. С 1940 года был женат на певице Йелле Браун-Фернвальд. За заслуги в области музыки был награждён медалью чешского правительства. Спустя несколько десятилетий Венский университет посмертно восстановил докторскую степень Штефана.
Литература: Adunka, Evelyn; Bolbecher, Siglinde; Jakl, Nina; Kaiser, Konstantin; Oedl, Ulrike. Lexikon der österreichischen Exilliteratur. — Wien: Verlag Deuticke, 2000. — S. 608f. — ISBN 3-216-30548-1; Czeike, Felix. Historisches Lexikon Wien[de]. — Wien: Verlag Kremayr & Scheriau, 1993. — Bd. 2. — S. 620. — ISBN 3-218-00544-2; Handbuch österreichischer Autorinnen und Autoren jüdischer Herkunft 18. bis 20. Jahrhundert. — München: Verlag K. G. Saur, 2002. — Bd. 1. — S. 474f. — ISBN 3-598-11545-8; International Biographical Dictionary of Central European Emigrés 1933—1945. — München: Saur, 1983. — Bd. 2/I L-Z. — S. 1109. — ISBN 3-598-10089-2; Die Musik in Geschichte und Gegenwart. — Kassel: Bärenreiter, 1949—1987. — 1. Auflage. — Bd. 12; 16; Oesterreichisches Musiklexikon. — Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 2006. — Bd. 5. — S. 2288. — ISBN 3-7001-3067-8; Pass, Walter; Scheit, Gerhard; Svoboda, Wilhelm. Orpheus im Exil. Die Vertreibung der österreichischen Musik 1938—1945. — Wien: Verlag für Gesellschaftskritik, 1995. — ISBN 3-85115-200-X; Wininger, Salomon. Große Jüdische National-Biographie. — Czernowitz, 1932. — Bd. 6. — S. 604f.

1880
Леонард Сидни Вулф (Leonard Sidney Woolf)
английский политический теоретик, писатель, издатель и государственный служащий, муж писательницы Вирджинии Вулф. Леонард Вулф родился в городе Лондон, Англия, Великобритания, и был третьим из десяти детей Соломона Риза Сидни, еврейского барристера и королевского адвоката, и Марии (в девичестве де Йонг) Вулфов. После смерти отца в 1892 году Вулф был отправлен в школу Arlington House School возле Брайтона, Суссекс. C 1892 по 1899 годы он посещал школу Святого Павла в Лондоне, а в 1899 году выиграл стипендию в Тринити-колледже Кембриджского университета, где стал членом закрытого интеллектуального общества «Кембриджские апостолы». В это общество также входили Литтон Стрейчи, Джон Мейнард Кейнс, Джордж Эдвард Мур, Эдвард Морган Форстер, Бертран Рассел. Тоби Стивен, брат Вирджинии Стивен, был дружен с «апостолами», хотя сам и не входил в их число. В 1902 году Вулф получил степень бакалавра искусств, но остался в университете на пятый год, чтобы сдать экзамен на право работать на государственной службе. В октябре 1904 года Вулф переехал на Шри-Ланку для работы в Государственной службе Цейлона в Джафне, а затем в Канди. Он вернулся в Англию в мае 1911 года, намереваясь остаться там в течение годичного отпуска, но в начале 1912 года ушёл в отставку и в том же году женился на Аделине Вирджинии Стивен (Вирджинии Вулф). Как пара, Леонард и Вирджиния Вулф приобрели влияние в группе Блумсбери, в которую входили и другие «апостолы». В декабре 1917 года Вулф стал одним из сооснователей Клуба 1917, который встречался на Джеррард-стрит, Сохо.
Бюст Леонарда Вулфа
Литературная деятельность
После женитьбы Вулф занялся литературным творчеством и в 1913 году опубликовал свой первый роман «Деревня в джунглях» («The Village in the Jungle»), основанный на годах, проведённых на Шри-Ланке. В 1916 году, во время Первой мировой войны, Вулф был признан непригодным для военной службы по медицинским показаниям и занялся политикой и социологией. Он вступил в Лейбористскую партию и Фабианское общество, регулярно писал для журнала «New Statesman». В 1916 году он написал книгу «Международное правительство» («International Government»), в которой предлагал создать международную организацию, чтобы восстановить мир. Так как его жена страдала от душевной болезни, Вулф посвятил значительную часть своего времени заботе о ней (сам он также страдал от депрессии). В 1917 году Вулфы купили небольшой ручной типографский станок; благодаря ему они основали издательство «Hogarth Press». Их первым проектом стал памфлет, напечатанный и переплетённый вручную. В течение десяти лет «Hogarth Press» стало полноценным издательским домом. Вулф руководил издательством до самой смерти. Психические проблемы Вирджинии продолжались и в 1941 году привели к её самоубийству. После смерти жены Леонард влюбился в замужнюю художницу Трекки Парсонс. В 1919 году Вулф стал редактором «International Review», также он редактировал международный раздел в «Contemporary Review» (1920—1922). Он был литературным редактором «Nation Athenaeum» (1923—1930), соредактором «The Political Quarterly» (1931—1959) и некоторое время служил секретарём консультативного комитета Лейбористской партии по международным и колониальным вопросам. В 1960 году Вулф снова посетил Шри-Ланку и был удивлён теплотой приема и тем, что его до сих пор помнят. Вулф принял степень почётного доктора в новом на тот момент Университете Суссекса в 1964 году, а в 1965 стал членом Королевского литературного общества. В 1966 году, однако, он отказался от Ордена Кавалеров Почёта.

С женой Вирджинией Вульф
Семья
Одна из девяти сиблингов Леонарда Вулфа, Белла, также стала писательницей.
Смерть
Вулф умер в приходе Родмелл, округ Льюис, графство Восточный Сассекс, Англия Великобритания, 14 августа 1969 года. После кремации его прах был захоронен под вязом в саду их с Вирджинией дома в Суссексе. Его бумаги были переданы Университету Суссекса.
Работы: The Village in the Jungle — 1913; The Wise Virgins — 1914; International Government — 1916; The Future of Constantinople — 1917; Cooperation and the Future of Industry — 1918; Economic Imperialism — 1920; Empire and Commerce in Africa — 1920; Socialism and Co-operation — 1921; Fear and Politics — 1925; Essays on Literature, History, Politics — 1927; Hunting the Highbrow — 1927; Imperialism and Civilization — 1928; After the Deluge (Principia Politica), 3 vols. — 1931, 1939, 1953; Quack! Quack! — 1935; Barbarians At The Gate — 1939; The War for Peace — 1940; A Calendar of Consolation — избранное, 1967.
