• Авторизация


24 ноября родились... 24-11-2025 04:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[497x700]
1864
Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек (французское имя — Henri de Toulouse-Lautrec)
французский живописец и график. Потомок древнего аристократического рода. С 1881 жил в основном в Париже, где учился у Л.Бонна (1883) и у Ф.Кормона (с 1884). Испытал влияние импрессионизма (особенно воздействие Э.Дега), а также увлечение японской графикой. Первые же значительные работы отмечены стремлением к предельной индивидуализации образов (портрет Э.Берпара, 1885, галерея Тейт, Лондон). Со 2-й половины 1880-х гг. определяется основная тема Тулуз -Лотрека - развлечения и быт богемы, парижского "полусвета"; чуждый своей среде, он ищет забвения в освобожденной от буржуазных условностей "естественности", в призрачном веселье, царящем в кафешантанах, танцевальных залах и прочих заведениях Монмартра. Мир парижского "дна" изображается в композициях и портретах Тулуз -Лотрека без морализирования, с присущими художнику нервно-обострённой зоркостью наблюдения, язвительной иронией и в то же время с особенно чуткой реакцией на социальную и нравственную исковерканность окружающей жизни. Своеобразие манеры Тулуз -Лотрека с конца 1880-х гг. - в экспрессивном, то резком, доходящем до гротеска, то изысканно-гибком рисунке, в беспокойной фрагментарности композиции, ритмам которой подчинены чёткие контуры форм, длинные упругие и вибрирующие или изломанные красочные мазки-штрихи, в контрастах холодно мерцающей общей тональной гаммы и как бы вспыхивающих в ней нарочито ярких локальных цветовых пятен.
[700x551]
Показывая своих героев, опустившихся и падших, их кумиров - певцов и танцоров кабаре (нередко среди героев изображен и сам автор), Тулуз -Лотрек не только фиксирует нравы, с импровизационной лёгкостью передаёт динамику мизансцен, характерность поз и жестов, эффекты резкого искусственного освещения, но с психологической проницательностью вникает в эти разбитые судьбы, словно материализует отравленную пороком атмосферу эпохи "конца века" ("Бал в Мулен-де-ла-Галетт", 1889, "В Мулен-Руж", 1892, оба произведения - в институте искусств, Чикаго; "Танец в Мулен-Руж", 1890, частное собрание, Филадельфия; "Со своей милой", акварель, гуашь, 1891, Музей изящных искусств, Бостон; "Певица Иветт Гильбер", 1894, Музей изобразительного искусств имени А.С.Пушкина, Москва; "В салоне на улице Де-Мулен", 1894-1895, портрет Г.Тапье де Селейрана, 1894, "Модистка", 1900, все три произведения - в Музее Тулуз -Лотрека, Альби).
lautrec (416x700, 268Kb)
Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек, 1894
Стилистические искания Тулуз -Лотрека. - одного из крупнейших мастеров постимпрессионизма, в 1890-е гг. сближаются с"модерном", что ярко проявляется в его графике, особенно в цветных литографированных афишах с их лаконизмом и броскостью, причудливо-извилистым рисунком, чётким контуром, обводящим интенсивные цветовые зоны ("Мулен-Руж. Ла Гулю", 1891; "Диван жапоне", 1892). Выразительной живостью, утрированностью шаржа отмечены многочисленные рисунки и серии литографий Тулуз -Лотрека. С ранней молодости Тулуз-Лотрек много пил; беспутный образ жизни, напряженная, сосредоточенная работа и многие часы, проведенные без сна, быстро подорвали его и без того слабое здоровье. При жизни Тулуз-Лотрека критики были в основном настроены недоброжелательно по отношению к художнику и его творчеству. Признание к нему пришло через несколько лет после смерти. Тулуз-Лотрек заинтересовался девушкой, которая была постоянной посетительницей «Элизе-Монмартр». Эта девушка, которую Тулуз-Лотрек называл Рыжей Розой, вскоре стала одной из его любимых моделей. Одна из картин, на которой она изображена, носит название «В Монруже». Также от неё Тулуз-Лотрек вскоре заразился сифилисом. Умер Тулуз-Лотрек от паралича в одном из семейных поместий близ Бордо 9 сентября 1901 года. Посмертно была опубликована его книга рецептов. Картины: В цирке Фернандо (1888); В «Мулен Руж» (1892); Аристид Брюан в «Амбассадер» (1893); Салон на улице Мулен (1894—1895); Прачка (1884); Гладильщица (1885); Танец в «Мулен Руж» (1889—1890); Портрет Винсента Ван Гога (1887), пастель; Канатная плясунья (1899).
Галерея
lautrec01 (447x700, 367Kb)
Мулен Руж, Ла Гулю 1891
lautrec02 (556x700, 449Kb)
Ла Гулю с двумя подругами в Мулен Руже, 1892
lautrec03 (504x700, 417Kb)
Жанна Авриль, 1893
lautrec04 (700x687, 530Kb)
Марселла Лендер танцующая болеро в кабаре Шильперик, 1895
lautrec05 (700x543, 480Kb)
Одна
lautrec06 (574x700, 507Kb)
Сидящая танцовщица в розовом трико
lautrec07 (550x700, 445Kb)
Танцовщица, поправляющая трико
lautrec08 (535x700, 610Kb)
Женщина с зонтиком, 1889
Кинематограф
«Лотрек». Режиссёр: Роже Планшон. Фильм о жизни и трагической смерти Анри де Тулуз-Лотрека. 1998 г. «Мулен Руж». Режиссёр: Джон Хьюстон. Фильм о жизни и творчестве графа Анри де Тулуз-Лотрека. 1952 г. «Мулен Руж». Режиссёр: Баз Лурман. Фильм 2001 г. «Американец в Париже». Мюзикл 1951-го года. В финальной сцене «оживает» картина Тулуз-Лотрека, главные герои танцуют в кабаре, где сам художник сидит за столиком. «Легенда конца века». Режиссёр: Ален Жобер. Фильм из цикла «Палитры», посвященный Анри де Тулуз-Лотреку и его творчеству. 1992 г. В одном из эпизодов фильма «Полночь в Париже» Гил и Адриана переносятся в Париж времен Belle Epoque. Там они встречают художника, в одиночестве сидящего за столиком. Сериал "Кракелюры" (Франция, 2011). В сериале рассказывается о создании художником Пьером-Огюстом Ренуаром картины "Завтрак гребцов". Среди друзей Ренуара Анри де Тулуз-Лотрек. «Ван Гог. На пороге вечности». Фильм 2018-го года. Эпизод. Литература: Перрюшо А., Тулуз-Лотрек, перевод с французского (Послесловие О.В.Мамонтовой), Москва, 1969; Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. — Москва: Радуга, 1994. — 283 страницы. — ISBN 5-05-004269-0 (переиздана Москва: АСТ, 2013. — ISBN 978-5-17-079157-6); Пьер, Л.—М. Мулен Руж. Трагическая жизнь Тулуз-Лотрека. — Москва: Республика, 1994. — 383 страницы. — ISBN 5-250-02390-8; Мур К. Sacré Bleu. Комедия д’искусства. — Москва: Эксмо, 2013. — ISBN 978-5-699-66866-3; Воркунова Н., Тулуз-Лотрек, Москва, 1972; Joyant М., Toulouse-Lautrec, P., 1927.

