1870
Николай Петрович Чулков
русский, позднее советский учёный-архивист, генеалог, некрополист, библиограф, историк Москвы. Статский советник (1912). Профессор (1938). Один из редакторов многотомного «Русского биографического словаря». Составитель картотеки «Московский некрополь». Родился в городе Белосток, Гродненская губерния, Российская империя, в семье ротмистра (с 1900 года — генерал-майора в отставке) Петра Павловича Чулкова (1845—1905), служившего в основном в западных губерниях России по интендантской части. Его мать, Надежда Карповна (1844—1904), принадлежала к древнему польскому роду Кисель-Загорянских. Происходил из дворянского рода, уходящего корнями в XVIII век, в конце которого управителем Троице-Сергиевой пустыни был Герасим Чулков. Его сын Дмитрий Герасимович (1777—1852), прадед Николая Петровича, служил в департаменте государственного казначейства и, достигну чина статского советника, получил личное дворянство. Окончив 1-ю Виленскую гимназию, поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Осенью 1893 года, окончив университет с дипломом I степени, по протекции М.С.Корелина и М. П. Степанова был принят на службу в Московский архив Министерства юстиции (МАМЮ), где и проработал на протяжении почти сорока лет, до 1930 года. Его наставником стал В.В.Шереметевский. До 1908 года Чулков занимался редактированием описей и изданий МАМЮ, работал над составлением многотомного «Описания документов и бумаг, хранящихся в МАМЮ». Стал старшим архивистом Древлехранилища, наиболее древней и ценной части архива. В 1912 году был назначен заведующим Разрядно-Сенатским отделением; к 1917 году получил чин статского советника; был награждён орденами Святой Анны II и III степеней, Святого Станислава II степени и медалями. За этот период составил сотни росписей московских дворянских и купеческих родов. Чулков первым начал профессионально заниматься генеалогией купеческого сословия. Публиковаться начал сразу по окончании университета; его рецензии на книги по археологии и генеалогии печатались в изданиях Московского археологического общества («Археологических известиях» и др.), а также в «Русском архиве», где впоследствии было опубликовано большинство работ Чулкова. В декабре 1896 года его избрали членом-корреспондентом Московского археологического общества; марте 1914 года он был избран его действительным членом. В ноябре 1903 года Л.М.Савёлов пригласил его войти в число членов-учредителей Историко-родословного общества и на первом же заседании 8 января 1905 года Чулков был избран членом Совета и секретарём общества. В «Летописях Историко-родословного общества» печатались его статьи; наиболее значительные из них — «Княгиня Татьяна Васильевна Хованская и ее дети» (1910) и «Де-Витте» (1915) — впоследствии были напечатаны отдельными изданиями. В 1920—1922 годах Н.П.Чулков возглавлял Историко-родословное общество. Кроме этого, Н.П.Чулков был избран действительным членом Ярославской, Витебской, Черниговской, Тульской учёных архивных комиссий и почётным членом Псковского археологического общества. Революционные события 1917 года принял безрадостно, о чём писал В.И.Саитову. Зимой 1919 года был убит его брат подполковник Владимир Петрович (1875—1919), призванный в Красную Армию; в 1920 году в Крыму умер муж его сестры, Ольги Петровны, подполковник Евгений Константинович Жуков (1866—1920). В 1917 году был избран членом Русского исторического общества и Общества истории и древностей Российских, а также членом русского Генеалогического общества в Петрограде. В начале 1920-х годов стал членом Русского евгенического общества, в журнале которого были напечатаны две его работы: «Род Толстых» (1924) и «Генеалогия декабристов Муравьевых» (1927). В 1919 году Чулков начал обследовать московские кладбища. Он составлял их планы и акты обследования, списки могил, подлежащих охране, заполнял на них специальные карточки. В 1919—1921 годах вместе с Б. С. Пушкиным (1879—1939) он обследовал кладбища: Ваганьковское, Иноверческое, Калитниковское, Лазаревское, Миусское, Пятницкое, Семёновское кладбище, а также кладбища Алексеевского, Спасо-Андроникова, Покровского монастырей. Уникальную картотеку «Московский некрополь» он дополнял до конца своих дней. В конце 1924 года на заседании общества «Старая Москва» он прочитал доклад «О могилах артистов Малого театра на Ваганьковском кладбище»; в 1925 году вошёл в состав кладбищенской комиссии общества. В начале XX века писал статьи для изданий «Сборник биографий кавалергардов», «Русские портреты XVIII и XIX столетий», «Генерал-адъютанты Александра I»; активно участвовал в издании «Русского биографического словаря»: написал для него более 70 биографий (IV, V, XXI тома; статьи о Васильчиковых для тома, который не был издан и остался в корректуре); в 1914—1916 годах редактировал IV и V тома словаря. В 1926 году был арестован, но вскоре освобождён. В 1927—1929 годах работал в Комитете по охране могил выдающихся деятелей Общества изучения Московской губернии. В советский период, с середины 1920-х годов в его творчестве определяющей стала тема «Москва литературная». Он вошёл в состав юбилейных комиссий: Пушкинской (1927), Грибоедовской (1928),комитет по Ф.М.Достоевскому (1919), Толстовскую комиссию. Опубликовал ряд статей в сборнике «А.С.Пушкин в Москве» и в путеводителе «Пушкинская Москва» (1937). Также был редактором каталогов «И.С.Тургенев. Рукописи, переписка и документы» (1935) и «Декабристы. Письма и материалы» (1938). Чулков занимался декабристами ещё до 1917 года; им были составлены биографии М.Ф.Орлова, Н.А.Васильчикова, М.Н.Глебова. На заседаниях «Старой Москвы» в 1920-х годах он читал доклады о декабристах. Собранные им сведения были опубликованы в статьях: «Список декабристов, погребенных в Москве» (1925), «Декабристы в Москве» (1928), «Москва и декабристы» (в сборнике «Декабристы и их время»). Принимал участие в создании генеалогических справочников по тульскому и московскому дворянству. Он вошёл в комиссию, созданную в 1908 году Московским дворянским собранием для приведения в порядок своего архива. Н.П.Чулков составлял поколенные росписи древних московских дворянских родов для справочника, который должен был охватить все роды, внесённые в родословную книгу губернии. Справочник из-за первой мировой войны так и не вышел в свет, но подготовленные Чулковым росписи сохранились и до сих пор широко используются. В научном наследии Чулкова имеются работы, посвящённые родословию отдельных дворянских семей, тесно связанных с Москвой (Муравьёвы, Толстые, Достоевские и др.). Исследования Н.П.Чулкова, доказали древность рода Достоевских и его родство с Ртищевыми. В 1929/1930 учебном году был профессором Московского университета на кафедре геральдики, археографии и сфрагистики, в 1931/1932 — на такой же кафедре Историко-философского института, а в 1933 года — в Историко-архивном институте. В 1930 году в связи с сокращением штатов покинул московский архив, но в 1932 году был приглашён В.Д.Бонч-Бруевичем в Литературный музей, где сначала был консультантом рукописного отдела, а затем стал научным консультантом. Он составил обширный архив по истории московских домов в XVII—XX вв., хранящийся в Музее Москвы. В 1934—1937 году он входил в историко-архивную бригаду по строительству московского метрополитена, возглавлявшуюся П.Н.Миллером, написал статью «Застройка по трассе от Кропоткинских ворот до Теплого переулка» для сборника трудов историко-архивной бригады. В последние годы жизни тяжело болел раком кишечника. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 3 ноября 1940 года в 11 часов утра.

Тело было кремировано и захоронено на Новодевичьем кладбище, в могиле Александра Карповича Кисель-Загорянского (1862—1914), дяди со стороны матери (участок 2, ряд 34, место 3).