Автобиографические работы: Woolf, Leonard. Sowing: an autobiography of the years, 1880–1904 — London: Hogarth Press, 1960. Published in America as Woolf, Leonard. Sowing: an autobiography of the years, 1880–1904 — 1st American. — New York: Harcourt, Brace & World, 1960. — ISBN 978-0-15-683945-7. Also OCLC 1339821; Woolf, Leonard. Growing: an autobiography of the years 1904–1911 — 1st American. — New York: Harcourt, Brace & World, 1961. Also OCLC 21246847 (1977), OCLC 67527334 (1967); Woolf, Leonard. Diaries in Ceylon, 1908–1911, and Stories from the East: records of a colonial administrator — London: Hogarth Press, 1963. Also OCLC 4194108; Woolf, Leonard. Beginning again: an autobiography of the years 1911–1918 — London: Hogarth Press, 1964. — ISBN 978-0-7012-0250-7. Published in America as Woolf, Leonard. Beginning again: an autobiography of the years 1911–1918 — 1st American. — New York: Harcourt, Brace & World, 1964; Woolf, Leonard. Downhill all the way: an autobiography of the years 1919–1939 — 1st American. — New York: Harcourt, Brace & World, 1967; Woolf, Leonard. The journey not the arrival matters: an autobiography of the years 1939–1969 — London: Hogarth Press[англ.], 1969. — ISBN 978-0-7012-0326-9. Published in America as Woolf, Leonard. The journey not the arrival matters: an autobiography of the years 1939–1969 — 1st American. — New York: Harcourt, Brace & World, 1969.
[471x700]
1880
Олдржих Гуер (чешское имя — Oldřich Hujer)
чешский лингвист, индоевропеист, профессор Карлова университета (с 1924 г.), член Чешского королевского научного общества, член Чешской Академии Наук (1924 г.). Родился в городке Пацержице, Австро-Венгрия, ныне Чехия. После окончания гимназии в Пршибраме (1899) изучал языкознание на философском факультете Карлова университета, где среди его учителей были Ян Гебауэр и Йозеф Зубатый, а в 1905 году защитил диссертацию из области сравнительного языкознания. В 1909—1910 гг. был на учёбе в Германии (Лейпциг, Берлин), прошёл хабилитацию благодаря сочинению о славянском склонении, в 1911 году получил звание доцента, а в 1919 году профессора сравнительной грамматики индоевропейских языков.
Труды
Занимался в основном сравнительной грамматикой индоевропейских языков с особым вниманием к славянской группе, историей чешского языка и балтийскими языками. Изначально был младограмматиком, но усовершенствовал и улучшил младограмматические методы исследования. Основные труды посвящены славянскому именному склонению и истории чешского языка дописьменного периода. Читал лекции также в в университете в Брне, был членом чешской, польской и болгарской академий наук, а лондонского Philological Society. Редактировал «Příruční slovník jazyka českého» и отдел языкознания в ряде филологических журналов (Listy filologické, Naše řeč и др.), участвовал в создании Оттовского научного словаря (чешское название — Ottův slovník naučný), а также Масарикова словаря (чешское название — Masarykův slovník naučný). Один из основателей журнала "Slavia" (1922 г.). Умер в городе Прага, Протекторат Богемии и Моравии, ныне Чехия, 4 июня 1942 года.
Сочинения: Slovanská deklinace jmenná, Praha: Rozpravy ČAV, 1910; Vývoj jazyka československého, в сборнике: Československá vlastivěda, dil 3, Praha, 1934; Úvod do dějin jazyka českého, 3 vyd., Praha, 1946; в русском переводе — Введение в историю чешского языка, Москва, 1953.
Литература: Soupis praci Oldřicha Hujera. К jeho šedesátce v list opadu 1940, Praha, 1940; Ottův slovník naučný, статья Hujer. Sv. 28, str. 606; Ottův slovník naučný nové doby, статья Hujer Oldřich. Sv. 4, str. 1273; Československé práce o jazyce, dějinách a kultuře slovanských. Praha: SPN 1972.
[528x699]
1881
Иоанн XXIII (латинское имя — Johannes PP. XXIII; в миру — Анджело Джузеппе Ронканелли, до интронизации — Анжело Джузеппе Ронкалли, Angelo Giuseppe Roncalli)
римский папа с 1958 по 1963 год. Дипломат Ватикана, Апостольский визитатор в Болгарии, Апостольский делегат в Турции и Греции, администратор Апостольского викариата Стамбула и Апостольский нунций во Франции. Взойдя на папский престол, выступал за мир и мирное сосуществование государств с различными социальными системами. Стремился модернизировать Католическую церковь в связи с изменившимися в мире условиями. В 1962 году созвал Второй Ватиканский собор. В консервативных кругах имел прозвище «Красный Папа» — в связи с мягкой позицией в отношении СССР, социалистических стран и прокоммунистических сил на Западе, а также с проповедью мира во всем мире в условиях холодной войны. С 26 апреля 1960 года, после отставки президента Южной Кореи — Ли Сын Мана и до 3 июня 1963 года, то есть до своей кончины, являлся самым пожилым действующим главой государства на планете.
Памятник Иоанну XXIII во дворе дома, где он родился в Сотто-иль-Монте
Начало служения
Анджело Джузеппе Ронкалли родился на севере Италии в местечке Сотто-иль-Монте в провинции Бергамо в 1881 году. Выходец из многодетной крестьянской семьи, которая работала на хозяев по системе половничества, он сохранил до конца жизни связь с роднёй, с братьями, так и оставшимися крестьянами. Его семья была бедной. В 1900 году окончил низшую духовную семинарию в Бергамо, в 1904 году — теологическое отделение Римской папской семинарии. Получив диплом богослова и приняв сан священника, более десяти лет был секретарём епископа Бергамо Д.М.Радини Тедески (1904—1914), находившегося в оппозиции в папе Пию X, одновременно преподавая историю церкви в Бергамской семинарии. Во время Первой мировой войны был призван в армию, где служил сначала санитаром фронтового госпиталя, затем военным капелланом в том же госпитале. В 1921 году был назначен членом Священной конгрегации пропаганды веры. Занимался реорганизацией миссионерской службы, вёл курс патрологии в папском Латеранском университете.
[700x356]
Дипломатическая карьера
В 1925 году, получив сан епископа, был назначен Апостольским визитатором в Софию. Болгарский царь принадлежал к православной церкви, его жена, из Савойской династии, — к католической. Чтобы бракосочетание совершилось по католическому обряду, дети от этого брака должны были воспитываться в католической вере, что не устраивало болгарского царя. Часто возникали такие ситуации, из которых сам Ронкалли с трудом находил выход. В 1935 году он прибыл в качестве Апостольского делегата в Турцию и будучи, одновременно Апостольским администратором викантного Апостольского викариата Стамбула имел здесь официальную резиденцию. Поскольку он представлял папский престол также и в Афинах, то ему приходилось действовать в одно и то же время в двух конфликтующих между собой средах. Хорошо справлялся со своими обязанностями в непростых условиях, вследствие чего был рекомендован помощником статс-секретаря в Ватикане на пост нунция в Париже (1944 год). Парижская нунциатура считалась местом первостепенной важности, его предшественник на этом посту, Валери, поддерживавший хорошие отношения с режимом Виши, после падения этого режима был отозван по требованию Ш. де Голля. Большинство французских епископов, подобно тому же Валери, было коллаборационистами. Ронкалли оказался перед сложными проблемами, но быстро завоевал доверие де Голля и лидера социалистов Ги Молле. Находясь в Париже, сумел наладить контакт и с представителями СССР.