Jānis_Pauļuks (603x700, 237Kb)
1865
Янис Паулюкс (латышское имя — Jānis Pauļuks)
политический и общественный деятель. Родился в Сесавской волости, Добленский уезд, Курляндская губерния, Российская империя. Учился в Митавском реальном училище, но из-за нехватки средств обучение пришлось прекратить и он некоторое время работал домашним учителем. В 1886 году поступил в Рижское политехническое училище, которое окончил в 1892 году; в дипломе указан как Johann Pauluk (Иван Яковлевич Паулук). Был членом латышской студенческой корпорации Selonia. Начал работать в Техническом департаменте Митавского участка железной дороги в Риге. В 1894 году он получил приглашение принять участие в строительстве железной дороги в Западной Сибири и после завершения строительства стал работать линейным инженером на железнодорожной линии Екатеринбург-Челябинск. В 1897 году он был назначен начальником участка Западно-Сибирской железной дороги. затем он работал на Забайкальской железной дороге. В 1906 году участвовал в строительстве железнодорожной дороги от Екатеринбурга до Перми. С 1909 года до 1920 года он участвовал в строительстве железных дорог на Северном Кавказе в качестве начальника строительного отдела. В феврале 1920 года он переехал в Латвию и начал работать в правлении Латвийской железной дороги. Вскоре, 19 июня 1921 года, премьер-министр Латвии Мейеровиц пригласил его стать министром транспорта. С 27 января по 27 июня 1923 года он был премьер-министром Латвии. Министром транспорта он оставался до 1925 года. В 1925 году он был избран председателем правления Центрального банка Латвии. В 1926—1927 годах был главным инспектором Латвийской железной дороги. Награждён Орденом трёх звезд II степени и Орденом белой розы I степени. В 1934 году он стал почётным доктором технических наукЛатвийского университета. Умер в своём имении недалеко от Бауски, Бауский уезд, Латвия, 21 июня 1937 года. Похоронен в Риге на Лесном кладбище.

Andre Bauer (510x700, 191Kb)
1866
Андрей Бауэр (французское имя — Andre Bauer, немецкое имя — Andreas Bauer)
святой Римско-католической церкви, член монашеского ордена францисканцев, мученик. Родился в городе Гебвиллер, департамент Верхний Рейн, Франция. В подростковом возрасте Андрей Байэр вступил в третий орден францисканцев. Когда ему было двадцать лет, монашеское начальство отправило его в Англию. После возвращения из Англии Андрей Бауэр служил кирасиром в течение трёх лет, после чего снова вернулся в монастырь. В 1898 году во Италию прибыл епископ Франциск Фоголла, который путешествовал по Европе, чтобы рассказывать о католической миссии в Китае и собирать денежные средства для миссий. К нему присоединились девять молодых священников, семь монахинь их конгрегации «Францисканки Миссионерки Марии». К этой группе, желающей заниматься миссионерской деятельность в Китае, также присоединился и Андрей Бауэр. 4 мая 1899 года группа прибыла в Тайюань. Во второй половине XIX века в Китае были сильные антихристианские настроения. Они достигли своего пика в 1899—1901 гг. во время восстания восстание боксёров, когда в Китае началось массовое преследование христиан. В начале июля 1900 года была арестована большая группа христиан, среди которых были два католических епископа, семь семинаристов и семь монахинь. Среди арестованных был Андрей Бауэр. 9 июля 1900 года по приказу губернатора провинции Шаньси Юй Сяня эта группа христиан была казнена городе Тайюань,.
Прославление
Андрей Бауэр был беатифицирован 27 ноября 1946 года Римским Папой Пием XII и канонизирован 1 октября 2000 года Римским Папой Иоанном Павлом II вместе с группой 120 китайских мучеников. День памяти в Католической Церкви — 9 июля. Источники: George G. Christian OP, Augustine Zhao Rong and Companions, Martyrs of China, 2005, страница 19.

Baldridge (512x700, 144Kb)
1868
Генри Клэренс Болдридж (Henry Clarence Baldridge)
14-й губернатор штата Айдахо. Генри Клэренс Болдридж родился в деревне Карлок, округ Мак-Лейн, штат Иллинойс США. После обучения в Уэслианском университете он занялся фермерством и подрабатывал преподаванием. В 1896 году Болдридж стал одним из основателей фирмы O’Hara, Baldridge, and Co., занимавшейся продажей зерна. В 1904 году он продал свою долю в компании и переехал в город Парма штата Айдахо, где сделал крупное вложение в торговую компанию E.M. Kirkpatrick and Co. В 1909 году Болдридж продал свою долю и в ней, чтобы основать собственный магазин по продаже металлических изделий и инструментов. В 1910 году Болдридж стал членом Палаты представителей Айдахо от республиканцев. Двумя годами позже он сенатором штата. С 1922 по 1926 годы, при губернаторе Чарльзе Муре, Болдридж занимал должность вице-губернатора. В 1926 году ему удалось победить на выборах в губернаторы Айдахо. В этой должности он находился на протяжении двух сроков: с 1927 по 1931 годы. Некоторые достижения Генри Болдриджа за время губернаторства: постройка нескольких новых зданий при Университете Айдахо, в том числе целый кампус в Покателло; введение налога на бензин; постройка тюрьмы для лиц, совершивших преступление в первый раз; значительное повышение уровня занятости; сбалансированность бюджета штата. С 1943 по 1945 годы Болдридж занимал должность уполномоченного по благотворительным вкладам. Генри Болдридж был женат на Коре Мак-Крейтон, от которой имел двоих детей. Он скончался в городе Парма, штат Айдахо, США, 8 июня 1947 года. Литература: Nancy Capace. Encyclopedia of Idaho. — North American Book Dist LLC, 2001. — Страницы 128-129. — 415 страниц — ISBN 0403096065.