В годы Великой Отечественной войны и послевоенный период могила Н.П.Чулкова, а также захоронение погребённого рядом известного москвоведа П.Н.Миллера оказались заброшены. В конце 1950-х годов стараниями М.Ю.Барановской, В.В.Сорокина и Л.А.Ястржембского было принято решение Моссовета об установлении над могилами Н.П.Чулкова и П.Н.Миллера новых памятников, которые дошли до настоящего времени. На памятнике написано: «Историк Москвы профессор Николай Петрович Чулков с семьёй». Части обширного научного наследия Н.П.Чулкова хранятся в нескольких фондах: Российского государственного архива литературы и искусства, Музея Москвы, Государственного литературного музея и др. Большинство материалов Чулкова остаются неопубликованными.
Награды и премии: Орден Святой Анны II степени; Орден Святой Анны III степени; Орден Святого Станислава II степени.
Литература: Рыкова О.В. Н.П.Чулков и его генеалогический доклад // «Историческая генеалогия». — Екатеринбург. — 1993. — № 1; Рыкова О.В. Указатель родословных из фонда Н.П.Чулкова // «Историческая генеалогия». — Екатеринбург. — 1993. — № 2; Иванова Л.В., Матвеева О.В.Чулков Николай Петрович // Историки и краеведы Москвы: Некрополь: Биобиблиографический справочник / Редактор-составитель доктор историчесуих наук Л.В.Иванова; Институт российской истории РАН; Московское городское объединение архивов.. — Москва: Мосгорархив, 1996. — Страницы 176—177. — 1000 экземпляров. — ISBN 5-7228-0032-5; Шокарев С.Ю. Замечательный знаток всех московских родословных. Николай Петрович Чулков. 1870—1940 // Краеведы Москвы: (Историки и знатоки Москвы): Сборник (Выпуск 3) / Составитель: Л.В.Иванова, С.О.Шмидт.. — Москва: Книжный сад, 1997. — Страницы 253—271. — 3000 экземпляров. — ISBN 5-85676-054-9; Шокарев С.Ю. Фонд Н.П.Чулкова в Музее истории города Москвы // Археографический ежегодник за 1996 год. — Москва, 1998. — Страницы 299—308; Шокарев С.Ю. Список печатных трудов Н.П.Чулкова // Археографический ежегодник за 1996 год / Российская Академия Наук. Отделение истории. Археографическая комиссия; Государственная архивная служба Российской Федерации; Ответственный редактор С.О.Шмидт; Редакционная коллегия Ю.В.Андрюшайтите, Н.А.Долбанова, В.А.Дьяков и другие.. — Москва: Наука, 1998. — Страницы 316—319. — ISBN 5-02-008510-3; Наумов О.Н. Чулков Николай Петрович // Историки России XX века: Биобиблиографический словарь / Автор-составитель А.А.Чернобаев. Под редакцией В.А.Динеса. — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2005. — Том 2: М—Я. — Страница 519. — 2000 экземпляров. — ISBN 5-87309-512-4; Наумов О.Н. Николай Петрович Чулков и отечественная наука // Очерки русской генеалогии: избранные труды. — Москва, 2020. — Страницы 388—429; Чулков Николай Петрович // Москва. Энциклопедический справочник. — Большая Российская Энциклопедия. — Москва, 1992.
1871
Торстен Релфссон (Torsten Relfsson)
шведский шахматный гроссмейстер. Умер 24 августа 1944 года.
[486x700]
1872
Лев Михайлович Михайлов (настоящая фамилия – Елинсон; партийный псевдоним - Политикус)
деятель революционного движения в России. Член Коммунистической партии с 1903. Родился в городе Екатеринодар, Российская империя, ныне Краснодар, в семье служащего. В 1905 член литературно-лекторской группы МК РСДРП. Участвовал в Декабрьском вооружённом восстании 1905 года в Москве. С 1906 в Санкт-Петербурге. В 1910—1914 сотрудник редакций газет «Звезда» и «Правда», журнала «Просвещение». С 1914 главный заведующий Биржи труда, член ПК РСДРП. В марте 1917 в помещении Биржи состоялось учредительное собрание первого легального ПК РСДРП(б), Михайлов вошёл в Исполнительную комиссию ПК. В 1917 председатель первого легального Санкт-Петербургского комитета РСДРП(б), председатель Выборгской райуправы, затем член Ревкома района. Делегат 7-й (Апрельской) Всероссийской конференции и 6-го съезда РСДРП(б). В дни Октябрьского вооружённого восстания член революционного штаба Выборгского района, затем депутат Петросовета, член Президиума Петроградского губисполкома, возглавлял Совет коммунального хозяйства. С 1922 на дипломатической и партийной работе. В 1922 полпред СССР в Норвегии. В 1923—1924 годах — полномочный представитель Наркомата иностранных дел СССР при СНК Туркестанской АССР, одновременно член Среднеазиатского бюро ЦК РКП(б). В 1924—1928 годах — ответственный секретарь Всесоюзного общества старых большевиков; работал в Госплане. Делегат 13-15-го съездов партии. Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 5 марта 1928 года. Похоронен на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. В 1930 году в его честь названа улица Михайлова в Ленинграде (бывшая Тихвинская, между Арсенальной набережной и улицей Комсомола).
Труды: Номад (псевдоним Е.А.Гнедина), Политикус От плана Дауэса к плану Юнга М., «Московский рабочий», 1929.
Литература: Горбачевич К., Хабло Е., Красный голова Петрограда, в их книге: Их именами названы улицы Ленинграда, Ленинград, 1961; Лейкина Е., Л.М.Михайлов (Политикус), в книге: Герои Октября, том 2, Ленинград, 1967.
[479x700]
1872
Георгий Васильевич Чичерин (партийные псевдонимы - Орнатский, Баталин, Михаил Шаронов, Осведомленный)
советский дипломат, Нарком иностранных дел РСФСР и СССР (1918—1930 гг.). Музыковед, автор книги о Моцарте. Член Коммунистической партии с 1918. Член ЦИК СССР 1—5 созывов, член ЦК ВКП(б) (1925—1930). Родился в имении Караул, Инжавинский уезд, Тамбовская губерния, ныне Инжавинский район Тамбовской области, в дворянской семье. Отец — Василий Николаевич Чичерин (1829-1882) (брат историка права Б.Н.Чичерина), мать — баронесса Жоржина Егоровна Мейендорф (1836-1897), из остзейского дворянства, была внучкой, племянницей и двоюродной сестрой известных русских дипломатов Мейендорфов. Родители Чичерина принадлежали к пиетистам и воспитывали его в том же духе. Главными впечатлениями детства Чичерина были постоянные молитвословия, совместное пение религиозных гимнов, чтение Библии вслух, вообще крайне экзальтированная атмосфера со взвинченными настроениями. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1891—1896 гг.). В 1897 году поступил на службу в Министерство иностранных дел (где работал также его отец), работал в архиве МИД. С юных лет был эрудитом, полиглотом, прекрасно играл на рояле и обладал феноменальной памятью. Серьёзно интересовался европейским модернизмом, был одним из выдающихся пропагандистов творчества Р.Вагнера и Ф.Ницше в России, сыграл существенную роль в формировании кругозора своего друга М.А.Кузмина (их переписка — важный историко-культурный памятник). Одновременно начинается и его увлечение левыми политическими идеями, приведшее его после 1904 в лагерь меньшевиков. В 1904 году выехал в Германию, формально оставаясь на службе в министерстве иностранных дел. В Германии пытался лечиться от гомосексуализма (в то время было распространено мнение, что гомосексуализм — болезнь, которую возможно излечить). Член РСДРП с 1905, входил в берлинскую секцию КЗО. В 1907 году Чичерин был избран секретарём Заграничного центрального бюро РСДРП и в этой должности был на лондонском съезде. В это время Чичерин был близок к группе «Голоса Социал-Демократа». В конце 1907 года Чичерин был арестован в Берлине, осужден за пользование чужим паспортом, оштрафован и выслан из Пруссии. Некоторое время жил в Лейбене, близ Дрездена. После переезда редакции «Голоса СД» Чичерин также переехал в Париж. Участвовал в работе Французской социалистической партии Жана Жореса. Был сторонником августовского блока (1912). В 1914 году работал в Бельгии. Во время первой мировой войны жил в Лондоне. Член Британской социалистической партии. Один из организаторов и секретарь Комитета помощи русским политкаторжанам и ссыльнопоселенцам. Главной помощницей Чичерина в работе по комитету была радикальная суфражистка Мэри Бриджес-Адамс (Mary Bridges-Adams). Официальной задачей комитета были сбор и пересылка денег революционерам, находившимся в российских тюрьмах, но под руководством Чичерина комитет постепенно превратился в политический орган, ведущий систематическую агитацию против российского правительства. Штаб-квартирой комитета был дом на Лексхем Гарденс, 96 в районе Кенсингтон. О пораженческих взглядах Чичерина писал в своих воспоминаниях И М.Майский:
«...Как раз в этот момент Кропоткину принесли вечернюю газету. Он взглянул в неё и громко выругался.