Кардинал Ронкалли
Кардинал. Избрание папой
Имея симпатии к движению «рабочих-священников», когда молодые священники работали полный рабочий день на фабриках или заводах, входили в политические партии и вступали в профсоюзы, против чего категорически выступал папа Пий XII, выполнил директивы Ватикана по запрету этого движения и отлучению от церкви его активистов. Вскоре после этого в 1953 году стал кардиналом и Патриархом Венеции и примасом Далмации. Осенью 1958 года конклав избрал Ронкалли папой в 11-м туре голосования. Он стал самым пожилым (на момент избрания) папой XX столетия. Новоизбранный папа взял себе имя „Иоанн XXIII“. Выбор имени папы был воспринят неоднозначно, поскольку Иоанном XXIII именовал себя антипапа Бальтазар Косса, и почти 550 лет ни один римский понтифик не называл себя Иоанном, чтобы его имя не совпало с именем одиозной личности. Сам Ронкалли объяснил, чем это имя ему дорого: «Это имя хорошо звучит. Так звали моего отца. Оно звучит ласково, потому что напоминает мне о бедном приходе, в котором меня крестили. Кроме того, понтификат всех пап по имени Иоанн был наиболее коротким». Выбрал себе девизом „Повиновение и мир“.
Герб Иоанна XXIII
Понтификат
Понтификат Иоанна XXIII, продлившийся неполных 5 лет, определил новый курс ватиканской политики, которая соответствовала новым реалиям и была призвана установить диалог между разными странами, религиями и конфессиями, а также улучшить социальное положение верующих в разных регионах мира. Большинство исследователей называют политику папы Иоанна XXIII, направленную в защиту беднейших жителей мира, примером утверждения принципов христианского социализма, которые развивались в папских энцикликах.
Энциклики
Иоанн XXIII за время своего пятилетнего понтификата с 28 октября 1958 года по 3 июня 1963 года опубликовал 8 энциклик, посвящённых различным темам в области экклезиологии, экуменизма, социального учения Римско-Католической Церкви, нравственности и морали.
Отношения с социалистическим лагерем. Пацифизм
Положение, в котором уже в течение длительного времени пребывала Католическая церковь, было очень серьёзным. Конфронтация с лагерем социализма была лишь одной из важнейших проблем, которую надо было решать. В отличие от своего предшественника Пия XII, Иоанн XXIII был открыт к диалогу с социалистами (ещё в 1956 году направил обращение XXXII Конгрессу Итальянской социалистической партии в Венеции), настойчиво выступал за мир и мирное сосуществование государств с различными социальными системами независимо от господствующей в них идеологии.
Папа Римский Иоанн XXIII.
Уже в первом своём обращении по радио в ноябре 1958 года папа, апеллируя к руководителям народов, заявил: «Зачем тратить огромные ресурсы на подготовку войны, вместо того чтобы улучшить благосостояние всех, особенно беднейших классов?» В своей первой энциклике «Ad Petri Cathedram» от 29 июня 1959 года папа писал, что новая война превратит мир в руины, и призывал всех людей, особенно тех, кто стоит во главе государств, добиваться соглашений и сохранить мир. В 1959 году Иоанн XXIII официально признал революцию на Кубе (первую в католической стране), а 3 января 1962 года аккредитовал при папском дворе представителя правительства Ф.Кастро Л.А.Бланко-и-Фернандеса, хотя ранее папы всегда выступали с осуждением социальных революций, где бы они ни происходили и какой бы харатер они не носили. В Гаване постоянно находился папский нунций.
Иоанн XXIII беседует с президентом Аргентины Артуро Фрондиси.
Однако позиция Ватикана — принципиальное отрицание идеологии коммунизма — сохранялась и в период понтификата Иоанна XXIII. В то же время папа считал, что урегулирование отношений между Ватиканом и странами социалистического лагеря, где проживает больше 50 млн католиков, отвечает интересам Католической церкви, хотя и оставался противником общественного строя, существовавшего в этих государствах.
Иоанн XXIII принимает делегацию.
Чтобы защитить себя от тех критиков, которые упрекали его в чрезмерных симпатиях к коммунизму, Иоанн часто подчёркивал, что прекрасно понимает, что с коммунизмом не может быть никакого идеологического сближения. Это видно из молитвенной формулы, рекомендованной им католикам в августе 1961 года: «Бдительность по отношению к безбожному коммунизму, к тому, как ему обучают и как с ним живут, не должна быть парализована стремлением к кажущемуся миру». Альтернативой должна быть не война против Советского Союза, а «истинный мир, мир Христа».

Папа Римский Иоанн XXIII.
В начале 1960-х Иоанн XXIII неожиданно для многих высказался за решение спорных вопросов между двумя системами путём «свободных и лояльных переговоров», содействовать которым — «знак мудрости и осторожности, благословляемый на Небе и земле». В отличие от некоторых своих предшественников, Иоанн XXIII не требовал отлучать от церкви тех, кто исповедует «ошибочные учения». «Сегодня Супруга Христа (то есть Церковь) предпочитает пользоваться лекарством милосердия вместо суровости», — говорил он.
[700x343]
Выступая по радио в сентябре 1961 года, Иоанн XXIII советовал правителям государств «осознать огромную ответственность, которую они несут перед историей», и решать спорные вопросы не силой, а путём искренних и свободных переговоров. В речи 25 декабря 1961 года перед дипломатами, аккредитованными при Святом Престоле, папа убеждал заинтересованные стороны идти на уступки для достижения мира: «Суд истории будет суров для тех, кто не сделает всё возможное, для того чтобы отдалить от человечества угрозу войны». Эта же мысль была развита им на приёме правительственных делегаций, прибывших на открытие Вселенского собора в Ватикане в октябре 1962, и ещё раз — через несколько дней после этого, в дни Карибского кризиса, когда папа обратился с воззванием ко всем руководителям стран с призывом прекратить эскалацию международного конфликта. В те дни папа несколько раз звонил президенту США Джону Кеннеди и направил письмо Н.С.Хрущёву настойчиво призывая их к мирному урегулированию конфликта.
Иоанн XXIII.
Иоанн при посредничестве венского архиепископа кардинала Кенига попытался достигнуть соглашения по церковным вопросам с правительством Венгерской Народной Республики. Переговоры с дипломатами ВНР, начатые Ватиканом при Иоанне XXIII, завершились при его преемнике подписанием в сентябре 1964 соглашения, предусматривавшего урегулирование некоторых практических вопросов, относившихся к деятельности церкви. Осуждая политику неоколониализма, Иоанн впервые в истории католической церкви назначил кардиналом негритянского епископа Ругамбву из Танзании. Папа вёл активный диалог с лидерами нехристианских религий Вьетнама, Южной Кореи, Тайваня, Японии и др. Иоанн стремился к объединению христианского мира, установил контакт с представителями некатолических христианских церквей. «Все люди братья, и всё следует решать по-дружески, на основе взаимного человеколюбия», — говорил он.