[576x698]
1868
Скотт Джоплин (Scott Joplin)
афроамериканский композитор и пианист, автор 44 регтаймов, наиболее известные из которых — «Артист эстрады» и «Кленовый лист». Считается крупнейшим автором рэгтаймов, однако признание получил лишь после смерти. При жизни его музыка воспринималась афроамериканской общиной как «слишком белая», а белыми — напротив, как «слишком чёрная», не отвечавшая классическим канонам. Интерес к творчеству Джоплина возродился в 1970-х годах. В 1977 году о нём был снят биографический фильм «Скотт Джоплин», главную роль в котором сыграл Билли Ди Уильямс. Предполагается, что Скотт Джоплин родился в пригороде Тексарканы, округ Боуи, штат Техас, США. Он был вторым из шести детей в семье Джайлза Джоплина из Северной Каролины (родился около 1842 года) и Флоренс Гивенс из Кентукки (родилась около 1841 года). Старшего брата Скотта звали Монро, а двух младших — Роберт и Уилл, также в семье были две дочери. Джоплины долгое время переезжали с места на место в поисках лучших условий для жизни. Побывав в Линдене, а затем в Джефферсоне, семья в конечном итоге обосновалась в Тексаркане, где отец трудился в железнодорожной компании, а мать работала уборщицей. С самого детства Скотт проявлял способности к музыке, что было замечено соседом по дому, чернокожим музыкантом Дж.К.Джонсоном, который согласился научить мальчика нотной грамоте и игре на музыкальных инструментах. Уже в семилетнем возрасте Скотт хорошо играл на фортепиано. К 11 годам он научился с лёгкостью исполнять сложные произведения. В 1880 году Джайлз Джоплин ушёл из семьи к другой женщине, оставив детей на попечение матери. Биограф Сюзан Кёртис в своей книге «Dictionary of Missouri Biography» придерживается мнения, что возможной причиной расставания родителей Джоплина мог стать тот факт, что Флоренс, которая любила петь и играть на банджо, поддерживала творческие начинания сына. Отец же настаивал на том, чтобы Скотт получал рабочую профессию, которая была бы стабильна и гарантировала хлеб в доме. При этом Джайлз сам когда-то занимался музыкой и играл на скрипке в былые годы рабовладельческого строя. Джайлз продолжал поддерживать отношения с Флоренс, но никогда больше не жил вместе с бывшей женой и детьми. Финансовое положение матери семейства было отчаянным, ей и детям пришлось спешно переехать в более дешёвый дом, сама она нанялась работницей в дом к зажиточным белым людям. Тем не менее дети продолжали получать образование, а Скотт — и уроки музыки. Старший сын Монро к тому времени уже был достаточно взрослым и зарабатывал себе на жизнь самостоятельно. Юный Скотт рос серьёзным и амбициозным мальчиком. Во время учёбы в школе одним из его преподавателей был Джулиус Вайс, профессор музыки, иммигрант из Германии. Вайс был поражён талантом Скотта Джоплина и, понимая отчаянное положение его семьи, занимался с ним бесплатно. В период с 1878 по 1883 год учитель прививал Скотту любовь к народной музыке, классическим произведениям и опере. Вайс помогал оценивать музыку и как развлечение, и как искусство, кроме того он помог семье приобрести подержанное фортепиано. Согласно воспоминаниям жены Скотта Джоплина, он никогда не забывал своего первого учителя, и позднее, будучи уже признанным композитором, оказывал Вайсу финансовую помощь. Вайс оказал большое влияние на Джоплина, как композитора. По словам Сюзан Кёртис, «образованный учитель сумел приоткрыть для юного Джоплина дверь в мир музыки, о которой тот и не подозревал». В возрасте 16 лет Джоплин дебютировал в квартете «The Texas Medley Quartette», который также включал его брата Уилла и ещё двух парней из Тексарканы. Их первое выступление состоялось в городке Кларксвилле и имело огромный успех. Тогда же Скотт начал учиться играть на мандолине и гитаре.
Scott_JoplinДом в Сент-Луисе (700x525, 420Kb)
Дом в Сент-Луисе, где жил Джоплин
Жизнь на юге. Чикаго
Успев проявить себя во многих местных музыкальных событиях, в конце 1880-х годов Скотт бросил идею стать железнодорожным рабочим и решил зарабатывать на жизнь в качестве гастролирующего музыканта. Отчасти это решение было связано со смертью матери в 1882 году. Об этом периоде его жизни известно мало. В июле 1891 года он числился одним из членов ансамбля «Менестрели Тексарканы» (Texarkana Minstrels). Коллектив принимал участие в концерте, полученные средства от которого должны были пойти на установку памятника Джефферсону Дэвису. Возможностей чернокожему пианисту заявить о себе было мало. По большей части, такие музыканты играли в церквях или борделях. По данным некоторых исследователей, в то время Скотт Джоплин именно в таких заведениях Сент-Луиса и играл. На Всемирной выставке 1893 года в Чикаго Скотт Джоплин собрал свой первый полноценный бенд, который исполнял музыку на корнетах. Чикагскую выставку в том году посетило более 27 миллионов человек, что в немалой степени отразилось на всей американской культуре и, в частности, способствовало популяризации регтайма. К 1897 году этот музыкальный жанр был настолько распространён, что тогдашние издания описывали его как «зов дикой природы; музыка, которая взволновала и ускорила ритм жизни людей, выросших в городе».
Scott_JoplinОбложка нот Регтайм кленового листа (539x700, 281Kb)
Обложка нот «Регтайм кленового листа» — первого успешного регтайма Джоплина
Жизнь в Седалии, Миссури
После выставки, в 1894 году, Скотт Джоплин приехал в город Седалия, округ Петтис, штат Миссури. Первое время ему пришлось жить с семьёй Маршаллов. Артур Маршалл, в то время 13-летний мальчик, стал впоследствии учеником Джоплина и композитором регтаймов. В Седалии Скотт Джоплин работал музыкальным репетитором, его учениками были ставшие в дальнейшем признанными композиторами Бран Кемпбэлл и Скотт Хэйден. По некоторым данным, Джоплин посещал колледж имени Джорджа Р. Смита, где мог изучать композицию. Однако биограф Эдвард Берлин пишет о том, что архивные записи колледжа сгорели в пожаре 1925 года и нет никаких данных, свидетельствующих о том, что Джоплин действительно проходил там обучение. Кроме того, сомнителен тот факт, что маленький колледж для афроамериканцев мог предоставить курс музыкальных лекций. Почти 10 лет Скотт Джоплин не имел постоянного места жительства. Он зарабатывал на жизнь выступлениями по всей округе и постоянно переезжал с места на место. Известно, что он играл в таких заведениях, как «Блэк 400» (Black 400) и «Клуб кленового листа» (Maple Leaf Club), сольно и в качестве лидера секстета, исполнявшего танцевальную музыку. Небольшой концертный тур с «The Texas Medley Quartette» дал возможность Джоплину накопить достаточно денег, чтобы издать в 1895 году свои первые сочинения: песни «Пожалуйста, скажи, ты будешь» (Please Say You Will) и «Её портрет» (A Picture of Her Face). В 1896 поездка в Темпл, штат Техас, дала возможность выпустить ноты ещё нескольких композиций, включая «Crush Collision March». Этот марш приурочен к событию, свидетелем которого Джоплин вполне мог быть — инсценировке столкновения поездов в вымышленном городе Краш 15 сентября.
Scott_JoplinОбложка нот Артист эстрады (549x700, 481Kb)
Обложка нот «Артист эстрады» — одной из самых узнаваемых композиций Джоплина
Первый полноценный регтайм «Original Rags» был издан Джоплином в 1897 году. Композиция «Регтайм кленового листа» (англ. «Maple Leaf Rag») была опубликована в 1899 году, хотя есть сведения, что композиция была известна до этого. 10 августа 1899 года Джоплин подписал контракт с Джоном Стиллвеллом Старком, продавцом музыкальных инструментов, который позже стал его главным издателем. В контракте было прописано, что Джоплину полагался один процент авторских отчислений с продажи «Регтайма кленового листа» по минимальной цене в 25 центов. В том же году Скотт Джоплин женился на Белль, свояченице Скотта Хэйдена. Некоторые биографы Джоплина сходятся на том, что «Регтайм кленового листа» являлся выдающейся для своего времени композицией. По одной из версий, Джоплин стал первым композитором, продавшим миллион бумажных копий регтайма. Руди Блеш писал, что за первые 6 месяцев было распродано 75 тысяч копий и композиция стала первым инструментальным хитом Америки. Эдвард Берлин, напротив, считает, что изначально выпущенные 400 копий расходились в течение целого года и никакого дохода автору поначалу не приносили. Тем не менее «Регтайм кленового листа» стал своеобразным музыкальным столпом, на который равнялись все последующие композиторы этого жанра. После переезда в начале 1900 года в Сент-Луис у Скотта и Белль родилась дочь. Ребёнок, однако, скончался спустя несколько месяцев. Взаимоотношения с женой усугублялись отсутствием интереса с её стороны к музыке. В конечном итоге пара рассталась и оформила развод. Несмотря на разрыв отношений, композитору удалось в этот период написать одни из своих самых знаменитых композиций: «Артист эстрады» (The Entertainer), «Величественный марш» (March Majestic), «Танец регтайм» (The Ragtime Dance). В июне 1904 супругой Джоплина стала Фредди Александр из Арканзаса, 19-летняя девушка, которой он посвятил композицию «Хризантема» (The Chrysanthemum). Фредди умерла 10 сентября 1904 года из-за осложнения после простуды. Первой работой Скотта после потери любимой стало сочинение «Бетина», с подзаголовком «Концертный вальс» (англ. Bethena, A Concert Waltz), который критики называют «очаровательным и прекрасным сочинением, по праву входящим в список лучших регтайм-вальсов».