— В чем дело? — невольно спросил я.
— Да вот опять на русском фронте неудачи!
Это послужило искрой. Сразу вспыхнул острый разговор. Г.В.Чичерин не без ехидства заметил:
— Неужели вы хотите победы русскому царизму?»
После Февральской революции в России занимался отправкой политэмигрантов в Россию. 22 августа 1917 года был арестован британскими властями, но вскоре освобождён. В январе 1918 года приехал в РСФСР и был назначен заместителем наркома иностранных дел Льва Троцкого, при этом Чичерин вступил в РКП(б). «Чичерин — работник великолепный, добросовестнейший, умный, знающий. Таких людей надо ценить. Что его слабость — недостаток „командирства“, это не беда. Мало ли людей с обратной слабостью на свете!» — охарактеризовал Чичерина Ленин в июле 1918 года. Подписал Брестский мир (3 марта 1918 года), с 9 апреля, после перехода Троцкого в военный наркомат, стал и. о. наркома иностранных дел, с 30 мая 1918 года народный комиссар по иностранным делам. Как нарком иностранных дел РСФСР и СССР (1918—1930) Чичерин внёс существенный дипломатический вклад в выведение Советской России из международной изоляции. В 1921 году заключил договоры с Турцией, Ираном и Афганистаном, по которым отдавалась вся российская собственность в этих странах. В апреле 1922 года возглавил советскую делегацию на Генуэзской конференции, во время конференции подписал с германским министром иностранных дел Вальтером Ратенау Рапалльский договор (название происходит от имени местечка Рапалло под Генуей, где состоялось подписание). В 1923 году возглавлял советскую делегацию на Лозаннской конференции, где был определен послевоенный статус турецких проливов. Подписал договоры СССР с Турцией и Ираном (1925, 1927). Чичерин находился в натянутых отношениях со своим заместителем М.М.Литвиновым. С июля 1930 года на пенсии. Скончался в Москве 7 июля 1936 года.
[525x700]
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В память о Чичерине на стене здания, в котором он работал, была установлена мемориальная доска.
В его честь Г.А.Ушаков назвал в 1926 гю косу и лагуну на севере острова Врангель (Чукотское море), также поселок на западе Ростовской области, северо-восточнее Гуково носит его имя с 1922 г.
Сочинения: Статьи и речи по вопросам международной политики, Москва, 1961.
Литература: Ленин В.И., Полное собрание сочинений, 5-е издание (Справочный том, часть 2, страница 484); Горохов И., Замятин Л., Земсков И., Г.В.Чичерин — дипломат ленинской школы, 2-е издание, Москва, 1974; Зарницкий С.В., Сергеев А.Н., Часть 2-е издание, Москва, 1975. Образ в кино: «Москва — Генуя» — советский фильм 1964 года о Генуэзской конференции, в роли Чичерина — Григорий Белов; «Гимнастёрка и фрак» — советский полнометражный документальный фильм, снятый в 1968 году на Центральной студии документальных фильмов; «Красные дипкурьеры» — советский фильм 1977 года, в роли Чичерина — Борис Рыжухин; «Чичерин» — советский биографический фильм 1986 года, в роли Чичерина — Леонид Филатов.
Литература: Геворг Мирзоян. Израсходованный человек / Журнал «Эксперт». № 30-31 (764), 1-14 августа 2011. Страницы 63-67; Густерин П.В. Советская дипломатия на мусульманском Востоке в 1917–1921 годах. — Саарбрюккен, 2014. — ISBN 978-3-659-17980-8; Густерин П.В. Советско-британские отношения между мировыми войнами. — Саарбрюккен. — 2014. — ISBN 978-3-659-55735-4.

1873
Герберт Ропер Барретт (Herbert Roper Barrett)
теннисист из Великобритании. Герберт Барретт родился в Аптоне, Ньюэм, Большой Лондон, Англия, Великобритания. На Лондонской Олимпиаде в 1908 году Баррет выиграл золотую медаль в мужской зальном парном зачёте, выступая вместе с Артуром Гором. Вдвоём они также выиграли парный турнир в Уимблдоне в 1909 году. В 1912 и 1913 годах Баррет выиграл в парном зачёте на Уимблдоне вместе с Чарльзом Диксоном. Баррет впервые выступил на Уимблдоне в 1898 году в одиночном разряде и дошёл до второго раунда, в котором проиграл будущему финалисту Лоуренсу Дохерти. Лучшим его выступлением на Уимблдоне в одиночном разряде результате был турнир 1911 года, когда он в победил финале открытого соревнования своего соотечественника Чарльза Диксона, но уступил Энтони Уайлдингу из Новой Зеландии челлендж-раунде. В течение последующих лет он регулярно выступал на Уимблдоне вплоть до 1921 года.

Ропер Барретт с К.П.Диксоном на Кубке Дэвиса 1913 года.
Он участвовал в первом Кубке Дэвиса в 1900 году и был неиграющим капитаном победившей британской сборной Кубка Дэвиса в 1933 году. Его самый успешным турниром был Чемпионат Саффолка, который проводился в городе Саксмандем: его победителем Баррет был 17 раз в период с 1898 по 1921 год. Умер в городе Хоршам, Западный Суссекс, Англия, Великобритания, 27 июля 1943 года.