2 декабря 1960 года папа впервые за последние 400 лет принимал у себя в Риме руководителя англиканской церкви — Архиепископа Кентерберийского Джеффри Фишера.
Папа Римский Иоанн XXIII принимает послов.
Второй Ватиканский собор. Обновление Церкви
Папа Иоанн XXIII стал инициатором проведения XXI Вселенского собора, призванного выработать позицию Католической церкви в ответ на вызовы современности и способствовать экуменистическим процессам в рамках христианского мира. 25 января 1959 года он объявил о своём решении созвать римский синод (для обсуждения положения дел в итальянской церкви) и новый Вселенский собор. Папа знал о своём диагнозе, но твёрдо отказался от хирургического лечения рака желудка, боясь не выйти из наркоза в своём возрасте. Он считал, что ему крайне важно провести Вселенский собор. В день открытия первой сессии Второго Ватиканского или XXI Вселенского собора 11 сентября 1962 года Иоанн XXIII подчеркнул необходимость «содействовать устранению всех конфликтов и прежде всего войн — этого бича народов». «Мы не будем вести исторический судебный процесс. Мы не будем пытаться разобраться в том, кто был прав и кто виноват. Мы скажем лишь: «Воссоединимся, покончим с раздорами»». На соборе обсуждались два важнейших пункта папской программы: обновление церковной жизни, называемое папой Иоанном XXIII «аджорнаменто», и объединение с другими христианскими церквами. Тогда же он высказал критические замечания в адрес «пророков напастей», которые видят в современном мире только одни опасности для церкви, предрекают лишь катастрофы. Иоанн XXIII добился большого успеха: Русская православная церковь в лице двух своих наблюдателей официально принимала участие в работе собора.

Портрет папы Иоанна XXIII (между 28 октября 1958 и 3 июня 1963)
Иоанн придавал исключительное значение присутствию на Втором Ватиканском соборе именно этой церкви. Ещё в энциклике «Mater et Magistra» («Мать и наставница», 1961) — программном документе Католической церкви по вопросам социальной политики — Иоанн XXIII подчёркивал, что собор должен выработать новую концепцию, способствующую предотвращению любого конфликта, особенно военного. 11 октября 1962 года папа заявил, что в задачу собора не входит осуждение заблуждений и провозглашение анафемы, что ныне церковь отказывается от политики отлучений, отныне «предпочитает лечить скорее милосердием, чем суровостью». Речь папы завершалась призывом к сохранению мира. В дни работы первой сессии собора папа в беседе с польскими епископами, прибывшими на собор, высказался таким образом, что его слова были истолкованы как признание послевоенных западных границ Польши на Одере и Нейсе. Заявление папы вызвало резкие комментарии в печати ФРГ, а посол боннского правительства в Ватикане Шерпенберг потребовал разъяснения ватиканского статс-секретариата. В своей рождественской речи Иоанн XXIII называл мир самым драгоценным благом на земле. Это было его последнее рождественское послание. 7 марта 1963 года, обращаясь к президенту Италии по случаю присуждения фондом имени Бальцана международной премии «За мир и гуманизм», папа говорил о сверхнейтралитете Ватикана. Получив премию, Иоанн принял журналистов. В энциклике «Pacem in Terris» («Мир на Земле») от 13 апреля 1963 года папа призывал «в свете Евангелия объединить все силы, ведущие к подлинному миру в личной сфере, семье и обществе». Незадолго до смерти Иоанн XXIII говорил нунцию В.Роберти о своем намерении установить дипломатические отношения с Советским Союзом и даже встречался с зятем Н.С.Хрущёва А.И.Аджубеем. Много лет вёл «Дневник души», в котором комментировал текущие события.
[700x350]
Итоги и оценки деятельности
Во время своего понтификата издал 8 энциклик. Противники курса Иоанна XXIII называли его «красным папой», сторонники — «папой мира». Согласно многочисленным воспоминаниям, папа Ронкалли был внимательным, деликатным, добродушным, очень приятным в общении человеком, с чувством юмора. Его прозвищем было «добрый папа». Папе не было суждено самому осуществить программу «обновления» церкви, принятую Вторым Ватиканским собором. Он умер 3 июня 1963 года от рака желудка, отказавшись от операции. Тело папы было тотчас же после смерти забальзамировано ассистентом Института анатомии медицинского факультета Католического университета Сердца Иисуса Дженнаро Голья. Поэтому при эксгумации 16 января 2001 года оно было найдено совершенно нетленным. Тело папы покоится в базилике собора Святого Петра в Риме. Хрустальный гроб, в котором находится его тело, украшен драгоценными камнями в золотой оправе. В 2000 году папа Иоанн Павел II причислил Иоанна XXIII к лику блаженных (беатифицировал его). Память папы Иоанна XXIII Католическая церковь чтит 11 октября. 27 апреля 2014 года Иоанн XXIII причислен папой Франциском к лику святых.
[700x337]
Высказывания
«Меня избрали папой на час, но всего за пять лет я сделал много такого, что заставило их задуматься».
«Существует мнение, что папа должен быть государственным деятелем, дипломатом, учёным, вождём общества – человеком, душа которого открыта всему тому, что определяет прогресс современной жизни. У тех, кто так думает, неправильное представление о папе». «В моём окне будет всегда гореть свет. Любой, кто проходит мимо, может войти без стука, потому что дверь будет открыта. Я не спрошу, какой он веры, но приму его как брата».
Литература: Никодим (Ротов), Иоанн XXIII, папа римский. Вена, 1984; Стройновский, Ю. Summa Иоанна XXIII // Литературная газета, 8 июня 1963, № 68 (4655); Колупаев В.Е. Российско-ватиканские отношения в XX веке: новые документы Русского Зарубежья // Современная Европа: Журнал общественно-политических исследований. № 3, 2011. Страницы 106—111; Колупаев В.Е. Брюссельское издательство «Жизнь с Богом»: Книжный мир Русского Зарубежья XX века. Радиомиссия для советских слушателей. Saarbrücken, 2012. 336 страниц. ISBN 978-3-8484-0980-8.