Чуть позже Джоплину удалось собрать команду из 30 музыкантов и создать свою первую регтайм-оперу «Почётный гость». Данных о количестве постановок и отзывах аудитории не сохранилось.
Поздние годы
Переехав в 1907 году в Нью-Йорк, где, как ему казалось, он мог бы найти продюсера для своей новой оперы «Тримониша», Скотт Джоплин познакомился с Лотти Стоукс, на которой женился в 1909 году. В 1911 году, так и не найдя издателя, Джоплин был вынужден сам финансировать постановку «Тримониши» в упрощённом варианте — фортепиано и вокал. В 1915 году, в бесконечных попытках донести свою оперу до зрителя, он организовал выступление в репетиционном зале Гарлема. Публика, избалованная грандиозными европейскими оперными представлениями, холодно восприняла скромное творение Джоплина. Многие из аудитории просто вставали и уходили посреди музыкального номера. После такого провала Джоплин оказался банкротом. По мнению его биографов, он пожертвовал коммерческой составляющей в пользу искусства, но на тот момент эта сторона музыки почти не воспринималась чернокожим населением. «Тримониша» была успешно поставлена в самых именитых театрах США лишь 60 лет спустя. В 1914 году Скотт и Лотти самостоятельно издали композицию «Притягательный регтайм» (англ. Magnetic Rag). Биограф Вера Лоуренс пишет, что Джоплин уже тогда знал о своей прогрессирующей болезни — сифилисе. Не щадя здоровья, он денно и нощно записывал оркестровые партии для «Тримониши», пока вся опера не была переложена на бумагу.
Смерть
К 1916 году у Джоплина была хроническая стадия сифилиса, а также появились признаки слабоумия. В январе 1917 года его доставили в психиатрическую клинику Манхэттена. Композитор умер там 1 апреля 1917 года в результате сифилитической энцефалопатии — деменции. Его похоронили на кладбище для бедняков, где могила оставалась необозначенной в течение 57 лет. Лишь в 1974 году на кладбище Сент-Майкл в Восточном Элмхерсте было установлено надгробие с именем Скотта Джоплина.
Сочинения
Классическая музыка, народные напевы, которые Джоплин с детства впитывал в Тексаркане, госпелы, спиричуэлзы, а также танцевальная музыка позволили композитору развить собственный стиль. Этот стиль, названный «регтаймом», включал как традиционные мотивы американской музыки, так и европейские черты. Несмотря на то, что новый жанр был популярен всего на протяжении примерно 25 лет, рэгтайм внёс значительный вклад в дальнейшее развитие джаза. В период, когда Джоплин начинал учиться игре на музыкальных инструментах, в серьёзных музыкальных кругах к регтайму относились, как к музыке «вульгарной, пустой и бессмысленной, полной противоположностью работам мастеров с Tin Pan Alley». Однако Джоплину удалось облагородить жанр, регтайм перестал быть «музыкой, которую исполняли бродячие пианисты в дешёвых барах», но соединил в себе синкопированную ритмику афроамериканской национальной музыки и европейский романтизм. По словам Мартина Уильямса, «регтайм стал афроамериканской версией польки с маршевыми элементами, присущими творчеству Джона Суза». Хотя в дальнейшем регтаймы послужили одной из основ джаза, Скотт Джоплин позиционировал свою музыку, как классическую, которую следует играть строго по нотам безо всяких импровизаций. Он считал, что регтайм — жанр композиторской музыки, и разрабатывается с той же тщательностью, что и, например, этюды Шопена, поэтому относиться к регтайму надо с подобающей серьёзностью. Известно о сочинении Скоттом Джоплином музыки для кинофильма 1904 года «Чистильщик обуви» (The Gay Shoe Clerk).
Сочинения Скотта Джоплина (обложки нот)
Scott_Joplin01 (531x700, 347Kb)
«Регтайм кленового листа» (1899)
Scott_Joplin02 (539x700, 460Kb)
«Фавориты соревнований» (1901)
Scott_Joplin03 (542x700, 322Kb)
«Танец регтайма» (1902)
Scott_Joplin04 (545x700, 458Kb)
«Элитные синкопы» (1903)
Scott_Joplin05 (520x700, 556Kb)
«Каскады» (1904)
Scott_Joplin06 (549x700, 459Kb)
«Сельский клуб» (1909)
Scott_Joplin07 (544x700, 430Kb)
«Регтайм судьбы» (1913)
Опера «Тримониша»
«Тримониша» была написана Джоплином в 1910 году. Действующие лица оперы — бывшие чернокожие рабы, действие разворачивается в глухом лесу неподалёку от Тексарканы. В центре повествования — 18-летняя девушка Тримониша, которую обучает грамоте белая женщина. Тримониша не желает мириться с суевериями и предрассудками, царящими в общине. После того как местные колдуны обманули её приёмную мать Монишу, продав ей «мешок со счастьем», Тримониша разоблачает мошенников. Чтобы отомстить, колдуны похищают Тримонишу и собираются бросить её в осиное гнездо. Влюбленный в Тримонишу Римус в последний момент успевает спасти девушку. Пара возвращается в деревню, жители которой просят девушку стать их духовным лидером и избавить простых негров от предрассудков и невежества.
Scott_JoplinОбложка нотной записи (517x700, 185Kb)
Обложка нотной записи к опере «Тримониша»
Джоплин написал как либретто, так и оперные оркестровки. «Тримониша» включает: увертюру, речитативы, хоры, ансамбли, арии и танцевальные номера. По мнению биографов, в работе Джоплина прослеживаются некоторые параллели с операми Рихарда Вагнера. Так, священное дерево, под которым приёмная мать находит Тримонишу, напоминает дерево, из ствола которого Зигмунд в опере «Валькирия» достаёт заколдованный меч, а история Тримониши, рассказываемая ей в арии Мониши, перекликается с историей Зигфрида из одноимённой оперы. Также в работе Джоплина чувствуется влияние американского фольклора, в частности, история с осиным гнездом является отсылкой к рассказу о Братце Кролике и терновом кусте. Эдвард Берлин отмечает, что сюжет «Тримониши» был тесным образом связан с жизнью самого Джоплина и являлся в своём роде призывом афроамериканскому народу избавляться от невежества, получать образование и стать независимым. Лотти Джоплин (третья жена Джоплина) видела связь между устремлениями, которыми была движима Тримониша, и надеждами самого композитора. После публикации оперы в 1911 году «Журнал американских музыкантов и искусств» (American Musician and Art Journal) охарактеризовал «Тримонишу» как «совершенно новую форму оперного искусства». Позднее критики признавали, что «Тримониша» занимает особое место в истории американского театра и музыки, так как это была первая опера, в которой героиня боролась за свои гражданские права, говорила о важности образования и взывала к обретению независимости афроамериканским народом. «Тримониша» была написана за 25 лет до сотворения Джорджем Гершвином оперы «Порги и Бесс», в которой использовались приёмы Джоплина и которая вобрала в свою музыкальную структуру регтаймы, госпелы и спиричуэлы.