Финалы Большого шлема
Одиночный разряд
Парный разряд
[506x700]
1873
Лев Мартов (настоящее имя — Юлий Осипович Цедербаум)
российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, публицист. Псевдоним Мартов — от еврейского — מר טוב (мар тов) — господин хороший. Родился
Лев Мартов в Константинополе, в зажиточной еврейской семье. Дед Юлия Осиповича — Александр Осипович Цедербаум — стоял во главе просветительского движения в Одессе в 1850—1860 гг. и в Санкт-Петербурге в 1870—1880-е гг., был основоположником первых в России еврейских газет и журналов. Отец — Иосиф Александрович (1839—1907) — служил в Русском обществе пароходства и торговли, работал корреспондентом «Петербургских ведомостей» и «Нового времени». Мать рано осталась сиротой и воспитывалась в католическом монастыре в Константинополе, вышла замуж сразу после выхода из него, родила одиннадцать детей, троих похоронила. Двое из трёх братьев и сестра ― Сергей (псевдоним «Ежов»), Владимир (псевдоним «Левицкий») и Лидия ― стали известными политическими деятелями. C раннего детства хромал. Гувернантка уронила его с небольшой высоты, в результате чего мальчик сломал ногу. О случившемся гувернантка долго никому не рассказывала, из-за чего лечение началось поздно и нога срослась неправильно. Несмотря на длительное лечение, как вспоминала его сестра Лидия «он так и остался на всю жизнь хромым, невольно волоча свою больную ногу, сильно сутулясь при ходьбе… Это обстоятельство сыграло, думаю, немаловажную роль в его жизни и во всем его развитии». Племянница Мартова Юлиана Яхнина вспоминала: «Мама всегда рассказывала мне об удивительной нравственной атмосфере, которая царила в семье. — Показательна даже игра, которую играли старшие дети. Они придумали государство, названное ими Приличенск. И когда кто-то из них совершал какой-нибудь дурной поступок, его укоряли: „В Приличенске так не поступают“». Турцию семья покинула в 1877 году в связи с русско-турецкой войной. Учился Юлий Осипович три года в 7-й гимназии Санкт-Петербурга, один год — в Николаевской Царскосельской гимназии. В 1891 году он окончил Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию и поступил на естественное отделение Физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Отец мой, в 1860-х годах переживший увлечение тогдашней молодежи, остался навеки почитателем Герцена, к которому когда-то ездил в Лондон «на поклон», — писал Мартов в «Записках социал-демократа». — Герцен, Шиллер, то, рассказы о народовольцах — все вместе заострило к 15-му году моей Жизни мою психологию в сторону мечтаний об освободительной борьбе. Уже на первом курсе Санкт-Петербургского университета создал революционный кружок. В 1892 г. был арестован за распространение нелегальной литературы. Полтора года он находился в Доме предварительного заключения и в «Крестах». Его исключили из университета и летом 1893 г. выслали под гласный надзор полиции в Вильно (ныне Вильнюс). Здесь он принимал участие в деятельности местной социал-демократической организации, в движении за создание Всеобщего еврейского рабочего союза Литвы, Польши и России (с 1897 г. ― Бунд). После отбытия наказания в 1895 г. вместе с В.И.Лениным был одним из основателей Санкт-Петербургского Союза борьбы за освобождение рабочего класса (название организации придумал Мартов), за что был в 1896 г. вновь арестован и сослан в Туруханск. В 1899 г. Мартов поддержал написанный 17-ю ссыльными «Протест российских социал-демократов» против «Кредо» «Экономистов» Е.Д.Кусковой. Во время пребывания в камере предварительного заключения им был написан первая собственная работа ― «Современная Россия». В ссылке он пишет ещё две работы: «Рабочее дело в России» и «Красное знамя в России». В январе 1900 г., по окончании сибирской ссылки, Мартов направился в Полтаву, в апреле того же года участвовал в Псковском совещании, на котором обсуждался вопрос о создании общерусской политической газеты «Искра». Затем заключил «тройственный союз» в поддержку газеты с А.Потресовым и В. Лениным. Он активно работал по подготовке к изданию газеты «Искра» и журнала «Заря», был сотрудником редакции, также привлекал к участию своих соратников и родственников. Будущая жена Сергея Цедербаума ― Конкордия Захарова ― стала агентом газеты, через месяц после этого она уехала из Полтавы в Санкт-Петербург, а оттуда — в Мюнхен. В Германии базировалась редакция газеты с 1901 г. В августе 1901 г. туда приехал Мартов. За границей помимо работы по изданию «Искры», в редакции которой он был по существу самым активным сотрудником, он читал лекции в Высшей русской школе общественных наук в Париже, поддерживал тесный контакт с Лениным. На II съезде РСДРП, который был организован при большом участии Мартова, между ним и Лениным произошёл раскол. Сторонников Ленина стали называть большевиками, а мартовцев — меньшевиками. После съезда Мартов вошёл в бюро меньшевиков и в редакцию новой «Искры». Участвовал в революции 1905, член Санкт-Петербургского совета. На Женевской конференции меньшевиков (апрель — май 1905 г.) настаивал на выборности всех партийных органов. Что же касается его отношения к Ленину, то в статье «На очереди» впервые для определения взглядов Ленина он ввёл термин «ленинизм». Вернувшись в октябре 1905 г. в Россию вместе со своим другом и соратником Ф. Даном, Мартов участвовал в работе Санкт-Петербургского Совета рабочих депутатов, вошёл в Организационный комитет (меньшевистский партийный центр), работал в редакциях газет «Начало» и «Партийные известия». С декабря 1905 г. стал членом ЦК объединенной РСДРП, отвергал тактику бойкота Государственной думы, активно выступал на митингах и собраниях. В 1906 г. он дважды подвергался аресту. В феврале содержался в одиночной камере, затем — под надзором полиции. А в июле по решению Особого совещания был приговорён к трёхгодичной ссылке в Нарымский край, которая в сентябре была заменена высылкой за границу. Сначала Мартов жил в Женеве, затем в Париже. В 1907 г. он присутствовал на V съезде РСДРП. На Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала вместе с Лениным и Р.Люксембург он внёс радикальные поправки в резолюцию об отношении к войне. C 1907 года в эмиграции, примыкал к сторонникам легальной деятельности РСДРП (т. н. «голосовцам»). В 1912 г. Мартов участвовал в Августовской конференции социал-демократов в Вене, где выступал с докладом об избирательной тактике. В 1913 г. вошёл в Заграничный секретариат Организационного комитета. В начале мировой войны он стоял на интернационалистских позициях, находился на левом фланге меньшевизма. Работал в редакции парижских газет «Голос» и «Наше слово», откуда вышел в марте 1916 г. из-за разногласий с Л.Троцким. Во время Первой мировой войны был её противником. Участвуя в Циммервальдской (1915 г.) и Кинтальской (1916 г.) конференциях социалистов, Мартов высказывал мнение, что вслед за империалистической войной неизбежно наступит период гражданских войн и ликвидации капитализма. После Февральской революции 9 мая вернулся в Россию, так же, как и Ленин, проехав через Германию. Несмотря на огромный авторитет, Мартов сыграл в революции значительно меньшую роль, чем другие меньшевики — И.Г.Церетели, Ф. И. Дан или Н.С.Чхеидзе, хотя и вошёл во Временный Совет Российской республики, т. н. «Предпарламент». К Октябрьской революции отнёсся отрицательно, ушёл с делегацией меньшевиков со II съезда Советов. Выступал против ограничения большевиками свободы слова, против арестов видных деятелей (не только меньшевиков и эсеров, но также буржуазных партий и беспартийных). Осудил разгон Учредительного собрания. В марте 1918 г. Мартов переехал в Москву, где находился ЦК РСДРП, и возглавил редакцию газеты «Вперёд», с помощью которой ещё пытался вернуть результаты революции в демократическом направлении. Он опубликовал разоблачающие И.