1881
Яков Ильич Фихман (имя на иврите — Яаков Фихман, יעקב פיכמן; имя на идиш — Янкев Фихман, יעקבֿ פֿיכמאַן)
еврейский поэт и переводчик. Писал на иврите и идише. Классик современной ивритской поэзии. Родился в уездном городке Бельцы, Бессарабская губерния, Российская империя, в семье состоятельного арендатора Эле Фихмана и его жены Песи. Рано приучился к чтению и попал под влияние художественной литературы маскилим (просветителей) на иврите (М.И.Лебенсона, А.Мапу) и реалистов на идише (особенно И.Л.Переца). В 14 лет ушёл из дома, бродяжничал по городкам и весям соседних Херсонской и Подольской губерний, наконец осел в Кишинёве, где впервые получил доступ к крупной библиотеке и серьёзно занялся самообразованием, выучил русский и немецкий языки, освоил русскую литературу и подготовился к сдаче гимназических экзаменов экстерном. В Кишинёве же Фихман начал писать стихи на иврите, идише и русском языке. В 1900 году в детском ивритском журнале «Ган Шаашуим» появляются его стихотворение «Шир Авив» (Песнь весны) и перевод лермонтовского «Когда волнуется желтеющая нива». Из Кишинёва Фихман возвратился к родителям в Бельцы, погрузился в традиционную еврейскую литературу. В 1901—1903 годах — в Одессе, где познакомился с Бяликом и С.Бен-Ционом; в 1903—1905 годах — в Варшаве, где уже по-настоящему регулярно начал публиковаться в газетах на иврите «ха-Цофэ» (Наблюдатель) и «ха-Ор» (Свет) и на идише в крупнейшей ежедневной газете «хайнт» (Сегодня); здесь же познакомился с И.Л.Перецем — в ту пору мэтром еврейской литературной жизни Варшавы. В 1905 году вновь возвратился в Кишинёв, а после погрома того же года — переехал в приграничное бессарабское местечко Леово (теперь райцентр Леовского района Молдовы), где тогда жил известный писатель Идл (Иегуда) Штейнберг. Через три года Фихман покинул Леово, короткое время жил в Вильно, а ещё через год — в 1909 году — приехал в Одессу, где помогал И.Х.Равницкому и Э.Л.Левинскому в подготовке четырёхтомного собрания сочинений на иврите только что умершего Иегуды Штейнберга.
Поэты Я.Фихман и Х.Н.Бялик в Одессе. 1911 год.
Литературный дебют
Зимой 1909—1910 годов — учился на педагогических курсах в Гродно, затем уехал в Варшаву, где в том же году вышла его книжка для детей «Агадос вэ Ширим» (Сказания и стихи). В 1911 году там же появляются составленный и прокомментированный им сборник песен на идише «Ди Идише Музэ» (Еврейская Муза) и первый сборник стихотворений на иврите «Гиволим» (Стебли). В 1912 году уехал в Палестину, где некоторое время редактировал детский журнал «Моледет» (Родина) и всё больше увлекался литературой для детей и юношества. В 1913 году в Варшаве вышла составленная им хрестоматия детской литературы на идише «Фар Шул Ун Фолк» (Для школы и народа) и второе, расширенное издание еврейских народных песен «Ди Идише Музэ» (издательство Вэлт-Библиотэк). Вскоре перебрался в Берлин, а с началом Первой мировой войны — вновь в Одессу, где работал в издательстве Бялика и Равницкого «Мория» на Большой Арнаутской улице. В 1915 году издал учебник на иврите «Швилим» (Пути: Иллюстрированная хрестоматия для 4-го года обучения), а в 1919 году сборник эссеистики «Бавуот» (Размышления). В конце того же года уже навсегда оставил ставшую к тому времени советской Россию, отчалил пароходом «Руслан» из Одессы и через несколько дней сошел на берег в средиземноморском порту Яффа. Возобновил издание журнала «Моледет», перевел на иврит Леонида Андреева, редактировал детское приложение к газете «Гаарец», но уже в 1921 году вновь уехал в Варшаву. Здесь сотрудничал с журналом на иврите «ха-Ткуфа» (Эпоха) и газетой на идише «Ди Идише Вэлт» (Еврейский мир), выпустил хрестоматию детской литературы на иврите «Лашон вэ-Сэфэр» (Язык и книга) и книгу прозы для юношества на идише «Шабэс Ин Валд» (Суббота в лесу, 1924). В 1924-25 годах — в Кишинёве, работал в редакции издаваемой Золмэном Розенталем газеты «Ундзэр Цайт» (Наше время, идиш), много печатался на идише.
В подмандатной Палестине и Израиле
С 1925 года и до конца жизни — в Палестине, сотрудничал с самыми разными ивритскими изданиями подмандатной Палестины и идишской периодикой Польши, с 1936 по 1942 год редактировал журнал «Мознаим» — официальный орган союза ивритских писателей страны, а с 1942 года и до конца жизни вел постоянную рубрику в литературном приложении к ежедневной газете «Давар» (Слово). В эти годы Фихман переработал ряд своих собственных, написанных в ашкеназском произношении стихотворений, адаптируя их ритмику к новому, базирующемуся на сефардском, произношению поселенцев. Один за другим выходят сборники «Сефер ха-Эрец» (Книга земли; проза, 1927), «Мин ха-Тэнэ» (Из корзины; стихи и проза, 1932), «Йемей Шемэш» (Солнечные дни; поэмы, 1934), «Цлалим Аль ха-Садот» (Тени на полях, стихи, 1935), «Авив ба Шомрон» (Весна в Самарии; стихи, 1943), «Пеат ха-Садэ» (Край поля; стихи, 1945), «Демуйот Кедумим» (Образы прошлого, проза и поэзия, 1948), "Селаим б’Ерушалаим " (Скалы в Иерусалиме; стихи и проза, 1951), 18 книг для детей и юношества, 9 книг очерков об еврейских писателях (Бялике, Мапу, писателях Польши, Одессы и других), сборник «Бессарабия» (1941, вместе с Хаимом Шорером, иллюстрации Нахума Гутмана), стихотворные и прозаические переводы с немецкого (Гейне, Гёте, К.Хеббеля, Гессе, Е.П.Якобсена), русского (Блок, Лермонтов), французского (Франс, Бодлер). В 1951 году совместно с К.А.Бертини и Б.И.Михали подготовил к печати второй том посмертного собрания сочинений бессарабского писателя М.Гольденберга «ха-Тахана ха-Атика» (Древняя станция). Посмертно изданы собрания стихотворений и мемуары писателя. Продолжал Фихман писать и на идише. В 1949 году он стал одним из основателей редактируемого Авромом Суцкевером квартальника «Ди Голдэнэ Кейт» (Золотая цепочка) — главного литературного издания страны на идише. Первый же номер журнала открывается программной статьёй Фихмана «Между ивритом и идишем», в которой он среди прочего возглашал: «Позорно и не поддаётся разумению, что пишущие на иврите поэты знают столь немного о своих пишущих на идише коллегах и что ивритская пресса уделяет столь мало внимания обзору литературного творчества на идише». Одной из основных целей нового издания на идише Фихман видел восполнение и исправление этого пробела, сближение еврейских литераторов пишущих на двух еврейских языках. В 1953 году в Буэнос-Айресe вышел большой том избранных воспоминаний, эссе и стихотворений Фихмана на идише «Рэйгнбойгн» (Радуга), подготовленный автором и изданный аргентинским объединением выходцев из Бессарабии. Умер в городе Тель-Авив, Израиль, 18 мая 1958 года.