Исполнительские навыки
Относительно навыков игры Джоплина на фортепиано мнения критиков неоднозначны. В выпуске газеты Седалии от 1898 года говорилось, что музыкант владеет отличной фортепианной техникой. Сын издателя Джона Старка свидетельствовал, однако, о том, что Скотт был довольно посредственным пианистом и предпочитал сочинять музыку за столом, нежели за инструментом. Арти Мэттьюс вспоминал о том, «какое удовольствие доставляло музыкантам Сент-Луиса обыгрывать Джоплина в темпе и технике игры». Джоплин не делал аудиозаписей при жизни, однако после него осталось семь перфорированных лент для механического пианино, которые были сделаны в 1916 году. Берлин пишет о том, что к моменту, когда Джоплин переехал в Сент-Луис, у него уже наблюдались признаки сифилиса, начались треморы и нарушения речи. Возможно, именно в связи с этим запись «Регтайм кленового листа», сделанная в июне 1916 года, была охарактеризована биографом Блешем, как «шокирующая в своей неорганизованности и неприятная на слух». Ряд критиков высказывал противоречивые мнения относительно качества игры Джоплина и степени сохранности самих перфорированных лент. Берлин же отзывается о ленте «Регтайм кленового листа» крайне негативно, но подчёркивает, что записи не отражают в полной мере мастерства композитора, так как были сделаны на закате лет Джоплина в период прогрессирующих болезней.
Scott_JoplinМемориал (525x700, 510Kb)
Мемориал, установленный в честь Скотта Джоплина в Техасе
Наследие и отзывы
Джоплин и его последователи сумели дать развитие американской популярной музыке, обновили её звучание. По словам Скотта и Руткоффа, «синкопированность и ритмический драйв музыки Джоплина подкупили городских жителей, регтаймы выражали подлинную энергетику тогдашних американских городов». Джошуа Рифкин писал, что «все работы Джоплина были проникнуты глубоким лиризмом, и даже в самых жизнерадостных его регтаймах чувствовались ноты отчаяния и меланхолии… мало что связывало стиль Джоплина и музыку его последователей». Историк Билл Раерсон говорил, что «Джоплин сделал для регтайма то же, что в своё время сделал Шопен для мазурки. Его мелодии были одновременно мучительными и прекрасными серенадами, напоминали и болеро, и танго одновременно»[62]. Сьюзан Кёртис писала, что «музыка Джоплина совершила революцию в американской культуре, освободив её от строгости и сдержанности викторианской эпохи». Композитор и актёр Макс Морат говорил о том, что бо́льшая часть работ Джоплина при жизни самого композитора не снискала такой же популярности, как «Регтайм кленового листа», так как «нарастающая лирическая изысканность и сложные синкопы Джоплина оставались непонятыми для публики». Согласно биографу Йену Уиткомбу, Джоплин осознавал, что первая успешная композиция — «Регтайм кленового листа» — принесёт ему славу короля регтаймов, но он также понимал, что не станет сверхпопулярным при жизни. «Может, когда меня не будет в живых уже лет 25, обо мне начнут вспоминать», — сказал однажды Джоплин своему другу. Посмертная слава пришла к нему через 30 лет. Чуть позднее Руди Блеш написал работу, посвящённую Скотту Джоплину, об истории возникновения и развития регтаймов. Как один из первых чернокожих композиторов популярной и классической музыки, Джоплин сумел проложить путь для последователей, чтобы те смогли донести свою музыку до любой аудитории. Биограф Флойд Левин отмечал, что «те немногие, кто осознаёт его величие, склоняют головы в печали, так как он был королём композиторов регтайма, он был человеком, который подарил Америке её национальную музыку».
Возрождение интереса к творчеству в 1970-х годах
После смерти Джоплина популярность его музыки пошла на спад, место регтайма занял джаз. Несмотря на это, такие выдающиеся музыканты, как Томми Дорси в 1936 году, Джелли Ролл Мортон в 1939 году и Рассел Робинсон в 1947 году, выпускали записи композиций Джоплина в своём исполнении. Композиция «Регтайм кленового листа» чаще всего появлялась на грампластинках. В 1960-х годах началось постепенное возрождение интереса к классическому регтайму благодаря работам Требора Тихенора, Уильяма Болкома, Уильяма Олбрайта и Руди Блеша. В 1970 студия «Audiophile Records» выпустила два альбома в исполнении Ноки Паркера: «Полное собрание фортепианных сочинений Скотта Джоплина» (The Complete Piano Works of Scott Joplin) и «Величайший из композиторов регтаймов» (The Greatest of Ragtime Composers). В 1968 году Болком и Олбрайт сумели заинтересовать молодого дирижёра и музыковеда Джошуа Рифкина сочинениями Джоплина. Втроём они вели музыкальные вечера на радиостанции WBAI, посвящённые в том числе и регтайму. В ноябре 1970 Рифкин записал альбом под названием «Скотт Джоплин: Фортепианные регтаймы» (Scott Joplin: Piano Rags), изданный компанией «Нансач» (Nonesuch) и распроданной тиражом в 100 000 копий в течение года, а в дальнейшем тираж альбома превысил 1 000 000 экземпляров. В хит-параде журнала Billboard от 28 сентября 1974 года первая часть альбома достигла пятой строчки, его вторая часть заняла четвёртую позицию, а полная версия добралась до третьего места. Все сборники сумели продержаться в чарте 64 недели. В тот год музыкальные магазины впервые выставили альбомы с регтаймами на полки вместе с классической музыкой. В 1971 году альбом Рифкина был номинирован на две премии «Грэмми»: «Лучшее оформление пластинки» и «Лучшее инструментальное сольное выступление». Рифкин также участвовал в третьей номинации, не связанной с Джоплином, однако на церемонии 14 марта 1972 года он не получил ни одной награды. В 1974 году состоялся концертный тур Рифкина, который включал выступления для телеканала BBC. В 1979 году Алан Рич писал в New York Magazine о том, что «Рифкину практически в одиночку удалось возродить творческое наследие Скотта Джоплина».
Scott_JoplinЗвезда (499x700, 583Kb)
Звезда Скотта Джоплина на Аллее славы в Сент-Луисе
В январе 1971 музыкальный критик «The New York Times» Гарольд Шонберг написал статью под заголовком «Учёные, займитесь-ка Скоттом Джоплином!» (Scholars, Get Busy on Scott Joplin!). Это послужило сигналом музыковедам вплотную заняться исследованием работ Джоплина и в конечном итоге признать гениальность композитора, непонятого при жизни. В середине февраля 1973 года Новоанглийский ансамбль регтаймов под управлением Гюнтера Шуллера записал альбом «Джоплин: Красная книга» (англ. Joplin: The Red Back Book). На 16-й церемонии «Грэмми» запись получила премию в номинации «Лучшее камерное исполнение», а также стала лучшим классическим альбомом 1974 года по версии журнала Billboard. Позже оркестр записал ещё два диска: «Ещё больше регтаймов Скотта Джоплина» (More Scott Joplin Rags) (1974) и «Путь от регтаймов к джазу» (The Road from Rags to Jazz) (1975). В 1973 году продюсер Джордж Рой Хилл обратился к Рифкину и Шуллеру с просьбой написать саундтрек к его готовящемуся фильму «Афера», однако они оба отвергли предложение сотрудничества. Тогда Хилл связался с композитором Марвином Хэмлишем, который предложил в качестве музыки к фильму регтаймы Джоплина с небольшими корректировками. В итоге саундтрек к «Афере» принёс Хэмлишу 2 апреля 1974 года премию «Оскар» в номинации «Лучшая музыка к фильму». Его версия регтайма «Артист эстрады» достигла третьей строки хит-парадов журнала «Billboard» и «American Top 40». Благодаря фильму работы Джоплина стали высоко цениться в музыкальных кругах, став «классическим феноменом десятилетия». Рифкин и Шуллер, однако, скептически отнеслись к успеху и наградам Хэмлиша за «музыку, которую он сам не сочинял, и аранжировки, которых не создавал». 22 октября 1971 года части из «Тримониши» были представлены на концерте в Линкольн-центре. На сцене выступали Рифкин, Болком, пианистка Мэри Лу Уильямс, а также группа вокалистов. 28 января 1972 была организована постановка оперы с оркестровками композитора Томаса Андерсона и хореографией Кэтрин Данэм. Певцам аккомпанировал симфонический оркестр Атланты под управлением Роберта Шо. В февральском номере The New York Times за 1972 год Гарольд Шонберг отметил, что «возрождение интереса к творчеству Джоплина продолжается в полную силу». В мае 1975 года «Тримониша» была поставлена Гюнтером Шуллером в Хьюстон Гранд Опера и выдержала несколько представлений. Затем в октябре и ноябре оперу показывали на Бродвее. В 1974 году королевский театр оперы и балета Ковент-Гарден под руководством Кеннета Макмиллана осуществил постановку одноактного балета «Элитные синкопы» (Elite Syncopations) по мотивам произведений Джоплина. В том же году свет увидела ещё одна балетная постановка по произведениям Джоплина: «Красная книга» с хореографией Джона Клиффорда.