Сталина материалы об участии того в экспроприациях 1906—1907 гг. и исключении его из партии через несколько лет (Ленин в своё время писал о Мартове: «У каждого насекомого своё оружие борьбы: есть насекомые, борющиеся выделением вонючей жидкости»). Сталин подал на Мартова в суд за клевету, процесс окончился «общественным порицанием» Мартову. В книге британского историка Саймона Себаг-Монтефиоре «Молодой Сталин» об этом рассказывается так: «Юлий Мартов опубликовал в 1918 году статью, в которой писал, что Сталин не имеет права занимать правительственные посты, так как был исключен из партии в 1907-м. Тогда выяснилось, что Сталин действительно был исключен из партии, но не ЦК, а низовой организацией Тифлиса. Сталин утверждал, что это исключение незаконно, поскольку и в Тифлисе, и в Баку организации РСДРП контролировались меньшевиками». Слева направо: Павел Аксельрод, Юлий Цедербаум, Александр Мартынов 16 мая 1917 г. Мартов выступал против заключения мирного договора России с Германией. В мае 1918 г. был делегатом Всероссийского совещания меньшевиков. 14 июня 1918 г. его исключили из состава ВЦИК вместе с рядом других меньшевиков по обвинению в содействии контрреволюции, в поддержке белочехов, участии в антисоветских правительствах, образовавшихся на востоке страны, в организации восстаний против Советской власти. В конце 1918 г. он всё же пришел к выводу о необходимости принять «Советский строй как факт действительности», по-прежнему требуя его демократизации. Он был одним из авторов платформы РСДРП меньшевиков «Что делать?», требовавшей от Советской власти демократизации политического строя, отказа от национализации значительной части промышленности, изменения аграрной и продовольственной политики. C 1919 член ВЦИК, в 1919—1920 — депутат Моссовета. Летом 1919 г. он был избран действительным членом Социалистической академии, в 1920 г. редактировал сборник «Оборона революции и социал-демократия». В сентябре 1920, будучи смертельно болен туберкулёзом, эмигрировал. В Германии к нему присоединился высланный из России Ф.И.Дан, и их работа продолжалась в Заграничном бюро ЦК меньшевиков. Сразу после приезда в Берлин Мартов с согласия ЦК партии основал журнал «Социалистический вестник», и его статьи регулярно печатались на страницах этого журнала. Всего вышло в свет 45 его статей и заметок, в которых он старался понять и объяснить большевизм, в котором видел «потребительский коммунизм». Впоследствии «Социалистический вестник» стал центральным органом партии (главный редактор Соломон Шварц), во многом определял политическую линию ЦК меньшевиков. Вокруг журнала сформировался эмигрантский партийный центр РСДРП, получивший название Заграничная делегация. П.Б.Аксельрод упрекал Мартова в «огромном несоответствии» противоречия между его «принципиальной оценкой исторического значения большевизма» и той, «в сущности, не просто оппозицией, а войной», которую меньшевистская партия, ведомая тем же Мартовым, вела против большевистской диктатуры, Аксельрод писал: «…Если большевики и только они выполняют у нас надлежащим образом исторические задачи революции, как якобинцы в своё время во Франции, то борьба наша против них по существу контрреволюционна. Наша прямая обязанность, наш революционный долг — вступить в их ряды, и если уже делать оппозицию, то крайне осторожную, частичную и, разумеется, благожелательную». В октябре 1920 г. по просьбе Мартова, который не мог говорить из-за обострения болезни, была обнародована его речь «Проблемы Интернационала и русская революция». В ней он впервые рассказал о своей позиции по поводу положения в Советской России. Критикуя политику большевиков, Мартов считал наилучшим проявлением международной солидарности по отношению к русской революции защиту мирового рабочего движения. Это заявление было основано на анализе экономической ситуации в России, которая характеризовалась полным хозяйственным развалом, отсутствии правовых гарантий и гражданских свобод. К 1921 г. в партии меньшевиков сложилось два центра: ЦК и Заграничная делегация. В местных партийных организациях в России в этот период усилилось влияние правого крыла партии, что нашло отражение в решениях Августовской Всероссийской конференции РСДРП 1921 г. Делегаты согласились с тезисом Мартова о необходимости соглашения между пролетариатом и крестьянством, высказывались за первоочередное предоставление демократических свобод только «трудящимся классам». В 1922 г. Мартов при помощи М.Горького пытался предотвратить расправу над правыми эсерами в России. Принял большое участие в создании «2 1/2 Интернационала». Юлий Осипович умер в одном из санаториев Шварцвальда 4 апреля 1923 года. После смерти он был кремирован и похоронен в присутствии М.Горького в Берлине. Активное участие в революционном движении приняли также его братья и сестры: Кранихфельд, Надежда Осиповна (1875—1923) — деятель меньшевистского движения, мать А.С.Кранихфельда; Дан, Лидия Осиповна (1878—1963) — деятель меньшевистского движения, член Заграничной делегации РСДРП, жена Ф.И.Дана; Цедербаум, Сергей Осипович (1879—1939), псевдоним Ежов — деятель меньшевистского движения, погиб во время репрессий. Его внучка Тамара Юльевна Попова публиковала в 1990-е годы материалы о родственниках Мартова в СССР; Цедербаум, Владимир Осипович (1883—1938), псевдоним Левицкий — деятель меньшевистского движения, погиб во время сталинских репрессий. Отец историка Е.В.Гутновой и дед архитектора А.Э.Гутнова; Яхнина, Евгения Осиповна — проживала в Москве. Её дочь, переводчик Юлианна Яхнина скончалась в Москве в 2004 году.
Сочинения: Мартов Л. Современная Россия. — Женева: Союз русских социал-демократов, 1898. — 66 страниц; Мартов Л. Красное знамя в России: Очерк истории русского рабочего движения / С предисл. П. Аксельрода. — Женева: Революционная организация «Социал-демократ», 1900. — 64 страницы; Мартов Л.. Подарок русским крестьянам и рабочим. — Санкт-Петербург, 1906; Мартов Л. Политические партии в России. — Санкт-Петербург: Новый мир, 1906. — 32 страницы; Мартов Л. Механика хозяйственного строя. — Саратов: Возрождение, 1917. — 24 страницы; Мартов Л. Мировой большевизм / С предисл. Ф.Дана. — Берлин: Искра, 1923. — 110 страниц; Мартов Ю.О Письма 1916—1922 / Редактор—составитель Ю.Г.Фельштинский. — Benson: Chalidze Publications, 1990. — 328 страниц; Мартов Ю.О Избранное / Подготовка текста и комментарии Д.Б.Павлов, В.Л.Телицын. — Москва: [Б./и.], 2000. — 644 страницы; Мартов Ю.О Записки социал-демократа / Составитель П.Ю.Савельев. — Москва: РОССПЭН, 2004. — 544 страницы; Мартов Ю.О Потресов А.Н. Письма 1898—1913. — Москва: Собрание, 2007. — 464 страницы — ISBN 978-5-9606-0032-3.
Литература: Мартов и его близкие: Сборник / Подготовка к печати Г.Я.Аронсон, Л.О.Дан, Б.Л.Двинов, Б.М.Сапир. — Нью-Йорк, 1959. — 170 страниц; Getzler J. Martov: a political biography of a Russian social democrat. — Cambridge, Cambridge U.P.; Melbourne, Melbourne U.P., 1967. — 246 p; Урилов И.Х. Ю.О.Мартов: историк и политик / И.Х.Урилов. — Москва: Наука, 1997. — 471 страница; Савельев П.Ю. Л. Мартов в советской исторической литературе / П.Ю.Савельев // Отечественная история. — 1993. — № 1. — Страницы 94 — 111; Казарова Н.А. Ю.О.Мартов. Штрихи к политическому портрету / Н.А.Казарова. — Ростов-на-Дону: РГПУ, 1998. — 168 страниц; Liebich A. Martov’s Last Testament // Revolutionary Russia. — 1999. — Vol декабря — № 2. — P.1 — 18; Ольховский Е.Р. Ю.О.Мартов и семья Цедербаумов / Е.Р.Ольховский // Санкт-Петербургская историческая школа: Альманах: Памяти В.А.Ежова. — Санкт-Петербург, 2001. — Страницы 132 — 152; Из архива семьи Цедербаум / Составители В.Л.Телицын, Ю.Я.Яхнина, Г.Г.Животовский. — Москва: Собрание, 2008. — 463 страницы.
1873
Уильям Пепперелл Монтегю (William Pepperell Montague)
американский философ-идеалист, представитель неореализма. Родился в Челси, штат Массачусетс. Профессор Колумбийского университета (с 1920). Один из авторов неореалистического манифеста (1910) и сборника "Новый реализм" (1912). Впоследствии пытался "синтезировать" неореализм и персонализм. В 1930-х гг. примыкал к "религиозному реализму"; к концу жизни стал склоняться к томизму. Претендуя на синтез идеализма и материализма, Монтегю называл этот синтез анимистическим материализмом, или "гилопсихизмом". Материю и психику Монтегю рассматривал как две различные формы энергии: материя - механическая система кинетических энергий; мысль - иерархическая система потенциальных энергий, сосредоточенных в мозгу. Монтегю - сторонник теории эмерджентной эволюции, которую он трактовал в механистическом духе как возникновение нового качества в результате постоянного нарастания одного фактора развития по сравнению с другим. Умер в Нью-Йорке 1 августа 1953 года.