Похоронен на кладбище Трумпельдор в Тель-Авиве
Награды: Премия Израиля литературная премия имени Бялика (1953); Ramat Gan Prize for Literature (1956). Именем Фихмана названы улицы в разных городах Израиля. С 1964 года бессарабским землячеством страны присуждается ежегодная премия им. Якова Фихмана в области литературы и искусства, среди лауреатов которой писатели Меер Харац, Ихил Шрайбман, Янкл Якир, Борис Сандлер, художник Нахум Гутман и другие.
Литература на иврите
Стихи и проза: Гиволим (стебли), Тушия: Варшава, 1911; Бавуот (размышления, эссе), Мория: Одесса, 1919; Сефер ха-Арец (книга земли), Двир, 1927; Мин ха-Тене (из корзины, поэзия и проза), Оманут, 1932; Йамей Шемеш (солнечные дни, стихи), Штыбель, 1934; Цлалим Аль ха-Садот (тени на полях, стихи), Штыбель, 1935; Бессарабия (совм. с Хаимом Шурером, иллюстрации Нахума Гутмана), Иерусалим, 1941; Авив ба-Шомрон (весна в Самарии, поэзия и проза), Сифриат Поалим, 1943; Пеат ха-Садэ (край поля, стихи), Шокен, 1945; Демуйот Кедумим (образы прошлого, стихи и проза), Институт Бялика, 1948; Селаим бЕрушалаим (скалы в Иерусалиме, стихи и проза), Двир, 1951; Аругот (садовые ложа), Институт Бялика, 1954; Асиф — Мивхар Ецирот (урожай, избранные произведения), Массада, 1959; Китвей Яаков Фихман (избранное), Двир, 1960.
Для детей: Агадот ве-Ширим (сказания и стихи), Микра, 1910; Арава (степь), Оманут, 1922; Сефарим Мецуярим ле-Еладим (иллюстрированные книги для детей), Зентерл, 1923; БаБайт у-ба-Садэ (дома и на полях), Оманут, 1931; Тахат ха-Шамаим (под солнцем), Оманут, 1931; БаМидбар у-ба-Яар (в пустыне и в лесу), Оманут, 1931; Беһом ха-Даром у-бе-Кор хаЦафон (холод севера и жар юга), Оманут, 1931; Ал Хаиот вИладим Сипурим Неһмадим (чудесные истории про животных и детей), Оманут, 1931; Ал Хаиот Праиот Маасиот Наот (Завидные истории про диких животных), Оманут, 1931; Йосси Носеа ле-Эрец Исраэль (Йосси путешествует по Земле Израиля), Оманут, 1931; Йосси бэ-Тель-Авив (Йосси в Тель-Авиве), Оманут, 1931; Меораот Йосси вэ-Ханан (что приключилось с Йосси и Хананом), Оманут, 1931; Мегиней Садэ вэ-Керем (защитник полей и виноградника), Оманут, 1932; Эл ха-Ям (к морю), Штыбель, 1934; Йиктан бэ-Тель-Авив (Иктан в Тель-Авиве), Штыбель, 1936; Айелэт ха-Эмек (роса долины), Союз писателей, 1942; Дайягим Ал ха-Яркон (рыбаки на реке Яркон), Ам Овед, 1943; Йосси ба-Галил (Йосси в Галиллее), Массада, 1944; Каланит (анемон), Шокен, 1946; Им Шахар Неце (мы уходим на рассвете), Массада, 1959; Авив ба-Арец (весна в Земле Израиля), Массада, 1959.
Очерки о писателях: Хаим-Нахман Бялик, Кнесёт, 1933; Аврахам Мапу, Моледет, 1934;Аншей Бесора (новаторы), Институт Бялика, 1938; һерцл Котев Эт Мединат ха-Ехудим (Герцль пишет «Еврейское Государство»), Ньюманн, 1946; Демуйот Менацнецот (сияющие фигуры), Сифриат Поалим, 1947; Амат ха-Биниан: Софрей Одесса (Одесские писатели), Институт Бялика, 1951; Рухот Менагнот: Софрей Полин (писатели из Польши), Институт Бялика, 1952.
Литература на идише: Ди Идише Музэ: Замлунг Фун Ди Бэстэ Идише Лидэр (еврейская муза: собрание лучших еврейских песен), Фарлаг Шиминс Гройсэ Вэлт-Библиотэк: Варшава, 1911; второе издание там же, 1913; Фарн Шул ун Фолк (для школы и народа, хрестоматия детской литературы), Варшава, 1913; Шабэс Ин Валд (Суббота в лесу, рассказы), Варшава, 1924; Рэйгнбойгн: Зихройнэс, Эсэйен Ун Лидэр (радуга: воспоминания, эссе и стихи), Бесарабэр Ландслайт Фарэйн Ин Аргентинэ: Буэнос-Айрес, 1953.
1882
Вильгельм Клич (немецкое имя — Wilhelm Klitsch)
австрийский актёр театра и кино. Вильгельм Клич родился в городе Вена, Австро-Венгрия, ныне Австрия, в семье поставщика императорского двора, учился в театральной школе в Арнау. Дебютировал в Раймунд-театре в 1901 году. Работал преимущественно в театре, тем не менее, снялся в нескольких ранних австрийских немых кинолентах. В поздние годы жизни вновь обратился к театру, с 1927 года работал режиссёром. С 1932 года преподавал в Академии музыки и исполнительского искусства, с 1933 года руководил новой школой ораторского мастерства. Входил в труппу венского Фолькстеатра. Умер в родном городе 24 февраля 1941 года. В 1955 году в честь актёра был назван переулок в венском районе Хитцинг.
Фильмография: 1916: Lebenswogen; 1916: Auf der Höhe; 1917: Der Verschwender. 1. Teil; 1917: Der König amüsiert sich; 1918: So fallen die Lose des Lebens; 1919: Die Stimme des Gewissens; 1919: Der Herr des Lebens; 1919: Seine schwerste Rolle; 1919: Die Ahnfrau; 1920: Durch Wahrheit zum Narren.

1882
Александер Уильям Мензис (Alexander William Menzies; более известный как Алекс Мензис, Alex Menzies)
шотландский футболист, нападающий. Родился в городе Блантайр, Южный Ланаркшир, Шотландия.
Клубная карьера
Начал карьеру в шотландском клубе «Блантайр Виктория» в 1901 году. В декабре 1902 года перешёл в «Харт оф Мидлотиан». Сыграл за команду в двух матчах, после чего отправился в аренду в «Мотеруэлл». В августе 1904 года перешёл в клуб «Артурли», но уже в следующем году вернулся в «Хартс». В ноябре 1906 года Мензис перешёл в английский клуб «Манчестер Юнайтед». Дебютировал в составе «Юнайтед» 19 ноября 1906 года в игре против «Шеффилд Уэнсдей» на «Хиллсборо», отметившись забитым мячом, однако «Юнайтед» проиграл в этом матче со счётом 5:2. Провёл в английском клубе сезон 1906/07 и первую половину сезона 1907/1908. После подписания Джимми Тернбулла начал редко попадать в состав и в итоге был продан в «Лутон Таун». Всего сыграл за «Манчестер Юнайтед» в 25 матчах и забил 4 гола. Впоследствии выступал за «Данди», «Гамильтон Академикал» и «Порт Глазго Атлетик», после чего завершил карьеру в клубе «Дамбартон». Умер в родном городе в 1964 году.