Биографический фильм
В 1977 году режиссёр Джереми Каган снял биографический телевизионный фильм «Скотт Джоплин». В главных ролях снялись Билли Ди Уильямс, Клифтон Дэвис, Маргарет Эйвери, Арт Карни и другие. В 1979 году фильм получил награду американской Гильдии сценаристов.
Награды и почётные звания
1970: имя Скотта Джоплина включено Национальной академией популярной музыки США в Зал славы композиторов.
1976: Джоплин посмертно награждён Пулитцеровской премией за особый вклад в развитие американской музыки.
1983: Почтовой службой США в рамках серии «Чёрное наследие» (Black Heritage) выпущена серия марок, посвящённая культурному наследию чернокожих жителей Америки, и в том числе Скотту Джоплину (двадцатицентовая марка вышла 9 июня).
1989: на Аллее славы в Сент-Луисе открыта звезда Скотта Джоплина. 2002: собрание перфорированных лент для механического пианино с записанной на них игрой Джоплина начала 1900-х годов включено Национальным комитетом сохранения аудиозаписей в Национальный реестр звукозаписи Библиотеки Конгресса США. Литература: Berlin, Edward A. Scott Joplin: Brief Biographical Sketc; Berlin, Edward A. King of Ragtime: Scott Joplin and His Era. — Oxford Univ. Press, 1994. — ISBN 0-19-510108-1; Curtis, Susan. Dancing to a Black Man’s Tune: A Life of Scott Joplin. — Univ. of Missouri Press, 2004. — ISBN 0-8262-1547-5; Jasen, David A.; Trebor Jay Tichenor. Rags and Ragtime: A Musical History. — N. Y.: Dover Publications, Inc., 1978. — ISBN 0-486-25922-6; Jasen, David A. Discography of 78 rpm Records of Joplin Works // Scott Joplin Complete Piano Works / Lawrence, Vera Brodsky. — New York Public Library, 1981. — ISBN 0-87104-272-X; Morath, Max; Kirchner, Bill. The Oxford Companion to Jazz. — Oxford Univ. Press, 2005. — ISBN 0-19-518359-2; Scott, William B.; Rutkoff, Peter M. New York Modern: The Arts and the City. — Johns Hopkins Univ. Press, 2001. — ISBN 0-8018-6793-2; Kirk, Elise Kuhl. American Opera. — Univ. of Illinois Press, 2001. — ISBN 0-252-02623-3; Curtis, Susan; Christensen, Lawrence O. Dictionary of Missouri Biography. — Univ. of Missouri Press, 1999. — ISBN 0-8262-1222-0; Albrecht, Theodore. Julius Weiss: Scott Joplin's First Piano Teacher. — Case Western Univ. College Music Symposium, 1979. — № 19; Ping-Robbins, Nancy R. Scott Joplin: a guide to research. — 1998. — ISBN 0-8240-8399-7; Rich, Alan. Music (англ.) // New York Magazine. — N. Y.: New York Media LLC, 1979. — P. 81; Waldo, Terry. This Is Ragtime. — N. Y.: Hawthorn Books, Inc, 1976. — ISBN 0-8015-7618-0; Edwards, "Perfessor" Bill. Rags & Pieces by Scott Joplin, 1895–1905; Davis, Francis. The History of the Blues:The Roots, the Music, the People. — Hyperion, 1995. — ISBN 0-306-81296-7; Blesh, Rudi. Scott Joplin Complete Piano Works. — New York Public Library, 1981. — ISBN 0-87104-272-X; Whitcomb, Ian. After the Ball. — Hal Leonard Corp, 1986. — ISBN 0-87910-063-X; Williams, Martin. The Smithsonian Collection of Classic Jazz. — Smithsonian Institution Press, 1987. — ISBN 0-393-99342-6; Crawford, Richard. America's Musical Life: a History. — W. W. Norton & Co, 2001. — ISBN 0-393-04810-1; Siepmann, Jeremy. The Piano: The Complete Illustrated Guide to the World's Most Popular Musical Instrument. — Hal Leonard Corporation, 1998. — ISBN 0-7935-9976-8; Philip, Robert. The Cambridge Companion to the Piano. — Cambridge University Press, 1998. — ISBN 0-521-47986-X; Howat, Roy. Debussy in Proportion: A Musical Analysis. — Cambridge University Press, 1986. — ISBN 0-521-31145-4; McElhone, Kevin. Mechanical Music. — Osprey Publishing, 2004. — ISBN 0-7478-0578-4; Levin, Floyd. Classic Jazz: A Personal View of the Music and the Musicians. — Univ. of California Press, 2002. — ISBN 978-0-520-23463-5; Ryerson, Bill. Best of Scott Joplin: a Collection of Original Ragtime Piano Compositions. — C. Hansen Music and Books, 1973. — ISBN 0-8494-0581-5; Preston, Katherine. Scott Joplin. — Holloway House Publishing, 1990. — ISBN 0870675575; Hubbard-Brown, Janet. Scott Joplin: Composer. — Infobase Publishing, 2009. — ISBN 1438100981; Billboard Magazine. Best Selling Classical LPs (англ.) // Billboard : magazine. — Nielsen Business Media, Inc., 1974. — No. September 28, 1974. — P. 61.

1868
Виктор Дмитриевич Замирайло
русский график, живописец, театральный художник, член объединения "Мир искусства".