Сочинения: The ways of knowing..., L., (1925); Belief unbound..., New Haven — L., (1940); The illusion of nominalism, (s. l.), 1948; Great visions of philosophy, Salle, 1950.
1873
Виктор Константинович Серёжников
российский и советский философ, переводчик и педагог. Родился в селе Тундутово, Черноярский уезд, Астраханская губерния, Российская империя, в обедневшей казачьей семье, в 1892 году за счёт астраханского казачьего войска окончил астраханскую гимназию с золотой медалью и этом же году поступил на юридический факультет Петербургского университета, где учился также за счёт казачьего войска. В 1897 году окончил университет с дипломом первой степени, работал присяжным поверенным. Не позднее 1902 года включился в революционную деятельность. При расколе социал-демократической партии стал одним из лидеров меньшевистского крыла в Астрахани. Был выслан за границу с 1907 по 1912 год. 25 июня 1917 года по списку объединённых социал-демократов был избран гласным Московской городской думы. После Октябрьского переворота 1917 года занял должность профессора философии вновь организованной Социалистической академии общественных наук в Москве (1918), а также принимал активное участие в создании Смоленского университета и был его первым ректором с 1918 по 1923 годы[3]. В 1923 году В.К.Серёжников возвращается на работу в Москву, где занимал должность декана факультета общественных наук МГУ (1923—1925), преподавал в РАНИОНе, а также занимал ряд других должностей в МГУ: заведующий кафедрой истмата и диамата факультета литературы и искусства (1930—1931), профессор кафедры истории классовой борьбы и ленинизма факультета советского права (1926—1930), профессор кафедры исторического материализма этнологического факультета (1925—1926), председатель общественно-педагогического отделения (1923), профессор кафедры исторического материализма (1923—1925), член Правления МГУ (1929). В марте 1932 году назначен директором Ленинградского университета и занимал эту должность до октября 1933 года, в 1934 году был директором Исторического музея. В 1932—1938 годах работал профессором философского факультета МИФЛИ. В.К.Серёжников свободно владел латинским, греческим, французским и немецким языками. Перевел сочинения Ламетри, Дидро, Платона. Опубликовал ряд научных работ по истории философии, диалектическому и историческому материализму, одну из первых в стране хрестоматий по диалектическому материализму. В 1937 году В.К.Серёжникову по совокупности трудов была присвоена ученая степень доктора философских наук. 27 апреля 1938 года В.К.Серёжников был арестован, 10 сентября 1941 года осуждён, умер в заключении в 1944 году. Реабилитирован посмертно 28 сентября 1955 года.
Основные работы
Книги: Ламетри (1925); «Факультет общественных наук (Ф.О.Н.) Первого Московского государственного университета. Сборник статей» (1925, редакиорг); Исторический материализм. Выпуск I, 1928, выпуск II, 1929; Очерки по истории философии (1929); Диалектический материализм. Москва : МГУ, 1930; Как работать в семинарии. Опыт работы в семинарии по историческому материализму (1930); Кант (1937); Сократ. Основные проблемы философии Платона (1937).
Статьи: Учение Канта о времени и пространстве перед судом физиологии // Под знаменем марксизма. 1924. № 4-5. Страницы 50-59; Учение Канта о праве и государстве // Советское право. 1924. № 3. Страницы 40-50; Диалектика мира по Аристотелю // Под знаменем марксизма. 1936. № 7. Страницы 82-97; Социально-политическая теория Аристотеля // Под знаменем марксизма. 1936. № 9. Страницы 19-45.
Литература: Соколов В.В. В.К.Серёжников // История философской мысли в Московском университете / под. редакцией И.Я.Щипанова. Москва, 1982. Страницы 234—236; Подвойский Л.Я. Забытые имена отечественной философии: Виктор Константинович Сережников // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2010. № 2. Страницы 78-87; Корсаков С.Н. Виктор Константинович Серёжников: Биографический очерк // Философский журнал. 2015. Том 8. № 3. Страницы 144—157.

1874
Чарльз Уильям Миллер (португальское имя — Charles William Miller)
бразильский футболист британского происхождения, нападающий. Один из основоположников футбола в Бразилии. Считается «отцом» регби в Бразилии. Чарльз Уильям Миллер родился близ железнодорожной станции Браш, город Сан-Паулу, Бразилия,, в семье шотландца Джона, который прибыл в Бразилию для работы в железнодорожной компании, и бразильянки английского происхождения Карлоты Фокс. В 1884 году родители Миллера отправляют сына за океан в «Публичную школу» в Саутгемптоне. В Англии, учась в школе Беннистер Коурт, Миллер учится играть в футбол и крикет. Вскоре он переезжает в школу Гемпшир. В школе Миллер играет против клубов «Коринтиан» и Пресвятая Дева Мария. Миллер также сыграл один матч за Мэрилебон против Гэмпшира, сделав 12 пробегов. Можно найти записи о его регистрации в 1891 году в Школе Миллбрука. В 1894 году Миллер возвращается в Бразилию, привезя из Англии футбол и правила этой игры. Миллер работает в компании «Сан-Паулу Рэилвей» и корреспондентом «Короа Британика», а в 1904 году ещё и исполняя обязанности Британского Вице-Консула. В январе 1906 года Миллер женится на известной пианистке Антонелле Рудже, которая родила от него сына Карлоса в 1907 и дочь Элену в 1909. В конце 20-х брак распался из-за романа Антонеллы с поэтом Менотти Дель Пичча. В 1939 году, во время поездки в Англию, Миллер чуть не погиб от взрыва бомбы ИРА в метрополитене, когда лишь дочь, на секунду остановившаяся у витрины, задержала отца. Миллер — один из основателей клуба «Атлетик Сан-Паулу» (в 1896 году) и Лиги Паулиста, первой футбольной лиги Бразилии. С «Атлетиком», играя на позиции нападающего Миллер выиграл 3 чемпионата Сан-Паулу в 1902, 1903 и 1904. В 1906 году он играет на позиции голкипера, участвуя в памятном матче, где Атлетик терпит сокрушительное поражение 1:9 от «Интернасьонала» (Сан-Паулу), матча, после которого Атлетик вышел из Лиги Паулиста, а Миллер отошёл от управления турниром. После работал арбитром на матчах чемпионата Сан-Паулу. В одном из матчей чемпионата штата 1902 года он случайно сделал пас пяткой назад, в результате чего его партнёр получив мяч забил гол; впоследствии этот приём стал одним из его «коронных» и получил название «Чарльз». Миллер автор названия «Коринтианс», который он предложил первому президенту клуба, по аналогии с английским «Коринтианом». Умер Миллер в городе Сан-Паулу, Бразилия, 30 июня 1953 года.
Достижения
Командные: Чемпион Паулиста: 1902, 1903, 1904.
Личные: Лучший бомбардир Паулиста: 1902 (10 голов), 1904 (9 голов).
[501x700]
1875
Абэ Нобуюки (японское имя — 阿部信行)
генерал Императорской армии Японии, генерал-губернатор Кореи и 36-й премьер-министр Японии. Абэ родился в семье бывшего самурая, в городе Канадзава. Он учился в высшей школе Хибия, а затем — в высшей школе № 4. В студенческие годы он записался добровольцем в армию и участвовал в японо-китайской войне 1894—1895 годов. После победы Абэ закончил Военную академию Императорской армии, потом Высшую военную академию. Генерал Араки Садао учился с ним в одном классе. С 1918 по 1921 годы Абэ был командующим Третьего артиллерийского полка. Полк был послан в Россию в ходе гражданской войны, но не принимал участия в боевых действиях. В 1933 году Абэ стал генералом армии и главнокомандующим Тайваньской армии. В 1936 он был переведен в резерв.