Карьера в сборной
7 апреля 1906 года провёл свой первый и единственный матч за национальную сборную Шотландии, в котором шотландцы на «Хэмпден Парк» обыграли англичан со счётом 2:1.
Достижения: «Харт оф Мидлотиан» — Обладатель Кубка Шотландии: 1906; «Манчестер Юнайтед» — Чемпион Первого дивизиона: 1907/1908.

1882
Виктор Николаевич Сорока-Росинский
русский и советский педагог, создатель (1918—1920 гг.) известной Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков имени Ф.М.Достоевского (Республика ШКИД). В одноимённой повести Григория Белых и Л.Пантелеева (настоящее имя Алексей Еремеев) «Республика ШКИД» был выведен под именем «Виктор Николаевич Сорокин» и прозвищем «Викниксор». Родился в городе Новгород-Северский, Черниговская губерния, Российская империя. Отец — Николай Михайлович Сорока (родился около 1847), дворянин по рождению, служил вольноопределяющимся, солдатом, потом окончил юнкерское училище, на день венчания (13 мая 1879 года) — поручик 32-го пехотного Кременчугского полка, с годами дослужился до подполковника. Мать — Татьяна Капитоновна, урождённая Россинская (родилась около 1859), дочь священника Христорождественской церкви села Каменская Слобода Новгород-Северского уезда Черниговской губернии. Окончил прогимназию в городе Брест-Литовск и Новгородскую мужскую гимназию. В 1901 году поступил на историческое отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, на четвёртом семестре увлёкся экспериментальной психологией. В 1903 году поставил удачные опыты в этой области под руководством молодого приват-доцента Н.О.Лосского. За успешный эксперимент получил императорскую стипендию и освобождение от платы за обучение. Познакомился и близко сошёлся с академиком Бехтеревым и его учеником профессором А.Ф.Лазурским. В 1906 году окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. После университета занимался изучением вопросов психологии, работая в лаборатории экспериментальной психологии А. Лазурского в Военно-медицинской академии и слушая лекции Владимира Бехтерева. Под их руководством овладел педагогикой и педологией. С 1908 года начал преподавать философию, историю, географию в гимназиях Санкт-Петербурга — Введенской, Ларинской, с 1913 года — в Стрельнинской гимназии. Стал членом редколлегии журнала «Вестник знания», где с 1906 по 1910 годы публиковал статьи о проблемах психологии. В эти годы Виктор Николаевич подписывался «В. Росинский» — чуть переиначенной (без второго «С») девичьей фамилией матери. После Октябрьской революции 1917 года он стал подписывать свои публикации двойной фамилией. С 1910 по 1917 год занимался исследованиями педагогических проблем и вопросами воспитания, писал на эту тему статьи, где поднимал вопросы педагогики и психологии детского чтения и детского мировосприятия, проблемы социологии молодежи разных стран в годы Первой мировой войны и судьбы человека в его жизненной борьбе. С 1918 по 1920 год работал учителем истории и литературы в Путиловском училище имени А.И.Герцена под руководством В.А.Гердта.
Здание Школы-коммуны имени Достоевского (дом № 19 по Старо-Петергофский проспекту)
В 1920—1925 годах возглавлял Петроградский отдел народно-индивидуального воспитания имени Ф.М.Достоевского для трудновоспитуемых (известный главным образом под названием «Школа-коммуна имени Ф.М.Достоевского», ШКИД, Старо-Петергофский проспект, д. 19) вместе со своей женой Эллой Андреевной Люминарской, преподавательницей немецкого языка. В 1925 году Виктору Николаевичу пришлось оставить школу имени Ф.М.Достоевского ввиду резкой критики со стороны Н.К.Крупской, которая писала: «…не в Чухломе какой-нибудь, а в Ленинграде процветает советская бурса, руководимая людьми, работа которых ничего общего с задачами, поставленными советской властью, не имеет… Бурс, хотя бы они и называли себя советскими детдомами, нам не надо». Он продолжал заниматься педагогической деятельностью как методист отделения социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН) ЛГПИ им. А. И. Герцена, готовившего воспитателей для работы с беспризорными и трудными детьми. В 1925—1928 годах был заведующим в школе № 39 для трудновоспитуемых Центрального района Ленинграда, одновременно вёл практические занятия на кафедре трудного детства у профессора Бельского в педагогическом институте. После увольнения преподавал в классах для трудновоспитуемых при Торфяном техникуме, в школе для психоневротиков при Педагогическом институте (в 1933—1936 научный сотрудник института). В 1936 году получил возможность преподавать русский язык и литературу в средних школах Ленинграда (до 1942 и после 1948); в 1942 году эвакуировался из блокадного Ленинграда на Алтай[4], преподавал в Горно-Алтайском педагогическом училище, в Пржевальском педагогическом институте. Его жена Элла была эвакуирована в Ессентуки. По одним данным, она погибла во время бомбёжки, по другим — попала под немецкую оккупацию и в 1943 ушла с немцами в эмиграцию (дальнейшая судьба неизвестна). После возвращения в Ленинград жил по адресу: Невский, 52. С начала 1950-х до своей смерти — в доме № 86 по Садовой улице, в коммунальной квартире № 4, в восьмиметровой комнате. Погиб в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 1 октября 1960 года — попал под трамвай. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.
Принципы воспитательной системы
Демократичность воспитания и обучения. Принцип коллективного воспитания с учётом индивидуальности каждого воспитанника. Переход от принуждения к принципу добровольчества на основе самодеятельности, самоуправления, соревновательности и самокритичности. Всякое знание превращать в деяние. Принцип игры как естественной потребности растущего организма в организации всей жизнедеятельности воспитанников и учёбы. Принципы суворовской педагогики, положенные В.Н.Сорока-Росинским в основу своей воспитательной системы: «Глазомер, быстрота, натиск», «Тяжело в учении, легко в походе».
Проблемы воспитания трудных детей
Решительно выступал против понимания трудных детей как морально или психически дефективных. С 1920-х по 1930-е гг. из-за сложной экономической ситуации беспризорников и детей с отклонениями в развитии (с нарушениями слуха, зрения, интеллекта) часто объединяли в одну группу и воспитывали в одних учреждениях. Он считал, что беспризорники вполне нормальные дети, попавшие в тяжёлые жизненные условия. Они вполне поддаются педагогической коррекции. В работе с трудными подростками лучшим орудием воспитания является личность педагога, его пример, учитель должен быть «породистым». Предложил Классификацию учителей: учителя-теоретисты; педагоги-реалисты; учителя-утилитаристы; педагоги-артисты или интуитивисты. Выступал за смягчение беспрерывной «артельной» жизни в детских домах, предложил создать специальные уединённые помещения для индивидуального творчества и размышления.