Alexander_A._Kikh (514x700, 147Kb)
1869
Александр Александрович Ких
русский инженер путей сообщения и общественный деятель, член IV Государственной думы от Киевской губернии. Лютеранин, к 1915 году — православный. Сын киевского купца 2-й гильдии Александра Яковлевича Киха, личный дворянин. Землевладелец Киевского уезда (2770 десятин, в том числе при селе Заваловке), домовладелец города Киева. В 1886 году окончил Киевскую 1-ю гимназию и поступил на физико-математический факультет Киевского университета, откуда перешёл в Институт инженеров путей сообщения, который и окончил в 1893 году. По окончании института поступил на службу и был назначен на строительство Западно-Сибирской железной дороги. В 1896 году перешёл в управление Юго-Западной железной дороги, где с перерывами прослужил до 1909 года. В 1901—1904 годах был штатным преподавателем Киевского политехнического института по строительному искусству. Дослужился до чина статского советника. С 1906 года избирался гласным Киевской городской думы, а с 1909 года — и членом городской управы. Председательствовал в различных комиссиях, по избранию городской думы входил в комитеты по сооружению в Киеве памятников Александру II и Столыпину, а также в правление Киевского политехнического института. Кроме того, состоял почетным мировым судьей Киевского округа. В 1911 году, с введением в Западном крае земских учреждений, был избран на трехлетие гласным Киевского уездного земского собрания и членом Киевской губернской земской управы, заступающим место председателя. В 1913 году был членом комитета Всероссийской выставки в Киеве. На выборах в IV Государственную думу состоял выборщиком по Киевскому уезду от съезда землевладельцев. 25 октября 1913 года на дополнительных выборах от съезда землевладельцев был избран на место Ф.Н.Безака. Входил во фракцию русских националистов и умеренно-правых (ФНУП), после её раскола в августе 1915 года — в группу прогрессивных националистов и Прогрессивный блок. Состоял товарищем председателя комиссии о торговле и промышленности (с 15 декабря 1916), а также членом комиссий: о путях сообщения, по городским делам, о народном здравии и по местному самоуправлению. С началом Первой мировой войны вошёл в Киевский губернский комитет Всероссийского земского союза по оказанию помощи раненным и больным воинам, состоял уполномоченным этого комитета по заведованию госпиталем ВЗС №5 в Киеве. В 1917 году был избран гласным Киевской городской думы по списку Внепартийного блока русских избирателей. В том же году вошёл в последний состав Совета Киевского клуба прогрессивных русских националистов. С 1920 года в эмиграции в Чехословакии. Был преподавателем Русского высшего училища техников путей сообщения в Праге. Умер в Прагеа, Чехословакия, 26 октября 1931 года. Похоронен в Праге на Ольшанском кладбище.
Семья
Был женат на Анне Николаевне Ких, имел семерых детей, среди которых: Николай, выпускник Киевской 1-й гимназии (1909); Александр (1897—1916), воспитанник Киевской 1-й гимназии. С началом Первой мировой войны окончил Киевское 2-е военное училище (1915), прапорщик 9-го Кубанского пластунского батальона, убит 5 июля 1916 года. Был похоронен на Аскольдовой могиле; Виктор (1900—1920), воспитанник Киевской 1-й гимназии, участник Белого движения, телеграфист 4-й артбригады 2-й дивизии Белой армии. Расстрелян большевиками в Ялте в декабре 1920; Пётр (1900—1920), выпускник Киевской 1-й гимназии (1918), участник Белого движения, солдат. Расстрелян большевиками в Ялте в декабре 1920. Источники: 4-й созыв Государственной думы: Художественный фототип. альбом с портретами и биографиями. — Санкт-Петербург: издание Н.Н.Ольшанского, 1913; Государственная дума Российской империи: 1906—1917; Кальченко Т.В. Киевский клуб русских националистов: историческая энциклопедия. — Киев: Киевские ведомости, 2008. — Страница 141; Некрополь российского научного зарубежья

Carmona (557x700, 195Kb)
1869
Антониу Ошкар Фрагозу Кармона (португальское имя — Antоnio Оscar Fragoso Carmona)
португальский военный и политический деятель, маршал Португалии (1947). ). Родился в городе Лисабон, Португалия. По окончании королевского военного колледжа служил в армии в метрополии и колониях. В период Первой мировой войны не поехал в Бельгию на фронт и командовал своим корпусом из Лиссабона. С 15 ноября по 18 декабря 1923 года занимал должность военного министра. 28 мая 1926 года совместно с генералом Гомешем да Коштой совершил государственный переворот и создал «диктатуру без диктатора» — триумвират генералов вместе с Жозе Мендишем Кабесадашем Жуниором и Мануэлом ди Оливейрой Гомишем да Коштой.
Carmona01 (700x345, 60Kb)
Карта Португальской колониальной империи
3 июня стал министром иностранных дел, пробыв в этой должности до 6 июля, после чего отстранил Гомеша да Кошту и с 9 июля по 29 ноября 1926 года временно исполнял обязанности главы государства, премьер-министра и военного министра (до 16 ноября) страны, стал превращать Португалию в авторитарное государство. В 1927 году назначил министром финансов страны с чрезвычайными полномочиями Антониу ди Оливейру Салазара, который быстро привёл в порядок запущенную экономику страны.
Carmona02 (700x470, 525Kb)
Национальная революция 1926 года в Португалии
С 29 ноября 1926 года исполнял обязанности президента Португалии, а 15 апреля 1928 года был избран Президентом, 18 апреля оставил должность премьер-министра Португалии в пользу Жозе Висенти ди Фрейташа, а в 1932 году назначил на эту должность Салазара, который, провозгласив в 1933 году режим Нового государства, формально сделал Кармону президентом.
Carmona03 (460x700, 296Kb)
Премьер-министр Антониу ди Оливейра Салазар
Тем не менее, практически все властные полномочия перешли к Антониу ди Оливейре Салазару, а Кармона стал играть церемониальную роль. Переизбирался в 1935, 1942 и 1949 годах на безальтернативных выборах. Умер в родном городе 18 апреля 1951 года, находясь в должности президента, был похоронен в монастыре иеронимитов в Лиссабоне, затем перезахоронен в Национальном Пантеоне. Полномочия президента перешли к Салазару, затем был избран Франсишку Ижину Кравейру Лопиш.
Carmona04 (590x700, 482Kb)
Марка с изображением Кармоны
Политические убеждения
Никогда не симпатизировал демократической форме правления и, как он позже признавался в интервью Антониу Ферру, он проголосовал в первый и единственный раз в жизни на Национальном плебисците 1933 года. Во время Первой Республики в 1923 году он был на короткое время назначен военным министром в Министерстве Антониу Жинештала Машаду. В отличие от популярного маршала Мануэла ди Оливейры Гомиша да Кошты, Кармона не воевал в Первой мировой войне.
Семья
В январе 1914 года он женился на Марии ду Карму Феррейра да Силва (28 сентября 1878 г., Шавиш — 13 марта 1956 г., Лиссабон), дочери Жерману да Силва и Энграсии де Жезуш. Они имели трёх детей, которые родились до официального заключения брака и были потом признаны Ошкаром Кармоной. Является дядей президента Бразилии Аугусту Тасу Фрагозу[3]. Родственник бывшего мэра Лиссабона Кармона Родригеса (2004—2007).
[700x395]
Публикации
Кармона написал книгу правил для кавалерийской школы в 1913 году.
Память
В 1955 году город Уиже в Анголе был назван в честь Кармоны. Это название город носил до 1975 года. Когда Ангола стала независимой, город получил своё нынешнее название.
Награды Португалии
Carmona05 (700x584, 289Kb)
Награды иностранных государств
Carmona06 (700x95, 53Kb)

John_A._Dietz_(1870–1939) (213x700, 89Kb)
1870
Джон А.Диц (John A.Dietz)
американский стрелок, двукратный чемпион летних Олимпийских игр, чемпион мира. Родился в Германии. Диц принял участие в летних Олимпийских играх в Лондоне в соревнованиях по стрельбе из пистолета. Он стал чемпионом в стрельбе среди команд и занял девятое место среди отдельных спортсменов. На следующих летних Олимпийских играх 1912 в Стокгольме Диц снова стал чемпионом в командной стрельбе из пистолета и девятом в индивидуальной, а также, участвуя в стрельбе из дуэльного пистолета, занял четвёртые места среди отдельных спортсменов и среди команд. Через год Диц стал чемпионом в командной стрельбе из пистолета в Кэмп-Перри, США. Калкинс по жизни был военным и был суперинтендантом 71-го пехотного полка, с которым участвовал в Первой мировой войне. Умер в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 11 октября 1939 года.