Премьер-министр Японии
После отставки кабинета Хиранумы Киитиро, чиновники выдвинули на освободившийся пост премьера кандидатуры Коноэ Фумимаро и Хироты Коки, а военные — генерала Угаки Кадзусигэ. Гэнро Сайондзи Киммоти не поддержал ни одного из кандидатов. Вскоре Угаки заболел и был госпитализирован. Новым кандидатом от военных стал Абэ, который представлялся компромиссной фигурой, так как он не принадлежал ни к одной группировке внутри армии. На посту премьер-министра Абэ провозгласил нейтралитет Японии во Второй мировой войне. Он был убежденным противником союза Японии с Третьим рейхом и фашистской Италией. Поскольку Абэ не пользовался поддержкой японских политических партий, в январе 1940 года он был вынужден уйти в отставку. В 1942 году Абэ стал членом Палаты Лордов в японском парламенте, а в 1944 году сменил Койсо Куниаки на посту генерал-губернатора Кореи.
После отставки
После капитуляции Японии во Второй мировой войне Абэ передал полномочия командующему войсками США в Корее Джону Ходжу. Позже Абэ был уволен с государственной службы и арестован оккупационной администрацией США. На суде он был полностью оправдан и вскоре выпущен на свободу. Умер в городе Токио, Япония, 7 сентября 1953 года.
[540x700]
1875
Ксаверий Дуниковский (польское имя — Xawery Dunikowski)
польский художник, один из лидеров национального символизма и модерна. Родился в Кракове. Его отец Мечислав Дуниковский служил кондуктором на железной дороге. Мечислав был женат на Хелене Явурек из ополячившейся чешской семьи потомственных музыкантов. Влияние пани Хелены, пианистки по образованию, на сына было огромным — скульптор всегда с почтительной нежностью вспоминал о матери. Биограф Дуниковского писал о том, что от матери «он унаследовал болезненность и музыкальность, которые проявились в его пластике». Из Кракова семья Дуниковских перебралась в Варшаву. Здесь Ксаверия определили в начальную школу, где он с трудом воспринимал казавшиеся ему скучными точные науки. Вскоре болезнь лёгких вынудила его навсегда покинуть стены школы. Теперь с ним занимался дядя Явурек, врач в Жирардове. Трудно сказать, откуда взялась у будущего скульптора страсть к ваянию: «В школе у меня были самые плохие отметки по рисованию. Мой учитель рисунка Димитрович за голову схватился, узнав позднее, что я стал профессором Академии. А на самом деле это было так… я влюбился. И обязательно захотел сделать портрет любимой. Взял уголь — такую плоскую глыбу, которая лущится, и из этого куска сделал портрет в профиль — рельеф». Вопреки воле родителей Дуниковский решил стать скульптором. В шестнадцать лет он приходит в мастерскую лучшего в те годы варшавского мастера Болеслава Сыревича. Он с увлечением берётся осваивать ремесло ваятеля. Его рвение не проходит незамеченным. Вскоре юноше доверили серьёзные реставрационные работы. Дуниковский работает в известном Лазенковском парке, устраняя различные увечья у статуй богинь, нимф и фавнов. Вскоре он выполняет портрет матери, произведший в семье сильное впечатление. После этого все споры о выборе профессии прекратились. Помимо реставрационной мастерской Сыревича, Дуниковский посещает мастерскую Леопольда Васильковского. В обеих мастерских он учится реставрировать статуи, делать портреты, надгробия. К числу самых ранних сохранившихся произведений относятся два терракотовых бюста 1896 года — «Портрет кузины» и «Скупец». Их отличает тяготение к натуралистической трактовке формы. Дуниковский понимает, что для достижения настоящего мастерства необходимо продолжить учёбу. Ему повезло: «…Некий варшавский богатый мещанин после смерти жены заказал надгробие у Сыревича, а Дуниковский выполнил памятник так прекрасно, что восхищённый заказчик вручил ему значительную сумму. Это позволило ему выехать в Краков и начать занятия…» Дуниковский учится у профессора Альфреда Дауна. За год до защиты Дуниковским диплома во главе кафедры скульптуры становится молодой профессор Константы Лящка, окончивший в Париже Школу изящных искусств, испытавший влияние импрессионизма. Благодаря новым веяниям, Дуниковский создаёт «Портрет молодой девушки» (1898) — одну из первых работ, выполненных в импрессионистической манере. В 1902 году состоялась первая персональная выставка Дуниковского. В начале же 1903 года на страницах одного из журналов появилась и первая обширная рецензия о творчестве молодого скульптора. Ещё через год, будучи профессором Школы изящных искусств в Варшаве, Дуниковский путешествует по Сирии, Палестине, Италии. Он увидел произведения великих итальянских мастеров, учился у итальянских ваятелей секретам мастерства, рубил мрамор в Карраре, затем во Франции изучал пластику романских и готических соборов. В 1908 году Дуниковский становится членом объединения польских художников «Искусство» в Кракове. В следующем году он принимает участие в конкурсе на памятник Шопену в Варшаве. В первые годы нового века Дуниковский создаёт ряд интересных произведений, в том числе «Ева», «Беременные женщины», «Голова Адама Мицкевича». Это десятилетие прошло в поисках, напряжённой работе и тяжёлых материальных условиях, так как Дуниковский редко получал заказы. Суровая самодисциплина обусловила его поразительную работоспособность. Он мог работать по шестнадцать часов в сутки, что требовало жёсткого режима. В 1910 году Дуниковский возвращается в Краков. Он делает многофигурную композицию для портала костёла иезуитов в Кракове, построенного по проекту Францишека Мончиньского. Через год художник получает вторую премию на конкурсе за статую «Мадонна». В 1912 году его избирают председателем «Искусства». В 1914 году Дуниковский уезжает в Париж. Здесь он пробыл недолго и вскоре переехал в Лондон, где присоединился к труппе Дягилева. Однако вскоре начало Первой мировой прервало гастроли дягилевской труппы. Дуниковскому как австрийскому подданному грозило интернирование. В августе скульптору удалось выехать во Францию. Он записывается добровольцем в Национальный легион. Так, будучи уже немолодым человеком он попадает на театр военных действий. Ранение выводит его из строя, и 19 ноября 1914 года он снова оказался в Париже. Парижский период — весьма плодотворный в жизни скульптора. Блестящи его успехи в жанре портрета. Он работает в маленькой нетопленой мастерской на Монмартре, где тесно и самому скульптору, и его произведениям. Денег на материалы и натуру постоянно не хватает. Выручают друзья. Поклонник таланта Ксаверия Дуниковского, его давний друг Антуан Черпликовский, понимая стеснённое положение скульптора, одну за другой покупает его работы. В первые годы пребывания в Париже Дуниковский выполняет «Голову доктора Любельского» (1914), врача парижской клиники. Скульптор словно отдал дань Родену, искусство которого в эти годы ощущалось пройденным этапом. Другая работа — «Голова мексиканца Демесса» (1917–1920), выполненная несколькими годами позже, свидетельствовала об ином творческом подходе. Сохраняя прежний реалистический подход к натуре, Дуниковский обогащает его использованием элементов греческой архаической пластики. Дуниковский создаёт серию женских скульптурных образов. Это монументализированные портреты-типы: «Американка», «Француженка», «Полька». Всё большее место в его творчестве занимают стилизация и декоративность. «Голова греческого певца», которую скульптор вылепил за несколько часов, отличается чёткими скульптурными объёмами. Это памятник непокорённому величию народа Греции. В 1923 году Ксаверий Дуниковский возвращается в Польшу. С неудержимой силой его потянуло в родной Краков. Когда в 1925 году началась реставрация Вавельского замка, ему предложили создать серию деревянных полихромных голов для Посольского зала. Из 194 к этому времени их осталось всего 30. Прежде чем приступить к реставрационной работе, Дуниковский изучает эпоху, собирает исторические материалы, читает описания нравов и обычаев того времени. «Скульптор задумал эту серию как галерею портретов польских деятелей и исторических и современных, — пишет С.