Труды: «Путь русской национальной школы»; «Национальное и героическое воспитание»; «Трудновоспитуемые»; «Школа имени Достоевского».
Источники: Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — Москва, 2003. — Страница 162; Лазарев С.Е. Правовое регулирование вопросов советского просвещения в 20-е годы XX в. // Гражданин и право. — 2019. — № 8(197). — С. 3-12; Лазарев С.Е. Сорока-Росинский Виктор Николаевич // Россия в Гражданской войне. 1918—1922: Энциклопедия: в 3 томах / ответственный редактор А.К.Сорокин. — Том 3: Р — Я. — Москва : Политическая энциклопедия, 2021. — Страницы 289—290.
1883
Филипп Устинович Воронин
украинский советский деятель, революционер, большевик, участник Гражданской войны. Родился в украинской крестьянской семье в селе Лекарское (с 1912 — Веселая Гора), Славяносербский уезд Екатеринославская губерния Российская империя. Окончил церковно-приходскую школу, в 1897—1900 гг. учился в земском ремесленном училище в Луганске. Затем работал столяром, в 1903 г. поступил в механический цех паровозостроительного завода Гартмана. В 1906—1916 гг. служил в царской армии в городе Гори, участник Первой мировой войны, получил чин унтер-офицера. После демобилизации вернулся в Луганск и продолжил работать сверловщиком на заводе Гартмана. После Февральской революции 6 марта 1917 года был делегирован от рабочих механического цеха в Луганский городской Совет рабочих и солдатских депутатов. В апреле 1917 г. вступил в большевистскую партию, избран членом горкома. С ноября 1917 по март 1918 был председателем Луганского городского совета. В апреле-июне 1918 г. вместе с К. Ворошиловым возглавлял «Царицынский поход» — отступление красногвардейских отрядов и рабочих-беженцев с Украины. Воевал на Царицынском фронте. После освобождения Красной армией Луганска вернулся в город и возглавил коллегию Уездного Совнархоза. Весной 1919 г. участвовал в «Луганской обороне», затем с Красной армией отступал через Старобельск и Харьков. 11 июня 1919 г. назначен К. Ворошиловым начальником заградительного отряда Бахмутского полка, оборонявшего Лозовую, затем членом Революционного военного трибунала 46 дивизии. С ноября 1919 по апрель 1920 года — председатель Реввоентрибунала Первой Конной армии С.Будённого. Затем возглавлял комиссию по обследованию и удовлетворению материальными пособиями семей красноармейцев Сальского округа (мандат № 1366 от 22 марта 1920 подписан М. Тухачевским и С. Орджоникидзе). В революционном движении приняли участие также его братья Яков, Василий и Григорий. В период немецкой оккупации (1918) они входили в подпольный ревком села Весёлая Гора, возглавляемый К.А.Коваленко. В 1919 г. брат Василий командовал Веселогоровским повстанческим отрядом, принимавшим участие в обороне Луганска от белогвардейцев. Позже был в подполье, арестован и после пыток расстрелян белой контрразведкой. После окончания гражданской войны Филипп Воронин направлен в распоряжение Луганской парторганизации. В январе 1921 г. на уездном съезде Советов избран зампредом Уисполкома и делегатом Пятого Всеукраинского Съезда Советов, член ВУЦИК. Возглавлял Окружное земельное управление. С января 1924 по декабрь 1927 гг. прокурор Луганского округа. Затем работал заведующим Сумским Окрместхозом. После окончания Высших курсов по подготовке руководителей трестов и предприятий в Харькове в июне 1930 года назначен директором Киевской судостроительной верфи. В июле 1931 г. был снят с должности «за невыполнение плана 1 квартала». Работал начальником планово-экономического отдела сектора треста «Руда», стал членом ОЗЕТ. С января 1933 — инспектор Госстройконтроля в Харькове. С 1 августа по 3 октября 1933 - заведующий коммунотдела Луганского горсовета. С октября 1933 по 1937 гг. — директор Луганского спирто-водочного завода № 5. С ноября 1937 г. — управляющий Всеукраинского треста ликёро-водочной промышленности (Киев). В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован. С сентября 1941 по июль 1946 гг. — директор Астраханского ликёро-водочного завода. Затем вышел на пенсию и вернулся в Ворошиловград. Занимался общественной работой, входил в актив Областного краеведческого музея. Был делегатом исторического XX съезда КПСС, в связи с 50-летием Первой русской революции за активное участие в революционном движении награждён Орденом Трудового Красного Знамени (1956). Умер в городе Ворошиловград, СССР (ныне Луганск), 1 февраля 1961 года. Похоронен на Луганском городском кладбище.
Семья: Отец — Устин Иванович Ворона, мать — Варвара Васильевна; Братья — Яков (род. 1892), Василий, Григорий; Жена (с мая 1905) — Ефросинья Гавриловна Ененко; Сын — Николай, коммунист, горный инженер, имея бронь, пошёл добровольцем на фронт во время Великой Отечественной войны и погиб на Курской дуге.

1883
Диего Мартинес Баррио (испанское имя — Diego Martínez Barrio)
испанский политический деятель. Председатель парламента Испании, министр внутренних дел, председатель правительства, президент Второй Испанской Республики. Родился в городе Севилья, Испания. Он был выходцем из простой семьи, его отец был каменщиком, а мать торговала на рынке. Ему самому приходилось много работать с раннего детства. Повзрослев, Диего Мартинес Баррио активно вливается в политическую жизнь Севильи. В юном возрасте он также становится масоном, где достигает больших высот. В 1930 году участвуют в подписании Сан-Себастьянского пакта. При установлении Второй Испанской Республики Диего Мартинес Баррио получает пост министра путей сообщения во Временном правительстве. В 1933 году он назначен на пост министра внутренних дел, но через месяц становится председателем правительства (на 68 дней). В 1936 году он становится председателем кортесов, его партия — Республиканский союз — присоединяется к Народному фронту, в 1936 году же занимает на несколько дней даже пост президента Республики.
[522x700]
Н есколько позже, 19 июля, в ответ на путч франкистов, назначен на пост премьер-министра, чтобы убедить руководителей переворота сложить оружие и сдаться. Подал в отставку в тот же день, поняв, что гражданская война неизбежна. После победы Франсиско Франко Диего Мартинес Баррио эмигрирует во Францию. В 1945 году, находясь в Монтевидео, Диего Мартинес Баррио объявляется президентом Республики в эмиграции. Оставался им до 1962 года. В итоге, окончательно перебрался в город Париж, Франция, где и умер 1 января 1962 года. В 2000 году его останки перенесли в Севилью.