Kartashev_LV (584x700, 271Kb)
1870
Лев Васильевич Карташёв (вариант написания фамилии Карташов)
врач, депутат Государственной думы II созыва от Симбирской губернии. Родился в деревне Малые Кармачи, Лаишевского уезда, Казанская губерния, Российская империя, в семье отставного майора Василия Львовича Карташёва (1822—?), происходившего из мещан и 15 января 1847 года внесённого во 2-ю часть дворянской родословной книги Казанской губернии по определению Казанского дворянского депутатского собрания, от его второго брака (4 февраля 1870 года) с Александрой Коронатовной Поповой в деревне Малые Кармачи Лаишевского уезда Казанской губернии (ныне пос. Нижние Кармачи Лаишевского района Республики Татарстан). Крещён в Богоявленской церкви селе Егорьево Лаишевского уезда. Ещё в 1888 году, будучи гимназистом в Казани, стал членом марксистского кружка Н.Е.Федосеева и состоял в нём до 1890 года. Поступил на медицинский факультет Казанского университета. В 1891 был арестован по обвинению в организации студенческого революционного кружка, находился по арестом вплоть до 1896[уточнить], из них 21/2 года провёл в одиночной камере в тюрьме «Кресты» в Санкт-Петербурге. Освободившись, ходатайствовал о разрешении окончить образование и, получив его, окончил медицинский факультет Казанского университета в 1900 году. Служил заведующим Алатырской земской больницей. Был избран гласным Алатырской городской думы. В 1905 году стоял во главе «революционного комитета», координировавшего выступления рабочих Алатыря и крестьян Алатырского уезда, занимался распространением запрещённой литературы, произносил речи на митингах. В декабре 1905 года стоял у истока Алатырского уездного крестьянского съезда, сформировавшего отделение Всероссийского крестьянского союза. В 1906 участвовал в кампании по выборам в Государственную думу I созыва. На момент выборов во вторую Думу не имел недвижимого имущества, но есть указания, что ранее у в его собственности была 251 десятина земли. 6 февраля 1907 года избран в Государственную думу II созыва от общего состава выборщиков Симбирского губернского избирательного собрания. До начала работы в Думе объехал Алатырский уезд, где на крестьянских сходах поощрял составление ими «приговоров» (наказов) в Думу. В Думе вошёл в состав Трудовой группы и фракции Крестьянского союза. Избран Товарищем секретаря Думы. Состоял в думских комиссиях: бюджетной, по запросам, о местном суде, о привлечении 55 членов Думы к уголовной ответственности. Участвовал в прениях по вопросам о привлечении к уголовной ответственности различных членов Думы, таких как Л.Ф.Геруса, А.Ф.Кузнецова, А.С.Купстаса, кроме того выступал по вопросам о величине контингента новобранцев в призыв 1907 года и о Наказе. От имени Трудовой группы предложил избрать комиссию для изыскания средств для борьбы с безработицей. После разгона Думы вернулся в Алатырь, но из-за полицейского давления был вынужден оставить земскую службу в Симбирской губернии, и в 1907 году перебрался на Кавказ в Кутаисскую губернию. По состоянию на январь 1908 года служил врачом в Чиатуре. Больница Общества пособия бедным имени Февронии Фёдоровны Довжиковой в городе Армавире, где Л.В.Карташёв работал в 1909—1919 гг.
KartashevТрудовая группа (700x531, 303Kb)
Трудовая группа 2-й Государственной Думы на совещании фракции (Таврический дворец, Санкт-Петербург, 1907). Трудовая группа 2-й Государственной Думы в своём партийном клубе Первый ряд: Мороз, Прохор Семёнович Краселюк, Иван Никитич Лагно, Дионисий Андроникович Сайко, Ефим Антонович Белаев, Василий Андреевич Пройда, Артемий Гордеевич Веремеенко, Тимофей Степанович Второй ряд: Кутоманов, Михаил Данилович Петрухин, Григорий Иванович Лосик, Антон Георгиевич ru: Дидурык, Андрей Иванович Карташёв, Лев Васильевич Караваев, Александр Львович Березин, Михаил Егорович ru: Третий ряд: ru: ru: Батуров, Михаил Васильевич Шаманин, Евгений Иванович Малафиевский, Никифор Николаевич Щипин, Павел Дмитриевич ru: ru: Четвертый ряд: Семёнов, Аверкий Иванович Пятый (последний) ряд: Рогожа, Пётр Михайлович ru: Небовидов, Викторин Васильевич
В сентябре 1909 года по объявленному в печати конкурсу был избран на должность главного врача вновь построенной больницы в Армавире. Доктор Караташёв был командирован в Москву для ускорения приобретения оборудования. 17 января 1910 года больница имени Ф.Ф.Довжиковой Армавирского общества пособия бедным открылась. Впоследствии был не только главным врачом, но и заведующим этой больницы. В 1918 году Л.В.Карташёв тяжело заболел возвратным тифом и его отправили на лечение в Сочи, откуда он вернулся через год с лишним. С 15 мая 1919 года Карташёв оставил службу в больнице Довжиковой и перешёл на службу в Управление Кавказских минеральных вод на должность заведующего больницей им. Хлудовой в городе Кисловодске. Из-за развившейся Базедовой болезни Карташёв должен был сменить климат и переехал в Сухум, оттуда в 1927 семья Карташёвых перебралась в Гудауты. Там Лев Васильевич стал работать хирургом и гинекологом-акушером. В 1954 году вышел на пенсию. Скончался в городе Гудауты, Абхазская АССР, Грузинская ССР, СССР, 25 июля 1963 года.
Семья: Первая жена — Мария-Элиза Георгиевна Карташёва урождённая?;. Сын — Александр (3 сентября 1895 —16 декабря 1937), калека от рождения, 21 июля 1937 — арестован в Казани как «участник контрреволюционной повстанческой организации». 13 декабря приговорён к расстрелу; Сын — Виктор (1901—после 1937), рентгенолог Первой народной больницы (бывшей больницы им. Довжиковой) в Армавире, инженер радиотелефонного завода № 197 в городе Горький, репрессирован в 13 августа 1937, срок 10 лет ИТЛ; Вторая жена — И.А.Маслова, врач из Кисловодска; Единокровный брат — Алексей (4 июля 1858—?), почётный мировой судья, земский начальник 4-го участка Свияжского уезда. Сочинения: Автор 20 научных трудов. Награды и звания: 1941 — Заслуженный врач Абхазской АССР. Литература: Боиович М.М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Второй созыв. Москва: Типография Товарищества И.Д.Сытина. 1907. Страница 317; Государственная дума Российской империи: 1906—1917. Б.Ю.Иванов, А.А.Комзолова, И.С.Ряховская. Москва. РОССПЭН. 2008. Cтраница 242; Г.А.Алексеев, Ю.В.Гусаров. Карташёв Лев Васильевич // Чувашская Энциклопедия. Архивы: Российский государственный исторический архив. Фонд 1278. Опись 1 (2-й созыв). Дело 187; Дело 556. Лист 7.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 24 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»