С.Валериус. — Создав за четыре года почти 60 портретов, из них в полихромном дереве 15, он прервал эту работу, но вновь вернулся к ней в начале 1950-х годов. На этом этапе особенно ярко проявилась широта исторического мышления художника. Мы встречаемся в „Вавельской серии“ с попыткой, интереснейшей и в плане социально-историческом, философском и в плане чисто художественном. Дуниковский смело решает добавить в галерею и изображения выдающихся деятелей революционных эпох и социалистической современности, включая их в единое архитектурное пространство. Нельзя не отметить одного важного обстоятельства — автор трактует образы крупнейших деятелей культуры разных эпох с точки зрения социалистической современности. Это выражено в самом отборе моделей, в том, что скульптор подчёркивает в людях столь разных характеров активное ищущее начало, эмоциональную напряжённость мысли. Осваивая современные пластические формы в деревянной полихромной скульптуре, он, таким образом, творчески перерабатывает художественную традицию прошлого. Поражают и серия в целом и характер решения каждой из этих голов, столь необычных по приёму, — полихромных, острых по психологическим характеристикам, по эмоциональной выразительности». «Головы» прославили скульптора, в Польше его стали называть мастером «Вавельских голов». В 1927 году начался период блистательных зарубежных вояжей «Вавельских голов». Прага, Вена, Брюссель, Будапешт, Бухарест, Копенгаген и другие города с восторгом встречали произведения Дуниковского. Сам мастер тем временем продолжает украшать своими творениями Краков. Он исполняет барельефы для фасада Шлёнской духовной семинарии, работает над композициями для костёла в Катовицах и в Вавже. Затем скульптор получает заказ на исполнение памятника Юзефу Дитлю — известному врачу, ректору Краковского университета и президенту Кракова в XIX веке. «Дуниковский работает над памятником около двух лет в тесной мастерской, не имея достаточных материальных средств, — пишет Л.Дербушева. — Трёхметровая бронзовая скульптура пожилого мужчины в ректорской мантии с жезлом в руке возвышается на фоне ренессансного епископского дворца, на Плантах Краковских. Тяжёлые складки мантии медленно ниспадают, подчёркивая тяжёлую поступь Дитля. Формы монумента, весомые и торжественные, созвучны старинным зданиям, окружающим его». В 1939 году Польшу оккупируют гитлеровцы. Дуниковский остаётся в родном городе, где в трёх ателье хранились почти все его произведения. Как прогрессивно настроенный польский интеллигент, Дуниковский в июне 1940 года попадает в концентрационный лагерь Освенцим. Только хорошая физическая закалка и крепкое здоровье не раз спасали художника от смерти — когда он болел тифом, когда его раздетым выводили на мороз и обливали водой… Работая в столярной мастерской, он продолжал рисовать. Дуниковский выполнил много рисунков, набросков, портретов товарищей по лагерю. В послевоенные годы стал одним из ведущих монументалистов страны (памятник силезским повстанцам в Катовицах, 1949–1952; мемориал Освобождения в Ольштыне, 1949–1955; памятник солдатам 1-й армии Войска Польского в Варшаве, 1962–1963; все – гранит). Данным произведениям присущ значительный оттенок партийной официозности, сказавшийся и в продолжении цикла Вавельских голов, где революционеры Я.Домбровский и Ф.Э.Дзержинский присоединились к Ф.Шопену, Ю.Словацкому, М.Склодовской-Кюри и польским королям (ряд «голов» был исполнен и в виде станковых произведений). Однако мощная, эпическая стилистика мастера продолжала пользоваться большим авторитетом, выходя за узко идеологические рамки (знаменательно, что монумент в Варшаве всегда именовался в народе просто Памятник польскому солдату – без партийных уточнений). Укреплению этого авторитета способствовала и экспрессионистская живопись старого мастера (серии Освенцим, 1948–1961; Неборувские бабы, 1957–1958; Человек в пространстве, 1958; все работы – Национальный музей, Варшава). Лауреат Государственной премии ПНР (1949). В 1945 году после освобождения Советской армией узников Освенцима Дуниковский около года лежал в больнице. Он переносил тяжёлые операции… и не переставал работать. Когда объявили конкурс на «Памятник силезским повстанцам», Дуниковский с большой радостью принял в нём участие. С вдохновением скульптор работал над ним с 1946 по 1952 год. В 1955 году памятник установили на горе Святой Анны, в Опольской Силезии, где шли кровопролитные бои с фашистами. «В этом ансамбле архитектура отнюдь не является подчинённым элементом, — отмечает С.С.Валериус, — но сама несёт эмоциональное образное начало. Выбрав материалом гранит, Дуниковский обращается к строгим монументальным формам, создаёт динамичную в пространстве, волнующую и выразительную архитектуру. Сила идейно-художественного воздействия достигнута тем, что архитектура воспринимается в синтезе со скульптурой, введённой Дуниковским широко, органично, смело. Вырубленные в граните, залитые свинцом контурные рельефы, почти сплошь покрывающие архитектурные объёмы входа, изображают бои повстанцев с гитлеровцами. Живой ритм и предельный лаконизм композиции, решённой в органическом единстве с пилонами, — всё это одухотворяет архитектуру, приближает к восприятию и чувствам народа. Рельефы глубоко волнуют всех, кто приходит отдать дань уважения героям силезского восстания, восстанавливая в памяти и запечатлевая на века их высокий подвиг. Даже в эти, казалось бы, повествовательные сюжеты Дуниковский вносит монументально-эпическое начало». В это же время Дуниковский создаёт монумент «Освобождение» в честь Советской армии на площади Ольштына (1949–1953), эскизы монумента Мицкевичу для Познани, проект памятника героям Варшавы. Последняя его монументальная композиция «Памятник бойцу Первой Польской армии» открыта за два месяца до того, как этот большой ваятель нового мира ушёл из жизни. Умер Дуниковский в Варшаве 26 января 1964 года. В польской столице в 1960-е годы основан музей мастера.
Литература: Уразова Л., Ксаверий Дуниковский, Москва, 1965; (Walicki М., Wojciechowski A.), Xawerego Dunikowskiego "Głowy wawelskie", Warsz., 1956.
1875
Альберт Либертад (французское имя — Albert Libertad, настоящее имя Альберт Жозе́ф, Albert Joseph)
французский анархо-индивидуалист. Родился в городе Бордо, Франция. Брошенный родителями, Либертад вырос в сиротском приюте. Из-за болезни с детства у него были парализованы ноги, но он находил своему увечью хорошее применение, используя костыли в драках с полицией. В 21 год он переехал в Париж, где сразу стал активен в анархистских кругах, публикуясь в журнале «Le Libertaire». Участник различных анархистских группировок и сторонник «пропаганды действием» он, тем не менее, дважды выдвигал свою кандидатуру на муниципальных выборах в 11 округе Парижа, рассматривая это как средство распространения анархизма. Во время процесса Дрейфуса он основал Антимилитаристскую Лигу (1902). В 1905 году, Либертад основал наиболее известный анархо-индивидуалистский журнал «Анархия», сотрудником которого был Виктор Серж и ряд других известных впоследствии левых публицистов. Он также работал корректором с Брианом, редактируя, «La Lanterne», и, позже, с Себастьяном Фором. Активист свободной любви, Либертад сотрудничал с «EnDehors», популярной газетой, основанной Зо д’Акса. Умер в городе Париж, Франция, 12 ноября 1908 года.